Ваш бизнес - От идеи до реализации

Предлагают оформить множество компаний. При этом некоторые из них не только подготовят учредительные и регистрационные документы (в том числе и на специалистов), но и помогут оперативно вносить изменения в допуск (добавлять или исключать виды работ; вносить изменения, связанные со сменой юридического адреса или расширением контрактов).

Деятельность саморегулируемых организаций регламентируется Федеральным законом от 01.12.2007 №315-ФЗ "О саморегулируемых организациях ".

Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

Саморегулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации.

Под субъектами предпринимательской деятельности понимаются индивидуальные предприниматели и юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие определяемую в соответствии с Гражданским кодексом РФ предпринимательскую деятельность, а под субъектами профессиональной деятельности - физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность, регулируемую в соответствии с федеральными законами.

Ст. 3 указанного закона определяет, что саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.

Объединение в одной саморегулируемой организации субъектов предпринимательской деятельности и субъектов профессиональной деятельности определенного вида может предусматриваться федеральными законами.

Требования к СРО:

  1. некоммерческая организация, созданная в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 12 января 1996 года №7-ФЗ "О некоммерческих организациях", при условии ее соответствия всем установленным настоящим Федеральным законом требованиям;
  2. объединение в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее 25 субъектов предпринимательской деятельности или не менее 100 субъектов профессиональной деятельности определенного вида, если федеральными законами не установлено иное;
  3. наличие стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации;
  4. обеспечение саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами в соответствии со статьей 13 Федерального закона.

В случае, если иное не установлено федеральным законом, для осуществления деятельности в качестве саморегулируемой организации некоммерческой организацией должны быть созданы специализированные органы, осуществляющие контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности и рассмотрение дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных внутренними документами саморегулируемой организации.

Некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации с даты внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций и утрачивает статус саморегулируемой организации с даты исключения сведений о некоммерческой организации из указанного реестра.

Цель деятельности СРО - саморегулирование предпринимательской или профессиональной деятельности субъектов, объединенных в данную организацию.

Саморегулируемая организация:

  • разрабатывает и утверждает стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности (федеральными законами могут устанавливаться иные требования, стандарты и правила);
  • от своего имени и в интересах своих членов вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействующим не соответствующего федеральному закону , обязанность соблюдения которого возлагается на членов саморегулируемой организации;
  • должна установить меры дисциплинарного воздействия в отношении членов организации за нарушение требований стандартов и правил саморегулируемой организации, а также обеспечить информационную открытость затрагивающей права и законные интересы любых лиц деятельности членов саморегулируемой организации.

Основные функции СРО:

  1. разрабатывает и устанавливает условия членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемой организации;
  2. применяет меры дисциплинарного воздействия , предусмотренные настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов;
  3. образует третейские суды для разрешения споров, возникающих между членами саморегулируемой организации, а также между ними и потребителями произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах;
  4. осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов в порядке, установленном уставом некоммерческой организации или иным документом, утвержденными решением общего собрания членов саморегулируемой организации;
  5. представляет интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления;
  6. организует профессиональное обучение, аттестацию работников членов саморегулируемой организации или сертификацию произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), если иное не установлено федеральными законами;
  7. обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов, опубликовывает информацию об этой деятельности в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации;
  8. осуществляет контроль за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации;
  9. рассматривает жалобы на действия членов саморегулируемой организации и дела о нарушении ее членами требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации.

Саморегулируемая организация имеет право:

  1. от своего имени оспаривать в установленном законодательством РФ порядке любые акты, решения и (или) действия (бездействие) органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления , нарушающие права и законные интересы саморегулируемой организации, ее члена или членов либо создающие угрозу такого нарушения;
  2. участвовать в обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, государственных программ по вопросам, связанным с предметом саморегулирования, а также направлять в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления заключения о результатах проводимых ею независимых экспертиз проектов нормативных правовых актов;
  3. вносить на рассмотрение органов власти и органов местного самоуправления предложения по вопросам формирования и реализации соответственно государственной политики и осуществляемой органами местного самоуправления политики в отношении предмета саморегулирования;
  4. запрашивать в органах власти и органах местного самоуправления информацию и получать от этих органов информацию, необходимую для выполнения саморегулируемой организацией возложенных на нее федеральными законами функций, в установленном федеральными законами порядке.

