Ваш бизнес - От идеи до реализации

1.2 Виды учебных проектов

1) Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся .

§ Практико-ориентированный проект - нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика.

§ Исследовательский проект - по структуре напоминает научное исследование.

§ Информационный проект - направлен на сбор информации о каком- либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для аудитории.

§ Творческий проект - предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов.

2) Классификация проектов по комплексности и характеру контактов .

По комплексности (предметно-содержательной области):

§ Монопроекты - как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, но могут использовать информацию из других областей знания и деятельности; руководитель - учитель-предметник, консультант- учитель другой дисциплины. Могут быть математическими, литературно-творческими, естественнонаучными, экологическими, лингвистическими, культуроведческими, историческими, географическими, музыкальными, спортивными. Интеграция - на этапе подготовки продукта к презентации: например, компьютерная верста литературного альманаха или музыкальное оформление спортивного праздника. Могут проводиться в рамках классно-урочной системы.

§ Межпредметные проекты - проводятся исключительно во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний. Глубокая и содержательная интеграция требуется уже на этапе постановки проблемы.

По характеру контактов:

§ Внутриклассные,

§ Внутришкольные,

§ Региональные (в пределах одной страны),

§ Международные.

Последние два типа проектов являются телекоммуникационными, они требуют координации деятельности участников, их взаимодействия в сети Internet, использование средств современных компьютерных технологий.

3) Классификация проектов по продолжительности .

§ Мини-проекты - могут укладываться в урок или часть урока. Наиболее продуктивны для курса иностранного языка.

§ Краткосрочные проекты - требуют 4-6 уроков для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации - в рамках внеклассной деятельности и дома.

§ Недельные проекты - выполняются в группах в ходе проектной недели, их реализация занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. Возможно сочетание классных и внеклассных форм работы.

§ Долгосрочные (годичные) проекты - могут выполняться и в группах. И индивидуально. Весь цикл - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.

Всякий проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру. Это позволяет составить единую циклограмму (приложение 1) проведения любого проекта - долгосрочного или краткосрочного, группового или индивидуального - вне зависимости от его тематики.

Использование метода проектов на уроках в начальной школе

Учебные проекты находят все более широкое применение в образовательном процессе, поэтому возникла насущная необходимость в их классификации. Е.С. Полат предложена следующая классификация проектов: 1...

Использование проектной методики для обучения иноязычному общению на уроках иностранного языка в средней школе

Технология проектов предполагает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на реальный практический результат, значимый для каждого ученика, участвовавшего в разработке проекта...

Что такое учебный проект? В европейских языках слово "проект" заимствовано из латыни: причастие projectus означает "выброшенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза". В современном понимании учебный проект - это и задание для учащихся...

Использование учебного проекта на уроках английского языка в средней школе

Опыт работы над технологией методики проекта в течение нескольких лет позволяет провести анализ и дать ответ на вопрос: "Как данная технология влияет на обучение иностранному языку". Естественно, меня...

Метод проектов как средство развития исследовательской деятельности младших школьников в процессе изучения окружающего мира

Знание типологии проектов поможет учителям при разработке проектов, их структуры, при координации деятельности учащихся в группах. К типологическим признакам можно отнести: 1.Доминирующий в проекте метод: исследовательский, творческий...

Метод проектов на уроках иностранного языка

Одним из проблемных методов изучения иностранного языка является метод проектов. В своей статье, давшей название этой главе, Зачёсова Е.В., участница семинара ДООБ-2005...

Методика использования проектных технологий на уроках информатики

Методика работы над проектом на уроке иностранного языка (старшая ступень обучения)

Проект - это одна из технологий обучения, в том числе иностранному языку, основная на моделировании социального взаимодействия в малой группе в ходе учебного процесса. Проект от лат. “projektus” означает буквально “выброшенный вперед”...

Организация проектной деятельности в условиях ДОУ

В настоящее время проекты классифицируются по разным признакам: по составу участников; по целевой установке; по тематике; по срокам реализации. Наиболее существенным является доминирующий вид деятельности...

