Ваш бизнес - От идеи до реализации

Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в России создается в каждом многоквартирном доме, и это не новость.

Исключением являются дома в аварийном состоянии, а также те постройки, которые относятся к государственной собственности.

Но не каждый жилец многоквартирного дома догадывается о том, что представляет собой фонд капитального ремонта .

Какие фонды существуют?

Деление на федеральный и региональный фонд позволило гражданам существенно облегчить бремя сборов денежных средств на капремонт. Давайте разберемся, почему.

Федеральные

Федеральный фонд капитального ремонта – это полностью государственная структура . Фонд наполняется посредством финансов из бюджета нашей страны.

Как правило, на счет этого фонда отправляются финансы, которые призваны участвовать в программе по капремонту многоквартирных домов.

Из этого фонда выборочно финансируются годовые планы отдельно взятых городов по проведению капитального ремонта.

Региональные

Региональный фонд (некоммерческая организация — фонд капитального ремонта) формируется посредством бюджета субъекта и призван функционировать в соответствии с областными и краевыми программами капремонта многоквартирных домов.

Данный фонд отчисляет денежные средства местным администрациям, которые сами распределяют их в соответствии с имеющимся планом на год, увеличивая тот или иной фонд отдельно взятого многоквартирного дома.

В совокупности, два вышеуказанных фонда – это прямое доказательство действия федеральных программ, как на государственном, так и на местном уровне.

Разница между коммерческими и некоммерческими операторами

В момент сдачи дома перед жильцами встает вопрос, где именно создавать фонд многоквартирного дома . Существует множество кредитных организаций, а никаких четких рекомендаций в Жилищном кодексе нет.

По данному вопросу мы можем дать вам несколько практических советов.

Управляющая компания не имеет права помогать вам создавать фонд денежных средств на капремонт. На это уполномочены только ТСЖ или ЖСК.

Поэтому, если вас обслуживает управляющая компания, жильцам придется самостоятельно решать данную проблему.

Но не спешите доверять ТСЖ и ЖСК . Как правило, эти организации обслуживают сразу несколько домов и вполне возможно, что они создали один общий фонд сразу на несколько построек.

Для кого то эта ситуация может показаться выгодной, к примеру, для тех же сотрудников управляющих организаций, ведь в общей массе денежный средств, что-то можно без проблем положить себе в карман. Но для вас, как для жильцов только что сданного дома, такое положение вещей губительно.

На ваши деньги будут ремонтироваться более старые дома и по прошествии времени далеко не факт, что когда вам понадобится капремонт, на счете будет достаточно средств. Поэтому создавайте отдельный от остальных фонд.

Далее встает выбор, создавать его в коммерческой организации (накопительный счет в банке), или же использовать услуги регионального оператора (НКО фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов) по вопросам капремонта.

В банковском счете есть ряд плюсов . Во-первых, к вашей сумме набегают проценты, что конечно не так то много, с учетом инфляции, но все же, за несколько лет до капремонта вы можете получить в награду неплохую сумму начисленных процентов.

Кроме того, в банке всегда можно взять кредит по сниженной процентной ставке , если вам не будет хватать денежных средств на капремонт.

В банке есть четкая система расчетов , и вы всегда сможете проверить, когда представитель управляющей организации мог воспользоваться счетом, в каком размере и в каких целях.

Также с банковского счета деньги могут сниматься не только на нужды капительного ремонта. К примеру, если на общем собрании жильцами будет установлено, что они хотят дополнительную детскую площадку, покраску стен в новый цвет и так далее, денежные средства на все эти пожелания можно снять со счета капремонта.

С региональным представителем все немного сложнее . Он выдает денежные средства непосредственно государственному органу только после предоставления сметы и плана, в котором говорится о том, что в ближайшее время запланирован капремонт отдельного дома.

Региональный представитель (НО фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов) не отчитывается по тратам. Также он не начисляет проценты.

Однако, именно он осуществляет процедуру передачи денежных средств государственному органу и знакомится со сметой. При необходимости – выявляет ошибки и недочеты.

Как формируется фонд?

Фонд на капремонт МКД пополняется не сам собой. В этом участвует определенный круг лиц, который заинтересован в проведении ремонтных работ.

