Ваш бизнес - От идеи до реализации

Литература как искусство слова

Выполнила

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №32 города Братска

Туголукова Елена Николаевна


Цель урока

сформировать представление о литературе как искусстве слова


Лексическая работа

И ск у сс тво – ср.

1. Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. Искусство музыки

2. Умение, мастерство, знание дела. Владеть искусством вязания

3. Самое дело, требующее такого умения, мастерства. Военное искусство


Виды искусства

Живопись

Танец

Музыка

Фотография

Театр

Скульптура

Телевиде-

Литература

Кино


Осень (живопись)

Исаак Ильич Левитан

(1860-1900 г.г.)


Осень (живопись)

Какое настроение

передаёт

в этих картинах

И.И. Левитан?

«Октябрь», 1891

Исаак Ильич Левитан

(1860-1900 г.г.)

«Золотая осень», 1895


Осень (фотография)

Какие мысли навевают эти фотографии?


Осень (музыка)

«Мелодия осени»

Какие образы возникают, когда слышите эту мелодию?

Фредерик Шопен

(1810-1849 г.г.)


Осень (литература)

Жжет сентябрь листву сухую на осинах,

Арбузом душистым пахнут зори,

Кружевные нити паутины

Серебром сверкают на заборе…

Н.Лебедько

  • Какие картины представляете после прочтения стихотворения?
  • Какие краски взяли бы, чтобы нарисовать этот пейзаж?

  • Как перекликаются между собой представления об осени представителей разных видов искусств?
  • Какими средствами пользуются художники, фотографы, поэты, композиторы, чтобы создать осеннюю картину природы?

С помощью цвета красок создает

картину осенней природы.

С помощью звуков мелодии создает картину осеннего пейзажа.

Рисует картину осенней природы словами . Как музыкален и выразителен может быть язык! Сколько возможностей для изображения жизни таится в слове. Словами можно передать и настроение, которое навевала и музыка Шопена, и краски

картины Левитана.


Лексическая работа

Л и т е рат у́ ра - в широком смысле слова: совокупность любых письменных текстов. Чаще всего под литературой понимают художественную литературу, то есть литературу как вид искусства.


Лексическая работа

Л и т е рат у ра

  • Произведения письменности, имеющие общественное, познавательное значение. Научная литература
  • Письменная форма искусства, совокупность художественных произведений (поэзия, проза, драма). Теория литературы
  • Совокупность произведений какой-нибудь отрасли знания, по какому-нибудь специальному вопросу. Политическая литература

Лексическая работа

Л и т е рат у ра

то есть «буква».


Лексическая работа

Л и т е рат у ра

Слово это пришло к нам в язык в XVIII веке,

заимствовано из латинского языка

и происходит от латинского слова «litera»,

то есть «буква».

Литература – искусство письменного слова.


Подведение итогов

Л и т е рат у ра – это …


Подведение итогов

Л и т е рат у ра – это …

это особенный вид искусства, который с помощью слов может передать и настроение, и краски, и звуки, изображая жизненные картины.



Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Кроме литературы, чем и дышать, Опускаясь на дно морское… М.Щербаков. Целое лето

«Как человек, как личность писатель русский… стоял освещенный ярким светом беззаветной и страстной любви к великому делу жизни – литературе, к усталому в труде народу, грустной своей земле. Это был честный боец, великомученик правды ради, богатырь в труде и дитя в отношении к людям, с душою, прозрачной, как слеза, и яркой, как звезда бледных небес России». М.Горький.

«Вся Греция и Рим питались только литературою: школ, в нашем смысле, вовсе не было! И как возросли. Литература собственно есть единственная школа народа, и она может быть единственною и достаточною школою … » В.Розанов.

«Русская литература… всегда была совестью народа. Ее место в общественной жизни страны всегда было почетным и влиятельным. Она воспитывала людей и стремилась к справедливому переустройству жизни». Д. Лихачев. Д.С.Лихачев

Стихи русских поэтов о писательском труде, о роли писателей в обществе

Иван Бунин Слово Молчат гробницы, мумии и кости,- Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный - речь.

