Ваш бизнес - От идеи до реализации

Введение

За время прохождения учебно-ознакомительной практики с 06.07 по 19.07 с вопросом о поступлении в ВУЗ ко мне обратилось около 70 человек, из них около 25 человек на факультет «Иноватики и Организации производства». На специальность, на которой я обучаюсь «Организация работы с молодежью» 2 человека. Специальность «Организация работы с молодежью» было создана около 8 лет назад Министерством образования и науки Российской Федерации. Главная цель при создании нашей специальности - это подготовка высококлассных специалистов по работе с молодежью, молодежными организациями, работой в государственных и общественных организациях занимающимися проблемами социального конструирования.

Необходимость данной работы была поставлена в «Послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию РФ». По словам Президента»… воспитание и работа с подрастающим поколением России одна из важнейших задач современного государства»

Работа с молодежью - достаточно новая профессия, немногие еще о ней знают, но она уже приобретает популярность.

В подготовке специалиста по работе с молодежью учебно-ознакомительная практика занимает важное место, так как она позволяет применить систему знаний полученную студентом на первом курсе.

Учебно-ознакомительная практика позволяет выработать определенные компетенции (учебного плана бакалавров - socis.ucoz.ru)

Цель практики: познакомится с методами общения, коммуникативной деятельностью в молодежной среде и технологией организации молодежных мероприятий и управления работы с молодежью;

Задачи практики:

Углубление и закрепление на практике теоретических знаний, ранее полученных в ходе изучения таких учебных дисциплин, как «Волонтерство как вид социальной деятельности», «Социальная педагогика, «Введение в специальность», «Педагогическое обеспечение работы с молодежью», «Правовые основы работы с молодежью», «Организация досуга молодежи», и др;

Получение навыка работы с абитуриентами и их родителями;

Ознакомление на практике с уставными документами, нормативно - правовой базой

Изучение особенностей информационного отдела при приемной комиссии.

Организация и проведение профориентационных мероприятий среди абитуриентов

Цель, задачи, методы и план организации профориентационной работы

абитуриент профориентационный комиссия приемный

Профориентационная работа - это помощь абитуриентам в выборе правильной и востребованной специальности.

Цель профориентационной работы: провести профориентационное собеседование, обеспечить осознанный выбор абитуриентом будущей специальности и научится устанавливать коммуникацию в групповой и межгрупповой работе.

Сформировать умения коллективного взаимодействия и коммуникативных навыков в процессе организации профориентационной деятельности;

Обсудить важность межгруппового взаимодействия и выработки корпоративной культуры поведения.

Работа информационного отдела проводилась двумя группами студентов, которые состояли из трех студентов и преподавателя. Часы работы с 8.00 до 12.00 и с 12.00 по 16.00.

Методы работы с абитуриентами:

Проведение разъяснительной беседы среди абитуриентов;

Раздача информационного материала для абитуриентов;

При необходимости абитуриентов провожать в приемные комиссии;

План организации профориентационной работы:

Проведение беседы среди абитуриентов и их родителей по интересующим специальностям;

Оказать помощь по адаптации абитуриентов в вузе;

Провести анализ результатов работы.

При подборе материала необходимо руководствоваться принципом гуманизма и избегать негатива в содержании.

Для сравнения:

При подборе стихотворений необходимо помнить, что практически все они создавались поэтами советского времени (т. е. в прошлом веке) и имеют выраженную идейную направленность, не всегда актуальную для современных учащихся. Например, в профориентационной деятельности в качестве иллюстрации или эпиграфа часто используются отрывки из стихотворения В. Маяковского «Кем быть?». Для адекватного использования этого произведения педагогу необходимо самому внимательно прочитать его полный вариант, обратив внимание на изменившиеся условия, средства и орудия труда названных в нем профессий. Стихотворения подобного рода уместно использовать при рассмотрении исторического аспекта развития профессий или для иллюстрации сложностей очерчивания области «Хочу» в формуле выбора профессии.

Целью/задачей профориентационного мероприятия может являться диагностика профессиональных интересов, способностей, склонностей учащихся, их личностных особенностей. Некоторые виды диагностики не требуют специальной подготовки для проведения и интерпретации результатов (имеется в виду психологическое образование) и достаточно просты в обработке, поэтому педагог может провести их и дать интерпретацию результатов самостоятельно. К таким методикам можно отнести, например , такие, как:


· Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) ;

· Методика диагностики «помех» в установлении эмоциональных контактов;

· Методика изучения отношения к учебным предметам;

· Модифицированный вариант методики «Интеллектуальная лабильность» для подростков и юношества;

· Тест-опросник Г. Айзенка, адаптация;

· Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса, адаптация;

· Методика «Мотивы выбора профессии».

