Ваш бизнес - От идеи до реализации

Системы разделяют на классы по различным признакам, и в зависимости от решаемой задачи можно выбирать разные принципы классификации.

Предпринимались попытки классифицировать системы по следующим признакам:

по виду отображаемого объекта (технические, биологические, экономические и т.п. системы);

виду научного направления, используемого для их моделирования (математические, физические, химические и др.);

взаимодействию со средой (открытые и закрытые);

величине и сложности.

Предлагалось также различать следующие типы систем:

детерминированные и стохастические;

абстрактные и материальные (существующие в объективной реальности); и т.д.

Классификации всегда относительны. Так, в детерминированной системе можно найти элементы стохастичности, и, напротив, детерминированную систему можно считать частным случаем стохастической (при вероятности равной единице).

Аналогично, если принять во внимание диалектику субъективного и объективного в системе, то станет понятной относительность разделения систем на абстрактные и объективно существующие: это могут быть стадии развития одной и той же системы.

Действительно, естественные и искусственные объекты, отражаясь в сознании человека, выступают в роли абстракций, понятий, а абстрактные проекты создаваемых систем воплощаются в реально существующие объекты, которые можно ощутить, а при изучении снова отразить в виде абстрактной системы.

Однако относительность классификаций не должна останавливать исследователей. Цель любой классификации – ограничить выбор подходов к отображению системы, сопоставить выделенным классам приемы и методы системного анализа и дать рекомендации по выбору методов для соответствующего класса систем. При этом система, в принципе, может быть одновременно охарактеризована несколькими признаками, т.е. ей может быть найдено место одновременно в разных классификациях, каждая из которых может оказаться полезной при выборе методов моделирования.

Рассмотрим некоторые из наиболее важных классификаций систем.

Открытые и закрытые системы. Понятие "открытая система" ввел Л. фон Берталанфи . Основные отличительные черты открытых систем – способность обмениваться со средой массой, энергией и информацией. В отличие от них предполагается, что закрытые системы (разумеется, с точностью до принятой чувствительности модели) полностью лишены этой способности, т.е. изолированны от среды.

Возможны частные случаи: например, не учитываются гравитационные и энергетические процессы, а в модели системы отражается только обмен информацией со средой; тогда говорят об информационно-проницаемых или, соответственно, об информационно-непроницаемых системах.

С моделью открытой системы Берталанфи можно познакомиться в его книгах по общей теории систем . Там же рассмотрены некоторые интересные особенности открытых систем.

Одна из наиболее важных состоит в следующем. В открытых системах "проявляются термодинамические закономерности, которые кажутся парадоксальными и противоречат второму началу термодинамики" . Напомним, что второй закон термодинамики ("второе начало"), сформулированный для закрытых систем, характеризует систему ростом энтропии, стремлением к неупорядоченности, разрушению.

Проявляется этот закон и в открытых системах (например, старение биологических систем). Однако (в отличие от закрытых систем) в открытых системах возможен "вывод энтропии", ее снижение; "подобные системы могут сохранять свой высокий уровень и даже развиваться в сторону увеличения порядка сложности" , т.е. в них проявляется рассматриваемая в следующем параграфе закономерность самоорганизации (хотя Берталанфи этот термин еще не использовал). Именно поэтому важно для системы управления поддерживать хороший обмен информацией со средой.

Целенаправленные, целеустремленные системы. При изучении экономических, организационных объектов важно выделять класс целенаправленных или целеустремленных систем .

Поясняя эти понятия на примерах, Ю. И. Черняк подчеркивает, что в случае большой системы объект может быть описан как бы на одном языке, т.е. с помощью единого метода моделирования, хотя и по частям, подсистемам (рис. 1.20, а). А сложная система отражает объект "с разных сторон в нескольких моделях, каждая из которых имеет свой язык", а для согласования этих моделей нужен особый метаязык (рис. 1.20, б).

Понятия большой и сложной системы Черняк связывает с понятием "наблюдатель" (на рис. 1.20 "наблюдатели" представлены прямоугольниками): для изучения большой системы необходим один "наблюдатель" (имеется в виду не число людей, принимающих участие в исследовании или проектировании системы, а относительная однородность их квалификации: например, инженер или экономист), а для понимания сложной системы – нужно несколько "наблюдателей", принципиально разной квалификации (например, инженер-машиностроитель, программист, специалист по вычислительной технике, экономист, а возможно, и юрист, психолог и т.п.).

При этом подчеркивается наличие у сложной системы "сложной, составной цели" или даже "разных целей" и "одновременно многих структур у одной системы (например, технологической, административной, коммуникационной, функциональной и т.д.)" .

В последующем Черняк уточняет эти определения. В частности, при определении большой системы он вводит понятие "априорно выделенные подсистемы " , а при определении сложной – понятие "несравнимые аспекты характеристики объекта", и включает в определение необходимость использования нескольких языков и разных моделей .

Одна из наиболее полных и интересных классификаций по уровням сложности предложена К. Боулдингом . Выделенные в ней уровни приведены в табл. 1.4.

Таблица 1.4

Уровень сложности

Неживые системы

Статические структуры (остовы).

Простые динамические структуры с заданным законом поведения.

Кибернетические системы с управляемыми циклами обратной связи

Кристаллы. Часовой механизм. Термостат

Открытые системы с самосохраняемой структурой (первая ступень, на которой возможно разделение на живое и неживое).

Клетки, гомеостат.

Живые организмы с низкой способностью воспринимать информацию.

Растения.

Живые организмы с более развитой способностью воспринимать информацию, но не обладающие самосознанием.

Животные.

Системы, характеризующиеся самосознанием, мышлением и нетривиальным поведением.

Социальные системы.

Трансцендентные системы или системы, лежащие в настоящий момент вне нашего познания

Социальные

организации

В классификации К. Боулдинга каждый последующий класс включает в себя предыдущий, характеризуется большим проявлением свойств открытости и стохастичности поведения, более ярко выраженными проявлениями закономерностей иерархичности и историчности (рассматриваемых в параграфе 1.6), хотя это не всегда отмечается, а также более сложными "механизмами" функционирования и развития.

Оценивая классификации с точки зрения их использования при выборе методов моделирования систем, следует отметить, что такие рекомендации (вплоть до выбора математических методов) имеются в них только для классов относительно низкой сложности (в классификации К. Боулдинга , например, –для уровня неживых систем). Для более сложных систем оговаривается, что дать такие рекомендации трудно. Поэтому далее рассматривается классификация, в которой делается попытка связать выбор методов моделирования со всеми классами систем. Основанием этой классификации является степень организованности.

Классификация систем по степени организованности. Разделение систем по степени организованности предложено в продолжение идеи об их разделении на хорошо организованные и плохо организованные, или диффузные . К этим двум классам был добавлен еще класс развивающихся, или самоорганизующихся систем. Эти классы кратко охарактеризованы в табл. 1.5.

Таблица 1.5

Краткая характеристика

Возможности

применения

1. Хорошо организованная

Представление объекта или процесса принятия решения в виде хорошо организованной системы возможно в тех случаях, когда исследователю удается определить все ее элементы и их взаимосвязи между собой и с целями системы в виде детерминированных (аналитических, графических) зависимостей.

В этот класс систем включается большинство моделей физических процессов и технических систем.

При представлении объекта этим классом систем задачи выбора целей и определения средств их достижения (элементов, связей) не разделяются. Проблемная ситуация может быть описана в виде выражений, связывающих цель со средствами (т.е. в виде критерия функционирования, критерия или показателя эффективности, целевой функции и т.п.), которые могут быть представлены уравнением, формулой, системой уравнений

Этот класс систем используется в тех случаях, когда может быть предложено детерминированное описание и экспериментально показана правомерность его применения, т.е. экспериментально доказана адекватность модели реальному объекту или процессу. Попытки применить этот класс систем для представления сложных многокомпонентных объектов или многокритериальных задач, которые приходится решать при разработке технических комплексов, совершенствовании управления предприятиями и организациями и т.д., практически безрезультатны. Это требует недопустимо больших затрат времени на формирование модели, и, кроме того, как правило, не удается поставить эксперимент, доказывающий адекватность модели

2. Плохо организованная, или диффузная

При представлении объекта в виде плохо организованной, или диффузной, системы не ставится задача определить все компоненты и их связи с целями системы. Система характеризуется некоторым набором макропараметров и закономерностями, которые выявляются на основе исследования определенной с помощью некоторых правил достаточно представительной выборки компонентов, отображающих исследуемый объект или процесс.

На основе такого, выборочного, исследования получают характеристики или закономерности (статистические, экономические и т.п.), и распространяют эти закономерности на поведение системы 8 целом с какой-то вероятностью (статистической или в широком смысле использования этого термина)

Отображение объектов в виде диффузных систем находит широкое применение при определении пропускной способности систем разного рода, при определении численности штатов в обслуживающих, например ремонтных цехах предприятия, в обслуживающих учреждениях (для решения подобных задач применяют методы теории массового обслуживания) и тщ. При применении этого класса систем основной проблемой становится доказательство адекватности модели.

В случае статистических закономерностей адекватность определяется репрезентативностью выборки. Для экономических закономерностей способы доказательства адекватности не исследованы

3. Самоорганизующаяся, или развивающаяся

Класс самоорганизующихся, или развивающихся, систем характеризуется рядом признаков, особенностей, приближающих их к реальным развивающимся объектам (см. подробнее в табл. 1.6). При исследовании этих особенностей выявлено важное отличие развивающихся систем с активными элементами от закрытых – принципиальная ограниченность их формализованного описания.

