Ваш бизнес - От идеи до реализации

О себе и переезде


Вадим. Мы приехали в Пятую Республику в 2005 году. У Светланы первое, у меня второе образование педагогическое, есть опыт работы с детьми и подростками. Мы учились, работали и изучили изнутри многие сферы и системы Франции. Поняли, что можем помогать другим.Так появилась идея создать французскую компанию Kampus 5.


О бизнесе


Мы помогаем школьникам, студентам и взрослым приехать во Францию с учебной целью, адаптироваться на месте, также создаем для школьников международные лингвистические программы. Главный офис компании находится в Страсбурге, а география деятельности распространяется по всей Франции.

Агентство работает со странами СНГ и русскоязычными клиентами из других стран. Это объясняется тем, что мы лучше знаем менталитет и желания клиентов.

О преимуществах и сложностях


Начать не сложно, во Франции есть масса ассоциаций, организаций, которые помогают, объясняют, как зарегистрировать компанию, какую юридическую форму выбрать. Первые три года есть возможность льготного налогообложения.

Мы идем в ногу со временем, облегчая бюджет клиентов тем, что работаем на удалении

Сложность заключается в том, что мы работаем онлайн. Клиенты не привыкли к тому, что реально существующая компания находится во Франции, нас нельзя «пощупать» в Астане, Киеве, Минске или Санкт-Петербурге. Мы идем в ногу со временем, облегчая бюджет клиентов тем, что работаем на удалении. Преимущество в том, что Kampus 5 поддерживают и рекомендуют официальные лица и организации России, Казахстана, Белоруссии, Франции и других стран.

Особенности бизнеса


До приезда во Францию мы жили в Западной Сибири и работали в государственных структурах. Поэтому не можем сравнивать ведение бизнеса в двух странах.

Anna de MENTHON, родной город - Алчевск, блогер, @anna_de_menthon



О себе и переезде

Моя первая работа была связана с финансовой деятельностью, я работала в банке. После переехала в Киев, где мне предложили работу во французской туристической компании. Там я и познакомилась с братом будущего мужа и уже седьмой год живу во Франции.

Находясь в декрете, хотелось общения на русском языке и какого-то увлечения. Я решилась на блог о Франции. Писала об этикете, жизни аристократов, традициях, образе жизни, потому что муж принадлежит древнему аристократическому роду. Эта тема хорошо зашла среди подписчиков.

Я начала зарабатывать на рекламе других блогов, французских марок косметики. Когда цифра подписчиков переросла 10 000, я подумала, что пришло время заняться собственным бизнесом. Выбирала между уходовой косметикой и fashion, выбрала второе, так как эта тема мне намного ближе. Одежда - наиболее запрашиваемый продукт среди эстетических потребностей человека.


О бизнесе

Название бутика должно быть легко запоминающимся и часто употребляемым. У меня было три варианта, и среди них фраза Pourquoi Pas - это значит «Почему бы и нет». @pourquoi_pas_shopping

Вначале я ориентировалась на страны Восточной Европы, так как это основная часть подписчиков. Выбирая коллекцию, видела перед собой наших девушек, которые восхищаются Францией, французским стилем, любят женственность, классику и элегантность. Но, как показала практика, основными клиентками стали француженки. Я делаю акцент на винтажный стиль - это классика, которая смотрится стильно и изысканно в современной обстановке. От винтажных изделий всегда веет благородством и энергетикой роскоши.

Самая важная отличительная черта бизнеса во Франции - отклоняясь от закона, откупиться у вас не получится

Особенность бренда в том, что он создан славянской девушкой, но отклик получил у француженок. У меня получилось их заинтересовать, найти подход и угадать предпочтения. Одежда Pourquoi Pas помогает подчеркнуть женственность и шарм, делает женщину элегантной и в то же время характерной à la française. Я в начале пути, но меня радует, что есть постоянные клиенты, которые ждут новых коллекций.

О преимуществах и сложностях

Документально все было достаточно несложно. Сложно было сдавать отчет в налоговую, так как это французский деловой язык. С сайтом тоже пришлось немало повозиться, но это издержки любого бизнеса, особенно в начале пути.


Особенности

Во Франции высокие налоги, в том числе и на доход. Поэтому зарабатывать много здесь невыгодно - большую часть дохода ты отдаешь государству. Это не мотивирует.

Самая важная отличительная черта бизнеса во Франции - отклоняясь от закона, откупиться у вас не получится. Понятия «взятка» в малом бизнесе не существует. Документация должна быть идеальна. Поэтому здесь рискуют меньше.

Эллина Волох, 25 лет, родной город - Новосибирск, совладелица кофейни


О себе и переезде

Во Францию я приехала учиться. Во время учебы подружилась с одной французской семьей. У нас было несколько бизнес-идей, которые хотелось запустить вместе. Мы остановили выбор на небольшой кофейне, ведь в Париже такой малый бизнес пользуется спросом. Здесь много улочек, высокая проходимость и много туристов. Нам всегда нравилось готовить, у нас цех выпечки.

Для иностранцев, если в планы входит проживание во Франции вместе с управлением ресторанным бизнесом, придется получить вид на жительство с правом заниматься выбранной деятельностью. Я же управляю бизнесом из дома в России. К тому же, я не единственный владелец заведения, что облегчает все бизнес-процессы и оформление документов.

О бизнесе

У нас теплая и спокойная атмосфера сочетается с изысканными сортами чая, профессионально приготовленным кофе и превосходной кухней. В кофейне можно попробовать великолепные десерты, которые отличаются от французской кухни.

Сложной и непривычной будет налоговая система

Кофе идеально подходит как для деловых встреч, так и для приятного препровождения в кругу друзей. Поэтому клиентов у нас много. Французы любят вкусно поужинать, пообедать и позавтракать, провести романтическое свидание или отпраздновать день рождения в небольших семейных заведениях.


О преимуществах и сложностях

Главное преимущество Франции - стабильная экономика и понятные правила, документы. Много программ государственной поддержки, а самое большое преимущество - в выходе на другие страны Европы.

Открыть бизнес легко, минимум бюрократической волокиты. И французы хорошо относятся к выходцам из России. Если в России все решают связи, то во Франции ты легко можешь добиться всего трудом и работой. Здесь высокая и здоровая конкуренция среди заведений.

Сложной и непривычной будет налоговая система. Здесь много выплат, поэтому с бухгалтерией разбираются только специалисты. Для ведения бизнеса в стране надо открыть счет на свое имя в местном банке.

Об особенностях

Все особенности - в установлении контактов с поставщиками продуктов, другими бизнесменами, инвесторами. Среди французских бизнесменов есть особые правила. С партнерами легко познакомиться на выставке или форуме. Надо следить за этикетом, внешним видом и речью. На это пристально обращают внимание, что влияет на репутацию.

