Ваш бизнес - От идеи до реализации

Корабли проекта 11661 относятся к категории сторожевых кораблей (российская классификация), или фрегатов (международная классификация). Условное наименование - «Гепард», по классификации НАТО - Gepard. Они предназначены для борьбы с воздушным, наземным, надводным и подводным противником в ближней морской зоне при выполнении боевых задач, связанных с несением дозорной службы, охраной морской экономической зоны страны и ее государственной границы, эскортированием конвоев, одиночных судов, кораблей и т.п.

Проект «Гепард» в российском кораблестроении является базовым для создания целой серии кораблей, относящихся к классам «фрегат» и OPV («защитник»).

Особенности.
Фрегаты типа «Гепард 3.9» проекта 11661К, в настоящее время вводимые в боевой состав флота, значительно отличаются от первых кораблей серии по своей защите и огневой мощи. Начиная с третьего корабля устанавливается современный универсальный РК, способный выполнить боевую задачу по уничтожению береговых и надводных целей, находящихся на расстояниях до 300 км с использованием высокоточных ракет нескольких типов. При строительстве кораблей проекта используются новейшие технологии «стелс», существенно снижающие вероятность обнаружения фрегата средствами радиолокационного наблюдения вероятного противника.

Конструкция.
Все корабли проекта имеют гладкопалубную архитектуру. Для повышения живучести корабля его корпус разделен на десять водонепроницаемых отсеков. Даже при затоплении двух отсеков, расположенных рядом, «Гепарды» остаются на плаву, могут маневрировать и практически полностью сохраняют свою боеспособность.

В качестве главной энергетической установки (ГЭУ) на них монтируется двухвальная установка типа CODOG. Полный ход корабля обеспечивается газовыми турбинами, каждая из них работает на свой вал. Все крейсерские режимы обслуживает среднеоборотный дизель марки 61Д, мощность которого составляет 5884 кВт. Энергопитание всех корабельных потребителей осуществляется от (ГЭУ), состоящей из трех дизель-генераторов (ДГ) (мощность каждого - 600 кВт).

Все помещения оборудованы системами кондиционирования. Применение новейших технологий позволило:
— значительно снизить уровни вторичных полей, теплового и радиолокационного;
— добиться снижения уровней полей корабля, электромагнитного и магнитного.

Корабли проекта 11661 оборудованы средствами обеспечения живучести и пожарозащищенности. Найдено оригинальное решение вопроса размещения палубного вертолета типа Ка-28 или Ка-31 на таких фрегатах. После выполнения боевой задачи он размещается в свободном пространстве между стенками кормовой части надстройки. В случае необходимости вертолет закрывается брезентовым тентом. Это техническое решение позволило не монтировать на корабле ангар. Следующий этап модернизации проекта, «Гепард 5.3», предусматривает размещение палубного вертолета в стационарном ангаре.

Электронное оснащение состоит из боевой информационно-управляющей системы «Сигма-Э», навигационного радара «Горизонт-253», трехкоординатной РЛС обнаружения целей и наведения оружия «Позитив-М31», гидроакустической системы МГК-335ЕМ-03 и многих других комплексов и систем.

Фрегаты типа «Гепард 3.9» изначально создавались как гибкая базовая платформа, комплектуемая по модульному принципу, что позволяет говорить о значительном модернизационном ресурсе, заложенном в проект.

Вооружение.
В настоящее время проработаны варианты моделей проекта 11661, предусматривающие:
— вооружение корабля ЗРК «Штиль-1» средней дальности (ПУ ракет размещаются вертикально);
— ракетные комплексы «Club-N» и «Калибр-НКЭ» (вертикальное размещение ПУ и оснащение электронным вооружением французского производства).

Вооружение кораблей также может быть иностранного производства. Например, ЗУР «Дротик» (Umkhonto) южноафриканского производства в вариантах радиолокационного и ИК наведения с дальностью поражения целей до 12 км. Эти ракеты уже приняты на вооружение ВМС ЮАР и Финляндии. Существует возможность усиления противолодочного вооружения фрегатов по требованию заказчика.

Основным оружием «Гепарда 3.9» в комплектации, поставляемой ВМФ РФ, является ПКРК «Калибр-НК» с двумя пакетными ПУ (четыре контейнера в каждой). В передней части корабля размещена башенная АУ с универсальным орудием. Задачи ПВО решают две спаренные АУ, вместо которых могут использоваться ЗРАК «Пальма» или его вариант ЗРАК 3Р98 с ракетами «Сосна-Р». В качестве дополнительных средств ПВО применяются комплексы «Игла-МК» или «Оса-МА». Корабль может ставить минные заграждения (боекомплект - 20 мин). Все корабельное вооружение способно выполнять боевые задачи при волнении моря силой до 5 баллов.


Сторожевой корабль / корвет / ракетный корабль. Разработка начата в 1982 г. Зеленодольским ПКБ (г.Зеленодольск), главный конструктор - М.М.Нестеренко, с 1986 г. - В.Н.Кашкин. Разработка противолодочного корабля прибрежной зоны велась как развитие проекта МПК пр.1124М с ПЛРК " " с февраля 1982 г. Разработано два варианта тактико-технического задания и в 1983 г. предложено два варианта эскизного проекта - противолодочный корабль с ПЛРК " " в размерности МПК пр.1124М и противолодочный корабль водоизмещением до 2000 тонн с существенно более высокой эффективностью. В апреле 1983 г., после изменения требований ВМФ к проекту, второй проект получил номер 11660 (эспортный вариант - 11660Э) и переклассифицирован в СКР. Анализ проработки проектов показывал, что сдачу экспортного варианта СКР можно планировать на 1990 г. в то время как готовность к сдаче варианта для советского ВМФ по системам вооружений не может быть ранее 1992 г.


Пуск ракеты 3М54 ракетного комплекса "Калибр-НК" с СКР пр.11661К "Дагестан" в ходе учений "Кавказ-2012", Каспийской море, сентябрь 2012 г. (фото из архива Curious, http://forums.airbase.ru).



СКР пр.11661К "Татарстан" заводской №951 на параде в День ВМФ в Астрахани, 29.07.2012 г. (фото - Евгений Луковцев, http://ria.ru).


СКР пр.11661К "Дагестан" заводской №952 на параде в День ВМФ в Астрахани, 28.07.2013 г. (http://militaryphotos.net).


В 1984 г. 1 ЦНИИ МО СССР выдвинул требование об оснащении СКР комплексом ПКР "Уран", разработку которого планировалась начать в 1987 г. В декабре 1984 г. принято Постановление СМ СССР о разработке экспортного СКР пр.11661, СКР для ВМФ СССР пр.11660 и ПСКР пр.11662. Главным конструктором назначен М.М.Нестеренко, заместители - Г.А.Золотарев и В.В.Иванов. Эскизный пр.11661 с двигательной установкой типа CODOG (дизель + два ГТД) закончен в начале 1985 г. В конце 1985 г. закончен эскизный проект СКР пр.11660 . В начале 1986 г. завершено техническое проектирование СКР пр.11661, а в течение года разработано дополнение к эскизному пр.11660 по ПСКР пр.11662. МСП СССР поставлена задача унификации кораблей пр.11660 и пр.11661 на 85% и начаты работы по перекомпоновке проектов под единую конструктивную платформу с разными системами вооружений, отличиями в двигательных установках и обородовании. В 1986 г. главный конструктор проекта М.М.Нестеренко по состоянию здоровья просит освободить его от должности и вместо него назначается В.Н.Кашкин.

В начале сентября 1986 г. началась защита проектов 11660, 11661 и 11662. После доработок под комплекс ПКР "Уран", ГАК "Заря" и другое оборудование окончательно сформулирована концепция "Базовая платформа для семейства кораблей". Для испытаний форм корпуса и влияния обтекателя антенны ГАС на мореходность создана и испытана модель корабля СМ-22 (испытания проводились В.Г.Пасечником и В.Н.Алешиным). Технический проект пр.11661 и эскизный проект пр.11660 утверждены в начале 1987 г. Поставлена задача при разработке техпроекта пр.11660 обеспечить унификацию с пр.11661 на 80%. Используя концепцию "Базовая платформа" Зеленодольское ПКБ начало выпуск рабочей конструкторской документации по пр.11661 и разработку техпроектов пр.11660 и пр.11662. Одновременно шел выпуск рабочей конструкторской документации по пр.11540.


