Ваш бизнес - От идеи до реализации

Соответствующий стандартам Североатлантического альянса. Переоборудованием полигона, расположенного всего в нескольких десятках километров от границ Калининградской области, сейчас занимается инженерное подразделение ВВС США Red Horse совместно с литовскими коллегами.

Напомним, о планах Вильнюса восстановить пять военных полигонов, доставшихся Литве от Советского Союза, стало известно в 2016 году. К 2020 году литовские власти намерены полностью перестроить тренировочные объекты в окрестностях пяти населённых пунктов: Пабраде, Гайжюнай, Кайряй, Казлу-Руда и Роке.

Работы по модернизации полигона Казлу-Руда начались в прошлом году.

Хотя Литва не располагает современными истребителями и бомбардировщиками, с осени этого года авиаполигон будет использоваться по линии НАТО для отработки ударов по наземным целям с воздуха.

Работы по перестройке полигона финансируются по линии European Reassurance Initiative — американской программы, направленной на расширение военного присутствия США в Европе. Этот полигон станет единственным объектом такого типа на территории Прибалтики. Как заявил ранее вице-министр национальной обороны Литвы Гедримас Еглинскас, завершение данного проекта внесёт вклад в политику сдерживания.

  • Стратегический бомбардировщик B-52H
  • U.S. Air Force

Следует отметить, что учения ВВС США в этом районе уже проходили — в январе 2018 года здесь, к примеру, производились учебные полёты американских стратегических бомбардировщиков B-52H, способных нести ядерное оружие. Как заявило тогда посольство США в Литве, учения были призваны продемонстрировать «твёрдость намерений» Вашингтона в обеспечении безопасности Балтийского региона.

Пентагон проводит учения с участием стратегической авиации непосредственно у российских границ, однако, если бы Россия прибегла к подобным шагам, это было бы расценено США как «агрессия», уверены эксперты.

Так, плановый полёт российских стратегических сверхзвуковых бомбардировщиков Ту-16 над Северным морем в январе 2018 года в НАТО назвали «формой устрашения или провокации» — об этом заявил министр обороны Нидерландов Анк Бэйлевелд. Тогда для сопровождения российских самолётов в воздух были подняты истребители сразу двух стран: Eurofighter Typhoon ВВС Великобритании и F-16 ВВС Бельгии. Комментируя инцидент, в российском оборонном ведомстве отметили, что полёт проводился в плановом режиме над нейтральными водами без нарушения воздушных границ других стран.

Зато страны альянса не стесняются прибегать к провокациям в воздухе — именно так охарактеризовали эксперты прошлогодний случай, когда натовский истребитель F-16 над Балтийским морем пытался приблизиться к российскому самолёту, на борту которого находился министр обороны Сергей Шойгу.

Чтобы отогнать американский самолёт, пилоту российского Су-27 пришлось даже качнуть корпусом так, чтобы продемонстрировать своё вооружение. По мнению экспертов, в том, что Запад прибегает к двойным стандартам, когда речь заходит о западных границах России, нет ничего странного — именно этому району в НАТО придают особое стратегическое значение.

Восточный вектор

Эксперты напоминают, что к странам Восточной Европы и Прибалтики внимание Вашингтона приковано давно. После того как в 2002 году США вышли из Договора об ограничении средств противоракетной обороны, Пентагон начал приближать свою систему ПРО к российским рубежам на востоке Европы. Формально власти США заявляли, что эти шаги не направлены против России, а предназначены для сдерживания Ирана и КНДР.

Однако в 2014 году Вашингтон уже перестал скрывать свои намерения: администрация Барака Обамы представила «Европейскую инициативу перестраховки» (European Reassurance Initiative) — программу по усилению присутствия США в Европе в качестве «противодействия провокационным вооружённым действиям России на Украине», а также помощи странам, потенциально подверженным «российской угрозе».

В рамках «противодействия России» непосредственно на границах с Прибалтикой и Польшей НАТО регулярно проводит многочисленные военные манёвры. Только за прошлый год в этом районе прошло порядка 16 военных учений. При этом военная активность альянса началась ещё до украинских событий и вхождения Крыма в состав России. Так, в 2013 году Александр Грушко, занимавший на тот момент должность постпреда РФ при НАТО, комментируя учения Steadfast Jazz 2013, отметил, что манёвры на польской и прибалтийской территориях проводились «по канонам холодной войны».

В 2016 году государства — члены НАТО договорились разместить в странах Балтии и Польше четыре многонациональных батальона, действующих на ротационной основе. Численность каждого подразделения должна составлять порядка 1000 военнослужащих. В командовании НАТО это решение объяснили тем, что с российской стороны границ находится крупная военная группировка.

Однако по сведениям российского Минобороны, фактическая численность восточных батальонов НАТО может заметно отличаться от номинальной. Как пояснили ранее в российском ведомстве, альянс стягивает в эти районы большое количество бронетехники. Только в январе 2017 года в Европу из США были перекинуты сотни армейских машин, включая танки и артиллерию.

  • Cаммит НАТО в Брюсселе
  • Reuters
  • Francois Lenoir

Сейчас большое внимание НАТО уделяет наращиванию транспортной инфраструктуры для переброски войск к восточным границам Евросоюза. Основной проблемой для альянса становится преодоление государственных границ внутри ЕС — военным приходится подолгу ждать, пока местные власти позволят военным грузам и личному составу продолжить движение. Бюрократические проволочки сильно тормозят переброску армейских сил. К примеру, чтобы вернуть военную технику из Грузии в Германию после учений в прошлом году НАТО потребовался не один месяц. Для решения этой проблемы в начале 2018 года министры стран — членов НАТО договорились создать в Европе — зону свободного перемещения военных грузов и личного состава.

Как подчеркнул в интервью RT руководитель сектора проблем региональной безопасности Центра военно-политических исследований РИСИ Сергей Ермаков, все эти военные приготовления оправдываются необходимостью противостоять «российской угрозе», миф о которой давно раскручивается в альянсе.

«Благодаря этой легенде не только цементируется НАТО, но и выделяются дополнительные средства. Страны Балтии в этой схеме играют важную роль, подогревая тревожные настроения, и это играет на руку США», — пояснил эксперт.

Говоря о мотивации властей Литвы, Эстонии и Латвии, заведующий кафедрой политологии и социологии РЭУ им. Г.В. Плеханова Андрей Кошкин отметил, что сейчас они позиционируют себя как «форпост сдерживания России» и готовы на любые меры, чтобы заручиться поддержкой США.

«С помощью такой политики данные страны надеются доказать свою нужность, рассчитывая получить на этой волне какие-то экономические преференции», — считает Кошкин.

Наращивание контрвозможностей

Окрестности города Казлу-Руда были выбраны НАТО для создания опорного авиаполигона неслучайно, считают эксперты. Дело в том, что неподалёку от этого района расположен Сувалкский коридор — так военные узкую полоску земли, отделяющую Калининградскую область от территорий Белоруссии — военного союзника Москвы. В НАТО считают, что в случае военного конфликта Россия постарается в первую очередь занять именно этот район, чтобы прервать сообщение между странами Прибалтики с основной группировкой НАТО, а также обеспечить прямой коридор до российского эксклава.

  • Развёртывание оперативно-тактического ракетного комплекса «Искандер-М»
  • РИА Новости
  • Павел Лисицын

Преимущество в данном случае будет на российской стороне, так как этот район находится в зоне досягаемости дислоцированных в Калининградской области зенитно-ракетных комплексов. Напомним, небо над эксклавом защищают РЛС системы раннего предупреждения о ракетном нападении типа «Воронеж-ДМ», которые позволяют отслеживать ракетные запуски на территории всей Европы и за её пределами, а также ЗРК С-400. Кроме того, в Калининградскую область ранее были переброшены ОТРК «Искандер» — на этот шаг Москва пошла в ответ на расширение американской системы ПРО в Европе.

