«Об электронном документе и электронной цифровой подписи» сертификаты открытых ключей, изданные в ГосСУОК, обязательны к применению при обращении электронных документов во всех государственных информационных системах
ГДЕ ПРИМЕНИТЬ
В настоящее сертификаты ГосСУОК, помимо применения в межведомственном информационном взаимодействии и в узкоспециализированных ведомственных системах, можно использовать для:
Регистрации предприятий и индивидуальных предпринимателей
Подачи налоговых деклараций
Подачи электронных счетов-фактур по НДС
Электронного декларирования и регистрации деклараций о соответствии продукции требованиям регламентов ТС
Представления в Белстат статистической отчетности
Представления документов в «Белгосстрах»
Представления отчетной информации и работы с порталом ФСЗН (на стадии тестирования)
Работы с Единым порталом электронных услуг и др.
(перечень постоянно расширяется и размещен на сайте Национального центра электронных услуг nces.by)
До конца 2016 года на использование сертификатов ГосСУОК будут переведены автоматизированные информационные системы министерств и ведомств (поручение Совета Министров РБ от 04.01.2016 № 36/216-207/1к):
ГДЕ ПОЛУЧИТЬ
1. Республиканский удостоверяющий центр:
2. Регистрационные центры на базе РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам»:
3. Регистрационные центры на базе УП «ИВЦ Минфина»:
4. Регистрационные центры на базе РУП «Белтелеком»:
5. Регистрационный центр на базе ГП «НИИ ТЗИ»:
ВНИМАНИЕ!
Для работы с единым ключом ЭЦП обязательна установка нового программного обеспечения, выданного на компакт-диске (актуальную версию программного обеспечения можно скачать с сайта Национального центра электронных услуг http :// nces . by / pki /)
Электронная цифровая подпись (ЭЦП) — реквизит электронного документа, получаемый благодаря криптографической трансформации информации с использованием особого ключа. Прилагается к документу, чтобы установить аутентичность: ЭЦП является доказательством факта подписания и подтверждает, что подпись поставил именно владелец сертификата ключа подписи.
ЭЦП доказывает целостность, неизменность информации после подписания.
В ситуациях, прописанных в нормативно-правовых актах страны, ЭЦП выступает как аналог личной подписи человека во время совершения юридически значимых действий. Электронный документ (например, декларация о доходах индивидуального предпринимателя), подписанный ЭЦП, обретает такую же силу, что и бумажный вариант с личной подписью от руки. Естественно, что ЭЦП позволяет экономить время и силы для личного обращения. Отправлять юридически ликвидные бумаги можно прямо из дома.
Чтобы поставить ЭЦП, надо иметь ключ (выглядит как обычная флешка, подсоединяется к компьютеру через USB-разъем). ЭЦП — это уникальный набор символов, который выдается в результате криптографического преобразования информации с применением ключа и по специально созданному сложному алгоритму. Для создания ЭЦП чаще используется технология асимметричного шифрования — издаются закрытый ключ (Private key) и открытый ключ (Public key).
Закрытый ключ известен только владелец сертификата и вычислить его нельзя, даже если иметь всю информацию, хранящуюся на открытом ключе. А вот открытый ключ всего лишь дает возможность проверить, действительно ли конкретный пользователь поставил свою подпись на электронном файле.
В Германии закон об ЭЦП действует с 1997 года, в США и Австрии — с 2000-го, в Эстонии — с 2001-го. К слову, именно в Эстонии ЭЦП распространена повсеместно, поскольку граждане этой страны старше 15 лет обязаны иметь ID-карту. Привычным делом ЭЦП стала в США, Канаде, Великобритании, Ирландии, Чили, Швейцарии, Сингапуре, ОАЭ. А вот, к примеру, в Аргентине, Бразилии, Дании, Венгрии статус ЭЦП пока не стал максимально ясным.
Использование электронной подписи в Беларуси регламентировано Законом от 28.12.2009 № 113-З. ЭЦП дает право полноценно подписывать электронные документы и обращения, подаваемые в Министерство по налогам и сборам (например, электронные декларации), таможенные органы, «Белгосстрах», «Белстат» и др.