Эта особенность приводит к необходимости сочетания формальных методов и методов качественного анализа. Поэтому основную идею отображения проектируемого объекта классом самоорганизующихся систем можно сформулировать следующим образом. Разрабатывается знаковая система, с помощью которой фиксируют известные на данный момент компоненты и связи, а затем путем преобразования полученного отображения с помощью выбранных или принятых подходов и методов (структуризации, или декомпозиции; композиции, поиска мер близости на пространстве состояний и т.п.) получают новые, неизвестные ранее компоненты, взаимоотношения, зависимости, которые могут либо послужить основой для принятия решений, либо подсказать последующие шаги на пути подготовки решения. Таким образом, можно накапливать информацию об объекте, фиксируя при этом все новые компоненты и связи (правила взаимодействия компонентов), и, применяя их, получать отображения последовательных состояний развивающейся системы, постепенно формируя все более адекватную модель реального, изучаемого или создаваемого объекта. При этом информация может поступать от специалистов различных областей знаний и накапливаться во времени по мере ее возникновения (в процессе познания объекта)

Отображение изучаемого объекта как системы этого класса позволяет исследовать наименее изученные объекты и процессы с большой неопределенностью на начальном этапе постановки задачи. Примерами таких задач являются задачи, возникающие при проектировании сложных технических комплексов, исследовании и разработке систем управления организациями.

Большинство из моделей и методик системного анализа основано на представлении объектов в виде самоорганизующихся систем, хотя не всегда это особо оговаривается. При формировании таких моделей меняется привычное представление о моделях, характерное для математического моделирования и прикладной математики. Изменяется представление и о доказательстве адекватности таких моделей. Адекватность модели доказывается как бы последовательно (по мере ее формирования) путем оценки правильности отражения в каждой последующей модели компонентов и связей, необходимых для достижения поставленных целей.

При представлении объекта классом самоорганизующихся систем задачи определения целей и выбора средств, как правило, разделяются. При этом задачи определения целей, выбора средств, в свою очередь, могут быть описаны в виде самоорганизующихся систем, т.е. структуры основных направлений развития организации, структуры функциональной части АСУ, структуры обеспечивающей части АСУ, организационной структуры предприятия и т.д. следует также рассматривать как развивающиеся системы

В предложенной классификации систем использованы существовавшие к середине 70-х гг. XX в. термины, но они объединены в единую классификацию, в которой выделенные классы рассматриваются как подходы к отображению объекта или решению задачи и предлагается их характеристика, позволяющая выбирать класс систем для отображения объекта в зависимости от стадии его познания и возможности получения информации о нем.

Проблемным ситуациям с большой начальной неопределенностью в большей мере соответствует представление объекта в виде системы третьего класса. В этом случае моделирование становится как бы своеобразным "механизмом" развития системы. Практическая реализация такого "механизма" связана с необходимостью разработки порядка построения модели процесса принятия решения. Построение модели начинается с применения знаковой системы (языка моделирования), в основе которой лежит один из методов дискретной математики (например, теоретико-множественные представления, математическая логика, математическая лингвистика) или специальных методов системного анализа (например, имитационное динамическое моделирование и т.д.). При моделировании наиболее сложных процессов (например, процессов формирования структур целей, совершенствования организационных структур и т.п.) "механизм" развития (самоорганизации) может быть реализован в форме соответствующей методики системного анализа. На рассмотренной идее отображения объекта в процессе представления его классом самоорганизующихся систем базируется и метод постепенной формализации модели принятия решений, характеризуемый в гл. 4.

Класс самоорганизующихся, или развивающихся, систем характеризуется рядом признаков или особенностей, приближающих их к реальным развивающимся объектам (табл. 1.6).

Перечисленные признаки самоорганизующихся, или развивающихся, систем имеют разнообразные проявления, которые иногда можно выделять как самостоятельные особенности. Эти особенности, как правило, обусловлены наличием в системе активных элементов и носят двойственный характер: они являются новыми свойствами, полезными для существования системы, ее приспособлению к изменяющимся условиям среды, но в то же время вызывают неопределенность, затрудняют управление системой.

Мы не приводили подробных поясняющих примеров, поскольку каждый студент может легко обнаружить большинство из названных особенностей на примере своего собственного поведения или поведения своих друзей, коллектива, в котором учится.

Часть из рассмотренных особенностей характерна для диффузных систем (стохастичность поведения, нестабильность отдельных параметров ), но большинство из них являются специфическими признаками, существенно отличающими этот класс систем от других и затрудняющими их моделирование.

В то же время при создании и организации управления предприятиями часто стремятся представить их, используя теорию автоматического регулирования и управления, разрабатывавшуюся для закрытых, технических систем и существенно искажающую понимание систем с активными элементами, что может нанести вред предприятию, сделать его неживым "механизмом", неспособным адаптироваться к среде и разрабатывать варианты своего развития.

Такая ситуация стала, в частности, наблюдаться в бывшем СССР в 60–70-е гг. XX в., когда слишком жесткие директивы стали сдерживать развитие промышленности.

Таблица 1.6

Особенность

Краткая характеристика

Нестационарность (изменчивость, нестабильность) параметров и стохастичность поведения

Эта особенность легко интерпретируется для любых систем с активными элементами (живых организмов, социальных организаций и т.п.), обусловливая стохастичность их поведения

Уникальность и непредсказуемость поведения системы в конкретных условиях

Эти свойства проявляются у системы, благодаря наличию в ней активных элементов, в результате чего у системы как бы проявляется "свобода воли", но в то же время имеет место и наличие предельных возможностей, определяемых имеющимися ресурсами (элементами, их свойствами) и характерными для определенного типа систем структурными связями

Способность адаптироваться к изменяющимся условиям среды и помехам

Это свойство, казалось бы, является весьма полезным. Однако адаптивность может проявляться не только по отношению к помехам, но и по отношению к управляющим воздействиям, что весьма затрудняет управление системой

Принципиальная

неравновесность

При исследовании отличий живых, развивающихся объектов от неживых биолог Эрвин Бауэр высказал гипотезу о том, что живое принципиально находится в неустойчивом, неравновесном состоянии и, более того, использует свою энергию для поддержания себя в неравновесном состоянии (которое и является собственно жизнью). Эта гипотеза находит все большее подтверждение в современных исследованиях. При этом возникают проблемы сохранения устойчивости системы

Способность противостоять энтропийным (разрушающим систему) тенденциям и проявлять негэнтропийные тенденции

Она обусловлена наличием активных элементов, стимулирующих обмен материальными, энергетическими и информационными продуктами со средой и проявляющих собственные "инициативы", активное начало. Благодаря этому в таких системах нарушается закономерность возрастания энтропии (аналогичная второму закону термодинамики, действующему в закрытых системах, так называемому "второму началу"), и даже наблюдаются негэнтропийные тенденции, т.е. собственно самоорганизация, развитие, в том числе "свобода воли"

Способность вырабатывать варианты поведения и изменять свою структуру

Это свойство может обеспечиваться с помощью различных методов, позволяющих формировать разнообразные модели вариантов принятия решений, выходить на новый уровень эквифинальности, сохраняя при этом целостность и основные свойства

Способность и стремление к целеобразованию

В отличие от закрытых (технических) систем, которым цели задаются извне, в системах с активными элементами цели формируются внутри системы (впервые эта особенность применительно к экономическим системам была сформулирована Ю. И. Черняком ); целеобразование – основа негэнтропийных процессов в социально-экономических системах

Неоднозначность

использования

Например, "цель – средство", "система – подсистема" и т.п. Эта особенность проявляется при формировании структур целей, разработке проектов сложных технических комплексов, автоматизированных систем управления и т.п., когда лица, формирующие структуру системы, назвав какую-то ее часть подсистемой, через некоторое время начинают говорить о ней, как о системе, не добавляя приставки "под", или подцели начинают называть средствами достижения вышестоящих целей. Из-за этого часто возникают затяжные дискуссии, которые легко разрешаются с помощью закономерности коммуникативности, свойства "двуликого Януса" (см. подробнее в параграфе 1.6)

Рассмотренные особенности противоречивы. Они в большинстве случаев являются и положительными и отрицательными, желательными и нежелательными для создаваемой системы. Признаки систем не сразу можно понять и объяснить, выбрать и создать требуемую степень их проявления. Исследованием причин проявления подобных особенностей сложных объектов с активными элементами занимаются философы, психологи, специалисты по теории систем, которые для объяснения этих особенностей предлагают и исследуют закономерности систем. Основные изученные к настоящему времени закономерности построения, функционирования и развития систем, объясняющие эти особенности, будут рассмотрены в следующем параграфе.

Проявление противоречивых особенностей развивающихся систем и объяснение их закономерностей на примере реальных объектов необходимо изучать, постоянно контролировать, отражать в моделях и искать методы и средства, позволяющие регулировать степень их проявления.

При этом нужно иметь в виду важное отличие развивающихся систем с активными элементами от закрытых: пытаясь понять принципиальные особенности моделирования таких систем, уже первые исследователи отмечали, что начиная с некоторого уровня сложности систему легче изготовить и ввести в действие, преобразовать и изменить, чем отобразить формальной моделью.

По мере накопления опыта исследования и преобразования таких систем это наблюдение подтверждалось, и была осознана их основная особенность – принципиальная ограниченность формализованного описания развивающихся, самоорганизующихся систем.

