Ваш бизнес - От идеи до реализации

В годы 2МВ в СССР выдвинулась блестящая плеяда выдающихся руководителей промышленности и инженеров-евреев. Благодаря их таланту и самотверженному труду, после разгрома 1941 года удалось в короткие сроки построить заводы в Сибири и на Урале и восстановить производство вооружений. Их усилия сыграли ключевую роль в непрерывном снабжении Красной Армии боевой техникой и вооружениями и стали залогом Победы.

СССР "отблагодарил" еврейских инженеров и руководителей промышленности за самоотверженный труд - после войны они стали объектом яростной антисемитской компании, повлекшей за собой дискриминацию, травлю, изгнание и полное забвение в СССР их подвига.

Александр Шульман
Евреи во главе военной промышленности СССР во время 2-ой Мировой войны

В годы войны евреи возглавляли ключевые наркоматы и управления военной промышленности, ковавшие оружие Победы.Это были выдающиеся организаторы производства, не щадившие ни себя, ни своих подчиненных ради главной цели - Красная Армия должна была непрерывно снабжаться современной техникой и вооружениями, превосходящими оружие нацистской Германии.

СССР после разгрома в 1941г. лишился центров военной промышленности, оставшихся на оккупированной немцами территории. Ради спасения страны, требовалось буквально в считанные дни эвакуировать производства и построить новые заводы в Сибири и на Урале, чтобы дать Красной Армии все необходимые вооружения.

Этот подвиг был совершен в основном благодаря усилиям евреев, возглавлявших ключевые наркоматы.
Среди них:
генерал-полковник Ванников Борис Львович - нарком вооружений с 1939 го 1941 гг., затем нарком боеприпасов в 1942-1946 гг.После войны министр Б.Л. Ванников возглавлял работы по созданию атомной бомбы, будучи председателем Комитета № 1 при правительстве.

Гинзбург Семен Захарович - нарком строительства СССР в 1939-1946 гг. В годы войны руководил работой по строительству оборонных и промышленных объектов, вводом в строй эвакуированных предприятий, восстановлением народного хозяйства в освобожденных районах.

Каганович Лазарь Моисеевич - член Гос. Комитета обороны, председатель Транспортного комитета при Совете народных комиссаров СССР, нарком путей сообщения в 1938-1942гг. и 1943-1944гг.

генерал-майор Зальцман Исаак Моисеевич - нарком танковой промышленности СССР в 1941 - 1943гг. Cоздатель и руководитель Танкограда, созданного в Челябинске на базе Челябинского тракторного завода, эвакуированных Кировского машиностроительного и Харьковского танкового заводов.

В оборонных наркоматах среди руководителей Главных управлений было 26 евреев. 18 заместителей наркомов ряда важнейших наркоматов тоже были евреями, среди них:
Генерал-майор Сандлер Соломон Миронович - зам. народного комиссара авиационной промышленности.
Генерал-майор Вишневский Давид Николаевич -зам. народного комиссара боеприпасов. Под его началом были разработаны новые типы взрывателей для снарядов
Генерал-майор Залесский Павел Яковлевич - зам. начальника главного управления наркомата авиационной промышленности. .
Генерал-майор Землеруб Виктор Абрамович - начальник главного Управления наркомата боеприпасов.
Генерал-лейтенант Левин Михаил Аронович - начальник управления моторостроения и топлива авиационной промышленности.
Генерал-майор Носовский Наум Эммануилович - начальник главного управления наркомата вооружения.
Генерал-майор Франкфурт Самуил Григорьевич - начальник главного управления наркомата боеприпасов.
Генерал пути Фрадкин Семен Владимирович - начальник Центрального управления по восстановительному строительству железнодорожных заводов
Рыбак Борис Михайлович – зам. народного комиссара авиационной промышленности;
Каплун Григорий Данилович – зам. народного комиссара судостроения;
Коган Юлий Соломонович и Мясковский Семен Абрамович – зам. народного комиссара в наркомате среднего машиностроения;
Начальником технического управления наркомтанкопрома был Фрезеров Григорий Рафаилович.
Израиль Гальперин - зам. наркома тяжелой промышленности:
Ефим Браиловский - зам. наркома электротехнической промышленности;
Семен Резников - зам. наркома черной металлургии, и, одновременно, дирёктор Нижне-Тагильского металлургического завода, который за годы войны поставил 30 % броневой стали для танковых заводов страны.

Среди тех, кто создавал производственную базу оборонной промышленности можно назвать:
Бернштейн Лев Борисович - начальник строительства объектов для Северного флота.
Гренадер Давид Семенович - начальник строительства завода в Сибири.
Дымшиц Вениамин Эммануилович - строитель металлургических заводов: Кузнецкого, Азовстали, Криворожского, Магнитогорского. В годы войны вводил новые мощности. Управляющий трестом «Магнитострой».
Шейнкин Борис Лазаревич - начальник строительства подводного бензопровода через Ладожское озеро. Затем руководил строительством нефтепровода от Гурьева до Куйбышева,
Шильдкрот Моисей Абрамович - начальник строительства танкограда на базе Челябинского тракторного завода.
Генерал-майор Рапопорт Яков Давидович - командующий 3 саперной армией и оборонительного строительства ряда фронтов. С 1943 г. строил Челябинский металлургический завод.
Шапиро С.Г. - Начальник Главного военно-промышленного управления при СНК СССР
Лившиц Б.Л. - Зам. начальника Строительного управления Наркомвоенморфлота
Харьковский А.З. - Главный инженер Главуралстроя
Аронсон Е.Г. - Главный инженер Главуралэнергостроя
Левин И.А. - Начальник Главэлектромонтажа
Мизрухин Я.М. - Начальник Главпромэлектромонтажа
Офенгейм Г.Г. - Начальник Главдальстроя
Василевицкий В.А. - И.о. начальника Главбоеприпасстроя
Золотников Е.М. - Главный инженер того же Управления
Спивак Н.Я. - Главный инженер Глававиастроя
Рапопорт Я.Д. - Начальник Главгидростроя
Шлюгер И.С. - Начальник Гллавсвязьстроя
Френкель Н.А. - Начальник Главжелдорстроя
Кульчицкий Б.С. - Главный инженер Главпромстроя

Металлургические заводы возглавляли:
Сокол Яков Исаакович - директор Челябинского металлургического завода качественных сталей
Шварцбург Петр Ильич - директор Челябинского кузнечно-прессового завода.
Эскин Юлий Борисович - директор морского завода.
Резников С.И. - Директор Ново-Тагильского металлургического завода, главного
поставщика броневой стали.
Локшин Е.М. - Главный инженер того же завода
Гринберг Л.И. - Директор Петровско-Забайкальского мелаллургического завода
Коган П.И. - Директор завода “Азовсталь”
Крамер М.Ф. - Директор Златоустовского металлургического завода.
Злочевский И.И. - Директор Саткимского металлургического завода
Гутник В.Д. - Директор Челябинского завода металлоизделий
Трегубов А.И. - Директор Лысьвенского металлургического завода
Коханов И.Е. - Директор Чермозского металлургического завода
Пастернак И.Б. - Главный инженер Первоуральского Старотрубного завода
Ямпольский А.О. - Директор Каменск- Уральского трубного завода
Вайсберг Л.Э. - Главный инженер Кузнецкого металлургическогокомбината,
Юдович С.З. - Главный инженер завода “Спецсталь”
Пустыльник И.И. - Главный инженер Уральского алюминиевого завода
Ицыксон Б.И. - Главный металлург того же завода
Фальский Ф.Г. - Директор Соликамского магниевого завода
Сокол Я.И. - Директор Челябинского металлургического завода
Левин Л.И. - Директор Нижне-Сергинского металлургического завода
Неймарк Н.Я. - Директор Актюбинского ферросплавного завода
Нодельман А.А. - Директор Белорецкого металлозавода
Гришкан А.З. - Директор Бакинского трубопрокатного завода.

Артиллерийское вооружение
Главное управление по производству артиллерийского вооружения возглавлял генерал Наум Эммануилович Носовский.

Горлицкий Лев Израилевич был конструктором самоходных артиллерийских установок САУ-76, САУ-122.
Локтев Лев Абрамович - конструктор артиллерийских пушек-зениток.
В конструкторском бюро Грабина были разработаны артиллерийские пушки ЗИС-3 - их создавали конструкторы-разработчики: Ласман Б., Норкин В., и др.

