Ваш бизнес - От идеи до реализации

Одним из плюсов и одновременно минусов советского образования было обязательное трудоустройство выпускников учебных заведений. Да, после окончания вуза студент был уверен в том, что он не останется без работы. Но в рамках обязательного распределения его могли отправить работать в абсолютно любой уголок нашей необъятной Родины. Именно поэтому с началом реформы образования многие вздохнули свободно: появилась возможность выбора места жительства и деятельности.

Однако свобода выбора практически убила шансы на помощь в трудоустройстве со стороны учебного заведения. На сегодняшний день поиск работы - дело рук самого выпускника, его окружения и запрос рынка. Свой вклад в ситуацию в последние годы внес и кризис: в непростые для бизнеса времена компании не могут себе позволить содержание даже высококвалифицированных специалистов, массово сокращая сотрудников. И уж тем более они не стремятся набирать молодых людей, которых еще и учить надо производственным реалиям: к сожалению, мало кто непосредственно после вуза готов эффективно трудиться без дополнительного обучения.

НЕТ ОПЫТА – НЕТ РАБОТЫ.

И НАОБОРОТ

Молодежную безработицу считают одной из глобальных проблем человечества. По данным ассоциации «Центр исследований экономического и социокультурного развития стран СНГ, Центральной и Восточной Европы», на конец 2016 года она превышала 71млн молодых людей во всем мире - 13,1% остались без постоянного места работы. При этом молодые люди 15–29 лет составляют около 35% всего трудоспособного населения.

Как считают в ассоциации, в числе основных препятствий для молодых людей, ищущих работу, общая экономическая ситуация. Это, в частности, влечет за собой отсутствие рабочих мест, подходящих для навыков начального уровня. Для молодых наиболее доступной оказывается работа в неформальном секторе или слаборазвитых отраслях промышленности.

Добавляет негатива отсутствие информации и знаний о современном рынке труда, что не позволяет сделать правильные выводы по построению собственной карьеры. Молодые люди также испытывают недостаток таких навыков, как сотрудничество, коммуникации, критическое мышление, творчество.

И, конечно же, мешает трудоустройству молодых людей отсутствие у них опыта с точки зрения работодателя. Многие компании скептически относятся к способности бывших студентов применить навыки. И в то же время они не хотят вкладывать средства в обучение молодых людей, когда более опытные взрослые работники могут быть безработными и доступны для найма.

ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Вузы сами прекрасно понимают, что ситуация с трудоустройством их выпускников непростая, и стараются искать пути решения проблемы. Наиболее добросовестные и ответственные из них даже имеют специальные программы поддержки студентов, содействуя их подготовке к реалиям производства и дальнейшему трудоустройству. К примеру, показательной является ситуация в НИТУ «МИСиС», который по итогам 2016 года вошел в топ-5 российских вузов в рейтинге QS Graduate Employability Rankings, отражающем уровень взаимодействия вузов с работодателями и то, насколько успешно трудоустраиваются их выпускники.

В НИТУ «МИСиС» разработана комплексная программа профессиональной навигации и подготовки к трудоустройству и совершенствования системы мониторинга трудоустройства. Благодаря ей университет набрал в упомянутом рейтинге максимальные 100 баллов из 100 возможных. Только семь вузов в мире имеют такой же показатель, среди них Калифорнийский технологический институт и Университет Аризоны.

Как рассказали в университете, программа идет в течение всего обучения студентов и имеет несколько ключевых этапов: адаптация в среде университета, саморазвитие и развитие, а также подготовка к трудоустройству, повышение квалификации. Последний пункт, утверждают в НИТУ «МИСиС», представляет собой дополнительные практики и стажировки, предоставляемые работодателями и партнерами. В качестве дополнительной подготовки на данном этапе работает программа «Успешный старт в карьеру», которая проходит в течение пяти месяцев в весеннем семестре. Вообще студентам предлагается принять участие в целом ряде программ и специально-разработанных курсов, в числе которых такие, как чемпионат по решению бизнес-кейсов CUP MISIS CASE, форумы YоuLead и BreakPoint и др.

В результате в 2016 году в рамках содействия трудоустройству студентов университета заключены договоры на прохождения практики более чем с 1200 компаниями по всем направлениям подготовки студентов. В их числе такие крупные промышленные предприятия РФ, как «Металлоинвест», ОМК, РУСАЛ, НЛМК, «Норильский никель», ЕВРАЗ, «Северсталь», АЛРОСА, «Мосметрострой», «Евро-Хим», СУЭК и др.

