Ваш бизнес - От идеи до реализации

Малый противолодочный корабль проекта 204

Малый противолодочный корабль (сокращённо: МПК ) - подкласс противолодочных кораблей по советской военно-морской классификации. Предназначен для поиска, слежения и уничтожения подводных лодок в ближней морской и прибрежной зоне. В странах NATO малые противолодочные корабли классифицируются как противолодочные корветы - англ. corvettes ASW (anti-submarine warfare) .

История

Малые противолодочные корабли стали логичным развитием проектов катеров охраны водного района : малых охотников типа МО-4 и проектов 199 и 201; больших охотников проектов 122, 122А, 122-бис (позднее переклассифицированых в МПК ). Они предназначены для противолодочной борьбы в ближней морской и прибрежной зонах .

Первым специально разработанным в СССР типом малых противолодочных кораблей стал проект 204 (в 1960-1968 годах построено 63 - 66 единиц) . В составе Черноморского флота ВМС СССР было 42 МПК (в т.ч. проектов 1124, 1141, 204) .

Дальнейшим развитием подкласса МПК стали малые противолодочные корабли проекта 1124 и его модификаций (построена 71 единица в варианте МПК).

Технические данные

(На примере МПК проекта 204) Водоизмещение 555 т., длина 58.3 м, ширина 8.1 м., осадка 3.09 м, максимальная скорость 35 узлов, экипаж 54 человека. Вооружение состояло из 4-х торпедных аппаратов, 2-х бомбометов и двухорудийной 57-мм артустановки .

См. также

Литература

  • Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР. Справочник в 4 томах. - СПб. : Галея Принт, 2005. - Т. III. Противолодочные корабли. Часть I. Большие противолодочные корабли. Сторожевые корабли. - 124 с. - ISBN 5-8172-0094-5 .
  • Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР. Справочник в 4 томах. - СПб. : Галея Принт, 2005. - Т. III. Противолодочные корабли. Часть II. Малые противолодочные корабли. - 112 с. -

Отечественная судостроительная промышленность представила новый проект перспективного боевого корабля. Несколько недель назад на официальном сайте Центрального морского конструкторского бюро (ЦМКБ) «Алмаз» были опубликованные первые сведения о новом малом противолодочном корабле проекта 23420. Опубликованы несколько изображений такого корабля, а также основные сведения о его предназначении, конструкции, оснащении и т.д.

По информации разработчика, новый малый противолодочный корабль предназначается для ведения боевых действий против надводного, подводного и воздушного противника, а также для атаки береговых целей при помощи артиллерийского вооружения. Также имеется возможность охраны пунктов базирования флота, защиты государственной границы и экономической зоны. Кем была заказана разработка нового проекта – пока не уточнялось. Таким образом, в будущем подобные корабли могут строиться как для российского, так и для иностранных флотов.


Опубликованные изображения перспективного корабля проекта 23420 показывают, что при его разработке применялись все основные наработки, применяемые при создании современных кораблей. Так, внешние обводы корпуса и надстройки сформированы из большого количества крупных прямолинейных панелей, сопряженных под разными углами. Количество элементов, выступающих над подобными панелями, минимизировано, что должно привести к снижению заметности корабля для радиолокационных средств противника.

Результатом такого подхода к проектированию, как показывают изображения, стало появление гладкого бака без каких-либо крупных деталей, позади которого располагается артиллерийская установка. Кожух последней так же выполнен с учетом малозаметности и имеет соответствующую многогранную форму. Для дополнительного уменьшения вероятности обнаружения борта корпуса сопряжены с бортами надстройки и объединены на большей части длины последней. Таким образом, обеспечиваются необходимые характеристики, а также формируется характерный силуэт корабля. В корме, как и на множестве других отечественных кораблей, предусматривается вертолетная площадка.

Малый противолодочный корабль проекта 23420 должен иметь водоизмещение на уровне 1300 т и соответствующие размеры: порядка 75 м и максимальная ширина до 13 м. По расчетам разработчика, предлагаемые для использования главные энергетические установки позволят кораблю развивать скорость до 25-30 узлов и обеспечат дальность плавания до 2500 морских миль. Управлять кораблем будет экипаж из 60 человек. Автономность установлена на уровне 15 суток.

В рамках проекта 23420 предлагаются два варианта главной энергоустановки, отличающиеся составом оборудования и характеристиками. В первом варианте корабль должен получать дизельный двигатель, который будет приводить в движение два гребных винта фиксированного шага. Также предусматривается вариант энергоустановки с дизельным двигателем и электродвижением. Винты при этом остаются теми же. По-видимому, подобный вариант энергоустановки позволит кораблю развивать скорость не более 25 узлов.

Для увеличения максимальной скорости до 30 узлов должна использоваться главная энергоустановка второго типа. В таком случае на корабле будут монтироваться дизельный и газотурбинный двигатели, связанные редукторами и т.п. агрегатами. В качестве движителя такой корабль сможет использовать два винта с регулируемым шагом. Очевидно, второй вариант главной энергоустановки будет превосходить первый по максимальной мощности, что соответствующим образом скажется на характеристиках корабля.

Несмотря на сравнительно малые размеры и водоизмещение, перспективный малый противолодочный корабль должен нести относительно мощный комплекс радиоэлектронных, гидроакустических и иных средств, а также соответствующее вооружение. В существующем виде проект 23420 подразумевает применение ряда систем, целью которых является изучение окружающей обстановки, поиск опасных объектов и обеспечение их уничтожения.

По данным ЦМКБ «Алмаз», новый корабль будет оснащаться боевой информационно-управляющей системой «Сигма-Э», которая будет контролировать работу всех прочих средств. За обнаружение целей и выдачу целеуказания должна отвечать радиолокационная станция «Позитив-МЭ1.2». Также предусматривается применение инерциальной навигационной системы «Горизонт-25», аппаратуры радиолокационного опознавания типа 67Р «Пароль» (два комплекта) и системы совместного безопасного применения «Блокировка». Помимо «Горизонта-25» в составе навигационного комплекса корабля должна присутствовать морская интегрированная малогабаритная система навигации и стабилизации (МИМСНИС) «Кама-НС-В».

Малый противолодочный корабль проекта 23420 также должен получать набор гидроакустического оборудования, который позволит ему производить обнаружение подводных лодок или иных аппаратов, а также боевых пловцов противника. Для решения таких задач корабль сможет нести гидроакустический комплекс МГК-335ЭМ-03, гидроакустическую станцию «Виньетка-ЭМ», а также станцию обнаружения боевых пловцов «Анапа-МЭ» или опускаемую ГАС типа «Ловать».

Проект 23420 позволяет применять различные средства связи. Основным элементом этой системы является комплекс «Буран-Э». Кроме того, возможна установка иных средств связи, отвечающих требованиям ГМССБ (Глобальная морская система связи при бедствии и безопасности) для районов A1, A2 и A3. По желанию заказчика перспективный малый противолодочный корабль может получать иные системы связи различных типов.

Корабль должен получать стрелковое, артиллерийское, ракетное и противолодочное вооружение различных типов, при помощи которого он сможет бороться с надводными, подводными, береговыми и воздушными целями. Кроме того, предусматривается беспилотный авиационный комплекс.

Артиллерия в новом проекте представлена одной установкой АК-176МА с орудием калибра 76 мм и одной зенитной системой АК-306 калибра 30 мм. Боекомплект 76-мм установки составляет 152 выстрела, в укладках 30-мм системы хранится до 500 снарядов. Артиллерийская установка большего калибра монтируется перед надстройкой и имеет характерный граненый кожух, снижающий радиолокационную заметность. Расположение зенитной АК-306 пока вызывает вопросы. По-видимому, ее планируется монтировать в кормовой части надстройки.

