Ваш бизнес - От идеи до реализации

Наши эксперты знают всё о том, как правильно написать заявку и выиграть грант

У вас есть идея, как изменить мир к лучшему, но вы не знаете, как ее реализовать? Команда Федерального консультационного центра «Родные города» подготовила советы, как оформить идею в заявку и победить в грантовом конкурсе.

В апреле 2018 года завершились циклы грантовых конкурсов компании «Газпром нефть» по приему заявок и выбору победителей. Восемь регионов присутствия, более 600 поступивших заявок и 576 допущенных, 50 независимых экспертов, 1728 экспертиз и 15 786 оценок – и как итог , которые разделят между собой более 26 миллионов рублей грантового фонда.

Как стать победителем? Что должно быть в заявке, а что – нет? Как это вообще работает? На эти вопросы отвечают наши эксперты: руководитель Федерального консультационного центра «Родные города» Эльвира Алейниченко , грантовый менеджер конкурсов в Оренбургской области, ХМАО-Югре и Уватском районе Тюменской области Ольга Казеко и грантовый менеджер конкурсов в Томской области и Тарском районе Омской области Святослав Филонов .

1. Читайте условия. Ваш ли это конкурс?

Удивительно, но факт: из года в год в конкурсе пытаются участвовать те, чьи заявки и идеи совершенно или частично не отвечают условиям этого конкурса. Для «Родных городов», например, важно, чтобы ваша идея работала на развитие социальной среды.

Эльвира Алейниченко:

« Либо география реализации проекта отличается, либо сумма запрошенных средств превышает максимально возможную, либо форма организации не соответствует. Поэтому прежде чем потратить несколько часов на подготовку заявки, уделите несколько минут тому, чтобы внимательно ознакомиться с Положением о конкурсе и понять, ваш ли это конкурс и соответствуете ли вы общим требованиям».



2. Определитесь с целью и результатом и заинтересуйте ими экспертов

Не стоит подавать заявку на «куда-то»: вы должны четко понимать, какая социальная сфера вас интересует и что вы в ней хотите улучшить.

Ольга Казеко:

«Проект должен «вырасти» из того, что уже есть на вашей земле и что хотелось бы изменить. Проект точно не может быть надуманным, он всегда должен быть частью вашей жизни. Наши эксперты очень опытны и всегда могут отличить выдуманный и притянутый «за уши» проект от реального, настоящего.

Очень важно, чтобы запланированные мероприятия имели результат. Без количественных и качественных результатов любое действие вызовет сомнение у эксперта: а зачем это нужно, ради чего проект был написан? Результатом всегда должно быть какое-то улучшение в социальной среде, решение проблемы (чего не хватало или вообще не было у целевой группы).

Важно представить проблему так, чтобы эксперты точно поняли, что ее надо решать и что представленный в проекте метод – новый для территории, его необходимо попробовать и профинансировать».


Святослав Филонов:

«Иногда деятельность по проекту не соответствует потребностям целевой аудитории, или же выбранный метод не ведет к достижению целей. Например, как предлагаемые компьютерные курсы решат проблемы девиации малолетних правонарушителей?

Бывают плохо проработанные проекты. Они выглядят, как набор мероприятий без общей цели. Кто-то забывает предложить проект, описывая текущую деятельность организации. Например, заявитель из года в год ведет профилактические программы в образовательном учреждении, но не может показать результативность. Наверное, нужно что-то поменять. Кто-то формулирует результаты слишком неконкретно, и они теряют всякую ценность».



3. Не гонитесь за «модной» тематикой

Казалось бы – найдите нишу, в которой мало реализованных проектов, и выбивайте грант под нее – но нет. Это работает не так. Перечитайте предыдущий совет и ищите, в какой тематике вы по-настоящему хороши.

Святослав Филонов:

«Самая популярная номинация в грантовом конкурсе «Родных городов» – «Новые горизонты», то есть проекты, связанные с образованием. Это более трети проектов, 40-45%. Вторая по популярности – «Культурный код», от 30 до 35% заявок. Третья – «Города для людей», 20-25%. Совсем мало заявок в «Месторождении побед» - «спортивной» номинации.

В последние годы сформировалась мода на инженерно-техническое доп.образование, до этого была на создание мультфильмов. Много традиционных проектов для детей с теми или иными проблемами здоровья. Немало проектов по народной культуре, историческим реконструкциям. Но нельзя выделить «выигрышные» проекты или темы, которые чаще получают поддержку, по каждой теме можно реализовать хороший проект.

Однако необычные проекты вызывают больший отклик у экспертов. Например, в Таре в этом году поддержан проект по обучению детей созданию видеороликов по технологии хромакей, когда героя ролика можно погрузить в любой, даже самый фантастический контекст. Это оригинально, раньше таких идей не было».

Ольга Казеко:

«Сейчас не хватает хороших проектов по повышению гражданской активности в обществе, развитию волонтерского и добровольческого движений. Также общая проблема для многих территорий – это уменьшение количества технических кружков, поэтому сейчас профинансировано много занятий по робототехнике, электронике, авиамоделированию. Но нельзя сказать, что любой проект с данной направленностью станет победителем: если он плохо написан, то поддержан он не будет, несмотря на актуальность темы».



4. Изучите инструкции и следуйте чек-листу

Эльвира Алейниченко:

«Кроме того, это поможет качественно подготовить заявку, так как в инструкциях и рекомендациях рассказывается, как лучше всего представить информацию в том или ином разделе заявки. Рекомендации вы найдете на каждом шаге подготовки. Для вас даже подготовлены видеоинструкции, рассказывающие, как качественно описать основные разделы заявки».

Ну а следовать чек-листу – это секрет, универсальный для любой задачи. Создайте чек-лист с требованиями к заявке и рекомендациями организаторов и проверьте, все ли вы выполнили. Кстати, организаторы конкурса «Родных городов» даже такой чек-лист за вас.

Не оставляйте подачу заявки на последний момент. Четко планируйте, когда и что должно быть готово. Небрежность в составлении заявки сразу заметна экспертам, и это точно будет вам не в плюс.

5. Сделайте заявку исчерпывающей и будьте проще

Помните, что у экспертов нет возможности пообщаться с вами лично и задать вопросы, и формулируйте по максимуму – полно и понятно.

Эльвира Алейниченко:

«Заявка – это основной конкурсный документ, и от ее качества, обоснованности проблемы, с которой вы работаете, четкой проработки всех разделов и их взаимосвязанности зависит то, как эксперты оценят вашу заявку. Помните, что качественный социальный проект всегда начинается с проблемы, которая существует для какой-то целевой группы, и вашего понимания того, как ее можно решить, а не с того, что вашей организации чего-то не хватает из материальной базы. Подробнее о том, что такое алгоритм социального проекта и как выстраивать проектную логику своего проекта, читайте .

Если вам хочется все же рассказать экспертам о своем проекте «лично», то для вас с прошлого года появилась возможность записать «видеопаспорт». Как – узнайте ».



Святослав Филонов:

«Распространенная ошибка - отсутствие погружения в контекст. Проект описан без предыстории и не дает представления о дальнейшем развитии. Например, на средства гранта мы проведем обучение молодых лидеров. Откуда вы их возьмете? Что с ними будет дальше? Каков смысловой континуум всего этого?»

Эльвира Алейниченко:

«Важно, чтобы ваша заявка читалась легко, и в любом пункте было понятно, что именно вы имеете в виду, не оставалось ощущения недопонимания. Специальные термины оставьте для профессиональных споров с коллегами, а в заявке заменяйте их на простые, понятные любому непосвященному».

6. Соблюдайте принцип информационной открытости

Добротный и актуальный сайт с выложенными отчетами, рассказами о вас и вашей работе, актуальные страницы в социальных сетях повышают доверие эксперта к организации и проекту.

Эльвира Алейниченко:

«Информационная открытость не является критерием оценки, но системность и открытость вашей работы сказывается на качестве заявки. Нам важно, какие каналы информирования о проекте вы выбираете и как умеете ими пользоваться. Любой эксперт, оценивающий заявку, может зайти на ваш сайт или страницу в социальной сети, чтобы узнать подробнее о том, как вы работаете, что делаете и каких результатов достигаете, умеете ли рассказать об этом».