Другой пример - РГСУ, который кроме сотрудничества с крупными российскими и международными компаниями активно развивает партнерские отношения с компаниями-рекрутерами, лидерами рынка, такими как Head Hunter и «Анкор». Сотрудничество позволяет на площадке вуза проводить различные рекрутинговые, профориентационные мероприятия и мастер-классы по развитию дополнительных компетенций студентов.

Кстати, как рассказывает руководитель центра кадровых решений РГСУ Кристина Чумбайкина, в вузе активно решают проблему трудоустройства выпускников с ограниченными возможностями. «К сожалению, - говорит она, - проблема занятости людей с инвалидностью в России и так стоит довольно остро, а при условии, что данный человек еще входит в категорию вчерашнего выпускника вуза, задача усложняется в несколько раз». В качестве уже действующего решения при РГСУ создан ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (РУМЦ).

Большую работу проводят партнеры института - некоммерческие организации: так, например, в РООИ «Перспектива» есть отдел трудоустройства, который оказывает услуги по поиску работы для людей с инвалидностью и инициировал создание совета бизнеса по вопросам инвалидности (СБВИ), куда входят более 40 крупнейших компаний-работодателей и представителей вузов.

СПАСЕНИЕ УТОПАЮЩИХ Проблема трудоустройства по специальности во многом надуманна, полагает председатель общественного совета при департаменте образования Москвы Татьяна Минеева. Во-первых, объясняет она, само высшее образование в отличие от профессионального - это прежде всего система получения знаний. Студент после окончания вуза должен обладать системным мышлением и владеть необходимым базисом общих знаний, уметь самостоятельно работать с источниками, заниматься исследованиями и т.п. И совершенно не факт, что та профессия, которую выбрал выпускник школы, будет ему интересна к пятому курсу. Но система получения знаний и информации, их структурированность - вот что отличает качественное высшее образование и будет с выпускником до конца профессиональной деятельности.

Во-вторых, говорит эксперт, в нашей стране само высшее образование как явление сильно переоценено. Этим и объясняется отчасти огромное количество высших учебных заведений на душу населения. Графа в резюме «образование» просто обязана быть заполнена названием какого-нибудь университета - и чем престижней, тем лучше.

Ситуацию лучше всего характеризует поговорка про спасение утопающих, которое является делом их собственных рук, полагает Минеева. Никто не мешает студенту работать по специальности начиная с самых младших курсов. Крупные компании и некоторые государственные учреждения с удовольствием берут молодых людей на стажировки. К старшим курсам эти стажировки уже могут быть оплачиваемыми (известны случаи, когда пятикурсники получали зарплаты, сильно превышающие средние по региону). А по договоренности с вузами студенты вообще выходят на полный рабочий день и на индивидуальный график обучения.

Конкуренция на рынке труда так называемых «белых воротничков» довольно высока. И работодатель охотней возьмет к себе выпускника уже с опытом работы в своей сфере. Поэтому не стоит удивляться, когда видите почти в каждой вакансии требования обязательного опыта работы. Кроме того, дефицит вакансий стимулирует мобильность населения. На Западе это абсолютно обычная практика. Есть даже целые страны так называемой «открытой иммиграции», когда правительство облегчает получение вида на жительство и гражданства людям тех профессий, которые остро необходимы на данном историческом отрезке. «А в нашей стране времена распределений закончены. Но наступили времена возможностей, а это гораздо важнее и интереснее», - заключает Татьяна Минеева.

Задача трудоустройства выпускников может быть решена только совместными заинтересованными усилиями, и прежде всего самих выпускников, работодателей и учебных заведений, уверен член президиума генерального совета «Деловой России», руководитель общественно-делового совета при проектном комитете по стратегическому направлению развития «Образование» Александр Рудик. Работодатели должны больше внимания уделять кадровому планированию и выстраиванию системного сотрудничества с ключевыми образовательными учреждениями. Вузы и ссузы должны быть более открытыми, быстрее и гибче отвечать на запросы бизнеса, развивать каналы коммуникации и совместные проекты. В числе первоочередных мер решения проблемы Рудик называет, во-первых, повышение прозрачности и предсказуемости действий и стратегий всех участников, развитие инструментов и площадок согласования политики компаний и учебных заведений. Например, включение представителей бизнеса в наблюдательные советы вузов и ссузов. Они могут стать тем самым «окном» в вуз для заинтересованных в сотрудничестве предпринимателей, помочь сформировать пакет востребованных на рынке образовательных услуг, оказать реальную поддержку в коммерционализации результатов научных исследований. Многие предприниматели готовы прийти в вуз, например, преподавать, делиться опытом.

