Ваш бизнес - От идеи до реализации

Организация дополнительных образовательных услуг в ДОУ.

Организация дополнительных образовательных услуг в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) - неотъемлемый компонент социального заказа общества, а также результат последовательного решения федеральных и региональных задач в области образования. Как отличить дополнительное образование от основного? И может ли дополнительное образование стать главным в жизни человека? Специалисты до сих пор сомневаются, развивает ли дополнительное образование или только создаёт перегрузки. Но сейчас современное дошкольное образование уже сложно представить без дополнительного.

Дополнительные образовательные услуги как платные, так и бесплатные организуются администрацией ДОУ совместно с коллективом педагогов и осуществляются посредством организации кружковой работы.

Впервые вопрос о введении кружковой работы как формы организации дополнительного образования детей в ДОУ встал в 1996 году, когда появилось инструктивное письмо Министерства образования и Госкомитета РФ по высшему образованию о «Дополнительных образовательных услугах». А в 2001 году Правительство приняло постановление «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования. На основании этих и других документов в ДОУ стали организовываться дополнительные платные услуги по воспитанию и обучению детей. В то же время появились группы художественного творчества, обучения иностранному языку, танцам, подготовке детей к школе, группы здоровья для старших дошкольников, спортивные секции. У дошкольников появилась возможность сменить повседневную обстановку группы на новую. Включение ребёнка в необычную атмосферу, интересную деятельность в другом коллективе стало важным моментом для более интенсивного индивидуального развития личности ребёнка, что не всегда могла обеспечить семья, ДОУ. Оказание дополнительных образовательных (платных или бесплатных) услуг на сегодняшний день - неотъемлемая часть работы каждого образовательного учреждения.

Дополнительные образовательные услуги ДОУ должны быть организованы с учетом норм СанПин, а правила организации прописаны в Письме Министерства РФ от 01.01.2001 г. №28-02-484/16.

Сегодня рынок образовательных услуг широк и многообразен, что и порождает конкуренцию среди ДОУ.

Детские сады выбираются в соответствии с запросами и ребенка, и самих родителей.

Запросы в настоящее время заключаются в следующем: подготовка малыша к школе, приобщение к детскому сообществу, укрепление здоровья, обучение ребенка рисованию, танцам, а самим родителям возможность получения квалифицированной помощи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка.

Дополнительные образовательные услуги в дошкольном учреждении предоставляются на платной основе с целью всесторонне удовлетворить образовательные потребности граждан, в том числе и ребенка.

Возможность их оказания предусмотрена уставом образовательного учреждения.

Платные дополнительные услуги дают возможность укрепления материально - технической базы образовательных учреждений, сохранения квалифицированных кадров, стимулирование сотрудников в зависимости от личного вклада каждого, поддержания престижа дошкольного воспитания, привлечения к работе с детьми высококвалифицированных специалистов здравоохранения, науки, культуры для максимального удовлетворения запросов семей.

В настоящее время отмечается интенсивное развитие маркетинговой системы дошкольного образования, что обусловлено изменением ее нормативно-правовой базы, демографической ситуацией, запросами родителей и общества и т.д.

Большинство дошкольных образовательных учреждений стремиться к активному использованию маркетинговых мероприятий с целью обеспечения конкурентно способности ДОУ.

Благодаря получению дополнительных денежных средств в бюджет дошкольного образовательного учреждения, в детских садах появляется возможность приобретать дополнительные пособия, тематические альбомы, создать современный методический кабинет, котором было бы все необходимое для эффективного проведения занятий и педагогического совершенствования педагогов.

Особенность в том, что дополнительные образовательные услуги интегрируются с реализуемой детским садом основной образовательной программой для расширения содержания базового компонента образования и снижения учебной нагрузки на ребенка.

Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное – в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.

Дети, которые посещают детский сад, имеют разные семьи, и соответственно, не для кого не секрет, что не все родители имеют возможность дополнительной платы, но, благодаря дополнительным денежным средствам, в детских садах появляется возможность для каждого ребенка расширить предметный мир и получить всестороннее развитие.

В нашем детском саду существует сочетание традиционного дошкольного образования с дополнительным образованием. Дополнительное образование имеет значительный педагогический потенциал и выступает как мощное средство развития личности ребенка. Наши воспитанники имеют возможность заниматься в различных кружках по интересам. Повышение компетентности, профессионализма воспитателей, специалистов – одно из важнейших условий улучшения качества дошкольного образования. Поэтому одним из главных условий достижения эффективных результатов деятельности дошкольного образовательного учреждения стала потребность у педагогов в непрерывном профессиональном росте. В нашем детском саду созданы все условия, необходимые для успешного совместного труда всего коллектива. Налажена трудовая дисциплина, а также благоприятный морально-психологический климат позволяет решать поставленные задачи. Атмосфера психологического комфорта, помогает выстроить доверительные отношения с семьями воспитанников. Должным образом организованна воспитательно-образовательная работа с дошкольниками.

Таким образом, получается, что дополнительные образовательные услуги способствуют не только формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности ребенка, за которого родители имеют возможность оплатить. Но и, в какой-то мере, для всех детей, посещающих учебное заведение.

Платные образовательные услуги реализуют дополнительные общеразвивающие программы. Дополнительное образование ценно тем, что стимулирует познавательный интерес воспитанников и помогает применять на практике знания и навыки, которые дошкольники приобретают на занятиях. На дополнительных занятиях дети развивают творческий потенциал и навыки адаптации к современному миру.

