Ваш бизнес - От идеи до реализации

Положение об отделе – это внутренний организационно-распорядительный документ, устанавливающий статус, функции, права, обязанности, ответственность и связи структурного подразделения предприятия (организации). В данном определении и далее под отделом подразумевается любое структурное подразделение, включая службу, группу, бюро, часть, лабораторию и др.

Типовые положения об отделе могут влючать следующие разделы:
1. Общие положения , где указываются полное наименование отдела, дата, номер и наименование документа, на основании которого он создан и действует, чем руководствуется в своей деятельности, кому подчинено, порядок назначения и освобождения от должности руководителя и др.
2. Основные задачи , определяющие цель и направление деятельности подразделения.
3. Функции , т.е. виды работ (действий), которые должен выполнять отдел для осуществления поставленных перед ним задач.
4. Права , которыми должно обладать руководство для эффективного функционирования этого структурного подразделения.
5. Ответственность - виды дисциплинарной, административной и др. ответственности, которую несет руководитель при выполнении обязанностей (функций).
6. Связи (взаимоотношения) отдела с другими подразделениями.

Типовые положения о подразделениях (отделах, службах и т.п.)

Ниже приведены примеры и типовые образцы положений о подразделениях (отделах) , разработанные в разных организациях и для различных отраслей и сфер деятельности, включая сельское хозяйство, строительство, образование, производство, торговлю, медицину и др. За содержание документов администрация сайта ответственности не несет.

Отдел АСУП
Положение об отделе главного конструктора
Положение об отделе главного энергетика
Положение об отделе кадров
Положение об отделе капитального строительства
Положение об отделе контроля качества
Положение об отделе маркетинга
Положение об отделе МТС (материально-технического снабжения)
Положение об отделе ООТиЗ (организации труда и заработной платы)
Положение об отделе защиты информации
Положение о юридическом отделе
Положение о конструкторском отделе (бюро)
Положение об отделе технического контроля

Положение об отделе - локальный нормативный акт, которым устанавливается статус и функционал внутреннего структурного подразделения организации. Этим документам также определяются зоны ответственности, что облегчает адресацию управляющих решений и контроль их выполнения.

Из статьи вы узнаете:

Вид внутренней организационно-распорядительной документации - положение об отделе

В структуру любой организации входят отдельные подразделения, в функции которых входит управление отдельными участками и видами деятельности. Перед каждым таким структурным подразделением (отделом) руководство предприятия ставит свои задачи и определяет свою зону ответственности. Но все эти отделы, составляющие организацию, взаимосвязаны между собою и являются частью единого управленческого и производственного механизма. Регламентируется деятельность каждого из этих структурных подразделений локальным нормативным актом - положением об отделе.

Такие внутренние организационно-распорядительные документы разрабатываются для всех структурных подразделений предприятия, в том числе, отделов, рабочих групп, служб, лабораторий, бюро. Положением об отделе определяется:

  • порядок формирования подразделения;
  • правовой и административный статус в общей иерархии предприятия;
  • стоящие перед ним цели и задачи;
  • функционал;
  • горизонтальные и вертикальные взаимосвязи с другими структурными подразделениями;
  • зона ответственности как подразделения в целом, так и его руководителя.

Разработка положения об отделе позволяет конкретизировать функционал и выполняемые подразделением задачи. В итоге утверждение таких позволяет равномерно распределить функции между подразделениями и исключить их дублирование.

Это выгодно всем. Исполнители - руководитель и сотрудники каждого отдела получают четкое представление о задачах и функциях подразделения, зонах его ответственности. Руководство предприятия,в свою очередь, получает возможность конкретной адресации управленческих решений и контроля их выполнения.

Обратите внимание! Чем более подробно прописаны в положении об отделе его функции и задачи, тем белее оптимальным будет распределение поручений руководства и эффективнее работа всего предприятия в целом.

Кто занимается разработкой положения об отделе

  1. Организация первичного бухгалтерского учета и финансового учета хозяйственной деятельности предприятия;
  2. Обеспечение хозяйственной деятельности предприятия;
  3. Осуществление контроля за сохранностью имущества, денежных и иных материальных ценностей, их оптимальным расходованием, соблюдением режима экономии.

В положении о юридическом отделе в разделе «Задачи» будут такие пункты:

  1. Правовое обеспечение деятельности предприятия, юридическая защита его прав и интересов;
  2. Эффективное использование правовых инструментов для укрепления финансового положения предприятия, повышения производительности труда и улучшения экономических показателей его работы.

В перечень задач, указанных положении об отделе охраны труда в могут быть включены, например, такие:

  1. Обеспечение безопасности и охраны труда на предприятии;
  2. Контроль соблюдения требований и нормативов по охране труда, установленных на государственном и отраслевом уровне;
  3. Профилактика и предупреждение нарушения требований охраны труда;
  • организует делопроизводство на предприятии;
  • внедряет новые технологии работы с документами;
  • обеспечивает контроль своевременного исполнения документов.

