Ваш бизнес - От идеи до реализации

Профессиональное самоопределение - Процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации. Это длительный процесс согласования внутриличностных и социально-профессиональных потребностей, который происходит на протяжении всего жизненного и трудового пути. Профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения сил и личностных возможностей.
Это определение человеком себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев профессионализма. Один человек считает критерием профессионализма просто принадлежность к профессии или получение специального образования, соответственно и себя оценивает с этих позиций, другой человек полагает, что критерием профессионализма является индивидуальный творческий вклад в свою профессию, обогащение своей личности средствами профессии, соответственно он иначе с этой более высокой планки себя самоопределяет и далее самореализует.

Тесты (Профессиональное самоопределение)

Данная профориентационная психодиагностическая методика предназначена для очерчивания круга профессий, находящихся у оптанта на пересечении его направленности (интересов и склонностей – "хочу") и возможностей (способности и состояние здоровья – "могу

Тренинги (Профессиональное самоопределение)

Процедура группового профориентационного тренинга. Ведущий и участники выясняют, с какими эмоциями ассоциируется та или иная профессия. Процедура группового профориентационного тренинга. Участники придумывают бизнес-идеи, в свои вымышленные предприятия они приглашают других участников. Процедура группового профориентационного тренинга. Участники разрабатывают бизнес-планы своего будущего, другие оценивают эти бизнес-планы. Процедура для группового профориентационного тренинга. Участники учатся прогнозировать будущее. Процедура группового психологического тренинга. Участники придумывают новые, забавные профессии. Процедура группового профориентационного тренинга. Участники на глаголы придумывают профессии. Процедура группового профориентационного тренинга. Участники сопоставляют известных персонажей популярным профессиям. Процедура группового профориентационного тренинга. Несколько участников получают себе роль "профессии", они должны выбрать среди оставшихся участников адекватных представителей. Процедура программы профориентационного тренинга. Участники выбирают себе профессию, потом выбирают родственную профессию, от которой будет зависеть их собственный труд. Процедура профориентационного тренинга. Ведущий вместе с участниками разбивают пространство доски на "области", в которых располагаются "города"-профессии. Процедура группового профориентационного тренинга. Участники осваивают понятие "капитал". Процедура профориентационного тренинга. Участники знакомятся с понятием "личный капитал", разными его видами. Процедура группового профориентационного тренинга. Участники обсуждают вопрос "Пахнут ли деньги?" и вообще то, насколько система ценностей человека должна соотноситься с выбранной профессией. Процедура группового профориентационного тренинга. Участники называют профессии на буквы алфавита. Оценка вероятности свершения событий успешной карьеры в реальной карьере. Побуждение интереса участников к выбору профессии; дать возможность участникам "посмотреть на себя со стороны". Психическое состояние, предстартовая активизация человека, включающая осознание человеком своих целей, оценку имеющихся условий, определение наиболее вероятных способов действия; прогнозирование мотивационных, волевых, интеллектуальных усилий, вероятности достижения результата, мобилизацию сил, самовнушение в достижении целей. Результаты эмпирического исследования.

В этой статье мы рассмотрим, что такое профессиональное самоопределение личности, какие факторы необходимо учитывать при выборе профессии и как реализовать себя.

Профессиональное самоопределение – личный выбор человека в приобретении профессии и реализации себя на рынке труда. Самоопределение реализуется при тщательном анализе личных интересов, способностей, талантов и наклонностей. Профессиональное самоопределение очень связано с жизненным самоопределением личности, так как непосредственно влияет на качество жизни человека, его самореализацию, чувство собственного достоинства и значимости.

Многие молодые люди не могут определиться, чем бы им хотелось заниматься в жизни, какую профессию выбрать. В принципе, о какой осознанности выбора можно говорить в 16-17 лет. Поэтому на помощь должны прийти родители и психологи, которые с помощью опросника или тестов могут определить тип личности. И таким образом, хотя бы направить в нужном направлении. Необходимо предоставить человеку необходимую информацию о разных профессиях, условиях труда, где их можно приобрести, их актуальность и престижность.

Выбор профессии - это критический момент в жизни человека, который разрывает человека между индивидуальными и социальными потребностями, между желаемым и необходимым обществу.

Сущность профессионально самоопределения

Существуют понятия профориентации и профконсультации, которые помогают человеку в процессе профессионального самоопределения. В профориентации традиционно выделяются следующие направления: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика (профотбор, профподбор) и профконсультация. Эти методы направлены на школьников, подростающее поколение. Профессиональное самоопределение ближе к самоориентированию.

Профессиональное самоопределение личности – это понятие более конкретное, его можно оформить официально (диплом); личностное самоопределение – это более сложный процесс, который зависит от самого человека, желания саморазвиваться.

Что касается профессионального выбора

Это решение, затрагивающее лишь ближайшую жизненную перспективу школьника, которое может быть осуществлено «как с учетом, так и без учета отдаленных последствий принятого решения в последнем случае выбор профессии как достаточно конкретный жизненный план не будет опосредован отдаленными жизненными цепями. © Е.И.Головаха

На протяжении всей жизни человек вынужден совершать множество профессиональных выборов, периодически менять работу и сферу деятельности.

Культура профессионального самоопределения личности

В 20-е годы акцент делался лишь на трудоустройстве, в 40-е годы началась эпоха определения профессиональной пригодности с помощью тестов. С начала 70-х годов стали воспитывать в молодежи способность самим делать свой выбор. Но тестомания продолжается до сегодняшнего дня. Это связано с низкой психологической культурой многих стран и устоявшимся мнением работодателей, что тестирование является объективным научным методом.

Несомненно, что более правильным будет подход к каждой личности индивидуально. Это даст возможность более глубоко проанализировать его способности, наклонности, стремления к самопознанию.

Главная цель и основные задачи профессионального самоопределения

Чтобы помочь человеку самоопределиться с выбором профессии, необходимо:

  1. Предоставить необходимую информацию о разнообразии профессий, где их можно приобрести и в чем они заключаются;
  2. Помочь проанализировать всю эту информацию и определиться, что больше всего подходит по способностям и желаниям личности;
  3. Морально поддержать в выборе и помочь принять окончательное решение.

Главная цель профессионального самоопределения - сформировать готовность самостоятельно и осознанно планировать свое будущее, реализовать перспективы своего развития.

Проблема профессионального самоопределения личности

Проблема с выбором профессии заключается в том, что мир постоянно меняется. Человек находится в дезориентации, какие профессии актуальны на сегодняшний день и с кого же брать пример и на что ориентироваться. Профессии рассматриваются как средство построения карьеры и успеха. В этом случае необходимо рассматривать не только успех, но и моральную цену такого успеха.

С падением моральным устоев многие забывают о важности таких понятий, как совесть, чувство собственного достоинства, смысл жизни при профессиональном самоопределении.

Также в постоянно меняющемся развитии общества, необходимо пытаться самому прогнозировать эти изменения, чтобы понимать, что может быть актуально через 5-10 лет.

Для подростка очень важно определить «аристократию» (образец «лучших людей») и «идеологию», чтобы обосновать свои жизненные выборы. © Э.Эриксон

Развитие личности и профессиональное самоопределение

Профессиональное самоопределение невозможно без саморазвития личности. Самореализация и самоактуализация неразрывно связаны с трудовой деятельностью. Например, А.Маслоу считает, что самоактуализация человека проявляется «через увлеченность значимой работой».

Самоопределение помогает не только самореализации, но и расширяет возможности и способности человека. При самоопределении очень важно научиться человеку выходить за рамки самого себя и находить смысл в каждом совершаемом деле и в жизни в целом. Если к каждому делу в своей жизни подходить творчески, то человек способен сам создавать смысл жизни, а не искать его. Ведь смысл жизни для каждого индивидуума свой, собственный.

Факторы профессионального самоопределения личности

Выделяют такие факторы при выборе профессии, которые предполагают учет своих способностей, интересов, престижности профессии, информированности о ней. А также позиции родителей, друзей в отношении конкретной профессии и естественно, востребованности на рынке труда.

А. И. Зеличенко и А. Г. Шмелев выделили систему внешних и внутренних мотивационных факторов труда.

К внешним факторам относятся:

  • Рекомендации, советы со стороны;
  • Примеры из окружения, а также престиж;
  • Стереотипы разных социальных ролей.

Внутренние мотивационные факторы:

  • Личная оценка труда и процесс труда (привлекательность, разнообразность деятельности, трудоемкость, возможность развития и т.д.);
  • Условия труда (близость месторасположения или необходимость в коммандировках, самостоятельность или подчинненость, свободный или ограниченный график);
  • Анализ возможностей участия в общественной деятельности, создании материального благополучия, отдыха, сохранении здоровья.

Типы профессионального самоопределения личности

Многие типологии давно устарели и не соответствуют реальности. Наиболее подходящая к современному миру типология Н. А. Смирнова. Он выделил такие типы профессионального самоопределения:

  1. Позиция «раба», при которой главный вопрос - «Как выжить?»;
  2. Позиция «потребителя» («А что я с этого буду иметь?»);
  3. Позиция «наемного работника» («Чем быть?»);
  4. Позиция «служителя идеи» («Кем быть?», «Как быть полезным обществу, людям, идее?»);
  5. Позиция «самобытного человека» («Как стать самим собой?»).

