Ваш бизнес - От идеи до реализации

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева»

Кафедра государственного и муниципального управления

Н. Н. Егорова

ПЛАНИРОВАНИЕ КАРЬЕРЫ

Методические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе

для использования в учебном процессе

Кемерово 2014

Рецензенты:

Вольфсон Эдуард Николаевич доцент, кандидат философских наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления.

Заруба Наталья Андреевна – профессор, доктор социологических наук, председатель учебно-методической комиссии направления подготовки 081100.62 «Государственное и муниципальное управление».

Егорова Наталья Николаевна. Планирование карьеры : методиче-

ские указания к практическим занятиям и самостоятельной работе [Электронный ресурс] для студентов направления подготовки 38.03.04 (081100.62) «Государственное и муниципальное управление», всех форм обучения / Н. Н. Егорова. – Электрон. дан. – Кемерово: КузГТУ, 2014. – Систем. требования: Pentium IV; ОЗУ 8 Мб; Windows 98-2007; мышь. – Загл. с экрана.

КузГТУ, 2014Егорова Н. Н., 2014

1. Цель и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

Целью освоения дисциплины «Планирование карьеры» является формирование у студентов системы знаний, умений и навыков, позволяющих им успешно осуществлять процесс планирования и продвижения карьеры.

Дисциплина является дисциплиной по выбору профессионального цикла ООП направления 38.03.04 (081100.) «Государственное и муниципальное управление».

Дисциплина соотносится с такими дисциплинами как: Экономическая теория . Рынок труда. Проблемы занятости и

безработицы.

Социальная психология . Психологические особенности личности. Психология общения. Профилактика конфликтов, источники и причины конфликтов. Социально-психологические проблемы руководства. Стрессы и их профилактика в деловом общении.

Для изучения дисциплины «Планирование карьеры» студент должен

основы делового общения и нормы поведения в обществе;

социально-психологические особенности руководства;

способы профилактики и разрешения конфликтов.

применять ранее полученные знания на практике;

управлять своим эмоциональным состоянием в ходе коммуникаций;

применять механизмы нейтрализации стресса;

планировать свою самостоятельную работу.

Изучение дисциплины «Планирование карьеры» поможет в освоении таких дисциплин как:

Деловые коммуникации;

Основы управления персоналом;

Этика государственной и муниципальной службы;

Связи с общественностью в органах власти;

Государственная и муниципальная служба.

2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Планирование карьеры»

Освоение дисциплины направлено на формирование:

общекультурных компетенций:

ОК-5 – понимает содержание, смысл, основные цели, социальную значимость профессии государственного и муниципального служащего, стремится к улучшению этого понимания через использование знаний в своей деятельности.

ОК-8 – владеет основными способами и средствами информационного взаимодействия, получения, хранения, переработки, интерпретации информации, имеет навыки работы с информаци- онно-коммуникационными технологиями; способен к восприятию и методическому обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.

ОК-13 – способен и готов к личностному и профессиональному самосовершенствованию, саморазвитию, саморегулированию, самоорганизации, самоконтролю, к расширению границ своих профессионально-практических познаний; умеет использовать методы и средства познания, различные формы и методы обучения и самоконтроля, новые образовательные технологии, для своего интеллектуального развития и повышения культурного уровня.

ОК-14 – умеет критически оценивать информацию, переоценивать накопленный опыт и конструктивно принимать решение на основе обобщения информации; способен к критическому анализу своих возможностей.

профессиональных компетенций:

ПК-8 – способен применять имеющиеся технологии и методы кадровой работы.

ПК-38 – владеет основными технологиями формирования и продвижения имиджа государственной и муниципальной службы.

ПК-48 – способен к адекватной оценке поставленных целей и результатов деятельности.

ПК-49 владеет методами самоорганизации рабочего времени, рационального применения ресурсов.

Цель практических занятий по дисциплине «Планирование карьеры» – закрепление у студентов теоретических знаний, а также формирование умений и практических навыков, позволяющих им успешно осуществлять процесс планирования и продвижения карьеры.

При подготовке к практическим занятиям студент всегда должен прочитать лекционный материал по теме, так как он является базовым при подготовке к занятию. И только после этого обращаться к указанным преподавателем источникам литературы.

Для более продуктивного усвоения учебного материала целесообразно перед новой лекцией повторять по конспектам материал предыдущих занятий.

Тема 1. Рынок труда: структура, предложения и спрос Вопросы для обсуждения:

1. Понятие и виды рынка труда.

2. Влияние рынка труда на формирование процесса выбора профессии.

Практическое задание:

На основании статистических данных Кемеровской области:

1. Выделить и изучить элементы текущего рынка труда.

