Ваш бизнес - От идеи до реализации

В мире информационных технологий приоритетным становится вопрос обеспечения целостности, надежности и конфиденциальности информации. Поэтому признание необходимости наличия в организации системы менеджмента информационной безопасности (СМИБ) является стратегическим решением.

Был разработан для создания, внедрения, поддержания функционирования и непрерывного улучшения СМИБ на предприятии.Также благодаря применению данного Стандарта внешним партнерам становится очевидной способность организации соответствовать собственным требованиям по информационной безопасности. В этой статье пойдет речь об основных требованиях Стандарта и обсуждение его структуры.

{ADV31}

Основные задачи Стандарта ISO 27001

Прежде, чем переходить к описанию структуры Стандарта, оговорим его основные задачи и рассмотрим историю появления Стандарта в России.

Задачи Стандарта:

  • установление единых требований для всех организаций к созданию, внедрению и улучшения СМИБ;
  • обеспечение взаимодействия высшего руководства и сотрудников;
  • сохранение конфиденциальности, целостности и доступности информации.

При этом требования, установленные Стандартом, являются общими и предназначены для применения любыми организациями, независимо от их типа, размера или характера.

История Стандарта:

  • В 1995 г. Британский институт стандартов (BSI) принял Кодекс управления информационной безопасностью в качестве национального стандарта Великобритании и зарегистрировал его под номером BS 7799 - Part 1.
  • В 1998 г. BSI публикует стандарт BS7799-2, состоящий из двух частей, одна из которых включила в себя свод практических правил, а другая - требования к системам менеджмента информационной безопасности.
  • В процессе следующих пересмотров первая часть была опубликована как BS 7799:1999, Часть1. В 1999 году эта версия стандарта была передана в Международную Организацию по Сертификации.
  • Этот документ был утвержден в 2000 г. в качестве международного стандарта ISO/IEC 17799:2000 (BS 7799-1:2000). Последней версией данного стандарта, принятой в 2005 году, является ISO/IEC 17799:2005.
  • В сентябре 2002 года в силу вступила вторая часть стандарта BS 7799 «Спецификация системы управления информационной безопасностью». Вторая часть BS 7799 пересматривалась в 2002 г., а в конце 2005 г. была принята ISO в качестве международного стандарта ISO/IEC 27001:2005 «Информационные технологии — Методы обеспечения безопасности — Системы управления информационной безопасностью — Требования».
  • В 2005 г. стандарт ISO/IEC 17799 был включен в линейку стандартов 27-ой серии и получил новый номер - ISO/IEC 27002:2005.
  • 25 сентября 2013 года был опубликован обновленный стандарт ISO/IEC 27001:2013 «Системы Менеджмента Информационной Безопасности. Требования». В настоящее время сертификация организаций проводится по этой версии Стандарта.

Структура Стандарта

Одним из преимуществ данного Стандарта является схожесть его структуры с ИСО 9001, так каксодержит идентичные заголовки подразделов, идентичный текст, общие термины и основные определения. Это обстоятельство позволяет сэкономить время и деньги, так как часть документации уже была разработана при сертификации по ИСО 9001.

Если говорить о структуре Стандарта, то представляет собой перечень требований к СМИБ, обязательных для сертификации и состоит из следующих разделов:

Основные разделы Приложение А
0. Введение A.5 Политики информационной безопасности
1. Область применения A.6 Организация информационной безопасности
2. Нормативные ссылки A.7 Безопасность человеческих ресурсов (персонала)
3. Термины и определения A.8 Управление активами
4. Контекст организации A.9 Управление доступом
5. Лидерство A.10 Криптография
6. Планирование A.11 Физическая безопасность и защита от окружающей среды
7. Поддержка A.12 Безопасность операций
8. Операции (Эксплуатация) A.13 Безопасность коммуникаций
9. Оценка (Измерение) результативности A.14 Приобретение, разработка и обслуживание информационных систем
10. Совершенствование (Улучшение) A.15 Взаимоотношения с поставщиками
A.16 Менеджмент инцидентов
A.17 Обеспечение непрерывности бизнеса
A.18 Соответствие законодательству

Требования «Приложения А» являются обязательными для выполнения, но стандарт позволяет исключить направления, которые невозможно применить на предприятии.

При внедрении Стандарта на предприятии для прохождения дальнейшей сертификации стоит помнить, что не допускается исключений требований, установленных в разделах 4 - 10. Об этих разделах и пойдет речь дальше.

Начнем с раздела 4 - Контекст организации

Контекст организации

В этом разделе Стандарт требует от организации определить внешние и внутренние проблемы, которые значимы с точки зрения ее целей, и которые влияют на способность ее СМИБ достигать ожидаемых результатов. При этом следует учитывать законодательные и нормативные требования и договорные обязательства в отношении информационной безопасности. Также организация должна определить и документально зафиксировать границы и применимость СМИБ, чтобы установить ее область действия.

Лидерство

Высшее руководство должно демонстрировать лидерство и обязательства в отношении системы менеджмента информационной безопасности посредством, например, гарантии того, что информационная политика безопасности и цели в сфере информационной безопасности установлены и согласуются со стратегией организации. Также высшее руководство должно гарантировать обеспечение всеми необходимыми ресурсами для СМИБ. Другими словами, для работников должно быть очевидным вовлеченность руководства в вопросы информационной безопасности.

Должна быть документально зафиксирована и доведена до сведения работников политика в области информационной безопасности. Этот документ напоминает политику в области качества ISO 9001. Он также должен соответствовать назначению организации и включать цели в области информационной безопасности. Хорошо, если это будут реальные цели, вроде сохранения конфиденциальности и целостности информации.

Также от руководства ожидается распределение функций и обязанностей, связанных с информационной безопасностью среди работников.

Планирование

В этом разделе мы подходим к первому этапу управленческого принципа PDCA (Plan - Do - Check - Act) - планируй, выполняй, проверяй, действуй.

Планируя систему менеджмента информационной безопасности, организация должнапринять во внимание проблемы, упомянутые в разделе 4, а также определить риски и потенциальные возможности, которые необходимо принять во внимание, чтобы гарантировать, что СМИБ может достигать ожидаемых результатов, предотвратить нежелательные эффекты и достигать непрерывного совершенствования.

При планировании, каким образом достигнуть своих целей в области информационной безопасности, организация должна определить:

  • что будет сделано;
  • какие ресурсы потребуются;
  • кто будет ответственным;
  • когда цели будут достигнуты;
  • как результаты будут оцениваться.

Кроме того, организация должна сохранять данные по целям в области информационной безопасности как документированную информацию.