С 18 февраля 2019 года вступил в силу Закон Республики Беларусь от 8 ноября 2018 г. № 143-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об электронном документе и электронной цифровой подписи». Изменение закона обеспечит правовое поле для более широкого использования электронного документа в Беларуси. Дополнительные возможности появятся у организаций и физлиц, в том числе . Законом предусмотрено, что ЭЦП является аналогом собственноручной подписи.
Электронный документооборот обеспечивает с технической стороны Национальный центр электронных услуг. Получить сертификат открытого ключа можно в его подразделении — Республиканском удостоверяющем центре государственной системы управления открытыми ключами (Минск, проспект Машерова, 25). Он начал работать летом 2014 года. Есть региональные представительства в крупных городах. Ожидается, что в стране будет создана система, позволяющая человеку получить сертификат открытого ключа единого образца. Узнать, как сделать ЭЦП, можно на сайте Национального центра удостоверяющих услуг: http://nces.by/ .
Индивидуальные предприниматели, желающие подавать декларации в налоговую службу дистанционно, надо заказать ЭЦП в Удостоверяющем центре РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам». Сведения о нем доступны на сайте https://info-center.by/ . Сейчас работают 4 филиала в Минске; также заказать ЭЦП для подписи электронной декларации можно в Бресте, Гродно, Гомеле, Могилеве, Витебске, Борисове, Слуцке, Пинске, Барановичах, Полоцке, Лиде, Мозыре, Бобруйске.
Удостоверяющий центр Министерства финансов работает в системе названного министерства и также выпускает сертификаты и ключи.
Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей понятие ключа электронной цифровой подписи (ЭЦП) уже прочно вошло в повседневную жизнь. Для экономии времени, автоматизации совершения различных юридически значимых действий — от регистрации предприятий и индивидуальных предпринимателей до подачи налоговых деклараций — используется это простое и удобное средство.
До недавнего времени в нашей республике существовало множество удостоверяющих центров, каждый из которых выпускал ключи ЭЦП, пригодные для работы в одной определенной информационной системе. К примеру, один электронный ключ требовался для подачи электронных счетов-фактур, другой для получения электронных услуг, третий для отправки электронной товарной накладной и так далее.
Для решения этой проблемы и освобождения госорганов и организаций от несвойственных и дорогостоящих функций, связанных с содержанием отдельных удостоверяющих центров, в Беларуси в 2014 году создан единый Республиканский удостоверяющий центр (РУЦ). Полученный в РУЦ ключ ЭЦП будет использоваться для работы со всеми информационными системами государственных органов и организаций, т.е. станет единым ключом к электронному правительству.
В настоящее время ключ ЭЦП РУЦ стоимостью 78 руб. 74 коп. заменяет собой каждый из электронных ключей по аналогичной цене и пригодных для работы только в одной определенной информационной системе. Ключ ЭЦП, полученный в РУЦ, выдается сроком на 2 года и используется при организации юридически значимого межведомственного информационного взаимодействия, а также для:
«На текущий момент в РУЦ перешагнули отметку в 90 000 выданных ключей ЭЦП, — рассказал Владимир Басько , начальник управления ГосСУОК Национального центра электронных услуг. — Для регистрации в качестве пользователя РУЦ и получения ключа ЭЦП нет необходимости посещать столицу: создана сеть из 28 регистрационных центров во всех областных, а также районных центрах».
Напомним, что традиционно электронная цифровая подпись размещается на USB-токене и может быть использована только на компьютере со специальным программным обеспечением, чем ограничена мобильность пользователя. Для решения этой проблемы в РУЦ совместно с компанией velcom разработана услуга ЭЦП на SIM-карте или попросту мобильная ЭЦП. Теперь стало возможно дистанционно согласовывать, подписывать документы, совершать с ними иные операции, что упрощает и ускоряет процессы их обработки и влияет на эффективность работы всей компании.
Несмотря на кажущуюся простоту, технология ЭЦП на SIM-карте обеспечивает высокий уровень безопасности: данные размещаются в доверенной среде памяти SIM-карты. Воспользоваться услугой могут юридические лица и индивидуальные предприниматели-резиденты Республики Беларусь, являющиеся клиентами компании velcom. В ближайшее время данная услуга будет доступна и для физических лиц.
