Ваш бизнес - От идеи до реализации

Пооперационное разделение труда

Обеспечение рационального пооперационного разделения труда. Исходным является положение о наличии психофизиологической границы разделения труда. Дробное разделение труда приводит к монотонности. Работа может казаться монотонной, если сводится к многократному повторению однообразных рабочих действий, длительность которых невелика. Но в то же время длительная операция, состоящая из однообразных циклов действий, то же может быть монотонной. Это зависит от структуры самой операции – количества, содержания и характера составляющих ее элементов. Например, операция в 30 сек, состоящая из 3-х одинаковых циклов действий может быть приравнена по монотонности к операции длительностью 10 сек, но состоящей из различных действий.

Операции с длительностью менее 30 сек приводят к неблагоприятным сдвигам психофизиологических функций работников. Операции в 30 сек и более – тоже монотонные, но степень ее является допустимой.

При операционном разделении труда, формировании продолжительности и содержательности операции нужно следить за наполнением ее элементами, выполнение которых предполагает чередование нагрузок на различные органы чувств и части тела работающих. Таким образом, важнейшими факторами, учитываемыми при проектирования трудового процесса на конвейере, являются:

Степень нарвно-психического напряжения;

Величина физических нагрузок на работника.

Психофизиологические требования к трудовому процессу не позволяют занимать элементами с повышенными нагрузками более 40% общей длительности производственной операции. Если это невозможно обеспечить, то необходимо вводить чередование исполнителей на различных операциях. В этом состоит одна из особенностей организации труда в условиях конвейерного производства.

Чередование труда, как одна из форм активного отдыха, может вводиться как в течении рабочей смены, так и по дням, по неделям (иногда месяцам). Выбор варианта чередования зависит от условий труда, характера самой операции (быстро или медленно утрачиваются навыки при ее выполнении).

Операции, требующие для своего выполнения постоянного повторения (навыки быстро утрачиваются) чередуют в течении смены. Более простые – через длительный промежуток времени.

Главное – сохранение динамического стереотипа работника. С этой точки зрения чередование слишком большого круга работ не целесообразно (Это не самоцель, а средство снятия утомляемости, повышения разнообразия в труде). Отсюда в чередовании участвуют не более 3 – 4-х операций.

Комплексы операций формируют таким образом, чтобы операции не нагружали одни и те же рабочие органы человека. Положительный эффект от введения чередования может быть и тогда, когда будет смена не только монотонных работ на немонотонные, но и от смены двух и более видов работ повышенной монотонности, если нагрузка от них падает на различные мышечные группы или органы чувств.

Конечно есть и другие общие требования к чередованию выполнения рабочих операций:

Чередование вводится, если рабочие освоят выполнение всех порученных ему операций;

Переход к новой операции нужно приурочивать к имеющимся перерывам в работе (после обеда, после отдыха).

Правильное разделение труда, введение чередования выполнения работником различных операций является одновременно фактором повышения содержательности труда, удовлетворенности трудом, профессиональной устойчивости.

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Дивеевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

607328 Нижегородская область, Дивеевский район, п.Сатис, улица Московская, дом 42

ЗАНЯТИЕ ПО ШВЕЙНОМУ ДЕЛУ(2 урока)

ТЕМА: «ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЙ С ПООПЕРАЦИОННЫМ РАЗДЕЛЕНИЕМ ТРУДА. ПОШИВ ДЕТСКОГО ПЛАТЬЯ»

9 КЛАСС

Учитель швейного дела

Кузнецова Светлана Юрьевна

2011-2012 учебный год

Тип занятия: комбинированное.

Тема занятия:

Изготовление изделий с пооперационным разделением труда.Пошив детского платья.

Цель занятия:

Задачи занятия:

образовательные:

1.Закрепить полученные знания по теме:«Пооперационное разделение труда».

2. Познакомить обучающихся с особенностями изготовления изделий промышленным способом.

