Специальная оценка условий труда, или сокращенно СОУТ — анализ шума, радиоактивного излучения, света, вредных испарений и других факторов на рабочих местах.
Рабочее место — всё, с чем работает сотрудник: помещение, стол, стул, компьютер, лампа, окно рядом. Спецоценка определяет, нужно ли работодателю выдавать сотрудникам молоко за вредность.
Условия труда бывают:
Если условия допустимые или оптимальные, ничего делать не нужно. При вредных или опасных условиях работодатель увеличивает страховые взносы за сотрудников, а сотрудник может раньше выйти на пенсию.
Оценку рабочего места проводит эксперт и пишет заключение:
Эксперт решил, что с рабочим местом генерального директора всё в порядке, нет опасности и вреда
По закону «О специальной оценке условий» работодатель не вправе сам решать, какие у него условия труда. Условия классифицирует только компания, которую аккредитовал Минтруда.
Спецоценка — обязательная проверка рабочих мест. За спецоценкой следит инспекция труда, если спецоценки нет, работодателя ждет штраф. «Специальная оценка условий труда должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года» — цитата из закона об оценке.
В первый раз за отсутствие спецоценки инспекция предупреждает и просит работодателя исправиться. За повторные нарушения инспектор вправе запретить директору работать директором до трех лет, а работодателю — выписать максимальные штрафы:
Инспекция узнает, что у компании нет спецоценки в двух случаях:
В моей практике были случаи: менеджер написал жалобу на задержку зарплаты — инспекция запросила у работодателя трудовой договор и спецоценку.
Если спецоценки нет, инспекция дает двадцать рабочих дней, чтобы ее провести. Этого времени не хватает, потому что спецоценка в среднем занимает полтора месяца. Если работодатель не успеет, инспектор вправе выписать штраф как за повторное нарушение.
Клиент обратился ко мне, когда получил внушение от инспекции. Чтобы обойтись без штрафа, я нашла компанию, которая проведет оценку, подписала с ней договор и рассказала об этом инспектору. Инспектор увидел, что работодатель начал исправляться, и не выписал штраф. Мой совет: если оценки нет и это заметила инспекция, находите оценщика и сообщайте в инспекцию. Есть шанс избежать штрафа.
Спецоценка обязательна для всех работодателей: для металлургического завода, контактного центра, аптеки и магазина мужских рубашек. Есть хотя бы один трудовой договор — должна быть специальная оценка условий труда.
В оценке труда анализируется рабочее место сотрудников. Если сотрудник работает вне офиса, для него оценка не нужна. В трудовом кодексе такие сотрудники называются «надомниками» и «дистанционными сотрудниками».
Частый пример дистанционного сотрудника — оператор колцентра. Он говорит с клиентами из дома, поэтому работодатель не отвечает за шумных соседей, радиацию и выбросы завода под окном.
Чтобы инспектор убедился в удаленной работе, советую писать в трудовом договоре, что речь о работе вне офиса. Иначе можно подумать, что оператор, работает то из дома, то из офиса.
Работодатель обязан проводить спецоценку раз в пять лет, это стандартный срок. Есть случаи, когда провести надо раньше:
До 2014 года спецоценка называлась «аттестацией рабочих мест», аттестация тоже была обязательной и действовала пять лет. Если работодатель ее провел и пятилетний срок аттестации не прошел, спецоценку можно не делать.
Есть вопрос, который часто задают клиенты: нужно ли проводить внеплановую спецоценку, если я переименовал должность сотрудника. В магазине работали продавцы-консультанты, а стали — менеджеры по продажам. Если рабочее место и обязанности не изменились, новая спецоценка не нужна.
Специальная оценка условий труда в среднем занимает полтора месяца. Спецоценку проводит подрядчик, но от работодателя потребуется ее организовать. По опыту клиентов, на организацию уходит неделя. Вот что делает работодатель:
От спецоценщика работают менеджер, инженеры и эксперт:
Оценка проходит незаметно. Во время замеров инженеры никого не отвлекают, директору не нужно выделить им отдельную комнату или кормить обедами.
Спецоценку проводит не сам работодатель, а специальная компания. Советую выбирать по двум критериям: аккредитация Рострудом и цена.
Аккредитация. Специальную оценку условий труда вправе проводить только аккредитованные компании из списка Роструда. В списке — 521 компания.
Реестр оценщиков удалось открыть только через гугл-таблицы. В таблице — названия компаний и контакты
Компании с аккредитацией получают уведомление на фирменном бланке и с печатью министерства:
Цена. Оценщики сами устанавливают цены. По опыту, цена зависит от количества рабочих мест: десять мест — тысяча рублей за каждое, сто мест — восемьсот рублей.
Цена может зависеть не только от количества мест, на нее влияют факторы, которые будут оценивать, например, замер шума и вибраций. Для примера — стоимость оценщика «Экспертиза».
Из таблицы непонятно, что включено в стоимость оценки рабочего места и какие факторы мне нужны
Лучше не только смотреть цены на сайте, а позвонить и расспросить. Я позвонила в «Экспертизу» и узнала: спецоценка рабочего места в пекарне со всеми замерами обойдется в 1200 рублей.
В среднем спецоценка для офиса из двадцати человек стоит двадцать тысяч рублей, для общепита — тридцать.
