«Волонтерство — это тонкая материя, которая, с одной стороны, не должна регулироваться государством, поскольку это касается доброй воли человека. С другой стороны, мы видим необходимость регулирования деятельности людей в особых ситуациях, когда речь идет о работе в больницах, реставрационных работах, тушении пожаров, спасении людей, где личная жизнь одного человека пересекается с личной жизнью другого», — отметил Метелев.
«Мы проводили исследование и выяснили, что половина россиян выбирает слово „волонтер“, другая половина — „доброволец“, и разделять эти сообщества нелогично, поэтому в законе эти понятия унифицируются» — рассказал член ОП РФ.
«Раньше человек мог прийти, например, в региональное министерство культуры, запросить поддержку интересного проекта, а ему отвечали, что организация не занимается обозначенной темой. Сейчас же любой орган власти может вводить свои программы поддержки, выделять деньги, создавать условия для миллионов гражданских активистов в нашей стране, потому что закон дает им такие полномочия», — пояснил он.
Для добровольцев создается «Единая информационная система». Она представляет из себя интернет-ресурс (сайт), где может зарегистрироваться любой человек, желающий участвовать в социальных проектах и мероприятиях.
Система уже работает. Ее основная цель — обеспечение баланса между спросом и предложением на волонтерскую работу в России. Тем, кто нуждается в тех или иных услугах (музеям, школам, библиотекам, больницам, детским домам, приютам для животных), она предоставляет возможность сформулировать запрос на волонтерскую помощь в конкретных, количественно и качественно измеримых объемах, а волонтеры, в свою очередь, получают информацию о том, чем они могут быть полезны своему городу или поселку. «Человек буквально за два клика может стать волонтером, не проходя никаких дополнительных инстанций и не собирая справок», — говорит Артем Метелев, — «Буквально несколько дней назад в системе зарегистрировался стотысячный пользователь, и количество регистраций постоянно растет».
Кроме того, система как главный волонтерский интернет-ресурс страны будет содержать аналитические и статистические данные, которые дадут организаторам возможность видеть работу добровольческого движения в цифрах и фактах, и это, в свою очередь, позволит грамотно и обосновано корректировать государственную политику в этой области. «Таким образом, если мы видим, что люди больше интересуются сферой здравоохранения, значит, следует обратить на это внимание и создать условия для такого труда. Подобного рода данные позволят нам повышать эффективность волонтерской работы», — отметил член ОП РФ.
Как сообщил Артем Метелев, любой волонтер может зайти на сайт, сформулировать вопрос или проблему и найти типовой ответ. Если же быстрый ответ не найден, ресурс предоставляет возможность отправить специальный запрос. «После этого на защиту волонтера встает вся система, которая выстраивается в стране. С ним свяжутся коллеги из региона, отвечающие за Единую информационную систему. При необходимости к решению проблемы подключится региональная Общественная палата или тот орган власти, который отвечает за волонтерство. Таким образом, мы можем оперативно реагировать на проблемы, постепенно сводя их на нет и создавая добровольцам комфортные условия труда», — добавил он.
Правила будут в том числе определять, что должна предпринять конкретная волонтерская организация для получения возможности работать в том или ином учреждении, какие справки и документы могут затребовать у организаторов, а чего требовать не имеют права. «Это документ, который содержит простые и понятные правила игры, которые не будут меняться», — подчеркнул Артем Метелев.
С 1 мая вступил в силу закон о добровольчестве (волонтерстве). Документ призван обеспечить более четкое взаимодействие между волонтерами, организаторами добровольческого движения, теми, кто нуждается в помощи добровольцев, и органами власти. Закон также повысит правовую защищенность волонтеров.
По словам члена ОП РФ, председателя совета Ассоциации волонтерских центровАртема Метелева, работа над законом шла на протяжении 6 лет. В разных вариантах он предлагался членам Совета Федерации, Государственной думы, общественным организациям. В итоге финальная версия, которая вступила в силу 1 мая, стала консолидирующим проектом, который устраивает все стороны.
«Волонтерство - это тонкая материя, которая, с одной стороны, не должна регулироваться государством, поскольку это касается доброй воли человека. С другой стороны, мы видим необходимость регулирования деятельности людей в особых ситуациях, когда речь идет о работе в больницах, реставрационных работах, тушении пожаров, спасении людей, где личная жизнь одного человека пересекается с личной жизнью другого», - отметил Метелев.
Он сообщил, что закон отвечает на ряд важных вопросов, в первую очередь, о статусе добровольца, его правах и обязанностях. Документ устанавливает такие понятия, как «волонтер» и «организатор волонтерской деятельности», таким образом, определяя субъекты, для которых можно будет вводить меры поддержки и создавать условия труда.
