Ваш бизнес - От идеи до реализации

История ракетного крейсера "Грозный"

К сожалению, история нашего корабля пока основывается на данных из журнала "Альманах". Автор подробно описал работу над проектом, постройку, ходовые испытания, тактические данные проекта 58, спасибо ему огромное...Все остальные интернет-сайты о ВМФ только скопировали или изложили эту же самую информацию по-своему. Дальнейшее же прохождение службы описано скупыми датами визитов в иностранные порты. Благодаря Владимиру Данилец (Лиепая), есть данные и документы о последних годах крейсера.Оказывается он был на плаву до 1995 года! Ну что ж, станем красными следопытами, вспомним молодость, хватит сидеть на заваленке. Снова в поход! Снова в бой!

«Ракетные крейсера проекта 58» Капитан 1 ранга В.П.Кузин

Источник: военно-технический альманах «Тайфун» №1 1996 г.

Проект эскадренного миноносца с управляемым реактивным оружием (так в то время назывались противокорабельные крылатые ракеты) нового поколения разрабатывался в соответствии с постановлением СМ СССР от 25 августа1956 г. 6 декабря того же года главнокомандующий ВМФ адмирал С. Г. Горшков утвердил согласованное с Минсудпромом тактико-техническое задание (ТТЗ) на разработку эскизного проекта нового эсминца, а несколько раньше (16 и 24 октября) заместитель главкома ВМФ утвердил согласованные с Минсудпромом, Минавиапромом, Миноборонпромом и Минобщемашем ТТЗ на разработку комплексов зенитного управляемого реактивного оружия ближнего действия (впоследствии комплекс М-1 Волна) и ударного (термин появился значительно позже - в начале 70-х годов) реактивного оружия (впоследствии - П-35). Таким образом, разработка проекта, получившего номер 58, велась практически синхронно с разработкой главного вооружения. Проектирование корабля поручили ленинградскому ЦКБ-53. Главным конструктором стал В. А. Никитин, а группу наблюдения от ВМФ возглавил инженер-капитан 2 ранга П.М. Хохлов. Эскизный пр. 58 разработали в середине1957 г., а в сентябре Управление кораблестроения ВМФ выдало заказ на разработку уже технического проекта, завершенного в марте1958 г. Головной эскадренный миноносец, получивший наименование "Грозный", заложили на Ленинградском судостроительном заводе имени А.А. Жданова 23 февраля1960 г. Спуск корабля на воду состоялся 26 марта1961 г., а в июне 1962г. его предъявили на государственные испытания комиссии под председательством вице-адмирала Н.И. Шибаева.

В ходе постройки определилась окончательная классификация корабля, который до этого в официальных документах именовался "кораблем с реактивным вооружением". Видимо сказывались оригинальные взгляды руководства страны на роль надводных кораблей с одной стороны, с другой - боязнь применения традиционных терминов - крейсер, эсминец и т. п. Ситуация прояснилась к началу 60-х годов и новый корабль уже уверенно причислили к классу крейсеров, подклассу "ракетный крейсер", отнеся к кораблям I ранга. О предыдущем лишь напоминало принятое для эсминцев наименование головного корабля и невиданная смешанная крейсерско-миноносная организация службы. Так в БЧ-5 от крейсерской организации остался только один дивизион вместо полагавшихся трех, а вместо второго и третьего - сохранили группы как на эсминцах, т. е. кораблях II ранга. Заметим, что принятая классификация "крейсер" далеко не отражала традиционных принципов проектирования кораблей этого класса и фактически пр. 58 в конструктивном отношении продолжил развитие эскадренных миноносцев, правда, несколько большего водоизмещения. Первоначально, основным назначением корабля пр. 58 считалось "уничтожение легких крейсеров, эскадренных миноносцев и крупных транспортов противника и ведение успешного боя с кораблями противника, вооруженными реактивным оружием ближнего действия". Впоследствии добавились задачи поражения авианосных соединений противника. Проектирование нового корабля представляло значительные трудности, связанные не только с размещением постоянно менявших в процессе проектирования свои тактико-технические характеристики (ТТХ) комплексов оружия, но и с объединением их в единую комплексную систему ("корабль-вооружение"). Это касалось многочисленных радиотехнических "изделий".

За прототип теоретического чертежа корпуса был выбран теоретический чертеж эсминца пр. 56, прошедший тщательную и всестороннюю "обкатку" теорией и практикой, вследствие этого отработка теоретического чертежа крейсера пр. 58 особых затруднений не представляла и была произведена еще на стадии эскизного проекта. Однако модельные испытания в ЦАГИ и ЦНИИ-45 на регулярном волнении потребовали более полного образования носовых обводов. При этом были получены лучшие результаты на всех ходах с точки зрения снижения заливаемости и особенно брызгообразования, чем на кораблях пр. 56. При заданном составе вооружения наилучшей архитектурной формой корпуса посчитали форму с длинным полубаком и небольшим подъемом к форштевню. Сам корпус набирался по продольной системе и водонепроницаемыми переборками делился на 17 отсеков. Непотопляемость корабля обеспечивалась при затоплении любых трех смежных отсеков, однако имелись зоны, где корабль выдерживал затопление и четырех смежных отсеков. В качестве материала корпуса применялась низколегированная сталь марки СХЛ-4. Надстройки, в основном, выполнялись из алюминиево-магниевых сплавов марок АМГ-5В и АМГ-6Т. Только передняя стенка носовой и задняя кормовой надстроек, два яруса фок-мачты, башенная масть грот-мачты, а также подкрепления под антенные посты РЛС выполнялись из стали. Следует заметить, что несмотря на широкое применение сплавов АМГ (кроме надстроек последние использовались также для легких переборок, площадок, настилов, тамбуров, шахт МКО и т.д.), апробированных правил конструирования из них и надежных методик расчетов прочности почти не было. Опасения относительно низкой пожаростойкости конструкций из АМГ высказывались еще на стадии проектирования, но практических шагов сделано не было.

В техническом проекте прорабатывалась противоосколочная защита погреба ЗУР, но и она была отвергнута "по соображениям экономии весов", т. е. по тем же причинам, которые обусловили широкое применение АМГ. Отличие общего расположения корабля от ранее построенных заключалось и следующем: размещение комплекса главного командного пункта (ГКП) в корпусе, отсутствие открытых боевых постов и наличие проходов к ним без выхода на верхнюю палубу, сравнительно небольшое количество надстроек. В архитектурном отношении обращали на себя внимание внушительные необычные пирамидальные фок- и грот-мачты, надолго определившие облик многих отечественных боевых кораблей последующих проектов. Подобная конструкция мачт диктовалась потребностью получения необходимых объемов для размещения высоко расположенных постов высокочастотных блоков РЛС, а также обеспечения жесткого подкрепления большого количества антенных устройств многочисленных радиотехнических средств, для лучшего выполнения требований противоатомной (ПАЗ) и противохимической (ПХЗ) защит, стойкости по отношению к ударной волне и лучшей смываемости водяной защитой. Главная энергетическая установка (ГЭУ) корабля являлась дальнейшим развитием котлотурбинных установок кораблей предыдущих проектов с применением впервые в отечественной корабельной энергетике принципиально нового котельного комплекса, состоящего из высокопарного автоматизированного котлоагрегата с дутьем воздуха в топку от турбо-наддувочного агрегата и системы регулирования, что обеспечивало более высокие характеристики ГЭУ корабля.

Однако для достижения заданной скорости полного хода (34,5 уз) потребовалась форсировка как главных турбозубчатых агрегатов, так и котлов при сохранении требований жесткой весовой дисциплины и экономичности. Кроме этого, особые требования выдвигались по защите от оружия массового поражения и по снижению уровней физических полей, в частности, теплового поля. В качестве ГТЗА в пр. 58 выбрали агрегаты ТВ-12, отличавшиеся от предыдущих большей мощностью45000 л. с., меньшей (на 35%) удельной массой и большим (на 2-4%) КПД при одинаковых габаритах. Это было достигнуто за счет повышения контактных напряжений в зубьях колес редуктора, увеличения вакуума в главном конденсаторе и увеличения скорости протока в нем охлаждающей воды, а также за счет применения новых материалов и ряда конструктивных мероприятий. Применение котлоагрегата КВН-95/64 позволило вдвое увеличить напряжение топочного объема и на 25% - мощность ГЭУ без увеличения ее массы и поднять КПД на полном ходу на 10% по сравнению с ранее применявшимися котлами КВ-76. Кроме того, удалось значительно (на 60%) понизить температуру отходящих газов. Вполне естественным следствием указанных мероприятий явилось ухудшение экономичности установки на малых и средних ходах. В процессе создания установки выяснилось, что мощность можно будет довести до50000 л.с. на один вал.

