Ваш бизнес - От идеи до реализации

В жизни каждого из нас возникают трудные жизненные ситуации , и все мы по-своему реагируем на неприятности и по-разному ищем выход из сложной ситуации. Одни мирятся и приспосабливаясь «плывут по течению». Другие ищутвыход из трудной жизненной ситуациис помощью действий направленных на преодоление проблем и неприятностей. Кто-то замыкается в себе и вместо того, чтобы попытаться как-то преодолеть трудность предпочитает ее не замечать. А многие, проклиная судьбу лишь жалуются на сложную жизнь и фактически не решая никаких проблем, впадают в депрессию.

Обобщить поведение людей в трудных ситуациях и описать пути преодоления трудностей можно по стратегиям преобразования, которые используются в этих ситуациях: совладение (приспособление и преодоление), защита и переживание. Но прежде чем поговорить о них подробно, пару слов о понятии «трудная жизненная ситуация».

Так понятие «трудная жизненная ситуация» растолковывает один из ФЗ РФ - «Сложная жизненная ситуация - это ситуация, впрямую нарушающая жизнедеятельность человека, которую он не способен самостоятельно преодолеть ». В этом законе приводятся и несколько примеровтрудных жизненных ситуаций – болезнь, инвалидность, сиротство, безработица, необеспеченность и нищета, отсутствие определенного места жительства, жестокое обращение, конфликты, одиночество и т.д.

Российский психотерапевт, Федор Ефимович Василюк, изучающий аспекты трудных жизненных ситуаций, предлагает понимать их как ситуации невозможности, в которой человек сталкивается с трудностью реализации внутренних потребностей своей жизни (стремлений, мотивов, ценностей и т.п.).

Сложная жизненная ситуация всегда характеризуется несовпадением между тем, что мы хотим (достичь, сделать и т.п.), и тем, что мы можем. Такое несоответствие желаний со способностями и возможностями препятствует достижению целей, а это влечет за собой возникновение негативных эмоций, которые и сигнализируют о возникновении трудной ситуации. Развивающийся человек, осваивая и познавая мир вокруг себя, но, не обладая достаточным жизненным опытом , неизбежно встретиться с чем-то для себя неожиданным, неизвестным и новым. Применение собственных способностей и возможностей в данной ситуации может оказаться недостаточным, потому может стать причиной разочарований. А любая сложная жизненная ситуация приводит к нарушению деятельности, ухудшению сложившихся отношений с окружающими нас людьми , порождает переживания и плохие эмоции, вызывает различные неудобства, что может иметь отрицательные последствия для развития личности. Поэтому человек должен знать как можно больше о возможных вариантах и путях .

Техники поведения, которые чаще всего люди используют в трудных ситуациях

Приемы защиты - группа неадаптивных (поведение, способствующие возникновению сильного психического дистресса) реакций на сложности: подавленность, молчаливое смирение, депрессия, а также избегание сложных жизненных ситуаций и подавление мыслей о причине и источнике возникшей трудности.

Преодоление - действия, нацеленные на достижение успеха, на изменение и преодоление трудностей. Они связаны с затратой энергии и с определенными усилиями; предполагают интенсивные раздумья направленные на решение сложной ситуации , высокий уровень психической саморегуляции , поиск необходимой информации и привлечение к решению проблемы других людей.

Настойчиво преобразуя любую трудную ситуацию, человек сильно меняется, но часто эти изменения являются неосознаваемыми и непреднамеренны. Однако порой ситуация требует осознанного изменения своих особенностей, лишь только в этом случае можно достигнуть благополучия и преодолеть трудность . В этом случае изменение личных свойств и отношений к сложной ситуации становится основной стратегией или важным составляющим элементом другой стратегии.

ПРИЕМЫ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

  • Приспособление к базовым моментам ситуации (общественным установкам, социальным нормам, правилам деловых отношений и т.п.). Освоив эту технику, человек свободно входит в мир морали и права, труда, культуры, семейных отношений. В нормальных социальных условиях данная техника предопределяет успешность. Например, она помогает свыкнутся с новыми условиями работы (в данном случае человек успешно проходит испытательный срок) или в случае переезда на новое место жительства. Однако если человек попал в трудную жизненную ситуацию , в ситуацию потрясений, когда что-то резко поменялось, где новые правила еще не сложились, а старые уже не действуют – эта техника не поможет.
  • Приспособление к особенностям и нуждам других людей будет иметь огромное значение в ситуации социальных потрясений. Изучение этой техники показали, что чаще всего ее используют в кризисные этапы развития общества. Рядом с ней еще один прием приспособления - забота о поддержании имеющихся установлении новых социальных контактов.
  • Выбрать себе роль и вести себя в соответствии с нею . Данную технику люди используют в таких ситуациях, когда источником переживаний и трудностей являются их личностные качества и свойства собственного характера (например, неуверенность в собственных силах или застенчивость ), не позволяющие им свободно адаптироваться к новым условиям жизни, попросить о помощи и т.д. Этот прием заключается в сознательном применениимеханизма идентификации. Человек выбирает для подражания определенную модель поведения, это может быть герой кинофильма или персонаж книги, олицетворяющий уверенность, ну или приятель, обладающий этим недостающим качеством. В сложной жизненной ситуации он примеряет на себя роль этого персонажа: начинает по-другому себя вести, у него меняется походка, манера говорить, его речь становится убедительной , он даже начинает по-другому себя ощущать. Так как себя с выбранной ролью он отождествляет не полностью, а только «играет ее», то все свои провалы и неловкость относит к выбранному персонажу, а не к себе. Это помогает избежать смущения, быть более свободным от мнения окружающих и не снижать при промахах самооценку . При правильном выборе роли, она помогает справится с трудной ситуацией возникающей в общения, а также вызывает ощутимые подвижки не только в поведении, но и в собственных жизненных ценностях и установках.
  • Часто применяемой формой приспособления выступает отожествление себя с более удачливыми людьми или отождествление с серьезными и влиятельными объединениями и организациями . Перенесшие разочарования и неудачи люди, которые мнят себя неудачником, порой прибегают к такому приему. Идентифицируясь с успешным субъектом, они как бы прибавляют себе особые способности, а становясь сотрудником влиятельной и авторитетной организации, не только получают возможность почувствовать свою принадлежность к ней и говорить о «наших успехах», но и реально начинают чувствовать себя сильными и действуют более успешно и уверенно.
  • Техника выявления границ собственных возможностей , как правило, используется при внезапном изменении жизненных обстоятельств. Наиболее яркий пример – человек стал инвалидом. Попав в такую трудную жизненную ситуацию, люди вынуждены резко менять свой устоявшийся образ жизни. Поначалу они узнают о своих возможностях. Как человек, идущий по болоту прощупывает почву, они анализируют меру оставшихся способностей и пытаются восполнить потерянное. Стоит отметить, что к подомным тактикам прибегают и те, кто очутился в неизвестных или усложнившихся условиях.
  • Предугадывание и предвосхищение событий . Этим приемом пользуются люди, уже имевшие печальный опыт неудач или ожидающие неминуемого наступления приближающейся сложной жизненной ситуации (к примеру, сокращение по службе, предстоящая операция или смерть больного родственника). Предвосхищающая печаль или заранее составленное представление имеют адаптивное значение и позволяют человеку морально подготовиться к возможным трудным испытаниям и составить план предотвращения несчастливых обстоятельств. Как и любой другой прием совладания с трудной ситуацией, предвосхищающее совладание, в зависимости от той или иной ситуации, может быть как полезным, так и вредным.

(+) Пример продуктивного применения предвосхищающего совладания – часто применяемый в некоторых зарубежных больницах опыт подготовки юных пациентов к намеченной операции. Медперсонал под руководством квалифицированного психолога устраивают особые ролевые игры, в ходе которых проигрывается ситуация операции. Подобная психологическая подготовка снижает страх детей перед операцией и существенно ускорить их выздоровление.

(-) Явным примером однозначно непродуктивного предвосхищающего совладания является, так называемый «симптом святого Лазаря», психологи выявили его при работе с некоторыми родственниками ВИЧ-инфицированных. Он заключается в таком отношении к больному, словно тот уже мертв и оплакан (порой доходит до того, что члены семьи избегают всякое общение с заболевшим, не скрывая собирают деньги на поминки и готовятся к его похоронам).