2. Проанализировать соотношение спроса и предложения на рынке труда в Кемеровской области.

Тема 2. Профориентация Вопросы для обсуждения:

1. Методы профориентации.

2. Формы профориентации.

Разработка индивидуального плана профессионального и личностного роста. Тест на профориентацию. Игра «Горячий стул».

Практическое задание:

Проанализируйте ценности, представленные в таблице 1. Расставьте приоритеты в терминальных и инструментальных ценностях. Самой важной категории в терминальных ценностях при-

свойте единицу, второй по важности – двойку и так далее, последней по важности присвойте номер восемнадцать. То же самое проделайте с инструментальными ценностями.

Сделайте это вдумчиво. Задайте себе, например, следующие вопросы:

А) Как бы Вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтаете?

Б) Как, на Ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный во всех отношениях?

В) Как это сделали бы Вы через 5 или 10 лет?

Г) Как ранжировали бы эти ценности близкие Вам люди?

Таблица 1

Шкала ценностей Рокича

Терминальные ценности

Инструментальные ценности

(желаемые конечные состояния)

(убеждения о предпочтительных

личностных свойствах и дей-

Комфортная жизнь

Честолюбие

Увлекательная жизнь

Широта взглядов

Жизнь в мире

Бодрость

Жизнь в красоте

Равноправие людей

Смелость

Безопасность семьи

Прощение

Честность

Внутренняя гармония

Воображение

Зрелая любовь

Независимость

Национальная безопасность

Интеллект

Наслаждение

Спасение

Самоуважение

Послушание

Социальное признание

Вежливость

Истинная дружба

Ответственность

Мудрость

Самоконтроль

Тема 3. Деловая карьера Вопросы для обсуждения:

1. Основные компетенции менеджера.

2. Основные модели и векторы карьеры.

Составление жизненного плана. Анализ модели компетенций государственного и муниципального служащего. Тест «Направление карьерного пути»

Практическое задание:

Задание 1.

Какие изменения в содержании карьерных процессов происходят в следующих видах карьеры?

Властная карьера_____________________________________

Квалификационная карьера____________________________

Статусная карьера____________________________________

Монетарная карьера___________________________________

Задание 2.

Ситуация 1. Составление личного жизненного плана Методические указания:

Менеджер по персоналу находится на середине своей карьеры. В организации, где он работает, наметились организационные изменения, которые могут привести к непредвиденным ранее дополнительным перестановкам.

Менеджеру необходимо дать оценку сложившейся ситуации в организации и взвесить свои возможности и перспективы продвижения по службе. Для этого необходимо составить (если его нет) или уточнить свой личный жизненный план карьеры, отвечая на следующие вопросы:

Личный жизненный план 1. Оценка жизненной ситуации. Работа

Имею ли я четкую картину о своей работе и ее целях?

Помогает ли моя работа в достижении других жизненных

Каковы мои цели развития и продвижения по работе?

Какую работу я хочу выполнять через несколько лет?

Есть ли у меня воодушевление и мотивация?

Что является для меня мотивацией сейчас? Через пять

Каковы сильные и слабые стороны моей мотивации?

К каким мероприятиям я прибегну, чтобы убедиться, что моя работа будет в ближайшие годы отвечать моим личным требованиям?

Экономическое состояние

Каково мое экономическое положение?

Есть ли у меня личный бюджет, каков он, придерживаюсь ли я его рамок?

Какие меры я могу в случае необходимости применить для улучшения экономического состояния?

Физическое состояние

Какова моя общая форма?

На чем основана моя оценка?

Бываю ли я на осмотрах у врача?

Социальное состояние – человеческие отношения

Искренне ли я интересуюсь мнением и точкой зрения других? Как я их учитываю?

Интересуют ли меня чужие заботы и проблемы, другое мнение?

Навязывают ли другие свои мысли и мнения?

Умею ли я слушать?

Умею ли я ценить людей, с которыми общаюсь? Как это проявляется на практике?

Стремлюсь ли я развивать людей, с которыми общаюсь?

Как я забочусь о дружеских отношениях?

Психическое состояние

Каково мое психическое состояние?

На чем основана моя оценка (собственное представление, тесты, результаты медицинского обследования)?

Какие стрессы беспокоят меня в настоящее время?

Какие стрессы могут ожидать меня в ближайшее время?

Не следует ли мне поменять образ жизни, круг общения,

Нуждаюсь ли я в помощи психиатра?

Семейная жизнь

Имеются ли у меня условия для создания семьи?

Следует ли завести ребенка (второго)?