Также ствольные системы корабля представлены двумя крупнокалиберными пулеметами. Это оружие с боекомплектом 2000 патронов должно располагаться на тумбовых установках по бортам надстройки.

Основными зенитными средствами корабля проекта 23420 являются один комплекс 3М-47 «Гибка» и 20 переносных ЗРК типа «Игла» или «Игла-С». Подобное вооружение позволяет атаковать воздушные цели на дальностях и высотах до нескольких километров. На меньших дистанциях уничтожение воздушных целей должно производиться артиллерийскими системами.

Главной задачей перспективного корабля, как видно из его классификации, является борьба с подлодками противника. Для уничтожения обнаруженных подлодок корабль проекта 23420 должен нести соответствующее вооружение. В кормовой части, у бортов ниже уровня вертолетной площадки, предлагается монтировать две пусковые установки малогабаритного противолодочного торпедного комплекса «Пакет-НК» или «Пакет-Э». Боекомплект комплекса заявлен на уровне восьми торпед. При этом на опубликованных изображениях нарисованы двухтрубные пусковые установки.

Дополнительным противолодочным средством корабля является комплекс РПК-8Э «Запад». В его состав входит 12-ствольная реактивная бомбометная установка РБУ-6000, при помощи которой осуществляется запуск глубинных бомб РГБ-60 или противолодочных ракет 90Р. Общий боекомплект системы – 48 ракет и бомб. Бомбометная установка должна монтироваться перед надстройкой, позади артиллерийской установки.

Позади надстройки предусматривается монтаж двух пусковых установок комплекса постановки помех ПК-10 «Смелый». При помощи снарядов с ложными тепловыми целями, дипольными отражателями или иным специальным оснащением эта система должна затруднять или делать невозможным обнаружение корабля. Общий боекомплект комплекса ПК-10 – 40 выстрелов.

Радиолокационные средства обнаружения предлагается дополнить беспилотным авиационным комплексом «Горизонт-ЭЙР-S-100». Корабль проекта 23420 должен нести одну такую систему, в состав которой входят два БПЛА и набор аппаратуры для работы с ними.

Бороться с боевыми пловцами противника предлагается при помощи двух противодиверсионных ручных гранатометов ДП-64. Общий боекомплект этого оружия составляет 240 выстрелов. Гранатометы должны храниться в специальных укладках на корабле и не нуждаются в каких-либо системах монтажа, обеспечивая стрельбу с рук.

Во исполнение требований по безопасности малый противолодочный корабль проекта 23420 должен иметь средства спасения. Помимо индивидуальных средств он должен нести несколько плотов спасательных надувных (на имеющихся изображениях корабль несет четыре контейнера с плотами), а также моторную лодку. Последняя располагается на кормовой площадке, у борта. Для ее спуска на воду и подъема обратно предлагается применять специальный грузовой кран.

Необходимо отметить, что корабль проекта 23420, изображенный на опубликованных рисунках, отличается от описания, а также имеет некоторые любопытные особенности. К примеру, на рисунках видно, что на кормовой части надстройки располагается боевой модуль зенитного ракетно-артиллерийского комплекса 3М89 «Палаш». При этом в описании корабля упоминается система 3М-47 «Гибка», которая, вероятно, должна устанавливаться на то же самое место. Также можно отметить параметры нарисованных пусковых установок комплекса «Пакет-НК/Э». Предлагаемый корабль имеет две такие системы с горизонтальным расположением двух пусковых труб. Какие-либо сведения о возможности подобного монтажа труб пока не появлялись: все известные двухтрубные установки комплекса «Пакет-НК/Э» имели вертикальную компоновку.

Перспективный проект малого противолодочного корабля может представлять определенный интерес с точки зрения обновления военно-морского флота. ВМФ нуждается в кораблях самых разных классов, которые должны заменить устаревшую технику. Так, корабли проекта 23420 смогут занять место кораблей предыдущих проектов аналогичного назначения. В настоящее время российский флот располагает лишь несколькими десятками малых противолодочных кораблей нескольких проектов. Для сравнения, одних только кораблей проекта 1124/1124М было построено порядка 90 единиц. Таким образом, новый проект может привести к заметному обновлению соответствующей части флота.

Рассматривая опубликованные данные, нетрудно заметить, что проект 23420 имеет некоторые черты, намекающие на возможное строительство кораблей для экспортных поставок. Так, некоторые системы, предлагаемые для установки на корабли, имеют дополнительную литеру «Э», которой обозначаются экспортные модификации, а состав оборудования связи может определяться в соответствии с пожеланиями заказчика. Таким образом, малые противолодочные корабли нового типа могут начать службу не только в российском ВМФ, но и в военно-морских силах третьих стран.

Следует отметить, говорить о перспективах проекта 23420 пока рано. Первые сведения о новой разработке ЦМКБ «Алмаз» были опубликованы всего полтора месяца назад, что не позволяет строить полноценные суждения о нем. На данный момент это может быть лишь проработанное в общих вопросах предложение, которое сможет стать полноценным проектом только после появления заинтересованных заказчиков. Какие-либо данные об интересе потенциальных заказчиков к новому проекту пока отсутствуют. Тем не менее, предлагаемый проект представляет определенный интерес и имеет все шансы стать предметом очередного контракта на строительство и поставку.

По материалам сайтов:
http://almaz-kb.ru/
http://bastion-opk.ru/
http://rbase.new-factoria.ru/
http://bmpd.livejournal.com/

Малый противолодочный корабль «МПК-82» проекта 1124М, который является модификацией проекта 1124, был построен на судостроительном заводе «Ленинская кузница» в Киеве, Украина, для ВМФ СССР. Корабль был одиннадцатым в серии из 13 кораблей, которые данного проекта были построены на заводе. Всего было построено 38 кораблей проекта 1124М, строительство которых также осуществлялось на Зеленодольском ССЗ им. А.М. Горького и на Хабаровском ССЗ им. 60-летия СССР.

Назначением кораблей проекта 1124 было обеспечение развёртывания советских ПЛАРБ, охрана военно-морских баз и соединений ударных кораблей и конвоя судов в прибрежных районах (акваториях Балтийского и Чёрного морей, Кольского, Амурского и Уссурийского заливов и Авачинской бухты с прилегающими к ним районами). Боевая эксплуатация кораблей на сложных морских театрах (Северный и Тихоокеанский флоты) не предполагала применение кораблей в открытом море.

Проект 1124М - последний вариант модернизации малого противолодочного корабля проекта 1124, который был разработан в 1976 году. По сравнению с проектом 1124 корабли проекта 1124М оснащались более современными образцами вооружения и радиоэлектронными средствами. Модернизация проекта привела к значительной перегрузке и увеличению тоннажа. Несмотря на все усилия конструкторов (пришлось даже снять одну РБУ), стандартное водоизмещение корабля возросло почти на 10 %.

По системе кодовых обозначений НАТО модифицированный проект 1124М обозначался как корвет класса «Grisha-5».

Закладка «МПК-82» состоялась 20 апреля 1989 года. Спущен на воду 20 апреля 1991 года. Строительство завершено 26 сентября 1991 года. Был введен в состав ВМФ России 02 октября 1991 года, а 06 октября на «МПК-82» впервые поднят Военно-морской флаг.

Корабль своим ходом за 81 сутки совершил переход из Севастополя в Петропавловск - Камчатский через 2 океана, 12 морей, 14 проливов, оставив за кормой 11815 миль.

20 декабря 1992 года корабль прибыл в Петропавловск - Камчатский и вошел в состав соединения кораблей охраны водного района.

