Архитектор- специалист, занимающийся архитектурным проектированием, разработкой планов зданий и планированием интерьеров. Архитектор ищет решения, сочетающие безопасность конструкции, оригинальный дизайн и грамотное использование площади. Это одна из самых популярных профессий на рынке, ведь объемы строительства год от года растут. В настоящее время профессия продолжает распадаться на специализации, и в крупных архитектурных бюро одни специалисты осуществляют проработку дизайн-макета, другие заняты планировкой, третьи ориентированы на разработку документации по проекту.
Помощник архитектора:
от 20 000 рублей в месяц
Главный архитектор:
от 200 000 рублей в месяц
Притцкеровская премия - аналог Нобелевской премии, в которой архитектурная номинация отсутствует - присуждается ежегодно за достижения в области архитектуры. Премия была учреждена семьей Притцкеров - владельцев сети отелей Hyatt - и составляет 100 000 долларов США.
22.05.2013 - 26.05.2013
В этом году главное архитектурное событие года - международная выставка «Арх-Москва» - состоится в 17-й раз.
Самым ярким отображением профессии в кинематографе последних лет стал фильм Кристофера Нолана «Начало», в котором профессиональный архитектор должен грамотно спроектировать пространство сна, где команда проникновения в подсознание встретится со своей жертвой.
Где учиться:
Монополия на архитектурное образование в Москве принадлежит МАРХИ. В МАРХИ готовят фундаментально, вместе с тем после 4 лет бакалавриата студенты могут выбрать узкую специализацию (архитектура жилых и общественных зданий, градостроительство, архитектура промышленных зданий, реконструкция и реставрация архитектурных комплексов, архитектура сельских населённых мест, ландшафтная архитектура, теория градостроительства).
Где работать:
Наиболее очевидное место для выпускника вуза - архитектурное бюро или строительная компания, где можно от а до я изучить все этапы зарождения и развития проекта. А дальше - идти по карьерной лестнице до позиции ведущего архитектора либо открыть свое дело. Другой вариант - трудиться в госструктурах, например, в территориальных управлениях по архитектуре и градостроительству. В любом случае, двигаясь вперед, вполне реально окупить затраты на образование за 3-4 года.
Человек в профессии
Евгения Чучарина , 27 лет, архитектор
Что было до
Я закончила СПбГАСУ (Санкт-Петербургский Государственный архитектурно-строительный университет) в 2003 году с дипломом «Cпециалист по специальности «Архитектура». Моё образование условно можно разделить на два периода: до академического отпуска и после. Первые курсы мы все тщетно пытались удовлетворить вкус наших преподавателей и загоняли свой талант и свободу мысли все дальше и дальше. По итогу к концу 3-го курса я иссякла и желание учиться в СПбГАСУ пропало совершенно.
Важная для меня вещь, которую я поняла после того, как на3-м курсе вылетела из института: образование получаешь ровно то, на которое согласен
Поработав год на настоящей работе и снова вкусив всю прелесть и привлекательность этой профессии, я восстановилась снова на 3-й курс уже с новыми силами. Остальные 3,5 года обучения прошли, как и было задумано. Я делала именно те проекты, которые хотелось мне, и всегда оставалась при своем мнении, стараясь при этом не обидеть преподавателей. Я покупала сотни книг по архитектуре, что-то вечно изучала, делала наброски из журналов, в общем, обучалась экстерном. Сложные экзамены с огромным количеством информации, 100 бессонных ночей, изрезанные макетами руки, вечные проблемы с распечаткой и компьютером, все это помогает в будущем. Именно этот опыт не дает расслабиться и во взрослой жизни. Честно говоря, я не знаю ни одного человека, кто закончил мой факультет и никогда не сталкивался со сложностями.