В деловых связях французы придают большое значение консультациям. Они тщательно готовят документы, проверяют все данные. Поэтому надо быть внимательным в ведении отчетов.

Sp-force-hide { display: none;}.sp-form { display: block; background: rgba(75, 77, 92, 1); padding: 25px; width: 710px; max-width: 100%; border-radius: 0px; -moz-border-radius: 0px; -webkit-border-radius: 0px; font-family: Arial, "Helvetica Neue", sans-serif; background-repeat: no-repeat; background-position: center; background-size: auto;}.sp-form input { display: inline-block; opacity: 1; visibility: visible;}.sp-form .sp-form-fields-wrapper { margin: 0 auto; width: 660px;}.sp-form .sp-form-control { background: #ffffff; border-color: #383839; border-style: solid; border-width: 0px; font-size: 15px; padding-left: 8.75px; padding-right: 8.75px; border-radius: 0px; -moz-border-radius: 0px; -webkit-border-radius: 0px; height: 35px; width: 100%;}.sp-form .sp-field label { color: rgba(153, 153, 153, 1); font-size: 13px; font-style: normal; font-weight: bold;}.sp-form .sp-button { border-radius: 0px; -moz-border-radius: 0px; -webkit-border-radius: 0px; background-color: #cccccc; color: #141414; width: auto; font-weight: 700; font-style: normal; font-family: "Segoe UI", Segoe, "Avenir Next", "Open Sans", sans-serif; box-shadow: none; -moz-box-shadow: none; -webkit-box-shadow: none;}.sp-form .sp-button-container { text-align: center;}

<1> Исследование выполнено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, соглашение 14.В37.21.1019 от 7 сентября 2012 г.

Багова А., студентка Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина <2>.

<2> Научные консультанты - д.ю.н., проф. И.В. Ершова, к.ю.н., доц. А.А. Спектор.

Поддержка малого и среднего бизнеса в зарубежных странах имеет большое значение, так как является базой для стабильного развития экономики в этих странах. Развитие малого и среднего бизнеса в зарубежных странах идет более быстрыми темпами, чем в России. На сегодняшний день в наиболее развитых зарубежных странах предприятия малого и среднего бизнеса составляют примерно 70 - 90% от общего числа предприятий, например, в странах Европейского союза на малых предприятиях трудится примерно половина работающего населения.

Опыт развития малого и среднего бизнеса в зарубежных странах показал, что данный субъект играет огромную роль в становлении экономики страны, создавая конкуренцию на рынке и стимулируя крупные предприятия внедрять новые технологии, инновационные разработки и иными способами улучшать качество производства. Сектор малого и среднего бизнеса отличается повышенной динамичностью, гибкостью, инновационной активностью, способностью к быстрому созданию новых производств и к генерации новых рабочих мест. Поэтому государства стремятся повышать уровень конкурентоспособности малых и средних предприятий, улучшать условия для предпринимательской деятельности и на уровне государства поддерживать малый и средний бизнес.

Материальная поддержка малого предпринимательства включает финансово-кредитную, имущественную и ресурсную помощь предприятиям. Ядром такой помощи, по зарубежному опыту, является финансовая поддержка. Именно финансовые операции в пользу малых предприятий позволяют скоординировать усилия банков, крупных предприятий и государственных органов по помощи малому бизнесу. В странах с развитой экономикой государственные органы редко выходят на прямой контакт с малым бизнесом. Их дело - поддерживать и стимулировать те рыночные структуры, которые непосредственно связаны с малыми предприятиями. Так, в ФРГ существуют программы, стимулирующие развитие малого бизнеса путем предоставления ему возможности накопления необходимых для этого средств, а также предоставления долгосрочных кредитов на щадящих условиях на 20 лет, причем два первых года - без процентов, а возврат денег - только через 10 лет. Во Франции и Италии для финансирования малого бизнеса созданы специальные банки, которые кредитуют закупки оборудования, предоставляют на выгодных условиях займы и т.д. В Испании при Министерстве промышленности и энергетики создана специальная организация, курирующая государственную поддержку малого и среднего предпринимательства.

Возросшая роль малого бизнеса заставила большинство стран ЕС признать необходимость разработки специальной политики, основными целями которой являются: развитие международной конкурентоспособности национальных малых предприятий; создание новых рабочих мест, экономический рост малых предприятий; привлечение иностранных инвестиций; инновационная деятельность; трансферт (передача) технологий <3>.

<3> Елисева Т.Ф., Сенашов С.И., Куимов В.В. Поддержка малого бизнеса в странах Европейского союза // URL: http://e-negotiant.ru/organization-torgovli/50-organization-torgovli/240-support-small-business.html.

В основном политика и система поддержки малого предпринимательства в странах - членах ЕС определяются федеральными властями, а конкретные мероприятия реализуются на уровне регионов. Как правило, министерства экономики и (или) министерства промышленности и торговли в странах ЕС занимаются делами малого и среднего бизнеса. Германия и Нидерланды, например, имеют отделы малого и среднего бизнеса в Министерстве экономики. Во Франции соответствующий отдел создан в Министерстве промышленности <4>.

<4> См.: Елисева Т.Ф., Сенашов С.И., Куимов В.В. Поддержка малого бизнеса в странах Европейского союза // URL: http://e-negotiant.ru/organization-torgovli/50-organization-torgovli/240-support-small-business.html.

Франция

Для Франции поддержка малого и среднего предпринимательства является одной из главных задач правительства. Оно совместно с министерствами разрабатывает программы помощи, тем самым стимулируя малые и средние предприятия улучшать производство, вводить инновации, создавать новые рабочие места. Эффективность данной политики подтверждена достигнутыми результатами, а именно в малый бизнес Франции вовлечено более половины от общего числа занятого населения.

Свое развитие малое предпринимательство во Франции получило во многом благодаря крупным компаниям. Буквально двадцать лет назад малые предприятия могли работать на устаревшем оборудовании. Сейчас ситуация качественно изменилась в связи с тем, что гигантам невыгодно производить все самостоятельно и они привлекают малые предприятия для производства отдельных элементов для производства. Малое предпринимательство выступает в качестве подрядчиков или субподрядчиков, обеспечивая крупные компании комплектующими материалами, осуществляя ремонтные работы, некоторые технические услуги. В свою очередь, крупные компании помогают малым, передавая технологии, инновации, сырье, материалы и так далее. Данный тандем качественно улучшил состояние малого и среднего предпринимательства на французском рынке.

Также малые предприятия активно проявляются в сфере сервиса. Широко распространены кафе, табачные лавки, небольшие магазины и закусочные. Встречаются комбинированные предприятия, например кафе и табачная лавка, как правило, принадлежащие одному хозяину.