В электроэнергетической системе корабля был принят трехфазный переменный ток напряжением 380 В. В качестве основных источников электроэнергии использовались два турбогенератора ТД-750 мощностью по 750 кВт и два дизель-генератора ДГ-500 по 500 кВт, размещенные в двух электростанциях. При этом обеспечивалась параллельная работа турбо- и дизельгенераторов как между собой, так и электростанциями. Таким образом, специальных стояночных электрогенераторов не предусматривалось и работа механизмов в упомянутых режимах обеспечивалась одним из турбогенераторов с отбором пара от вспомогательного котла. В значительной степени общепроектные решения по кораблю повторяли таковые в проектах предыдущих эсминцев с корректировкой, обусловленной возрастанием водоизмещения. Так, например, размеры рулей успокоителей качки в пр. 58 были увеличены до 3,2 *2 м вместо 2,6 * 2,15 на пр. 57 бис; корабельные плавсредства (катера и шестивесельный ял) и отличие от предыдущих проектов изготавливались из АМГ, дельные же вещи были приняты полностью унифицированными.

Утвержденным штатом предусматривалось, что экипаж корабля будет насчитывать 27 офицеров, 29 мичманов и главстаршин и 283 матроса и старшины срочной службы. Обитаемость личного состава была, по сравнению с предыдущими проектами, несколько улучшена за счет выделения (впервые на наших кораблях) помещения столовой, обеспечивавшей размещение 2/3 старшин и матросов. В столовой, кроме принятия пищи, проводились культурно-массовые мероприятия - показ кинофильмов, лекции, собрания и т. д. В боевых условиях в столовой разворачивался операционный пункт. Большим "достижением" в области обитаемости, как тогда считалось, было широкое использование зашивки, изоляции, всевозможных облицовок, изготавливавшихся из АМГ, слоистых пластиков и даже березовой фанеры. Нет необходимости доказывать, что такое решение на практике проявило себя с самой худшей стороны, но для этого утверждения потребовались гибель ВПК «Отважный», ЭМ «Шеффилд», пожары и катастрофы на кораблях нашего и зарубежных флотов. В целом крейсер пр. 58 являлся принципиально новым и сложным кораблем уже хотя бы потому, что на нем впервые размещались два ракетных комплекса различного назначения. В этой связи испытания головного корабля представляли особый интерес. Проводились они в Белом море с 6 июля по 29 октября1962 г. В ходе испытаний стреляли как бросковыми болванками, так и боевыми ракетами (в телеметрическом варианте), одиночными и залповыми пусками. Мишенями служили неподвижные цели СМ-5 - бывший лидер «Ленинград» и СМ-8- бывшая плавбаза торпедных катеров проекта 1784. Дальность стрельбы составляла около200 км. В конечном итоге обе мишени были поражены попаданием ракет в надстройки.
Испытания проходили не всегда гладко, дефектов и недостатков было выявлено немало, но подавляющее большинство из них удалось устранить либо на месте, либо в ходе доработки комплекса. Основными причинами дефектов являлась поспешная поставка на корабль до конца не отработанных новых образцов вооружения, недостаточный учет реальных корабельных и морских условий, отдельные проектные ошибки. Так, ненадежной оказалась аппаратура системы ПУС Бином. Фактический интервал между пусками ракет из одной ПУ оказался почти в четыре раза больше проектного, а диаграмма секторов обстрела как носовой, так и кормовой установок на практике получилась сильно "обрезанной". В остальном, приемная комиссия посчитала комплекс П-35 соответствующим ТТЗ ВМФ и договорному проекту, хотя потребовала устранения целого ряда замечаний (около 100 пунктов). Зенитный ракетный комплекс Волна на испытаниях работал по парашютным мишеням ПМ-2 и самолету-мишени МиГ-15М, проведя пять фактических стрельб. В результате выявились те же недостатки ЗРК М-1, которые были обнаружены еще при испытаниях комплекса на эсминце «Бравый»: низкая надежность и малый ресурс отдельных узлов СУ Ятаган, невозможность стрельбы по низколетящим целям, меньшие зоны поражения. Последнее обстоятельство па корабле пр. 58 в значительной степени обусловливалось неудачным размещением ПУ ЗИФ-101, которая из-за недостаточной длины носовой оконечности, оказалась "прижата" к ПУ СМ-70. Последняя из-за этого также имела неудовлетворительную диаграмму обстрела. Но в целом комплекс Волна соответствовал техпроекту и требованиям технических условий.

Артиллерийские установки АК-726 к началу испытаний на ракетном крейсере (РКР) «Грозный» еще не были приняты на вооружение, хотя уже устанавливались и на кораблях пр. 61, 35, 159. Пять стрельб - три по воздушным и две по морским целям - показали, что артиллерийское вооружение корабля работает надежно. Однако на скоростях корабля свыше 28 уз наблюдалась сильная вибрация установок: стволы колебались в вертикальной плоскости до9 мм. Подкрепления, выполненные заводом, позволили уменьшить вибрацию, но устранить ее до конца так и не удалось. В конечном итоге установки приняли на вооружение, но система Турель, как и другие радиолокационные системы управления огнем, доводилась до рабочего состояния еще довольно длительное время. Испытания торпедного оружия прошли успешно, поскольку на корабле устанавливались серийные и отработанные системы и механизмы. К таким же результатам пришли при испытании РБУ-6000. Однако, как и на кораблях предыдущих проектов, большие нарекания вызывала работа гидроакустических средств - в первую очередь ГАС ГС-572, не обеспечивавшей необходимого целеуказания из-за недостаточной дальности и сильной зависимости от гидрологии моря. Испытания других радиотехнических средств показали, что их основными недостатками являются: неудовлетворительная электромагнитная совместимость (ЭМС) при одновременной работе, устаревшая элементная база приборного оборудования, слабость средств РЭБ. Неудачей признали и установку на корабле двух одинаковых РЛС МР-300, работавших, естественно, в одинаковых диапазонах частоты и, вследствие этого мешавших друг другу. Тем более, что такое решение не только технически, но и тактически обосновано не было (при работе РЛС общего обнаружения наблюдались сильные помехи в работе стрельбовых РЛС, особенно артиллерийской - Турель).
К сожалению, испытания по авиационной части проводились далеко не в полном объеме. Вертолет в испытаниях не участвовал, да и сами испытания носили скромное наименование - проверка, но и она потребовала выполнения на корабле многочисленных доработок: решение проблемы борьбы с обледенением ВПП, нанесение противоскользящего покрытия, изготовление специального чехла для вертолета, усовершенствование сигнального светооборудования и т. д. .В программу испытаний включили и проверку возможности пребывания личного состава в боевых постах, помещениях и на открытой палубе при старте ракет (ПКР и ЗУР) и работе. Необходимость подобных испытаний диктовалась тем, что новые ракеты имели большие удельные импульсы тяги стартовых двигателей (ступеней), которые в сочетании с кратковременной работой создавали большие ударные нагрузки. Влияние же сверхвысокочастотного излучения (СВЧ) РЛС на людей было замечено еще на испытаниях крейсера «Свердлов» в1952 г., но тогда этому не придавали должного значения. Испытания проводились на подопытных животных и выявили опасные места для нахождения личного состава при стартах ракет и работающих РЛС. При стрельбе ЗУР личный состав мог находиться во всех закрытых боевых постах, а при стрельбе ПКР нахождение личного состава в ряде помещений (даже в артустановке N 1) оказалось недопустимым без оборудования специальной защиты. Время пребывания личного состава на открытых боевых постах при работе РЛС после испытаний ограничили специальными инструкциями.
Как и следовало ожидать, главная энергетическая установка корабля работала нормально. Однако выяснилось, что заданная максимальная скорость 34,5 уз достигается при форсировке мощности до 95 000 л. с. Фактическая дальность плавания составила 3 650 миль при средней оперативно-экономической скорости 18 уз (требовалось не менее3500 миль). Во время испытаний на Севере летом1962 г. в жизни «Грозного» произошло неординарное событие: корабль посетил руководитель страны Н.С. Хрущев в сопровождении министра обороны маршала Советского Союза Р. Я. Малиновского. Первый командир крейсера капитан 2 ранга В.А. Лапенков сначала вывел крейсер в море и провел показательные стрельбы комплексом П-35. Руководство наблюдало за ними с борта крейсера «Мурманск». Стрельбы оказались удачными, ракеты ушли за горизонт и прямым попаданием поразили щит-мишень. После этого высокие гости перешли на «Грозный» и осмотрели корабль. Н.С. Хрущев был в восторге от корабля и высказал пожелание в недалеком будущем посетить на нем с официальным визитом Галифакс. Забегая вперед, хотелось бы в этой связи упомянуть, что «Грозный» подвергся особо тщательной отделке и соответствующему дооборудованию, в том числе полихлорвиниловому покрытию верхней палубы, чего не удостаивались последующие крейсера.