Во-вторых, важна ориентация образовательных учреждений на кадровые потребности бизнеса. У вуза и бизнеса есть две ключевые точки взаимодействия с рынком труда - практика студентов и наем выпускников. Сегодня практика студентов зачастую носит формальный характер. Дипломник приходит без четкого задания на исследование, тема исследования не согласуется с компанией и ее интересами. Непрозрачность системы принятия решений и ее участников делает учебное заведение непредсказуемым.

И, в-третьих, говорит Александр Рудик, всем сторонам надо сконцентрироваться на профессионализации студентов, максимальном погружении в реальную практику - вовлекать студентов в совместные проекты, волонтерские программы и другие активности, развивающие самостоятельность слушателей, повышать качество их ориентации на рынке труда. В некоторых странах студентам предоставляется академический отпуск на год для работы в реальной индустрии, после которого кардинально меняется уровень вовлеченности и требований студентов к получаемым знаниям.

Все эти меры должны поддерживать инициативных выпускников, действительно стремящихся к развитию и самореализации в профессии. Надо больше внимания уделять осознанности выбора учебного заведения, развивать еще в школе навыки анализа рынка труда, принятия решений, поиска работы. К сожалению, у выпускников наблюдаются зачастую неадекватные зарплатные ожидания, завышенные требования к условиям труда, неоправданные амбиции. И ни вуз, ни предприниматель, ни государство не должны стимулировать инфантильность.

СОВЕТЫ И РЕШЕНИЯ

Что же делать студентам, чтобы найти если не работу своей жизни, то хотя бы стартовую площадку для этих поисков - свое первое рабочее место? В первую очередь понять, что поиски или хотя бы подготовка к ним начинаются с самых первых курсов вуза. Для этого следует понять, какими именно компетенциями и знаниями человек уже обладает и будет обладать после окончания учебного заведения. На этом этапе нужно четко сформулировать для себя, какую именно профессию получит студент, чем конкретно он намерен заниматься. Зачастую в вузах дают слишком общее образование в рамках одного курса, что позволяет претендовать сразу на несколько специальностей.

Вторым важным шагом является оценка знаний и навыков, которыми студент обладает на текущий момент. Выбрав же сферу или профессию, стоит поискать начальные позиции, с которых обычно начинаются рост специалистов и их поиск предприятиями: как правило, рядовые сотрудники требуются чаще, чем руководители. Бояться занимать такие позиции не нужно - мало того, что именно тут можно получить бесценный начальный опыт, позволяющий понимать механизм функционирования выбранной компании или отрасли, но еще и полгода-год стажа уже позволят потенциальному работодателю более серьезно присматриваться к такой кандидатуре сотрудника, чем к его «коллегам» без опыта работы вовсе.

Кстати, такую работу можно поискать в любое время, даже в процессе обучения, а не только по окончании института - современные технологии (как обучения, так и занятости) позволяют студентам совмещать обучение с трудовой деятельностью. Работать можно как в вечерние часы, выходные, так и на фрилансе в любое свободное время. Да, это не облегчает обучение, занимая достаточное количество времени, однако в перспективе создает неплохой задел для получения профессии и трудоустройства, не говоря уже о том, что отдельные предметы, обладая практическими навыками, изучать также гораздо проще.

В условиях высокой конкуренции за рабочие места стоит подумать, куда устроиться на работу. Если есть выбор из нескольких компаний, нужно выбирать ту, в которой будут обучать, развивать и продвигать молодого специалиста. Надо также понимать, что если вы хотите работать по специальности, следует быть готовым к тому, что за-работная плата не сильно станет отличаться от стипендии.

Есть и несколько практических советов. Так, на сегодняшний день существует достаточно большое количество площадок, в том числе в интернете, где размещаются вакансии. Поиску помогают ярмарки вакансий, рекрутинговые агентства, конкурсы для студентов. Их надо мониторить постоянно, вовремя откликаясь на запросы работодателей. Для этого требуется составить резюме и сопроводительное письмо, быть готовым к оперативному собеседованию и не отказываться от их посещения, даже если в нескольких местах будет получен отказ. Кстати, многие ведущие компании постоянно набирают сотрудников на стартовые вакансии, поэтому часто такая информация присутствует на сайтах крупных компаний в разделе «Вакансии».