Очень интересна типология Э.Фромма. Он описывает особый «рыночный тип» личности. Для такой личности главное правильно и умело себя продать.

При выделении разных типов важно понимать, что главная идея самоопределения – это свобода выбора. Поэтому, если человек добровольно выбирает позицию «раба», то никто не вправе вмешиваться в это. Мы можем лишь показать, что существуют другие варианты.

Этапы профессионального самоопределения личности

В каком возрасте становится актуальным вопрос профессионального самоопределения? В первую очередь эта тема актуальна для выпускников школ, но и взрослый человек может задаться таким вопросом. Например, в случае если он безработный или хочет поменять сферу деятельности на более престижную или высокооплачиваемую.

Различные авторы выделяют разные границы возраста, связанного с выбором профессии. В среднем это возраст от 12 до 20 лет. В богатых и экономически развитых странах можно позволить себе не торопиться с выбором, а в отсталых странах призывают детей как можно раньше включаться в реальные (не учебные) трудовые процессы.

Символически выделяют такие этапы: дошкольный (формирование первых трудовых навыков), начальная школа (осознание роли труда в жизни человека) и подростковый (осознание своих способностей и интересов). На этапе окончания школы формируется профессиональное самосознание.

Есть много факторов, которые помогают определиться в профессии. Но бесспорно самый важный и главный – это суметь услышать свой внутренний голос и пойти по зову сердца. Нет ничего прекраснее, если человек сможет найти свое предназначение, свое место. Нужно заниматься делом, от которого у вас будут гореть глаза, расти крылья за спиной. Работа должна быть вам приятна и интересна.

Поэтому, для профессионального самоопределения необходимо заниматься саморазвитием, познавать себя, свои истинные потребности и жизненные ценности. Только развиваясь, вы сможете найти себя.

Процесс выбора ребенком будущей профессии называется профессиональное самоопределение. Реализуется, когда человек начинает анализировать собственные личные качества и предпочтения. Учитываются уже полученные навыки, возможности. Проводится оценка потенциальных профессий по разным критериям. Профессиональное самоопределение тесно связано с самоопределением человека как личности и его жизненной позицией.

Профессиональное самоопределение — выбор ребенком своей будущей профессии

Основные факторы

В психологии профессиональное самоопределение характеризуют как избирательное отношение человека к выбору конкретной профессии и карьерной цели. Основа – осознанное решение в пользу определенного вида деятельности с учетом собственных особенностей, возможностей, предпочтений.

Существуют 2 типа факторов – внешние и внутренние. К внешним мотивационным факторам относятся нижеописанные.

  1. Чужие рекомендации. Это советы от родственников, родителей, старшеклассников, взрослых друзей.
  2. Примеры из окружения. При выборе человек учитывает опыт других людей. Возможно подражание авторитетным личностям. Важную роль играет престиж профессии.
  3. Стереотипное мышление. Это утверждения и нормы, обычно навязанные обществом. Указывают человеку, как себя правильно вести, по каким критериям выбирать профессию. Из-за наличия стереотипов, в будущем человек может разочароваться в своем решении, т. к. реальность может не соответствовать навязанному образу.

Главным внутренним фактором является личная оценка процесса труда. Человек обдумывает, будет ли в рассматриваемой деятельности возможность карьерного роста или другие перспективы. Анализирует привлекательность, престижность, трудоемкость рабочего процесса. Изучает информацию о том, какую деятельность подразумевает выбранная специальность: разнообразную или рутинную.

Вторая внутренняя причина – условия труда. Рассматривается необходимость в частых командировках, месторасположение потенциальных рабочих зданий. Отдельное внимание уделяется возможному графику работы. Некоторым индивидам особенно важно знать, будут ли они сидеть в офисе с 9 утра до 6 часов вечера или будут иметь свободный или гибкий график.

Последний внутренний фактор – анализ возможности участия в общественной деятельности. Человеку важно понимать, придется ли ему постоянно работать или совмещать отдых и работу будет легко. Обдумывает, как быстро сможет достичь материального благополучия и финансовой независимости.

Типы самоопределения

Согласно различным ориентирам выделяют 3 типа самоопределения: профессиональное, жизненное, личностное. Изначально они существуют как отдельные составляющие жизни человека. Со временем их связи усиливаются. Это происходит из-за погружения индивида в специальность. И тогда личностный рост человека начинает напрямую зависеть от профессионального самоопределения. Каждый из типов имеет определенные черты.

Профессиональная сфера

Для профессионального самоопределения характерна формализация. Специальность определяется дипломом о высшем образовании, квалификацией и рабочим стажем – рекомендательными листами или записями в трудовой книге. Другая характеристика – необходимые условия для комфортной работы.

Жизненный путь

Жизненное самоопределение имеет свои признаки.

  1. Глобальность. Восприятие и поиск того образа жизни, который характерен для определенной социокультурной группы. Это материальное положение, социальный статус, престиж, авторитетность и т. д.
  2. Зависимость от стереотипов. Навязываются определенные убеждения о той социальной культуре, в которой пребывает индивид. Из-за этого он часто не может реализовать свои возможности в полной мере.
  3. Зависимость от разных факторов. Они имеют экономический, социальный, экологический характер и определяют уровень жизни человека.

Личностное развитие

Личностное самоопределение неформально. Его подтверждают сертификаты о прохождении различных курсов. Личностно человек растет только тогда, когда находится в тяжелой ситуации. В стрессовые моменты проявляются лучшие качества, иногда – скрытый потенциал. Это благоприятно влияет на формирование личности.

Кроме этой типологии существует множество других. Наиболее корректной и актуальной является классификация профессионального самоопределения Н. Смирнова.

  1. Позиция раба. Обычно это человек без амбиций, которого не интересует карьерный рост и повышение зарплаты. Ему важно удовлетворить свои минимальные потребности. Обычно такие люди живут бедно и буквально выживают.
  2. Позиция потребителя. Такую личность интересует только ее личная выгода во всем, что бы она ни делала. Ее можно стимулировать только материально. От общественных работ, субботников, программ помощи нуждающимся обычно отказывается. На каждое предложение от партнеров или коллег отвечает: «А что я получу за это?»
  3. Позиция наемного работника. Человек даже не думает о том, чтобы работать самостоятельно, а не на кого-то. Боится рисковать, любит стабильность и комфорт. Но он является отличным работником.
  4. Позиция служителя идеи. Такая личность работает за идею, а не материальное вознаграждение. Постоянно ищет возможность помочь другим, стать полезной обществу.
  5. Позиция самобытного человека. В этом случае для индивида приоритетом является личностный рост, а не карьера. Стремится к саморазвитию, пытается стать лучшей версией себя. Никому не подражает, всегда ведет себя естественно, не наигранно.

Э. Фромм выделяет еще один тип самоопределения и называет его рыночным. Этот человек знает, как себя повыгоднее продать, и активно пользуется своим умением.

Вне зависимости от типа человека нужно помнить, что основная психология профессионального самоопределения – свобода выбора.

Не стоит давить на личность, чтобы изменить ее позицию. Он сделал этот выбор осознанно, поэтому может его изменить самостоятельно при необходимости.

Виды самоопределения

Этапы формирования

Профессиональное самоопределение личности – процесс, который длится всю жизнь. Человек выбирает профессию, начинает работать по специальности. Но иногда это надоедает или перестает нравиться по определенным причинам. Тогда человек принимает решение о смене профессии. Бывают даже пенсионеры, которые желают что-либо изменить. Поэтому самоопределение является неограниченным по времени процессом.

В дошкольном возрасте (до 6-7 лет) ребенок еще не имеет как такового собственного мнения. На его поведение влияют окружающие. Обычно малыш только подражает старшим.

Возможности и навыки развиваются благодаря посещению творческих кружков, спортивных секций и развивающих клубов. Сейчас есть детские центры, где с ребятами играют в разные ролевые игры. Особенно популярной является «Мир профессий», где малыш может попробовать себя в роли работника определенной сферы.

Профессиональное самоопределение происходит, когда ребенку предлагается осуществить некие трудовые действия: уход за растением или животным, уборка помещения. Это нацелено на развитие интереса у малышей к труду взрослых.

В дошкольном и детском возрасте малыши ориентируются на профессии родных и близких. Еще одна опора – мотивация ребенка к достижению высоких успехов в учебе. Так у него формируются первые представления о будущей профессии.

Маленькие дети не имеют собственного мнения

Подростковый этап

В психологии профессиональное самоопределение в подростковом возрасте определяется как один из самых важных этапов. Ребенок уже более конкретно, чем в дошкольном возрасте, осознает свои возможности, умения. Разделяет трудовую деятельность на ту, что ему нравится, и выполняемую под давлением.

Прочие особенности формирования самоопределения в подростковом возрасте:

  • закладывается нравственное отношение к разным видам труда;
  • формируется определенное мнение о различных видах профессий под влиянием внешних и внутренних факторов;
  • появляется избирательность в специальностях;
  • образ будущей профессии сформирован нечетко.

Происходит некое гендерное разделение профессий на мужские и женские. Мальчики ориентируются на специальности, где важны выдержка, сила, мужество. Это связанно с желанием стать финансово независимым. Причина – образ «настоящего мужчины», созданный разными СМИ. С помощью тяжелой физической работы парни пытаются самоутвердиться и самовыразиться.