Модель СМ-22 на испытаниях (Зеленодольское ПКБ. Проверены морем. 60 лет 1949-2009 г.г. казань, Вертолет, 2009 г.).


Создание задела под головной СКР пр.11661 на Зеленодольском ССЗ начато в конце 1987 г. В 1988 г. утвержден техпроект пр.11661, начата разработка рабочей конструкторской документации и ведется корректировка пр.11662 с учетом пожеланий Погранвойск СССР. Головной СКР пр.11661 (заводской №951) заложен на Зеленодольском ССЗ в мае 1990 г. (20 октября 1988 г., пр.11660 - по др.данным). Следом заложены заводские №№952 и 953 пр.11661 и головной корабль пр.11660 (заводской №901). Начата разработка рабочей конструкторской документации по пр.11662.

В 1991 г. представлена инициативная проработка, а позже и сокращенный технический проект многоцелевого СКР пр.11663 - вариант СКР пр.11660 с вертолетом, УРО, ПВО, ПЛО и с БИУС. При выборе СКР для постройки ВМФ отдал предпочтение пр.12441 ЦМКБ "Алмаз" (который так и не был построен), а разработка проектов СКР пр.11660 и пр.11663 закрыты в 1992 г. Постановлением СМ России. Работа по пр.11662 пока была продолжена.

В июле 1993 г. головной корабль пр.11661 заводской №951 был спущен на воду и началась его достройка. В феврале 1995 г. в Зеленодольск для освоения СКР прибыл экипаж. В течение 1995 г. от кораблей зав.№№952 и 953 отказался инозаказчик (предположительно, Индия) и их строительство прекращено. В конце 1995 г. прекращено и строительство корабля зав.№951 с готовностью 93%, экипаж распущен, корабль законсервирован из-за отсутствия финансирования и в связи с неопределенностью заказчика (ВМФ России) между разными типами СКР.


Достройка на плаву СКР пр.11661 заводской номер №951, Зеленодольский ССЗ, предположительно 1995 г. (Зеленодольское ПКБ. Проверены морем. 60 лет 1949-2009 г.г. казань, Вертолет, 2009 г.).


В период между 1995 и 1998 годами Зеленодольским ПКБ разработано семейство экспортных проектов "Гепард", выполнен технический проект "Гепард-3.9" для инозаказчика. В 1998 г. закрыт пр.11662 и работы по заложенному кораблю проекта прекращены при готовности корабля 11%.

В 2001 г. руководством ВМФ принято решение о достройке корабля зав.№951 по пр.11661К (первый с таким номером проекта) для Каспийской флотилии под названием "Татарстан". С корабля снято вооружение ПЛО, проведена корректировка проекта. В начале апреля 2002 г. в Зеленодольск для освоения корабля прибыл экипаж. В июле 2002 г. проведено кренование корабля - отклонение от расчетного водоизмещения составило 1 тонну. 12 июля 2002 г. "Татарстан" покинул акваторию Зеленодольского ССЗ и вышел в Махачкалу для прохождения испытаний. В мае 2003 г. СКР прошел мореходные испытания при волнении 5 баллов. Корабль принят ВМФ России в качестве флагмана Каспийской флотилии 31 августа 2003 г.

По неподтвержденным данным последним кораблем проекта для ВМФ России стал СКР "Дагестан". Строительство других кораблей пр.11661К для ВМФ России видимо не планируется. Вывод сделан в т.ч. на основании того, что производство артиллерийской установки для ВМФ России прекращено. Хотя, это может означать оснащение новых кораблей модернизированных проектов 100 мм установкой или .


Конструкция - корпус состоит из 10 водонепроницаемых отсеков, материал корпуса - низколегированная сталь. Надстройка выполнена из коррозионностойкого алюминиево-магниевого сплава. Корабль сохраняет плавучесть и боевые возможности при затоплении любых двух смежных отсеков. Корабль оборудован системой кондиционирования воздуха. Имеются активные успокоители качки.

При строительстве корветов пр.11661Э для ВМС Вьетнама Череповецкий мателлургический комбинат поставлял два типа стали ():
- конструкционный лист марки 10ХСНД;
- судосталь повышенной прочности D40S.

Двигательная установка :

проект описание
пр.11661 двухвальная дизель-газотурбинная установка (ГТУ) типа CODOG, состоящая из двух газотурбинных двигателей (ГТД) М-88 мощностью по 10000 л.с. (15000 л.с. на стадии эскизного проекта) и дизеля экономического хода 61Д мощностью 8000 л.с., работающих через сложные редукторы на два вала и два винта фиксированного шага (ВФШ).
пр.11661К и пр.11661К "Дагестан"
двухвальная дизель-газотурбинная установка (ГТУ) типа CODOG, состоящая из двух газотурбинных двигателей (ГТД) мощностью по 14825 л.с. и дизеля экономического хода 61Д мощностью 8000 л.с., работающих через сложные редукторы на два вала и два винта фиксированного шага (ВФШ).
пр.11661Э "Гепард-3.9" По сообщениям на сайте Зеленодольского завода от 2011 г. на корабле используется "в отличие от газотурбинной экономичная дизельная энергетическая установка" - вероятно,
"Гепард-5.1" двухвальная дизель-дизельная установка типа CODAD, состоящая из 4-х дизелей МТУ мощностью по 4700 л.с. или комбинации из 2 х по 3300 л.с. + 2 х 6500 л.с. дизелей, работающих через сложные редукторы на два вала и два винта фиксированного шага (ВФШ).
"Гепард-5.3" двухвальная дизель-дизельная установка типа CODAD, состоящая из 4-х дизелей МТУ мощностью по 4700 л.с. или комбинации из 2 х по 3300 л.с. + 2 х 6500 л.с. дизелей, работающих через сложные редукторы на два вала и два винта фиксированного шага (ВФШ).


Схема ГЭУ СКР пр.11660 (Зеленодольское ПКБ. Проверены морем. 60 лет 1949-2009 г.г. казань, Вертолет, 2009 г.).


Зональный блок ГЭУ СКР пр.11660 (Зеленодольское ПКБ. Проверены морем. 60 лет 1949-2009 г.г. казань, Вертолет, 2009 г.).


Механика - в ходе испытаний головного корабля пр.11661К "Татарстан" обнаружена вибрация разобщительной муфты на больших оборотах. В ходе доработок вибрация снижена. А к 2003 г. дефект устранен полностью усилиями инженера Б.Г.Лапина.

Энергетика - дизельгенератор(ы) общей мощностью 1800 кВт

ТТХ кораблей :

пр.11661 / пр.11661К (первый)
пр.11661К / пр.11661К "Дагестан"
пр.11661Э "Гепард-3.9" "Гепард-5.1" "Гепард-5.3"
Экипаж 121 чел (в т.ч. 15 офицеров) 120 чел (в т.ч. 12 офицеров) 103 чел (16 запасных мест) 79 чел 102 чел
Длина 102,14 м 102,14 м 102,2 м 102,2 м 102,2 м
Длина по ватерлинии 93,5 м 93,5 м
Ширина 13,9 м 13,9 м 13.6 м (13.1 м по др.данным)
13.1 м 13.1 м
Осадка максимальная
5,3 м - 5,3 м 5,3 м 5,3 м
Осадка габаритная 4.5 м
Осадка без ГАС 3,6 м 3,6 м 3,6 м
Водоизмещение полное 1930 т 1930 т 2100 т 2000 т 2100 т
Водоизмещение стандартное 1500 т 1500 т
Скорость полного хода 28 уз 28 уз 28 уз 25 уз 25 уз
Скорость крейсерского хода
21 уз 21 уз (под дизелем, увеличена в результате доработки с 18 уз)