Обеспечение

Организация должна определить и обеспечить ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, поддержания функционирования и непрерывного улучшения СМИБ, это включает в себя как персонал, так и документацию. В отношении персонала от организации ожидается подбор квалифицированных и компетентных работников в области информационной безопасности. Квалификация работников должна подтверждаться удостоверениями, дипломами и т.п. Возможно привлечение по контракту сторонних специалистов, либо обучение своих работников. Что касается документации, она должна включать:

  • документированную информацию, требуемую Стандартом;
  • документированную информацию, признанную организацией необходимой для обеспечения результативности системы менеджмента информационной безопасности.

Документированной информацией, требуемой СМИБ и Стандартом, необходимо управлять, чтобы гарантировать, что она:

  • доступна и пригодна для применения там, где и когда она необходима, и
  • надлежащим образом защищена (например, от потери конфиденциальности,неправильного использования или потери целостности).

Функционирование

В данном разделе говорится о втором этапе управленческого принципа PDCA - необходимости организации управлять процессамидля обеспечения соответствия требованиям, и выполнять действия, определенные в разделе Планирование. Также говорится, что организация должна выполнять оценку рисков информационной безопасности через запланированные интервалы времени или когда предложены или произошли существенные изменения. Организация должна сохранять результаты оценки рисков информационной безопасности как документированную информацию.

Оценка результатов деятельности

Третий этап - проверка. Организация должна оценивать функционирование и результативность СМИБ. Например, в ней должен проводиться внутренний аудит, чтобы получать информацию о том,

  1. соответствует ли система менеджмента информационной безопасности
    • собственным требованиям организации к ее системе менеджмента информационной безопасности;
    • требованиям Стандарта;
  2. что система менеджмента информационной безопасности результативно внедрена и функционирует.

Разумеется, что объем и сроки проведения аудитов должны планироваться заранее. Все результаты необходимо документировать и сохранять.

Улучшение

Суть этого раздела в том, чтобы определить порядок действий при выявлении несоответствия. Организации необходимо исправлять несоответствие, последствия и провести анализ ситуации, чтобы в будущем подобное не происходило. Все несоответствия и корректирующие действия должны документироваться.

На этом заканчиваются основные разделы Стандарта. В Приложении А приводятся более конкретные требования, которым должна соответствовать организация. Например, в плане контроля доступа, пользования мобильных устройств и носителей информации.

Выгоды от внедрения и сертификации ISO 27001

  • повышение статуса организации и соответственно доверия партнеров;
  • повышение стабильности функционирования организации;
  • повышениеуровня защиты от угроз информационной безопасности;
  • обеспечениенеобходимого уровня конфиденциальности информации заинтересованных сторон;
  • расширение возможностей участия организации в крупных контрактах.

Экономическими преимуществами являются:

  • независимое подтверждение сертификационным органом наличия в организации высокого уровня информационной безопасности, контролируемого компетентным персоналом;
  • доказательство соблюдения действующих законов и нормативных актов (выполнение системы обязательных требований);
  • демонстрация определенного высокого уровнясистем менеджмента для обеспечения должного уровня обслуживания клиентов и партнеров организации;
  • демонстрация проведения регулярных аудитов систем менеджмента, оценки результативности и постоянных улучшений.

Сертификация

Организация может быть сертифицирована аккредитованными агентствами в соответствии с этим стандартом. Процесс сертификации состоит из трех этапов:

  • 1-ый этап- изучение аудитором ключевых документов СМИБ на соответствие требованиям Стандарта- может выполняться как на территории организации, так и путем передачи этих документов внешнему аудитору;
  • 2-ой этап- детальный аудит, включая тестирование внедренных мер, и оценка их эффективности. Включает полное изучение документов, которые требует стандарт;
  • 3-ий этап - выполнение инспекционного аудита для подтверждения, что сертифицированная организация соответствует заявленным требованиям. Выполняется на периодической основе.

Итог

Как можно увидеть, применение данного стандарта на предприятии позволить качественно повысить уровень информационной безопасности, что в условиях современных реалий дорогого стоит. Требований Стандарт содержит немало, но самое главное требование - делать то, что написано! Без реального применения требований стандарта он превращается в пустой набор бумажек.

Стандарт BS ISO/IEC 27001:2005 описывает модель системы управления информационной безопасностью (СМИБ) и предлагает набор требований к организации ИБ на предприятии без привязки к способам реализации, которые выбираются исполнителями организации.

Check (Проверка) - фаза оценки эффективности и производительности СМИБ. Обычно выполняется внутренними аудиторами.

Решение о создании (и последующей сертификации) СМИБ принимается высшим руководством организации. Это демонстрирует поддержку и подтверждение руководством ценности СМИБ для бизнеса. Руководство организации инициирует создание группы по планированию СМИБ.

Группа, ответственная за планирование СМИБ, должна включать:

· представителей высшего руководства организации;

· представителей бизнес-подразделений, охватываемых СМИБ;



· специалистов подразделений ИБ;

· сторонних консультантов (при необходимости).

Комитет по ИБ обеспечивает поддержку эксплуатации СМИБ и ее непрерывного совершенствования.

Рабочая группа должна руководствоваться нормативно-методической базой, как в отношении создания СМИБ, так и относящейся к сфере деятельности организации, и, конечно, общей системой государственных законов.

Нормативная база по созданию СМИБ:

· ISO/IEC 27000:2009 Словарь и определения.

· ISO/IEC 27001:2005 Общие требования к СМИБ.

· ISO/IEC 27002:2005 Практическое руководство по управлению информационной безопасностью.

· ISO/IEC 27003:2010 Практическое руководство по внедрению СМИБ.

· ISO/IEC 27004:2009 Метрики (Измерения) ИБ.

· ISO/IEC 27005:2011 Руководство по менеджменту рисков ИБ.

· ISO/IEC Guide 73:2002, Risk management - Vocabulary - Guidelines for use in standards.

· ISO/IEC 13335-1:2004, Information technology - Security techniques - Management of information and communications technology security - Part 1: Concepts and models for information and communications technology security managment.

· ISO/IEC TR 18044 Information technology - Security techniques - Information security incident management.

· ISO/IEC 19011:2002 Guidelines for quality and / or environmental management systems auditing.

· Серия методик Британского института стандартов по созданию СМИБ (ранее: документы серии PD 3000).

Процесс создания СМИБ состоит из 4 этапов:

1 этап. Планирование СМИБ.

Установление политики, целей, процессов и процедур, относящихся к управлению рисками и защите информации, в соответствии с общей политикой и целями организации.

a) Определение области применения и границ СМИБ:

· Описание вида деятельности и бизнес-целей организации;

· Указание границ систем, охватываемых СМИБ;

· Описание активов организации (виды информационных ресурсов, программно-технические средства, персонал и организационная структура);

· Описание бизнес-процессов, использующих защищаемую информацию.