Девочки отдают предпочтение профессиям, где ценится не физический труд, а интеллектуальная и творческая составляющие. Большинство подростков в возрасте от 10 до 15 лет хотят стать звездами эстрады, мастерами маникюра, танцовщицами, музыкантами, моделями, телеведущими.

Юношеский этап

В возрасте 16-23 лет молодые люди находятся на грани выбора между учебной и трудовой видами деятельности. Это переломный период, когда старшеклассники вынуждены покидать среднее учебное заведение. Тогда и проявляется профессиональное самоопределение.

Подростку нужно сделать выбор: начать трудовую деятельность или продолжить учится в университете или высшем профессиональном заведении. Психологи утверждают, что второму варианту отдают предпочтение те, кто еще не определился со своей будущей профессией.

Основные характеристики самоопределения в юношеском периоде:

  • романтические мечты о профессии исчезают;
  • человек учится реально оценивать ситуацию и всерьёз задумывается о выборе будущей профессии;
  • выбор специальности происходит под влиянием взрослых.

После того как решение принято, начинается обучение по специальности. Некоторые подростки на данном этапе испытывают разочарование и жалеют о своем выборе. Они могут пытаться изменить ситуацию. У других во время обучения уверенность в правильности выбора только укрепляется.

Этап взросления

В эту категорию входят люди, которые уже закончили учебную деятельность и начали трудовую. Уже имеют опыт и место работы. Проявляется социально-профессиональная активность. Самоопределение происходит тогда, когда человек начинает анализировать свою деятельность на работе и задумывается о карьерном росте (особенно если его нет).

К 30 годам проблема профессионального самоопределения становится особенно актуальной. Она характеризуется так:

  • выбранная профессия не приносит удовольствия;
  • трудовая деятельность не соответствует ожиданиям;
  • человек испытывает психологический дискомфорт;
  • возможен спад продуктивности, эмоциональное выгорание, депрессивное состояние;
  • индивид задумывается о смене работы и поиске себя.

Этот этап длится до выхода на пенсию (до 60-70 лет). Является наиболее продуктивным. За это время человек пытается реализовать себя как личность, осуществить задуманное, достичь самых важных жизненных целей.

Усталость от профессии может проявиться после 30 лет

Пенсионный период

Наступает после 60-70 лет. Большинство людей не успевают до конца реализовать свой профессионально-психологический потенциал. Наступает период уныния, деградации, повышенного чувства тревожности. Если человек не успел добиться поставленных целей, может появиться разочарование, что спровоцирует депрессию.

Пенсионер осознает, что все, к чему он шел всю жизнь, исчезло. Его профессиональные качества и навыки больше никому не нужны. Он начинает считать себя ненужным, растерянным, бесполезным.

Человек снова сталкивается с проблемой самоопределения. Но она уже касается не профессиональной деятельности, а жизненной. Проявляется в общественно полезной и социальной жизни.

Основные проблемы

Первая проблема – трудности при выборе будущей профессии. Возникает у старшеклассников. Основное проявление – полная растерянность. Подростки проходят множество специальных тестов на определение наиболее подходящей специальности, могут воспользоваться услугами школьного или другого детского психолога.

Детей мучают такие мысли:

  • «Где я смогу реализоваться»;
  • «В какой области мои умения могут понадобиться»;
  • «Что будет, если я сделаю неправильный выбор»;
  • «Какие виды деятельности приносят мне удовольствие»;
  • «Какие способности вижу я, и на какие указывают окружающие» и т. д.

Происходит процесс самоанализа. Усложняют выбор резкие и стремительные изменения во внешнем мире. Профессия актуальная может стать ненужной через 5-7 лет, когда ребенок закончит обучение. Поэтому ему нужно этот фактор также учитывать.

Проблема самоопределения у взрослых людей – разочарование в своей работе. Это связано с наличием неких стереотипов о будущей профессии, положения которых значительно отличаются от реальности. Поэтому у человека появляется несколько вариантов выхода из ситуации:

  • сменить место работы;
  • поменять специальность на другую, но в смежной области;
  • изменить профессию на кардинально новую в полностью другой сфере;
  • остаться на нынешнем месте работы, но заняться переквалификацией и личностным ростом.

Особенно тяжело переживают окончание трудовой деятельности пенсионеры. У некоторых из них теряется смысл жизни. Но есть те, кто рад окончанию карьеры и решает заняться реализацией давно задуманного. Такие пенсионеры путешествуют, пытаются овладеть новыми навыками. У них с выходом на пенсию жизнь обретает новый смысл.

Заключение

Профессиональное самоопределение индивида – процесс, который сопровождается выбором профессии и поиском себя в разных сферах жизни. Развивается под влиянием внешних и внутренних факторов.

Выделяют жизненное, профессиональное и личностное самоопределения. Различают около 5 видов позиций человека по отношению к труду. Самоопределение проходит через всю жизнь человека, включая дошкольный, подростковый, юношеский, взрослый и пенсионный периоды. На каждом из них возникают свои трудности, своевременное преодоление которых сделает жизнь интересной и красочной.

Процесс самоопределения личности предполагает наличие эталонной базы процесса, которая является базовой и определяет качественные различия процесса самоопределения одной личности от другой. Личностная эталонная структура - ценностные ориентации индивида.

Ценностные ориентации является одним из образований в структуре сознания и самосознания человека, и вызывают ряд сущностных характеристик развития ее жизнедеятельности и ее самоопределение. Характеристики причиной тем, что представляет собой систему ценностей конкретной личности, какой спектр ориентаций в ней представлены по содержанию, направленности и психической значимости.

Существенным обстоятельством, обуславливающей психологическую значимость системы ценностей по отношению к процессу самоопределения является соотнесенность с социальными ценностями, при которых складывается определенная система ценностных ориентаций в обществе в целом и в каждой отдельной личности. Планируя свое будущее, намечая конкретные события - планы и цели, человек выходит с определенной иерархии ценностей, представленной в ее сознании.

Ценностные ориентации личности аккумулируют весь ее жизненный опыт и определяют производительность взаимоотношений с другими людьми, а также обеспечивают возможность такого ее становления, при котором личность, определяют как активный общественный объект, берет на себя всю ответственность за собственную жизнедеятельность, по ее последствия для общества и для самого себя, становится реальным творцом собственной судьбы и творцом судьбы сообщества к которой принадлежит.

Ценностные ориентации формируют жизненную позицию человека.

Влияние ценностной структуры на отношение к себе в процессе самоопределения является достаточно сложным. Отражая непосредственные отношения с другими людьми, их взгляды в процессе познавательно-практической деятельности, личность осознает свою собственную индивидуальность свое «Я» .Ставлення к себе невозможно без самосознания, поскольку личность воспринимает себя как объект в определенной системе отношений, в процессе социального взаимодействия с другими.

Ценностные ориентации является основой процесса самоопределения человека как по отношению (или отражают позицию человека) к своим желаниям, потенциальных возможностей и способностей, имеющихся физических и умственных качеств, и чертами характера и опытом, которые соотносятся с требованиями социальной среды. Они помогают идентифицировать свое место в обществе, сознательно определить свою меру вклада в общественную жизнь и взять на себя ви дповидальнисть за собственное же созидания.

Самоопределение - понимание самого себя, своих возможностей и стремлений, понимание своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни. Профессиональное самоопределение. - Выбор профессии; личностное самоопределение. - Формирование представлений о жизни, мировоззрения.

Жизненное самоопределение - это определение себя относительно общечеловеческих критериев смысла жизни и реализация себя на основе этого самоопределения.

Самоопределения личности выступает функционально-процессуальным ядром социализации личности, которое способно предусматривать реальное развитие личности и организовывать его поведение, необходимо выявление влияния ценностных ориентаций, формирующих внутр ню картину мира на процесс самоопределения личности.

Самоопределение личности - сознательное выявление: установление собственной позиции в различных жизненных ситуациях.

Особыми формами самоопределения личности является профессиональное самоопределение и самоопределения личности в группе.

Самоопределение личности в группе - особая форма избирательного отношения индивида к воздействиям группы, проявляющаяся в принятии ими одних групповых влияний и отрицании других в зависимости от собственных взглядов, оценок, убеждений, групповых норм и ценностей. По своей сути является альтернативой конформизма и нонконформизма. В нем отображается характерна для развития того коллектива позиция индивида, которая основывается на осознании необходимости действовать в соответствии со своими взглядами и ценностей, образовавшихся в группе при выполнении совместной деятельности. Самоопределение личности в группе является наиболее розповсюдженишою формой реакции личности на групповое давление.

Самоопределение профессиональное - выбор личностью вида будущей профессиональной деятельности, происходит на основе имеющихся у нее профессиональных склонностей, интересов и сложившихся способностей. Сущность с амовизначення профессионального заключается в осознании личностью соответствия своих возможностей психическим требованиям профессии, своей роли в системе социальных отношений и своей ответственности за выполнение обязательств, возникающих в связи со сделанным выбором. [Психологическая энциклопедия]

Профессиональное самоопределение это - многоаспектный процесс, невод Объемный от развития личности, важная составляющая жизненного, социального и личностного самоопределения. Профессиональное самоопределение происходит в течение нескольких возрастных этапов личности и обусловлено индивидуальными особенностями развития человека. Указанный процесс не завершается выбором профессии, а продолжается на этапах профессионального обучения и профессионального становления. Кроме того, проявляет свои закономерности в случае профессиональной переориентации и смены сферы деятельности. В современной психологической науке профессиональное самоопределение - необходимый и важный аспект профессионализации личности, сутью которого является поиск и достижение смысла в самоопределении и трудовой деятельности (независимо от того выбирают ее, овладевают или уже апробируют), а также структурирование и интеграция собственного профессионального будущего.

