Ваш бизнес - От идеи до реализации

Введение

Наступивший век уже имеет множество звонких характеристик. Его называют веком Единения народов, веком Компьютерной эры, веком Космического диалога. Эти и другие подобные определения смогут реализоваться при условии, что наступившее столетие будет веком профессионалов. Хотелось бы, чтоб предсказание сбылось и для России. Сегодня наша страна преодолевает информационную и культурную изоляцию. Товары, услуги, качество работы и жизни начинают оцениваться на уровне мировых стандартов. Одним из критериев эффективности работы становится профессионализм, немыслимый без профессиональной этики. На смену партийной дисциплине приходит ответственность профессионального долга. Между тем, во всем мире профессиональная этика является важнейшим компонентом образования любого специалиста, определяет «философию» профессии, создает предпосылки для ее популярности и обусловливает престиж цеха, кампании, фирмы. Сегодня «На больших американских фирмах в составе службы персонала появилась должность инспектор по морали. Прерогатива инспектора: имидж фирмы, этика и мораль» 1 .

Этика – это целостная, всесторонняя научная теория морали (нравственности).

В понятиях "мораль", "нравственность" отражены форма общественного сознания и вид социальных отношений, выполняющих функцию регулирования поведения людей и отношений между социальными группами посредством норм, принципов, которые поддерживаются личными убеждениями, традициями, воспитанием, мнением общества или отдельной социальной группой.

_____________________________________________________________

1 - Американский характер. Импульс реформаторства. М., «Наука»,1995, С.289.

Профессиональная этика – раздел этической науки, представляющий собой конкретизацию общих нравственных принципов и норм применительно к особенностям того или иного вида профессиональной деятельности. Она возникает в связи с общественным разделением труда. Еще в глубокой древности было замечено, что нравственное значение различных профессий не одинаково, некоторые из них затрагивают интересы людей, их здоровье и духовное развитие, нуждаются в особых, детализированных нормах, обеспечивающих нравственное поведение в профессиональной сфере, требующей повышенной ответственности. Так появилась профессиональная этика врача, учителя, юриста, ученого и т.д. У каждой профессиональной группы появляются свои специфические черты морали.

Профессиональная этика раскрывает объективные причины возникновения, закономерности развития профессиональной морали, конкретизирует принципы, нормы и категории этики применительно к сфере действия и в соответствии с особенностями профессиональной деятельности, показывает характер воздействия общих принципов и норм на практику профессиональных отношений, раскрывает то, как они откладываются в сознании каждого человека (той или иной специальности) и выполняются в его поступках.

Таким образом, профессиональную этику можно определить как "кодекс поведения", обеспечивающий нравственный характер взаимоотношений между людьми, которые вытекают из их профессиональной деятельности.

    Профессиональная ответственность: сущность, функции, конкретно-исторический характер.

Ответственность - категория этики и права - выражает особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу. Но не только. Данное понятие характеризует меру соответствия действий отдельного человека, группы людей или общества взаимным требованиям, исторически конкретным социальным нормам, общим интересам.

Это обстоятельство сближает правовую и моральную основы ответственности, механизм которой проявляется во взаимодействии ее носителя (субъекта) и объекта (перед кем отвечают). При этом реализуется контроль за мерой выполнения взаимных обязанностей. Можно констатировать, что степень ответственности адекватна мере выполнения обязанностей.

Ответственность - это необходимость отдавать кому-либо отчет в своих действиях, поступках и компенсировать неисполнение или ненадлежащее исполнение порученного действия, другими словами, о тветственность – субъективная обязанность человека отвечать за свои поступки и их возможные последствия перед другим, перед обществом, перед самим собой. Это значит, что совершая что-либо, мы должны думать не только о своих личных интересах, но обязаны учитывать интересы ближнего, семьи, народа.

Ответственность может быть официальная и личная, принудительная и добровольная . Последняя трактуется как черта характера человека - чувство ответственности (у некоторых людей имеется обостренное чувство ответственности). Именно такая черта характера заставляет человека выступать против нарушения прав человека, за экологическую безопасность среды обитания, за улучшение условий жизнеобеспечения заключенных в тюрьмах и др.

Официальные виды ответственности разделяются на две группы : технологические и гуманитарные виды ответственности (рис. 1).

К технологическим видам ответственности относятся: профессиональная, дисциплинарная, административная, юридическая, экономическая и материальная, к гуманитарным - социальная , партийная , этическая , экологическая и политическая .

Рис.1. Виды ответственности

Все эти виды ответственности можно классифицировать по:

· уровням ответственности (международный, государственный, уровень компании и ее подразделений и уровень собственного Я);

· времени ответственности (за прошлые, настоящие или будущие результаты уже принятого решения). Например, ответственность руководителей фашистской Германии за преступные решения в годы второй мировой войны; ответственность идеологов приватизации в РФ за решения, приведшие к несправедливому разделу общенародной собственности;

· ущербу, вызванному ошибочными решениями (ответственность за существенный ущерб не имеющая срока давности, ущерб, ответственность по которому имеет срок давности обычно 3 или 5 лет).

Суть профессиональной ответственности руководителей компании и ее подразделений отражается в типовых должностных инструкциях или уставе компании. Она возникает из-за нарушения технологии производственной деятельности. Обычно данная ответственность носит локальный (в рамках компании) характер. Формы ответственности включают: взыскание , замечание , выговор , перевод на другую работу , увольнение .

Типовая должностная инструкция руководителя имеет четыре раздела: общие положения, обязанности, права и ответственность.

Уровень профессиональной ответственности может быть снижен за счет страхования экономических рисков и профессиональной ответственности, в том числе страхование профессиональной ответственности руководителя подразделения, нотариуса, аудитора.

В историческом прошлом этические основы профессиональной деятельности кристаллизовались в опыте конкретных школ, цехов, сообществ, озабоченных чистотой своих рядов, нераспространением технологий, рецептов, секретов профессионального мастерства, сохранением материального благополучия. В настоящее время ситуация изменилась. Профессиональная деятельность специалиста не замкнута пределами цеха, фирмы, она контролируется межпрофессиональными нормами природопользования и охраны здоровья, законами о правах потребителей и нормами межличностного общения. В условиях информационного общества нарушения в любой из этих сфер становятся достоянием СМИ, общественности, способны влиять не только на уровень продаж конкретной фирмы, но и привести к ее разорению, даже к недоверию целой отрасли в мнении потребителей. Этика специалиста обусловливает стратегии корпоративного мышления, становится предметом обсуждения и своеобразным рекламным продуктом: «Ты всегда думаешь о нас…». В профессиональной этике неизменно провозглашаются гуманистические идеалы деятельности корпорации специалистов. В перспективе через профессию ими может быть охвачено все общество. Профессиональная этика как свод нормативных правил, принципов деятельности специалистов, сформированных межнациональными корпоративными объединениями, такими как Всемирная организация здравоохранения, Всемирная туристическая ассоциация и т.п. аккумулирует передовой опыт осмысления проблем специалистов. Кодексы, хартии, специальные журналы, отчеты о деятельности комиссий по этике знакомят с тенденциями развития моральных отношений в профессиональной среде и способствуют формированию морального сознания, этической культуры, как специалистов, так и общества в целом. Таким образом, через профессиональное сознание, под «давлением» общественного мнения, непосредственного окружения коллег, в результате конкуренции профессиональная этика является одним из рычагов гуманизации социальных отношений. Как отмечается в исследованиях по этике бизнеса: «История знает примеры, когда поведение, в течение долгого времени считавшееся в деловой среде приемлемым или, в крайнем случае, терпимым, позднее было осуждено как аморальное, например, выброс вредных отходов в воздух и воду, изменение местоположения заводов исключительно с целью увеличения прибыли и значительные изменения в политике в угоду влиятельным магнатам» 1 .