Эта особенность, т.е. необходимость сочетания формальных методов и методов качественного анализа, и положена в основу большинства моделей и методик системного анализа. При формировании таких моделей меняется привычное представление о моделях, характерное для математического моделирования и прикладной математики. Изменяется представление и о доказательстве адекватности таких моделей.

Основную конструктивную идею моделирования при отображении объекта классом самоорганизующихся систем можно сформулировать следующим образом.

Разрабатывается знаковая система, с помощью которой фиксируют известные на данный момент компоненты и связи, а затем путем преобразования уже имеющегося отображения с помощью установленных (принятых) правил (правил структуризации или декомпозиции; правил композиции, поиска мер близости на пространстве состояний) получают новые, неизвестные ранее компоненты, взаимоотношения, зависимости, которые могут либо послужить основой для принятия решений, либо подсказать последующие шаги на пути подготовки решения.

Таким образом, можно накапливать информацию об объекте, фиксируя при этом все новые компоненты и связи (правила взаимодействия компонент), и, применяя их, получать отображения последовательных состояний развивающейся системы, постепенно создавая все более адекватную модель реального, изучаемого или создаваемого объекта.

При этом информация может поступать от специалистов различных областей знаний и накапливаться во времени по мере ее возникновения (в процессе познания объекта).

Адекватность модели также доказывается как бы последовательно (по мере ее формирования) путем оценки правильности отражения в каждой последующей модели компонентов и связей, необходимых для достижения поставленных целей.

Иными словами, такое моделирование становится как бы своеобразным "механизмом" развития системы. Практическая реализация такого "механизма" связана с необходимостью разработки языка моделирования процесса принятия решения. В основу такого языка (знаковой системы) может быть положен один из методов моделирования систем (например, теоретико-множественные представления, математическая логика, математическая лингвистика, имитационное динамическое моделирование, информационный подход и т.д.), но по мере развития модели методы могут меняться.

При моделирования наиболее сложных процессов (например, процессов целеобразования, совершенствования организационных структур и т.п.) "механизм" развития (самоорганизации) может быть реализован в форме соответствующей методики системного анализа (примеры которых рассматриваются в прикладных главах учебника).

Рассматриваемый класс систем можно разбить на подклассы, выделив адаптивные или самоприспосабливающиеся системы, самообучающиеся системы, самовосстанавливающиеся, самовоспроизводящиеся и т.п. классы систем, в которых в различной степени реализуются рассмотренные выше и еще не изученные (например, для самовоспроизводящихся систем) особенности.

При представлении объекта классом самоорганизующихся систем задачи определения целей и выбора средств, как правило, разделяются. При этом задачи определения целей, в свою очередь, могут быть описаны в виде самоорганизующихся систем, т.е. структура основных направлений развития предприятия, плана, структура функциональной части АСУ и т.д.) должны развиваться (и даже здесь нужно чаще включать "механизм" развития), как и задачи выбора средств, разработки структуры обеспечивающей части АСУ, организационной структуры предприятия и т.д.

Большинство из рассматриваемых в последующих главах примеров методов, моделей и методик системного анализа основано на представлении объектов в виде самоорганизующихся систем, хотя не всегда это будет особо оговариваться.

Рассмотренные классы систем удобно использовать как подходы на начальном этапе моделирования любой задачи. Этим классам поставлены в соответствие методы формализованного представления систем (гл. 2), и таким образом, определив класс системы, можно дать рекомендации по выбору метода, который позволит более адекватно ее отобразить.

  • См., например, ссылки на работы ученых, внесших вклад в развитие классификаций и закономерностей систем, в справочнике: учеб, пособие под ред. В. Н. Волковой и А. А. Емельянова .
  • Волкова, В. Н. Подход к выбору метода формализованного представления систем / В. Н. Волкова, Ф. Е. Темников // Моделирование сложных систем: сб. статей. – М.: МДНТП, 1978. – С. 38–40.
  • Налимов, В. В. Влияние идей кибернетики и математической статистики на методологию научных исследований /В. В. Налимов // Методологические проблемы кибернетики: материалы к Всесоюзной конференции. – Т.1. – М., 1970. – С. 50–71.

Основные определения

Авария - разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ (ст. 1 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97).

Анализ безопасности - анализ состояния опасного производственного объекта, включающий описание технологии и анализ риска эксплуатации объекта.

Анализ риска - процесс идентификации опасностей и оценки риска для отдельных лиц или групп населения, имущества или окружающей природной среды (РД 08-120-96).

Декларация промышленной безопасности опасного производственного объекта - документ, в котором представлены результаты всесторонней оценки риска аварии, анализа достаточности принятых мер по предупреждению аварий и по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями норм и правил промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте (РД 03-315-99).

Декларируемый объект - опасный производственный объект, подлежащий декларированию промышленной безопасности согласно требованиям промышленной безопасности (РД 03-315-99).



Идентификация опасности - процесс выявления и признания, что опасность существует и определения ее характеристик (РД 08-120-96).

Идентификация опасных производственных объектов - отнесение объекта в составе организации к категории опасного производственного объекта и определение его типа в соответствии с требованиями Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (РД 03-260-99).

Инцидент - отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса, нарушение положений Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте (ст. 1 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97).

Максимальная гипотетическая авария - авария, связанная с возможным выбросом опасных веществ из технологического оборудования (блока), сопровождающаяся отказом систем противоаварийной защиты и/или локализации аварий, и/или реализацией ошибочных действий персонала и приводящая к максимально возможному ущербу.

Опасность - источник потенциального ущерба, вреда или ситуация с возможностью нанесения ущерба (РД 08-120-96).

Опасные вещества - воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные, высокотоксичные вещества и вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды, перечисленные в приложении 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97.

Опасные производственные объекты - предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, на которых:

Получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества;

Используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 °С;

Используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;

Получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;

Ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях. (в соответствии со ст. 2 и приложением 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97).

Оценка риска - процесс, используемый для определения степени риска анализируемой опасности для здоровья человека, имущества или окружающей среды. Оценка риска включает анализ частоты, анализ последствий и их сочетание (РД 08-120-96).

Расчетно-пояснительная записка - приложение к декларации промышленной безопасности, в котором приведено обоснование оценки риска аварии и достаточности принятых мер по предупреждению аварий (РД 03-315-99).

Риск - мера опасности, характеризующая вероятность возникновения возможных аварий и тяжесть их последствий. Риск (или степень риска) в зависимости от целей анализа оценивается соответствующими показателями (качественными или количественными), например, ожидаемыми уровнями негативных последствий аварий за определенный промежуток времени (ожидаемым ущербом, вероятностью возникновения аварий с определенными последствиями). Основными количественными показателями риска являются:

- индивидуальный риск - частота поражения отдельного индивидуума в результате воздействия исследуемых факторов опасности аварий;

- потенциальный территориальный риск - пространственное (территориальное) распределение частоты реализации негативного воздействия определенного уровня от возможных аварий;

- коллективный риск - ожидаемое количество пораженных в результате возможных аварий за определенный период времени;

- социальный риск - зависимость частоты возникновения событий (F), в которых пострадало на определенном уровне не менее N человек, от этого числа N.

Составляющие опасного производственного объекта - участки, установки, цеха, хранилища или другие составляющие (составные части), объединяющие технические устройства или их совокупность по технологическому или административному принципу и входящие в состав опасных производственных объектов (РД 03-315-99).

Сценарий аварии - последовательность отдельных логически связанных событий, обусловленных конкретным инициирующим событием, приводящих к аварии с опасными последствиями (РД 03-315-99).

Типовой сценарий аварии - сценарий аварии, связанный с выбросом опасных веществ из единичного технологического оборудования (блока) с учетом регламентного срабатывания имеющихся систем противоаварийной защиты, локализации аварии и противоаварийных действий персонала.

Требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность (ст. 3 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97).

Основные понятия, термины и определения по жизнеобеспечению

Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях - это совокупность согласованных и взаимоувязанных по цели, задачам, месту и времени действий территориальных и ведомственных органов управления, сил, средств и соответствующих служб, направленных на создание условий, необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зоне ЧС, на маршрутах эвакуации и в местах отселения пострадавшего населения.

Система жизнеобеспечения населения в ЧС -совокупность органов управления, организаций, учреждений и предприятий с их связями, создающих и поддерживающих условия для сохранения жизни и здоровья населения, пострадавшего в зоне ЧС,включающая территориальные, функциональные и ведомственные звенья Российской системы предупреждений и действий в ЧС на местном, региональном и государственном уровнях, ситуациях;

Первоочередные виды жизнеобеспечения в ЧС - жизненно важные материальные средства и услуги, сгруппированные по функциональному предназначению и сходным свойствам, используемые для удовлетворения минимально необходимых потребностей пострадавших в ЧС населения в воде, продуктах питания, жилье, предметов первой необходимости, медицинском и санитарно-эпидемиологическом, информационном, транспортном и коммунально-бытовом обеспечении.

Период жизнеобеспечения населения в ЧС - время, ограниченное
началом и окончанием удовлетворения жизненно важными материальными
средствами и услугами пострадавшего населения по установленным нормам и
нормативам для условий ЧС.:

Первоочередные потребности населения в ЧС - объемы (количества) жизненно важных материальных средств и услуг, необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья пострадавшего в ЧС населения в течение всего периода жизнеобеспечения по установленным нормам и нормативам для условий ЧС.