7. Покажите заявку тем, кто «внутри» и «снаружи»

Эльвира Алейниченко:

«Проекты делаются командой, а пишутся одним человеком. Обязательно дайте почитать черновик заявки всем членам команды: наверняка вы могли что-то упустить, и они подскажут, что еще можно и важно указать в заявке. После дайте ее почитать другу, родственнику – тому, кто не работает в организации и не знаком с вашим проектом. Когда вы пишете заявку, вы погружены в тему вашего проекта, и вам кажется, что все очевидно. «Внешний» человек даст вам ценную обратную связь о том, что ему не понятно, что ему кажется нелогичным. Можно даже попросить его оценить заявку по критериям конкурсного отбора, указанным в Положении, и у вас появится возможность еще раз доработать свою заявку, повысив ее качество и системность изложения».



8. Партнеры – это хорошо. Расскажите о них

Существование партнеров по реализации проекта – хороший знак для экспертов. Подтверждайте партнерство документами, прикладывайте рекомендации.

Эльвира Алейниченко:

«Если к реализации проекта вы приглашаете партнеров, то значимость проекта очевидна не только для вас. Очень важно указать реальную роль партнеров в проекте и приложить письма поддержки от партнеров, в которых они подтверждают свою готовность принять участие в проекте и указывают, какую именно роль в проекте берут на себя. Если эта материальная поддержка, она должна быть указана в конкретных цифрах».

Святослав Филонов:

«Организаторы ожидают, что проекты-участники будут партнерскими, потому что социальные проблемы не решаются в одиночку. Можно организовать акцию, привлечь внимание, но реально решать задачи можно только с системным подходом, а значит, необходимо объединение сил».

9. Просчитайте бюджет

Ваш проект должен быть не только просчитан на текущем этапе, но и иметь задел на будущее. Если он «умрет» по окончании действия гранта, то кому он нужен?

Святослав Филонов:

«Хорошо сбалансированный бюджет – сильная сторона проекта. Если львиная доля уходит на зарплаты, возникает вопрос: что дальше, после окончания финансирования? Если вся сумма гранта направляется на оборудование, возникает подозрение, что заявитель просто хочет улучшить свою материально-техническую базу.

А потом мы видим «золотые консервы»: запертые компьютерные классы в школах, так как нет учителя информатики; ржавеющие спортивные площадки во дворах, так как нет общественного организатора спортивной жизни. Поэтому сбалансированный бюджет, в котором представлены разные типы расходов, вызывает больше доверия. Софинансирование проекта – всегда плюс. В большинстве грантовых конкурсов это формализованный и достаточно весомый критерий оценки.

Принципиальным моментом является устойчивость проекта. Нужно сделать проект таким, чтобы он жил и после того, как закончится грантовое финансирование. Практически у всех успешных НКО были хорошие стартапы, которые сейчас переросли в услуги, системную деятельность, имеющую хорошо продуманную систему управления и финансирования (как правило, диверсифицированную). В рамках небольшого грантового проекта попробовали – получилось, заинтересовали своим продуктом, четко сориентировались на целевую группу, заработало «сарафанное радио», пошел клиентский поток. Это правильный путь. Нужно быть готовым к тому, что грантовые деньги закончатся, а клиенты – нет».

10. Учитесь на вебинарах и семинарах

Принимайте участие в очном и онлайн-обучении, которое проводит оператор конкурса. Например, каждый год в регионах проведения конкурса проходят семинары для заявителей об условиях участия в конкурсе, а главное, о социальном проектировании: как грамотно, качественно выстроить свою заявку в проектной логике.

Эльвира Алейниченко:

«Обязательно принимайте в них участие, задавайте вопросы по своим идеям и проектам, уточняйте все вопросы. Кроме очных семинаров команда Федерального консультационного центра приглашает экспертов, которые проводят вебинары, готовит разные полезные материалы по социальному проектированию. Все это доступно на сайте грантового конкурса в разделе и призвано помочь участникам конкурса подготовить качественную заявку и повысить свои шансы на получение поддержки на реализацию своей социально значимой инициативы».



БОНУС – Топ ошибок заявителя

«Сразу нет»:

Проектам на улучшение материально-технической базы, чтобы было «как у всех», с площадкой и бюджетом, но без конкретной результативной деятельности.

Нарушенной логике социального проектирования, где цель и результат не соответствуют друг другу, а действия не ведут к результату.

Проектам, не предлагающим новые решения социальных проблем (новых именно для конкретной территории, населенного пункта).

Проектам с непроработанным бюджетом или бюджетом, в котором много ошибок: слишком завышенные расходы для данной территории, бюджет не связан с целями, задачами и мероприятиями проекта, нет пояснений по тем или иным расходам.

Слишком глобальным целям, решить которые за несколько месяцев невозможно. Например, «Повысить уровень патриотизма» - это проект с очень непонятной целью.

Неучтенным рискам. Если ключевое мероприятие проекта – это фестиваль под открытым небом, запланированный на конкретную дату, а команда не предусмотрела риск дождя, то этот проект сомнителен для финансирования.

Слишком дорогим проектам в пересчете на одного благополучателя, например, мероприятие для небольшой группы людей, но нужно оплатить дорогую команду, дорогую аренду и еще много сопутствующих расходов.


Статья понравилась 14

Коллаж: Оксана Романова

«Православная инициатива» — международный открытый грантовый конкурс фонда «Соработничество », 148 млн руб

Бюджет конкурсной программы в 2018 году составил 148,7 млн руб. Награды распределились между победителями нескольких конкурсов: Международный открытый грантовый конкурс «Православная инициатива», конкурс малых грантов «Православная инициатива-2018», «Доброволец-2018», «Православная инициатива на Чувашской земле» и «Православная инициатива в Бурятской митрополии».

Размер отдельного гранта зависит от масштаба проекта. Для локального проекта одной НКО сумма гранта не будет превышать 600 тыс. руб. Для сетевого проекта нескольких организаций в двух и более субъектах РФ – до 1 млн руб. Для инфраструктурного проекта, когда организация оказывает информационную и методическую поддержку большому количеству других НКО, а также выявляет и распространяет лучшие социальные практики – до 1 млн руб.

Вклад собственных средств инициаторов проектов должен составлять не менее 25% от суммы гранта.

Тематика : финансируются проекты в сфере образования, воспитания, социального служения, культуры, информационной деятельности.

Участники : канонические подразделения Русской Православной Церкви; НКО, муниципальные и госучреждения, негосударственные учреждения образования, культуры, здравоохранения и соцзащиты, СМИ, коммерческие организации и индивидуальные предприниматели (если проект не предусматривает извлечение прибыли).

График в 2018 году : заявки принимались с 1 сентября до 23 октября; победители должны быть объявлены не позднее 1 марта 2019 года; реализация проектов – с 20 марта 2019 года по 20 января 2020 года.

Примеры проектов-победителей : «Инклюзивная гончарная мастерская» (приход Свято-Троицкого храма, Владимирская область, д. Погребищи), «Создание школы искусств для детей и подростков с синдромом Дауна» (Санкт-Петербургская общественная организация инвалидов «Даун Центр»), «Центр детского развития «Умка» (Вознесенский кафедральный собор г. Алматы, Казахстан).

География : международный конкурс.

«Мир новых возможностей» — конкурс социальных проектов в рамках программы компании «Норникель », 125 млн руб

Фото с сайта zapovedsever.ru

Бюджет конкурса – 125 млн. рублей. Размер грантов зависит от номинации.

Тематика отражается в номинациях: «Полюс добра» (развитие волонтерского движения и социальной поддержки пожилых людей, инвалидов, детей сирот) – до 700 тыс. руб. «Полюс будущего» (внедрение новых методик и технологий работы с детьми, подростками и молодежью) – до 1 млн руб.

«Полюс города» (изменение городской среды и развитие общественной активности) — до 5 млн руб. «Полюс возрождения» (сохранение и возрождение культурного наследия, создание новых форм досуга) — до 1 млн руб. «Полюс энергии» (пропаганда здорового образа жизни, развитие массового спорта) — до 1 млн руб.

«Полюс Севера»: проекты, направленные на формирование экологической культуры, а также акции по благоустройству – до 500 тыс. руб.; проекты, направленные на развитие эколого-просветительской деятельности и познавательного арктического туризма — до 5 млн руб.

«Полюс роста» (организационное развитие НКО) — до 700 тыс. руб. New полюс (развитие инициативы и активной гражданской позиции детей и подростков) — до 100 тыс. руб.

Заявитель должен вложить в проект не менее 25% от запрашиваемой суммы гранта.

Участники : НКО, муниципальные и госучреждения, волонтеры Норникеля.

