Ваш бизнес - От идеи до реализации

Правовое регулирование деятельности образовательных организаций

Осуществление образовательной деятельности регламентируется законом «Об образовании…» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Согласно ст. 2 указанного нормативного акта образовательной считается некоммерческая организация, созданная для осуществления деятельности по обучению в соответствии с имеющейся лицензией.

Осуществление такой деятельности — основная цель, для достижения которой подобные учреждения создаются. Это не значит, что образовательная организация не может преследовать иные цели, однако закон налагает на регистрируемое учреждение обязанность по выбору основного вида деятельности, связанного с обучением третьих лиц.

Согласно положениям ст. 25 закона № 273-ФЗ все образовательные организации действуют на основании устава, подлежащего утверждению в установленном порядке. Учредительный документ учебных учреждений должен соответствовать не только требованиям, закрепленным в ст. 25 закона № 273, но и общим положениям, предусмотренным ст. 52 ГК РФ.

Положения ст. 14 закона № 7 определяют требования к учредительным документам. Так, устав бюджетного или казенного учреждения подлежит утверждению:

Таким образом, составление уставов образовательных организаций — довольно сложная процедура, поскольку необходимо руководствоваться не только общими требованиями, которые предъявляются ГК РФ, но и требованиями специального законодательства.

Требования к уставу образовательной организации. Какие сведения должны быть отражены в уставе образовательного учреждения

Уставы учебных учреждений оформляются в письменной форме и подлежат обязательному утверждению учредителями. Каждый документ должен быть оформлен в 3 экземплярах, один из которых остается в регистрирующем органе.

Все требования к уставу, на основании которого осуществляется деятельность образовательного учреждения, можно условно разделить на 2 категории:

  1. Основанные на федеральном законодательстве и обязательные для всех образовательных учреждений.
  2. Действующие в отношении отдельных видов и типов учебных заведений.

Таким образом, при составлении текста устава или внесении в ранее составленный документ изменений следует руководствоваться всем спектром правовых норм, регулирующих деятельность в сфере образования.

Не знаете свои права?

Требования к содержанию устава

В уставе образовательной организации должна содержаться информация, предусмотренная ГК РФ, а также законами № 7-ФЗ и 273-ФЗ.

Общие требования к содержанию учредительного документа учебного учреждения сформулированы в ч. 4 ст. 52 ГК РФ. В частности, в уставе организации должна присутствовать информация:

  • о наименовании учреждения;
  • организационно-правовой форме осуществления деятельности;
  • юридическом адресе;
  • порядке управления организацией.

В силу ч. 3 ст. 14 закона № 7 в уставе НКО должны содержаться также сведения:

  • о предмете и целях деятельности организации;
  • филиалах и представительствах;
  • условиях приема членов и порядке их выхода из организации;
  • порядке использования имущества в случае ликвидации.

В ст. 25 закона № 273 также сформулирован ряд требований, которые дополняют предусмотренные ГК РФ. Согласно данной норме в уставе образовательной организации должны быть отражены сведения:

  • о типе учебного заведения;
  • учредителях;
  • видах программ, реализуемых для достижения поставленной цели, с указанием направленности осуществления деятельности и уровня оказания услуг;
  • структуре и компетенции органов управления организации, способах и порядке их формирования, сроках осуществления полномочий.

В силу специфики деятельности, которая не предполагает извлечения прибыли, образовательные учреждения могут заниматься деятельностью, приносящей доход, только в том случае, когда это способствует достижению поставленной цели. При этом вся прибыль, получаемая от занятия предпринимательской деятельностью, должна быть направлена на достижение целей, указанных в уставе.

Учредители дополнительно могут внести в учредительные документы иные сведения, не предусмотренные законом. Однако при этом важно помнить, что такие сведения не должны противоречить требованиям нормативно-правовых актов.

Какая должна содержаться информация в уставе: перечень разделов

Четко закрепленные на законодательном уровне требования к структуре учредительных документов отсутствуют. Таким образом, при составлении устава следует руководствоваться указанными выше правилами, а также анализировать уже принятые уставы образовательных организаций.

Проведенный анализ позволяет определить разделы, наиболее часто используемые в структуре учредительных документов учебных заведений. К таковым относятся:

  1. Общие положения.
  2. Предмет, цели и виды деятельности.
  3. Образовательные программы.
  4. Компетенция, права, обязанности участников и их ответственность.
  5. Имущество и финансовое обеспечение.
  6. Органы управления.
  7. Информационная открытость.
  8. Реорганизация и ликвидация.
  9. Порядок внесения изменений и дополнений в устав.