Все это показывает, что сегодня малые и средние предприятия все стабильнее чувствуют себя на рынке. Но им сложно конкурировать с крупными предприятиями, развиваться на их фоне. В связи с этим необходима поддержка и на государственном уровне.

Государственная политика Франции, финансируемая совместно из государственного бюджета, бюджета ЕС и частных источников, в области содействия малому и среднему предпринимательству согласуется с регионами и ставит своей целью: создание и рост новых малых и средних предприятий; экономическое развитие регионов и увеличение занятости населения, стимулирование инновационной деятельности; совершенствование системы предоставления услуг по развитию бизнеса малых и средних предприятий для повышения их конкурентоспособности.

Государственная политика стимулирования малого бизнеса включает предоставление налоговых льгот, создание бизнес-инкубаторов, минимизацию бюрократических процедур, обеспечение доступной системы обучения и повышения квалификации предпринимателей. Во Франции работают гарантийные фонды, которые оказывают помощь в поиске источников финансирования начинающим предпринимателям. Французское налоговое законодательство предусматривает применение режима упрощенного налогообложения для малых предприятий. К примеру, вновь созданные малые предприятия на два года освобождаются от налога на акционерные общества и от местных налогов. Предприниматели уплачивают по сниженной ставке подоходный налог и налог с инвестируемой части прибыли. На предпринимателей, решивших открыть свой бизнес в дотационных регионах, распространяются льготы, вплоть до освобождения от выплат в фонды социального обеспечения. Малые инновационные предприятия в течение первых двух лет работы полностью освобождаются от налога на доходы и только начиная с шестого года существования выплачивают этот налог в полной мере <5>.

<5> Международная практика: французские предприниматели стремятся к объединению, во Франции от государства сложно добиться чего-то в одиночку // Опора-кредит. Все о финансах для малого бизнеса. URL: http://www.ccifr.ru/uploaded/100125_1.pdf.

Важную роль в поддержке малых предприятий играет государственная организация OSEO, в 2005 г. объединившая Французское национальное инновационное агентство ANVAR, Банк развития малого и среднего бизнеса BDPME и Французское общество страхования капиталов Sofaris. Поскольку Франция является членом Всемирной торговой организации, французское государство не может оказывать поддержку малым предприятиям в форме прямых субсидий и вынуждено прибегать к косвенным методам. Для этих целей были созданы две организации: OSEO и Coface. Миссия OSEO заключается в оказании помощи и финансовой поддержке малого и среднего предпринимательства. Деля риск, компания облегчает доступ МСП к финансированию через партнерство с банками и инвесторами. Основными направлениями деятельности OSEO являются: поддержка и финансирование инноваций, трансферт технологий и развитие инновационных проектов с реальными перспективами, гарантирование, финансирование инвестиций в технологии и рабочий цикл наряду с банками. OSEO действует в трех направлениях: поддержка инноваций; финансирование инвестиций и эксплуатационного цикла (совместно с банковскими учреждениями; гарантии банковского финансирования <6>.

<6> Малюгина А.А. Опыт государственной поддержки малого и среднего бизнеса во Франции: Автореф. дис. ... к.э.н. М., 2012.

Через свою региональную сеть OSEO охватывает все регионы Франции. Организация также выступает гарантом-поручителем по кредитам, выданным малым и средним предприятиям банками-партнерами. Банки в данном случае тоже несут определенные риски за предоставленный кредит, так как гарантия покрывает лишь его часть - около 40%. Гарантия может достигать и 70% от суммы кредита, если речь идет о самом рискованном этапе жизни малого предприятия - моменте его создания. Система государственной поддержки МСП эффективно работает во Франции уже 25 лет, принося государству доход в виде налогов благополучно развивающихся малых предприятий и растущего количества рабочих мест, обеспечиваемых ими <7>.

<7>

Основной компанией, гарантирующей экспортные риски во Франции, является Coface (Compagnie francaise d"assurance pour le commerce exterieur - Французская компания по гарантиям для международной торговли), созданная в 1946 г. Coface занимается в основном страхованием кредитов, которое предупреждает и покрывает неплатежи любых предприятий-экспортеров (малых и средних) <8>.

<8> Малюгина А.А. Указ. соч.

Поощрение и создание предприятий и предотвращение их банкротства является одной из ключевых сфер сотрудничества государства и бизнеса. Этим занимается специальное учреждение - Национальное агентство по созданию предприятий (AHCE), которое не только содействует будущим частным предпринимателям, но и изыскивает возможные варианты скупки предприятий при возникновении угрозы банкротства.

Также государственную помощь при создании предприятий оказывают органы министерств по обустройству территорий, торгово-промышленные палаты, выборные органы местного самоуправления - региональные и генеральные советы, а также частные фонды, созданные крупными корпорациями, получающими, в свою очередь, целевые налоговые льготы.

Ведущей организацией, созданной для лоббирования предпринимательского сообщества, является Движение французских предпринимателей. Владельцы малых предприятий достаточно жестко и решительно отстаивают свои права в диалоге с государством, особенно когда дело касается налогов и отчислений во всевозможные фонды <9>.

<9> URL: http://bizhelp.damu.kz/articles/?ID=20130.

В условиях мирового финансового кризиса президент Франции Николя Саркози объявил о создании фонда объемом 2 млрд. евро, средства которого будут направлены на инвестиции и кредиты малому и среднему бизнесу. Также было предусмотрено снижение ставки социального налога для малых и средних предприятий и ряд других налоговых послаблений <10>.

<10> Малый бизнес по-французски // URL: http://www.openbusiness.ru/html_euro/france_open11.htm.

Особую лояльность государство проявляет к тем, кто решил открыть свой бизнес в экономически депрессивных зонах. На таких предпринимателей распространяются скидки и отмены выплат в фонды социального обеспечения (здравоохранения, пенсионного фонда, фонда для многосемейных, в кассу пособий для безработных).

В отдельных случаях предпринимателям выплачиваются подъемные. Для безработных, решивших создать собственный бизнес, разработана своя система поддержки. Они освобождаются от налогов уже не на два, а на три года и на год от обязательных социальных выплат в кассы соцстраха. Безработным, ставшим предпринимателями, выдаются специальные книжки, отрывными чеками из которых можно расплачиваться за консультации по менеджменту, юриспруденции, бухгалтерскому учету и т.п. Практически все владельцы малых предприятий могут рассчитывать на получение льготных кредитов, ссуд и субсидий.

Для поддержки средних и малых предприятий во Франции, например, по инициативе министерства экономики и финансов создано французское общество по страхованию капиталов от риска "Софарис", которое берет на себя гарантии-поручительства за кредиты средних и малых предприятий, выдаваемые банками. Если финансовое состояние предприятия внушает доверие этому обществу, то оно дает банку гарантию на 50 - 60% риска капитала; если же предприятие, взявшее кредит под гарантию "Софарис", разорилось и не в состоянии возвратить полученную сумму, то половину или 60% этой суммы погашает данное страховое общество из собственных фондов, которые образуются на акционерной основе с участием частного и, в основном, государственного (более 1 млрд. франков) капитала <11>.