Возможности системы жизнеобеспечения населения в ЧС - объемы (количества) жизненно важных материальных средств и услуг, которые могут быть предоставлены пострадавшему в ЧС населению системы жизнеобеспечения данного региона (отраслевого звена) в течение всего периода ЖОН по установленным нормам и нормативам для условий ЧС.

Чрезвычайные ситуации (ЧС) - по ГОСТ 22.02-94- состояние, при котором в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровья, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде.

В соответствии с требованиями ГОСТ Р 22.3.01-94 жизнеобеспечение населения в ЧС осуществляется по следующим основным видам: водой; продуктами питания и продовольственным сырьем; предметами первой необходимости; жильем; медицинским и санитарно-эпидемиологическим обслуживанием; информационным обслуживанием; транспортным обслуживанием; коммунально-бытовым обеспечением.

ОБЪЕКТЫ СИСТЕМЫ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ:

· объекты управления, связи и оповещения;

· объекты топливно-энергетического комплекса;

· объекты пищевой промышленности, предприятия общественного питания;

· предприятия коммунально-бытового обслуживания;

· учреждения здравоохранения и фармакологии;

· учреждения жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ);

· объекты и предприятия транспорта (пассажирского и грузового);

· учреждения государственного надзора и контроля в области безопасности.

Основные направления повышения устойчивости функционирования экономики страны:

* обеспечение защиты населения и его жизнедеятельности в военное время;

* рациональное размещение производительных сил на территории страны;

* подготовка к работе в военное время отраслей экономики;

* подготовка к выполнению работ по восстановлению экономики в условиях военного времени;

* подготовка системы управления экономикой для решения задач военного времени.

Применительно к этим основным направлениям должны разрабатываться и осуществляться конкретные мероприятия по повышению устойчивости: в отраслях экономики - по отрасли (подотрасли) в целом, по подведомственным объединениям и объектам с учетом специфики и перспектив дальнейшего развития отрасли; в территориальных звеньях - по субъекту федерации в целом, экономическим районам, областям, районам, городам и другим населенным пунктам, а также по отраслям и объектам федерального подчинения с учетом природных, экономических и других местных особенностей.

Для отраслевого звена объединения, объекта основные направления повышения устойчивости трактуются следующим образом:

* обеспечение защиты рабочих, служащих, членов семей, населения, проживающего в ведомственных населенных пунктах и их жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях;

* рациональное размещение производительных сил отрасли, подотрасли, объединения, производственных фондов объекта на соответствующей территории;

* подготовка отрасли, подотрасли, объединения, объекта к работе в чрезвычайных ситуациях;

* подготовка к выполнению работ по восстановлению отрасли, подотрасли, объединения (объекта) в чрезвычайных ситуациях;

* подготовка системы управления отраслью, подотраслью, объединением (объектом) для решения задач в чрезвычайных ситуациях.

По основным направлениям разрабатываются и осуществляются мероприятия по повышению устойчивости:

* в территориальных звеньях (республика, край, область, город, район) с учетом природных, экономических и других особенностей этих звеньев;

в отрасли экономики - по отрасли в целом, по ее подведомственным объединениям и объектам с учетом специфики их деятельности и перспектив дальнейшего развития.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций может быть осуществлено по следующим направлениям:

1. Разработка и внедрение новых технологий (МЧС может только способствовать).

2. Соблюдение норм и нормативов производственной деятельности (госнадзор и контроль - общегосударственная задача).

3. Совершенствование подготовки производственного персонала.

4. Прогноз возможных ЧС.

6. Лицензирование потенциально опасных видов деятельности.

7. Мониторинг потенциально опасных процессов и технологий.

Основные понятия по терроризму

Терроризм - насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества или других материальных объектов, создающее опасность гибели людей, причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных общественно опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности, устранение насилия или оказание воздействия на принятие органами власти решения, выгодных террористам, или удовлетворение неправомерных имущественных и (или) иных интересов; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность; нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международных организаций, пользующихся международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений.

Террористическая деятельность - деятельность, включающая в себя:

1. Организацию, планирование, подготовку и реализацию террористической акции;

2. Подстрекательство к террористической акции, насилию над физическими лицами или организациями, уничтожению материальных объектов в террористических целях;

3. Организацию незаконного вооруженного преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для совершения террористической акции, а равно участие в такой акции;

4. Вербовка, вооружение, обучение и использование террористов;

5. Финансирование заведомо террористической организации или
террористической группы или иное содействие им;

Международная террористическая деятельность - террористическая деятельность, осуществляемая:

1. Террористом или террористической организацией на территории
более чем одного государства или наносящая ущерб интересам
более чем одного государства;

2. Гражданами одного государства в отношении граждан другого
государства или на территории другого государства;

3. В случае, когда как террорист, так и жертва терроризма являются
гражданами одного и того же государства или разных государств,
но преступление совершено за пределами территорий этих
государств.

Террористическая акция - непосредственное совершение преступления террористического характера в форме взрыва, поджога, применение или угроза применения ядерных взрывных устройств, радиоактивных, химических, биологических, взрывчатых, токсических, отравляющих, ядовитых сильнодействующих веществ; уничтожение, повреждение или захвата транспортных средств или других объектов, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, представителя национальных, этнических, религиозных или иных групп населения; захвата заложников, похищение человека; создание опасности причинения вреда жизни, здоровью или имуществу неопределенного круга лиц путем создания условий для аварий и катастроф техногенного характера либо реальной угрозы создания такой опасности; распространение угроз в любой форме и любыми средствами; иных действий, создающих опасность гибели людей, причинение значительного имущественного ущерба либо поступление иных общественно опасных последствий.

Преступление террористического характера - преступления, предусмотренные ст. 205-208, 277, 360 Уголовного Кодекса РФ. К преступлениям террористического характера могут быть отнесены и другие преступления, предусмотренные Уголовным Кодексом РФ, если они совершены в террористических целях. Ответственность за совершение таких преступлений наступает в соответствии с УК РФ.

Террорист - лицо, участвующее в осуществлении террористической деятельности в любой форме.

Террористическая группа - группа лиц, объединившихся в целях осуществления террористической деятельности.

Террористическая организация - организация, созданная в целях осуществления в целях осуществления террористической деятельности или признающая возможность использования в своей деятельности терроризма. Организация признается террористической, если хотя бы одно из ее структурных подразделений осуществляет террористическую деятельность с ведома хотя бы одного из руководящих органов данной организации.

Борьба с терроризмом - деятельность по предупреждению, выявлению, пресечению, минимизации последствий террористической деятельности.

Контртеррористическая операция - специальные мероприятия, направленные на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции.

Зона проведения контртеррористической операции - отдельные участки местности или акватории, транспортное средство, здание, строение, сооружение, помещение и прилегающие к ним территории или акватории, в пределах которых проводится указанная операция.

Заложник - физическое лицо, захваченное и (или) удерживаемое в целях понуждения государства, организации или отдельных лиц совершить какое-либо действие как условие освобождения удерживаемого лица.

Терроризм можно классифицировать по следующим признакам

I. По заказчику террористических актов. Вне зависимо от целей и задач, преследуемых террористическими актами, каждый из них отражает чьи-то конкретные интересы. В зависимости от того. Кто выступает «заказчиком», чьи цели и задачи преследуются совершением террористического акта, терроризм можно разделить по следующим видам:

1.1. Государственный терроризм.

Государственный терроризм организуется и проводится государственными органами. Исполнителями чаще всего выступают сотрудники спецслужб, либо вне государственные террористические организации. В свою очередь, по направленности действий, государственный терроризм можно разделить на внутригосударственный и внешенгосударственный.

Внутригосударственный терроризм (репрессивный терроризм) используется правительственными кругами для устрашения, либо физического устранения своих оппонентов, либо целых социальных групп населений.

В зависимости от целей и задач внешней политики, государство может использовать терроризм как инструмент для достижения своих целей за рубежом - внешенгосударственный терроризм. Внешенгосударственный терроризм может быть двух видов - конспиративный, осуществляемый законспирированными террористическими организациями или отдельными террористами, либо военный, осуществляемый вооруженными формированиями.

Внешенгосударственный терроризм тесно граничит с международным терроризмом. Отличие их, на наш взгляд заключается в следующем:

а) инициатором проведения внешнеполитического терроризма всегда
выступает государство, в интересах которого эти акты проводятся. Исполнителями выступают государственные спецслужбы, международные террористические организации либо отдельные лица не принадлежащие к государству, в чьих интересах проводится террористический акт;

б) организаторами проведения международных террористических
актов выступают внегосударственные террористические структуры. При этом преследуются цели, отвечающие не интересам какого-либо государства, а интересам самой террористической организации.

1.2. Этнический терроризм.

История терроризма знает существование внегосударственных террористических организаций, защищающих интересы представителей определенной нации. Как правило, основная часть такой организации состоит из лиц той национальности, чьи этнические интересы защищает организация.

Наглядным примером этнического терроризма может служить операция чеченских боевиков в Буденовске.

1.3. Клановый терроризм.

Наличие крупных политических и криминальных кланов, борьба между ними за власть и распределение сфер влияния, приносящих доход, зачастую сопровождается совершением террористических актов, направленных против лидеров и членов других кланов.

Клановый терроризм также четко прослеживается в борьбе, между различного рода криминальными объединениями, ведущими между собой борьбу за расширение зон влияния.

1.4. Индивидуальный терроризм.