Описание границ системы включает:

Описание существующей структуры организации (с возможными изменениями, которые могут возникнуть в связи с разработкой информационной системы).

Ресурсы информационной системы, подлежащие защите (вычислительная техника, информация, системное и прикладное ПО). Для их оценки должна быть выбрана система критериев и методика получения оценок по этим критериям (категорирования).

Технология обработки информации и решаемые задачи. Для решаемых задач должны быть построены модели обработки информации в терминах ресурсов.

Схема информационной системы организации и поддерживающей инфраструктуры.

Как правило, на этом этапе составляется документ, в котором фиксируют границы информационной системы, перечисляют информационные ресурсы компании, подлежащие защите, приводят систему критериев и методики для оценки ценности информационных активов компании.

b) Определение политики в отношении СМИБ организации (расширенная версия ПБ).

· Цели, направления и принципы деятельности в отношении защиты информации;

· Описание стратегии (подходов) управления рисками в организации, структуризация контрмер по защите информации по видам (правовые, организационные, аппаратно-программные, инженерно-технические);

· Описание критериев значимости риска;

· Позиция руководства, определение периодичности проведения совещаний по тематике ИБ на уровне руководства, включая периодический пересмотр положений политики ИБ, а также порядка обучения всех категорий пользователей информационной системы по вопросам ИБ.

c) Определение подхода к оценке рисков в организации.

Методология оценки риска выбирается в зависимости от СМИБ, установленных деловых требований защиты информации, законодательных и нормативных требований.

Выбор методологии оценки рисков зависит от уровня требований, предъявляемых в организации к режиму информационной безопасности, характера принимаемых во внимание угроз (спектра воздействия угроз) и эффективности потенциальных контрмер по защите информации. В частности различают базовые, а также повышенные или полные требования к режиму ИБ.

Минимальным требованиям к режиму ИБ соответствует базовый уровень ИБ. Такие требования применяются, как правило, к типовым проектным решениям. Существует ряд стандартов и спецификаций, в которых рассматривается минимальный (типовой) набор наиболее вероятных угроз, таких как: вирусы, сбои оборудования, несанкционированный доступ и т. д. Для нейтрализации этих угроз обязательно должны быть приняты контрмеры вне зависимости от вероятности их осуществления и уязвимости ресурсов. Таким образом, характеристики угроз на базовом уровне рассматривать не обязательно. Зарубежные стандарты в этой области ISO 27002, BSI, NIST и др.

В случаях, когда нарушения режима ИБ ведут к тяжелым последствиям, предъявляются дополнительно повышенные требования.

Для формулирования дополнительных повышенных требований, необходимо:

Определить ценность ресурсов;

К стандартному набору добавить список угроз, актуальных для исследуемой информационной системы;

Оценить вероятности угроз;

Определить уязвимости ресурсов;

Оценить потенциальный ущерб от воздействий злоумышленников.

Необходимо подобрать такую методику оценки рисков, которую можно было бы использовать с минимальными изменениями на постоянной основе. Есть два пути: использовать существующие на рынке методики и инструментарий для оценки рисков или создать свою методику, адаптированную к специфике компании и охватываемой СМИБ области деятельности.

Последний вариант наиболее предпочтителен, поскольку пока большинство существующих на рынке продуктов, реализующих ту или иную методику анализа рисков, не отвечают требованиям Стандарта. Типичными недостатками таких методик являются:

· стандартный набор угроз и уязвимостей, который зачастую невозможно изменить;

· принятие в качестве активов только программно-технических и информационных ресурсов - без рассмотрения человеческих ресурсов, сервисов и других важных ресурсов;

· общая сложность методики с точки зрения ее устойчивого и повторяющегося использования.

· Критерии принятия рисков и приемлемые уровни риска (должны базироваться на достижении стратегических, организационных и управленческих целей организации).

d) Выявление рисков.

· Идентификация активов и их владельцев

Информационные входные данные;

Информационные выходные данные;

Информационные записи;

Ресурсы: люди, инфраструктура, оборудование, программное обеспечение, инструменты, услуги.

· Идентификация угроз (в стандартах по оценке рисков зачастую предлагаются классы угроз, которые можно дополнять и расширять).

· Идентификация уязвимостей (также существуют списки наиболее распространенных уязвимостей, на которые можно опираться при анализе своей организации).

· Определение ценности активов (возможные последствия от потери конфиденциальности, целостности и доступности активов). Информация о ценности актива может быть получена от его владельца или же от лица, которому владелец делегировал все полномочия по данному активу, включая обеспечение его безопасности.

e) Оценка риска.

· Оценка ущерба, который может быть нанесен бизнесу от потери конфиденциальности, целостности и доступности активов.

· Оценка вероятности реализации угроз через существующие уязвимости с учетом имеющихся средств управления ИБ и оценки возможного наносимого ущерба;

· Определение уровня риска.

Применение критериев принятия риска (приемлемый/требующий обработки).

f) Обработка рисков (в соответствии с выбранной стратегией управления рисками).

Возможные действия:

Пассивные действия:

Принятие риска (решение о приемлемости полученного уровня риска);

Уклонение от риска (решение об изменении деятельности, вызывающей данный уровень риска – вынесение веб-сервера за границы локальной сети);

Активные действия:

Уменьшение риска (применением организационных и технических контрмер);

Передача риска (страхование (пожара, кражи, ошибок в ПО)).

Выбор возможных действий зависит от принятых критериев рисков (задается приемлемый уровень риска, уровни риска, которые могут быть понижены средствами управления ИБ, уровни риска, при которых рекомендуется отказаться или преобразовать вид деятельности, которая его вызывает, и риски, которые желательно передать другим сторонам).

g) Выбор целей и средств управления для обработки риска.

Цели и средства управления должны реализовывать стратегию управления рисками, учитывать критерии для принятия рисков и законодательные, нормативные и др. требования.

Стандарт ИСО 27001-2005 предлагает список целей и средств управления в качестве основы для построения плана обработки рисков (требований к СМИБ).

План обработки рисков содержит перечень первоочередных мероприятий по снижению уровней рисков с указанием:

· лиц, ответственных за реализацию данных мероприятий и средств;

· сроков реализации мероприятий и приоритетов их выполнения;

· ресурсов для реализации таких мероприятий;

· уровней остаточных рисков после внедрения мероприятий и средств управления.

Принятие плана обработки рисков и контроль за его выполнением осуществляет высшее руководство организации. Выполнение ключевых мероприятий плана является критерием, позволяющим принять решение о вводе СМИБ в эксплуатацию.