Уделяю ли я достаточно внимания родителям, жене, де-

Как лучше проводить досуг в кругу семьи?

Куда поехать на отдых?

2. Постановка личных конечных целей карьеры.Целями моей карьеры являются:

Какие факторы способствуют достижению моей карьеры?

Какие факторы препятствуют?

Готов ли я задействовать эти факторы или мне нужно изменить свои цели?

3. Выделите основные частные цели и задачи, которые необходимо решить в ближайшее время?

Рис. 1. Примерная структура личного жизненного плана карьеры менеджера

Ситуация 2. Построение карьерограммы для менеджера Исходные данные и постановка задачи. Будущий менеджер

по персоналу оканчивает высшее учебное заведение по специаль-

ности «Менеджмент» со специализацией «Управление персоналом». Перед ним встает вопрос, как построить свой дальнейший жизненный путь.

Построить карьерограмму возможного карьерного пути (путей) менеджера по персоналу после высшего учебного заведения.

Методические указания. Карьерограмма – инструмент управления карьерой, представляющий собой графическое описание того, что должно происходить или происходит с людьми на различных этапах карьеры. Проводятся специальные научные исследования в заинтересованных организациях, по результатам которых строятся карьерограммы для различных специалистов и руководителей.

Карьерограмма состоит из двух частей. Одна часть содержит перечень должностей, выстроенных в последовательную цепочку по восходящей линии, которые менеджер может занимать в течение всего своего карьерного пути с указанием сроков занятия должностей в годах.

Вторая часть включает характеристику видов обучения, повышения квалификации, переподготовки с указанием учебных заведений, факультетов, курсов, которые необходимо пройти менеджеру на карьерном пути, включая защиту диссертаций и получение ученых степеней и званий, с указанием периодов (в годах) прохождения обучения. Самостоятельное обучение также входит во вторую часть карьерограммы. Следует отметить, что сроки нахождения на отдельных должностях должны увязываться со сроками постоянного обучения.

Тема 4. Слагаемые успешной карьеры Вопросы для обсуждения:

1. Основные факторы, способствующие построению карьеры.

2. Качества, необходимые для успешного продвижения. Анализ факторов сдерживающих карьеру. Тест «Ваша

роль?», «Начинающий миллионер»

Практическое задание:

Задание 1.

Проанализируйте факторы сдерживающие карьеру, на примере «Кодекса неофрита».

План-конспект урока по технологии в 9 классе

«ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ»

Цели урока:

1. Развитие системы технологических знаний.

3. Уточнение профессиональных и жизненных планов в современных условиях рынка труда.

4. Воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности.

Тип урока: обучающийурок

Оборудование: АРМ, схемы, таблицы, тесты, инструкционные карты, методические рекомендации.

ХОД УРОКА.

I.Оргмомент.

Инструктаж по охране труда (плакаты, инструкции) .

II. Повторение изученного материала.

На прошлом занятии мы познакомились с понятием «профессиональное становление», основными его этапами и результатами каждого из них. Узнали, что означает понятие «карьера», вертикальная и горизонтальная карьера.

(фронтальный опрос)

Дайте определение понятия карьера.

Что такое профессиональная карьера?

В чем сущность вертикальной карьеры?

Что необходимо человеку для продвижения в горизонтальной карьере?

Соотнесите понятия и соответствующие им определения. (проецирование на экран через мультимедийный проектор).

Понятия

А.Профессиональное становление

Б.Профессиональная компетентность

В.Профессиональное творчество

Г.Профессиональное мастерство

Д.Профессиональная мобильность

Е.Профессиональная карьера

1.Наивысший уровень овладения профессиональной деятельностью.

2.Способность быстро осваивать профессиональные новшества и новые специальности.

3.Создание человеком нового, неповторимого в процессе профессиональной деятельности с целью ее совершенствования.

4.Уровень мастерства, которого достигает человек на пути профессионального совершенствования.

5.Активное достижение человеком успехов в профессиональной деятельности.

6. Процесс накопления опыта практической деятельности, профессионального совершенствования и приобретения мастерства.

III. Изучение нового материала.

Вы сейчас увидели, что профессиональная карьера – это активное достижение человеком успехов в профессиональной деятельности.

Чтобы достичь в профессии определенных высот, необходимо прежде всего эту профессию правильно выбрать. Сегодня мы с вами подробно разберем из чего складывается выбор человека, что такое варианты выбора? Что такое факторы выбора и как они влияют на выбор.

При выборе профессии важно учитывать:

    личностные желания, склонности и интересы – «хочу»;

    личностные возможности: уровень знаний, способности, психологические особенности, состояние здоровья – «могу»;

    потребности рынка труда в кадрах – «надо».