После того, как работодатель найдет оценщика, время готовиться к оценке. Первый шаг — собрать комиссию, такое вот требование по закону. В комиссии должно быть нечетное число участников, не меньше трех.
Список участников комиссии — нестрогий, включить можно кого угодно. Обычно это генеральный директор, специалист по охране труда или кадровик, представитель профсоюза, если он есть.
Чтобы собрать комиссию, работодатель готовит приказ. У приказа нет официальной формы, единственное требование — рассказать суть: кто собирается, зачем и в каком составе.
Задача комиссии — собрать документы для оценщика, получить его заключение, проанализировать и передать итоги инспекции труда. Собираться в одном помещении необязательно: помогать и обсуждать результаты оценки можно по вотсапу или электронной почте.
Итак, работодатель выбрал оценщика и собрал комиссию. Теперь очередь за документами, которые понадобятся для оценки:
Шаблоны всех документов есть на сайте Роструда, придумывать с нуля ничего не надо.
Приказ со списком рабочих мест. Цель приказа — определить, сколько рабочих мест надо оценивать. Минимальное количество мест с оценкой — одно, максимальной планки нет.
Допсоглашения. Дополнительное соглашение понадобится, чтобы обновить описание рабочего места. Пример допсоглашения:
Описание условий рабочего места — как из карточки от оценщика
Главное в допсоглашении — рассказать о рабочем месте: вреда нет, опасности нет, всё в порядке. Или наоборот: есть вредные факторы, и сотрудник вправе получить компенсацию и льготы.
У работодателя 30 дней после спецоценки, чтобы сдать декларацию в инспекцию труда. Она называется «О соответствии условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда».
Работодатель заполняет декларацию по строгой форме. Если заполнить неправильно, с ошибками или в свободной форме, инспекция не примет декларацию. А без бумажки нет спецоценки.
У работодателя три варианта, как сдать декларацию:
Получить электронную подпись
Чтобы отправить декларацию через сайт, понадобится электронно-цифровая подпись
Спецоценка — это хлопотно. И может быть так, что вы пройдете спецоценку, заплатите деньги, а ее никто никогда не спросит. Но это так же, как со всеми правилами: лучше пройти и забыть на пять лет, чем однажды получить неприятный запрос от инспекции.
В соответствии с законодательством РФ российские работодатели имеют обязательство по проведению спецоценки рабочих мест. В чем заключаются особенности данной процедуры? В какие сроки она проводится и из каких этапов может состоять?
Прежде чем изучать, что представляет собой спецоценка условий труда, рассмотрим то, чем данный термин отличается от понятия «аттестация». Дело в том, что они часто рассматриваются как синонимы. Насколько это правомерно?
Фактически спецоценка условий труда — это процедура, которая была введена законодательством РФ вместо ранее действующей аттестации. Что это значит? Спецоценка — это во многом бывшая аттестация. С точки зрения основных процедур они действительно очень схожи, а вот по назначению близки.
Аттестация существовала до 2014 года. После была заменена спецоценкой. Однако до 2014 года понятие спецоценки также присутствовало в законодательстве РФ. Оно соответствовало процедуре оценки условий труда, которая должна была проводиться в целях освобождения организации от дополнительных перечислений в ПФР.
В 2014 году нормы права, регулирующие аттестацию и оценку труда, были фактически объединены и закреплены в отдельном нормативном акте. В итоге в правовом поле РФ сейчас используется термин «спецоценка условий труда», во многом объединяющий в себе признаки ранее действовавшей аттестации.
В этом смысле в ряде контекстов понятия, о которых идет речь, допустимо рассматривать как синонимичные, но не идентичные полностью. В числе тех правовых аспектов, которые сближают их — положение закона, в соответствии с которым фирма, которая провела аттестацию до вступления законов о спецоценке в силу, может не проводить новую процедуру в течение 5 лет с момента, когда была осуществлена первая.
Рассмотрим сущность спецоценки в современном понимании подробнее.
Под в современных нормативно-правовых актах понимается комплекс мероприятий, посредством которого выявляются факторы производства, классифицируемые как вредные или же опасные с точки зрения воздействия на организм сотрудника предприятия.
Проведение спецоценки условий труда должно проводиться на всех типах рабочих мест — включая те, что оборудованы привычными компьютерами и девайсами. Можно отметить, что ранее, когда проводилась аттестация, подобные позиции не подлежали анализу на предмет наличия опасных или вредных факторов.
По итогам проведения спецоценки получает тот или иной класс опасности либо вредности — в соответствии с критериями, закрепленными на уровне федеральных стандартов. В зависимости от соответствующего показателя определяется величина дополнительных взносов работодателя в ПФР.
Если спецоценка условий труда не выявила вредных или опасных факторов, то компания-работодатель должна уведомить об этом регулирующий орган — Роструд. Можно отметить, что ранее, когда действовала аттестация, подобной декларации в государственные ведомства направлять не требовалось.
Фирма-работодатель обязана провести спецоценку условий труда в отношении всех имеющихся рабочих мест, кроме тех, что классифицируются как дистанционные — то есть, тех, что расположены дома у сотрудников, работающих удаленно. Кроме того, не нужно проводить данную процедуру физлицам, которые выступают работодателями, но не являются ИП.
Закон о спецоценке условий труда определяет перечень ее субъектов в составе:
Руководителя фирмы-работодателя;
Комиссии по реализации спецоценки;
Партнерской организации, что осуществляет основные процедуры в рамках оценки условий труда в фирме, являющейся работодателем.