Изначальный принцип всякой профессиональной этики, ее гуманистическое основание - «Не навреди!» Сегодня любое

______________________________________________________________

    Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса. «Дело» М., 2000. - С.15

профессиональное сообщество заботится об этической стороне своей профессии. Утверждение этических начал профессиональной деятельности способствует прогрессу общества, поскольку ставит вопрос об ответственности и надежности человека на работе. Стандарты профессиональной этики помогают воспроизводить высокое качество товаров и услуг в новых поколениях работников, дают надежду на удержание в равновесии колоссального маховика НТР.

Разделение труда и возникновение профессионализма

Профессиональная этика как система ценностей, определяемых принадлежностью человека к конкретному виду деятельности, складывается в культурах Древнего мира, в условиях сложившегося разделения труда. Когда знания, умения и навыки, функции и права шаманов, вождей, впоследствии - жрецов, целителей носят сакральный характер и передаются избранным, наиболее достойным, кого обучают, отбирают, выбирают и кому доверяют то, что не может быть известно случайным непосвященным людям. На основе представлений о милости тотемных покровителей, впоследствии богов, и иных высших сил складывались требования к деятельности, результат которой не всегда зависел от человека. Это касалось и пахаря, уповающего на погоду, и охотника, пытающегося перехитрить зверя, и целителя, чьи усилия и знания применяются к конкретному человеку, к его организму, жизнь которого покрыта тайной.

Поэтому, в особенности в условиях дописьменной культуры специальная деятельность, от результата которой зависели судьбы и сама жизнь людей, не только передавалась практически путем подражания, но и в первую очередь подвергалась сакрализации. Это и жречество, и покровительство богов, и вплетение истории ремесел в ткань мифов и священных книг. Ореол тайны покрывал деятельность жрецов, приносящих жертвы богам. Жрецы (например, брамины в Древней Индии) принадлежали к особому разряду - Знатоков и хранителей жизненно важных знаний и технологий. Уже тогда формировались догадки о том, что реальную помощь сородичам и людям вообще может оказать не всякий человек, но специально обученный и усердный, терпеливый, сообразительный, небезразличный к другим, готовый к самопожертвованию.

В начальный период истории развития ремесел, наук и искусств формированию представлений об их значимости, их моральных основ, их «идеологии» служила сакрализация в виде мифов о покровительстве богов, каждый из которых научил и содействовал определенным видам деятельности. За этим стояла, может быть, и наивная, но объяснимая вера в то, что милость богов, удача в труде скорее придет к лучшим и достойным, чем наоборот. Греческий Гермес, в Риме – Меркурий были покровителями пастухов и торговцев, Дионис – виноградарей и виноделов, Артемида – охотников, Посейдон – мореплавателей, Аполлон – всех искусств, Музы – дочери Зевса и Мнемосины – покровительницы наук, поэзии и искусств, каждая конкретно какому-либо, Евтерпа, например – лирической поэзии, Талия – комедии, Мельпомена – трагедии, Эрато – любовной поэзии, а Терпсихора собственно танцев, Клио – истории и, по-видимому, историков. Покровителем врачевания у греков был Аполлон, Асклепий, Гигея, Панакея, у римлян – Эскулап. Пантеон греческих богов определял круг ремесел, занятий древних эллинов. Место и роль на Олимпе помогали понять значимость, ценность каждого из них. «Долг ради свободы… выражался принципом «чему не способствует Бог, то не сопровождается успехом». Так, горшечник перед началом работы обращался к … Афине Эргане с просьбой об успехе своего дела, кузнец – к Богу кузнечного дела Гефесту, принося им обязательную жертву и клятву» 1 . Жертвоприношения этим богам, молитвы святым и почитание их в определенные дни способствовали осмыслению высшего предназначения той или иной деятельности, ее священного смысла,

___________________________________________________________

1 - Букреев В.И., Римская И.Н. Этика права. М., Юрайт,1998. – С. 241-242

формировали основы профессиональной морали. «Боги принимали участие в

качестве свидетелей во всех правовых ситуациях, будь то на суде или в экономических спорах. Любая ссуда, любой договор о купле-продаже, который не предполагает немедленного введения в действие, требовал клятвы… Традиция принесения клятвы сохранилась в судах до сегодняшнего дня» (Там же, с. 242).

В Древнем мире складывались основы отношения к профессии. Предпосылками ремесленных цехов были общины Орфиков, Пифагорейцев.

Согласно Пифагорейскому уставу, философ (т.е. «любящий мудрость») должен вести определенный образ жизни , включающий воздержание от мясной пищи, ежедневные упражнения в запоминании важнейших истин, поддержание хорошей физической формы, ежедневный самоотчет в нравственности содеянного. Пифагорейцы имели представление о значимости коллегиальности, взаимной помощи, профессиональной тайне, верности долгу, заботе о престиже общины.

Уже в Древнем мире профессионализм связывался с образованностью, широтой кругозора. Еще Аристотель в «Политике» обратил внимание, что среди имеющих отношение к медицине есть три типа людей: практикующий врач, творческий исследователь, знакомящий практика со своими выводами и просто образованный в медицине человек. И добавляет, что подобное деление существует в других специальностях.

Именно в медицине впервые возникают представления о несовместимости с врачеванием злоупотребления доверием больного, манипулирования его волей, необходимости заботы о непричинении боли, которой можно избежать, также как и невольного вреда. Постепенно эти требования складывались в кодексы, уставы профессиональных цехов, сочетавшие как специальные сведения, описания рецептов и технологий, так и моральные обязательства, и запреты для профессионалов.

    Функции профессиональной этики: гносеологическая, мировоззренческая, аксиологическая, регламентирующая, воспитательная.

Профессиональная этика выполняет в обществе следующие функции:
познавательную (гносеологическую) ,

воспитательную,

мировоззренческую,

регулятивную,

защитную.

1) Познавательная функция (гносеологическая) реализуется посредством изучения начал соответствующего раздела профессиональной этики в учебных заведениях. Предполагает познавание не объективных характеристик, а смысла явлений в результате практического освоения.

2) Воспитательная определяется практикой, а также системой отношений, неформально складывающихся в конкретной сфере деятельности. Приводит в определенную воспитательную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, нравы, общепризнанные образцы поведения.

3) Мировоззренческая обусловливается способностью работника соотнести выполняемые им обязанности с интересами окружающих людей и общества, сформулировать на этой основе представление о своем профессиональном предназначении.
4) Регулятивная функция профессиональной этики наиболее очевидна, поскольку изначально разработка нормативных требований имела своей целью упорядочить исполнение людьми своих обязанностей в конкретных сферах деятельности. Регулятивная функция регулирует поведение людей в соответствии с требованиями морали.