Скорость экономического хода
10-14 уз 10 уз 10 уз 10 уз
Дальность плавания
5000 миль (10 уз)
3800 миль (14 уз)
1750 миль (22 уз)
950 миль (27 уз)
4000 миль (10 уз), 5000 миль по проекту
3500 миль (14 уз)
950 миль (27 уз)
ок. 4500 миль (10 уз) ок. 4500 миль (10 уз)
Автономность 15 сут 15 сут 20 сут 30 сут 20 сут
Вооружение :
пр.11661 пр.11661 К (первый)
пр.11661 Э "Гепард-3.9"
пр.11661 К "Дагестан"
ПКР 8 (2 ПУ КТ-184 - 2 х 4 ТПК) х комплекс 3К24 "Уран" с ПКР 3М24 / 3М24УД "Уран" - SS-N-25 SWITCHBLADE 8 (2 ПУ КТ-184 - 2 х 4 ТПК) х комплекса 3К24 "Уран" с ПКР 3М24 / 3М24УД "Уран" - SS-N-25 SWITCHBLADE
8 (2 ПУ КТ-184 - 2 х 4 ТПК) х комплекс 3К24Э "Уран-Э" с ПКР 3М24Э "Уран-Э" - SS-N-25 SWITCHBLADE Универсальный Корабельный Стрельбовой Комплекс (УКСК) - установка вертикального пуска типа 3С14Э (в носовой части корабля) на 8 ракет ракетного комплекса "Калибр-НК" с дальностью действия более 300 км
ЗРК ЗРК 4К33 " " - 1 х 2 пусковая установка ЗИФ-122 с боекомплектом 20 ракет 9М33 ЗРК 4К33 " " - 1 х 2 пусковая установка ЗИФ-122 с боекомплектом 20 ракет 9М33


ПЗРК 2 х "Игла-М" 2 х "Игла-М" 2 х "Игла-М" 2 х "Игла-М"
Артиллерия - 1 х 76 мм артиллерийская установка, боекомплект 500 выстр. - 1 х 76 мм артиллерийская установка, боекомплект 314 выстр. В первоначальном варианте -
- 1 х 76 мм артиллерийская установка с СУО 5П-10 "Пума"
Вспомогательное вооружение 2 х 7.62 мм пулемета ПКТ 2 х 14.5 мм пулемета КПВТ на установках МТПУ, 2 х 7.62 мм пулемета ПКТ
2 х 14.5 мм пулеметы КПВТ на установках МТПУ 2 х 14.5 мм пулеметы КПВТ на установках МТПУ
ЗРАК / АК 2 х , боекомплект 2 х 2000 выстр 2 х , боекомплект 2 х 2000 выстр
1 боевой модуль 3Р89 ЗРАК " " с 2 х 4 ПУ ЗУР 9М340Э


Стрельба из артиллерийской установки АК-176 в ходе испытаний первого корабля проекта "Гепард-3.9" для ВМС Вьетнама зав.№954, 2010 г. (http://www.zdship.ru).


Стрельба из установки боевого модуля ЗРАК "Пальма" в ходе испытаний первого корабля проекта "Гепард-3.9" для ВМС Вьетнама зав.№954, 2010 г. (http://www.zdship.ru).



Испытания артиллерийской установки АК-630М на втором корабле проекта "Гепард-3.9" для ВМС Вьетнама зав.№955. Хорошо видно контейнеры ПУ ПКР Х-35 "Уран". 2011 г. (http://www.zdship.ru).


Испытания второго корабля проекта "Гепард-3.9" для ВМС Вьетнама зав.№955. Посадка вертолета Ка-27. 2011 г. (http://www.zdship.ru).


Оборудование :
пр.11661 пр. 11661 К (первый)
пр.11661 Э "Гепард-3.9"
пр.11661 К " Дагестан"
БИУС "Сигма" ? / ОЦ-11661 "Сигма" ? / ОЦ-11661 "Сигма-Э" / ОЦ-11661 (?)
"Сигма" / ОЦ-11661 (?)
РЛС обнаружения воздушных и надводных целей МР-352 "Позитив" / CROSS DOME МР-352МЭ1 "Позитив-МЭ1" / CROSS DOME МР-352 "Позитив-М1" / CROSS DOME
РЛС целеуказания ПКР 34К1 "Монолит" / BASS STAND на построенном корабле. Вероятно в раннем проекте был "Гарпун-Бал" / BAND STAND 34К1 "Монолит" / BASS STAND

В ходе учений 12.12.2011 г. испытывался усовершенствованный комплекс наведения ПКР

34К1 "Монолит" / BASS STAND 34К1 "Монолит" / BASS STAND

"Минерал-М" (по др.данным)

Навигационные РЛС "Кивач" "Кивач" / "Волга" / PALM FROND
МР-212 "Вайгач" МР-212 "Вайгач"
РЛС артиллерийской установки МР-123/176 "Вымпел" - BASS TILT МР-123/176 "Вымпел" - BASS TILT / "Ласка" - в первоначальном варианте проекта.
МР-123/176 "Вымпел" - BASS TILT
РЛС кормовых артиллерийских установок МР-123 - BASS TILT МР-123 - BASS TILT
РЛС ЗРК 2Р33 / POP GROUP 2Р33 / POP GROUP МП3-301 "База" / POP GROUP
Навигационная инерциальная система
ГАК "Зарница" МГК-335М, среднего частотного диапазона, подкилевой антенный пост ГАС и буксируемая ГАС
-
"Зарница" МГК-335МЭ-03, среднего частотного диапазона, подкилевой антенный пост ГАС и буксируемая ГАС -
Буксируемая ГАС среднего частотного диапазона, буксируемый прибор гидроакустического подавления "Змей" -
среднего частотного диапазона, буксируемый прибор гидроакустического подавления "Змей"
-
Электронное противодействие комплекс "Старт" 2 пеленгатора BELL SHROUD, 2 станции подавления BELL SQUAT, комплекс АСОР-11661 "Старт"
- 2 пеленгатора ТК-25Э / BELL SHROUD
- 2 станции подавления BELL SQUAT
- комплекс АСОР-11661
комплекс РЭБ ТК-25
2 пеленгатора BELL SHROUD, 2 станции подавления BELL SQUAT, комплекс АСОР-11661
Станция обнаружения лазерного излучения "Спектр-Ф4" / "Спектр-ФН"
"Спектр-Ф4" / "Спектр-ФН" "Спектр-Ф4" / "Спектр-ФН"
Комплекс связи "Русич-4К" (аппаратура передачи данных)
Обще-эксплуатационная система управления "Ракурс"


Системы вооружений и оборудования на фрегате пр.11661Э "Гепард-3.9" зав.№954 - первый для ВМС Вьетнама, фото 2010 г. (http://www.zdship.ru).


Основные антенные посты РЛС СКР пр.11661К "Дагестан", г.Новороссийск, октябрь 2011 г. (http://www.militaryphotos.net).


Модификации :
пр.11660 "Гепард" - проект прибрежного СКР / противолодочного корабля, главный конструктор - М.М.Нестеренко (с 1986 г. - В.Н.Кашкин).
- 1983 г. - начато проектирование в качестве СКР, готовность головного корабля по системам вооружений оценивалась к 1992 г.

- 1984 г. декабрь - принято Постановление СМ СССР о разработке экспортного СКР пр.11661, СКР для ВМФ СССР пр.11660 и ПСКР пр.11662.
- 1985 г. начало - эскизный пр.11661 с двигательной установкой типа CODOG (дизель + два ГТД) завершен.
- 1986 г. начало - завершено техническое проектирование СКР пр.11661. МСП СССР поставлена задача унификации кораблей пр.11660 и пр.11661 на 85% и начаты работы по перекомпоновке проектов.
- 1986 г. - главный конструктор проекта М.М.Нестеренко по состоянию здоровья просит освободить его от должности и вместо него назначается В.Н.Кашкин.
- 1986 г. начало сентября - начало защиты проектов 11660, 11661 и 11662. После доработок под комплекс ПКР "Уран", ГАК "Заря" и другое оборудование окончательно сформулирована концепция "Базовая платформа для семейства кораблей".
- 1987 г. начало - утвержден технический проект пр.11661. Поставлена задача при разработке техпроекта пр.11660 обеспечить унификацию с пр.11661 на 80%. Начата переработка техпроекта пр.11660.
- 1990 г. - заложен головной корабль пр.11660 (заводской №901) - закладка состоялась после закладки первых трех кораблей пр.11661 .
- 1992 г. - разработка проекта СКР пр.11660 закрыта Постановлением СМ России. Строительство прекращено. По некоторым данным задел разобран на стапеле.