По мнению Сергея Ермакова, в НАТО понимают, что Россия способна блокировать активность альянса по ряду направлений. Для того чтобы решить именно эту задачу, альянс сейчас и наращивает контрвозможности на ключевых участках, и это не оборонительная, а наступательная активность.

«На самом деле полигон Казлу-Руда нужен для того, чтобы в случае необходимости нанести удары по российским системам ПВО, дислоцированным в Калининградской области и способным остановить наступление НАТО. Конечно, вместе с запуском авиаполигона альянс вынужден параллельно расширять в этом районе свои системы противовоздушной защиты», — пояснил эксперт.

О том, что Россия располагает преимуществом в воздухе в районе Сувалкского коридора, ещё в 2016 году заявил журналистам экс-командующий силами НАТО в Европе, американский генерал Уэсли Кларк. По его словам, прибалтийские страны не располагают современными средствами ЗРК, а также новыми военными самолётами и ранее уже обращались к альянсу с просьбами разместить в регионе свои системы противовоздушной обороны.

Страны — члены НАТО прислушались к этим просьбам, и во время июльского саммита альянса было решено усилить противовоздушную оборону Прибалтики. Планируется, что системы ПРО будут размещаться в Литве, Латвии и Эстонии на ротационной основе.

По мнению экспертов, решение Вашингтона разместить единственный в Прибалтике авиаполигон именно в Казлу-Руда обусловлено не только сугубо тактическими, но и политическими соображениями.

«По большому счёту расширение нужно альянсу не столько для того, чтобы начать реальную войну, сколько для того, чтобы оказывать политическое давление на Москву», — уверен Сергей Ермаков.

Это мнение разделяет и генерал-лейтенант запаса, заместитель главнокомандующего ВВС России в 2003—2007 годах по вопросам объединённой системы ПВО государств — участников СНГ Айтеч Бижев. Как пояснил эксперт в интервью RT, альянс, размещая этот авиаполигон вблизи российской границы, хочет таким образом «поиграть на нервах Москвы, ещё больше взвинтив напряжённость в этом районе».

Аналогичной точки зрения придерживается и Андрей Кошкин.

«Дело не в том, что НАТО напрямую планирует военный конфликт с Россией. Скорее, решение о размещении авиаполигона в районе Казлу-Руда было принято именно из провокационных соображений», — подвёл итог эксперт.

Авиация и ядерные испытания Куликов Серафим Михайлович

2. 71-й полигон ВВС

2. 71-й полигон ВВС

Организация полигона

При выборе месторасположения полигона рассматривалось несколько вариантов, в том числе были предложения разместить полигон поблизости от места разработки и изготовления атомной бомбы, невдалеке от Сарова. Однако по условиям безопасности и другим соображениям этот вариант не был одобрен.

Окончательным местом для 71-го полигона был определен р-н пос. Багерово на Керченском п-ове в Крыму. Полигон был расположен в 14 км от Керчи на месте действовавшего здесь во время войны полевого аэродрома. В этом районе преобладало значительное количество солнечных дней, что было существенно для обеспечения визуального наблюдения за испытываемыми объектами при траекторных измерениях. При этом учитывалось обеспечение безопасности испытаний и соблюдение режимных условий, а также возможность отчуждения для полигона значительной территории. Восточная граница полигона от пос. Багерово выходила к Азовскому морю в р-не Чокракского оз., а западная - к Казантипскому заливу. На отведенной территории все бывшие аэродромные сооружения и взлетно-посадочная полоса были разрушены, жилой фонд отсутствовал. К этому следует добавить, что в районе будущего гарнизона не было дорог, источников водоснабжения, отсутствовала линия электропередачи.

Приказ главкома ВВС о формировании 71-го полигона как воинской части 93851 с его штатной структурой был подписан 10 ноября 1947 г. Начальником полигона был назначен энергичный, обладающий опытом руководства большими коллективами и ведения боевых операций генерал-майор авиации, Герой Советского Союза Комаров Георгий Осипович.

В состав руководства полигона вместе с генерал-майором Комаровым Г.О. вошли:

Заместитель начальника полигона по научно-испытательной части инженер-полковник Чернорез Виктор Андреевич;

Начальник штаба генерал-майор Факов Яков Андреевич, которого вскоре сменил полковник Урюпин Василий Иванович; после Урюпина В.И. штаб возглавлял генерал-майор авиации Шапошников Александр Иванович;

Начальник политического отдела полковник Душин Александр Дмитриевич, а с 1954 г. - генерал-майор Петленко Александр Дорми - донтович.

На долю руководства полигона выпала необычайно сложная и ответственная задача по строительству необходимых производственно-служебных сооружений, созданию казарменного и жилого фонда для личного состава и других объектов. Необходимо было уже со следующего 1948 г. приступить к летным испытаниям разрабатываемых изделий.

К первоочередным объектам строительства относились:

Сооружение взлетно-посадочной полосы, стоянки для самолетов и командного пункта управления полетами;

Приспособление оставшихся полуразрушенных сооружений и строительство вновь лабораторно-испытательных объектов для проведения наземных испытаний изделий и подготовки их к летным испытаниям при сбрасывании с самолетов;

Строительство цели для бомбометания и пунктов внешнетраекторных измерений;

Прокладка от ближайшей станции железнодорожных путей к разгрузочной рампе и складам горюче-смазочных материалов.

Параллельно с этим велось строительство казарм, жилья, объектов соцкультбыта, электро - и водоснабжения и отопления гарнизона. Со стороны ВВС, МО и других ведомств проявлялась всесторонняя помощь в строительстве и обеспечении гарнизона необходимым оборудованием при строжайшем контроле сроков введения объектов в строй. Темпы работ, их организация с позиций настоящего времени кажутся невероятными. Для выполнения строительных работ к полигону вначале был придан строительный батальон, который был затем заменен на мощную оснащенную техникой и специалистами строительную бригаду. Все это позволило, как и планировалось, в 1948 г. приступить к летным испытаниям изделий. Вначале полеты выполнялись с взлетно-посадочной полосы, покрытой металлическими плитами. Строительство этой полосы в срочном порядке было выполнено как внеочередное. В последующем была сооружена взлетно-посадочная полоса с железобетонным покрытием и созданы соответствующие аэродромные системы, обеспечивающие полеты в дневных и ночных условиях всех существовавших и проектировавшихся в то время самолетов. Построены и введены в строй лаборатории и измерительные пункты с оснащением их по тому времени совершенным оборудованием. В сравнительно короткое время казарменная и жилая зоны городка были благоустроены. Решены проблемы электро-, водо - и теплоснабжения, проблемы канализации. Построены солдатский клуб и гарнизонный Дом офицеров на 620 мест, две гостиницы, госпиталь и поликлиника, четыре магазина, образцовая средняя школа, детский сад, пионерский лагерь на 200 мест. Жилищное строительство было доведено до уровня обеспечения жилплощадью на одного человека не менее 9 м 2 . Городок радовал чистотой и порядком, благоустройством дорог и зелеными насаждениями.

Как и на аналогичных объектах, связанных с реализацией атомного проекта, в гарнизоне осуществлялся строгий отбор кадров, были ограждены служебная и жилая зоны с введением особого пропускного режима. В первые годы действовали ограничения по переписке, проживанию членов семей как в гарнизоне, так и близлежащих поселках и г. Керчи.