(проецирование на экран схемы оптимального выбора профессии)

Как видно из схемы, зона оптимального выбора профессии будет расширяться при соблюдении всех трех условий правильного профессионального выбора.

Сознательным выбор профессии будет лишь в том случае, если он глубоко мотивирован: человек правильно оценивает свои возможности и знает содержание той деятельности, которую ему предстоит осуществлять.

(проецирование на экран таблицы «Мотивы выбора профессии»)

Мотивы

Социальные

Направленность на высшие общечеловеческие цели и потребности

Моральные

Стремление к совершенствованию своего духовного мира, развитию нравственных качеств

Эстетические

Стремление к эстетике труда, его красоте, гармонии

Познавательные

Стремление к овладению специальными знаниями, познание содержания конкретного труда

Творческие

Стремление быть оригинальным в работе, совершение научных открытий, получение возможностей для творчества

Материальные

Стремление получать материальные блага

Престижные

Стремление к профессиям, которые ценятся среди знакомых, позволяют достичь видного положения в обществе, обеспечивают быстрое карьерное продвижение

Связанные с содержанием труда

Знание процессов труда, направленность на умственный и физический труд

Утилитарные

Желание руководить людьми, стремление к беззаботной жизни

Мотивы профессионального самоопределения у каждого человека различные. Важно, чтобы они были направлены на укрепление своего Отечества, творческую деятельность, разрешение социальных проблем. Кого-то привлекает содержание и процесс труда в той или иной профессии, других – возможность реализовать свой интеллектуальный и физический потенциал, а третьих – передавать красоту родного края и т.д. главное – приносить пользу людям, стране, реализовать свои возможности, получать физическое, интеллектуальное и духовное удовлетворение от результатов труда.

Как вы видите, мотивы человеческой деятельности чрезвычайно разнообразны, поскольку вытекают из различных потребностей. Чем богаче потребности человека, тем более высокие требования он предъявляет и тем большее удовлетворение может получить от труда.

Мотивация выбора профессии определяется многими условиями, влиянием различных факторов и людей.

(проецирование на экран схемы «Влияние на выбор профессии»)

ЛИЧНОСТЬ

РОДИТЕЛИ

УЧИТЕЛЯ

ПРОИЗВДСТВЕННИКИ

РАДИО, ТЕЛЕВИДЕНИЕ

КИНО

ДРУЗЬЯ

КНИГИ

ГАЗЕТЫ, ЖУРНАЛЫ

Но тем не менее активность личности должна играть ведущую роль в выборе профессии и планировании своей профессиональной карьеры.

Успех профессиональной карьеры зависит от многих факторов: личностных, служебно-производственных, социально-экономических. Эту зависимость можно представить в виде таблицы.

(проецирование на экран таблицы факторов)

Группы факторов

Личностные

Профессиональное самоопределение, уровень притязаний, призвание, пол, возраст, образование, профессиональная компетентность, стаж работы, мастерство

Служебно-производственные

Отрасль, продукция, территориальное расположение, рентабельность, масштабы предприятия, производственные функции

Социально-экономические

Спрос и предложение на рынке труда, конъюнктура, уровень оплаты труда, материальное стимулирование, социальная защита

Но прежде всего в профессиональной карьере следует опираться на свои способности и возможности. Например, карьера предпринимателя возможна для тех, кто не боится риска и ответственности за взятое на себя дело. Для других вполне подойдет карьера служащего, хотя и она не исключает профессионального роста и не сводится только к отбыванию на службе положенного времени. В любой карьере существует фактор риска, но риск не страшен для тех, кто полагается на себя и верит в свои возможности. Профессиональную карьеру можно и нужно планировать для этого можно использовать эту опорную схему.

(проецируется на экран схема размышления)

Отсюда следует, что на профессиональную карьеру окажут влияние много факторов, из которых несколько окажутся решающими. Критериями выбора профессии и профессиональной карьеры могут быть следующие:

(выдвигаются учениками, записываются на доске и в тетради)

    Выбираемая профессия должна удовлетворять индивидуальным личностным и психофизиологическим характеристикам.

    Необходима доступность обучения профессии (наличие учебного заведения, его территориальная досягаемость).

    Материальные затраты на получение специальности должны соответствовать материальным возможностям семьи.

    Востребованность профессии на рынке труда.

IV. Практическая часть.

1. Составление мини-резюме.