На данном этапе производится обоснование выбора различных контрмер по ЗИ, структурированных по нормативно-правовому, организационно-управленческому, технологическому и аппаратно-программному уровням обеспечения информационной безопасности. (Далее комплекс контрмер реализуется в соответствии с выбранной стратегией управления информационными рисками). При полном варианте анализа рисков, для каждого риска дополнительно оценивается эффективность контрмер.

h) Утверждение руководством предлагаемого остаточного риска.

i) Получение разрешения руководства на реализацию и ввод в эксплуатацию СМИБ.

j) Заявление о применимости (в соответствии с ИСО 27001-2005).

Датой ввода СМИБ в эксплуатацию является дата утверждения высшим руководством компании Положения о применимости средств управления, которое описывает цели и средства, выбранные организацией для управления рисками:

· средства управления и контроля, выбранные на этапе обработки рисков;

· уже существующие в организации средства управления и контроля;

· средства, обеспечивающие выполнение требований законодательства и требований регулирующих организаций;

· средства, обеспечивающие выполнение требований заказчиков;

· средства, обеспечивающие выполнение общекорпоративных требований;

· любые другие соответствующие средства управления и контроля.

2 этап. Реализация и эксплуатация СМИБ.

Для внедрения и эксплуатации политики ИБ, средств управления, процессов и процедур в области ИБ выполняются следующие действия:

a) Разработка плана обработки рисков (описание запланированных средств управления, ресурсов (программные, аппаратные, персонал), которые требуются для их реализации, поддержки, контроля, и обязанностей руководства по управлению рисками ИБ (разработка документов на этапе планирования, поддержка целей ИБ, определение ролей и ответственности, обеспечение необходимыми ресурсами для создания СМИБ, аудит и анализ).

b) Распределение финансирования, ролей и ответственности по реализации плана обработки рисков.

c) Внедрение запланированных средств управления.

d) Определение контрольных показателей эффективности (метрик) средств управления, методов их измерения, которые обеспечат сравнимые и воспроизводимые результаты.

e) Повышение квалификации, осведомленности персонала в области ИБ в соответствии с их трудовыми обязанностями.

f) Управление эксплуатацией СМИБ, управление ресурсами для поддержки в рабочем состоянии, контроля и улучшения СМИБ.

g) Внедрение процедур и других средств управления для быстрого обнаружения и реагирования на инциденты ИБ.

3 этап.Постоянный контроль и анализ функционирования СМИБ.

Этап предполагает проведение оценки или измерений ключевых показателей эффективности процессов, анализ результатов и предоставление отчетов руководству для анализа и включает:

а) Проведение постоянного контроля и анализа (позволяет быстро обнаруживать ошибки функционирования СМИБ, быстро выявлять и реагировать на инциденты безопасности, разграничить роли персонала и автоматизированных систем в СМИБ, предотвращать инциденты безопасности за счет анализа необычного поведения, определять результативность обработки инцидентов безопасности).

b) Проведение регулярного анализа результативности СМИБ (анализируются соответствие политике и целям СМИБ, аудиты, ключевые показатели эффективности, предложения и реакция заинтересованных сторон).

c) Измерение эффективности средств управления для проверки выполнения требований защиты

d) Периодическая переоценка рисков, анализ остаточных рисков и определение приемлемых уровней риска при каких-либо изменениях в организации (бизнес-целей и процессов, выявленных угроз, новых выявленных уязвимостей и т.д.)

e) Периодическое проведение внутренних аудитов СМИБ.

Аудит СМИБ – проверка соответствия выбранных контрмер целям и задачам бизнеса, декларированным в ПБ организации, по его результатам проводится оценка остаточных рисков и, в случае необходимости, их оптимизация.

f) Регулярный анализ области применения и тенденции СМИБ руководством.

g) Обновление планов управления рисками для учета результатов контроля и анализа.

h) Ведение журналов регистрации событий, оказавших негативное влияние на результативность или качество работы СМИБ.

4 этап. Поддержка и улучшение СМИБ.

По результатам внутреннего аудита СМИБ и анализа со стороны руководства разрабатываются и внедряются корректирующие и предупреждающие действия, направленные на постоянное улучшение СМИБ:

a) Совершенствование политики ИБ, целей защиты информации, проведение аудита, анализ наблюдаемых событий.

b) Разработка и реализация корректирующих и предупреждающих действий для устранения несоответствий СМИБ требованиям.

c) Контроль улучшений СМИБ.

Заключение

ISO 27001 описывает общую модель внедрения и функционирования СМИБ, а также действий по мониторингу и улучшению СМИБ. ISO намеревается гармонизировать различные стандарты по системам менеджмента, такие как ISO/IEC 9001:2000, который посвящен менеджменту качества, и ISO/IEC 14001:2004, предназначенный для систем экологического менеджмента. Цель ISO состоит в том, чтобы обеспечить согласованность и интеграцию СМИБ с другими системами менеджмента в компании. Сходство стандартов позволяет использовать схожий инструментарий и функционал для внедрения, управления, пересмотра, проверки и сертификации. Подразумевается, что если компания внедрила другие стандарты менеджмента, она может использовать единую систему аудита и управления, которая применима к менеджменту качества, экологическому менеджменту, менеджменту безопасности и т.д. Внедрив СМИБ, высшее руководство получает средства мониторинга и управления безопасностью, что снижает остаточные бизнес-риски. После внедрения СМИБ, компания может официально обеспечивать безопасность информации и продолжать выполнять требования клиентов, законодательства, регуляторов и акционеров.

Стоит отметить, что в законодательстве РФ существует документ ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001-2006, который представляет собой переведенную версию международного стандарта ISO27001.

Список литературы

1.Корнеев И.Р., Беляев А.В. Информационная безопасность предприятия. – СПб.: БХВ-Петербург, 2003. – 752 с.

2.Междунородный стандарт ISO 27001

(http://www.specon.ru/files/ISO27001.pdf) (дата обращения: 23.05.12).

3.Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО/МЭК 27003 - "Информационные технологии. Методы обеспечения безопасности. Руководство по внедрению Системы Менеджмента Информационной Безопасности

(http://niisokb.ru/news/documents/IDT%20ISO%20IEC%2027003-2011-09-14.pdf) (дата обращения: 23.05.12).

4.Скиба В.Ю., Курбатов В.А. Руководство по защите от внутренних угроз информационной безопасности. СПб.: Питер, 2008. - 320 с.

Система менеджмента информационной безопасности – часть общей системы менеджмента, основанная на использовании методов оценки бизнес-рисков для разработки, внедрения, функционирования, мониторинга, анализа, поддержки и улучшения информационной безопасности.