Основные характеристики: Водоизмещение стандартное 910 тонн, полное 1055 тонн. Длина 71,07 метра, ширина 10,15 метра, осадка 3,71 метра. Скорость полного хода 31,67 узла, экономическая 14 узлов. Дальность плавания 2727 миль при 14,56 узлах, 640 миль при 29 узлах. Автономность плавания 10 суток. Экипаж 86 человек, в том числе 9 офицеров.

Энергетическая установка: ДГТУ М-8М. 1 газовая турбина ГТУ-8, мощность - 18000 л.с. 2 дизеля М-507А, суммарная мощность - 20000 л.с. 3 дизель-генератора: ДГ-500, ДГ-300, ДГ-200, суммарная мощность - 1000 кВт.

Вооружение:

Зенитная артиллерия: 1 x 1 76-мм АКУ АК-176М (боезапас - 550 выстрелов), 1x6 АК-630М (2000 выстрелов).

Ракетное вооружение: ЗРК «Оса-МА» (боезапас - 20 ЗУР).

Противолодочное вооружение: 1 x 12 213-мм бомбомёт РБУ-6000 (боезапас - 48 глубинных бомб).

Минно-торпедное вооружение: 2 x 2 533-мм ТА (4 торпеды СЭТ-65).

Первоначально «МПК-82» имел бортовой номер 091. После, в 1991 году, был присвоен бортовой номер 379, а с 2000 года имеет бортовой номер 375.

За годы службы экипаж «МПК-82» не раз становился лучшим на Тихоокеанском флоте в состязании по обнаружению субмарин условного противника.

По сообщению от 28 мая 2015 года на морском полигоне Авачинского залива находятся малый ракетный корабль «Мороз» и малый противолодочный корабль «МПК-82», экипажи которых в составе группы.

По сообщению от 16 мая 2017 года в морских полигонах боевой подготовки Тихоокеанского флота в Тихом океане экипаж по поиску, обнаружению и уничтожению подводной лодки условного противника.

02 апреля 2018 года в акватории Авачинского залива три артиллерийские стрельбы по морскому буксируемому щиту. По сообщению от 02 июня к выполнению задач межбазового перехода из Петропавловска-Камчатского во Владивосток.

По сообщению от 03 июня 2019 года в акваторию Охотского моря для отработки задач в районах плавания, отдаленных от места базирования сил. 30 июня в пункт базирования на Камчатке после успешного выполнения задач в Тихом океане.

Малые противолодочные и малые ракетные корабли (по IVIзападной классификации – корветы) – важная составная часть отечественного флота. Их основное предназначение – противолодочная оборона и нанесение ракетных ударов по надводным силам неприятеля в ближней морской зоне. В настоящий справочник включены все представители классов МПК и МРК ВМФ СССР и России, а также являющиеся их модификациями ПСКР проектов 1124МП и 12412. В справочник не вошли большие охотники проектов 122-а и 122-бис, а также малые противолодочные катера проекта 201.

Малые противолодочные корабли проекта 204 – 63 ед.

Первые специально спроектированные МПК Советского ВМФ. Обладали оригинальной движительной установкой: вращаемые дизелями гребные винты были помещены в трубы, в которые нагнетался воздух, создавая дополнительную тягу. В таком режиме скорость возрастала до 35 узлов; без применения форсажа она составляла 17,5 узла. Правда, за это пришлось заплатить высокой шумностью установки. Три МПК проекта 204 были переданы Болгарии, где они получили имена «Напористи», «Строги» и «Летящи»; еще три – Румынии, из которых два были построены в 1966- 1967 гг. по проекту 204Э (РБУ-6000 замены на РБУ-2500) специально на экспорт .


МПК-15 (зав. № 801). 15.10.1958 зачислен в списки кораблей ВМФ и 26.11.1958 заложен на стапеле ССЗ № 532 им. Б.Е. Бутомы в Керчи, спущен на воду 30.3.1960, вступил в строй 29.12.1960 и 18.6.1964 включен в состав ЧФ. Явился головным кораблем данного проекта. 5.6.1979 выведен из боевого состава и переклассифицирован в учебный МПК, а 31.5.1984 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации и 1.10.1984 расформирован.

МПК-16 (зав. № 802). 15.10.1958 зачислен в списки кораблей ВМФ и 17.1.1959 заложен на стапеле ССЗ № 532 им. Б.Е. Бутомы в Керчи, спущен на воду 27.7.1960, вступил в строй 31.12.1960 и 18.6.1964 включен в состав ЧФ. 21.5.1981 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации и 1.10.1981 расформирован.

МПК-72 (зав. № 803). 12.8.1959 заложен на стапеле ССЗ N° 532 им. Б.Е.Бутомы в Керчи и 11.1.1960 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 30.12.1960, вступил в строй 30.9.1962 и 18.6.1964 включен в состав ЧФ. 1.9.1971 выведен из боевого состава, законсервирован и в Очакове поставлен на отстой, но 1.8.1989 расконсервирован и вновь введен в строй. 19.4.1990 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации, 1.10.1990 расформирован и впоследствии разделан на металл в Севастополе.

МПК-75 (зав. № 804). 18.10.1959 заложен на стапеле ССЗ № 532 им. Б.Е.Бутомы в Керчи и 11.1.1960 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 29.4.1961, вступил в строй 26.10.1962 и 18.6.1964 включен в состав ЧФ. В период с 23.1.1984 по 22.5.1986 на «Севморзаводе» им. С. Орджоникидзе в Севастополе прошел капитальный ремонт. 26.6.1988 исключен из состава ВМФ и 4.10.1988 передан Севастопольской морской школе ДОСААФ для использования в учебных целях.

МПК-88 (зав. № 805). 22.3.1960 заложен на стапеле ССЗ № 532 им. Б.Е.Бутомы в Керчи и 7.4.1961 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 25.8.1961, вступил в строй

19.11.1962 и 18.6.1964 включен в состав ЧФ. 30.10.1966 выведен из боевого состава, законсервирован и в Очакове поставлен на отстой, но 1.8.1971 расконсервирован и вновь введен в строй. 25.6.1985 исключен из состава ВМФ, 4.7.1985 передан Севастопольской морской школе ДОСААФ для использования в учебных целях и 1.10.1985 расформирован.

МПК-148 (зав. № 806). 22.7.1960 заложен на стапеле ССЗ № 532 им. Б.Е. Бутомы в Керчи, спущен на воду 18.1.1962 и 16.2.1962 зачислен в списки кораблей ВМФ, вступил в строй 28.12.1962 и 18.6.1964 включен в состав ЧФ. 1.9.1971 выведен из боевого состава, законсервирован и в Очакове поставлен на отстой, а 26.5.1983 исключен из состава ВМФ в связи с продажей за границу .

МПК-169 (зав. № 501). 15.4.1960 заложен на стапеле Хабаровского ССЗ № 638 им. С.М. Кирова и 7.4.1961 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 15.10.1961, вступил в строй 31.12.1962 и 18.6.1964 включен в состав ТОФ. С 27.6.1974 входил в состав КамФлРС КТОФ. 28.5.1980 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации, 1.11.1980 расформирован и вскоре в б. Раковая посажен на прибрежную отмель.

МПК-79 (зав. № 102). 13.2.1960 зачислен в списки кораблей ВМФ и 19.8.1960 заложен на стапеле ССЗ № 340 «Красный металлист» им. А.М.Горького в Зеленодольске Татарской АССР, спущен на воду 7.6.1961 и вскоре переведен по внутренним водным системам в Северодвинск для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 31.12.1962 и 18.6.1964 включен в состав СФ. В период с 3.9.1974 по 6.1.1975 на СРЗ-82 в пос. Росляково прошел средний ремонт. 31.5.1989 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации и 1.10.1989 расформирован и впоследствии разделан на металл в Мурманске.