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ САМОСОХРАНЕНИЯ В СЛОЖНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ

Это приемы борьбы с эмоциональными сбоями, которые, по мнению субъекта, наступают в связи с непреодолимыми трудными ситуациями.

  • Таковым является бегство от сложной ситуации . Происходит оно не только в физической, но и в чисто психологической форме - путем подавления мыслей о ситуации и внутреннего отчуждения от нее (это может быть отказ от повышений по службе , от других заманчивых предложений). Для людей, переживших большое количество различных неудач и разочарований, такое избегание сомнительных связей и ситуаций нередко становится, личностной особенностью. Для них это «последняя линия защиты».
  • Отрицание и непринятие , травмирующего, ошеломляющего и трагического события – еще один распространенный прием самосохранения. Попадая в трудную жизненную ситуацию и сталкиваясь с трагедией, непринятием и отрицанием ее, человек выстраивает психологический заслон на пути проникновения в свой внутренний мир этого травмирующего и разрушительного события. Он постепенно, переваривает его малыми дозами.

Техники преодоления сложностей с помощью приспособления и преобразования могут быть для человека как второстепенными, так и основными, как ситуационно-специфическими, так и характерными. Ситуационно-специфическими являются: «сопротивление», «корректировка своих ожиданий», « «надежда», «использование шанса», «самоутверждение», «идентификация с судьбами и целями других людей», «полагание на других людей», «отсрочка удовлетворения своих нужд», «проявление агрессии в форме действия или необоснованной критики » и др.

ПРИЕМЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СЛУЧАЯХ НЕУДАЧ

Здесь будут приведены приемы, которые люди используют в случае, когда для преодоления трудных жизненных ситуаций уже не осталось возможности их решить. То есть человек попавший в неприятную ситуацию предпринял все усилия для того, чтобы ее как то решить, но проблема осталась нерешенной и у него нет другого выбора, как просто признать, что он потерпел неудачу. Это поражение он переживает как крушение личности, ведь он поставил перед собой трудную задачу, приложил столько сил, надеялся, да еще и видел ее решение как часть будущей жизни. Если человек не переживал серьезных неудач и провалов до этого времени, он чрезмерно уязвим. В подобной ситуации человек пытается любым образом сохранить или восстановить хорошее к себе отношение, чувство собственного благополучия и достоинства.

Наиболее часто в таких случаях люди пытаются обесценить неудачу, задействовав механизмы психологической защиты, которые помогают снизить груз эмоциональных переживаний и не требуют от них болезненного пересмотра отношения к себе. Среди таких приемов можно выделить:

  • Обесценивание объекта . Не сумев найти выход из сложной ситуации , в данном случае не сумев достичь важной цели (выйти замуж, поступить в институт, защитить диссертацию и т.д.), человек понижает ее значимость. Таким образом, он обесценивает свою неудачу («А надо ли мне это ?», «Это не самое главное в жизни ») и вписывает трудную ситуацию в свою биографию как незначительный эпизод.
  • Корректировка своих надежд и чаяний . Так как неудача для большинства людей неприятное и тяжело переживаемое событие, лишающее человека того что ему надо, он может прибегнуть к коррекции надежд и ожиданий. Часто это приводит к минимизации потребностей. Безусловно, такой способ спасает от неудач, сглаживает неприятные ощущения и переживания, но он обедняет будущее и ни как не повышает уважение себя как личности.
  • Акцептация - принятие ситуации, такой, как она есть в действительности. В психологии этот прием иногда называют «терпением» или еще чаще используют словосочетание «отпустить ситуацию» (т.е. прекратить не приносящие результата действия по изменению сложной ситуации). Это не молчаливый ответ на тяжелые жизненные обстоятельства, а осознанное решение, принимаемое после анализа жизненной ситуации и сравнения собственного тяжелого положения с еще худшим положением других людей. Эта техника может быть применима в ситуации инвалидности или тяжелого заболевания.
  • Положительное толкование своей ситуации . Эта техника похожа на предыдущую. Она заключается в использовании вариантов сравнения: люди сравнивают себя с кем-то, кто находится в еще более шатком положении («сравнение идет вниз»), или вспоминает о своих заслугах и успехах в иных областях: «Да, это у меня не получилось, но зато…» («сравнение идет вверх»). Помните, у одной из героинь популярного фильма Э. Рязанова «Служебный роман», были такие защитные фразы: «Я живу за городом, но зато рядом с электричкой », «У моего мужа была язва желудка, но зато операцию делал сам Вишневский » и т.п.

В жизни каждого из нас бываюттрудные жизненные ситуации . Даже в самые безмятежные времена мы сталкиваемся с трудностями. Для одного это поиск работы или смена места жительства, для другого – собственная болезнь или болезнь близкого человека, развод или уход из жизни близких и родных людей. Так было и будет всегда. Трудные жизненные ситуации возникают в жизни детей и взрослых, целых семей и народов.

В данной статье приведены приемы и техники в большой степени касающиеся приспособления к обстоятельствам, которые уже невозможно изменить. Есть мнения, что подобные приемы свидетельствует о пассивной стратегии и о неспособности совладать со своей жизнью. Но в действительности все не так однозначно, ведь иногда временное приспособление выступает как мудрая стратегия переживания трудной жизненной ситуации, учитывающая жизненные перспективы с их реальными особенностями.

Самый простой пример - испытательный срок при приеме на работу диктует человеку правила игры, к которым он должен приспособиться, чтобы получить работу в хорошем месте и быть принятым в новом трудовом коллективе. Он знает, когда лучше промолчать , отказывается от самоутверждения и определенных форм поведения в пользу своего будущего.

Однако каждый вправе самостоятельно выбирать те приемы и стратегии из своего репертуара, которые помогут выйти из трудной жизненной ситуации. Далеко не всегда и не все мы в силах изменить. Самое большое, что мы можем сделать, это трезво взглянуть на ситуацию, направить максимум усилий на изменение того, что поддается улучшению, и найти способы сосуществовать с тем, что поменять нельзя.

Некоторые действительно верят, что инвалидность накладывает на своих обладателей определенные ограничения. Но так ли это на самом деле? В этом посте расскажет о тех, кто не сдался, преодолел трудности и победил!

Хелен Адамс Келлер

Она стала первой женщиной, лишившейся слуха и зрения, кому удалось получить степень в колледже.

Стиви Уандер

Один из самых известных певцов и музыкантов нашего времени - Стиви Уандер страдал слепотой с самого рождения.

Ленин Морено

Вице-президент Эквадора с 2007 по 2013 года Ленин Морено передвигался в инвалидной коляске, так как после покушения у него были парализованы обе ноги.

Марли Мэтлин

Сыграв роль в фильме "Дети меньшего бога", Марли стала первой и единственной глухой актрисой, получившей "Оскар" за лучшую женскую роль.

Ральф Браун

Ральф, родившись с атрофией мышц, стал основателем Корпорации Braun, ведущего производителя автомобилей, оборудованных для людей с инвалидностью. Именно эта компания в результате свой работы создала минивэн, полностью приспособленный для людей с инвалидностью.

Фрида Кало

Одна из наиболее знаменитых мексиканских художниц XX-ого века, Фрида попала в аварию, когда была еще подростком, и сильно повредила спину. До конца восстановиться ей так и не удалось. Также, будучи ребенком, она заболела полиомиелитом, в результате чего её нога была деформирована. Несмотря на все это, ей удалось добиться потрясающих успехов в изобразительном искусстве: одними из её наиболее известных работы стали автопортреты в инвалидном кресле.

Судха Чандран

Знаменитая индийская танцовщица и актриса, Судха лишись ноги, которая была ампутирована в 1981 году в результате автомобильной аварии.

Джон Хокенберри

Став журналистов для канала NBC в 90-ых годах XX века, Джон был одним из первых журналистов, появившихся на телевидении в инвалидном кресле. В возрасте 19 лет он повредил позвоночник в автомобильной аварии и с тех пор был вынужден передвигаться только в инвалидной коляске.

Стивен Уильям Хокинг

Несмотря на диагноз - боковой амиотрофический склероз, поставленный ему в 21 год, Стивен Хоккинг сегодня является одним из ведущих ученых-физиков в мире.