По запросам участников «Академия профессионального развития» провела бесплатный вебинар «Актуальные вопросы организации платных образовательных услуг в детском саду» , который состоялся 31 мая 2017 года и продлился два часа. В онлайн-мероприятии приняли участие 192 педагога. Участники вебинара активно задавали вопросы в чате.

Вебинар провели Сергей Иванович Феклин и Татьяна Александровна Козельская. Сергей Феклин - кандидат юридических наук, доцент, руководитель юридической клиники ГАОУ ВО МГПУ осветил правовые аспект организации платных образовательных услуг в дошкольном учреждении.

Затем он передал слово заведующей МБДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад №86» города Орла Татьяне Козельской. Она рассказала об основных подходах к организации платных образовательных услуг.

Какие нормативные акты регулируют платные образовательные услуги в ДОУ?

Оказание платных образовательных услуг в образовательной организации регламентируются законом «Об образовании» и Постановлением Правительства РФ от 15 августа 2013 года N 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг». Письма Минобрнаки, Рособрнадзора и региональных органов власти не обладают юридической силой и несут рекомендательный характер, однако на практике их не следует игнорировать.

Во исполнение федерального законодательства дошкольные организации принимают локальные нормативные акты.

Как подготовиться к оказанию платных образовательных услуг?

Алгоритм организации платных образовательных услуг:

  1. Представить вид деятельности.
  2. Разработать пакет локальных нормативных актов.
  3. Заключить договоры с законными представителями воспитанников.

Феклин напоминает, что не все родственники имеют право заключать договор с образовательной организацией. Например, бабушка, которая не является опекуном ребёнка, может подписать договор только по нотариальной доверенности от родителей, усыновителей или опекунов.

На чём основывается установление стоимости услуг?

Если платная образовательная услуга аналогична той, что финансируется из бюджета, то стоимость платной услуги должна быть не ниже бюджетной.

Условия и порядок снижения стоимости образовательных услуг указываются в уставе образовательной организации.

Каковы типичные ошибки при оказании платных образовательных услуг?

  1. Отсутствуют или некорректно составлены документы.
  2. В договоре не указаны обязательные условия, которые закреплены статьёй 54 закона «Об образовании»:
  • полная стоимость платных образовательных услуг;
  • порядок их оплаты.

После заключения договора повышать стоимость нельзя, - добавила Татьяна Козельская. - Но если договор заключается на несколько лет, то стоимость корректируется каждый год с учётом инфляции.

В договоре указывается порядок уведомления организации о том, что заказчик не сможет воспользоваться образовательной услугой. Если заказчик отказался от платной образовательной услуги, то делается перерасчёт. Если родитель не отказался от платной образовательной услуги и не уведомил об этом детский сад, руководитель вправе за каждый пропущенный ребёнком день выставить просрочку в конце месяца. Также 54 статья закона «Об образовании» позволяет расторгнуть договор в одностороннем порядке в связи с неуплатой или когда поведение дошкольника мешает надлежащему оказанию образовательных услуг.

Как организовать оказание платных образовательных услуг в ДОУ?

  1. Организационный этап.

Татьяна Козельская, раскрывая алгоритм введения платных образовательных услуг в детском саду, рекомендует начинать с анализа нормативно-правовой базы, материально-технических и кадровых ресурсов образовательной организации.

  1. Основной этап.

На основном этапе введения платных услуг разрабатываются локально-нормативные акты и проводится маркетинговое исследование: руководитель ДОУ организует анкетирование родителей и педагогов на предмет готовности к оказанию платных образовательных услуг.

На основе анализа ресурсов дошкольной организации и маркетингового исследования определяется перечень платных образовательных услуг и льготы, которые предоставляются при оказании платных образовательных услуг.

После определения перечня платных образовательных услуг разрабатываются организационно-педагогические документы, формируется ресурсное обеспечение и согласовывается деятельность с учредителем.

  1. Заключительный этап.

После нормативно правого закрепления деятельности заключаются договоры с участниками образовательного процесса и банком на предмет услуги приёма платежей от физических лиц, организуется делопроизводство.

При оказании платных образовательных услуг осуществляется контроль соблюдения охраны жизни и здоровья обучающихся и контроль качества предоставляемых образовательных услуг.

Вопросы участников:

Возможно ли предоставлять помещения ДОУ на условиях аренды для оказания платных образовательных услуг специалистам со стороны?

Сергей Феклин:

Да, можете. Если собственник помещения разрешит. Ну и плюс не забывайте закон «о защите конкуренции» - в статье 17.1 там прописаны процедура и правила сдачи в аренду муниципальной собственности.

- Законно ли вводить платные услуги в бесплатном садике?

Сергей Феклин:

Да, законно, если это предусмотрено в уставе и локально-нормативных актах.

- Как согласовывается введение платных образовательных услуг?

Татьяна Козельская:

Согласование платных услуг проводится на педагогическом совете.

- Чем отличается рабочая программа от дополнительной общеразвивающей программы?

Татьяна Козельская:

По своей структуре. Если дополнительная общеразвивающая программа охватывает общие понятия, то рабочая программа - конкретно текущий год.