В ходе проработки различных вариантов программы военного кораблестроения количество новых ракетных крейсеров колебалось. По максимуму предполагалось построить таких кораблей не менее 16. Однако фактически было построено четыре корабля на Ленинградском судостроительном заводе им. А.А. Жданова. Жизнь внесла серьезные коррективы, которые отчасти были внедрены в последующий пр. 1134, ставший дальнейшим развитием кораблей пр. 58, по многим элементам их улучшавших. Поэтому «Варяг», названный в честь знаменитого крейсера и сразу при постройке получившим гвардейское звание, оказался последним кораблем серии.

Крейсера пр. 58 несли службу в составе всех четырех флотов. Серьезной модернизации они так и не подвергались. В 70-е годы на некоторых из них установили часть недопоставленного в свое время радиотехнического вооружения, систему Успех-У («Адмирал Фокин» и «Грозный»), двухкоординатные РЛС МР-300 заменили па трехкоординатные МР-310 («Адмирал Фокин» и «Варяг»). На всех кораблях появилась вторая РЛС Дон-2 (обнаружения надводных целей), салютные пушки и, наконец, по две батареи малокалиберных шестиствольных 30-мм автоматов АК-630 с РЛС и системой управления огнем Вымпел. Зенитные ракеты B-600 заменялись на более совершенные В-601, противокорабельные 4К-44 (на некоторых кораблях) - на ПКР Прогресс. Кроме этого, по отдельным решениям, на ряде крейсеров установили не предусмотренные проектом комплексы и системы: станцию активных помех МР-262 (Ограда), систему госопознавания Пароль, комплекс космической навигации Шлюз и т.п.

К началу 90-х годов эти крейсера уже перешагнули свой предельный возраст. В1990 г. из состава КТОФ первым был выведен «Варяг», в1991 г. наступила очередь «Грозного», находившегося в составе ДКБФ, в1993 г. списали крейсер «Адмирал Фокин» (КТОФ). В настоящее время в строю Черноморского флота еще остается «Адмирал Головко», но и он подлежит списанию.
Ракетные крейсера пр. 58 оставили заметный след в истории отечественного кораблестроения и флота. Часто принято считать их "первыми и мире ракетными крейсерами, не имевшими зарубежных аналогов" и т.п. Крейсерами эти корабли были, если так можно выразиться, "назначены" волевым решением. Об этом свидетельствует хотя бы и тот факт, что эсминцы конца 70-х годов, как в нашем, так и в американском флоте, превзошли их по водоизмещению почти вдвое. Но бесспорным является то, что отечественным ученым и конструкторам удалось впервые па практике успешно решить задачу создания мощного компактного корабля с ракетными комплексами различного назначения, с высокой насыщенностью новым, по тем временам, радиоэлектронным вооружением и отвечавшим, как тогда представлялось, требованиям ведения войны на море. Ракетные крейсера пр. 58 стали первыми отечественными надводными кораблями с ядерным оружием и, следовательно, с невиданными ранее и несопоставимыми ни с чем боевыми возможностями. Разработка и создание крейсера пр. 58 были отмечены Ленинской премией1966 г., но в списке удостоенных не оказалось ни главного конструктора, ни фактического главного наблюдающего ВМФ. В.А. Никитин после завершения основной творческой работы отправился па "заслуженный отдых", а П.М. Хохлов почти одновременно с ним был уволен в запас. Последние чертежи по пр. 58 в качестве главного конструктора подписывали и А.Л. Фишер и В.Г. Королевич, а главным наблюдающим ВМФ был вновь М.А. Янчевский.

Бортовые номера ркр "Грозный"

898 (1962), 239 (1965), 843 (1967), 860 (1968), 854 (1969), 943 (1969)

841 (1971-73, 1975-78, 1980-81), 846 (1970), 843 (1971), 858 (1971-1972), 847 (1973)

851 (1973), 855 (1975), 856 (1975), 147 (1981), 107(1982), 121 (1983), 155 (1984)

179 (1985, 1986), 145 (1988), 152 (1991)

261, 170 - неизвестно

«Адмирал Головко»: 299(1965), 810(1967), 852(1969), 845(1978), 847(1979), 121(1979), 118(1981), 844(1982), 110(1984), 105(1990), 118(1994), 849, 853, 854, 857, 859, 130, 170, 485

«Варяг»: 343(1965), 280(1965), 621(1966), 822(1967), 835(1968), 836(1974), 015(1976), 049(1981), 047(1982), 830(1984), 043(1985), 012(1987), 032(1990), 641, 821, 079

«Адмирал Фокин»: 336(1964), 176(1966), 641(1968), 831(1971), 835(1971), 822(1977), 019(1977), 120(1981), 176(1990), 022, 017(1992), 823

Служба на флотах ВМФ:

Северный флот - 30.12.1962г - 05.10.1966г.

Черноморский флот - 05.10.1966г. - 06.01.1984г.

Балтийский флот - 06.01.1984г. - 31.12.1992г.

Списание:

1990 – «Варяг» (19.04), 1991 – «Грозный» (24.06), 1993 – «Адмирал Фокин» (30.06), 2002 – «Адмирал Головко»

Официальные визиты:

12-15.08.1967г. нанес визит в Варну и Бургас (Болгария);
29.01-04.02.1968г.- в Котор и Зеленину (Югославия);
20-27.07.1969 г. - в Гавану (Куба)
06-08.08.1969 г. - в Фор-де-Франс (Мартиника);
20-25.04.1972 г. - в Касабланку (Марокко);
02-07.07.1973 г. - в Марсель (Франция);
20-25.11.1974 г. - в Латакию (Сирия).

В период с 19.07.1976 г. по февраль1982 г. прошел на "Севморзаводе" в Севастополе капитальный ремонт. 06.01.1984 г. был перечислен в состав Балтийского флота.
19-23.07.1984 г., 26-30.05.1985 г. и 18-23.07.1987 г. нанес визит в Гдыню (Польша);
05-08.10.1984 г., 07-11.10.1985 г. и 23-28.10.1987 г. - в Росток (ГДР);
19-24.07.1988 г. - в Щецин (Польша).

В данное время российский военно-морской флот переоснащается. Заняться переоснащением флота Россию вынудили непреодолимые обстоятельства. Боевые корабли, доставшиеся России от Советского Союза, по большей части пришли в негодность. Из них часть старых утилизирована, а другая часть должна быть модернизирована. Им на смену должны прийти современные боевые единицы – фрегаты проекта 22350.

Проект 22350: почему именно фрегаты?

В настоящее время военно-морские силы России обладают достаточным количеством малых ракетных кораблей, а также корветов, которые обязаны охранять российские морские границы. Однако для дальнейшего укрепления флотской мощи России и для более надежной охраны морских подступов России необходимы также судна, охраняющие дальнюю морскую зону. Власти России вместе с командованием ВМФ рассчитывают, что такую роль будут исполнять фрегаты нового проекта 22350, призванные заменить устаревшие ракетные крейсера.

Почему фрегаты, а не какой-то другой тип военных кораблей? Здесь необходим краткий исторический экскурс. В военно-морских силах СССР никаких фрегатов не существовало: в те времена боевые суда классифицировались иначе. Те, которые по существу были фрегатами, в СССР именовались сторожевыми кораблями или, в обиходе, «сторожевиками». Это были надежные и грозные судна, способные охранять ближние подступы к берегам, а также выполнять самостоятельные военные задачи в открытых водах. Впоследствии, когда на смену ВМФ СССР пришел Военно-морской Флот России, сторожевые суда стали переименовываться во фрегаты. Иначе говоря, классифицировать боевые суда в России стала так же, как и во всем мире.

В начале нового тысячелетия вместо устаревших сторожевиков Россия приступила к строительству военных кораблей нового поколения, то есть фрегатов. К этому Россию подтолкнула неизбежная необходимость. Старые корабли, такие как крейсер «Грозный» и крейсер «Адмирал Головко», окончательно устарели и, соответственно, не могли достойно выполнять боевые задачи, продиктованные временем. Строительство новых судов стало именоваться кодовым названием «Проект 22350». Итогом проекта должен стать приход на смену устаревшему крейсеру «Адмирал Головко» современного фрегата проекта 22350.