А.Ахматова Творчество Бывает так: какая-то истома; В ушах не умолкает бой часов; Вдали раскат стихающего грома. Неузнанных и пленных голосов Мне чудятся и жалобы и стоны, Сужается какой-то тайный круг, Но в этой бездне шепотов и звонов Встает один, все победивший звук. Так вкруг него непоправимо тихо, Что слышно, как в лесу растет трава, Как по земле идет с котомкой лихо... Но вот уже послышались слова И легких рифм сигнальные звоночки,- Тогда я начинаю понимать, И просто продиктованные строчки Ложатся в белоснежную тетрадь.

Б.Пастрнак Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте. До сущности протекших дней, До их причины, До оснований, до корней, До сердцевины. Всё время схватывая нить Судеб, событий, Жить, думать, чувствовать, любить, Свершать открытья. О, если бы я только мог Хотя отчасти, Я написал бы восемь строк О свойствах страсти. О беззаконьях, о грехах, Бегах, погонях, Нечаянностях впопыхах, Локтях, ладонях. Я вывел бы ее закон, Ее начало, И повторял ее имен Инициалы. Я б разбивал стихи, как сад. Всей дрожью жилок Цвели бы липы в них подряд, Гуськом, в затылок. В стихи б я внес дыханье роз, Дыханье мяты, Луга, осоку, сенокос, Грозы раскаты. Так некогда Шопен вложил Живое чудо Фольварков, парков, рощ, могил В свои этюды. Достигнутого торжества Игра и мука - Натянутая тетива Тугого лука.

Вопросы Почему литературу называют искусством слова? Покажите на примерах, что такое искусство слова? Вспомните произведения, герои которых читают книги и дают им свои оценки. Чем важна для них литература? Что вы узнали из литературы о любви и предательстве, о смерти и бессмертии, о благородстве и подлости? Важны ли такие знания для человека? Как литература помогла вашему собственному духовному развитию? - Что полезного может дать современному человеку чтение литературы прошлого?

Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный, бог знает откуда, колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог знает в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем. Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!

Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»

“ Ты хочешь знать, что видел я На воле? - Пышные поля, Холмы, покрытые венцом Дерев, разросшихся кругом, Шумящих свежею толпой, Как братья в пляске круговой. Я видел груды темных скал, Когда поток их разделял, И думы их я угадал: Мне было свыше то дано! Простерты в воздухе давно Объятья каменные их, И жаждут встречи каждый миг; Но дни бегут, бегут года - Им не сойтися никогда!

М.Ю.Лермонтов «Мцыри»

Ответить письменно на один из вопросов: Как связаны человек и история в «Капитанской дочке» А.С.Пушкина? Какие нравственные ценности утверждает поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри»? Что «дурное в России» высмеивают Н.В.Гоголь в пьесе «ревизор» и М.Е. Салтыков-Щедрин в сказках? Принести на урок текст «Слова о полку Игореве» - древнерусский текст и его перевод на современный русский язык. Домашнее задание

Спасибо за урок!!!


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Философы придумали много как серьезных, научных, так и шуточных, остроумных определений человека. «Человек - двуногое животное, но без перьев», - утверждал Сократ. «Человек - общественное, политическое животное», - возражал Аристотель. Человека называли существом созидательным, деятельным, свободным, священным, играющим, поэтическим. ЛИТЕРАТУРА: зачем и для кого?

3 слайд

Описание слайда:

Самым распространенным определением стало: homo sapiens - человек разумный. Но это разумное существо в течение тысячелетий невозможно представить еще без одного свойства. Какого? ЛИТЕРАТУРА: зачем и для кого?

4 слайд

Описание слайда:

Разумный человек, как пра­вило, - homo legens - человек читающий. Процесс чтения возводится в ранг важнейшей человеческой потребности, наряду с разумом, деятельностью, общением. ЛИТЕРАТУРА: зачем и для кого?