График в 2018 году : заявки принимались с 17 сентября до 1 ноября; объявление победителей – 25 декабря; реализация – с 15 марта 2019 года по 15 марта 2020 года.

Примеры проектов-победителей : Комплексная краеведческая экспедиция «Учусь быть учёным» (Красноярская РОО «Клуб исследователей Таймыра»), благотворительный забег «Норильск, беги со мной!» (БФ социальных программ «Территория добра»), Family-центр «Важен каждый ребенок» (детский сад № 46 «Надежда»).

География : конкурс проводится на территории Красноярского края, в Забайкальском крае и в Мурманской области.

«Центры социальных инноваций в сфере культуры» — БФ В. Потанина , 100 млн руб

Фото с сайта fondpotanin.ru

Бюджет конкурса – 100 млн рублей.

Тематика : инновации, организация новых пространств и создание онлайн-ресурсов для обмена знаниями в сфере культуры, приглашение экспертов, обучение сотрудников, продвижение брендовых социокультурных проектов.

Участники : НКО, муниципальные и госучреждения.

График в 2018 году : заявки принимались с 5 февраля по 30 апреля; результаты были объявлены в июне; проекты должны быть реализованы до 1 ноября 2021 года.

Примеры победителей : Северо-Кавказский филиал Государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО (Владикавказ), Фонд «Культурная столица Поволжья» (Нижний Новгород), Фонд «Ульяновск – культурная столица» (Ульяновск), Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера» (Архангельск) и др.

География

«Родные города» — конкурс ПАО «Газпром-нефть », 26 млн руб

Фото с сайта cases.cmsmagazine.ru

Бюджет конкурса в 2018 году — 26 млн руб. Размер гранта на один проект зависит от региона, в котором проводится конкурс. Например, в ХМАО – от 100 тыс. до 400 тыс. руб., в Омске – от 150 тыс. до 350 тыс. руб., в Томской области – от 100 тыс. до 400 тыс. руб. и т.д.

Тематика : улучшение условий жизни в населенных пунктах (экология, доступная среда, толерантность), поддержка образования, детского и массового спорта, охрана культурного наследия, в том числе коренных малочисленных народов Севера.

Участники : НКО, муниципальные и госучреждения (школы, вузы), органы общественного территориального самоуправления, инициативные группы граждан. Если среди партнеров организации есть политические партии или религиозные организации (в том числе учебные заведения), заявки от нее не принимаются.

График в 2018 году отличался в зависимости от региона: например, в ХМАО заявки принимались с 10 января по 17 февраля 2018 года, результаты были объявлены 6 апреля. Срок реализации проектов – с 1 мая по 30 ноября. В Омске заявки принимались с 1 февраля по 1 марта 2018 года, итоги были объявлены 20 апреля, а срок реализации проектов – с 10 мая по 30 ноября.

Примеры проектов-победителей : «Соучастие в судьбе» (создание инвалидам по зрению условий для приобщения к мировой литературе, «Межпоселенческая централизованная библиотечная система Переволоцкого района», Оренбургская область), «MRC LOFT» (антикафе на базе городского молодежного ресурсного центра, г. Муравленко, ЯНАО).

География : Ямало-Ненецкий АО, Ханты-Мансийский АО – Югра, Омская, Оренбургская и Томская области.

Конкурсный отбор социальных проектов Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации , 21 млн руб

Фото с сайта fond-detyam.ru

Бюджет конкурса в 2018 году для НКО составил приблизительно 21,3 млн руб. (в 2017 году – 69,3 млн руб.). Общий грантовый фонд ежегодно составляет от 650 млн руб. до 700 млн руб. – эта сумма включает гранты для победителей разных конкурсов, которые проводит фонд: отдельно для НКО, госучреждений, ресурсных центров.

Максимальный размер гранта на один проект – до 1,5 млн руб. В каждом конкретном случае объем финансирования определяется фондом.

Тематика конкурсов варьируется. Но все они соответствуют основным направлениям деятельности фонда: профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства, социальная поддержка семей с детьми-инвалидами, социальная реабилитация детей, находящихся в конфликте с законом.

Участники : НКО, государственные и муниципальные учреждения, общественные объединения.

График в 2018 году : продолжается прием заявок на конкурс проектов, направленных на формирование коммуникативных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (для госучреждений) — с 17 декабря 2018 года по 21 января 2019 года; реализация – с 15 апреля 2019 года по 30 сентября 2020 года.

Завершился прием заявок на конкурс проектов, направленных на сохранение семейной среды развития и воспитания детей (для НКО и госучреждений).

Примеры проектов , прошедших второй этап отбора: «Нелинейная модель организации кратковременного присмотра и ухода за детьми-инвалидами с применением современных методов реабилитации и социализации» (Детский сад № 16 «Родничок», г. Улан-Удэ), «Служба помощи матери и ребенку» (БФ «Дорога к дому», Вологодская обл.), «ЗаРождение» (РОО социальной поддержки и культурного развития «Матери Отчизны», г. Москва).

География : конкурс проводится на всей территории РФ.

Конкурс социальных проектов — БФ «Абсолют-помощь », 20 млн руб

Фото с сайта absolute-help.ru

Бюджет конкурса в 2018 году составил 20 млн рублей. Размер гранта для локальной организации, оказывающей услуги детям с ОВЗ, — не более 1 млн руб. Для экспертной организации, готовой передавать свой опыт на территории юга Московской области — не более 2 млн руб. Для сетевого проекта, в котором участвуют и экспертная организация, и местный провайдер услуг, – не более 3 млн руб.

Тематика : профилактика социального сиротства, ранняя помощь, инклюзивное образование, родительские организации, приемные семьи, социализация детей с ОВЗ, профессиональная подготовка и самоопределение детей с ОВЗ, сопровождаемое проживание и т.п. В 2018 году акцент делался на создание модели системной комплексной помощи детям с ОВЗ, в 2016 году – на инновационность проектов для уязвимых групп – сироты, дети с ОВЗ. В 2019 году планируется организовать два конкурса, более подробная информация о них появится в марте на сайте фонда.

Участники : НКО (кроме политических партий и религиозных организаций), муниципальные и госучреждения (кроме органов власти).

График в 2018 году : заявки принимались с 25 июня по 16 сентября, результаты были объявлены 22 октября. Реализация – с 1 ноября 2018 по 30 октября 2019.

Примеры проектов-победителей : «Сохраним семью для ребенка: профилактика социального сиротства с волонтерским участием» (БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам», г. Москва); «Вместе мы сможем больше» (Общероссийская общественная организация ВОРДИ, г. Москва); «Вера в будущее: описание модели работы центра дневного пребывания для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития» (Благотворительная общественная организация «Перспективы», г. Санкт-Петербург); «Родник – апробированная модель помощи детям из семей в трудной жизненной ситуации, в том числе с ОВЗ» (Православный Свято-Димитриевский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и содействия семейному воспитанию, г. Москва).

География : приоритетная территория – юг Московской области, но принимаются заявки и из других регионов.

Конкурс проектов в рамках программы «Создавая возможности» — КАФ-Россия , 13 млн руб

Фото с сайта te-st.ru

Бюджет конкурса – около 13 млн руб. Максимальный размер одного гранта – до 1 млн руб.

Тематика : помощь взрослым людям с инвалидностью по зрению или слуху, помощь людям старшего возраста, создание доступной среды для людей с ограниченной мобильностью, экологические инициативы (в 2018 году).

Каждый год тематика конкурса имеет свои нюансы, меняются и размеры грантов.

Участники : НКО, в том числе муниципальные и государственные учреждения.

График в 2018 году : заявки принимались с 16 января по 28 февраля; объявление результатов – в марте; реализация – с 16 апреля 2018 до 15 мая 2019 года.

Примеры победителей : Свердловская РОО «Добровольческое движение «Дорогами Добра», РОО «Координационно-ресурсный центр для пенсионеров «Мои года — мое богатство» (Республика Башкортостан, г. Туймазы), частное учреждение «Нижегородский областной центр реабилитации инвалидов по зрению «Камерата» ОООИ-РАНСиС (г. Нижний Новгород), Саянский благотворительный фонд помощи нуждающимся «Забота» (Иркутская область).

География : Брянская, Вологодская, Воронежская, Иркутская, Нижегородская, Новосибирская, Оренбургская, Свердловская, Смоленская, Тамбовская, Тюменская, Челябинская и Ярославская области; республики Башкортостан, Бурятия, Удмуртия; Забайкальский, Красноярский, Пермский, Приморский и Хабаровский край.

