Ваш бизнес - От идеи до реализации

Изменения в Жилищном кодексе (о переходе к новым договорным отношениям между собственниками помещений в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями):

"В случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, плата за коммунальные услуги вносится собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме соответствующей ресурсоснабжающей организации и региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами."

Скачать закон полностью

Долги в сфере ЖКХ – основная проблема в сфере предоставления коммунальных услуг. Наиболее проблемными регионами являются Москва, Камчатский край и некоторые другие. Причем основной причиной появления долгов является отнюдь не сам потребитель, а управляющие компании. Посредники в лице УК по различным причинам задерживают отчисления. Новый законопроект о прямых расчетах между потребителем и поставщиком коммунальных услуг позволит решить эту проблему.

Какие задачи решает новый закон?

Многие управляющие компании не справляются с возложенными на них задачами. Существует множество причин возникновения задержек связанных с оплатой коммунальных услуг. И основная таковая – именно коррупционная составляющая. Ранее управляющая компания (УК) являлась посредником между потребителем и ресурсоснабжающей организацией (РСО). Новый законодательный документ позволит напрямую заключать договор о поставке услуг с РСО.

23 марта 2018 года в третьем, окончательном чтении был принят законопроект, на основании которого возможно исключить из цепочки оплаты поставляемых услуг УК. Согласно новому закону собственники многоквартирного дома на собрании могут принять решение самостоятельно о заключении договора или об отказе от такового. Заключать можно соглашение с РСО поставляющими следующие коммунальные услуги:

По комментариям авторов проекта по данной схеме в РФ уже много лет работают РСО поставляющие электроэнергию и газ в жилые дома. Ещё одна причина принятия данного закона – высокий показатель собираемости долгов при наличии прямого договора.
Согласно новому законопроекту РСО имеют право с момента принятия его расторгать в одностороннем порядке соглашения с УК. Основным условием этого является наличие долга в размере двух среднемесячных начислений или более того. Многие собственники недвижимости в многоквартирных домах опасаются получения двойных квитанций. Во избежание подобного уведомляется о принятии закона орган Госжилнадзора.

Сам закон вступает в силу с 01 апреля 2018 года. Но некоторые обозначенные в нем нормы будут вводиться в действие постепенно. Основные задачи, решаемые принятым законопроектом:

  • увеличение показателя собираемости денежных средств – исключение УК из цепочки оплаты позволит уменьшить задержки по оплате;
    снижение коррупционной составляющей – многие УК создаются с целью хищения денежных средств граждан;
  • упрощение схемы расчетов между потребителем и ресурсоснабжающей организацией;
  • наведение порядка в сфере управления жилым имуществом.

Ещё до официальной публикации стало известно о серьезных штрафных санкциях в отношении УК, не выполняющих требования к расчетам. При наличии ошибок будет назначаться штраф в размере 50% от суммы неправильно обозначенной суммы. Данный законопроект предложен лично Владимиром Путиным.

Основные достоинства нового закона, минусы

Принятый законопроект разрешает множество сложных вопросов накопившихся в сфере управления ЖКХ. Он защищает интересы простых граждан, а также ресурсоснабжающих организаций. Ранее нередки были случаи отключения целых многоквартирных домов – по причине задержки выплат от УК. При этом жильцы свои долговые обязательства исполняли в срок, без каких-либо задержек.
Кроме того, жильцы теперь сами имеют право выбирать поставщика услуг. Например, вывоз мусора может осуществляться разными компаниями. Благодаря принятию нового закона сегодня сами граждане будут иметь право выбирать юридическое лицо, занимающееся работой с отходами. В данном сегменте ЖКХ присутствуют определённые проблемы. За счёт нового законопроекта будет создана здоровая конкуренция в сфере утилизации отходов.