Из книги Скандинавия с черного хода. Записки разведчика: от серьезного до курьезного [Другая редакция] автора Григорьев Борис Николаевич

Полигон для науки Здесь было место воспитанья, Был дом науки и добра. М. А. Дмитриев Рано утром морозный воздух раскалывается в мотоциклетном треске «Бурана», и обитатели «замка Иф», просыпаясь в сумраке своих комнат-келий, по привычке думают:- Это Борис Иванович поехал

Из книги Коррупция в Политбюро: Дело «красного узбека» автора Раззаков Федор

Глава 22 Азербайджанский полигон Смена рулевого в закавказской республике произошла в середине июля 1969 года: от власти был остранен Вели Ахундов, который пришел к руководству Азербайджаном в один год с Рашидовым (правда, на несколько месяцев позже – летом 1959 года).

Из книги 108 минут, изменившие мир автора Первушин Антон Иванович

Глава 25 Грузинский полигон После того, как в 1970 году Рашидов заметно ослабил позиции «ташкентцев» и укрепил свое положение в верхних эшелонах власти Узбекистана, наступила относительная стабильность. И юбилейный 1972 год (год 50-летия образования СССР, который отмечался в

Из книги Авиация и ядерные испытания автора Куликов Серафим Михайлович

2.1 Новый полигон Испытательные запуски первых советских баллистических ракет проводились на полигоне Капустин Яр в Астраханской области. Однако для многоступенчатой ракеты с дальностью полета 8000 км этот полигон не годился. Дело в том, что трасса полета проходила в

Из книги автора

2. 71-й полигон ВВС Организация полигона При выборе месторасположения полигона рассматривалось несколько вариантов, в том числе были предложения разместить полигон поблизости от места разработки и изготовления атомной бомбы, невдалеке от Сарова. Однако по условиям

Из книги автора

Перебазирование авиагруппы 71-го полигона на Семипалатинский полигон и проведение воздушных ядерных испытаний В работах на Семипалатинском полигоне планировалось использовать 24 самолета различных типов, в том числе:по 2 самолета-носителя Ту-16 и Ил-28;по 2

В посёлке Багерово, что в четырнадцати километрах от Керчи, уже и не помнят военных авиаторов, базировавшихся тут в филиале Ворошиловградского высшего военного авиационного училища штурманов. А в войну тут был полевой аэродром. Советский, потом немецкий, потом снова советский.


Более шестидесяти лет назад здесь был образован полигон по испытаниям авиационных компонентов ядерного щита, просуществовавший до начала семидесятых годов прошлого «атомного века».

Ряд его тайн сохранён и по сей день, но всё же многое открылось в последнее время. В частности, в редкой книге бывшего заместителя начальника полигона С. М. Куликова «Авиация и ядерные испытания», изданной в Москве несколько лет назад.

А ещё я записал воспоминания ветеранов, которых осталось совсем немного.

Решение о создании 71-го полигона ВВС для авиационного обеспечения ядерных испытаний было принято Центральным Комитетом КПСС и Советом министров СССР 21 августа 1947 года.

Долго выбирали место для полигона из соображений безопасности, окончательным определили посёлок Багерово , где во время войны был полевой аэродром. Здесь, по статистике, много солнечных дней, что существенно для обеспечения визуального наблюдения за испытываемыми объектами при траекторных измерениях. При этом учитывались безопасность испытаний и соблюдение режимных условий, а также возможность отчуждения для полигона значительной территории.

Восточная граница полигона от Багерово выходила к Азовскому морю в районе Чокракского озера , а западная — к Казантипскому заливу. На отведённой площади все бывшие аэродромные сооружения и взлётно-посадочная полоса были разрушены, жилой фонд отсутствовал. В месте дислокации будущего гарнизона не было дорог, источников водоснабжения, линии электропередачи.

Приказ главкома ВВС о формировании 71-го полигона как воинской части № 93851 с его штатной структурой был подписан 10 ноября 1947 года. Начальником полигона назначили энергичного, обладающего опытом руководства большими коллективами и ведения боевых операций генерал-майора авиации, Героя Советского Союза Георгия Осиповича Комарова.

На долю руководства полигона выпала необычайно сложная и ответственная задача по строительству производственно-служебных сооружений, созданию казарменного и жилого фонда для личного состава и других объектов. Необходимо было уже со следующего года приступить к лётным испытаниям разрабатываемых изделий.

Темпы работ, их организация с позиции нынешнего времени кажутся невероятными. Для выполнения строительных работ полигону вначале был придан строительный батальон, который был затем заменён строительной бригадой, оснащённой техникой и специалистами. Всё это позволило, как и планировалось, своевременно приступить к лётным испытаниям изделий. Вначале полёты выполнялись с взлётно-посадочной полосы, покрытой металлическими плитами. Строительство её было выполнено как внеочередное.

В последующем была уложена взлётно-посадочная полоса с железобетонным покрытием и созданы соответствующие аэродромные системы, обеспечивающие полёты в дневных и ночных условиях всех существовавших и проектировавшихся в то время самолётов. Вошли в строй лаборатории и измерительные пункты, оснащённые совершенным по тому времени оборудованием. За сравнительно короткое время казарменная и жилая зоны городка были благоустроены. Решены проблемы электроподачи, водо- и теплоснабжения, канализации. Построили жилые дома, солдатский клуб и гарнизонный Дом офицеров, две гостиницы, госпиталь и поликлинику, четыре магазина, образцовую среднюю школу, детский сад, пионерский лагерь. Городок радовал чистотой и порядком, благоустройством дорог и зелёными насаждениями.

На полигоне были штаб, лётно-испытательная часть в составе трёх авиационных полков и непосредственно связанная с нею инженерно-авиационная служба, научно-испытательная часть с лабораториями и отделами, службы тылового обеспечения.

В лётно-испытательную часть входили 35-й бомбардировочный полк, 513-й истребительный и 647-й смешанный авиационный специального обеспечения.

В составе 35-го бомбардировочного авиационного полка (БАП) были самолёты Ту-4, а затем Ту-16, Ту-95, ЗМ, Ил-28, Бе-12, Су-7Б. Поступавшие в полк самолёты, как правило, были оснащены дополнительным специальным и испытательным оборудованием. Они подвергались аттестованию и по его результатам в последующем использовались на ядерных испытаниях в качестве самолётов-носителей и самолётов-лабораторий.


На вооружении 513-го истребительного авиационного полка (ИАП) были самолёты-истребители Ла-9, МиГ-15, а затем МиГ-17. Они предназначались для выполнения задач по сопровождению и охране самолётов-носителей при полётах с изделиями на базе 71-го полигона ВВС, а также на Семипалатинском полигоне при полётах самолётов-носителей с испытываемыми образцами ядерного оружия.


При выполнении полётов самолёты-истребители снаряжались полным боекомплектом стрелково-пушечного вооружения. Им предписывалось применять это оружие вплоть до поражения для предотвращения умышленных уходов самолётов-носителей за пределы оговоренных заданием зон.

В 647-й смешанный авиационный полк специального обеспечения (САПСО) входили самолёты и вертолёты различных типов (По-2, Як-12, Ли-2, Ил-14, Ил-28, Як-25, Ан-8, Ан-12, Ан-24, Ми-6). Они предназначались для отбора радиоактивных продуктов из облака ядерного взрыва, проведения воздушных фото- и киносъёмок различных этапов ядерных испытаний, отработки и испытания ядерных авиационных бомб, для связи и транспортирования грузов.

