Ваш бизнес - От идеи до реализации

Военно-морские силы США только начали принимать в опытную эксплуатацию и оценивать новые боевые корабли прибрежной зоны (БКПЗ) LCS (Littoral Combat Ship) типа «Свобода» (Freedom), но фактически маркетинговая кампания уже началась. В работе 9-й международной военно-морской выставки «ИМДЕКС ЭЙША-2013» (IMDEX ASIA – International Maritime Defence Exhibition and Conference), которая прошла в Сингапуре с 14 по 16 мая, приняли участие 15 боевых кораблей из девяти стран.

В число представленных на выставке кораблей, базировавшихся на территории военно-морской базы «Чанги», входили патрульные, фрегаты, корветы и эсминцы, прибывшие из Австралии, Франции, Индии, Индонезии, Республики Корея, Малайзии, Сингапура, Таиланда и США. Впервые на международном салоне был продемонстрирован головной американский БКПЗ «Фридом», созданный компанией «Локхид Мартин» по концепции LCS-1.

Программа строительства

Если учесть, что в ноябре 2012 года на военно-морском салоне «Евронаваль-2012» компания «Локхид Мартин» впервые продемонстрировала модель многоцелевого БКПЗ типа LCS для зарубежных заказчиков, то первую демонстрацию ее нового корабля «Фридом» на салоне в Сингапуре можно считать началом маркетинговой кампании по продвижению концепци

LCS – это новое поколение надводных кораблей ВМС США, которые могут действовать в открытом море, однако адаптированы для выполнения широкого спектра боевых задач в прибрежной зоне . Среди основных функций LCS патрулирование, защита флота от нападения малых надводных судов, борьба с малошумными подводными лодками, противоминная борьба, ведение разведки, поддержка действий сил специальных операций.

Благодаря тому, что корабли сконструированы с использованием модульной концепции, каждый из них в короткое время может быть перепрофилирован для выполнения любой из этих миссий. Постройка кораблей LCS осуществляется двумя основными подрядчиками по двум альтернативным проектам. Серия LCS-1 создается для ВМС США компанией «Локхид Мартин», LCS-2 – компанией «Остал Ю-Эс-Эй».

Головной корабль серии LCS-1 «Фридом» (Freedom) не только продемонстрирован в Сингапуре странам Азиатско-Тихоокеанского региона, но будет находиться там восемь месяцев, действуя в зоне ответственности 7-го флота ВМС США. Как сообщили ВМС США, запланировано участие корабля не только в работе салона «ИМДЕКС ЭЙША», но и в учениях CARAT (Cooperation Afloat and Readiness and Training) в Юго-Восточной Азии совместно с региональными вооруженными силами, а также в учениях SEACAT (Southeast Asia Cooperation and Training).

На борту в настоящее время находится усиленный экипаж в составе 91 человека, включая 19 специалистов для выполнения задач по борьбе с надводными кораблями, а также авиационное подразделение из состава 73-й ударной вертолетной эскадрильи HSM-73 (Helicopter Maritime Strike Squadron 73). Однако базовый экипаж насчитывает 40 человек, к которым добавляются расчеты боевых модулей и состав авиакрыла. В общей сложности на корабле могут базироваться всего 75 человек, что связано с повышенной автоматизацией бортовых систем и необходимостью снижения эксплуатационных расходов.

LCS-1 «Фридом» разработан компанией «Локхид Мартин» и относится к классу фрегатов . Представляет собой однокорпусный полуглиссирующий корабль со стальным корпусом и алюминиевой надстройкой. Конструкционная защита носит локальный характер, надстройка и элементы вооружения выполнены по технологии малозаметности «Стелс». Обеспечена защита экипажа от оружия массового поражения.

LCS-1 был заложен на судостроительном заводе Marinette Marine в 2004 году, спущен на воду в конце сентября 2006-го, в 2008 году сдан в опытную эксплуатацию, а на вооружении ВМС США находится с 2011-го. Второй корабль LCS-3 заложен в 2009 году и сдан в 2012-м. Третий LCS-5 заложен в 2011-м, также строится LCS-7, выданы контракты на строительство LCS-9 и LCS-11.

Стоимость первых фрегатов типа LCS-1 превышает 500 млн. долларов, но по решению конгресса США цена последующих кораблей ограничена 460 миллионами. Предполагалось построить до 2030 года за 12 миллиардов долларов 60 фрегатов выбранного варианта LCS (LCS-1 или LCS-2), но кризис и растущая стоимость привели к сокращению программы до 52 кораблей.