Многие УК искусственно завышали цены на поставляемые услуги ЖКХ. Особенно часто это касалось поставки горячей воды. Многие же жилые дома вовсе были снабжены собственными котельными в подвале и оплата не требовалась. Новый закон позволит усилить контроль со стороны жильцов над УК. Предоставляет новый рычаг давления. Управляющие компании станут более ответственно относиться к выполнению своих непосредственных обязанностей.

Некоторые проблемы могут возникнуть с процессом перерасчёта за низкое качество поставляемых услуг. В то же время не составит труда разрешить этот вопрос законным путем. Ответственным за поставку услуг являются именно РСО – с которыми напрямую заключается договор.


У простых граждан, решивших воспользоваться новым правом, вызывает опасение вероятность появления двойных квитанций. Когда УК, несмотря на принятое солидарно решение об отказе от её услуг как от посредника, все равно выставляет счета. Если договор с РСО был заключен в рамках законодательства, все обязательные процедуры выполнены – то приходящие после даты заключения соглашения квитанции от УК уплачивать нет необходимости.

Если собственник жилого помещения обнаружил две квитанции в своем почтовом ящике, то необходимо:

  • уведомить в письменной форме УК об отказе от её услуг;
  • сохранить квитанцию об оплате (перечислять средства УК нет необходимости);
  • обратиться в региональные отделение инспекции жилищного надзора.

Госжилнадзор – специальная организация, занимающаяся инспекцией в сфере ЖКХ. При обнаружении нарушений необходимо обращаться в письменной или электронной форме. Сегодня все подразделения инспекции имеют собственные сайты. Обратиться можно по телефону, электронной почте. Новый закон вступает в силу в день его официальной публикации.

В Минстрое выразили мнение, что с рынка после принятия закона могут уйти от 30 до 40% управляющих компаний. Причем это положительно скажется в целом на отрасли. Так как её покинут в первую очередь компании, недобросовестно исполняющие свои обязательства перед РСО и потребителями коммунальных услуг. Режим заключения договора напрямую с РСО определяется законом.

Основные изменения во втором квартале 2018 года

Поставщики коммунальных ресурсов и региональные операторы по обращению с ТКО могут напрямую заключать договоры с собственниками и нанимателями жилья в многоквартирных домах. Способ управления домом значения не имеет. В этом случае оплачивать коммунальные услуги потребители будут непосредственно поставщику или региональному оператору.

Перейти на прямые договоры можно по инициативе собственников. Они вправе решить этот вопрос на общем собрании.

Ресурсоснабжающие компании и региональные операторы также могут инициировать переход, отказавшись в одностороннем порядке от исполнения договора с лицом, осуществляющим управление МКД. Подобное допустимо, если долг за коммунальные ресурсы или услуги по вывозу ТКО составляет два и более среднемесячных платежа. Задолженность должна быть признана или подтверждена вступившим в силу судебным актом.

Завизированный 3 апреля Владимиром Путиным закон позволяет потребителям оплачивать услуги ЖКХ без посредников. В тексте документа сказано: право разорвать отношения с управляющей компанией есть как у организаций, поставляющих ресурсы, так и у самих жильцов.

Впредь жильцы многоквартирных домов решением общего собрания могут перейти на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями (РСО), что, по мнению авторов нововведения, приведет к снижению неоправданно высоких тарифов и большей собираемости коммунальных платежей.

Однако у независимых экспертов есть серьезные сомнения на этот счет. По их оценкам, закон призван в первую очередь регулировать напряженные отношения между юридическими лицами: УК и РСО, так как первые задолжали ресурсникам порядка 250 млрд рублей.

Шило на мыло

Исключение недобросовестных управляющих компаний из отработанной схемы отплаты услуг ЖКХ даст возможность сэкономить, заявил глава государства в середине декабря 2017 года в ходе своей ежегодной пресс-конференции. По словам Владимира Путина, многие УК ведут нечестную игру. «Управляющие компании сначала деньги за все собирают, а потом расплачиваются, в том числе и с ресурсными организациями, - отметил он. - И далеко не всегда они расплачиваются своевременно и в полном объеме, и за этим мало кто смотрит».