Инженерно-авиационной службе одновременно приходилось обслуживать более десятка типов самолётов; при этом, кроме самолётов истребительного авиаполка, практически все остальные являлись уникальными, не соответствовавшими по своему оснащению однотипным самолётам.

Структура научно-испытательной части с самого начала деятельности полигона была представлена тематическими подразделениями, лабораториями и отделами, определённым образом связанными с предстоящими направлениями научно-испытательных работ: отдел испытаний ядерных авиационных бомб, отдел испытаний специальных боевых частей авиационных ракет, отдел испытаний самолётов, отдел самолётных измерений, отдел испытаний средств эксплуатации, временного хранения и подготовки изделий к применению, отдел по средствам отбора радиоактивных продуктов из облака ядерного взрыва и дезактивации самолётов, лаборатория механических и климатических испытаний.

Полигон часто посещали заместитель министра обороны — главнокомандующий ВВС К. Вершинин, начальник Главного штаба ВВС С. Руденко, командующий дальней авиацией А. Новиков, представители Минсредмаша Б. Ванников, В. Малышев, В. Рябиков, Н. Павлов.

Весьма плодотворными были контакты с руководством конструкторских бюро, учёными и разработчиками ядерного оружия, часто посещавшими полигон, П. Зерновым, Ю. Харитоном, Н. Духовым, К. Щёлкиным, В. Алфёровым, А. Александровым и многими другими творцами советского ядерного щита.

С 1949-го по 1962 год 71-й полигон участвовал в ста семидесяти восьми ядерных испытаниях: в том числе на Семипалатинском полигоне — в девяноста четырёх, на Новоземельском — в восьмидесяти трёх и в одном на войсковых учениях в Оренбургской области. За проявленный героизм и мужество при проведении воздушных ядерных испытаний четырём лётчикам-испытателям присвоены звания Героя Советского Союза, а начальнику полигона генерал-лейтенанту Виктору Андреевичу Чернорезу «за умелое руководство работой по освоению боевой техники» присвоено звание Героя Социалистического Труда.

За проявленный героизм и мужество при выполнении испытательных полётов при испытаниях авиационного ракетного ядерного комплекса «Комета» лётчикам-испытателям С. Анохину и В. Павлову присвоены звания Героя Советского Союза, а лётчику-испытателю дважды Герою Советского Союза Амет-хану Султану за «Комету» в 1953 году присуждена Государственная премия СССР. За заслуги при выполнении заданий обеспечения ядерных испытаний 281 представитель 71-го полигона ВВС награждён орденами и медалями Советского Союза.

В 1962 году СССР подписал договор о прекращении испытаний ядерного оружия на земле, в море и воздухе. И в 1972 году 71-й полигон прекратил своё существование как самостоятельная организация и по директиве Генерального штаба был реорганизован в 10-е управление при 8-м государственном Научно-исследовательском институте ВВС с дислокацией в Ахтубинске Астраханской области.

Так закончилась история крымского «атомного полигона». Ядерные бомбы никогда на нём не испытывались, хотя легенд среди местных жителей ходило много: то об оторвавшейся атомной бомбе, то о сбросе в Азов «чего-то тайного»...

Проблема ядерного могильника в Караларской степи есть, ибо в нём ещё хранятся детали самолётов, принимавших участие в испытаниях ядерного оружия.

Увы, почти не осталось в Крыму свидетелей тех лет, мужественных лётчиков и умнейших инженеров. И вот один мой знакомый из Керчи, бывший офицер ВВС, вдруг сообщил, что в его доме в соседнем подъезде живёт бывший лётчик-атомщик. Я всё бросил и поехал в Керчь...

Подполковник П. Скуратовский

Основными ракетно-испытательными объектами Тихоокеанской зоны являются: Западный полигон ВВС (ЗП ВВС), Западный испытательный полигон ВМС (ЗаИП ВМС), Тихоокеанский ракетный полигон ВМС (ТРП ВМС), испытательный комплекс ПРО им. Р. Рейгана сухопутных войск США и стартовый комплекс Кадьяк (штат Аляска). Кроме того, в части касающейся испытательного процесса принимают участие расположенные в штате Калифорния исследовательский центр им. Эймса и лаборатория реактивного движения (JPL), принадлежащие НАСА, а также научно-исследовательские учреждения ВВС и НАСА на АвБ Эдварде. При определенных условиях к этому ряду можно причислить и исследовательский комплекс ХААРП (штат Аляска).
Западный полигон (ЗП) ВВС используется для проведения натурных испытаний в ходе совершенствования или контроля состояния существующих межконтинентальных баллистических ракет (МБР) наземного и морского базирования, испытаний в процессе разработки и совершенствования головных частей к ним, при выполнении НИОКР по созданию крылатых ракет воздушного базирования (КРВБ), для реализации космических программ с помощью ракет-носителей (РН) "Атлас", "Титан", "Дельта", "Скаут", а также для проведения соответствующих работ по планам других видов вооруженных сил США, НАСА или союзных (дружественных) государств.

Кроме того, на этом же полигоне - в районе АвБ Ванденберг - испытывались боевые железнодорожные ракетные комплексы "Миджитмен".

После выхода США из Договора по ПРО ЗП стал основной площадкой отработки элементов противоспутникового и противоракетного оружия нового поколения и системы ПРО в целом. В 2005 году на территории АвБ Ванденберг были размещены опытно-боевые противоракеты шахтного базирования ГБИ (GBI, Ground Based Interceptor). В настоящее время их насчитывается 10 единиц. Кроме того, этот полигон привлекался для испытаний противоракетного лазерного оружия воздушного базирования, смонтированного на самолете Боинг 747-400.

В состав ЗП ВВС входят: штаб, центр управления; стартовые позиции ракет различного типа и класса; монтажно-испытательный комплекс; комплекс сборки и проверки полезной нагрузки; станции связи и службы единого времени; стационарные пункты слежения и траекторных измерений; комплексы приема телеметрической информации, расположенные на АвБ Ванденберг и прилегающей территории; стационарные и мобильные пункты слежения на среднем и конечном участках полета испытываемой ракеты; поля падения БЧ, а также радиогидроакустическая система определения координат их падения СМИЛС (SMILS - Sonobuoy Missile Impact Location System), развертываемая на некоторых участках акватории Тихого океана.

Авиабаза Ванденберг (штат Калифорния), расположенная на Тихоокеанском побережье США, охватывает участок территории площадью около 462 км 2 , простирающийся в меридиональном направлении на 39 км, в широтном - от 4 до 17 км. Географические координаты центра участка 34°45" с. ш.; 120°35" з. д. Здесь построены взлетно-посадочная полоса размером 4 570х60 м, а также стартовые комплексы МБР и РН со средствами для сборки и предстартовой подготовки как ракет, так их полезных нагрузок. На прилегающей территории развернуты: центр управления, станции связи, средства слежения и траекторных измерений, включающие радиолокационные станции, оптические средства, оборудование для приема телеметрической информации, а также центр обработки данных и станция службы единого времени. На авиабазе расположен штаб и основные подразделения 30-го космического крыла - формирования, специально созданного в 1991 году для обеспечения деятельности Западного полигона ВВС.