1* По всей вероятности, румынские корабли в состав ВМФ СССР не входили, хотя не исключено, что два из них – это бывшие МПК-106 и МПК-125, сведений о службе которых в архиве не обнаружено. Таким образом, общее число построенных по проекту 204 и 204Э кораблей составляет либо 64, либо 66. – Прим. ред.

2* Куда конкретно, в документах не указано. Вероятно, в Болгарию или Румынию для замены однотипных кораблей или для разборки на запчасти. – Прим. ред.



МПК-150 (зав. № 104). 22.7.1960 заложен на стапеле ССЗ № 340 в Зеленодольске Татарской АССР и 7.4.1961 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 6.9.1961 и вскоре переведен по внутренним водным системам в Ленинград для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 20.6.1963 и 18.6.1964 включен в состав КБФ. 1.7.1986 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации и 1.10.1986 расформирован.

МПК-166 (зав. № 105). 21.3.1961 заложен на стапеле ССЗ № 340 в Зеленодольске и 7.4.1961 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 4.12.1961 и весной 1962 г. переведен по внутренним водным системам в Ленинград для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 20.6.1963 и 18.6.1964 включен в состав КБФ. 1.8.1980 выведен из боевого состава, законсервирован и в Усть-Двинске (Даугавгрива) поставлен на отстой, а 4.5.1989 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации и впоследствии разделан на металл в Риге.

МПК-56 (зав. № 101). 22.9.1959 зачислен в списки кораблей ВМФ и 23.10.1959 заложен на стапеле ССЗ № 340 в Зеленодольске, спущен на воду 7.4.1961 и летом 1961 г. переведен по внутренним водным системам в Северодвинск для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 31.7.1963 и 18.6.1964 включен в состав СФ. В период с 18.10.1973 по 24.4.1974 на СРЗ-82 в пос. Росляково прошел средний ремонт. 5.6.1979 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации, 1.10.1979 расформирован и вскоре разделан на металл в Мурманске.

МПК-58 (зав. № 807). 10.2.1961 заложен на стапеле ССЗ № 532 им. Б.Е.Бутомы в Керчи и 16.2.1962 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 29.4.1962, вступил в строй 31.7.1963 и 18.6.1964 включен в состав ЧФ. В период с 21.9.1978 по 22.5.1986 на «Севморзаводе» им. С.Орджоникидзе в Севастополе прошел капитальный ремонт. 1.10.1987 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации, 1.10.1987 расформирован и впоследствии разделан на металл в Севастополе.

МПК-84, с 10.7.1980 СМ-261 (зав. № 103). 13.2.1960 зачислен в списки кораблей ВМФ и 20.8.1960 заложен на стапеле ССЗ № 340 в Зеленодольске, спущен на воду 23.8.1961 и вскоре переведен по внутренним водным системам в Северодвинск для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 22.9.1963 и 18.6.1964 включен в состав СФ. 28.5.1980 выведен из боевого состава, разоружен, переформирован в СМ для обеспечения выполнения боевых упражнений, а 10.9.1986 исключен из списков судов ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации и впоследствии разделан на металл в Мурманске.

МПК-77 (зав. № 808). 3.5.1961 заложен на стапеле ССЗ № 532 им. Б.Е.Бутомы в Керчи и 16.2.1962 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 13.10.1962, вступил в строй 30.9.1963 и 18.6.1964 включен в состав ЧФ. 30.10.1966 выведен из боевого состава, законсервирован и в Очакове поставлен на отстой, а 17.12.1982 исключен из состава ВМФ СССР в связи с продажей ВМС Болгарии.

МПК-156 (зав. № 106). 12.6.1961 заложен на стапеле ССЗ № 340 в Зеленодольске и 16.2.1962 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 25.4.1962 и летом 1962 г. переведен по внутренним водным системам в Северодвинск для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 30.11.1963 и 18.6.1964 включен в состав СФ. 31.5.1984 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации, 1.10.1984 расформирован и вскоре разделан на металл в Мурманске.

МПК-13 (зав. № 107). 30.8.1961 заложен на стапеле ССЗ № 340 в Зеленодольске и 16.2.1962 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 4.7.1962 и вскоре переведен по внутренним водным системам в Северодвинск для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 22.12.1963 и 18.6.1964 включен в состав СФ. В период с 25.5 по 23.7.1976 и с 23.4.1981 на СРЗ-82 в пос. Росляково проходил средний и капитальный ремонт, но 25.6.1985 из-за отсутствия финансирования для продолжения ремонта исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации и 1.10.1985 расформирован.

МПК-107, с 12.8.1983 – СМ-450 (зав. № 503). 31.7.1961 заложен на стапеле Хабаровского ССЗ № 638 им. С.М. Кирова и 16.2.1962 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 25.5.1963, вступил в строй 28.12.1963 и 18.6.1964 включен в состав ТОФ. 20.6.1983 выведен из боевого состава, разоружен, переформирован в СМ для обеспечения выполнения боевых упражнений и в бухте Разбойник поставлен на прикол, а 19.8.1988 исключен из списков судов ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 30.11.1988 расформирован.

МПК-85 (зав. № 809). 7.7.1961 заложен на стапеле ССЗ № 532 им. Б.Е.Бутомы в Керчи и 9.2.1963 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 22.4.1963, вступил в строй 29.12.1963 и 18.6.1964 после перевода по внутренним водным системам из Азовского в Балтийское море включен в состав КБФ. 20.6.1987 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации и 1.10.1987 расформирован.

МПК-50 (зав. № 109). 9.11.1961 заложен на стапеле ССЗ № 340 в Зеленодольске и 16.2.1962 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 9.11.1962 и весной 1963 г. переведен по внутренним водным системам в Ленинград для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 30.12.1963 и 18.6.1964 включен в состав КБФ. 30.10.1966 выведен из боевого состава, законсервирован и в Усть-Двинске (Даугавгрива) поставлен на отстой, но 1.8.1980 расконсервирован и вновь введен в строй. 19.4.1990 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации, 1.10.1990 расформирован и в Усть-Двинске поставлен на прикол, где впоследствии затонул из-за неисправности донно-за- бортной арматуры. Впоследствии поднят УПАСР БФ РФ и передан латвийской фирме для разделки на металл.

МПК-103 (зав. № 502). 3.3.1961 заложен на стапеле Хабаровского ССЗ № 638 им. С.М. Кирова и 16.2.1962 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 29.9.1962, вступил в строй 31.12.1963 и 18.6.1964 включен в состав ТОФ. С 27.6.1964 входил в состав КамФлРС ТОФ. 5.7.1982 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации, 1.8.1982 расформирован и вскоре в бухте Раковая посажен на прибрежную отмель.

МПК-14 (зав. № 810). 3.10.1961 заложен на стапеле ССЗ № 532 им. Б.Е.Бутомы в Керчи и 31.5.1962 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 25.9.1963, вступил в строй 31.12.1963 и 18.6.1964 после перевода по внутренним водным системам из Черного в Балтийское море включен в состав КБФ. В период с 21.12.1967 по 15.2.1968 на СРЗ-29 «Тосмаре» в Лиепае прошел средний ремонт. 1.10.1972 выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен в Усть-Двинске (Даугавгрива) на отстой, но 1.8.1980 расконсервирован и вновь введен в строй. 20.6.1987 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации, 1.10.1987 расформирован и вскоре разделан на металл в Риге.