<11> Калинин А.В. Анализ развития и состояние малого и среднего бизнеса в мире // Экономика, предпринимательство и право. 2011. N 4. С. 3 // http://epp.enjournal.net/article/313/.

Германия

Малый бизнес в Германии имеет очень важное экономическое значение, свою специфику и историю развития. В частности, еще в эпоху зарождения капитализма с появлением первых крупных предпринимателей начали создаваться торгово-промышленные палаты, которые явились первыми объединениями и союзами по сотрудничеству в сфере развития производства и торговли. В современной истории торгово-промышленные палаты развились до уровня государственных органов, и теперь каждый предприниматель обязан войти в состав палаты. Ни один правовой акт в Германии, касающийся малого бизнеса, не обходится без одобрения, согласования и утверждения торгово-промышленными палатами. Ассоциация германских торгово-промышленных палат объединяет собой все палаты и представляет интересы предпринимателей на федеральном уровне. Основная задача этой ассоциации - сотрудничество, тесная работа с представителями торгово-промышленных палат стран Европейского союза. Вместе все ассоциации образуют Объединение торгово-промышленных палат Европейского сообщества. В настоящий момент торгово-промышленные палаты Германии участвуют в формировании бюджетов всех уровней, развитии строительства и промышленности, подготовке законопроектов, касающихся регулирования деятельности малых предприятий. Торгово-промышленные палаты имеют большое влияние на все стороны жизни общества, участвуя в заседании местных органов самоуправления, принимая важнейшие социально-экономические решения в области развития страны. Это целая инфраструктура, в которой участвуют и представители СМИ, и консультационные службы. Основная приоритетная задача палат - оказание всяческой поддержки и помощи малому бизнесу Германии.

По мнению экспертов, из всех европейских стран наиболее эффективные программы государственной поддержки малого и среднего бизнеса действуют в Германии. Сегодня там функционирует около 3,3 млн. малых и средних предприятий, создающих до 57% добавленной стоимости в частном секторе и привлекающих 46% инвестиций <12>.

<12> Давыдова Р.Т. Развитие малого предпринимательства в условиях реформирования промышленного комплекса страны в новых экономических условиях (на примере г. Москвы): Монография. М.: НИА-Природа, 2003.

Малый бизнес Германии - один из самых активно развивающихся секторов экономики, которому оказывается поддержка на всех уровнях ветвей власти. Программы содействия развитию малого бизнеса в Германии, как и в ряде развитых стран, предусматривают приоритетную поддержку, прежде всего, наукоемких отраслей производства. Льготное кредитование малого бизнеса со стороны государственных органов финансирования включает в себя следующие направления: кредитование малых и средних предприятий, ориентированных на инновационную деятельность; кредитование проектов, направленных на сохранение и улучшение благоприятной экологической обстановки, связанных с охраной окружающей среды; кредитование малого бизнеса, участвующего в развитии отсталых экономических регионов Германии; кредитование предприятий, занимающихся строительством и решением жилищных проблем; проектное финансирование предприятий, занятых в определенных отраслях, наиболее нуждающихся в коренной модернизации производства.

Правительственным органом, осуществляющим поддержку малого и среднего предпринимательства в Германии, является директорат малого и среднего бизнеса, ремесленничества, услуг и свободных профессий. Среди его программ - "Концепция развития научно-технической политики в отношении предприятий малого и среднего бизнеса" и "Стимулирование сбережений для открытия своего бизнеса". Первая программа обеспечивает финансирование малого и среднего предпринимательства, а вторая способствует запуску стартапов. Контролирует реализацию этих программ специальный государственный орган - Кредитный совет по восстановлению <13>. Специальный государственный орган - Кредитный совет по восстановлению, подчиняющийся непосредственно федеральному правительству, - призван контролировать реализацию вышеуказанных программ и обеспечивать механизмы их выполнения. В рамках реализации федеральных программ предоставляются кредиты для бизнеса на льготных условиях. Данные условия предусматривают низкую процентную ставку (5 - 8%) и длительные сроки кредитования (5 - 15 лет) <14>.

<13> Горькаева О. Господдержка для самых маленьких. Изд. дом Коммерсантъ. Business Guide (Финансирование среднего и малого бизнеса). Приложение. 2012. N 7(138). 10.04.2012. URL: http://www.kommersant.ru/doc/1906270/print.
<14> Там же.

В июле 2006 г. германским правительством была принята программа поддержки малого и среднего предпринимательства (Mittelstandsinitiative), которая включает в себя следующие направления (приведены с учетом изменений на январь 2010 г.): а) расширение финансовых возможностей, создание кредитного посредника; б) мобилизация венчурного капитала для инноваций; в) развитие предпринимательской культуры и преемственности ведения бизнеса; г) усиление инновационной составляющей; д) поддержка начинающих предпринимателей, модернизация профессионального образования и формирование кадрового резерва; е) усиленная поддержка на внешних рынках; ж) реформирование налоговой системы для малого и среднего предпринимательства, создание дополнительных условий развития; з) устранение бюрократических ограничений.

В Германии для обеспечения кредитования малого и среднего предпринимательства по поручению федерального правительства были запущены программы государственным банком KfW Mittelstandsbank. Для долгосрочного финансирования исследования рынка товаров и услуг и проектирования новых видов услуг, продуктов и производственных процессов, а также для освоения этого рынка малыми и средними предприятиями Германии Государственный банк реконструкции и развития экономики KfW предоставляет им кредиты в рамках программы ERP-Innovationsprogramm на льготных условиях и процентах. Программа предназначена для тех предприятий, которые уже действуют на рынке более двух лет. При этом для малых предприятий (согласно критериям ЕС KMU-Definition) дополнительно предлагаются особо выгодные проценты по кредитам. С помощью данной программы финансирования банк KfW оказывает помощь для осуществления проектов исследования, проектирования и инноваций (подпрограмма 1) или помощь для осуществления инвестиций и обеспечения трудовой занятости, а также для оказания консультационных услуг (подпрограмма 2), согласно ст. 15 и 26 Положения Европейского сообщества N 800/2008 Европейской комиссии (Allgemeine Gruppenfreistellungs-verordnung), опубликованного в служебном вестнике ЕС N L214/3 от 09.08.2008. Это обязывает банк KfW и заявителей соблюдать специфические правовые условия для своих проектов <15>.

<15> Малый бизнес в Германии // URL: http://www.kreditbusiness.ru/germany.html.