5) Защитная функция связана с необходимостью оградить специалистов от давления и часто некомпетентного вмешательства в их деятельность представителей государственных и общественных органов, СМИ, общественного мнения.

К функциям этики относят и следующие функции:

    Ценностно-ориентирующую - Ориентирует человека в мире окружающих его культурных ценностей.

    Оценочную - Оценивает с позиций добра и зла освоение человеком действительности.

    Мотивационную - Позволяет человеку оценивать и по возможности оправдывать свое поведение с помощью нравственной мотивации.

    Коммуникативную - Выступает как форма общения, передачи информации о ценностях жизни, нравственных контактов людей.

Основные функции морали, их анализ

Важнейшая функция морали – регулятивная. Большинство этиков согласно с тем, что это основная функция нравственности. Мораль и формируется как определённый регулятор человеческих отношений к другим людям, самому себе, к природе, к Богу. И тем развитее должна быть мораль, чем сложнее общество, чем совершеннее сам человек. Как всякая определённость мораль накладывает ограничения на свободу воли. Но моральные ограничения выделяются среди других вследствие их всеобщности и значимости. В самом деле, в праве существует принцип, согласно которому разрешено всё, что не запрещено. Вот эту сферу свободы и контролирует мораль, «заполняет» её своими понятиями свободы, долга, добра, зла. Кроме того, мораль регулирует и ту сферу действий человека, которая подконтрольна праву. Поэтому сфера регуляции морали шире, нежели у права. Например, право не оценивает самоубийства, ибо это бессмысленно, - нельзя приложить никаких правовых санкций к мёртвому человеку. Мораль же оценивает самоубийц, так согласно православной традиции самоубийц хоронили вне кладбища, за кладбищенской оградой. Мораль отличается от права и по субъекту регуляции.

Право обращено к человеку как к определённому гражданину , а мораль обращена к человеку как к личности . Личность же есть ценность, которая не признаёт каких-то физических или политических границ. Мораль отличается от права и по своим санкциям . Мораль относится к внеинституциональным формам регуляции, в то время как право относится к институциональным формам. Так, право опирается на государство, а мораль - на общественное мнение и на чувства человека, такие как чувства совести, долга, справедливости, любви и т.п. И ответственность за нарушения норм в праве и в морали различна. Высшей мерой наказания в праве может быть смертная казнь, а в морали – общественное и личное осуждение.

Мораль, с одной стороны, предполагает свободную личность, а, с другой - формирует свободную и ответственную личность. Мораль и ограничивает свободу воли, и определяет, формирует положительную свободу как способность самоутверждения истины, добра, красоты и вопреки обстоятельствам. Этим положительная свобода отличается от свободы произвола как вседозволенности. Мораль выше оценивает положительную свободу, которая предстаёт как способность человека сознательно следовать нравственной норме, и она же является важнейшим фактором развития подобной положительной свободы.

Следующей функцией морали считается оценочная функция. Мораль не только регулирует поведение человека, но одновременно и оценивает поступки людей, цели их деятельности с точки зрения добра и зла. Нравственной оценке подлежат не только действия человека, но и вся действительность как социальная, так и природная. Нравственная оценка, в свою очередь, выступает для субъекта как требование к определённому поступку, а именно как долг к совершению добра в отношении к тому или иному объекту. Существует определённая проблема, состоящая в том, почему человек должен выполнять то, что оценено как добро, если часто выгоднее для него? Другими словами, почему добро предстаёт одновременно и долгом? Другая проблема здесь – это проблема сущности долга, его природы.

Долг можно определить как осознание человеком какого-либо требования как своей личной нравственной обязанности . Долг выступает всеобщей субъективной формой осознания моральных ценностей. Кант, марксистская этика связывали долг с несовершенством человека и совершенством морального требования. С этой точки зрения получалось, что для святого требования морали утрачивали свой долженствующий характер и выступали как естественные. Однако нравственный опыт человечества свидетельствует, что для подлинно нравственного человека долг возрастал по мере более глубокого постижения добра. Долг есть «обратная» сторона добра, и существует неразрывная связь добра и долга. Нельзя для человека отделить долг от добра, как и добро от долга. И в этом есть нечто таинственное. Здесь находит своё проявление тот естественный нравственный закон, о котором речь шла выше. Логически противоречий между добром и долгом не должно быть, могут быть противоречия лишь между разными видами долга. Примером таких противоречий может быть противоречие между общественным долгом и семейным для отдельных лиц. Если же противоречие между добром и долгом возникает в нравственном сознании человека, то это свидетельствует о несовершенстве его или окружающей действительности, или того и другого одновременно. Как в таком случае поступить человеку? Что выбрать: добро или долг?

Вопрос о соотношении добра и долга по-разному решался в этике. Есть деонтическая этика, отдающая предпочтение долгу перед добром. Примером такой этики является этика Канта, марксистская этика. Человек по Канту не должен делать выбор, руководствуясь нравственным чувством добра, - это всё должно быть изгнано из морали как нечто чрезвычайно субъективное. Человек должен основывать свой выбор на идее долга, руководствуясь только суровым чувством долга. в морали большую онтологическую значимость имеет добро. Долг, как отмечено, есть лишь субъективная форма осознания добра. И правы были русские этики, утверждавшие, что при противоречии добра и долга предпочтение надо отдавать добру . Но добро должно быть правильно понятым. И делая подобный выбор не надо стремиться освобождаться от противоречий в сознании, в частности и от рассматриваемого сейчас противоречия между добром и долгом. Совесть наша не должна быть спокойной!

Следующая важнейшая функция морали – воспитательная . Цель нравственного воспитания состоит в формировании духовной личности, способной к самосовершенствованию. Такая личность предстаёт свободной и ответственной. В целом, проблема нравственного воспитания – это отдельная тема.

Морали присуща и познавательная , или гносеологическая , функция. В самом деле, мораль даёт информацию о добре и зле, их более конкретных ценностях. Через мораль человек познаёт законы добра, диалектику добра и зла, различные формы проявления добра и зла в мире. Нравственность часто приводит человека и к постижению Бога. Кант, например, считал, что именно через нравственность человек приходит к выводу о существовании Бога и бессмертии души.

У морали есть и мировоззренческая функция. Именно в этике решаются вопросы о смысле жизни, о , об идеале. Мораль наполняет значением наши поступки, поведение, жизнь в целом. Она даёт человеку положительное чувство удовлетворения от собственных деяний и прожитой жизни. Мораль придаёт силу человеку жить, жить даже вопреки неблагоприятным, а иногда и трагическим обстоятельствам. Истинная мораль всегда оптимистична.

Выявляя эти функции морали, вместе с тем следует иметь в виду, что в целом все они тесно взаимосвязаны, обусловливая богатство и со­держательность духовной жизни человека.

Заключение

Итак, профессиональная этика – раздел этической науки, исследующий специфику морали в условиях профессиональной деятельности.