Основные характеристики

Длина – 115,3, ширина – 17,5, осадка –3,9 метра, полное водоизмещение около 3089 тонн. Корабль оснащен комбинированной четырехвальной дизель-газотурбинной силовой установкой суммарной мощностью 113 тысяч л.с. с четырьмя водометными движителями, которая позволяет LCS-1 развивать скорость до 45 узлов и совершать переходы на дальность 3500 морских миль на скорости 18 узлов.

На корабле могут базироваться два противолодочных вертолета MH-60B/F или один вертолет MH-60B/F и два-три палубных беспилотных летательных аппарата (БЛА) вертолетного типа.

В состав вооружения LCS-1 входят 57-мм орудие Mk.110, система самообороны от противокорабельных ракет SeaRAM с ракетами RIM-116, созданная на базе 20-мм шестиствольного зенитного артиллерийского комплекса Mk-15 Mod.31 «Фаланкс», беспилотные аппараты в противолодочной версии, роботизированные катера для поиска и уничтожения мин, а также защиты от малых быстроходных судов. Корабли смогут получать и передавать тактическую информацию в рамках сетевой структуры другим кораблям, самолетам и подводным лодкам ВМС США.

Можно рассматривать как инновационную технологию размещение в кормовой оконечности перспективных кораблей типа LCS специального подъемника-слипа или небольшой док-камеры для спуска и приема плавсредств корабля на ходу и при достаточно развитом волнении. В проекте LCS реализована еще одна весьма эффективная технология, связанная с модульностью. Эта технология была разработана в середине 70-х годов германской компанией Blohm und Voss AG. Она получила название МЕКО (Mehrzweek Kombinationschiff – многоцелевой комбинированный корабль).

Данная технология предусматривает проектирование различных вариантов корабля-платформы (1000–4000 тонн) и изготовление всех систем вооружения, главной энергетической установки и других систем в виде стандартных функциональных модулей (ФМ); установку этих ФМ в подготовленные ячейки; простоту замены модулей с морально устаревшими образцами оружия на новые ФМ. Разработав определенное количество видов ФМ, можно не изготавливать их заранее, а хранить лишь техническую документацию, что обеспечивает быстрое проектирование различных вариантов корабля в соответствии с требованиями заказчика.

Позже эта технология получила свое развитие при создании кораблей программы LCS. Существенное отличие этой технологии от предыдущей заключается в том, что ФМ различного назначения могут устанавливаться в пункте базирования, что позволяет быстро менять функциональное назначение корабля. Наборы боевых средств и соответствующий личный состав объединяются в боевые модули (БМ). Разработаны первые БМ для решения задач противоминной, противокорабельной, противодесантной и противолодочной обороны.

/Николай Новичков, главный редактор Агентства АРМС-ТАСС, vpk-news.ru /

Боевой корабль прибрежной зоны (littoral combat ship) USS «Freedom» (LCS-1) является головным кораблем типа «Freedom» класса LCS, находящийся в составе ВМС США.

Корабль был построен американской компанией Lockheed Martin Corporation (LMT) со штаб-квартирой в городе Бетесда (Мэриленд), США, на судоверфи Маринетт Марин (Marinette Marine), расположенной в городе Маринетт, штат Висконсин.

Закладка киля состоялась 02 июня 2005 года. Спущен на воду 23 сентября 2006 года. Передан заказчику 18 сентября 2008 года. 08 ноября 2008 года введен в состав ВМС США в Милуоки (штат Вайоминг).

Основные характеристики: Водоизмещение полное 2862 тонны. Длина 115,3 метра, ширина 17,5 метра, осадка 3,9 метра. Скорость хода 47 узлов.

Двигатели: 2 газотурбинных двигателя Rolls-Royce MT30 36 MW ; 2 дизельных двигателя Colt-Pielstick; 4 водомёта Rolls-Royce. Общая мощность 36 МВт.

Дальность плавания 3500 миль на 18 узлах. Автономность плавания 21 день.

Экипаж: 50 человек основного экипажа, по 40 человек два сменных («Золотой» и «Голубой» экипажа).

Автономность плавания 21 день

Вооружение:

Зенитная артиллерия: 1×1 57-мм АУ BAE Systems Mk 110, 2×1 30-мм АУ Mk44 Bushmaster II.

Ракетное вооружение: в противокорабельном модуле УВП NETFIRES для ракет LAM/PAM, 1×21 ЗРК RIM-116.

Противолодочное вооружение: Honeywell Mark 50.

Авиационная группа: 1 × вертолёт SH-60 Seahawk и 3 × БПЛА MQ-8 Fire Scout.

08 сентября 2009 года был завершил двухмесячный гарантийный ремонт в ВМБ Норфолк. В ходе ремонта наряду с устранением недоработок произведён монтаж ряда систем и оборудования (в том числе погрузочно-разгрузочных устройств, аппаратуры спутниковых систем связи, части навигационного оборудования и узлов боевых систем).