Больше полезной информации для развития вашего детского сада вы получите на Международной конференции «Взаимодействие ДОУ и семьи: лучшие российские практики и зарубежный опыт» , которая пройдёт 6―8 августа. Приходите на конференцию, и вы узнаете, как завоевать доверие родителей и создать положительный имидж ДОУ.

После того, как образовательные учреждения получили большую финансовую самостоятельность, увеличилось и количество дополнительных платных услуг в детских садах. При этом остаются вопросы по их документальному оформлению, трудовым взаимоотношениям с преподавателями, налоговому учету. Попробуем разобраться с этими вопросами в нашей статье.

Максимова Карина Юрьевна. Финансовый директор ООО Детский сад «Журавлёнок»

Организация платных услуг в ДОУ. Нормативная база

При организации платных услуг в ДОУ необходимо руководствоваться в первую очередь Законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", а также Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 N 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг". Согласно данным нормативным актам организуя платные образовательные услуги в детском саду следует соблюсти ряд требований.

Все про платные услуги в образовательных учреждениях T1M17S Платные услуги в образовательных учреждениях

Во-первых, платные услуги в дошкольном учреждении нельзя оказывать вместо образовательных услуг, предусмотренных государственным (муниципальным) заданием. Таким образом реализуя утвержденную образовательную программу, ДОУ может оказывать дополнительные платные услуги, не связанные с данной программой. При этом многие придерживаются той точки зрения, что платные услуги нельзя оказывать во время работы детского сада, то есть при режиме работы с 7.30 до 19.30. Дополнительные образовательные услуги в ДОУ могут быть оказаны только после 19.30.

Во-вторых, нельзя забывать, что условие о возможности оказания дополнительных платных услуг в детском саду должно быть в обязательном порядке прописано в Уставе учреждения. При отсутствии в Уставе возможности оказывать платные услуги, учреждению необходимо внести в данный документ изменения и только после утверждения новой редакции Устава у детского сада появится право оказывать данный вид услуг.

В-третьих, дополнительные платные услуги в детских садах могут оказываться исключительно на основании договора между организацией и Заказчиком. Договор составляется в простой письменной форме и должен содержать всю необходимую информацию об образовательном учреждении, оказываемой услуге, сроках ее оказания, стоимости, порядке оплаты и прочие обязательные данные. Данные о стоимости не могут противоречить другим источникам такой информации детского сада (например, сайту ДОУ, доске «Информация» и т.д.). Стоимость услуги, устанавливаемая в договоре, не может увеличиваться больше уровня инфляции РФ. При утверждении формы договора на оказание платных образовательных услуг в детском саду можно брать за основу типовые формы договоров, утверждённые органом исполнительной власти в сфере образования в каждом конкретном регионе.

В-четвертых, при организации дополнительных образовательных услуг следует соблюдать требования санитарных норм, должны быть созданы условия для качественного оказания услуги.

В-пятых, дополнительные платные образовательные услуги в детсаду должны оказываться, как и любые другие услуги, в соответствии с «Законом о защите прав потребителей» и Гражданским Кодексом РФ. При этом должны соблюдаться сроки исполнения услуг, их объем и качество.

Также при организации платных образовательных услуг в детских садах не нужно забывать про правильное документальное оформление данного вида деятельности.

Решение об оказании дополнительных платных услуг в ДОУ должно быть в обязательном порядке согласовано с Управляющим советом детского сада (или Управляющим советом образовательной образовательного комплекса). Данное решение должно быть оформлено протоколом собрания, на основании которого необходимо издать приказ руководителя образовательной организации.

Локальная документация по организации платных услуг

Помимо приказа, в образовательном учреждении должны быть разработаны локальные нормативные акты, регулирующие порядок и условия организации и оказания платных образовательных услуг в дошкольном учреждении. Это может быть Положение об оказании платных услуг ДОУ, изменения в учетную политику учреждения, Правила оказания платных образовательных услуг и т.д. Не стоит забывать о графике оказания дополнительных образовательных услуг, их перечне, устанавливаемом исходя из запросов заказчиков (родителей воспитанников) и своих возможностей, должностных инструкциях для преподавателей, расчете цены за оказываемые услуги. И как мы уже говорили ранее, необходимо утвердить форму договора, заключаемого с получателями данной услуги. И конечно же необходимо внести данный вид дохода в план финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

После проведения всех необходимых процедур по документальному оформлению платных образовательных услуг в детском саду, необходимо решить кадровые вопросы. Оказывать дополнительные платные образовательные услуги могут как штатные преподаватели, так и внешние сотрудники. Штатные сотрудники могут быть привлечены к работе в качестве внутренних совместителей или по договору гражданско-правового характера. Внешние специалисты могут быть приняты в учреждение как по трудовому договору с соблюдений всех прав и гарантий согласно ТК РФ, так и по договору взаимного оказания услуг (гражданско-правовой договор). Гражданско-правовой договор следует заключать с физическим лицом в том случае, если в штатном расписании учреждения отсутствуют требуемые должности. В обоих видах договоров необходимо прописать обязательное условие о сумме и порядке вознаграждения за выполненную работу.

Следует обратить внимание на ч.2 ст. 48 «Закона об образовании в РФ», в которой указано, что «педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника». Формулировка данной статьи не запрещает штатному преподавателю оказывать платные дополнительные образовательные услуги воспитанникам детского сада, в котором он трудится в рамках внутреннего совместительствам, но отсылает нас к тому, что дополнительные платные услуги не могут быть оказаны вовремя и вместо образовательной программы, утвержденной в ДОУ.