МПК-45 (зав. № 108). 18.11.1961 заложен на стапеле ССЗ № 340 в Зеленодольске и 16.2.1962 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 6.8.1962 и вскоре переведен по внутренним водным системам в Ленинград для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 31.12.1963 и 18.6.1964 включен в состав КБФ. 1.10.1972 выведен из боевого состава, законсервирован и в Усть-Двинске (Даугавгрива) поставлен на отстой, но 1.8.1980 расконсервирован и вновь введен в строй. С 1.3.1989 находился на СРЗ-ЗЗ в Балтийске на капитальном ремонте, а 19.4.1990 из-за отсутствия финансирования исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации, 1.10.1990 расформирован и вскоре разделан на металл в Балтийске.






МПК-55 (зав. № 110). 18.2.1962 заложен на стапеле ССЗ № 340 в Зеленодольске и 6.4.1963 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 28.10.1962 и весной 1963 г. переведен по внутренним водным системам в Ленинград для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 30.6.1964 и 18.7.1964 включен в состав КБФ. 1.11.1977 выведен из боевого состава, законсервирован и в Усть-Двинске (Даугавгрива) поставлен на отстой, но 1.6.1986 расконсервирован и вновь введен в строй. 24.6.1991 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации, 1.10.1991 расформирован и вскоре разделан на металл в Риге.

МПК-10 (зав. № 811). 23.2.1962 заложен на стапеле ССЗ № 532 им. Б.Е.Бутомы в Керчи и 1.7.1963 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 30.1.1964, вступил в строй 30.6.1964 и 8.7.1964 включен в состав ЧФ. 4.5.1989 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации и 1.10.1989 расформирован.

МПК-63 (зав. № 112). 11.4.1962 заложен на стапеле ССЗ № 340 в Зеленодольске и 6.4.1963 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 15.8.1963 и вскоре переведен по внутренним водным системам в Азовское море, а оттуда в Черное для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 30.8.1964 и 15.9.1964 временно включен в состав ЧФ. Осенью 1964 г. переведен по внутренним водным системам в Северодвинск и 11.11.1964 перечислен в состав СФ. В период с 24.10.1972 по 24.4.1974 на СРЗ-82 в пос. Росляково прошел средний ремонт. 1.10.1981 выведен из боевого состава, законсервирован и в губе Долгая-Западная (пос. Гранитный) поставлен на отстой, а 1.6.1984 в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации расформирован и 26.6.1988 исключен из состава ВМФ, но впоследствии при стоянке на приколе в бухте Червяное озеро затонул на мелководье из-за неисправности донно-забортной арматуры.

МПК-62, с 1.8.1986-ОС-573 (зав. № 812). 29.1.1964 зачислен в списки кораблей ВМФ и 19.2.1964 заложен на стапеле ССЗ № 532 им. Б.Е. Бутомы в Керчи, спущен на воду 3.9.1964, вступил в строй 20.10.1964 и 26.10.1964 включен в состав ЧФ. В период с 8.4.1983 по 7.3.1986 на «Севморзаводе» им. С.Орджоникидзе в Севастополе прошел модернизацию и капитальный ремонт, после чего 10.7.1986 был выведен из боевого состава и переклассифицирован в ОС, а 12.7.1989 исключен из списков судов ВМФ в связи с передачей клубу юных моряков г. Днепропетровска для использования в учебных целях.

МПК-70 (зав. № 111). В марте 1962 г. заложен на стапеле ССЗ № 340 в Зеленодольске и 1.7.1963 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду в конце 1963 г. и весной 1964 г. переведен по внутренним водным системам в Ленинград для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй осенью 1964 г. и 26.10.1964 включен в состав КБФ. 1.10.1972 выведен из боевого состава, законсервирован и в Усть-Двинске (Даугавгрива) поставлен на отстой, а 4.5.1989 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации, 1.10.1989 расформирован, но вскоре при стоянке на приколе в Усть-Двинске затонул из-за неисправности дон- но-забортной арматуры. Впоследствии поднят УПАСР БФ РФ и передан латвийской фирме для разделки на металл.

МПК-1 (зав. № 504). 15.12.1961 заложен на стапеле Хабаровского ССЗ № 638 им. С.М. Кирова и 9.2.1963 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 29.7.1963, вступил в строй 27.10.1964 и 20.11.1964 включен в состав ТОФ. 31.5.1984 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации и 1.10.1984 расформирован.

МПК-21 (зав. № 113). 8.8.1962 заложен на стапеле ССЗ № 340 в Зеленодольске и 3.3.1964 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 12.6.1963 и вскоре переведен по внутренним водным системам в Азовское, а оттуда в Черное море для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 15.12.1964 и 22.1.1965 включен в состав ЧФ. Летом 1965 г. переведен по внутренним водным системам из Севастополя в Беломорск и 24.6.1965 перечислен в состав КСФ. В период с 18.10.1973 по 27.5.1974 на СРЗ-82 в пос. Росляково прошел средний ремонт. 20.6.1987 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации, 1.10.1987 расформирован и впоследствии разделан на металл в Мурманске.

МГЖ-23 (зав. № 114). 15.10.1962 заложен на стапеле ССЗ № 340 в Зеленодольске и 3.3.1964 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 23.7.1963 и вскоре переведен по внутренним водным системам в Ленинград для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 23.12.1964 и 22.1.1965 включен в состав КБФ. 1.10.1975 выведен из боевого состава, законсервирован и в Усть-Двинске (Даугавгрива) поставлен на отстой, а 4.8.1989 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации и 1.10.1989 расформирован, но впоследствии при стоянке на приколе в Усть-Двинске затонул у причала из-за неисправности донно-забортной арматуры. Впоследствии поднят УПАСР БФ РФ и передан латвийской фирме для разделки на металл.



МПК-68 (зав. № 813). 8.8.1962 заложен на стапеле ССЗ № 532 им. Б.Е.Бутомы в Керчи и 3.3.1964 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 23.9.1964, вступил в строй 30.12.1964 и 22.1.1965 включен в состав ЧФ. 19.4.1990 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации, 1.10.1990 расформирован и впоследствии разделан на металл в Севастополе.

МПК-38 (зав. № 814). 29.7.1963 заложен на стапеле ССЗ № 532 им. Б.Е.Бутомы в Керчи и 12.8.1964 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 28.12.1964, вступил в строй 31.5.1965 и 24.6.1965 включен в состав КЧФ. В период с 4.6.1982 по 1.1.1985 на «Севморзаводе» им. С.Орджоникидзе в Севастополе прошел капитальный ремонт, после чего был выведен из боевого состава, законсервирован и в Очакове поставлен на отстой, а 19.4.1990 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации, 1.10.1990 расформирован и впоследствии разделан на металл в Севастополе.

МПК-27 (зав. № 115). 22.2.1963 заложен на стапеле ССЗ № 340 в Зеленодольске и 3.3.1964 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 5.11.1963 и летом 1964 г. переведен по внутренним водным системам в Ленинград для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 30.6.1965 и 15.7.1965 включен в состав ДКБФ. 4.5.1989 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации, 1.10.1989 расформирован и вскоре разделан на металл в Риге.

МПК-17 (зав. № 505). 8.10.1962 заложен на стапеле Хабаровского ССЗ № 638 им. С.М. Кирова и 12.8.1964 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 18.7.1964, вступил в строй 29.9.1965 и 21.10.1965 включен в состав КТОФ. С 6.11.1967 входил в состав КамФлРС КТОФ. 25.6.1985 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации и 1.10.1985 расформирован.

