Автомобильный рынок переживает сейчас период стабильности. Спрос умеренный. Не наблюдается ни ажиотажа, ни спада продаж. Для бизнесменов, решивших открыть автосалон, подобная ситуация является вполне благоприятной.
С одной стороны, при грамотной постановке дела автосалон может приносить значительную прибыль. Правда, это касается только широкоформатных точек с оборудованными стоянкой, мойкой, сервисным центром, магазином по ремонту запчастей. Основной доход (около 70%) приносит именно послепродажное обслуживание .
С другой стороны, по оценкам экспертов, средняя рентабельность бизнеса составляет около 10%, поэтому срок его окупаемости довольно длительный - 4 года и более. К тому же он требует существенных затрат. Открытие самого скромного автосалона (500 м 2) по продаже дешевых авто предполагает существенные вложения (от 15 млн р.). Говорить о рентабельности автосалона с высокой степенью однозначности можно только с детальным бизнес-планом на руках. Его составление обязательно.
1 В налоговой. Выбрать организационно-правовую форму . Для автосалона это будет ООО - форма, наиболее приемлемая для работы с производителями автомобилей. Придется применять основную систему налогообложения для торговли (так как вся цепочка завод-дилер работает с НДС) и единый налог на вмененный доход для сервиса.
2 В налоговой необходимо указать коды ОКВЭД. Рекомендуем отметить все подразделы, входящие в разделы:
3 Регистрация в ПФ и во всех других внебюджетных фондах
4 В Роспотребнадзоре и Госпожнадзоре
6 В налоговой зарегистрировать кассовый аппарат
7 В местном Управлении потребительского рынка получить Свидетельство в внесении компании-дилера в торговый реестр.
8 В Ростесте (www.rostest.ru) получить сертификаты на отдельные виды работ (в случае параллельного открытия автосервиса).
Это основной вопрос. Весь автосалонный бизнес будет строиться на работе с конкретным поставщиком. Стоит учитывать, что при реализации машин малоизвестных и недорогих марок не придется надеяться на высокую доходность бизнеса (производители устанавливают невысокую маржу), однако стартовые вложения при создании дела будут минимальными (около 15 млн р).
При реализации автомобилей мировых брендов придется заложить на старт не менее 150 млн рублей, а также быть готовым к тому, что производитель станет диктовать свои условия организации дела на всех его этапах.
В условиях сильной конкуренции стоит задуматься о реализации марок, которые еще не представлены на рынке вашего региона. В крупном городе ими могут стать довольно перспективные грузовые авто Renault, Man, Volvo.
Также стоит ориентироваться на платежеспособность населения региона. В небольших населенных пунктах будут больше востребованы недорогие автомобили (в пределах 10-25 т. $). В городах-миллионниках, где в основном приобретает авто все состоятельные люди страны, имеет смысл организовать дилерские точки по продаже элит-брендов. Также можно войти в автобизнес с дешевого сегмента машин, а затем, набравшись опыта, перейти к дилерству транспорта более высокого класса.
Обязательно нужно выработать концепцию салона, чтобы точно знать, каким он будет: мультибрендовым, представлять какую-то одну фирму, по продаже новых машин или б/у и т.д.
Фотография автомобилей, прибывших в морской порт
На каждую партию машин дилер заключает договор, в котором в деталях прописываются цена и условия поставки. Покупка автомобилей может осуществляться в разных точках:
В таком случае дилер сам решает все проблемы, связанные с доставкой автомобилей от завода до своего салона:
Если по такому принципу планируется доставка машин из-за границы, то необходимо создать либо свою службу доставки, либо полноценную транспортную компанию , либо арендовать автовоз у других транспортных компаний или автодилеров (от 2000 $ за рейс).
В этом случае вопросы, связанные с транспортировкой машин в Россию, их таможенным оформлением, ложатся на плечи импортера. Такой вариант наиболее привлекателен для дилеров-новичков, тем более в денежном отношении это равноценно первому варианту поставки.