Особенности использования информационных и коммуникационных технологий в процессе работы над учебным проектом в рамках дисциплины "Естествознание" в начальной школе

Тематику учебных проектов следует выбирать в соответствии с содержанием программы естествознания, которую применяет учитель...

Проектная деятельность как средство развития творческих способностей младших школьников

Возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать психолого-физиологические особенности младших школьников...

Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, -- вот основ-ной тезис современного понимания метода проектов, который и при-влекает многие образовательные системы...

Проектная технология обучения

Еще один разработчик метода проектов, американский профес-сор Коллингс предложил первую в мире классификацию учебных проектов. Проекты игр -- различные игры, народные танцы, драматические постановки и т.п...

Проектная технология обучения

Проект может быть групповым и персональным. Каждый из них имеет свои неоспоримые достоинства...

Технология проектного обучения профессионального образования

Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы...

Тип проекта Краткая характеристика
1. Информационный Цель проекта -сбор информации о каком-либо объекте или явле­нии, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение, а также представление в виде рефератов, статей, докладов, фото- и видеоматериалов, таблиц, схем и т. п. В ходе выполнения таких проектов у студентов формируются умения и навыки поиска, обработки и представления информации. Информационные проекты могут интегрироваться в исследовательские.
2. Исследовательский
3. Творческий
В реальной образовательной практике проекты носят чаще всего смешанный (комбинированный) характер, сочетают признаки разных типов проектов.

Практическое задание:

1. Проведите анализ характеристик предложенных типов учебных проектов. 2. Определите типы учебных проектов, которые могут интегрироваться (объединяться).

3. Обоснуйте интеграцию типов учебных проектов.

4. Определите тип(типы) учебного проекта в соответствии с проблемой, которую Вы определили для разработки учебного проекта.

5. Заполните таблицу.

Таблиц а

Цели учебного проекта

Цель учебного проекта является основным элементом достижения планируемого результата. Формулировке целей необходимо уделить особое внимание, потому что от тщательности выполнения этой части работы наполовину зависит успех разработки проекта.Вначале определяются самые общие цели, затем общие цели детализируются до конкретных задач, стоящих перед каждым участником работы.

Цели подразделяются на:

1. Когнитивные цели - познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения возникающих проблем, овладение навыками работы с первоисточниками; постановка эксперимента, проведение опытов.

2. Оргдеятельные цели - овладение навыками самоорганизации: ставить перед собой цели, планировать деятельность,работать в группе, грамотно вести дискуссию, проводить анализ информации.

3. Креативные цели - творческие цели:конструирование, моделирование, проектирование и т.д.

Одна из крупнейших современных исследователей учебных проектов Евгения Семеновна Полат д.п.н., профессор, зав. лабораторией дистанционного обучения ИСМО РАО выделяет следующие цели учебного проектирования: формирование критического (аналитического, ассоциативного, самостоятельного, логического, системного) и творческого мышления; формирование умений работать с информацией: отбирать и анализировать нужную информацию из разных источников; систематизировать и обобщать полученные данные в соответствии с поставленной учебной задачей;выявлять и формулировать проблемы в различных областях знания и окружающей действительности, выдвигать варианты их решения; ставитьэксперименты, формулировать аргументированные выводы, проводить доказательство, статистически обрабатывать полученные опытные данные; генерировать (создавать) новые идеи, возможные пути поиска решений, оформления результатов;формирование умений работать в группе, решать познавательные, творческие задания в сотрудничестве, исполняя разные социальные роли;развитие коммуникативной и рефлексивной культуры.

Практическое задание :

1. На основе кратких характеристик типов учебных проектов, приведенных в таблице, выберите целиучебного проекта, используя рекомендации к формулировке целей Е. С.Полат.

2. Заполните таблицу.