Что говорят сами студенты? Они также считают, что проблема решаема. Так, по словам студента магистратуры Академии труда и социальных отношений Дмитрия Романова, основной путь решения проблемы - стажировки. Многие крупные международные компании отбирают потенциальных сотрудников именно через такие стажировки, и неудивительно, ведь для многих работодателей стажировки - это возможность «познакомиться» с новоиспеченным специалистом в условиях реальной рабочей нагрузки и оценить качества, которые стажер проявит (или не проявит), решая выстраиваемые перед ним задачи. Помочь трудоустроиться могут вузы, хотя занимаются этим немногие, при этом и сам студент должен приложить к поиску работы все усилия.

Вообще же в России уже третий год проводится национальный чемпионат конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс». Чемпионат среди людей с ограничениями по здоровью проходит по олимпийской системе и включает в себя более 50 профессий, наиболее востребованных на рынке труда. По результатам соревнований у участников есть реальный шанс получить работу.

Еще одним важным направлением в решении сложившейся проблемы, по словам Чумбайкиной, является выявление талантов у ребенка в школьном возрасте. Так, с 2012 года существует концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. В России сформирована новая, разветвленная инфраструктура выявления талантов: кроме традиционных олимпиад, охватывающих 6млн школьников ежегодно, организуются интеллектуальные и творческие конкурсы, общее число которых в текущем учебном году достигло 62, в том числе всероссийская олимпиада профессионального мастерства, национальный чемпионат World Skills.

Подводя итог, надо сказать, что проблема поиска работы вчерашним студентом стоит остро, но часто ее решение напрямую зависит именно от усилий самого выпускника вуза. Компании всегда нуждаются в добросовестных, ответственных и квалифицированных специалистах, и постоянная работа надо собой, поиск вариантов и самосовершенствование с высокой долей вероятности помогут стать именно таким работником.

Абсолютное большинство респондентов (65%), обучающихся в данный момент в ссузах, планируют затем поступать в вуз.


При этом 54% выпускников ссузов, решивших не получать высшее образование, впоследствии пожалели о том, что не продолжили обучение.


Жалеете ли вы о том, что не получили высшее образование?

Регион проживания Да, % Нет, % Затрудняюсь ответить, %
Челябинская область 61 26 12
Московская область 60 22 17
Красноярский край 59 23 18
Ростовская область 58 21 21
Свердловская область 58 20 22
Новосибирская область 57 28 15
Самарская область 56 30 14
Республика Татарстан 56 33 11
Воронежская область 55 23 22
Остальные регионы 55 26 19
Краснодарский край 55 25 21
Москва 53 32 16
Республика Башкортостан 50 38 13
Санкт-Петербург 48 31 21
Нижегородская область 47 39 14

По специальности планируют работать 53% студентов высших и учащихся средних специальных учебных заведений, 27% затруднились ответить на данный вопрос, а 20% респондентов осознали, что их не привлекает выбранная профессия.


При этом всего 30% российских специалистов работают по специальности. Профессиональная деятельность 40% отечественных работников никак не связана с полученным образованием, а 23% трудоустроены в смежной сфере.


Доли специалистов - выпускников вузов и ссузов, - довольных и недовольных своей работой, практически равны - 41% и 42% соответственно.


60% учащихся и выпускников ссузов получают или получали образование ради знаний.


65% учащихся колледжей отмечают, что обучение помогло им приобрести профессиональные навыки.


Отметьте не более трех утверждений, наиболее соответствующих вам: в период получения среднего профессионального образования (в течение обучения в ссузе) я...

Регион обучения развил(-а) общие интеллектуальные способности, % приобрел(-а) профессиональные навыки, % научился(-ась) учиться, % научился(-ась) находить выход из сложных ситуаций, % научился(-ась) самодисциплине, % организовал(-а) личную жизнь, % хорошенько повеселился(-ась), % нашел(-ла) новых друзей, % нашел(-ла) свое профессиональное предназначение, % ничему не научился(-ась), ничего не приобрел(-а), % другое
Москва 41 64 18 37 24 6 11 32 15 6 2
Санкт-Петербург 47 65 24 35 27 6 13 30 15 4 0
Московская область 47 57 30 29 22 13 11 25 12 8 0
Краснодарский край 51 55 24 43 31 7 13 32 16 4 0
Ростовская область 47 63 22 46 33 4 13 25 18 3 1
Свердловская область 51 66 20 54 25 4 7 24 17 6 0
Самарская область 54 54 15 51 35 6 7 24 12 4 0
Красноярский край 50 60 19 48 29 9 5 26 14 2 2
Республика Татарстан 41 70 11 57 28 4 2 20 22 6 0
Воронежская область 55 68 21 36 23 9 13 19 8 6 0
Новосибирская область 56 63 31 31 29 6 6 21 15 10 2
Челябинская область 43 71 14 35 33 8 12 20 22 2 0
Остальные регионы 45 67 20 38 29 7 9 28 16 4 0

Среди респондентов - учащихся и выпускников колледжей - доля тех, кому учеба не показалось сложной, составила 86%, что на 19% превышает аналогичную долю в вузах.