«Мы проводили исследование и выяснили, что половина россиян выбирает слово „волонтер“, другая половина - „доброволец“, и разделять эти сообщества нелогично, поэтому в законе эти понятия унифицируются» - рассказал член ОП РФ.
По мнению Артема Метелева, ключевым аспектом нового закона является расширение полномочий органов власти всех уровней.
«Раньше человек мог прийти, например, в региональное министерство культуры, запросить поддержку интересного проекта, а ему отвечали, что организация не занимается обозначенной темой. Сейчас же любой орган власти может вводить свои программы поддержки, выделять деньги, создавать условия для миллионов гражданских активистов в нашей стране, потому что закон дает им такие полномочия», - пояснил он.
Согласно закону, у органов власти появилась возможность поддерживать организаторов волонтерской деятельности, в том числе в виде компенсации затрат и страхования. Аналогичную поддержку организаторы могут оказывать добровольцам. Ранее такие действия могли предприниматься лишь на основании гражданско-правового договора.
Для добровольцев создается «Единая информационная система». Она представляет из себя интернет-ресурс (сайт), где может зарегистрироваться любой человек, желающий участвовать в социальных проектах и мероприятиях.
Система уже работает. Ее основная цель - обеспечение баланса между спросом и предложением на волонтерскую работу в России. Тем, кто нуждается в тех или иных услугах (музеям, школам, библиотекам, больницам, детским домам, приютам для животных), она предоставляет возможность сформулировать запрос на волонтерскую помощь в конкретных, количественно и качественно измеримых объемах, а волонтеры, в свою очередь, получают информацию о том, чем они могут быть полезны своему городу или поселку. «Человек буквально за два клика может стать волонтером, не проходя никаких дополнительных инстанций и не собирая справок», - говорит Артем Метелев, - «Буквально несколько дней назад в системе зарегистрировался стотысячный пользователь, и количество регистраций постоянно растет».
Кроме того, система как главный волонтерский интернет-ресурс страны будет содержать аналитические и статистические данные, которые дадут организаторам возможность видеть работу добровольческого движения в цифрах и фактах, и это, в свою очередь, позволит грамотно и обосновано корректировать государственную политику в этой области. «Таким образом, если мы видим, что люди больше интересуются сферой здравоохранения, значит, следует обратить на это внимание и создать условия для такого труда. Подобного рода данные позволят нам повышать эффективность волонтерской работы», - отметил член ОП РФ.
Общественник также рассказал о создании «единого окна», предназначенного для оказания помощи гражданам, которые столкнулись с проблемами в рамках своей гражданской активности. «Единое окно» создано по поручению председателя оргкомитета Года Добровольца Сергея Кириенко.
Как сообщил Артем Метелев, любой волонтер может зайти на сайт, сформулировать вопрос или проблему и найти типовой ответ. Если же быстрый ответ не найден, ресурс предоставляет возможность отправить специальный запрос. «После этого на защиту волонтера встает вся система, которая выстраивается в стране. С ним свяжутся коллеги из региона, отвечающие за Единую информационную систему. При необходимости к решению проблемы подключится региональная Общественная палата или тот орган власти, который отвечает за волонтерство. Таким образом, мы можем оперативно реагировать на проблемы, постепенно сводя их на нет и создавая добровольцам комфортные условия труда», - добавил он.
После вступления закона в силу общественникам предстоит большая работа по налаживанию взаимодействия органов власти и организаторов волонтерского движения. В первую очередь, речь идет об уточнении правил работы в области здравоохранения, а также социальной защиты. Именно эти сферы деятельности добровольцев приняты в качестве тестовых на текущий год.
Правила будут в том числе определять, что должна предпринять конкретная волонтерская организация для получения возможности работать в том или ином учреждении, какие справки и документы могут затребовать у организаторов, а чего требовать не имеют права. «Это документ, который содержит простые и понятные правила игры, которые не будут меняться», - подчеркнул Артем Метелев.
В сентябре текущего года Общественная палата РФ планирует провести мониторинг правоприменения нового закона, проконтролировать ход его реализации, определить позитивные и негативные изменения, с тем чтобы составить планы дальнейшего развития добровольческого движения в России.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)
Внести в Федеральный закон от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст.3340; 2002, N 12, ст.1093; N 30, ст.3029; 2003, N 27, ст.2708; 2004, N 35, ст.3607; 2007, N 1, ст.39; 2009, N 1, ст.17; 2010, N 52, ст.6998; 2014, N 19, ст.2308) следующие изменения:
1) наименование изложить в следующей редакции:
"О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)";
2) дополнить частями второй и третьей следующего содержания:
"Под добровольческой (волонтерской) деятельностью понимается добровольная деятельность в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона.