Что касается расчетов по авто, то варианты могут быть разными, но чаще всего производители требуют от российских дилеров 100% оплаты отгруженных автомобилей (Honda, Volkswagen, Audi, Toyota,).
Если у производителя есть официальный импортер на российском рынке, у которого имеется общий для всех дилеров склад, то последним товар предоставляется на условиях товарного займа (Opel, BMW, Volvo и др.). Дилер обязан распространить автомобили, взятые с общего склада, в течение месяца. Если по истечении этого срока остался нереализованный транспорт, то на их стоимость импортером начисляются ежедневные пени. В любом случае, через 3 месяца непроданный товар должен быть выкуплен дилером .
Поэтому особенно важно выполнение помесячного плана продаж. Для начинающего дилера, торгующего машинами премиум-класса, следует исходить из количества - 250-450 единиц автотранспорта в год. При продаже дешевых авто - не менее 1000 единиц в год.
Один из вопросов, интересующих многих, касается того, сколько машин должно быть на складе. Это зависит от торговой марки производителя. Если модельный ряд обширен, то придется держать на складе довольно много машин. Желательно, чтобы их было в два раза больше, чем прогнозируется продать за 1 месяц.
Теперь по ценам. Каждым производителем устанавливаются свои цены. Диктуется также размер маржи , который может получить дилер (обычно от 8 до 20%). Для привлечения клиентов автодилер может снижать цены, но только за счет маржи.
Обычно при четком выполнении планов продаж производитель предоставляет дилеру бонусы . Причем поставщику более важно выполнение помодельного плана. Наряду с ходовыми моделями авто производитель нередко обязывает дилеров торговать и неходовым товаром.
Важно, чтобы место отвечало следующим требованиям:
Обычно компания-производитель строго регламентирует как проект салона, так и его оформление: цветовые решения, мебель, символику и т.п. Однако варианты размещения стоит рассмотреть различные:
Типичный автоцентр включает:
Стоимость оборудования определяется в зависимости от размеров тех. центра. Например, средняя тех. станция Ауди, рассчитанная на 25 рабоч. мест стоит около 450-500 т. $. В любом случае, стоимость оборудования строго регламентируется проектом производителя, поэтому его подбор для дилера обычно непроблематичен.
Автомобильный рынок в последние годы стабилизировался, и продажи машин постоянно растут. Растет и количество автолюбителей, которые выбирают новенькие авто из салона, предпочитая их машинам б/у. Это значит, что сегодня обстановка для открытия автосалона вполне подходящая. Так что вопросы — как открыть автосалон и насколько рентабелен такой бизнес — вполне актуальны.
Как ни удивительно, основной доход автосалону приносит не столько сама продажа автомобилей, сколько их послепродажное обслуживание (статистика называет внушительную цифру — до 70%). Для бизнесмена это значит, что бизнес должен быть комплексным: кроме самого автосалона нужна автомастерская (сервисный центр), автомойка, магазин запасных частей (желательно со складом) и стоянка автомобилей. Соответственно при выборе места и помещения под автосалон нужно учитывать специфику бизнеса и искать достаточно просторное помещение, чтобы можно было разместить все что нужно.
Что касается рентабельности такого бизнеса, то она, к сожалению, достаточно низкая и по оценкам специалистов составляет около 10%. Что это значит? То, что первоначальные затраты на открытие автосалона (которые, кстати, достаточно серьезные) вернутся не раньше, чем через четыре-пять лет. При этом затраты на самый скромный автосалон составят порядка 15 миллионов рублей, а если вы планируете масштабный бизнес и продажу дорогих авто, то еще больше.
Поэтому перед тем как начинать бизнес, нужно несколько раз подумать, вдумчиво все просчитать и составить детальный бизнес-план (лучше — вместе со специалистом).