Негодование Путина, как водится, тут же заставило вертеться все винтики бюрократического механизма страны. Министр строительства и ЖКХ России Михаил Мень сообщил, что отстранение УК от сборов платежей за коммунальные услуги повысит их качество. А уже 23 марта 2018 года соответствующий законопроект был принят в окончательном чтении Государственной думой, а спустя пять дней его одобрил и Совет Федерации.

Граждан наделили правом на общедомовом собрании собственников жилья принимать решение о заключении договора напрямую с РСО. При этом сами ресурсоснабжающие организации также могут отказаться от договора на снабжение коммунальными услугами через УК и перейти на прямые договоры с потребителями.

Ресурсники могут расторгнуть отношения с управляющими компаниями при условии накопившейся задолженности по оплате. Эксперты подчеркивают, что случаев, когда УК брали деньги за коммунальные услуги с жильцов, но не перенаправляли их на счета ресурсоснабжающих организаций, - предостаточно.

«В 2015 году задолженность россиян за жилищно-коммунальные услуги составила порядка 135 млрд рублей, в 2016-м уже свыше 250 млрд рублей и более 600 млрд рублей в прошлом году», - рассказал «МК» главный эксперт Центра аналитики и финансовых технологий Антон Быков. По оценкам экспертов, 250 млрд рублей задолженности сформировалось по вине управляющих компаний. «Это и неудивительно: при общей собираемости платежей на уровне 95% УК из своего кармана должны выплачивать недостающие 5% суммы. Отсюда и завышение тарифов, и преступные схемы хищения денег», - подчеркнул наш собеседник.

Однако даже если отрезать УК от денежного потока, тарифы меньше не станут. Ресурсникам придется расширять штат сотрудников, на чьи плечи упадут новые функции, например выбивание задолженности с неплательщиков, считает заведующий кафедрой Института отраслевого менеджмента (ИОМ) РАНХиГС Евгений Богомольный. Поставщикам ресурсов придется поднять тарифы, дабы покрыть эти расходы.

Если говорить о самих УК, у них забот не убавится. Их основные обязанности - содержание жилого фонда, его безопасное состояние, создание нормальных условий жизни собственников квартир. «Под юрисдикцию этих организаций попадают все коммуникации, их обслуживание, а также содержание придомовой территории, уборка общедомовых помещений», - подытожил Богомольный.

Чтобы дом не превратился в барак

А проблем в отношениях между собственниками и управляющими компаниями предостаточно. «В рейтинге жалоб в сфере ЖКХ первое место занимают обращения граждан относительно расчетов, второе - претензии к управляющим компаниям: порядка 17% от общего числа жалоб по России за год», - отметила первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по ЖКХ, строительству и дорогам Светлана Разворотнева в разговоре с «МК».

Конфликты возникают из-за того, что управляющие компании, как коммерческие организации, хотят получить от своей деятельности максимальную прибыль и делают для этого все возможное - экономят на выполнении своих прямых обязанностей или завышают тарифы на коммунальные услуги.

«В свою очередь, собственники не хотят остаться без квартиры, если тарифы станут столь неподъемными, а также не желают вместо дома жить в бараке, в который здание превращается по вине плохо работающей управляющей компании, - рассказала «МК» заместитель директора аналитического департамента «Альпари» Наталья Мильчакова. - Там, где возможно найти компромисс между этими противоречащими интересами, конфликтов нет. А там, где невозможно - в основном из-за негибкости, непрофессионализма и жадности УК, - конфликт возникает».

Например, в начале текущего года был громкий конфликт в Москве из-за того, что управляющая компания аномально повысила тарифы, а когда жильцы не смогли покрыть счета, перестала выполнять свои функции. Собственники провели целый месяц без горячей воды, уборки мусора и работающих лифтов. В итоге одну недобросовестную УК сменили на другую.