На добровольческую (волонтерскую) деятельность распространяются положения, предусмотренные настоящим Федеральным законом для благотворительной деятельности.";
3) в пункте 1 статьи 2 :
а) абзац первый после слова "Благотворительная" дополнить словами "и добровольческая (волонтерская)";
б) абзац десятый изложить в следующей редакции:
"содействия деятельности в области физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), участия в организации и (или) проведении физкультурных и спортивных мероприятий в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг физическими лицами;";
в) абзац шестнадцатый после слова "добровольческой" дополнить словом "(волонтерской)";
4) пункт 1 статьи 3 дополнить абзацем следующего содержания:
"Особенности привлечения добровольцев (волонтеров) для осуществления деятельности религиозных организаций определяются Федеральным законом от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"." ;
5) в статье 5 :
а) часть первую после слова "добровольцы" дополнить словом "(волонтеры)", дополнить предложением следующего содержания: "Участниками добровольческой (волонтерской) деятельности являются добровольцы (волонтеры), организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческие (волонтерские) организации.";
б) часть четвертую изложить в следующей редакции:
"Добровольцы (волонтеры) - физические лица, осуществляющие добровольческую (волонтерскую) деятельность в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, или в иных общественно полезных целях.";
в) часть пятую дополнить словом "(волонтеров)";
г) дополнить частями шестой - восьмой следующего содержания:
"Организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности - некоммерческие организации и физические лица, которые привлекают на постоянной или временной основе добровольцев (волонтеров) к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности и осуществляют руководство их деятельностью.
Государственные органы и органы местного самоуправления вправе привлекать добровольцев (волонтеров) к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности.
Добровольческая (волонтерская) организация - некоммерческая организация в форме общественной организации, общественного движения, общественного учреждения, религиозной организации, ассоциации (союза), фонда или автономной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, привлекает на постоянной или временной основе добровольцев (волонтеров) к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности и осуществляет руководство их деятельностью.";
6) признать утратившей силу;
7) в пункте 3 статьи 10 слова "в качестве добровольцев" заменить словами "на безвозмездной основе";
8) в статье 15 :
а) абзац шестой после слова "добровольцев" дополнить словом "(волонтеров)";
б) абзац десятый дополнить словом "(волонтеров)";
9) дополнить разделом III_1 следующего содержания:
"Раздел III_1. Условия и порядок осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности
Статья 17_1. Права и обязанности добровольца (волонтера)
1. Доброволец (волонтер) имеет право:
1) осуществлять свою деятельность индивидуально, под руководством организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, в составе добровольческой (волонтерской) организации;
2) получать от организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации информацию о целях, задачах и содержании осуществляемой им добровольческой (волонтерской) деятельности, а также информацию об организаторе добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации;
3) получать в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации или договором, заключенным с организатором добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организацией:
поддержку в форме предоставления ему питания, форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, помещения во временное пользование, оплаты проезда до места назначения и обратно, уплаты страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера) либо на страхование его жизни или здоровья или в форме возмещения понесенных добровольцем (волонтером) расходов на приобретение указанных товаров или услуг;
психологическую помощь, содействие в психологической реабилитации;
возмещение вреда жизни и здоровью, понесенного при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности;
4) получать от организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации информационную, консультационную и методическую поддержку в объемах и формах, которые установлены указанными организациями;
5) получать поощрение и награждение за добровольный труд, в том числе в рамках федеральных, региональных и муниципальных конкурсов и программ.
2. Помимо прав, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, доброволец (волонтер) имеет также иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
3. Доброволец (волонтер), организатор добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческая (волонтерская) организация обязаны не разглашать ставшие им известными в ходе осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности сведения, составляющие специально охраняемую законом тайну.
4. Условия осуществления добровольцем (волонтером) благотворительной деятельности от своего имени могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре, который заключается между добровольцем (волонтером) и благополучателем и предметом которого являются безвозмездное выполнение добровольцем (волонтером) работ и (или) оказание им услуг в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, или в иных общественно полезных целях.
5. Условия участия добровольца (волонтера) в деятельности организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре, который заключается между организатором добровольческой (волонтерской) деятельности или добровольческой (волонтерской) организацией и добровольцем (волонтером) и предметом которого являются безвозмездное выполнение добровольцем (волонтером) работ и (или) оказание им услуг в рамках деятельности указанных организатора, организации для достижения общественно полезных целей.
Условия договора между добровольческой (волонтерской) организацией и добровольцем (волонтером) могут предусматривать обязанность добровольца (волонтера) соблюдать при выполнении им работ и (или) оказании им услуг в рамках деятельности указанной организации иные обязательные требования, предусмотренные внутренними документами указанной организации, а также право добровольческой (волонтерской) организации в одностороннем порядке расторгнуть договор с добровольцем (волонтером) в случае нарушения им таких обязательных требований.