Если вы все же решились открыть такой дорогой бизнес, начинать его придется с того же, с чего и любой другой, — с поиска подходящего места и государственной регистрации. Порядок действий будет приблизительно таков:
Выбирать место под автосалон нужно со всей тщательностью, на которую вы только способны: ведь именно удачное (или не очень) расположение сыграет огромную роль в успехе (или неуспехе) этого грандиозного предприятия. А поскольку неуспех будет стоить дорого, следует обратить самое пристальное внимание на территорию, где вы планируете обосноваться.
Конечно, можно построить и новый автосалон (и если вы можете себе это позволить, это станет лучшим решением), но для начала в качестве возможных вариантов стоит рассмотреть, например, помещения старых автопарков, которые можно реконструировать (там аренда будет стоить дешевле).
Что же касается фирменного стиля автосалона, то при оформлении дилерства придется использовать фирменный стиль производителя (как правило, за этим внимательно следят соответствующие отделы автоконцернов).
В автосалоне должны быть:
Понятное дело: для того чтобы продавать автомобили, получая их напрямую от производителя и минуя перекупщиков (только так можно говорить о реальной прибыли), придется стать дилером производителя. Как это сделать? Итак, пошаговая инструкция для потенциальных дилеров:
Конечно, есть автосалоны, которые продают автомобили только одной марки и специализируются тоже на обслуживании авто только одного производителя.
Но для успешной деятельности и расширения ассортимента лучше быть дилером нескольких автопроизводителей. Тогда вы сможете предложить потенциальным клиентам значительно больший выбор продукции разных концернов и в разных ценовых категориях.
А расширение ассортимента всегда на пользу бизнесу. К тому же заключение каждого последующего дилерского договора будет значительно проще, чем первого, поскольку имея уже работающий автосалон, вы будете привлекательны в качестве официального представителя для большинства производителей.
Итак, салон практически готов, осталось лишь разместить там сам товар — автомобили. Это можно сделать двумя способами:
В первом случае придется организовывать собственную службу доставки или заключить договор с подходящей транспортной компанией, которая имеет международную лицензию на перевозку грузов и лицензию общероссийского таможенного перевозчика. Ну, а если говорить о стоимости разных вариантов доставки, то она примерно одинаковая. А за отгруженные автомобили в большинстве своем придется сразу заплатить полную стоимость.
Всем понятно, что открыть автосалон с нуля – достаточно затратное мероприятие, которое не принесет сиюминутной прибыли. Возврата инвестиций стоит ожидать примерно через четыре года успешной деятельности. А это значит, что вкладывая средства в собственный автосалон, вы делает долгосрочные инвестиции и нужно приготовиться к тому, что придется постоянно контролировать ситуацию на рынке, заключать контракты с производителями и бороться с возрастающей конкуренцией. Только так можно рассчитывать на получение прибыли и рентабельность такого бизнеса.
Наличие в России большого количества автолюбителей еще раз доказывает огромный потенциал рынка новых и подержанных автомобилей. Стабильно высокий спрос на авто рождает в голове некоторых бизнесменов мысль об открытии собственного автосалона.
В большинстве случаев идея так и зависает в воздухе из-за нехватки средств, настойчивости и необходимых знаний. Только единицы проходят тернистый путь и создают бизнес, приносящий стабильную прибыль.
Запаситесь терпением, ибо путь от строительства до стабильной работы предприятия будет достаточно долгим.
Шаг №1. Определитесь, какие авто будут продаваться у вас в салоне.Направлений несколько:
Шаг №2. Просчитайте рентабельность вашего бизнеса. Вам понадобится грамотный бизнес-план.
Серьезный бизнес – серьезные затраты. Чтобы создать и «раскрутить» автосалон площадью около 500 кв.м, вам потребуется не менее 15 млн.руб. Специалист высокого класса не только разработает бизнес план автосалона с учетом конкретного города, района, уровня покупательской способности населения, но и просчитает, насколько быстро окупится ваш проект.