17 февраля 2010 года покинул ВМБ Мейпорт и отправился на первую боевую службу, которая проходила в районах атлантического и тихоокеанского побережья Центральной и Южной Америки, в рамках операции «SOUTHCOM».

22 февраля 2010 года у побережья Колумбии осуществил первый перехват быстроходного катера, перевозившего наркотики. Было захвачено почти четверть тонны кокаина. На борту, кроме военнослужащих США, находилось подразделение панамских сил безопасности, взятое для совместной деятельности против контрабанды наркотиков в ходе операции «SOUTHCOM».

В феврале 2011 года из-за тяжелых погодных условий на корпусе корабля появилась трещина длиной 0,15 метров. Позже было установлено, что это произошло из-за плохого сварного шва. Корабль находился в ремонте с 27 июня по 19 сентября 2011 года.

11 марта 2013 года корабль USS «Freedom» (LCS-1) стал первым кораблем класса LCS, который достиг Гавайи.

В ноябре 2013 года корабль доставил гуманитарную помощь на Филиппины, пострадавшую от тайфуна Хайянь.

С 25 апреля по 16 мая 2014 года у берегов Сан-Диего (Южная Калифорнии) беспилотных и пилотируемых вертолётов, в которых принял участие корабль USS «Freedom» (LCS-1). Так, 12 мая 2014 года с его палубы впервые были проведены запуски БЛА MQ-8B Fire Scout и пилотируемого вертолета SH-60R Sea Hawk.

Капитан 1 ранга В. Спирин,
капитан 2 ранга Д. Василевский,
капитан-лейтенант Е. Леонов

В излагалась предыстория Программы создания многоцелевых кораблей прибрежной морской зоны для американского флота - фрегатов (ФР) класса LCS, которой предшествовали в середине 90-х годов прошлого века и в начале 2000-х две другие - "Надводный корабль XXI века" (SC-21) и "Надводный корабль будущего" (FSC) по строительству эскадренных миноносцев и крейсеров УРО соответственно. Однако из-за жесточайшей экономии средств и сокращения бюджета ВМС они были свернуты или реализованы лишь частично.

Последнюю программу (LCS) зарубежные СМИ также не обошли вниманием из-за чрезвычайной дороговизны проекта, многочисленных проблем при проектировании, нестыковок в ходе строительства, особенно на начальном этапе. Зарубежные специалисты выражают озабоченность относительно низкой живучести корабля, его слабого вооружения и т. д.

Читателей прежде всего может заинтересовать анализ стоимости программы на различных этапах ее реализации, проведенный авторами статьи, а также стратегия руководства морского министерства по приобретению

Базовые проекты LCS

Данный проект, предусматривающий строительство первых 24 кораблей, известен как LCS мод. 0+. Однако два из них были построены по предыдущему - LCS мод. 0, мало отличающемуся от последнего.

Базовый проект фрегата типа "Фридом" (LCS-1) фирмы "Локхид-Мартин": 1 - кормовая аппарель для спуска и приема средств доставки; 2 - взлетно-посадочная площадка; 3 - отсек для размещения модулей полезной нагрузки; 4 - зенитный ракетный комплекс RAM; 5 - ангар; 6 - 30-мм артиллерийская установка Мк 50; 7 - РЛС; 8 - ГКП; 9 - 57-мм артиллерийская установка Мк 110; 16 - каюты команды; 11 - газотурбинная установка МТ30; 12 - дизельные двигатели; 13 - главные редукторные передачи; 14 - водометные движители
Базовый проект фрегата типа "Индепенденс" (LCS-2) фирмы "Дженерал дайнэмикс": 1 - система спуска-приема средств доставки; 2 - взлетно-посадочная площадка для двух вертолетов Н-60 или одного H-53; 3 - отсек для размещения модулей полезной нагрузки; 4 - ЗРК "Си RAM"; 5 - ангар для размещения двух вертолетов Н-60; 6 - антенные устройства радиоэлектронных средств; 7-носовая 57-мм - АУ; 8 - ГАС миноискания; 9 - ходовая рубка; 10 - каюты команды; 11 - лифт отсека для размещения модулей полезной нагрузки; 12 - вспомогательное оборудование модуля полезной нагрузки (контейнеры, стандартные системы сопряжения, аппаратные средства); 13 - аппарель для загрузки полезной нагрузки; 14 - два 12,7-мм кормовых пулемета левого и правого борта

Базовый LCS - относительно недорогой корабль. В отличие от других многоцелевых кораблей с присущими им возможностями он задумывался как корабль со сменными модулями оружия и РЭВ, включая необитаемые подводные аппараты (НПА). Один функциональный модуль в короткие сроки может быть заменен другим в зависимости от поставленной задачи с целью максимально эффективного ее решения. Такой подход, считают зарубежные специалисты, является наиболее перспективным, если учитывать, что техника и вооружение, как показывает практика, устаревают быстрее, чем заканчивается установленный срок эксплуатации кораблей.