На графике показана интенсивность использования авиабазы для запуска ракет в 1959-2008 годах. Всего за указанный период выполнено 1880 пусков, то есть в среднем производилось 37 запусков ракет в год или более трех в месяц. Испытательные пуски МБР типа "Минитмен" и MX составили 42,5 % суммарного количества запусков ракет всех типов. При этом интенсивность использования авиабазы для этих целей с течением времени уменьшилась со 123 пусков ракет всех типов в 1966 году до 10 в 2008-м, а МБР с 52 в 1964-м до четырех пусков в 2008-м. 3 декабря 2010 года здесь совершил посадку после своего первого полета экспериментальный космический аппарат Х-37В.

Средний участок траектории контролируется средствами, развернутыми на Гавайских о-вах. Отсюда осуществляется сопровождение испытываемых объектов, определение параметров их движения, вырабатываются команды радиотехническим и оптическим средствам, развернутым на конечном участке и в районе полей падения боевых частей.

Конечный участок и основные поля падения БЧ, как правило, выбираются в районе Марианских или Маршалловых о-вов либо атолла Мидуэй.

Кроме стационарных пунктов контроля во время испытаний здесь могут развертываться специальные суда и выполнять дежурство в воздухе специальные самолеты, оснащенные радиотехническими и оптическими средствами наблюдения.

Западный испытательный полигон (ЗаИП) ВМС (Naval Western Test Range) используется для испытаний корабельных тактических и оперативно-тактических ракет, стратегических ракет ВМС, кроме того при решении других задач, включая выполнение соответствующих работ в интересах ВВС, сухопутных войск, НАСА, а также вооруженных сил дружественных иностранных государств.

Полигон включает: центр управления; стартовые позиции ракет; пункты слежения, траекторных измерений и приема телеметрической информации; станцию службы единого времени (все они расположены на территории измерительного пункта Пойнт-Мугу, штат Калифорния); стационарные пункты слежения, расположенные на прилегающих территориях, а также поля падения боевых частей и развертываемые на конечном участке полета испытываемой ракеты специальные суда и самолеты со средствами слежения и траекторных измерений на борту. Поля падения БЧ выбираются в зависимости от типа ракеты и дальности стрельбы, которая, как правило, не превышает 1 500 км.

На ЗаИП ВМС в период с 1955 по 2005 год осуществлено более 2 500 испытательных пусков тактических и оперативно-тактических ракет различного класса, то есть в среднем четыре-пять в месяц. В частности, здесь проводились испытания КРМБ "Томахок", противокорабельных ракет "Гарпун", AMRAAM и SSM-1 (Япония), а также ряда метеорологических ракет.

В феврале 2010 года здесь было проведено очередное испытание ЛОСБ, установленного на самолете Боинг 747-400. При этом баллистические ракеты-мишени (предположительно оперативно-тактические) запускались: жидкостная - с плавучей платформы, твердотопливная - с о. Сан-Николас (100 км от Пойнт-Мугу) через час после первой. По сообщению печати, обе ракеты были уничтожены лазерным лучом на разгонном участке траектории.

Измерительный пункт Пойнт-Мугу , расположенный на Тихоокеанском побережье США в 100 км северо-западнее г. Лос-Анджелес, представляет собой обособленную территорию треугольной формы площадью около 15 км 2 , простирающуюся в меридиональном направлении на 5 км и в широтном - на 9 км. Географические координаты центра участка 34°06" с.ш.; 119°07" з.д.
Здесь же размещается одноименная авиабаза ВМС (размеры основной ВПП 3380х60 м), которая с 1998 года является базой приписки авиаэскадрилий палубных самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления Е-2С "Хокай" (всего 16 единиц) четырех авианосцев Тихоокеанского флота. На прилегающих к ВПП участках имеется 10 бетонированных площадок для монтажа пусковых установок ракет. На безопасном удалении развернуты радиолокационные и оптические средства слежения и траекторных измерений, а также приемный комплекс телеметрической информации и станция службы единого времени.

Тихоокеанский ракетный полигон (ТРП) ВМС (Navy Pacific Missile Range) предназначен для обеспечения учебно-боевой подготовки экипажей подводных лодок, надводных кораблей и самолетов с использованием созданной здесь комплексной системы объективного контроля, а также для морских испытаний вооружения и военно-морской техники в приближенных к боевым условиях, с последующей их оценкой. В последние годы здесь также проводились заключительные этапы испытаний противоракетных систем "Иджис" и THAAD.

Весь полигон или отдельные его элементы регулярно привлекаются для выполнения соответствующих работ по планам МО, других министерств и НАСА, а также вооруженных сил союзных и дружественных иностранных государств. Кроме того, один из объектов ТРП Баркинг-Сэндз -был включен в приложение к Договору по ПРО в качестве согласованного места запуска экспериментальных ракет-мишеней "Стар" при испытании ПР "Спартан", запуск которых осуществлялся с атолла Кваджелейн, также упомянутого в договоре.

Основные береговые сооружения полигона сосредоточены на западном побережье о. Кауаи (Гавайские о-ва) - на участке, вытянувшемся в меридиональном направлении на 11 км и в широтном - от 0,6 до 2 км, обычно именуемом Баркинг-Сэндз. Общая его площадь составляет 14,7 км 2 . Здесь построены: аэродром с ВПП размером 1830х45 м; центр управления; выносные пункты контроля воздушной, надводной и подводной обстановки; четыре стартовые площадки с оборудованием для запуска ракет.

В состав полигона входит также ряд радиотехнических сооружений ("Макаха Ридж" и "Коки Парк" на о. Кауаи, радиолокационная станция AN/APS-134 на о. Ниихау), расположенных за пределами Баркинг-Сэндз. Кроме того, частью его является прилегающая к острову акватория площадью более 3,1 тыс. км 2 , которая является подводным тактическим полигоном Баркинг-Сэндз (Barking Sands Tactical Underwater Range), где в качестве датчиков установлены 60 гидрофонов (глубины от 700 до 4 600 м). В состав полигона формально входит также контролируемое воздушное пространство вокруг Гавайских о-вов (площадью около 109 тыс. км 2), официально именуемое "Зона ПВО Гавайских о-вов" (Hawaii Air Defense area).

При проведении испытаний, в том числе при пуске ракет-мишеней, технические средства Тихоокеанского ракетного полигона по договоренности усиливаются находящимися на Гавайях средствами контроля других ведомств. В частности, телеметрическая информация принимается средствами ВВС, находящимися на м. Кайена-Пойнт (о. Оаху), и по сетям связи передается в центр управления полигона. Прием оптической информации обеспечивается оптическими станциями ВВС и гражданских ведомств, развернутыми на о. Мауи.

К наиболее значимым работам, выполненным на ТРП, относятся испытания в ходе разработки и совершенствования корабельной многофункциональной системы управления оружием (МСУО) "Иджис" (Aegis Ballistic Missile Defense System). В частности, сообщалось, что ПР "Стандарте", запущенная 24 февраля 2005 года с борта крейсера УРО "Лейк Эри", поразила ракету-мишень, запущенную с Баркинг-Сэ-ндз, в 100 км от Гавайских о-вов.

27 апреля 2007 года здесь успешно завершилась проверка возможности уничтожения с использованием МСУО "Иджис" одновременно двух баллистических ракет.

27 октября 2009 года ракета-мишень, запущенная с Баркинг-Сэндз, была уничтожена через 7 мин. после старта ПР "Стан-дарт-3", запущенной с борта японского эсминца "Миоко". До этого в декабре 2007 и ноябре 2008 года два других японских эсминца, оснащенных американской МСУО "Иджис", успешно прошли подобную проверку.