5 слайд

Описание слайда:

Портрет эпохи Память человечества Зеркало на большой дороге Пейзаж на столе Собеседник Дитя разума Тело мысли Машина времени Учебник жизни Кусок дымящейся совести Источник знаний Портрет души Запечатленное время Что это?

6 слайд

Описание слайда:

Всматриваясь в эти определения, можно заметить, что они разделяются на три группы, даются с трех разных точек зрения: с точки зрения автора, текста, читателя.

7 слайд

Описание слайда:

Таким образом, книга - не просто текст под переплетом. Она включена в процесс эстетического общения (коммуникации), представляет средний элемент коммуникативной цепочки Автор (Писатель) - Книга (Произведение) - Реципиент (Читатель) Эстетическое общение

8 слайд

Описание слайда:

Книга обязательно предполагает читателя, рассчитывает на него. Такого читателя поэт О. Э. Мандельштам называл провиденциальным собеседником, другой поэт, М. И. Цветаева, - абсолютным читателем, прозаик А. Н. Толстой - составной частью искусства. Читатель

9 слайд

Описание слайда:

Читать - это значит писать. Отраженно, ослаблено, в иной потенции, но мы пишем «Евгения Онегина», когда «Евгения Онегина» читаем. Если читатель сам в душе не художник, он в своем авторе ничего не поймет Ю.Айхенвальд о читателе

10 слайд

Описание слайда:

Разные книги читают с разными целями. Чтение, как выразился один философ, - это «труд и творчество». Почему? Труд и творчество

11 слайд

Описание слайда:

Книге в ее современном виде около шестисот лет. Долгое время она считалась двигателем прогресса, высшим достижением культуры. «Типографским снарядом» называл книгу А.С. Пушкин. Однако к середине XX века положение стремительно изменилось. В сфере культуры агрессивно утвердились так называемые аудио­визуальные средства общения, основанные не на слове, а на картинке (кино, телевидение, компьютерные технологии). Уже провозглашен конец книжной «галактики Гуттенберга» и наступление новой «зрелищной» эпохи, превращающей весь мир в большую электронную деревню. Слово или картинка?

12 слайд

Описание слайда:

В конце 1950-х годов американский писатель Рэй Брэдбери написал мрачную антиутопию «451° по Фаренгейту». Люди в обществе будущего сидят запертыми в огромных телевизионных комнатах, уставившись в экран. А пожарные занимаются тем, что сжигают дома тех обитателей, которые еще пытаются хранить и читать книги. Но в борьбе с этим насилием возникает противодействие. Сторонники прежней культуры бегут из телевизорного города и сами становятся живыми книгами, надеясь на будущее возрождение. «451° по Фаренгейту»

13 слайд

Описание слайда:

Мрачная антиутопия Брэдбери в полном объеме, к счастью, не осуществилась, хотя книги преследовали и уничтожали в разных странах: в гитлеровской Германии, сталинском СССР, Китае и Кампучии. Рукописи не горят?

14 слайд

Описание слайда:

Существует преступление более тяжкое - пренебрежение книгами, их нечтение. За преступление это человек расплачивается всей своей жизнью; если же преступление это совершает нация - она платит за это своей историей. Иосиф Бродский о книге

15 слайд

Описание слайда:

Даже политический выбор Бродский предлагает делать по литературным признакам. «Я не призываю к замене государства библиотекой - хотя мысль эта неоднократно меня посещала, - но я не сомневаюсь, что, выбирай мы наших властителей на основании их читательского опыта, а не на основании их политических программ, на Земле было бы меньше горя.. Иосиф Бродский о книге

16 слайд

Описание слайда:

Книга в современной культуре действительно находится в сложном положении. Конфликт слова и картинки приобретает очень острые формы, и способы его разрешения скрыты во мгле будущего. Слово или картинка?