Технология широко используется сегодня в Финляндии, Литве, Латвии, Казахстане и Азербайджане, для Беларуси эксперты также предрекают скорое повсеместное использование.
Закон Республики Беларусь «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» был принят 17 лет назад и был направлен на установление правовых основ применения электронных документов, определение основных требований, предъявляемых к электронным документам, а также правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе является равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.
Под электронным документом в Законе понимается в электронном виде с реквизитами, позволяющими установить его целостность и подлинность, под подлинным электронным документом – электронный документ, целостность и подлинность которого подтверждаются с применением сертифицированного средства электронной цифровой подписи, использующего при проверке электронной цифровой подписи открытые ключи лица, подписавшего электронный документ. Электронная подпись определяется как электронная цифровая подпись – последовательность символов, являющаяся реквизитом электронного документа и предназначенная для подтверждения его целостности и подлинности.
Подлинный электронный документ приравнивается к документу на бумажном носителе, подписанному собственноручно, и имеет одинаковую с ним юридическую силу. Электронный документ, подписанный после отзыва открытого ключа, не имеет юридической силы.
Если в соответствии с законодательством Республики Беларусь требуется, чтобы документ был оформлен в письменной форме, то электронный документ и его копия считаются соответствующими этому требованию. Оригинал электронного документа и его копия имеют одинаковую юридическую силу.
В случае, если в соответствии с законодательством Республики Беларусь требуются нотариальное удостоверение и/или государственная регистрация документа, а документ создан в электронном виде, нотариальному удостоверению и/или государственной регистрации подлежат электронный документ или его копия.
Электронный документ должен соответствовать следующим требованиям:
Электронная цифровая подпись , в соответствии с беларусским законодательством, является аналогом собственноручной подписи и может применяться как аналог оттиска печати или штампа.предназначена для:
Удостоверение информации , составляющей общую часть электронного документа, осуществляется путем применения сертифицированных средств электронной цифровой подписи с использованием личных ключей лиц, подписывающих электронный документ. Подтверждение же целостности и подлинности электронного документа — путем применения сертифицированных средств электронной цифровой подписи с использованием открытых ключей лиц, подписавших электронный документ.
Для обеспечения возможности получения всеми заинтересованными организациями и физическими лицами информации об открытых ключах и их владельцах создана государственная система управления открытыми ключами (ГосСУОК) , которая представляет собой систему взаимосвязанных и аккредитованных в ней удостоверяющих центров и регистрационных центров . Полномочия по регулированию в сфере функционирования ГосСУОК осуществляется Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь (ОАЦ).
ГосСУОК предназначена для обеспечения возможности получения всеми заинтересованными организациями и физическими лицами информации об открытых ключах проверки электронной цифровой подписи и их владельцах в Республике Беларусь и представляет собой систему взаимосвязанных и аккредитованных в ней удостоверяющих центров (УЦ) и регистрационных центров (РЦ).
Поставщики услуг в ГосСУОК, выполняющие функции удостоверяющих центров и регистрационных центров, должны иметь специальное разрешение (лицензию) на осуществление деятельности по технической и/или криптографической защите информации в части составляющих данный вид деятельности работ. ГосСУОК строится как иерархическая инфраструктура открытых ключей и состоит из корневого удостоверяющего центра (КУЦ) и подчиненных ему республиканского удостоверяющего центра (РУЦ) и регистрационных центров. К конечным пользователям ГосСУОК относятся физические и юридические лица, которые являются владельцами сертификатов открытых ключей (СОК) и/или доверяющими сторонами.
Сертификат открытого ключа (СОК) физического лица , издаваемый республиканским удостоверяющим центром (РУЦ), должен содержать:
Владельцы сертификатов открытых ключей (СОК)(физическое или юридические лица) обязаны:
Функции оператора удостоверяющего центра (КУЦ) и республиканского удостоверяющего центра (РУЦ) в Беларуси осуществляет республиканское унитарное предприятие «Национальный центр электронных услуг» .
Центр атрибутных сертификатов республиканского удостоверяющего центра (РУЦ) на основании сертификата открытого ключа физического лица может издавать атрибутные сертификаты , в которых определяются права владельца открытого ключа. Например, право подписи документов от имени юридического лица, право доступа к информации.