Главным инженером Приволжского (Горьковского) завода был Марк Зиновьевич Олевский (лауреат Сталинской премии). За годы войны завод выпустил 100 тыс. артиллерийских орудий.

Генерал-майор Быховский Абрам Исаевич возглавлял Ижевский и Пермский артиллерийские заводы.
Ижевский завод был основным производителем авиационных пушек и всех видов стрелкового вооружения (пулеметы, винтовки, противотанковые ружья).

Уральским артиллерийским заводом руководил генерал-майор Лев Робертович Гонор. Этот завод выпускал тяжелые полевые и противотанковые пушки.

Директором артиллерийского завода им. Ворошилова был Борис Абрамович Хазанов

Директором завода им. Калинина (бывшего Обуховского) был Борис Абрамович Фрадкин. На заводе выпускали зенитные артиллерийские установки. После войны завод производил ракетные установки, их главным конструктором был выдающийся инженер-еврей Лев Вениаминович Люльев.

Яков Абрамович Шифрин в 1941 г. был главным инженером завода “Большевик”, в 1942 г. стал директором артиллерийского завода им. Ворошилова. На этом заводе было создано СКБ минометного вооружения. Я.А. Шифрин был одним из руководителей Центрального артиллерийского конструкторского бюро в 1942-1944 гг.
Всем директорам артиллерийских заводов было присвоено генеральское звание. За годы войны артиллерийские заводы выпустили 482 тысячи орудий.

Стрелковое и авиационное вооружение
Основным поставщиком всех видов стрелкового вооружения был Ижевский машиностроительный завод, главным инженером которого в годы войны был Соломон Савельевич Гинденсон, Герой социалистического труда.
Главным технологом был Абрам Яковлевич Фишер, лауреат Сталинской премии.
Главным конструктором авиационного вооружения был выдающийся инженер Александр Эммануилович Нудельман, лауреат Государственной премии, лауреат Ленинской премии, Герой социалистического труда. Завод выпускал также противотанковые ружья, пулеметы и т.п.
Гинденсон С.С. - Главный инженер Ижевского машиностроительного завода
Фишер А.Я. - Главный технолог того же завода
Минков А.Я. - Главный инженер Ижевского завода по производству пистолетов
Котляр А.С. - Директор оптического завода №69 (Прицелы, дальномеры, стерео
трубы и бинокли)
Брусиловский А.И. - Начальник производства того же завода
Лазаревич Я.А. - Главный инженер завода по производству вооружения №88
Морозенский А.И. - Главный инженер военного завода №71
Подобрянский В.А. - Главный инженер военного завода № 17
Зеликов А.И. - Главный инженер военного завода №70
Альтговзен - Директор Уральского турбинного завода, выпускавшего реактив-
ные установки.
Каневский - Директор военного завода №625 того же профиля
Штейнберг - Директор военного завода №209 того же профиля
Цофин С.А. - Директор военного завода им. Гольца
Боярский Л.Г. - Директор завода им. Энгельса
Фраткин Б.А. - Директор артиллерийского завода им. Калинина (Зенитн. устан-
овки.)
Авцин Г.В. - Главный инженер того же завода
Олевский М.З. - Главный инженер пушечного завода №92
Гонор Л.Р. - Директор завода “Баррикады” Сталинград, затем Уральского
артиллерийского завода
Быховский А.И. - Директор Ижевского машиностроительного завода, затем Пермс-
кого машиностроительного завода.
Шифрин Я.А. - Директор военного завода им. Ворошилова
Хазанов Б.А. - Директор того же завода после перевода Шифрина в Центральное
артиллерийское конструкторское бюро.

Танковое производство
По данным Генерального штаба, Красная Армия потеряла за первые 5 месяцев войны 20500 танков. Поэтому Сталин принял экстренные меры для создания в тылу новой танковой промышленности.
С этой целью в Челябинск, где находился тракторный завод, были эвакуированы Кировский завод из Ленинграда и танковый завод № 183 из Харькова. Директором головного предприятия – Кировского завода – был назначен Исаак Мойсеевич Зальцман, который в 1941 г. был назначен заместителем наркома танковой промышленности, а в 1942-1943 гг. стал наркомом.

Через полтора месяца Харьковский завод начал выпускать дизельные двигатели для танков Т-34, которые еще раньше были созданы в Харькове. Дизельный двигатель мощностью 500 л.с. (модель В-2) был сконструирован в Харькове под руководством Якова Ефимовича Вихмана специально для этого танка.Конструкторы советских танков были Черняк Б.А., Митник А.Я., Шпайхлер А.И., Шварцбург М.Б.

Главным инженером Уральского танкового завода (бывшего № 183) был Лазарь Исаакович Кордунер. Кроме указанны заводов в состав Танкограда входил еще ряд заводов: “Московский станкозавод”, “Красный пролетарий”, завод шлифовальных станков и еще полтора десятка заводов-смежников. Возглавлял конгломерат И.М. Зальцман.

На входившем в состав Танкограда Уралмашзаводе было организовано производство самоходных артиллерийских установок САУ-122, оснащенных 122-мм гаубицами конструкции Лазаря Исааковича Горлицкого. Толщина броневой защиты САУ составляла 45 мм. Вскоре завод заменил ее более совершенной установкой САУ-100 с двумя прицелами. За годы войны было выпущено 22 тысячи таких установок.

В Нижнем Новгороде, где директором завода “Красное Сормово” был генерал-майор Ефим Эммануилович Рубинчик (бывший директор Коломенского паровозостроительного завода) также было организовано производство танков Т-34. Сын директора – Александр Рубинчик работал на этом же заводе испытателем танков и ушел на фронт в звании лейтенанта.

В сентябре 1942 г. выпуск двигателей В-2 был организован и на моторном заводе в г. Барнауле под руководством главного инженера Эфраима Моисеевича Льва, переведенного со Сталинградского тракторного завода. В 1943 г. Кировский завод начал выпуск тяжелых танков ИС-1 и ИС-2 с более мощным вооружением, а также танков КВ.

Главным конструктором тяжелых танков был генерал-полковник Котин Жозеф Яковлевич - под его руководством были разработаны модификации тяжелого танка KB (KB-lc, KB-85, новые танки ИС-1, ИС-2.

За годы войны в Танкограде было выпущено более 100 тысяч танков и САУ.

Лившиц А.М. - Директор Горьковского автозавода, выпускавшего лёгкие танки
Лев Е.М. - Главный инженер Алтайского моторного завода
Дулькин Б.Я. - Директор Сталинградского тракторного завода
Длугач М.А. - Директор оставшегося в Ленинграде после эвакуации Кировского
завода
Зеликсон М.Я. - Директор военного завода №36 им. С. Орджонекидзе
Гольдштейн Б.Я. - Директор завода им. Молотова
Мороз М.А. - Директор военного завода №255
Кацнельсон Е.М. - Директор военного завода №174

Авиационная промышленность
Среди руководителей отрасли были, как и везде, евреи. В авиапромышленности состояло 120 заводов. В 1941 г. ВВС получили 15 тысяч самолетов, в 1942 г. – 25 тысяч, в 1944 г. – 40 тысяч. Кроме того, Красная Армия получила по ленд-лизу от союзников еще 1475 самолетов.

Еще в 1940 г. директор одного из крупных авиазаводов в г. Воронеже Матвей Борисович Шенкман при поддержке конструктора С. Ильюшина на свой страх и риск, без разрешения начальства, начал осваивать производство самолетов ИЛ-2. 23 августа 1941 г. он был награжден Орденом Ленина и получил телеграмму от Сталина: “Самолеты ИЛ-2 нужны Красной Армии как воздух”. 23 мая 1942 г. Шенкман погиб в авиационной катастрофе.

Харьковским авиакомбинатом руководил Вениамин Соломонович Берман,
Иркутским авиазаводом – Исаак Борисович Иосилович,
Саратовским заводом – Израиль Соломонович Левин,
Воронежским – Матвей Борисович Шенкман,
авиамоторным им. Фрунзе – Михаил Сергеевич Жезлов,
заводом по выпуску самолетов У-2 – Юлий Борисович Эскин,
заводом самолетных винтов – Оскар Александрович Казанский.
Генерал-майор Белянский Александр Абрамович - директор авиационного завода № 18, изготавливавшего штурмовики Ил-2.
Казанский О.А. - Директор завода самолётных винтов
Виштынецкий И.С. - Директор завода цветной металлургии
Юсим Я.С. - Директор завода “Шарикоподшипник” г. Москва

Генерал-майор Поликовский Владимир Исаакович был начальником Центрального НИИ авиационного моторостроения.