Обучение в Барселоне
Спустя полгода после окончания вуза я уехала в Испанию. Поскольку сроки и финансы были ограничены, остановилась на барселонском отделении IED Istituto Europeo di Design , на годичной магистерской программе по дизайну коммерческих пространств. Несмотря на то, что я и так семь лет потратила на образование в России, и к тому моменту у меня был неплохой опыт работы в архитектуре, я очень хотела посмотреть, как же обучают мастерству европейских дизайнеров. Могу сказать одно: российская школа архитектуры и дизайна кардинально отличается от того, что происходит в Европе. Безусловно, за год невозможно научиться ничему прикладному, например, таким вещам, как что-то начертить, или усвоить еще пару томов конструкций и технических предметов, но и цель тут другая. Всем нам, группе студентов со всего мира, хотелось выйди за рамки того, чему мы учились до этого, и начать мыслить иначе. Первые несколько месяцев мы вообще не понимали, чего от нас хотят, но спустя какое-то время мы поняли, что только нестандартные задачи несут в себе нестандартные решения. Итогом учебного года стало то, что мне больше не страшно предложить странную идею и осуществить её, вдохновиться ерундой и развить ее в концепт, теперь я знаю несколько новых методов работы и понимаю, как ими воспользоваться в Европе. Увы, но в России эти методы пока неприменимы, не доросли ни клиенты, ни архитекторы.
Первая работа
Я начала работать еще на первых курсах института. Мне очень повезло - мама работает архитектором более 25 лет, и я с детства в этой среде. Сначала я просто была подмастерьем и делала что умела, отмывки и простые чертежи, потом задачи усложнялись и усложнялись, и к моменту моего академического «отдыха» я устроилась на работу в архитектурную мастерскую, где проработала два года. Занималась разработкой генеральных планов поселков и проектами планировок городских поселений. Прекрасный опыт работы в коллективе, над интересными проектами, но мне нужно было учиться дальше, и я ушла из офиса, продолжая заниматься архитектурой и дизайном интерьеров, что и делаю по сей день. Сейчас я работаю сама на себя и иногда в тандеме с мамой. В основном это частные интерьеры и проекты индивидуальных домов, иногда занимаюсь концепциями, но это, как вы понимаете, «работа в стол».
Перспективы в профессии
Самый стандартный путь студента архитектурного вуза: начать работу, еще учась в вузе. Обычно это техник, другими словами, чертежник или подмастерье, за очень небольшие деньги. Но этот самый первый шаг в профессию очень важен. Затем кто-то «открывает свой свечной заводик», находит первых клиентов и начинает работать. Этот вариант плох тем, что ты не получаешь должного опыта и часто делаешь серьезные ошибки, за которые потом нужно расплачиваться. Работая на фрилансе, нужно держать в голове безумное количество информации, не спать ночами и работать по выходным. А твоя зарплата будет зависеть от умения продать товар. Другой вариант - идти работать в офис. Считаю, каждому архитектору не помешает проработать хотя бы несколько лет в коллективе. С серьезными проектами, различными задачами и решением множества проблем. В этом случае через какое-то время вы точно будете знать, из чего склеен этот бизнес. Начальная зарплата «офисного архитектора» 25 000 рублей, спустя пару лет вы уже сможете зарабатывать в 2 раза больше. А если дела пойдут в гору и вы станете настоящим профессионалом, например, главным архитектором проекта, зарплата возрастет до 150 000 - 200 000 рублей.
Планы на будущее
Мне хотелось бы развить свой бизнес, и открыть свою живую и действующую архитектурную мастерскую. Я не гонюсь за признанием и славой, просто хочется делать качественный продукт, который будет делать людей счастливыми, а мне будет за него не стыдно.
У каждого архитектора свой путь, возможностей очень много, всё зависит от того, каковы твои амбиции, желание пробиться к вершинам, желание работать и всю жизнь учиться. Потому что это одна из тех профессий, где ты всегда должен быть «в теме», постоянно изучать новое, при этом не теряя своей индивидуальности.
Профессия архитектор появилась много тысячелетий назад. Ее потребность была обусловлена появлением первых городов. При этом нужно было учитывать особенности ландшафта. Дома должны быть практичными, эстетически красивыми и одновременно выполнять множество функций.
Александр Македонский перед основанием города Фароса пригласил к себе архитекторов и первые чертежи они выполнили с ячменного зерна, обозначив на земле основные моменты зданий.