В настоящее время сертификаты открытых ключей, издаваемые Республиканским унитарным предприятием «Национальный центр электронных услуг» (РУП «НЦЭУ») применяются в таких системах , как:
До конца 2016 года на использование СОК будут переведены автоматизированные информационные системы следующих министерств и ведомств.
начальник отдела
Государственного центра безопасности
информации
при Президенте Республики Беларусь,
директор Ассоциации «РусКрипто»
Развитие и широкое применение информационных и коммуникационных технологий являются глобальной тенденцией мирового развития. Они имеют решающее значение для повышения конкурентоспособности экономики, расширения возможностей ее интеграции в мировую систему хозяйства, усиления эффективности государственного управления и местного самоуправления.
Жизнь диктует
Использование информационных систем стало жизненно необходимым для ведения многих дел. Электронная информация взяла на себя ту роль, которая раньше традиционно отводилась бумажным документам.
Однако при обработке электронных документов совершенно непригодны обычные способы установления подлинности по рукописной подписи и оттиску печати на бумажном документе.
Эти проблемы решает электронная цифровая подпись (ЭЦП). Она используется для установления подлинности авторства и целостности документов, передаваемых по телекоммуникационным каналам связи.
ЭЦП представляет собой небольшое количество дополнительной цифровой информации, выработанной программным (аппаратно-программным) средством ЭЦП с использованием личного (секретного) ключа пользователя и переданной вместе с подписываемой информацией. Проверка ЭЦП осуществляется также программным (аппаратно-программным) средством ЭЦП с использованием открытого ключа (ОК) пользователя.
В мировой практике законодательство об ЭЦП в большей степени регламентировало гражданско-правовые аспекты, делая это в интересах развития электронного бизнеса.
Однако сегодняшний день поставил новые задачи перед законодателями. Речь идет об особом правовом режиме ЭЦП в сфере публичного права и государственного управления. Кроме того, развитие электронного документооборота требует создания и регламентации деятельности государственной инфраструктуры сертификации ключей в виде удостоверяющих центров.
Сегодня электронный документооборот переходит в новое качество. Если всего несколько лет назад для урегулирования режима ЭЦП между его пользователями заключались предварительные соглашения о регламенте документооборота и процедурах разрешения конфликтов, происходил физический обмен ключами и сертификатами, то сегодня экономика требует осуществления юридически значимого электронного документооборота более оперативно — без каких-либо предварительных переговоров между сторонами. Это возможно только при наличии развитой национальной и международной инфраструктуры верификации ЭЦП.
ЭЦП: единства в мире нет
В 1996 году Комиссией ООН по праву международной торговли UNCITRAL был разработан модельный закон «О правовых аспектах электронного обмена данными», в котором предполагался «нейтральный» правовой режим бумажной и электронной документации, абстрагирование от носителя информации. Тем не менее в рамках соблюдении этого принципа в мире сложились различные подходы к правовому режиму ЭЦП.
Закон США об электронных подписях 2000 года идентифицирует сторону договора, владельца сертификата, каковыми могут быть корпорации, физические лица, правительственные учреждения, любые хозяйствующие субъекты. Предполагается презумпция полномочности исполнителя, применившего ключ для подписи. С другой стороны, по немецкому закону 1997 года электронная цифровая подпись идентифицирует конкретное физическое лицо, подписавшее документ. А сегодняшняя практика Федерального министерства юстиции ФРГ подтверждает иную тенденцию: считается целесообразным, чтобы каждый гражданин ФРГ имел единственный сертифицированный закрытый ключ, который применялся бы в самых разных сферах частного и публичного документооборота.
Правовая база ЭЦП в Беларуси
Гражданский кодекс Республики Беларусь допускает использование электронной цифровой подписи при совершении сделок в случаях и порядке, предусмотренных законодательством или соглашением сторон.
Законодательство регулирует следующие аспекты, связанные с использованием ЭЦП.