По замыслу правительства, новые российские фрегаты обязаны превосходить своими боевыми качествами суда прежних поколений и, соответственно, усилить мощь военного флота России независимо от того, в какой части мирового океана такой корабль будет находиться. По приблизительным тактико-техническим характеристикам, военные суда проекта 22350 рассчитаны на запас хода, превышающий 4000 миль. Кроме того, в процессе автономного плавания они смогут находиться не меньше тридцати суток. Такие характеристики позволят им с успехом выполнять охрану дальней морской зоны. В плане своего водоизмещения, а также по разнообразию вооружения новые фрегаты будут в какой-то мере уступать судам прежнего поколения. Однако уровень их защищенности, электронно-техническое оборудование, а также управление огнем у фрегатов будет существенно выше.

Первоначально российским правительством планировалось оснащение всех флотов, но впоследствии правительственные планы поменялись. Решено было оснастить судами нового поколения Черноморский флот. Тому, кто внимательно следит за мировыми политическими новостями, такое решение российского правительства вполне понятно.

Особенности строительства судов проекта 22350

Сколько именно судов во исполнение проекта 22350 должно быть построено, точно неизвестно. Впрочем, некоторые источники утверждают, будто таких кораблей должно быть построено не менее двадцати. Ориентировочные сроки, отпущенные под строительство, – не больше двадцати лет. Строить фрегаты предполагалось на четырех предприятиях: Калининградском судостроительном заводе «Янтарь», на Балтийском судостроительном заводе, на судостроительном заводе «Северная верфь», а также на судостроительном заводе «Адмиралтейская верфь», которые находятся в Санкт-Петербурге.

1 февраля 2006 г. «Северная верфь» начала строить первый фрегат проекта 22350, получивший название «Адмирал Горшков». Как и подобает первенцу, «Адмирал Горшков» воплощался долго, больше четырех лет. Причин тому было несколько: споры по поводу, каким должно быть техническое оснащение корабля, такие же споры относительно его вооружения.

29 октября 2010 г. фрегат-первенец «Адмирал Горшков» торжественно сошел на воду. Российское Министерство обороны остановило свой окончательный выбор именно на «Северной верфи», и подписало с этим заводом контракты, предполагающие строительство еще семи кораблей. Таким образом, именно питерский судостроительный завод «Северная верфь» стал единственным предприятием, получившим право строить суда проекта 22350.

Фрегат «Адмирал Горшков» до сей поры не является полноценной боевой единицей по причине затянувшихся испытаний. Строительство другого корабля под названием «Адмирал Касатонов» началось в 2009 году, но лишь в середине 2015 года состоялся его спуск на воду.

О причине такой медлительности сказать сложно. Государство, равно как и судостроители, хранят молчание. В отличие от форумов, которые, наоборот, полны всяческими предположениями, версиями и домыслами. В общем и целом, на форумах выдвигается несколько основных предположений, объясняющих медлительность отечественных военных корабелов. Одна из версий гласит, что на «Адмирале Горшкове» в процессе испытания были проблемы с основной двигательной турбиной. Заменить же ее новой турбиной оказалось сложно, поскольку такие турбины раньше производились одним из украинских оборонных предприятий, которое, в силу известных политических событий, отказалось поставлять свою продукцию в Россию.

Впрочем, несмотря на всяческие неполадки и молчание со стороны уполномоченных инстанций, воплощение проекта идет своим ходом. В 2012 году был заложен еще один фрегат «Адмирал Головко». После этого, в 2013 году, начали строить очередной корабль «Адмирал Исаков». Когда именно завершится их строительство, пока не сообщается.

Тактико-технические характеристики фрегатов проекта 22350

По понятным причинам большая часть таких характеристик широким слоям общественности неизвестна, да и не должна быть известна. Впрочем, некоторые общие характеристики строящихся судов из новой серии у многих на слуху:

  • Корпус оборудуется боковыми успокоителями качки, рули которых убираться не будут. Это устройство необходимо для того, чтобы корабль не терял своих ходовых качеств во время шторма;
  • Надстройки будут выполняться из специальных материалов с композитными характеристиками. Такие материалы способствуют снижению радиоакустического фона судов;
  • Фрегаты будут снабжаться технологией «Стелс». Такая технология делает корабли малозаметными, не позволяя вражеским радарам их засечь;
  • У всех будет двойное дно, что поможет судам удержаться на плаву при возникновении повреждений;
  • Будет установлена универсальная система тушения пожаров;
  • Мощность двигательной установки будет достигать 55 тысяч лошадиных сил;
  • Максимальная скорость будет достигать 29 узлов;
  • Применяя экономический ход (14 узлов), фрегат сможет пройти без остановок 4000 миль.

Скорее всего, при испытании новых кораблей некоторые их первоначальные характеристики изменятся.

Предположительное вооружение кораблей проекта 22350

Новые корабли планируется оснастить самым современным вооружением:

  • Самым мощным вооружением фрегатов предполагается сделать ракетную установку 16 ПКР «Москит»;
  • Кроме этого, на судах будет размещена универсальная артиллерийская автоматическая установка А-192;
  • Для поражения подводных лодок противника корабли вооружат противолодочными комплексами «Медведка-2»;
  • Для оценки гидроакустического подводного пространства фрегаты оборудуют специальной системой «Виньетка-М». Данная система позволяет услышать вражескую подлодку на дистанции до 60 километров;
  • Чтобы обезопасить себя от нападения с воздуха, будут пользоваться зенитно-ракетным комплексом «Редут»;
  • Для этой же цели, а также для поражения малозаметных целей на поверхности воды, они будут оснащены ракетно-пушечным комплексом «Палаш»;
  • На всех судах данного проекта должны также иметься вертолеты Ка-27 с возможностью взлета и посадки на палубу.

Опять-таки вполне очевидно, что в дальнейшем вооружение кораблей может быть дополнено или изменено.

Как покажет себя проект 22350 в ближайшем будущем?

О том, насколько успешно реализуется проект, могут ответить лишь российское правительство и корабелы. Последние новости утверждают, что в нынешнем году лишь один «Адмирал Горшков» доведен до полной готовности. Столь долгое время, понадобившееся для его испытаний, продиктовано практическими соображениями. На корабле проводилась тщательная отработка тех видов вооружений, которыми станут оснащаться последующие суда. Помимо вооружения, также тщательно проверялись и тактико-технические данные самого корабля, чтобы не допустить выявленных недостатков на тех фрегатах, которые предполагается построить в скором будущем.

Фрегат «Адмирал Головко», заложенный вторым, по предположительным оценкам, должен быть готов к началу 2020 года. Что касается фрегата «Адмирал Исаков», то о конкретной дате его постройки не говорится ничего. Когда начнутся строиться другие суда данного проекта, неизвестно тем более.

Конечно, строительство кораблей – дело длительное. Однако такая длительность может сказаться на том, что к моменту своей постройки некоторые новшества, которые запланированы, могут устареть, и тогда только что построенный корабль придется усовершенствовать в соответствии с последними достижениями техники, электроники и вооружения. Во всяком случае, многие эксперты этого опасаются. Сами кораблестроители возражают им в том смысле, что фрегаты строятся с солидным заделом, и поэтому опасаться того, что они к моменту постройки устареют, оснований нет.

В таких возражениях отчасти имеется резон. На данный момент российские фрегаты проекта 22350 можно считать наиболее современными в мире как в плане технологических особенностей, так и в смысле эстетики и дизайна. Их вооружение также находится на самом высоком уровне. Во всяком случае, ни в одном иностранном флоте кораблей, похожих на новые российские фрегаты, пока нет.

Ракетный крейсер 58.

Ракетные крейсера проекта 58 (шифр «Грозный», обозначение НАТО — Kynda class) первые советские ракетные крейсера с противокорабельным ракетным вооружением. В ходе строительства классифицировались как эсминцы. Головной корабль - «Грозный».

Ракетный крейсер Грозный.



Ракетный крейсер Грозный - построен в рамках Проекта 58, тип «Грозный». Спущен на воду 26 марта 1961г. и вступил в строй 30 декабря 1962г., был включён в состав Северного Флота (СФ). 5 октября 1966г., перечислен в состав Краснознаменного Черноморского флота (КЧФ) и 6 января 1984г. - в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ). Принимал участие в маневрах "Океан" в 1970г. Бортовые номера: 898(1962), 854(1969), 943(1969), 841(1969), 859(1969), 847(1973), 855(1975), 856(1975), 841(1980), 147(1981), 107(1982), 121(1983), 155(1984), 179(1984), 145(1988), 152(1991), 810, 843, 851, 858, 239, 261, 170. Списан: 1991г.

Ракетный крейсер Адмирал Головко.