По определению психологического содержания профессионального самоопределения, с точки зрения В. Войтко. , согласно которой он состоит: «в осознании личностью себя как субъекта конкретной профессиональной деятельности и предусматривает самооценку человеком индивидуально-психологических качеств и сопоставление своих возможностей с психологическими требованиями профессий специалиста; осознание своей роли в данной системе социальных отношений и своей ответственности за успешное выполнение деятельности и реализацию своих способностей; саморегуляцию, поведения, направленного на достижение поставленной цели .

Настоящее требует от личности навыков быстрой адаптации к разнообразным явлениям социальной среды, умений принимать самостоятельные ответственные решения и преодолевать жизненные переломы активизировать личностный потенциал для самореализации и самоутверждения в различных сферах человеческой деятельности.

Результаты исследований, проведенных в 90-х гг. ХХ в. определили следующие особенности современной молодежи:

Сознательная потребность молодежи в получении знаний;

Выработка собственных взглядов и суждений, своей собственной позиции;

Формирование научного мировоззрения, расширение мировосприятия, появление теоретических интересов;

Стремление к самостоятельности, потребность в самоутверждении;

Внутреннее стремление к самореализации, определение жизненных перспектив;

Осознание личностью собственных возможностей по достижению цели в жизни;

Стремление жить на максимальном напряжении своих способностей;

Осложнения и обострения проблем, появление новых реалий, существенная поляризация взглядов, установок, ценностных ориентаций, связанных с нестабильностью современной жизни.

Работая над созданием своего жизненного мира, личность решает вопрос самопознания и самосовершенствования, разра ет и осуществляет оригинальный и неповторимый жизненный сценарий.

Жизнь личности - это решение противоречий, определение соотношения добра и зла смерти и бессмертия, необходимости и свободы.

Поиск ответа на данные вопросы образования качества жизни и жизненный мир каждого из нас.

Препятствия на пути самоопределения:

Внешние обстоятельства;

Низкий уровень культуры;

Отсутствие необходимых знаний и навыков для определения цели собственной жизни с учетом склонностей, интересов и способностей;

Отсутствие навыков принимать решения и осуществлять выбор жизненных приоритетов в скоротечном динамичном мире.

Идея культуры жизненного самоопределения - комплексное решение проблемы самопознания и самосовершенствования личности, формирования навыков эффективного взаимодействия с другими людьми, профессиональное самоопределение, навыков ответственного поведения, умение принимать решения, определения и формирования активной гражданской позиции молодого человека.

Основа культуры жизненного самоопределения - это философское понимание культуры как общественного феномена, сочетающий многообразие человеческого бытия и деятельности, обусловленные уровнем его воспитания и образования.

Базовым компонентом культуры личности является ее самоопределение - процесс и результат сознательного выбора личностью своей позиции, цели и средств поведения в конкретных обстоятельствах жизни.

Основа самоопределение - ориентация на поиск механизмов понимания прежде всего - себе.

Услышать других людей, осмыслить их ценности сравнить позиции, уловить и прислушаться к своему собственному внутреннему голосу, осознать смысл собственного существования и водно время определить свое место в культуре и жизни.

Цель культуры жизненного самоопределения - заключается в формировании жизненных навыков социальной компетентности - основы для адаптивной и позитивного поведения, что в свою очередь позволяет человеку адекватно выполнять нормы и правила общественного сожительства, эффективно решать проблемы сегодняшнего дня.

4 базовые компоненты развития и становления личности. :

Стал ления к себе (личностное самоопределение)

Отношение к другим (самоопределение в коммуникативной сфере)

Отношение к деятельности (профессиональное самоопределение)

Отношение к окружающему миру (общественное самоопределение).

Профессиональное самоопределение - многомерный и много ступенчатый процесс, который можно рассматривать с разных точек зрения (Д. Сьюпер):

Как серию задач, которые общество ставит перед личностью, формируется и которые личность должна последовательно решить в течение определенного промежутка времени.

Как процесс поэтапного принятия решений с помощью которых индивид формирует баланс между своими преимуществами, наклонностями и потребностями существующей системы с другой.

Как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность.

Эти три точки зрения выделяют различные стороны дела: первый исходит из запросов общества; третий - из свойств личности, второй предусматривает способы согласования того и другого. Вместе с тем они взаимодополняющие.

В психологии развития профессиональное самоопределение делят на ряд этапов, продолжительность которых различна в зависимости от социальных условий и индивидуальных особенностей развития. Первый этап - детская игра, в ходе которой ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и проигрывает отдельные элементы связанных с ними поведения. Второй этап подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем той или иной интересной для него профессии. Третий этап захватывает подростковый и часть юношеского возраста - предварительный выбор профессии. Различные виды деятельности сортируются и оцениваются с точки зрения интересов подростка, затем с точки зрения его способностей, позже с точки зрения его систем ценностей.

Интересы, способности и ценности оказываются на любой стадии выбора. Но ценностные аспекты, как общественные (осознание социальной ценности той или иной профессии), так и личные (осознание того, чего индивид хочет для себя), более обобщенным и осознаются позже чем интересы и способности. Интерес к предмету стимулирует школьника больше заниматься им, это развивает его способности; а выявленные способности, повышают успешность деятельности, в свою очередь, подкрепляя интерес.

Четвертый этап - практическое принятие решения, то есть выбор профессии, состоит из двух главных компонентов:

1) определение уровня квалификации будущего труда, объема и продолжительности подготовки, к ней;

2) выбор специальности.

Выбор той или иной специальности зависят от объективных условий:

Социальное положение,

Материальное положение семьи

Уровень образования родителей.

Дети с более обеспеченных и образованных семей чаще всего идут путями родителей. Другие пытаются повысить свой социально профессиональный статус.

Чем выше уровень образования родителей тем больше вероятность, что их дети собираются продолжать обучение после школы, и их планы будут реализованы.

Многое зависит от социальной престижности профессии. Престиж той или иной профессии в общественном сознании находится в обратном отношении к ее массовости. Чем престижнее профессия, тем больше у него будет кандидатов на одно место и тем большему числу из них придется отсеяться.

Профессиональная ориентация - сложная психологическая проблема. Существуют три главные теоретические направления. Первое направление исходит из идеи стабильности и практической неизменности индивидуальных качеств от которых зависят способы и успех деятельности; акцент делается с одной стороны на отборе и подборе людей, которые наиболее подходят к той или иной работы, а с другой - на подборе работы, которая наиболее соответствует индивидуальным качествам того или иного человека.

Второе направление исходит из идеи направленного формирования способностей, считая, что у каждого человека можно так или иначе выработать нужные качества.

Недостатком этих направлений является то, что индивидуальность и трудовая деятельность рассматриваются как независимые и противостоящие друг другу величины одна из которых обязательно подчиняет себе другую.

Третье направление - ориентация на формирование индивидуального стиля деятельности. Он основан на определенных положениях:

Утверждается, что существуют устойчивые, не воспитываются личные качества, значимые для успеха деятельности.

Возможны различные по способам, но равноценные по конечному эффекту варианты приспособления к условиям профессиональной деятельности.

Существуют широкие возможности преодоления слабой определенности отдельных способностей за счет упражнений или их компенсации средствами других способностей или способов работы (пониженную скорость реагирования можно компенсировать повышенным вниманием к подготовленных мероприятий, предусмотрительностью, снижение активности в монотонной обстановке возможно компенсировать тем, что человек искусственно разнообразит деятельность - меняет порядок действий или представляет, что объекты меняют цвет и т.д.)

Формирование способностей необходимо осуществлять с учета индивидуального своеобразия личности, то есть внутренних условий развития, с учетом внешних условий.

В выборе профессии очень важно профессиональная консультация. Однако большее количество старшеклассников выбирает профессию более менее стихийно.

Весомые факторы профессионального самоопределения - возраст, в котором проходит выбор профессии, уровень информирования молодого человека.

Выбор профессии - сложный и длительный процесс. Проблема заключается не столько в его продолжительности, сколько в последовательности этапов. Здесь существует две опасности. Первая - откладывание старшеклассником профессионального самоопределения в связи с отсутствием выраженных интересов. Эта задержка сочетается с общей незрелостью, инфантильностью поведения и социальных ориентаций юношей.

Попытки родителей ускорить этот процесс путем психологического нажима дает негативные результаты, вызывает у детей рост тревожности, иногда отказ от самоопределения, нежелание вообще, что-то выбирать. Помощь здесь может быть только органическим - своевременное течение всего обучения расширения кругозора и интересов подростка ознакомления его с различными видами деятельности и практическое привлечение к труду.