Федеральное министерство экономики и технологий 1 июля 2008 г. объявило о начале реализации Центральной инновационной программы для малых и средних предприятий (Zentrales Innovationsprogramm Mittelstand, ZIM), рассчитанной на период до конца 2013 г. <16>. В ее рамках малым и средним предприятиям будет оказываться поддержка при реализации инновационных проектов путем создания отраслевых сетей предприятий и научных организаций с целью их успешной кооперации, а также государственной поддержки отдельных инновационных проектов.

<16> Федеральное министерство экономики и технологий. Программа финансирования малых и средних предприятий Германии // Архив полиграфии / EXRUS.eu. N 692.

В заключение отметим следующее. В европейских странах большое значение приобретает малое и среднее предпринимательство, где оно представлено совокупностью многочисленных малых, средних предприятий. Малые предприятия обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволило значительно сократить безработицу в этих странах. Малые предприятия эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители отдельных узлов и малых механизмов и их элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места и роли малых предприятий в экономике общества.

Усенков И. А. Правовое регулирование и государственная поддержка малого бизнеса во Франции // «Концепт». - 2018. - № 7 (июль). - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/183035.htm.

ART 183035 DOI 10.24422/МС1Т0.2018.7.14930 УДК 34.05

Усенков Иван Алексеевич,

магистрант ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный университет», г. Волгоград [email protected]

Правовое регулирование и государственная поддержка малого бизнеса

во Франции

Аннотация. В статье рассмотрены некоторые особенности регулирования и государственной поддержки малого бизнеса во Французской Республике. Выделены ключевые аспекты, обусловливающие успехи развития малого и среднего предпринимательства во Франции. Наиболее значимые из них рассмотрены подробнее. Ключевые слова: малый бизнес, кредитование, кредитный посредник, налогообложение, инновационное предпринимательство.

Раздел: (03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.

Французская Республика - государство с очень сильной демократической традицией, глубоким уважением к правовым институтам. Франция относится к романо-гер-манской правовой семье, являясь одним из наиболее ярких представителей группы римского (романского) права. Экономика Франции органично сочетает как индустриальное развитие, так и сельское хозяйство, благодаря чему страна является одним из мировых лидеров по ВВП. Кроме того, Французская Республика - государство, в котором закрепление его светского характера в главных нормативных актах страны не пустой звук, большинство населения не относит себя к какой бы то ни было религии, в оставшейся доле преобладает католичество.

Малое предпринимательство играет важнейшую роль для экономики Франции, однако оговоримся, что, несмотря на сходство некоторых институтов с российскими, различия в регулировании и поддержке столь существенны, что необходимо понимать не только сущность самих существующих институтов, но и причины и условия их возникновения.

Малые и средние предприятия во Франции сегодня составляют 99% от общего количества, обеспечивают более 50% ВВП страны, а также повсеместно задействованы в деятельности крупных компаний, которые достаточно большое количество собственных задач передают на субподряд малому бизнесу.

При этом сразу оговоримся, что для французского законодательства не типично принятие отдельных законов для конкретных подотраслей или институтов, большинство исследованных нами аспектов государственной поддержки находят свое отражение в кодифицированных актах (гражданский, налоговый кодексы, кодекс интеллектуальной собственности). Прямая поддержка малого бизнеса вообще является негосударственной, а значит, нормативные акты в данной сфере отсутствуют.

На наш взгляд, стоит выделить несколько ключевых направлений регулирования и государственной поддержки малого бизнеса во Франции:

1. Непосредственное содействие государства развитию малых предприятий.

2. Поддержка инновационного малого предпринимательства.

3. Защита прав предпринимателей, включая защиту от недобросовестной конкуренции.

4. Стимулирование малого бизнеса с помощью особых режимов налогообложения.

За последние десятилетия государственное регулирование исследуемого сегмента позволило изменить роль малых предприятий с института, который позволял

научно-методический электронный журнал

ISSN 2Э04-120Х

научно-методический электронный журнал

решить проблему безработицы, на высокоэффективный и инновационный сектор экономики. Во многом подобное стало возможным благодаря тому, что правительство Франции обеспечило планомерный переход от государственной поддержки малого предпринимательства к созданию благоприятной среды для его функционирования, а также оказанию помощи не только при создании предприятия, но и при его развитии.

Министерство экономики, финансов и промышленности в лице входящего в его состав Управления торговыми, ремесленными предприятиями и предприятиями по оказанию услуг является основной государственной структурой, разрабатывающей направления и претворяющей в жизнь конкретные меры по поддержке малого бизнеса.

При этом государственные структуры тесно сотрудничают с иными партнерами и агентами. Кроме того, членство Французской Республики в ВТО обусловливает невозможность прямого субсидирования малых предприятий, в связи с чем созданы такие организации, как OSEO и Coface .

Первая из них, созданная в 2005 г. и оставшаяся без официальной расшифровки, является государственной, обеспечивая поддержку инноваций, финансирование инвестиций и гарантируя малым предприятиям финансирование от банков. Так, она разделяет риски по банковским займам с малыми предприятиями, гарантируя возврат от 40 до 70% банковского финансирования.

При этом мнения о деятельности OSEO довольно неоднозначны. Несмотря на то что она своим существованием обеспечивает предоставление малым предприятиям кредитов от банков, которые в ином случае скорее всего были бы недоступны, большое количество предпринимателей считают себя обманутыми данной структурой. Однако дело здесь скорее не в том, что OSEO действительно обманывает предпринимателей, а в сложности и не всегда высокой прозрачности предоставляемых гарантий и распределения рисков, в связи с чем многие предприниматели, во время экономического подъема взявшие кредиты и понадеявшиеся на OSEO как на панацею от возможного кризиса, в условиях спада экономики разорились и обанкротились.

Coface (Французская компания по гарантиям для международной торговли, 1946 г.) была создана как организация, которая должна решить существующую проблему выхода французских малых предприятий на мировой рынок. Основным инструментом, применяемым Coface, является страхование кредитов, которое призвано покрывать задолженности и неплатежи французских компаний на международном рынке, хотя в целом инструментарий куда более широк. Однако, как и в рассмотренном выше случае, препятствием для применения малыми и средними предприятиями всех возможностей взаимодействия с Coface является сложность и запутанность механизмов, особенно при отсутствии на предприятии специалистов, знакомых с их тонкостями.

Вторым направлением государственной поддержки малого бизнеса во Франции является поддержка развития инноваций. Несмотря на то что положение Франции в сфере инноваций не критично (государство хоть и не является европейским лидером в данной сфере, но сохраняет свои позиции прямо вслед за группой лидеров), с начала XXI в. власти озаботились проблемой внедрения инноваций, в том числе в деятельность малых и средних предприятий.