Профессионал сегодня – это человек, имеющий специальное образование и диплом специалиста (сертификат, лицензию, права, разрядное свидетельство и др.), выданный соответствующим образовательным учреждением, работающий по специальности, являющейся основным источником его доходов. Свидетельство об образовании, как правило, дает право на легальную деятельность в данной или смежных областях и предполагает ответственность за эту деятельность.

Профессиональная ответственность – это категория, обозначающая ответственность представителей любой профессии перед обществом за результаты своей профессиональной деятельности. Долг – чувство ответственности перед другими, перед обществом, перед самим собой. Профессиональный долг побуждает человека к действиям, необходимым для качественного исполнения профессиональных обязанностей. Осознание профессионального долга побуждает специалиста относиться к своему делу с наибольшей ответственностью. Профессиональная совесть – способность профессионала критически оценивать результаты своего труда с позиций общечеловеческих нравственных ценностей.

Профессиональная честь – категория, выражающая оценку значимости той или иной профессии в жизни общества. Профессиональное достоинство отражает глубокое осознание специалистом значимости своей деятельности (и представителей своей профессии) в сложной системе общественных отношений. Данные категории имеют особенно важное значение в профессиях типа «человек-человек», где к профессиональной деятельности предъявляются повышенные моральные требования (врач, учитель, государственный служащий).

Литература

Основная литература

1. Кибанов А. Я. Этика деловых отношений: учебник для вузов Гос. ун-т управления. М. : ИНФРА-М, 2007

2. Красникова Е. А. Этика и психология профессиональной деятельности: учебник М. : Форум: ИНФРА-М, 2007.

4. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М., 2008.

5. Ситяева Л.П., Остапенко Н.Н., Коржевская Н.М. Профессиональная этика. Учебное пособие. Екатеринбург, 2009.

Дополнительная литература

    Афанасьева О. В. Этика и психология профессиональной деятельности юриста: учеб. пособие для студ. среднего проф. образ. М. : Академия, 2001.

    Блюмкин В. А. Этика и жизнь. М. : Политиздат, 1987

    Герасимова Н. И. Этика личного успеха: учебное пособие для средних школ. Екатеринбург: Издательство УГППУ, 1996.

    Зеленкова И. Л. Этика: тексты, комментарии, иллюстрации: Хрестоматия. М. : ТетраСистемс, 2001

    Лихачева Л. С. История этикета в культуре России XVIII - начала XX века: учеб. пособие для вузов. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2006.

    Медведева Г. П. Этика социальной работы: учеб. пособие для вузов. М. : ВЛАДОС: МГСУ, 2002

    Мишаткина Т. В. Педагогическая этика: учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс; Минск: ТетраСистемс, 2004.

    Психология и этика делового общения: учебник для вузов / ред. В. Н. Лавриненко. М. : ЮНИТИ, 2008.

    Ситяева Л.П., Остапенко Н.Н., Коржевская Н.М. Профессиональная этика [Текст]: учебное пособие. Екатеринбург, 2009

    Словарь по этике / ред. И. С. Кон. - 6-е изд. - М. : Политиздат, 1989.

    Социальная психология и этика делового общения: учеб. пособие для вузов / В. Ю. Дорошенко [и др.] ; под общ. ред. В. Н. Лавриненко. - М. : Культура и спорт: ЮНИТИ, 1995.

    Хаматнуров Ф. Т. Этика профессионально-педагогического работника. Екатеринбург: Издательство УГППУ, 1999.

    Этика: Энциклопедический словарь / ред. Р. Г. Апресян, А. А. Гусейнов. М.: Гардарики, 2005.

    Ярская-Смирнова Е. Профессиональная этика социальной работы: Университетский учебник. М. : Ключ-С, 1998.

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

Философский портал

http :// auditorium . ru - Информационно-образовательный портал «Гуманитарные науки» (полнотекстовые учебные и научные материалы по общественным и гуманитарным наукам).

http :// www . public . ru - Публичная Интернет-библиотека ( полнотекстовая база данных российских периодических изданий с 1990 года по настоящее время, включающая около 600 периодических изданий из 76 регионов РФ, материалы 20 информационных агентств, а также данные мониторинга основных передач российского телевидения).

http :// www . lib . ru - Библиотека Максима Мошкова (электронная библиотека).

http :// www . vlib . org - Всемирная виртуальная библиотека (наука, образование, естественные, общественные и гуманитарные науки, экономика, право).

Деятельность психолога направлена к достижению таких гуманитарных и социальных целей, как благополучие, здоровье, высокое качество жизни, полное развитие индивидов и групп в различных формациях индивидуальной и социальной жизни. Поскольку психолог является не единственным профессионалом, чья деятельность направлена на достижение этих целей, обмен и сотрудничество с представителями других профессий желательны и в некоторых случаях необходимы, без каких-либо предубеждений по отношению к компетенции и знаниям любого из них.

Психология как профессия управляется принципами, общими для всех профессиональных этик: уважение к личности, защита человеческих прав, чувство ответственности, честность и искренность по отношению к клиенту, осмотрительность в применении инструментов и процедур, профессиональная компетентность, твердость в достижении цели вмешательства и его научной основы.

Психологи не должны принимать участия или способствовать разработке методов, направленных против свободы индивида и его физической или психологической неприкосновенности. Непосредственная разработка или содействие в осуществлении пыток или издевательств, помимо того что является преступлением, представляет собой наиболее тяжкое нарушение профессиональной этики психологов. Они не должны ни в каком качестве, ни как исследователи, ни как помощники или сообщники, принимать участие в пытках или любых других жестоких, негуманных или унизительных действиях, кто бы ни был их объект, какие бы обвинения или подозрения против этого лица ни выдвигались и какая бы информация не могла бы быть получена от него таким путем в условиях военного конфликта, гражданской войны, революции, террористических акций или любых других обстоятельств, которые могли бы быть истолкованы как оправдание таких действий.

Все психологи должны, как минимум, информировать свои профессиональные объединения о нарушениях прав человека, издевательствах, жестокости, негуманных или унизительных условиях заключения, кто бы ни был их жертвой, и о любом таком случае, ставшем им известным в их профессиональной практике.

Психологи должны уважать религиозные и моральные убеждения своих клиентов и учитывать их при опросе, необходимом при профессиональном вмешательстве.

При оказании помощи психологи не должны осуществлять дискриминацию по признаку происхождения, возраста, расовой и социальной принадлежности, пола, вероисповедания, идеологии, национальности или любых других различий.

Психологи не должны использовать власть или превосходство по отношению к клиенту, которые дает их профессия, для извлечения прибыли или получения преимуществ как для себя, так и для третьих лиц.

Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает её функции, специфику содержания принципов и этических категорий. Также педагогической этикой изучается характер нравственной деятельности учителя и нравственных отношений в профессиональной среде, разрабатываются основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность выработанных в учительской среде специфических правил общения, манер поведения и т.п. людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием.