В августе 2010 года здесь успешно закончились испытания системы "Иджис" эскадренного миноносца "Кинг Седжонг" (типа американского эсминца "Орли Бёрк") ВМС Республики Корея с пуском зенитных ракет SM-2. 21 февраля 2008 года ПР "Стандарт-3", запущенной с борта крейсера УРО "Лейк Эри", был поражен потерявший управление американский ИСЗ, находившийся на околокруговой орбите высотой 247 км. 26 октября 2007 года на ТРП начался завершающий этап испытаний противоракетной системы сухопутных войск THAAD (Army"s Terminal High Altitude Area Defense System). После успешных испытаний одна батарея этих ракет была развернута и приступила к боевому дежурству на востоке о. Кауаи (22°03,5" с. ш.; 159°46,6" з. д.).

Всего с 1958 года на ТРП Баркинг-Сэндз проведено более 6 тыс. учебно-тренировочных и испытательных мероприятий в интересах вооруженных сил и министерства энергетики США, НАСА, а также ВС Австралии, Канады, Южной Кореи, Японии, или в среднем 10 мероприятий в месяц. В 1962 году с борта крейсера УРО "Этен Аллен", находившегося в акватории Тихоокеанского ракетного полигона, была запущена ракета с ядерной боеголовкой, которая в на конечном участке траектории полета на дальности 2 200 км от старта была подорвана на высоте 3 400 м в районе о. Рождества в Тихом океане (2° с. ш.; 157,5° з. д.).

Испытательный комплекс противоракетной обороны сухопутных войск им. Рональда Рейгана (Ronald Reagan Army Ballistic Missile Defense Test Site) предназначен для участия в натурных испытаниях в ходе разработки и совершенствования элементов системы противоракетной обороны, головных частей и системы индивидуального наведения боевых блоков межконтинентальных баллистических ракет, проверки средств контроля космического пространства "Спейстрек", а также для выполнения других работ по планам США и союзных (дружественных) государств, включая контроль запусков с АвБ Ванденберг космических аппаратов. Комплекс обслуживается личным составом сухопутных войск, но его деятельность осуществляется только совместно с соответствующими средствами ВВС, ВМС и НАСА.

Контрольно-измерительное оборудование испытательного комплекса расположено на 11 коралловых островах атолла Кваджалейн, арендуемых США по соглашению, действующему, до 2067 года с возможностью автоматического продления срока аренды до 2089-го. Суммарная площадь арендуемой территории составляет 14,3 км 2 , или почти 8 % общей площади территории Маршалловых о-вов.

Основные контрольно-измерительные сооружения испытательного комплекса сосредоточены на о-вах атолла Кваджалейн (Меньшикова), представляющего собой лагуну (размером 120х25 км, азимут 120°, глубины от 5 до 56 м), опоясанную коралловыми рифами, которые в ряде мест превратились в небольшие острова, выступающие над поверхностью воды во время приливов не более чем на 6 м. Крупнейшим из островов является самый южный из них, давший имя всему атоллу. Его размеры 5х0,5 км, площадь около 2 км 2 . На о. Кваджалейн построены аэродром с ВПП размером 2035х60 м (8°43" с.ш.; 167°44" з.д.), морской причал, развернуты наземные станции спутниковой связи, РЛС обнаружения, сопровождения и распознавания боеголовок, другие радиотехнические средства, центр обработки информации, центральная станция системы единого времени, средства поиска и подъема со дна лагуны элементов ГЧ испытываемых ракет.

Экспериментальные стартовые позиции ПР "Спартан" шахтного типа, а также площадки для развертывания стартового оборудования других ракет построены на о-вах Иллегинни и Мек. На о-вах Намур и Рой находятся радиолокационные станции распознавания боевых блоков и ложных целей на нисходящем участке траектории их полета. Автоматические цифровые кинотеодолиты установлены на шести островах атолла. Для фиксации времени падения элементов сложной баллистической цели в лагуне установлена гидроакустическая система HITS. Кроме того, координаты точек падения испытываемых объектов фиксируются специальной радиолокационной станцией типа SDR.

Для приема и регистрации телеметрической информации на островах развернуты пять радиоприемных комплексов. На о. Леган расположен спектрометр, на о. Иллегинни - сейсмостанция. На островах атолла вблизи стартовых позиций развернуты станции наведения ракет. Пуски ракет-мишеней и противоракет с атолла Кваджалейн отмечены, в частности, в ходе испытаний 3 декабря 2001 года (противоракета), 15 декабря 2004-го и 15 февраля 2005-го, а также в ходе учений 31 января 2010 года (ракета-мишень). ПР в последних трех случаях запускалась из шахты (АвБ Ванденберг).

Стартовый комплекс Кадьяк (Kodiak Launch Complex) принадлежит акционерному обществу "Аляска аэроспейс девело-пмент корп." с контрольным пакетом акций у правительства штата Аляска. Штаб-квартира корпорации расположена в г. Анкоридж. Оборудование комплекса позволяет осуществлять запуск баллистических ракет типа "Поларис" в направлении 110-220°. или РН легкого класса для вывода на полярные околокруговые либо высокоэллиптические орбиты небольших космических аппаратов. Комплекс Кадьяк расположен на юго-восточном побережье одноименного острова (Алеутские о-ва), на м. Нэрроу, и занимает территорию площадью около 14,8 км 2 , координаты центра 57°26" с.ш.; 152°20" з.д. Здесь построены две стартовые площадки с башнями обслуживания, а также корпуса для комплексной проверки ракеты, подготовки и пристыковки полезной нагрузки, а на обособленной площадке развернуты средства наблюдения и контроля. Кроме того, на этой же территории возведены специальные здания центра управления и гостиницы.

В период с конца 1998 года (со времени ввода в строй) до 2008-го включительно на стартовом комплексе выполнено 11 пусков ракет, осуществленных по контрактам с министерством обороны США, два из которых были связаны с испытанием ракет, а остальные девять проводились в рамках программы отработки элементов системы ПРО. При этом во всех этих случаях с комплекса Кадьяк запускались ракеты-мишени (в качестве них использовались снятые с вооружения ракеты "Поларис").

За указанный период на комплексе проведен всего один запуск на околоземную орбиту кластера из четырех космических аппаратов одновременно, из которых три были разработаны по программе ВВС США.

Заслуживает внимания сам факт интенсивного привлечения на контрактной основе стартового комплекса Кадьяк к отработке элементов системы ПРО. Скорее всего, этот объект был специально построен на о. Кадьяк, чтобы запущенные отсюда ракеты-мишени как можно ближе к реальности имитировали траекторию полета межконтинентальных баллистических ракет, запущенных в сторону США с Евразийского континента.

Тихоокеанский ракетный полигон «Баркинг Сэндз» ВМС США

Расположился полигон "Ружаны" , на территории сразу трех районов Брестской области - Пружанского , Ивацевичского и Березовского . Общая площадь - более 7,5 тысяч гектаров ! На севере полигон (вернее его зеленая зона) доходил почти до поселков Лососин и Щитно , а на юге –до поселка Михалин , а там уже и до озера Селец рукой подать.

Все жители Ружан и окрестностей теперь знают о существовании полигона в Ружанской пуще . Впрочем, это никогда особой тайной и не составляло, а обходили стороной эти места по вполне понятным причинам – в отличие от нынешних времен прежде полигон постоянно был "в работе". Впрочем, это никогда не было для жителей окрестных деревень препятствием для посещения Ружанской пущи. Мелкими перебежками, от одной грибницы до другой… авось не зацепит… Теперь полигон используется менее активно (но предупреждаю сразу – все же используется!!! ) и его начали посещать даже жители близлежащих областей и даже Минска. Причина одна – Ружанская пуща, в которой он расположен.