Террористические акты нередко совершаются отдельными гражданами в своих интересах. В основном это - захваты самолетов гражданской для перелета в другую страну.

II. Другими критериями классификации терроризма могут служить цели и задачи, преследуемые при совершении террористических актов. Согласно ему, терроризм можно разделить по следующим направлениям:

2.1. Политический терроризм.

Политический терроризм обычно направлен на изменение (дестабилизацию) существующего строя, захват либо удержание власти Политический терроризм в свою очередь можно разделить на отдельные направления:

а) политический терроризм, осуществляемый в целях свержения существующего строя и захвата власти (революционный террор). Примером «революционного террора» может служить деятельность «Народной Воли» в деятельности которой террору отводилась роль детонатора восстания;

б) террор как средство удержания захваченной власти (репрессивный террор). Большевики, захватив власть в результате октябрьского переворота, объявили «Красный террор» для того, чтобы сломить возможное сопротивление противников большевизма.

2.2. Экономический терроризм.

В 1987 г. в г. Канзас Сити (США) рассматривался вопрос о влиянии терроризма на деятельность американских компаний и корпораций за рубежом. Выбор террористами в качестве объектов нападения американских коммерческих фирм и промышленных предприятий определяется стремлением оказания влияния на фирмы с целью изменения либо прекращения их деятельности. Так, в 1976 г. в Венесуэле террористами был похищен один из ведущих специалистов компании «Овенс-Иллинойс». Одним из условий его освобождения стало требование повысить зарплату рабочим-венесуэльцам, работающим на этой фирме.

III. Валютный терроризм.

Близко к экономическому стоит валютный терроризм - стремление террористов получить крупные суммы денежных средств. За период с 1970 по 1980 гг. террористам в качестве выкупов в США было выплачено 300 млн.$. Валютный терроризм столь эффективен, что начинает использоваться уголовными элементами для получения денежных средств. В Люксембурге в 1985 г. террористы совершили нападение на ряд банков, изъяв из них 20 млн. франков.

IV. Адресный терроризм.

Террористические организации, кроме стремления к достижению поставленных перед собой целей, практически постоянно направляют свои усилия на устранения должностных лиц государственного аппарата, в первую очередь - сотрудников правоохранительных органов, противодействующих террористическому движению. По сути дела, террористы мстят государственным служащим, политическим деятелем, ответственным военным за их деятельность.

Естественно, что при рассмотрении деятельности террористических организаций бывает сложно отнести саму организацию либо ее деятельность к одному из названных критериев. Кроме того, количество критериев для систематизации и классификации террора может быть продолжено.

Документ, который создан в обществе, входит в соответствующую систему документации в качестве ее элемента. Отдельные виды и разновидности документов составляют систему документации. До настоящего времени в документоведении не существует непротиворечивой научной классификации видов и разновидностей документов.

Важнейшим признаком для классификации документов является его содержание. Служебные документы могут подразделяться по: по административным вопросам; материально-техническому снабжению; планированию; оперативной деятельности; бухгалтерскому учету; подготовке и расстановке кадров; финансово-кредитным и внешнеторговым вопросам и т.д.

Все документы, обращающиеся на предприятии, могут классифицироваться по следующим признакам.

По наименованию существует множество разновидностей документов. Вот лишь некоторые из них: приказы, распоряжения, планы и отчеты, акты, протоколы, договоры, уставы, инструкции, справки, докладные, объяснительные записки, служебные письма, телеграммы, стандарты, технические условия, платежные требования и поручения, доверенности и т.д.

По способу фиксации информации документы бывают письменные (рукописные, машинописные, типографские, подготовленные на множительных аппаратах, напечатанные на персональных компьютерах), графические и фотофоно-кинодокументы.

По степени сложности документы классифицируют на простые и сложные. Простые - это документы, в которых рассматривается один вопрос, в сложных освещается несколько вопросов.

По степени гласности различают документы открытые (несекретные) и документы с ограниченным доступом. Документы с ограниченным доступом бывают разной степени секретности: совершенно секретные, секретные, документы для служебного пользования (ДСП), с грифом "конфиденциально".

По юридической силе документы подразделяют на подлинные и подложные. Подлинные документы бывают действительные и недействительные. Недействительным документ становится в результате истечения срока действия или отмены его другим документом.

По срокам исполнения документы классифицируются на срочные и несрочные. Срочными являются документы со сроками исполнения, установленными законом и соответствующими правовыми актами, а также телеграммы и другие документы с грифом "срочно".

По происхождению документы классифицируют на служебные, подготовленные на предприятиях, в организациях, и личные (письма граждан с изложением жалоб, предложений, просьб).

По срокам хранения документы делятся на документы временного и постоянного срока хранения. Документы временного хранения в свою очередь подразделяются на документы со сроком хранения до 10 лет и свыше 10 лет.

По степени обязательности документы бывают информационные, содержащие сведения и факты о производственной и иной деятельности организаций, и директивные - обязательные для исполнения, носящие характер юридической или технической нормы.

По степени унификации различают документы индивидуальные, типовые, трафаретные, примерные и унифицированные в виде анкеты и таблицы.

Индивидуальные документы разрабатываются конкретными организациями для внутреннего пользования.

Типовыми являются документы, создаваемые вышестоящими органами для организаций с однородными функциями и носят обязательный характер.

Трафаретные документы имеют заранее напечатанный текст с пробелами, которые заполняются при окончательном оформлении документа в зависимости от конкретной ситуации. Такие документы перспективны, т. к. экономят время на подготовку.

Примерные документы носят ориентировочный характер и используются для составления и оформления документов по аналогии.

Анкета - способ представления унифицированного текста, при котором постоянная информация располагается в левой части листа, а переменная вносится в документ в процессе его составления в правую часть листа.

Таблица - документ, в котором постоянная информация размещается в заголовках граф и боковика (заголовки строк), а переменная (в цифровом или словесном выражении) - на пересечении соответствующих граф и строк.

Текст, представленный в виде таблицы, обладает большой информационной емкостью, позволяет строго классифицировать и кодировать информацию и легко суммировать аналогичные данные. В табличной форме оформляются штатное расписание, план, график отпусков и другие документы.

Государственный классификатор управленческой документации Украины ДК 010-98, действующий с 01.06.99 содержит такие классы документов:

банковская документация;

финансовая документация;

плановая документация;

ресурсная документация;

торговая документация;

внешнеторговая документация;

ценовая документация;

документация труда, социальных вопросов и социальной защиты населения;

документация бытового обслуживания населения;

документация Пенсионного фонда;

словарно-справочная документация.

Системы документации

Согласно Государственному классификатору управленческой документации Украины ДК 010-98, система документации - это совокупность взаимосвязанных документов, которые используются в определенной сфере деятельности.

Деятельность учреждения, организации, предприятия отражается в различных документах, которые взаимосвязаны и составляют системы документации, применяемые в определенной сфере. Можно назвать множество систем документации, которые классифицируются по различным признакам (территориальному, функциональному, уровню управления и т.п.). Выделяют функциональные системы документации - организационно-распорядительная, плановая, отчетностатистическая и др., т.е. присущие всем органам управления. Системы документации, отражающие деятельность органов отраслевого управления (министерств, ведомств), принято считать отраслевыми. Можно выделять различные подсистемы документации по уровням управления, они между собой тесно связаны, и их трудно разграничить.

У нас в стране в связи с развитием автоматизации управленческих процессов разработаны унифицированные системы документации. Определение, назначение, состав унифицированной системы документации устанавливаются ГОСТами. Документы различных систем должны иметь унифицированную форму.

Унифицированная система документации (УСД) - система документации, созданная по единым правилам и требованиям, содержащая информацию, необходимую для управления в определенной сфере деятельности.

Унифицированные формы документов разрабатываются и утверждаются министерствами и ведомствами. Они обязательны для применения во всех учреждениях, организациях, предприятиях независимо от формы собственности.

Государственный классификатор управленческой документации Украины ДК 010-98, действующий с 01.06.99 выделяет такие системы документации:

организационно-распорядительная документация;

первично-учетная документация;

банковская документация;

финансовая документация;

отчетно-статистическая документация;

плановая документация;

ресурсная документация;

торговая документация;

внешнеторговая документация;

ценовая документация;

документация по труду, социальным вопросам и социальной защите населения;

документация по бытовому обслуживанию населения;

бухгалтерско-учетная документация;

документация по Пенсионному фонду;

информационно-справочная документация.

Организационно-распорядительная документация - система документации, используемая для решения организационно-распорядительных заданий управления.

Организационно-распорядительная документация выделяется из единой по своей информационной природе документации в зависимости от функций государственного органа, учреждения, который обслуживает делопроизводство.

Органы государственной власти и государственного управления Украины, все учреждения, организации и предприятия отражают свою деятельность в распорядительных документах. В соответствии с положениями о государственных органах классифицируются и распорядительные документы.

К распорядительным документам, отражающим административно-управленческую деятельность учреждений, относятся:

постановления - правовые акты, принимаемые высшими и некоторыми центральными органами коллегиального управления в целях разрешения наиболее важных и принципиальных задач, стоящими перед данными органами, и установления стабильных норм правил поведения.

решения - правовые акты, принимаемые исполнительными комитетами. Решения оформляют также результаты деятельности и других коллегиальных органов - коллегий, министерств и ведомств, научных советов и т.п.