Ракетный крейсер Адмирал Головко - построен в рамках Проекта 58, тип «Грозный». Спущен на воду 18 июля 1962г. и вступил в строй 30 декабря 1964г. 22.01.1965г. был включен в состав Северного флота. С 01.06.1967г. по 31.06.1967г., выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. 22.03.1968 г. зачислен в состав Черноморского флота. Бортовые номера: 810(1967), 852(1969), 019(1978), 845(1978), 847(1979), 121(1979), 118(1981), 844(1982), 110(1984), 105(1990), 118(1994), 849, 853, 854, 857, 859, 130, 170, 485. Списан: 2002г.

Ракетный крейсер Адмирал Фокин.


Ракетный крейсер Адмирал Фокин - построен в рамках Проекта 58, тип «Грозный». Изначально планировалось назвать корабль «Стерегущий», но так как порт приписки был во Владивостоке, то решили переименовать в Ракетный крейсер «Владивосток», а спустя 2 года, в 1964 был окончательно переименован в честь командующего Тихоокеанским флотом Адмирала Фокина. Спущен на воду 19.11.1961. и вступил в строй 28.12.1964., с именем Ракетный крейсер «Владивосток» и был включён в состав Тихоокеанского Флота (ТОФ). Принимал участие в маневрах "Океан" в 1970г. Бортовые номера: 336(1964), 176(1966), 641(1968), 823(1968), 831(1971), 835(1971), 822(1977), 019(1977), 845(1980), 120(1981), 022(05.1987), 017(05.1990). Списан: 1993г.

Ракетный крейсер Сообразительный.


Ракетный крейсер Сообразительный - построен в рамках Проекта 58, тип «Грозный». 31 октября 1962г. получил новое имя «Варяг ». Спущен на воду 7 апреля 1963г. и вступил в строй 20 августа 1965г., был включён в состав Краснознаменного Тихоокеанского флота (КТОФ). В период службы носил гвардейский флаг, унаследованный от ЭМ "Сообразительный " проекта 7-У ЧФ. Бортовые номера: 343(1965), 280(1965), 621(1966), 822(1967), 835(1968), 836(1974), 015(1976), 049(1981), 047(1982), 830(1984), 043(1985), 012(1987), 032(1990), 641, 821, 079. Списан: 1990г.


– СУ «Бином»

Зенитный ракетный комплекс:

– наименование «Волна-М»

– боекомплект 16 ЗУР В601

– СУ «Ятаган»

Артиллерийские комплексы:

– боекомплект 2 400 выстрелов

– СУАО «Турель» (МР-105)

Противолодочное:

– ПУТС «Тифон»

– ПУСБ «Буря»

Авиационное:

Радиоэлектронное:

– БИП «Планшет-58»

– система ВЗОР «Море-У»

– комплекс КС «Цунами-БМ»

– ТВ система наблюдения

31*

32*

33* На РКР Грозный, Варяг и Адмирал Головко.

34*

35* На РКР Варяг.

36* На РКР Грозный.

37* На РКР Адмирал Головко.

38*








Продольный разрез РКР пр. 58


Грозный

(

Адмирал Фокин (зав. № 781г

Адмирал Головко













Примечания:

Ракетные крейсера типа Грозный пр. 58 – 4 (2)

ОСНОВНЫЕ ТТЭ

Водоизмещение, т:

– стандартное 4 340

– полное 5 570

Главные размерения, м:

– длина наибольшая (по КВЛ) 142,0 (134,0)

– ширина корпуса наибольшая (по КВЛ) 16,0 (15,2)

– осадка средняя 5,1

Экипаж (в т. ч. офицеров), чел 339 (27)

Автономность по запасам провизии, сут 10

Энергетическая установка:

– тип ГЭУ котлотурбинная

– количество х мощность, л.с. (тип ГТЗА) 2 х 45 000 (ТВ-12)

– количество х тип главных котлов 4 х КВН-95/64

– количество х тип движителей 2 х ВФШ

– количество х мощность источников

электроэнергии, кВт (тип) 2 х 750 (ТГ) + 2 х 500 (ДГ)

Скорость хода, уз:

– полная 34,5

– экономическая 18

Дальность плавания, мили

– ходом 34 уз 1600

– ходом 18 уз 3 500

Вооружение:

Комплекс противокорабельных ракет:

– наименование П-35

– количество ПУ х направляющих (тип ПУ) 2 х 4 (палубная наводящаяся контейнерная СМ-70)

– боекомплект 6 ПКР комплексов П-35 или «Прогресс»()

РКР Грозный по состоянию на 1975 г.

– СУ «Бином»

– количество линий телеуправления ПКР 4 (в обеспечение четырех РЛС управления)

– система ОНО и выдачи ЦУ от АВНП «Успех-У» ()

Зенитный ракетный комплекс:

– наименование «Волна-М»

– количество ПУ х направляющих

(тип ПУ) 1 х 2 (палубная наводящаяся ЗИФ-101)

– боекомплект 16 ЗУР В601

– СУ «Ятаган»

Артиллерийские комплексы:

– количество АУ х стволов (тип АУ) 2 х 2-76/60 (АК-726)

– боекомплект 2 400 выстрелов

– СУАО «Турель» (МР-105)

– количество АУ х стволов (тип АУ) 4 х 1-30-мм (АК-630М) ()

– боекомплект 12 000 выстрелов

– количество х тип СУАО 2 х «Вымпел» (MP-123)

Противолодочное:

– количество ТА х труб (тип ТА) 2 х 3-533 мм (ТТА-53-57-бис)

– боекомплект торпед (тип) 6 (СЭТ-65 или 53-65К)

– ПУТС «Тифон»

– количество РБ х труб (тип РБ) 2 х 12-213-мм (РБУ-6 000)

– боекомплект (тип) 72 (РГБ-60)

– ПУСБ «Буря»

Авиационное:

– способ базирования временный

– количество х тип вертолетов 1 х Ка-25РЦ

– оборудование взлетно-посадочных площадок светотехническое

Радиоэлектронное:

– БИП «Планшет-58»

– система ВЗОР «Море-У»

– комплекс КС «Цунами-БМ»

– количество х тип РЛС обнаружения ВЦ 2 х «Ангара-А»() «Ангара»

– тип навигационных РЛС «Дон-2» в обеспчение 2-х или 3-х() АП

– ТВ система наблюдения

за ближней надводной обстановкой МТ-45

– станции РТР «Бизань-4Д»-г «Залив»

– станция постановки активных помех «Ограда» (МР-262) () или «Ограда-М» (МР-262-М)()

– количество ПУ х направляющих (тип ПУ) СППП 2 х 16-82-мм (ПК-16)

– система КН «Шлюз» (АДК-ЗМ)()

31* На РКР Грозный, Варяг и Адмирал Головко.

32* На РКР Варяг не устанавливалась.

33* На РКР Грозный, Варяг и Адмирал Головко.

34* На РКР Варяг и Адмирал Фокин.

35* На РКР Варяг.

36* На РКР Грозный.

37* На РКР Адмирал Головко.

38* С антенной в подкильном обтекателе.


Схема общего вида ЭМ типа Грозный в соответствии с тех. проектом:

1 – РБУ-6000; 2 – ПУ ЗРК «Волна»; 3 – обтекатель антенны ГАС «Геркулес-2М»; 4 – ПУ ПКРК П-35; 5 – обтекатель антенны станции ЗПС; 6 – ходовая рубка; 7 – АП РЛС СУ «Ятаган»; 8 – ходовой мостик; 9 – стабилизированный пост ТВ системы наблюдения за ближней надводной обстановкой МТ-45; 10 – АП РЛС СУ «Бином»; 11 – АП РЛС «Дон»; 12 – АП РЛС «Ангара»; 13 – АП радиопеленгатора; 14 – 533-мм ТА; 15 – АП станции «Залив»; 16 – АП станции «Бизань»; 17 – АП РЛС СУАО «Турель»; 18 – 76-мм АУ АК-726; 19 – вертолет Ка-15.


На начальной стадии проектирования Грозный классифицировался как эсминец или как «… корабль с: реактивным вооружением». К классу крейсеров его причислили в сентябре 1962 г. Как видно из схемы, в тех. проекте корабля предполагалось использовать решетчатую грот-мачту (четырехногой конструкции), что обеспечивало приемлемые параметры остойчивости. В ходе дальнейших работ над пр. 58 было принято решение (в частности, в связи с необходимостью разместить АП системы «Успех-У») сделать ее башнеподобной как и фок-мачту.




РКР пр. 58 был разработан в ЦКБ-53 под руководством В.А. Никитина. Это был первый в мире специально спроектированный корабль с противокорабельным и зенитным ракетным вооружением.