Профессиональный педагогический долг - одна из важнейших категорий педагогической этики. В этом понятии концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности учителя, к выполнению профессиональных обязанностей: осуществлять определённые трудовые функции, преимущественно интеллектуальные, правильно строить взаимоотношения с учащимися, их родителями (рассмотрение этой проблемы явилось темой настоящего реферата), коллегами по работе, глубоко осознавать свой отношение к выбранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу и обществу в целом. Основой профессионального педагогического долга являются объективные и актуальные потребности общества в обучении и воспитании подрастающих поколений. В профессиональном долге педагога запрограммирована необходимость творческого отношения к своему труду, особая требовательность к себе, стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, необходимость уважительного и требовательного отношения к учащимся и их родителям, умение разрешать сложные коллизии и конфликты школьной жизни.

Принципы профессиональной этики как формы выражения моральных ценностей в психолого-педагогической деятельности.

В основе нравственных отношений лежат зависимости между предписаниями долженствования и субъективным восприятием этих предписания личностью, между личностными и общественными интересами. Нравственные отношения регулируются моральными принципами, нормами, обычаями, традициями, получившими общественное или групповое признание и усвоенные личностью в процессе её коллективной деятельности.

Особенность нравственных отношений в том, что они имеют ценностно-регулятивный и непосредственно-оценочный характер, то есть в них всё основано на моральной оценке, выполняющей функции регулирования и контроля.

Нравственная деятельность педагога, как и любая духовная деятельность, обладает относительной самостоятельностью, тесно связана с другими видами деятельности и может реализовываться в различных предметных формах: нравственное просвещение, организация нравственного опыта, нравственное самовоспитание.

Переход от нравственного сознания к нравственной практике включает в себя особый элемент нравственного творчества - педагогический такт. Нравственное творчество учителя включает в себя ряд компонентов, среди которых важнейшими являются такие, как осмысление нормы и её значимости в отношении к обществу, педагогической профессии; осмысление сложных обстоятельств ситуации, условия её возникновения; необходимость выбрать лучший вид поступка в соответствии с нравственно-педагогической нормой.

Педагогический такт есть форма реализации педагогической морали в деятельности учителя, в которой совпадают мысль и действие. Такт - это нравственное поведение, включающее предвидение всех объективных последствий поступка и субъективного его восприятия; в такте проявляется поиск более лёгкого и менее болезненного пути к цели. Педагогический такт это всегда творчество и поиск.

По курсу «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности»

Семинарское занятие №1 «Профессиональная этика педагога»

1. Профессиональная педагогическая этика: сущность, содержание, функции.

3. Педагогическая мораль: понятие, принципы, проявления в деятельности педагога.

4. Этика в профессиональной деятельности социального педагога.

Задание. При подготовке к семинару разбиться на 4 подгруппы. Каждой подгруппе подготовить презентацию по одному вопросу семинара (по выбору). При выполнении задания обратить внимание на требования к презентации. Обязательным условием является охват всех вопросов семинара!

Литература

основная: 2,3;

Дополнительная: 2,3,4, 15, 16, 17, 19, 26

Семинарское занятие № 2 «Деонтологические основы психолого-педагогической деятельности»

1. Деонтология как учение о долге и должном поведении.

2. Место и роль деонтологии в этической системе ценностей психолого- педагогической деятельности.

3. Понятия профессиональный долг и профессиональная ответственность, их содержание и смысл.

4. Ценность профессионального долга, должного поведения и отношений педагога.

5. Профессиональный долг и профессиональные обязанности, их соотношение.

Задание . 1. Разделиться на подгруппы, каждой подгруппе разработать презентацию по одному из вопросов семинара. Выступить с защитой презентации на занятии. При выполнении задания обратить внимание на требования к презентации. Обязательным условием является охват всех вопросов семинара!

2. При подготовке к занятию поразмышлять над вопросом: Чем отличаются деонтологические нормы от других этических требований профессиональной морали?

Литература

основная: 3;

дополнительная: 6,8, 13, 17;

Семинарское занятие № 3 «Этические кодексы специалистов в психолого-педагогической деятельности»

  1. Понятие этического кодекса профессионала. Генезис профессиональных этических кодексов.
  2. Структура и содержание профессионального этического кодекса.
  3. Значение профессионального кодекса в психолого-педагогической деятельности.
  4. Этический кодекс социального педагога.

Задание. 1. Сравнить профессиональные этические кодексы специалистов в психолого-педагогической деятельности (педагога общеобразовательного учреждения, социального педагога, педагога-психолога, воспитателя ДОУ); выявить общее и особенное, заполнить таблицу.

2. При подготовке к занятию поразмышлять над вопросом: Почему практически все профессиональные кодексы содержат нормы добросовестности и уважительного отношения к труду? Какие профессиональные моральные нормы становятся приоритетными в настоящее время?

Литература

Дополнительная: 9, 10, 11, 14, 19, 20, 30.

Семинарское занятие № 4 «Педагогическая этика в системе отношений «педагог – учащийся»

1. Субъект-объектные и субъект-субъектные отношения педагога и учащихся.

2. Принципы педагогической этики в отношениях педагога и учащихся.

3. Нормы и требования к поведению и общению педагога в его отношениях с учащимися.

4. "Открытые" проблемы в системе отношений "педагог - учащийся".

Задание. Составить правила общения с подростком для учителя /социального педагога.

Литература

основная: 2,3;

Семинарское занятие № 5 «Этика отношений в системе «педагог – педагог»

1. Морально-психологические основы профессионально-делового общения педагога. Формальные и неформальные отношения в коллективе.

2. Структура коллектива и статус личности в коллективе; их особенности в педагогическом коллективе.

4. Объективные и субъективные факторы, определяющие специфику отношений в педагогическом коллективе.

6. Отношения "по вертикали" - административные отношения управления и подчинения. Проблема субординации в педагогическом коллективе.

Литература

основная: 2,3;

Дополнительная: 3,4, 14, 15, 16, 27, 31.

Лабораторная работа № 1. «Этика отношений участников образовательного процесса»

  • нормы и требования в отношениях педагога

v с обучающимися

v с коллегами

v с администрацией

v с родителями

2. Просмотр фильма с одновременным наблюдением за соблюдением педагогами этических норм в отношениях с обучающимися, с коллегами, с администрацией, с родителями.

3. Обсуждение результатов наблюдения.

4. Оформление таблицы по результатам наблюдения (групповая работа ).

Педагог Этические нормы в отношениях
с учащимися с педагогами с родителями с администрацией
ситуа-ция коммен-тарий ситуа- ция коммен-тарий ситуа-ция коммен-тарий ситуа-ция коммен-тарий

Результаты занятия: заполненная таблица.

Лабораторно-практическое занятие № 2. «Педагогический такт и этикет в психолого-педагогической деятельности»

1. Повторение теоретических основ:

  • Что такое "такт" и "этикет"?
  • В чем состоит их взаимосвязь?
  • Чем они отличаются от этики?

· В чем заключается природа проявления такта?

  • Какие имеются признаки такта?

· Каковы основные принципы педагогического такта?

  • Почему необходимо выполнять нормы этикета в организациях?
  • Какие существуют общие принципы этикета?
  • Каковы основные правила педагогического этикета?

2. Выполнение практических заданий.