Важно понимать, что при достаточном уровне продаж и уровне рентабельности для дилерских представительств на уровне 2–3 %, ваши вложения вернутся не ранее, чем 5 лет. Если вы рассчитываете получить прибыль раньше, вкладывайте средства в другие направления деятельности. Специалисты считают, что быстрее всего затраты окупятся при торговле подержанными иномарками, доступными широким слоям населения.
Шаг №3. Проанализируйте уровень продаж различных марок авто в выбранном регионе. Статистика покажет, выгодно ли открывать еще один центр по продаже машин выбранного вами бренда, или рынок уже насыщен подобными предложениями.
Шаг №4. Изучите все тонкости ведения данного бизнеса, посетите тренинги и бизнес-семинары, пройдите обучение на специальных курсах. Если вы не готовы обучаться – займитесь чем-нибудь попроще.
Важно правильно выбрать местоположение автосалона. В крупных городах располагать объект лучше в центре, где собирается обеспеченный контингент покупателей, находятся офисы и различные учреждения. В провинции автосалон может быть расположении на окраине. Главное – удобные подъездные пути к нему и наличие квалифицированного персонала, в частности, мастеров станции ТО.
Автосалон можно разместить в:
Если вы планируете стать дилером известных автомобильных марок, отдайте предпочтение последнему варианту.
Для создания полноценного комплекса, в который будет входить кроме выставочного зала (300 кв. м), сервисный центр (200 кв. м), магазин автозапчастей (100 кв. м) и офисные помещения(100 кв. м) вам потребуется помещение площадью не менее 700 кв. м.
Зарегистрируйте свое предприятие. ООО () – приемлемый вариант при открытии автосалона.
Следующий шаг – постановка на учет в налоговой инспекции. К вашему предприятию будет применена для торговых предприятий.
В налоговой укажите следующие :
Проведите регистрацию во всех обязательных фондах:
Выбирайте надежных поставщиков и известные марки авто. Проанализируйте, какие бренды отсутствуют у вас в регионе, а какими он пресыщен.
Перед открытием автосалона выясните платежеспособность населения. Если в регионе мало состоятельных клиентов, работайте с автомобилями, стоимость которых не превышает 20–25 тыс. долларов. Возможно, стоит открыть салон продажи подержанных автомобилей.
Обязательно приобретение нескольких машин для прохождения тест-драйва у вас в автосалоне.
Выясните условия доставки автомобилей. Можно покупать машины в стране-производителе. В этом случае все проблемы, связанные с доставкой от заводских ворот до дверей автосалона ложатся на плечи дилера.
Второй вариант – покупка машин у российских официальных импортеров. Многие иностранные компании, выпускающие качественную продукцию, отдают приоритет именно централизованным поставкам. Таможенное оформление и транспортировка авто в Россию – это головная боль импортера.
Затраты в обоих случаях практически одинаковы, но для новичков более приемлем второй вариант.
Ваши шаги:
Важно: по первому требованию покупателя вы обязаны предъявить сертификаты на авто и данный контракт.
Важная деталь – название автокомплекса. Оно должно быть броским, запоминающимся, обязательно содержать название бренда (если это не мультибрендовый автосалон).
Чтобы автосалон нормально функционировал и постепенно становился прибыльным, объемы продаж автомобилей средней ценовой категории должны составлять не менее 60–70 штук в год. Достаточный уровень продаж авто премиум-класса немного ниже.
Первостепенную роль играет выбранный бренд. Если модельный ряд достаточно широк, то придется держать на складе больше машин. Владельцы автосалонов считают, что в любой момент на складе должен быть объем машин, в 2 раза превышающий плановую реализацию.
Если вы продали одну машину из линейки, у вас должна быть возможность сразу заменить ее другой, чтобы данная модель не отсутствовала в торгово-выставочном зале.