В Волгограде сейчас разгорается другой конфликт жильцов с управляющей компанией. По обоснованному мнению собственников, УК полностью игнорирует требования пожарной безопасности - и жить в их доме становится рискованно. Крыша здания протекает, а вода течет на электрощиты и проводку. Особенно актуально эта история смотрится в свете недавней трагедии в кемеровском ТЦ «Зимняя вишня», где управляющие к пожарной безопасности относились также халатно. Но волгоградский конфликт пока не разрешен, жильцы только написали в жилищную инспекцию и потребовали проверки УК.

Закон поможет «юрикам», а не «физикам»

Собеседники «МК» убеждены, что переход на прямые договоры не поможет жильцам сэкономить. Выходит, изменением для собственников жилья станет только то, что счета за коммунальные услуги теперь будет выставлять не управляющая компания, а соответствующие РСО. Тарифы же от самого принятия такого закона и от изменений в Жилищном кодексе не вырастут и не упадут. «После вступления закона в силу должны быть законодательно одобрены поправки в Жилищный кодекс, а потом уже, когда они будут приняты, сами жильцы многоквартирных домов на общих собраниях будут принимать решение - воспользоваться этим правом или нет, - отметила Наталья Мильчакова. - Закон предоставляет жильцам только право платить напрямую РСО. Это не обязательное условие. Решение принимается на общедомовом собрании».

Ресурсники, в свою очередь, имеют право отказаться от прямых договоров и продолжать работать с УК, как и раньше. «Вообще от услуг УК надо отказываться только тогда, когда УК не выполняет своих функций или завышает тарифы на ЖКХ, при условии что жильцы могут это доказать, - подчеркнула эксперт. - А если собственники довольны работой управляющих компаний, то переходить на новую систему оплаты нет смысла».

Отказаться от услуг управляющих компаний можно двумя способами. Во-первых, по инициативе ресурсника, если есть задолженность в размере более двух среднемесячных объемов у управляющих компаний перед РСО, доказанная судом. Другой вариант: решение общедомового собрания. Но жильцы с трудом выходят на такое обсуждение. Люди часто бывают недовольны своим коммунальным обслуживанием, но когда приходит время предпринимать какие-то организационные усилия, им недосуг этим заниматься.

«Не думаю, что с принятием закона стоит ожидать массового перехода на прямые договоры с ресурсниками. В большинстве своем те, кто хотел отказаться от посредника в виде УК, уже это сделали, а сейчас подобные отношения будут узаконены», - считает Светлана Разворотнева.

По ее словам, закон имеет большее отношение к расчетам между юридическими лицами: «управляшками» и ресурсниками. «УК собирали деньги с жильцов, но не переводили их ресурсоснабжающим организациям. Собственники недовольны управляющей компанией не потому, что они задерживает денежные переводы, а потому что она плохо следит за их домом, оказывает некачественные услуги, - продолжает Разворотнева. - В данном случае полный отказ от УК не поможет. Ее следует поменять. Бывает такое, что за долги УК ресурсники отключают воду в квартирах собственников или канализацию и свет всему дому. Но все эти действия незаконны».

В конечном счете принятый закон позволит регулировать отношения конфликтующих юрлиц: УК и РСО. Что же касается собственников жилья в многоквартирных домах, то надеяться на уменьшение тарифного бремени им не следует.

СПРАВКА «МК»: регионы с наибольшей задолженностью населения по оплате за ЖКХ, 2017 г.

Субъект %

Дагестан - 30%

Ингушетия - 30%

Кабардино-Балкария - 28%

Северная Осетия - 27%

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, могут ли собственники жилых помещений в многоквартирном доме заключить договор на оплату электроэнергии и отопления напрямую с ресурсоснабжающими организациями (так, чтобы квитанции об оплате поступали собственнику напрямую от ресурсника, а не от управляющей компании, обслуживающей данный дом). заранее благодарна за ответ.