Статья 11 Закона «Об информатизации» гласит: «Документ, содержащий информацию, обработанную информационной системой, приобретает юридическую силу после его удостоверения должностным лицом в установленном порядке или электронной подписью». В той же статье говорится, что юридическая сила электронной подписи признается при наличии в информационных системах и сетях программно-технических средств, обеспечивающих идентификацию подписи и имеющих сертификат соответствия.
Наиболее полно правовые основы применения электронных документов установлены в Законе «Об электронном документе» (от 10 января 2000 г. № 357-3). Здесь определены основные требования, предъявляемые к электронным документам, а также права, обязанности и ответственность участников правоотношений, возникающих в сфере обращения электронных документов.
Нормативная база ЭЦП в Беларуси
В 1999 году разработаны и приняты национальные стандарты Республики Беларусь для защиты электронных документов (СТБ 1176.1-99 «Информационная технология. Защита информации. Функция хэширования», СТБ 1176.2-99 «Информационная технология. Защита информации. Процедуры выработки и проверки электронной цифровой подписи»).
Утвержден и введен в действие с 1 сентября 2000 года стандарт СТБ 1221-2000 «Документы электронные. Правила выполнения, обращения и хранения». В этом стандарте приводится порядок планирования жизненного цикла, идентификации и аутентификации электронных документов, отражены вопросы защиты электронных документов.
До недавнего времени в сфере технологии ЭЦП из нормативной базы действовали только стандарты, устанавливающие процедуры выработки и проверки электронной цифровой подписи и функцию хэширования.
Для обеспечения функционирования системы электронного документооборота (СЭД) на сегодняшний день ГЦБИ разработаны и введены следующие руководящие документы Республики Беларусь:
Планируется разработать проекты руководящих документов Республики Беларусь «Требования безопасности» для программных и аппаратно-программных средств криптографической защиты информации, реализующих шифрование, ЭЦП, имитозащиту, защиту от НСД, изготовление ключевой документации и криптографические протоколы.
В целях реализации мероприятий по оптимизации документооборота и совершенствованию делопроизводства с использованием современных информационных технологий в республиканских органах государственного управления, иных государственных организациях, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, облисполкомах и Мингорисполкоме считаем целесообразным разработать Положение Республики Беларусь, регламентирующее:
Кроме того, для обеспечения технологии электронного документооборота в масштабе Республики Беларусь необходимо подготовить ряд руководящих документов:
Проблемы распространения технологий ЭЦП в Беларуси
Особо следует выделить две проблемы:
В настоящее время вторая из названных проблем требует решения в масштабе всей республики. Данная инфраструктура должна представлять собой систему удостоверяющих центров, в функции которых входит задача регистрации и выдачи сертификатов ОК, а также задача управления и обращения с ними.
Деятельность инфраструктуры должна иметь соответствующее юридическое обеспечение.
Иерархический принцип государственного управления подразумевает и надлежащую структуру создания в перспективе системы удостоверяющих центров для электронного документооборота: от верхнего уровня, через областные центры, и до отдельных ведомств, организаций и конечных пользователей.
В качестве достаточно рациональной модели построения всей совокупности удостоверяющих центров для СЭД с юридическим подтверждением подлинности и целостности документов можно рассматривать комбинированную модель, структурированную по иерархически-сетевому принципу. При этом определяющую роль выполняет совокупность удостоверяющих центров верхнего уровня. Головной удостоверяющий центр обязан удовлетворять самым высоким требованиям по информационной безопасности, поэтому он должен создаваться на базе высших органов исполнительной власти. От надежности защиты этого центра и доверия к нему в большой степени зависит прочность всей системы в целом. Республиканская инфраструктура по управлению ОК подписи должна строиться по иерархическому принципу.
Исходные положения по формированию системы электронного документооборота органов государственной власти и удостоверяющих центров в основном должны базироваться на закрепленных в соответствующих нормативных документах требованиях по обработке документов и использованию информационных ресурсов. Кроме того, в процессе развития систем целесообразно учитывать сложившуюся практику внутриведомственного и межведомственного обмена документами, контроля над их исполнением, а также порядок ведомственного делопроизводства.
Хотелось бы отметить, что процесс создания системы удостоверяющих центров для защищенного электронного документооборота в масштабах государства займет весьма продолжительное время и потребует привлечения значительных финансовых и других ресурсов.