Предполагается, что основные задачи фрегаты типа LCS будут решать в прибрежной зоне - борьба с малошумными дизель-электрическими подводными лодками, проведение противоминных операций, борьба с быстроходными катерами, в том числе действующими в составе больших групп. Они также могут привлекаться для ведения разведки, обеспечения безопасности судоходства (включая борьбу с терроризмом и пиратством), поддержки операций, проводимых морской пехотой и силами спецопераций, охраны территориальных вод. Второстепенные задачи LCS способны выполнять без использования специальных модулей оружия и РЭВ, однако некоторые из них эффективнее можно решить только с их помощью.

Водоизмещение LCS около 3000 т, что больше соответствует характеристикам корвета (либо легкого фрегата), а также корабля береговой охраны. Скорость полного хода более 40 уз, что превышает аналогичный показатель КР УРО и ЭМ УРО американских ВМС в среднем на 10 уз. Небольшая по сравнению с ними осадка позволяет ФР действовать на мелководье в непосредственной близости от побережья противника и использовать порты с небольшой глубиной.

Фрегаты типа "Фридам" (LCS-1)

Головной корабль фирмы "Локхид-Мартин" "Фридом" (LCS-1) был заложен 2 июня 2005 года, спущен на воду 23 сентября 2006-го и включен в боевой состав ВМС США 8 ноября 2008-го. В феврале 2010 года он ушел в первый поход, который состоялся на 2 года позже намеченного срока.

Корпус корабля - полуглиссирующего типа - обеспечивает высокие мореходные качества. Он изготовлен из стали. Надстройка выполнена из сплава алюминия. При проектировании корабля широко применялась технология "стелт".


Оборудование для ФР "Фридом" закупалось в том числе в европейских странах. В состав его комбинированной дизель-газотурбинной энергетической установки входят две газовые турбины МТ-30 фирмы "Роллс-Ройс" (Великобритания), два дизельных двигателя совместного производства компаний "Фаирбанкс Морс" и "Кольт-Пилстик" марки 16PA6BSTC, а также четыре редукторные передачи компании MAAG (Швейцария).

Для обеспечения живучести ГТД располагаются в разных отделениях побортно. Главная редукторная передача (ГРП) и дизельные двигатели (ДЦ) размещены в следующих в корму двух отделениях главных механизмов с левого и правого борта отдельно от ГТД. Редукторные передачи располагаются в отделениях вспомогательных механизмов, следующим в корму от отделений главных механизмов также побортно.

Главные двигатели левого и правого борта работают на ГРП левого и правого борта. Далее энергия передается по линиям вала на редукторные передачи левого и правого борта, которые приводят в движение две группы движителей. В каждую группу входят два водометных движителя: с регулируемым направлением реактивной струи и ускорительный. Рули на корабле отсутствуют. Изменение курса осуществляется посредством водометных движителей с управляемым направлением реактивной струи.

Энергетическая установка комбинированная, с совместной работой маршевых дизельных и форсажных газотурбинных двигателей на режиме полного хода. Мощность ЭУ около 100 тыс. л. с. В состав ЭЭС корабля входят четыре генератора электроэнергии с приводом от ДД производства компании "Изотта Фрасчини" марки V1708. Система управления и защиты ГЭУ разработана фирмой "DRS текнолоджиз" (США). В качестве движителя выбраны четыре водомета серии SII фирмы "Камева", входящей в состав фирмы "Роллс-Ройс". Выбранная архитектура корпуса и компоновка ГЭУ позволяют развивать скорость более 40 уз и обеспечивают высокую маневренность.

Корабельное оружие

Размещение оружия на фрегате типа "Фридом"

Вооружение фрегата типа "Фридом" включает: ЗРК RAM Mk 31 с ПУ Mk 49, разработанный фирмой "Рейтеон", и 57-мм АУ Mk110 производства "Юнайтед дефенс" (США), которая может поражать цели на дальности до 17 км. Также побортно в носовой части надстройки предусмотрены площадки для крупнокалиберных 12,7-мм пулеметов. Еще два будут размещены в районе ВПП.