Налогообложение платных услуг

Теперь обратимся к вопросу налогообложения платных образовательных услуг в детских садах. Вопрос обложения НДС дополнительных платных услуг является достаточно спорным. Согласно НК РФ, данным налогом «…не облагаются услуги в сфере образования, оказываемые некоммерческими образовательными организациями, по реализации общеобразовательных и профессиональных образовательных (основных и дополнительных программ), программ профессиональной подготовки, указанных в лицензии, или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии…». Следовательно, необходимо иметь четкое представления относятся ли платные дополнительные услуги к тем, что прописаны в лицензии детского сада. Если принятие решения вызывает вопросы, лучше облагать стоимость услуг НДС в целях избежание дальнейших споров с налоговой инспекцией.

Доходы, полученные от оказания учреждением платных образовательных услуг, включаются в базу по налогу на прибыль в полном объеме. Согласно п 1.1. ст.284 НК РФ образовательные организации могут применять 0 ставку по налогу на прибыль при соблюдении ряда условий:

  • вид образовательной деятельности учреждения должен быть включен в Перечень видов образовательной деятельности, установленный Правительством РФ;
  • учреждение должно иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности;
  • доходы учреждения за налоговый период от ведения образовательной деятельности, а также от выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, учитываемые при определении налоговой базы, составляют не менее 90 процентов от доходов, учитываемых учреждением при определении налоговой базы.
  • в штате учреждения непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников;

Поэтому при учете доходов от приносящей доход деятельности в качестве объекта налогообложения налогом на прибыль учреждению следует проанализировать данные условия.

В заключение хотелось бы сказать, что развитие платных образовательных услуг в детсадах оказывает положительную динамику в деятельности данных учреждений. У ДОУ появляется дополнительный источник дохода, который оно может использовать в соответствии со своими уставными целями, в том числе и на пополнение материально-технической базы. У педагогического состава, занятого в оказании платных услуг, увеличивается заработная плата. У детского сада появляется больше возможностей для реализации каких-либо образовательных проектов для своих воспитанников.

Вариантов таких услуг может быть много, но мы обозначим только те, которые действительно работают и пользуются популярностью у клиентов. Проверено на опыте детских садов сети Sun School.

Дополнительные услуги

1. Анимация на детских праздниках

Представим, что у кого-то из ваших воспитанников день рождения. У родителей ребёнка возникает масса вопросов по его организации: где отмечать, какое развлечение придумать, чем накормить, как организовать доставку друзей малыша на праздник и развозку по домам… Предлагая услугу аниматора детских праздников, вы разом решаете все эти вопросы.

В выигрыше остаются все, у вас дополнительный доход; дети счастливы, проведя время в знакомом месте со своими друзьями и приняв участие в развлекательной программе; родители довольны, что все проблемы по организации праздника решились легко и быстро. При этом заметьте: никаких особых дополнительных расходов здесь нет, за исключением покупки костюмов и организации закусок для детей.

Когда вы проведёте такой праздник для одного ребёнка, другим детям захочется отметить свой день рождения таким же образом. Соответственно, постоянный спрос на услугу обеспечен, затрат на рекламу никаких.

2. Услуга временной няни

Теперь представим другую ситуацию: один из ваших воспитанников заболел и остаться с ним дома некому. Или другая ситуация: родителям ребёнка срочно понадобилось уехать в командировку. Времени на то, чтобы найти няню совершенно не хватает, да и нет гарантии, что ей можно доверять, бабушки и дедушки живут далеко, везти ребёнка к ним тоже нет возможности. Что делать в таком случае?

Здесь услуга по заботе о ребёнке вне детского сада может оказаться весьма кстати, и для кого-то она станет единственным выходом из положения. Спрос на эту услугу не будет стабильным, но он будет точно. Дети часто болеют, а родители вынуждены работать при любом раскладе, поэтому услуга временной няни не будет терять своей актуальности.

3. Проведение детских утренников

В данном случае целевая аудитория - не воспитанники детского сада, а другие дети. Как и с вариантом организации праздников для деток сада, затраты на организацию минимальные, а доход стабилен. Сюда относится комплекс услуг: аниматор, развлечения, конкурсы, организация закусок и т. д. Один нюанс: придётся дать рекламу для привлечения клиентов, но уверяем - они быстро окупятся, и «сарафанное радио» начнёт свою работу.

4. И, пожалуй, сам ое очевидное и распространённое направление - организация развивающего центра в саду.

У вас уже есть материальная база - развивающие материалы, пособия, игрушки. Воспитатели сада обладают всеми необходимыми знаниями и навыками по проведению подобных занятий. Соответственно, каких-то дополнительных затрат, кроме рекламы, здесь также не предвидится.

В последние годы услуги детских развивающих центров пользуются колоссальным спросом, поэтому раскрутка этого направления не потребует от вас особых усилий. Главное - составить грамотное расписание занятий, интересную программу и сообщить об этом потенциальной целевой аудитории.

И ещё приятный бонус: проведение таких занятий станет дополнительной рекламой для основной вашей деятельности - детского сада. Родители, которые приведут своего ребёнка на занятие, смогут на месте оценить все преимущества садика и, возможно, принять решение о том, чтобы отдать своего малыша к вам.