6. Договор, указанный в пункте 4 настоящей статьи, может предусматривать возмещение связанных с его исполнением расходов добровольца (волонтера) на питание, приобретение форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, предоставление помещения во временное пользование, оплату проезда до места назначения и обратно, уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера) либо на страхование его жизни или здоровья при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности.
Договор, указанный в пункте 5 настоящей статьи, может предусматривать обязанности организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации по предоставлению добровольцу (волонтеру) питания, форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, помещения во временное пользование, оплате проезда до места назначения и обратно, уплате страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера) либо на страхование его жизни или здоровья при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности, а также по возмещению связанных с исполнением договора расходов.
Статья 17_2. Правовые условия осуществления организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями своей деятельности
Организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческие (волонтерские) организации имеют право:
1) получать поддержку органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) осуществлять взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
3) информировать, в том числе совместно с заинтересованными организациями, граждан о возможностях участия в добровольческой (волонтерской) деятельности;
4) участвовать в формировании и деятельности координационных и совещательных органов в сфере добровольчества (волонтерства), создаваемых при органах государственной власти и органах местного самоуправления;
5) получать иную поддержку в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
Статья 17_3. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере добровольчества (волонтерства)
1. Правительство Российской Федерации утверждает:
1) общие требования к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями;
2) перечень видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями.
2. Федеральные органы исполнительной власти осуществляют следующие полномочия в сфере добровольчества (волонтерства):
1) разработка и реализация государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, содержащих мероприятия, направленные на поддержку добровольчества (волонтерства);
2) участие в формировании единой информационной системы в сфере развития добровольчества (волонтерства) в целях реализации государственной политики в сфере добровольчества (волонтерства);
3) оказание поддержки организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческим (волонтерским) организациям, в том числе в их взаимодействии с государственными и муниципальными учреждениями, социально ориентированным некоммерческим организациям, государственным и муниципальным учреждениям, обеспечивающим оказание организационной, информационной, методической и иной поддержки добровольцам (волонтерам), организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческим (волонтерским) организациям;
4) утверждение порядка взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, в том числе их территориальных органов, подведомственных им государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями;
5) методическое обеспечение органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и содействие им в разработке и реализации мер по развитию добровольчества (волонтерства) в субъектах Российской Федерации и на территориях муниципальных образований.
3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют следующие полномочия в сфере добровольчества (волонтерства):
1) участие в реализации государственной политики в сфере добровольчества (волонтерства);
2) разработка и реализация государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, содержащих мероприятия, направленные на поддержку добровольчества (волонтерства), с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;
3) утверждение порядка взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственных им государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями;
4) оказание поддержки организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческим (волонтерским) организациям, в том числе в их взаимодействии с государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями, социально ориентированным некоммерческим организациям, государственным и муниципальным учреждениям, обеспечивающим оказание организационной, информационной, методической и иной поддержки добровольцам (волонтерам), организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческим (волонтерским) организациям;
5) популяризация добровольческой (волонтерской) деятельности;
6) поддержка муниципальных программ (подпрограмм), содержащих мероприятия, направленные на поддержку добровольчества (волонтерства);
7) методическое обеспечение органов местного самоуправления и содействие им в разработке и реализации мер по развитию добровольчества (волонтерства) на территориях муниципальных образований;
8) формирование координационных и совещательных органов в сфере добровольчества (волонтерства), создаваемых при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
4. Органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в сфере добровольчества (волонтерства):
1) формирование и осуществление муниципальных программ (подпрограмм), содержащих мероприятия, направленные на поддержку добровольчества (волонтерства), с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;
2) утверждение порядка взаимодействия органов местного самоуправления, муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями;
3) оказание поддержки организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческим (волонтерским) организациям, в том числе в их взаимодействии с муниципальными учреждениями и иными организациями, социально ориентированным некоммерческим организациям, государственным и муниципальным учреждениям, обеспечивающим оказание организационной, информационной, методической и иной поддержки добровольцам (волонтерам), организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческим (волонтерским) организациям.
Статья 17_4. Поддержка добровольческой (волонтерской) деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления
Органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляют поддержку добровольческой (волонтерской) деятельности в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 17_5. Единая информационная система в сфере развития добровольчества (волонтерства)
1. Формирование и ведение единой информационной системы в сфере развития добровольчества (волонтерства) в целях реализации государственной политики в сфере добровольчества (волонтерства) осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере государственной молодежной политики.
2. Порядок функционирования единой информационной системы в сфере развития добровольчества (волонтерства), требования к технологическим и лингвистическим средствам данной информационной системы, в том числе требования к обеспечению автоматизации процессов сбора, обработки информации в данной информационной системе, порядок информационного взаимодействия единой информационной системы в сфере развития добровольчества (волонтерства) с иными информационными системами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
3. Единая информационная система в сфере развития добровольчества (волонтерства) включает сведения о добровольцах (волонтерах), организаторах добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческих (волонтерских) организациях.