Наибольшая степень ответственности за качество проведения специальной оценки исходя из положений регулирующих правовых актов, возложена на комиссию, что формируется компанией-работодателем, а также на представителей партнерской организации, которая осуществляет основные действия в рамках рассматриваемой процедуры.
В законодательстве определен также ряд этапов в рамках спецоценки условий труда:
Подготовительный, в рамках которого компания заключает контракт с организацией, выполняющей основную работу по исследованию условий труда,
Идентификационный, предполагающий выполнение внешним подрядчиком с соответствующим статусом своих действий, которые заключаются в оценке и на конкретных рабочих позициях,
Отчетный, предполагающий формирование специальных документов по итогам спецоценки условий труда.
Рассмотрим более подробно то, каким образом проводится рассматриваемая процедура. В числе важнейших ее этапов в рамках подготовки — установление правоотношений с фирмой, являющейся поставщиком услуг по выявлению вредных и опасных факторов на производстве.
Спецоценка условий труда предполагает, таким образом, обращение организации-работодателя за помощью в компетентную организацию. Необходимо заключить с ней договор. Сколько может стоить в данном случае спецоценка условий труда? Стоимость контракта определяется на договорной основе исходя из:
Общего количества рабочих мест в компании;
К фирмам, оказывающим услуги по спецоценке для работодателей, законодатель устанавливает особые требования. Так, тот факт, что фирма выявляет вредные условия труда, а также различные опасные факторы производства, должен отражаться в перечне основных ее видов деятельности, что зафиксирован в государственных реестрах. В штате данной организации должны работать не менее 5 компетентных специалистов. При этом один из них, а лучше — если больше, имеет диплом об образовании по таким специальностям, как врач по гигиене, либо санитарно-гигиеническим исследованиям. Кроме того, организация, что проводит спецоценку для работодателей, должна иметь в распоряжении собственную лабораторию, в которой будут исследоваться вредные заказчиков.
После того как фирма-работодатель установила правоотношения с компетентной фирмой, подготовленной для проведение спецоценки, издается особый приказ — о формировании комиссии, которая будет организовывать рассматриваемое мероприятие, утверждает его график. Рассмотрим более подробно задачи, которые решает данная внутрикорпоративная структура.
В состав комиссии, о которой идет речь, должны входить:
Руководитель фирмы-работодателя, его доверенные лица — чаще всего это начальники структурных подразделений компании, юристы;
Человек, отвечающий за решение вопросов по охране труда;
Представитель профсоюза — если сотрудники фирмы входят в него;
Представители компании, которая проводит спецоценку.
Общее количество участников комиссии, обеспечивающей проведение специальной оценки, должно быть нечетным. Стоит отметить, что, по мнению некоторых экспертов, представители фирмы, которая осуществляет по договору основные действия в рамках спецоценки условий труда, не должна рассматриваться как имеющая отношение к комиссии, о которой идет речь.
Одна из ключевых задач предприятия при формировании рассматриваемой внутрикорпоративной структуры — подбор компетентных кандидатов из числа штатных работников. Основной документ, в котором определяется перечень участников комиссии — издаваемый руководителем фирмы приказ. Спецоценка условий труда рассматривается как официальная процедура, проведение которой необходимо корректно зафиксировать в локальных нормативных актах. В соответствующем приказе фиксируется порядок деятельности комиссии, о которой идет речь. Как правило, данный документ наделяет рассматриваемую внутрикорпоративную структуру широким кругом полномочий. В числе таковых — принятие локальных нормативов, имеющих отношение к спецоценке условий труда.
Первая важнейшая задача комиссии по специальной оценке — формирование перечня внутрикорпоративных рабочих мест, на которых должны выявляться вредные или опасные факторы. Данный перечень впоследствии передается организации, с которой заключен контракт на оказание услуг по спецоценке. Следующий ключевой этап рассматриваемой процедуры — идентификационный. Изучим его особенности.
На данном этапе спецоценка условий труда предполагает, таким образом, идентификацию вредных или же опасных факторов в рамках рабочих мест. Данная процедура включает сопоставление условий производственной среды в фирме, а также характеристик трудового процесса с теми факторами, что отражены на уровне федеральных стандартов. То, каким образом осуществляется идентификация факторов, также закреплено в отдельных источниках права, и участники спецоценки обязаны следовать положениям, которые в них отражены.
Главную роль в рассматриваемой процедуры выполняет представитель организации, с которой фирма-работодатель заключила контракт на проведение специальной оценки рабочих мест. То, насколько компетентно он проведет свою работу, определяет оперативность и достоверность результатов спецоценки.
Стоит отметить, что идентификация в отношении ряда рабочих мест не проводится — их перечень определен отдельными положениями законодательства. Например, к таковым относятся те рабочие места, на которых сотрудники получают компенсации за вредные или опасные условия труда.
Представитель организации, которая проводит спецоценку, может запрашивать у фирмы-работодателя различные сведения из числа тех, что относятся к данным по производственному контролю. По итогам идентификационного этапа специальной оценки формируется заключение фирмы, с которой подписан контракт на осуществление рассматриваемой процедуры.