Некоторые из предложенных разделов могут быть объединены или исключены вовсе (например, раздел «Информационная открытость» характерен для бюджетных учреждений). Поскольку законодательных требований к структуре устава не предъявляется, допускается определенная свобода при ее определении. Главное, чтобы содержание документа было последовательным и понятным.

В заключение остается отметить, что под уставом образовательной организации понимается учредительный документ, соответствующий требованиям ГК РФ и законов № 7-ФЗ и 273-ФЗ. Неисполнение данных требований влечет отказ в регистрации учебного учреждения и внесении соответствующей записи в ЕГРЮЛ. При устранении нарушений документ пройдет регистрацию и сведения об организации будут внесены в ЕГРЮЛ.

04.09.08 //11:10 Юрий Анатольевич

Устав образовательного учреждения представляет собой основанный на законодательстве официальный нормативный локальный документ, принятый в установленном порядке компетентным органом (учредителем или уполномоченным им лицом) и регулирующий отношения в рамках конкретной организации. Функция локального акта состоит в детализации, конкретизации, дополнении, восполнении общей правовой нормы применительно к условиям образовательного учреждения, с учетом имеющихся особенностей, специфики учебного и воспитательного процесса.
Уставы учреждений образования трансформируют право на образование, закрепленное в Законе РФ «Об образовании», в конкретные права личности, предусматривая соответствующие гарантии и порядок их осуществления. Уставы в концентрированном виде регламентируют правомочия участников отношений в сфере образования.
Функция данного правового акта носит двоякую роль, обозначенную в Законе РФ «Об образовании». С одной стороны, он является правовой базой, на основе которой осуществляется деятельность образовательного учреждения. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» это учреждение признано в настоящее время юридическим лицом. Устав регламентирует его цели и задачи, организационную структуру, форму управления, экономический и хозяйственный аспект деятельности и т.п. С другой стороны, устав является основным нормативным актом, регламентирующим правовой статус участников образовательного процесса и в первую очередь учащихся.

На вопрос ответил: Фёклин Сергей Иванович , юрист-эксперт Федерального оператора по реализации ПНПО; заместитель директора Центра нормативного правового обеспечения ФГОУ АПК и ППРО

ПОРЯДОК

утверждения уставов, изменений и (или) дополнений в уставы муниципальных образовательных организаций муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск»

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок устанавливает процедуру утверждения уставов, изменений и (или) дополнений в уставы (далее - Устав) муниципальных образовательных организаций муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» (далее - образовательные организации).

1.2. Образовательные организации являются юридическими лицами и действуют на основании Уставов.

1.3. Функции учредителя образовательных организаций осуществляет муниципальное учреждение «Отдел образования администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» (далее - Отдел образования).

1.4. Устав образовательной организации должен соответствовать требованиям Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

1.5. Устав образовательной организации утверждается учредителем в случаях:

Создания образовательной организации;

Внесения в Устав образовательной организации существенных изменений и (или) дополнений, при которых целесообразно изложение Устава в новой редакции. В остальных случаях утверждаются изменения и (или) дополнения в Устав образовательной организации.

1.6. Устав образовательной организации утверждается приказом Отдела образования.

2. Порядок утверждения Устава образовательной организации

2.1. Проект Устава разрабатывается руководителем и иными уполномоченными должностными лицами в образовательной организации и подлежит принятию на общем собрании Учреждения.

2.2. Устав образовательной организации должен содержать наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, следующую информацию:

Тип образовательной организации;

Учредитель или учредители образовательной организации;

Виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;

Структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

2.3. На титульном листе Устава в правом верхнем углу располагается гриф «Утвержден» со ссылкой на наименование утверждающего документа в творительном падеже, дату утверждения и номер.

2.4. При утверждении Устава в новой редакции под наименованием указывается «(новая редакция)».

2.5. Разработанный образовательной организацией проект Устава предоставляется в двух экземплярах (один из них в электронном виде) на правовую экспертизу в Отдел образования.

2.6. Отдел образования рассматривает проект Устава в течение 15 рабочих дней, проверяет соответствие формы и содержания Устава установленным требованиям и готовит проект приказа Отдела образования об утверждении Устава образовательной организации.

2.7. В случае обнаружения каких-либо несоответствий предъявляемым требованиям Отдел образования возвращает проект Устава руководителю образовательной организации на доработку.

2.7. Утвержденный Устав образовательной организации должен быть пронумерован, прошит и скреплен печатью образовательной организации.