Методики, отбираемые педагогом для самостоятельного проведения, должны быть достаточно компактными (20-40 вопросов/утверждений), просты в обработке, доступны в интерпретации результатов.

Перед проведением методик необходимо разъяснить учащимся цель исследования, показать им практическое значение будущих результатов.

Важно помнить, что психологические диагностические методики позволят учащимся получить немало полезных сведений о себе, но их результаты не следует расценивать как «окончательный приговор». Для серьезной оценки личности учащегося необходимо обратиться к специалисту-профконсультанту.

Оценка эффективности профориентационного мероприятия

Проведенное профориентационное мероприятие необходимо проанализировать на предмет его эффективности, т. е. нужно понять, достигнуты ли поставленные цели и ожидаемые результаты, и определить практическую ценность мероприятия – приобретение знаний и навыков, способствующих осознанному выбору профессии и эффективному поведению на рынке труда.

Результаты оценки эффективности мероприятия важны для совершенствования его программы и для дальнейшего планирования профориентационной работы в целом. Эффективность отдельного мероприятия значительно возрастает, если оно является логическим продолжением предыдущей работы. Поэтому так важно вести системную профориентационную работу.

Методики и критерии оценки необходимо разработать заранее. Оценивать можно как мероприятие в целом, так и его отдельные части и аспекты.

Оценить эффективность мероприятия можно, например, по модели Д. Киркпатрика, согласно которой оценка производится на нескольких уровнях:

Уровень непосредственных впечатлений .

На этом уровне фиксируются субъективные мнения, суждения и оценки участников мероприятия – их эмоциональное состояние, интерес, внимание, их мнение о полезности, уровне сложности материала и заданий.

Оценку на этом уровне имеет смысл проводить сразу по завершению мероприятия.

Для изучения субъективных оценок участников мероприятия используются такие методы получения обратной связи, как;

· опрос. Проводится в форме интервью, группового обсуждения, дискуссии. При групповом обсуждении, как правило, задается схема/структура отзыва – указывается, на какие моменты нужно обратить внимание при оценке. Например, участникам предлагается определить:

Самое яркое впечатление от мероприятия;

Что полезного для себя вы вынесли;

Выводы, который вы для себя сделали и т. п.

· анкетирование. Участники заполняют заранее подготовленную оценочную анкету (образец см. в Приложении), в которую включён стандартизованный набор вопросов. С помощью анкеты можно оперативно оценить первое впечатление от мероприятия, вызванный интерес, качество содержания, полезность приобретённых знаний и навыков и т. п.


· коллаж. Участникам предлагается, используя снимки, иллюстрации из старых журналов, открытки и другие визуальные материалы, сделать коллаж. Тему для него задает педагог или сами участники. Например

- «Этого я никогда не забуду…»;

- «Это очень важно для построения моей профессиональной карьеры…»;

- «Что я узнал и чему научился…».

В процессе работы над коллажем участники самостоятельно вспоминают все мероприятие и тем самым закрепляют полученные знания, вырабатывают к ним осознанное отношение, понимают их практическую ценность.

При работе над коллажем большую группу лучше разбить на несколько подгрупп.

· мишень («дартс ») . Хороший способ визуализировать оценки (и индивидуальные, и особенно – групповые). Оценочная шкала изображается на доске, флипчарте или листе ватмана в виде концентрических кругов – «мишени». Каждому кругу мишени сопоставлен балл оценки. Мишень разбивается на секторы, представляющие все рассматриваемые параметры: удовлетворенность формой подачи материала, практичность материала, доступность для понимания, информативность, актуальность и т. п. Каждый участник оценивает мероприятие, отмечая на мишени баллы, соответствующие его оценке каждого параметра. Можно использовать настоящую мишень для игры в «дартс», на которую участники смогут наклеивать цветные стикеры.

Эта методика экспресс-оценки достаточно эффективна тогда, когда на подведение итогов остается мало времени.

Уровень усвоения.

На этом уровне оценивается, насколько усовершенствовались знания, развились умения и изменились установки участников.

Оценить произошедшие изменения можно только в сравнении с исходным уровнем знаний, умений и установок. Поэтому так важно ещё на этапе подготовки программы мероприятия параллельно разработать и чёткие методы измерения результатов.

На этом этапе традиционно используются такие методы оценки, как поведенческие тесты, тематические опросники, контрольные упражнения, наблюдение и т. д. Необходимо оценивать индивидуальный прогресс участников.