МПК-29 (зав. № 117). 16.5.1963 заложен на стапеле ССЗ № 340 в Зеленодольске и 7.7.1964 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 3.6.1964 и вскоре переведен по внутренним водным системам в Азовское, а оттуда в Черное море для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 30.9.1965 и 21.10.1965 включен в состав КЧФ. Летом 1966 г. переведен по внутренним водным системам из Севастополя в Ленинград и 20.8.1966 перечислен в состав ДКБФ. 19.4.1990 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации и 1.10.1990 расформирован.

МПК-18 (зав. № 118). 27.7.1963 заложен на стапеле ССЗ № 340 в Зеленодольске и 27.1.1965 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 2.9.1964 и вскоре переведен по внутренним водным системам в Ленинград для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 16.12.1965 и 11.1.1966 включен в состав ДКБФ. Летом 1966 г. переведен по ББК из Ленинграда в Беломорск и 20.8.1966 перечислен в состав КСФ. В период с 3.11.1983 по 15.11.1984 на СРЗ-82 в пос. Росляково прошел средний ремонт. 20.6.1987 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации, 1.10.1987 расформирован, но в 1998 г. при стоянке на приколе в бухте Червяное озеро затонул из-за неисправности донно-забортной арматуры.

МПК-54 (зав. № 119). 6.11.1963 заложен на стапеле ССЗ № 340 в Зеленодольске и 27.1.1965 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 17.11.1964 и в мае 1965 г. переведен по внутренним водным системам в Азовское, а оттуда в Черное море для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 24.12.1965 и 11.1.1966 включен в состав КЧФ. Летом 1966 переведен по внутренним водным системам из Севастополя в Беломорск и 20.8.1966 перечислен в состав КСФ. В период с 7.10.1975 по 10.6.1977 и с 26.3 по 12.7.1985 на СРЗ-82 в пос. Росляково проходил капитальный и средний ремонты. 26.6.1988 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации, 1.11.1988 расформирован, но вскоре затонул в бухте Червяное озеро из-за неисправности донно-забортной арматуры.

МПК-25 (зав. № 116). 23.2.1963 заложен на стапеле ССЗ № 340 в Зеленодольске и 7.7.1964 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 30.4.1964 и вскоре переведен по внутренним водным системам в Ленинград для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 28.9.1965 и 2.10.1965 включен в состав ДКБФ. 1.10.1986 выведен из боевого состава, законсервирован и в Усть-Двинске (Даугавгрива) поставлен на отстой, а 19.4.1990 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации, 1.10.1990 расформирован и вскоре разделан на металл в Риге.

МПК-19 (зав. № 815). 31.12.1964 заложен на стапеле ССЗ № 532 им. Б.Е. Бутомы в Керчи и 27.1.1965 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 23.7.1965, вступил в строй 28.12.1965 и 15.1.1966 включен в состав КЧФ. В период с 10.2 по 17.6.1981 и с 17.12.1985 по 1.8.1986 на «Севморзаводе» им. С. Орджоникидзе в Севастополе проходил средний ремонт.

19.4.1990 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации, 1.10.1990 расформирован и впоследствии разделан на металл в Севастополе.

МПК-20, с 12.8.1983- СМ-448 (зав. № 506). 20.11.1962 заложен на стапеле Хабаровского ССЗ № 638 им. С.М. Кирова и 27.1.1965 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 26.8.1965, вступил в строй 31.12.1965 и 15.1.1966 включен в состав КТОФ. 1.7.1974 выведен из боевого состава, законсервирован и у о.Русский в Уссурийском заливе поставлен на отстой, но 20.6.1983 расконсервирован, разоружен и переформирован в СМ для обеспечения выполнения боевых упражнений, а 19.8.1988 исключен из списков судов ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 30.11.1988 расформирован и в бухте Разбойник поставлен на прикол.

МПК-74 (зав. № 120). 13.1.1964 заложен на стапеле ССЗ № 340 в Зеленодольске и 21.5.1965 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 2.6.1965 и вскоре переведен по внутренним водным системам в Ленинград для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 30.6.1966 и 18.7.1966 включен в состав ДКБФ. 1.11.1977 выведен из боевого состава, законсервирован и в Усть-Двинске (Даугавгрива) поставлен на отстой, но 1.6.1986 расконсервирован и вновь введен в строй.

24.6.1991 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации, 1.10.1991 расформирован и вскоре разделан на металл в Риге.

МПК-59 (зав. № 816). 27.1.1965 зачислен в списки кораблей ВМФ и 12.3.1965 заложен на стапеле ССЗ № 532 им. Б.Е. Бутомы в Керчи, спущен на воду 30.12.1965, вступил в строй 28.3.1966 и 18.4.1966 включен в состав КЧФ. 30.10.1966 выведен из боевого состава, законсервирован и в Очакове поставлен на отстой, а 14.10.1975 исключен из состава ВМФ СССР в связи с продажей ВМС Болгарии.



МПК-80 (зав. № 121). 23.3.1964 заложен на стапеле ССЗ № 340 в Зеленодольске и 21.5.1965 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 5.7.1965 и вскоре переведен по внутренним водным системам в Ленинград для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 10.8.1966 и 6.9.1966 включен в состав ДКБФ. 4.3.1970 перечислен в состав КСФ и весной 1970 г. переведен по ББК из Балтийского в Белое море, а 28.2.1986 возвращен в состав ДКБФ. 4.5.1989 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации, 1.10.1989 расформирован и вскоре разделан на металл в Риге.

МПК-100 (зав. № 817). 9.7.1965 заложен на стапеле ССЗ № 532 им. Б.Е.Бутомы в Керчи и 12.3.1966 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 28.4.1966, вступил в строй 5.9.1966 и 15.9.1966 включен в состав КЧФ. В период с 31.1.1975 по 26.6.1976 на СРЗ в Керчи и с 16.12.1983 по 22.5.1986 на «Севморзаводе» им. С. Орджоникидзе в Севастополе проходил капитальный ремонт. 19.4.1990 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации и 1.10.1990 расформирован.

МПК-86 (зав. № 122). 15.6.1964 заложен на стапеле ССЗ № 340 в Зеленодольске, спущен на воду 19.7.1965 и 6.1.1966 зачислен в списки кораблей ВМФ, летом 1966 г. переведен по внутренним водным системам в Азовское море, а оттуда в Черное для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 27.9.1967 и 8.10.1967 включен в состав КЧФ. 13.2.1968 перечислен в состав КСФ и весной 1968 г. переведен по внутренним водным системам из Азовского в Белое море. В период с 10.6.1977 по 27.11.1985 на СРЗ-82 в пос. Росляково прошел капитальный ремонт. 20.6.1987 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации, 1.10.1987 расформирован и вскоре разделан на металл в Мурманске.

МПК-111 (зав. № 507). 30.7.1963 заложен на стапеле ССЗ N° 638 им. С.М. Кирова в Хабаровске и 26.1.1966 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 26.4.1966, вступил в строй 30.9.1966 и 17.10.1966 включен в состав КТОФ. С 16.5.1986 входил в состав КамФлРС КТОФ. 26.6.1988 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации, 1.11.1988 расформирован и вскоре в бухте Раковая посажен на прибрежную отмель.

МПК-90 (зав. № 123). 21.9.1964 заложен на стапеле ССЗ № 340 в Зеленодольске, спущен на воду 18.11.1965 и 6.1.1966 зачислен в списки кораблей ВМФ, летом 1966 г. переведен по внутренним водным системам в Северодвинск для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 26.11.1966 и 12.12.1966 включен в состав КСФ. 10.7.1986 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации и 1.10.1986 расформирован, но впоследствии при стоянке на приколе в бухте Червяное озеро затонул из-за неисправности донно-забортной арматуры.