Саморегулируемая организация не вправе осуществлять деятельность и совершать действия, влекущие за собой возникновение конфликта интересов саморегулируемой организации и интересов ее членов или создающие угрозу возникновения такого конфликта.

СРО - это аббревиатура, расшифровывается как саморегулируемая организация (например, СРО строителей, СРО изыскателей, СРО проектировщиков).

С 1 января 2010 года система государственного лицензирования отдельных видов деятельности, связанных с безопасностью объектов, жизни, здоровья и окружающей среды, прекратила своё существование. Полномочия контроля над работой профильных компаний перешли к саморегулируемым организациям, а сама государственная лицензия трансформировалась в так называемый допуск СРО.

С тех пор изыскательный, проектировочный и строительный допуск выдается по решению специальных комитетов, которые тщательно изучают потенциал и репутацию соискателя, так как основной принцип таких некоммерческих партнёрств заключается в коллегиальной ответственности всех участников за действие каждого участника.

В отличие от государственных лицензий, допуск СРО в строительстве предлагает компаниям следующие преимущества:

  • минимальный пакет документов, предоставляемых без нотариального заверения;
  • высокая оперативность оформления;
  • ускоренные процедуры повторного получения допуска СРО;
  • существенное снижение бюрократической составляющей;
  • неизбежное повышение профессиональной ответственности за собственную работу.

Основная идея СРО - переложить контрольные и надзорные функции за деятельностью субъектов в определённой сфере с государства на самих участников рынка. При этом с государства снимаются явно избыточные функции и, как следствие, снижаются бюджетные расходы, а фокус собственно государственного надзора смещается с надзора за деятельностью в сторону надзора за результатом деятельности.

В настоящее время статус саморегулируемых организаций могут получить объединения предприятий, функционирующие по принципу некоммерческого партнерства. Если деятельность таких организаций отвечает всем требованиям, регламентированным в Градостроительном Кодексе и прочим нормативным актам.

Основные цели СРО

Согласно Градостроительному кодексу РФ, глава 6.1, статья 55.1:

  • предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - вред) вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемых организаций;
  • повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Присвоение статуса саморегулируемых организаций обеспечивает прозрачную деятельность и эффективную координацию различных государственных структур.

В связи с внедрением института СРО постепенно будет отменяться лицензирование отдельных видов деятельности.

Законодательная база

В 2007 году в рамках комплекса мероприятий, направленных на реализацию политики по защите интересов предпринимателей и снижению государственного давления на рыночные отношения выпущен Федеральный закон № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». Согласно этому законодательному акту, с 1 декабря 2007 года допуск в СРО может проводиться на добровольных началах. Однако, внесенные изменения в закон,установили норму, согласно которой получение статуса СРО стало обязательным пунктом для законного ведения строительных, проектировочных и изыскательных работ.

В июле 2008 года в силу вступил Федеральный Закон № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»после чего в Градостроительный кодекс России были внесены изменения:обновлены нормы и требования, которые коснулись строительной сферы.

Со сведениями о саморегулируемых организациях, можно ознакомиться в государственном реестре , соответствующей направленности.

Нужна помощь? Консультируем о видах работ, допусках и порядке вступления, помогаем выбрать СРО. Бесплатно.

Права и обязанности СРО

Согласно Градостроительному кодексу РФ (глава 6.1, статья 55.1): «Содержанием деятельности саморегулируемой организации являются разработка и утверждение документов, предусмотренных статьей 55.5 настоящего Кодекса, а также контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований этих документов.»

  1. СРО в судебном порядке могут обжаловать действия и законодательные акты органов государственной власти субъектов России, федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, если их решения нарушают права и интересы в рамках закона любого члена саморегулируемой организации.
  2. Подавать иски в судебные инстанции для защиты прав и интересов членов СРО в рамках закона, если последние сопричастны к банкротству.
  3. СРО вправе применять меры дисциплинарного воздействия в отношении членов организации, не выполняющих нормы и требования. Под штрафными санкциями подразумевается дисциплинарная ответственность, вплоть до исключения из состава саморегулируемой организации.
  4. Саморегулируемая организация должна организовать и обеспечить доступ к информации о своей деятельности и деятельности своих членов, включая список видов работ, к которым имеет допуск каждый из членов СРО.
  5. Члены саморегулируемой организации имеют право представлять и отстаивать свои интересы на законном основании перед государственными структурами, органами государственной власти субъектов России, а также органами местного самоуправления.