Бетани Хэмилтон

Бетани потеряла руку в результате нападения акулы на Гавайях в возрасте 13 лет. Но это её не остановило, и она вновь стала на доску уже через 3 недели. История Бетани Хэмилтон легла в основу фильма "Серфер души".

Марла Ранян

Марла - американская бегунья, первый атлет, страдающий слепотой, официально принимавший участие в Олимпийских играх.

Людвиг ван Бетховен

Несмотря на то, что с 26 лет Бетховен стал постепенно лишаться слуха, он продолжил писать удивительную красивую музыку. А большинство его самых известных произведений были созданы, когда он был уже полностью глухим.

Кристофер Рив


Самый известный Супермен всех времен и народов, Кристофер Рив оказался полностью парализованным в 1995, будучи сброшенным с лошади. Несмотря на это, он продолжил свою карьеру - занимался режиссурой. В 2002 году Кристофер умер во время работы на мультфильмом "Победитель".

Джон Форбс Нэш

Джон Нэш, известный американский математик, лауреат Нобелевской премии по экономике, чья биография легла в основу кинокартины "Игры разума", страдал параноидной шизофренией.

Винсент Ван Гог

С полной уверенностью нельзя сказать, от какого именно заболевания страдал Ван Гог, но доподлинно известно, что в течении жизни он не раз попадал в психиатрические больницы.

Кристи Браун

Ирландский художник и писатель, Кристи был диагностирован церебральный паралич - он мог писать, печатать и рисовать только одной ногой.

Жан-Доминик Боби

Известный французский журналист Жан-Доминик перенес инфаркт в 1995 году в возрасте 43 лет. После 20 дней в коме он очнулся и обнаружил, что может лишь моргать левым глазом. Доктора диагностировали ему синдром "запертого человека" - расстройство, при котором тело человека парализовано, а умственная деятельность полностью сохранена. Через 2 года он умер, но за то время, что он находился в коме, он сумел надиктовать целую книгу, моргая лишь левым глазом.

Альберт Эйнштейн

Альберт Эйнштейн по праву считается одним из величайших умов в истории человечества. Несмотря на то, что он имел серьезные проблемы с усвоением информации и даже не говорил до 3 лет.

Джон Мильтон

Английский писатель и поэт полностью ослеп в возрасте 43 лет, но это не остановило его, и он создал одну из самых известных своих работ - "Потерянный рай".

Горацио Нельсон

Британский офицер Королевского флота, лорд Нельсон известен как один из наиболее выдающихся военачальников своего времени. Несмотря на то, что он лишился обеих рук и глаза в одном из сражений, он продолжал одерживать победы до самой смерти в 1805 году.

Танни Грей-Томпсон

Рожденная с диагнозом "расщелина позвоночника", Танни завоевала мировую известность как успешный участник гонок в инвалидных колясках.

Франсиско Гойя

Знаменитый испанский художник лишился слуха в возрасте 46 лет, но продолжил заниматься своим любимым делом и создал произведения, во многом определившие изобразительное искусство XIX века.

Сара Бернар

Французская актриса лишилась обеих ног в результате ампутации, последовавшей за травмой колена, но не перестала выступать и работать в театре до самой смерти. Сегодня она считается одной из самых значительных актрис за всю историю французского театрального искусства.

Франклин Рузвельт

Президент Соединенных Штатов Америки, возглавивший страну во время Второй мировой войны, в раннем детстве перенес полиомиелит и в результате был вынужден передвигаться в инвалидном кресле. На публике, однако, его никогда в нем не видели, он всегда появлялся, поддерживаемый с двух сторон, так как не мог идти самомстоятельно.

Ник Вуичич

Родившись без рук и ног, Ник вырос в Австралии и, несмотря на все препятствия, научился таким вещам как катание на скейтборде или даже серфинг. Сегодня он путешествует по миру и выступает перед огромными аудиториями с мотивирующими проповедями.

На протяжении жизни каждый из нас может встретиться с препятствиями, которые необходимо преодолеть. Но как это сделать, чтобы не потерять человеческий облик? Классическая литература не обошла вниманием эту проблему. И такие писатели девятнадцатого века, как Лев Николаевич Толстой, Фёдор Михайлович Достоевский и многие другие, пытались каждый по-своему ответить на поставленный вопрос.

Так, Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» показывает нам бедного молодого человека Родиона Раскольникова, совершившего страшный грех. Он убивает старуху-процентщицу и по стечению обстоятельств её ни в чём не повинную сестру. Убийство происходит из-за того, что герой романа решает проверить на себе одну теорию, по которой все люди делятся на два разряда: одни - «право имеющие» послать на убийство или самому убить, а другие, низший сорт, - «твари дрожащие», которых большинство.

Раскольников ценит себя достаточно высоко и поэтому, причисляя себя к имеющим право, берёт в руки топор. Убить-то он убил зловредную, по его словам, и никому не нужную старуху. В этом проявляется и такая черта Раскольникова, как смелость. Но после преступления для Родиона наступает «чёрная» полоса жизни - наказание. Кто виноват в произошедшем? Как теперь жить с таким грузом? Наполеон, когда посылал своих воинов на смерть, разве задумывался о нравственности своего поступка? Такие мысли посещают Раскольникова в период душевных терзаний и жизненных трудностей. В эту сложную минуту он встречается с Соней Мармеладовой, которая сама переживает не лучшие времена. Она вынуждена пойти «по жёлтому билету» торговать своим телом, чтобы спасти от голода свою семью. Эта девушка не только сама не ожесточилась, но и помогла Раскольникову понять, что причину невзгод надо искать, в первую очередь, в себе. Для этого необходимо осознать, что ты не прав, пойти и покаяться в содеянном. Это и будет первым шагом к обретению себя, человека.

Ещё одним примером раскрытия проблемы преодоления жизненных трудностей и сохранения в себе человека может служить роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир». Показательной в этом отношении является семья Ростовых. Писатель рассказывает на протяжении всего повествования о том, что граф Ростов - хороший человек и семьянин, но плохой хозяин. Распоряжается его имуществом Митенька (как его ласково называют все Ростовы), управляющий имениями, - плут и мошенник. Богатство Ростовых тает на глазах. И Николай Ростов, призванный графиней из армии, тоже не в силах помочь. Несмотря на пошатнувшееся положение, Ростовы никому не отказывают от дома. У них продолжают жить все (гувернёры, няньки, учителя и другие), кто считал, что у Ростовых им жить будет лучше, чем где-нибудь.

В период тяжких испытаний войны 1812 года, после Бородинского сражения, мимо дома Ростовых потянулись раненые, которым требовались кров и помощь. Наташа, как истинная представительница своей семьи, не только не отказывает солдатам в помощи, но и настаивает перед родителями на том, чтобы отдать подводы раненым. А на этих подводах лежит, как говорила мать-графиня, «детское», то есть всё, что осталось из приданого для детей. Ростовы преодолеют свои трудности в дальнейшем, но никогда и нигде не потеряют человеческий облик.

Таким образом, литература даёт нам, читателям, примеры правильного поведения в трудных обстоятельствах жизни и показывает, что при любых обстоятельствах нельзя терять лицо и всегда нужно оставаться Человеком.

Введение

Человек как продукт природы и общества – явление сложное и многогранное. Он живет и действует, совершая определенные поступки. Его деятельность и общение с другими людьми объединяются единым понятием «поведение». В поведении, в действиях и поступках человека проявляются его основные социально – психологические качества.

Состояние и поведение человека всегда определяется его мыслями и чувствами, отражающими действительность, и волей, направляющей его поведение.

На поведение человека влияет ряд факторов.

Прежде всего, можно отметить восприятие им окружающего мира, то есть организация и интерпретация представлений о нем. В результате возникает: принятие, отторжение, игнорирование, уход от действительности, «поведение страуса» и пр. Как считают специалисты, чтобы понять индивидуальное поведение человека, нужно «вычесть» из него восприятие.

В поведении реализуется позиция человека, то есть постоянное и однозначное внутренне отношение к одним и тем же людям или одинаковым ситуациям, к тому, что нравится, или наоборот – не нравится.

Позиция служит защитой в момент опасности; в позиции личность выражает себя, а поэтому позицию всеми силами защищают и укрепляют.

В трудных ситуациях разные люди ведут себя по-разному. А трудные ситуации, так или иначе, всегда связаны в нашей жизни с конфликтом. Интересно понять, почему разные люди используют разные стили поведения.