Система менеджмента включает в себя организационную структуру, политики, деятельность по планированию, распределение ответственности, практическую деятельность, процедуры, процессы и ресурсы.[ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001-2006]

Стандарт ISO 27001 определяет требования к системе управления (менеджмента) информационной безопасности (СУИБ). Требования стан-дарта в определенной степени абстрактны и не привязаны к специфике какой-либо области деятельности компании.

Развитие информационных систем в начале 90-х годов привело к необходимости создания стандарта по управлению безопасностью. По запросу британского правительства и промышленности британский департамент торговли и промышленности разработал Практики к СМИБ.

Начальный стандарт BS 7799 прошел долгий путь, с чередой испытаний и корректировок. Важнейшим этапом в его «карьере» стал 2005 г., когда стандарт, позволяющий оценивать СМИБ, был признан международным (то есть подтверждена состоятельность его требований к современной СМИБ). С этого момента передовые предприятия во всем мире начали активно внедрять стандарт ISO 27001 и проводить подготовку к сертификации.

Структура СМИБ

Современная СМИБ представляет собой процессно-ориентированную систему управления, включающую организационный, документальный и программно-аппаратный компоненты. Можно выделить следующие «взгляды» на СМИБ: процессный, документальный и зрелостный.

Процессы СМИБ созданы в соответствии с требованиями стандарта ISO/IEC 27001:2005, в основе которого лежит цикл управления Plan-Do-Check-Act. В соответствии с ним, жизненный цикл СМИБ состоит из четырех типов деятельности: Создание - Внедрение и эксплуатация - Мониторинг и анализ - Сопровождение и совершенствование. Документированные процессы СМИБ обеспечивают выполнение всех требований стандарта 27001.

Документация СМИБ состоит из политик, документированных процедур, стандартов и записей и делится на две части: документация менеджмента СМИБ и эксплуатационная документация СМИБ.

Зрелостная модель СМИБ определяет детализацию разрабатываемой документации и степень автоматизации процессов менеджмента и эксплуатации СМИБ. При оценке и планировании используется модель зрелости CobiT. В Программе повышения зрелости СМИБ приводятся состав и сроки мероприятий по совершенствованию процессов менеджмента ИБ и управления эксплуатацией средств ИБ

В стандарте предложено применение модели PDCA (Plan-Do-Check-Act) к жизненному циклу СМИБ, который включает разработку, внедрение, эксплуатацию, контроль, анализ, поддержку и совершенствование (Рисунок 1).

Plan (Планирование) - фаза создания СМИБ, создание перечня активов, оценки рисков и выбора мер;

Do (Действие) - этап реализации и внедрения соответствующих мер;

Check (Проверка) - фаза оценки эффективности и производитель-ности СМИБ. Обычно выполняется внутренними аудиторами.

Act (Улучшения) - выполнение превентивных и корректирующих действий.

Процесс создания СМИБ состоит из 4 этапов:

Процесс планирования, целью которого является выявление, анализ и проектирование способов обработки рисков информационной безопасности. При создании этого процесса следует разработать методику категорирования информационных активов и формальной оценки рисков на основе данных об актуальных для рассматриваемой информационной инфраструктуры угрозах и уязвимостях. Применительно к области аудита PCI DSS можно выделить два типа ценных информационных активов, обладающих разным уровнем критичности – данные о держателях карт и критичные аутентификационные данные.

Процесс внедрения спланированных методов обработки рисков, описывающий процедуру запуска нового процесса обеспечения информационной безопасности, либо модернизации существующего. Особое внимание следует уделить описанию ролей и обязанностей, а также планированию внедрения.

Процесс мониторинга функционирующих процессов СМИБ (стоит отметить, что мониторингу эффективности подлежат как процессы СМИБ, так и самой СМИБ – ведь четыре процесса менеджмента - не гранитные изваяния, и к ним применима самоактуализация).

Процесс совершенствования процессов СМИБ в соответствии с результатами мониторинга, который делает возможным реализацию корректирующих и превентивных действий.

Действует Редакция от 27.12.2006

Наименование документ "ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ. СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ТРЕБОВАНИЯ. ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001-2006" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2006 N 375-ст)
Вид документа приказ, стандарт, гост, исо
Принявший орган ростехрегулирование
Номер документа ИСО/МЭК 27001-2006
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 27.12.2006
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус действует
Публикация
  • На момент включения в базу документ опубликован не был
Навигатор Примечания

"ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ. СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ТРЕБОВАНИЯ. ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001-2006" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2006 N 375-ст)

8. Улучшение системы менеджмента информационной безопасности

8.1. Постоянное улучшение

Организация должна постоянно повышать результативность СМИБ посредством уточнения политики ИБ, целей ИБ, использования результатов аудитов, анализа контролируемых событий, корректирующих и предупреждающих действий, а также использования руководством результатов анализа СМИБ (см. раздел 7).

8.2. Корректирующие действия

Организация должна проводить мероприятия по устранению причин несоответствий требованиям СМИБ с целью предупредить их повторное возникновение. Документированная процедура корректирующего действия должна устанавливать требования по:

a) выявлению несоответствий;

b) определению причин несоответствий;

C) оцениванию необходимости действий во избежание повторения несоответствий;

d) определению и реализации необходимых корректирующих действий;

e) ведению записей результатов предпринятых действий (см. 4.3.3);

f) анализу предпринятого корректирующего действия.

8.3. Предупреждающие действия

Организация должна определять действия, необходимые для устранения причин потенциальных несоответствий требованиям СМИБ, с целью предотвратить их повторное появление. Предпринимаемые предупреждающие действия должны соответствовать последствиям потенциальных проблем. Документированная процедура предпринятого предупреждающего действия должна устанавливать требования по:

a) выявлению потенциальных несоответствий и их причин;

b) оцениванию необходимости действия с целью предупредить появление несоответствий;

c) определению и реализации необходимого предупреждающего действия;

d) записи результатов предпринятого действия (см. 4.3.3);

e) анализу результатов предпринятого действия.

Организация должна определить изменения в оценках рисков и установить требования к предупреждающим действиям, при этом обращая особое внимание на существенно измененные количественные показатели рисков.

Приоритеты в отношении реализации предупреждающих действий должны быть определены на основе результатов оценки риска.

Примечание - Обычно затраты на проведение мероприятий по предотвращению несоответствий более экономичны, чем на корректирующие действия.

Шахалов Игорь Юрьевич

К вопросу об интегрировании систем менеджмента качества и информационной безопасности

Аннотация: рассмотрены международные стандарты ИСО 27001 и ИСО 9001. Проведен анализ сходств и различий системы менеджмента качества и системы менеджмента информационной безопасности. Показана возможность интегрирования системы менеджмента качества и системы менеджмента информационной безопасности. Приведены основные этапы построения и внедрения интегрированной системы менеджмента информационной безопасности. Показаны преимущества интегрированного подхода.