Сегодня архитектор использует для создания чертежа компьютерную графику, но главным остается особенный склад ума, необходимый для этой профессии.
Архитекторами называют специалистов, работающих в сфере строительства и проектирования различных зданий, памятников, территории и пр. Более того, эта профессия, несомненно, является одной из наиболее творческих. Деятельность архитектора подразумевает собой также предварительное создание, расчет и воплощение художественного образа на бумаге. Существует несколько разновидностей этой классификации:
Профессия ландшафтный архитектор подразумевает работу с садово-парковым искусством. Подобный специалист должен создавать специальные проектные чертежи, на которые фиксируются все составляющие будущей композиции. В том числе, порода деревьев и состав травы.
В свою очередь, архитектор строитель или архитектор промышленного строительства занимается проектированием зданий, задействованных в области взаимодействия человека и производства. Он отвечает за правильное расположение предприятия для наиболее рациональной организации развития технологического прогресса.
Профессия архитектора-реставратора подразумевает работу с реконструкцией памятников и возвращением им былого величия. С его помощью можно вернуть любому зданию былую красоту или переделать его на современный лад.
Очень востребованными на сегодняшний день являются архитекторы-дизайнеры жилья. Для специалистов в этой сфере всегда найдется работа, как в большом мегаполисе, так и в маленьком городке. Они занимаются, помимо всего прочего, планировкой коттеджей, квартир или всевозможных офисов.
Должностные обязанности архитектора
В непосредственные обязанности архитектора входит не только создание концепции будущего здания, но и его внешнего вида.
разрабатывать макеты предприятий, ландшафтных панорам и строений, генеральные планы, проектные предложения;
разрабатывать необходимую рабочую документацию, выполнять все технические условия при проектировании того или иного объекта;
участвовать в проведении всевозможных исследований и поиске наиболее удобных решений;
контролировать соответствие расхода материалов с существующими нормами.
Где можно получить профессию архитектора? Множество вузов по стране обучают студентов по специальности "Архитектура".
Плюсы:
Минусы:
Ну и конечно, ознакомьтесь с жизнеописаниями таких людей как Ренцо Пьяно, Оскар Нимейер, Норман Фостер, РэмКолхас – их творения и опыт незаменимы для желающих освоить архитектору.
По мнению статистиков, одной из самых востребованных профессий в ближайшие 20 лет станет профессия архитектора.
В нашей стране низкая популярность профессии архитектора в прошлом объясняется утилитарным подходом к градостроительству и частным проектам. Целое поколение "хрущевок" и панельных близнецов обходилось минимальным участием профессионалов.
Времена изменились. Современный строительный рынок нуждается в свежих идеях, современном подходе, грамотном исполнении проектов зданий. Профессия архитектора - отличная перспектива для творческого человека.
Профессия архитектор подразумевает высокий уровень дохода. Так предложения по зарплате варьируются:
Кроме того, эта работа считается одной из самых престижных на сегодняшний день. У специалистов подобного направления имеется возможность творческой реализации, как на родине, так и за границей.
Создано: 02 Март 2017Для начала, необходимо убедиться, правильно ли вы понимаете, кто же такой архитектор и в его обязаности. Архитектор - специалист, который осуществляет архитектурное проектирование, в том числе разрабатывает объемно-планировочные и интерьерные решения. Архитектурное проектирование - это организация архитектурной среды, проектирование зданий и , включая разработку интерьерных и объемно-планировочных решений.
Чтобы стать студентом-архитектором, нужно обладать определенными личностными качествами.
Творческие способности. Конечно же, умение красиво рисовать, писать картины и штриховать карандашом - то, что должен уметь человек, поступающий на архитектурный факультет. Однако важно, чтобы это умение не лишь на перерисовывании чужих работ и копировании фотографий. Архитектор - он же творец. Он должен уметь видеть в обычных вещах необычное, перерабатывать их в голове и выплескивать на бумагу. Карандаш, краски, маркеры - это всего лишь инструменты. Человеку, который учился в художественной школе, будет и учиться, однако, как показывает практика, самоучки тоже имеют шансы добиться успехов, если будут стараться и прислушиваться к замечаниям преподавателей.