коррекционно – развивающие:

1.Способствовать развитию у обучающихся абстрактного мышления и памяти через разгадывание загадок.

2.Способствовать развитию мелкой моторики рук обучающихся через практическую работу.

воспитательные:

1.Воспитывать у обучающихся любовь к труду.

2.Воспитывать у обучающихся навыки самоконтроля.

3.Воспитывать устойчивый интерес к урокам швейного дела.

Наглядность:

образцы изделий выполненных на швейной фабрике;

слайд-презентация.

Оборудование:

индивидуальные карточки-задания;

детали кроя детского платья;

ножницы;

карандаш;

учебник;

мультимедийный проектор;

ПК;

экран.

План занятия:

I.Организация начала занятия(1)

II.Сообщение темы и цели занятия (1)

III.Разминка (2)

IV.Повторение темы:« Пооперационное разделение труда»(7)

V. Объяснение нового материала(10)

VI.Практическая работа(44)

VII.Закрепление нового материала(12)

VIII.Объяснение домашнего задания(1)

IX.Подведение итогов занятия (2)

Ход занятия:

I.Организация начала занятия.

Цель: настроить обучающихся на работу на уроке.

А) Сверить обучающихся по списку.

Б) Проверить готовность к уроку.

В) Настроить обучающихся на работу на уроке.

Психологический настрой обучающихся на фоне лирической музыки.

(СЛАЙД № 2)

Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей.

Подарите друг другу улыбку!

Улыбайтесь, и всё у вас будет хорошо!

(Обучающиеся дарят друг другу и гостям улыбающееся солнышко)

II.Сообщение темы и цели занятия.

Цель: активизировать деятельность обучающихся на уроке.

Ребята, на этом уроке мы будем изучать тему: « Изготовление изделий с пооперационным разделением труда.Пошив детского платья ». Сегодня вам предстоит учиться приёмам пооперационного разделения труда.

III.Разминка

Как называется наш урок?

Какой он по счету?

IV.Повторение темы:« Пооперационное разделение труда ».

Цель: закрепить имеющиеся у обучающихся знания по теме.

Какую тему вы изучали на прошлом уроке?

Фронтальный опрос.

1.На каких предприятиях изготавливают одежду?

2. Чем различаются массовый пошив одежды и индивидуальный?

3. Из каких цехов состоит швейное производство?

4. Что такое лекало?

5. В каком цехе швейного предприятия используют настилочные машины и настилочные столы?

6.Что такое пооперационное разделение труда?

7.Зарисуйте на доске схему расположения рабочих мест в швейном цехе?

8. Какое количество операций выполняет одна швея на швейном предприятии в течении всего рабочего дня?

9. Какое оборудование используют на швейных предприятиях для влажно – тепловой обработки?

Обобщение материала учителем.

Учитель: - Молодцы ребята, я поняла,что вы усвоили материал по теме: «Пооперационное разделение труда ».

V. Объяснение нового материала

Цель: учить приёмам изготовления детского платья промышленным способом .

А) Повторное сообщение темы и цели урока.

Б) Объяснение - беседа

Учитель:

На фабриках, при массовом пошиве время на изготовление детского платья затрачивается намного меньше за счет исключения ручных видов работ (сметывания, заметывания, приметывания), втачивания рукавов в открытую пройму и пооперационного разделения труда.

Как вы думаете, почему швея на предприятии при пооперационном разделении труда выполняет операцию (например, стачивание деталей спинки) гораздо быстрее портнихи в ателье?

Вторым главным отличием в ходе работы по изготовлению детского платья является то, что рукав втачивают не в закрытую пройму, а в открытую пройму. Для этого не стачивают боковой шов, а после обработки плечевых швов, втачивают рукав в открытую пройму (объяснение учитель сопровождает показом образца изделия со стачанными плечевыми швами).

Учитель:

Ребята, скажите, какое сегодня число?

Какой сейчас идет месяц?

Какой сейчас год?

В) Работа в тетрадях.