Кроме того, на корабле типа "Фридом" будет базироваться вертолет MH-60R или MH-60S мод. 2А (В), а также два беспилотных летательных аппарата (БЛА) MQ-8B "Файрскаут". БЛА оборудован телевизионными камерами, системой инфракрасного обнаружения, лазерным дальномером, аппаратурой передачи данных, РЛС с синтезированной апертурой "Линкс", а также может иметь аппаратуру РЭБ, РТР и ретрансляции. "Файрскаут" обеспечивает ведение разведки на глубину более 200 км (радиус действия). В варианте MQ-8B он может быть вооружен управляемыми ракетами (УР) класса "воздух - воздух" "Стингер", "Хеллфайр", а также суббоеприпасами "Локаас" или "Вайпер Страйк".

Система взлета и посадки летательных аппаратов разработана фирмой "Мак Таггарт Скотт" (Великобритания). Площадь взлетно-посадочной площадки (ВПП) в 1,7 раза больше, чем у эсминцев типа "О. Бёрк" и в 1,5 чем у фрегатов УРО типа "Перри".

В кормовой части надстройки предусмотрены места, а под ангаром и ВПП расположен отсек, где будут размещаться сменные модули полезной нагрузки с оружием и обеспечивающими их функционирование системами. В зависимости от характера выполняемых задач это могут быть: 30-мм АУ Мк 46, буксируемые антенны гидроакустического комплекса 2087, вертолеты, беспилотные летательные и противоминные необитаемые подводные аппараты, спуско-приемные устройства для катеров (в том числе без экипажных типа "Спартан"), а также другие системы, входящие в состав модулей полезной нагрузки.

Радиоэлектронное вооружение

Корабль оснащен радиолокационной станцией TRS-3D (фирма EADS, Германия), которая может в автоматическом режиме обнаруживать и сопровождать до 300 воздушных и надводных целей.

Также в состав радиоэлектронного оборудования войдет автоматизированная система боевого управления COMBATSS-21 (фирмы "Локхид-Мар-тин" и "Рейтеон", США) и система постановки помех и ложных целей ("Терма", Дания).

Фрегаты типа "Индепенденс" (LCS-2)

Второй корпус этого корабля планировалось достроить в апреле 2008 года, однако реально это произошло в декабре 2009-го. В боевой состав ФР введен 16 января 2010 года.

Принципиальная схема ГЭУ фрегата типа "Индепенденс" (LCS-2): 1 - водометный движитель с изменяемым направлением реактивной струи; 2 - редукторная передача; 3 - водонепроницаемая переборка; 4-разъемная муфта; 5 - дизельный двигатель; 6 - водопровод; 7 - редукторная передача; 8 - газотурбинный двигатель
Размещение оружия на фрегате типа "Индепенденс" (LCS-2)
Состав оружия и радиоэлектронного вооружения LCS-2 базового проекта фрегата типа "Индепенденс" (LCS-2) фирмы "Дженерал дайнэмикс": 1 - система спуска-приема средств доставки; 2 - взлетно-посадочная площадка для двух вертолетов МН-60 или одного МН-53; 3 - ангар для размещения двух вертолетов МН-60; 4 - ЗРК SeaRAM; 5 - размещение радиоэлектронных средств на мачте (а - антенна системы спутниковой связи (3-30 ГГц); б, н - антенны системы спутниковой связи (0,3-3 ГГц); в, г - антенна системы связи (диапазон 3-30 МГц); д - датчик системы связи инфракрасного диапазона; е - антенна системы связи (диапазон 30-3000 МГц и 10-300МГц); ж - антенна системы распределения тактической информации JTIDS; з - антенна системы РРТР; и - антенна пиитической системы связи AN/SQR-4; к - оптоэлектронная система; л - антенна РЛС обнаружения воздушных/ надводных целей "Си Жираф"; м - антенна системы радиосвязи SINCGARS (30-300 МГц); о - антенна навигационной РЛС; п -камера системы видеонаблюдения; р - прожектор; с - антенна системы спутниковой связи INMARSAT); 6 - носовая 57-мм АУ; 7 - ГАС миноискания; 8 - два 12,7-мм пулемета по левому и правому борту; 9 - ПУ системы постановки ложных целей SRBOC; 10 - ПУ системы постановки ложных целей "Нулка"; 11 - два кормовых 12,7-мм пулемета по левому и правому борту; 12 - система противоторпедной обороны

При строительстве фрегата типа "Индепенденс" (LCS-2) фирма "Дженерал дайнэмикс" значительное внимание уделила увеличению скорости его движения. Были проведены масштабные исследования по определению оптимальных обводов корпусов, обладающих улучшенными гидродинамическими характеристиками.