17 слайд

Описание слайда:

В отличие от восприятия всех других видов искусства, чтение - занятие глубоко индивидуальное и творческое, - утверждает Бродский. Оно формирует человека не только эстетически, но и нравственно, развивает н поднимает его, хотя и не делает более счастливым. Творческое восприятие

18 слайд

Описание слайда:

В своей статье «Россия: национальный вопрос», напечатанной в одном из прошлогодних номеров «Независимой газеты», Президент страны Владимир Путин предложил опросить отечественных культурных авторитетов и сформировать список 100 книг, которые должен прочитать каждый выпускник российской школы. Так появился проект «Формирование перечня 100 книг по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемых к самостоятельному прочтению». Конкурс на его реализацию выиграл Санкт-Петербургский государственный университет, заказчиком выступило Министерство образования и науки РФ. 100 КНИГ Если бы хам прочёл бы хоть 20 книг в жизни, наверно бы, выражался чуть по другому …

19 слайд

Описание слайда:

1. Адамович А., Гранин Д. Блокадная книга 2. Айтматов Ч. И дольше века длится день…/ Белый пароход 3. Аксенов В. Звездный билет/ Остров Крым 4. Алексин А. Мой брат играет на кларнете 5. Арсеньев В. Дерсу Узала 6. Астафьев В. Пастух и пастушка/ Царь-рыба 7. Бабель И. Одесские рассказы/ Конармия 8. Бажов П. Уральские сказы 9. Белых Л., Пантелеев Л. Республика ШКИД 10. Богомолов В. Момент истины (В августе сорок четвертого) 11. Бондарев Ю. Батальоны просят огня/ Горячий снег 12. Боханов А. Император Александр III 13. Булгаков М. Белая гвардия 14. Булычев К. Приключения Алисы 15. Бунин И. Темные аллеи 16. Быков В. Мертвым не больно/ Сотников 17. Васильев Б. А зори здесь тихие.../ В списках не значился 18. Вернадский Г. Начертание русской истории 19. Волков А. Волшебник Изумрудного города 20. Гайдар А. Тимур и его команда/ Голубая чашка/ Чук и Гек 21. Гамзатов Р. Мой Дагестан/ Стихотворения 22. Гиляровский В. Москва и москвичи 23. Гончаров И. Обыкновенная история 24. Горянин А. Россия. История успеха (в 2-х книгах)/ Россия: история успеха 25. Грин А. Алые паруса/ Бегущая по волнам 100 КНИГ

20 слайд

Описание слайда:

26. Гумилёв Л. От Руси до России 27. Гумилев Н. Стихотворения 28. Деникин А. Очерки русской смуты 29. Джалиль М. Моабитская тетрадь 30. Довлатов С. Зона/ Чемодан/ Заповедник/ Рассказы 31. Достоевский Ф. Идиот 32. Драгунский В. Денискины рассказы 33. Дудинцев В. Белые одежды 34. Думбадзе Н. Я, бабушка, Илико и Илларион 35. Ибрагимбеков М. И не было лучше брата 36. Ильин И. О России. Три речи 37. Ильф И., Петров Е. Двенадцать стульев/ Золотой телёнок 38. Ишимова А. История России в рассказах для детей 39. Искандер Ф. Сандро из Чегема 40. Каверин В. Два капитана/ Открытая книга 41. Кассиль Л. Будьте готовы, Ваше высочество!/ Кондуит и Швамбрания 42. Катаев В. Белеет парус одинокий 43. Кондратьев В. Сашка 44. Кончаловская Н. Наша древняя столица 45. Крапивин В. Мальчик со шпагой 46. Кузьмин В. Сокровище нартов: Из кабардинских и балкарских сказаний о богатырях-нартах 47. Куприн А. Поединок/ Гранатовый браслет 48. Лагин Л. Старик Хоттабыч 49. Лесков Н. Очарованный странник 50. Лихачев Д. «Слово о полку Игореве» и культура его времени/ Раздумья о России (сборник)/ Рассказы русских летописей XII - XIV вв. 100 КНИГ

21 слайд

Описание слайда:

51. Лотман Ю. Беседы о русской культуре/ Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий 52. Набоков В. Дар/ Защита Лужина /Приглашение на казнь 53. Некрасов В. В окопах Сталинграда 54. Носов Н. Приключения Незнайки и его друзей/ Незнайка на Луне/ Живая шляпа / Мишкина каша 55. Обручев В. Земля Санникова 56. Олеша Ю. Три толстяка 57. Островский Н. Как закалялась сталь 58. Паустовский К. Повесть о жизни/ Мещерская сторона 59. Пикуль В. Реквием каравану PQ-17/ Миниатюры 60. Приставкин А. Ночевала тучка золотая 61. Петрушевская Л. Рассказы и повести 62. Полевой Б. Повесть о настоящем человеке 63. Прутков Козьма. Сочинения 64. Распутин В. Прощание с Матерой 65. Рождественский Р. Стихотворения 66. Рубцов Н. Стихотворения 67. Руставели Ш. Витязь в тигровой шкуре 68. Рыбаков А. Кортик/ Бронзовая птица/ Выстрел 69. Самойлов Д. Стихотворения 70. Симонов К. Стихотворения/ Живые и мертвые 71. Соловьев Л. Повесть о Ходже Насреддине 72. Стругацкий А., Стругацкий Б. Понедельник начинается в субботу/ Трудно быть богом 73. Токарева В. Рассказы и повести 74. Толстой А. Князь Серебряный 75. Толстой Л. Хаджи-Мурат/ Казаки/ Анна Каренина 100 КНИГ

22 слайд

Описание слайда:

76. Тукай Г. Шурале 77. Тынянов Ю. Пушкин/ Смерть Вазир-Мухтара 78. Успенский Э. Крокодил Гена и его друзья./ Дядя Федор, пес и кот 79. Фадеев А. Молодая гвардия/ Разгром 80. Фраерман Р. Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви 81. Хетагуров К. Стихотворения 82. Шварц Е. Дракон/ Снежная королева 83. Шукшин В. Рассказы 84. Эйдельман Н. Лунин/ Твой девятнадцатый век 85. Эренбург И. Люди, годы, жизнь 86. Ян В. Чингисхан. Батый. К последнему морю 87. Янин В. Я послал тебе бересту 88. Эпосы, былины, летописи Алпамыш 89. Гэсэр 90. Давид Сасунский 91. Джангар 92. Калевала 93. Кёр-оглу 94. Манас 95. Олонхо 96. Урал-батыр 97. Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым 98. Повесть временных лет 99. Былины (сост. Чечеров К., Ухов П.) 100. Сказки народов России (сост. Ватагин М.) 100 КНИГ

23 слайд

Описание слайда:

Лучшее, самое светлое в нашей истории - это литература и культура. Русская литература, особенно XIX века, - одно из высших достижений мировой культуры. Важная часть памяти человечества, к счастью, существует на русском языке. Самое лучшее и светлое

24 слайд

Описание слайда:

Отбор произведений, которые считаются классикой, производится не отдельными людьми по чьей-то директиве. Это результат совокупных усилий, которые называются историей. А. Пушкина и Н. Гоголя читают почти двести лет и будут читать еще через двести, когда никто не вспомнит современных модных авторов. Почему? Настоящая литература учит самым простым и самым сложным пещам; видеть мир, ценить воображение и понимать человека. Самое простое и самое сложное

25 слайд

Описание слайда:

26 слайд

Описание слайда:

Назовите известные вам науки. Условно они делятся на гуманитарные, естественные, обществен­ные и технические. Попытайтесь дать краткое определение, что такое наука. Наука (Система знаний о природе, человеке, обществе и о способах воздейст­вия на окружающий мир.)

27 слайд

Описание слайда:

Что такое искусство, литература? Познание (Творческое воспроизведение действительности в художественных образах. Что сближает научное и художественное познание и какова их общая цель? (Это духовная деятельность человека. Своей целью она имеет познание мира, человека, общества и воздействие на развитие человека и общества.)