В условиях ныне действующего законодательства (Жилищный кодекс РФ, Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждены Правительством РФ от 23.05.2006 № 307) собственники жилых помещений в многоквартирном доме могут заключить договор ресурсоснабжения напрямую с ресурсоснабжающей организацией только если способом управления многоквартирным домом является непосредственное управление многоквартирным домом (ч. 2 ст. 164 ЖК РФ, п. 7 Правил № 307).

Если домом на основании договора управления многоквартирным домом управляет управляющая организация, то именно она обязана заключать договоры ресурсоснабжения с ресурсоснабжающими организациями (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, пп. «в» п. 49 Правил № 307).

Если собственники помещений в многоквартирном доме желают вносить плату за коммунальную услугу напрямую ресурсоснабжающей организацией, то они могут на своем общем собрании принять соответствующее решение (ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ). В этом случае внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающей организации признается выполнением собственниками помещений своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией (ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ).

Вышеуказанное решение общего собрания собственников принимается большинством голосов от общего числа голосов присутствующих на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Для принятия этого решения необходим соответствующий кворум, а именно - в собрании должны принять участие собственники помещений, обладающие в совокупности более 50% голосов от общего числа голосов всех собственников помещений в многоквартирном доме (число голосов каждого собственника помещения пропорционально площади принадлежащего ему помещения) (ч. 3 ст. 45, ч. 1 ст. 46, ч. 3 ст. 48 ЖК РФ).

Таким образом, если Вашим домом управляет управляющая организация, то для того, чтобы вносить плату напрямую в ресурсоснабжающую организацию необходимо принять на общем собрании собственников соответствующее решение. После этого необходимо уведомить о принятом решении управляющую и ресурсоснабжающую организации.

Однако важно заметить, что исходя из ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ напрямую в ресурсоснабжающую организацию может вноситься лишь плата за тот объем коммунального ресурса, который был потреблен непосредственно в жилом (нежилом) помещении собственника помещения в многоквартирном доме.

Плата же за объемы коммунальных ресурсов, потребленных при использовании общего имущества (например, электроэнергия, потребленная на работу лифтов, освещение подъездов в многоквартирном доме, тепловая энергия на отопление мест общего пользования), должна вноситься управляющей организации (ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ).

При этом принятие общим собранием собственников решения о порядке внесения платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации не означает, что собственники начнут получать квитанции на оплату от ресурсоснабжающей организации.

В законе не указана обязанность ресурсоснабжающей организации в рассматриваемом случае представлять собственникам платежные документы.

В то же время, поскольку в законе прямо указано, что ответственность за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества продолжает лежать на управляющей организации (ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ), то, следовательно, управляющая организация продолжает оставаться исполнителем коммунальных услуг по отношению к собственникам. Соответственно и представление собственникам платежных документов на оплату коммунальных услуг продолжает оставаться функцией управляющей организации как исполнителя (п. 37 Правил № 307).

Исходя из изложенного, считаем, что в случае принятия собственниками решения о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации, квитанции на оплату коммунальных услуг по-прежнему будет выставлять управляющая организация. При этом в квитанции будут указываться отдельными строками суммы в оплату коммунальных услуг на общедомовые нужды (с указанием банковского счета управляющей организации) и суммы в оплату коммунальных услуг на индивидуальные нужды (с указанием банковского счета ресурсоснабжающей организации).

Если часть УК прекратит существование, то кто будет управлять домами?

Еще раз подчеркнем, что с рынка уйдут недобросовестные компании.

В такой ситуации возможны три пути:

1 - конкурсы, которые будут проводить местные администрации и назначать УК на управление домами на определенный срок до того момента, пока жители не выберут новую УК сами.

2 - КЧС (комиссия чрезвычайных ситуаций) - чрезвычайная комиссия, которая назначит временную управляющую компанию на период проведения конкурса.

3 - Собственники по желанию могут и вовсе сменить форму управления дома, скажем на ТСЖ или ТСН.

Что будет с управляющими компаниями?