Среди главных инженеров авиазаводов были Давид Ефимович Айзенберг, Абрам Львович Годенко, Лев Самойлович Давыдов, Наум Александрович Шапиро, Симка Беркович Шерман, Ефим Маркович Юдин, Абрам Филиппович Авербух и другие.

Директором Особого завода № 69 был Александр Савельевич Котляр. В октябре 1941 г. этот завод перебазировали в Новосибирск. Это было ведущее предприятие отрасли, поставляющее прицелы, дальномеры, стереотрубы, бинокли и другую оптическую продукцию.

Генерал-майор И.С. Левин на Саратовском заводе выпустил за годы войны 15 тыс. истребителей ЯК-1 и ЯК-3 благодаря поточно-стендовой сборке самолетов.

Директором Иркутского авиазавода, выпускавшего самолеты Пе-2, Пе-3 и ИЛ-4, был Исаак Борисович Иосилович, назначенный впоследствии заместителем А.Н. Туполева.

Крупнейшее авиамоторное предприятие им. Фрунзе в Самаре (тогда Куйбышеве) выпускало моторы для бомбардировщиков и штурмовиков. Директор этого завода генерал-майор М.С. Жезлов был награжден четырьмя орденами Ленина и званием Героя социалистического труда.

Самым массовым истребителем был самолет Як-9, оснащенный автоматической 37-мм пушкой,созданной Нудельманом Александром Эммануиловичем - главным конструктором по авиационным пушкам на Ижевском заводе. Вместе с ним конструировал авиапушки Рихтер Арон Абрамович.

Важную роль в Сталинградской битве сыграли истребители Ла-5, созданные в КБ генерал-майора Героя социалистического труда Семена Алексеевича Лавочкина. С ним работали специалисты: Тайц М.А., Закс Л.А., Пирлин Б.А., Зак С.Л., Кантор Д.И., Свердлов И.А., Хейфец Н.А., Черняков Н.С., Эскин Ю.Б.
На истребителе Ла-5 летчик Иван Кожедуб сбил 45 вражеских самолетов, а на истребителе Ла-7 – еще 17.

Гуревич Михаил Иосифович создал серию высотных истребителей МИГ.
Косберг Семен Ариевич был главным конструктором авиадвигателей.
Гальперин Анатолий Исаакович - конструктор сверхтяжелой авиационной бомбы весом 5,4 тонны, которую применяли для поражения особо важных и крупных объектов врага, и другие.
Нижний Владимир Иосифович - специалист по двигателям. Погиб при взрыве двигателя во время его испытания.
Миль Михаил Леонтьевич -конструктор, в будущем ставший выдающимся создателем ряда вертолетов.

Генерал-майор ИАС Изаксон Александр Моисеевич вместе с Петляковым В.М. накануне войны создал пикирующий бомбардировщик Пе-2. После гибели Петлякова в 1942 г. возглавлял конструкторское бюро, создавшее самолеты Пе-2, Пе-3, Пе-8 (ТБ-7). С ним работали Буяновер С.И. - главный конструктор прицельных устройств для сбрасывания бомб с Пе-2, Вильгрубе Л.С., Эрлих И.А. и др.

B КБ Туполева работали видные конструкторы и инженеры: Егер С.М., Иосилович Ц.Б., Минкнер К.В., Френкель Г.С, Стерлин А.Э., Стоман Е.К. Ими создан тактический пикирующий бомбардировщик Ту-2 и другие самолеты семейства Ту.

Среди тех, кто испытывал новую авиатехнику, можно назвать летчиков-испытателей Галлая Марка Лазаревича - Героя Советского Союза, заслуженного летчика-испытателя СССР. Барановского Михаила Львовича Гимпеля Е.Н., Изгейма А.Н., Кантора Давида Исааковича, Эйниса И.В. и других.

Производство боеприпасов
В начале войны все 7 химических заводов по производству пороха и ВВ, расположенные недалеко от границы, были захвачены немцами. Красной Армии нечем было стрелять. На первое время американцы поставили 370 тыс. тонн пороха.

Сталин выпустил из лагеря заключенного туда бывшего наркома вооружения Бориса Львовича Ванникова и назначил его наркомом боеприпасов. Под его руководством развернулись исследования по использованию новых источников для производства боеприпасов. Толуол получили из нефтехимического производства на Уфимском заводе.

Усилиями Московского НИИ боеприпасов особого бюро на заводе № 98, где директором был Давид Григорьевич Бидинский, и профессора Ю. Харитона (после войны – создателя атомной бомбы, академика) задача была решена. Начали выпускать боеприпасы, заводы, руководимые Д.Г. Бидинским, С.Г. Франкфуртом, Е.Д. Бердичевским, О.М. Беленьким, Б.З. .Окуневым, М.Б. Левиным, Н.Ш. Абелевым, Д.Р. Барским и др.
Горский Борис Львович был директором порохового завода,
Неустроев Семен Абрамович - директор завода боеприпасов.

Даже на артиллерийском заводе им. Ворошилова (директор Б.Н. Хазанов) выпустили 8 тыс. мин и 240 тыс. авиабомб. К работам подключили наркомат минометного вооружения и наркомат цветной металлургии. 42 % всего свинца для изготовления пуль и шрапнели давал Лениногорский полиметаллический комбинат, остальной свинец поставлял Чимкентский свинцовый завод.

Генерал Давид Вишневский и его ЦКБ создавали новые типы взрывателей. На заводах цветной металлургии за годы войны было изготовлено 13 млн. реактивных снарядов для “Катюш”, установленных на американские “Студебеккеры” с мощным двигателем (95 л.с.). Сами установки монтировал Московский завод “Компрессор”.

Гольдштейн В.В. - Директор Люберецкого завода сельхозмашин, выпускавшего боеприпасы
Генкин А.К. - Директор завода Уралсельмаш
Гончаров М.Н. - Директор завода им. Молотова
Копелиович М.С. - Директор завода №73
Эпштейн Я.И. - Директор завода “Автоприбор”
Баренблюм И.К. - Директор военного завода №58
Уфлянд А.И. - Директор военного завода №91
Барский Д.Р. - Директор военного завода №386
Брусиловский З.Э. - Директор военного завода № 607
Виттенберг А.С. - Директор завода им. Сталина НКНП
Глейзер А.И. - Директор завода “Идеал” №37
Кустанович В.К. - Директор военного завода № 658
Двинов Х.Я. - Директор военного завода № 10.
Тумаркин Ф. Ш-Б - Директор военного завода № 255
Андрачников Е.И. - Директор военного завода № 578
Бердичевский Е.Д.- Директор военного завода №4
Горелик Б.М. - Директор военного завода №5
Емельянов А.А. - Директор военного завода № 367
Лившиц А.Л. - Директор военного завода № 67

Судостроительная промышленность
Локшин Е.Я. - Директор Сосновского судостроительного завода, выпускал
военные катера. Работал в условиях блокированного Ленинграда
Соболев С.Л. - Директор Сосновского судостроительного завода №5, после Локшина
Симин А.Ф. - Главный инженер того же завода
Слуцкий И.М. - Директор судостроительного завода № 215
Угорский С.С. - Директор судостроительного завода №42
Минкин М.И. - Директор судостроительного завода № 236
Халанай И.А. - Директор судостроительного завода №198
Рубинчик Е.Э. - Директор завода “Красное Сормово”, подводные лодки

Автомобильная промышленность
Лифшиц - Гл. инженер ГАЗа, затем директор ГАЗа
Шварцбург П.И. - Директор Ульяновского автозавода
Лоттерштейн Х.С. - Главный инженер того же завода
Кацман А.Л. - Главный инженер УралЗиСа

За участие в разработке и выпуске новых видов боевой техники за годы войны 300 специалистов-евреев были удостоены Сталинской премии, 12 – звания Героя Социалистического труда, 200 – награждены орденом Ленина. Всего же орденами и медалями были награждены 180 тысяч евреев-инженеров, руководителей предприятий и рабочих.

Травля евреев после войны
После окончания войны отдел в СССР началась бурная деятельность по увольнению специалистов-евреев под лозунгом “борьбы с космополитизмом”. Можно представить себе состояние человека, отдавшего все силы и энергию для достижения победы и теперь лишенного работы, униженного, оскорбленного.