Уровень поведения.

На данном уровне оцениваются практические результаты мероприятия: используются/реализуются ли приобретённые участниками знания, умения и установки в жизненных ситуациях (в отличие от учебных) и насколько эффективно они используются.

На данном этапе можно применить такие методы, как структурированное наблюдение, ведение самоотчетов и т. д.

При переходе от уровня к уровню процесс оценки становится более трудным и требует больших временных затрат. Поэтому на практике чаще всего используется оценка мероприятия на уровне непосредственных впечатлений (понравилось/не понравилось, было интересно/не интересно, полезно/бесполезно и т. п.). Оценка на более высоком уровне практически не используется.

Эффективность проведенного мероприятия подтверждается и достижением запланированных результатов.

Основными результатами профориентационного мероприятия или профориентационной работы в целом являются:

· повышение уровня осведомленности учащихся о мире профессий и эффективном поведении на рынке труда. Здесь важно учитывать какой уровень знаний о мире профессии и региональном рынке труда был у учащихся до мероприятия/комплекса мероприятий и как он изменился после проведенной работы. Например

До мероприятия учащийся называл 10 профессий, после - 20;

До мероприятия мог рассказать о содержании 5 профессий, после – 10 и т. п.;

· повышение уровня знаний учащихся о своих профессиональных интересах, способностях и личностных особенностях. Здесь важно учитывать, какой уровень представлений был у учащихся до мероприятия/комплекса мероприятий и как он изменился после проведенной работы, и обратить внимание на адекватность этих представлений;

· увеличение количества учащихся, имеющих обоснованный индивидуально-профессиональный план;

· увеличение количества учащихся, имеющих обоснованные запасные варианты выбора профессии;

· увеличение количества учащихся, имеющих конкретную профессиональную цель;

В целом, оценка эффективности профориентационного мероприятия имеет неоспоримую сложность, вызванную тем фактом, что невозможно быстро и достоверно получить ответ на вопрос, насколько выбор, сделанный самоопределяющейся личностью или оптантом, является правильным и точным, поскольку главным критерием оценки здесь выступает сама человеческая жизнь, состоявшаяся или несостоявшаяся.

Заключение

Вопрос профессионального выбора встает перед каждым человеком неоднократно. Вера в миф о единственном правильном профессиональном пути, выборе профессионального поприща на всю жизнь может сильно осложнить процесс профессионального самоопределения ребят, посеять страх «не поступить», «не устроиться», «потерять время». Следовательно, взрослый, занимающийся профориентационной деятельностью, должен всегда помнить, что важно не только помочь, но и не навредить своими действиями сложному процессу профессионального самоопределения своих подопечных. Положительный эффект от подобной деятельности возможен только в том случае, если взрослый сам хорошо разбирается в вопросах профориентационного характера. Поэтому важно повышать собственную компетентность, уделять время самообразованию, саморазвитию в области профориентации.

Наталья Иванова

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу . Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений детей о профессиях и труде . В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии . Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика , милиционера, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают , как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире. Цель ранней (детской) профориентации : приобщение к ценностям труда и профессиональной деятельности человека, развитие интереса детей к миру труда и профессиям взрослых на примере ближайшего окружения (сотрудники детского сада, родители, выпускники детского сада, социальные партнеры)

Планируя Неделю профориентации , мы поставили перед собой следующие задачи :

Расширять знания детей о мире профессий ,

Развивать эмоционально-положительное отношение к человеку труда,

Формировать представления о необходимости трудовой деятельности в жизни людей, смысле профессионального труда взрослого человека;

Воспитывать бережное отношение к труду взрослых и результатам их труда,

Формировать у детей желание научиться выполнять трудовые действия представителей разных профессий .

В рамках Недели профориентации «Профессиональная среда » наше образовательное учреждение посетили : Бабак Алла Викторовна, флорист, Элит-Букет; Романов Евгений Валентинович, водитель, МУП УБТС; Воробьева Оксана Геннадьевна, фармацевт, аптека «Ладушка» ; Яценко Павел Олегович, шахтер, шахта «Распадская» , которые рассказали детям о своих профессиях .

Особое внимание было уделено воспитанникам подготовительной к школе группе.

Тематика мероприятий Недели профориентации отражает расширение и обобщение представлений детей о профессиях , орудиях труда, трудовых действиях, создание условий для максимального обогащения знаний и представлений детей о профессиях своих родителей ; формирование первых навыков; развитие любознательности и интереса к деятельности взрослых, к профессиям родителей и месту их работы.