Если вас интересует благотворительность, вы хотите разбираться в новых технологиях, читать экспертные интервью с яркими фигурами в мире НКО и помогать с умом - на секторную рассылку Милосердие.ru. Чем больше мы знаем, тем лучше помогаем!

«ОМК-Партнерство» — конкурс Объединенной металлургической компании, 10.5 млн руб

Изображение с сайта philanthropy.ru

Бюджет конкурса — 10,5 млн рублей. Гранты для организаций — до 250 тыс. рублей, для проектов сотрудников компании — до 50 тыс. рублей.

Тематика : помощь людям с ОВЗ и формирование для них доступной городской среды; инициативы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию; организация природоохранных, культурных и спортивных мероприятий; проекты по развитию волонтерства среди пожилых людей и др.

Участники : НКО, муниципальные и госучреждения, сотрудники компании.

График в 2018 году : заявки принимались с 1 февраля до 31 марта, победители были названы 23 апреля.

Примеры проектов-победителей : Марафон актив-затей «Добрый Благовещенск» (г. Благовещенск, Республика Башкортостан); «Музей на ощупь» (г. Чусовой, Пермский край); Фестиваль «Акварель» (г. Москва); Исторический фестиваль «Танцевальный пикник» (г. Выкса, Нижегородская область) и др.

География : конкурс проводится в Выксе (Нижегородская область), Альметьевске (Республика Татарстан), Благовещенске (Республика Башкортостан), Чусовом (Пермский край), п. Новосинеглазовский (Челябинск) и Москве (волонтерские проекты).

«Сделаем вместе» — программа компании «Металлоинвест », 8.5 млн руб

Фото с сайта oren.ru

Бюджет конкурса – 8,5 млн руб. Максимальные размеры грантов: до 150 тыс. руб. – для юридических лиц; до 50 000 рублей – для физических лиц.

Тематика : проекты в сфере развития городской среды и экологии, детского творчества, культуры, здорового образа жизни, патриотического и нравственного воспитания, поддержки социальной активности пенсионеров, развития социального предпринимательства.

Участники : НКО (кроме политических и религиозных организаций), государственные и муниципальные учреждения, инициативные граждане, школьные проектные команды (команды, состоящие из одного взрослого и 3-х и более школьников).

График в 2018 году : заявки принимались, начиная с марта (в разных городах – разные даты), победителей объявили в первой половине июня.

Примеры проектов-победителей : «Библиотека как центр помощи и поддержки детям с ОВЗ» (Железногорск), «Создание LEGO — центра для младших школьников» (Губкин) и т.п.

География: города Старый Оскол, Губкин, Железногорск, Новотроицк.

Конкурс социальных проектов «Серебряный возраст» — АО «Райффайзенбанк» в партнерстве с БФ «Хорошие истории», 4 млн руб

Бюджет конкурса в 2019 году составит 4 млн руб. (в 2018 году – 3 млн руб.). Максимальный размер одного гранта — до 100 тыс. руб.

Тематика : проекты в сфере образования для пожилых людей, например, повышение компьютерной, финансовой и правовой грамотности.

Участники : НКО, муниципальные и госучреждения, органы территориального общественного самоуправления. К участию не допускаются религиозные организации, политические партии, органы власти, казенные учреждения, коммерческие организации, частные лица или инициативные группы.

График в 2018 году : заявки принимались с 01 октября 2018 года по 17 декабря 2018 года; объявление результатов – не ранее 1 марта 2019 года; реализация проектов – с 1 апреля до 31 октября 2019 года.

Примеры проектов-победителей : «Вкус жизни» (экскурсионное бюро, г. Санкт-Петербург), «Компетентный Е-гражданин» (г. Омск), «Театр для пожилых» (г. Киров) и др.

География : все субъекты РФ.

«Мой проект - моей стране!» - конкурс Общественной палаты РФ, 2 млн 800 тыс. руб

Фото с сайта fcsp.ru

Бюджет конкурса – 2 млн 800 тыс. руб. Победитель получает 200 тыс. руб. Победителей – 14, по числу номинаций.

Тематика отражена в номинациях: социальное обслуживание и социальная поддержка граждан; охрана здоровья и популяризация здорового образа жизни; поддержка семьи, материнства, детства и защита традиционных семейных ценностей; поддержка молодежных инициатив; развитие науки, образования и просвещения; проекты в области культуры и искусства, сохранения духовного наследия; защита прав и свобод человека и гражданина; экология и охрана окружающей среды; укрепление межнационального и межрелигиозного согласия; развитие общественной дипломатии и поддержка соотечественников; патриотическое воспитание и сохранение исторической памяти; инициативы в области благотворительности и добровольческой деятельности, содействие развитию некоммерческого сектора и социально ориентированных НКО, общественный контроль за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления.

Участники : лидеры НКО, руководители социальных проектов, публичные активисты, социально активные граждане, социально ответственные компании.

График в 2018 году : заявки принимались с 12 июня по 26 августа на официальном сайте организатора конкурса; награждение победителей состоялось 3 ноября.

Примеры проектов-победителей : «Золотой час» (обучение людей старшего поколения навыкам оказания первой доврачебной помощи, г. Саранск); «Матч равных возможностей» (г. Красноярск); «Куда уходит мусор» (система общественного мониторинга вывоза и захоронения твердых коммунальных отходов (ТКО), г. Москва); культурно-образовательный и интеграционный центр «Школа мигранта» (г. Ханты-Мансийск).

География : проводится на всей территории РФ.

Конкурс социально-предпринимательских проектов — Фонд поддержки инициатив в социальной сфере «Навстречу переменам », 1.2 млн руб

Фото с сайта fond-navstrechu.ru

Бюджет конкурса : размер гранта – 1,2 млн руб. Его получают пять лучших проектов. Десять финалистов принимают участие в программе профессионального развития «Инкубатор». Пятьдесят полуфиналистов – в обучающих семинарах.

Тематика : инновационные способы решения проблем детей и подростков.

Участники : НКО и инициативные граждане.

График в 2018 году : заявки принимались с 15 апреля по 22 июня; объявление победителей состоялось 22 ноября 2018 года.

Примеры проектов-финалистов : мобильное приложение, обучающее детей с РАС распознавать и выражать эмоции (г. Ростов-на-Дону); интерактивное семинары, направленные на профилактику вредных привычек среди детей и подростков (Пенза); пекарня, где стажируются выпускники и воспитанники детских домов (г. Санкт-Петербург) и т.д.

География : вся территория РФ.

ВАЖНО

Есть еще фонды местных сообществ — они вкладывают средства от целевых капиталов в социальные проекты, например – фонд местного сообщества «Гражданский союз» в Пензе. Кроме того, региональные НКО устраивают конкурсы соцпроектов на своих территориях. Например, конкурс «Моя область добра» проводит в Архангельской области РБОО «Архангельский Центр социальных технологий «Гарант»

Вам понадобится

  • Компьютер
  • Доступ к сети интернет
  • Пакет программ Microsoft Office
  • Принтер, копировальный аппарат
  • Бумага
  • Консультация бухгалтера
  • Денежные средства на почтовое отправление

Инструкция

Прежде всего, определитесь с основной идеей заявки на грант. Можно пойти двумя путями: искать конкурс под конкретную идею или искать идею под конкретный конкурс. В настоящее время огромное количество фондов (государственных и негосударственных, российских и международных, региональных и зарубежных) предлагает принять участие в конкурсах на получение . Каждый из них имеет жесткие требования к оформлению заявки, которые должны быть выполнены неукоснительно.

Придумайте емкое название, которое бы отражало основную идею. Оформите «Титульный лист» в соответствии с предложенным грантодателем шаблоном.

Тщательно проработайте раздел «Резюме (краткое содержание)». Обычно этот раздел занимает ровно половину страницы А4 и отвечает на вопросы:
- в чем новизна и актуальность ;
- каковы его цели и задачи, основные этапы и ожидаемые результаты от реализации проекта;
- каков бюджет проекта, сколько средств необходимо привлечь и сколько вы сами готовы вложить в . Возвращайтесь к этому разделу снова и снова, постепенно доводя его до совершенства.

Переходите к написанию разделов «Введение-ознакомление» и «Обоснование проблемы». Используйте простой язык. Не перегружайте текст профессиональными терминами. Приводите яркие и образные сложившейся ситуации, подводя к нужным вам выводам.