При разработке положения об отделе информационных технологий в раздел «Функции» нужно будет включить:

  • изучение производственной, административной и организационной деятельности предприятия с целью определения путей и возможности автоматизации процессов ;
  • участие в разработке технических заданий по созданию автоматизированных систем управления;
  • внедрение автоматизированных систем управления, обучение сотрудников, участие в эксплуатации и обслуживании.

К видам работ, которые должны будут выполнять сотрудники подразделения, описываемым в положении о производственно техническом отделе можно отнести, например:

  • подготовку производства (получение и составление проектной документации, получение разрешений на производство работ и пр.);
  • своевременное оформление и выдача рабочей документации;
  • осуществление технического и технологического надзора за производственными процессами.

В функционал, описываемый в положении об отделе продаж, можно включить:

Раздел «Права руководителя» положения об отделе содержит перечень полномочий, которыми наделяется руководитель подразделения для того, чтобы он мог эффективно исполнять свои обязанности и обеспечивать эффективное функционирование вверенного ему отдела.

В разделе «Ответственность» нужно оговорить все виды виды дисциплинарной, административной и др. ответственности, которая возлагается на руководителя подразделения при выполнении им трудовых обязанностей в соответствии с должностной инструкцией или трудовым договором.

Как утвердить положение об отделе

После того, как в подразделении будет разработан проект положения об отделе, документ нужно будет обязательно согласовать с теми подразделениями, взаимодействие с которыми в нем установлено. Кроме того, с проектом должны быть ознакомлены службы по персоналу, кадров, юридическая.

Это необходимо, чтобы исключить неточности в формулировках и избежать дублирования функций. Юристы, кроме того, проверят положение об отделе и на соответствие нормам действующих законов. Нормоконтроль положения может осуществить и служба делопроизводства . Это нужно проконтролировать еще и потому, что отсутствие обязательных реквизитов может лишить документ юридической силы. Приказ об утверждении положения об отделе издается только после того, как получены все визы согласования.

Положение правовой акт, определяющий порядок образования, правовое положение, права и обязанности, организацию деятельности государственных органов, организаций, учреждений, структурных подразделений. Виды положений:

Положение об организации (было рассмотрено в предыдущем вопросе);

Положения о структурных подразделениях организации,

Положения о коллегиальных (совещательных) органах,

Положение о персонале.

Положение об организации – правовой акт, определяющий статус организации, ее задачи и функции, права, ответственность, порядок деятельности.

В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

Положение об организации относится к учредительным документам. В учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

Положение о структурном подразделении – это правовой акт, устанавливающий статус, функции, права, обязанности и ответственность структурных подразделений.

Представительства и филиалы являются обособленными подразделениями юридического лица, расположенными вне места его нахождения. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Положения о подразделениях могут быть типовыми и индивидуальными. Типовые положения разрабатываются для однотипных организаций и структурных подразделений. При наличии типового положения индивидуальные разрабатываются на его основе.

Структура положения:

Не существует нормативно установленных требований к содержанию положения о подразделении. Текст положения о подразделении может включать следующие разделы:

В разделе "Общие положения" указываются полное официальное наименование подразделения, дата, номер и наименование правового акта, на основании которого создано и действует подразделение, чем руководствуется подразделение в своей деятельности, кем возглавляется и кому подчиняется, порядок назначения и освобождения от должности руководителя подразделения, наличие у подразделения печати.

Раздел "Основные задачи" – это перечень проблем, решаемых подразделением и определяющих характер и направления деятельности подразделения.

В разделе "Функции" перечисляются действия или виды работ, которые должно выполнять подразделение для осуществления поставленных перед ним задач. Функции должны полностью отражать специфику деятельности подразделения.

В разделе "Права и обязанности" перечисляются действия, которые обязано осуществлять подразделение в лице его руководителя для выполнения возложенных на него функций.

Раздел "Ответственность" устанавливает виды дисциплинарной, административной и (при необходимости) уголовной ответственности, которую может нести руководитель подразделения в случае невыполнения подразделением своих обязанностей.

В разделе "Взаимоотношения" регламентируются информационные и документационные потоки подразделения; основные документы, создаваемые им; указывается, с какими подразделениями и организациями осуществляется взаимодействие, какую информацию получает и представляет подразделение; устанавливаются периодичность и сроки представления; в каком порядке и кем рассматриваются возникающие разногласия.

Положения о структурных подразделениях визируются руководителем службы кадров, юристом, заместителем руководителя организации, курирующим данное подразделение, а также руководителем других структурных подразделений, с которыми данное подразделение взаимодействует в работе.

Положения о подразделениях подписываются руководителем подразделения и утверждаются руководителем организации. Положения о подразделениях могут утверждаться распорядительным документом (постановлением, приказом, распоряжением), если одновременно с утверждением документа необходимо дать поручения, связанные с его применением.