Психология профессионального и личностного самоопределения

ТЕМА. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
Введение

    1. Понятия: профориентация и профконсультация, профессиональное и личностное самоопределение, карьера и профессиональный выбор
    2. Профессиональное самоопределение как поиск смысла в трудовой деятельности
    3. Личное достоинство как высшее (элитное) проявление субъектности в труде
    4. Главная (идеальная) цель и основные задачи профессионального самоопределения
    5. Психологические "пространства" профессионального и личностного самоопределения
    6. Типы и уровни профессионального самоопределения
    7. Основные методы профориентации
    8. Методы активизации профессионального самоопределения
    9. Основные стратегии организации профориентационной помощи



1. Понятия: профориентация и профконсультация, профессиональное и личностное самоопределение, карьера и профессиональный выбор
В профориентации традиционно выделяются следующие направления: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика (профотбор , профподбор ) и профконсультация. Профориентация - очень объемное понятие, например, можно сказать, что современное западное общество по сути своей профориентационно, т.к. с самого рождения ориентирует ребенка на "жизненный успех", на "успешную карьеру". Профориентация предполагает широкий, выходящий за рамки только педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии, куда входит и профконсультация как индивидуально ориентированная помощь в профессиональном самоопределении.
И профориентация и профконсультация - это "ориентирование" школьника (оптанта), тогда как
больше соотносится с "самоориентированием" учащегося, выступающего в роли субъекта самоопределения (Климов, 1983. С. 15-21 ).
Профессиональное и личностное самоопределение имеют очень много общего, а в высших своих проявлениях они почти сливаются. Если же попытаться развести их, то можно выделить два принципиальных отличия между профессиональным и личностным самоопределением :
1. Профессиональное самоопределение - более конкретное, его проще оформить официально (получить диплом и т.п.); личностное самоопределение - это более сложное понятие (диплом "на личностность", по крайней мере, психически здоровым людям, пока еще не выдают).
2. Профессиональное самоопределение больше зависит от внешних (благоприятных) условий, а личностное самоопределение - от самого человека, более того, часто именно плохие условия позволяют кому-то проявить себя по-настоящему (герои появляются в переломные эпохи). Правда, и в благополучные эпохи, полные "соблазнов" и так называемого "счастья" с застывшими улыбками (когда всем "положено" быть счастливыми), все-таки находятся люди, которые ищут для себя смыслы в решении каких-то особых, непонятных для обывателя проблем, для которых самое страшное - это радость "чавкающей от счастья" массы. Для таких людей благополучная эпоха превращается в самую страшную пытку, и они сами создают для себя дополнительные сложности, т.е. условия для подлинно личностного саморазвития.
При этом у таких людей (истинных героев) появляется возможность ставить сложные проблемы все-таки при относительно обеспеченных "тылах", когда не надо думать о выживании, об элементарном пропитании и т.п., поэтому личностное самоопределение в благополучные эпохи, с одной стороны, все-таки предпочтительнее, но, с другой стороны, и намного сложнее, чем в трудные, "героические" периоды развития общества, поскольку в эпоху относительного благополучия подлинное личностное самоопределение часто обрекает человека на настоящее одиночество, непонимание и даже осуждение со стороны окружающих. Именно поэтому призывать или как-то "формализовать" психологическую помощь в личностном самоопределении нежелательно. Лучше осторожно проводить ее на фоне более привычной и понятной для большинства людей работы по профориентации (профессиональному самоопределению).
Понятие "карьера" широко распространено на Западе (например, в США профориентация часто вообще называется "психологией карьеры"). В России существует своя традиция употребления слова "карьера" - это успех в какой-либо деятельности, но с некоторым негативным оттенком (типа "карьеризм"). В американской традиции карьера (по Дж. Сьюперу) - это "определенная последовательность и комбинация ролей, которые человек выполняет в течение своей жизни" (ребенок, учащийся, отдыхающий, работник, гражданин, супруг, хозяин дома, родитель)". Такое понимание близко к жизненному самоопределению в русской традиции (см.
Пряжников, 1997. С. 80-81 ).
Правда, и в западной традиции понятие "карьера" все больше связывается с иронией и осуждением. Например, В. Берг в своей книге "Карьера-суперигра" пишет: "Успешная карьера - это не счастливая случайность. Постарайтесь не попадаться "на зуб" сумевшим сделать блестящую карьеру "волкам" экономики и политики, а научитесь выть и охотиться вместе с ними. Почему бы вам самому не начать травить окружающих вас коллег? Станьте убийцей, пока не стали жертвой. Но при этом всегда следует помнить, что это вам слегка подпортит совесть. Однако ваши враги, ваши конкуренты, ваши завистники - коллеги… ведь они-то поступают точно так же. Травля, интриги, зависть более не вызывают чувства стыда" (
Берг, 1998. С. 8 )…
Профессиональный выбор , в отличие от профессионального самоопределения (по Е.И. Головахе), - "это решение, затрагивающее лишь ближайшую жизненную перспективу школьника", который может быть осуществлен "как с учетом, так и без учета отдаленных последствий принятого решения" и "в последнем случае выбор профессии как достаточно конкретный жизненный план не будет опосредован отдаленными жизненными целями" (
Головаха, 1988 ). Дж. Сьюпер считает, что в течение жизни (карьеры) человек вынужден совершать множество выборов (сама карьера рассматривается как "чередующиеся выборы").