Одним из первых уволенных начальников Главных управления был генерал-майор инженерно-артиллерийской службы Наум Эммануилович Носовский, возглавлявший в годы войны артиллерийскую промышленность.

В июле 1947 г. уволили начальника Главного управления по производству боеприпасов Виктора Абрамовича Землеруба.
Известного строителя, начальника Управления строительства Беломорско-Балтийского канала Якова Давыдовича Рапопорта, награжденного пятью орденами Ленина, сняли со всех занимаемых постов.

Удалили из наркомата химической промышленности начальника Первого Главного управления С.Я. Файнштейна, несмотря на его большие заслуги. Уволили заместителей наркомов: авиационной промышленности – Соломона Мироновича Сандлера и цветной металлургии – Соломона Александровича Рагинского.

В авиапромышленности убрали всех директоров заводов еврейской национальности. Последним из них уволили директора Саратовского авиазавода Израиля Соломоновича Левина, награжденного двумя орденами Ленина и полководческой наградой – орденом Кутузова.

В наркомате минометного вооружения в 1958 г. осталось три директора завода из 40 директоров и главных инженеров, работавших в годы войны.

За период с 1947 по 1953 годы в оборонной промышленности было уволено более 50 евреев – генералов и адмиралов. Это коснулось и Героя Советского Союза начальника военно-инженерной академии генерал-полковника Котляра, а также ряда лиц высшего генералитета – Биновича (бронетанковые войска), С.Д. Давидовича – начальника НИИ танковой промышленности и ряда других.

Уволили в 1947 г. создателей промышленности боеприпасов генералов Д.Б. Бидинского, С.Г. Франкфурта, С.А. Невструева и др.

Среди уволенных оказались первые Герои соц. труда в артиллерийской промышленности генералы Л.Р. Гонор (которого арестовали в 1953г. и подвергли пыткам на допросах в МГБ) и А.И. Быховский, директора заводов Фрадкин, Хазанов, Шифрин, главный инженер Приволжского завода Олевский.

Директора завода № 69 – одного из ведущих в авиапромышленности, А.С. Котляра отдали под суд по ложному обвинению в финансовых махинациях.

В начале 1951 г. наркомат авиационной промышленности направил отделу машиностроения ЦК КПСС отчет о работе с кадрами, в котором сообщалось об увольнении 34 директоров и 31 главного инженера еврейской национальности.

Евреев увольняли и в других отраслях, например, автомобильной (П.И. Шварцбург, Б.М. Фиттерман и др.). Трагическая судьба у создателя танковой промышленности – наркома Исаака Мойсеевича Зальцмана.

Травля евреев продолжалась и после смерти Сталина. Евреев нигде не принимали на работу, а работающих увольняли. Из учебных институтов изгоняли маститых профессоров, доцентов, преподавателей. Не принимали евреев в аспирантуру.
“Пятый пункт” в паспорте закрывал дорогу к работе и творческой жизни.

Огромен вклад евреев в восстановление и организацию новой оборонной промышленности в годы войны, о чем умалчивают и в СССР и в РФ. Без совершеннного вооружения победа в войне была бы невозможна. Заслуга евреев в создании оборонной промышленности СССР должна войти в историю второй мировой войны.

Литература:
И.Циперфин "Передать потомкам правду о войне". журнал "Алеф" #983
Мининберг Л. Советские евреи в науке и промышленности СССР в период Второй мировой войны (1941- 1945). Москва. 1995.
Иосиф Кременецкий ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЕВРЕЕВ В СССР.
http://www.usfamily.net/web/joseph/evr_v_prom_sssr.htm

Приложение.
Государственный антисемитизм в СССР. Дело евреев-инженеров Московского автозавода имени Сталина

Р.А. Руденко и И.А. Серов - в ЦК КПСС о частичной реабилитации работников московского автозавода, осужденных за участие в так называемоц еврейской антисоветской националистической группе
01.08.1955

ЦК КПСС
В ноябре 1951 года Военной Коллегией Верховного Суда СССР осуждены к разным мерам наказания 41 человек бывших руководящих работников Московского автозавода имени Сталина и Министерства автотракторной промышленности СССР, в том числе:

Эйдинов А.Ф. - помощник директора Московского автозавода имени Сталина;

Фиттерман Б.М. - главный конструктор Московского автозавода;

Гольдберг Г.И. - главный конструктор по электрооборудованию Московского автозавода;

Шмидт А.И. - заместитель начальника производства автозавода;

Генкин Б.С. - пом. министра автотракторной промышленности СССР и другие, из которых 11 человек осуждены к расстрелу.

Все осужденные были признаны виновными в том, что, являясь участниками еврейской антисоветской националистической группы, действовавшей на Московском автозаводе, во главе с Эйдиновым проводили подрывную работу.

Эйдинов и ряд других лиц, осужденных по этим делам, признаны виновными также и в том, что они были связаны с американскими шпионами и саботировали организацию здравоохранения рабочих.

При рассмотрении дел в Военной Коллегии Верховного Суда СССР большинство арестованных умышленную вредительскую деятельность на автозаводе отрицало.

В поданных в 1952-1955 гг. жалобах осужденные Фиттерман, Коган, Гольдберг и другие свою вину категорически отрицают и утверждают, что в результате незаконных методов следствия они в 1950 году давали ложные показания.

Проверка, произведенная Прокуратурой СССР и Комитетом государственной безопасности при Совете Министров СССР, показала, что Эйдинов, Шмидт, Фиттерман и другие были осуждены по недостаточно проверенным материалам.

Обвинение Эйдинова, Шмидта и некоторых других в том, что они были связаны с американскими шпионами и способствовали им в сборе секретных материалов о Московском автозаводе, было основано на том, что еврейские писатели Персов и Айзенштадт (Железнова) несколько раз посетили автозавод, где беседовали с некоторыми евреями о работе завода.

Проверкой установлено, что Персов и Айзенштадт, как корреспонденты Еврейского антифашистского комитета, с разрешения Эйдинова действительно несколько раз были на автозаводе и, составив несколько очерков о жизни и достижениях евреев, работавших на заводе, опубликовали их в американской прессе. Но по своему характеру эти очерки секретных данных не содержали и антисоветскими не являются.

Обвинение осужденных в антисоветской клевете на национальную политику КПСС и советского правительства основывалось только на их личных показаниях, от которых осужденные, отбывая наказание в лагере, отказались.

Допрошенные в ходе проверки свидетели, в присутствии которых, как ранее утверждали осужденные, они вели антисоветские националистические разговоры, никаких показаний об антисоветской деятельности осужденных не дали.

Не подтвердилось в ходе проверки обвинение Эйдинова и других и в том, что они являлись участниками антисоветской группы.

Следствие по делам на бывших работников автозавода имени Сталина и Министерства автотракторной промышленности СССР велось с грубым нарушением социалистической законности.

Допрошенный в процессе проверки бывший помощник начальника Следчасти по особо важным делам МГБ СССР Соколов показал, что «...до начала допросов следователи, выделенные для ведения дела, были вызваны к Абакумову, который дал указание допрашивать арестованных о шпионской, вредительской и националистической деятельности. В этом направлении велись допросы и соответственно этому же указанию предъявлялось обвинение».

Вместе с этим проверка показала, что на Московском автозаводе имени Сталина в течение ряда лет существовала порочная практика в области планирования производства, недостаточного использования производственных мощностей завода, резервирования готовых автомобилей в незавершенном производстве, запуска автомобилей в серийное производство без соответствующих испытаний и незаконного расходования материальных ценностей.

Проверкой также подтверждено, что Эйдинов в период его работы на автозаводе группировал вокруг себя лиц преимущественно еврейской национальности из числа руководящих и инженерно-технических работников, которые в силу своих корыстных и карьеристических побуждений отрицательно влияли на работу и допускали расхищение государственных средств.

В связи с изложенным Прокуратурой СССР и Комитетом государственной безопасности при Совете Министров СССР принято решение внести в Верховный Суд СССР протесты с предложением переквалифицировать состав преступления следующим лицам:

1. Пом. директора автозавода Эйдинову, директору комбината общественного питания автозавода Персину, нач. медсанчасти автозавода Самородницкому, директору столовой автозавода Файману, зам. нач. прессового цеха автозавода Вайсбергу, зам. нач. материально-технического отдела автозавода Добрушину и нач. отдела труда и зарплаты автозавода Лисовичу на ст[атьи] 109 и 111 УК РСФСР, т. е. должностные преступления, которые этими лицами были совершены, и дела в отношении их на основании Указа «Об амнистии» прекратить.