Все фрегаты типа LCS фирмы "Дженерал дайнэмикс" будут строиться на кораблестроительной верфи "Аустал Ю-Эс-Эй". В создании этого корабля задействованы следующие компании: "Дженерал дайнэмикс эдвансд инфор-мейшн системз оф Орлингтон"; "Арма-мент энд текникал продакт"; "Электрик боут дивижн"; "Дженерал дайнэмикс Канада"; "САЕ оф Лисбург"; "Би-Ай-И системс"; "Мэритайм эпплайд физике", а также "Нортроп-Грумман электроник системз". Как и в проекте LCS-1 фирмы "Локхид-Мартин", для изготовления корпуса корабля была выбрана сталь, а надстроек - сплавы алюминия.

При создании тримарана "Индепенденс" за основу взят проект грузопассажирского парома австралийской фирмы "Аустал". Выбранный архитектурно-конструктивный тип обеспечивает улучшенные мореходные качества и увеличенную вместимость корабля. Так, площадь вертолетной площадки и ангара (около 1 450 м 2) почти в 2 раза больше, чем у LCS типа "Фридом". Это позволяет размещать на нем два средних вертолета MH-60R/S и до трех БЛА MQ-8В "Файрскаут" одновременно (на LCS типа "Фридом" БЛА могут быть только вместо одного из двух вертолетов).

Корабельная энергетическая установка

В состав главной ЭУ кораблей типа "Индепенденс" входят: два ГТД LM2500 производства "Дженерал электрик" суммарной мощностью 52 500 л. с; два 20-цилиндровых V-образных ДД компании MTU марки 20V 8000 суммарной мощностью 22 298 л. с; четыре водометных движителя с изменяемым направлением реактивной струи серии LJ-E, разработанные фирмой "Вяртсила-Липс". Для улучшения маневренных качеств корабля при швартовке применяется подруливающее устройство. Все агрегаты ГЭУ расположены в среднем корпусе тримарана - в отделениях, разделенных водонепроницаемыми переборками. Такая компоновка установки и архитектура корпуса позволят LCS развивать скорость полного хода свыше 40 уз.

Корабельное вооружение

В состав вооружения входят: 57-мм АУ Mk 110 (в носовой части корабля), ЗРК SeaRAM (над ангаром), а также четыре 12,7-мм пулемета (по левому и правому борту).

В состав вооружения ФР также войдут различные модули для решения задач ПМ и ПЛО, борьбы с быстроходными малоразмерными надводными целями. Модули оружия включают гидроакустический комплекс, вертолеты, беспилотные летательные и необитаемые подводные аппараты в противоминном или противолодочном варианте и еще ряд других систем.

Модернизированный проект LCS (для последних 12 кораблей, с LCS-33до - 44).

Проанализировав возможные угрозы на ТВД до 2025 года, командование американских ВМС выдвинуло дополнительные требования к усовершенствованному проекту, который намечается использовать для строительства 12 последних единиц в серии. Несмотря на то что работы по созданию кораблей базового проекта продолжаются, существуют планы их поэтапной модернизации.

Начиная с 2017 финансового года этот проект должен включать дополнительные технические средства (стационарные, а не сменные модули) или улучшенные существующие для борьбы с быстроходными малоразмерными надводными целями, ДЭПЛ противника, а также для обеспечения ПВО. Кроме того, должна быть снижена заметность и устойчивость корабля к боевым повреждениям. Его водоизмещение, по всей видимости, несколько увеличится, а скорость полного хода уменьшится.

Для компенсации этих негативных моментов предлагается снизить массу ряда систем корабля, и прежде всего уменьшить площадь отсеков для размещения полезной нагрузки (ранее были зарезервированы под модули оружия и РЭВ) по сравнению с базовым проектом. В этой связи не предполагается использовать последние 12 кораблей для ПМО, а их основными задачами станут: борьба с быстроходными малоразмерными надводными целями и малошумными ДЭПЛ на мелководье. Кроме того, модернизированные LCS смогут выполнять второстепенные задачи, присущие кораблям, построенным по базовому проекту.

По предварительным оценкам, повышение возможностей LCS не приведет к росту закупочной стоимости более чем на 20%

Таким образом, модернизация существующего базового проекта LCS будет проводиться по следующим направлениям:
- установка модернизированной трех-координатной РЛС ОВЦ;
- наращивание возможностей корабля по ведению ПВО, включая ЗРК SeaRAM;
- установка дополнительных противокорабельных ракет (ПКР) для борьбы с малоразмерными быстроходными надводными целями;

XXI век открылся непрекращающимся тайным соперничеством среди крупных стран в деле постройки идеального вида морской военной техники. Не последнее слово здесь принадлежит и конструкторам из Североамериканских Штатов, работающих по заказу ВМС США в деле постройки кораблей.
В последнее время в Америке был спроектирован, собран на заводских стапелях и прошел ходовые испытания корабль прибрежной зоны (КПЗ) новой генерации Independene – головной корабль II вида, созданный по проекту LCS (прибрежных кораблей, действующих в мелководных районах). Проведенные тесты определили ряд серьезных погрешностей военных кораблестроителей.