Способов поиска работы множество: через бюро по трудоустройству, кадровые агентства, знакомых, объявления в газетах, Интернет. Наверное, каждого из вас волнует вопрос – а какой же способ поиска работы является самым эффективным? На этот вопрос нет однозначного ответа – многое зависит от индивидуальной ситуации кандидата, его специальности, умений и навыков. Если у вас есть четкая цель – найти работу, которая бы вас устраивала – используйте для этого максимальное количество способов. Но, тем не менее, есть один очень эффективный способ. Это размещение различных вариантов резюме в различных изданиях, на специальных сайтах, отсылка резюме в интересующие вас организации. От того, насколько грамотно оно составлено, зависит количество и качество предложений работодателей. Давайте разберемся, о чем, что и как следует писать в мини-резюме.

(проецирование на экран с подробными комментариями, составление учащимися собственного резюме)

2. Деловая игра.

Итак, вы выбраны из множества кандидатов и приглашены на собеседование. Чтобы привлечь интерес работодателя, необходимо владеть технологией самопрезентации. Предлагаю провести деловую игру, в результате которой мы узнаем основные способы самопрезентации и правила ее осуществления.

(две пары учащихся готовятся к проведению игры с инструкциями, выданными преподавателями. В это время учитель знакомит остальных с правилами собеседования. Проводится игра и обсуждаются ее результаты, при которых определяются способы самопрезентации).

V. Заключительная часть.

Сегодня мы узнали очень многое о том, как можно планировать свою профессиональную карьеру. На что обратить внимание. В качестве домашнего задания предлагаю каждому из вас составить профессиональный план как основу для выполнения творческого проекта. В своей работе вы можете руководствоваться методическими рекомендациями (раздаются), материалами сайтов в Интернете.

Урок 8

Планирование карьеры: позаботься о себе сам

В этом уроке ученики рассмотрят различные варианты профессиональной карьеры и узнают, как они сейчас могут повлиять на свою финансовую безопасность в будущем. Они получат сведения о том, как найти подходящую работу и оплатить свое образование. В урок входят следующие главы:

22. Оцениваем свои способности, навыки и конкурентные преимущества.

23. Как найти работу, которая тебе подходит

24. Образование: самая важная инвестиция в жизни

Дайте ученикам общее представление об уроке, прочитав следующее:

Чтобы начать профессиональную карьеру, прежде всего надо оценить свои способности и навыки и определить свои преимущества перед конкурентами. Когда вы только выбираете область будущей профессиональной деятельности или начинаете свое дело, нужно использовать свои способности и сильные стороны - это поможет вам преуспеть и работать в дальнейшем с удовольствием.

Заработок - это не единственная причина, по которой люди работают. Люди работают, ради того, чтобы приобретать опыт, узнавать о том, как функционирует предприятие, налаживать деловые связи и ради многого другого.

Вы выполняете работу, за которую вам платят деньги. Карьера - это то, как вы организуете свою профессиональную жизнь. Каждый раз, когда вы выполняете какую-либо новую работу, необходимо рассматривать этот этап в рамках построения карьеры.

Высшее образование - это самый лучший способ увеличить количество денег, которые вы сможете заработать за всю свою жизнь, но такое образование требует времени и может дорого стоить. Однако по сравнению с полным средним образованием высшее образование принесет вам доход, который будет выше почти в два раза.

Глава 22

Оцениваем свои способности, навыки и конкурентные преимущества

Часть 1

Введение

Способность - это естественная склонность делать что-то хорошо. Сильная сторона - то, что вы умеете хорошо делать. Успехи в математике или склонность легко усваивать иностранный язык - это примеры способностей.

Навык - умение делать что-то или владение специальными знаниями.

Качество - свойство или характерная черта, которой вы обладаете.

Конкурентное преимущество - в бизнесе это умения, знания или технологии, которые есть у вашей компании, но нет у ваших конкурентов, и которые позволяют вам в большей степени удовлетворять нужды потребителей. Термин «конкурентное преимущество» можно также отнести и к человеку, описывая его умение и опыт, которых может и не быть у других людей.

Скажите ученикам: Когда вы только выбираете область будущей профессиональной деятельности или начинаете свое дело, нужно использовать свои способности и сильные стороны - это поможет вам преуспеть и работать в дальнейшем с удовольствием. Если вам нравится что-то строить, возможно, вы захотите стать инженером. С другой стороны, если вы не выносите даже вида крови, медицинская карьера не для вас.

У людей бывают как положительные, так и отрицательные качества. К положительным качествам человека относятся честность, пунктуальность, трудолюбие и т.д. Неряшливость в работе, медлительность, непорядочность - примеры отрицательных качеств. В бизнесе такие качества, как решительность, уверенность, дисциплинированность всегда приводили к успеху. Можно постараться искоренить отрицательные качества и развивать положительные. Прежде всего нужно выявить отрицательные качества, признать их для себя, а затем поставить себе целью превратить их в положительные черты.