Таблица

Тип учебного проекта Краткая характеристика Цели учебного проекта
1. Информационный Цель проекта - сбор информации о каком-либо объекте или явле-нии, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение, а также представление в виде рефератов, статей, докладов, фото- и видеоматериалов, таблиц, схем и т. п. В ходе выполнения таких проектов у студентов формируются умения и навыки поиска, обработки и представления информации. Информационные проекты могут интегрироваться в исследовательские.
2. Исследовательский Моделирует ситуацию реального научного поиска. Такой проект предполагает доказательство актуальности темы исследования, формулирование проблемы, предмета, задач и методов исследования, определение источников информации, выбор методологии исследования, выдвижение гипотез решения проблемы, разработку путей ее решения, проведение эксперимента, обсуждение и оформление результатов исследования (научная публикация, научный отчет, участие в конкурсе проектов и т. п.)
3. Творческий Отличается от других типов проектов четко продуманной структурой оформления результатов проекта в виде сценария спектакля, видеофильма, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, альбома, выпуска газеты, радиопередачи и др. В то же время структура совместной деятельности участников проекта детально не прорабатывается, она только намечается и развивается далее, подчиняясь жанру конечного результата.
4. Практико- ориентированный (прикладной) Отличается четко обозначенным с самого начала социально значимым результатом деятельности его участников. Этим результатом,например, может быть какое-либо наглядное, дидактическое пocoбие (схема, таблица, справочный материал, раздаточный материал в виде карточек и т п.), проект оформления столовой, учебных кабинетов и др. Требует тщательно продуманнойструктуры и роли и функцийкаждого участника. Кроме того, необходимо предусмотреть каждого студента в оформлении конечного результата (продукта). Особенно важной является роль координатора проекта в плане поэтапных обсуждений, корректировки деятельности, в организации презентации полученных результатов и способов внедрения их в практику, систематической внешней оценки проекта.

Практическое задание:

1. Используя материалы таблицы «Цели учебного проекта» сформулируйте цели в соответствии с выбранным Вами типом учебного проекта.

Классификация учебных проектов

Существует множество подходов к классификации учебных проектов. Одним из авторов классификации учебных проектов является Алла Степановна Сиденко д.п.н., профессор АПК и ППРО.

В современной педагогической практике среднего профессионального образования выделяют следующие виды учебных проектов :

По области применения

· Образовательный проект: проект – иллюстрация учебной темы;текущий учебный проект, итоговый учебный проект по дисциплине

· Воспитательный проект

· Организационный проект

· Нормативно-правовой проект

· Социально значимый проект (проект, связанный с разрешением проблем экологии города, района, проблем семейных, молодежных конфликтов)

· Политический проект.

По предмету труда

· Человек – человек

· Человек – природа

· Человек – техника

· Человек – художественный образ

· Человек – знаковая система

По сфере применения

· Образовательная организация

· Профессиональное самоопределение

По интересам

· Познавательные

· Коммерческие

· Игровые

· Профессионально – трудовые

· Научные

По материальному воплощению

· Интеллектуальные

· Информационные

· Комплексные

По материальному воплощению

· Индивидуальные

· Групповые

По структуре содержания

· Мономодульные(охватывают один раздел, тему программы учебной дисциплины)

· Полимодульные (соединение содержания нескольких разделов, тем программы учебной дисциплины)

· Интегрированные (межпредметные)

По уровню творчества

· Репродуктивные

Вашему вниманию предлагается подробная классификация проектов по различным основаниям. Вы узнаете, какие существуют их виды, чем они отличаются друг от друга. Прежде всего, дадим необходимое определение, чтобы иметь представление, о чем идет речь.

Проект - это комплексный системный процесс, который направлен на изменение различных областей жизни человека. В развитых странах и в государствах бывшего СССР существенно различается это понятие, и классификация проектов порой имеет свои особенности (см. раздел "Инвестиционные проекты").

В традиционном смысле слова проект обозначает:

1) Намерение, идею, замысел.

2) Описание, представление, изображение некоторого объекта (нематериального или материального) на бумаге или иных носителях информации.

Что включает в себя проект?