2. Профессиональное самоопределение как поиск смысла в трудовой деятельности
Понятие "самоопределение" вполне соотносится с такими модными ныне понятиями, как самоактуализация, самореализация, самоосуществление, самотрансценденция, самосознание (см. более подробно о профессиональном самосознании Тему 5 настоящего пособия)… При этом многие мыслители связывают самореализацию, самоактуализацию и т.п. именно с трудовой деятельностью, с работой. Например, А. Маслоу считает, что самоактуализация проявляет себя "через увлеченность значимой работой"; К.Ясперс связывает самореализацию с "делом", которое делает человек. И.С. Кон говорит, что самореализация проявляется через труд, работу и общение. П.Г. Щедровицкий отмечает, что "смысл самоопределения - в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность" (цит. по: Пряжников, 1997. С. 78-79 ).
Е.А. Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения: 1) гностический (перестройка сознания и самосознания); 2) практический уровень (реальные изменения социального статуса человека) (Климов, 1983. С. 62-63 ).
Самоопределение предполагает не только "самореализацию", но и расширение своих изначальных возможностей - "самотрансценденцию" (по
В. Франклу ): "…полноценность человеческой жизни определяется через его трансцендентность, т.е. способность "выходить за рамки самого себя", а главное - в умении человека находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни" Таким образом, именно смысл определяет сущность самоопределения, самоосуществления и самотрансценденции.
Н.А. Бердяев в работе "Самопознание" отмечает, что еще "на пороге отрочества и юности был потрясен однажды мыслью: "Пусть я не знаю смысла жизни, но искание смысла уже дает смысл жизни, и я посвящу жизнь этому исканию смысла" (
Бердяев, 1990. С. 74 ).
Все это позволяет определить сущность профессионального самоопределения как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также - нахождение смысла в самом процессе самоопределения .
При этом сразу обнаруживается парадокс самоопределения (как и парадокс счастья): найденный смысл тут же обесценивает жизнь (образуется как бы "пустота"). Поэтому важен именно процесс поиска смысла, где отдельные (уже найденные) смыслы - это лишь промежуточные этапы процесса (сам процесс становится главным смыслом - это и есть жизнь, жизнь как процесс, а не как некое "достижение").
Правда, по В. Франклу (1990) получается, что смысл нельзя построить заново, его можно только "найти". Но в этом есть элемент предопределенности, что несколько ограничивает подлинное творчество профессионального и личностного самоопределения.
При более творческом подходе к своей жизни сам смысл создается человеком заново. Именно в этом случае человек превращается в подлинного субъекта самоопределения , а не просто выступает как проводник каких-то "высших" смыслов.
Одной из наиболее сложных (и одновременно творческих) проблем является поиск смысла для конкретного самоопределяющегося клиента. Но единого смысла (для всех одинакового) быть не может. Исключения составляют лишь эпохи войн и нравственных испытаний, когда народ или отдельные слои общества объединены единой идеей. Можно условно выделить некоторые варианты смысла самоопределения , предназначенные для общей ориентировки, как самоопределяющегося клиента, так и для самого психолога-профконсультанта.
1. Применительно к профессиональному самоопределению можно выделить обобщенный смысл: поиск такой
профессии и работы, которая давала бы возможность получать заработок (общественную оценку труда) по справедливости, т.е. в соответствии с затраченными усилиями (или в соответствии с вкладом человека в общество).
Но еще К. Маркс поставил проблему "отчуждения труда от капитала". Ход его рассуждений примерно следующий. Выделяется два аспекта труда: 1) "живой труд" - как деятельность, как возможность и как источник богатства и 2) "абстрактный труд", выраженный в стоимости, в капиталах. Из-за несправедливого распределения богатства часто получается так, что труженик имеет мало денег (лишь на поддержание своего существования), а бездельник - может быть богачом. В справедливом обществе живой труд (сама деятельность, работа) должен соединяться с абстрактным (с денежным вознаграждением). Еще Платон считал, что в справедливом обществе вклад человека в общество должен соответствовать вознаграждению. Бездельник может стать богачом именно потому, что труд существует в двух аспектах и его (особенно в абстрактной части, связанной с капиталами) можно незаслуженно "отчуждать" от настоящего труженика (см.
Маркс, Энгельс, Ленин, 1984 ).
Таким образом, более важным становится не сам труд, а возможность перераспределения благ, результатов этого труда. Но обесцененный труд порождает уже чисто психологические проблемы, связанные с отношением к труду и планированием своего развития как настоящего труженика или как "предприимчивого" бездельника-эксплуататора. И хотя сам К. Маркс не исследовал чисто психологических последствий такой несправедливости (сама психология как наука тогда еще не появилась), его рассуждения могут быть очень интересны при рассмотрении проблем профессионального самоопределения.
Деньги - это не только экономическая категория - это своеобразный аккумулятор человеческих надежд, мечтаний и смыслов. Уже в развитие марксовых идей можно сказать, что обладатель капиталов как бы обладает и частичками души других людей . Но деньги (большие капиталы) позволяют человеку, который ими обладает, высвобождать свободное время для гармоничного личного развития.
"Гармонично развитый индивидуум" (по К. Марксу) - это человек, постоянно меняющий свои профессиональные функции, это "суть сменяющие друг друга способы жизнедеятельности", т.е. гармоничность понимается как разносторонность в разных видах труда. "При развитой промышленности работник каждые пять лет будет менять свою профессию", - писал К. Маркс. Примечательно, что на многих западных фирмах (в частности, в современной Германии) трудно сделать карьеру, не овладев и смежными профессиями.
Самое страшное "ругательство" для
К. Маркса - это "профессиональный кретин" (или - "профессиональная идиотия") , т.е. человек "хорошо знающий только свою профессию, ограниченный ею и не участвующий в жизни общества", которое также сильно ограничивает его развитие как личности. Другое "ругательство" К. Маркса - "призвание" человека, т.к. закрепляет его за определенной трудовой функцией. "Признавая призвание, мы вынуждены признать фатальность человеческой жизни, но человек - это творец свей судьбы", - писал К. Маркс. Можно представить себе реакцию К. Маркса, если бы он попал несколько лет назад в тогдашнюю советскую школу, где часто висели лозунги типа: "Ты выбираешь профессию. Помни - это на всю жизнь!".
К. Маркс отмечал, что "главным результатом труда являются не производимые товары, а сам человек в его общественных отношениях" . При капитализме появляется много людей, у которых есть возможность использовать свободное время для своего развития - и в этом прогрессивный смысл капитализма (по сравнению с предшествующими формациями). Но все это происходит за счет эксплуатации других людей (которые свое время тратят на изнурительный труд для обеспечения своего существования). Предполагалось, что при социализме у большинства людей будет время для гармоничного развития - в этом главная "крамола" Маркса.
2. Но, как уже отмечалось, К. Маркс не раскрыл именно психологический (личностный) смысл труда.
Э. Фромм пытался несколько "психологизировать" К. Маркса. Его термин - "отчужденный характер ", когда человек отделяется от своего дела, от своей деятельности, когда деятельность перестает для него быть личностно значимой, т.е. человек как бы теряет смысл своего труда. Человек просто продает себя на "рынке личностей" (как и у Маркса, человек продает свою рабочую силу). Отчужденный характер - это и есть "рыночная личность", утратившая истинный смысл (смысл для такого человека находится как бы вне труда, например, в зарабатывании денег). Но опять неясно, в чем заключается этот смысл? Например, остается без ответа вопрос, зачем человеку много денег? Как антитезу "отчужденному характеру" Э. Фромм выделяет "неотчужденный характер", когда человек выполняет значимую для себя деятельность, как бы личностно "сливаясь" с ней, но сущность такого человека раскрывается всего лишь через набор "красивых" (хотя и правильных) слов типа "ориентация на самого себя", "ориентация деятельная, любящая и разумная", когда человек "любит то, ради чего он трудится, и трудится ради того, что он любит" и т.п. (см. Фромм, 1992 ).
3. В. Франкл рассматривает разные варианты смыслов ("три триады смыслов") и выделяет самый главный из них - смысл страдания, но "только такого страдания, которое меняет человека к лучшему" (см.
Франкл, 1990 ). Правда, до него еще Ф.Ницше писал, что "место человека в обществе определяется теми страданиями, которые он готов за это вынести". Если взять за основу страдание ради самоулучшения, то остается вопрос: в каком направлении улучшаться, к каким идеалам стремиться? И хотя сам В. Франкл, да и Ф. Ницше дают примерные ориентиры саморазвития, но построение "пространств" выбора все-таки оставляют самому клиенту. В итоге клиент, да и сам психолог-консультант остаются в растерянности.
4. Дж. Ролз в своей известной работе
"Теория справедливости" (1995) выделяет "первичное благо" - чувство собственного достоинства . Можно вновь поставить вопрос: зачем человеку деньги, капиталы? Обычный ответ: чтобы покупать вещи, приобщаться к культуре, путешествовать и т.п. Но далее следует еще более интересный вопрос: а это все зачем? Многие обычно теряются с ответом, т.к. ответ кажется самоочевидным. Попробуем порассуждать в этом направлении. Типичный пример: человек купил дорогую вещь (съездил за границу, "приобщился к культуре, обежав за два часа весь Лувр"), но часто главный для него смысл заключается в том, чтобы рассказать об этом своим близким и знакомым. Известно, например, что большее удовольствие человек часто получает не от престижной поездки за границу, а от предвкушения этой поездки или от рассказов об этой поездке в кругу "друзей", или же от воспоминаний о ней. То есть смысл - не в поездке, а вне ее.
Но тогда возникает вопрос: а почему так происходит? И зачем тогда нужна эта поездка (эта покупка и т.п.)? Один из наиболее убедительных вариантов ответа: для повышения чувства собственной значимости. Таким образом, даже не деньги (и приобретаемые на них блага) становятся главным смыслом: деньги - это одно из средств для повышения чувства собственного достоинства. Но все это означает, что часто при выборе профессии (наиболее престижной и денежной) человек либо сознательно, либо интуитивно ориентируется на то, что может дать ему профессия для повышения чувства собственной значимости. Если отбросить обиды и возмущения по поводу приведенных выше рассуждений, то выделение чувства собственного достоинства как "исходной" категории позволит лучше понимать многих клиентов, их "первичные", более сущностные представления о ценностях и благах, а значит и о смыслах своей профессиональной жизни.
5. Если попытаться несколько развить идею "первичного блага" и чувства собственного достоинства, то можно выделить еще один вариант смысла - стремление к элитарности (см.
Пряжников, 2000 ). Известно, что многие люди (подростки и их честолюбивые родители) часто мечтают попасть "из грязи в князи" (в том числе и через "удачно" выбранную профессию, и через "удачное" трудоустройство). Это особенно важно в эпохи социально-экономических преобразований и потрясений, когда на первый план выходят не столько творческие, высококвалифицированные специалисты, эффективно работающие в более стабильных условиях, а так называемые "авантюристы", которые обладают не столько талантом хорошо работать, сколько талантом хорошо устраиваться (или точнее - подстраиваться под меняющуюся конъюнктуру рынка труда). Идея авантюризма сейчас очень популярна среди самоопределяющейся молодежи.
В.А. Поляков в своей известной книге "Технология карьеры" откровенно выделяет две главные цели (мы бы сказали - смысла) при построении "успешной" карьеры: первое - "добиться высокого положения в обществе", и второе - добиться "высокого дохода" (см.
Поляков, 1995. С. 5 ).
Конечно, элитарные ориентации в
профессиональном самоопределении предполагают не только "престиж" и "высокий заработок", но и действительно творческое построение своей жизни, ориентацию на высшие человеческие идеалы и ценности. Проблема лишь в том, как разобраться, где подлинные ценности, а где мнимые, где элита, а где - псевдоэлита.