Предположительно, после начала действия системы прямых расчетов с РСО, более 30% управляющих компаний будут вынуждены уйти с рынка либо станут банкротами, поскольку все УК на момент вступления в силу закона должны будут согласовать с РСО графики погашения задолженности за потребленные ресурсы.

Если управляющая компания накопила долги в 100-200 миллионов рублей, оплачивать ей их будет нечем.

Кто будет бороться с должниками?

Сейчас взысканием долгов за неоплату коммуналки занимаются управляющие компании. А РСО взыскивают долги с УК. Сделать это довольно легко. Сейчас они сотнями иски против УК выставляют, а потом будут миллионами штамповать в адрес жителей.

Взыскивать долги с жителей в дальнейшем будут поставщики коммунальных услуг. РСО будут взыскивать долги за коммунальные ресурсы, управляющие компании - долги по ставке за содержание и ремонт жилья. Как уже отмечено выше, это огромный плюс для УК. Управляющие компании не будут отвечать по долгам жителей, и полученные от собственников средства пойдут на правильные цели.

А сократятся ли долги собственников?

Эксперты сомневаются, что долги жителей перед РСО сократятся. Однако не будет такого стремительного прироста долга.

Сейчас 90% собираемости - это средняя цифра. Это хороший показатель. Критичный показатель по собираемости в Северо-Кавказском регионе - там платежки за ЖКХ оплачивает всего около 60-65% населения.

Как система прямых расчетов отразится на собственниках жилья?

При переходе на прямые договоры для жителей ничего не изменится, кроме учреждения, направляющего платежку. Они как получали квитанции за ЖКХ, так и будут получать. В платежке будут указаны реквизиты только тех поставщиков, которые должны получать деньги.

Существенный плюс нововведения - у жителей появится уверенность, что сумма, которую он заплатил, уйдет поставщику, а не осядет в кармане недобросовестной управляющей компании. Это позволит избежать серых схем.

У нового закона есть один существенный плюс: поскольку управляющие компании не будут отвечать по долгам жителей, то полученные от собственников средства УК может направить на благоустройство, содержание жилья. То есть УК, к примеру, починит трубу, а не будет оплачивать долги РСО за жителей.

Однако поскольку закон еще новый, нет точного понимания по некоторым вопросам, например, по проверке корректности переданных показаний от жителей. В данном случае РСО - незаинтересованное лицо в процессе проверки корректности переданных показаний. Сколько им показаний передадут жители - столько они и начислят. Проверять никто не пойдет. Им это не надо, потому что дельта будет оплачена УК. То, что выставили ресурсники, и то, что показали счетчики, разницу должны будут заплатить управляющие компании. То есть управляющая компания будет вынуждена оплачивать счета за тех жителей, которые предоставили недостоверные сведения о потреблении.

Кроме того, большой вопрос для УК - как будет происходить расщепление, распределение поступивших от жителей денег между всеми получателями в платежке и прозрачность данного распределения между всеми участниками процесса.

Если будет отсутствовать четкий порядок по распределению денежных средств от собственников, то в результате у жителей могут возникнуть долги при неполной оплате коммунальных услуг. Причем пока не понятно, как этот долг будет распределяться. К примеру, если выставлена квитанция на 5 тысяч рублей, а собственник заплатил только 4 тысячи, то не ясно за какую-то услугу он не заплатил. Или собственник заплатил все 5 тысяч рублей, а их отправили только какому-то одному поставщику ресурса, перед которым, например, у населения скопилась самая большая задолженность.

Кому будем платить?

Документом управляющие организации будут исключены из системы расчетов за коммунальные услуги. А плата, внесенная потребителями, будет поступать непосредственно поставщикам ресурсов. Таким образом, на счета управляющих компаний будут попадать только платежи за жилое помещение, заметили в Минстрое.

В каждом регионе будет создан либо специализированный расчетный центр, либо привлечен уже имеющийся, который будет заниматься только выставлением счетов жителям. Он будет аккумулировать информацию от ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний и выставлять платежки.

Как расчеты происходят сейчас?