Положение о коллегиальном (или совещательном) органе – это правовой акт, устанавливающий статус, функции, права, обязанности и ответственность коллегиальных (или совещательных) органов.

Положения о коллегиальном (или совещательном) органе могут быть типовыми и индивидуальными. При наличии типового положения индивидуальные разрабатываются на его основе.

Не существует нормативно установленных требований к содержанию положения о коллегиальном (или совещательном) органе. Текст положения может включать следующие разделы:

В разделе "Общие положения" указываются полное официальное наименование коллегиального (или совещательного) органа, дата, номер и наименование правового акта, на основании которого создан и действует орган, чем он руководствуется в своей деятельности, кем возглавляется.

Раздел "Основные задачи" – это перечень проблем, решаемых коллегиальным (или совещательным) органом и определяющих характер и направления его деятельности.

В разделе "Функции" перечисляются действия или виды работ, которые должен выполнять коллегиальный (или совещательный) орган для осуществления поставленных перед ним задач. Функции должны полностью отражать специфику его деятельности.

В разделе "Права и обязанности" перечисляются действия, которые обязан осуществлять коллегиальный (или совещательный) орган в лице его председателя для выполнения возложенных на него функций.

Раздел "Ответственность" устанавливает виды ответственности, которую может нести председатель коллегиального (или совещательного) органа в случае невыполнения органом своих обязанностей.

В разделе "Взаимоотношения" регламентируются основные документы, создаваемые коллегиальным (или совещательным) органом; указывается, с какими подразделениями и организациями осуществляется взаимодействие, какую информацию получает и представляет; устанавливаются периодичность и сроки представления.

Положения о коллегиальном (или совещательном) органе подписываются председателем и утверждаются руководителем организации. Положения о коллегиальном органе могут утверждаться распорядительным документом, если одновременно с утверждением документа необходимо дать поручения, связанные с его применением.

Положение о персонале – правовой акт, в котором отражаются вопросы профессионального и социального развития трудового коллектива, взаимоотношения с администрацией, права и ответственность администрации и персонала, правила делового поведения (деловой этики) и др.


Похожая информация.