МПК-92 (зав. № 124). 8.7.1965 заложен на стапеле ССЗ № 340 в Зеленодольске и 6.1.1966 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 24.5.1966 и вскоре переведен по внутренним водным системам в Ленинград для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 24.12.1966 и 7.1.1967 включен в состав ДКБФ. 1.10.1975 выведен из боевого состава, законсервирован и в Усть-Двинске (Даугавгрива) поставлен на отстой, а 19.4.1990 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации, но впоследствии при стоянке на приколе в Усть-Двинске затонул из-за неисправности донно-забортной арматуры. Впоследствии поднят УПАСР БФ РФ и передан латвийской фирме для разделки на металл.

МПК-109 (зав. № 818). 4.11.1965 заложен на стапеле ССЗ № 532 им. Б.Е.Бутомы в Керчи и 20.4.1966 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 26.8.1966, вступил в строй 27.12.1966 и 7.1.1967 включен в состав КЧФ. 1.9.1973 выведен из боевого состава, законсервирован и в Очакове поставлен на отстой. В период с 24.8.1981 по 15.9.1982 на «Севморзаводе» им. С.Орджоникидзе в Севастополе прошел капитальный ремонт, после чего был исключен из состава ВМФ СССР в связи с продажей ВМС Болгарии.

МПК-112 (зав. № 508). 24.9.1964 заложен на стапеле ССЗ № 638 им. С.М. Кирова в Хабаровске и 20.4.1966 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 15.7.1966, вступил в строй 30.12.1966 и 14.1.1967 включен в состав КамФлРС КТОФ. 17.8.1984 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации, 31.12.1984 расформирован и вскоре в бухте Раковая посажен на прибрежную отмель.

МПК-95 (зав. № 125). Осенью 1965 г. заложен на стапеле ССЗ № 340 в Зеленодольске, спущен на воду в начале 1966 г. и 20.4.1966 зачислен в списки кораблей ВМФ, летом 1966 г. переведен по внутренним водным системам в Северодвинск для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 29.6.1967 и 20.7.1967 включен в состав КСФ. 26.6.1988 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации и 1.9.1988 расформирован, но впоследствии при стоянке на приколе в бухте Червяное озеро затонул из-за неисправности донно-забортной арматуры.

МПК-106 (зав. № 819). 30.8.1966 заложен на стапеле ССЗ «Залив» им. Б.Е.Бутомы в Керчи, спущен на воду 21.3.1967, вступил в строй 30.6.1967. Данных о дальнейшей судьбе корабля не обнаружено.

МПК-97 (зав. № 126). 1.3.1966 заложен на стапеле ССЗ в Зеленодольске и 20.4.1966 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 17.9.1966 и весной 1967 г. переведен по внутренним водным системам в Ленинград для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 31.8.1967 и 14.9.1967 включен в состав ДКБФ. 19.4.1990 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации, 1.10.1990 расформирован и вскоре разделан на металл в Риге.

МПК-114 (зав. № 509). 25.9.1965 заложен на стапеле ССЗ № 638 им. С.М. Кирова в Хабаровске и 12.1.1967 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 26.4.1967, вступил в строй 30.9.1967 и 13.10.1967 включен в состав КТОФ. 20.6.1987 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации и 1.10.1987 расформирован.

МПК-83 (зав. № 127). 5.5.1966 заложен на стапеле ССЗ в Зеленодольске, спущен на воду 2.11.1966 и 12.1.1967 зачислен в списки кораблей ВМФ, весной 1967 г. переведен по внутренним водным системам в Азовское, а оттуда в Черное море для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 30.9.1967 и 13.10.1967 включен в состав КЧФ. Осенью 1967 г. переведен по внутренним водным системам из Азовского моря в Балтийское и 14.12.1967 перечислен в состав ДКБФ. 10.7.1991 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации, 1.8.1991 расформирован и вскоре разделан на металл в Риге.

МПК-125 (зав. № 820). 28.2.1967 заложен на стапеле ССЗ «Залив» им. Б.Е.Бутомы в Керчи, спущен на воду 29,6.1967, вступил в строй 30.9.1967. Данных о дальнейшей судьбе корабля не обнаружено.

МПК-134 (зав. № 510). 25.1.1966 заложен на стапеле ССЗ № 638 им. С.М. Кирова в Хабаровске и 12.1.1967 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 29.7.1967, вступил в строй 30.11.1967 и 26.12.1967 включен в состав КТОФ. 1.7.1986 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации и 1.10.1986 расформирован.

МПК-94 (зав. № 128). 12.7.1966 заложен на стапеле ССЗ в Зеленодольске и 12.1.1967 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 29.1.1967 и весной 1967 г. переведен по внутренним водным системам в Ленинград для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 30.11.1967 и 26.12.1967 включен в состав ДКБФ. 1.8.1980 выведен из боевого состава, законсервирован и в Усть-Двинске (Даугавгрива) поставлен на отстой, а 19.4.1990 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации, но впоследствии при стоянке на приколе в Усть-Двинске затонул из-за неисправности донно-забортной арматуры. Впоследствии поднят УПАСР БФ РФ и передан латвийской фирме для разделки на металл.

МПК-98 (зав. № 129). 21.9.1966 заложен на стапеле ССЗ в Зеленодольске и 12.1.1967 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 6.5.1967, летом 1967 г. переведен по внутренним водным системам в Азовское море, а оттуда в Черное для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 25.12.1967 и 11.1.1968 включен в состав КЧФ. 15.7.1968 перечислен в состав ДКБФ и вскоре переведен по внутренним водным системам из Азовского моря в Балтийское. 20.6.1988 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации и 1.10.1988 расформирован.

МПК-128 (зав. № 821). 12.1.1967 зачислен в списки кораблей ВМФ и 18.9.1967 заложен на стапеле ССЗ «Залив» им. Б.Е. Бутомы в Керчи, спущен на воду 10.1.1968, вступил в строй 30.4.1968 и 23.5.1968 включен в состав КЧФ. В период с 14.11.1975 по 1.10.1979 на ССЗ «Красный металлист» им. A.M. Горького в Зеленодольске прошел капитальный ремонт, после чего был выведен из боевого состава, законсервирован и в Очакове поставлен на отстой, а 24.6.1991 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации.

МПК-102 (зав. № 130). 11.11.1966 заложен на стапеле ССЗ в Зеленодольске и 12.1.1967 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 30.6.1967 и вскоре переведен по внутренним водным системам в Ленинград для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 30.6.1968 и 25.7.1968 включен в состав ДКБФ. 24.6.1991 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации и 1.10.1991 расформирован.

МПК-136 (зав. № 511). 25.8.1966 заложен на стапеле Хабаровского ССЗ им. С.М. Кирова, спущен на воду 12.10.1967 и 12.1.1968 зачислен в списки кораблей ВМФ, вступил в строй 31.7.1968 и 11.9.1968 включен в состав КамФлРС КТОФ. 20.6.1987 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации, 1.10.1987 расформирован и вскоре в бухте Раковая посажен на прибрежную отмель.