Раздел «Цели и задачи» должен иметь одну основную цель и несколько задач-этапов по ее достижению. Грамотная постановка задач облегчит написание раздела «Методология и календарный план», поскольку выполнение каждой задачи должно быть завершением очередного этапа в плане.

Особое внимание уделите разделу «Подведение итогов и оценка». Четко пропишите ожидаемые результаты (осязаемые и неосязаемые), связав их с выполнением задач-этапов. Используйте количественные и качественные показатели оценки, чтобы можно было привести конкретные цифры произошедших в результате реализации проекта позитивных .

При подготовке раздела «Бюджет и объяснение бюджета» используйте форму, предложенную грантодателем, и только те статьи расходов, которые им оговорены. Суммы указывайте с учетом необходимых налогов. Обязательно проконсультируйтесь с опытным бухгалтером о том, какие расходы вы можете понести в случае получения грантового финансирования. Бюджет также лучше привязать к этапам, поскольку часто грантодатель перечисляет средства частями. Каждая статья расходов должна быть обоснована в соответствующем разделе заявки. Укажите в этом разделе: общую стоимость проекта, сумму запрашиваемых средств, сумму имеющихся средств (не менее 30 % от общей суммы).

Приступая к разделу «Будущее финансирование», опишите возможные варианты пролонгации (продолжения) проекта, а также укажите, за счет каких средств это может быть осуществлено. Возможные варианты: фандрайзинг (привлечение спонсорской помощи) или самоокупаемость.

В раздел «Приложения» поместите материалы, которые могут способствовать созданию благоприятного отношения к проекту членов комиссии. Это могут быть иллюстрации, макеты, дипломы, публикации, документальное подтверждение предыдущих побед в аналогичных конкурсах, результаты реализации других проектов и тому подобное. Заручитесь поддержкой авторитетных людей и организаций. Пусть они напишут «письма-поддержки проекта», где укажут: что проект имеет особую значимость, а его автор пользуется заслуженным уважением в конкретной социальной среде; что, в случае получения финансирования, эти люди (организации) готовы принять посильное участие в реализации проекта.

Приступите к подготовке «Сопроводительного письма» в адрес организаторов конкурса. Не забудьте указать контактные данные. Составьте опись прилагаемых документов. Запишите копию заявки на электронный носитель. Приложите его к заявке. Направьте пакет документов заказным письмом с уведомлением в адрес организаторов конкурса заблаговременно, чтобы в случае имеющихся недочетов можно было бы их оперативно исправить.

Планирование и написание заявок на гранты

Заявки на гранты, подаваемые в частные фонды и в государственные организации (федерального, областного, городского или районного уровней) обычно различаются по форме. Частные фонды обычно просят прислать сначала короткое письмо с изложением сути Вашего проекта в качестве первичной заявки. Во многих случаях в дальнейшем Вам потребуется прислать полную версию проекта. Источники государственного финансирования почти всегда требуют заполнить определенное число стандартных форм помимо самой заявки. Таким образом, оформление заявок в частную и государственную организацию сильно различаются.

Пакет в государственное учреждение, как правило, содержит:

  1. Письмо-запрос;
  2. Заявку;
  3. Дополнительные материалы.

1. Письмо-запрос - краткое (2-3 абзаца) заявление, подписанное директором/ректором Вашей организации. В письме сжато описывается суть заявки, важность и значимость предлагаемого проекта. Письмо должно отражать поддержку и одобрение проекта администрацией и подписано кроме главы учреждения также еще одним официальным лицом, например исполнительным директором.

2. Заявка , направляемая в государственный фонд, обычно бывает длиннее, чем направляемая в частный (обычно 10-20 стр.). В своих рекомендациях к составлению заявок фонды указывают их рекомендуемую длину и последовательность изложения. Бывает полезно сразу же представить себе процесс оценки Вашей заявки (см. прилагаемые Критерии оценки). Довольно часто государственные учреждения в своих указаниях подробно описывают критерии оценки каждой секции проекта. Это дает Вам возможность понять, на что прежде всего следует обратить внимание, и помогает лучше сформулировать свое исследование. Если Вам предложено ограничить ваш проект десятью страницами, напечатанными через один интервал, не печатайте его через два интервала, думая что это улучшит впечатление. Скрупулезно следуйте правилам, иначе впечатление неизбежно будет неблагоприятным. Вашу заявку могут отклонить только на основании того, что Вы нарушили правила ее оформления.

Заявки в госучреждения, кроме того, могут содержать особые бланки, например, бланк титульного листа с указанием названия проекта, фамилий исполнителей, запрашиваемой общей суммы, числа людей, затрагиваемых проектом и т.д.; страховую форму (например, для оценки степени риска для людей при выполнении проекта); заявление о запрете любой формы дискриминации; возможность использования оборудования инвалидами и др. Важно понять, какие из этих форм следует подавать одновременно с заявкой и как они должны быть заполнены, поэтому внимательно читайте инструкции.

3. Список дополнительных материалов обычно указывается фондом. Как правило, сюда относятся описания рода занятий участников проекта, биографические данные (резюме), письма поддержки от других организаций, Ваши налоговые льготы, годовой отчет, финансовая документация и т.п. Эта часть (Приложение) может быть довольно объемным, если фонд запрашивает много информации. Существуют инстанции, выдвигающие очень специфические требования к типу представляемой документации.
Документы, перечисленные выше, обычно требуются лишь один раз, и при повторном обращении в тот же фонд Вам, скорее всего, уже не потребуется подавать их вновь.

________________________________________

Мы предлагаем следующий универсальный формат для написания Ваших заявок. Он позволит вам включить в нее практически все возможные пункты, встречающиеся в заявках в государственные или частные фонды. Наш формат позволит Вам также выработать логический подход к планированию и написанию проектов

РЕЗЮМЕ ПРОЕКТА

Резюме - очень важная часть заявки, а не мелочь, написание которой можно отложить на последний момент. Резюме часто называют "кратким содержанием проекта". При обращении в частный фонд оно должно располагаться в первом абзаце заявки, написанной в форме письма, или в первом разделе более формальной заявки. Вероятнее всего, именно резюме будет прочитано первым, поэтому сделайте его ясным, сжатым и конкретным. Из него должно стать понятно, кто Вы, каков объем Вашего проекта и его СТОИМОСТЬ. Некоторые рецензенты будут читать только резюме, поэтому оно должно быть хорошим.

ВВЕДЕНИЕ

В этой части заявки Вы рассказываете про вашу организацию как потенциального заявителя на грант. Как правило, заявки финансируются, исходя из репутации организации-заявителя, а не только из качества самого проекта. Во Введении Вы обосновываете Вашу надежность и объясняете, почему именно Ваша заявка заслуживает поддержки.

НАДЕЖНОСТЬ

Что придает организации надежность в глазах спонсора? Прежде всего, у разных спонсоров разные требования. "Консервативный" спонсор скорее отзовется на присутствие известных людей в составе Совета директоров Вашей организации, длительность ее существования и наличие иных источников финансирования помимо самого спонсора. "Прогрессивный" спонсор скорее будет заинтересован в Совете, состоящем из простых граждан, а не знаменитостей, и в организациях, возникших недавно, а не много лет назад.

Потенциальные спонсоры должны выбираться по их возможной заинтересованности в организациях Вашего типа, и в сходных с Вашим проектом. Используйте Введение для обоснования связи между Вашими интересами и интересами спонсора. Что Вы можете сообщить о себе во Введении?

  • Ваши цели и задачи;
  • сколько времени Вы существуете, как развивались, насколько значительны Ваши финансовые ресурсы;
  • уникальность Вашей организации - факты типа того, что Вы были первыми в стране, кто начал работать в вашей области и т.д.;
  • некоторые Ваши наиболее значительные достижения, или если организация создана недавно, достижения попечителей или персонала на месте их прежней работы;
  • Ваш успех в проектах, подобных предлагаемому;
  • финансовая поддержка, получаемая Вами из источников, помимо фонда, в который Вы обращаетесь, с приложением писем поддержки (в Приложении)
.