распоряжения - акты управления государственного органа, имеющие властный характер, присвоенные должностному лицу, государственному органу компетенции, имеющие обязательную силу для граждан и организаций, которым распоряжение адресовано.

уставы - своды правил, регулирующих деятельность организаций, учреждений, обществ и граждан, их взаимоотношения с другими организациями и гражданами, права и обязанности в определенной сфере государственного управления или хозяйственной деятельности.

положения - нормативные акты, имеющие сводный кодификационный характер и определяющие порядок образования, структуру, функции, компетенцию, обязанности и организацию работы системы органов государства, единого органа, структурного подразделения (комиссии, группы).

приказы - акты, издаваемые руководителями министерств, ведомств, отделов и управлений исполкомов местных Советов народных депутатов, руководителями учреждений, объединений, организаций и предприятий, действующими на основе единоналичия. Приказ издается для решения основных оперативных задач, стоящих перед данным органом.

инструкции - правовые акты, издаваемые органом государственного управления (или утверждаемый его руководителем) в целях установления правил, регулирующих организационные вопросы, научно-технические, технологические, финансовые и иные специальные стороны деятельности учреждений, организаций, предприятий (их подразделений и служб), должностных лиц и граждан. Инструкции издаются также в целях разъяснения и определения порядка применения законодательных актов и распорядительных документов.

протоколы - документы, фиксирующие ход обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, совещаниях, конференциях и заседаниях коллегиальных органов.

докладные и объяснительные записки: докладные записки - документы, адресованные руководству и излагающие какой-либо вопрос с выводами и предложениями составителя; объяснительные записки - 1) документы, поясняющие содержание отдельных положений основного документа (плана, отчета, проекта); 2) сообщения должностного лица, поясняющие какое-либо действие, факт, происшествие, представляемые вышестоящему должностному лицу.

акты - документы, составленные несколькими лицами и подтверждающие установленные факты или события.

отчёты и др.

Первично-учетная документация - система документации, используемая для управления производственно-хозяйственной деятельностью субъектов предпринимательской деятельности, организаций, которые не занимаются предпринимательской деятельностью, всех форм собственности.

Банковская документация - система документации, используемая для осуществления расчетно-денежных операций через банки.

Финансовая документация - система документации, используемая для организации финансовых взаимоотношений субъектов экономики.

Отчетно-статистическая документация - система документации, используемая для решения задач государственной статистики и получения статистической информации.

Отчет - документ, содержащий сведения о результатах деятельности за определенный период времени. Отчетная документация учреждения состоит из нескольких комплексов документов: государственная статистическая отчетность; ведомственная отчетность; внутриучрежденческая отчетность.

Формы документов государственной статистической отчетности разрабатываются Госкомстатом Украины и являются обязательными для всех учреждений, организаций и предприятий. Формы документов ведомственной отчетности разрабатываются министерствами и ведомствами. Центральный банк Украины, Государственная налоговая служба Украины и Министерство финансов Украины представляют формы бухгалтерского учета и отчетности, налоговой отчетности, обязательные для всех организаций. Формы ведомственной отчетности готовят федеральные органы исполнительной власти, которые осуществляют отраслевое управление.

Государственная статистическая и ведомственная отчетность представляется в установленные сроки соответствующим территориальным органом. По срокам представления она может быть декадной, месячной, квартальной, полугодовой и годовой.

В каждом учреждении составляется внутренняя отчетность о выполнении планов, заданий, разовых поручений руководства или поручений вышестоящей организации. Такого рода отчетные документы составляются специалистами структурных подразделений и представляются на рассмотрение руководства данной или вышестоящей организации. Внутриучрежденческие отчетные документы могут называться: отчет или справка отчетного характера.

Государственная статическая и ведомственная отчетность составляется на основе утвержденных унифицированных форм и в соответствии с утвержденными нормативными документами.

Плановая документация - система документации, используемая для решения задач прогнозирования и планирования развития экономики.

Результаты планирования фиксируются в плановых документах, которые имеют следующие названия: план, перспективный план, программа, график, схема, генеральная схема.

Особенность плановых документов в том, что они всегда составляются на какой-либо определенный срок: несколько лет, год, полгода, квартал, месяц или на период выполнения конкретного вида работ.

Федеральные планы, программы, генеральные схемы разрабатываются по решению Правительства Украины одним или несколькими министерствами или ведомствами. Проекты до их представления в Правительство Украины на утверждение в обязательном порядке проходят стадию согласования со всеми заинтересованными учреждениями. Утверждаются федеральные программы, планы и генеральные схемы постановлениями Правительства Украины.

Отраслевые планы и программы разрабатываются органом исполнительной власти, для подведомственных учреждений и организаций. Утверждаются руководителем органа исполнительной власти (министерства или ведомства) и являются обязательными для выполнения. Контроль за их выполнением осуществляется соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

Территориальные программы, планы, схемы разрабатываются администрациями краев, областей, районов, городов, и других территориальных образований и действуют в рамках территории. Как правило, они касаются вопросов социального и экономического развития и благоустройства территорий.

Планирование деятельности отдельной организации, как правило, осуществляется в форме плана, программы или графика. При наличии в учреждении коллегий, советов, комиссий их деятельность также планируется.

Разрабатываются плановые документы руководством с привлечением квалифицированных специалистов и обязательно проходят стадию согласования и утверждения.

Программа подписывается руководителем подразделения, ответственного за разработку программы. Утверждаются программы руководителем вышестоящей или данной организации или коллегиальным органом (собранием, советом, коллегией и т.п.).

План - документ, устанавливающий перечень намеченных к выполнению мероприятий, их последовательность, объем, сроки, ответственных исполнителей. Форма планов, как правило, табличная.

Планы организаций оформляются на общем бланке. Обязательными реквизитами плана являются: наименование организации, название вида документа, дата, номер документа, место составления плана, заголовок к тексту, подпись, гриф утверждения. Планы структурных подразделений оформляются на стандартных листах бумаги с нанесением всех необходимых реквизитов.

Планы работ или мероприятий подписываются руководителями подразделений-разработчиков, утверждаются планы руководителем вышестоящего органа или данной организации.

Ценовая документация - система документации, используемая для решения задач анализа цен и ценообразования.

Ресурсная документация - система документации, используемая для решения задач управления ресурсами.

Торговая документация - система документации, используемая для решения задач управления торговлей.

Все торговые операции, осуществляемые предприятиями, должны в обязательном порядке быть оформлены документально. Особенно внимание необходимо уделить юридическим документам, так как без них эти операции будут недействительны.

Существующим законодательством предусмотрены специальные правовые нормы для оформления торговых документов, то есть, если их не придерживаться, документ не будет иметь юридическую силу. К ним можно отнести: содержание, форма, порядок оформления и исполнения, также регламентируемые законодательством.

В процессе своей финансово-хозяйственной деятельности торговые предприятия вступают со своими партнерами во взаимоотношения. Сперва следует заключение договоров, а потом производятся расчеты.

В торговой деятельности предприятия чаще всего употребляют договора купли-продажи. По договору купли-продажи продавец обязуется передать имущество (вещь, товар) в собственность, т.е. полное хозяйственное ведение или оперативное управление покупателя, а покупатель обязуется принять имущество и доплатить за него определенную цену.

Составление договора является сложной и ответственной частью заключения сделки.

Договор выполняет следующие функции:

Юридически закрепляет отношения между партнерами, придавая им характер, обязательность выполнения которых защищено законом;

Определяет порядок и способы выполнения обязательств;

Предусматривает способы защиты обеспечения обязательств.

Долгосрочные контракты позволяют предприятию планировать деятельность, определять перспективы развития. Все аспекты хозяйственных отношений, не отмеченные в договоре, регламентированы действующим законодательством, т.е. есть определенные требования к действию договоров.

Документация по труду, социальным вопросам и социальной защите населения - система документации, используемая для решения задач управления трудовыми ресурсами и социальной защитой.

Документация по бухгалтерскому учету - система документации, используемая для решения задач бухгалтерского учета бюджетных и хозрасчетных учреждений и организаций.

Бухгалтерскими документами оформляются любые хозяйственные операции в той последовательности, в какой они совершаются. Это обеспечивает сплошной, непрерывный учет всех объектов бухгалтерского учета; юридическое обоснование бухгалтерских записей, которые делают на основании документов, имеющих доказательную силу; использование документов для текущего контроля и оперативного руководства хозяйственной деятельностью организаций; контроль за сохранностью собственности, так как документами подтверждается материальная ответственность работников за доверенные им ценности; укрепление законности, поскольку документы служат основным источником сведений для последующего контроля правильности, целесообразности и законности каждой хозяйственной операции при документальных ревизиях.

Основные признаки, по которым классифицируются бухгалтерские документы:

по назначению;

По назначению документы подразделяются на распорядительные, оправдательные, бухгалтерского оформления и комбинированные.

Распорядительными называются такие документы, которые содержат распоряжение о выполнении той или иной хозяйственной операции. Их основное назначение - передача указаний руководящих работников непосредственным исполнителям. Многие операции совершаются только при наличии соответствующего распорядительного документа.

К числу распорядительных документов относятся приказы, распоряжения, записи о приеме и увольнении с работы, об отпуске.

Эти документы еще не содержат в себе подтверждения фактов совершения операций, поэтому сами по себе они не могут служить основанием для отражения операций в учете.

Оправдательными (или исполнительными) называются документы, оформляющие уже произведенные операции. Они составляются в момент совершения операций и подтверждают факт выполнения приказа или распоряжения. Например, расчетные ведомости по заработной плате, накладные, акты, счета-фактуры, квитанции, свидетельствующие о приеме ценностей, и многие другие.