Часть 2

План работы с учениками

1. Попросите учеников выполнить задание «Сильные стороны и конкурентное преимущество». На это следует выделить приблизительно 20-30 минут.

а. попросить желающих рассказать о том, чем им нравится заниматься и что они умеют делать хорошо; попросить их подумать о том, смогут ли они зарабатывать деньги этим занятием;

б. попросить желающих описать свои положительные стороны и спросить о том, можно ли на этих положительных качествах построить карьеру?

Часть 3

Попросите учеников поразмышлять над следующим примером и прокомментировать его:

Предположим, что вы работодатель. Олег всегда приходит вовремя, но ежедневно производит приборов меньше, чем Алиса. Алиса всегда опаздывает на 10 минут, но у нее самая высокая производительность. Николай пунктуален, вежлив и очень сильно старается, но у него самый высокий процент бракованных изделий. Учитывая эти качества работников, скажите, кто из них самый ценный?

Глава 23

Как найти работу, которая тебе подходит

Часть 1

Введение

Разберите с учениками выделенные слова. Напишите их на доске или на плакате, или раздайте ученикам копии данного материала.

Работа - это задания, которые вы выполняете и за это вам платят деньги. Карьера - это то, как вы организуете свою профессиональную жизнь. Возможно, на протяжении всей вашей карьеры вам придется выполнять разные виды работы.

Должность начального уровня - самая низшая должность в нижней части иерархии вашей компании. Иерархия - это расстановка должностей в компании по степени важности, эта расстановка представляет собой структуру компании.

Практика - это временная работа, выполняя которую можно получить опыт профессиональной деятельности. Некоторые практиканты получают деньги за свою работу, некоторые - нет. Кроме того существуют должности для студентов, обучающихся по методам кооперативного образования (cooperative education, co- op) (совмещение теоретических занятий в классе и практических - в компаниях и на предприятиях). Такие должности открывают на определенный срок, студенты получают деньги за выполняемую работу и одновременно приобретают профессиональный опыт.

Скажите ученикам: Заработок - это не единственная причина, по которой люди работают. Люди работают, ради того, чтобы приобретать опыт, узнавать о том, как функционирует предприятие, налаживать деловые связи и ради многого другого.

Каждый раз, когда вы выполняете какую-либо новую работу, необходимо рассматривать этот этап в рамках построения карьеры. Если вы в конечном итоге решили заняться торговлей, тогда вам следует искать работу, которая позволит налаживать контакты с людьми. Если вы хотите построить карьеру в сфере обслуживания, конкретнее, в сфере общественного питания, тогда ищите какую-либо начальную должность в ресторане. Если вас интересует карьера в области здравоохранения, тогда вы могли бы стать волонтером в больнице. Если вы найдете должность с частичной занятостью, будете работать в качестве практиканта или будете совмещать учебу в вузе и работу (кооперативное образование), то имея уже соответствующий опыт, вам не придется начинать карьеру с самой низшей точки в компании.

Часть 2

План работы с учениками

1. Попросите учеников выполнить задание «Определи свои способности». На это следует выделить приблизительно 30 минут.

2. Разберите ответы вместе с учениками. Вызовите желающих или попросите учеников поработать в группах, чтобы сравнить ответы.

3. Со всем классом разберите основные понятия, фигурирующие в задании. Вы можете:

а. попросить желающих рассказать о том, как они оценили себя по вопросам, предложенным в первой части задания; задать вопрос: Вы думаете, что с помощью предложенных вариантов ответов можно правильно себя охарактеризовать?

б. спросить учеников, помогут ли им результаты задания в выборе карьеры. Попросите учеников объяснить свои ответы.

Часть 3

Развитие критического мышления

Попросите учеников ответить на следующий вопрос:

Подумайте о том, чего в конечном итоге вы хотите добиться в своей карьере. Какая работа поможет вам приобрести опыт, необходимый для достижения этой цели?

Глава 24

Образование: самая важная инвестиция в жизни

Часть 1

Введение

Разберите с учениками выделенные слова. Напишите их на доске или на плакате, или раздайте ученикам копии данного материала.

Высшее образование - его можно получить в университетах, колледжах с 4-летним сроком обучения, общественных колледжах, школах профессионального обучения и школах торговли .

Плата за обучение - сумма, которую вы платите за учебу в вузе, в эту сумму не входит плата за проживание или за аренду квартиры, плата за питание, книги и посещение культурных мероприятий.