МПК-119 (зав. № 131). 20.3.1967 заложен на стапеле ССЗ в Зеленодольске, спущен на воду 5.11.1967 и 12.1.1968 зачислен в списки кораблей ВМФ и вскоре переведен по внутренним водным системам в Азовское море, а оттуда в Черное для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 25.9.1968 и 21.10.1968 включен в состав КЧФ. Осенью 1968 г. переведен по внутренним водным системам из Азовского моря в Балтийское и 23.12.1968 перечислен в состав ДКБФ. 1.10.1986 выведен из боевого состава, законсервирован и в Усть-Двинске (Даугавгрива) поставлен на отстой, а 24.6.1991 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации и 1.10.1991 расформирован, но впоследствии при стоянке на приколе в Усть-Двинске затонул из-за неисправности донно-забортной арматуры. Впоследствии поднят УПАСР БФ РФ и передан латвийской фирме для разделки на металл.

ТТЭ МПК проекта: Водоизмещение полное 555 т, стандартное 439 т; длина 58.3 м, ширина 8,1 м, осадка 3,09 м. Мощность дизельной установки 2x3300 л.с., газотурбокомпрессорной установки 2x15 000 л.с., скорость полного хода 35 уз., дальность плавания 14-уз. ходом 2500 миль. Вооружение: 1x2 57-мм АУАК-725, 4x1 400-мм ТА, 2 РБУ-6000. Экипаж 54 человека.

малый противолодочный корабль «Луцк»

Надводные корабли проекта 1124 шифр «Альбатрос » считаются наиболее удачными малыми противолодочными кораблями постройки второго поколения и не имеют аналогов в мире. Предназначены согласно проекту для противодействия подводным лодкам противника в ближней зоне военно-морских баз, портов, рейдов и пунктов рассредоточения стоянки кораблей, на путях развертывания сил военно-морского флота для несения противолодочного дозора и охраны кораблей и судов на переходе морем.

Около 70 малых противолодочных кораблей и 20 пограничных кораблей проекта 1124 были получены от промышленности и на сегодняшний день продолжают эксплуатироваться на флотах России и Украины. Кроме прямого предназначения им довелось осуществлять слежение за крупными надводными кораблями вероятного противника, совершать межокеанские переходы, применять оружие по врагам на берегу, а боевая служба для черноморских кораблей в Средиземном море стала обычным делом. Эти боевые корабли стали настоящими «рабочими лошадками » любого надводного флота. Появление класса малых противолодочных кораблей в советском военно-морском флоте стало логичным развитием проекта катеров охраны водного района. Именно проект 122-БИС положил начало разработке проекта противолодочных кораблей, обладавших достаточной мореходностью, дальностью плавания, высокой скоростью и сильным противолодочным вооружением.

Строились различные удачные и не очень проекты , но руководство ВМФ требовало новый , способный противостоять новейшим дизельным и .

проектирование и строительство малых противолодочных кораблей

К началу 60-х потребность советского флота в новых эскортных кораблях и противолодочных кораблях ограниченного водоизмещения резко возросла. Новые боевые корабли должны были обеспечить развертывание подводных лодок, осуществлять охрану военно-морских баз, соединений ударных кораблей и конвоев в прибрежных районах. Этому способствовало появлению в ведущих морских державах субмарин нового поколения с дизельными и ядерными силовыми установками. Резко возросла подводная угроза во всех операционных зонах советского военно-морского флота - в том числе и ближней зоне.

малый противолодочный корабль проекта 1124

Главком ВМФ СССР С. Г. Горшков дал указание начать разработку нового малого противолодочного корабля с повышенными возможностями противовоздушной и противолодочной обороны. Предполагалось получить новый мощный противолодочный корабль для ближней и прибрежной морских зон, как развитие проекта 204. Впервые на практике военно-морского судостроения небольшой корабль должен был получить на вооружение зенитно-ракетный комплекс самообороны и мощную буксируемую гидроакустическую станцию. В 1963 году Зеленодольскому ЦКБ -340 было выдано техническое задание на проектирование малого противолодочного корабля под шифром «Альбатрос ». Главным конструктором корабля был назначен руководитель бюро Ю. А. Никольский. В ходе конструкторских работ главное внимание было уделено выбору наиболее оптимальных обводов корпуса будущего надводного корабля. Специалисты Зеленодольского ПКБ были скованы жесткими рамками предложенного задания и, чтобы добиться требуемой 35 узловой скорости полного хода при стандартном водоизмещении 800 тонн, предложили так называемые комбинированные обводы корпуса. Основной трудностью при проектировании корабля стала необходимость оптимизации мореходных качеств корпуса, и его ходкости при условии наличия большого подкильного обтекателя гидроакустической станции.

В ЦНИИ имени А. Н. Крылова была проведена серия буксировочных испытаний моделей корпуса будущего боевого корабля, подтвердившая скоростные качества спроектированных обводов корпуса. Поведение военного судна на волнении изучалось в бассейне на самоходной модели.

Надводный корабль получил гладкопалубную архитектуру с развитой носовой надстройкой во всю ширину палубы, что придавало альбатросам их неповторимый внешний облик. Сплошная протяженная надстройка в сочетании с изящной седловатостью не только повышала высоту надводного борта, но и позволила получить солидные дополнительные объемы внутри корпуса.

Уже в июне 1964 года командование ВМФ и руководство министерства судостроительной промышленности рассмотрели представленный эскизный проект нового проекта 1124.

конструктивные особенности малого противолодочного корабля

Особое внимание при строительстве было уделено судовой силовой установке. Требовались возможность длительного поддержания относительно невысокого хода при поиске субмарины и способность немедленного развития скорости до 35 узлов при ее атаке. Оптимальным вариантом была признана комбинированная трехвальная дизель-газотурбинная установка. На каждый бортовой вал работал один дизель экономичного хода мощностью 10000 л.с., а на средний вал - форсажная газовая турбина мощностью 18000 л. с. Управление всеми тремя агрегатами предусматривалось дистанционно. В итоге в техническом проекте удалось реализовать практически все требования военно-морского флота, создав сильно вооруженный быстроходный противолодочный корабль с водоизмещением 900 тонн.

Уже 26 декабря 1966 года на стапеле судостроительного завода «Красный Металлист » имени Горького был заложен корпус головного малого противолодочный корабля . В списки кораблей ВМФ СССР первенец серии был зачислен 12 января 1967 года. Появление новых малых противолодочных кораблей в составе советского флота не ускользнуло от внимания условного противника. Их отнесли к классу корветов и присвоили кодовое наименование классификации НАТО «Grisha ».

малый противолодочный корабль проекта 1124

корвет по классификации НАТО «Grisha»

артиллерийская установка АК-176 главное отличие МПК 1124

выстрел РБУ-6000

дивизион противолодочных кораблей

малый противолодочный корабль

МПК «Комсомолец Грузии»

МПК «Суздалец»

МПК «Александровец»

представитель последней серии МПК 1124МУ

РБУ-6000 Смерчь-2 и ЗРК ОСА-М с ЗУР 9М33 на МПК-43

стрельба из артустановки АК-630М на малом противолодочном корабле и выстрел учебной торпеды

Военно-морской флот СССР заказал 38 кораблей проекта 1124. С высочайшим одобрением Л. И. Брежнева проект открыл «зеленый свет» массовому строительству и для морских частей погранвойск. Для их нужд были разработаны малые противолодочные корабли проекта 1124П.

Удачный тип надводного корабля решено было развивать, оснащая более современными образцами вооружения. Самой радикальной модификацией стал проект 1124М. Малый противолодочный корабль получил более мощную артиллерийскую установку АК-176, переносные зенитно-ракетные комплексы «Стрела-3» более мощную радиолокационную станцию общего обнаружения «Топаз-2В». Вместо подкильной гидроакустической станцией «Аргунь» боевые корабли получили новую ГАС «Платина». Из-за возрастания водоизмещения на 10 процентов судостроители были вынуждены снять «РБУ-6000». Всего флоты получили 90 кораблей различных модификаций.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш бизнес - От идеи до реализации