Развитое пространственное мышление. Очень важное качество. Пространственное мышление - это вид умственной деятельности, при котором создаются пространственные образы, помогающие в решении практических и теоретических задач. Студенту-архитектору придется изучить непростые дисциплины, такие как начертательная геометрия, статика, и инженерные конструкции. Возможность мыслить пространственно, абстрактно дается не всем, поэтому если у будущего студента нет такой способности, то перечисленные выше предметы стнут для него настоящим испытанием. К счастью, это качество (если оно хоть немного присутствует) можно развивать.
Ответственность, бдительность. Студенту-архитектору, а в будущем специалисту просто невозможно быть халатным и безответственным. Эта проессия требует внимательности, потому как любая ошибка может привести к разрушению постройки с последствиями, травмами и даже смертью людей.
Трудолюбие, усидчивость. Из лентяя просто не получится архитектор. Лентяй вылетит из ВУЗа после первой же сессии. Мало того, студент-архитектор должен быть готов к работе над проектами и другими заданиями днями и ночами. Если у представителей других специальностей такой распорядок актуален во время сессии, то следует отметить, что студенты-архитекторы трудятся в таком ритме весь учебный год.
Организаторские способности помогут студенту распределить всю нагрузку равномерно и избежать бессонных ночей и состояния "полузомби" во время сессии.
Оригинальность, находчивость, креативность отличают студента-архитектора от других специальностей. Архитектор должен уметь смотреть на многие вещи иначе нежели другие люди, должен уметь находить неординарные решения и справляться с поставленными задачами используя смекалку и оригинальность.
Чувство гармонии, вкуса и стиля необходимые качества творческой личности. Прокты и другие арт-работы просто будут неинтересными и скучными, а в худшем случае безвкусными и неэстетичными.
Наблюдательность. Важная черта, присущая любому творцу. Чтобы создать что-то новое, необходимо внимательно относиться к тому, что уже существует. Архитектор должен замечать все красивое вокруг, стараться это перерабатывать и использовать в своих идеях.
Хорошая память не помешает ни одному студенту, однако представителям архитектурного факульета это качество особенно необходимо. Архитектор должен быть подкованным человеком со всех сторон, у него должен быть широкий кругозор. Чтобы проектировать здания и сооружения разного назначения, архитектор должен разбираться во многих отраслях.
Коммуникабельность - черта, необходимая любому современному специалисту. Архитектор должен уметь работать как ссамостоятельно, так и в команде. Студенту-архитектору коммуникабельность нужна чтобы уметь общаться со своими одногруппниками, студентами старших курсов и преподавателями, специалисту-архитектору - чтобы уметь разговаривать с заказчиком, находить общий язык с коллегами.
Пунктуальность, тактичность - эти качества в принципе являются плюсами для любого человека, особенно для архитектора.
Профессия "архитектор" подходит тем, кто обладает перечисленными выше качествами и навыками. Профессия интересная, ответственная, требует внимания, усидчивости и усердия, но очень интересная и увлекательная. Многие студенты-архитекторы, несмотря на трудности учебы, очень рады, что выбрали именно эту профессию.
Архитектор - специалист по проектированию и сооружению зданий.
Это инженер, программист и художник в одном лице. Люди этой профессии мечтают возводить дворцы, а в реальной жизни проектируют магазины и жилые дома. Архитекторы разрабатывают интерьеры и работают над планировкой зданий.
Главная цель профессии – получить безопасное, оригинальное и уникальное архитектурное строение, в котором будет эффективно использоваться площадь.
Должность имеет несколько видов в соответствии с родом деятельности:
Архитектор – создает интересные задумки, разрабатывает проектную документацию и и выполняет строительные чертежи. Контролирует реализацию проекта на авторском уровне.
Профессия архитектор очень древняя и берет свое начало с возведения храмов, дворцов и крепостей. Первым известным архитектором считают Имхотепа, который осуществлял руководство над строительством египетской пирамиды Джосера.