Рассказывает нам о том, кто делает взносы в данный фонд, а также про то, как формируются денежные средства в данной структуре.

Первыми и обязательными плательщиками являются лица, проживающие в многоквартирном доме и являющиеся собственниками. Взносы на капитальный ремонт жилья они выплачивают каждый месяц.

Величина взносов с каждой отдельной квартиры индивидуальна, ведь рассчитывается она в зависимости от общего метража.

Второй категорией граждан , которые также помогают формировать фонд капремонта дома, являются неплательщики. Как правило, к злостным неплательщикам закон в статье 155 Жилищного кодекса применяет пени, которые растут из месяца в месяц.

В конце концов, суд обязывает неплательщика единоразово погасить задолженность, а также может применить и иные санкции. Денежные средства, взысканные с избытком с неплательщика, также попадают в фонд капитального ремонта.

Третий денежный поток формируется из субсидий и дотаций органа местного самоуправления, который может помочь денежными средства в рамках одной из региональных программ (региональный или федеральный фонд содействия капитальному ремонту).

Собственники, желающие побыстрее начать капитальный ремонт, но за не имением средств вынужденные ждать, также могут внести дополнительную лепту путем взятия кредита или же доложив свои собственные средства.

Как контролируются его действия?

Действия по наполнению фонда на капремонт, а также по трате денежных средств, контролирует ряд инстанций .

В первую очередь, контролем должны заниматься органы ТСЖ и ЖСК . Но так как не всегда процент доверия к данным организациям велик, жильцы не спешат к представителям управляющих компаний за разъяснениями о тратах.

Контроль за средствами несут сами организации, в которых расположены фонды – это банки или региональные операторы . Они не могут отдавать деньги из фонда непонятно кому и без выяснения цели.

Поэтому коммерческие и некоммерческие организации следят за тем, чтобы допуск к фонду имели только установленные законом лица.

Местное самоуправление также контролирует расходы с фонда капремонта. Именно органами местного самоуправления составляется смета работ совместно с управляющей компанией и именно итоговую сумму по смете банки выдают государственным органам.

Но, к сожалению, иногда стоимость услуг и работ по смете сильно завышается, что может привести к растрате денежных средств не по основным целям ремонта.

В этом случае, если жильцы не согласны со сметой и с тратами, которые по смете были уже произведены, собственники обращаются за помощью в Жилищную инспекцию . Именно она должна оценить, правомерны или нет подозрения жильцов и привлечь к ответу виновных.

Еще одной инстанцией, способной добиться справедливости, является суд , но туда с исковым заявлением обращаются лишь в самых крайних случаях.

Как показывает судебная практика , наиболее велик процент по обвинениям государственных органов и организаций в растрате.

Проведение капительного ремонта – обязанность не только отдельных организаций. Сами жильцы должны также знать и понимать, что и откуда берется.

Только в этом случае, можно говорить о том, что капитальный ремонт пройдет отлично.

Фонд капитального ремонта в России рассматривается в двух разных понятиях - как совокупность денежных средств, аккумулированных на специальных счетах для проведения капремонта , и некоммерческие организации, созданные для управления и распоряжения указанными финансовыми поступлениями. В настоящее время проведение капремонта многоквартирных зданий возможно только путем использования средств указанного фонда.

Что это такое

В статье 170 ЖК РФ раскрыты понятие и способы формирования фондов капремонта, которым признается совокупность следующих финансовых поступлений:

  • ежемесячные перечисления (взносы) на капремонт от владельцев жилых помещений многоквартирных зданий (размер платежей утверждается на региональном уровне с учетом минимально допустимого тарифа);
  • штрафные санкции, взысканные за несвоевременное перечисление гражданами взносов;
  • банковские проценты, начисленные кредитным учреждением на средства, поступающие и размещенные на специальных расчетных счетах;
  • доходы, полученные от размещения и использования средств на спецсчетах;
  • средства финансовой поддержки из различных бюджетных и внебюджетных источников;
  • заемные средства, привлекаемые для софинансирования капремонта, в том числе для увеличения объекта ремонтных работ.

Контроль над наполняемостью указанного фонда осуществляется региональным оператором, либо самими владельцами жилых помещений (если они приняли решение о непосредственном управлении спецсчетом на капремонт).