В настоящее время жители оплачивают коммунальные услуги через расчетные центры.

Сейчас УК может либо самостоятельно производить начисления в адрес жителей в полном объеме, либо привлекать сторонние расчетно-кассовые центры. Жители снимают показания с индивидуальных счетчиков, подают их в УК, а управляющая компания в свою очередь отправляет эти показания в расчетный центр.

Ресурсоснабжающие организации (РСО) при этом выставляют счета УК за весь объем потребления многоквартирным домом и никак не принимают участие в распределении потребленного объема коммунальных услуг между собственниками. То есть ресурсники по итогам месяца смотрят, сколько тепла, воды и других ресурсов потребил дом и выставляет управляющей компании счет, а уже УК распределяет объемы потребления между всеми собственниками.

Для чего нужен этот закон?

Собственники и наниматели квартир смогут платить за свет, тепло, воду и газ, минуя управляющую компанию. Правительство приняло решение о принятии этого закона для сокращения долгов населения за потребленные ресурсы.

Долги населения растут очень существенно. И правительство понимает, что процент недоплаты РСО со стороны УК составляет как минимум 10-15%. В общем объеме рынка это очень значительные суммы. Сейчас задолженность населения перед РСО составляет более 1 триллиона рублей.

Планируется, что закон начнет работать с 1 июля 2018 года. Предполагается, что с этой даты РСО смогут переводить жителей на прямые расчеты в случае, если задолженность УК за коммунальные ресурсы превышает два расчетных периода.

Также напрямую перечислять платежи смогут собственники, которые сами приняли такое решение, уточнили в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства России.

Если часть УК прекратит существование, то кто будет управлять домами?

Еще раз подчеркнем, что с рынка уйдут недобросовестные компании.

В такой ситуации возможны три пути:

1 - конкурсы, которые будут проводить местные администрации и назначать УК на управление домами на определенный срок до того момента, пока жители не выберут новую УК сами.

2 - КЧС (комиссия чрезвычайных ситуаций) - чрезвычайная комиссия, которая назначит временную управляющую компанию на период проведения конкурса.

3 - Собственники по желанию могут и вовсе сменить форму управления дома, скажем на ТСЖ или ТСН.

Что будет с управляющими компаниями?

Предположительно, после начала действия системы прямых расчетов с РСО, более 30% управляющих компаний будут вынуждены уйти с рынка либо станут банкротами, поскольку все УК на момент вступления в силу закона должны будут согласовать с РСО графики погашения задолженности за потребленные ресурсы.

Если управляющая компания накопила долги в 100-200 миллионов рублей, оплачивать ей их будет нечем.

Кто будет бороться с должниками?

Сейчас взысканием долгов за неоплату коммуналки занимаются управляющие компании. А РСО взыскивают долги с УК. Сделать это довольно легко. Сейчас они сотнями иски против УК выставляют, а потом будут миллионами штамповать в адрес жителей.

Взыскивать долги с жителей в дальнейшем будут поставщики коммунальных услуг. РСО будут взыскивать долги за коммунальные ресурсы, управляющие компании - долги по ставке за содержание и ремонт жилья. Как уже отмечено выше, это огромный плюс для УК. Управляющие компании не будут отвечать по долгам жителей, и полученные от собственников средства пойдут на правильные цели.

А сократятся ли долги собственников?

Эксперты сомневаются, что долги жителей перед РСО сократятся. Однако не будет такого стремительного прироста долга.

Сейчас 90% собираемости - это средняя цифра. Это хороший показатель. Критичный показатель по собираемости в Северо-Кавказском регионе - там платежки за ЖКХ оплачивает всего около 60-65% населения.

Как система прямых расчетов отразится на собственниках жилья?

При переходе на прямые договоры для жителей ничего не изменится, кроме учреждения, направляющего платежку. Они как получали квитанции за ЖКХ, так и будут получать. В платежке будут указаны реквизиты только тех поставщиков, которые должны получать деньги.