Мы перечислили основные и самые популярные варианты дополнительных услуг, которые можно организовать на базе детского сада без особых дополнительных вложений. Отдача от этих направлений работы в совокупности может оказаться сопоставимой с доходами от основной деятельности сада.

Главное - правильно ставить цели и предлагать клиентам действительно интересные и оригинальные решения.

Действуйте, у вас всё получится!

P.S. Знаете ещё варианты получения дополнительного дохода от детского сада? Давайте обсудим! Поделитесь с нами в комментариях.

Как организовать дополнительные платные образовательные услуги

в детском дошкольном учреждении

Организацию платных дополнительных образовательных услуг необходимо начинать с изучения нормативно-правовой документации по этому вопросу. За основу такого документа можно брать Постановление правительства Российской Федерации от 05.07.2001 г №505 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг». В 2003 году в него внесли изменения.

Подготовительный этап работы начинается с изучения рынка спроса дополнительного образования. В роли заказчиков выступают родители. В летний период провести анкетирование среди них и выявить желание получать дополнительные услуги и возможности оплаты выбранной услуги. По окончании анализа данных оформляется заключение, где развернуто обобщаются выводы о спросе на дополнительные услуги в детском саду.

На следующем этапе формируются списки детей по видам деятельности и подбираются педагоги дополнительного образования. Педагоги могут быть выбраны из постоянного контингента работающих, если они отвечают требованиям. Часть педагогов можно приглашать со стороны для выполнения программы дополнительного образования. Ранний возраст детей не мешает применению дополнительного образования.

В работе используются собственные авторские, модифицированные и адаптированные программы. Они утверждаются педсоветом детского учреждения, учебно-методическим центром или Институтом повышения квалификации. Это могут быть и стандартные программы рекомендованные Министерством образования РФ. Чем выше процент участия дошколят в занятиях дополнительным образованием, тем эффективнее его действие.

Обязательным условием является заключение трудовых договоров с педагогами на период оказания ими платных услуг. Содержание трудового договора состоит из прав и обязанностей сторон заключающих его. Каждый исполнитель получает должностную инструкцию, где конкретно расписана его деятельность. Все закрепляется изданием приказа « О предоставлении дополнительных платных образовательных услуг».

Для родителей должен быть оформлен наглядный информационный уголок в доступном и удобном месте. Информация уголка содержит необходимые сведения о работе дошкольного учреждения.

С родителями, которые решили получать для детей дополнительное образование, также заключается договор перед самым началом занятий. Договор включает в себя наименование услуг, форму предоставления, недельное и месячное количество часов, стоимость услуги. Договор носит временный характер и ограничен сроками оказания услуг.

Если в ДОУ бухгалтерия работает самостоятельно, то в обязанности старшего бухгалтера входит ежегодное составление документов по доходам и расходам от всех видов деятельности. Делает необходимые расчеты по дополнительным образовательным услугам и заработной плате. Готовит тарификационные списки и составляет штатное расписание. В списке штатного расписания по платным услугам в детском саду должны быть сотрудники, имеющие непосредственное отношение к платным услугам. Бухгалтер делает расчет заработной платы и согласовывает это с администрацией и работниками дополнительного образования. Оплата за дополнительные образовательные услуги производится ежемесячно. Дошкольное образовательное учреждение вправе самостоятельно определять в какую сумму будут обходиться все дополнительные платные образовательные услуги. Чтобы определить, сколько будет стоить услуга, необходимо учитывать обеспеченность родителей, социальное окружение учреждения, конкуренцию и широту спектра предоставляемых услуг.

К предпринимательской деятельности ДОУ может идти постепенно. Сначала это будет выглядеть как бесплатная кружковая работа. И если ее реализация даст положительные результаты, разработать программу дополнительного образования этого направления и внедрять уже как платную. Педагогов и специалистов детских садов сейчас интересует организация кружковой работы как стимул повышения заработной платы. Все виды кружковой работы должны вестись согласно утвержденным перспективным планам.

Дополнительное образование намного шире государственного образовательного стандарта. В ходе кружковых занятий предлагаются новые приемы и технологии обучения.

Большое внимание уделяется индивидуальному взаимодействию с дошкольником.

Что же необходимо для организации

платных дополнительных образовательных услуг

в дошкольных учреждениях?

Платные дополнительные образовательные услуги в дошкольном учреждении предоставляются с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан (ребенка). Возможность их оказания должна предусматриваться Уставом образовательного учреждения. Осуществляются они за счет внебюджетных средств (спонсоров, сторонних организаций или частных лиц, в т.ч. и родителей) и не могут быть использованы взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой из бюджета. В противном случае заработанные таким путем средства изымаются учредителем в его бюджет.

Оказание платных образовательных услуг осуществляется на договорной основе и базируется на иных правовых принципах, нежели предоставление бесплатного образования. Гражданско-правовой договор, заключаемый на оказание платных образовательных услуг между гражданином и образовательным учреждением, должен соответствовать положениям Конституции РФ, гражданского кодекса РФ о возмездных договорах на оказание услуг (гл. 39 ГК РФ), федеральному законодательству об образовании и Закону РФ « О защите прав потребителей». При этом Законом РФ « О защите прав потребителей» гражданину гарантирована защита его прав на надлежащую информацию об исполнителе и оказываемых услугах, на надлежащее качество услуг, на соответствие условий договора требованиям законодательства, на восстановление его нарушенных прав.