Формирование представлений детей дошкольного возраста о мире труда и профессий осуществляется посредством проведения различных мероприятий :

Осуществляется ознакомление дошкольников с миром труда и профессий через

сюжетно - ролевую игру;

Используются разнообразные методы и средства формирования представлений

дошкольников о мире профессий ;

Создана доступная, комфортная развивающая предметно - пространственная среда ;

Развивается эмоционально-положительное отношение к человеку труда, через

приглашение родителей – представителей той или иной профессии .

Для педагогов была оформлена выставка методической литературы по теме : «Ознакомление дошкольников с миром профессий » . Во всех возрастных группах проведена непрерывная образовательная деятельность с детьми по ознакомлению с трудом взрослых.

Одно из мероприятий – это мастер – класс родителей с детьми «Наши мамы и папы могут рассказать много интересного о своей работе» . Родители рассказали детям о своих профессиях и предложили детям увлекательную игру «Все профессии нужны , все профессии важны ». Дети с родителями играли в «магазин» , «парикмахерскую» , «больницу» , «автобус» и многое другое. В итоге детям и родителям воспитатели дали домашнее задание : принести рисунки на тему : «Профессии наших родителей » .

Результаты проведенных мероприятий порадовали нас . Мы начали говорить о ценности труда и профессий с детства ! Дети с гордостью рассказывали о профессиях своих родителей . Думаем, что после Недели профориентации вопрос , кем быть, не застанет их врасплох. У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы.

Проделанная работа помогла пробудить интерес детей к профессиям взрослых . Ребята узнали много нового и интересного. Сплоченные общей идеей, дети стали более отзывчивыми и доброжелательными.

Нужно рассказывать детям о профессии родителей . Постараться объяснять суть их труда, его важность для других людей.

Так же знакомство детей с профессиями происходит во время игр. Они знакомятся с различным инструментами и приспособлениями, понятиями кто и что делает на работе. Экскурсии знакомят детей с трудом взрослых. Они обращают внимание на форму людей, их деятельность, инструменты с которыми приходится обращаться.

Много внимания необходимо уделять знакомству с профессиями в детском саду и продолжать в школе.

Публикации по теме:

«Мы живём в Поволжье"С 14 по 18 ноября, в рамках Недели толерантности, в нашем детском саду воспитанников объединила квест-игра «Мы живём.

Мероприятие с презентацией в рамках профориентации «Деятельность, труд, профессия» ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Псковской области «Центр.

«СЧАСТЬЕ В ГЛАЗАХ…» В дошкольном образовательном учреждении общеразвивающего типа №14 «Мир» создаются условия для творческого, совместного.

Отчет о проведении мероприятий в рамках месячника военно-патриотического воспитания с 23.01 2017 г. по 23.02.2017 В ДОУ организована выставка детских рисунков «Великая Отечественная война 1941-1945 гг. глазами детей» в МБОУ СОШ № 15, выполненная воспитанниками.

7 февраля на базе МАДОУ детский сад №1 «Березка» прошел семинар-практикум для педагогов района с участием родителей. Цель: Приобщение.

Отчет по самообразованию педагога «Метод проектов как форма ранней профориентации старших дошкольников» Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. Метод проектов используется наряду с систематическим предметным обучением.

План мероприятий с детьми среднего дошкольного возраста в рамках Четвертой Глобальной недели безопасности дорожного движения Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 22 «Родничок» с. Красногвардейское Утверждаю Заведующий МКДОУ.

План мероприятий в рамках «Недели иммунизации» План мероприятий в рамках «Недели иммунизации» Цель: повышений компетентности родителей в вопросах профилактики инфекционных заболеваний.

Сценарий конкурса чтецов в рамках проведения недели детской книги Сценарий конкурса чтецов в рамках проведения недели детской книги Ведущий: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Мы рады видеть.

Творческий отчет родителям по итогам года Слайд №1 Вот и подходит к завершению еще один учебный год. А это значит, что наши детки стали на год взрослей, старше, любознательнее. Сейчас.

Библиотека изображений:

Мероприятия

При выборе форм и методов проведения профориентационного мероприятия важно не отклоняться от общей цели профориентационной работы - подвести учащегося к взвешенному, самостоятельному выбору профессиональной деятельности.

В этом случае наиболее важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся будет являться профессиональное просвещение – сообщение учащимся сведений о содержательной стороне различных профессий, способах и путях их получения, о их значении в экономике региона и страны; об особенностях регионального рынка труда, потребностях в кадрах; о требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, об уровне оплаты труда и т.п.