Ключевые слова: системы менеджмента информационная безопасность, интегрированные системы менеджмента, СМИБ, СМК, ИСО 27001.

Наталья Олеговна

Введение

В современном мире с появлением распространенных и удобных технических устройств обозначилась довольно остро проблема защиты информации. Наряду с выпуском качественной продукции или оказанием услуг предприятиям и организациям важно сохранять нужную информацию в тайне от конкурентов, чтобы оставаться на выгодных позициях на рынке. В конкурентной борьбе широко распространены разнообразные действия, направленные на получение (добывание, приобретение) конфиденциальной информации самыми различными способами, вплоть до прямого промышленного шпионажа с использованием современных технических средств разведки.

Таким образом, лидерами на рынке становятся организации, придерживающиеся лучших мировых практик, содержащих требования, руководства по внедрению систем управления бизнес-процессами организации. Лучшими стандартами по разработке, внедрению, мониторингу и улучшению таких систем являются документы Международной Организации по стандартизации (ISO). Особое внимание необходимо уделить стандартам серий ISO 900x и ISO 2700x, в которых собраны лучшие практики по внедрению системы менеджмента качества (СМК) и системы менеджмента информационной безопасности (СМИБ) .

Система менеджмента качества, внедренная в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001, давно признана неотъемлемым атрибутом успешной компании, производящей высококачественную продукцию или оказывающей услуги высокого класса. Сегодня наличие сертификата соответствия является одновременно эффективным маркетинговым решением и механизмом контроля процессов производства . Аудит СМК является развитым направлением бизнеса.

Ежедневно усиливается зависимость успешной деятельности компании от корпоративной системы защиты информации. Это объясняется увеличением объема жизненно важных данных, обрабатываемых в корпоративной информационной системе. Информационные системы усложняются, растет и число уязвимостей, обнаруживаемых в них. Аудит СМИБ позволяет оценить текущее состояние безопасности функционирования корпоративной информационной системы,

оценить и прогнозировать риски, управлять их влиянием на бизнес-процессы компании .

Так как стандарт ISO 9001 давно занял лидирующее положение по количеству сертификатов в мире, а стандарт ISO 27001 показывает тенденцию к возрастанию сертификации системы менеджмента информационной безопасности, целесообразно рассмотреть возможное взаимодействие и интеграцию СМК и СМИБ.

Интегрированиестандартов

На первый взгляд, менеджмент качества и информационная безопасность - совершенно различные области. Однако на практике они тесно связанны и образуют одно целое (Рисунок 1). Удовлетворение потребностей клиентов, составляющее объективную цель качества, с каждым годом все больше зависит от доступности информационных технологий и от безопасности данных, для поддержания которых и используется стандарт ISO 27001. С другой стороны, стандарт ISO 9001 точно соответствует корпоративным целям организации, помогая обеспечивать менеджмент информационной безопасности. Благодаря комплексному подходу ISO 27001 может быть эффективно интегрирован в существующие СМК или осуществляться вместе с СМК.

сти (ISO 27001) и управления ИТ-услугами (ISO 20000) имеют аналогичную структуру и процессный подход. Это дает синергию, которая окупается: на практике интегрированная система менеджмента на текущую эксплуатацию экономит от 20 до 30 процентов от общего объема расходов на оптимизацию системы, проверок и ревизий .

Стандарты информационной безопасности и управления качеством направлены на постоянное совершенствование в соответствии с моделью Plan-Do-Check-Act (PDCA, «планирование - осуществление - проверка - действие»), известной как «цикл Деминга» (см. рис. 2) . Кроме того, они похожи по своей структуре, как показано в таблице соответствия в приложении С стандарта ISO 27001. В обоих стандартах определены понятия процессного подхода, области действия, требования к системе и документации, а также административная ответственность. В обоих случаях структура заканчивается внутренним аудитом, анализом со стороны руководства и улучшением системы. В этом обе системы взаимодействуют. Например, ISO 9001 требует управления несоответствующей продукцией. Аналогично, в стандарте ISO 27001 существует требование по управлению инцидентами для устранения сбоев.

Рис. 1. Сферы взаимодействия и схожести СМК и СМИБ

Рис. 2. Цикл Деминга

Более 27 200 организаций самых различных отраслей в более чем 100 странах мира сертифицированы на соответствие ISO 9001:2008 по управлению качеством. В зависимости от рынка и требований законодательства, многие организации все чаще вынуждены иметь дело с ИБ. В этой связи, интеграция системы управления предлагает реальные возможности. Комплексный подход также интересен для компаний, которые не использовали любой процесс управления до сих пор. Стандарты ИСО качества (ISO 9001), охраны окружающей среды (ISO 14000), информационной безопасно-

Различия между стандартами полезно дополняют друг друга, что решительно способствует повышению делового успеха. Например, ISO 9001 требует определения корпоративных целей, ориентированности на клиента и измеримости, в какой степени цели и задачи выполнены. Это три вопроса, которые не находятся в центре интересов ISO 27001. В свою очередь, этот стандарт придает первостепенное значение управлению рисками для поддержания непрерывности бизнеса и предлагает подробную помощь в реализации СМИБ. По сравнению

с этим, ISO 9001 является в большей степени теоретическим стандартом.

ISO 27001 - стандарт не только для ИТ

Многие считают, что стандарт ISO 27001 предназначен только для ИТ-процессов, однако на самом деле это не так. Основополагающим пунктом по внедрению СМ И Б стандарта ISO 27001 служит определение активов .

■ "lilltpHiimiir-J. » iJilllF.lEL^OIU.IC.

г т^цдкпиниж ц нетувк^тнслщс tEp.tna.

» ■irreiiKinfundu «GcTMHiiociv

* КЯДРОМК:

■ JI!l"|"l"L>4_l]Jil"HIIL,k

» D|KtttcCcU H «patitU.

» jimii 14: ii |vju7JIIIM.

Рис. 3. Виды активов

Под активом понимается все, что представляет для компании ценность (Рисунок 3). То есть активом могут быть: человеческие ресурсы, инфраструктура, инструменты, оборудование, средства коммуникации, службы и любые другие активы, включая услуги по поставке закупаемой продукции. Исходя из процессов, компания определяет, какие у нее есть активы и какие активы задействованы в критичных процессах, производит оценку ценности активов. И уже только после этого производится оценка рисков по всем ценным активам. Таким образом, СМИБ предназначена не только для цифровой информации, которая обрабатывается в автоматизированной системе. Например, некоторые из наиболее критичных процессов связанны

Подготовка

планов мероприятии

2 Проверка H:i соответствие

с хранением печатных копий информации, что также учтено в ISO 27001. СМИБ охватывает все способы, с помощью которых может храниться важная информация в вашей компании: начиная от того, как ваши электронные письма защищены, заканчивая тем, где в здании хранятся личные дела сотрудников.