Для договора об оказании платных образовательных услуг существенными (иначе говоря, обязательными) являются следующие условия:

Предмет договора, в нашем случае - это конкретный перечень образовательных услуг, которые обязуется предоставить исполнитель;

Сроки оказания услуг;

Все иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Поэтому при заключении договора Вы вправе требовать внесения в текст договора любых условий, имеющих для Вас значение.

В соответствии с принципом свободы договора, закрепленным гражданским законодательством, условия договора формируются по усмотрению сторон.

Для организации платных дополнительных образовательных услуг в ДОУ необходимо:

1. Изучить спрос в дополнительных образовательных услугах и определить предполагаемый контингент;

2. Создать условия для предоставления платных дополнительных образовательных услуг с учетом требований по охране и безопасности здоровья детей;

3. Указать в Уставе образовательного учреждения перечень планируемых платных дополнительных образовательных услуг и порядок их предоставления;

4. Заключить договор с заказчиком на оказание ПДО услуг, предусмотрев в нём: характер оказываемых услуг, срок действия договора, размер и условия оплаты предоставляемых услуг, а также иные условия. Оплата за предоставляемые ПДО услуги должна производиться только через учреждения банков;

5. На основании заключенных договоров издать приказ об организации работы учреждения по оказанию платных образовательных услуг, предусматривающий: ставки работников подразделений, занятых оказанием платных услуг, график их работы, смету затрат на проведение ПДО услуг, учебные планы и штаты;

6. Заключить трудовые соглашения со специалистами на выполнение платных образовательных услуг.

Размер платы за оказание дополнительных образовательных услуг устанавливается по соглашению сторон. При определении размера этой платы следует исходить из того, что взимание налога на добавленную стоимость и спецналога не производится при наличии лицензии на платную образовательную деятельность.

Расходование привлеченных средств осуществляется в соответствии с утвержденной сметой.

Учет платных услуг ведется в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 3 ноября 1993 года № 122.

Облагаемая прибыль от платной или иной образовательной деятельности при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении образовательного учреждения, уменьшается на суммы. Они направлены государственными и муниципальными образовательными учреждениями, получившими лицензии в установленном порядке, непосредственно на обеспечение, развитие и совершенствование образовательного процесса, (включая оплату труда) в данном образовательном учреждении.

В соответствии со ст. 41 Закона РФ «Об образовании» образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых норм вправе привлекать дополнительные финансовые ресурсы за счет предоставления платных дополнительных услуг, предусмотренных Уставом учреждения.

В своей предпринимательской деятельности (сдача в аренду в установленном порядке основных фондов, имущества, торговля покупными товарами и оборудованием, оказание посреднических услуг, долевое участие в деятельности других учреждений и организаций, приобретение акций и ценных бумаг и получение доходов по ним) дошкольные образовательные учреждения приравниваются к предприятиям и подпадают под действие законодательства РФ в области предпринимательской деятельности.

Алгоритм организации ПДО услуг населению в образовательном учреждении

1. Организация работы Совета, разработка локальных актов об органах самоуправления, принятия решений (общего собрания, приказ по саду).

2. Анализ устава, внесение при необходимости дополнений и изменений.

3. Анализ лицензии, внесение при необходимости дополнений и изменений.

4. Проведение маркетинговых исследований по изучению запросов населения в сфере ПДО услуг.

5. Работа Совета по результатам маркетинга, решение Совета об утверждении Положения о ПДО услугах и Перечня ПДО услуг в МОУ на текущий учебный год.

6. Подготовка проекта организационного приказа по ПДО услугам и документов, утверждаемых данным приказом.

7. Подготовка заявления и направление в РОУО проекта организационного приказа на согласование.

8. Разработка проекта приказа РОУО (для ускорения процесса открытия ПДО услуг), одновременно решение вопроса по ведению бухгалтерского учета в МОУ.

9. Оформление информационного стенда «Уголок потребителя».

10. Сбор заявлений родителей, предварительное комплектование групп и подбор кадров.

11. Подготовка проекта приказа о комплектовании групп и оформление сопутствующих документов.

12. Заключение договоров с родителями и трудовых договоров.

13. Оформление деятельности внебюджетного структурного подразделения:

13.1. Разработка и утверждение положений о структурных подразделениях (Положение о Центре ПДО услуг, Положение о бухгалтерии).

13.2. Разработка локальных актов по внебюджетной деятельности (о фонде внебюджетных средств и порядке его расходования).

14. Организация делопроизводства в структурном подразделении по ПДО услугам.

15. Разработка смет по ПДО услугам.

16. Разработка сметы по расходованию внебюджетных средств.

17. Сверка документов по ПДО услугам с другими локальными актами МОУ.

Перечень документов по платным дополнительным образовательным услугам ДОУ
1. Устав ДОУ с перечнем разрешенных дополнительных платных образовательных услуг.

2. Основные локальные нормативные акты.

2.1. Положение о платных дополнительных образовательных услугах.

2.2. Договор об оказании платных дополнительных образовательных услуг родителям (законным представителям) воспитанников.

2.3. Положение о Наблюдательном совете ДОУ.

2.4. Решение Наблюдательного совета об оказании платных дополнительных образовательных услуг, об утверждении смет расходов по услугам, об утверждении локальных нормативных актов по ПДО услугам, изменение и дополнение к ним и т.д.