Документами бухгалтерского оформления называются такие документы, которые создаются аппаратом бухгалтерии для подготовки учетных записей, а также для облегчения, сокращения и упрощения последних.

Документы бухгалтерского оформления составляют в бухгалтерии на основании ранее оформленных распорядительных и оправдательных документов. Они предназначены для отражения бухгалтерских записей в учетных регистрах с целью ускорения учетного процесса. В этих документах нет распоряжения на проведение хозяйственной операции и нет подтверждения факта ее совершения. Например, расчет суммы претензии по иску, расчет износа основных средств и нематериальных активов, расчеты товарных потерь и т.д.

К документам бухгалтерского оформления относятся также бухгалтерские справки. Они составляются в тех случаях, когда нужно перенести сумму с одного счета на другой, оформить закрытие счета, исправить ошибки, допущенные в учетных записях, и т.п. Необходимость в этом возникает довольно часто, и поэтому справки такого рода в бухгалтерской практике весьма распространены.

Комбинированными называются такие документы, которые сочетают признаки нескольких видов документов: распорядительных и оправдательных, оправдательных и документов бухгалтерского оформления и т.д. Они служат одновременно и распоряжением о выполнении данной операции, и оправданием ее выполнения, фиксируют совершенную операцию и в то же время содержат указание о порядке отражения ее в счетах. Например, приходные и расходные кассовые ордера, авансовые отчеты подотчетных лиц, требования на отпуск материалов, лимитно-заборные карты, расчетно-платежные ведомости, объявления о взносе наличных денежных средств на расчетный счет и т.д.

Сочетание в одном документе признаков нескольких видов документов упрощает их учетную обработку, сокращает количество документов и затраты на их приобретение. Комбинированные документы составляют для уменьшения числа документов по хозяйственным операциям, которые повторяются в организации многократно в течение короткого периода.

по способу (порядку) составления;

По способу (порядку) составления различают первичные и сводные документы.

Первичными называются документы, которые отражают все хозяйственные операции непосредственно в момент их совершения. Они являются первым формальным доказательством того, что данные операции действительно выполнены. К первичным документам относятся кассовые приходные и расходные ордера, накладные, приемо-сдаточные акты, наряды, квитанции и т.п. Примером первичного документа может также служить приходный ордер. Он составляется при поступлении материалов на склад и свидетельствует о выполнении кладовщиком данного ему распоряжения об их приеме.

Сводными называются документы, составляемые на основе первичных документов. В них отражаются операции, ранее уже оформленные соответствующими первичными документами. Составление вторичных документов напрямую не связано с хозяйственными операциями, в них лишь регистрируются эти операции по данным первичных документов.

Сводные документы позволяют уменьшить количество записей в счетах бухгалтерского учета. К сводным документам относятся разработочные таблицы, группировочные ведомости, ведомости распределения расходов, отчеты (ведомости) о движении продуктов и материалов, авансовый отчет и др. Авансовый отчет заполняется на основании первичных документов, где указываются все расходы, произведенные подотчетным лицом. К числу сводных документов относятся также расчетно-платежные ведомости по заработной плате или ведомости выпуска готовой продукции, различные внутренние отчеты (например, отчет о движении материальных ценностей по складу) и др. Все эти документы обязательно содержат дополнительные данные, помимо тех, которые имеются в первичных документах, явившихся базой для их составления.

Итак, сводные документы служат, во-первых, для объединения данных первичных документов и получения укрупненных показателей и, во-вторых, для группировки данных первичных документов с целью получения дополнительных сведений об учитываемых операциях и отражения этих операций в новом разрезе. Следовательно, сводные документы используются как средство обработки исходных данных об операциях.

по способу отражения хозяйственных операций;

По способу отражения хозяйственных операций документы делятся на разовые и накопительные.

Разовые документы отражают одну или одновременно несколько хозяйственных операций. Отличительная черта этих документов - сразу же после составления они передаются в бухгалтерию и могут служить основанием для бухгалтерских записей. Например, приходных ордер по материалам, ведомости распределения расходов, калькуляции, накладные, приемо-сдаточные акты, кассовые ордера, денежные чеки и т.п.

Накопительные документы служат для оформления однородных операций, совершаемых на предприятии в разное время (за неделю, декаду, полмесяца). Их составляют с целью уменьшения числа выписываемых документов по тем операциям, которые производятся на предприятии многократно в течение короткого времени. Например, дневной заборный лист на отпуск сырья, лицевые счета по заработной плате, табель учета рабочего времени, ведомость выполненных работ и т.п.

по месту составления;

По месту составления документы делят на внутренние и внешние.

Внутренние документы составляют внутри предприятия. Ими оформляются хозяйственные операции, совершаемые только внутри предприятия. Эти документы не выходят за пределы предприятия, например, расчетно-платежные ведомости, приходные и расходные кассовые ордера и др.

Внешние документы составляют вне данного предприятия и ими оформляются операции, осуществляемые между предприятиями. Например, счета, накладные, счета-фактуры контрагентов.

Отдельные внутренние документы в результате совершаемых хозяйственных операций становятся внешними, например, денежные чеки, платежные поручения. При заполнении внутренних документов достаточно указать только обязательные реквизиты, а при составлении внешних документов необходимо еще добавить дополнительные реквизиты документов для полноты характеристики хозяйственной операции.

по качественным признакам;

По качественным признакам документы могут быть полноценными и неполноценными. Полноценным является такой документ, который составлен по установленной форме, имеет все обязательные реквизиты и правильно отражает действительно совершенную и законную хозяйственную операцию. Документ, не удовлетворяющий этим требованиям, является неполноценным.

по степени использования средств вычислительной техники.

По степени использования средств вычислительной техники при оформлении документов их подразделяют на документы, заполняемые вручную, частично заполненные на машинах (т.е. документы, составленные на фирменных бланках) и полностью выполненные на машинах (расчетно-платежная ведомость, накладная, счет-фактура, инвентаризационная опись и т.д.).

Документация по Пенсионному фонду - система документации, используемая для решения задач пенсионного обеспечения.

Информационно-справочная документация - система документации, используемая для решения задач управления информационной базой и ее составными элементами (базы данных, унифицированные формы документов, информационные потоки, технико-экономические показатели и т.д.)

Информационно-справочные документы сообщают сведения, побуждающие принимать определенные решения, т.е. инициируют управленческие решения, позволяют выбрать тот или иной способ управленческого воздействия. Они не содержат поручений, не обязывают выполнять поручения.

Документы этой системы играют служебную роль по отношению к организационно-правовым и распорядительным документам.

Особенностью этих документов является то, что они идут снизу вверх по системе управления: от работника к руководителю подразделения, от руководителя подразделения к руководителю организации, от подведомственной организации в вышестоящую.

В состав информационно-справочных документов входят:

докладная записка - см. Организационно-распорядительная документация

служебная записка - записка о выполнении какой-либо работы, направляемая должностным лицом другому должностному лицу

объяснительная записка - см. Организационно-распорядительная документация

предложение - разновидность докладной записки, содержащая перечень конкретных предложений по определенному вопросу

представление - документ, содержащий предложение о назначении, перемещении или поощрении личного состава, а также рекомендацию определенных действий и мероприятий по вопросам деятельности учреждения.

заявление - документ, содержащий просьбу или предложения лица (лиц) учреждению или должностному лицу.

все разновидности переписки - обобщенное название различных по содержанию документов (служебное письмо, телеграмма, телекс, телефонограмма, факсограмма (факс), электронное сообщение и др.), использующихся в качестве инструмента оперативного информационного обмена между организациями

протокол - см. Организационно-распорядительная документация

акт - см. Организационно-распорядительная документация

справка - 1) документ, содержащий описание и подтверждение тех или иных фактов и событий.2) документ, подтверждающий факты биографического или служебного характера.

заключение - документ, содержащий мнение, вывод учреждения, комиссии, специалиста по какому-либо документу или вопросу

отзыв - документ, содержащий мнение учреждения или специалиста по поводу какой-либо работы

сводка - документ, представляющий собой обобщенные данные по одному вопросу (сводка предложений, сводка замечаний, сводка требований и т.д.)

список - перечисление лиц или предметов в определенном порядке, составленное в целях информации или регистрации

перечень - систематизированный список документов, предметов, объектов, составленный в целях распространения на них определенных норм или требований.

Ценные бумаги можно классифицировать по следующим признакам.

По сроку существования:

Бессрочные. Такие ценные бумаги прекращают свое обращение только в случае ликвидации эмитента. Типичными примерами бессрочных ценных бумаг являются акции и инвестиционные паи.

Срочные ценные бумаги имеют ограниченный период существования. Срок существования определяется промежутком времени с момента эмиссии (выпуска) до момента погашения. По сроку обращения ценные бумаги подразделяются на кратко-, средне- и долгосрочные , причем конкретные критерии отнесения финансовых инструментов к той или иной группе зависят от вида ценной бумаги и особенностей законодательства разных стран.

По эмитенту ценные бумаги различают:

Государственные . Эти ценные бумаги могут быть эмитированы государственными органами власти и управления, государственными организациями, муниципалитетами, центральными банками.

Корпоративные ценные бумаги выпускаются хозяйствующими субъектами, предприятиями различных форм собственности и организационно-правовых форм. Это могут быть хозяйственные общества (ОАО, ЗАО, ООО, ОДО), унитарные предприятия, производственные кооперативы.