пр.11660 Э / пр.11661 "Гепард" / пр.11661 К (первый) - изначально экспортный вариант СКР пр.11660, позже - ракетный корабль / СКР, главный конструктор - М.М.Нестеренко (с 1986 г. - В.Н.Кашкин).
- 1983 г. апрель - начало проработки проекта в ходе разработки пр.11660 в качестве СКР. Готовность головного корабля по системам вооружений оценивалась к 1990 г.
- 1984 г. - 1 ЦНИИ МО СССР выдвинул требование об оснащении СКР комплексом ПКР "Уран", разработку которого планировалась начать в 1987 г.
- 1984 г. декабрь - принято Постановление СМ СССР о разработке экспортного СКР пр.11661 на базе пр.11660.
- 1985 г. начало - завершен эскизный пр.11661 с двигательной установкой типа CODOG (дизель + два ГТД).
- 1986 г. начало - завершено техническое проектирование СКР пр.11661. МСП СССР поставлена задача унификации кораблей пр.11660 и пр.11661 на 85% и начаты работы по перекомпоновке проектов под единую конструктивную платформу.
- 1986 г. начало сентября - начало защиты проектов 11660, 11661 и 11662. После доработок под комплекс ПКР "Уран", ГАК "Заря" и другое оборудование окончательно сформулирована концепция "Базовая платформа".
- 1987 г. начало - утвержден технический проект пр.11661.
- 1987 г. - с использованием концепции "Базовая платформа" Зеленодольское ПКБ начало выпуск рабочей конструкторской документации по пр.11661.
- 1987 г. конец - начато создание задела под головной СКР пр.11661 на Зеленодольском ССЗ.
- 1988 г. - утвержден окончательный техпроект пр.11661, начата разработка рабочей конструкторской документации.
- 1990 г. май - головной СКР пр.11661 (заводской №951) заложен на Зеленодольском ССЗ. Следом заложены серийные заводские №№952 и 953 пр.11661 и головной корабль пр.11660 (заводской №901).
- 1993 г. июль - головной корабль пр.11661 заводской №951 спущен на воду, начата его достройка.
- 1995 г. февраль - в Зеленодольск для освоения СКР пр.11661 прибыл экипаж.
- 1995 г. - от кораблей зав.№№952 и 953 пр.11661 отказался инозаказчик (предположительно, Индия) и их строительство прекращено.
- 1995 г. конец - прекращено строительство корабля зав.№951 с готовностью 93%, экипаж распущен, корабль законсервирован из-за отсутствия финансирования и в связи с неопределенностью заказчика (ВМФ России) между разными типами СКР.
- 2001 г. - руководством ВМФ принято решение о достройке корабля зав.№951 по пр.11661К (первый с таким номером проекта) для Каспийской флотилии под названием "Татарстан". С корабля снято вооружение ПЛО, проведена корректировка проекта.
- 2002 г. начало апреля - в Зеленодольск для освоения корабля прибыл экипаж.
- 2002 г. июль - проведено кренование корабля - отклонение от расчетного водоизмещения составило 1 тонну.
- 2002 г. 12 июля - "Татарстан" покинул акваторию Зеленодольского ССЗ и вышел в Махачкалу для прохождения испытаний. - 2003 г. май - СКР прошел мореходные испытания при волнении 5 баллов.
- 2003 г. 31 августа - СКР / ракетный корабль "Татарстан" принят ВМФ России в качестве флагмана Каспийской флотилии.


Противолодочный СКР пр.11661 заводской №951 до перестройки по пр.11661К у достроечной стенки Зеленодольского ССЗ, фото 1995-2000 г.г. (http://forums.airbase.ru).


СКР пр.11661К "Татарстан" заводской №951 ("Морская политика России", 2005 г.).


СКР пр.11661 и ракетный корабль пр.11661К "Татарстан" (http://forums.airbase.ru).


пр.11662 / 11662П - пограничный СКР, проект, главный конструктор - М.М.Нестеренко (с 1986 г. - В.Н.Кашкин).
- 1984 г. декабрь - принято Постановление СМ СССР о разработке экспортного СКР пр.11661, СКР для ВМФ СССР пр.11660 и пограничного СКР пр.11662.
- 1985 г. - разработано дополнение к эскизному пр.11660 по ПСКР пр.11662.
- 1986 г. начало сентября - начата защита проектов 11660, 11661 и 11662.
- 1987 г. начало - используя концепцию "Базовая платформа" Зеленодольское ПКБ начало разработку техпроектов пр.11660 и пр.11662.
- 1988 г. - ведется корректировка пр.11662 с учетом пожеланий Погранвойск СССР.
- 1990 г. - начата разработка рабочей конструкторской документации по пр.11662.
- 1992 г. - после закрытия работ по пр.11660 и пр.11663 работы по пр.11662 продолжены.
- 1998 г. - закрыт пр.11662 и работы по заложенному кораблю проекта (зав. №971) прекращены при готовности корабля 11%.


пр.11663 - СКР / корвет, проект, главный конструктор - В.Н.Кашкин.
- 1991 г. - представлена инициативная проработка, а позже и сокращенный технический проект многоцелевого СКР пр.11663 - вариант СКР пр.11660 с вертолетом, УРО, ПВО, ПЛО и с БИУС. При выборе СКР для постройки ВМФ отдал предпочтение пр.1244.1 ЦМКБ "Алмаз" (который так и не был построен).
- 1992 г. - разработка проектов СКР пр.11660 и пр.11663 закрыты в 1992 г. Постановлением СМ России.


Модель СКР пр.11663 (Зеленодольское ПКБ. Проверены морем. 60 лет 1949-2009 г.г. Казань, Вертолет, 2009 г.).

"Гепард-1" - вариант экспортного СКР на базе пр.11660 - вместо буксируемой ГАС - вертолетная площадка, без ангара для вертолета, ЗРК "Оса-М". Разрабатывался в конце 1990-х годов.

"Гепард-2" - вариант экспортного СКР на базе пр.11660 - вместо буксируемой ГАС - вертолетная площадка с ангаром для хранения вертолета, ЗРК "Оса-М" отсутствует. Разрабатывался в конце 1990-х годов.

"Гепард-3" - вариант экспортного СКР на базе пр.11660 - вместо ЗРК и ЗАК предагалась установка кормового и носового боевых модулей ЗРАК "Кортик". Длина корпуса увеличена на 13.8 м. Водоизмещение - до 2100 т. ЗРАК "Кортик" (по первоначальному проекту), вертолетная площадка над отсеком буксируемой ГАС. Разрабатывался в конце 1990-х годов.

"Гепард-4" - вариант экспортного СКР на базе пр.11660 - корабль-платформа для установки вооружения и оборудования заказчика или поисково-спасательное судно. Разрабатывался в конце 1990-х годов.

"Гепард-5" - вариант экспортного пограничного СКР на базе пр.11660 - вертолетная площадка без ангара, изменен состав систем вооружения. дальность хода увеличена до 6000 миль (при 10 уз). Максимальная скорость снижена до 23 уз. ГТД в двигательной установке заменены на дизели с общей мощностью 28000 л.с. Разрабатывался в конце 1990-х годов.

пр.11661 Э "Гепард-3.9" - СКР / корвет прибрежной зоны. Два корабля построены для ВМС Вьетнама. Контракт заключен в 2006 г. Головной заводской №954 заложен 10.07.2007 г., спущен на воду 12.12.2009 г., отправлен заказчику судном-перевозчиком из Балтийска, вероятно, 10.12.2010 г. Головной корабль успешно прошел швартовые и ходовые испытания, выполнил испытательные стрельбы ПКР "Уран" на Балтике. 5 марта 2011 г. на корабле поднят флаг ВМФ Вьетнама и корабль получил имя "Dinh Tien Hoang". Маловероятно, но возможно, при строительстве кораблей использованы заделы кораблей пр.11660 и пр.11662 строительство которых прекращено в 1992-1998 г.г.


Первоначальный вид СКР пр.11661 "Гепард-3.9" (http://forums.airbase.ru).


Окончательный вид СКР / фрегата пр.11661 "Гепард-3.9", 2010 г. (http://www.zdship.ru).


СКР пр.11661Э "Гепард-3.9" для ВМС Вьетнама у достроечной стенки Зеленодольского ССЗ, слева - зав.№955, справа - зав.№954. 16 марта 2010 г. (фото из архива Denis KA, http://forums.airbase.ru , http://www.zdship.ru).


Второй зав.№955 СКР пр.11661Э "Гепард-3.9" для ВМС Вьетнама у достроечной стенки Зеленодольского ССЗ, 20.07.2010 г. (http://maps.google.com).


СКР / корвет зав.№954 пр.11661Э "Гепард-3.9" (первый для ВМС Вьетнама) в Кронштадте до установки части оборудования, лето 2010 г. (http://forums.airbase.ru).