Запись числа и темы урока.

(Обратить внимание на осанку детей во время письма; на аккуратность письма; на соблюдение единого орфографического режима.)

Зарисуйте модели детских платьев в тетрадь. Слайд 6 .

VI.Практическая работа «Изготовление детского платья »

Цель: учить приёмам пооперационного разделения труда

Повторение правил безопасной работы на швейной машине, с утюгом и инструментами. Слайд 8

Чтобы во время выполнения практической работы не нанести вреда своему здоровью вы должны отчетливо знать и соблюдать правила безопасной работы в швейной мастерской.

Давайте представим, что мы с вами небольшая бригада и перенесёмся мысленно на швейную фабрику в швейный цех по пошиву детской одежды, а, именно, детского платья (озвучивается состав бригады с указанием конкретной операции для каждой работницы).

Выполнение практической работы с соблюдением правил безопасной работы.

VII.Закрепление изученного материала.

Цель: способствовать развитию мышления и памяти обучающихся.

Ребята, я предлагаю вам рассказать о том, какие операции вы сегодня выполняли.

VIII.Объяснение домашнего задания.

Цель: воспитывать у обучающихся чувство ответственности за выполнение

Задания.

IX .Подведение итогов урока.

Цель: прививать обучающимся навыки самоконтроля.

Выставление оценок

Учитель:

Чему вы учились на этом уроке?

Может ли умение изготовления изделий с пооперационным разделением

Труда понадобиться вам самостоятельной жизни?

Урок окончен. Все свободны.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Дивеевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» 607328 Нижегородская область, Дивеевский район, п.Сатис, улица Московская, дом 42 Изготовление изделий с пооперационным разделением труда. Пошив детского платья. ЗАНЯТИЕ ПО ШВЕЙНОМУ ДЕЛУ(2 урока) Учитель швейного дела Кузнецова Светлана Юрьевна

Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Подарите друг другу улыбку! Улыбайтесь, и всё у вас будет хорошо!

Детское платье

Правила безопасной работы с иглой, булавками и ножницами. 1. Иглы и булавки необходимо хранить в () 2. Сломанную иглу не бросать, а передать () Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего; передавать их () вперёд. игольнице учителю кольцами

Правила безопасной работы с утюгом. Включать и выключать утюг можно только () руками. Утюг нельзя оставлять () без присмотра. 3. Во время работы надо следить, чтобы подошва утюга не касалась () сухими включенным шнура

Правила безопасной работы на швейной машине с электроприводом. Включать и выключать машину можно только держа за вилку сухими руками. Под ногами должен находиться () коврик Во время работы нельзя низко () к движущимся механизмам машины. 3. Нельзя класть инструменты на платформу швейной машины. наклонять голову резиновый

План пошива детского платья. 1. Обработка мелких деталей 2. Обработка среднего шва спинки 3. Притачивание карманов 4. Обработка плечевых швов 5 . Втачивание рукавов 6 . Обработка боковых швов 7. Обработка низа платья

Желаю всем удачи!


Цель урока: Учить приёмам изготовления изделий промышленным способом.
Задачи:
1. образовательные:
- ознакомить учащихся и дать сведения о пооперационном разделении труда
- развивать качественные и скоростные показатели при выполнении
определённой операции;
- закрепить навык выполнения шва вподгибку с закрытым срезом;
- закрепить навык выполнения задания по образцу изделия;
- учить самостоятельному применению знаний по теме.

2. коррекционно-развивающие:
- развивать зрительный и глазомерный контроль;
- развивать связную устную речь при анализе выполненной работы
с использованием специальной терминологии;
- развивать мелкую моторику пальцев рук при выполнении
- операции;

3. воспитательные:
- воспитывать самостоятельность и аккуратность при выполнении задания;
- воспитывать чувство коллективизма и товарищеской
взаимопомощи, взаимовыручки.

Материально – техническое оснащение: оборудование учебной мастерской, инструменты, образец изделия (полотенце).