Скажите ученикам: чтобы получить диплом об окончании колледжа, вам понадобится от 2 до 4 лет. А если вы захотите овладеть такой профессией, как врач, юрист или инженер, вам понадобится еще от 4 до 5 лет. Так, стоимость получения специальности равна деньгам, которые вы могли бы заработать, если бы не получали ее.

Зарплата и образование

95 700 долларов - профессиональное образование

79 400 долларов - докторская степень

59 500 долларов - степень магистра

49 900 долларов - степень бакалавра

37 600 долларов - диплом младшего специалиста

35 700 долларов - образование, полученное в колледже, без ученой степени

30 800 долларов - полное среднее образование

21 600 долларов - неоконченное среднее образование

Урок разработан в рамках учебного курса «Основы построения карьеры»

Контингент: обучающиеся 10-х классов.

Цель: создание условий для активизации процессов самопознания, самоопределения и самореализации обучающихся с помощью моделирования и проектирования профессиональной деятельности.

Задачи:

  1. познакомить с понятием «профессиональная карьера», видами и моделями карьеры;
  2. определить ведущую карьерную ориентацию;
  3. создать условия для вовлечения обучающихся в процесс саморазвития;
  4. создать условия для развития стремления обучающихся в достижении определенных успехов в профессиональной деятельности.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: беседа, объяснение, самодиагностика.

Оборудование: проектор, ноутбук, презентация.

  1. Объяснение нового материала.

Одним из важнейших аспектов профессионального развития личности, а также её самореализации является сознательное планирование карьеры. Критериями удавшейся карьеры являются удовлетворенность жизненной ситуацией (субъективный критерий) и социальный успех (объективный критерий). То есть внешняя сторона карьеры - это последовательность занимаемых профессиональных позиций, а внутренняя сторона - это то, как человек воспринимает свою карьеру, каков его образ профессиональной жизни и собственной роли в ней.

Карье́ра (итал. carriera — бег, жизненный путь, поприще, от лат. carrus — телега, повозка) — продвижение вверх по служебной лестнице.

В теории управления персоналом карьера — это результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом.

Выделяют несколько принципиальных траекторий движения человека в рамках профессии или организации, которые приведут к разным типам карьеры.

Профессиональная карьера — рост знаний, умений, навыков.

Должностной рост — изменение должностного статуса человека, его социальной роли, степени и пространства должностного авторитета.

Профессиональный рост — рост профессиональных знаний, умений и навыков, признание профессиональным сообществом результатов его труда, авторитета в конкретном виде профессиональной деятельности.

Виды карьеры.

Вертикальная карье ра предполагает подъем с одной ступени структурной иерархии на другую. Происходит повышение в должности, которой сопровождается ростом оплаты труда.

Горизонтальная карьера — вид карьеры. Который предполагает перемещение в другую функциональную область, расширение и усложнение задач или смену служебной роли в рамках одного уровня структурной иерархии, сопровождаемые увеличением оплаты труда.

Ступенчатая карьера — вид карьеры — совмещающий элементы вертикальной и горизонтальной карьеры. Ступенчатая карьера встречается довольно часто и может принимать как внутриорганизационные, так и межорганизационные формы.

Модели деловой карьеры

На практике существует большое многообразие вариантов карьеры, которые базируются на четырех основных моделях:

«Трамплин». Подъем по служебной лестнице происходит, когда занимают более высокие и лучше оплачиваемые должности. На определенном этапе работник занимает высшую для него должность и старается удержаться на ней в течение длительного времени. А потом прыжок с «трамплина» — уход на пенсию. Эта карьера наиболее характерна для руководителей периода застоя, когда многие должности занимались одними людьми в течение 20-25 лет. С другой стороны, данная модель является типичной для специалистов и служащих, которые не ставят перед собой целей продвижения по службе в силу ряда причин — личных интересов, невысокой загрузки, хорошего коллектива — работника устраивает занимаемая должность и он готов оставаться на ней до ухода на пенсию.

«Лестница». Каждая ступень служебной лестницы представляет собой определенную должность, которую работник занимает определенное время (не более 5 лет). Этого срока достаточно, чтобы войти в новую должность и проработать с полной отдачей. С ростом квалификации, творческого потенциала и производственного опыта руководитель или специалист поднимается по служебной лестнице. Каждую новую должность работник занимает после повышения квалификации. Верхней ступеньки он достигает в период максимального потенциала, и после этого начинается планомерный спуск по служебной лестнице с выполнением менее интенсивной работы. Психологически эта модель очень неудобна для руководителей из-за нежелания уходить с «первых ролей». Здесь можно порекомендовать внимательно относиться к таким работникам — включать в совет директоров, использовать в качестве консультанта.