Мы настоятельно рекомендуем Вам вести запись всех Ваших достижений, чтобы использовать эту информацию во Введении к каждой Вашей заявке. Вырезки из газет о Вашей организации, письма из других учреждений и от частных лиц, одобряющих Вашу деятельность, отклики клиентов - все это вы можете найти в ОРИМе. Включите сюда же высказывания крупных политических деятелей или выдающихся ученых в Вашей области, привлекающие внимание общественности к выполнению проектов, подобных Вашему. Сделайте это, даже если указанные лица не упоминают именно Вас, а лишь говорят о постановке проблемы в целом. Например, включив в заявку цитату из правительственного отчета, о том, что проекты, напоминающие Ваш, могут наиболее эффективно решать поставленные задачи, Вы одалживаете доверие публики от лиц (в данном случае правительства), сделавших подобное заявление (если, конечно, им действительно доверяют).

Помните, что для получения гранта Ваша надежность, обосновываемая во Введении, может оказаться важнее, чем остальная часть заявки. Запасайтесь доверием! Однако и здесь, как и всюду, будьте по возможности кратки и точны. Избегайте употребления жаргона и пишите проще.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

или обоснование потребностей

Во Введении Вы рассказали о себе. Из него Ваш спонсор должен был уяснить себе сферу ваших интересов - над чем Вы работаете. Теперь Вы должны точно изложить конкретную проблему, которую Вы собираетесь решить с помощью Вашего проекта. Если Введение наиболее важно в плане получения средств, то Постановка проблемы имеет решающее значение для выработки хорошего плана проекта.

В этой секции описывается ситуация, побудившая Вас приступить к разработке проекта. Необходимо описывать ситуацию вне Вашей организации, т.е. проблемы из жизни Ваших клиентов, местных жителей, города, или страны. Формулируемые потребности не должны быть внутренними потребностями Вашей организации, за исключением случаев, когда Вы ищете средства для повышения эффективности собственной работы. В частности, отсутствие у Вас денег - это НЕ проблема. Каждый понимает, что Вы обращаетесь за финансовой помощью. Это очевидно из самого факта подачи заявки. Важно ответить на вопрос, для решения какой проблемы Вам нужны деньги. На что Вы направите полученные Вами средства? именно это и следует написать в данной секции заявки.

Этот раздел можно назвать "Постановка проблемы", если Вы собираетесь, например, улучшать жизнь бездомных, содействовать трудоустройству безработных, помогать отстающим в развитии детям и решать прочие многочисленные проблемы современного общества. "Формулирование потребностей" скорее относится к менее осязаемым предметам: например, организации культурных или иных программ, удовлетворяющих духовные потребности населения. Разумеется, они не менее важны, чем программы предыдущего типа, а просто используют другой подход, не вполне соответствующий модели "решения проблем". В данном случае вместо разделов Постановка проблемы и Цели более подойдут Потребности и Удовлетворение потребностей.

Не считайте, что все хорошо осведомлены о серьезности Вашей проблемы. Возможно, что это и так, но Вашему спонсору потребуются дополнительные доказательства Вашей компетентности в данном вопросе. Включите в проект соответствующие статистические данные, процитируйте выступления представителей органов власти (особенно локальных), докажите, что Вы действительно собираетесь решить конкретную задачу. Таблицы и схемы, скорее всего, не порадуют читателя, поэтому приберегите их для приложения. Лучше всего привести ряд наиболее эффектных данных, наглядно иллюстрирующих ситуацию. Твердо знайте, что означают приводимые Вами цифры.

При написании Постановки проблемы Вы должны сделать следующее:

  • логически связать задачи, выполняемые Вашей организацией, с проблемами, которые Вы собираетесь попытаться решить;
  • четко определить все проблемы, с которыми Вы собираетесь работать, удостовериться в том, что Ваша задача в принципе выполнима - то есть ее можно успеть решить в реальный срок, с Вашими силами, потратив ограниченную сумму;
  • подтвердить наличие проблемы с помощью дополнительных материалов - статистических данных, групповых заявлений, частных писем от Ваших клиентов и профессионалов, работающих в Вашей области и др.
  • быть реалистичными - не пытаться решить все мировые проблемы в ближайшие полгода.

Примечание : Имейте в виду, что многие заявители не понимают разницы между самой проблемой и методами ее решения. К примеру, агентство, помогающее пожилым людям в каком-нибудь районе города, утверждает, что его клиентам крайне необходимы микроавтобусы для проезда по городу. Агентство посчитало, что существует "потребность" в автобусах, так как многие жители района не могут приехать на прием к врачу, в собес и т.п. Ошибка здесь в том, что вместо постановки собственно проблемы, авторы заявки перескочили сразу к следующему пункту "Методы". Наличие автобусов - лишь средство доставки пожилых людей к месту нахождения лечебных и прочих необходимых, но без автобуса недоступных им служб. Помимо такого метода решения проблемы существует, возможно, еще много других. Например, можно попытаться убедить соответствующие организации децентрализовать услуги, обеспечить доставку товаров и выполнение услуг на дому; либо нанять помощников, которые будут помогать пожилым. Возможно, что в конечном итоге покупка микроавтобусов и решила бы проблему наилучшим образом, но ясно, что это именно метод, а не проблема и не потребность. Будьте очень осторожны в подобных случаях. Если Вы почувствуете, что хочется написать о нехватке каких-то средств в "Постановке проблемы", Вы скорее всего имеете в виду именно нехватку СРЕДСТВ, которые должны излагаться в разделе "Методы".

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Хорошо приготовленный проект должен быть связно изложен. Введение должно логически подготавливать Постановку проблемы, аналогично и последний раздел должен иметь логический переход к Целям и задачам.
Цели - это наиболее общие утверждения типа: Создать дополнительные источники информации о СПИДе для двуязычного населения; снизить число безработных среди взрослого населения; создать службу мониторинга и т.п.
Утверждения подобного рода не могут быть оценены количественно. Их главная задача - показать тип проблемы, с которым имеет дело проект. Именно этим цели отличаются от задач.
Задачи - конкретные и поддающиеся измерению результаты работы Вашего проекта. (это те возможные улучшения ситуации, которую Вы описывали в разделе Постановка проблемы). Если каждый раз при написании задач проекта Вы будете рассматривать их в этом ключе, то легко поймете, как они должны выглядеть. Например, если проблема состоит в том, что некоторые дети в Вашей школе читают в несколько раз хуже чем остальные дети их возраста, то задачей может состоять в том, чтобы к окончанию проекта определенный процент таких детей научился читать значительно лучше, чем прежде. Они будут читать лучше, чем те их сверстники, кто был раньше на одном с ними уровне, но не был охвачен проектом. В подобных задачах следует указывать, кто охвачен проектом, что следует изменить, в каком направлении, насколько и к какому сроку.
В качестве еще одного примера задачи, поддающейся измерению, рассмотрим следующий:
По завершении тридцатидневной программы повышения квалификации 75% из 80 обучающихся на благотворительной основе получат работу с минимальной оплатой 5 долларов в час, и сохранят рабочее место не менее трех месяцев.

ВАЖНОСТЬ РАЗЛИЧЕНИЯ ЗАДАЧ И МЕТОДОВ

Многие, если не большинство, проектов имеют своей основной целью организацию какой-либо программы или службы. Это типично для неприбыльного сектора в целом, большинство организаций которого обычно предлагают различные услуги. Поэтому в проектах такого рода часты Задачи следующего типа:
"Задача проекта - обеспечить консультативными услугами несовершеннолетних правонарушителей от 8 до 14 лет в районе их проживания.; "
В данном случае в Задаче ничего не говорится о результатах, то есть о тех изменениях в ситуации, описанной в Постановке проблемы. Задача, приведенная выше, неплоха, если в Проблемной части утверждалось, что главная проблема состоит в "отсутствии консультативных служб, " скорее всего там говорилось также о росте молодежной преступности, нарушениях правил школьного распорядка и т.д.

Таким образом, Задачи должны быть максимально конкретизированы. В них должны содержаться количественные данные о степени полезности проекта. Некоторые заявители, стараясь быть конкретными, берут цифры "с потолка". Например, некая служба пишет, что их задача была "уменьшить уровень безработицы в Н-ском районе на 10% за конкретный период времени". Главный вопрос: откуда взялись такие цифры? Как правило, их пишут просто потому, что они солидно выглядят. Кажется, что таким образом демонстрируется реальное достижение. Однако количественные показатели должны быть более надежны. Возможно, что ни в одной программе еще никогда не удавалось сделать ничего подобного. Возможно, что в среднем безработица может быть уменьшена на 2-6%, и в этом случае 5% будет уже очень хорошим показателем, а 6% - максимально возможным. Тогда 10% - просто выдумка, причем показывающая Вашу некомпетентность в выбранной области. Все время помните, что Задачи должны быть реалистичны и выполнимы. Решите сразу, возможно ли достичь десятипроцентной отметки, и не пытайтесь включать в заявку заведомо невыполнимые вещи.