В 2004 г. был законодательно учрежден статус Молодого инновационного предприятия. Соблюдая ряд следующих критериев:

1) отнесение к малым или средним предприятиям;

2) существование на протяжении не более чем 8 лет;

3) более 15% исследовательских расходов в общей массе расходов;

4) принадлежность физическим лицам более чем на 50%;

5) являться впервые созданным предприятием,

научно-методический электронный журнал

Усенков И. А. Правовое регулирование и государственная поддержка малого бизнеса во Франции // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 7 (июль). - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/183035.htm.

предприятие приобретает данный статус и возможность сократить налоги и отчисления в различные фонды с должностей, требующих высокой квалификации (инженеры, исследователи и прочие). Итоговая экономия в среднем составляет около 10% от фонда оплаты труда .

В 2008 г. принят Закон о модернизации экономики, воспринявший опыт регулирования инновационного предпринимательства в США. Он позволяет инновационным предпринимателям платить налог только как физическое лицо, избегая двойного налогообложения, а также предоставляет прямой доступ к государственным закупкам, позволяя инновационным субъектам малого и среднего предпринимательства получать закупки от государственных учреждений в размере до 15% от их бюджета на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Исследовательский налоговый кредит был введен во французское законодательство еще в 1983 г., однако своего пика его применение достигло в 2011-м, когда Закон о бюджете утвердил возможность финансирования с его помощью до 40% расходов малых и средних предприятий. Кроме того, было установлено, что предприятие имеет право вычитать его суммы из налоговой базы налога на прибыль.

Данные меры позволили сделать Франции качественный рывок в наукоемком производстве, малые и средние предприятия активно нанимают высококвалифицированных специалистов и вкладывают средства с новейшие разработки. В текущем десятилетии Французская Республика в плане научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ стала конкурентоспособна США, причем ряд предприятий Силиконовой долины предпочитают вкладывать деньги в найм именно французских, а не отечественных инженеров. В такой ситуации становление Франции как ведущей европейской страны в сфере инноваций всего лишь вопрос времени, но более всего внушает уважение тот факт, что данный результат достигнут не направлением государственного финансирования в конкретные крупные предприятия, а последовательной реализацией политической воли, направленной на развитие инноваций в малом бизнесе.

Малый бизнес, быстро приспосабливающийся к меняющимся условиям реальности, наиболее уязвим для давления как со стороны других участников рынка, так и со стороны государства. В целях защиты предпринимателей во Франции создана довольно разветвленная система защиты их прав. Так, с 1997 г. помимо защиты в судах во Франции появились возможности защиты прав малого бизнеса в административных органах, которые позволяют:

1) бороться с бюрократией;

2) регулировать рынок с целью защиты граждан;

3) выполнять информационную и коммуникационную функции;

4) осуществлять превенцию нарушений .

Такими органами являются Высший совет агентства Франс-Пресс, совет по конкуренции, банковская комиссия, множество других комиссий: по контролю страхования, безопасности потребителей и другие, а также должность кредитного посредника.

Последний институт является крайне удачным и значимым для французской экономики в целом, и в частности для малого бизнеса. Функциями кредитного посредника являются контроль соблюдения соглашений банков с государством в части соблюдения ими обязательств по кредитованию бизнеса, помощь в разработке вариантов действия предприятия при отказе в кредите, контакт с правительством по поводу наиболее серьезных неразрешенных проблем.

Статистика демонстрирует, что в двух третях случаев обратившееся к посреднику предприятие находит финансирование после отказа. При этом 90% из успешно взаимодействующих с посредником предприятий в итоге смогли преодолеть кризис,

ISSN 2Э04-120Х

научно-методический электронный журнал

Усенков И. А. Правовое регулирование и государственная поддержка малого бизнеса во Франции // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 7 (июль). - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/183035.htm.

тогда как те, которые и после обращения к нему не смогли получить финансирование, обанкротились в течение года.

Успех института посредничества обычно связывают со следующими факторами:

1) профессионализм специалистов, поскольку на данные должности обычно отбирают тех, кто уже имеет опыт работы в различных департаментах, знаком с банковским сообществом, принципами работы кредитных организаций и проблемами малого бизнеса;

2) гарантии, предоставляемые OSEO, позволяющие посредникам вести свою деятельность не с позиции просителей, а с позиции силы;

3) понимание обществом важности данного института, изначальная враждебность по отношению к нему со стороны банков и недоверие социума сменились уважением компетентности и разумности действий посредников .

Последний значимый аспект регулирования и поддержки малого бизнеса во Франции - налогообложение. Малые предприятия, имеющие оборот до 80 000 евро в год, освобождаются от НДС. Предприятия с оборотом до 231 000 евро в год могут перейти на упрощенный режим налогообложения, при котором сдаются только баланс, отчет о прибыли и убытках. Налог на организации во Франции является прогрессивным. Предприятия с годовой прибылью до 38 120 евро облагаются им по ставке 15%, если прибыль превышает указанную сумму, ставка может возрастать до 33,3%. При этом предприятия, впервые созданные в депрессивных регионах, освобождаются от данного налога в первые два года своего существования .

Также для индивидуальных предпринимателей и партнеров товарищества при соблюдении им ряда условия (отнесение к определенным видам бизнеса, ограничение по годовому доходу) существует режим микропредприятий, используя который предприятие может рассчитывать подоходный налог по упрощенной схеме: 71% от выручки, и при этом не платить другие налоги.

По итогам настоящего исследования можно прийти к выводу, что ключевым фактором развития малого бизнеса является заинтересованность государства в его становлении как одного из ключевых сегментов экономики, ее движущей силы. Несмотря на упомянутую тенденцию перехода от поддержки французского государства малых и средних предприятий к созданию благоприятной среды для их становления и развития, по сегодняшний день функционирует большое количество административных ресурсов (например, крайне успешный институт «кредитного посредника»), организаций, напрямую осуществляющих поддержку малому бизнесу, детально разработано законодательство о недобросовестной конкуренции, установлены налоговые льготы.

В таких условиях малый бизнес во Французской Республике имеет не только стабильное настоящее, но и блестящие перспективы будущего, догоняя лидирующие европейские страны в развитии малого бизнеса и инновационного предпринимательства. Ключевым институтом, крайне эффективно проявившим себя во Франции, является институт кредитного посредника. И все же, несмотря на всю его привлекательность, стоит предостеречь от безоглядной имплементации данного института в российское законодательство. Его успешное существование во Французской Республике обусловлено рядом исторических и социальных факторов, которые вряд ли удастся с точностью повторить в Российской Федерации. Уникален и статус кредитных посредников: фактически не являясь государственными служащими и не обладая властными полномочиями, они при поддержке негосударственных организаций имеют возможность разговаривать с позиции равного (а иногда и с позиции силы) даже с самыми крупными банковскими организациями. Воспроизведение института кредитного посредника в российских реалиях может столкнуться с рядом препятствий (начиная с банального недоверия со стороны предпринимателей и заканчивая неопределенностью статуса и властных полномочий).