Поэтому огромное заблуждение считать, что раз стандарт направлен на построение системы менеджмента информационной безопасности, то это может относиться только к данным, хранящимся в компьютере. Даже в наш цифровой век все еще много информации отражено на бумажных носителях, которые тоже должны быть надежно защищены.

ISO 9001 не может удовлетворять потребностям компании в ИБ, поскольку он узко направлен на качество продукции. Поэтому очень важно внедрять в компании ISO 27001. На первый взгляд специалисту может показаться, что оба стандарта очень общие, и не имеют конкретики. Однако это не так: в стандарте ISO 27001 описан практически каждый шаг по внедрению и контролю функционирования СМИБ (Рисунок 4).

Основные этапы построения системы менеджмента информационной безопасности

Основные этапы построения СМИБ проиллюстрированы на рисунке 4 . Рассмотрим их подробнее.

Этап 1. Подготовка планов мероприятий. На данном этапе специалисты осуществляют сбор организационно-распорядительных документов (ОРД) и других рабочих материалов,

3 А тип нормальных ii ОРД

4 Анализ ii оценм рисков 11Б

Внедрение

5 РязраОогхя и <> РаэряОопв комплексных & 00\*ieiitii:

радиация п ланов ■-> норма товнш н -> мероприятии -> CfftpJOTHW*

мероприятия пн>ПБ ОРД поенпжению

Формирование 10 AiUtuin оценка результатов инОрснЕшС"ММБ

Рис. 4. Этапы построения СМИБ

касающихся построения и функционирования информационных систем компании, планируемых к использованию механизмов и средств обеспечения ИБ. Кроме того, составляются, согласуются и утверждаются у руководства компании планы мероприятий по этапам работ.

Этап 2. Проверка на соответствие ISO/ IEC 27001:2005. Интервьюирование и анкетирование менеджеров и сотрудников подразделений. Анализ СМИБ компании на соответствие требованиям стандарта ISO/IEC 27001:2005.

Этап 3. Анализ нормативных и организационно-распорядительных документов, опирающихся на организационную структуру компании. По его результатам определяется защищаемая область действия (ОД) и разрабатывается эскиз политики ИБ компании.

Этап 4. Анализ и оценка рисков ИБ. Разработка методики по управлению рисками компании и их анализу. Анализ информационных ресурсов компании, в первую очередь ЛВС, с целью выявления угроз и уязвимостей защищаемых активов ОД. Инвентаризация активов. Проведение консультаций для специалистов компании и оценка соответствия фактического и необходимого уровня безопасности. Расчет рисков, определение текущего и допустимого уровня риска для каждого конкретного актива. Ранжирование рисков, выбор комплексов мероприятий по их снижению и расчет теоретической эффективности внедрения .

Этап 5. Разработка и реализация планов мероприятий по ИБ. Разработка положения о применимости контролей в соответствии с ISO/IEC 27001:2005. Разработка плана учета и устранения рисков. Подготовка отчетов для руководителя компании.

Этап 6. Разработка нормативных и ОРД. Разработка и утверждение окончательной политики И Б и соответствующих ей положений (частных политик). Разработка стандартов, процедур и инструкций, обеспечивающих нормальное функционирование и эксплуатацию СМИБ компании.

Этап 7. Внедрение комплексных мероприятий по снижению рисков ИБ и оценка их эффективности в соответствии с утвержденным руководством планом обработки и устранения рисков.

Этап 8. Обучение персонала. Разработка планов мероприятий и внедрение программ по обучению и повышению компетенции сотрудников компании с целью эффективного донесения принципов ИБ до всех сотрудников и

в первую очередь тех, кто работает в структурных подразделениях, обеспечивающих ключевые бизнес-процессы.

Этап 9. Формирование отчетности. Систематизация результатов обследования и подготовка отчетности. Представление результатов работ для руководителей компании. Подготовка документов к лицензированию на соответствие ISO/IEC 27001:2005 и передача их в сертифицирующую организацию.

Этап 10. Анализ и оценка результатов внедрения СМИБ на основании методики, оценивающей надежность функционирования СМИБ компании. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления ИБ компании.

Анализируя каждый этап внедрения СМИБ, можно сказать, что ISO 27001 имеет четкую структуру и требования, которые позволят выстроить работающую систему, в которой будет взаимодействие на всех нужных уровнях. Но нельзя забывать, что основное отличие СМИБ и СМК в том, что первая система сосредоточена на информационной безопасности.

Важность информационной безопасности в современном мире

Сегодняшний бизнес не может существовать без информационных технологий. Известно, что около 70% мирового совокупного национального продукта зависят тем или иным образом от информации, хранящейся в информационных системах. Повсеместное внедрение компьютеров создало не только известные удобства, но и проблемы, наиболее серьезной из которых является проблема информационной безопасности .

Руководители компаний должны осознать важность информационной безопасности, научиться прогнозировать тенденции в этой области и управлять ими. В этом им может помочь внедрение СМИБ, которая по своей структуре имеет потенциал к развитию, прозрачность управления, гибкость к любым изменениям. Наряду с элементами управления для компьютеров и компьютерных сетей стандарт ISO 27001 уделяет большое внимание вопросам разработки политики безопасности, работе с персоналом (прием на работу, обучение, увольнение с работы), обеспечению непрерывности производственного процесса, нормативным требованиям, в то же время отдельные технические вопросы детализированы в других стандартах серии

ИСО 27000 . Преимуществ внедрения в компанию СМИБ очень много, часть из них представлена на рис. 5.

Глбкшль Масш пОДр>ч;ь1[ч.-ть

Снижение ¡juvum

HiKiinimi n II11 \ 11 Ч"Г 1111 111 пуднТ

Пртртшалъ уирдоктл

" Ji|m| ill p.Ki u:

ажщтня№ цн^ст

Рис. 5. Преимущества внедрения системы менеджмента информационной безопасности

Следует указать на преимущества ISO

Демонстрация компетентности безопасности. ISO 27001 представляет собой практическое руководство для организации, которое помогает сформулировать требования безопасности для обеспечения требуемого уровня защищенности и выполнения конкретных целей безопасности. Особенно важно организациям быть компетентными в четырех областях управления безопасностью, включая: определение и оценку активов компании, оценку рисков и определения критериев приема риска, управление и принятие этих пунктов, и постоянное улучшение общей программы безопасности организации.