Каждый из производителей устанавливает своим автодилерам цены, которых они обязаны придерживаться. В России размер маржи, способствующей развитию предприятия, колеблется от 8 до 15 %.
Дилер вправе устанавливать скидки, проводить акции по снижению цен, чтобы привлечь новых клиентов. Естественно, в пределах своей маржи.
В западных странах прибыль от 2 до 3 % с оборота считается хорошей. Рентабельность на инвестиции составляет от 12 до 20 %. В России можно рассчитывать на больший процент прибыли. Важно выбрать верную стратегию и создать все условия для эффективных продаж. Грамотный менеджмент, дополнительные услуги в вашем автосалоне и наличие специалистов «от бога» у вас в автосервисе позволят увеличить объем прибыли.
Помните, что недостаточно знать, как открыть автосалон. Важно пройти все этапы, не растеряв энтузиазма и постоянно повышать уровень знаний по вопросам организации автобизнеса в салоне. Руководителю важно разбираться во всех тонкостях продажи авто. Только тогда его предприятие будет успешно работать и со временем обязательно станет прибыльным.
Многих бизнесменов волнует вопрос о том, как стать дистрибьютором и вывести свою компанию на высокий уровень рентабельности в условиях современного российского рынка. Чтобы ответить на него, нужно будет проанализировать целый ряд важных аспектов работы в этой отрасли.
Темпы роста продаж автомобилей в последние годы снижаются, что обусловлено постепенным насыщением этого рынка. Вместе с тем в России отлично продаются модели новых или малоизвестных брендов. Поэтому предпринимателям, планирующим открывать дилерские центры, имеет смысл наладить поставки автомобилей редких либо не имеющих истории продаж в нашей стране. Наименьшая частота присутствия машин такого типа – в регионах восточнее Урала.
Не так много как таковых дилеров: в Новосибирске, например, всего лишь несколько брендов имеют более чем одного дилера. В соседних сибирских городах – Томске, Иркутске, а также в Барнауле и Кемерово – многие известные марки автомобилей не продаются вовсе. Дистрибьюторы, как правило, обращают внимание на населенные пункты с более высоким числом жителей.
Выбор перспективной географии рынка – это только первый шаг предпринимателя на пути к открытию дилерской фирмы. Как стать дистрибьютором? Необходимо пройти отбор по критериям компании-производителя автомобилей. Последнюю, как правило, интересует такая информация, как уставный капитал дилера, характеристики центра продаж, сведения о профиле предприятия, бизнес-план дистрибьютора.
В целом имеется порядка 30 положений. Они распределены по четырем основным группам: юридические, финансовые, материальные и человеческие ресурсы. Но это только первый раунд отбора: затем последует сложный переговорный процесс, по итогам которого автопроизводитель выберет конкретного дилера.
Бывает так, что ни одно из предложений конкурсантов не устраивает фабрику, следовательно, процедура запускается заново. Часто сами предприниматели не понимают, как стать дилером автомобилей в соответствии со всеми тонкостями процесса.
Именно так произошло в Омске, когда конкурс на открытие официального представительства устраивала фирма Skoda. Некоторые производители устанавливают своего рода испытательный срок (как, например, это делает Volvo), оговариваемый в договоре с дилером, выигравшим конкурс. Стоит отметить, что наивысшие шансы победить - у того дистрибьютора, который покажет, что его имидж полностью соответствует бренд-коду фабрики-поставщика машин.
Поскольку продажа машин – серьезный бизнес, критерии допуска предпринимателей на рынок значительно выше, чем в большинстве других отраслей. В этот сегмент не попасть просто так. Стать дистрибьютором может бизнесмен, обладающий высокими финансовыми возможностями: объем начальных инвестиций в дилерский центр может составлять миллионы долларов, а то и десятки миллионов (как было в случае с новосибирскими салонами по продаже марок Nissan и Toyota). Не считая «посевных» вложений, бизнес, чтобы быть конкурентоспособным, будет вынужден вкладываться в рекламу, а это, по подсчетам экспертов, еще порядка 200 тысяч евро каждый год.