Поэтому выбранные формы и методы должны способствовать доходчивому , достоверному и наглядному информированию учащихся о мире профессий и специальностей, обеспечивать тем самым информационную поддержку процесса самоопределения.

В профориентационной дидактике имеется широкий диапазон форм и методов работы. Классификация их по разным основаниям не является задачей пособия. В данном случае приводится перечень мероприятий профориентационного характера в единстве форм и методов.

Мероприятия профориентационной работы:


  • дни открытых дверей;

  • ярмарки профессий;

  • профориентационные экскурсии (на предприятия, в фирмы, организации, в учреждения довузовского профессионального образования, в учреждения высшего профессионального образования);

  • тематические классные часы;

  • тематические родительские собрания;

  • встречи со специалистами различных профессий и работодателями;

  • уроки профориентации;

  • профориентационные тренинги;

  • предметные недели;

  • недели прикладного творчества;

  • ярмарки - выставки творческих работ, выступления художественной самодеятельности;

  • деловые игры, конкурсы, викторины, спортивные мероприятия;

  • конкурсы рисунков, сочинений;

  • беседы (справочно-информационные, профориентационно – профилактические, профдиагностические);

  • профессиональные пробы;

  • трудоустройство учащихся в каникулярное время;

  • субботники, генеральные уборки, трудовые десанты;

  • летний лагерь труда и отдыха;
а также такие направления работы, как:

  • профессиональная диагностика;

  • индивидуальные и групповые консультации профориентационного характера;

  • работа школьных и внешкольных кружков по профессиональным интересам, факультативов и предметных кружков;

  • работа профориентационного клуба;

  • научно-исследовательская работа учащихся;

  • работа сайтов учреждений профессионального образования;

  • создание/применение мультимедийных презентаций, видеороликов, учебных фильмов, компьютерных информационно-справочных систем;

  • публикация рекламных объявлений, имидж-статей об учебных заведениях в газетах и справочниках;

  • издание информационных материалов (буклеты, проспекты, информационные листки и т.п.);

  • оформление уголков профориентации.
Некоторые профориентационные мероприятия можно проводить в разной форме в зависимости от поставленной цели и возрастных особенностей учащихся. Например, профориентационно – профилактическая беседа возможна и в индивидуальной форме, и в форме классного часа, и в форме общешкольного мероприятия. На практике чаще всего используется групповая форма мероприятий (класс, учебная группа, подгруппа), реже индивидуальная и массовая.

При выборе форм и методов мероприятия следует учитывать некоторые общие принципы , не зависящие от возрастных особенностей учащихся.


  1. Используемые формы, приемы и методы должны соответствовать заявленной цели.

  2. В течение одного мероприятия необходимо чередовать виды деятельности учащихся.

  3. Принцип наглядности актуален для учащихся всех возрастов.

  4. Профориентационное мероприятие должно быть органически «вплетено» в учебный процесс, а не «стоять обособлено» от учебной деятельности учащихся. Примером может служить проведение словарного диктанта по профессиям или знакомство с историческим аспектом профессии.

  5. Принцип активности и вовлеченности актуален для учащихся всех возрастов.
Для сравнения:

или

или

Учащиеся заучивают наизусть стихотворение о профессии

и

Учащиеся сами сочиняют стихотворение о профессии

  1. В большинстве случаев профориентационная информация является для учащихся новой и требует разъяснения и времени на усвоение. Поэтому необходимо на одном мероприятии раскрывать один аспект темы и не перегружать его целями и задачами.

  2. Весь материал мероприятия должен излагаться на доступном учащимся языке. Следует избегать профессионального сленга и сложных терминов.

  3. Присвоению информации будет способствовать выполнение учащимися предварительно полученного задания, связанного с темой мероприятия. Чем старше учащиеся, тем больше внимания нужно уделять их самостоятельной предварительной подготовке материала.

  4. Закреплению результата мероприятия будет способствовать нечто, что учащиеся смогут «унести с собой»: результаты диагностики, рисунок, домашнее задание, награда, диплом, информационный буклет, визитка и т.п.

  5. Применение рисуночных методик требует значительных временных затрат.

  6. При проведении профориентационных экскурсий следует не отклоняться от их основной цели - показа существенных характеристик профессии, условий труда специалистов.

  7. При посещении массовых мероприятий – выставок, ярмарок и т.п. – необходимо разъяснить учащимся их общий смысл, нацелить на осознанное восприятие.