  • 4. Методические рекомендации по изучению дисциплины
  • Тема 13. Документационное обеспечение - основа технологии управления
  • Опорный конспект лекции
  • 13.1. История делопроизводства в России
  • 13.2. Делопроизводство как функция управления, его место среди других управленческих функций
  • 13.3.Разграничение понятий «делопроизводство», «документационное обеспечение управления» (доу) и информационно-документационное обеспечение управления
  • Контрольные вопросы для самопроверки:
  • Литература
  • Тема 14. Нормативно-методическое регулирование документационного обеспечения управления
  • Опорный конспект лекции
  • 14.1. Современная структура управления документацией в России
  • 14.2. Федеральное законодательство в сфере работы с документированной информацией
  • 14.3. Основные современные нормативно-методические документы по делопроизводству
  • Контрольные вопросы для самопроверки:
  • Литература
  • Тема 15. Унификация и стандартизация управленческих документов
  • Опорный конспект лекции
  • 15.1. Унификация управленческих документов. Цель, объекты и методы унификации документов
  • 15.2. Понятия «унифицированная форма документа», «унифицированная система документации». Основные принципы разработки усд
  • 15.4. Международная организация стандартизации (iso), общая характеристика ее деятельности
  • Контрольные вопросы для самопроверки:
  • Литература
  • Тема 16. Бланк и формуляр управленческих документов
  • Опорный конспект лекции
  • 16.1. Понятие «реквизит» документа. Постоянные и переменные реквизиты, обязательные реквизиты документа
  • 16.2. Понятие «формуляр документа». Формуляр произвольный и регламентированный, индивидуальный и типовой. Формуляр-образец
  • 16.3. Понятие «бланк» документа. Требования к бланкам организационно-распорядительных документов, определяемые Государственным стандартом
  • Управление делами приказ
  • Федеральная архивная служба россии
  • 16.4. Требования к оформлению бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации и гербов субъектов Российской Федерации
  • Комитет по содержанию жилищного фонда
  • Формуляр-образец внешнего документа на угловом бланке
  • Формуляр-образец внешнего документа на продольном бланке
  • Формуляр-образец внутреннего документа на угловом бланке
  • Формуляр-образец внутреннего документа на продольном бланке
  • Контрольные вопросы для самопроверки:
  • Литература
  • Тема 17. Требования к оформлению заголовочных реквизитов управленческих документов
  • Опорный конспект лекции
  • 17.1. Состав постоянных и переменных заголовочных реквизитов
  • 17.2. Требования к оформлению постоянных реквизитов заголовочной части управленческого документа
  • Министерство труда и социального развития российской федерации
  • 17.3. Требования к оформлению переменных реквизитов заголовочнгй части документа
  • Контрольные вопросы для самопроверки:
  • Литература
  • Тема 18. Требования к составу и расположению оформляющих реквизитов управленческих документов
  • Опорный конспект лекции
  • 18.1. Состав оформляющих реквизитов управленческих документов
  • 18.2. Назначение подписания документов. Использование факсимильной подписи. Электронная подпись
  • 18.3. Согласование документов. Порядок и виды согласования. Визы и гриф согласования, их оформление и место в формуляре документа
  • 18.4. Печати и штампы, их виды и назначение. Государственная гербовая печать. Порядок и место проставления печати на документах
  • 18.5. Отметки на документах как отражение этапов их прохождения и исполнения
  • Контрольные вопросы для самопроверки:
  • Литература
  • Тема 19. Требования к реквизитам содержательной части управленческих документов
  • Опорный конспект лекции
  • 19.1. Состав реквизитов содержательной части документа. Требования к тексту управленческого документа
  • 19.2. Рубрикация текста документа
  • 19.3. Унификации и стандартизация текстов управленческих документов
  • 19.4. Заголовок и приложение как элементы содержательной части служебного документа, их назначение и оформление
  • Контрольные вопросы для самопроверки:
  • Литература
  • Тема 20. Классификация управленческих документов. Система организационно-правовой документации
  • Опорный конспект лекции
  • 20.1. Понятие «классификация документов». Классификация управленческих документов
  • 1) По видам деятельности:
  • 10) По стадиям создания:
  • 11) По срокам хранения:
  • 12) По функции управления:
  • 20.2. Система организационно-правовых документов, их назначение и содержание
  • 20.4. Учредительные документы: устав, учредительный договор, положение об организации. Правила их составления и оформления
  • 20.5. Положения. Правила их составления и оформления
  • 20.6. Инструкции. Правила их составления и оформления
  • 20.7. Регламент. Правила как вид организационного документа
  • 20.8. Структура и штатная численность организации, штатное расписание. Правила их составления и оформления
  • Контрольные вопросы для самопроверки:
  • Литература
  • Тема 21. Система распорядительной документации
  • Опорный конспект лекции
  • 21.1. Назначение и состав распорядительной документации. Способы принятия управленческих решений
  • 21.2. Этапы подготовки проекта распорядительных документов
  • 21.3. Общие правила составления и оформления распорядительных документов
  • 21.4. Согласование и подписание распорядительных документов
  • 21.5. Правила составления и оформления распорядительных документов, издаваемых на основе коллегиальности
  • 21.6. Правила составления и оформления распорядительных документов, издаваемых на основе единоначалия
  • 00.00.200__ №
  • 12.05.2008 № 26-Л/с
  • Контрольные вопросы для самопроверки:
  • Литература
  • Тема 22. Система информационно-справочной документации
  • Опорный конспект лекции
  • 22.1. Назначение и состав информационно-справочной документации в управленческой деятельности. Особая роль информационно-справочных документов в процессе принятия управленческих решений
  • 22.2. Подготовка, составление и оформление докладных, объяснительных и служебных записок, предложений, представлений, справок, сводок, перечней, списков, заключений
  • 22.3. Служебная переписка. Классификация служебных писем. Правила их составления и оформления
  • 22.4. Оперативные информационно-справочные документы: телеграмма, телефонограмма, факсограмма, электронное сообщение. Правила их составления и оформления
  • 22.5. Акт, протокол, их разновидности, правила составления и оформления
  • Контрольные вопросы для самопроверки:
  • Литература
  • Тема 23. Документы личного характера
  • Опорный конспект лекции
  • 23.1. Назначение и состав документов личного характера
  • 23.2. Правила составления и оформления личного заявления, автобиографии, резюме, личной доверенности, расписки
  • 23.3. Правила составления и оформления характеристики, отзыва, рекомендации, ходатайства
  • Характеристика на __________________________________
  • Контрольные вопросы для самопроверки:
  • Литература
  • 5. Заключение
  • 1. Основные выводы по содержанию прочитанного материала
  • 2. Практические рекомендации по организации самостоятельной работе и подготовке к экзамену
  • 6. Темы курсовых работ по курсу
  • Оглавление
  • Глава 1. Наименование главы (точка в конце не ставится) 5
  • 7. Вопросы к экзамену по курсу «документационное обеспечение управления.
  • Часть 2. Основы делопроизводства»
  • Тема 13. Документационное обеспечение - основа технологии управления
  • Тема 14. Нормативно-методическое регулирование документационного обеспечения управления
  • Тема 15. Унификация и стандартизация управленческих документов
  • Тема 16. Бланки и формуляр управленческих документов
  • Тема 17. Требования к оформлению заголовочных реквизитов управленческих документов
  • Тема 18. Требования к составу и расположению оформляющих реквизитов управленческих документов
  • Тема 19. Требования к реквизитам содержательной части управленческих документов
  • Тема 20. Классификация управленческих документов. Система организационно-правовой документации
  • Тема 21. Система распорядительной документации
  • Тема 22. Система информационно-справочной документации
  • Тема 23. Документы личного характера
  • 9. Словарь основных терминов
  • 20.5. Положения. Правила их составления и оформления

    Наиболее разнообразную и наименее регламентированную группу организационно-правовых документов представляют собой положения, инструкции, регламенты, правила. Эти документы могут разрабатываться по любому направлению деятельности организации (правила внутреннего распорядка, положение об оплате труда, положение о защите персональных данных работников, инструкция по делопроизводству).