Человек всегда обладает свободой в выборе форм поведения: принимать или не принимать существующие формы и нормы поведения, с другой – он может принимать или не принимать ценности общества.

Если мы в состоянии предвидеть дестабилизирующие события, то и подготовиться к ним гораздо легче.

Подготовка, в свою очередь, снижает риск кризиса и помогает избежать разрушительных последствий. Многие человеческие переживания предсказуемы.

Самый общий пример – мы все знаем, что за юностью последует взрослая жизнь, затем средний возраст и, наконец, старость.

Понятие трудной жизненной ситуации

Для того чтобы понять сущность поведения человека, необходимо выяснить содержание и структуру ситуаций, которые составляют жизнь и деятельность человека, опосредуют процессы его социализации, становления личности, формирования образа «Я» и т.д.

«Поведение человека – взаимодействие личности и среды в определенный момент времени при определенных обстоятельствах». Ситуация может быть определена с позиции двух подходов: первый подход заключается в понимании ситуации как внешних условий протекания жизнедеятельности человека; второй подход рассматривает ситуацию как результат активного взаимодействия личности и среды.

Ситуация, как объективная совокупность элементов среды, оказывает обуславливающее, стимулирующее и корректирующее воздействие на субъект, в свою очередь, подвергаясь активному воздействию субъекта.

Трудная ситуация всегда характеризуется несоответствием между тем, что человек хочет (сделать, достичь и т.п.), и тем, что он может, оказавшись в данных обстоятельствах и располагая имеющимися у него собственными возможностями.

Такое рассогласование препятствует достижению первоначально поставленной цели, что влечет за собой возникновение отрицательных эмоций, которые служат важным индикатором трудности той или иной ситуации для человека. Развивающийся человек, познавая и осваивая окружающий мир, но, еще не обладая достаточным опытом, непременно будет сталкиваться с чем-то новым, неизвестным, неожиданным для себя.

Это потребует от него испытания собственных возможностей и способностей, что далеко не всегда может оказаться успешным и потому может послужить причиной для разочарований. Любая трудная ситуация приводит к нарушению деятельности, сложившихся отношений, порождает отрицательные эмоции и переживания, вызывает дискомфорт, что при определенных условиях может иметь неблагоприятные последствия для развития личности.

Трудные жизненные ситуации, под влиянием которых складываются способы поведения и формируется отношение к затруднениям, имеют различный характер.

Существует несколько классификаций категории «трудные жизненные ситуации».

Некоторые исследователи предлагают классифицировать их по степени участия человека:

1. Трудные жизненные ситуации;

2. Трудные ситуации, связанные с выполнением какой-либо задачи;

Трудные ситуации, связанные с социальным воздействием.

Существуют и другого типа трудные ситуации, которые с большей вероятностью могут встретиться в жизни практически каждого человека, в том числе и ребенка.

Это так называемые «ситуации стресса обыденной жизни» – повседневные, зачастую и повторяющиеся события, способные вызвать затруднения и отрицательные переживания (например, посещение зубного врача, ссора с товарищем, ответ на экзамене, увольнение и др.). Их влияние на развитие личности не менее велико. Это можно объяснить тем, что все подобные ситуации нужно преодолевать, каждый раз необходимо находить то или иное решение.

Именно в таких обыденных ситуациях человек приобретает удачный или неудачный опыт преодоления препятствий, определяет собственное отношение к трудностям, пробует, «примеряет» разные способы действия, вырабатывает наиболее приемлемую для себя тактику поведения.

Трудные жизненные ситуации являются составной частью процессов социализации, во-первых, потому что они в целом обыденны, во-вторых, они не всегда травмируют личность, в-третьих, благоприятствуют развитию, когда происходят изменения конструктивного характера, способствующие достижению новых форм сбалансированности отношений с внешней средой.

Таким образом, трудные жизненные ситуации возникают или в случае неуравновешенности в системе отношений личности и ее окружения, или несоответствия между целями, стремлениями и возможностями их реализации и качествами личности.

Подобные ситуации предъявляют повышенные требования к способностям и возможностям человека, к его личностному потенциалу и стимулирует его активность.

Среди отечественных психологов, занимающихся изучением трудных жизненных ситуаций, наиболее известным является Ф.Е.

Василюк. Критическая ситуация, по его мнению, в самом общем плане должна быть определена как ситуация невозможности, т.е. такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и п р.).

В связи с этим, он вводит синонимичное понятие – «критическая ситуация».

Существуют четыре ключевых понятия, которыми в современной психологии описываются критические жизненные ситуации. Это понятия стресса, фрустрации, конфликта и стресса.

Человек в трудной ситуации

Поведение человека, его действия и поступки зависят от:

– биологических и психологических особенностей его организма;

– условий жизни и от различных воздействий на него, от того, как организованно взаимодействие человека с миром материальной и духовной культуры, а также с окружающими людьми.

Для правильного объяснения поведения людей необходимо:

– знать их психическую жизнь;

– понимать взаимодействие окружающей среды и сознания;

– уметь наблюдать внешние проявления психики человека;

– уметь правильно их истолковывать.

Ощущения, представления, мысли индивида создают у него субъективные образы и модели внешнего мира, которые, преобразуясь в мозгу, переходят в различные формы деятельности и поведения.

Человек, изучая функции мозга и свою психику, познает тем самым механизмы собственной деятельности, познает себя.

Психическая жизнь человека, его внутренний мир не могут быть поняты вне зависимости от его деятельности.

И наоборот, человек всегда выражает отношение к тому, что он познает или делает. Состояние психики человека (уверенность, бодрость, надежда или, наоборот, беспокойство, раздражение, заботы) оказывают сильное влияние на его поведение и на результаты его труда.

Различают два вида направленности человеческого поведения:

– реактивное;

– активное.

Реактивное поведение представляет собой в основном реакции на различные внутренние и внешние стимулы.

Активное поведение связано со способностями человека к сознательному выбору целей и форм поведения для достижения выбранных целей.

Для управления поведением человека нужны адекватные средства навигации: идеи, вера, методы и т.п.

Невозможно управлять поведением людей, не зная и не учитывая их психические особенности.

Жизнь человека представляет собой череду всевозможных ситуаций, многие из которых в силу их повторяемости и похожести становятся привычными.

В них человек действует во многом на уровне автоматизмов. В таких ситуациях расход психических и физических сил сведен к минимуму.

Иное дело трудные ситуации.

В силу своей трудности они требуют мобилизации психических и физических ресурсов.

Человек, находящийся в трудной ситуации, получает информацию о разных ее элементах: о внешних условиях; о своих внутренних состояниях; о результатах своих собственных действий. Обработка этой информации осуществляется посредством познавательных и эмоциональных процессов. Результаты обработки этой информации влияют на поведение личности в трудную минуту. Когда человек стремится удовлетворить какой-либо мотив, он нередко сталкивается с противодействием.

В результате различных внешних и внутренних противодействий возникает трудная ситуация. Если в стремления личности включено собственное «Я», то такая угроза воспринимается как личная.

Сигналы угрозы приводят к возрастанию активности, которая в результате расшифровки значения этой информации для субъекта приобретает форму отрицательных эмоций различной модальности и силы. Роль эмоций в психологическом механизме поведения в трудных ситуациях может быть троякой.

Эмоции выступают как индикатор трудности, оценка значимости ситуации для личности, фактор, приводящий к изменению поведения в ситуации. Эмоциональные переживания представляют собой важнейший компонент адаптивного поведения человека в трудную минуту. Трудная ситуация порождается преимущественно объективными обстоятельствами. Однако трудность ситуации в значительной степени определяется также субъективной составляющей:

Аргументы из книги Ольга Громова Сахарная диета

первый Проблема образования.

Родители молодого Nudolskoy Стелла из книги Ольги Громовой «Sugar Baby» работали и были очень занятые люди, но у них всегда было время, чтобы организовать для ребенка умственная игра, выучить язык девушки, рисование и пение.

Уже при жизни она помнила важные правила «хорошего человека», который не боится неприятностей, «запускает все узлы» и знает, как его носить. Вся эта Стелла стала действительно сильной, смелой и свободной.

второй Проблема роли литературы в жизни человека.