Рассмотрим более подробно то, как фиксируются результаты процедуры, о которой идет речь. После того как эксперты компетентной организации проводят свою работу в рамках идентификационного этапа, условия труда в фирме могут быть классифицированы как вредные либо опасные с присвоением им соответствующей категории. Если подобные факторы не выявлены, то работодатель должен составить декларацию о том, что условия труда в фирме соответствуют нормативам, закрепленным в законодательстве. Она будет действовать 5 лет. Можно отметить, что предусмотрен механизм продления данного срока — если на рабочих местах, где была проведена спецоценка, не произошли каких-либо инцидентов.
Декларацию, свидетельствующую о том, что спецоценка условий не выявила вредных или опасных факторов, нужно направлять в территориальное подразделение Роструда, в юрисдикции которого — территория, на которой осуществляет деятельность фирма-работодатель. Для этого нужно использовать установленную форму.
По итогам спецоценки формируются иные отчетные документы — за это может быть ответственна как партнерская организация, так и комиссия. Главная задача участников специальной оценки — зафиксировать ее итоги во всей доступной полноте и с указанием достоверных показателей.
Как часто должна осуществляться спецоценка условий труда? Сроки проведения данной процедуры определены на уровне федерального законодательства. В общем случае она должна осуществляться не реже, чем 1 раз в 5 лет для конкретной группы рабочих мест. В случае если у фирмы есть действующая аттестация, но не проведена спецоценка, то вторая процедура должна быть инициирована сразу же после того, как истечет срок действия документа, подтверждающего проведение аттестации.
В случае если в фирме появляются новые рабочие места, то оценку условий труда на них нужно провести сразу же после их введения в производственные процессы. К таким рабочим местам относятся, как мы отметили выше, даже те, которые в общем случае не предполагают наличия вредных или опасных акторов. Так, спецоценка условий труда офисных работников проводится по тем же основаниям, что и в случае с исследованием на промышленных предприятия.
Как мы отметили выше, в зависимости от результатов рассматриваемой процедуры определяется величина страховых взносов предприятия в ПФР. Всего предусмотрено определение 4 классов опасности на рабочих местах. Чем он выше, тем более ощутимой будет платежная нагрузка на фирму. Конкретные ставки по отчислениям в ПФР установлены на уровне федеральных нормативных актов.
В частности, если проведение спецоценки условий труда показало, что рабочие места определены как опасные, то работодателю нужно будет уплачивать в ПФР дополнительный взнос в размере 8%. Если соответствующие факторы классифицированы как вредные — имеет значение их подкласс. Есть минимальный, и он предполагает уплату дополнительных взносов в ПФР в размере 2%. Есть максимальный — в соответствии с ним платежная нагрузка составляет 2%.
В случае если спецоценка позволила отнести рабочие места к тем, на которых уровень опасности или вредности допустимый либо оптимальный, то дополнительные взносы в ПФР фирма не уплачивает.
Что будет, если фирма забудет провести спецоценку условий труда или сознательно будет избегать ее проведения? На этот случай в законодательстве России определен ряд санкционных мер, которые закреплены в ст. 5.27.1 КоАП РФ. В соответствии с положениями данного источника права фирма может быть предупреждена в случае неосуществления спецоценки или же оштрафована.
Так, если человек ведет бизнес в статусе ИП, то он может быть оштрафован за игнорирование рассматриваемой процедуры на сумму в 5-10 тыс. рублей. Организация может получить взыскание на сумму 60-80 тыс. рублей.
Итак, мы исследовали сущность такой процедуры, как спецоценка условий труда, сроки проведения данного мероприятия. В соответствии с законодательством РФ данную специальную оценку должны осуществлять все фирмы-работодатели, имеющие офисные или производственные рабочие места. Главное — определить класс опасности или вредности для них, которые повлияют на дополнительные отчисления в ПФР.
Для этого необходимо обратиться за помощью к внешнему поставщику услуг по оценке рабочих мест в компании. Соответствующая организация должна иметь необходимую компетенцию. Ее специалистами должна задействоваться эффективная методика. Спецоценка условий труда — ответственная процедура, и должна проводиться опытными экспертами.
Специальная оценка рабочих мест близка к аттестации. В ряде правоотношений по правовому статусу она ее заменяет: так, если до 2014 года в фирме была проведена аттестация, то в течение 5 лет с момента ее осуществления спецоценку в компании проводить не требуется. Исключение — появление в фирме новых рабочих мест.
По замыслу законодателя спецоценка заменяет аттестацию, а также дополняет ее правовыми признаками, которые характеризовали оценку условий труда, которая ранее применялась как отдельная процедура.
Если спецоценка не будет проведена, то на фирму-работодателя могут быть наложены штрафные санкции. Они могут быть выше, чем расходы на проведение такой процедуры, как спецоценка условий труда. Цены на нее, конечно, могут быть весьма существенны для бюджета компании. Но возможная экономия за счет отсутствия штрафов, а также снижения отчислений в ПФР может оказаться более важным аргументом.
В принципе, руководству фирмы вполне можно найти выгодный контракт на проведение такой процедуры, как спецоценка условий труда. Москва и другие крупные города являются в достаточной мере высококонкурентными рынками в тех сегментах, в которых оказываются услуги, о которых идет речь, поэтому многие фирмы готовы стать партнерами работодателей по приемлемым для обеих сторон правоотношений ценам.
Е.А. Шаповал, юрист, к. ю. н.