Архитектура начинает стремительно развиваться в эпоху Возрождения, которая пришлась на 15 -16 века. Это важный период для Италии, который сопровождается развитием образования искусства, формированием новых стилей зодчества.
На сегодняшний день должность архитектора очень востребована. Современный архитектор уже не руководит строительством объекта, а только разрабатывает его проект.
Вторая мировая война принесла с собой разруху. Для восстановления памятников зодчества и зданий предприятий в 1946 году был создан международный союз архитекторов.
С 1996 года Всемирный День архитектора отмечают в первый понедельник октября.
Работу архитектора трудно назвать легкой.
Архитекторы зачастую жалуются на бессонные ночи, на недобросовестных заказчиков, на халатность строителей и не актуальные нормы. Однако, мало кто решается поменять профессию: призвание архитектора остается за человеком на все жизнь.
Работая архитектором можно курсировать между различными сферами деятельности: трудится на благо больших и маленьких фирм, пробовать себя в жилых, офисных технологиях или заниматься проектированием интерьеров.
При устройстве на должность архитектора к соискателю предъявляют следующее:
Специалист должен заниматься:
Кроме этого в обязанности архитектора может входить:
- создание 3D-визуализации объектов строительства;
- работа над дизайн – проектами;
- согласование проектной документации.
Профессия архитектора требует от его обладателя серьезного отношения к своей работе. На плечах этого человека лежит огромная ответственность за качественное строительство и последующую эксплуатацию объекта.
Правонарушения и материальные убытки, нанесённые в ходе служебных обязанностей, караются законом.
Хороший архитектор не ждет пока ему все предоставят на блюдечке. Он может затребовать у руководства необходимую ему документацию, а также вносить свои предложения и разработки в проектные решения.
Самое трудное в работе архитектора – постоянная нагрузка. Приходится трудиться сверх нормы в рабочие дни, да еще и нужно выходить в выходные. Иногда требуется сидеть над проектом всю ночь напролет, а утром снова идти на работу. Постоянная нехватка времени: над чем бы Вы ни работали, часов нужно вдвое больше, чем отведено для выполнения задачи.
Для архитектора важно вдохновение, но истинные таланты должны уметь создавать шедевры, не имея душевного настроя.
Багаж знаний у архитектора должен быть внушительным.
Необходимо:
Приветствуются знания:
- английского языка на разговорном уровне;
- нюансов разработки проектов зданий под магазины;
- особенностей современных строительных материалов.
Кроме того, ценится:
Для профессионального архитектора важно:
- любить заниматься черчением;
- иметь развитое цветовое восприятия;
- умение мыслить абстрактно;
- обладать хорошим глазомером;
- уметь сосредоточиться;
- быть стрессоустойчивым;
- создавать образы согласно словесному описанию и наоборот;
- быть обладателем интуитивного мышления.
Именитыми специалистами становятся не за один день. Многие начинают с простого строителя или инженера. Потом Вам могут доверить проектирование деревянных домов и бань.
Хорошо, если Вы немного поработать помощником архитектора или стать членом их команды. Получить должность старшего архитектора, если вы хорошо себя зарекомендуете с профессиональной точки зрения, можно примерно через 5 – 7 лет.
Структура, представляющая основные подсистемы профессиональной деятельности архитектора, должна быть дополнена структурой его профессионального развития. Для ее выявления необходим всесторонний учет совокупности факторов, влияющих на становление и развитие архитектора. Комплекс таких внешних и внутренних факторов состоит из четырех основных групп - социально-экономические, социально-психологические, учебно-образовательные и проектно-производственные факторы, и ряда дополнительных - национальные, региональные факторы, социальный статус, престиж профессии и т. д.