Проект LCS

Проект создания LCS (прибрежных кораблей, действующих в мелководных районах) считается на данный момент главной, подлежащей срочной реализации, задачей ВМС США, требующей незамедлительного ввода в действие более 50 скоростных и маневренных кораблей местного базирования, которые осснащены ударным, оборонительным вооружением и радиотехническими средствами, созданными по последнему слову техники. Они предназначены для ведения локальных боевых действий в прибрежных акваториях.

«Отцом» этой идеи и «генератором» последующих действии стал начальник управления военно-морских операций штаба ВМС США адмирал Вернье Кларк. Позиция адмирала такова, что литоральные корабли необходимы там, где нет смысла применения кораблей океанского типа по тактическим или финансовым соображениям.

Литоральные зоны

Это подразумевает ведение боевых действий в районе малых глубин. Однако в российской военно -морской литературе, да и сложившейся практике действий ВМФ РФ, такой термин употребляется несколько в переносном значении. Литораль- область дна моря или океана, подлежащая затоплению при приливе и образованию мелей при отливе. С позиции тактики действий ВМФ в «классике»- это совсем небольшая зона, чтобы для контроля ситуации в ней возводить новый класс кораблей. Западные военно- морские стратеги дефинируют литоральную зону, как область пересечения водной стихии и берега, включающую в себя берег моря, линию берега, береговой склон, находящийся под водой. В их понятии, все эти объекты могут достигать ширины от нескольких метров до нескольких километров. В российской военно-морской теории эта часть акватории обозначается, как «прибрежная морская зона» (от англ. «litoral» - прибрежный).

Поэтому, с наших позиций, корабли ВМС США типа Independene и Freedom необходимо рассматривать с позиции тактики действия кораблей ближней морской зоны.

Концепция действий кораблей ближней морской зоны

Как мыслят американские военные стратеги, концепция использования кораблей ближней морской зоны достаточно проста и размещается всего в двух основных директориях.

Первая- использование по прямому предназначению. Это применение против надводных малых и средних кораблей, небольших субмарин, береговой артиллерии, минных передвижных и стационарных комплексов. Таким образом, для выполнения этих боевых задач требуется создание военного корабля класса DD(X), который в случае необходимости мог действовать по второй директории, вплоть до использования в качестве корабля десанта для подразделений спецназа или служить базовым кораблем для пуска крылатых ракет.. Такой широкий спектр возможностей литорального корабля предполагает его быструю трансформацию в тот вид плавательного средства, которое будет необходимо для выполнения поставленной боевой задачи.

Особенностью создания таких кораблей явился принцип модульной сборки с внедренным вариантом т.н. «архитектуры открытого типа», который дает возможность применять последние технологии постройки наравне с современными стройматериалами.

Тендер по созданию литоральных кораблей

Интерес к данному проекту проявили 6 компаний, в результате отбора, проведенной комиссией ВМС США, осталось три претендента: «Дайнэмикс», «Локхид», «Рэйтеон» - известные в США фирмы. Каждый концерн получил на руки контракт, «Дайнэмикс» на 9 млн.долл., остальные киты военной индустрии - на 10 миллионов долларов. Через год эскизы литоральных кораблей были представлены на рассмотрение комиссии.

Проект «Дайнэмикс», предполагал разработку боевого корабля по типу тримаран. Преимущества такого типа корабля наряду с высокими мореходными качествами заключались в большой скорости (свыше 50 узлов) и функционирование корабля с небольшим экипажем, около 25 человек. По замыслу создателей, он предназначен для решения задач по:
- противодействию морским пиратам и террористам
- противодействию катерам береговой охраны, даже при атаке в развернутом порядке
- организации поисковых мероприятий и уничтожения субмарин противника, находящихся в прибрежной зоне
-проведению противоминных действий
-оказанию помощи другим кораблям

Проект «Локхид» предполагал разработку и использование в строительстве корпуса корабля под наименованием «морской клинок», оп представлял собой вариант совмещения классических форм корабля с вариантом типа «глиссер». Такой формой постройки пользовались полуспортивные быстроходные суда, которые устанавливали скоростные рекорды в трансатлантических переходах. Для достижения успеха при принятии заказа военными моряками проектанты «Локхид» выполнили все требования заказчика, особенно условия по ваимозаменяемости и универсальности, при этом поставив модульное оборудование на свой образец.