    Положение - это:

      правовой акт, устанавливающий основные правила деятельности организаций, их структурных подразделений, а также нижестоящих (подведомственных) учреждений, организаций и предприятий;

      свод правил, регулирующих определенное направление деятельности (культурное, политическое, хозяйственное и др.).

    В отдельную группу следует выделить положения, регулирующие совокупность организационных, трудовых и других отношений по конкретному вопросу, например: «Типовое положение о ведении делопроизводства по предложениям, заявлениям и жалобам граждан в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях»; «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»; «Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете»; а также положения о проведении конкурсов, смотров, фестивалей и других мероприятий.

    Положения бывают типовые и индивидуальные. Типовые положения разрабатываются вышестоящей организацией для однотипных подведомственных структур, а индивидуальные - для конкретной организации, органа, структурного подразделения и пр.

    Положение о структурном подразделении - нормативный акт, основной целью которого являются регламентация направлений деятельности данного подразделения.

    Документ оформляется на общем бланке организации и включает в себя реквизиты:

      наименование организации,

      наименование вида документа,

      регистрационный номер документа,

      место составления,

      заголовок к тексту,

    • гриф утверждения,

    Положение о структурном подразделении, как правило, состоит из следующих разделов:

    1) «Общие положения» - приводятся полное и сокращенное (если оно имеется) наименования структурного подразделения, характеризуется его место (статус) в организационной структуре организации, определяется степень его хозяйственной и экономической самостоятельности. Здесь же приводится информация о подчиненности данного подразделения руководству предприятия, конкретно указывается должность лица, непосредственно руководящего подразделением, порядок назначения и освобождения его от занимаемой должности.

    Отдельным пунктом приводится перечень основных нормативных, правовых, директивных и инструктивных документов, которыми подразделение руководствуется в своей работе. В случае если подразделение содержит какие-либо внутренние деления (например, отдел подразделяется на несколько секторов), в раздел включается пункт «Внутренняя структура». В нем содержится перечень внутренних подразделений, даются их полное и сокращенное наименования, наименование должности руководителя каждого внутреннего деления с указанием, кому непосредственно они подчиняются.

    В заключительном пункте раздела «Общие положения» содержится информация о наличии в подразделении печати, ее описание, назначение и условия хранения.

    2) «Цели и задачи подразделения» - формулируются основные цели и задачи подразделения, его основное назначение, оправдывающее существование подразделения в структуре предприятия. Цели должны быть долгосрочными, реальными и тесно увязанными как между собой, так и с целями предприятия (организации) в целом.

    3) «Функции» - содержится полный перечень функций подразделения с указанием, какие из них выполняются подразделением целиком, а какие - совместно с другими подразделениями. В этом случае уточняется форма участия.

    При наличии в подразделении отделов в текст раздела вводятся соответствующие их названиям подразделы, в которых аналогичным образом дается описание функций для каждого деления.

    4) «Права и обязанности» - содержится перечень полномочий, которые реализуются данным подразделением; дается характеристика специфических прав, которыми обычно не обладают аналогичные структуры. Под правом подразделения в отношении других структурных подразделений понимается узаконенная возможность требовать (предлагать, использовать, запрещать) выполнения каких-либо действий или предоставления какой-либо информации. Права подразделения обычно устанавливаются в объеме, необходимом для эффективной реализации его функций.

    5) «Ответственность» - устанавливаются виды дисциплинарной, административной (в необходимых случаях – уголовной) ответственности, которую может нести руководитель подразделения в случае невыполнения подразделением своих обязанностей. В разделе точно формулируется экономическая ответственность подразделения в рамках внутреннего хозяйственного расчета.

    6) «Взаимоотношения с другими структурными подразделениями» - содержится характеристика различного рода взаимосвязей с другими структурными подразделениями внутри предприятия (организации) и вне ее. Здесь же регламентируются документационные потоки подразделения, указывается перечень основных документов, создаваемых им, и документов, разрабатываемых совместно с другими подразделениями, а также периодичность и сроки представления документов.

    Положение о структурном подразделении подписывается его руководителем и утверждается, как правило, первым лицом предприятия (организации).

    Положение о коллегиальных и совещательных органах - организационно-правовой документ, имеющий нормативный характер и определяющий состав, порядок формирования, компетенцию, порядок работы, права и ответственность коллегиальных и совещательных органов. Коллегиальные (совещательные) органы могут быть как руководящие (совет директоров, правление), так и специализированные (ученый совет, педсовет, научно-технический совет и др.) (8).