Функции СРО:

  • Разрабатывает и устанавливает условия членства субъектов в предпринимательской или профессиональной деятельности всаморегулируемой организации.
  • Применяет меры дисциплинарного воздействия в отношении своих членов.
  • Образует третейские суды для разрешения споров, возникающих между членами саморегулируемой организации, а также между ними и иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах.
  • Осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов.
  • Представляет интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
  • Организует профессиональное обучение, аттестацию работников членов саморегулируемой организации или сертификацию произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг).
  • Обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов, опубликовывает информацию об этой деятельности Согласно Федеральному законодательству.
  • Осуществляет контроль за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований, стандартов, правил саморегулируемой организации.
  • Рассматривает жалобы на действия членов саморегулируемой организации и дела о нарушении ее членами требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации.

СРО - это аббревиатура, расшифровывается как саморегулируемая организация (например, СРО строителей, СРО изыскателей, СРО проектировщиков).

С 1 января 2010 года система государственного лицензирования отдельных видов деятельности, связанных с безопасностью объектов, жизни, здоровья и окружающей среды, прекратила своё существование. Полномочия контроля над работой профильных компаний перешли к саморегулируемым организациям, а сама государственная лицензия трансформировалась в так называемый допуск СРО.

С тех пор изыскательный, проектировочный и строительный допуск выдается по решению специальных комитетов, которые тщательно изучают потенциал и репутацию соискателя, так как основной принцип таких некоммерческих партнёрств заключается в коллегиальной ответственности всех участников за действие каждого участника.

В отличие от государственных лицензий, допуск СРО в строительстве предлагает компаниям следующие преимущества:

  • минимальный пакет документов, предоставляемых без нотариального заверения;
  • высокая оперативность оформления;
  • ускоренные процедуры повторного получения допуска СРО;
  • существенное снижение бюрократической составляющей;
  • неизбежное повышение профессиональной ответственности за собственную работу.

Основная идея СРО - переложить контрольные и надзорные функции за деятельностью субъектов в определённой сфере с государства на самих участников рынка. При этом с государства снимаются явно избыточные функции и, как следствие, снижаются бюджетные расходы, а фокус собственно государственного надзора смещается с надзора за деятельностью в сторону надзора за результатом деятельности.

В настоящее время статус саморегулируемых организаций могут получить объединения предприятий, функционирующие по принципу некоммерческого партнерства. Если деятельность таких организаций отвечает всем требованиям, регламентированным в Градостроительном Кодексе и прочим нормативным актам.

Основные цели СРО

Согласно Градостроительному кодексу РФ, глава 6.1, статья 55.1:

  • предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - вред) вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемых организаций;
  • повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Присвоение статуса саморегулируемых организаций обеспечивает прозрачную деятельность и эффективную координацию различных государственных структур.

В связи с внедрением института СРО постепенно будет отменяться лицензирование отдельных видов деятельности.

Законодательная база

В 2007 году в рамках комплекса мероприятий, направленных на реализацию политики по защите интересов предпринимателей и снижению государственного давления на рыночные отношения выпущен Федеральный закон № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». Согласно этому законодательному акту, с 1 декабря 2007 года допуск в СРО может проводиться на добровольных началах. Однако, внесенные изменения в закон,установили норму, согласно которой получение статуса СРО стало обязательным пунктом для законного ведения строительных, проектировочных и изыскательных работ.

В июле 2008 года в силу вступил Федеральный Закон № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»после чего в Градостроительный кодекс России были внесены изменения:обновлены нормы и требования, которые коснулись строительной сферы.

Со сведениями о саморегулируемых организациях, можно ознакомиться в государственном реестре , соответствующей направленности.

Нужна помощь? Консультируем о видах работ, допусках и порядке вступления, помогаем выбрать СРО. Бесплатно.

Права и обязанности СРО

Согласно Градостроительному кодексу РФ (глава 6.1, статья 55.1): «Содержанием деятельности саморегулируемой организации являются разработка и утверждение документов, предусмотренных статьей 55.5 настоящего Кодекса, а также контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований этих документов.»