Главный герой книги Ольга Громова «Ребенок сахара» Стелла вспоминает, что они были важной частью жизни их семейных книг.

У них была хорошая библиотека и громкая громкая традиция. Детские идеи развили, что книга — друг, консультант и поддержка во всех ситуациях. Позже, в изгнании, в деревне Киргиз, эти чтения будут продолжаться для людей, которые слились с общей катастрофой. Они послушают песни и стихи А.С. Пушкин и киргизский эпос «Манас». Таким образом, литература объединит людей разных национальностей и эпох с различным жизненным опытом, образованием.

Проблема преодоления трудностей жизни, настойчивости и терпения.

Главный герой книги Ольги Гром «Сахарная дитя» Стелла Нудольская вместе со своей матерью подвергается репрессиям: они были отправлены в изгнание в качестве членов семьи врага людей.

У женщины, которая испытала костный туберкулез, трудно справиться с более серьезной физической работой, напугала судьбу своей дочери, но она никогда не жаловалась на боль или усталость. Сила, мужество и настойчивость матери помогли ей, и Стелла выжила в нечеловеческих условиях и в то же время оставалась гордой, в помещении без людей.

четвёртая

Проблема благотворительности.

Главный герой книги Ольги Громовой «Сахарный ребенок» Стелла напоминает Южакову, рискуя своей свободой, бескорыстно помог выжить в изгнании, только потому, что видел, как трудно женщине и ее дочери бороться с нищетой и болезнями. Южаков позаботился о Стелле и ее матери: они вылечили, накормили, помогли с этим движением, принесли еду.

Это пример сострадания.

пятые Роль родительской любви.

Вспомним биографию Стеллы Нудольской из книги Ольги Громовой Сахарной Ребенка. Женщина, которая страдает многими неприятностями, виной и жестокостью в своей жизни, с благодарностью вспоминала родителей, которые любили ее с любовью, всегда поддерживая его. В детстве их дочери всегда уделяли много времени: они играли с ней, читали ее книги, учили ее языкам. С детства Стелла узнала много истин, которые помогли поднять личность, главный из них: «Рабство — это состояние ума.

Свободный человек не может стать рабом. «

шестые Проблема тяжелой работы.

Примером живого человека может служить Савелий Южаков из книги Ольги Громовой «Сахарный дитя».

Этот человек посвящен тяжелой фермерской работе и детским детям всю свою жизнь, связанную с работой: Ребята на стороне своего отца, посеяны, обедают, девочки в конце концов за помощью в доме матери. Кроме того, у Савелье отличная резная древесина, обувь, а его жена и дочь вращаются, шить. Усилия всей семьи были погашены: хозяйство Южакова было сильным, несмотря на трудности, коллективизацию и сложный климат.

Проблема поиска жизни.

Вспомним книги Ольги Гром «Сахарный дитя», в которой рассказывается история судьбы угнетенной семьи.

Стелла, главный герой работы, часто думает о смысле жизни, каковы руководящие принципы, которые следует учитывать в образе жизни. Стелла, несмотря на все трудности, свободный человек, Стелла считает главной целью жизни быть умножение добра. Многие из переданных бедствий не отрицают жизненного положения пожилых людей и участвуют в сборе гуманитарной помощи людям, пострадавшим от землетрясения.

Аргументы для составления единого государственного экзамена — большая коллекция

Проблема борьбы за правду, справедливость

Мы возвращаемся к книге Ольги Громовой Сахарной Ребенка, в основе которой лежит судьба репрессированной девушки Стеллы Нудольской.

Девочке даже угрожают исключение пионеров, которых, по ее мнению, стыдно, она не хочет рисовать чернилами в книжках портретов Блюхера и Тухачевского, поскольку она считает его достойным людей, которые внесли свой вклад в историю нашей страны.

Это достойный акт, который показывает силу героини.

девятую Проблема патриотизма

Вспомним книги Ольги Громовой «Сахарный дитя».

Стелла Нудольская, главный герой этой работы, несмотря на разочарования, судьбы, подавленные в детстве, и провозглашенный член издательства на родине человеческой семьи, остается верной родине. Она даже не думала об эмиграции, потому что она знает, что государство — не только глава правительства, но и люди, чтобы покинуть свою родину в трудные времена для родины, мы не можем служить другим и делать добро.

Проблема ответственности за моральный выбор.

Ольга Громова в книге «Ребенок сахара» отражает, как сделать моральный выбор, не потерять самооценку и не потерять человеческое достоинство.

Стелла Нудольская, главный герой произведения, говорит маме о том, почему враги народа и кулачества провозглашают честных и достойных людей, которые служили людям. В конце разговора девушка понимает, что при оценке людей они должны «слушать сердце» и думать сами за себя, а не слепо верить громким словам, лозунгам, обвинениям и гимнам. Стелла приходит к выводу, что каждый должен выбирать, какую сторону он принимает, и отвечает за его решение.

Проблема дружбы

Включим книгу Ольгу Громову «Сахарный ребёнок», в основе рассказа о судьбе Стеллы Нудольской. Будучи угнетенным и противостоящим своей матери в далеком Кыргызстане, главный герой работы понимает ценность дружбы. Когда девушка отказывается передать портреты Блюхера и Тухачевского в учебник, она исключена из пионеров, и они не оставляют своих друзей в беде.

Сапкос и Фрида поддерживают Стелло и остаются настоящими друзьями, несмотря на то, что они могут обвинить их в общении с ней.

Аргументы из рассказа Борис Львович Васильев «Мои лошади летят …»

Трудные ситуации … Как часто вы сталкиваетесь с ними в своей жизни? Вы заметили, что некоторые в трудных ситуациях знают о завидных константах, а другие, похоже, столкнулись с такими ситуациями? Почему это происходит, и вы можете строить свою жизнь таким образом, что в ней есть какие-то трудные ситуации?

Попробуем разобраться в этих вопросах и найти ответ на них.

Скорее всего, вы не найдете такого человека, который не был бы, по крайней мере, в сложной ситуации в своей жизни.

Мы должны признать, что без таких обстоятельств наша жизнь просто невозможно представить.

По мнению психологов, совершенно нерушимых ситуаций не бывает. Каждая проблема может быть решена — что-то проще, еще сложнее.

Тем временем многие люди иногда буквально сложны в своих проблемах и не хотят найти выход из ситуации.

Не полагайтесь на переломы нервов.

И вот ваша первая рекомендация: узнайте, что нет абсолютно безнадежного состояния вещей. Наличие проблемы зависит прежде всего от вашего отношения к ситуации и желания побеждать. Если вы сначала считаете, что проблема выше ваших сильных сторон и что у вас недостаточно ресурсов для ее решения, это будет на практике.

Помните библейские утверждения: все они будут вознаграждены в соответствии с их собственной верой.

Поэтому гораздо разумнее адаптироваться к оптимистичным результатам.

Неполный оптимизм обычно позволяет вам просто решать проблемы и проблемы.

Возьмите безусловное правило, чтобы сосредоточиться на мыслях, которые преобладают в вашей голове. То, что мы имеем в наших мозгах, которые мы получаем в нашей жизни. Это знакомая метафора со стаканом воды. Кто-то видит это наполовину пустым, а другие считают, что половина полна.

Восточная наука тонкой субстанции постоянно заявляет, что у них есть способность материализоваться. И умные люди обычно исключают слово «проблема» из своего словаря и вместо этого заменяют слово «беспокойство».

Небольшое изменение в концепциях, но эта проблема будет проще. Так что не ведите себя, если вы чувствуете, что что-то кажется вам сопоставимым. Лучше не сосредотачиваться на самой проблеме, а скорее рассмотреть возможные варианты ее решения или вероятный положительный результат событий.

Приходите к жизни как игра.

Определите свою роль в этой игре и задайте свои правила. Есть ли разница, вы играете с правилами кого-то еще и некоммерческой роли или играете свою роль в соответствии с вашими правилами?

Конечно, он существует!

Это большая проблема для большинства людей не выбирать свою роль в этой жизни. Они играют роли, назначенные им начальством, родственниками и ситуациями.

Если бы вы точно знали, какова ваша роль и какие правила он определил, вся ваша жизнь будет совершенно иной. И в трудных условиях они были бы гораздо менее вероятными. Более конкретно, трудные ситуации для вас не кажутся такими.