3. Личное достоинство как высшее (элитное) проявление субъектности в труде
Известный философ и социолог Дж. Ролз определяет самоуважение и чувство собственного достоинства как "первичное благо", которое лежит в основе всех человеческих стремлений и действий и которое необходимо учитывать при построении справедливого общества. Само чувство собственного достоинства (по Дж.Ролзу) включает два основных аспекта. Во-первых, оно включает "ощущение человеком своей собственной значимости, его твердое убеждение в том, что его концепция собственного блага, жизненного плана заслуживает реализации". Во-вторых, самоуважение включает уверенность в собственных способностях, поскольку во власти человека выполнить собственные намерения" (Ролз, 1995. С. 385 ).
Таким образом, достойным может считать себя только тот человек, который "уверен в собственных способностях" и готов реализовать свою концепцию блага, т.е. готов выступить субъектом построения своего счастья. Но человек живет в реальном обществе и взаимодействует с другими людьми, и у всех этих людей есть свои "концепции блага", которые часто вступают друг с другом в неизбежные противоречия. Если взять за основу ту точку зрения, что все люди должны в равной степени любить друг друга, то это окажется заведомым самообманом, ибо на такое способен лишь Сам Господь Бог, отмечает Дж.Ролз. Поэтому необходимо искать новые подходы, в частности Дж.Ролз предлагает свою концепцию "справедливости как честности".
Только в "справедливом обществе", отмечает Дж.Ролз, люди должны стремиться к тому, чтобы уравновесить свои интересы, т.е. "договориться" и пойти на определенные уступки друг другу. А это означает, что даже в "справедливом обществе" неизбежны определенные уступки и внутренние компромиссы . Причем неизбежными становятся уступки и в самом главном - в чувстве собственного достоинства. Но только в этом случае, уступая даже в столь важном для себя, человек и все общество получают гораздо больший выигрыш - стабильность всего этого общества и его дальнейшее развитие, а значит, и расширение возможностей для самореализации каждого отдельного члена такого общества (см. Ролз, 1995). Естественно, все это имеет прямое отношение и к трудовой деятельности, где как раз и происходит основная самореализация личности.
И именно здесь человек превращается из "отдельно взятого индивида" в подлинную личность, сопричастную общественным интересам, и у человека появляется то, что "поздний" А. Адлер называл "чувством сопричастности с обществом" (от нем. - Gemeinschaftsgefuhl) и к чему призывал стремиться. На самом деле, человек, ориентированный на интересы общества (а еще лучше - Культуры), не столько "теряет" свое достоинство в неизбежных уступках интересам других людей, сколько возвышает его. В данном случае можно говорить, что достоинство проходит настоящую проверку - проверку значимости цели и смысла, ради которых человек живет и может вообще считать или не считать себя личностью, а самой высшей такой целью как раз и считается служение другим людям и обществу в целом.
Правда, еще французский революционер и писатель Н. Шамфор с горечью заметил, что "слишком большие достоинства подчас делают человека непригодным для общества: на рынок не ходят с золотыми слитками - там нужна разменная монета, особенно - мелочь". А это значит, что проблема для многих людей все-таки остается.
Самореализация в труде, понимаемая как стремление утвердить свое достоинство через служение идеалам добра и справедливости, реально сталкивается с серьезными трудностями :
1. Готово ли общество справедливо оценивать вклад каждого человека в общее благосостояние? Мы считаем, что пока не готово.
2. Готов ли конкретный человек, понимая, что его труд часто по справедливости не оценивается, тем не менее добровольно и творчески реализовать свои лучшие таланты в труде? Мы считаем, что реально таких людей очень немного, их иногда считают "почти святыми" или … дураками.
3. Есть ли на данный момент единство в понимании, того что "достойно" и "недостойно"? Если бы такое понимание было на уровне общественного сознания, то многим людям проще стало бы ориентироваться на истинные ценности культуры, и соответственно проще реализовывать себя в культуре в качестве полноценных субъектов. Но пока даже многие ведущие деятели современной культуры сильно запутались в этих вопросах, что проявляется в постоянно сменяющих друг друга "кризисах культуры". И если для самой культуры эти кризисы помогают в рефлексии своих проблем, то для неподготовленного обывателя это сильно осложняет проблемы личностного и профессионального самоопределения. Особенно остро эти проблемы стоят в современной России, где немалая часть так называемой творческой интеллигенции уже сумела продемонстрировать свою приверженность лучшим идеалам справедливости и собственного достоинства. По этому поводу известный отечественный драматург В. Розов с сожалением писал: "Я не люблю интеллигентский холуяж. Откровенный холуяж, который я заметил еще на первом сборище в Бетховенском зале в Кремле на встрече Президента с представителями творческой интеллигенции. Я тогда выступил в "Правде" и больше меня на подобные холуяжи не приглашали" (
Розов, 1996. С. 6 ). Еще раньше известный писатель-антифашист говорил о том, что "мечта рабов - рынок, где можно покупать себе господ" и т.п.
Таким образом, проблема человеческого достоинства может лишь быть вновь обозначена уже в контексте самореализации человека в трудовой деятельности, но само решение данной проблемы во многом еще представляется делом самого человека. А зависит это от того, насколько он сам воспримет возможности своей профессиональной деятельности в качестве условия для полноценного личностного развития.

4. Главная (идеальная) цель и основные задачи профессионального самоопределения

    Условно можно выделить следующие основные группы задач профессионального самоопределения :
      информационно-справочные, просветительские;
      диагностические (в идеале - помощь в самопознании);
      морально-эмоциональная поддержка клиента;
      помощь в выборе, в принятии решения.
Каждая из этих задач может решаться на разных уровнях сложности : 1) проблема решается "вместо" клиента (клиент занимает пассивную позицию и еще не является "субъектом" выбора); 2) проблема решается "вместе" (совместно) с клиентом - диалог, взаимодействие, сотрудничество, к которому еще надо прийти (в случае успеха клиент уже является частичным субъектом самоопределения); 3) постепенное формирование у клиента готовности самостоятельно решать свои проблемы (клиент становится подлинным субъектом).
Например, при решении информационно-справочной задачи на первом уровне клиенту просто сообщается нужная информация (это тоже помощь!), на втором уровне - психолог вместе с клиентом анализирует определенную информацию, на третьем уровне - психолог объясняет клиенту, как самостоятельно получить необходимую информацию (какие задавать вопросы специалистам по данной профессии, куда обращаться и т.п.).
Чтобы выйти на третий уровень помощи, часто надо сначала организовать взаимодействие с клиентом на втором уровне. К сожалению, иногда приходится помогать клиенту, ограничиваясь только первым уровнем (например, в случаях, когда надо принимать быстрое решение, а времени для этого не хватает).
Главная (идеальная) цель профессионального самоопределения - постепенно сформировать у клиента внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного) (см.
Пряжников, 1999. С. 45-46 ).
Идеальной данная цель названа потому, что достичь ее удается очень редко, но идеалы, как известно, существуют не для того, чтобы их достигать, а для того, чтобы указывать направления своих стремлений. Постепенное формирование означает, что быстро такие сложные вопросы не решаются (профконсультация "за один присест" - это "профанация"). Профконсультация предполагает не только традиционное "планирование", но и своевременную корректировку своих планов (как уже отмечалось, важнейшим итогом профориентационной помощи является не только содействование конкретному выбору, но и формирование способности совершать новые выборы). Реализация профессиональных перспектив предполагает хотя бы моральное воодушевление клиента для первых шагов на пути к своим целям, а также первоначальный контроль за успешностью этих шагов. Профессиональное развитие должно обязательно рассматриваться в контексте всей жизни и в контексте личностного становления.
Можно сформулировать главную цель профессионального самоопределения и несколько иначе: постепенное формирование у клиента готовности рассматривать себя развивающимся в рамках определенного времени, пространства и смысла, постоянно расширять свои возможности и максимально их реализовывать (близко к "самотрансценденции" - по В. Франклу).