    Положение о коллегиальном или совещательном органе определяет:

      статус коллегиального или совещательного органа;

      порядок планирования работы;

      порядок подготовки материалов для рассмотрения на заседании;

      внесение материалов на рассмотрение;

      порядок рассмотрения материалов и принятия решений на заседании;

      ведение протокола заседания;

      оформление решений;

      порядок доведения решений до исполнителей;

      материально-техническое обеспечение заседаний.

    В ряде коммерческих организаций разрабатывается Положение о персонале. Это документ, в котором:

      отражаются вопросы профессионального и социального развития трудового коллектива;

      устанавливаются основные принципы трудовых взаимоотношений между администрацией и персоналом;

      определяются способы организации труда;

      раскрывается кадровая концепция предприятия - системы и принципы найма, кадрового планирования, стимулирования труда, социальная политика предприятия;

      формулируется взаимная ответственность администрации и персонала.

    Положение о персонале - документ, заимствованный из зарубежной практики делопроизводства, - стало активно использоваться для регулирования социально-трудовых отношений в период формирования в современной России института частной собственности и появления первых коммерческих организаций.

    В разработке положения о персонале должны принять участие различные профильные специалисты - отдела организации и оплаты труда, отдела кадров, юридического отдела и иных подразделений организации. Возглавляет группу, как правило, директор по развитию или заместитель руководителя организации по управлению персоналом.

    В Трудовом кодексе РФ не содержится указание по данному документу. Поэтому положение о персонале НЕ распространяется на лиц, выполняющих работу (оказывающих услуги) на основе гражданско-правовых отношений.

    В положении о персонале определяются принципы взаимоотношений персонала и администрации, основными из которых являются:

      соблюдение ном законодательства;

      полномочность представителей сторон;

      равноправие сторон;

      добровольность принятия обязательств;

      недопущение принудительного или обязательного труда и дискриминации в сфере труда;

      реальность обеспечения принимаемых обязательств.

    При разработке положения о персонале необходимо учитывать эти, а также другие принципы взаимоотношений персонала и администрации, за несоблюдение которых возможна социальная, но только не юридическая ответственность.

    Очень часто собственники компаний требуют включить в положение обязательство персонала не критиковать политику компании при общении с клиентами и конкурентами, а также запрет на сообщение о временных трудностях компании кому-либо вне компании, на совершение действий, подрывающих репутацию компании.

    Единых форм и макетов положения о персонале нет. В каждой организации они разрабатываются самостоятельно.

    Один из возможных макетов структуры текста следующий:

      Общие положения.

      Основные принципы организации труда в компании и взаимоотношений руководства компании и персонала.

      Порядок оформления трудовых отношений.

      Основные права и обязанности персонала.

      Основные права и обязанности руководства компании.

      Рабочее время и время отдыха.

      Оплата труда.

      Социальный пакет.

      Повышение квалификации персонала.

      Гарантии занятости персонала.

      Меры дисциплинарного воздействия (поощрения и взыскания).

      Заключительные положения.

    Оформляется Положение о персонале на общем бланке организации с указанием вида документа, подписывается руководителем службы управления персоналом, согласовывается на общем собрании персонала. Утверждается документ на Совете директоров.

    Если в организации есть положение о персонале, то принимаемых работников знакомят с ним под расписку ещё ДО подписания трудового договора.

    Положения о временных органах (совещаниях, комиссиях, советах) создаются на период действия такого органа. Структура текста нормативно не закреплена. Утверждается органом, в компетенцию которого входит создание временного органа.

    Положение о материальном и моральном поощрении - локальный документ, поэтому органы пенсионного и социального страхования при возникновении споров в отношениях тех или иных выплат зачастую не принимают во внимание данный документ как аналог положения о премировании.

    Цель положения о материальном и моральном поощрении - заинтересовать работников в большей производительности труда, в повышении качества выполнения задач, возложенных на них, своевременном и добросовестном исполнении трудовых обязанностей, повышении уровня ответственности за порученный участок работы.

    В положении о материальном и моральном поощрении должны быть определены:

      Принципы поощрения.

      Основные показатели применения мер поощрения.

      Формы и меры (виды) поощрения.

      Порядок представления работников к поощрению.

      Компетенция руководства организации по применению той или иной меры поощрения.

      Основания к применению мер поощрения (приказ руководителя организации, распоряжение иного должностного лица и др.).

      Порядок проведения мероприятий по поощрению (торжественная обстановка, собрание трудового коллектива и пр.).

      Другие сведения.

    Как правило, разрабатывает положение о материальном и моральном поощрении отдел организации и оплаты труда совместно с юридическим отделом и отделом кадров. Составление может быть поручено и отдельным специалистам - инженеру по организации труда, инженеру по кадрам, юрисконсульту, экономисту по труду и др.

    Подписывает положение заместитель руководителя организации по управлению персоналом, визирует начальник юридического отдела или иное должностное лицо, ответственное за правовую работу.