Вместо этого они будут интересны, что позволит вам продемонстрировать свою волю, изобретательность, креативность.

Итак, вы хотите научиться решать любые проблемы и легко выйти из сложных ситуаций — изменить свое отношение к ним, в своей жизни.

Если вы находитесь в сложной ситуации, из которой вы просто не можете найти выход или момент, когда они просто не могут повлиять на ситуацию, попробуйте переключиться на что-то более приятное и интересное.

Очень уместно быть вашим хобби, если он у вас есть.

Посетите интересное место, весело провести время на любом доступном маршруте и провести время среди своих друзей. Обычно этого достаточно, чтобы сделать жизнь трудной ни для чего. Поддержка друзей и родственников обычно имеет целебную силу. С вашей помощью, даже единственной моралью, вы можете спасти все.

Если один из ваших друзей в вашей жизни испытал то, что у вас есть на данный момент, полезно поговорить с таким человеком.

Осознание того, что вы не одиноки в своих проблемах, делает это намного проще.

Еще лучше общаться с человеком, который, несмотря на свои трудности, сумел выбраться из них, и теперь с ним все в порядке. Это, безусловно, даст вам необходимый импульс положительной энергии.

Вы можете смотреть на свою ситуацию под другим углом. Пожалуйста, сообщите больше о тех людях, которые всегда поддерживали вас и занимали ваш сайт в любой ситуации. В то же время важно знать, что избегать или просто блокировать существующие проблемы глупо.

Такая реакция совершенно бесполезна. Если есть проблема, не стесняйтесь решения. В противном случае он начнет толкать тяжелые грузы.

Если возможно, немедленно устраните сложные проблемы. Чем больше человек восстает против существующих проблем, тем больше они поглощают их. Всегда полезно читать книги, содержащие умных людей и великих людей.

Но общее время, потраченное на просмотр телевидения, должно быть уменьшено. Из телевидения люди могут в значительной степени вытягивать только негативные, что очень велико. Сделайте свою цель жить в полном наслаждении в любое время. У людей есть такая, не слишком хорошая привычка, которая неизбежно раздувает проблему универсального масштаба от любой тривиальности.

Однако жизнь на самом деле проще, чем кажется некоторым людям.

Часто мы сознательно усложняем себя. В конце концов, если вы вдруг прервали пятку, что мешает нам добраться до мастерской и исправить ее. И из-за батареи, которая сидит на телефоне в целом, чтобы испытать все. В конце концов, столетия назад у людей даже не было телефонов.

Научитесь все упрощать.

Аргументы в отношении состава Единого государственного экзамена

Позвольте себе почувствовать волнение от разных глупостей. Ответственные мелочи не заслуживают внимания. И если выяснится, что были некоторые проблемы, тогда мы смелы и горды, чтобы встретить их. Это даст вам такие результаты, в которых вы получите в своей жизни все, что захотите стать ее совершенным и абсолютным хозяином.

При написании статьи материалы на сайте http://magagu.ru

Вам нравится клип?

Трудная жизненная ситуация, особенно на работе, порождает стресс, который не должен нас поломать. Чтобы достойно выстоять и прорваться, читайте советы.

Уважаемые читатели, несмотря на похожий материал, содержащийся на нашем сайте, я решил опубликовать историю женщины, которой удалось выстоять в трудной стрессовой ситуации.

Это не пособие по безработице и потери кормильца, но, согласитесь, что чужой жизненный опыт никому не помешает.

Варвара, возраст 43 года.

Приехала в Москву из глубинки.

Девушка едва стояла на ногах- без денег и поддержки друга.

Вот, что она нам говорит.

* Стресс- это бич, который хлещет пропавших.

* Выстоять его можно, не дав поглотить Вашу волю.

Конец демагогии. Моя личная практика.

Ситуация- хоть плачь, но я кинулась по центру города в поисках новой работы.

Причем, заметьте, что я не скулила, не плакалась, а вела достаточно уверенные переговоры.

Если на Вашем лице запечатлен стресс, Вы не устоите при каверзных вопросах.

Работу я нашла с пятого раза- менеджером по входящим звонкам- за невысокую плату.

Трудная стрессовая ситуация, девчонки,- это не всегда потеря работы.

У меня умер отец.

Литературные аргументы

С работы, на которой я мотала испытательный срок, на похороны меня не отпустили. Я осталась пахать.

Едва держась от горя на ногах, стресс меня поглотил, но выхода не было. Я позвонила подругам, друзьям, родным и близким, чтобы занять денег на похороны.

Отправила маме. Рыдала, извинялась, что приехать не могу, но стояла на ногах!

Боясь потерять работу, я, стиснув зубы, преодолевала трудности, постепенно раздавая долги.

Я так усердно работала, что стрессу просто не было место.

Душа и тело были заняты выживанием.

Самое важное.

Я не озлобилась- ни на работодателя, ни на гнилого мужика, которого я вычеркнула из собственной жизни.

Когда долги были отданы, а мама хоть немного пришла в себя (я звонила ей несколько раз в день), я съехала с квартиры подруги, которой буду благодарна до могильной плиты.

Титаническим усилием воли, мне удалось снять комнату, и тут я уже стоять не могла.

Трудности накопились. Стресс захватил меня в свои клешни.

Но сколько решенных проблем осталось позади!

Мне требовался отдых, травяное лечение и понимание того, что я все правильно сделала.

Трудная стрессовая ситуация- это отрезок жизни, который делает нас стойкими и сильными.

Спасибо судьбе даже за такие испытания!

Варвара из села Дымки.

Историю из жизни девушки подготовил я- Эдвин Востряковский.

Формирование будущих событий. Практическое пособие по преодолению неизвестности Штеренберг Ирина Ирековна

15. Преодоление жизненных трудностей

В жизни каждого человека случаются трудности. Иногда они разрешаются человеком легко, а иногда надолго выбивают его из колеи. В нашей жизни бывают трудности реальные, которые мы изменить не можем и которые возникли объективно. Это могут быть стихийные бедствия, болезни и другое. И есть трудности надуманные, которые могут возникать и существовать лишь в нашем сознании, но которые могут беспокоить так же сильно, как трудности реальные. Для того, чтобы определить, является ли трудность реальной или нет, нужно найти причину ее возникновения.

Надуманными могут быть трудности:

– которые мы можем испытывать от того, что не сбылись какие-либо наши ожидания, относящиеся к поведению других людей. Или у нас могут возникнуть сильные переживания из-за того, что нам кажется, что кто-то сознательно доставляет нам неприятности, из-за негативного чужого мнения о нас. В действительности мы не может знать в точности, что думает другой человек и почему он поступает тем или иным образом, мы можем только строить предположения. Мы будем переживать из-за этих предположений, если только позволим себе тратить свое время и силы на эти никому не нужные переживания;

– трудности, которые еще и не возникли, не состоялись, не произошли, возникновение которых только предполагается, допускается человеком. Однако он переживает и тревожится так сильно, будто это уже произошло. Обычно у человека просто есть привычка беспокоиться, и неважно, по какому поводу. Ожидание неудачи травмирует больше, чем сама неудача. Отучите себя размышлять о возможных несчастьях. Многое из того, чего человек боится, никогда не произойдет, а то, что происходит, легко можно устранить, при условии, что человек будет действовать спокойно, уверенно, избавившись от своих страхов, тревожности.

Пока вещь не сломалась, не стоит чинить ее. С трудностями следует бороться, справляться по мере их поступления;

– трудности, размер, масштаб которых сильно преувеличен. Они возникают из-за страхов, тревожности, привычки беспокоиться по пустякам, повышенной эмоциональности. Человек сам раздувает проблему, выискивает все больше и больше возможных негативных последствий, постоянно придумывает себе различные подробности возможных неблагоприятных вариантов развития ситуации.

В таких случаях правильно говорят: «Не делайте из мухи слона»;

– бывают случаи, когда человек, у которого возникла какая-то трудность, проблема в одной из жизненных сфер, переносит, распространяет ее и на другие жизненные сферы. В таком случае может возникнуть совершенно необоснованное ощущение глобального невезения, ухудшения положения всех дел. В таких случаях нужно щадить себя, не доводить себя до болезненного состояния, состояния срыва. Позвольте себе небольшую передышку. Простите себя, если вы чувствуете вину перед собой. Позвольте себе жить и ошибаться.