Велик и срок выхода дилерского центра на окупаемость – 5 лет и более. Этому показателю с годами свойственно увеличиваться: норма прибыли, по мере насыщения рынка, все время падает. В Европе, например, дилеры выручают с продаж готовых автомобилей порядка 2%. Значительно выше может быть показатель для автозапчастей – около 30%, и на данный факт предпринимателям стоит обратить особое внимание. В то же время бизнесменов, которые готовы работать на всех этих условиях, не так много, особенно в провинциальных городах.
Если конкурс пройден и деньги найдены, то следующий шаг предпринимателя – организация инфраструктуры. Работоспособный дилерский центр включает в себя ряд компонентов. Во-первых, это должна быть стоянка для машин, оборудованная всеми необходимыми аксессуарами. Данный объект – лицо компании-дилера и немаловажный фактор успешных продаж.
Во-вторых, все машины, выставляемые в шоу-руме, должны быть доведены до блеска: понадобится качественная автомойка. В-третьих, за автомобилями нужен постоянный уход с точки зрения технического контроля: дилеру потребуется собственный автосервис.
В-четвертых, поскольку мы определили, что наибольшую прибыльность в этом бизнесе дает продажа запчастей, то в состав инфраструктуры фирмы должен будет войти отдельный магазин данного профиля. Для каждого из отмеченных подразделений дилерского центра предстоит нанять квалифицированный персонал.
География местонахождения автосалона должна быть четко продумана. Как открыть дистрибьюторскую компанию с учетом данного фактора? Важнейшее условие – расположение фирмы возле активно используемой автотрассы. Это общий закон для любого рынка: чем выше покупательский трафик, тем лучше идут продажи.
Потенциальным клиентам нужно создать условия для удобного посещения салона: то есть если с трассы изначально нет оборудованного съезда, то предпринимателю придется построить его самостоятельно.
Витрина автосалона обязательно должна быть направлена в сторону дороги, откуда едут будущие покупатели. Та самая оживленная трасса может быть и не в центре города: необходимо изучить транспортную инфраструктуру улиц и найти место, где будут оптимально сочетаться интенсивность трафика и издержки на строительство (аренду) автосалона и прилегающих к нему объектов.
Как было сказано выше, важнейшая составляющая прибыльности бизнеса по продаже машин – это постпродажное сервисное обслуживание. Принципиально важно создать условия для комфортного обращения в центр сразу двух групп клиентов – тех, которые едут с целью приобретения автомобиля, и наносящих визит в салон, чтобы купить запчасти.
Как стать дистрибьютором и вести работу легально? Предприниматель должен будет зарегистрироваться как юридическое лицо. Оптимальный вариант – общество с ограниченной ответственностью. Специфика работы в данном статусе, однако, такова, что потребуется иметь дело с НДС, а также с налогом на вмененный доход – это необходимо учитывать.
При подаче заявления на государственную регистрацию лучше всего использовать следующие коды ОКВЭД: 50.10, 50.20, а также 50.3. Данные значения позволяют фирме вести деятельность по торговле автотранспортом, осуществлять техобслуживание машин, производить их ремонт, а также продавать запчасти, узлы и детали.
Обязательно нужно отметить в ОКВЭД важнейший код – 65.23.2. Он означает, что фирма будет работать как дилер. Предпринимателю важно не забыть провести регистрацию компании в пенсионном, а также во внебюджетных российских фондах.
Практика дилерского бизнеса такова, что потребуется оформление документов в Государственном пожарном надзоре и Роспотребнадзоре. Следующие шаги – открытие расчетно-кассового счета в банке, покупка ККМ и другой техники данного профиля.