    Может быть предусмотрено и визирование главным бухгалтером организации (особенно если в положении предусматривается значительное количество форм материального поощрения). Утверждает положение руководитель организации.

    Положение об аттестации - документ, в котором регламентируется аттестация работников предприятия: ее цели, принципы и методы, организация работы аттестационных комиссий, содержатся формы характеристик (отзывов), аттестационных карт, аттестационных листов.

    "

    Добрый день! У нас возник вопрос: Кто обязан разрабатывать положение об отделе и должностную инструкцию на сотрудников в каждом из подразделений? Руководитель подразделения в чьем подчинении сотрудники или еще кто то?

    Ответ

    Нормативно данный вопрос не урегулирован.

    Должностная инструкция - это основной документ, который определяет задачи, функции, обязанности и ответственность работника организации при выполнении им работы по занимаемой должности. Разрабатывать должностную инструкцию необходимо, исходя из задач и функций, которые возложены на конкретное структурное подразделение.

    Порядок составления должностной инструкции законодательством не урегулирован, поэтому работодатель самостоятельно решает, как ее оформлять.

    ➤ Читайте также о том,

    На практике процесс разработки должностной инструкции выглядит следующим образом.

    Разрабатывать должностные инструкции целесообразно совместно с руководителями структурных подразделений, для сотрудников которых эти инструкции создаются. Такой подход оправдан, потому что кадровику сложно точно определить, чем конкретно должен заниматься работник (например, менеджер по продажам, при этом, директор по продажам может четко описать функции такого специалиста, сформулировать требования к профессиональным знаниям и навыкам, обозначить критерии оценки работы).

    Также, должностная инструкция должна быть согласована с юридическим отделом (юрисконсультом) организации, а если необходимо, то и с другими структурными подразделениями организации и вышестоящим руководителем.

    Методическое руководство кадровой службы при разработке должностных инструкций также необходимо: кадровик знает квалификационные характеристики, понимает структуру должностной инструкции, может подсказать, как правильно оформить данный документ, чтобы обеспечить единообразие кадровых документов в организации.

    Утверждает должностную инструкцию руководитель организации, после чего она вступает в силу. При этом, работник должен быть ознакомлен с ней под роспись. Требования должностной инструкции обязательны для сотрудника, работающего в конкретной должности, с момента его ознакомления с инструкцией под расписку и до перемещения на другую должность или увольнения с работы.

    Документ действует до его замены новой должностной инструкцией. Согласованную и утвержденную инструкцию хранят в отделе кадров.

    Должностную инструкцию составляют по каждой штатной должности организации. Она носит обезличенный характер и объявляется работнику под расписку при заключении трудового договора, перемещении на другую должность, а также при временном исполнении обязанностей по должности.

    Что касается Положения об отделе, то в данном случае также целесообразным будет разрабатывать его отделом кадров совместно с руководителем структурного подразделения, при этом согласовав его с юридическим отделом (юрисконсультом) организации.

    Таким образом, законодательство не содержит определенных требований при разработке положений об отделах и должностных инструкций.

    Однако, исходя из практики, можно сделать вывод, что, как правило, положения об отделах и должностные инструкции работников данного отдела разрабатываются отделом кадров совместно с руководителем структурного подразделения. Или по приказу работодателя непосредственно руководителями отделов под методическим руководством отдела кадров.

    При этом, не редки случаи, что в данном процессе участвует только руководитель структурного подразделения.

    Подробности в материалах Системы:

    1. Ответ: Как оформить должностную инструкцию

    Составление должностной инструкции

    Обязанность по составлению установлена только для государственных органов (). Оштрафовать организацию, не являющуюся госорганом, за отсутствие инструкций нельзя ().

    Вместе с тем, есть веские аргументы в пользу оформления должностной инструкции. Ее наличие позволит организации:

      равномерно распределить обязанности между похожими должностями;

      доказать в суде правомерность наложения дисциплинарного взыскания на сотрудника;

      корректно провести аттестацию персонала и т. п.

    Должностная инструкция составляется по каждой штатной должности.

    Совет редактора: именные инструкции не составляйте, иначе их придется утверждать заново при каждой смене кадров. Если несколько сотрудников занимают одинаковые должности и выполняют одинаковые обязанности, то достаточно составить единую для всех должностную инструкцию и ознакомить с ней каждого сотрудника. Если сотрудники занимают одинаковые должности, а выполняют разные обязанности, то лучше переименовать должности и назвать их по-разному.

    Порядок составления должностной инструкции законодательством не урегулирован, поэтому работодатель самостоятельно решает, как ее оформлять. На практике должностная инструкция может быть оформлена как или как . Аналогичные разъяснения содержатся в .