С этого года все организации обязаны проводить спецоценк уч. 1 ст. 28 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ (далее - Закон № 426-ФЗ) . А ее непроведение со следующего года чревато штрафами. Мы расскажем о некоторых нюансах.
Даже если у вас работает всего 2 человека - директор и бухгалтер, - вам надо проводить спецоценку. Никаких исключений для малых предприятий нет, и неважно, какая у вас численность работнико вч. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ . Причем ваш директор должен лично участвовать в комиссии по спецоценк еч. 3 ст. 9 Закона № 426-ФЗ .
Если в компании оформлен только один директор и компания деятельности не ведет, спецоценку надо проводить, если у директора есть рабочее место вне дома. Если же он выполняет обязанности директора на дому, то проводить спецоценку не над о.
Если все сотрудники фирмы - дистанционные и надомные работники, что указано в их трудовых договорах, то спецоценку проводить не над оч. 1, 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ .
Даже если новое рабочее место аналогично уже существующим, все равно надо проводить спецоценк у.
Если по результатам аттестации условия труда в организации были признаны безопасными, то не надо было проводить повторную аттестацию. Однако на этом основании сейчас нельзя просто подать декларацию о соответствии условий труда нормативным требованиям без проведения их спецоценк ич. 1, 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ . Если проведенная спецоценка подтвердит безопасность условий труда на рабочих местах и в течение 5 лет после этого у вас не будет несчастных случаев (профзаболеваний), то повторную спецоценку вы можете не проводить. Достаточно будет подать декларацию о соответствии условий труда нормативным требованиям. Эта декларация будет действовать в течение еще 5 летч. 5, 7 ст. 11 Закона № 426-ФЗ .
Если в компании только офисные рабочие места, спецоценку надо будет провести обязательн оч. 1, 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ . Но, скорее всего, она завершится для вас на этапе идентификации: если эксперт оценивающей организации не идентифицирует вредные и (или) опасные факторы на рабочих местах в вашем офисе, то условия труда на рабочих местах признаются комиссией допустимыми. Тогда второй этап спецоценки - исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов - не проводитс яч. 2 , ч. 4 ст. 10 Закона № 426-ФЗ .
Идентификация потенциально вредных и опасных производственных факторов - это первый этап специальной оценки условий труда на рабочих местах, она не проводится в отношении «вредных» рабочих мес тч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ , а именно:
И если спецоценка закончится для вас на этапе идентификации, то достаточно будет оформить по утвержденной форм еприложение № 1 к Приказу Минтруда от 07.02.2014 № 80н декларацию соответствия рабочих мест установленным норматива мч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ . Не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о спецоценке надо подать эту декларацию в трудинспекцию региона по месту нахождения компани ипп. 3- 5 приложения № 2 к Приказу Минтруда от 07.02.2014 № 80н :
Спецоценке подлежат все оборудованные рабочие места, имеющиеся в наличии, а не по штатному расписанию. Ведь в штатном расписании указаны должности, а не рабочие места. К тому же при многосменном режиме на одном рабочем месте может, сменяясь, работать несколько человек, должности которых указаны в штатном расписании. Или же на имеющемся оборудованном рабочем месте может никто не работать, так как эта должность в штатном расписании в момент проведения спецоценки вакантна.
Если у организации, которая раньше никогда не проводила аттестацию рабочих мест, нет «вредных» рабочих мест, то с проведением спецоценки можно не спешить. Вам надо завершить спецоценку до конца 2018 г.ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ
Спецоценку рабочих мест вновь созданных организаций надо провести в течение полуго дап. 1 ч. 1 , ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ .
Заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости
“ Вновь созданные организации обязаны проводить внеплановую оценку рабочих мест, так как все рабочие места у них вновь организованны еп. 1 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ . Работодатель обязан отразить все вновь организованные рабочие места в структуре организации, в частности в технической документации, либо в локальных нормативных актах. Если рабочее место вводится в эксплуатацию путем составления акта приемки - то со дня подписания акта. В других случаях днем введения рабочего места в эксплуатацию следует считать включение должности, по которой работник трудится на вновь созданном рабочем месте, в штатное расписание организаци и” .
Вместе с тем если вы планируете открыть фирму в ближайшее время и там не будет «вредных» рабочих мест, то спецоценку вы можете проводить поэтапно в течение 5 лет, то есть до конца 2018 г.ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ
Если срок действия аттестации, по результатам которой условия труда были признаны допустимыми, истекает в 2014 г. и в организации нет «вредников» по Спискам, проводить спецоценку можно поэтапно до конца 2018 г.ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ Ведь у вас нет «вредных» рабочих мест.
Если по результатам аттестации были установлены вредные (класс 3, степени вредности 3.1- 3.4) и (или) опасные (класс 4) условия труда, а организация провела мероприятия по улучшению условий труда, то дожидаться окончания срока действия аттестации не обязательно. Можно провести спецоценку и раньше. Ведь если по результатам спецоценки условия труда будут признаны допустимыми (2 класс), то с даты утверждения отчета о спецоценке вы больше не обязаны будете предоставлять работникам гарантии и компенсации за работу во вредных и опасных условиях труда, а также уплачивать взносы в ПФР по доптариф уч. 3, 4 ст. 15 Закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ (далее - Закон № 421-ФЗ); ч. 2 ст. 58.3 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ .
За проведением спецоценки можно обратиться в ту же организацию, которая проводила у вас аттестацию рабочих мест.
Эта фирма вправе проводить спецоценку до истечения срока действия аттестата ее испытательных лабораторий. Если срок действия аттестата истекает в этом году, то она может проводить спецоценку до его окончани яч. 1, 2 ст. 27 Закона № 426-ФЗ .
Как провести спецоценку рабочих мест сотрудников с разъездным характером работы, выполняющих ремонтные и монтажные работы по месту нахождения организаций-заказчиков, нам рассказали в Роструде.
“ Спецоценка условий труда работников с разъездным характером работы (это должно быть отражено в трудовом договоре) проводится в общем порядке в соответствии с Методикой, утвержденной Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н. Спецоценке может подлежать часть таких рабочих мест с отнесением других рабочих мест к аналогичным.
При заключении трудовых договоров, в соответствии с которыми работник будет выполнять работу не по месту нахождения работодателя, можно в них предусмотреть дополнительные условия, в частности о рабочем месте. Тогда спецоценка условий труда будет проводиться как раз на тех рабочих местах, которые указываются в трудовом договор е” .
Роструд
Если комиссия по проведению спецоценки, определяя перечень рабочих мест, выявит аналогичные, то проводить спецоценку каждого такого места не нужно - хватит проверки 20% от их общего количества (но не меньше двух таких рабочих мест)ч. 5 ст. 9 , ч. 1 ст. 16 Закона № 426-ФЗ . Однако если в процессе спецоценки выяснится, что хотя бы одно из таких рабочих мест не отвечает признакам аналогичности, спецоценку придется провести на всех рабочих места хч. 5 ст. 16 Закона № 426-ФЗ .
Аналогичные рабочие места - это рабочие мест ач. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ :
Одной и той же профессии (должности, специальности), выполняющие одинаковые трудовые функции;
В одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса;
С использованием одинакового производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
Обеспеченные одинаковыми средствами индивидуальной защиты.
По результатам спецоценки проводившая ее специализированная организация оформляет отче тч. 1- 3 ст. 15 Закона № 426-ФЗ по утвержденной форм еприложение № 3 к Приказу Минтруда от 24.01.2014 № 33н . Он должен быть подписан всеми членами комиссии по спецоценке, включающей представителей работодателя и работнико вч. 2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ . Вы можете, но не обязаны направить результаты спецоценки в трудинспекцию по месту нахождения. Это имеет смысл делать, чтобы подстраховаться на случай, если оценивающая организация не введет данные в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения спецоценки. Она обязана будет это делать с 2016 г. Тогда данные введет трудинспекция.
Форму отчета о проведении специальной оценки условий труда в электронном виде можно найти: раздел «Законодательство» системы КонсультантПлюсЕсли у вашей компании есть сайт, то вы обязаны разместить сводные данные о результатах спецоценки на нем в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчет ач. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ .
Кроме того, вы должны в письменной форме ознакомить работников с результатами спецоценки также в течение 30 календарных дней, исключая периоды болезни, командировки, отпуска, междувахтового отпуск ап. 4 ч. 2 ст. 4 , ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ .
В трудовом договоре обязательно должны быть указаны условия труда на рабочем мест ест. 57 ТК РФ . Речь идет о классе (подклассе) условий труда на рабочем месте по результатам спецоценки. Это условие может выглядеть так.
3.5. Условия труда на рабочем месте по степени вредности и (или) опасности являются допустимыми условиями труда (2 класс), что подтверждается отчетом о проведении специально оценки условий труда, утвержденным 01.07.2014.
После проведения спецоценки и утверждения отчета о спецоценке такое условие надо включать в трудовой договор сразу при его заключении с новыми работниками. Если трудовой договор был заключен до проведения спецоценки, то это условие включается в трудовой договор после ее проведения дополнительным соглашение мст. 57 ТК РФ ; . Если сотрудник принят на работу на вновь созданное рабочее место, в отношении которого проводится внеплановая спецоценка в течение 6 месяцев с момента его создани яп. 1 ч. 1 , ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ , такое условие также включается в трудовой договор путем заключения дополнительного соглашения после утверждения отчета о спецоценке.
До проведения спецоценки вы должны предоставлять работникам те же гарантии и компенсации, что и в прошлом году, если по результатам аттестации были установлены вредные (класс 3, степени вредности 3.1- 3.4) и (или) опасные (класс 4) условия тру да
Если впоследствии спецоценка подтвердит прежние условия труда, то гарантии и компенсации надо будет предоставлять в тех же размерах, что и до проведения спецоценк ич. 3 ст. 15 Закона № 421-ФЗ
. И только если спецоценка признает условия труда допустимыми, работникам не надо будет предоставлять гарантии и компенсации «за вредность »Письмо Минтруда от 21.03.2014 № 15-1/В-298
. Если по результатам спецоценки объем предоставляемых работнику гарантий и компенсаций (надбавка к зарплате, сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск) изменился, надо заключить дополнительное соглашение к трудовому договору, изменяющее его положения об условиях труда и предоставляемых гарантиях и компенсация х
Если по результатам аттестации по всем рабочим местам установлены вредные (класс 3, степени вредности 3.1- 3.4) условия труда, но ни одна из должностей не указана в подп. 1- 18 п. 1 ст. 27 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ и в Списках № 1 и № 2утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.91 № 10 , то платить взносы в ПФР по доптарифу не над оПисьмо Минтруда от 13.03.2014 № 17-3/В-113 (п. 1) . Ведь ваши сотрудники не заняты на работах, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Если у вас есть «вредные» рабочие места, то вам, возможно, имеет смысл поторопиться со спецоценкой, не дожидаясь истечения срока действия результатов аттестации. Ведь только это позволит вам сэкономить на взносах в ПФР по доптарифу, если условия на рабочем месте, включенном в «пенсионные» Списки, будут признаны допустимыми.