28 слайд

Описание слайда:

Некоторые люди рассуждают так: наука развивает человека и общество, облегчает его жизнь, освещает его путь в будущее. А искусство - это- вымысел, развлечение, отдых. Разве это труд - почитать интересную книжку, послушать музыку, сходить в картинную галерею... Можно ли согласиться с такими выводами?

29 слайд

Описание слайда:

«До тридцатилетнего возраста или даже позднее мне доставляла большое удовольствие всякого рода поэзия, например, произведения Мильтона, Грея, Байрона, Вордсворта, Кольриджа и Шелли, и еще в школьные годы я с огромным наслаждением читал Шекспира, особенно его исторические драмы... Находил большое наслаждение в живописи и еще больше - в музыке. Но вот уже много лет, как я не могу заставить себя прочитать ни одной стихотворной строки... Я почти потерял также вкус к живописи и музыке... Кажется, что мой ум стал какой-то машиной... Утрата этих вкусов равносильна утрате счастья» . Чарльз Дарвин Познакомимся с мнениями трёх великих учёных XIX и XX веков

30 слайд

Описание слайда:

Нобелевский лауреат источник высшего счастья находил вовсе не в науке. Вот его откровение: «Мне лично ощущение высшего счастья дают произведения искусства. В них я черпаю такое духовное блаженство, как ни в какой другой области... Достоевский дает мне больше, чем любой научный мыслитель, больше, чем Гаусс» (немецкий ученый). Эйнштейн также высоко ценил Гомера, Шек­спира, Сервантеса, Гете... Альберт Энштейн

31 слайд

Описание слайда:

«Когда-то я полагал, что только точные науки занимаются настоящим делом. Но эти науки никогда не дадут объяснение феномену человека, неписаным законам, по которым он живет, и сопряженным с ними этическим по­нятиям - справедливости, совести, умению прощать...». Борис Раушенбах Борис Раушенбах – академик, стоящий у истоков космической науки.

32 слайд

Описание слайда:

33 слайд

Описание слайда:

Искусство действительно не открывает законов природы, не создает материальных благ, не избавляет от телесных болезней. Но оно открывает читателю мир души человека, мир прекрасного. Мир прекрасного

34 слайд

Описание слайда:

Наука и искусство взаимосвязаны. Подумайте, в чем эта взаимосвязь? Взаимосвязь науки и искусства (Научные открытия обогащают писателя, художника, композитора пониманием бесконечной сло­жности окружающего мира. Искусство обогащает ученого духовностью, вдохновением. Кстати, подводные лодки, самолеты и мно­гое другое были созданы писателями-фантастами задолго до того, как их спроектировали ученые.) .

35 слайд

Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека

Урок литературы в 9 классе

Субботина И.К.,

учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 448 г. Санкт-Петербурга


Кроме литературы, чем и дышать, опускаясь на дно морское…

М. Щербаков


Литература -

это все произведения письменности, которые имеют определенное общественное значение. Литература может быть научной, художественной, эпистолярной.

В очень упрощенном, обывательском понимании, литература – это книги. Чаще всего мы говорим все-таки о художественной письменной продукции. Литература в этом смысле – явление культуры, вид искусства.

Изучает литературу отрасль науки филологии,

которая называется литературоведение.


Искусство -

это творческое отражение действительности, воспроизведение ее в художественных образах.

Произведением искусства называют далеко не все творения, это должно быть нечто очень качественное, наиболее интересное и способное изменить сознание зрителя (слушателя). Искусство воспринимается человеком всеми органами чувств.






Домашнее задание

ОТВЕТИТЬ ПИСЬМЕННО НА ОДИН ИЗ ВОПРОСОВ:

Как связаны человек и история в «Капитанской дочке» А.С.Пушкина?

Какие нравственные ценности утверждает поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?

Что «дурное в России» высмеивают Н.В.Гоголь в пьесе «Ревизор» и М.Е. Салтыков-Щедрин в сказках?

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш бизнес - От идеи до реализации