«Змея». Она предусматривает горизонтальное перемещение работника с одной должности на другую путем назначения с занятием каждой непродолжительное время, а потом занимает более высокую должность на более высоком уровне. Главное преимущество этой модели — возможность изучить все функции деятельности и управления, что пригодится на вышестоящей должности. Эта модель характерна для японской модели, так как они связывают себя не только с отдельной профессией, но и с будущим всей фирмы. При несоблюдении ротации кадров эта модель теряет значимость и может иметь негативные последствия, т.к. часть работников с преобладанием темперамента меланхолика и флегматика не расположены к смене коллектива или должности и будут воспринимать ее очень болезненно.

«Перепутье». Когда после определенного периода работы проводится аттестация (комплексная оценка персонала) и по результатам принимается решение о повышении, перемещении или повышении работника. Это похоже на американскую модель, характерна для совместных компаний.

  1. Закрепление материала. Работа с литературным источником.

(Леонов Н.И. Одиссея сыщика Гурова. т.6, Самара, 1996. С. 24-25).

"Гуров инструктировал компьютерщика, а Крячко думал о том, какие дороги выбирает человек. Вот почему Лев Иванович Гуров - не генерал и не начальник главка, а лишь полковник и опер? На данный вопрос Крячко мог ответить с уверенностью: Гуров самолюбив, порой самовлюблен, но совершенно лишен тщеславия. Дорожит мнением лишь очень ограниченного круга людей, которые ценят человека не за звание и должность, а за профессионализм. За рюмкой Гуров порой болтает: мол, не способен подняться, так как не сможет наверху угождать и приспосабливаться, но это байки для недоразвитых. Ему бы не пришлось на верхнем этаже льстить и врать, такие, как Гуров, везде нужны, терпели бы грешника с его прямотой и другими прибабахами. Он не желает подниматься, так как потеряет свободу, перестанет быть незаменимым. Любого генерала, любого министра можно заменить, никто не заметит. А старшего опера - "важняка" Гурова заменить нельзя, как невозможно заменить певца экстра - класса или первую скрипку в оркестре. Можно одного выгнать и взять другого, только все будут знать, что это не замена, а подмена, фальсификация. Таким образом, Крячко прекрасно понимал, что Гуров не хочет идти на повышение не из-за боязни с работой не справиться и уж совсем не от скромности, которой не страдал совершенно, а потому что уникальный специалист, будь то водопроводчик или зубной врач, не подчиняется никому. Он свободен. Такого положения в конторе, когда никто - ни министр, ни президент, не могли ему приказывать и коли желали воспользоваться его услугами, так могли лишь сделать предложение, а то и попросить, - может достичь лишь специалист экстра -класса".

Вопросы для обсуждения:

1.Какой тип карьеры - вертикальная или горизонтальная - представлен в отрывке? Каковы преимущества и недостатки данного типа карьеры?

2.Какие цели можно реализовать в данной карьерной стратегии?

3. Какие ценности могут лежать в основе такого карьерного движения?

  1. Практическая работа- самодиагностика.

Для того чтобы определить свою профессиональную ориентацию, предлагаю вам ответить на 41 вопрос по 10-ти балльной шкале. 1 балл, если для вас это совершенно не важно или совсем не согласен, 10 баллов, если, очень важно, полностью согласен. (См. приложение).

  1. Домашнее задание (на выбор):

Составь план профессиональной карьеры.
Разработать эмблему: «Моя карьера»

Используемая литература:

  1. Леонов Н.И. Одиссея сыщика Гурова. т.6, Самара, 1996. С. 24-25
  2. Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента / Под ред. Г.Никифорова, М.Дмитриевой, В. Снеткова. - СПб.: Питер, 2001.
  3. Технология, Твоя профессиональная карьера, 8-9 класс, Лернер П.С., Михальченко Г.Ф., Прудило А.В., 2010.
  4. Учебник. - 5-е изд. - Под ред. Чистяковой С.Н. - М.: Просвещение, 2010. -159 с.
  5. Интернет-ресурсы:
  • http://moeobrazovanie.ru/data/lessons/guilmanov_rumil.zip
  • http://www.kariera.by/post-416/
  • http://psyfactor.org/personal/personal10-06.htm
  • http://pspu.ru/career/slovarcaryery
  • http://bein.3dn.ru/publ/slovar_spravochnik/k/karera_professionalnaja/48-1-0-312
  • http://publ.lib.ru/ARCHIVES/L/LEONOV_Nikolay_Ivanovich_(pisatel")/_Leonov_N.I..html

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш бизнес - От идеи до реализации