  8. При прочих равных условиях следует отдавать предпочтение мероприятиям, проводимым вне стен учебного кабинета (в частности, экскурсиям), и мероприятиям с участием приглашенных специалистов (например, работник - представитель профессии или специальности, врач-профпатолог, специалист Центра занятости населения, специалист Центра профориентации и психологической поддержки населения, профориентаторы-волонтеры учреждений профессионального образования и др.). В подобных случаях срабатывает эффект новизны, эффект наглядности, эффект практической деятельности, эффект статусности/авторитетности, что оказывает значительное положительное воздействие на учащихся.

  9. По возможности нужно увеличивать долю совместной деятельности учащихся. Важно помнить, что на степень включенности учащихся в групповую работу сильно влияет их расположение в пространстве помещения.
При классической схеме расположения учащихся в кабинете каждый из них способен взаимодействовать преимущественно с педагогом , только с ним он может иметь полноформатный визуальный и речевой контакт. Такой вариант размещения учащихся не предполагает их активного взаимодействия.

Для организации полноценной совместной деятельности учащихся лучше прибегнуть к другому их взаимному расположению.

Выбор подходящего для конкретной группы учащихся варианта расположения будет зависеть от:


  • цели и характера проводимого мероприятия;

  • количества участников;

  • наличия необходимого оборудования.
Различные схемы размещения учащихся имеют свои достоинства и недостатки, с которыми можно ознакомиться в нижеприведенной таблице (- участники,

Ведущий).


Схема расположения

Преимущества использования

Ограничения использования

Квадрат


Все места воспринимаются равными по статусу. Применимо для большого количества участников

Трудно удерживать контакт глазами со всеми участниками. Непригоден для неформального взаимодействия

«Сплошной» квадрат


Увеличивает вовлеченность участников в процесс групповой работы

Непригоден для неформального взаимодействия. Для эффективного применения требуется большое пространство

Прямоугольник


Позволяет разместить большое количество участников

Трудность обзора. Короткие стороны прямоугольника создают «позицию власти», что может привести к положению неравенства участников

Ряды


Официальность

Трудность обзора. Снижает вовлеченность участников в процесс работы

«Ёлочка»




Позволяет взаимодейство-

вать между «столами» и «рядами». Создание «командного» чувства



Может привести к противостоянию, возникновению соревновательно-

го настроя



U-образное и V- образное расположение


Позволяет педагогу передвигаться внутри группы, давать индивидуальные консультации и рекомендации

Подходит только для малых и средних групп

«Бистро»




Подходит для неформального взаимодействия, для ситуаций, когда за столами решаются разные задачи

Могут возникнуть трудности с контролировани-ем деятельности групп. Не подходит для программ, требующих контакта глаз всех участников

Круглый стол


Равенство всех участников. Хороший обзор. Высокий уровень вовлеченности

Отсутствие явного лидера.

Для эффективного применения требуется большое пространство

Мероприятия профориентационной направленности

Система профориентации включает в себя следу-ющие элементы: профессиональное просвещение (профинформирование, профконсультирование), профессиональная диагностика , направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии; профессиональная консульта-ция, которая нацелена на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны специалистов-профконсультантов; профессиональный отбор (подбор) с целью выбора лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию; социально-психологическая и трудовая адаптация, которая осуществ-ляется в учебных мастерских, трудовых объединениях школьников и т. д. Профессиональное воспитание ставит целью формирование у учащихся профессионально важных качеств.

Центром профориентационной работы с учащимися является общеобразовательная школа, которая создает основу для сознательного выбора профессии и координирует деятельность других звеньев системы профориентации.

Профессиональную ориентацию следует рассматривать как составную часть всей учебно-воспитательной работы, а не как сумму отдельных мероприятий. Она должна быть тесно увязана с процессом фор-мирования всесторонне развитой личности, с подготов-кой учеников к жизни, труду и проводиться на всем протяжении обучения в школе.

Формы занятий: лекция, дискуссия, решение практических задач, игровые микроситуации, психодиагностические методы исследования личности, рефлексия, профориентационные игры.

Примерные темы занятий

1. Знакомство. Тренинговые упражнения (игры).

2. Понятие о профессии и специальности. Общий обзор классификации профессий.

3. Факторы, влияющие на выбор профессии (“хочу”, “могу”, “надо”). Типичные ошибки при выборе профессионального пути. .

4. Профессии с большой перспективой. Осознание препятствий на пути к профессиональным достижениям.

5. Профессиональные ценности - методика ранжирования профессиональных ценностей. «Выбор профессии».

6. Самооценка и уровень притязаний личности.

7. Темперамент и профессии Лекция, игровые микроситуации, дискуссия, решение практических задач, рефлексия.