2.6. Трудовой договор с работником.

2.7. Протоколы общего собрания трудового коллектива (представительного органа) по вопросу отчета руководителя о расходовании внебюджетных средств.

2.8. Протоколы родительских собраний по вопросу отчета заведующего и Наблюдательного совета о расходовании целевых внебюджетных средств.

2.9. Книга учета претензий и предложений по оказанию платных дополнительных образовательных услуг.

3. Организационно-распорядительные документы.

3.1. Приказ об организации в ДОУ платных дополнительных образовательных услуг (с утверждением или введением в действие локальных актов и распределение обязанностей по организации ПДО услуг).

3.2. Штатное расписание (дополнительное).

3.3. Структура и штатная численность (дополнительные).

3.4. Перечень платных дополнительных образовательных услуг на текущий учебный год.

3.5. Приказ о комплектовании и организации работы платных групп.

3.6. Тарификационный список педагогических работников (дополнительные).

3.7. Должностные инструкции работников (дополнительные).

3.8. Сметы затрат по каждой платной дополнительной образовательной услуге.

3.9. Документы об оплате за дополнительные платные образовательные услуги через органы казначейства.

3.10. Положение о внебюджетном фонде и порядке расходования внебюджетных средств.

3.11. Смета доходов и расходов.

4. Иные локальные акты.

4.12. Образовательные программы по оказанию дополнительных платных образовательных услуг и учебный план.

4.13. Календарные тематические планы по ПДО услугам.

4.14. Расписание (сетка) занятий.

4.15. Программа методического обеспечения.

5. Информационный блок.

5.12. Стенд для родителей (законных представителей) воспитанников с информацией о дополнительных платных образовательных услугах.

5.13. Вывеска с режимом работы ДОУ.

5.14. Вывеска с информацией о предоставляемых дополнительных платных образовательных услуг.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 81 «Солнышко» комбинированного вида»
Рассмотрена на педагогическом совете УТВЕРЖДАЮ

МАДОУ № 81 протокол № _________ Заведующий МАДОУ № 81

От «____»_____________________ Уличев А.Ю.

«____»___________

Образовательная программа дополнительного образования детей

«Английский язык для дошкольников»
Автор программы: авторский коллектив под руководством А.А.Майер

Составитель: Морозова Н.И.

Возраст обучающихся: 5-7 лет

Срок реализации программы: 2 года

Педагог дополнительного образования:

Милютина Елена Валентиновна

Великий Новгород

Пояснительная записка

Образовательная программа дополнительного образования «Английский язык для дошкольников» имеет культурологическую направленность. Реализация данной программы способствует готовности ребенка к дальнейшему развитию – социальному, личностному, познавательному, появлению у него первичной адаптации к полилингвальной и поликультурной ситуации в современном мире.

Программа разработана на основе курса английского языка для дошкольной подготовки детей “First steps in English” («Первые шаги в английском»), разработанного авторским коллективом под руководством А.А.Майера. Программа модифицирована и адаптирована к условиям дополнительного образования детей в дошкольном учреждении и реализуется в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 81 «Солнышко» комбинированного вида».

Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской федерации от 11.12.2006 года №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», с учетом требований Положения о порядке оформления программ дополнительного образования детей в образовательных учреждениях Великого Новгорода. А также в соответствии с требованиями СанПиН.

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что обучение английскому языку дошкольников рассматривается как один из предварительных важных этапов, закладывающих правильное произношение, накопление лексического запаса, умение понимать иностранную речь на слух и участвовать в несложной беседе.

Педагогическая значимость освоения иностранного языка дошкольниками обусловлена и тем, что овладение речью, в том числе иностранной, теснейшим образом связано с интеллектуальным, эмоциональным и нравственным развитием личности.

Пятилетний возраст рассматривается специалистами как наиболее благоприятный период для овладения иностранным языком. Психологи отмечают прочность запоминания языкового материала в этом возрасте, высокую степень развития фонематического слуха. Даже при наличии перерыва в обучении иностранному языку изучение его в детстве нельзя считать пустой тратой времени. Имеются данные, что речь, усвоенная в дошкольном возрасте, восстанавливается с исключительной быстротой.

Актуальность. Значение иностранного языка в жизни современного общества чрезвычайно велико. В настоящее время обучение иностранному языку детей дошкольного возраста стало предметом заинтересованного разговора педагогов, психологов, психолингвистов, родителей.

Освоение основ иностранного языка дает воспитанникам возможность приобщения к одному из общепризнанных и наиболее распространенных средств межкультурного общения, важнейшему источнику информации о современном мире и происходящих в нем процессах, а также обогащения своего коммуникативного опыта, общей и речевой культуры. Обучение иностранному языку призвано реализовывать основную стратегию образования – формирование всесторонне развитой личности, осуществлять идею европеизации образования через диалог культур и цивилизаций современного мира.

На сегодняшний день потребность у родителей в подобного рода занятиях, а именно в изучении иностранных языков детьми именно в дошкольный период достаточно велика, что и обеспечивает востребованность и актуальность данной программы.

Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу. К тому моменту у них будет сформировано главное – интерес к дальнейшему изучению английского языка, накоплен определенный объем знаний, что значительно облегчит освоение любой программы обучения английскому языку в начальной школе.