СКР / корвет зав.№954 пр.11661Э "Гепард-3.9" (первый для ВМС Вьетнама) у стенки Кронштадтского морского завода при прохождении испытания на Балтике. 14.08.2010 г. (фото Mike1979, http://en.wikipedia.org).


СКР / корвет зав.№954 пр.11661Э "Гепард-3.9" (первый для ВМС Вьетнама) при прохождении испытаний на Балтике. Август-осень 2010 г. (http://www.militaryphotos.net).


Первый корабль проекта "Гепард-3.9" для ВМС Вьетнама - заводской №954 - на завершающей стадии испытаний, 2010 г. (http://www.zdship.ru).


пр.11661 К - СКР / корвет для Каспийского моря / ракетный корабль, модификация пр.11661 / 11661К (первый) с измененным вооружением. Головной корабль - зав.№952 - заложен в 1990 г. как корабль пр.11661, достраивался по измененному пр.11661К как "Дагестан" с 2002 г. Должен был быть спущен на воду по плану в 2010 г., позже - в марте 2011 г., реально спущен на воду 4 апреля 2011 г. Ввод в строй планируется на 2011 г. (планы 2010 г.). Второй серийный корабль - вероятно, зав.№953 "Буревестник" находится в цехах Зеленодольского ССЗ. 13 сентября 2011 г. СКР "Дагестан" вышел из Зеленодольска в Новороссийск для прохождения испытаний, которые должны начатся 1 октября 2011 г. В 2012 г. корабль планируется принять в состав ВМФ.



Статус : Россия
- 1995 г. - прекращены работы по строительству заказов №№952 и 953 в связи с отказом инозаказчика от этих кораблей.

2002 г. 09 августа - в ходе визита министра обороны России С.Б.Иванова на Зеленодольский ССЗ принято решение о строительстве второго корабля пр.11661К. Вероятно, работы по достройке по пр.11661К ракетного корабля "Дагестан" начаты в 2005 г. или ранее.

2003 г. сентябрь - ракетный корабль "Татарстан" успешно провел операцию по спасению в шторм судна "Россия" на Каспийском море.


- 2005 г. 24 марта - генеральный директор Зеленодольского ССЗ им.А.М.Горького (Татарстан) С.Ильин сообщил СМИ, что в 2007 г. планируется передать Каспийской флотилии фрегат "Дагестан". Так же он сообщил, что ВМФ в этом году по сравнению с предыдущим многократно увеличил финансирование строительства корабля. Сегодня гособоронзаказ в общем объеме товарной продукции Зеленодольского судостроительного завода составляет 15-23%. Предполагается, что при планируемом росте объемов производства с 1,6 млрд. руб. в 2005 г. до 3 млрд. руб. в 2007 г. доля ГОЗа останется неизменной.


СКР пр.11661К "Татарстан" заводской №951 на параде в День ВМФ в Астрахани, 29.07.2007 г. (фото Alexei_s, http://photofile.ru/users/alexei_s).


- 2009 г. 12 декабря - на воду спущен первый корпус зав.№954 СКР / фрегата проекта "Гепард-3.9" для ВМС Вьетнама.


Спуск на воду СКР / фрегата проекта "Гепард-3.9" зав.№954 для ВМС Вьетнама, Зеленодольск, 12.12.2009 г. (http://www.zdship.ru).


- 2010 г. июль - СКР пр.11661Э заводской №954 планировалось перевести внутренними водными путями на Балтику для доработок и прохождения испытаний.

2010 г. август - СКР пр.11661Э заводской №954 по состоянию на 14 августа как минимум находится на Балтике (Кронштадт) для прохождения завершающего этапа ходовых испытаний. Согласно информации на сайте Зеленодольского завода второй корабль зав.№955 так же отправлен в Балтийск.

2010 г. ноябрь - СКР пр.11661Э заводской №954 прибыл в г.Балтийск для завершения испытаний и погрузки на судно-перевозчик для отправки заказчику - ВМС Вьетнама. Прибытие в Балтийск состоялось не позже 24 ноября 2010 г. На Балтике производились испытательные пуски ПКР "Уран".

2010 г. 09 декабря - СКР пр.11661Э заводской №954 зашел на ССЗ "Янтарь" (г.Балтийск) для постановки на судно-перевозчик. Операция постановки должна была занять 1 день. Вероятная дата отбытия во Вьетнам - 10.12.2010 г.

2011 г. 09 февраля - генеральный директор Зеленодольского ССЗ Ренат Мистахов заявил, что спуск СКР "Дагестан" состоится в марте 2011 г., а в мае 2011 г. корабль уйдет к месту службы на Каспий.

2011 г. 01 апреля - СКР "Дагестан" пр.11661К заводской №952 выведен из закрытого эллинга и спущен на воду на Зеленодольском ССЗ.


Вывод СКР "Дагестан" пр.11661К из закрытого эллинга для спуска на воду в док-камеру "Волга", г.Зеленодольск, 01.04.2011 г. (http://www.zdship.ru).


- 2011 г. 21-22 апреля - успешно завершены ходовые и государственные испытания корабль зав.№955 проекта "Гепард-3.9" для ВМС Вьетнама.

2011 г. 17 мая - СМИ сообщают, что СКР "Татарстан" пр.11661К проходит плановый ремонт на Волго-Каспийском СРЗ и в июне 2011 г. после ходовых испытаний вернется в состав флота.


http://www.zdship.ru).


2011 г. 13 сентября - СКР "Дагестан" пр.11661К начал переход с Зеленодольского ССЗ в Новороссийск для прохождения испытаний. Переход осуществляется внутренними водными путями.


Секции корпуса заказа №953 из сборочного цеха перемещены наружу для разборки. Данные не подтверждены. 26.09.2011 г. (http://forums.airbase.ru).


СКР пр.11661К "Дагестан" прибыл для прохождения испытаний в Новороссийск, 01 октября 2011 г. (автор фото - sdn82, http://forums.airbase.ru).


- 2011 г. 09 ноября - в СМИ объявлено, что СКР "Дагестан" пр.11661К будет принят в состав Каспийской флотилии до конца 2011 г.

2011 г. начало ноября - согласно сообщениям СМИ, подтвержденным очевидцами и видеозаписями, СКР "Дагестан" во время нахождения в порту Новороссийска в шторм достаточно серьезно повредил правый борт. Причиной случившегося считается то, что сдаточная команда с Каcпийского моря во время штормового порыва не успела отвести корабль от причальной стенки. Повреждения планируется устранить на месте.


Фрагмент участка повреждений СКР "Дагестан" пр.11661К, ноябрь 2011 г. (фрагмент видео из социальной сети vkontakte.ru)

- 2011 г. 12 декабря - в ходе начавшихся учений кораблей Каспийской флотилии на СКР "Татарстан" планируется испытать усовершенствованный комплекс наведения ПКР.

2011 г. 27 декабря - в СМИ объявлено о том, что СКР "Дагестан" пр.11661К завершил первый этап ходовых испытаний и приступает к испытаниям ракетного комплекса "Калибр-НК".

2012 г. 25 января - в СМИ появилась информация о том, что стоимость ремонта повреждений, полученных СКР "Дагестан" во время шторма в ноябре 2011 г. составляет 60 млн. руб. Ремонт осуществляется силами Зеленодольского ССЗ у стенки причала в Новороссийске.


- 2012 г. 07 февраля - в СМИ появилась информация о том, что СКР "Дагестан" пр.11661К будет принят в состав каспийского флота в первой половине 2012 г.

2012 г. 25 мая - на Черном море завершился первый этап государственных испытания СКР "Дагестан" пр.11661К. В ходе первого этапа испытаний впервые успешно выполнена стрельба ракетным комплексом "Калибр-НК". Корабль готовится к переходу на Каспий внутренними водными путями.


СКР пр.11661К "Дагестан" заводской №952 на параде в День ВМФ в Астрахани, 29.07.2012 г. (фото - Евгений Луковцев, 11356 . Существует версия о том, что заказчика "уговорили" отказаться от заказа СКР пр.11661.

Вьетнам:
- 2006 г. декабрь - заключен контракт на строительство для ВМС Вьетнама двух кораблей пр.11661Э с возможным производством последующих кораблей проекта на предприятиях Вьетнама.