Присвоение профессиональной деятельности под воздействием формирующих факторов осуществляется в двух направлениях: развития и формирования профессиональной индивидуальности («субъ- ективация»), т. е. «материализации» в субъекте комплекса специальных знаний, умений и навыков, и развития и формирования личности («профессиональная социализация»), т. е. приобщения будущего архитектора к социокультурному опыту профессии и общества в целом, выработки в нем комплекса качеств, способствующих развитию профессионального самосознания, общественной и творческой активности. Единство «социализации» и «субъективации» означает гармоническое соединение личностного и индивидуального развития архитектора, так как для архитектора как для индивида характерно утверждение себя как специалиста-профессионала, а для архитектора- личности характерна готовность к преодолению профессиональных стереотипов, к саморазвитию и развитию профессии.
Возможность для индивида стать личностью и несоответствие развития личностной и индивидуальной сторон профессиональной деятельности связаны с тем, что это развитие происходит в различных структурах: профессиональная специализация (индивидуальное, точнее, «индивидное» развитие) в настоящее время осуществляется преимущественно в формализованных структурах профессии, архитектор же как личность формируется в неформализованных структурах социокультурной и общественной деятельности.
Выделяя таким образом в процессе развития архитектора «формальную» и «неформальную» структуры, рассмотрим, как они отражаются в этапах процесса развития. На этапе формирования-становления происходят последовательное приобщение субъекта к профессиональному и социокультурному опыту, включение в соответствующие коммуникационные системы в результате специально-организованного обучения. На этапе развития-совершенствования на основе усвоенного ранее профессионального опыта происходят дальнейшая профессионализация и формирование творческой индивидуальности, а также утверждение себя как социально и профессионально значимой личности. При этом этап формирования-становления в большей мере отражает пространственно-временное формирование архитектора (уровни развития), а этап развития-совершенствования - качественные состояния архитектора (его социальные и профессиональные типы).
В целостном процессе формирования названных выше профессиональных характеристик могут быть выделены допрофессионалъный и профессиональный периоды. Рассматривая допрофессиональный период, связанный с некоторыми формами довузовской подготовки (школы, студии и т. д.), необходимо выделить его высший уровень - категоризацию, означающую психологический переход от самых общих недифференцированных (и зачастую неверных) представлений о будущей профессии к профессиональной направленности на освоение структуры профессиональной деятельности.
Период профессионализации, связанный с вузовской формой подготовки, - это период экстенсивного целенаправленного развития, освоения деятельности. Нами выделяются три основных уровня профессионализации: предметный, теоретический и практический, на каждом из которых формируется и закономерно трансформируется определенный набор профессиональных характеристик, необходимых для решения специфического для каждого уровня круга профессиональных задач.
Рассматривая процесс освоения деятельности как процесс интерио- ризации ее внешней предметной формы и экстериоризации внутренних потенций сложившихся возможностей, отметим, что на начальных этапах обучения внешняя предметная деятельность не столько средство объективации содержания мыслительной деятельности индивида, сколько исходный пункт формирования системы профессиональных характеристик. В этом заключается базовая роль «предметного» уровня профессионализации.
Усвоение характеристик предметной деятельности (ее визуальноизобразительных и логико-семантических средств) создает основу для формирования комплекса характеристик идеальных действий, в связи с чем можно говорить о формировании основ архитектурного мышления.
В это время происходит начальное приобщение индивида к социокультурному контексту профессии - формируется комплекс ценностных ориентиров, мотивов, потребностей. Элементарные профессиональные характеристики формируются в виде системы начальных представлений и понятий, причем их реализация на этом этапе возможна лишь в формах, воспроизводящих профессионально значимые аналоги и образцы.
Следующий уровень профессионализации - «теоретический» отражает результаты интериоризации - формирования внутреннего плана действия в формах и методах профессионального мышления и деятельности. Это формирование как процесс и результат освоения содержания профессиональной деятельности осуществляется, как правило, в «искусственных» условиях целенаправленного обучения, отражающего наиболее характерные проектные ситуации, благодаря чему складывается основной каркас профессиональных характеристик, вырабатывается профессионально-определенный тип мышления и нормативно-заданные методы деятельности. Предел этого уровня развития - потенциальная способность к выполнению профессиональной деятельности.