2.8. Руководитель образовательной организации обязан:

В установленный законодательством Российской Федерации срок с момента издания приказа Отдела образования об утверждении Устава образовательной организации обеспечить государственную регистрацию Устава образовательной организации в налоговом органе в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

При изменении наименования или местонахождения подготовить пакет документов и предоставить в Министерство образования и науки Республики Марий Эл на переоформление лицензии на право ведения образовательной деятельности и получение свидетельства о государственной аккредитации;

В десятидневный срок с момента государственной регистрации Устава образовательной организации в налоговом органе представить в Отдел образования документы, подтверждающие государственную регистрацию Устава образовательной организации и его копию.

3. Внесение изменений и (или) дополнений в Устав

3.1. Образовательная организация при изменениях законодательства Российской Федерации, организационно-правовой формы, типа и других изменениях вносит соответствующие изменения и (или) дополнения в Устав образовательной организации.

3.2. Проект изменений и (или) дополненийвносимых в Устав образовательной организации (в том числе новой редакции Устава), разрабатывается руководителем и иными уполномоченными должностными лицами в образовательной организации.

3.3. Разработанный образовательной организацией проект изменений и (или) дополненийвносимых в Устав образовательной организации предоставляется в двух экземплярах (один из них в электронном виде) на правовую экспертизу в Отдел образования.

3.4. Отдел образования рассматривает проект изменений и (или) дополненийвносимых в Устав образовательной организации в течение 15 рабочих дней, проверяет соответствие формы и содержания изменений и (или) дополненийвносимых в Устав установленным требованиям и готовит проект приказа Отдела образования об утверждении изменений и (или) дополненийв Устав образовательной организации.

В случае обнаружения каких-либо несоответствий предъявляемым требованиям Отдел образования возвращает проект изменений и (или) дополненийвносимых в Устав руководителю образовательной организации на доработку.

3.5. Вносимые изменения и (или) дополнения вносимые в Устав образовательной организации оформляются на отдельном листе, даже если они незначительны по объему.

3.6. Титульный лист вносимых изменений и (или) дополнений аналогичен титульному листу вновь принимаемого Устава образовательной организации.

3.7. Утвержденный изменения и (или) дополнения в Устав образовательной организации должны быть пронумерованы, прошиты и скреплены печатью образовательной организации.

3.8. Руководитель образовательной организации обязан:

В установленный законодательством Российской Федерации срок с момента издания приказа Отдела образования об утверждении вносимых изменений и (или) дополнений в Устав образовательной организации обеспечить государственную регистрацию изменений и (или) дополнений в Устав образовательной организации в налоговом органе в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

В десятидневный срок с момента государственной регистрации изменений и (или) дополнений в Устав образовательной организации в налоговом органе представить в Отдел образования документы, подтверждающие государственную регистрацию изменений и (или) дополнений внесенных в Устав образовательной организации и их копию.

4. Заключительные положения

4.1. Отдел образования обеспечивает хранение копий Уставов образовательных организаций, прошедших государственную регистрацию в установленном порядке в налоговом органе, а также внесенных изменений и (или) дополнений в Уставы образовательных организаций.

основной документ, определяющий порядок функционирования образовательного учреждения (ОУ), в котором обязательно указывается наименование, место нахождения, статус ОУ; учредитель; организационно-правовая форма ОУ; цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ; основные характеристики организации образовательного процесса; структура финансовой и хозяйственной деятельности ОУ; порядок управления образовательным учреждением; права и обязанности участников образовательного процесса; перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и др. актов), регламентирующих деятельность ОУ. (3)

Отличное определение

Неполное определение ↓

УСТАВ образовательного учреждения

документ, определяющий порядок деятельности образовательного учреждения. В У. указываются: наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус, учредитель и организационно-правовая форма образовательного учреждения; цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых программ; осн. характеристики образовательного процесса (язык, на котором ведется обучение и воспитание; порядок приема обучающихся, воспитанников; продолжительность обучения на каждом этапе; порядок и основания отчисления обучающихся; система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения; режим образовательного учреждения; наличие платных дополнительных образовательных услуг и порядок их предоставления; порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и их родителей или законных представителей); структура финансовой и хозяйственной деятельности; порядок управления образовательным учреждением (компетенция учредителя; структура и формирование органов управления, их компетенция и организационная деятель- ность; комплектование сотрудников и условия оплаты их труда; изменение У.; реорганизация и ликвидация образовательного учреждения; права и обязанности участников образовательного процесса; перечень видов локальных актов - приказов, распоряжений и других актов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения). У. в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации в области образования, разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно и утверждается его учредителем. Локальные акты не могут противоречить У. и подлежат регистрации в качестве дополнений к У.