Предоставление сведений для включения в единую информационную систему в сфере развития добровольчества (волонтерства) осуществляется добровольно.
Наличие в единой информационной системе в сфере развития добровольчества (волонтерства) сведений о добровольцах (волонтерах), организаторах добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческих (волонтерских) организациях не является обязательным условием оказания поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления добровольческой (волонтерской) деятельности указанных участников добровольческой (волонтерской) деятельности.";
10) пункт 7 статьи 19
Внести в (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст.145; 2010, N 15, ст.1736; 2011, N 29, ст.4291; 2012, N 53, ст.7650; 2013, N 27, ст.3464, 3477; N 52, ст.6961; 2014, N 42, ст.5611; N 45, ст.6139; N 52, ст.7551; 2015, N 18, ст.2618; N 48, ст.6724; 2016, N 11, ст.1494; N 27, ст.4220; N 52, ст.7498) следующие изменения:
1) в подпункте 8 пункта 1 слова "содействия благотворительности и добровольчества" заменить словами "организации и поддержки благотворительности и добровольчества (волонтерства)";
2) подпункт 1 пункта 3 после слова "добровольцев" дополнить словом "(волонтеров)";
3) пункт 12_1 после слова "добровольцев" дополнить словом "(волонтеров)".
(Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 39, ст.4465; 2013, N 27, ст.3477) дополнить пунктами 4-6 следующего содержания:
"4. Религиозные организации в соответствии со своими внутренними установлениями вправе привлекать добровольцев (волонтеров) для участия в организации богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, а также для выполнения работ, оказания услуг, направленных на поддержку и обеспечение видов деятельности религиозных организаций, предусмотренных их уставами.
5. Религиозные организации вправе заключать с добровольцами (волонтерами) гражданско-правовые договоры о добровольческой (волонтерской) деятельности, предметом которых являются безвозмездное выполнение добровольцами (волонтерами) работ и (или) оказание ими услуг.
Существенным условием договора о добровольческой (волонтерской) деятельности является соблюдение добровольцем (волонтером) внутренних установлений религиозной организации, являющейся стороной договора. Договор о добровольческой (волонтерской) деятельности может предусматривать возмещение связанных с его исполнением расходов добровольца (волонтера) на питание, приобретение форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, предоставление помещения во временное пользование, оплату проезда до места назначения и обратно, уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера) либо на страхование его жизни или здоровья при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности.
6. Добровольческая (волонтерская) деятельность, предусмотренная пунктом 4 настоящей статьи, не может регулироваться порядком взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями.".
В пункте 11 статьи 16_1 Федерального закона от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3833; 2012, N 53, ст.7612; 2017, N 30, ст.4457) слово "(волонтеры)" заменить словами "(добровольцы (волонтеры)".
Подпункт 9_1 пункта 2 статьи 26_3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст.5005; 2003, N 27, ст.2709; 2005, N 1, ст.17, 25; 2006, N 1, ст.10; N 23, ст.2380; N 30, ст.3287; N 31, ст.3452; N 44, ст.4537; N 50, ст.5279; 2007, N 1, ст.21; N 13, ст.1464; N 21, ст.2455; N 30, ст.3747, 3805, 3808; N 43, ст.5084; N 46, ст.5553, 5556; 2008, N 29, ст.3418; N 30, ст.3613, 3616; N 48, ст.5516; N 52, ст.6236; 2009, N 48, ст.5711; N 51, ст.6163; 2010, N 15, ст.1736; N 31, ст.4160; N 41, ст.5190; N 46, ст.5918; N 47, ст.6030, 6031; N 49, ст.6409; N 52, ст.6984; 2011, N 17, ст.2310; N 27, ст.3881; N 29, ст.4283; N 30, ст.4572, 4590, 4594; N 48, ст.6727, 6732; N 49, ст.7039, 7042; N 50, ст.7359; 2012, N 10, ст.1158, 1163; N 18, ст.2126; N 31, ст.4326; N 50, ст.6957, 6967; N 53, ст.7596; 2013, N 14, ст.1663; N 19, ст.2331; N 23, ст.2875, 2876, 2878; N 27, ст.3470, 3477; N 40, ст.5034; N 43, ст.5454; N 48, ст.6165; N 51, ст.6679, 6691; N 52, ст.6981, 7010; 2014, N 11, ст.1093; N 14, ст.1562; N 22, ст.2770; N 26, ст.3371; N 30, ст.4256, 4257; N 42, ст.5615; N 43, ст.5799; N 45, ст.6138; 2015, N 1, ст.11; N 13, ст.1807, 1808; N 27, ст.3947; N 29, ст.4359; N 41, ст.5628; 2016, N 23, ст.3283; N 26, ст.3866; N 27, ст.4222; 2017, N 1, ст.6; N 31, ст.4828; N 45, ст.6573; N 50, ст.7563; 2018, N 1, ст.26, 27, 87) изложить в следующей редакции:
"9_1) поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительной деятельности и добровольчества (волонтерства), организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительной деятельности и добровольчества (волонтерства);".