8. Требования профессии к человеку. Интересы и склонности. Активизирующая профориентационная игра.

9. Активизирующая профориентационная игра. Практическая работа по выявлению учащимися предпочтительных групп профессий для себя.

10. Новые профессии нашего времени. Профессиональные черты характера.

11. Характеристика современного рынка труда. Уровни профессионального образования.

12. Личные и профессиональные цели.

13. Личный профессиональный план. Карьера. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Практическая работа.

14. Конкурентоспособная личность. Полипрофессионализм. Лидерство. Что ценят современные работодатели.

15. Коммуникативные навыки в деловом конструктивном общении. Конфликты.

16. Как добиться успеха при устройстве на работу. Интервью при приеме на работу.

17. Составление индивидуального (личного) профессионального плана. Подведение итогов, защита творческих проектов, рефлексия.

Профориентационная игра "Ловушки - капканчики"

Целью игры является повышение уровня осознания возможных препятствий (ловушек) на пути к профессиональным целям и представления о путях преодоления этих препятствий.

Данное игровое упражнение проводится в круге, количество участников—от 6—8 до 12—15. Время—20—30 минут.

Процедура включает следующие этапы :

1. Совместно с группой определяется конкретная профессиональная цель (поступление в конкретное учебное заведение; окончание данного заведения, оформление на конкретное место работы или конкретное профессиональное достижение, включая построение карьеры и получение наград, премий и прочего...).

2. В группе выбирается доброволец, который будет “представлять” какого-то вымышленного человека (если доброволец пожелает, то он может представлять и самого себя...). При этом для вымышленного человека необходимо сразу же определить его основные характеристики: пол, возраст (желательно, чтобы возраст соответствовал возрасту большинства присутствующих, что сделает упражнение более актуальным: для играющих), образование, семейное положение и др. Но таких характеристик не должно быть слишком немало!

3. Общая инструкция: “Сейчас каждый, уже зная, к каким целям стремится наш главный (вымышленный или реальный) герой, должен будет определить (или придумать) для него некоторые трудности на пути к профессиональной цели. Особое внимание обращаем на то, что трудности могут быть как внешними, исходящими от других людей или от каких-то обстоятельств, так и внутренними, заключенными в самом человека (например, в нашем главном герое) и именно об этих, внутренних трудностях многие часто забывают... Желательно определить даже две—три таких трудностей-ловушек на случай, если похожие трудности придумают другие участники (чтобы не повторяться). Выделяя такие трудности, каждый обязательно должен подумать и о том, как преодолеть их. Главному игроку также дастся время, чтобы он выделил несколько наиболее вероятных трудностей на пути к своей цели и также подготовился ответить, как он собирается их преодолевать.

После этого по очереди каждый будет называть по одной трудности-ловушке, а главный игрок сразу же (без размышления) должен будет сказать, как можно было бы эту трудность преодолеть. Игрок, назвавший данную трудность также должен будет сказать, как можно было бы се преодолеть. Ведущий с помощью группы определит (с помощью голосования или других процедур), чей вариант преодоления данной трудности оказался наиболее оптимальным. Победителю (главному игроку или представителю группы) будет проставлен приз — знак "плюс". Если к концу игры у главного игрока окажется больше плюсов, то значит, он сумел преодолеть основные трудности (ловушки-капканчики) на пути к своей цели”.

4. Далее игроки, включая главного героя, выделяют на своих листочках основные трудности на пути к намеченной цели. Напоминаем, что трудности бывают не только внешними, но и внутренними (последние часто оказываются даже более существенной преградой-ловушкой на пути к своим целям...).

5. Каждый по очереди называет спою трудность. Если оказывается, что какая-то трудность будет явно надуманной (например, разговор с самим Господом Богом накануне ответственного экзамена...), то сама группа должна решить, обсуждать подобную трудность или нет.

6. Сразу же главный игрок говорит, как он собирается ее преодолеть.

7. После него о своем варианте преодоления трудности говорит игрок, назвавший эту трудность.

8. Ведущий с помощью остальных игроков определяет, чей вариант преодоления трудности оказался более оптимальным, интересным и реалистичным.

9. Наконец, подводится общий итог (сумел главный герой преодолеть названные трудности или нет). При общем подведении итогов можно также посмотреть, сумел ли еще на подготовительном этапе главный игрок выделить те трудности (на своем листочке), которые уже в игре предлагали ему остальные участники.

Профориентационная игра "Один день из жизни"

Смысл игрового упражнения — повысить уровень осознания участниками типического и специфического в про-фессиональной деятельности того или иного специалиста.