«Человек никогда не бывает так счастлив, как ему хочется, и так несчастлив, как ему кажется» (Ларошфуко);

– человек может также утопать в переживаниях по поводу трудностей, которые произошли с ним в прошлом, но которые, однако, воспринимаются им как происходящие в настоящее время. То есть человек остался в прошлом, переживая прошлые трудности. Научитесь отделять прошлое от настоящего. В момент сильных переживаний спросите себя: вы переживаете о том, что происходит сейчас, или вас опять настигли призраки прошлого?

Призраки нереальны, они исчезнут, если вы их попросите об этом, если вы будете готовы попрощаться с ними.

«Все проходит».

Для того, чтобы справляться с надуманными трудностями:

Способ 1.

Составьте список ваших трудностей. Выпишите все испытываемые вами в последнее время трудности. Определите, какие трудности являются реальными, а какие надуманными. Составьте иерархию надуманных трудностей. Определите место каждой трудности в контексте всей вашей жизни. Самое ли это трудное испытание для вас? Или можно все-таки изменить свое отношение к нему?

Поговорите со своей трудностью.

Спросите ее, для чего она присутствует в вашей жизни, чему вы должны научиться, что должны понять. Попросите ее подсказать вам, что вы должны делать.

Примите решение о том, что вы будете делать дальше. Составьте хоть самый небольшой план дальнейших действий. Что вы можете начать делать уже сейчас? Что вы сделаете завтра? Только приняв решение что-то сделать, чтобы изменить ситуацию, вы начнете реально ее менять и почувствуете успокоение.

Составив список надуманных трудностей, изучив его, поработав над ним, впоследствии разорвите его и выбросьте в мусорную корзину или сожгите.

Способ 2.

Если вы не можете остановить поток тревожных мыслей, относящихся к какой-либо трудности:

– представьте себе то, что вас ожидает в самом худшем случае, в случае самого неблагоприятного для вас дальнейшего развития событий;

– примите это как неизбежность, смиритесь с таким исходом дела;

– какие можно сделать выводы, какую можно извлечь пользу при таком положении дел? Как можно изменить ситуацию?

Способ 3.

Начните жить настоящим.

Для приобретения способности жить настоящим нужно научиться концентрироваться на том, что происходит в вашей жизни здесь и сейчас. Ведь это существует реально и объективно, не в мыслях, не в рассказах, не на фотографиях, не в книгах, не в памяти, а существует в действительности. Оно существует только здесь и сейчас, в настоящий момент времени, существует на расстоянии вытянутой руки, оно окрашено в ясные и четкие цвета, оно обличено в осязаемые формы, обладает реальными запахами, имеет настоящий, существующий в реальности вкус. Это моменты жизни, которые уже никогда впоследствии не вернуть. Нужно ценить эти моменты.

«Только настоящее – наше» (Аристипп). Есть только настоящее, ведь прошлое уже умерло, а будущее еще не родилось.

Упражнение

Осмотрите окружающие вас предметы, останавливая свое внимание на их форме, запахе, цвете, шероховатости или гладкости их поверхности. Подумайте о значении этих предметов в жизни человека в данный момент времени и в данном месте. Выберите заинтересовавший вас более других предмет, изучите и опишите его более детально, присутствуя в настоящем моменте, здесь и сейчас.

Способ 4.

Если цель у вас конкретная и очень желанная, то на многие трудности вы попросту не обратите внимания.

Чем больше человек запрещает себе думать о чем-либо, тем упорнее он об этом думает. Говорите себе, что вы не будете думать о своей цели никогда, ни за что, ни при каких условиях, и вы тут же заметите, что сделать это не так-то и просто.

Способ 5.

Часто человека пугают трудности, возникающие из-за недостатка необходимой информации и опыта. В таком случае человек чувствует свою несостоятельность, свою беспомощность в какой-либо сфере. Определите, каких умений, знаний, навыков вам не хватает и как вы могли бы их получить. Вы можете нарабатывать их самостоятельно, можете записаться на курсы, брать индивидуальные занятия, учиться на примере других людей. Главное – примите решение научиться новому.

В жизни бывают ситуации, когда страдания из-за испытываемых трудностей очень сильны, особенно, если это трудности реальные. В такие моменты можно вспомнить Молитву о невозмутимости:

«Боже, даруй мне невозмутимость, чтобы смириться с тем, чего я не могу изменить, и отвагу, чтобы изменить то, что я могу изменить, и мудрость, чтобы отличить одно от другого».

Человек, который хочет добиться успеха, сталкивается с трудностями чаще, чем тот, кто не имеет больших запросов. Любая неудача или трудность – это не навсегда, это лишь временное отклонение от намеченной цели, от выбранного пути. Ее нужно выдержать как испытание для того, чтобы стать сильнее и мудрее. Каждая трудность – это небольшое препятствие на нашем пути, преодолевая которое, «взбираясь» на него, мы становимся выше и видим уже новые горизонты, новые возможности. Наше сознание в результате преодоления трудностей расширяется, а жизненные силы увеличиваются.

Из книги С тех пор они жили счастливо. автора Камерон-Бэндлер Лесли

Из книги Животворящая сила автора Сытин Георгий Николаевич

Из книги Подросток [Трудности взросления] автора Казанская Валентина

Глава 5 Формы трудностей взросления подростка

Из книги Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации автора Либина Алена Владимировна

Глава 6 Помощь подростку в преодолении трудностей взросления Вначале дадим самые общие представления о психологической помощи. Далее покажем, как оказывается помощь подросткам, их родителям и педагогам при таких трудностях взросления, как расстройство настроения,

Из книги Способность любить автора Фромм Аллан

Глава 1 Разрешение повседневных жизненных трудностей В этой главе дается анализ Совладающего Интеллекта как сложного психологического явления, включающего в себя целостное представление о структуре, динамике и результатах процесса взаимодействия человека с внешним и

Из книги Давид и Голиаф [Как аутсайдеры побеждают фаворитов] автора Гладуэлл Малкольм

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Совладающий Интеллект: компетентность в разрешении жизненных трудностей Совладающий Интеллект не является показателем достижения раз и навсегда приобретенного уровня психологической компетентности. Сталкиваясь с очередной трудностью, нам каждый раз

Из книги Скрытые механизмы влияния на окружающих автора Уинтроп Саймон

Польза трудностей Всем нам свойствен комплекс неполноценности, хотя бы потому, как заметил Альфред Адлер, что рождаемся моло­дыми. Жизнь предоставляет нам возможности как усилить это чувство, так и преодолеть его. Она не только ранит нас и причиняет ущерб, но и кормит и

Из книги Мальчики и девочки - два разных мира автора Еремеева Валентина Дмитриевна

Часть вторая Теория желательных трудностей Дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня… Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня, но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И поэтому я гораздо охотнее

Из книги Исцеляющие точки автора Ортнер Ник

Преодоление трудностей Процесс, который я только что описал, некоторым людям дается сложнее, чем другим. Если вам приходится прилагать чересчур много усилий для визуализации или же у вас вообще ничего не получается, не нужно паниковать или сдаваться. Помните, мы ведь

Из книги Психология общения. Энциклопедический словарь автора Коллектив авторов

О некоторых секретах школьных трудностей Давайте разберем особенности обучаемости детей в школе на примере овладения ими грамотным письмом. Почему одни дети с первого класса пишут очень грамотно, почти не делают ошибок, даже не зубря наизусть правил, а другие делают

Из книги Культурологический подход в изучении детей с задержкой психического развития автора Костенкова Юлия Александровна

Глава 12 Освобождаемся от разных жизненных трудностей Таппинг – отличный инструмент для решения многих распространенных проблем: лишний вес, трудности с деньгами и во взаимоотношениях. Но ТЭС также помогает и в других, более редких случаях. В этой главе я расскажу о

Из книги Что ты выберешь? Решения, от которых зависит твоя жизнь автора Бен-Шахар Тал

Раздел 12 Преодоление и коррекция трудностей в общении Аутентичность в общении. Аутентичность (от гр. ?????????? – подлинный) (А.) – способность человека в О. отказаться от разл. социальных ролей, позволяя проявляться подлинным, свойственным только данной личности мыслям,

Из книги Трудные люди [Как с ними общаться?] автора Ковпак Дмитрий Викторович

15.7. Диагностика трудностей в общении Тест «Саморегуляция и успешность межличностного общения» (СУМО). В. Н. Куницына. Позволяет определить коммуникативные и личностные особенности, связанные с неформальным межличностным доверительным О. Тест, в частности, позволяет

Не знаю, что делали с нами в нашем детстве, и как же нам всем досталось, что одной из важных "фишек" воспитания в постсоветском пространстве считалось преодоление. Преодоление ставят рядом с адаптацией, стрессоустойчивостью, мотивацией и волей. Хотя преодоление – это скорее путь к развитию мотивации, воли и стрессоустойчивости.