Задание 1. Дать несколько определений сущности понятия педагогического такта:

· Быть приветливым - это значит…

· Быть внимательным - это …

· Быть предупредительным - это значит…

· Быть бескорыстным - это…

· Быть вежливым - это значит…

· Быть тактичным - это…

· Быть справедливым - это…

· Быть доброжелательным - это значит…

· Быть требовательным - это…

Вопросы для обсуждения:

1. Какое из приведенных определений вам ближе всего? Почему? Дайте развернутый ответ.

2. Педагогический такт - это профессиональное качество или его часть мастерства? мера целесообразного воздействия педагога на ученика? умение устанавливать продуктивный стиль общения? умение выбрать правильный подход к ученикам? оказывает действенное средство влияния на детей?

3. Чем отличается педагогический такт от общего понятия такта?

Обоснуйте свой ответ.

1) непоследовательность педагога в своих требованиях, расхождение указаний;

2) излишняя строгость педагога, которая исключает установление благоприятного психологического контакта с воспитанниками;

3) многословие педагога (тренера) в процессе воспитывающего воздействия, которое снижает действенность педагогического влияния;

4) однообразие воспитывающих высказываний и недостаточная требовательность педагога в процессе общения с учениками;

5) сухость, преобладание рассудительности в обращении, что затрудняет установление оптимального педагогического общения;

6) частое указание на недостатки учеников и излишнее захваливание снижает интерес к спортивным занятиям, деловую активность, усложняет взаимоотношение между педагогом и учениками;

7) неуместная ирония в обращении с учащимися, которая снижает интерес к занятиям, вызывает замешательство и скованность.

Согласны ли вы с этими перечисленными нарушениями педагогического такта педагогами? Аргументируйте свой ответ. Приведите примеры.

Задание 3. Прочтите эпизоды несоблюдения правил педагогическогоэтикета, которые наблюдали студенты у педагогов в период педагогической практики:

1) в общении с учащимися (крикливость, грубость, повышенная раздраженность, фамильярность и т.п.);

2) в общении со студентами-практикантами:

а)претензии и упреки в адрес преподавателей университета: "И чему только вас там учат?", "Ох, как плохо учат вас профессора?" или "Увы, ваши ученые не подготовили вас к практике";

б) к проведению педагогических наблюдений: "Кому нужны эти наблюдения?", "Все ваши задания никому не нужны и даже вашим ученым", или "И зачем задают вам их так много?";

3) безразличие или беспомощность в решении ситуаций : "Не знаю, что с вами делать?", "Не стойте с унылым лицом!", "Вас много, а я одна";

4) выражение недовольства или возмущения классных руководителей : "Опять что-то надо от меня…?", "Замучил меня со своей характеристикой…", "Свалились мне на голову…", "Нет времени у меня…", "Оставьте меня в покое…" "Как мне все вы надоели со своими вопросами…"и т.п.

Вопросы для обсуждения:

1. Какие правила педагогического этикета нарушены?

2. К каким последствиям приводят подобные нарушения?

3. Как следует реагировать участникам в данных условиях?

Задание 4. Проанализироватьситуации из практики психолого-педагогической деятельности; обратить внимание на соблюдение норм педагогического этикета и проявление педагогического такта:

1) Вы пришли в школу после летних каникул и узнали, что в «проблемном» 7-м классе новый классный руководитель – новый педагог, молодой специалист, с которым Вы еще не знакомы. Познакомьтесь с коллегой;

2) Вы посещаете семьи СОП. Придя домой к школьнику, состоящему на внутришкольном учете, Вы застаете там бабушки и дедушку. Ваши действия? Что Вы скажете им?;

3) Вы – вожатый отряда самых младших воспитанников в ДОЛ. Сегодня в лагере очень вкусный завтрак. Повар Надежда Николаевна испекла булочки с джемом. Дети хотят поблагодарить Надежду Николаевну, но не знают, как это сделать. Помогите детям выразить благодарность и похвалу за вкусное угощение;

4) В школе новый социальный педагог, выпускник престижного вуза, который превосходно справляется с работой. Он провел уже несколько консультаций с родителями, и они им очень довольны. Вместе с тем он резок и заносчив в общении с коллегами, и особенно с обслуживающим персоналом Вы каждый день слышите жалобы на него, а сегодня в Вашем присутствии он резко потребовал замолчать одного из технических работников. Ваши действия? Какие замечания необходимо сделать молодому специалисту, чтобы изменить его стиль общения в коллективе?

5) У вас создались натянутые отношения с коллегой. Допустим, что причины этого не совсем ясны, но нормализовать отношения необходимо, чтобы не страдала работа. Что бы вы предприняли в первую очередь?

6) На 18.00 Вы пригласили к себе родителей школьника, который постоянно опаздывает на все уроки, для выяснения причин его опозданий и принятия совместных мер по решению этой проблемы. Но сами неожиданно опоздали на 15 мин. Родители пришли вовремя и ждут Вас. Как вы начнете беседу при встрече?

7) Вы недавно устроились на работу и тут же получили приглашение на корпоративную вечеринку. Как будете себя вести среди еще незнакомых коллег, с которыми Вам предстоит работать?

8) Ученик 7-го класса выбегая из классной комнаты, сильно толкает Вас. Учащиеся замерли. Мальчик извинился. Что Вы предпримете в такой ситуации?

9) Увидев Вас в коридоре, подросток сказал: «Вы больны? У Вас очень усталый и утомленный вид». Какова будет Ваша реакция?

Обсудить результаты выполненного задания.

Задание 5. Объяснить, как понимается «золотое правило этики» применительно к поведению в компьютерных сетях. Предъявить разработанные при подготовке к занятию правила сетевого этикета.

Какие из них обязательны для специалиста в психолого-педагогической деятельности?

Результаты лабораторно-практического занятия : в письменном виде оформленная рефлексия «Теперь я уверена, что буду чувствовать себя уверенно в отношениях с коллегами, воспитанниками и их родителями….» (Теперь я еще больше беспокоюсь о том, что буду испытывать сложности в отношениях с коллегами, воспитанниками и их родителями….»)

План-график самостоятельной работы студентов

№ п/п Раздел дисциплины курса Формы самостоятельной работы Срок Форма контроля
1. Профессио-нальная этика в системе общего и прикладного этического знания 1. Составить конспект «Понятие и основные черты профессиональной морали». 2. Как вы понимаете следующие утверждения: а) профессиональная этика помогает профессионалам привести принципы своей деятельности в соответствие с общественными представлениями о должном; б) этические основы поведения профессионалов определяет общество, а не сам профессионал или общность коллег по профессии; 3. Раскрыть содержание функций профессиональной этики, привести примеры реализации каждой из них. 3.04 Письменный ответ
2. Профессио-нальная педагогичес-кая этика 1. Написать сочинение-рассуждение на одну из тем. · Педагог: права и обязанности по отношению к обществу. · Смысл и содержание профессионального долга педагога. · Вечные нравственные ценности в деятельности педагога. · Личный пример как отражение моральных принципов педагога. 2. Раскрыть особенности проявления корпоративности в педагогической этике. 3. Раскрыть содержание основных понятий педагогической этики и предложить пути их реализации в своей деятельности. 10.04 Сочинение Письменный ответ
3. Этика отношений в системе «педагог – учащийся» 1. Составить перечень этических правил поведения в системе «педагог – учащийся». Обосновать их необходимость. 2. Аргументировано ответить на вопрос: Как проявляется педагогический такт в системе «педагог – учащийся»? 3. Аргументировано ответить на вопрос: Какие установки педагога способны оказать пагубное воздействие на личности учащихся? 17.04 Перечень правил Письменный ответ
4. Этика отношений в системе "педагог - педагог" 1. Составить конспект по теме.