Внести в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 40, ст.3822; 2005, N 1, ст.17, 25; 2006, N 1, ст.10; N 23, ст.2380; N 30, ст.3296; N 31, ст.3452; N 43, ст.4412; N 50, ст.5279; 2007, N 1, ст.21; N 21, ст.2455; N 25, ст.2977; N 43, ст.5084; N 46, ст.5553; 2008, N 48, ст.5517; N 52, ст.6236; 2009, N 48, ст.5733; N 52, ст.6441; 2010, N 15, ст.1736; N 49, ст.6409; 2011, N 17, ст.2310; N 29, ст.4283; N 30, ст.4572, 4590, 4591, 4594, 4595; N 48, ст.6730; N 49, ст.7015, 7039; 2012, N 26, ст.3444, 3446; N 50, ст.6967; 2013, N 14, ст.1663; N 19, ст.2325; N 27, ст.3477; N 43, ст.5454; N 48, ст.6165; N 52, ст.6981, 7008; 2014, N 14, ст.1562; N 22, ст.2770; N 26, ст.3371; N 30, ст.4235; N 42, ст.5615; N 43, ст.5799; N 52, ст.7558; 2015, N 1, ст.11, 52; N 27, ст.3995; N 48, ст.6723; 2017, N 1, ст.6; N 31, ст.4828; 2018, N 1, ст.27, 47, 87) следующие изменения:
3) в части 4 статьи 31_3 слово "волонтеров" заменить словами "добровольцев (волонтеров)".
Пункт 20 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст.7007; 2014, N 30, ст.4257; 2017, N 47, ст.6850) после слова "добровольцев" дополнить словом "(волонтеров)".
Пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 23 декабря 2010 года N 383-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" и статью 7 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 52, ст.6998) признать утратившим силу.
Президент
Российской Федерации
В.Путин
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по.
Вносит: Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Проект: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ДОБРОВОЛЬЧЕСТВЕ (ВОЛОНТЕРСТВЕ)
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением добровольческой (волонтерской) деятельности. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы добровольчества (волонтерства), включая основные принципы и виды добровольческой (волонтерской) деятельности, ее цели и задачи, основные формы, виды и порядок ее осуществления, а также меры по поддержке добровольчества (волонтерства).
2. Отдельные добровольческие (волонтерские) акции, осуществляемые на основе семейных, дружеских или добрососедских отношений, не являются предметом регулирования настоящего Федерального закона.
3. Особенности осуществления отдельных видов добровольческой (волонтерской) деятельности могут устанавливаться иными федеральными законами.
Статья 2. Основные понятия
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
добровольчество (волонтерство) – совокупность общественных отношений, связанных с осуществлением физическими лицами добровольно в свободное от работы (учебы) время деятельности в интересах получателей помощи добровольца (волонтера);
добровольческая (волонтерская) деятельность – добровольная социально направленная, общественно полезная деятельность, осуществляемая путем выполнения работ, оказания услуг в формах и видах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, без получения денежного или материального вознаграждения (кроме случаев возможного возмещения связанных с осуществлением добровольческой (волонтерской) деятельности затрат);
доброволец (волонтер) – физическое лицо, осуществляющее в свободное от работы (учебы) время добровольную социально направленную, общественно полезную деятельность в формах и видах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, без получения денежного или материального вознаграждения (кроме случаев возможного возмещения связанных с осуществлением добровольческой (волонтерской) деятельности затрат);
получатель помощи добровольца (волонтера)– физическое лицо, юридическое лицо, социальная группа, общество в целом, которые нуждаются в помощи добровольцев (волонтеров) и в интересах которых осуществляется добровольческая (волонтерская) деятельность;
добровольческая (волонтерская) организация – социально ориентированная некоммерческая организация, осуществляющая добровольческие (волонтерские) программы и проекты, привлекающая к своей деятельности добровольцев (волонтеров), от имени и по поручению которой действует доброволец (волонтер);
добровольческое (волонтерское) объединение – объединение граждан, созданное для решения определенных социальных задач посредством осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности;
координатор добровольцев (волонтеров) – ответственное лицо в добровольческой (волонтерской) организации, отвечающее за привлечение добровольцев (волонтеров), организацию их работы и координацию их деятельности;
добровольческая (волонтерская) программа – комплекс мероприятий, направленных на решение социально значимых задач, реализуемый с использованием труда добровольцев (волонтеров);
добровольческая (волонтерская) акция – разовое мероприятие, направленное на решение социально значимых задач, участниками которого являются добровольцы (волонтеры);
личная книжка добровольца (волонтера) – документ установленной формы, которым подтверждается деятельность физического лица в качестве добровольца (волонтера);
информационная сеть добровольчества (волонтерства) – открытый информационный ресурс, созданный в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и включающий в себя возможности ведения электронных дневников и создания виртуальных сообществ, а также механизмы продвижения общих ценностей для содействия добровольческой (волонтерской) деятельности.