2. Дела в отношении нач. цеха коробки скоростей автозавода Майнфельд, главного конструктора по автоэлектрооборудованию автозавода Гольдберга и пом. министра автотракторной промышленности СССР Генкина прекратить за отсутствием в их действиях состава преступления,

3. На остальных осужденных прекратить дела за недоказанностью предъявленного им обвинения.

Генеральный прокурор Союза ССР

Р. РУДЕНКО

Председатель Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР

Чл[енам] Президиума] ЦК, Секретарям] ЦК. Согласен.

Н. Хрущев.

Без оформления [протокольного решения].

Сообщено т. Руденко.

АП РФ. Ф. 3. Оп. 32. Д. 18. Л. 7-11. Подлинник.

Страница 6 из 11

Глава 14
НАРКОМ ТЯЖЕЛОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

В 1937 году, после смерти незабвенного нашего тов. Серго Орджоникидзе, я был утвержден народным комиссаром тяжелой промышленности, в первые месяцы с освобождением от обязанностей наркома путей сообщения, но в начале 1938 года, в связи с вновь возникшими трудностями на железных дорогах, меня вновь назначили народным комиссаром путей сообщения с оставлением меня народным комиссаром тяжелой промышленности. Это было тяжелое совместительство!

За годы первой и второй пятилеток наша промышленность гигантски выросла, она перевыполнила план Второй пятилетки. Наибольший рост дала тяжелая промышленность, которой партия и правительство обеспечивали преимущественное развитие. Однако при общем выполнении плана тяжелой промышленностью на 122% план по чугуну, углю и нефти не был выполнен. Наряду с огромными успе"хами и опережением по темпам роста других стран, в том числе и по чугуну, углю и нефти, мы все еще отставали в экономическом отношении и имели серьезные недостатки в использовании мощностей и освоении вновь построенных предприятий.

Соответственно ЦК и решал организационные вопросы. Так, например, по Наркомату тяжелой промышленности в 1937 году были выделены из Наркомтяжпрома два новых наркомата: Наркомат машиностроения и Наркомат оборонной промышленности, что укрепляло наши позиции и в области хозяйственной, и в области обороноспособности нашей Родины. В 1939 году из этих Наркоматов тяжелой промышленности выделился еще ряд наркоматов - можно себе представить, какой это был действительно «тяжелый» наркомат, когда им руководили такие выдающиеся деятели нашей партии, как Дзержинский, Куйбышев и Орджоникидзе.

Во второй половине 1937 года я был назначен наркомом тяжелой промышленности Советского Союза. Тяжелая промышленность продолжала расти быстрыми темпами, и в то же время отставали некоторые отрасли, в особенности освоение новых мощностей и новой техники. И здесь, в промышленности, сказывалось вредительство и борьба все еще шла за ликвидацию последствий этого вредительства.

Наряду с улучшением и ускорением хода нового строительства и ввода новых мощностей по чугуну, стали и прокату Коллегия Наркомтяжпрома развернула большую работу по разработке и внедрению технических новшеств и научно-технически подготовленных и разработанных рационализаторских предложений, дающих интенсификацию производства и наращивание мощностей на действующих предприятиях. Например, в 1938 году началось строительство доменной печи и кислородной установки, тогда уже было подсчитало, что производительность доменных печей при работе на кислородном дутье может быть увеличена в два раза; тогда же была разработана поверхностная закалка металла (профессор Вологдин и Гевелинг), что меня особенно заинтересовало в связи с тем, что применение, например, такой закалки стыков рельсов резко уменьшит износ рельсов в пути. По этому вопросу Вологдин был частым гостем у меня. Разрабатывался вопрос о применении бесслитковой прокатки, что должно увеличить производительность прокатных станов и т.д. и т.п.

Важное место занял такой прогрессивный вопрос, как пересмотр существовавшей специализации станов для обеспечения народного хозяйства прокатом высококачественных профильных и ходовых сортов металла. Это дело и в дальнейшем приковывало внимание металлургов, да и сейчас оно недоделано и имеются большие недостатки. При специализации станов необходимо было не допустить, чтобы это приводило к усугублению встречных и дальних перевозок металла. Все эти и другие мероприятия теснейшим образом были связаны с Третьим пятилетним планом в области черной металлургии.

Особое место занимала забота о подъеме промышленности цветной металлургии (медь, свинец, олово, алюминий, золото, редкие металлы и проч.), имевшей не только хозяйственное, но и важнейшее оборонное значение. С разрешения ЦК я выехал на Урал, ознакомился с состоянием предприятий тяжелой промышленности, в особенности усердно изучал медную, золотую промышленность, которую я Мало знал, и в заключение участвовал и выступил на указанном совещании.

Должен сказать, что если по металлургической и угольной промышленности я был более подготовлен всей предыдущей моей работой на Украине, в Екатеринославе, в Донецком бассейне и в последующем в ЦК ВКП(б) мне больше приходилось заниматься ими, то по химии, геологии, электростанциям, цветным металлам, по нефти мне пришлось «грызть гранит этой науки» с особым напряжением. Но, как всегда, партийному работнику помогает изучение дела непосредственно на месте, на предприятиях, в беседах и на совещаниях с рабочими, с инженерами и руководителями, с коммунистами, хотя этого было недостаточно, - приходилось брать уроки у крупных специалистов и из учебников. Особенно помогал дотошный разбор вопросов на совещаниях, активах, собраниях коммунистов и рабочих, когда удавалось расшевелить, раскачать критику и самокритику, раскрывающую нутро вопроса.

Особое внимание было обращено на геологию, было созвано широкое совещание геологов. Во главе геологов стоял такой замечательный крупный ученый, глубоко партийный человек, как Губкин Иван Михайлович. Мне лично частое общение с тов. Губкиным и посещение его управления особенно помогло познать, понять значение геологии, которой я всегда старался всемерно помогать, сохраняя свое глубокое уважение к геологам.

В Наркомтяжпроме большое и почетное место занимала топливная промышленность: угольная, нефтяная и торфяная - это были самые трудные отрасли тяжелой индустрии. В моей работе они заняли особо большое место, когда я был назначен наркомом топливной промышленности (опять по совместительству с работой наркома путей сообщения).

Должен подчеркнуть, что с шахтерским тяжелым трудом я близко соприкасался еще в дореволюционное время и проникся глубоким уважением и любовью к шахтерам и пониманием особенностей угольной промышленности. Кроме того, работая на Украине генеральным секретарем ЦК КП(б)У, затем секретарем ЦК ВКП(б), я по поручению ЦК непосредственно занимался угольной промышленностью, выезжал часто в Донбасс, Кузбасс и другие бассейны, и особенно в Подмосковный бассейн, которым я занимался как секретарь ЦК. Начиная с 1930 года ЦК и по его поручению МК особенно занялись делом развития Подмосковного угольного бассейна. Хотя его угли по качеству ниже донецких, но зато они ближе к месту потребления и при правильном теплотехническом режиме они, как это показала последующая практика, дают хороший эффект. Необходимо было преодолеть консерватизм и сопротивляемость московских потребителей и, главное, коренным образом реконструировать отсталый полукустарный Подмосковный бассейн.

В 1937 году угольная промышленность не выполняла плана добычи угля и в Донбассе, и сразу же после назначения нарком-тяжпромом я выехал в Донецкий бассейн. Совместно с обкомом партии, его секретарем Щербаковым были приняты организационно-хозяйственные мероприятия по улучшению работы шахт и рудоуправлений; были созваны партийными, профсоюзными и хозяйственными организациями слеты передовых шахтеров, охватившие по всему Донбассу около пятнадцати тысяч человек.

Усилиями шахтеров и парторганизаций мы в дальнейшем получили рост добычи угля в Донбассе и в других бассейнах. Улучшилась организация цикличности. Мы изучали положение по каждому тресту Донбассугля и принимали конкретные меры с учетом особенностей трестов. В результате добились того, что большинство трестов план выполняли и даже перевыполняли.