Обеспечение уверенности клиентов. ISO 27001 обеспечивает независимое доказательство того, что программы корпоративного управления поддерживаются лучшими, передовыми, международными практиками. Сертификация на соответствие ISO 27001 обеспечивает спокойствие корпорациям, стремящимся продемонстрировать добросовестность клиентам, акционерам и потенциальным партнерам, а главное, показать, что в компании успешно реализована надежная система менеджмента информационной безопасности. Для многих серьезно регулируемых отраслей, таких как финансы или Интернет-услуги, выбор поставщика может

быть ограничен теми организациями, которые уже сертифицированы по ISO 27001.

Более эффективное использование ресурсов. Благодаря использованию процессного подхода возможна оптимизация процессов, происходящих в компании. Что влечет за собой уменьшение использования ресурсов, например, времени.

Постоянное улучшение. СМИБ использует PCDA модель, что позволяет регулярно проверять состояние всей системы, проводить анализ и совершенствовать систему управления

1. Имидж, бренд. Сертификация на соответствие ISO 27001 открывает перед компанией широкие возможности: выход на международный уровень, новые партнерства, большее количество клиентов, новые контракты, успех в тендерах. Наличие СМИБ в компании - это показатель высокого уровня развития.

2. Гибкость СМИБ. Независимо от изменений процессов, новых технологий, основа структуры СМИБ остается действенной. СМИБ достаточно легко подстраивается под нововведения, путем модернизации существующих и внедрения новых контрмер.

3. Масштабируемость внедрения стандарта. Так как ISO 27001 предполагает определение области действия, это позволяет сертифицировать лишь часть процессов. Можно начать внедрять СМИБ в наиболее значимую для компании ОД, а уже позже расширять.

4. Аудит. Многие российские компании воспринимают аудиторские работы как катастрофу. ISO 27001 показывает международный подход к проведению аудитов: прежде всего заинтересованность компании в том, чтобы действительно соответствовать стандартам, а не делать сертификацию кое-как, лишь «для галочки».

5. Регулярные внутренние или внешние аудиты позволяют исправлять нарушения, совершенствовать СМИБ, значительно снизить риски. В первую очередь, это нужно компании для собственного спокойствия, что у них все в порядке и риски убытков минимизированы. А уже второстепенно - сертификат соответствия, который подтверждает для партнеров или клиентов, что этой компании можно доверять.

6. Прозрачность управления. Использование стандарта ISO 27001 дает достаточно четкие инструкции по созданию управления, а

также требования к документации, которая должна быть в компании. Проблема многих компаний в том, что существующие документы для определенных отделов просто не читаются, ибо разобраться, что и кому предназначается, зачастую невозможно из-за запутанности системы документации. Иерархичность уровней документации, от политики информационной безопасности до описания определенных процедур, делает использование существующих правил, регламентов и прочего намного легче. Также внедрение СМ И Б предполагает обучение персонала: проведение семинаров, рассылок, вывешивание предупреждающих плакатов, что значительно повышает осведомленность об ИБ среди обычных служащих.

В заключение следует отметить, что в современном бизнесе неотъемлемость базовой системы менеджмента качества, выстроенной в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001, и завоевывающей позиции системы менеджмента информационной безопасности очевидна.

Сегодня лидером рынка станут компании, которые отслеживают не только показатели качества продукции и услуг, но и уровни конфиденциальности, целостности и доступности информации о них. Также немаловажным фактором успеха является прогнозирование и оценка рисков, что требует грамотного подхода и использования лучших международных практик. Совместное внедрение и сертификация систем менеджмента качества и информационной безопасности поможет решить широкий спектр задач для любой отрасли промышленности или торговли, что в свою очередь приведет к качественному повышению уровня оказываемых услуг.

Литература

1. Дорофеев А. В., Шахалов И. Ю. Основы управления информационной безопасностью современной организации // Правовая информатика. 2013. № 3. С. 4-14.

2. Чашкин В. Н. Управление информационной безопасностью как элемент системы управления информационно-технологической деятельностью организации // Безопасность информационных технологий. 2009. № 1. С. 123-124.

3. Горячев В. В. Новый ГОСТ на СМК. Основные отличия от ГОСТ РВ 15.002-2003 //

Методы менеджмента качества. 2013. № 7. С. 18-23.

4. Доценко С. П., Пшенецкий С. П. Подход к построению модели систем менеджмента информационной безопасности // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2009. № 53. С. 47-56.

5. Каменев А. В., Заворитько Е. В. Модель системы менеджмента информационной безопасности на предприятии (в организации) // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2013. № 1. С. 111-114.

6. Соловьев А. М. Нормативно-методическая база в области обеспечения информационной безопасности // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2012. № 1. С. 174-181.

7. Козин И. Ф., Лившиц И. И. Информационная безопасность. Интеграция международных стандартов в систему информационной безопасности России // Информатизация и связь. 2010. № 1. С. 50-55.

8. Колодин В. С. Сертификация интегрированных систем менеджмента // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2010. Т. 41. № 1. С. 44-48.

9. Меркушова Н. И., Науменко Ю. А., Мерку-шова Ю. А. Интегрированные системы менеджмента: предпосылки создания на российских предприятиях // Молодой ученый.

2013. № 12 (59). С. 327-331.

10. Воропаева В. Я., Щербов И. Л., Хаустова Е. Д. Управление информационной безопасностью информационно-телекоммуникационных систем на базе модели «Р1ап-Do-Check-Act» // Науков1 пращ Донецько-го нацюнального техшчного ушверситету. Сер1я: "Обчислювальна техшка та автоматизащя". 2013. № 2 (25). С. 104-110.

11. Дорофеев А. В., Марков А. С. Менеджмент информационной безопасности: основные концепции // Вопросы кибербезопасности.

2014. № 1 (2). С. 67-73.

12. Шпер В. Л. О стандарте 18О/1ЕС 27001 // Методы менеджмента качества. 2008. № 3. С. 60-61.

13. Марков А. С., Цирлов В. Л. Управление рисками - нормативный вакуум информационной безопасности // Открытые системы. СУБД. 2007. № 8. С. 63-67.

14. Матвеев В. А., Цирлов В. Л. Состояние и перспективы развития индустрии информационной безопасности Российской Федера-

ции в 2014 г. // Вопросы кибербезопасности. 2013. № 1(1). С. 61-64.

15. Барабанов А. В. Стандартизация процесса разработки безопасных программных средств // Вопросы кибербезопасности. 2013. № 1(1). С. 37-41.

16. Марков А. С., Цирлов В. Л. Руководящие указания по кибербезопасности в контексте

ISO 27032 // Вопросы кибербезопасности. 2014. № 1(2). С. 28-35. 17. Храмцовская Н. Что нужно знать руководителю об информационной безопасности // Кадровик. 2009. № 4. С. 061-072.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш бизнес - От идеи до реализации