И последний, проект« «Рэйтеон» предлагал решение задачи создания литорального корабля на основе малого ракетного катера «Skjold» (Норвегия). Здесь концерн «Рэйтеон» отвечал за создание, внедрение и взаимодействие систем корабля, а проект постройки корпуса судна проводила другая специализированная инженерная группа. Этот проект был отличен тем, что катер создавался на воздушной подушке, поэтому он не подошел ВМС США.

Использование других типов кораблей

Пока военное ведомство и законодатели занимались бумажными вопросами, готовясь к пуску программы по литоральным кораблям, морское руководство апробировало различные варианты применения модульных систем на нетрадиционных типах кораблей.

Одним из вариантов опытного применения стал корабль с небольшой площадью ватерлинии под названием «Sea Fighter», который уверенно действует в различных экстремальных ситуациях. Одним из основных требованиям к разработчикам при использовании базы этого корабля, должна была стать модульная система комплектации судна, причем такой кораблю должен служит базой для приема/посадки вертолетов, а также «маломерок», в т.ч. и «автоматов-беспилотников». Корабль в начале июня 2003 года был спущен на воду для проведения ходовых испытаний. В конце месяца, показав себя с лучшей стороны, корабль было введён в состав ВМС США.

Тактические характеристики «Sea Fighter»

Водоизмещение -950 т.
Длина – 80 м.
Ширина – 22 м
Осадка – 3,5 м
Дальность морского перехода -4400 миль
Экипаж -26 чел.
Силовая часть – комбинированная, в состав газоэнергетической установки входит 2 дизеля MTU 595 и 2 газотурбинных двигателя LM 2500

Остальная комплектация Sea Fighter

2 поворотных «водомета» применяются в качестве движителей корабля, располагаются по одному в каждом корпусе катамарана. При синхронной работе всех агрегатов корабля скорость корабля доходит до 50 узлов.

Корабль оснащен 2 палубами для посадки геликоптеров, на корме смонтировано приемно-выпускное устройство для различного рода подводных и надводных автоматизированных и других аппаратов, решающих широкий спектр задач, от разведывательно - диверсионных до противоминных.

Назначение и испытание корабля

Корабль с небольшой площадью ватерлинии Sea Fighter предназначен для решения двух главных проблем. Это изучение реальных внутренних ресурсов такой системы кораблей и запуск системы модульного построения морских судов, в том числе в комплектовании вооружением. Планировалось использовать т.н. контейнерный вариант комплектования надстроек судна по принципу блочной схемы электронных приборов. При этом каждый контейнер представляет электронный комплекс различных видов противодействия противнику.

Начальные тесты Sea Fighter сразу же дали позитивные результаты. Результаты опытов были учтены в программе разработки LCS обоих видов. В последнее время руководство ВМС США активно исследует вопрос об участии кораблей типа Sea Fighter в планируемых операциях, как ВМС США, так и применения этих кораблей в зонах экономических интересов Америки и при решении вопросов, касающихся внутренних проблем США на водных просторах. При оперативной целесообразности быстрого перемещения войск с помощью таких кораблей осуществляется перемещение воск в зоны национальных интересов США.

Результаты проведенных испытаний

В февраде 2004 года надзорный орган Конгресса США в целом одобрил проект, представленный ВМС США о целесообразности приобретения кораблей прибрежной зоны для нужд американского флота. В мае этого же года военно-морское ведомство США объявило результаты тендера, по которому концерны «Дайнэмикс» и «Локхид» получили контракты стоимостью около 80 млн. и 47 млн. долларов соответственно. «Дайнэмикс» будет строить корабли, получившие кодовое обозначение LCS 2 и LCS4, а «Локхид» будет строить корабли, получившие кодовое обозначение LCS 1 и LCS3. Общая стоимость контрактов на постройку всех кораблей будет составлять 540 и 425 млн. долларов соответственно. Вообще на постройку всех кораблей такого типа американцы готовы потратить более 4 млрд. долларов.

В начале июне 2005 года начато строительство головного литорального корабля типа LCS 1 Freedom, построен в 2006 году. В ноябре 2008 года он был введён в состав ВМС США.

В январе 2006 года «Дайнэмикс» начал строительство на верфи тримарана Inderpendence , в апреле 2008 года его строительство было закончено и в январе 2010 года на нем был поднят военно-морской флаг флота США.

После этого программа постройки кораблей прибрежной зоны была свернута. Изначально назывались причины роста цен по контракту, впоследствии программы были закрыты из-за отсутствия финансирования Конгрессом США.

С трудом построенные литоральные корабли LCS3 и LCS4 концернами «Дайнэмикс» и «Локхид» в ходе динамических испытаний показали неудовлетворительные результаты, было выявлено много дефектов и неисправностей.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш бизнес - От идеи до реализации