научно-методический электронный журнал

Усенков И. А. Правовое регулирование и государственная поддержка малого бизнеса во Франции // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 7 (июль). - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/183035.htm.

1. Малюгина А. А. Опыт государственной поддержки малого и среднего бизнеса во Франции: дис. ... канд. экон. наук. - М., 2012. - С. 130.

2. Малюгина А. А. Опыт поддержки малых и средних инновационных предприятий по Франции // Банковские услуги. - 2011. - № 4. - С. 24.

3. Анисимова Ю. М. Предпринимательство в России и Франции. Вопросы эффективности защиты их прав // Вестник магистратуры. - 2016. - № 5-4 (56). - С. 127.

4. Епинина В. С. Зарубежный опыт государственной поддержки малого предпринимательства // Грани познания. - 2016. - № 4(47). - С. 5.

5. Данилькевич М. А. Малый бизнес: критерии и налоговые льготы // Академия бюджета и казначейства Минфина России. Финансовый журнал. - 2010. - № 4. - С. 124.

Graduate Student, Volgograd State University, Volgograd

[email protected]

Legal regulation and state support of small business in France

Abstract. The article deals with some peculiarities of regulation and state support of small business in French

Republic. The key aspects that determine the success of small and medium-sized enterprises in France are

highlighted. The most significant of them are considered in more detail.

Key words: small business, crediting, credit intermediary, taxation, innovative business.

1. Malyugina, A. A. (2012). Opyt gosudarstvennoj podderzhki malogo i srednego biznesa vo Francii: dis.... kand. ehkon. nauk, Moscow, p. 130 (in Russian).

2. Malyugina, A. A. (2011). "Opyt podderzhki malyh i srednih innovacionnyh predpriyatij po Francii", Bankov-skie uslugi, № 4, p. 24 (in Russian).

3. Anisimova, Yu. M. (2016). "Predprinimatel"stvo v Rossii i Francii. Voprosy ehffektivnosti zashchity ih prav", Vestnik magistratury, № 5-4 (56), p. 127 (in Russian).

4. Epinina, V. S. (2016). "Zarubezhnyj opyt gosudarstvennoj podderzhki malogo predprinimatel"stva", Grani poznaniya, № 4(47), p. 5 (in Russian).

5. Danil"kevich, M. A. (2010). "Malyj biznes: kriterii i nalogovye l"goty", Akademiya byudzheta ikaznachejstva Minfina Rossii. Finansovyj zhurnal, № 4, p. 124 (in Russian).

Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 02.05.18 Получена положительная рецензия Received a positive review 21.05.18

Принята к публикации Accepted for publication 21.05.18 Опубликована Published 29.07.18

www.e-koncept.ru

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2018 © Усенков И. А., 2018

Введение

В зарубежных странах поддержка малого предпринимательства со стороны государства является одной из особо значимых функций, так как малые предприятия формируют существенную долю налоговых поступлений в бюджет, поддерживают создание значительной части рабочих мест. При этом в развитых странах государство ставит свою задачу не в том, чтобы поддержать малый бизнес любой ценой или для передачи им финансовые, материальные и иные ресурсы, а в том, чтобы создать правовые, экономические и организационные условия для их функционирования в высоко конкурентной рыночной среде.

Малые и средние предприятия становятся особо важным ключевым звеном в структуре общественного воспроизводственного процесса, без которого нереально обеспечить успешное социально-экономическое развитие общества и рост эффективности производства. Развитие малого предпринимательства отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетающей разные формы собственности и адекватной им модели хозяйствования, в которой реализуется синтез конкурентного и рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства.

За прошедшие десятилетия наглядно видно, что малый бизнес активно внедряется в инновационный процесс. Кроме того, малый бизнес способствует формированию среднего класса, составляющего в мировой хозяйственной системе значительную часть экономически активного населения. Именно с развитием функций малого и среднего бизнеса связано возрастание его роли в экономике ведущих западных стран.

Так как именно инновационная экономика, ядро которой составляют конкурентоспособный малый и средний бизнес, обеспечивает экономическое развитие и достойное представительство страны на мировых рынках, в развитых странах особое внимание уделяется инфраструктуре поддержки, которая должна быть способна оказать квалифицированную помощь всем тем предприятиям, которые могут успешно внедрять новшества и действовать на международных рынках.

Предпринимательство во Франции

Так, например, во Франции, где малое производство исторически занимает наиболее важное место в экономической системе, а инфраструктура поддержки формировалась в ходе их развития и менялась вслед за их потребностями, высока роль государства, которое традиционно играет большую роль в экономике страны и ее регулировании.

Являясь одной из самых прогрессирующих стран Европейского союза, Франция в процессе своего экономического развития выработала множество средств и методов создания правовых, экономических, финансовых и организационных условия для успешного функционирования малого бизнеса в высоко конкурентной рыночной среде. Инфраструктура поддержки данного сектора экономики создавалась во Франции десятилетиями и имеет множество сильных сторон.

Во Франции около половины предприятий относятся к малому бизнесу. Всего же в стране в настоящее время насчитывается более 3 млн. малых предприятий. Для малого предпринимательства Франции характерны крепкие связи с крупными компаниями. Когда-то из многопрофильных фирм выделялись подразделения, которые преобразовывались в дочерние или независимые малые бизнесы. Сейчас же многие малые компании продолжают группироваться вокруг крупных в качестве субподрядчиков: поставщиков комплектующих, технических, ремонтных услуг.

Объединение французских предприятий MEDEF (Mouvement des Entreprises de France) было создано в 1998 году для того, чтобы защитить на национальном уровне интересы предприятий, относящихся к различным отраслям промышленности, торговли и сферы услуг. В настоящее время MEDEF - самая влиятельная организация предпринимателей Франции. В ее состав входит, в том числе Общая конфедерация малых и средних предприятий Франции CGPME, в ряды которой, в свою очередь, входят 820 тыс. предпринимателей. Отдельное подразделение MEDEF - MEDEF International координирует, представляет и продвигает интересы французских предпринимателей на зарубежных рынках. С 2005 года MEDEF возглавляет Лоренс Паризо (Laurence Parisot), которую относят к числу самых влиятельных женщин во Франции.