В июне 1938 г. был созван в Донбассе актив работников угольной промышленности. В результате этого актива и проведенного разбора положения по каждому тресту в отдельности, а в тресте - по крупным шахтам, были разработаны конкретные мероприятия, которые были рассмотрены и приняты Коллегией Наркомтяж-прома. Для устойчивости руководящих кадров шахт и укрепления их уверенности я после совещания в течение нескольких дней принял всех заведующих шахтами Донецкого бассейна и выдал каждому документ за подписью наркома об утверждении каждого из них заведующим шахтой, которого может освободить только нарком. Эту практику совещаний и разбора по каждому тресту мы распространили на все другие бассейны с вызовом в Коллегию Наркомтяжпрома, а затем Наркомтопа руководителей угольных трестов, иногда с участием некоторых заведующих шахтами и стахановцев - заслушивали их доклады и разрабатывали конкретные мероприятия по каждому из них.

По поручению ЦК была выделена комиссия под председательством Л.М. Кагановича, которая рассмотрела и окончательно доложила Политбюро проекты и по другим бассейнам. В октябре 1938 г. были приняты постановления ЦК и СНК о работе комбинатов и трестов «Кузбассуголь», «Москвауголь», «Урал-уголь», «Карагандауголь», «Востсибуголь», «Средазуголь», «Тквибулуголь» и «Ткварчелуголь». Эти постановления имели большое значение для всего дальнейшего развития угольных бассейнов. В мае 1939 г. ЦК ВКП(б) и СНК приняли решение, поставившее угольную промышленность в лучшее положение по материально-техническому обеспечению. Наркоматам было предписано выполнять заказы угольной промышленности наравне с военными заказами. Принятым Оргбюро ЦК постановлением было усилено внимание и помощь обкомов, ЦК нацкомпартий и всех местных организаций угольной промышленности. В ноябре 1939 г. ЦК в своем постановлении об улучшении партийно-политической работы в массах на шахтах Донбасса установил институт парторгов ЦК на крупных шахтах (около 100 шахт). Третьим пятилетним планом по угольной промышленности было предусмотрено постепенное изменение географии добычи угля и изживание ее неравномерности, когда Донбасс, имевший 5,4 % запасов угля в СССР, добыл в 1938 г. 58,9 % всей добычи угля по Союзу. Намеченный план увеличения добычи угля в новых районах, центральных и дальних, в том числе на открытых месторождениях и притом и бурых углей начал уже осуществляться в 1938 и 1939 годах. Это нашло свое выражение в конкретных цифровых заданиях по каждому бассейну в отдельности и в их выполнении. Соответственно было намечено строительство 573 шахт мощностью 166 млн т - в два раза больше, чем во Второй пятилетке. Намечалось строительство шахт и в таких районах, которые ранее не были известны, например в районе Чкалова - 10 шахт, Мангышлаке и т.п. Ускорилось строительство шахт - была поставлена задача строить шахту не 5-6 лет, а 10 месяцев, и в 1939 г. в Донбассе уже было построено несколько шахт за 10 месяцев. Важное значение в этом отношении имело ускорение проходки стволов и внедрение новой машины, уже сконструированной. Развернулась работа по ликвидации однобокости механизации добычи угля, за комплексную механизацию и внедрение новых, современных машин, особенно комбайнов, производящих и зарубку, и повалку угля.

В Третьей пятилетке (1939 г.) шире развернулась работа по распространению цикличного метода работы, являющегося самым передовым коллективным стахановским методом работы. Борьба за цикличность была нелегкой, но с улучшением организации и комплексной механизации она пробивала себе дорогу все шире и глубже. Важное значение имели кадры рабочих, их устойчивость, квалификация, а также инженерно-технические и руководящие кадры, их подготовка, правильный подбор и использование и создание им необходимых условий. В 1939 году решением ЦК Правительство наградило большую группу шахтеров и работников угольной промышленности.

Следуя большевистскому правилу поддерживать все новое, положительное, Наркомтоп занимался таким новым делом, как подземная газификация углей, которая, по выражению Ленина, означает «переворот в промышленности». Газовая промышленность лишь начинала создаваться на основе введения в эксплуатацию первых месторождений природных газов. Мы ее не могли тогда широко развить из-за отсутствия труб большого диаметра и вообще нехватки труб даже для нефтяной промышленности.

Упомяну еще тот вид топлива, который, может быть, не столь «почетно» звучит, но имевший и сегодня имеющий важное значение в жизни страны - это торфяная промышленность. Нар-комтяжпром ею усиленно занимался и поддерживал ее и материально и морально, и особенно в ее механизации и изжитии сезонности, внедрении искусственного обезвоживания торфа и облегчении труда скромных, самоотверженных торфяников. Исключительное значение нефтяной промышленности общеизвестно - я особенно ощутил остроту этого дела, занимаясь в ЦК вопросами сельского хозяйства. Каждодневно я убеждался в том, что не может быть механизированного сельского хозяйства, тракторов, комбайнов, автомашин без нефтепродуктов, как и вообще всей современной индустрии. Но с производством и добычей нефти я был мало знаком, поэтому, придя в Наркомтяжпром, после поездки в Донбасс, я, по совету тов. Сталина, отправился в Баку, чтобы на месте пройти первый курс обучения у рабочих, инженеров и руководящих бакинских нефтяных работников.

Баку - это крупнейший и основной центр нефтяной промышленности, богатый славными революционными традициями. Я изучал нефтяную промышленность, побывал на всех бакинских промыслах и заводах, беседуя с рабочими, инженерами и проводя промысловые и заводские совещания активов, на которых самокритично вскрывались недостатки в эксплуатации и в бурении. Вместе с ЦК Компартии Азербайджана были проведены деловые совещания в Азнефти, на которых рассмотрели результаты проверки и претензии к наркомату. Выводы и разработанные совместно с партийными органами мероприятия по улучшению работы Азнефти и выполнению нефтяной промышленностью плана добычи нефти и его заводской переработки были очень ценные.

Я познакомился с кадрами, среди которых было много талантливых молодых инженеров, которые потом выдвинулись на крупную руководящую работу во вновь созданный Наркомат нефтяной промышленности, наркомом которого я был назначен, - Каламкаров, Байбаков, Евсеенко, Поповии, Беленький и другие. На месте были разработаны мероприятия по улучшению бытовых условий и повышению зарплаты рабочих-нефтяников. ЦК Компартии Азербайджана и Заккрайком партии приняли решение об улучшении и усилении партийно-политической и профсоюзной работы в соответствии с указаниями ЦК ВКП(б).

Должен особо подчеркнуть и ту большую помощь, которую оказывал ЦК Азербайджанской компартии и Закавказский крайком партии (в частности, Багиров и Берия), которые тогда активно включились в дело подъема бакинской нефтепромышленности.

Мое конкретное изучение действительности в Баку серьезно помогло мне в проведении созванного наркоматом Всесоюзного совещания нефтяников в Баку, которое имело большое значение для дальнейшей работы и развития нефтяной промышленности. Открывая совещание, я объяснил, почему мы собрали Всесоюзное совещание не в Москве, а в Баку. «Во-первых, - сказал я, - лично я стремился быть на месте, в Баку, чтобы, как говорится, рукой пощупать, посмотреть живых, работающих на нефти людей, а также оборудование, промыслы, заводы. Чтобы руководить, я должен изучать, и я учусь у любого, у каждого - от большого до малого. Учусь, конечно, не для того, чтобы все время учеником оставаться; учусь для того, чтобы взятое мною по нефтяной промышленности (так же, как и по металлу, по углю, по меди, по золоту и прочее) сочетать со своими знаниями в других областях и кое-чему поучить своих учителей. Я надеюсь, что собравшиеся здесь работники всех нефтяных районов страны сумеют честно вскрыть недостатки, без самобичевания, по-деловому; уверенно, глубоко и вдумчиво помогут нам всем разобраться в наших слабостях и недостатках, в последствиях вредительства и наметить практические меры полного оздоровления нефтяной промышленности». Должен сказать, что большую деловую помощь мне оказал тов. Сталин, как человек давно знающий нефтяную промышленность и ее главный центр - Баку. Когда я уезжал в Баку на Всесоюзное совещание, он дал мне ряд советов не только по общим, но и по технико-экономическим вопросам. На этом Всесоюзном совещании, на котором собрался цвет нефтяников, были разработаны важные и крупные вопросы и мероприятия по улучшению эксплуатации нефтескважин, осуществлению строгого технологического режима скважин.