Настало время открытости (может иной раз даже чрезмерной), посему с достаточной точностью можно определить местоположение полигона. В открытых документах Минобороны Беларуси, в "Инструкции по использованию воздушного пространства минского района полетной информации" даны координаты этой зоны, которые я наложил на космоснимок Ружанской пущи.

2. Полигон и Ружанская пуща

Полигон одновременно стал и бедой, и спасением пущи. Бедой – из-за нередких пожаров, спасением – он оградил эти места от какой-либо хозяйственной деятельности. Стоит вспомнить, что еще в начале прошлого века Ружанскую пущу начали безжалостно вырубать. Особенно крупный урон был ей нанесен в 20-е - 30-е годы, когда лес массово вывозился в Польшу и далее – в Германию, Австрию… Именно по этой причине, а не из-за наличия полигона, появилась на этой территории огромная «проплешина», которой еще не было в средине XIX века.

Впрочем, и полигон помогал…

Вот что пишет Сергей Золотов , служивший на полигоне в 1986-87 гг.: «В мае 1986 года на полигоне был большой пожар из-за того, что осветительная бомба упала в защитную лесополосу, и для ликвидации пожара привлекались так же и солдаты-ракетчики, т.к. огонь шел в сторону позиций ракет. Сам я прибыл в часть через 5 дней после ликвидации пожара и слышал об этом от сослуживцев» .

3. История полигона

Что же известно сейчас о полигоне?

Полигон был сформирован на основании директивы ГК ВВС СССР в начале января 1946 года как 40-й окружной авиационный полигон второй категории (знать бы что означает эта первая категория?). В 1956 году его переименовали в 75-й окружной авиационный полигон 2-й категории . 1973 год стал последним для 75-го оап . Тогда личный состав, технику, учебно-материальную базу передали для формирования 536-го учебного авиационного центра , который был сформирован уже в 1974 году (тогда это была в/ч 39212 ), вошедший в состав 26 Воздушной армии Белорусского военного округа .

Еще несколько строк из переписки с Сергеем Золотовым .

«Я служил в в/ч 39212 . Это авиционный полигон Учебный авиационный центр №536. Служил я там с мая 86 по февраль 87г . Командиром части был тогда подполковник Кузьмин Иван Иваныч , а зам был м-р Киндзерский или Кинзерский (в фамилии могу ошибаться). Так же много было прапорщиков из близлежащих деревень Лососин и ещё какая-то.

Со мной в в/ч 39212 служили ребята из Горьковской области: Люкшин Игорь из с.Починки и Валера (не помню фам), Асланов Касым из г.Кувасай Ферганской обл (был у нас отличным парикмахером, стриг и нас и офицеров), Решетько Геннадий из Минской области п/о Красное знамя, из Новополоцка Лапин Валерий , Омельчук Виктор из Одессы был у нас киномехаником. Командиром автовзвода был ст.пр-к Наумов (Науменко ?) сам местный из близлежащей деревни. Кормёжка была лучше чем дома, по крайней мере я больше нигде не видел, чтобы давали по выходным котлеты и яблоки, на каждый ужин кружку парного молока (по желанию - хоч пей, хоч нет) и не воровали повара. Они были местные женщины и готовили - пальчики оближешь! Когда к нам приезжали ракетчики они говорили нам, что мы служим в раю. … В рабочей зоне полигона стояло много военной техники в виде мишеней, а в защитной полосе много танков, машин и пушек которые были на ходу (без затворов но внешне нормальные, а на танках мы даже катались) и ждали своей очереди на "расстрел". Офицеры ездили на охоту в леса полигона и в соседний рыбхоз на рыбалку сообща с активом этого рыбхоза. Я просто возил около полугода зам.командира и все это видел сам. А так, от этой части у меня остались очень теплые воспоминания.»

И, наконец, фотографии, присланные Игорем Розовым , отец которого служил на полигоне:

«Здравствуйте, уважаемый создатель сайта о Ружанах.

Недавно прочитал в интернете об авиационном полигоне возле Ружан.

Мой отец, приблизительно в 1963 - 1967 гг. был командиром этого полигона: капитан Розов Михаил Исаакович .

Посылаю несколько фотографий того периода.


1. С группой солдат.
Первый ряд, второй слева - М.И.Розов.


2. Такие мишени тоже были.
Первый слева - М.И.Розов.


3. Возле казармы.


4. На полигоне.

5. Гута-Михалин.
Партизанское кладбище. 9-я мая.

6. Командование 26-й воздушной армии.

7. Вид на воинскую часть с вышки.

Меня возили в школу в г.Ружаны. Учился в одном классе с сыном командира ракетного полка Кочиным Ю.М.

С уважением,

Игорь Розов.

23.05.2009 г.»

А вот фрагмент письма командира 403 ракетного полка , Сиволоба Н.С. : «Не помню на каком году моего пребывания в должности ком. Ружанского полка - на первом или втором, мне позвонил офицер и представился командиром той самой в/ч, обслуживавшей полигон. В повседневном обиходе мы называли его Начальник полигона . Мы встретились, познакомились. Это был капитан Кузьмин Иван Иванович . В полку даже гадали - каким родственником и кому он доводится, что в таком в/зв. назначен на должность полковника. Но дело не в этом. Иван Иванович оказался замечательным человеком, к сожалению, не знаю его дальнейшую судьбу. Полевой район (как называли его ЗПР) полка, куда выходил 2-й рдн , а в последние годы и 1-й рдн (на итоговой проверке командующего армией в феврале 1983 г. в ЗПР выходил именно 1-й рдн ) и отдельные стартовые батареи, находился за полигоном и поэтому частично маршрут движения батарей в ЗПР и обратно проходил через территорию полигона. Это обстоятельство, а также тот факт, что при бомбометании были нередки случаи сброса бомб на подлете к полигону, обязывало штаб полка согласовывать дату и время прохода колонн через полигон. Территориально ЗПР полка находился рядом с партизанским кладбищем. Где то в 1981 -1982 году, однажды в беседе с офицерами в присутствии мальчишек военного городка, кто-то высказал мысль о том, что неплохо было бы на детской площадке поставить настоящий самолет (очевидно, навеяно это предложение было воскресными «экскурсиями» на полигон.)

Я поддержал идею. В замечательной сауне с прекрасным бассейном, оборудованными на территории в/ч полигона был заключен договор о взаимовыгодном сотрудничестве: полк оказывает полигону помощь инженерной техникой (БАТ, грейдер), полигон предоставляет один из МИГ-15, установленных на полигоне. На двух автомобилях КРАЗ в один из летних дней, около 8 часов вечера самолет был доставлен в городок. Городок превратился в растревоженный улей. Разгрузка была затруднена из-за облепивших место разгрузки детей. До 23.00 мамы не могли загнать детей домой. После сборки самолета и оборудования лесенок для поднятия на него, дети стояли в очереди чтобы посидеть в кабине настоящего самолета. Тех, кто подолгу засиживался или добровольно не желал уступить место, некорректно «извлекали» из кабины. Сегодня тем мальчишкам за 35 и может быть тот самолет помог кому-то породниться с небом. Очень жаль что сегодня от того самолета не осталось и следа: увы, как говорится, другие времена., другие нравы.»

В разное время полигон использовался для тренировок будущих "афганцев". В частности, в 1988 году.