2007 г. - начато строительство 2-х СРК / фрегатов пр.11660 (вариант) для ВМС Вьетнама. Передача Вьетнаму планируется на 2010 г.

2010 г. - корабли достраиваются, проходят испытания.

2010 г. 10 декабря - предполагаемая дата отправки СКР / фрегата зав.№954 во Вьетнам на судне-перевозчике. Отправка производилась с ССЗ "Янтарь" (г.Балтийск).


Второй корабль проекта "Гепард-3.9" для ВМС Вьетнама - заводской №955 - на завершающей стадии испытаний, 2011 г. (http://www.zdship.ru).


- 2011 г. 5 марта - в ВМБ Кам-Рань на СКР / фрегате зав.№954 поднят флаг ВМФ Вьетнама и корабль получил имя "Dinh Tien Hoang".


Церемония подъема флага на фрегате "Dinh Tien Hoang" проекта "Гепард-3.9", ВМБ Камрань, Вьетнам, 05.03.2011 г. (http://www.zdship.ru).


- 2011 г. 25 мая - после завершения испытаний второй СКР/фрегат проекта "Гепард-3.9" отбыл во Вьетнам на судне-перевозчике Eida Transporter.

2011 г. 22 августа - второй фрегат проекта "Гепард-3.9" передан ВМС Вьетнама. Фрегат назван Lee Thay To. Порт приписки - Кам-Рань.

2011 г. 7 декабря - в СМИ сообщается о заключении контракта с "Рособоронэкспортом" на поставку дополнительно 2 фрегатов "Гепард-3.9" в противолодочной конфигурации.


Корвет "Dinh Tien Hoang" (HQ-011) пр.11661Э в доке в Да Нанге, Вьетнам, 2012 г. (фото - Evanna Lynch, http://www.militaryphotos.net).


Корвет "Dinh Tien Hoang" (HQ-011) пр.11661Э в Да Нанге, Вьетнам, 2012 г. (фото - Evanna Lynch, http://www.militaryphotos.net).


- 2013 г. 27 марта - СМИ сообщают, что в 2013 г. планируется заключение нового контракта на строительство двух корветов пр.11661Э "Гепард-3.9" для ВМС Вьетнама. Закладка первого корабля состоится в июне 2013 г. Сдача заказчику планируется на 2016 и 2017 г.г. (). Сталь марок 10ХСНД и D40S для строительства кораблей поставит Череповецкий мателлургический комбинат ().


Сторожевой корабль HQ-011 Đinh Tiên Hoàng пр.11661Э ("Гепард-3.9") ВМС Вьетнама и китайский фрегат Huangshan проекта 054А. Тонкинский залив, 20.06.2013 г. (фото - Mr.Do, http://www.thanhnien.com.vn/ via http://bmpd.livejournal.com/).

- 2013 г. 24 сентября - на Зеленодольском ССЗ планируется церемония закладки двух СКР пр.11661Э "Гепард-3.9" с противолодочным вооружением. Строительство будет вестись на основании межправительственного констракта от 17.10.2012 г. и по контракту между ОАО "Рособоронэкспорт" и ОАО "Зеленодольский завод имени А.М. Горького" от 15.02.2013 г.

2013 г. 18 декабря - на Зеленодолском ССЗ подписан Акт выполненных работ этапа № 1 (закладка заказа, изготовление секций корпуса и надстройки) строительства первого из пары фрегатов „Гепард-3.9“ с противолодочным оружием ().


Реестр СКР / корветов пр.11660 / 11661 и т.п. :


проект завод.№ завод заложен спущен на воду вступил в строй примечание
"Татарстан" / СКР-200
пр.11661К 951 май 1990 г.
июль 1993 г.

02.07.2001 (начало перестройки)

31.08.2003
Каспийская флотилия
корабль закладывался по пр.11661, был почти завершен в конце 1995 г., строительство прекращено из-за отсутствия финансирования, достраивался по пр.11661К, наименование до "Татарстана" - СКР-200; с 03.10.1996 г. - "Татарстан"
"Дагестан" / СКР-201 / "Альбатрос"
пр.11661К 952 Зеленодольский
ССЗ им. А.М.Горького
(1990 г. ?)
план 2010 г. (2009 г.)

спущен 04.04.2011 г.

план - 2007 г. (объявлен в 2005 г.)

план 2011 г. ?
Каспийская флотилия

2012 г. (планы сентября 2011 г.)

декабрь 2011 г. (планы 09.11.2011 г.)

планы - первая половина 2012 г. (07.02.2012 г.)

28.11.2012 г.

закладывался по пр.11661 как "Альбатрос", строился вероятно для Индии, строительство прекращено в 1995 г. в связи с отказом заказчика от приобретения, позже переименован в СКР-201; с 2010 г. как минимум - "Дагестан"
"Буревестник" пр. 11661К? 953 Зеленодольский ССЗ им. А.М.Горького (1990 г. ?)
нет данных нет данных, Каспийская флотилия закладывался по пр.11661 "Буревестник", строился вероятно для Индии, строительство прекращено в 1995 г. в связи с отказом заказчика от приобретения, в постройке

28.09.2011 г. недостроенные секции корпуса перемещены из сборочного цеха наружу для последующей разборки. Данные не подтверждены.

"Ястреб" ? пр.11660 901 Зеленодольский
ССЗ им. А.М.Горького
(1990 г. ?) - - разобран на стапеле в 1990-е годы, проект закрыт
нет данных пр.11662 / 11662П
971 Зеленодольский
ССЗ им. А.М.Горького
1991-1995 г.г.
- - строительство прекращено в 1998 г. при готовности 11%, проект закрыт
"Dinh Tien Hoang" (HQ-011) пр.11661Э
"Гепард-3.9"
954 Зеленодольский ССЗ им. А.М.Горького 10.07.2007 12.12.2009 план - ноябрь 2010 г.

вероятно, 10.12.2010 г. отбыл во Вьетнам на судне-перевозчике

05.03.2011 г.

№1 для ВМС Вьетнама, в ходе испытаний борт №415. Флаг ВМФ Вьетнама поднят 05.03.2011 г.
"Ly Thay To" (HQ-012) пр.11661Э
"Гепард-3.9"
955 Зеленодольский
ССЗ им. А.М.Горького
27.11.2007 16.03.2010 план - 2010 г. (не выполнен)

25.05.2011 г. отбыл во Вьетнам на судне-перевозчике Eida Transporter

22.08.2011 г.

№2 для ВМС Вьетнама, в ходе испытаний борт №416. Флаг ВМФ Вьетнама поднят 22.08.2011 г.
№3 для ВМС Вьетнама пр.11661Э
"Гепард-3.9"
956 Зеленодольский
ССЗ им. А.М.Горького
план - июнь 2013г. (март 2013 г.)

план - сентябрь 2013 г. (05.07.2013 г. )

- план - 2016 г. (март 2013 г., подтверждается 05.07.2013 г.)

план - 24.09.2013 г. (20.09.2013 г.)

- план - 2017 г. (март 2013 г., подтверждается 05.07.2013 г. и 26.02.2014 г.) №4 для ВМС Вьетнама
Строится по межправительственному контракту от 17.10.2012 г. и контракту между ОАО "Рособоронэкспорт" и ОАО "Зеленодольский завод имени А.М. Горького" от 15.02.2013 г.
Курсивом выделены предположительные данные.

Бортовые номера:

ФлотПром - морской ВПК. Сайт http://flotprom.ru/ , 2011 г.
Balancer.Ru, форумы. Сайт
Год "Татарстан" зав.№954 зав.№954 "Дагестан"
2003 г. 691


2010 г.

По случаю состоявшегося 27 апреля 2016 года на ОАО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» в Зеленодольске спуска на воду двух строящихся для ВМС Вьетнама "легких" фрегатов модифицированного проекта 11661Э второй серии с усиленным противолодочным вооружением (шифр "Гепард-3.9" ПЛО), татарстанский деловой веб-ресурс "Бизнес Online" в тот же день опубликовал небезынтересный материал Тимура Латыпова «Зеленодольские «Гепарды» допрыгнут до Вьетнама вопреки Украине» о перспективах возможного строительства для Вьетнама третьей пары кораблей этого проекта.