Понятие его в развитых государствах Запада шире, чем оно принято у нас. Так, например, американский Институт управления проектами обозначает его как некоторую задачу с исходными данными, а также требуемыми целями (результатами), которые обуславливают способ ее решения. Здесь, однако, не сказано о том, какие средства существуют для реализации проекта. К тому же способ решения той или иной задачи определяется не всегда и не только целями (результатами) ее решения. Поэтому можно сказать, что проект включает в себя:

Замысел (задачу, проблему);

Средства решения (реализации);

Цели (результаты).

Результаты проекта

Проект в широком смысле - это то, что может изменить что-либо в мире, в жизни. Результаты его с подобной точки зрения могут быть как конкретными (организация, сооружение, здание, продукция и т. д.), так и абстрактными (опыт, знания, методы, планы и т. д.). Если же рассматривать его как динамическую систему, можно выделить:

Текущие (технология, документация и т. д.);

Конечные (прибыль, продукт и т. д.).

Зачастую проект и результаты его бывают представлены в виде системы целей, а значит, проект является системой. Иными словами, это совокупность различных элементов и возникающих между ними связей, которая обеспечивает достижение определенных целей.

Основания, по которым можно классифицировать проекты

Классификация проектов может быть осуществлена по срокам реализации, масштабам, качеству их разработки и претворения в жизнь, месту реализации, размерам используемых ресурсов. Многообразие их видов чрезвычайно велико в действительности. Классификация проектов имеет следующие основания:

Структура, состав проекта и предметная область, определяющие его класс;

Производственные помещения;

Производственные объекты;

Технологию работ и производства;

Технологическое оборудование;

Услуги, работы, продукт, которые производятся.

В зависимости от того, какой характер имеет проект, возможны и другие, а также более детальное деление вышеприведенных.

Обеспечивающими элементами проекта являются: финансы, сырьевые ресурсы, кадры (персонал), помещение и территория месторасположения, договоры, соглашения, контракты, а также другие элементы, которые способствуют его реализации и разработке.

Инвестиционные проекты

Инвестиционными являются практически все проекты, поскольку подавляющее большинство из них требует вложения денежных средств, то есть инвестирования. В специальной литературе по проектному анализу и инвестиционному планированию под ним подразумевается комплекс взаимосвязанных предприятий, которые направлены на достижение конкретных целей в течение некоторого ограниченного периода времени. Классификация инвестиционных проектов может быть осуществлена по различным основаниям: по масштабу вложенных инвестиций, целям, степени риска, степени взаимосвязанности, срокам. В частности, по масштабу инвестиций выделяются мелкие, традиционные, крупные и мегапроекты.

В странах США и Западной Европы подразумеваются под мелкими проектами те, стоимость которых составляет менее 300 тыс. долларов. Средние (иначе называемые традиционными) обладают стоимостью от 300 тыс. до 2 млн. долларов. Проекты крупные - это те, которые имеют стратегический характер и стоимость более 2 млн, долларов. И, наконец, мегапроекты - международные или государственные целевые программы, объединяющие целый ряд инвестиционных проектов, имеющих единое целевое назначение. Их стоимость составляет от 1 млрд, долларов.

В российской практике сложилась несколько иная классификация инвестиционных проектов. Например, в случае, когда на конкурсной основе выделяются централизованные инвестиционные ресурсы, проекты стоимостью более 50 млн, долларов считаются крупными.

Классификация учебных проектов

Они могут быть персональными и групповыми. При этом каждый из них обладает неоспоримыми достоинствами. Существует также особый классификация которых представлена ниже. Это система обучения, знания и умения при которой приобретаются в процессе самостоятельного планирования и осуществления учащимися проектов - практических заданий, постепенно усложняющихся.

Возможна классификация учебных проектов по:

Масштабам деятельности;

Тематическим областям;

Количеству исполнителей;

Срокам реализации;

Важности результатов.

Все они, независимо от типа, уникальны и неповторимы, направлены на достижение определенных целей, предполагают координацию взаимосвязанных действий, ограничены во времени.

Проекты по комплексности могут быть межпредметными и монопроектами. Последние осуществляются в рамках только одной области или одного учебного предмета. Межпредметные же выполняются под руководством специалистов, представляющих различные области знания, во внеурочное время.