Порядок формирования и управления фондом

По общему правилу, контроль своевременности поступлений в фонд капремонта, и правильности их целевого расходования, осуществляет региональный оператор. В состав полномочий данного НКО входит:

  1. направление владельцам жилых помещений платежных документов о перечислении ежемесячных взносов, в том числе путем заключения договоров с управляющими компаниями;
  2. применение мер принудительного взыскания в отношении неплательщиков (для этого документы направляются в судебные учреждения и службу ФССП);
  3. размещение средств, поступающих на спецсчет, в различные финансовые инструменты для получения дохода (возможные направления инвестиции строго оговорены законодательством);
  4. выбор подрядных организаций для проведения капремонта и перечисление им средств фонда (допускается перечисление 30% от договора в виде аванса);
  5. применение штрафных санкций к недобросовестным подрядчикам путем взыскания в судебном порядке,и зачисление их на спецсчет.

Расходование средств фонда капремонта может осуществляться только на строго оговоренные цели - проведение ремонтно-восстановительных работ на многоквартирных зданиях. При этом федеральным и региональным законодательством регламентируются обязательные и дополнительные перечни указанных работ.

Расширение списка обязательных работ, которые могут быть оплачены за счет фонда капремонта, может осуществляться по решению региональных властей. Для этого может устанавливаться повышенный размер ежемесячных взносов с владельцев жилых помещений. Если формирование фонда капремонта происходит на спецсчете, открытом по решению владельцев жилья в многоквартирных домах, расширение перечня работ также будет происходить после одобрения на общем собрании.

Помимо управления фондом капремонта региональным оператором, законодательные акты допускают перевод всех поступающих средств наспец счет, открытый собственниками жилья. Для этого им нужно провести общее собрание и утвердить ряд юридически значимых решений:

  • о переходе на такой способ формирования фонда капитального ремонта;
  • о выборе кредитного учреждения, в котором будет открыт счет;
  • о размере ежемесячных перечислений (взносов), за счет которых будет формироваться фонд;
  • о порядке контроля своевременности перечисления взносов.

Обратите внимание! Изменить способ формирования фонда капремонта собственники могут только при полном погашении задолженности. После перехода на использование собственного спецсчета обязанность по взысканию задолженности с неплательщиков взносов будет возложена на совет жильцов, управляющую компанию или ТСЖ (выбор этих вариантов указывается в решении владельцев квартир).

Статья 170 ЖК РФ предусматривает важное правило формирования фонда капремонта - после достижения минимально необходимого размера денежных средств для проведения ремонтно-восстановительных работ жильцы могут принять решение о приостановке перечисления взносов. Это условие не будет распространяться на неплательщиков, которые обязаны в полном объеме исполнить свою обязанность.

Программа реформирования жилищного фонда в РФ предусматривает функционирование системы региональных операторов, которые регистрируются в качестве юридических лиц. По организационно-правовой форме региональный оператор является некоммерческой организацией, а предпринимательской деятельностью вправе заниматься только для достижения основных профильных целей.

Помимо полномочий по контролю над правильностью и своевременностью сбора платежей с граждан, Фонды капремонта формируют региональные перечни многоквартирных зданий, подлежащих ремонту в порядке очередности. Указанные перечни утверждаются на уровне субъектов РФ и являются основанием для проведения конкурса на выбор подрядных организаций.

Все средства фонда капремонта, которыми управляет региональный оператор, имеют не только строго целевое назначение, но и защищены государством от ареста или принудительного изъятия. Единственным случаем, когда могут возникать проблемы с расходованием средств со спецсчета, является банкротство банковского учреждения, однако даже при таких обстоятельствах государство гарантирует неприкосновенность финансов фонда капремонта.

решение су решение су да 001.jpg да 001.jpg

квиток квиток 001.jpg 001.jpg

13 Февраля 2017, 21:17 , вопрос №1538043 Надежда , г. Архангельск

Клиент оставил отзыв о сервисе

Большое спасибо за вашу работу! Сайт прост в использовании, расценки приемлемые, оперативность ответов вообще поражает! Молодцы!