ТАТАРСТАНСКИЕ КОРАБЕЛЫ БОЛЬШЕ НЕ БУДУТ ВЕСТИ БИЗНЕС С НИКОЛАЕВСКИМИ ДВИГАТЕЛЕСТРОИТЕЛЯМИ

Выполнение зеленодольцами контракта по строительству фрегатов для Вьетнама могло быть сильно осложнено, если бы азиаты не надавили на Украину. Об этом сегодня на церемонии спуска на воду первого из этих сторожевиков узнал корреспондент «БИЗНЕС Online». По нашим данным, военные СРВ одобрили доработанный проект третьей пары фрегатов «Гепард». На сегодняшнем мероприятии немало говорили о дружбе между нашими странами, однако эксперты предупреждают, что в спину татарстанцам дышат конкуренты.

«НАДЕЖНО ОБЕСПЕЧИВАЮТ БЕЗОПАСНОСТЬ ВЬЕТНАМА»

Сегодня на ОАО «Зеленодольский завод им. Горького» торжественно спустили на воду фрегат проекта «Гепард 3.9» для Социалистической Республики Вьетнам. Хотя церемонию точнее было бы назвать обрядом разбивания о борт традиционной бутылки шампанского (это сделал заместитель начальника генштаба Вьетнамской народной армии, вице-адмирал Фам Нгок Минь): корабль уже находится на воде, как и его систершип по заказу. «Между Вьетнамом и Россией всегда были только отношения взаимной поддержки, сотрудничества и единых стратегических позиций, — задал тон торжеству премьер-министр РТ Ильдар Халиков. — И сегодняшнее событие — еще одно тому свидетельство. Первые два корабля доказали, что они надежно обеспечивают безопасность Вьетнама, и это побудило наших партнеров заказать новые корабли».

Напомним, проект «Гепард» стал первым экспортным успехом завода им. Горького (входит в ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс») в постсоветское время. В декабре 2006 года Рособоронэкспорт подписал контракт с Вьетнамом на строительство двух сторожевых кораблей проекта «Гепард-3.9». Финансирование контракта велось холдингом «Ак Барс» по агентскому соглашению с Рособоронэкспортом. Интересно, что первоначально заказчик присматривался к проекту 20382 «Тигр» от ЦМКБ «Алмаз» с «Северной верфью» в роли исполнителя, но ВМФ Вьетнама смутило то, что «Тигр» существует лишь в проектной документации. Это обстоятельство сыграло в пользу Зеленодольского проектно-конструкторского бюро (ЗПКБ). Оно предложило вариант, который можно было считать обкатанным: прообраз «Гепарда» сторожевик «Татарстан» проекта 11661 к тому времени уже три года служил на Каспии.

10 июля 2007-го был заложен первый корабль, а 28 ноября того же года — второй. Головной Dinh Tien Hoang введен в состав ВМС Вьетнама 5 марта 2011 года, второй — Lee Thay To — 22 августа 2011-го. Видимо, сторожевики вьетнамцам понравились. В сентябре 2013-го завод приступил к строительству еще двух «Гепардов-3,9» (контракт с азиатским государством подписан в феврале того же года). Первый корабль отправят на испытания в августе 2016-го, второй — в ноябре. Вьетнам получит «Гепарды» в 2017 - 2018 годах.

Не раз говорилось, что Вьетнам может заказать еще пару «Гепардов 3.9». Как полагает научный редактор журнала «Экспорт вооружений» Михаил Барабанов, вполне вероятно, что вьетнамцы третью пару закажут. «Но против сейчас могут играть непонятности с Украиной по двигателям», — отметил он в беседе с «БИЗНЕС Online». Дело в том, что двигатели для «Гепардов» поставляет украинская компания «Зоря» — «Машпроект». Судя по отчетности завода им. Горького, они пришли в Зеленодольск с опозданием в 15,5 месяцев для первого фрегата и 10,5 — для второго. В итоге первый корабль завод передаст заказчику через 51 месяц после начала постройки (при предусмотренном контрактом сроке в 42 месяца), второй — через 54 месяца (по контракту — 46).

«УКРАИНА ОТКАЗЫВАЛАСЬ ПОСТАВЛЯТЬ ДВИГАТЕЛИ»

Можно предположить, что такая непунктуальность не понравилась вьетнамской стороне. И это наверняка станет фактором сомнений при новом заказе, тем более и конкуренты не дремлют. «Вьетнамцы сегодня предпочитают не складывать все яйца в одну корзину, например, заказали в Голландии серию фрегатов типа Sigma», — рассказал «БИЗНЕС Online» независимый военно-морской эксперт Дмитрий Глухов из Санкт-Петербурга.

«Цена из-за [валютного] курса сейчас выгодная, но Вьетнам пока реализует программу четырех «Гепардов» и четырех Sigma, и будет ли потребность/ресурсы на дополнительные «Гепарды», неизвестно, — обрисовал «БИЗНЕС Online» ситуацию независимый военно-морской эксперт Прохор Тебин из Москвы. — Отдельный большой плюс был бы в установке «Калибров». Кстати, по словам гендиректора завода им. Горького Рената Мистахова, оценив результаты работы российских кораблей по ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки «ИГИЛ» — прим. ред.), вьетнамцы пожелали установить на третьей паре — если она будет — вместо ракетного комплекса «Уран» комплекс «Калибр». «Установка экспортного «Калибра» придаст «Гепардам» новые свойства», — полагает Глухов. В целом он считает вероятность нового заказа Зеленодольску высокой: «Вероятность заказа третьей пары, на мой взгляд, весьма высока, даже несмотря на проблемы с поставками главной энергетической установки украинского производства. Корабль освоен, успешно эксплуатируется, хорошо вооружен, не слишком дорог. Сам заказ второй пары как раз говорит о хорошем качестве постройки «Гепардов» и в целом о том, что проект, как сейчас говорят, годный. Проектант — ЗПКБ — может быстро «подстроить» проект под заказчика — по вооружению и техническим средствам».

По его словам, есть еще один важный фактор — срок постройки, и здесь зеленодольцы — молодцы: они стараются выполнять контрактные обязательства, а задержки из-за объективных причин им прощаются. Для Вьетнама актуален еще и комплекс политико-экономических причин, в частности разногласия с политикой «великого северного соседа» в вопросе освоения богатств Южно-Китайского моря и вокруг. «Вьетнаму, очевидно, очень нужны боевые корабли. И их проще заказать у нас, тем более что процесс отработан. Наше «железо» вьетнамцам давно привычно и нареканий не вызывает. Во всяком случае, ни о каких серьезных проблемах или тем более скандалах с Вьетнамом касательно качеств нашего оружия мне неизвестно. Если что и есть, то дело решается к взаимной выгоде каждой из сторон. Проект 11661 — основа «Гепарда» — для ВМФ России считался «непродвинутым» (даже несмотря на то, что в нашем флоте это самый первый носитель знаменитых теперь на весь мир «Калибров»), предпочтение отдали другим проектам, но в своей экспортной ипостаси он оказался очень и очень успешным», — сказал собеседник нашего издания.

Судя по всему, проблемы с украинскими двигателями удалось решить только благодаря вьетнамским партнерам. «Хотел бы поблагодарить Республику Вьетнам за то, что поддержала нас в непростое время, когда принималось решение по поставкам турбин... В итоге эта миссия была выполнена», — обтекаемо отметил сегодня на церемонии Мистахов. «БИЗНЕС Online» предложил прояснить ситуацию генеральному директору ЗПКБ Виталию Волкову. «Украина просто откровенно отказывалась поставлять двигатели, — рассказал он. — Драматическая была ситуация! И вьетнамцам большое спасибо за то, что они этот вопрос решили. Мы бы технически тоже решили, но это были бы немалые затраты».

На вопрос, какие турбины будут стоять на третьей паре «Гепардов», если Вьетнам ее закажет, Волков ответил: «Сегодня мы не ведем разговора о поставках двигателей с Украины, это будут другие двигатели. Какие — пока рано говорить». Но, по его мнению, третья пара кораблей будет. «Сегодня представляли вьетнамцам доработанный проект, получили одобрение», — рассказал гендиректор ЗПКБ.

НА ОЧЕРЕДИ — ШРИ-ЛАНКА?