Существенный плюс нововведения - у жителей появится уверенность, что сумма, которую он заплатил, уйдет поставщику, а не осядет в кармане недобросовестной управляющей компании. Это позволит избежать серых схем.

У нового закона есть один существенный плюс: поскольку управляющие компании не будут отвечать по долгам жителей, то полученные от собственников средства УК может направить на благоустройство, содержание жилья. То есть УК, к примеру, починит трубу, а не будет оплачивать долги РСО за жителей.

Однако поскольку закон еще новый, нет точного понимания по некоторым вопросам, например, по проверке корректности переданных показаний от жителей. В данном случае РСО - незаинтересованное лицо в процессе проверки корректности переданных показаний. Сколько им показаний передадут жители - столько они и начислят. Проверять никто не пойдет. Им это не надо, потому что дельта будет оплачена УК. То, что выставили ресурсники, и то, что показали счетчики, разницу должны будут заплатить управляющие компании. То есть управляющая компания будет вынуждена оплачивать счета за тех жителей, которые предоставили недостоверные сведения о потреблении.

Кроме того, большой вопрос для УК - как будет происходить расщепление, распределение поступивших от жителей денег между всеми получателями в платежке и прозрачность данного распределения между всеми участниками процесса.

Если будет отсутствовать четкий порядок по распределению денежных средств от собственников, то в результате у жителей могут возникнуть долги при неполной оплате коммунальных услуг. Причем пока не понятно, как этот долг будет распределяться. К примеру, если выставлена квитанция на 5 тысяч рублей, а собственник заплатил только 4 тысячи, то не ясно за какую-то услугу он не заплатил. Или собственник заплатил все 5 тысяч рублей, а их отправили только какому-то одному поставщику ресурса, перед которым, например, у населения скопилась самая большая задолженность.

Кому будем платить?

Документом управляющие организации будут исключены из системы расчетов за коммунальные услуги. А плата, внесенная потребителями, будет поступать непосредственно поставщикам ресурсов. Таким образом, на счета управляющих компаний будут попадать только платежи за жилое помещение, заметили в Минстрое.

В каждом регионе будет создан либо специализированный расчетный центр, либо привлечен уже имеющийся, который будет заниматься только выставлением счетов жителям. Он будет аккумулировать информацию от ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний и выставлять платежки.

Как расчеты происходят сейчас?

В настоящее время жители оплачивают коммунальные услуги через расчетные центры.

Сейчас УК может либо самостоятельно производить начисления в адрес жителей в полном объеме, либо привлекать сторонние расчетно-кассовые центры. Жители снимают показания с индивидуальных счетчиков, подают их в УК, а управляющая компания в свою очередь отправляет эти показания в расчетный центр.

Ресурсоснабжающие организации (РСО) при этом выставляют счета УК за весь объем потребления многоквартирным домом и никак не принимают участие в распределении потребленного объема коммунальных услуг между собственниками. То есть ресурсники по итогам месяца смотрят, сколько тепла, воды и других ресурсов потребил дом и выставляет управляющей компании счет, а уже УК распределяет объемы потребления между всеми собственниками.

Для чего нужен этот закон?

Собственники и наниматели квартир смогут платить за свет, тепло, воду и газ, минуя управляющую компанию. Правительство приняло решение о принятии этого закона для сокращения долгов населения за потребленные ресурсы.

Долги населения растут очень существенно. И правительство понимает, что процент недоплаты РСО со стороны УК составляет как минимум 10-15%. В общем объеме рынка это очень значительные суммы. Сейчас задолженность населения перед РСО составляет более 1 триллиона рублей.

Планируется, что закон начнет работать с 1 июля 2018 года. Предполагается, что с этой даты РСО смогут переводить жителей на прямые расчеты в случае, если задолженность УК за коммунальные ресурсы превышает два расчетных периода.

Также напрямую перечислять платежи смогут собственники, которые сами приняли такое решение, уточнили в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства России.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш бизнес - От идеи до реализации