Тип урока: комбинированный.
Ход урока.

1.Организационный момент.

Сдача рапорта;
проверка готовности учащихся к уроку.

2. Вводный инструктаж.
Сообщение темы урока.
Сегодняшний урок – урок практического повторения. А как вы знаете, на этих уроках мы выполняем заказы школы. Поступил заказ следующего характера: наша задача – пришить на полотенце метку из ткани в виде треугольника. Но прежде чем выполнять его, необходимо вспомнить все, что знаем о полотенце:

3.Повторение:
1. Из какой ткани шьют полотенце?
(х.б., лен).
2.Почему полотенце шьют из хлопчатобумажных и льняных тканей?
(хорошо впитывают влагу).
3.Из скольких деталей состоит полотенце?
(одна).
4.Какую форму может иметь полотенце?
(прямоугольник).
5.Какие срезы есть у полотенца?
(поперечные, долевые).
каким швом обрабатывают срезы полотенце?
(шов вподгибку с закрытым срезом).

Очень скоро перед вами будет стоять задача выбора профессии.
Некоторые из вас думаете, что вам этот урок не нужен. Потому что вы не будете швеей.
Но в жизни всем пригодятся полученные вами знания, хотя бы при обработке мелких деталей.
Вы должны знать, где можно заказать нужное вам изделие.

По пройденным темам мы знаем, что есть пошив массовый и индивидуальный.

Какие предприятия выполняют массовый пошив изделий?
Массовый пошив изделий выполняют на крупных швейных предприятиях.

Какие предприятия занимаются индивидуальным производством одежды?
Индивидуальным пошивом и ремонтом одежды населения занимаются ателье и швейные мастерские службы быта.

Чем отличается массовый пошив изделия от индивидуального?
При массовом пошиве изделия одинакового фасона шьют большими партиями, а при индивидуальном пошиве фасон выбирает заказчик, с заказчика снимают мерки, изделие шьют с примерками.
При массовом пошиве изделия кроят по лекалам, а при индивидуальном пошиве выкройку выполняют по меркам заказчика.
Что такое пооперационное разделение труда?
Пооперационное разделение труда это когда швея выполняет одну технологическую операцию.

4. Работа с карточками.
Необходимо собрать схему пошива изделия при массовом и индивидуальном пошиве.
Массовый пошив.
Индивидуальный пошив.

Раскрой деталей изделия по лекалам.

Соединение деталей по надсечкам.
Построение выкройки.

Подготовка изделия к примерке.

Проведение одной или двух примерок.

Исправление дефектов после примерки.

А есть между ними сходство?
И на фабриках и в ателье занимаются пошивом одежды.

5.Изложение нового материала.
Учитель предлагает рассмотреть образец изделия. Учащиеся определяют, каким швом обработаны срезы полотенца и где необходимо вшить заготовленную деталь наметки. Учитель сообщает, что для обработки срезов применяют шов вподгибку с закрытым срезом. Преподаватель объявляет, что сегодня будем работать пооперационным разделением труда.

Разбор по инструкционной карте технологии вшивание заготовленной детали в готовое изделие.
1. Вырезать квадрат из ткани 7 на 7 см.
2. Заутюжить квадрат сложив его по диагонали дважды, придав ему форму треугольника.
3. Приметать заготовленную деталь метки
4. Прострочить по смётки
5. Убрать смётку, сложить

Представим, что наша мастерская является одним из цехов швейной фабрики, где каждая швея-мотористка выполняет определенную операцию по пошиву изделия. (Учитель распределяет виды операций между членами бригады.) У нас одна бригада, в каждой бригаде свой бригадир, который отвечает за качество и количество изготовленных изделий. Но выполнение всей работы зависит от каждого из вас, от того с какой ответственностью, вы отнесетесь к порученному вам делу.

6.Физкультминутка.
Учащиеся выполняют упражнения со словами:
Мы, девчонки, все умеем: чертим, шьем, рисуем, клеем.
К нам, друзья, спешите смело, здесь всегда найдется дело.