Неудивительно, что «Гепардами» заинтересовались Бангладеш (два корабля) и Шри-Ланка (один фрегат), которую сторожевик интересует в патрульном варианте: то есть без ракетного вооружения — только с артиллерией и «системами ближнего зенитного огня». Впрочем, здесь эксперты не испытывают особого оптимизма. «Конкуренция высокая, — отметил Тебин. — Да, курс валюты и «сирийская реклама» — большие плюсы, но говорить о серьезных перспективах сложно». С ним соглашается Барабанов. «Перспективы не очень высокие. Для Шри-Ланки корабль дороговат даже в патрульном варианте, а Бангладеш (тоже не назовешь богатой) покупает корветы в Китае, для береговой охраны берет списанные корветы в Италии», — говорит он.

По мнению Волкова, о Бангладеш пока рано говорить, а вот Шри-Ланка «погорячее, это достаточно реальный проект». Кстати, напомним, что 25 апреля с представителями руководства министерства обороны Шри-Ланки встречались Халиков, его зам — министр промышленности и торговли РТ Альберт Каримов, генеральный директор ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс» Иван Егоров и Мистахов. В беседе с «БИЗНЕС Online» гендиректор завода им. Горького подчеркнул, что экспортная тематика становится для предприятия все более важной: следующий год будет пиковым с точки зрения гособоронзаказа (90% продукции завода), а далее он пойдет на спад.

Кстати, о гособоронзаказе. В 2015 году завод им. Горького подтвердил статус одной из самых плодовитых российских военных верфей.

Во-первых, главному управлению глубоководных исследований минобороны был сдан транспортный плавучий док «Свияга» (проект 22570).

Во-вторых, флоту передали сегодня уже ставшие знаменитыми малые ракетные корабли (МРК) проекта 21631 «Буян-М» «Зеленый Дол» и «Серпухов». Ведется строительство аналогичных МРК «Вышний Волочек» (сдача — в 2017 году), «Орехово-Зуево», «Ингушетия» (оба — 2018-й), «Грайворон» (2019).

В-третьих, ведется строительство головного патрульного корабля проекта 22160, он будет сдан ВМФ в 2017 году. В разной степени готовности — еще 6 таких кораблей.

В-четвертых, ведется строительство трех противодиверсионных катеров проекта 21980 «Грачонок».

В-пятых, для ВМФ строятся два кабельных судна проекта 15310.

В-шестых, в Кронштадте готовится к началу госиспытаний «Полярная звезда» — головной пограничный сторожевой корабль проекта 22100 «Океан». На стапелях в Зеленодольске находятся еще два «Океана», которые пограничники получат в 2019 году.

Тимур Латыпов

Сторожевые корабли проекта 11661 (шифр «Гепард», по кодификации НАТО – Gepard) - тип сторожевых кораблей российского и вьетнамского флота. Корабли серии строятся на Зеленодольском заводе имени А.М. Горького с 1990 года.

В начале 1980-х годов появилась необходимость разработки нового сторожевого корабля прибрежной зоны. Он должен был стать заменой кораблям проекта 1124. Это было обусловлено изменением предназначения сторожевых кораблей проекта 11540, которые в окончательном варианте должны были встать на замену более крупных сторожевых кораблей проекта 1135. За разработку корабля взялось Зеленодольское ПКБ во главе с главным конструктором Ю.А. Никольским, а затем В.Н. Кашкиным.



Из-за требования ВМФ по размещению мощной гидроакустической станции, увеличилось водоизмещение корабля до 2000 тонн, что стало близким к кораблям конкурирующего проекта 12441. Те отличались более мощными противокорабельными ракетами и наличием вертолетной площадки.

В конце 1990 года был заложен головной корабль проекта 11660, получивший название «Буревестник», но через некоторое время его постройка была остановлена. В 1995 году его строительство было прекращено и корабль был законсервирован. Позднее корабль был разобран.

Второй корабль был заложен в 1993 году по экспортному проекту 11661 для ВМС Индии, но в 1995 году, когда он был практически готов, прекратилось финансирование. Позже его достроили по скорректированному для ВМФ России проекту 11661К и спустили на воду под названием «Татарстан», он вступил в строй 31 августа 2003 года и стал флагманом Каспийской флотилии.

Третий СКР был заложен так же по проекту 11661К в 1991 году и получил наименование «Дагестан». Его сдача флоту изначально планировалась на первую половину 2012 года, но была перенесена из-за повреждений, полученных в январе 2012 года во время швартовных испытаний на Черном море у Новороссийска.

В июле 2012 года после восстановительно-ремонтных работ «Дагестан» вышел в Каспийское море в рамках второго этапа государственных испытаний для осуществления ракетной стрельбы по береговой цели из ракетного комплекса «Калибр-НК». Стрельбы на дистанцию в 100 морских миль прошли успешно и 28 ноября 2012 года «Дагестан» вошел в состав ВМФ России.

Имеют традиционную гладкопалубную архитектуру с 10 водонепроницаемыми отсеками. Надстройка корабля изготовлена из алюминиево-магниевых сплавов для обеспечения малой заметности (так называемой стелс-технологии).

Сторожевые корабли проекта 11661 «Гепард» имеют мощное ракетное, зенитно-ракетное и артиллерийское вооружение. Основное оружие кораблей проекта 11661Э и РК «Татарстан» - противокорабельный ракетный комплекс «Уран» («Уран-Э») с крылатыми ракетами Х-35(Э), имеющий дальность стрельбы до 130 км (до 260 км для «Уран-У» с ракетами Х-35У).

Корабль проекта 11661К, «Дагестан», является первым кораблем ВМФ России вооруженным универсальным ракетным комплексом «Калибр-НК», в составе которого может применяться несколько типов высокоточных крылатых ракет способных наносить удары по надводным, подводным и береговым целям на удалении до 300 км.

Артиллерийское вооружение включает носовую 76,2 мм артиллерийскую установку АК-176М (боезапас - 152 выстрела) и две 30 мм автоматизированные с боезапасом 2000+1000 выстрелов каждая, что обеспечивает борьбу с морскими, наземными и воздушными целями. На ракетном корабле «Дагестан» так же установлены две 14,5 мм морские тумбовые пулеметные установки.

Для противовоздушной обороны на кораблях проектов 11660 и 11661, а так же на РК «Татарстан» используется зенитный ракетный комплекс «Оса-МА-2» с боезапасом 20 ракет. На корабле «Дагестан» вместо ЗРК Оса-МА-2 и двух АК-630 установлен , а на кораблях пр. 11661Э на полубаке устанавливается его экспортная модификация - «Пальма», при этом обе АК-630 устанавливаются в кормовой части надстройки побортно.

В качестве противолодочного вооружения на кораблях пр. 11660 и 11661 были предусмотрены два двухтрубных 533 мм торпедных аппарата. На кораблях проекта 11661Э в качестве противолодочного и противоторпедного вооружения используется одна . Возможно оснащение кораблей другими вариантами вооружения, в том числе и противолодочным вертолетом корабельного базирования Ка-27.

В разное время корабли оснащались различными радиолокационными и радиоэлектронными средствами. Так, на корабли устанавливался радиолокационный комплекс 34К1 «Монолит», радиолокационная станция общего обнаружения МР-352 «Позитив», навигационная РЛС МР-212 «Вайгач», система управления огнем артиллерии МР-123 «Вымпел» и ГАС «Зарница». На корабле «Татарстан» установлена противодиверсионная ОГАС МГ-757 «Анапа-М».

Для управления стрельбой РБУ на кораблях пр. 11660 и 11661 применялась ПУСБ «Буря», на кораблях пр. 11661Э применяется ПУС «Пурга-МЭ». Комплекс РЭБ состоял из двух пусковых установок КЛ-101 системы РЭП ПК-16 либо из четырех ПУ КТ-216 комплекса ПК-10 «Смелый».

На РК «Дагестан» РЛК «Монолит» был заменен на «Минерал-М», а РЛС общего обнаружения на «Позитив-М1». Так же установлен гидроакустический комплекс (ГАК) типа МГК-335, система РЭБ ТК-25 и БИУС «Сигма». Корабли пр. 11661Э оснащены аналогичным установленному на «Дагестан» оборудованием в экспортном исполнении с некоторыми отличиями по его составу.

Главная энергетическая установка двухвальная, типа CODOG. Среднеоборотный дизель типа 61Д мощностью 8000 л.с. через сложный редуктор обеспечивает все крейсерские режимы, а две газовые турбины суммарной мощностью 29000 л. с. (по одной на каждый вал) обеспечивают полный ход корабля до 28 узлов. Электроэнергетическая установка включает три дизель-генератора по 600 кВт каждый.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш бизнес - От идеи до реализации