В соответствии с ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») в уставе образовательной организации наряду с информацией, предусмотренной законодательством РФ, должна содержаться следующая информация :

  • тип образовательной организации;
  • учредитель или учредители образовательной организации;
  • виды реализуемых образовательных программ с указанием и (или) направленности;
  • структура и компетенция , порядок их формирования и сроки полномочий.

Часть 5 ст. 26 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» дополняет эти требования: при указании сведений об органах управления должен быть указан также « и выступления от имени образовательной организации».

Кроме того, устав образовательной организации должен отвечать общим для всех некоммерческих организаций требованиям , предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон № 7-ФЗ). Эти требования лишь частично совпадают с нормами Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и существенно выходят за их рамки.

Так, согласно ст. 14 Закона № 7-ФЗ в учредительных документах некоммерческой организации должны определяться :

  • наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму;
  • место нахождения;
  • порядок управления деятельностью;
  • предмет и цели деятельности;
  • сведения о филиалах и представительствах;
  • порядок внесения изменений в учредительные документы, т. е. в устав;
  • порядок использования имущества в случае ликвидации;
  • иные положения, предусмотренные Законом № 7-ФЗ и иными федеральными законами.

Пример

Закон № 7-ФЗ предусматривает включение в текст устава указания на тип государственного (муниципального) учреждения, установленный гражданским законодательством (бюджетное, автономное, казенное).

Для бюджетных и казенных учреждений ст. 14 Закона № 7-ФЗ установлено, что устав должен содержать исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетное или казенное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано. Аналогичное требование предусмотрено для автономных учреждений Федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее - Закон № 174-ФЗ).

Данный закон также дополнительно устанавливает необходимость обязательного указания в наименовании автономного учреждения собственника имущества (федеральное, государственное или муниципальное). Тип учреждения («автономное») может указываться как в тексте, так и в наименовании (по усмотрению разработчиков).

Анализ приведенных положений федерального законодательства позволяет сделать вывод о том, что в уставах образовательных организаций больше не нужно прописывать характеристики образовательного процесса . Согласно ст. 30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация имеет право принимать локальные нормативные акты в порядке, установленном ее уставом. Следовательно, подробная регламентация образовательного процесса будет осуществляться не в уставе, а путем принятия локальных нормативных актов.

Положение об уставе образовательной организации: порядок утверждения

В законодательстве установлен новый порядок утверждения устава образовательной организации. Если ранее Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» предусматривал принятие устава собранием коллектива учреждения с последующим утверждением учредителем, то с 1 сентября 2013 г. устав утверждается согласно Закону № 7-ФЗ - учредителем без предварительного принятия коллегиальными органами (п. 1 ст. 14).

В соответствии с п. 1.1 ст. 14 данного закона порядок утверждения устава учреждения устанавливается:

  1. Правительством РФ - в отношении федеральных бюджетных или казенных учреждений;
  2. высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ - в отношении бюджетных или казенных учреждений субъекта РФ;
  3. местной администрацией муниципального образования - в отношении муниципальных бюджетных или казенных учреждений.

Порядок утверждения устава автономного учреждения регулируется ст. 7 Закона № 174-ФЗ.

Утверждение устава образовательной организации с учетом требований к наименованию ОО

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» в уставном наименовании образовательной организации должны содержаться:

  • указание на организационно-правовую форму (например, «учреждение»);
  • указание на характер деятельности (например, «образовательное»);
  • тип, определяемый по реализуемой образовательной программе наиболее высокого уровня (например, «общеобразовательное»);
  • только для автономных учреждений - указание на собственника имущества, например, «федеральное», «государственное» или «муниципальное».

Следует отметить, что указание типа образовательной организации («дошкольная образовательная организация», «общеобразовательная организация», «профессиональная образовательная организация» и «образовательная организация высшего образования») одновременно указывает и на характер деятельности . Следовательно, в наименовании не требуется повторять термины «образовательное» или «образовательное учреждение общеобразовательная школа» и т. п. Однако и нарушением закона такое дублирование не будет.

На практике сложилась традиция указывать в наименовании образовательной организации собственника: муниципальное, государственное или федеральное учреждение. Такое указание не противоречит закону, хотя и не требуется, за исключением автономных учреждений.

Таким образом, вносить изменения в наименования дошкольных и общеобразовательных учреждений практически не потребуется , так как они полностью соответствуют Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации». Из наименований вузов будет исключено прилагательное «профессиональное», останутся слова - «высшего образования». Наименование «образовательное учреждение среднего профессионального образования» должно быть изменено на «профессиональное образовательное учреждение» или «профессиональное образовательное некоммерческое партнерство» и пр. При этом из наименования исключаются слова «среднее» и «начальное».

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш бизнес - От идеи до реализации