Основным оружием корабля пр. 58 являлся ПКРК П-35, который включал в себя собственно крылатые ракеты, две четырехконтейнер- ные ПУ, наводящиеся в вертикальной и горизонтальной плоскостях, погреба для запасных ракет и СУ «Бином».

Для обеспечения стрельбы имелась система ЦУ от внешних источников (от вертолетов Ка-25РЦ и самолетов типа Ту-95РЦ). СУ с двумя спаренными антенными постами на башенноподобных мачтах обеспечивала формирование залпов из четырех ракет П-35 в режиме телеуправления (штатном) и четырех – в автономном режиме (резервном). Характерно то, что последние могли быть использованы на дистанции до 150 км и должны были запускаться после ракет, использовавшихся в режиме телеуправления. В носовой части корабля разместили ЗРК «Волна» (впоследствии его модернизировали в УЗРК «Волна-М») с АП СУ «Ятаган», двухбалочной наводящейся ПУ и погребом, в котором ЗУР хранились в двух вращающихся барабанах.

Для борьбы с легкими надводными кораблями и ПВО на корме корабля линейно-возвышенно разместили две АУ АК-726. В процессе модернизации к ним добавили четыре АУ АК-630М. За кормовой 76-мм АУ была оборудована ВПП для вертолета с системами его обеспечения и с подпалубным погребом хранения авиационного боезапаса.



Схема общего вида РКР пр. 58.

I – РБУ-6000; 2 – ПУ ЗРК «Волна»; 3 – обтекатель антенны ГАС «Геркулес-2М»; 4 – ПУ ПКРК П-35; 5 – обтекатель антенны станции ЗПС; 6 – ходовая рубка; / – АП РЛС СУ «Ятаган»; 8 – оптический перископический визир боевой рубки (ГКП); 9 – оптический перископический визир ходовой рубки; 10 – ходовой мостик; I 1 – АП РЛС СУ «Бином»; 12 – стабилизированный пост ТВ системы наблюдения за ближней надводной обстановкой МТ-45; 13 – АП РЛС «Дон» (впоследствии была заменена на РЛС «Дон-2» в обеспечении двух или трех АП); 14 – АП РЛС «Ангара»; 15 – АП радиопеленгатора; 16 – 533-мм ТА; 17 – АП системы «Успех-У»; 18 – АП станции «Залив»; 19 – АП станции «Бизань-4Д»; 20 – АП РЛС СУАО «Турель»; 21 – 76-мм АУ АК-726; 22 – вертолет Ка-25; 23 – ВПП.



Продольный разрез РКР пр. 58

1 – кладовые различного назначения; 2 – цепной ящик; 3 – отделение шпилевых машин; I – якорный шпиль; 5 – РБУ-6000; 6 – погреб реактивных глубинных бомб; 7 – ПУ ЗРК «Волна»; 8 – погреб ЗУР; 9 – топливные цистерны; 10 – помещение агрегатов и приводов ПУ ЗРК «Волна»; II – кубрики личного состава; 12 – обтекатель антенны ГАС «Геркулес-2М»; 13 – посты ГАС «Геркулес-2М» и станции ЗПС; 14 – ПУ ПКРК 11-35; 15 – подбашенное отделение ПУ ПКРК П-35; 16 – обтекатель антенны станции ЗПС; 17 – каюты офицеров; 18 – боевая рубка (ГКП); 19 – БИП; 20 – посты СУ «Ятаган» ЗРК «Волна»; 21 – АП РЛС СУ «Ятаган» ЗРК «Волна»; 22 – ходовая рубка; 23 – АП РЛС «Бином»; 24 – посты средств радиосвязи; 25 – АП РЛС «Ангара»; 26 – носовое МКО; 27 – помещения для средств дальней радиосвязи и космической навигации (их предполагалось установить на кораблях данного типа в процессе модернизации); 28 – отсек вспомогательного котла и механизмов успокоителя качки; 29 – механическая мастерская; 30 – электростанция; 31 – АП системы «Успех-У»; 32 – пост стабилизации; 33 – посты СУ ПКРК П-35; 34 – ПЭЖ; 35 – кормовое МКО; ЗГ› – АП РЛС СУАО «Турелы»; 37 – отсек ГГ; 38 – провизионные кладовые; 39 – 76-мм АУ АК-726; 40 – погреб 76-мм патронов; -11 – подбашенное отделение76-мм АУ Ак-726; 42 – пост управления взлетом и посадкой вертолета; 43 – румпельное отделение.


Корпус корабля был выполнен из стали, имел удлиненный полубак, продольную систему набора и двойное дно на всем протяжении. Междудонное пространство использовалось для хранения топлива и воды. Корпус делился водонепроницаемыми переборками на 17 отсеков. Корабль был оснащен активными успокоителями качки в виде бортовых управляемых рулей и скуловыми килями. Крейсер имел оригинальную архитектуру надстроек с пирамидообразными четырехгранными грот- и фок-мачтами. Такое решение объяснялось стремлением оптимально разместить антенные посты и оборудование развитого радиотехнического вооружения, требованиями противоатомной защиты и конструктивной прочности тяжелых антенных постов.

Надстройки (за исключением передней стенки носовой и задней стенки кормовой надстроек, подкреплений под АП РЛС СУ «Ятаган» и части конструкций мачт) были изготовлены из легких сплавов.

Главная энергетическая установка котлотурбинная, с эшелонированным расположением в двух машинно-котельных отделениях. В ней впервые в отечественной практике использовали высоконапорные паровые котлы с тур- бокомпрессорным наддувом воздуха.

Крейсер пр. 58 при сравнительно небольшом водоизмещении обладал огромными для своего времени ударными возможностями.

Однако корабль имел недостаточно мощное и совершенное зенитное вооружение, а также плохую обитаемость, малые автономность и дальность плавания, откровенно слабую акустику, вертолет временного базирования (так как он размещался на ВПП и не имел ангара), а также слишком громоздкие поворотные ПУ ПКРК. Как показал опыт эксплуатации, их перезарядка в море оказалась делом крайне сложным, а при сильном волнении просто невыполнимым. Первоначально предполагалось построить 16 РКР пр. 58, но затем программу ограничили четырьмя единицами, так как приоритет был отдан не «ударным», а «противолодочным» кораблям.

В конце 1970-х-начале 1980-х годов РКР Грозный, Варяг и Адмирал Головко прошли модернизацию, в ходе которой усовершенствовали ПКРК под более помехоустойчивую ракету «Прогресс», установили вместо ЗРК «Волна» ЗРК «Волна-М» и четыре АУ АК-630М с СУАО «Вымпел», новые станции постановки активных помех и систему космической навигации «Шлюз» с аппаратурой, размещенной в новой надстройке между мачтами, усовершенствовали средства связи. Кроме того, на кораблях Тихоокеанского флота обе РЛС «Ангара» заменили на две РЛС «Ангара-А».

По состоянию на декабрь 2001 г. в составе флота оставаля один РКР пр. 58.

Грозный (зав. № 780). ССЗ им. А.А. Жданова (г. Ленинград): 23.02.1960 г.; 26.03.1961 г.; 30.12.1962 г.

После вступления в строй входил в состав СФ, с 05.10.1966 г. – в состав ЧФ( а с 06.01.1984 года-в состав БФ. С 19.07.1976 г. по январь 1981 г. на СРЗ «Севморзавод» (г. Севастополь) на корабле провели средний ремонт и модернизацию с установкой четырех АУ АК-630М и частичной заменой РТВ. 01.04.1989 г. крейсер вывели в резерв и поставили на СРЗ № 29 (г. Лиепая) в средний ремонт.

В середине 1990 г. какие-либо работы на корабле прекратили. Грозный предполагали отбуксировать в Калининград, но власти Латвии воспрепятствовали этим планам.

09.07.1991 г. Грозный исключили из боевого состава флота и оставили у стенки СРЗ № 29 с разобранными механизмами и оборудованием.

В марте 1993 г. корабль вследствие неисправности донно-забортной арматуры, которая возникла из-за расхищения мародерами части оборудования, затонул на мелководье. Впоследствии корабль подняли и разобрали на металл.

Адмирал Фокин (зав. № 781г до 11.05.1964 т.-Владивосток, до 31.10.1962 т.-Стерегу- щий). ССЗ им. А.А. Жданова (г. Ленинград): 05.10.1960 г.; 05.11.1961 г.; 28.11.1964 г.