  1. СРО в судебном порядке могут обжаловать действия и законодательные акты органов государственной власти субъектов России, федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, если их решения нарушают права и интересы в рамках закона любого члена саморегулируемой организации.
  2. Подавать иски в судебные инстанции для защиты прав и интересов членов СРО в рамках закона, если последние сопричастны к банкротству.
  3. СРО вправе применять меры дисциплинарного воздействия в отношении членов организации, не выполняющих нормы и требования. Под штрафными санкциями подразумевается дисциплинарная ответственность, вплоть до исключения из состава саморегулируемой организации.
  4. Саморегулируемая организация должна организовать и обеспечить доступ к информации о своей деятельности и деятельности своих членов, включая список видов работ, к которым имеет допуск каждый из членов СРО.
  5. Члены саморегулируемой организации имеют право представлять и отстаивать свои интересы на законном основании перед государственными структурами, органами государственной власти субъектов России, а также органами местного самоуправления.


Функции СРО:

  • Разрабатывает и устанавливает условия членства субъектов в предпринимательской или профессиональной деятельности всаморегулируемой организации.
  • Применяет меры дисциплинарного воздействия в отношении своих членов.
  • Образует третейские суды для разрешения споров, возникающих между членами саморегулируемой организации, а также между ними и иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах.
  • Осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов.
  • Представляет интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
  • Организует профессиональное обучение, аттестацию работников членов саморегулируемой организации или сертификацию произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг).
  • Обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов, опубликовывает информацию об этой деятельности Согласно Федеральному законодательству.
  • Осуществляет контроль за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований, стандартов, правил саморегулируемой организации.
  • Рассматривает жалобы на действия членов саморегулируемой организации и дела о нарушении ее членами требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации.

СРО - это некоммерческая саморегулируемая организация, которая объединяет субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в одной отрасли производства или рынка. В чем-то СРО напоминает понятие гильдии (от немецкого Gilde - объединение купцов), тоже объединяющего людей одной или схожих профессий. Еще одно название саморегулируемой организации - некоммерческое партнерство.

В России вступать в саморегулируемые организации впервые обязали участников рынка ценных бумаг еще в середине 90-х годов. Регулирует деятельность СРО федеральный закон № 315-Ф3 от 1 декабря 2007 г. «О саморегулируемых организациях». Членство в таких организациях является добровольным, но федеральными законами могут быть предусмотрены случаи и обязательного участия в СРО, например, в строительстве. Как раз на примере СРО для строителей мы и попробуем разобраться в том, как функционирует эта структура.

Когда надо вступать в СРО?

С 1 января 2010 года было прекращено действие лицензий на проектирование, строительство и инженерные изыскания для зданий и сооружений, а вместо них обязательным стало участие в соответствующей саморегулируемой организации, если организация или индивидуальный предприниматель планируют проводить работы,указанные в Перечне видов работ (утвержден Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624).

Если планируемые вами работы не указаны в Перечне, то вступать в СРО необязательно. Если есть, но при этом помечены звездочкой *, то допуск СРО требуется, только если объект, на котором будут производиться эти работы, указан в статье 48.1 Градостроительного кодекса РФ.

Перечень не распространяется на следующие объекты:

  • не требующие выдачи разрешения на строительство в соответствии с частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ (гаражи, не предназначенные для ведения предпринимательской деятельности, киоски, навесы, строений и сооружений вспомогательного использования и др.);
  • на объекты индивидуального жилищного строительства, с количеством не более трех этажей.

То есть, существует большой объем строительных работ,для которых допуск СРО, а значит, и вступление в саморегулируемую организацию не требуется. Например, не нужен допуск для отделочных и малярных работ, установки окон, работ по благоустройству, индивидуального малоэтажного строительства.

При этом заказчик может потребовать от подрядчика членства в СРО, а условие о допуске саморегулируемой организации может быть обязательным для выполнения работ по государственному заказу.

Чем занимается СРО?

СРО разрабатывает стандарты и правила деятельности участников в своей профессиональной сфере и следит за их соблюдением. За нарушение этих правил на членов саморегулируемой организации могут налагаться меры дисциплинарного воздействия, такие как:

  • предписания, обязывающие члена саморегулируемой организации устранить выявленные нарушения в своей деятельности;
  • вынесение предупреждения;
  • наложение штрафа;
  • исключение из членов СРО.