7.Практическая работа. Пришить на полотенце метку из ткани в виде треугольника.
Перед работой повторим правила безопасной работы с иглой, ножницами, на швейной машине и электрическим утюгом.
Контроль за выполнением работы.
Оказание индивидуальной помощи.
Оценивание практической работы.
Закрепление пройденной темы.

8.Итог урока.
Анализ работ.

Выставление оценок.

Для процессов, рассчитанных на условное изделие с выделением усложняющих элементов, технологическую схему составляют в два этапа. На первом этапе технологическую схему составляют по форме 6.1.

В технологическую схему кроме операций по обработке изделий включают установочные операции по контролю наиболее ответственных узлов одежды, операции запуска и работы, выполняемые бригадиром.

Организационные операции нумеруют по порядку их выполнения, при этом сначала выделяют операции, скомплектованные из технологически неделимых операций изготовления изделия Исходной (минимальной) сложности, а затем операции, скомплектованные из технологически неделимых операций выполнения усложняющих элементов, которым присваивается тот же номер, но с индексом «У», или номера присваивают, начиная с числа, соответствующего порядковому номеру за последней организационной операцией по изделию исходной (минимальной) сложности.

Рис. 6.1. Движение деталей в технологическом процессе

Если повторяемость усложняющих элементов в изделии составляет 70...80%, то его относят к изделиям исходной (минимальной) сложности.

На втором этапе составляют краткую схему разделения труда с расчетом нормы выработки и расценки (форма 6.2).

Расценка организационной операции состоит из средневзвешенной расценки операций изготовления изделия исходной (минимальной) сложности и полной расценки операций выполнения усложняющих элементов, учитываемой только при наличии этих элементов в заказанном изделии.

Анализ комплектования операций выполняют расчетным и графическим методами так же, как и при расчете потоков (см. главу 5).

Расчетным путем определяют коэффициент согласования. Коэффициент согласования определяется по формуле

где Т - затраты времени на изготовление изделия, мин; k - фактическое число рабочих; т - такт потока, мин.

Графическим путем показывают загруженность операций потока и движение деталей. Загруженность операций потока определяют с помощью графика синхронности операций (синхронного графика).

Вместо синхронного графика можно построить диаграмму синхронности выполнения операций процесса, в которой наряду с загруженностью операций процесса относительно такта будет видно ее содержание по специализации работ.

По технологической схеме составляют сводку рабочей силы, оборудования и рабочих мест процесса.

РАСЧЕТ ПЛОЩАДЕЙ

Площади раскройного участка, швейного цеха и участка окончательной влажно-тепловой обработки рассчитывают, исходя из числа рабочих в смену, работающих в этом цехе и на этом участке, и санитарной нормы площади на одного рабочего: 12 м 2 для раскройного участка, 7м 2 для швейного цеха, 9 м 2 для участка окончательной влажно-тепловой обработки.

Площадь приемного салона определяют, исходя из площади занятой оборудованием, а также предусмотренной для заказчиков и работающих. Одним из элементов оборудования салона являются примерочные кабины, число которых зависит от пропускной способности салона проектируемого предприятия. Пример ее расчета дан в табл. 6.12.

Число кабин определяют, исходя из того, что одной кабиной в час могут воспользоваться четыре заказчика при условии их неодновременного прихода.

Число кабин равно числу заказчиков в час, пользующихся кабинами, умноженному на коэффициент неравномерности прихода заказчиков (К= 1,5), т.е. 17,9- 1,5/4 = 6,7, т.е. 7.

Число кабин можно определить по числу закройщиков, одновременно работающих в салоне. При этом учитывается, что закройщики работают в салоне по графику (один день на раскрое, один день в салоне на приеме заказов). Например, при расчете число закройщиков получилось равным 12. В салоне могут одновременно

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш бизнес - От идеи до реализации