    Разделы должностной инструкции

    Независимо от способа оформления должностная инструкция, как правило, состоит из следующих разделов:

    Раздел «Общие положения»

    В разделе «Общие положения» укажите:

      название должности в строгом соответствии со ;

      требования, предъявляемые к сотрудника;

      непосредственную подчиненность (например, бухгалтер подчиняется непосредственно главному бухгалтеру);

      порядок назначения и освобождения от должности;

      наличие и состав подчиненных;

      порядок замещения (кто замещает сотрудника во время его отсутствия и кого он может замещать);

      перечень документов, которыми сотрудник обязан руководствоваться в своей деятельности.

    Раздел «Должностные обязанности»

    В разделе «Должностные обязанности» перечислите все обязанности, возлагаемые на сотрудника в соответствии с практикой распределения трудовых функций, сложившейся в структурном подразделении. При составлении раздела можете использовать , утвержденный , и , утвержденный . В них приведен примерный перечень обязанностей различных должностей.

    Раздел «Права»

    В разделе «Права» пропишите перечень прав, которыми в пределах своей компетенции обладает сотрудник при исполнении должностных обязанностей.

    Раздел «Ответственность»

    В разделе «Ответственность» принято конкретизировать виды возложенной ответственности в соответствии с законодательством в зависимости от должностных обязанностей сотрудника.

    Если должностная инструкция составлена как самостоятельный документ, утвердите ее руководителя организации и знакомьте с ней сотрудников, принимаемых на соответствующую должность, под подпись ( , ТК РФ).

    Ситуация: В какой форме нужно знакомить сотрудников с должностной инструкцией. Должностная инструкция оформлена как самостоятельный документ

    Существует несколько вариантов ознакомления сотрудников с должностной инструкцией. Во-первых, можно вести специальный журнал ознакомления с инструкциями. Во-вторых, можно приложить к инструкции лист ознакомления. И в-третьих, сотрудник может расписаться на самой инструкции (на обоих ее экземплярах). К тому экземпляру, который остается в организации, подшейте несколько листов для ознакомления, скрепив их на сшивке печатью и подписью уполномоченного лица (директора, начальника отдела кадров, главного бухгалтера и т. п.).

    Ситуация: Как поступить, если сотрудник отказывается подписывать утвержденную должностную инструкцию в новой редакции

    Если сотрудник отказывается подписывать уже утвержденную должностную инструкцию в новой редакции, составьте об этом акт за подписью не менее трех лиц.

    Изменение должностной инструкции в одностороннем порядке работодателем является частным случаем изменения условий трудового договора, в частности, трудовой функции сотрудника (ст. , ТК РФ, ). Такое изменение возможно лишь с согласия сотрудника и требует не только подписания новой должностной инструкции, но и составления дополнительного соглашения к трудовому договору (). Ссылаться на объективные причины необходимости изменения должностной инструкции (например, на изменение организационных или технологических условий труда) работодатель не вправе, поскольку даже такие причины не позволяют менять трудовую функцию сотрудника без его согласия ().

    Привлечь сотрудника к ответственности за отказ подписать новую должностную инструкцию работодатель также не вправе, поскольку обязанность знакомить сотрудника с документами, касающимися его работы, возложена на самого работодателя (). Сходной обязанности сотрудника в обязательном порядке знакомиться с документами работодателя в процессе труда Трудовой кодекс РФ не устанавливает.

    В случае отказа подписать новую должностную инструкцию обязанности сотрудника продолжает регулировать прежняя должностная инструкция, трудовой договор, а также локальные акты, с которыми он ознакомлен под подпись (). Положения новой должностной инструкции можно будет применить к новым сотрудникам после ознакомления их с инструкцией под подпись.

    Нина Ковязина,
    заместитель директора департамента образования
    и кадровых ресурсов Минздрава России


    Актуальные кадровые изменения


    • Проверяющие из ГИТ уже работают по новому регламенту. Узнайте в журнале «Кадровое дело», что за права появились у работодателей и кадровиков с 22 октября и за какие ошибки наказать вас больше не смогут.

    • В Трудовом кодексе о должностной инструкции нет ни единого упоминания. Но кадровикам этот необязательный документ просто необходим. В журнале «Кадровое дело» вы найдете актуальную должностную инструкцию для кадровика с учетом требований профстандарта.

    • Проверьте ваши ПВТР на актуальность. Из-за изменений 2019 года положения вашего документа могут нарушать закон. Если ГИТ найдет устаревшие формулировки, то оштрафует. Какие правила убрать из ПВТР, а что добавить - читайте в журнале «Кадровое дело».

    • В журнале «Кадровое дело» вы найдете актуальный план, как составить безопасный график отпусков на 2020 год. В статье все новшества в законах и практике, которые теперь надо учитывать. Для вас - готовые решения ситуаций, с которыми при подготовке графика сталкиваются четыре компании из пяти.

    • Готовьтесь, Минтруд снова меняет Трудовой кодекс. Всего поправок шесть. Узнайте, как поправки отразятся на вашей работе и что сделать уже сейчас, чтобы изменения не застали врасплох, узнаете из статьи.

    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Ваш бизнес - От идеи до реализации