По условиям выпуска:

Эмиссионные ценные бумаги выпускаются в процессе эмиссии с обязательным последовательным выполнением установленных законодательством этапов эмиссии. Эмиссионные ценные бумаги - это ценные бумаги, которые одновременно характеризуется следующими признаками:

1) размещаются выпусками;

2) в рамках одного выпуска имеют равные объем и сроки осуществления прав, вне зависимости от времени их приобретения.

К эмиссионным ценным бумагам относятся акции, облигации, инвестиционные паи.

Неэмиссионные ценные бумаги выпускаются в обращение без осуществления процедуры эмиссии, каждая из них имеет индивидуальный набор прав, может отличаться по сроку обращения, доходности и т.д. К неэмиссионным ценным бумагам относятся векселя, банковские сертификаты, складские свидетельства, закладные и др.

По форме выпуска:

Документарные , т.е. выпущенные в бумажной форме, в виде бланков.

Бездокументарные , существующие в виде записей на счетах.

По функциональному назначению:

Долговые. Выпускаются с целью привлечения ресурсов и формирования заемного капитала. К данной группе относятся облигации, банковские сертификаты.

Долевые. С их помощью формируется собственный капитал компании (акции, инвестиционные паи).

Товарораспорядительные документы служат для обслуживания товарного оборота, подтверждения принятия товара на складское хранение или принятия груза к перевозке, а также являются дополнительной гарантией сохранности товара в процессе хранения или перевозки. К подобным ценным бумагам относятся складское свидетельство, коносамент.

Платежные ценные бумаги выпускаются для обеспечения удобства платежей (чеки, чековые книжки).

Залоговые ценные бумаги призваны служить предметом залога (закладные).

Некоторые ценные бумаги могут выполнять сразу несколько из вышеперечисленных функций. Вексель может быть одновременно использован в качестве долгового, платежного и залогового инструмента, и даже в качестве инструмента для предоставления кредита. Облигация, по сути, является долговым инструментом, но она может выступать и как предмет залога.

По порядку осуществления прав владельца:

Именные ценные бумаги содержат имя владельца. Разновидностью именных ценных бумаг являются ордерные , это те из них, которые могут быть переданы владельцем другому лицу с помощью совершения передаточной надписи – индоссамента.

На предъявителя. В подобных ценных бумагах имя владельца не указано. Предъявительские ценные бумаги могут быть выпущены только в документарной форме, так как бездокументарная форма выпуска обязательно предполагает фиксацию имени владельца на специальных счетах.

По наличию (виду) дохода:

Доходные обладают инвестиционными свойствами и предполагают наличие дохода. По порядку выплаты дохода они подразделяются на:

Дисконтные . Владелец ценной бумаги получает доход в виде разницы (дисконта) между ценой погашения и ценой приобретения.

Процентные . Доход выплачивается в виде процентов от номинальной стоимости. Разновидностью процентных ценных бумаг являются ценные бумаги с периодической выплатой процентов (купонные).

Классифицируются в зависимости от того, какой металл играет роль денег. Они подразделяются на монометаллические и биметаллические (табл. 4.1).  

По видам используемых данных и знаний экспертные системы классифицируются на системы с детерминированными (четко определенными) знаниями и неопределенными знаниями. Под неопределенностью знаний (данных) понимается их неполнота (отсутствие), недостоверность (неточность измерения), двусмысленность (многозначность понятий), нечеткость (качественная оценка вместо количественной).  

Классифицировать патентный документ означает определить ту часть классификационной системы, к которой (в соответствии с его технической сущностью) принадлежит заявленное изобретение, и обозначить его классификационный индекс. Иногда классификация относится не только к заявленному изобретению, но также и к другим раскрывающим сущность изобретения источникам, содержащимся в патентном документе.  

Как продолжение своих исследований, Лайкерт предложил четыре базовых системы стиля лидерства. Он рассчитывал, что эти четыре системы, представленные на рис. 17.3., помогут классифицировать поведение руководителей. Мы приводим их здесь, как вспомогательный материал , чтобы вы поняли, что в континууме стиля руководства есть промежуточные. варианты. Читая описание этих систем, вы увидите, что они характеризуются различной степенью авторитарного и демократичного стиля, необходимой для оказания влияния на людей, побуждая их к достижению целей организации.  

Эта на первый взгляд простая, но, как оказалось, продуктивная идея требует серьезной разработки и тщательного внедрения общих эксплуатационных систем, тесно взаимодействующих с системами контроля качества продукции. Их применение ведет к росту производительности , повышению заинтересованности рабочих, улучшению условий труда , помогает создавать удобные рабочие места . Материал главы будет весьма полезен, так как содержит конструктивные идеи и дает конкретные сведения об особенностях и составных элементах ОЭС, классифицирует при эксплуатации оборудования, показывает способы определения эффективности использования имеющегося оборудования, раскрывает программу разработки и внедрения системы . Здесь есть над чем поразмышлять, учитывая проводимую в народном хозяйстве работу по аттестации рабочих мест и их рационализации, общую направленность деятельности предприятий на повышение их эффективности, или, как пишут японские авторы, на совершенствование компании.  

Системы СПУ классифицируются по следующим основным признакам а) организационной структуре и характеру функционирования объекта управления б) характеру используемых сетевых моделей и решаемых задач в) используемым средствам обработки информации (рис. 7.2) .  

Применяемые растворы классифицируются по таким признакам, как количество дисперсной системы (обычные, утяжеленное, малоглинистые), способ химической обработки (естественнее, силикатные, кальциевые и др.), содержание газовой фазы, характер жидкой фазы (пресная вода, нефтяная основа и т. д.), назначение (осложненные условия бурения, освоение скважины, перфорации колонны и т. д.). Разнообразные применяемые химические реагенты можно разделить на три группы  

Помимо классификации по типам УИС также может классифицировать информацию по масштабу и временным рамкам . По мере продолжения нашего обсуждения мы убедимся в том, что системы классификации дополняют друг друга . Энтони (1965 г.) построил "иерархию" информации, приведенную на рис. 1.2, уровни которой соотносятся с различными уровнями управления организации.  

Подобное нормирование в условиях системы стандарт-кост осуществляется в отношении всех затрат, связанных с производством и реализацией продукции . В конечном счете рассчитывается стандартная (нормативная) себестоимость. Для ее расчета все затраты, связанные с изготовлением продукции, предварительно классифицируются по статьям расходов. На практике в некоторых случаях бывает трудно определить, к какой группе относятся те или иные затраты. И тогда управляющий должен решить этот вопрос самостоятельно.  

Исходя из сущности данной системы, ее можно классифицировать как инвестиционно-ориентированную.  

Чтобы указанным способом обслуживать менеджеров подразделений, необходимо, прежде всего, чтобы система собирала и классифицировала основные затраты организации. Согласно современным оценкам в западных фирмах, на каждый рубль сбыта девяносто пять копеек уходит в самые разные издержки.  

При действии простой сдельной системы оплаты отклонения не возникают, если заработок рабочего не опускается ниже гарантированной почасовой ставки, а для обеспечения соответствия сдельного заработка гарантированному необходимы соответствующие нормативы допусков. Такие нормативы следует классифицировать как отклонения по затратам на оплату труда . Обычно они рассматриваются как отклонения по эффективности, хотя могут включать отклонения по ставке заработной платы . Отклонения по ставке и по эффективности в этом случае нельзя разделить, не обративших к данным о рабочем времени и ставках оплаты, на основе которых была определена сдельная ставка.  

Идентифицировать две другие ключевые составляющие эффективной системы управления , хорошо налаженный обмен информацией и человеческие отношения. Как бы вы классифицировали изучаемую вами фирму в этом отношении  

По составу, источникам, направлениям использования и другим признакам бюджетные доходы и расходы разнообразны. В целях обеспечения планирования и учета доходов и расходов в рамках единой бюджетной системы страны они классифицируются. Группировка по однородным признакам бюджетных доходов и расходов, расположенных и зашифрованных в установленном порядке, и есть бюджетная классификации.  

B s факторы, воздействующие на результаты финансово -хозяйственной деятельности , могут быть классифицированы по различным признакам значимые и второстепенные, постоянные и временные, общие и специфические, экстенсивные и интенсивные, поддающиеся и неподдающиеся количественной оценке и т.п. С позиции экономического анализа в социально-экономических системах особую значимость имеет идентификация факторов экстенсивного и интенсивного развития. Правильное понимание такой классификации необходимо для определения уровня интенсификации производства , а также для более полного приведения в действие интенсивных факторов роста.  

Основу любой классификации (в том числе и совокупности синтетических счетов бухгалтерского учета) составляет обоснование выбора признаков, по которым выделяются синтетические счета и их группы. В 50-е годы ученые СССР вели полемику по одному или нескольким признакам необходимо классифицировать бухгалтерские счета . Представители первого направления придерживались мнения, что достаточно одной классификации по экономическому содержанию. Сторонники второго, преобладающего направления, которое бытует в учебной и научной литературе и в наши дни, утверждали, что, кроме классификации по экономическому признаку, показывающей, что учитывается на счете, нужна и вторая классификация - по структуре и назначению счетов, показывающая, как выполняется регистрация фактов хозяйственной жизни на счетах, независимо от того, что учитывается на этих счетах. Здесь вполне уместно утверждение В. Ф. Палия }

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш бизнес - От идеи до реализации