Цель - создать условия, обеспечивающие социально – личностное, познавательно – речевое развитие воспитанников и готовность детей к школьному образованию через изучение английского языка.

Достижение цели предполагает реализацию следующих задач:


  1. Познакомить детей дошкольного возраста со страной изучаемого языка, ее культурой.

  2. Познакомить детей с грамматическими основами английского языка.

  3. Познакомить детей с лексикой и простыми фразами по изучаемым темам.

  4. Развивать у детей навык диалогической речи на иностранном языке.

  5. Развивать у детей навык аудирования (восприятия иностранной речи на слух).
Отличительной особенностью данной программы является то, что онамодифицирована. Все изменения обусловлены адаптацией программы «First steps in English» к условиям дополнительного образования в дошкольном учреждении. В рамках модификации общее количество часов по программе было изменено с 72 до 60. При этом объем, и порядок тем изменен не был.

Программа предполагает повторение одних и тех же тем на 1- 2 годы обучения, с усложнением. На 2ом году обучения добавляется лексический материал, вводятся новые грамматические формы, происходит обучение развернутому монологическому высказыванию как составной части диалогического общения, большее внимание уделяется навыку аудирования - понимание аудиотекстов, представляющих различные жанры и стили речи, расширение фонетического минимума.

Возраст детей. Программапредусматривает обучение детей5-7 лет.

Сроки реализации. Программа рассчитана на 2 года обучения, 60 часов в год, 120 часов за весь курс обучения.

Формы и режим занятий: Ведущей формой организации является групповая. Наполняемость групп – 8-12 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительностью 25-30 минут.

Ожидаемые результаты.

1 год обучения:

Воспитанник должен уметь:

Специальные умения

Диалогическая речь - отвечать на вопросы речевого партнера в рамках ситуации общения, а также в связи с содержанием увиденного или услышанного, используя стандартные выражения этикетного характера.

Монологическая речь -

Аудирование - понимать речь учителя по ходу ведения урока, адекватно реагируя (вербально или невербально) на его высказывания и просьбы; понимать сообщения монологического характера, впервые предъявляемые учителем или в звукозаписи в естественном темпе и построенные на освоенном в устной речи языковом и тематическом материале.

Специальные навыки.

Фонетические – дифференцировать звуки иностранного языка, правильно ставить ударения в иностранных словах, произносить иностранные фразы с правильной интонацией.

Лексические - освоить предложенный лексический минимум по темам. Кроме того, учащиеся должны знать отдельные стихотворения, рифмовки, тексты песен и т. п.

2 год обучения.

Воспитанник должен уметь:

Специальные умения.

Диалогическая речь отвечать на вопросы речевого партнера в рамках ситуации общения, а также в связи с содержанием увиденного или услышанного, используя стандартные выражения этикетного характера. Правильно оформлять свои речевые реакции с точки зрения норм изучаемого языка в пределах языкового материала и тематики, предусмотренных для данного этапа обучения; расспросить о том же речевого партнера.

Монологическая речь - делать связное сообщение по предложенной теме, правильно оформляя свое высказывание с точки зрения норм изучаемого языка, в пределах языкового материала и тематики, предусмотренных для данного этапа обучения.

Аудирование - понимать речь педагога по ходу ведения урока, адекватно реагируя (вербально или невербально) на его высказывания и просьбы; понимать сообщения монологического характера, впервые предъявляемые учителем или в звукозаписи в естественном темпе и построенные на освоенном в устной речи языковом и тематическом материале.

Специальные навыки.

Фонетические – дифференцировать звуки иностранного языка, правильно их произносить, правильно ставить ударения в иностранных словах, произносить иностранные фразы с правильной интонацией.

Лексические - освоить предложенный лексический минимум по темам. Кроме того, учащиеся должны знать отдельные стихотворения, рифмовки, тексты песен и т. п

Требования, предъявляемые к выпускнику.

Воспитанники должны знать лексическое содержание таких тем, как: «Я», «Моя семья», «Мои игрушки», «Животные», «Еда», «Профессии», «Счет (1-10)», «Дни недели», «Цвета», «Времена года», «Погода и одежда», «Хобби», «Квартира», «Мой дом», «Праздники».

Способом определения результативности реализации данной программы являетсяэкспертная оценкав процессе открытых занятий, которые проводятся два раза в год промежуточное (декабрь), итоговое (май), участие детей в праздниках, проводимых в детском саду.

На открытом занятии знания детей оцениваются по следующим критериям:


  • понимание и владение изученной лексикой; самостоятельное исполнение изученных стихов, песен и т.д.

  • понимание задания и активное участие в играх;

  • понимание вопросов речевого партнера и умение на них ответить.
Учебно-тематический план

1-2 годы обучения


п/п

Тема занятий

Практические

Теоретические

Всего часов

1

Знакомство

2

2

4

2

Я

2

2

4

3

Животные

2

2

4

4

Времена года

2

2

4

5

Погода и одежда

2

2

4

6

Цвета

2

2

4

7

Праздники

2

2

4

8

Еда

2

2

4

9

Моя семья

2

2

4

10

Мои игрушки

2

2

4

11

Мой дом. Квартира

3

3

6

12

Профессии

2

2

4

13

Хобби

2

2

4

14

Счет

2

2

4

15

Заключительное занятие. Подведение итогов

1

1

2

Итого

30

30

60

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш бизнес - От идеи до реализации