13 Февраля 2017 23:44 показать
    оплата капитального ремонта , квитанции за капитальный ремонт , ст 154 ЖК РФ , программы капитального ремонта общего имущества , ст 169 жк рф , капитальный ремонт

900 стоимость
вопроса

вопрос решён

Свернуть

Ответы юристов (8 )

Здравствуйте.

Вопросы оплаты за капитальный ремонт решает общее собрание собственников жилых помещений в том числе и по принятию решения об открытие специального расчетного счета, если не захотели или не успели или не знали автоматически оказались в «общем котле» и обязаны исполнять закон. Взносы надо платить и оспаривать или отменять судебный Приказ нет оснований.

Если вы не согласны с расчетами или порядком создания самого фонда Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области то в порядке ст 20 ЖК РФ можете обратиться жилищный надзор с заявлением о правомерности его учреждения.

ЖК РФ, Статья 20. Государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль и общественный жилищный контроль

1. Под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

ЖК РФ, Статья 154. Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги

Лицо, управляющее МКД, хочет признать недействительным решение уполномоченного органа об отказе включить МКД в реестр специальных счетов и его включении в перечень домов, формирующих ФКР на счете регионального оператора

1. Взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 настоящего Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.

1.1. Доходы в виде процентов, начисленных за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, а также доходы в виде процентов, полученные от размещения временно свободных средств фонда капитального ремонта, зачисляются только на специальный счет, счет, счета регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта.

2. Размер фонда капитального ремонта исчисляется как сумма указанных в части 1 настоящей статьи поступлений в фонд за вычетом сумм, перечисленных за счет средств фонда капитального ремонта в оплату стоимости оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и авансов за указанные услуги и (или) работы.

3. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:

1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);

2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).

4. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете , решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены:

1) размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) владелец специального счета;

5) кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитная организация не соответствует требованиям, указанным в настоящем пункте и части 2 статьи 176 настоящего Кодекса, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение регионального оператора.

4.1. В случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме принято решение об определении размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и сроки проведения капитального ремонта общего имущества в таком доме определяются в соответствии с региональной программой капитального ремонта. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в более ранние сроки, чем это установлено региональной программой капитального ремонта, при условии, что на дату принятия данного решения средств на специальном счете достаточно для финансирования капитального ремонта или выбраны иные способы его финансирования.

4.2. Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете может быть определен размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере большем, чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В этом случае перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемый решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, может быть дополнен услугами и (или) работами, не предусмотренными региональной программой капитального ремонта, а сроки проведения капитального ремонта могут быть установлены более ранние, чем это предусмотрено региональной программой капитального ремонта.

5. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не менее чем в течение трех месяцев и не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. Владелец специального счета обязан обратиться в российскую кредитную организацию с заявлением об открытии специального счета не позднее чем в течение пятнадцати дней с даты уведомления владельца специального счета о его определении в качестве такового, если более ранний срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 настоящего Кодекса. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, лицо, инициировавшее проведение соответствующего общего собрания, обязано направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания собственников, которым оформлено это решение.

(см. текст в предыдущей редакции)

5.1. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.

6. Не позднее чем за месяц до окончания срока, установленного частями 5 и 5.1 настоящей статьи, орган местного самоуправления обязан информировать собственников помещений в многоквартирном доме о последствиях непринятия ими решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта и созвать общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее.

настоящего Кодекса, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора и уведомляет собственников помещений в таком доме о принятом решении, в том числе с использованием системы.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Законом субъекта Российской Федерации устанавливается минимальный размер фондов капитального ремонта в отношении многоквартирных домов, собственники помещений в которых формируют указанные фонды на специальных счетах, который не может превышать пятьдесят процентов оценочной стоимости капитального ремонта многоквартирного дома, определенной в соответствии с методическими рекомендациями , утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе установить размер фонда капитального ремонта в отношении своего дома в размере большем, чем установленный минимальный размер фонда капитального ремонта. По достижении минимального размера фонда капитального ремонта собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании таких собственников вправе принять решение о приостановлении обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением собственников, которые имеют задолженность по уплате этих взносов.

(см. текст в предыдущей редакции)

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш бизнес - От идеи до реализации