Регион обучения Да, % Нет, % Затрудняюсь ответить, %
Республика Татарстан 17 80 4
Самарская область 12 79 9
Свердловская область 11 83 6
Москва 11 83 6
Челябинская область 10 86 4
Краснодарский край 9 89 1
Остальные регионы 9 87 3
Санкт-Петербург 8 89 2
Ростовская область 8 86 6
Воронежская область 8 83 9
Московская область 7 86 7
Красноярский край 7 86 7
Нижегородская область 6 89 4
Республика Башкортостан 6 81 13
Новосибирская область 6 92 2

Сложным ли оказалось обучение в ссузе (колледже, ПТУ)?

Средняя оценка качества образования, которое получили выпускники колледжей и ПТУ, составила 3,8 балла.


Выпускники ссузов, независимо от того, работают они по специальности или нет, в большинстве своем склонны считать, что знания, полученные в вузе, понадобились им в трудовой деятельности - 29% респондентов с дипломом об окончании ссуза уверены в этом совершенно точно и еще 36% скорее придерживаются данной позиции, нежели считают, что полученные знания им не понадобились.


Понадобились ли вам в трудовой деятельности знания, полученные в процессе обучения в вузе и ссузе?

Планы студентов вузов и учащихся ссузов относительно трудоустройства по специальности практически индентичны - 52% студентов вузов и 53% учащихся ссузов планируют работать по специальности.


Среди специалистов с высшим образованием 33% работают по полученной специальности, у специалистов со средним специальным образованием данный показатель равен 20%.


Несмотря на то, что выпускники вузов чаще трудоустраиваются по специальности, доли респондентов, удовлетворенных своей работой, практически не зависят от уровня образования.


Оказавшись на месте выпускника школы, специалисты с оконченным высшим образованием с большей охотой снова отправились бы в университет, нежели выпускники ссузов в аналогичной ситуации - 88% против 76% соответственно.


В разрезе уровня образования наибольшая доля потенциальных бизнесменов наблюдается среди студентов вузов и работников, окончивших школу и не продолживших обучение - 25% и 27%, соответственно.


Наибольшей долей респондентов, полагающих, что высшее образование является обязательным условием успешной карьеры, представлены студенты (18%) и выпускники (30%) вузов.


21% респондентов, сожалеющих о том, что им не удалось закончить вуз, уверены в том, что успешную карьеру невозможно построить без высшего образования. При этом 29% респондентов, не получивших высшего образования и не испытывающих досады по этому поводу, придерживаются противоположной точки зрения.


60% линейных руководителей и топ-менеджеров со средним специальным образованием испытывают острую нехватку знаний.


При этом учащиеся и выпускники ссузов оценивают знания, полученные в учебном заведении, выше студентов вузов.


Оцените качество знаний, которые вы получили в ссузе по пятибалльной шкале, где 5 - это высокое качество знание, а 1 - низкое.

Регион обучения Среднее
Челябинская область 3,98
Новосибирская область 3,92
Свердловская область 3,87
Республика Татарстан 3,87
Остальные регионы 3,79
Краснодарский край 3,77
Красноярский край 3,76
Воронежская область 3,75
Санкт-Петербург 3,75
Московская область 3,73
Москва 3,73
Ростовская область 3,71
Самарская область 3,65

Среди респондентов, планирующих открыть собственный бизнес в ближайшие один-два года, обучение было менее востребовано (57%) по сравнению с респондентами, не желающими в дальнейшем работать на себя (63%).


Студенты вузов и учащиеся ссузов примерно одинаково расставляют приоритеты, касающиеся обучения.


В преддверии нового учебного года мы поинтересовались у студентов нашего вуза, что их волнует. И вот какие ответы мы получили

Оксана Кузнецова, ФЭСТД

— Почему ты поступила на свой факультет?

— Эта специальность меня привлекает, здесь можно развивать свои творческие способности. Стать квалифицированным специалистом, кроме того у нас хороший и дружный факультет.