В условиях легализации рыночных отношений, а главное - в условиях, когда все большей реальностью становятся так называ­емые «рыночные личности» (по Э.Фромму), важно определить, каковы уровни этической регуляции деятельности самых разных людей, влияющие на их сущностные жизненные и профессио­нальные выборы. Также интересно рассмотреть, чем может руко­водствоваться психолог-профконсультант в сложных этических си­туациях. Традиционно в этике выделяются правовой, моральный и нравственный уровни.

Правовой уровень регуляции. На правовом уровне четко форму­лируются правила поведения в конкретном обществе (в виде офи­циально принятых законов, кодексов, конституций, положений, ZK.аЖностных инструкций и др.), а также определяется ответствен­ность за нарушение этих правил. Человек, попавший в сложную ситуацию, может ориентироваться на существующие законы. Ори­ентация на законы является также важным регулятором этиче­ского поведения.

Психолог-профессионал в своей деятельности, как и любой гражданин, обязан выполнять существующие законы своей стра­ны, а также стремиться к выполнению норм международного пра­ва, тем более что во многих международных документах затраги­ваются существенные аспекты психолого-педагогической помо­щи разным людям.

Основные международные и отечественные правовые докумен­ты, определяющие работу педагога и психолога: «Всеобщая дек­ларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», Закон РФ «Об образовании» и др.

Моральный уровень регуляции. Смысл выделения морального Уровня регуляции деятельности психолога состоит в том, что он отражает существующие традиции, правила, нормы и даже пред­рассудки, определяющие взаимоотношения между психологами и клиентами, психологами и заказчиками, а также между самими коллегами-психологами. Особенность этих норм заключается в том, что они зачастую не имеют обязательной силы (по крайней мере, ответственность за их нарушение не сравнима с ответственностью З а нарушение норм официального закона). Заметим, что и эти (моральные) нормы также могут быть несовершенными, но пси­холог, работающий с реальными людьми, должен учитывать, на что большинство из них ориентируются, чего они ожидают от Профессионального поведения самого психолога.


Как это ни парадоксально, но приходится учитывать (в том чис ле) и некоторые ошибочные, неоправданные ожидания от пи холога и в какой-то мере даже «подыгрывать» этим ожиданиям.

Естественно, с разными клиентами поведение психолога та* же будет разным, но в любом случае он должен не навязываа своего личного представления о правильном поведении, а бь более гибким во взаимоотношениях с разными людьми.


В психологии моральный уровень обычно отражается в этиче ских принципах профессиональной деятельности, которые бол

Смысл подлинной нравственности заключается в том, что ч(ловек в сложной этической ситуации берет ответственность за ci поступки на самого себя. При этом если на уровне нормативн| правового регулирования ответственность во многом nepei дывается на существующие законы (от человека требуется Л1 правильно их исполнять), если на уровне моральной регуляг ответственность перекладывается на общественное мнение (и зде от человека требуется действовать в соответствии с существую! ми нормами поведения), то на уровне нравственной регуляции ловек обращается к своей совести и уже сам несет ответственнс за свои действия. Как писал М.Ганди, «в вопросах совести зак| большинства не действует». А еще задолго до него Квинтили! говорил, что сама «совесть - это тысяча свидетелей».

Проблема состоит в том, что хотя в обществе и существу! определенные представления о совести, но главное - ответе ность самого человека, когда он становится по-настоящему ческим субъектом.

Существуют реальные сложности в реализации нравстве* позиции психолога: 1) коллеги, клиенты, студенты могут не нять и даже осудить такого психолога, ведь нравственная поз! может заключать в себе определенный вызов примитивному обВ ственному мнению; 2) формально никто не вправе требовать! психолога, чтобы он был нравственным; 3) недопустимо форГ лизовывать нравственно-воспитательную работу, это привело f" неизбежному опошлению самой идеи профессиональной coi

Нравственный поступок в психолого-педагогической деят сти. При рассмотрении этических проблем психологии прс поступка все больше становится важным отправным пункто» только для анализа реального поведения психолога, но и для * мирования у него готовности к действиям при решении прг ческих, исследовательских и других проблем. М. М. Бахтин в* ляет следующие основные свойства поступка:

Нетехнологичность (аксиологичность) поступка, обрече* на непонимание большинства окружающих, когда исполне техническая сторона - нечто второстепенное, главное же -" факт поступка;


Единственность поступка (по принципу: «Это могу совершить
только я и только в данное время»);

Ответственность за совершаемый поступок, т.е. понимание
того, что при самых благородных намерениях конкретные дей­
ствия могут ухудшить ситуацию для других людей;

Со-бытийность поступка, т.е. его включенность в реальную
жизнь, а не чисто умозрительные рассуждения о благородстве
(см.: Бахтин М.М., 1995).

М. М. Бахтин выделяет три основных варианта совершения по­ступка:

Ценность настолько глобальна, что противоречие с другими
ценностями исключено (например, жизнь ребенка);

Поступок основан на индивидуальной системе ценностей (на­
пример, «крестьянская мудрость» и «здравый смысл», позволяю­
щие человеку вести себя достойно в сложных ситуациях);

Предполагается длительная внутренняя работа с ценностями,
проведенная ранее или ведущаяся непрерывно. Именно «длящий­
ся поступок» (по М. К. Мамардашвили) превращается в средство
саморазвития личности, в том числе и личности самого психо­
лога.

Например, в деятельности преподавателя психологии это мог­ло бы быть смелое обсуждение тех реальных проблем, которые волнуют многих людей в обществе, но о которых пока еще боль­шинство даже боятся серьезно задумываться, а не то что обсуж­дать эти проблемы публично. Это может быть также открытое пуб­личное осуждение поборов и взяток со стороны коллег-препода­вателей, но на такой поступок пока еще мало кто способен, ведь многие могли бы воспринять это как явное «отклонение» от норм поведения «порядочного» психолога, а кто-то на этой основе во­обще мог бы поставить такому смелому психологу «диагноз».

«Воодушевленность» как важное условие нравственно-воспита­тельной работы психолога. Личность педагога и личности учени­ков, - это определенные «волевые центры», считает Г. Мюнстенберг. «Когда мы входим в класс и заинтересовываемся учениками, мы в их глазах являемся волей, а они являются волей в наших гла­зах», - пишет он (Мюнстенберг Г., 1997, с. 44-45).

Интересны рассуждения Г. Мюнстенберга о главной задаче учи­теля: «Об учителе, сидящем за своим столом, точно так же, как о священнике на кафедре, можно сказать, что, не имея веры в сердце, он осужден... Воодушевленная вера в ценность челове­ческих идеалов - это самое лучшее, что ребенок может приоб­рести, сидя у ног учителя. В высшем смысле это самая полезная Ве Щь, которая может быть усвоена в классе» (там же, с. 307 - 309).