Если Вам трудно сразу описать все задачи, попытайтесь представить, чем Вы будете заниматься через год - два. Какие бы Вы хотели увидеть изменения? Какие различия между существующим положение дел и будущим? Достижение подобных перемен и может являться задачей Вашего проекта.

ЗАМЕЧАНИЕ О МЕТОДИЧЕСКИХ ЗАДАЧАХ

Возможно, Вам приходилось встречать Задачи следующего типа:
"Задача программы - обеспечить проведение занятий по ремонту автомобилей три раза в неделю в течение 36 недель для группы из 40 безработных", или "Задача программы - два раза в неделю не менее 18 недель проводить семинары с не менее, чем пятьюдесятью родителями, на которых поступили сведения о плохом обращении с детьми ".
Подобные Задачи называются методическими, так как относятся к разделу Методов. Они говорят о том, ЧТО Вы будете делать, а не что ПОЛУЧИТСЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ. Крайне важно отличать такие методические задачи от настоящих задач-целей. Если Вы не будете этого делать, то будете знать лишь о процессах, произошедших в самой программе за время ее выполнения, а не об изменениях в окружающей ситуации. Помните, что вы организуете проект, который призван изменить нечто в окружающем мире, а не просто создать еще одну службу в среде, уже и без того перенасыщенной разными советчиками и помощниками.
Методические задачи могут быть весьма полезны, но во избежание путаницы их следует помещать в Методах, а не в Целях и задачах.

МЕТОДЫ

К этому моменту Вы уже рассказали Вашему рецензенту о том, кто Вы, над чем Вы собираетесь работать, и каковы Ваши цели (обещающие разрешить или смягчить проблемы). Теперь Вам надо описать методы, которые Вы собираетесь использовать для достижения целей.

В разделе Методов Вы должны достаточно подробно описать те виды деятельности, которые необходимы для получения желаемых результатов. Из этого раздела читающему должно стать совершенно ясно, как будет выполняться работа; какие потребуются устройства и оборудование; чем будут заниматься исполнители; как будут обслуживаться клиенты; как, где и какие дополнительные ресурсы будут привлекаться и др.

Существует два главных вопроса, которые должны быть разъяснены в этом разделе: 1) какова Ваша стратегия в достижении желаемых результатов? и 2) почему Вы выбрали именно ее из всех других возможных?

Ответ на последний вопрос потребует от Вас знания аналогичных Вашему проектов. Кто еще работал по Вашей проблеме в Вашем районе или где-либо еще? Какие методы применялись ранее и применяются сейчас и с какими результатами? Другими словами, Вы должны обосновать Ваш выбор методов.

Рассмотрение альтернатив - важный аспект Вашей методологии. Демонстрируя Ваше знакомство с аналогичными работами и объясняя Ваш выбор используемых средств, Вы придаете себе большую надежность в глазах спонсора. Очевидно, что за счет раздела Методы Вы можете значительно повысить уровень доверия к себе. Важно, чтобы Вы оказывались компетентны в Вашем вопросе во всех разделах заявки.

Итак, в разделе Методов Вы должны указать кто, что и для кого делает, и почему делает именно так. Ваш подход к решению проблемы должен выглядеть для рецензента привлекательным. Реалистичный и обоснованный проект произведет впечатление. Нереалистичный проект не спасут самые благие намерения.

ОЦЕНКА

Оценка Вашего проекта нужна по двум причинам. Во-первых, следует оценить степень эффективности работы в целом, чтобы понять, насколько удалось достичь поставленных целей. Подобная оценка называется оценкой результатов.

Во-вторых, оценка может проводиться для получения сведений о ходе проекта. Это нужно, чтобы можно было откорректировать проект непосредственно в ходе выполнения. Такая оценка называется оценкой хода работы.

Измеряемые Задачи готовят почву для эффективной оценки. Если Вам сложно определить, какие критерии лучше использовать в оценке Вашего проекта, заново просмотрите Цели и задачи. Вероятно, они недостаточно конкретны.

СУБЪЕКТИВНАЯ И ОБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКИ

Многие планы оценки проектов субъективны по своей сути. Субъективные оценки обычно говорят нам о том, что люди думают о программе, но редко оценивают конкретные результаты ее работы. К примеру, оценка образовательной программы будет выявлять отношение к ней школьников, учителей, родителей и администрации, но не будет описывать осязаемого улучшения учебы прошедших программу школьников. Субъективизм часто влияет на оценку результатов. Он особенно заметен, если Вы сами оцениваете результаты своей работы, чувствуя, что от видимых хороших результатов зависит Ваше дальнейшее финансирование.

Один из способов достичь более объективной, а зачастую и более профессиональной оценки - попросить какую-нибудь постороннюю организацию сделать оценку за Вас. Иногда возможно, чтобы такая организация сама предложила план оценки, могущий быть предъявленным спонсору как часть Вашей заявки. Это не только обеспечит более объективную оценку, но и повысит уровень доверия к Вам.

Важно встроить план оценки в заявку, и приготовиться начать оценивать проект с самого старта. Очень трудно начать оценивать проект, когда он близок к завершению, так как в тот момент ряд ценных данных о ходе проекта может быть уже упущен.

Очень многие думают, что главное получить президентский грант, а на самом деле главное – это вовремя, правильно и красиво за него отчитаться. Президентский грант – это не только почетно, но и очень ответственно.

Заявка на президентский грант 2018 года

1. О проекте

1. Грантовое направление, которому преимущественно соответствует планируемая деятельность по проекту: поддержка проектов в области науки, образования, просвещения

1.1. Тематика грантового направления, которому преимущественно соответствует планируемая деятельность по проекту: содействие и осуществление деятельности в области просвещения, дополнительного образования детей, дополнительного профессионального образования

2. Название проекта, на реализацию которого запрашивается грант: Социальное 3D-моделирование онлайн.

Выполним экспертизу Вашего проекта.

Если Ваша организация планирует участвовать в конкурсе Фонда Президентских грантов или уже участвует в нем, то мы готовы сделать для Вас прогноз оценок по баллам совершенно бесплатно. Экспертиза производится сертифицированными специалистами по социальному проектированию.

3. Краткое описание проекта (деятельности в рамках проекта):

Основная идея проекта – способствовать профессиональному самоопределению 200 школьников путем объединения социального проектирования с дизайном и 3D-моделированием.

Дистанционные занятия в виде вебинаров проходят по средам и пятницам с 18.00 до 19.00. Весь курс состоит из 14 занятий по 3D-моделированию () и 14 занятий по социальному дизайну, включая социальное проектирование, эмоциональный интеллект (), личностный рост, карьерные планы (). Занятия организованы в виде вебинаров, которые можно прослушать не только в компьютерном классе, но и находясь в комфортной домашней обстановке. Для занятий нужен компьютер, подключенный к Интернету.

Высокая эффективность образовательной программы позволяет за короткое время достичь ощутимых результатов в обучении и существенно повысить уровень профессиональной подготовки участников. Специальные методики, интенсивный режим занятий и значительный объем самостоятельной работы помогают приобрести знания и навыки, необходимые в дальнейшем для участия в школьных олимпиадах и получения дополнительных баллов к ЕГЭ.

Возможно как индивидуальное обучение, так и командное. Команды в ходе занятий получают более сложные задания для совместной работы. Приглашаются школьники, начиная с 14 лет. Преимуществом будут пользоваться учащиеся с надомной формой обучения и из отдаленных малокомплектных школ. От участников вебинаров не требуется каких-либо специальных знаний или навыков, но необходимо желание пройти весь курс от начала до конца и принять участие в конкурсе работ, который является завершающим этапом проекта. Лучшие работы распечатываются на 3D-принтере.

Актуальность проекта в том, что для целевой аудитории в рамках одного проекта объединяется обучение «твердым» и «мягким» навыкам.

Обучение будет проходить в два потока по 150 зарегистрированных пользователей, из которых 100 школьников будут проходить обучение на каждом потоке. Первый поток стартует 01.09.18 и заканчивается 31.12.18. Подведение итогов 1 потока и подготовка ко второму с 01.01.19 по 31.01.19. Второй поток с 01.02.19 по 31.05.19

В проекте вводятся роли: Участник команды, Индивидуальный участник, Наставник команды, Дублер, Наблюдатель, Родитель. Все они участвуют в мероприятиях проекта, и им всем оказывается информационная поддержка.