— Хорошие, добрые преподаватели, которые профессионально преподносят информацию. Но система самого образования мне не особо нравится. Весело на парах. Нравится то что, университет часто проводит различные развлекательные мероприятия и поддерживает стимул в участии поощрении. Иногда преподаватели нашей кафедры идут нам на встречу.

— Как я уже говорила ранее, стать квалифицированным специалистом и получить хорошо оплачиваемую должность. Реализоваться как дизайнер. Создать новые направления в дизайне интерьера.

— Твои планы на будущее?

После окончания университета, я хочу сразу устроится на работу по специальности(дизайнер интерьера). Обеспечить себя по жизни, жить в достатке. Стать знаменитой, успешной, в плане карьеры. Завести семью, детей, дом, купить дорогую машину. Обеспечивать в дальнейшем родителей. Хочу путешествовать по миру, обнаруживать неизведанные края и тд.

Александр Пак, МСФ, КТОМП

— Не жалеешь, что поступили на свой факультет, если да, то почему?

Нет, не жалею. Мне очень нравится наш университет, и свой факультет. Здесь дают хорошее образование лучше чем в других вузах. А еще я нашёл много друзей.

— Что тебе больше всего нравится в учебе?

— Различные соревнования.

— Какие у вас цели в отношение карьеры?

— Заработать деньги. Стать успешным человеком.

— Твои планы на будущее, после окончания вуза?

— Пойти в армию, а потом идти работать на завод. Потом купить дом, машину, ездить на море и в разные страны.

Яна Витязева, ФЭУ, специальность «Прикладная информатика»

— Почему ты выбрала свой факультет?

— У нас дают хорошее образование.

— Что тебе больше всего нравится в учебе?

— Больше всего мне нравится то, что есть возможность проявить себя, к примеру, выступления на конференциях с докладами или сообщениями. Также проявить себя с творческой стороны. Так как есть КДЦ.

— Каких целей ты хочешь добиться в карьере?

— Пока основной целью является получить высшее образование, а дальше думаю работать по специальности. Возможно, даже работать на более высоких должностях.

— Хочу посмотреть мир, попутешествовать. На самом деле планов нет, но это первое что в голову пришло. Скорей всего как у обычной девушки, завести семью дом машину, помочь родным, побывать в разных городах.

Сергей Иванов, электротехнический факультет

— Не жалеете ли вы, что поступили на свой факультет, если да, то почему?

— Ни сколько. На других факультетах мне банально нечего делать. Плюс номер группы нравится.

— Какие у тебя цели в отношении карьеры?

— Работать по профессии, разрабатывать приложения, программы, игры, и потом получать много- много денег.

— Твои планы после окончания вуза?

— Первое – это, конечно, найти хорошую работу, с большим доходом. Второе – обеспечить себя всем, чем можно. Третье – купить хороший игровой компьютер и играть на нём в игры. Хочу побывать в Японии, и посмотреть на последние изобретения, может и себе что то купить.

Александра Коновалова, специальность «Реклама и связи с общественностью»

— Почему ты поступила на эту специальность?

— Нам дают хорошее образование, все доступно и понятно, интересно. Преподаватели отзывчивые, и если что помогут. Только вот обучение дорогое.

— Что тебе больше всего нравится в учебе?

Мне нравится то, что практики больше чем теории. Набираешь хороший опыт, а ещё нашла много друзей. У меня весёлые одногруппники.

— Каких целей ты хочешь достичь в карьере?

— Через несколько лет я вижу себя максимально эффективным сотрудником в хорошо организованной компании. Я планирую развивать свои навыки, продолжая приносить пользу в своей профессии.

— Что ты будешь делать после окончания вуза?

— Если получится, уеду в другой город и буду там работать по специальности. В мои долгосрочные планы входит развиваться вместе с компанией, где я буду работать, обучаться, расширять свои обязанности и привнести этим в свою компанию максимально большую пользу.

Валерий Муратов, Василий Коренев

Московский государственный строительный университет (МГСУ) - головной вуз России в области строительного образования, который за годы своего существования выпустил 110 тысяч высококвалифицированных инженеров-строителей. В Москве, наверное, нет ни одной стройки, где бы не работали выпускники этого университета. Считается, что каждый третий инженер в строительстве - выпускник МГСУ.

О практических результатах научной деятельности университета и о сотрудничестве строительного вуза с градостроительным комплексом Москвы в сфере подготовки профессиональных кадров в интервью Порталу Стройкомплекса рассказывает Валерий Теличенко, возглавлявший МГСУ на протяжении десятилетия, а теперь занимающий пост президента этого высшего учебного заведения.