5. Психологические "пространства" профессионального и личностного самоопределения
Для теории и практики профессионального самоопределения важно выделить те "пространства выбора", в которых нередко оказываются самоопределяющиеся люди, которые не всегда сами могут осознавать "что" и "из чего" они вообще выбирают. Иногда профконсультационная помощь клиенту может заключаться и в своеобразном информировании его об имеющихся "пространствах" самоопределения, что создает ориентировочную основу действий самоопределяющегося человека (почти в терминах П.Я. Гальперина).
Например, М. Фельденкрайз пишет об обществе как о "поле, в котором он (человек. - Н.П.) должен продвигаться, чтобы быть принятым в качестве ценного члена, так что его ценность в собственных глазах зависит от его положения в обществе" (
Фельденкрайз, 1993. С. 46 ). Можно выделить примерно следующие основные ориентиры самоопределяющегося человека , которые могут лечь в основу его размышлений о своем профессиональном настоящем и будущем. Сначала мы представим ниже основные понятия, которые так или иначе связаны с планированием жизненных и профессиональных перспектив человека.
Как уже отмечалось, профессиональное самоопределение - это не только выбор конкретной профессии, но часто и выбор всей жизни. Напомним, что и за рубежом близкое понятие "карьера" предполагает постоянную смену различных жизненных ролей и выполнение этих ролей (по Д. Сьюперу).
Е.А. Климов считает, что профессиональное самоопределение должно рассматриваться не "в эгоистическом смысле, а в приобщении к обществу, к цивилизации, к культуре" (Климов, 1993. С. 55).
Таким образом, часто человек выбирает не только данную профессию, но нечто более важное (то, что данная
профессия дает ему для более полного ощущения своей жизни).
Рассматривая проблемы построения человеческой судьбы, Э. Берн выделял жизненные сценарии и жизненные стратегии (
Берн, 1988 ). При этом жизненные сценарии - это "программы поступательного развития, выработанные в раннем детстве под влиянием родителей и определяющие поведение индивида в важных аспектах его жизни"; сценарии охватывают всю жизнь человека в подробностях, а стратегии рассматриваются как общие представления о человеческой жизни.
    Э. Берн выделил следующие основные типы сценариев:
      "никогда не делаю";
      "делаю всегда";
      "ни разу не делал раньше";
      "не буду делать (сделаю потом)";
      "делаю вновь и вновь";
      "буду делать до тех пор, пока уже невозможно будет сделать".
На основе выделения этих сценариев были выведены следующие три типа людей: победители, непобедители и неудачники . Э. Берн приводит примеры этих типов, связывая их с определенными "играми", из которых нередко и состоит жизнь многих людей: игра "Бесприданница", где самим человеком заранее определяется, что с него взять нечего (типичный случай неудачника); игра "Сизиф или "начни сначала"(пример неудачника); игра "Меня не испугаешь" (пример непобедителя); игра "Кому я нужен" (пример непобедителя); игра "Я прав!" (пример победителя); игра "Если не так, то иначе!" (пример победителя, который все равно находит способ добиться своего) и т.п.
При этом Э. Берн отмечал, что "сценарии возможны потому, что большинство людей не понимают, что делают", при этом понимать, по Э. Берну, - это "выйти из-под власти сценариев". Можно добавить к этому, что понимать - это научиться строить перспективы своего профессионального и личностного развития самому (!), не быть игрушкой в руках судьбы.
М.В. Розин , несколько споря с Э. Берном, отмечает, что нельзя связывать построение жизни с чисто бессознательными влияниями (сам Э. Берн считал, что вся жизнь определяется бессознательными программами, закладываемыми в человека еще в детстве и реализуемыми в определенных ситуациях, и что часто эти бессознательные программы мешают человеку полноценно жить). Сам М.В. Розин считает, что, по крайней мере, люди творческие ("символисты") строят свою жизнь как будто "пишут поэму".
    При этом построение жизни как поэмы предполагает выделение и реализацию следующих основных моментов:
      образ героя (образ себя как героя поэмы);
      сюжет;
      трагедийность (переживания, без которых жизнь становится неинтересной и лишенной смысла);
      неожиданные повороты (еще более разнообразящие жизнь и делающие ее неповторимой) (см. Розин, 1992 ).
Но все ли люди (клиенты) реально готовы к рассмотрению своей будущей жизни так, чтобы к самому себе относиться как "герою", да еще готовому к "трагедийности" и "неожиданным поворотам судьбы" ?
Для профконсультанта важно уточнить для себя и такие понятия как стиль и образ жизни, поскольку, как уже отмечалось, многие люди выбирают не столько профессии, сколько определенный образ жизни и жизненный стереотип.
Образ жизни - это комплексное рассмотрение жизнедеятельности (труд, быт, общественная жизнь), часто связанное с рассмотрением качества жизни отдельного человека, социальной группы, общества в целом.
Стиль жизни - это тип поведения людей, где акцент делается на субъективной и динамической стороне жизни отдельного человека.
В социальной психологии выделены и такие важные для профконсультирования понятия, как социальные роли и социальные стереотипы.
Социальная роль (по Д.Миду) - это социальная функция личности, его место в определенной сообщности людей (роль лидера, отверженного и т.п.).
Социальный стереотип (по У. Липману) - это схематизированное представление о каком-либо социальном объекте (о человеке, о социальной или профессиональной группе).
Интересными, хотя и нетрадиционными для теории и практики профконсультирования являются выделенные еще
К.Г. Юнгом архетипы . Сам "архетип" определяется - как коллективное бессознательное. К.Г. Юнг выделяет сознание, личное бессознательное и коллективное бессознательное ("архетипы" как некие мифологические фигуры, образы, усредненный опыт переживаний многих поколений, который "в процессе истории повторяется там, где свободно проявляется творческая фантазия" данного человека). При этом "каждый шаг к более высокой сознательности", означающий "исполнение задачи, которую он обнаружил в своем мире" и связанный с "добродетельностью" и "дельностью" в лучшем смысле этого слова, означает отдаление человека от общего бессознательного толпы, но одновременно делает его более "одиноким", непонятым и часто вызывает сомнения и подозрения со стороны обычных людей (Юнг, 1994. С. 57 ). Иными словами "прорыв бессознательного (в частности, коллективного бессознательного) может расширить возможности самоопределения человека в мире, но может и осложнить для него жизнь.
Для дальнейшего рассмотрения "пространств" самоопределения можно выделить более конкретные варианты выборов, где как бы конкретизируются те или иные социальные и профессиональные стереотипы, жизненные сценарии и т.п. На основе этого можно выделить следующие типологии профессионального и личностного самоопределения.
    Еще в Петровскую эпоху известный государственный деятель России В.Н. Татищев классифицировал все "науки" (виды труда) по критерию "добра и зла для человека":
      "нуждные" науки (экономика, медицина, право);
      "полезные" науки (риторика, грамматика, "мафематика"-арифметика, "землемерие", механика, астрономия);
      "щегольские, или увеселяющие" (поэзия, танцевание, живопись, "вольтежирование"-гарцевание на лошади), служащие больше для получения положения в обществе, чем для дела;
      "любительские, или тщетные" (астрология, физиогномика, алхимия);
      "вредительные" науки (колдовство, ворожба) (см. Татищев, 1979).
Вероятно, такой критерий классификации профессиональной деятельности актуален и для оценки различных направлений самой современной психологии.
    В 20-е гг. нашего столетия С.П. Струмилин предложил классифицировать профессии по степени самостоятельности человека в труде :
      автоматический рефлекторный труд (например, вертельщик ручки веялки, ручной мельницы и т.д.);
      полуавтоматический привычный труд (например, труд машинистки, телеграфиста);
      шаблонно-исполнительский труд - по указке (например, работа на станке, работа тапера, конторщика, счетовода);
      самостоятельный труд в пределах задания (например, работа инженера, учителя, врача, журналиста);
      свободный творческий труд (например, работа в области искусства, работа ученого, организатора хозяйства, политического деятеля) (см. Струмилин, 1983 ).
    В современной России наиболее известна типология профессий, предложенная Е.А. Климовым, где в качестве критерия выступает отношение человека (субъекта труда) к предмету труда . Все профессии соотносятся с пятью основными группами:
Литовский автор Л.А. Йовайша разделял все профессии по преимущественным профессиональным ценностям : 1 - ценности общения; 2 - интеллектуальная активность; 3 - практико-техническая активность; 4 - художественная активность; 5 - соматическая активность; 6 - материальная (экономическая) активность (Йовайша, 1983 ).
За рубежом на сегодняшний день наиболее известна и популярна типология Дж. Голланда (иногда пишут - Дж. Холланда), основанная на сопоставлении типов личности и типов профессиональной среды (см.
Прощицкая, 1993
    Выделяются следующие основные типы (типы личности и типы профессиональной среды):
      реалистический тип (техника, мужские проф.) - Р;
      интеллектуальный тип - И;
      социальный - С;
      конвенционный (знаковые системы, требующие структурированности) - К;
      предпринимательский - П;
      артистический тип - А.
Предполагается, что определенному личностному типу должен соответствовать свой тип профессиональной среды, что и обеспечивает более полноценную реализацию работника в своем труде. На таблице представлены примерные соотношения типов личности и типов профессиональной среды (см. табл.). Еще в 1922 г. Э. Шпрангер в своей работе "Основные идеальные типы индивидуальности" выделил следующие интересные для профконсультанта типы в соответствии с преимущественными установками людей: 1) теоретический человек; 2) экономический человек; 3) эстетический; 4) социальный; 5) политический; 6) религиозный (Шпрангер, 1982 ).
При сравнении различных типологий становится заметно, что в основе этих типологий лежит не только позиция автора, но и та культурно-историческая среда, то общество, которое и определяет часто наличие разных типов людей, реализующих себя в конкретной трудовой и общественной деятельности . Например, у Э. Шпрангера выделен религиозный человек, но уже в более современных типологиях такой тип отсутствует. Другой пример: в традиционной для России эпохи СССР типологии
Е.А. Климова отсутствует предпринимательский тип, хотя в типологии Дж. Голланда такой тип имеется (нечто похожее выделил уже и литовский психолог Л.А. Йовайша, видимо потому, что даже Литовская ССР ближе к западному образу жизни).
Таким образом, типологии профессиональной деятельности и соответственно пространства самоопределения во многом зависят от культурно-исторической среды. Возникает интересный вопрос: на какие типологии опираться профконсультанту в условиях нестабильности общей социально-экономической (и духовной) ситуации, например в условиях России "переходного периода"? Сложность вопроса в том, что устаревшие типологии отечественных авторов уже во многом не соответствуют данной ситуации, а построение новых типологий может существенно отстать от самого процесса изменений в стране. Известные зарубежные типологии тем более часто не учитывают специфику нашей страны. В этих условиях возможным выходом является либо построение какой-то "универсальной" типологии, применимой для разных стран, народов и эпох, либо попытки все-таки осознать, что происходит в стране под названием Российская Федерация (РФ), тем более, что "переходный период" к "светлой жизни" (или к "свету в конце тоннеля" - по словам одного бывшего "всенародно любимого Президента") сильно затянулся.
В этом плане интересной представляется достаточно универсальная типология людей, предложенная известным отечественным историком Л.Н. Гумилевым . Его типология построена по пассионарно-аттрактивному принципу .
    Выстраивается некоторое пространство, где:
      одна ось - аттрактивность - имеет следующие полюсы: а) эгоизм, основанный на рассудке и б) аттрактивность как "странное стремление к истине, красоте, справедливости";
      другая ось - пассионарность - имеет полюсы: а) инстинкт самосохранения и б) пассионарность как антиинстинкт ("неоправданный риск ради достижения иллюзорных целей").
В итоге выделяются следующие типы людей: 1) обыватели; 2) бродяги-солдаты; 3) преступники; 4) честолюбцы; 5) деловые люди; 6) авантюристы; 7) ученые люди; 8) творческие люди; 9) пророки; 10) нестяжатели (бескорыстные люди); 11) созерцатели; 12) искусители (см. Гумилев, 1990. С. 327-330
и т.д.................

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш бизнес - От идеи до реализации