По характеру контактов их можно разделить на международные, региональные, внутришкольные и внутриклассные. Как правило, два первых осуществляются как проекты телекоммуникационные, с использованием различных средств современных технологий и Интернета.

Если брать за основу преобладающую деятельность учащихся, то можно выделить следующие виды:

Проект практико-ориентированный;

Исследовательский;

Информационный;

Творческий;

Ролевой.

Что касается продолжительности, можно выделить:

Мини-проекты, которые укладываются в 1 урок или его часть;

Краткосрочные, рассчитанные на 4-6 уроков;

Проекты недельные, которые требуют 30-40 часов и предполагают сочетание внеклассных и классных форм работы, а также глубокое погружение в них, что делает их оптимальной формой организации работы над проектами;

Долгосрочные (годичные) как групповые, так и индивидуальные (как правило, они выполняются во внеурочное время).

Разнообразие проектов

Классификация как вы видите, осуществляются не только менеджерами и учеными. Многие из нас сталкиваются с ними в своей профессиональной деятельности, в частности, преподаватели. Студенты, кстати говоря, тоже часто получают задание выполнить "Проект на тему...". Это поможет им в будущей профессиональной деятельности. Проект на тему, предложенную преподавателем или выбранную самостоятельно, часто расценивается как выпускная или экзаменационная работа.

На основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся:

практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета реко­мендаций по восстановлению экономики России);

исследовательский проект - исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования;

информационный проект - сбор и обработка информации по значимой про­блеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информа­ция в сети Интернет);

Q творческий проект - максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт - альманахи, видеофильмы, театрализации, произведе­ния изо или декоративно-прикладного искусства и т. п.;

О ролевой проект - литературные, исторические и т. п. деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца.

По комплексности и характеру контактов проекты могут быть монопроектами и межпредметными.

Монопроекты реализуются в рамках Межпредметные выполняются во вне-
одного учебного предмета или одной урочное время под руководством спе-
области знания. циалистов из разных областей знания.

По характеру контактов проекты бывают - внутриклассными, внутришколъ-ными, региональными и международными. Два последних, как правило, реали­зуются как телекоммуникационные проекты, с использованием возможностей Интернета и средств современных компьютерных технологий.

По продолжительности проекты могут быть:

минипроектами - укладываться в один урок или даже его часть;

краткосрочными - на 4-6 уроков;

недельными, требующими 30-40 часов. Предполагается сочетание классных и внеклассных форм работы. Глубокое погружение в проект делает проект­ную неделю оптимальной формой организации проектной работы;

долгосрочными (годичными) как индивидуальными, так и в условиях груп­пы. Выполняются, как правило, во внеурочное время.


По составу участников проект может быть групповым и персональным. Каж­дый из них имеет свои неоспоримые достоинства.


Виды презентации проектов:

О научный доклад,

О деловая игра,

О демонстрация видеофильма,

О экскурсия,

О телепередача, -

О научная конференция,

О инсценировка,

О театрализация,


О игры с залом, О защита на ученом совете, О диалог исторических или литератур­ных персонажей, О спортивная игра, О спектакль, О путешествие, О реклама, О пресс-конференция и т. п.


Критерии оценки проекта должны быть понятны и доступны участникам про­екта, их должно быть не более 7-10, известны с самого начала работы над проек­том. Оцениваться прежде всего должно качество работы в целом, а не только презентация.

Позиция учителя: энтузиаст, специалист, консультант, руководитель, «человек, задающий вопросы»; координатор, эксперт. В целом, по возможности, позиция учителя должна быть скрытой, дающей простор самостоятельности учащихся.

В процессе реализации описанных личностно-ориентированных техноло­гий у обучаемых развиваются память, воля, эмоциональная сфера, а также коммуникативные умения, самостоятельность и пр., но в них не ставится цель обеспечения развивающего обучения. Их ориентация на учёт индиви­дуальных особенностей личности способна создавать более благоприятные условия для внедрения системы развивающего обучения, так как многие не­обходимые условия для её эффективной реализации будут обеспечены.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш бизнес - От идеи до реализации