С 2014 года все работодатели (компании и ИП) обязаны проводить . В статье показаны виды работников, когда специальная оценка условий труда не требуется. Стоит отметить, что результаты проведенной аттестации рабочих мест за предыдущие годы будут считаться действительными в течение пяти лет с момента проведения. Иными словами, если в вашей фирме проводилась аттестация, к примеру, в 2012 году, то специальная оценка по труду понадобится лишь в 2017 году. Крайний срок проведения специальной оценки условий труда - 31.12.2018 г.
Пока не исключили из ЕГРЮЛ - могут придраться.
Да, нужно. Специальная оценка условий труда проводится в отношении условий труда всех работников, работающих в организации или у индивидуального предпринимателя. Исключение составляют надомники и дистанционные работники (ст. 3 Федерального закона от 28.12.13 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).
Прошел слух, что будет отказано в приеме годовой бухгалтерской отчетности тем налогоплательщикам, которые не заботились проведением СОУТ. Телефонные звонки с такими угрозами начали получать бухгалтеры.
Под эгидой СОУТ коммерческие фирмы пытаются продать свои услуги.
Что касается отчета 4-ФСС, то в нем данные по СОУТ отражаются на начало года , а значит данные о проведенной в этом году спецоценке появятся в отчете за 1 квартал 2019 года.
По общему правилу, СОУТ включает в себя измерение опасных производственных факторов в ходе осуществления, например, штатных производственных процессов.
СОУТ необходимо провести на всех рабочих местах , даже на тех, где отсутствует фактор «вредности» (например, рабочее место бухгалтера, менеджера, директора), за некоторым исключением (см. ниже). В отношении рабочих мест, которые признаются аналогичными, достаточно провести СОУТ только в отношении 20% таких мест (но не менее двух рабочих мест). Поэтому по остальным рабочим местам результаты оценки будут распространяться автоматически (ст.9 Закона №426-ФЗ).
Важно! Например, если в компании работают шесть аудиторов, которые находятся в одной комнате, пользуются одинаковым оборудованием (компьютером, принтером и т.п.), то их рабочие места можно считать аналогичными и вместо шести оценить только два рабочих места.
Рабочие места менеджера и бухгалтера (разный функционал, должности) нельзя считать аналогичными и правило 20% (но не менее двух рабочих мест) в этом случае не действует.
Существуют и обстоятельства, согласно которым возникает необходимость в досрочной оценке. Они перечислены в п.1 ст.17 . К таким обстоятельствам относятся:
Переход от аттестации к спецоценке регламентируется статьей 27 Закона № 426-ФЗ. Закон № 426-ФЗ (п. 3 ст. 3) изменил перечень рабочих мест, которые подлежат специальной оценке. Различия в подходах к аттестации и к специальной оценке охарактеризованы в Таблице ниже.
к меню
Штрафовать будут, начиная с 2019 года. Минимальный штраф - 60 тр. Данные об оценке приведены в таблице 5 .
Работодатель должен исполнять обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе законодательством о спецоценке условий труда (ст. 22 ТК РФ). Также на основании ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 426‑ФЗ он обязан обеспечить проведение СОУТ.
Из приведенных норм видно, что для организации, в штате которой отсутствуют наемные работники, кроме директора, исключений не предусмотрено. Следовательно, необходимо провести СОУТ в отношении рабочего места директора.
Генеральный директор удаленным работником быть не может. Если есть аренда офиса, значит, есть и рабочее место.
Примечание : А вот если фирма зарегистрирована на жилой адрес прописки директора - то он уже надомник!
Роструд считает : есть аренда офиса - есть рабочее место, пусть не всех работников, но генерального директора - точно. И пусть аренда офиса, это вынужденные траты из-за юрадреса, а генеральный работает дома. Нужно платить - или за спецоценку, или штраф. Удаленным или надомником может быть любой работник, кроме генерального директора.
Есть старый, 2015 года комментарий Информационного портала Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г. на Гаранте... ссылка
С 2020 года в автоматическом режиме начнут штрафовать предприятия с рабочими местами, которые действуют больше года и по которым нет информации о проведении СОУТ в системе ФГИС СОУТ.
Данные о СОУТ заносят в ФГИС СОУТ уже с 2014 года, но в первый год в систему попали не все результаты СОУТ. Поэтому точные данные, которые можно использовать. Чтобы наказать работодателей, которые не провели СОУТ, есть только с 2015 года. И автоматически штрафовать работодателей начнут с 2020 года.
До этого времени штраф грозит только предприятиям. Которые инспекция труда в 2019 году проверит по плану или вне плана. Сейчас Роструд готовит проекты НПА. Которые будут регулировать, как инспекция будет привлекать предприятия в автоматическом режиме.