Упражнение проводится в кругу. Количество играющих — от б—8 до 15—20. Время — от 15 до 25. минут. Основные этапы методики следующие:

1. Ведущий определяет вместе с остальными игроками, какую профессию интересно было бы рассмотреть. Напри-мер, группа захотела рассмотреть профессию “фотомодель”.

2. Общая инструкция: “Сейчас мы совместными усилия-ми постараемся составить рассказ о типичном трудовом дне наш его работника — фотомодели. Это будет рассказ только из существительных. К примеру, рассказ о трудовом дне учителя мог бы быть таким: звонок — завтрак — звонок — урок — двоечники — вопрос — ответ — тройка — учительская — директор — скандал — урок — отличники — звонок —дом — постель. В этой игре мы посмотрим, на-сколько хорошо мы представляем себе работу фотомодели, а также выясним, способны ли мы к коллективному творче-ству, ведь в игре существует серьезная опасность каким-то неудачным штришком (неуместно названным "ради хох-мы", дурацким существительным) испортить весь рассказ.

Важное условие: прежде, чем назвать новое существительное, каждый игрок обязательно должен повторить все, что было названо до него. Тогда наш рассказ будет восприниматься как целостное произведение. Чтобы лучше было запоминать названные существительные, советую внимательно смотреть на всех говорящих, как бы связывая слово с конкретным человеком”.

3. Ведущий может назвать первое слово, а остальные игроки по очереди называют свои существительные, обяза-тельно повторяя все, что называлось до них. Если игроков мало(6—8 человек), то можно пройти два круга, когда каждому придется называть по два существительных.

4. При подведении итогов игры можно спросить у участников, получился целостный рассказ или нет? не испортил ли кто-то общий рассказ своим неудачным существительным? Если рассказ получился путаным и сумбурным, то можно попросить кого-то из игроков своими словами рас-сказать, о чем же был составленный рассказ, что там про-исходило (и происходило ли?). Можно также обсудить, насколько правдиво и типично был представлен трудовой день рассматриваемого профессионала.

Опыт показывает, что игра обычно проходит достаточно интересно. Участники нередко находятся в творческом напряжении и могут даже уставать, поэтому больше двух раз проводить данное игровое упражнение не следует.

Профориентационная игра "Профессия - специальность"

Данная игровая методика направлена на повышение у участников уровня осознания таких их понятий как специали-зация в рамках той или иной профессии и на расширение информированности о немалообразии профессионального труда.

Игровое упражнение может проводиться как в круге (от 6—8 до 15—20 участников), так и в работе с целым классом. По времени оно занимает от 10 до 15—20 минут. Общая процедура следующая:

1. Участникам объясняется, как соотносятся понятия профессия и специальность: профессия — группа родствен-ных специальностей (например, профессия—учитель, специальность — учитель физкультуры и т.п.).

2. Инструкция: “Сейчас будут называться профессии, а вам нужно будет по очереди называть соответствующие специальности”. Если кто-то из игроков называет сомнительные специальности или откровенно ошибается, ему можно задавать уточняющие вопросы. Допускаются небольшие обсуждения и дискуссии. Желательно, чтобы ве-дущий сам ориентировался в обсуждаемых профессиях, т. е. еще перед игрой сам попытался бы назвать соответствую-щие специальности.

Можно несколько усложнить игровую процедуру, предложив участникам называть специальности не по очереди, а по принципу “пинг-понга” (только что назвавший специальность игрок сам определяет, кто должен назвать следующую специальность, и т.д.). Такое усложнение хотя и вносит в игру некоторый сумбур, но заставляет многих на-ходиться в творческом напряжении.

По аналогичному принципу можно построить другие игровые упражнения: ПРОФЕССИЯ — УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ (называется профессия, а участники должны сказать, где реально можно ее приобрести); ПРОФЕССИЯ — МЕДИЦИНСКИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ (для данной профессии); ПРОФЕССИЯ—ТРЕБУЕМЫЕ КАЧЕСТВА (проблема профессионально важных качеств) и т.д. Для повышения активизирующих возможностей данного упражнения можно разбить группу (класс) на команды и устроить соревнование между ними, кто больше назовет соответствующих названной профессии специальностей (учебных заведений, медицинских противопоказаний, профессионально важных качеств...).

Объективными показателями эффективности профориентации школьников являются: реализация выпускниками школ своих профессиональных намерений; выбор выпускниками школ профессий, нужных в данном регионе; производственная и общественная активность выпускников школ.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш бизнес - От идеи до реализации