Входил в состав ТОФ (летом 1965 г. по Севморпути перешел из Североморска во Владивосток). Нес боевую службу в Тихом и Индийском океанах. С 26 ноября по 2 декабря 1968 г. корабль с дружественным визитом посетил порт Момбаса (Кения), со 2 по 27 января 1969 г.-порт Аден (Южный Йемен), с 9 по 12 января 1969 г.-порт Ходейда (Северный Йемен), с 5 по 9 апреля 1969 г. – порт Момбаса (Кения), с 19 по 23 апреля 1970 г. ис 10 по 3 марта 1977 г.- Порт-Луи (Маврикий).

30.06.1993 г. крейсер исключили из боевого состава флота и передали ОРВИ для утилизации.

Адмирал Головко (зав. № 782, до 18.12.1962 т.-Доблестный). ССЗ им. А.А. Жданова (г. Ленинград): 20.04.1961 г.; 18.06.1962 г.; 30.12.1964 г.

После вступления в строй вошел в состав СФ. В июне 1967 г. во время несения боевой службы в Средиземном море корабль оказывал помощь вооруженным силам Египта. 22.03.1968 г. крейсер включили в состав ЧФ. С 8 по 13 мая 1970 г. он с дружественным визитом посетил порт Алжир, с 3 по 7 августа 1972 г. – порт Констанца (Румыния), с 21 по 26 августа 1975 г.-порт Тунис и с 22 по 27 июня 1978 г.-порт Латакия (Сирия).

С 04.06.1982 г. по 01.03.1989 г. на СРЗ «Севморзавод» (г. Севастополь) на корабле провели средний ремонт и модернизацию с установкой четырех АУ АК-630М и частичной заменой РТВ.



РКР Варяг по состоянию на июль 1987 г.



Схема общего вида РКР Варяг после модернизации:

1 – 45-мм салютная пушка; 2 – РБУ-6000; 3 – ПУ ЗРК «Волна»; 4 – обтекатель антенны ГАС «Геркулес-2М»; 5 – ПУ ПКРК П-35; 6 – обтекатель антенны станции ЗПС; 7 – АП РЛС «Дон-2»; 8 – ходовая рубка; 9 – АП РЛС СУ «Ятаган»; 10 – оптический перископический визир боевой рубки (РКП); 1 I – оптический перископический визир ходовой рубки; 12 – ходовой мостик; 13 – АП РЛС СУ «Бином»; 14 – АП РЛС «Ангара-А»; 15 – АП радиопеленгатора; 16 – 30-мм АУ АК-630М; 17 – АП РЛС СУАО «Вымпел»; 18 – 533-мм ТА; 19 – АП станции «Залив»; 20 – АП станции «Бизань-4Д »; 21 – АП РЛС СУАО «Турель»; 22 – 76-мм АУ АК-726; 23 – вертолет Ка-25; 24 – ВПП.



Схема общего вида РКР Грозный но состоянию на 1974 г. и (вверху) и после модернизации (внизу):

1 – РБУ-6000; 2 – ПУ ЗРК «Волна»; 3 – обтекатель антенны ГАС «Геркулес-2М»; 4 – ПУ ПКРК П-35; 5 – обтекатель антенны станции ЗПС; 6 – АП РЛС «Дон-2»; 7 – ходовая рубка; 8 – АП РЛС СУ «Ятаган»; 9 – оптический перископический визир боевой рубки (ГКП); 10 – оптический перископический визир ходовой рубки; 11 – ходовой мостик; 12 – АП РЛС СУ «Бином»; 13 – АП станции «Ограда»; 14 – АП РЛС «Ангара»; 15 – АП радиопеленгатора; 16 – ЗО-мм АУ АК-бЗОМ; 17 – АП РАС СУАО «Вымпел»; 18 – 533-мм ТА; 19 – АП системы «Успех-У»; 20 – АП станции «Залив»; 21 – АП станции "Бизань-4А"




РКР Грозный после модернизации (август 1983 г.)



РКР Адмирал Головко по состоянию на 1996 г.


В конце 2002 г. крейсер предполагалось исключить из боевого состава флота. Осенью 2002 г. его готовили к демонтажу оборудования и вооружения.

Варяг (зав. № 783, до 31.10.1962 т.-Сообразительный). ССЗ им. А.А. Жданова (г. Ленинград): 13.10.1961 г.; 07.04.1963 г.; 20.07.1965 г.

Входил в состав ТОФ. С 1975 г. по 1981 г. на СРЗ «Дальзавод» (г. Владивосток) на корабле провели средний ремонт и модернизацию с установкой четырех АК-630М и частичной заменой РТВ. 19.04.1990 г. крейсер исключили из боевого состава флота и передали ОФИ для утилизации.

«Эсминец с реактивным вооружением» пр. 58 своим появлением ознаменовал революцию в отечественной корабельной архитектуре, не меньшую, чем случившаяся в те же годы в архитектуре гражданской, где на смену коринфским колоннам и «бабам с веслом» сталинского ампира пришли стекло и бетон незамысловатых хрущевских новостроек. Стиль пр. 58, и в особенности его непосредственного преемника пр. 1134, отчетливо прослеживается в силуэтах всех последующих более или менее крупных кораблей советской постройки.

В соответствии с теоретическими взглядами военно-морской науки эсминец пр. 58 был задуман как корабль небольшого водоизмещения, до предела напичканный оружием и радиоэлектроникой. На корабле помимо массивных антенн радиолокационных станций обнаружения воздушных целей («Ангара») требовалось разместить антенные посты управления противокорабельными ракетами («Бином»), зенитными ракетами («Ятаган»), артиллерийскими установками («фут-Б»), и это не считая средств связи, радиоразведки и радиоэлектронной борьбы. Для надежности корабль комплектовался двумя станциями «Ангара», а каждый канал управления ракетой П-35 требовал отдельной параболической антенны. Для качественной передачи сигналов аппаратуру РЛС было желательно предельно приблизить к антенне.


Ракетный крейсер пр. 58 «Грозный».



Ракетный крейсер пр. 58 «Грозный» после модернизации. 1985-1986 гг.


Перегруженность антенными постами РЛС определила основную архитектурную особенность – размещение на корабле двух четырехгранных пирамидальных башнеподобных мачт с установленными в них блоками радиоэлектронной аппаратуры. Правда, еще на стадии технического проекта предусматривалась более привычная решетчатая грот-мачта.

Разумеется, у принятого архитектурного новшества была и «оборотная сторона медали». Даже внешний вид корабля вызывал сомнения в обеспечении достаточной остойчивости. Тяжесть башнеподобных мачт снизили применением алюминиевых сплавов, но их парусность не зависела от используемых в конструкции материалов.

Другой особенностью корабля пр. 58 стало размещение противокорабельных ракет в поворотных (до ±120° от походного положения) счетверенных контейнерных пусковых установках СМ-70, поднимаемых для пуска на стартовый угол 25° за 1,5 мин. Горизонтальное наведение осуществлялось со скоростью 5 град/с. К основным достоинствам этой схемы можно отнести возможность одновременного пуска в одном направлении ракет из носовых и кормовых установок. Как и фрегаты парусного флота, пр. 58 давал залп, развернувшись к неприятелю бортом. При таком расположении пусковых установок не вызывало проблем и свободное истечение газовых струй как маршевого двигателя при «гонке», так и стартового агрегата непосредственно при пуске. Не было необходимости ни в газоотводных устройствах, ни в специальной защите корабельных конструкций. Кроме того, от бортовой аппаратуры системы управления ракеты не требовалось обеспечения послестартового разворота – ракета сразу летела в направлении цели.

Однако в целом пусковая установка получилась слишком сложной и тяжелой. В общем замысле пусковых установок СМ-70 сказывался стереотип мышления морских артиллеристов: оружие должно смотреть на врага, снаряд должен доставляться из погреба в ствол. Дальнейшее развитие шло, во-первых, в направлении объединения функций хранилища ракет и пусковой установки, во-вторых, передачи решения задачи разворота на цель непосредственно ракете. На последующих носителях, начиная с пр.1134, противокорабельные ракеты размещались в неподвижных контейнерах, как правило,зафиксированных на угле пуска. Исключение составили построенные спустя десятилетие ВПК пр. 1135, оснащенные пусковыми установками для противолодочных ракет, аналогичными СМ-70.

Тупиковым техническим решением стало и перезаряжание пусковой установки. Даже в мирное время эта операция удавалась лишь при относительно спокойном море, а в боевой обстановке корабль пр. 58 почти наверняка был бы уничтожен задолго до завершения этой операции. Тем не менее на пр. 58 погреба для запасных ракет заняли значительный объем в надстройке.

Восторг от противокорабельных ракет (а ради них, собственно говоря, и строился корабль) породил пренебрежение к оборонительному вооружению. Размещенный на баке зенитный комплекс с огневой производительностью два залпа в минуту и максимальной дальностью стрельбы ракеты 4К-90 до 15 км не обеспечивал надежной защиты даже при атаке одиночных самолетов противника на встречных курсах. С кормовых углов прикрытие от воздушного нападения было чисто символическим – пара спаренных 76-мм автоматов ЗиФ-726.