Результатами проекта являются: профессиональное самоопределение, раскрытие творческих способностей, подготовка школьников как носителей проектной культуры, как создателей предметной среды, что повысит их конкурентоспособность на рынке труда.

Регистрация участников и расписание занятий осуществляется на сайте http://edu-biz.org, информационная поддержка оказывается на сайте http://en101.org..

4. География проекта:

Выбор региона определяется поступившими заявками от образовательных организаций на участие в проекте и наличием благополучателей. В основном это Москва и Подмосковье. Связано это с тем, что в 2014 году 200 школ Московской области были оснащены 3D-лабораториями. Эти лаборатории включают компьютеры, 3D-принтеры и 3D-сканеры. А еще ранее все школы Подмосковья были подключены к Интернету.

Любая школа или НКО, работающая с детьми, из любого региона может подать заявку на участие. Принимаются также заявки от индивидуальных участников. Участвуя в проекте, Вы становитесь партнером в реализации проекта, который заявлен на президентский грант. Еще не поздно подать заявку на 2018-2019 учебный год .

5. Дата начала реализации проекта: 01.09.2018
6. Дата окончания реализации проекта: 31.05.2019
7. Обоснование социальной значимости проекта на президентский грант:

Согласно современной концепции социального дизайна, он должен не только создавать изделия, но и решать проблемы людей, проживающих на конкретной территории. Сами изделия должны быть действительно приспособлены к потребностям местного населения. Но на любой территории есть еще много групп, которые называются социально незащищенными. Поэтому одна из задач социального дизайна является исследование их потребности, умения, навыки и занятия, с тем, чтобы предложить этим группам адекватное дизайнерское решение.

Социальное 3D-моделирования является одной из составляющей социального дизайна.

Социальный дизайн требует специалистов, способных всеобъемлюще воспринимать процесс проектирования. К сожалению, дизайнеров такого уровня, по утверждению основоположников социального дизайна, пока не выпускает ни один ВУЗ. А готовить их нужно, начиная со школьной скамьи.

Проблема осложняется тем, что многие подростки плохо осознают свои способности, не знают требований, предъявляемых рынком труда к компетенциям специалистов, не имеют навыков достижения этих компетенций, у них нет конкретного плана освоения профессии и трудоустройства на территории проживания.

По данным лаборатории социально-профессионального самоопределения молодежи ИСМО РАО (http://мой-ориентир.рф/):

  • 50% старшеклассников не соотносят выбор профессии со своими реальными возможностями;
  • 46% ориентированы при выборе профессии на мнение родителей, родственников;
  • 67% не имеют представления о сущности выбранной профессии.

Частичным решением указанных проблем является создание и реализация программы тренингов и семинаров, обеспечивающей профессиональное самоопределение, освоение проектной компетенции и умения работать в команде.

Специалисты отмечают, что самоопределение – это продолжительный этап, но каждый должен пройти его обязательно. Среди новых педагогических технологий, направленных на решение поставленных проблем, особое место занимает социальная практика и методика социального проектирования. Именно проектное обучение сегодня становится тем средством, которое позволяет формировать такие ключевые компетенции.

Ключевые компетенции:

  • способность проявлять инициативу,
  • брать на себя ответственность,
  • готовность замечать проблемы и искать пути их решения,
  • уметь осваивать новые знания и применять их для анализа новых ситуаций,
  • уметь принимать решения, т.е. быть социально адаптированным,
  • обладать набором качеств и знаний для успешной самореализации,
  • ощущать свою значимость практически в любой сфере деятельности.

Однако, проведенные опросы (всего принимали участие 340 педагогов) показали, что около 36% учителей не используют метод проектов в образовательной деятельности. Причин несколько: это и недостаток знаний о методе проектов, и нехватка времени на уроке, ограниченность ресурсов и загруженность учащихся другими предметами.

С другой стороны, наблюдается интерес к дизайн-образованию, который связан с осознанием человеком возможностей новых технологий для его личностного развития и самореализации. Высший уровень развития способности к проектированию собственной деятельности в различных социально-культурных ситуациях получил название «проектной культуры». Формирование проектной культуры – одна из составляющих проекта.

7.1. Полное описание проекта, презентация проекта:

Презентация проекта Социальное 3D-моделирование онлайн.pdf

8. Целевые группы проекта:

Дети и подростки. Учителя и родители. Наставники детских команд.

9. Цели проекта:

Цель №1: Способствовать профессиональному самоопределению школьников путем повышения уровня проектной компетентности средствами дизайна и 3D-моделирования

10. Задачи проекта:
Задача №1:

Произвести отбор участников проекта и сформировать творческие команды школьников.

Задача №2:

Провести обучение участников основам 3D-моделирования и социального дизайна

Задача №3:

Разработать творческие задания социальной направленности, критерии их оценивания и провести конкурс лучших работ.

11.1. Письма поддержки, соглашения о сотрудничестве и иные аналогичные документы на президентский грант 2018:

УМОЦ г Королёв.pdf
МОУ СОШ №4 г Фрязино.pdf
Куровская СОШ №2.pdf

Для командного взаимодействия участников используется форум. Регистрация участников, расписание и программа занятий на http://edu-biz.org/ .

При положительных итогах конкурса на президентский грант проводится рекламная кампания в социальной сети и на дружественных сайтах.

13. Количественные результаты:

количество человек, которым оказаны услуги в сфере образования, просвещения: 200
количество человек, принявших участие в мероприятиях проекта: 300

14. Качественные результаты:

Профессиональное самоопределение.
Этот показатель определяется рейтингом участников при выполнении творческих и домашних заданий.

Подготовка школьников как носителей проектной культуры.
Показатель определяется степенью владения программным инструментарием для создания творческой работы.

Подготовка школьников как создателей предметной среды.
Определяется уровнем графического (визуального) воплощения замысла при выполнении
творческих заданий.

Раскрытие творческого потенциала.
Значение показателя определяется по результатам завершающего конкурса.

Для НКО, подающим заявки на президентский грант, предлагаем бесплатные услуги по подготовке заявки на грант . Услуга оказывается в рамках социального наставничества.

Предоставляем письма на информационную поддержку проектов.

С НКО, особенно с теми, кто реализует гранты, мы можем заключить соглашение. В этом соглашении мы оцениваем стоимость предоставляемых бесплатно услуг. Эту стоимость Вы можете включить в бюджет своего проекта, как привлеченные средства партнера. Это повышает Ваш собственный вклад в проект. Аналогично тому, как Вы включаете труд добровольцев.

Пишите на [email protected]

15. Дальнейшее развитие проекта:

Дальнейшим развитием проекта будет создание виртуального детско-взрослого сообщества и
вовлечение школьников в деятельность этого сообщества.

Сообщество будет функционировать по принципу клубного объединения.

Устойчивость достигнутых результатов обусловлена наличием учебно-методического обеспечения, кадровых, финансовых и материально-технических условий реализации проекта, а также в закреплении полученных знаний и навыков на практике (участие в конкурсе).

В качестве примера подобного сообщества профессиональных дизайнеров можно привести деятельность организации «Design21: social design network». Миссия Social Design Network заключается в том, чтобы вдохновлять общественное сознание посредством дизайна, объединяя людей и организации, которые хотят исследовать способы, какими дизайн может положительно повлиять на местные сообщества. Сеть Design 21 имеет базу данных со ссылками на разработчиков-участников и проектные организации, ведущие разработки проектов, организованных по социальной тематике и по типу социального дизайна. Сеть также организует конкурсы дизайна, которые позволяют членам создавать решения социальных проблем. Создан форум для некоммерческих организаций, которые могут запросить помощь в дизайне.

вебинары по эмоциональному интеллекту для детей и взрослых . Вебинары являются базой, которая поможет разобраться в огромной потоке информации, посвященной эмоциональному интеллекту.

Сложно представить себе развитие эмоциональной устойчивости без знаний о собственной эмоциональности. Необходимо понимание и идентификации своих эмоций и эмоций других людей. Гамма чувств и эмоций очень велика, а мы зачастую умеем осознать и использовать не больше 10-ти.

(Посетители 12 557 за все время, 1 визитов сегодня)

Поделитесь с друзьями

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш бизнес - От идеи до реализации