Важное значение имела разработка вопроса о внедрении метода вторичной эксплуатации нефтяных скважин вместо забрасывания и списывания их как якобы исчерпавших свои нефтяные возможности. Важным было также скорейшее внедрение в бурении крупного для того, да и нынешнего времени изобретения, дающего большой эффект, - турбобура.

По нефтеперерабатывающим заводам острой была задача увеличения вы>одов бензина и других светлых нефтепродуктов, по улучшению качества нефтепродуктов, особенно высококачественного бензина, по внедрению новых видов крекингов и по скорейшему окончанию строящихся нефтеперерабатывающих заводов: Орского, Уфимского, Московского и Саратовского. Не менее важное значение приобрело улучшение геологической работы в нефтяной промышленности, по которой было особенно много споров на совещании, так как некоторые геологи, говоря железнодорожным языком, проявляли «предельчество» в своих доводах и расчетах мощности скважин и возможностей выкачки нефти.

За две недели, которые я провел в Баку, я многому научился, я не просто усвоил, а, так сказать, переработал в своем мозгу и душе.

Разобравшись в общем положении дел, мы установили, что нефтяная промышленность за 10 лет - с 1928 года по 1937 год - давала среднегодовой прирост 15 % в год, что обеспечило механизацию в народном хозяйстве, и особенно в коллективизированном сельском хозяйстве.

Но в то же время ощущалась диспропорция, выражающаяся в отставании нефтяной промышленности от развития механизации в стране, в особенности в сельском хозяйстве, что серьезно сказывалось в период посевной и уборочной кампаний.

Развитие новых нефтяных районов страны на Востоке, в особенности таких перспективных, как Башнефть и других, поставило задачу их всемерного освоения и максимального развития. Но в то же время необходимо было все время помогать остающемуся сегодня, в 1938 году, основным центру обеспечения страны нефтепродуктами - Бакинскому, имеющему 29 % запасов нефти, но дающим 75 % добычи и переработки нефти по Союзу. Конкретные задачи и мероприятия по подъему и развитию добычи и переработки разрабатывались по каждому нефтяному району: Грозному, Майкопу, Эмбанефти, Дагнефти, Башнефти, Прикамнефти, Востокнефти, Туркменнефти, Узбекнефти, Грузнефти. Кроме того, необходимо было форсировать геолого-разведочные работы на Волге, где, по данным геологов, имелась большая нефть, в Сибири, на Ухте и т.д.

Но пока мы создавали «второе Баку» на Востоке, главными оставались мероприятия по увеличению добычи и переработки нефти в нашем замечательном кормильце - в славном революционном Баку, от которого ЦК и Правительство требовали прежде всего выполнения плана 1938 года. Были разработаны мероприятия по выполнению плана 1938 года, являющиеся в то же время и мероприятиями, обеспечивающими выполнение Третьего пятилетнего плана и нового мощного подъема нефтяной промышленности. В своем выступлении на совещании в Баку я говорил: «Мы должны ясно установить, что, собственно, лежит в основе неустойчивости добычи и какой фундамент, какие кирпичи мы должны закладывать для того, чтобы мы не только вырвались (можно ведь на месяц вырваться, а потом опять отстать), - нам не это нужно, нам нужно устойчивое выполнение плана. Должен вам сказать, что к разработке мероприятий я всегда подхожу с большим напряжением. Некоторым кажется так, что вот нарком, ему власть дана, да к тому еще он и секретарь ЦК, да вообще, одним словом, он человек не из пугливых, вот он, значит, и начнет нажимать. Это ошибочное представление, товарищи. Нефть очень серьезное, глубокое дело. Вообще любое дело, если ты добросовестно хочешь к нему подойти, не по бумажке, не по-канцелярски, любое дело представляет из себя сложный лабиринт, в котором надо прежде всего разобраться. По мере моих сил я старался разобраться. Я ставлю перед вами те вопросы, в которых я уверен, что я разобрался. Те же вопросы, в которых я не разобрался, я и ставить сейчас не буду перед вами. Я выступаю не как пропагандист, не как дискуссант. Я выступаю перед вами как нарком, директивы которого потом, после обсуждения, станут обязательными для вас, и поэтому я говорю только то, в чем я уверился, что эти вопросы можно и нужно поставить на этом совещании и решить их. Первое и решающее условие, создающее устойчивость или неустойчивость в добыче, - это соотношение между фонтанной добычей и механизированной добычей. Или мы будем работать как рвачи - сегодня урвали, а там хоть трава не расти, как многие работают, или мы будем работать как серьезные государственные люди, понимающие, куда дело идет, - как надо организовать добычу, чтобы она не зависела только от «Богом посланного» фонтана, бьющего нефтью, без всякой помощи механизма. Фонтанная добыча неустойчива, сегодня бьет фонтан, а завтра может перестать, а между тем фонтанная добыча растет, а удельный вес механизированной добычи уменьшается. Это не значит, что фонтаны нужно искусственно придерживать, но это значит не допускать легкомысленного отношения к механизированной, устойчивой добыче. Не идти по линии наименьшего сопротивления, когда люди ищут легких хлебов, - появился фонтанчик, зачем же мне, дескать, возиться с поддержанием работы старой скважины, да еще дающей всего две-три тонны? Не лучше ли ее вовсе «списать» - и с плеч долой. А ведь все дело в том, что зачастую дает она всего две-три тонны из-за того, что «хозяин» ее не промывает, не подымает, не ремонтирует, вот она-то, «божья коровка», и молочка - нефти не дает. Отсюда и преступно-легкомысленная практика массового «списывания», ликвидации многих действующих скважин. Поэтому первое, что мы требуем, - это действительно на деле, а не словесными приветствиями ввести 2300 скважин в действие, составить график ввода, обеспечить оборудованием, в первую очередь за счет ремонта старого, обеспечить людьми и пустить в ход. Я понимаю, что это дело сложное, оно связано со строительными работами, новыми расчетами по труду, но это все выполнимое дело. И вы обязаны действовать, а не только «приветствовать». Пока что не пахнет даже решимостью, напряжением воли, организацией дела, но имейте в виду, что мы будем строго проверять исполнение.

Я знаю, что многие из слушающих меня думают: «Хорошо поешь, товарищ нарком, а оборудования не даешь». Я этот вопрос не обойду, а скажу вам: то, что.вы не сумеете отремонтировать, мы вам дадим, а пока знаю: из-за оборудования у вас стоят всего 642 скважины, а в ожидании ремонта - 1100 скважин, в ожидании электроэнергии - 164 и в ожидании «обследования» - это псевдоним «смертного приговора» - 584 скважины. Как видите, главное здесь не в оборудовании, а в бесхозяйственности. Ликвидируйте ее, и вы оживите много скважин, создадите большую ус-. тойчивость в добыче и измените соотношение между фонтанной добычей и механизированной.

Но вот здесь и начинается главная работа в эксплуатации». Остро был поставлен вопрос об увеличении выхода нефти из скважины. Когда в Грозном мне геологи и инженеры говорили, что таков, мол, технологический режим, я им отвечал, что у вас плохой режим, уж ежели мы уничтожили царский режим, то мы сможем улучшить и ваш отсталый технологический режим. На совещании были разработаны меры улучшения этого технологического режима. Хотя нефтяная промышленность отличается от угольной, но на совещании было уделено внимание внедрению цикличности и в нефтяную промышленность. Значительное место и внимание было уделено работе геологов как по эксплуатационной линии, так особенно в бурении. Бурение выпятилось как важнейший вопрос, решающий расширенное воспроизводство добычи нефти. Среди бурильщиков были замечательные образцы стахановской работы. В качестве важнейшей была заострена задача более широкого внедрения стахановских методов работы, и особенно сокращения аварий, которых было немало. Часто бывали и такие аварии, когда после того, как пробурились 1500 метров в глубину, оставалось 50 или даже 10 метров и вдруг авария - и пропала не только работа, но и трубы. В 1937 году таюш путем было потеряно в скважинах 65 тысяч метров труб. И здесь, как и на железнодорожном транспорте, я столкнулся с «предельческим» противопоставлением качества бурения его скорости, тогда как стахановцы-бурильщики доказали на практике полное сочетание качества и безаварийности с новой стахановской скоростью. Естественно, что все эти и другие вопросы, в том числе и о цикличности бурения, были заострены на совещании, в том числе и в моем выступлении, особенно о внедрении новой техники в бурении и о замечательном изобретении - о турбобуре, говорился и ставился вопрос и о морской добыче, и об углублении скважин.