Таким образом, речь идет не просто о воодушевленности, а именно о воодушевленности благородными идеями. Но каков кри-


Терий благородства идей? Вероятно, здесь важен сам поиск бла-| городной идеи, а не просто четкая фиксированное^ на благород^ стве, уже кем-то определенном. Но и в таком поиске важно учи4| тывать опыт культуры, т.е. от чего-то все-таки отталкиваться, а ней начинать с «чистого листа». И здесь мы приходим к проблеме «об-Ц щечеловеческих ценностей» - о ней речь пойдет в 15.6.

Аминат Афашагова

Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности

Пояснительная записка

Дисциплина «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности» представляет базовую часть профессионального цикла федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 050400.62 «Психолого-педагогическое образование» подготовки бакалавров психолого-педагогической деятельности.

Необходимость изучения данной дисциплины обосновывается тем, что качество современного образования определяется не только его содержанием и новейшими образовательными технологиями, но и гуманистической направленностью психолого-педагогической деятельности, компетентностью и адекватным уровнем нравственно-этической культуры специалиста. Современная социокультурная ситуация обосновывает приоритет нравственного воспитания перед обучением в системе образования. Воспитание как самостановление субъекта имеет природно-социальное значение, поскольку процесс самопознания жизненного опыта и саморазвития направлен на естественное самосохранение, а также самообеспечение и самоутверждение в собственном теле и духе, в коллективе, в природе и обществе. Предполагается, что в процессе вузовского образования будущий бакалавр, специалист должен овладеть определённым уровнем нравственной культуры, определёнными моральными установками, развивать свою этическую позицию, нравственный опыт.

Материалы учебного пособия «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности» представляют собой совокупность дидактических материалов, направленных на реализацию содержательных, методических и организационных условий подготовки по направлению «Психолого-педагогическое образование» и ориентированы на реализацию компетентностного подхода в обучении.

Цель и задачи дисциплины. Изучение дисциплины направлено на формирование у будущего бакалавра следующих компетенций :

– способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социокультурной среды (ОК-1);

– владеет моральными принципами и нормами, основами нравственного поведения (ОК-3);

– способен учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий (ОК-8);

– готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3);

– готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую и др. (ОПК-5);

– способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);

– готов использовать знание нормативных документов и знания предметной области в культурно-просветительской работе (ОПК-7);

– способен принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач (ОПК-10);

– способен использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства (ОПК-12).

Задачи воспитательного характера :

– развитие профессиональной и духовно-нравственной культуры будущего бакалавра;

– формирование и развитие индивидуального нравственного сознания у студента, профессиональной ответственности за жизнь, здоровье и развитие обучающегося;

– формирование ценностного отношения к профессиональной психолого-педагогической деятельности;

– формирование мотивации к более осознанному и эффективному овладению компетенциями профессиональной деятельности, потребности и готовности к ценностно-этической самооценке, самоконтролю, личностному и профессиональному самосовершенствованию;

– развитие и совершенствование у будущего бакалавра личностных качеств, обеспечивающих эффективное общение в психолого-педагогической деятельности: с обучающимися, их родителями, коллегами, а также гуманного, уважительного отношения к ребёнку, принятия и веры в его возможности;

– развитие экологической (инвайpонментальной) этики – человеческой мысли и поведения, оpиентиpованных на то, что хорошо или плохо для целостной системы «человек-пpиpода», включая животных, растения и экосистемы.

Пособие построено на принципах :

Научности – соответствия содержания образования уровню современной науки;

Доступности – соответствия излагаемого материала уровню подготовки студентов;

Системности – осознания места изучаемого вопроса в общей системе знаний;

Связи теории с практикой, показывающей важность применения фундаментальных знаний для решения общепедагогических и этических знаний.

Требования к освоению содержания дисциплины. Выпускник, изучивший содержание дисциплины «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности» должен:

знать :

Ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования, мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;

Роль и место профессиональной этики в системе наук, общее и специфику различных видов профессиональной этики;

Систему необходимых личностно-профессиональных качеств педагога;

Основные этические правила, нормы и требования делового и межличностного этикета, в соответствии с которыми нужно строить своё поведение и взаимоотношения в профессиональной деятельности;

Принципы, функции, стили, способы педагогического общения и взаимодействия с различными возрастными и социальными категориями субъектов коммуникации: учащимися, родителями, коллегами и социальными партнерами;

Средства и способы профессионального самопознания и саморазвития.

уметь :

На основе этических требований определять отношение и стратегию поведения по отношению к своему профессиональному долгу и субъектам общения;

Разбираться в современных проблемах профессиональной этики в психолого-педагогической деятельности;

Оперировать этическими понятиями, принципами, нормами;

Проводить обзоры книг, журнальных статей, художественной литературы по психолого-педагогической тематике;

Применять на практике теоретические и прикладные знания в области профессиональной этики, делового и повседневного этикета;

Использовать различные формы, виды устной и письменной коммуникации;

Общаться, вступать в сотрудничество, вести гармонический диалог и добиваться успеха в процессе коммуникации;

Работать в коллективе, конструктивно строить отношения с учащимися, коллегами, администрацией, социальными партнерами;

Анализировать специфику, сходство и необходимость сочетания в практике работы этических и административно-правовых норм;

Руководствоваться в поведении принципами толерантности, диалога и сотрудничества;

Обращаться к проблемам профессионального самосознания, самовоспитания, самоконтроля;

Регулировать своё поведение, взаимоотношения с учащимися, родителями, коллегами в соответствии с требованиями морали, понятием о долге и профессиональной этике педагога, психолога;

Выявлять зоны ценностно-этических противоречий и конфликтов в профессиональной педагогической деятельности, владеть навыками их разрешения;

Ценностно-этической самооценки, самосовершенствования, самоконтроля, вырабатывать систему личностных норм-ориентиров собственной профессиональной деятельности и следовать ей;

Проектирования и построения позитивного профессионального имиджа и этикетного поведения;

иметь навыки :

Этико-аксиологического анализа процессов, ситуаций, отношений, поступков;

Общения и взаимодействия, организации коммуникативной деятельности в профессиональной сфере;

Предотвращения и прекращения конфликтов;

Публичного выступления в профессиональной деятельности, аргументации, ведения дискуссии и полемики.

Программа учебной дисциплины «Профессиональная этика в психолого -педагогической деятельности»

Раздел I. Методолого-теоретические основы профессиональной этики

Тема 1. Предмет, специфика и задачи профессиональной этики.

Этимология и генезис терминов «этика», «мораль», «нравственность», «профессиональная этика». Предмет и задачи профессиональной этики. Этические концепции. Отношение к морали. Содержание профессиональных педагогических аксиом. Идеи философов (Аристокл (Платон), Аристотель, Кант, Конфуций. Марк Квинтилиан, М. Монтень) классиков педагогики (Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Дистервег, К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко), современных исследователей (В. И. Андреев, Ш. А. Амонашвили, Д. А. Белухин, В. Н. Чернокозова, И. И. Чернокозов, В. И. Писаренко, И. Я. Писаренко, Л. Л. Шевченко) о нравственных качествах педагога.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш бизнес - От идеи до реализации