Важную роль в поддержке малых предприятий играет государственная организация OSEO, в 2005 году объединившая Французское Национальное инновационное агентство ANVAR, Банк развития малого и среднего бизнеса BDPME и Французское общество страхования капиталов Sofaris. OSEO финансирует малые инновационные проекты. Организация также выступает гарантом-поручителем по кредитам, выданным малым и средним предприятиям банками-партнерами. Банки в данном случае тоже несут определенные риски за предоставленный кредит, так как гарантия покрывает лишь его часть - около 40%. Гарантия может достигать и 70% от суммы кредита, если речь идет об очень рискованном этапе жизни малого предприятия - моменте его создания. Система господдержки эффективно работает во Франции уже 25 лет, принося государству доход в виде налогов благополучно развивающихся малых предприятий и растущего количества рабочих мест, обеспечиваемых ими.

Также во Франции особую значимую роль имеет Ассоциация содействию развития промышленности (APRODI), созданная при министерстве промышленности и торговли и занимается поддержкой и обучением сотрудников малых предприятий. При этом все расходы на обучение, связанные с подготовкой кадров, государство старается брать на себя. Также существует специальная картотека, куда могут обратиться представители малого бизнеса и заручиться поддержкой найденного партнера.

Так как малые предприятия играют особо ключевую роль в создании новых рабочих мест, поддержка малого бизнеса является одной из приоритетных задач французского Правительства. Государственная политика стимулирования малого бизнеса включает предоставление налоговых льгот, систему гарантирования кредитов, создание бизнес-инкубаторов, минимизацию бюрократических процедур, обеспечение доступной системы обучения и повышения квалификации предпринимателей.

Французское налоговое законодательство предусматривает применение режима упрощенных и вмененных налогов для малых предприятий. Малые предприятия, имеющие статус юридического лица и принадлежащие физическим лицам, уплачивают налог на доходы по ставке 19%, в отличие от стандартной ставки 33%. Эти предприятия уплачивают НДС, но не ежемесячно, как остальные, а ежеквартально. Вновь созданные малые предприятия на 2 года освобождаются от налога на акционерные общества и от местных налогов. Предприниматели уплачивают по сниженной ставке подоходный налог и налог с инвестируемой части прибыли. На предпринимателей, решивших открыть свой бизнес в дотационных регионах, распространяются льготы, вплоть до освобождения от выплат в фонды социального обеспечения. Малые инновационные предприятия в течение первых 2 лет работы полностью освобождаются от налога на доходы, и, только начиная с 6 года существования, выплачивают этот налог в полной мере. Если открыть собственный бизнес во Франции решает безработный, то система бонусов еще существеннее. Освобождение от налогов продлевается на три года вместо двух, также бесплатно предоставляются консультации специалистов по бухгалтерскому учету, менеджменту, юридическим вопросам. Выдаются льготные кредиты и субсидии, чтобы купить готовый бизнес во Франции. Для предприятий, которым угрожает банкротство, разработана система мер по его предотвращению. Для этого даже создано специальное агентство, которое оказывает консультационные услуги бизнесменам, либо выкупает фирму в государственную собственность. В каждом регионе Франции расположены свободные экономические зоны, в которых условия для ведения бизнеса оптимальны. Кроме этого муниципальные и частные фонды занимаются всесторонней поддержкой малого предпринимательства, и получают за это льготы по уплате налогов.

Во Франции банки имеют обязательство перед государством сообщать обо всех крупных переводах за пределы страны и о сделках с недвижимостью. В случае нарушения законодательства осуществляется уголовный контроль, цель которого выявление финансовых махинаций. Штрафы, предусмотренные для особо злостных нарушителей закона, недоплативших в бюджет значительные суммы налогов, являются жесткой мерой наказания и составляют 40 тысяч евро и тюремное заключение сроком на 5 лет.

Государственная программа, поддерживающая частный бизнес во Франции, привела к стремительному росту количества частных фирм. Более того, мелкий бизнес оказывает достаточно конкурентоспособные услуги, производство оснащено современным оборудованием, используются новейшие технологии и материалы. Для сравнения, еще 20-30 лет назад открыть свое дело могли единицы, при этом о покупке нового оборудования не шло речи. Максимум, что мог себе позволить владелец небольшого предприятия, это списанные устаревшие станки. Сейчас широкое распространение получили комбинированные предприятия по оказанию услуг. Так небольшой частный магазин может иметь пекарню и кафе, бензоколонка включает маленький магазинчик. Сейчас купить бизнес во Франции, значит быть уважаемым человеком, особенно в глубинке, где уровень безработицы наиболее высок. Авторитет хозяев мелких лавочек, автозаправок или парикмахерских столь высок, что они могут влиять на мнения и предпочтения жителей во время выборов.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш бизнес - От идеи до реализации
Учитывается или нет данная публикация в РИНЦ. Некоторые категории публикаций (например, статьи в реферативных, научно-популярных, информационных журналах) могут быть размещены на платформе сайт, но не учитываются в РИНЦ. Также не учитываются статьи в журналах и сборниках, исключенных из РИНЦ за нарушение научной и издательской этики."> Входит в РИНЦ ® : да Число цитирований данной публикации из публикаций, входящих в РИНЦ. Сама публикация при этом может и не входить в РИНЦ. Для сборников статей и книг, индексируемых в РИНЦ на уровне отдельных глав, указывается суммарное число цитирований всех статей (глав) и сборника (книги) в целом."> Цитирований в РИНЦ ® : 0
Входит или нет данная публикация в ядро РИНЦ. Ядро РИНЦ включает все статьи, опубликованные в журналах, индексируемых в базах данных Web of Science Core Collection, Scopus или Russian Science Citation Index (RSCI)."> Входит в ядро РИНЦ ® : нет Число цитирований данной публикации из публикаций, входящих в ядро РИНЦ. Сама публикация при этом может не входить в ядро РИНЦ. Для сборников статей и книг, индексируемых в РИНЦ на уровне отдельных глав, указывается суммарное число цитирований всех статей (глав) и сборника (книги) в целом."> Цитирований из ядра РИНЦ ® : 0
Цитируемость, нормализованная по журналу, рассчитывается путем деления числа цитирований, полученных данной статьей, на среднее число цитирований, полученных статьями такого же типа в этом же журнале, опубликованных в этом же году. Показывает, насколько уровень данной статьи выше или ниже среднего уровня статей журнала, в котором она опубликована. Рассчитывается, если для журнала в РИНЦ есть полный набор выпусков за данный год. Для статей текущего года показатель не рассчитывается."> Норм. цитируемость по журналу: 0 Пятилетний импакт-фактор журнала, в котором была опубликована статья, за 2018 год."> Импакт-фактор журнала в РИНЦ:
Цитируемость, нормализованная по тематическому направлению, рассчитывается путем деления числа цитирований, полученных данной публикацией, на среднее число цитирований, полученных публикациями такого же типа этого же тематического направления, изданных в этом же году. Показывает, насколько уровень данной публикации выше или ниже среднего уровня других публикаций в этой же области науки. Для публикаций текущего года показатель не рассчитывается."> Норм. цитируемость по направлению: 0