И, наконец, нужно будет сходить в Управление потребрынка, чтобы внести сведения о фирме в торговый реестр, а затем там же получить свидетельство. Возможно, понадобятся сертификаты на проведение работ в режиме автосервиса – их выдает Ростест. Как стать дилером автомобилей и успешно пройти все эти сложные процедуры – вопросы, весьма актуальные для предпринимателей.
Бизнес-план дистрибьюторской компании должен, прежде всего, включать положения, касающиеся ценового сегмента, в котором будут вестись продажи. Собственно, чем более дорогим будет бренд, чем выше степень его раскрученности, тем значительнее станут суммы, которые предпринимателю придется вкладывать в бизнес. Время от времени автосалону придется нести издержки, связанные с теми или иными требованиями бренда касательно стратегии ведения бизнеса.
Вполне допустимо начать продажи с машин низкобюджетных марок, затем, по мере выявления спроса, переходить на более дорогие. Не исключен вариант совмещения в одном салоне нескольких брендов. Нужно иметь в виду, что некоторые производители весьма придирчивы к маркетинговой политике дилеров, любят советовать, что и как нужно делать.
Методы зарубежных брендов могут отличаться от тех, которые характерны для российских фирм, но о том, как стать дилером иностранной компании, наши предприниматели задумываются все чаще. Спрос на машины из-за границы среди граждан РФ растет внушительными темпами.
Автомобили данной японской марки отлично вписываются в российский рынок. Во-первых, у машин «Хонда» повышенная износостойкость деталей – гораздо выше, чем, скажем, у большинства китайских иномарок, постепенно наводняющих автосалоны в нашей стране. Качество металла у «японцев» неизменно высокое. Honda – один из крупнейших в мире производителей двигателей для автомобилей. Этот бренд – лидер по технологиям и уровню разработки различных механических компонентов.
Многие машины «Хонда» имеют пониженный расход бензина и моторного масла. Двигатели этого производителя очень легко запускаются, отвечают самым современным требованиям экологичности. Разветвленная сеть брендированных сервисов «Хонда» – одна из крупнейших в мире, и у автодилера не возникнет проблем со снабжением своих салонов оригинальными запчастями. Но прежде чем решать вопрос о том, как стать дилером «Хонда» и адаптировать бизнес к продаже машин этой марки, предпринимателю необходимо выяснить, подходят ли «японцы» рынку конкретного региона.
Самый простой вариант – найти поставщиков в стране, где автомобили производятся. Однако в рамках этого сценария дилеру придется самому работать над логистикой, осуществлять контроль над каналами доставки транспорта от завода до салона.
Среди обязательных процедур, которые должен проходить предприниматель - покупка страховых полисов для автомобилей, оформление машин на таможне, оплата всех необходимых сборов. Для оптимизации работы в этом направлении дилер может создать внутри фирмы особую структуру, занимающуюся доставкой продаваемого транспорта с завода.
Для многих бизнесменов не совсем понятно, как стать дистрибьютором в рамках данной схемы, и они предпочитают другой вариант – аутсорсинг, то есть находят компанию, готовую делать то же самое с оплатой за конкретные виды услуг. Выбирая такую фирму, нужно убедиться, что она обладает лицензией на осуществление перевозок, имеет сертификаты соответствия требованиям Евро-2 и, как правило, Евро-3. Понадобится также документ, подтверждающий статус компании как лицензированного таможенного перевозчика. Другой формат закупки – у официального импортера. Это значительно упрощает работу дилера. Вопрос лишь в том, чтобы найти компетентную фирму данного профиля.
Открытия и закрытия магазинов
Несмотря на общий спад продаж новых автомобилей, возможность стать автомобильным дилером по-прежнему не лишена перспективы. В текущих условиях на рынке появляются интересные и потенциально популярные бренды, пока слабо представленные в регионе. При наличии не менее $5 млн свободных финансовых ресурсов компания имеет возможность стать автодилером на выгодных условиях.