Основы социокультурной деятельности, осваиваемые на данном уровне развития особенно в современных условиях, связаны с ориентацией будущего архитектора на научно-исследовательскую деятельность, однако фактически в сложившихся условиях эта сторона деятельности не выходит за рамки репродуктивной.
Следующий уровень профессионализации - «практический» характеризуется как наиболее значимый в творческой биографии архитектора, так как здесь формируются потенциальные возможности для перехода к качественно иному этапу овладения деятельностью профессионального совершенствования. В этот период происходит формирование ядра зрелой личности специалиста, образуемого складывающейся иерархией ценностей. Эти характеристики в дальнейшем становятся первичными, активизируя, в свою очередь, развитие профессиональных качеств и способностей.
В зависимости от более или менее выраженной установки на развитие в профессиональном плане, отражающей индивидуальные особенности специалиста, можно говорить либо о дальнейшем прогрессе, обеспечивающем переход на новый уровень развития, либо о стабилизации профессионального развития. Однако даже в этом случае сохраняется потенциальная возможность углубления и совершенствования имеющихся профессиональных качеств.
Со вторым этапом в ходе профессионального развития - совершенствованием - связана не столько еще более высокая степень развития профессиональных характеристик, сколько сформированность индивидуальной и личностной направленности творчества архитектора. Условно здесь можно выделить два уровня: индивидуализации и мастерства. Уровень индивидуализации на данном этапе характеризуется «свертыванием» полученных знаний и методов и соответственно укрупнением комплексов профессиональных характеристик, установлением между ними системных связей, что обеспечивает возможности выработки категориальных оснований индивидуального «почерка», стиля деятельности. Интенсивное творческое самоопределение стимулирует формирование способности к управлению собственными и производственными связями в многообразии профессиональных ситуаций, что создает основу для развития организационно-управленческих качеств деятельности.
На этом уровне начинают складываться определенные типы деятельности, которые характеризуются выраженной специализацией как общественных, так и производственных функций.
Важнейшая особенность того или иного типа архитектора - доминирование определенных качеств, связанных с инициативностью и установкой на профессиональное лидерство в избранной сфере деятельности. Профессиональные характеристики на этом уровне организуются в функциональные комплексы, обеспечивающие архитектору возможность оперировать более крупными блоками (единицами) профессионального мышления и являющиеся необходимым условием творческой деятельности. Общие для данного уровня развития личностные и профессиональные характеристики получают конкретную и специфическую реализацию в деятельности архитекторов разных типов.
Следующий уровень - уровень мастерства - определяет высшую степень профессионализма, когда архитектор в равной степени владеет искусством созидания, организации, управления и научного анализа, т. е. сочетает в себе все многообразие типов профессиональной индивидуализации, выделенных характеристик связано с ярко выраженной личностной направленностью и «персонификацией» творчества архитектора и соответственно - с его меньшей зависимостью, «отвязанностью» от внешних условий деятельности. На этом уровне формируется система внутренних принципов творчества, личностная профессиональная культура, выступающая категориальной основой подлинной творческой свободы. Известный советский архитектор И. В. Жолтовский в свое время подчеркивал, что свобода подлинного мастера «дается в результате долгой и упорной работы и... обусловливается не одними техническими навыками, но прежде всего богатством внутреннего содержания, глубокими знаниями, высоким культурным уровнем и зрелым мировоззрением» (154, т. 1, с. 34].
Естественно, что архитектурное проектирование как деятельность сложившаяся, так сказать, «ставшая» по своей структуре и механизмам регуляции качественно отличается от своего «прообраза» - учебного проектирования - ведущей, профилирующей дисциплины в подготовке профессионального архитектора. Но именно от психологически обоснованной организации учебного проектирования существенно зависит будущий творческий потенциал архитектора. Поэтому психолого-педагогическое исследование закономерностей трансформации учебного проектирования в профессиональное творчество архитектора, изучение психологических предпосылок и условий становления творческого метода архитектора, анализ основных средств проектной деятельности студента-архитектора представляются значимыми и актуальными не только для развития психологической теории профессионального обучения в высшей школе и психолого-педагогической науки в целом, но и для практического совершенствования архитектурного образования.