Статья 3. Основные принципы добровольческой (волонтерской) деятельности
1. Добровольческая (волонтерская) деятельность осуществляется в соответствии с принципами:
1) безвозмездности, добровольности, равноправия и законности деятельности добровольцев (волонтеров);
2) свободы в определении целей, форм, видов и методов в выборе добровольческой (волонтерской) деятельности;
3) гласности и общедоступности информации о добровольческой (волонтерской) деятельности;
4) гуманности, соблюдения прав и свобод человека при осуществлении добровольческой (волонтерской) деятельности;
5) равенства всех независимо от пола, вероисповедания, национальности, языка, социального статуса, возраста в праве на осуществление добровольческой (волонтерской) деятельности;
6) солидарности, добросовестности и сотрудничества участников добровольческой (волонтерской) деятельности;
7) безопасности для своей жизни и жизни окружающих;
8) равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества в этой сфере.
2. Добровольческая (волонтерская) деятельность не может быть направлена на поддержку определенных политических партий, других общественных объединений и ассоциаций, а также на продвижение товаров, работ, услуг.
3. Добровольческая (волонтерская) деятельность не подменяет деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по осуществлению их полномочий.
Статья 4. Цели и задачи добровольческой (волонтерской) деятельности
1. Целями добровольческой (волонтерской) деятельности являются:
1) оказание безвозмездной помощи людям, нуждающимся в ней;
2) безвозмездное участие в общественно значимых мероприятиях с согласия их организаторов;
3) формирование гражданской позиции, самоорганизации, чувства социальной ответственности, солидарности, взаимопомощи и милосердия в обществе.
2. К задачам добровольческой (волонтерской) деятельности относятся:
Статья 5. Основные формы и виды добровольческой (волонтерской) деятельности
1) индивидуальной добровольческой (волонтерской) деятельности;
2) добровольческой (волонтерской) деятельности в составе незарегистрированного объединения или группы;
3) добровольческой (волонтерской) деятельности через добровольческую (волонтерскую) организацию.
2. Основными видами добровольческой (волонтерской) деятельности являются:
1) оказание помощи лицам, пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных и других катастроф, в результате социальных конфликтов, несчастных случаев, жертвам преступлений, беженцам и вынужденным переселенцам, а также иным категориям и группам лиц, нуждающимся в посторонней помощи и поддержке, в том числе в учреждениях сферы здравоохранения, образования и социальной защиты;
2) участие в предупреждении населения о стихийных бедствиях, экологических, техногенных и других катастрофах, в преодолении их последствий;
3) участие в защите и охране окружающей среды, благоустройстве территорий;
4) участие в создании возможностей для творческого самовыражения и раскрытия творческого потенциала каждого, сохранении культурного наследия и историко-культурной среды, памятников истории и культуры;
5) участие в развитии образования, науки, популяризации знаний, развитии инноваций;
6) участие в развитии и популяризации физической культуры, спорта и активного досуга;
7) ведение работы по пропаганде здорового образа жизни, организация и проведение профилактической работы по противодействию распространению социально значимых заболеваний;
8) участие в организации и проведении массовых культурных, физкультурных, спортивных и других зрелищных и общественных мероприятий;
9) участие в организации и проведении иных муниципальных, региональных, межрегиональных, общественных и международных физкультурных и спортивных мероприятий и соревнований;
10) иная добровольческая (волонтерская) деятельность.
Статья 6. Уполномоченный орган
1. Уполномоченный орган – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий поддержку и стимулирование добровольческой (волонтерской) деятельности в Российской Федерации и иные полномочия в области добровольческой (волонтерской) деятельности, установленные статьей 7 настоящего Федерального закона. Уполномоченный орган определяется Правительством Российской Федерации.
Статья 7. Полномочия уполномоченного органа
Статья 8. Организатор добровольческой (волонтерской) деятельности
1. Организатором добровольческой (волонтерской) деятельности могут выступать органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, организационные комитеты и другие организации, привлекающие для реализации своих функций добровольцев (волонтеров) самостоятельно либо через добровольческие (волонтерские) организации.
2. Организатор добровольческой (волонтерской) деятельности:
3. Привлекать добровольцев (волонтеров) к выполнению опасных видов работ имеет право только организатор добровольческой (волонтерской) деятельности, являющийся органом государственной власти. В этом случае организатор добровольческой (волонтерской) деятельности обязан застраховать жизнь и здоровье добровольцев (волонтеров) в порядке и на условиях, установленных законодательством для обязательного страхования жизни и здоровья военнослужащих.