Валерий Иванович, поздравляем Вас с новой почетной должностью. Расскажите о том, решением каких проблем теперь будете заниматься в вузе?

Я в университете прошел все ступени роста: был студентом, научным сотрудником, преподавателем, заведующим кафедрой, проректором, ректором и вот теперь президент. Эта должность не так давно введена в вузах. Думаю, она подходит для тех людей, которые в силу своего возраста в соответствии с законодательством должны покинуть должность ректора, но в силу своего профессионального опыта могут еще быть полезны. Круг обязанностей президента - стратегическое развитие, представительство во внешней среде, развитие связей с отраслью, с государственными структурами и бизнесом, плюс, конечно же, это работа в вузе по решению различных задач. При этом руководителем все-таки является ректор, и он несет полную ответственность за состояние дел.

В 2010 году МГСУ присвоен статус национального исследовательского университета. Как изменился вуз с того времени?

Идет уже пятый год реализации программы. Я считаю, что получение статуса национального исследовательского университета - очень мощный шаг МГСУ вперед, он позволил нам войти в число ведущих вузов России, получить финансовую поддержку правительства, создать мощную базу научных исследований. А научные исследования - это значит современное образование. Модель обучения в вузе подразумевает, что надо создавать новые знания и внедрять их в учебный процесс, а ученики понесут эти знания дальше. Это очень длительная процедура, но в этом и состоит задача университета.

Строительство - наукоемкое направление деятельности, и мы пошли по этому пути. За это время в университете был создан целый ряд лабораторий. Таких, в которых занимаются разработкой новых строительных материалов и технологий, аэродинамическими исследованиями строительных конструкций. Мы создали центры различного назначения: пожарной безопасности, светопрозрачных конструкций, энергоэффективности, геотехники (исследования грунтов под строительство), интеллектуальных технологий управления зданиями, компьютерного моделирования - через него, кстати, прошли все объекты сочинской Олимпиады на предмет их безопасности.

Эти лаборатории - основа научно-производственной деятельности вуза: мы заключаем договоры с реальными строительными организациями на проведение определенного вида исследований.

- Какие конкретно технологические разработки ведутся?

Например, сейчас мы разрабатываем новые дорожные покрытия с привлечением центра нанотехнологий. Это реальный материал, который может повысить износостойкость дорожного покрытия в разы, избавиться от колейности. Наши специалисты работают над новыми строительными материалами - уже получен прозрачный бетон, например, который может использоваться в оформлении фасадов. Может, это и экзотика, с Вашей точки зрения, но это совершенно новый материал с новыми свойствами.

- Насколько востребованы ваши разработки у строительных компаний?

Многие за долгие годы привыкли восхищаться научными разработками других стран. Наш университет сумел преодолеть научно-техническую отсталость. Теперь главная задача - запустить наши разработки в дело, а это уже обоюдный процесс.

Очень часто многие строительные организации не стремятся к использованию отечественных новых технологий, считая, что проще купить новое за рубежом, чем вкладывать деньги в университет. Эту позицию необходимо преодолеть: нужно вкладывать деньги в свой вуз, в молодежь, в своих сотрудников. И тогда произойдет развитие всей строительной отрасли.

Вы, наверное, знаете, что в Коммунарке (Новомосковский административный округ) для Московского института стали и сплавов (МИСиС) будет создан учебный кластер с кампусами для проживания, учебными корпусами и лабораториями. Есть ли у МГСУ потребность расширять свои площади? Рассматриваете ли Вы «новую Москву» как возможную площадку для развития?

У нас скорее есть планы по концентрации всех корпусов МГСУ на одной площадке. Наш университет располагается в Москве на десяти площадках. Поэтому мы ведем работу по концентрации наших сил - студентов и преподавателей - на Ярославском шоссе, 26. Здесь большой участок земли - 60 гектаров, - на котором еще можно построить новые корпуса, учебные лаборатории, общежития, может быть, даже жилой дом для профессорско-преподавательского состава. Это примерно 80 тысяч квадратных метров новых зданий. Поэтому мы говорим о консолидации. Если некоторые вузы, как МИСиС, планируют строить новые корпуса на совершенно новой площадке, то у нас здесь, на Ярославском шоссе, достаточно всего: земли, инфраструктуры, чтобы собрать весь университет.

- Это пока только планы или реализация проекта уже идет?