Противолодочное вооружение корабля пр. 58 включало две впервые примененные реактивные бомбометные установки «Смерч-2» РБУ-6000. Они обладали вполне достаточной (во всяком случае, при установленной на корабле уже явно устаревшей гидроакустической станции «Геркулес-2») дальностью до 6 км, обеспечивал и дистанционное заряжание и наведение. Но все-таки это было доведенное до высшей степени совершенства оружие Второй мировой войны, малоэффективное в борьбе с подводными атомоходами. Более перспективными были два строенных 533-мм торпедных аппарата, предназначенных для самонаводящихся противолодочных торпед.


Пусковая установка СМ-70.




Явная слабость оборонительных возможностей пр. 58 заставила как в построениях военно-морских теоретиков, так и в практике боевой службы вместо соблазнительной, но попахивающей германским влиянием концепции одиночного ракетного рейдера – «охотника за авианосцами» – перейти к реализации истинно национальной идее «На троих!» Действовать на морских просторах должна была корабельная ударная группа в составе одного «ракетного крейсера» и не менее чем двух больших противолодочных кораблей пр. 61.

По результатам рассмотрения многих вариантов за основу был принят корпус с удлиненным полубаком. Это решение противоречило наиболее отвечавшей требованиям мореходности гладкопалубной архитектуре, реализованной в после военных эсминцах и сторожевиках. Выбор полубачно- го корпуса в значительной мере определялся необходимостью выделения больших объемов для размещения разнообразной аппаратуры, хранилищ ракет и боевых постов. Нужно также отметить, что полубач- ная архитектура также лучше сочеталась с крупногабаритными пусковыми установками ракет.

На корабле пр. 58 по возможности полно воплотились требования противоатомной защиты, что привело к ухудшению условий обитаемости в мирное время. Жертвами новых требований стали не только иллюминаторы в матросских кубриках, но и зеркальное остекление главного командного пункта. Впервые на отечественных кораблях на пр. 58 реализовали подпалубное размещение главного и флотского командных пунктов, так же как и боевого информационного поста. Правда, для обеспечения безопасной навигации в мирное время на корабле размещалась традиционная застекленная ходовая рубка. Но в боевой обстановке наблюдение за окружающей действительностью офицерам и адмиралам пришлось бы вести как каким-нибудь подводникам – через оптические приборы ВБП-452 перископного типа или с использованием телевизионных средств.

Неудобства повседневной жизни моряков усугублялись тем, что пр. 58 создавался в основном по нормам, установленным для эсминцев, а в нашем флоте они считались кораблями, предназначенными для кратковременных боевых походов. В реальности корабли пр. 58 несли многомесячные боевые службы в субтропическом, а то и в тропическом климате, особенности которого при проектировании «эсминца» также не учитывались должным образом.

Энергетическая установка – в общем традиционная, паротурбинная, предусматривал а двукратное повышение давления пара в четырех котлах КВН 95/64 по сравнению с довоенными образцами. Котлы обеспечивали паром два главных турбозубчатых агрегата ТВ-12 мощностью по 45000 л.с., а также два турбогенератора по 750 кВт. Электроснабжение поддерживалось и двумя дизель-генераторами по 450 кВт. Энергетическая установка пр. 58 стала прообразом для многих последующих кораблей, до тяжелых авианесущих крейсеров включительно. Эшелонное расположение, в принципе, должно было повысить живучесть энергетики при боевых повреждениях, но эффективность этого решения для кораблей столь небольшого водоизмещения при воздействии современных боеприпасов была более чем сомнительна.

Можно отметить и первые шаги реализации технологии «Стеле». Газовоздушные эжекторы снижали температуру газов, выходящих из труб, с 550 до 100°С, обеспечивая пониженную инфракрасную заметность корабля.

Основные тактико-технические элементы корабля – скорость 34,5 узла, дальность плавания экономическим ходом 3500 миль – были достаточны для довольно длительной боевой службы с поддержанием возможности «отслеживания огнем» американских авианосных групп в Средиземном море и ближайших районах Северной Атлантики и Тихого океана. В принципе, корабли пр. 58 могли даже кратковременно преследовать авианосную ударную группу, удерживая ее в пределах зоны пуска ракет. Но многосуточная погоня за идущим «в отрыв» авианосцем была «эсминцус реактивным вооружением» не по силам. К слишком разным весовым категориям, в самом буквальном смысле этого слова, принадлежали эти «вероятные противники» по холодной войне.



Ракетный крейсер пр. 58 «Адмирал Головко».


Корабль показал хорошую мореходность. Основные показатели ударного ракетного комплекса даже превысили заданные. Максимальная дальность вместо 150 км составила 200 км и была увеличена до 250 км при последующей эксплуатации комплекса. Боекомплект в 16 ракет вдвое превышал заданный, хотя возможность перезарядить пусковые установки в реальных боевых условиях носила скорее абстрактный характер.

В целом, положительно оценивая полноценного первенца отечественного надводного ракетно-ядерного флота, нельзя не отметить его основной недостаток – слабость ракетного залпа! Внушительно выглядевшая пара четырехракетных пусковых установок, так же как и люки недвусмысленного назначения в надстройке как раз напротив «казенных частей» этих установок, «затмевали» наличие всего четырех параболических антенн систем «Бином», позволявших обеспечить избирательное наведение только для соответствующего числа ракет П-35. Правда, существовала возможность поспешного проведения еще одного четырехракетного залпа в так называемом «резервном», автономном режиме, с самостоятельным выбором цели для атаки головкой самонаведения. Скорее всего, такой целью для всех четырех ракет второго эшелона стал бы ближайший корабль охранения. Однако практически одновременный залп восьми ракет в основном и «резервном» вариантах, в принципе, мог если не перенасытить систему ПВО кораблей противника, то затруднить решение ее задач, давая шанс хотя бы одной П-35 добраться до авианосца.

Тактико-техническое задание на пр. 58 было утверждено 6 декабря 1956 г., а уже через полгода появился эскизный проект корабля. В марте 1958 г. завершили и технический проект. Разработку в ЦКБ-53 возглавил В.А. Никитин – кораблестроитель с большим опытом, ранее руководивший созданием довоенных лидеров, а также первого послевоенного эсминца пр. 41.

Головной корабль в заданной семилетним планом серии из 16 кораблей. «Грозный», был заложен на ленинградском «Ждановском заводе» (№ 190) 23 февраля 1960 г. Через год с небольшим, 26 марта, его спустили на воду. Настоящий аврал на достройке корабля начался после принятия решения о посещении Северного флота «нашим Никитой Сергеевичем». Все, что не успели доделать на берегах Невы, «доводили до ума» в Кольском заливе. «Грозный» принял участие в наиболее эффектной части программы – демонстрации ракетных стрельб новых кораблей. Ради повышения престижа и материального обеспечения офицеров отлично «отстрелявшегося» «Грозного» обрадованный Хрущев с подачи С.Г Горшкова даже одобрил переклассификацию эсминца пр. 58 в «ракетные крейсера». Видимо, ему пришлось преодолеть внутреннее отвращение к термину «крейсер», сформировавшееся за годы эпопеи с попытками как-то пристроить недостроенные корабли пр. 68бис-ЗиФ.

В результате остальные три корабля пр. 58, сданные флоту с 28 ноября 1964 г. по 20 июля 1965 г. и строившиеся под заводскими номерами 782, 783 и 784, с 30 октября 1962 г. вместо «имен прилагательных», принятых еще с царских времен для наименования эсминцев, удостоились славных имен «Адмирал Фокин» (бывший «Стерегущий», а до 11 мая 1964 г. – «Владивосток»), «Адмирал Головко» (вместо «Доблестный») и «Варяг» (ранее «Сообразительный»), Только уже вступивший в строй «Грозный» (заводской номер 781) сохранил традиционное для эсминца наименование. Этому первенцу ракетных крейсеров довелось вскоре вернуться на завод-строитель для проведения ряда доработок, а летом 1965 г. он был впервые продемонстрирован простым советским людям во время традиционного парада на Неве. Иностранцам, интересующимся нашим флотом в силу своих служебных обязанностей, он стал известен намного раньше – при переходе на Север в 1962 г.

Исключительно эффектный и современный вид ракетных крейсеров пр. 58 способствовал их активному привлечению к официальным визитам в зарубежные страны. Этот корабль стал главным героем художественных фильмов «Нейтральные воды» и «Визит вежливости».

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш бизнес - От идеи до реализации