В толковых словарях "преодолеть" трактуется как "победить", "пересилить", "добиться", "превозмочь". То есть мы говорим о некоем препятствии, зачастую кроющемся в нас самих, преодолевая которое мы добиваемся своих целей, а значит, становимся на шаг выше в своём непрекращающемся саморазвитии.

В качестве препятствий могут выступать личный комфорт, лень, отсутствие мотивации, тревога и страх, сомнения, физическая или интеллектуальная сложность поставленной задачи. Справляясь с этими препятствиями, мы становимся сильнее, гибче, настойчивее, адаптивнее. Или же, напротив, сильный, гибкий, мотивированный человек легко преодолеет любое препятствие? Меня интересует, а насколько элемент преодоления должен присутствовать в жизни ребёнка? Какие качества он закладывает и как моделировать такие ситуации в жизни? И вообще, что считать преодолением?

Ко мне часто обращаются родители, дети которых напрочь потеряли мотивацию к обучению в школе (тренировкам, занятиям музыкой и так далее). Когда мы начинаем разбирать ситуацию, выясняется, как вариант, что ребёнок находится во власти непомерной нагрузки для своего возраста, что чисто физиологически он не способен достичь успеха в тех рамках, в которые его поставили. Причём в представлении родителей ребёнок должен преодолеть эту ситуацию, справиться, выжить. Например, дружными усилиями ребёнок поступил в престижную гимназию, из таких школ не уходят – только ногами вперёд, нужно выстоять любой ценой.

Второй вариант – ребёнок вынужден постоянно взаимодействовать с человеком (учителем, тренером), который вызывает у него страх или выражает по отношению к ребёнку раздражение, неприятие. Естественно, мотивация к обучению здесь также стремится к нулю. Опять же, родители воспринимают это все как повод для ребёнка преодолеть свой внутренний дискомфорт и адаптироваться к сложившейся ситуации.

Третий вариант – ребёнок не имеет способностей к тому виду деятельности, которым его заставляют заниматься для закалки характера, или же у него есть выраженные трудности обучения. Будь то школа или спортивная секция, он поставлен в ситуацию хронического неуспеха. И опять мы, неуёмные родители, вспоминаем о преодолении: давай, постарайся, ты можешь, ты справишься. К сожалению, истории успеха не получается, и мотивация опять стремится в пропасть.

И что, вопрошает родитель, забирать его? Создавать для него комфортные тепличные условия? Но жизнь не будет милосердна, и он просто не выживет в условиях жёсткой конкуренции! Хорошо, что пока папа и мама рядом, а что будет потом? Нет, лучше пусть учится сейчас

Но одним из признаков успешной адаптации является способность человека выйти из травмирующей, бессмысленной или просто некомфортной ситуации без объяснения причин. Разве творческое преобразование реальности, поиск своего пути, понимание себя и своих возможностей и ограничений не родили миллион удивительных открытий? Как часто мы, привыкшие преодолевать непреодолимое, терпеть то, что терпеть не нужно, смиряться там, где это лишено смысла, живём в плену ригидных установок, что так "надо", "мы должны", "а кому сейчас легко". Но жизнь и правда может быть лёгкой. И что самое интересное – за это не придётся расплачиваться, как думают сторонники теории преодоления трудностей. Найти своё место в жизни – значит преодолеть те установки, которые заложили в тебя в детстве родители и школа, убедив тебя в том, что тебе никогда не стать, например, учёным или певцом или просто успешным человеком, ведь ты не… далее перечисление всего того, что ты так и не научился делать.

Ну а какова же тогда роль преодоления в развитии личности? Неужели всё это пустое? Конечно, нет. Только преодолевая себя каждый день, мы чувствуем вкус к расширению своих возможностей, вкус к росту и развитию, развиваем в себе ощущение силы, азарта, уверенности, взращиваем мотивацию. Здесь важно ясно понимать, что же есть преодоление для ребёнка и как сделать так, чтобы оно работало в позитивном ключе.

Преодоление должно быть со знаком "плюс"

Это значит, что ребёнок не должен преодолевать условия хронического стресса, где наградой для него будет… да не будет никакой награды. За усилием всегда должна стоять радость, положительное подкрепление, признание, внимание родителей и как следствие рост самооценки и развитие мотивации: желание повторить этот приятный опыт – связку "усилие – радость" в дальнейшем. Примеров того, как это работает, – масса в литературе. В детстве я очень стеснялась выступать перед классом, но когда я первый раз прочла своё сочинение при всех, оно так понравилось учителю и детям, что с тех пор это замирание перед аудиторией стало самым сладким чувством, и ради него преодолевать себя хочется ещё и ещё. В этой истории было ограничение – мой страх, преодоление – выход на публику и положительное подкрепление – признание. В итоге моя мотивация к написанию текстов получила питательную среду. И так оно работает во всех областях. Когда вы предлагаете ребёнку что-то преодолеть, подумайте, а что его ждёт за перевалом?

Преодоление должно быть по силам ребёнку

Это взрослые порой поражают силой духа и торжеством воли, буквально прыгая выше головы. Впрочем, видимо, эти взрослые имели мощный опыт веры в себя в детстве. Видимо, рядом была мама, отец, которые не сомневались в них ни секунду. А ребёнок… его личность только растёт и крепнет, его мотивы непрочны. Когда мы ставим перед ним сверхзадачу, мы гарантированно закапываем его мотивацию в землю. Нет, это не значит, что ребёнок должен выполнять только лёгкие задачи. Но то сложное, что ему нужно преодолеть, должно быть выполнимо хотя бы в теории. Пример: многие дети-гимнасты преодолевают боль во время растяжки на шпагат. Мудрый тренер никогда не станет растягивать детей сразу же в первые месяцы тренировок. Самый мудрый – ждёт порой год и больше, он ждёт, пока ребёнок проникнется красотой этого вида спорта, станет отождествлять себя с другими спортсменами, захочет быть таким же, как они. Вот тогда он начинает тянуть детей. Во-первых, растяжка становится осмысленной для ребёнка, он видит цель и радуется, что все ближе к ней. Во-вторых, боль от растяжки терпима, её можно вынести. И постепенно дети начинают тянуться уже сами, через боль, дома – вот она, мотивация в действии. Недалёкий тренер начинает тянуть детей сразу же, в первые дни, дети орут и плачут, родители бубнят о преодолении, тренер тянет больно и грубо. Как результат – вряд ли такие дети, сбежавшие из спорта, в принципе захотят в дальнейшем терпеть хоть малейший физический дискомфорт.

Преодоление должно быть краткосрочно

Ребёнок должен видеть, к чему приводит его работа, какого эффекта он смог достичь. Чем младше ребёнок, тем более близкой должна быть цель и радость от её достижения. Согласитесь, тема о том, что нужно пять лет пахать в сильной гимназии, чтобы поступить потом в престижный вуз, работать не будет. Здесь разумнее искать более прозрачные и осязаемые цели, например, участие в олимпиадах, защита собственныех проектов, признание учителя.

Подводя итоги, дорогие родители, я всё же убеждена, что нахождение во враждебном коллективе – это не преодоление.

Терпеть унижение и хамство учителя – не преодоление. Находиться в хроническом страхе – это не преодоление, мало спать и плохо есть – не преодоление. Испытывать постоянное чувство неудачи – не преодоление

Это всё о том, как убить мотивацию к обучению и саморазвитию на многие годы вперёд, гарантированно. Но меня мучает вопрос, почему все же для многих родителей так страшно забрать ребёнка из дискомфортных для него условий? Почему они верят в то, что единственный способ вырастить устойчивого, мотивированного и сильного ребёнка – сделать ему очень плохо?

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш бизнес - От идеи до реализации