О всех мероприятиях и о совещании я доложил Политбюро ЦК партии, которое их одобрило. Впоследствии наркомат был разделен на угольную и нефтяную промышленность, был создан самостоятельный Наркомат нефтяной промышленности, наркомом которого я был назначен опять по совместительству с НКПС.

Народный Комиссариат Тяжелой Промышленности. Наркомтяжпром. 1934-1936. Часть 2

Конкурсный проект Ивана Леонидова

_______________________

Я считаю, что этот проект самый удачный из всех представленных на протяжении 2-х конкурсов. Почему? По нескольким причинам:


  • Это самый выразительный проект по моему мнению. Композиция составлена из большой платформы-подиума, который можно использовать как трибуны при демострациях, и высотной доминантой из трёх башен. С разных ракурсов башни всегда образуют хорошее композиционное подчинение к общей идее.
  • Это единственный из проектов, который рассматривает связь нового здания с исторической застройкой Москвы. По этому поводу И.Г. Лежава называет Ивана Леонидова архитектором, включившим себя две эпохи: модернизм и постмодернизм. По сути Леонидов становится первым представителем постмодернизма, заметно опережая исторический ход событий и взглядов. Эль Лисицкий , анализируя результаты конкурса, назвал Леонидова "единственным, кто стремится найти единство "Кремль – собор Василия Блаженного – новое здание ".
  • Проект отличает невероятная ценность с точки зрения пропорций. При этом Леонидов не пользовался никакими построениями пропорций, он, видно, их чувствовал.
  • Проект чист и с стилистической точки зрения. Это единственный проект в конкурсах, где были соблюдены ВСЕ правила конструктивизма, что положительно выделяет проект на фоне других.
Поэтому я и посветил всю статью только одному проекту.

Вот как сам Леонидов охарактеризовал свой проект: (из пояснительной записки)

"Я считаю, что архитектура Кремля и Василия Блаженного должна быть подчинена архитектуре Дома Наркомтяжпрома, а само здание НКТП должно занять центральное место в городе.
Исторические мотивы должны быть композиционно подчинены принципу художественного контраста этому ведущему объекту…

В проекте центром композиции являются высотные башни, выбор которых обусловлен соображениями функциональными и архитектурными (требование стройности, композиции, движения, пространственности, величины). Низкие части здания (зал, трибуны, выставки, задний корпус) по своей высоте отвечают окружающей архитектуре и композиционно строятся в ограниченном контрасте нижнего плана.
Башен три. Первая – прямоугольная в плане, с легким пространственным верхом, обращена фасадом на Красную площадь. Верх башни стеклянный, с подвесными террасами металлической конструкции (нержавеющая сталь).

Круглая башня задумана, как контрастирующая первой, живописная по форме и обработке. Башня обработана террасами-трибунами. Материал – стеклянный кирпич, что дает возможность сохранить цельность формы используя фактурные эффекты необычайного материала… Ночью башня будет выделяться своим светлым силуэтом с едва заметной сеткой конструкции и темными пятнами террас-трибун.
Третья башня задумана пространственной в плане, простой и строгой в фасадах.
Красная площадь делится на две террасы, находящиеся в разных уровнях, что дает возможность при военных парадов добиться новых эффектов (например, пустить в одной плоскости танки, в другой кавалерию…)
Террасообразный принцип решения площади обеспечит и хорошую видимость Мавзолея."

Три разные по высоте и силуэту башни, соединенные между собой на разных высотах переходами должны были быть видны со всей Москвы и её окраин. По вечерам одна из башен, с полностью стеклянным фасадом, создавала бы космическое зрелище.

Дом Наркомтяжпрома Леонидов создал в период, когда с ним уже боролись. Боролись не просто с Леонидовым, а с "леонидовщиной", ставшей в 30-е страшным ругательством. Означало оно, как писал журнал "Искусство в массы", "слепое подражание западным образцам, фетишизм архитектурных форм, развивающихся независимо от классовой борьбы, и игнорирование вопросов экономичности сооружений".

Я думаю, никакие слова не смогут сравниться с выразительностью самого проекта.

Председатель ВСНХ СССР (1930 - 1932)
Народный комиссар тяжелой промышленности СССР (1932-1937)

Родился в западной Грузии, в обедневшей дворянской семье. В 1898 г. окончил двухклассное училище в селе Харагаули, в 1905 г. - фельдшерскую школу при городской Михайловской больнице.

Работал фельдшером на нефтяных промыслах. Принимал участие в Октябрьской революции 1917 г. В годы Гражданской войны находился на руководящей работе в армии, один из организаторов разгрома Деникина.

С 1922 г. 1-й секретарь Закавказского, с 1926 г. Северокавказского крайкомов РКП (б).

В 1926-1930 гг. председатель ЦКК ВКП (б), нарком РКИ и заместитель председателя СНК СССР.

Г.К. Орджоникидзе принадлежит ключевая роль в осуществлении индустриализации СССР. Создание первых гигантов индустрии - Магнитки и Кузнецка, Балхаша и Уралмаша, Горьковского автозавода и Волгоградского тракторного - связано с его именем.

Нарком курировал строительство крупнейших в стране машиностроительного завода «Сибкомбайн» (позже «Сибсельмаш»), завода горного оборудования (авиационный завод им. Чкалова), горно-химического комбината «Апатит», Воскресенского химического комбината, завода «Ростсельмаш», Московского станкостроительного завода, получившего позже имя Орджоникидзе и многих других предприятий.

По итогам 1931 года общий прирост народного хозяйства составил 21 % к уровню 1930 года. Ряд отраслей выполнили задание первого пятилетнего плана, ряд - перевыполнили. Против плановых показателей было удвоено производство вагонов, увеличено в 1,3 раза производство тракторов, имелся рост в электротехнической промышленности, превышено плановое задание по добыче нефти.

Однако во втором пятилетнем плане среднегодовые темпы прироста промышленной продукции снизились. Орджоникидзе стремился учесть просчеты, предполагал расширить выпуск продукции народного потребления. Но на Наркомате тяжелого машиностроения, который он возглавлял, лежали оборонные заказы, приходилось загружать заводы «гражданского» машиностроения заказами военного ведомства.

Часто чисто производственные проблемы нарком вынужден был решать в условиях всеобщей подозрительности, нарастания политической напряженности, кадровых чисток, которые касались, в первую очередь, экономических наркоматов. Под ударом оказалось большое количество сотрудников его ведомства.

В 1936 г. был арестован старший брат Орджоникидзе. На февральско-мартовском (1937 год) пленуме ЦК ВКП (б) планировался доклад Г.К. Орджоникижзе. За пять дней до пленума 18 февраля 1937 г. он умер от инфаркта (по официальной версии).

Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Красного Знамени, Красного Знамени Грузинской ССР.

    - (Минтяжстрой СССР) Печати … Википедия

    - (наркомат) в Советском государстве (в РСФСР, в других союзных и автономных республиках, в СССР) в 1917 1946 годах центральный орган исполнительной власти, ведающий управлением в отдельной сфере деятельности государства или в отдельной отрасли… … Википедия

    Народный комиссариат оборонной промышленности один из центральных органов управления в СССР, действующий с декабря 1936 до января 1939, контролировавший производство оборонной промышленности. Содержание 1 История 2 Руководство 3 Структура … Википедия

    Один из центральных органов управления в СССР, действующий с декабря 1936 до января 1939, контролировавший производство оборонной промышленности. Содержание 1 История 2 Руководство 3 Структура … Википедия

    Наркомат, в Советском государстве в 1917 46 центральный орган государственного отраслевого управления. Первые наркоматы были образованы постановлением «Об учреждении Совета Народных Комиссаров», принятым 2 м Всероссийским съездом Советов… …

    Авиационная наука и техника В дореволюционной России был построен ряд самолётов оригинальной конструкции. Свои самолёты создали (1909 1914) Я. М. Гаккель, Д. П. Григорович, В. А. Слесарев и др. Был построен 4 моторный самолёт… … Большая советская энциклопедия

    Содержание 1 Министерство торговли и промышленности Российской империи … Википедия

    На печатях народных комиссариатов СССР был изображен Герб СССР См. также: Совет народных комиссаров СССР … Википедия

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш бизнес - От идеи до реализации