Эта градостроительная концепция докладывалась президенту России Владимиру Путину, когда он посещал наш университет в августе 2012 года. Думаю, в этом году мы уже выйдем на уровень министерства и правительства РФ, которые должны утвердить эту концепцию постановлением. И тогда, вероятно, к столетию МГСУ в 2021 году эти планы будут претворены в жизнь.

Мы планируем вводить свои разбросанные по всей Москве здания общей площадью почти 250 тысяч квадратных метров в хозяйственный оборот. Они будут переданы инвесторам, которые в свою очередь профинансируют строительство корпусов на Ярославском шоссе. Оценивается этот проект в семь-восемь миллиардов рублей.

- У Вас есть данные о том, сколько выпускников остаются работать в отрасли по окончании вуза?

Наши студенты получают около трех тысяч дипломов в год по различным формам обучения. Не могу сказать, что мы можем обеспечить трудоустройство 100% выпускников. Но в университете есть программы содействия трудоустройству: это и помощь через попечительский совет (куда входят крупные строительные компании. - Ред.), и организация ярмарок вакансий для студентов, работает и специальное кадровое агентство строительного комплекса и архитектуры МГСУ, сокращенно - КАСКА.

Строительные организации охотно берут на работу наших выпускников. Процент трудоустройства по специальности, по данным КАСКА, около 85%. Это очень хороший показатель, на мой взгляд.

В 2013 году в МГСУ запущен пилотный проект «Прикладной бакалавриат», который предполагает, что стажировка студентов в строительных компаниях займет значительную часть учебного времени. Расскажите об этой новой форме обучения.

Я считаю, что профиль нашего вуза наиболее соответствует практикоориентированной подготовке специалистов. Университет готовит высокопрофессиональные и наукоемкие кадры, но нужны и такие работники, которые придут завтра на стройки, наденут телогрейку, каску и будут выполнять весь комплекс работ именно на стройплощадке. Наша задача - подготовить в рамках программы «Прикладной бакалавриат» таких специалистов. Эта дисциплина подразумевает постоянную практику, постоянное взаимодействие со строительными организациями и производствами, которые работают в реальном секторе экономики.

Мы взаимодействуем с реальным сектором экономики всю историю развития строительной отрасли, но прикладной бакалавриат подразумевает, что специалистов университет и организация готовят совместно. И, конечно, желательно, чтобы организация готовила в основном своих будущих сотрудников.

- Сколько времени в учебном процессе прикладных бакалавров занимает практика?

Вообще студент после каждого курса проходит различные виды практики: учебно-геодезическую, учебно-производственную, технологическую и преддипломную. Специальность «Прикладной бакалавриат» подразумевает, что студент будет проходить производственную практику после каждого курса. Получается, что за четыре года 25 - 30 недель отводится под практику на производстве.

Это не новая модель. Например, в Германии это так называемая дуальная система - когда студент учится и работает. У нас пока не выработана определенная позиция - как проводить производственную практику: ударно, когда студент отучился два года, а потом идет на полгода на практику, или весь учебный процесс чередовать учебу с практикой. Мы сейчас вырабатываем учебную модель этой дисциплины.

- Существует ли проблема устройства студентов на практику?

Я не могу сказать, что это проблема. Объем строительного рынка в Москве большой, и мы ищем те организации, которые готовы взять студентов, помочь ребятам зарабатывать деньги, наработать опыт. Сегодня мы не замыкаемся только Москвой. У нас очень серьезные взаимоотношения с Росатомом. На многие объекты по строительству атомных станций отправляем целые отряды студентов, например, на Нововоронежскую атомную станцию. Ребята приезжают оттуда в восторге. Человека, побывавшего на такой стройке, уже никогда не заманить другой профессией. Некоторые вещи не может создать никто другой, кроме строителя. И практика в этом и должна заключаться - помочь человеку понять, что строительство - это его призвание.

Строительные организации берут ваших студентов на практику, а как вы можете помочь строителям повысить их квалификацию?

У нас существует отдельный институт дополнительного профессионального образования, где специалист может, по сути, повысить свою квалификацию. Через этот институт в год проходит более трех тысяч специалистов. Это не так уж и много. И мы заинтересованы в том, чтобы строительные организации направляли на повышение квалификации больше специалистов. Мы готовы к этому, у нас есть для этого научно-техническая база. Это важный элемент сотрудничества университета со Стройкомплексом Москвы.

Алена Терновая, собственный корреспондент

Другие материалы по теме

Школа-интернат на новой территории Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш бизнес - От идеи до реализации