Статья 9. Добровольческая (волонтерская) организация
Статья 10. Координатор добровольцев (волонтеров)
Статья 11. Права и обязанности добровольца (волонтера)
1. Доброволец (волонтер) имеет право на:
1) свободный выбор своего участия в осуществлении добровольческой (волонтерской) деятельности;
2) свободное прекращение добровольческой (волонтерской) деятельности в любое время, если иное не предусмотрено гражданско-правовым договором, заключенным между добровольцем (волонтером) и добровольческой (волонтерской) организацией;
3) получение достоверной информации о целях, задачах и содержании добровольческой (волонтерской) деятельности, об организаторе добровольческой (волонтерской) деятельности, о добровольческой (волонтерской) организации, об их руководстве, принципах деятельности и организационном устройстве;
4) участие в информационных и образовательных программах и иных мероприятиях, организуемых, инициируемых или рекомендуемых для качественного осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности;
5) получение спецодежды и возмещение расходов на проезд, проживание, питание, приобретение необходимых средств индивидуальной защиты, инструментов и прочих затрат в случае, если это предусмотрено заключенным с добровольцем (волонтером) в письменной форме гражданско-правовым договором;
6) получение от организатора добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческой (волонтерской) организации рекомендательных писем, а также на внесение записей в личную книжку добровольца (волонтера) об общественно полезной деятельности, о месте работы, количестве отработанных часов, поощрениях, а также о дополнительной подготовке добровольцев (волонтеров);
7) сохранение конфиденциальности персональных данных и иных сведений, переданных организатору добровольческой (волонтерской) деятельности;
8) замену производственной (ознакомительной) практики добровольческой (волонтерской) деятельностью при условии подтверждения выполнения работ записью в личной книжке добровольца (волонтера) либо иным документом;
9) обязательное страхование в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях;
10) получение от организатора добровольческой (волонтерской) деятельности подарков в натуральной форме, стоимость которых не должна превышать установленный законодательством Российской Федерации о налогах и сборах размер.
2. Доброволец (волонтер) обязан:
1) добросовестно выполнять задания, полученные от координатора добровольцев (волонтеров), а по завершении работы уведомить координатора добровольцев (волонтеров) о ее выполнении;
2) при осуществлении добровольческой (волонтерской) деятельности соблюдать требования, установленные настоящим Федеральным законом, а также нормы, регулирующие осуществление определенного вида добровольческой (волонтерской) деятельности, с которыми доброволец (волонтер) должен быть ознакомлен координатором добровольцев (волонтеров);
3) соблюдать требования охраны труда, не причинять своей деятельностью вреда третьим лицам и окружающей среде;
4) соблюдать конфиденциальность информации, к которой доброволец (волонтер) имеет доступ в процессе добровольческой (волонтерской) деятельности;
5) не передавать исполнение своих обязанностей по осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности иным лицам без согласия координатора добровольцев (волонтеров);
6) бережно относиться к материальным ресурсам и оборудованию, переданным ему в процессе осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности, и возвратить их по окончании работы.
Статья 12. Правовые условия осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности
Статья 13. Добровольческая (волонтерская) деятельность иностранных граждан и лиц без гражданства
1. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право осуществлять добровольческую (волонтерскую) деятельность наравне с гражданами Российской Федерации. Такого рода деятельность на территории Российской Федерации не регулируется трудовым законодательством Российской Федерации, не подлежит квотированию и не требует получения разрешения на работу.
2. Для иностранных граждан, вновь прибывающих на территорию Российской Федерации в качестве добровольцев (волонтеров), Федеральным законом может быть установлен особый, упрощенный порядок получения визы.
Статья 14. Порядок регистрации добровольцев (волонтеров) уполномоченным органом
Статья 15. Личная книжка добровольца (волонтера)
Статья 16. Поддержка добровольческой (волонтерской) деятельности
При разработке и реализации в соответствии с настоящим Федеральным законом программ поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности могут быть предусмотрены следующие меры:
Статья 17. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области добровольческой (волонтерской) деятельности
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области добровольческой (волонтерской) деятельности относятся:
Статья 18. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области добровольческой (волонтерской) деятельности
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области добровольческой (волонтерской) деятельности относятся:
Статья 19. Полномочия органов местного самоуправления в области добровольческой (волонтерской) деятельности
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов в области добровольческой (волонтерской) деятельности относятся:
Статья 21. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Президент Российской Федерации
Май 7, 2018
Президент России Владимир Владимирович Путин подписал закон, который регулирует волонтерскую деятельность в стране. Закон вступил в силу с 1 мая.