В 1989 году учебный центр снова переформировали, теперь уже в 210-й авиационный полигон ВВС и войск ПВО 1-й категории . С этого момента он был задействован во всех крупных учениях, проводимых на территории Краснознаменного БВО. За высокие показатели в боевой подготовке в ноябре 1989 года 210-й авиационный полигон был награжден Почетной грамотой главнокомандующего ВВС СССР и занесен в Книгу почета наших ВВС. Сегодня 210-й авиационный полигон входит в состав ВВС и войск ПВО Вооруженных Сил Республики Беларусь. Здесь совершенствуют боевую выучку подразделения и воинские части вида Вооруженных Сил. Летный состав всех родов авиации оттачивает свое мастерство, осваивает новые виды боевого применения авиационных комплексов. За постоянной исправностью учебно-материальной базы полигона следит его личный состав под руководством подполковника Александра Скользаева [ 2011 год] .

И еще немного о технике, использовавшейся на полигоне. Это письмо я нашел на forumavia . Среди обширной авиационной тематики под темой, посвященной беспилотным авиационным средствам я нашел следующее:

«Привет беспилотчикам! Я после Пермского ВАТУ в 1985г. попал в с.Черниговку ДВО в БСР на должность нач-ка гр. АО. У нас были "Рейсы". Осенью того же года эшелоном поехали в Кап.Яр на пуски. В 1986 г. по замене уехал в ГСВГ в гарн-н Брандис под г.Лейпцигом. В марте 1987г. эшелоном выезжали в Союз в Мары, Джебел на пуски. В 1989г. часть перебросили в г.Дрезден. Оттуда же эшелоном выезжали в Белорусию на полигон "Ружаны" на пуски. В 1990г. часть расформировали, технику сдали в Украине в г.Славута Хмельницкой обл.. Туда же сдали технику ещё 4 части ГСВГ, с Джебела.

03/12/2008, Курянин»

А вот и фото того самого "Рейса" - беспилотного самолета-разведчика (БСР) ВР-3. Еще его называли - изделие 143 "Рейс", или Ту-143 - кстати самый распространенный БСР в ВС СССР да и РФ.

Много тайн хранит еще Ружанский полигон.

4. Чтобы помнили...

В мирное время, 11 апреля 1991 года , при атаке наземной цели, здесь погиб командир 1-авиаэскадрильи 206 отдельного штурмового авиаполка 26-й воздушной армии БВО подполковник Николай Казаков , один из наиболее отличившихся в Афганистане летчиков полка. 206 ошап до 1993 г. базировался в Пружанах и имел в своем составе самолёты СУ-25.

Памятник установлен на месте авиакатастрофы Су-25 подполковника Казакова Н.П.

* * *

А 1 сентября 1981 г. при подготовке к учениям «Запад-81» , здесь же погиб Кармазин Владимир Николаевич .

С сайта Харьковского авиационного училища удалось получить следующую информацию:

«Командир звена, капитан Кармазин Владимир Николаевич, окончил ХВВАУЛ (Харьков), проходил службу в Степи (ЗабВО), Найлахе (Монголия), и Чорткове (ПрикВО). Обстоятельства гибели:

Полк из Чорткова был перебазирован в полном составе на аэродром Мачулищи в Белоруссии. Во время генеральной репетиции, при выполнении тактических атак наземных целей, самолёт МиГ-27 (изд.23БМ), при выполнении разворота на малой высоте в сторону ведомого, правым крылом зацепился за землю. В момент столкновения, скорость самолета по прибору была около 1050 км/час и крен – под 90 градусов. При ударе о землю сработало катапультное кресло. Из-за огромной перегрузки летчик погиб. Самолет взорвался. Обломки разлетелись в радиусе полутора километров.»

Из воспоминаний Александра Кочевникова:

«После прибытия в Чортков, капитан Кармазин В.Н. попал служить в 3 аэ. Командиром эскадрильи был майор Жуков Анатолий Петрович. При подготовке к учениям "Запад-81", ни один командир эскадрильи не возглавлял свои эскадрильи.
Это потом, после катастрофы, всё стало на свои места. А вначале, группы возглавляли: начальник ВОТП, старший штурман полка, замполит полка. Короче говоря: все ордена и медали были заранее распределены и все знали, кто что получит.

Вместо командира эскадрильи группу 3 аэ вёл старший штурман полка подполковник Жуков Александр Васильевич. Опыта вождения больших групп самолётов он не имел. Главным для себя считал - это выход на цель в заданное время. Поэтому, скорость гуляла от 500 км/час до 1100. На боевом курсе, ведомая пара дважды, выходила во фронт с ведущим группы.

Ведомым, в том злополучном вылете, у капитана Кармазина В.Н. был выпускник Харьковского ВВАУЛ 1975 года ПАВЛОВ Игорь Геннадьевич. Он, как настоящий ИБэАшник, при развороте на ведомого, со снижением на малой высоте, ушёл вверх и поэтому остался жив.

Я был невольным свидетелем разговора Главкома ВВС Главного Маршала авиации Кутахова Павла Степановича со своими генералами. До них никак не могло дойти: почему ведомый лётчик остался жив? Вот если бы ведомый погиб - это понятно. Вдвоём - тоже понятно. А так. Ведущий погиб, ведомый нет! Непонятно.

То, что капитан Кармазин В.Н. потерял впереди летящую пару и потерял контроль за высотой, было одной из основных версий. Но, я думаю, что это не главное. По всей видимости, на самолёте возникло сильное скольжение в сторону земли из-за подвесного подфюзеляжного бака.

На самолёте МиГ-27 есть ограничение: полёт с подвесным фюзеляжным баком разрешается выполнять на приборных скоростях не более 1000 км/час по прибору. И ещё. Тот кто летал на самолётах МиГ-27 /изд.23БМ/, помнит, что в режиме "Стабилизация" в боковом отношении самолёт сильно скользил. А ведь, в момент столкновения с землёй, скорость самолёта была более 1050 км/час.

Но главной причиной катастрофы, было не это. Причина кроется в семейных неурядицах. За несколько дней до гибели, капитан Кармазин В.Н., отмечал свой день рождения. Не было у него радости в глазах. В душе стояла тоска и безысходность. Он как бы предчувствовал свою гибель и прощался с нами»

5. Юбилей полигона


Южный въезд

13 января 2006 года личный состав, ветераны 210-го авиационного полигона ВВС и войск ПВО отметили 60-летний юбилей части.

По этому поводу газеты писали:

«Личный состав полигона всегда отличало высокое чувство ответственности при решении сложных и ответственных задач по обеспечению боевой учебы авиационных частей. Об интенсивности и напряженности повседневной жизнедеятельности части говорят итоги сотен учений, которые обеспечивали своей материальной базой военнослужащие и гражданский персонал полигона. В истории полигона участие во всех крупных учениях проводимых на территории Белорусского военного округа. За высокие показатели в боевой подготовке в ноябре 1989 года 210-й авиационный полигон награжден Почетной грамотой ГК ВВС СССР и занесен в Книгу почета ВВС СССР.

Славные традиции части продолжает личный состав полигона и сегодня. С высоким качеством обеспечено выполнение задач комплексных оперативно-тактических учений Вооруженных Сил Республики Беларусь "Неман-2001", "Березина-2002", "Чистое небо-2003". На базе полигона испытывали боевые возможности модернизированных самолетов МиГ-29 БМ и вертолетов Ми-8.»

6. Полигон сегодня...

Сейчас 210-й полигон чаще называют «Ружанский» , впрочем, встречал я и название «Полесский» .

А теперь - о нынешнем состоянии полигона:

О том, что полигон продолжают использовать и в независимой Беларуси, говорят многочисленные сообщения прессы. Вот фрагменты только некоторых из них. Привожу их с целью предостережения беспечных туристов...

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш бизнес - От идеи до реализации