1 . Компании, которые в прошлые годы не проводили аттестацию рабочих мест либо проводили, но срок действия результатов уже закончился.
2 . Компании, в которых организованы новые рабочие места (не считая рабочих мест дистанционных работников и надомников) или изменился технологический процесс.
к меню
Компании могут один раз оценивать рабочие места с оптимальными и допустимыми условиями труда, а не каждые пять лет. Дальше такие места достаточно включать в декларацию соответствия. Эти и другие поправки внес Федеральный закон от 01.05.16 № 136-ФЗ в статью 11 закона 426-ФЗ, который действует с 01.05.2016 г.
После специальной оценки компания сдает в трудинспекцию . Раньше в декларацию включали только места без вредных факторов. Теперь компании декларируют рабочие места с оптимальными или допустимыми условиями труда.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ по теме |
На схеме серыми прямоугольниками обозначены шаги - действия.
Стрелочками показаны:
1) входящая информация - документация и т.п. сведения, необходимые для выполнения шагов,
2) исходящая информация - то, что образуется в результате выполнения шагов.
Подробное описание каждого шага изложено в соответсвующих разделах пошаговых инструкций:
С.В. Поляшов, 2014
государственных гражданских служащих и муниципальных гражданских служащих проводится не по , а по специальным нормативно – правовым актам для служащих ( ) .
СОУТ в отношении условий труда работников, допущенных к сведениям, отнесенным к государственной или иной охраняемой законом тайне , осуществляется по специальным нормативно – правовым актам ().
В остальных случаях СОУТ должна проводиться
СОУТ проводится 1 раз в 5 лет . Срок исчисляется со дня утверждения ().
Если до 01.01.2014 года в организации была проведена аттестация рабочих мест, то в течении 5 лет после ее завершения можно не проводить СОУТ ()
Внеплановая аттестация проводится до истечения 5 - летнего периода в следующих случаях ():
Действия :
Исходящие документы :
Возглавляет комиссию работодатель или его представитель.
Число членов комиссии должно быть нечетным ().
В составе комиссии должны быть ():
Для организаций, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, в состав комиссии должны войти: ():
Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя ().
Входящие документы :
Действия :
Исходящие документы :
Форма перечня пока еще не утверждена законодательством. Перечень рабочих мест можно сделать следующим образом:
Индивидуальный номер рабочего места |
Наименование рабочего места и источников вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса |
Численность работников, занятых на данном рабочем месте (чел.) |
Наличие аналогичного рабочего места (рабочих мест) |
швея, швейная машина | |||
менеджер по производству | |||
директор | |||
главный бухгалтер | |||
менеджер по кадрам |
Буквой «а» в таблице отмечены аналогичные рабочие места.
Аналогичными рабочими местами признаются места ():
Данный перечень будет необходим для заключения договора со специализированной организацией по СОУТ .
Входящие документы
Действия :
Комментарии:
Для проведения СОУТ необходимо заключить договор со специализированной организацией, соответствующей ().
Организации, аккредитованные ранее как аттестующие организации, могут проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся у них на 01.01.2014г. аттестатов аккредитаций, но не позднее 31.12.2018г ().
Если срок действия аттестата аккредитации лаборатории аттестующей организации истекает в 2014 году, то организация имеет право проводить СОУТ до 31 декабря 2014 года ().
Подобрать, такую организацию, можно на странице фирм СОУТ по ссылке .
Перед заключением договора:
Входящие документы :
Действия :
Исходящие документы:
Комментарий :
Официально утвержденная форма графика отсутствует. На данном шаге у Вас уже будет заключен договор с организацией по СОУТ , специалисты которой помогут разработать график проведения СОУТ .
Входящие документы :
Действия :
Исходящие документы :
Комментарий :
Идентификация осуществляется экспертом организации по СОУТ (). В подробно описана процедура идентификации.
Суть идентификации: эксперт по СОУТ изучает имеющуюся у работодателя документацию (техническая документация на оборудование, проекты, результаты ранее проведенных измерений вредных факторов и т.п.), проводит обследование рабочих мест путем их осмотра, опрашивает работников и т.д. и выявляет вредные факторы.
Не подлежат идентификации ():
1. рабочие места работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости ;
2. рабочие места , в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда ;
3. рабочие места , на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.
После идентификации рабочие места будут разделены на три группы:
Комиссия должна утвердить результаты идентификации ().
С.В. Поляшов, 2014
Входящие документы :
Действия :
Комментарий :
© С.В. Поляшов, 2014
В отношении рабочих мест, на которых при не выявлены вредные (опасные) производственные факторы, работодатель должен подать декларацию о соответствии условий труда нормативным требованиям в инспекцию труда.
В законе не сказано, кто должен составлять декларацию - организация, проводящая СОУТ или организация работодателя. Чтобы избежать разногласий, пропишите эту обязанность заранее в договоре на проведение СОУТ.
Официально утвержденной формы декларации пока еще нет.
Срок действия декларации – 5 лет. Отсчет срока начинается с даты утверждения отчета о проведении СОУТ ().
Если с работником, на которого подана декларация, произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или у работника выявлено профессиональное заболевание, то декларация на данное рабочее место прекращает свое действие и в отношении данного работника проводится внеплановая СОУТ ().
Решение о прекращении действия декларации принимает инспекция труда не позднее 10 календарных дней со дня наступления несчастного случае и профессионального заболевания (