Процесс расширения дилерских сетей в Сибири продолжается до сих пор и имеет под собой объективные основания. На сегодняшний день большинство автомобильных производителей широко представлены лишь западнее Урала. Однако в условиях кризиса продажи автомобилей продолжают падать, при этом европейская часть России практически насытилась автомобилями. В Сибири насыщенность существенно меньше, и когда кризис закончится, этот регион во многом будет формировать платежеспособный спрос на автомобили, - считают аналитики. Поскольку фундамент будущего успеха необходимо закладывать сейчас, то автопроизводители несмотря на кризис, продолжают осваивать сибирский регион. «Даже в условиях кризиса Сибирь является перспективным регионом, поэтому Volvo планирует развиваться здесь в дальнейшем. К счастью, у нас есть не только действующие дилеры с огромным потенциалом, но и прекрасные кандидаты», - отмечает PR-менеджер Volvo в России Светлана Соколова.
Стоит отметить, что в течение последних двух лет сибирские города-миллионики (Новосибирск, Красноярск, Омск) оказались плотно охвачены почти всеми игроками автомобильного рынка, поэтому в этих трех городах Сибири начиная с прошлого года, речь пошла о вторых, третьих и четвертых дилерах по аналогии с другими крупными городами России. Однако сейчас ситуация изменилась. Так, в Новосибирске более одного дилера кроме отечественных марок имеют только «ТагАЗ», Chevrolet, Hyundai, хотя ранее в этом списке были или планировали быть Renault, Ford, Mitsubishi, Land Rover. Более того, в Новосибирске вообще оказались не представленные дилерами Citroen и Skoda. Найти достойных и финансово благополучных партнеров в текущих условиях для дистрибьюторов становится очень сложной задачей.
Параллельно в меньших по населению Томске, Барнауле, Иркутске и Кемерове продолжается процесс появления единственных дилеров по тем или иным брендам, еще не представленным в данных городах. О появлении вторых дилеров в этих городах речь не идет, так как в планах дистрибьюторов это предусмотрено только для больших по численности городов.
1. Если тот или иной автопроизводитель планирует расширить дилерскую сеть в конкретном регионе, он объявляет конкурс среди участников рынка на право быть официальным дилером по данному бренду в этом регионе и начинает собирать заявки у претендентов. В этом случае дилеру-участнику в первую очередь необходимо заполнить электронную анкету на сайте производителя, в которой требуется отразить моменты, наиболее интересующие конкретного дистрибьютора. Как правило, это общая информация о компании, ее профиле деятельности и финансовом положении, а также характеристики проекта дилерского центра, который может быть использован для временной продажи автомобилей данной марки. Если анкета устраивает производителя, то компанию допускают к конкурсу.
2. На следующем этапе конкурса производитель предъявляет к соискателям свой список требований, в числе которых есть и требования к проекту дилерского центра. Оценка складывается из детального скоринга по более чем 30 критериям, которые можно разбить на четыре группы: материальные, юридические, человеческие и финансовые ресурсы.
3. С наиболее вероятными кандидатами производитель начнет переговоры, по результатам которых и будет выбран победитель. Впрочем, бывает и такое, что производитель оказывается недоволен конкурсантами, вышедшими в финал, и через некоторое время запускает новый конкурс, снова собирая предложения от всех заинтересованных участников. Так, к примеру, было с назначением официального дилера Skoda в Омске.
4. Компания-победитель получит официальный статус дилера только после того, как выполнит все условия подписанного с ней договора. Причем некоторые производители, например Volvo, вводят дополнительно «испытательный срок», назначая претендента не «официальным дилером», а «официальным субдилером». В этом случае поставки автомобилей ведет не сам дистрибьютор, а другой крупный федеральный или региональный дилер. После окончания «испытательного срока», продолжительность которого указана в договоре, при выполнении всех требований производителя субдилер получает заветный статус дилера.