При необходимости члены саморегулируемых организаций несут солидарную материальную ответственность перед третьими лицами за причиненный ущерб за счет компенсационных фондов и страхования гражданской ответственности. Учитывая, что за недобросовестность одного члена СРО материально отвечают все входящие в саморегулируемую организацию участники, становится понятно, что этот механизм работает на повышение качества строительных услуг.

Виды СРО в строительной сфере

В строительной сфере существуют три вида саморегулируемых организаций:

  • СРО в строительстве, для организаций и ИП, занятых непосредственно в строительстве;
  • СРО в инженерных изысканиях;
  • СРО в проектировании, для тех, кто разрабатывает проектную документацию.

Если организация или индивидуальный предприниматель предполагают заниматься работами в строительстве, в проектировании и в изысканиях, то нужно получить три отдельных допуска для каждого из этих видов деятельности.

Саморегулируемые организации объединяются по видам деятельности в национальные структуры:

  • Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ)
  • Национальное объединение проектировщиков (НОП)
  • Национальное объединение изыскателей (НОИЗ)

На Всероссийском съезде НОСТРОЙ в декабре 2014 года обсуждалась необходимость объединения всех этих структур в одну, что должно пойти на пользу всем участникам строительного рынка.

Допуск СРО

Допуск СРО - это разрешение, выдаваемое саморегулируемой организацией своему члену на проведение работ, указанных в Перечне видов строительных работ (утвержден Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624). Если для строительных работ требуется допуск СРО, а организация или индивидуальный предприниматель ведут деятельность без него, за это предусмотрена административная (штраф до 50 тыс. рублей) и даже уголовная ответственность.

Допуск выдается без ограничения срока действия, и работать по нему можно по всей территории России. Порядок предоставления допуска СРО зависит от условий, утвержденных внутренним регламентом конкретной саморегулируемой организации. Требования к выдаче свидетельства о допуске утверждаются на общем собрании членов саморегулируемой организации отдельно для каждого вида работ, причем они зависят от того, на каких объектах эти работы ведутся: уникальных, особо опасных, технически сложных.

Желающий получить допуск должен будет документально подтвердить наличие в штате работников необходимой квалификации и достаточной технической базы. Минимальными требованиями к кадрам является наличие трех специалистов с высшим образованием или пяти со средним специальным образованиям (с определенным стажем и квалификацией). Некоторые СРО могут требовать при вступлении от своих членов наличие сертификата ISO. Такой сертификат подтверждает, что у его владельца организована система менеджмента качества, что обеспечивает высокое качество товара и услуг.

Как выбрать СРО?

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) ведет государственный реестр саморегулируемых организаций . Кроме реестра самих СРО, приводится и список членов каждой саморегулируемой организации, что позволяет заказчику убедиться в легальности допуска СРО конкретного подрядчика. Обязательно убедитесь, что выбранная вами саморегулируемая организация есть в этом реестре, допуски, выдаваемые СРО, отсутствующими в нем, недействительны.

СРО может быть региональной или включать в себя строителей с разных областей России, причем нахождение будущего участника партнерства не имеет значения: допуски легальных СРО действуют по всей России, а подача заявления и дальнейший документооборот часто ведется в электронном виде. Лучше выбирать крупную, давно работающую организацию, с большим числом участников и внушительным компенсационным фондом. Каждая СРО устанавливает свои требования и условия для вступающих в нее, разными будут и суммы взносов: вступительного, членского и целевого. Размер взноса компенсационного фонда установлен законом, поэтому одинаков для всех СРО.

В государственном реестре приводится вся информация по каждой саморегулируемой организации, указываются виды работ, на которые она может выдавать допуски, размер компенсационного фонда, контактные данные. Перейдя из реестра на страницу некоммерческого партнерства, вы можете ознакомиться не только с требованиями к вступлению в СРО, но и узнать план контрольных мероприятий, результаты прошедших проверок, о страховании гражданской ответственности.

Как вступить в СРО?

Для вступления в СРО организация или индивидуальный предприниматель должны выполнить ряд требований:

1 .Подготовить необходимый пакет документов. В качестве примера приведем перечень документов одной из СРО:

  • заявление для получения свидетельства о допуске;
  • копии Устава, выписки из ЕГРЮЛ, свидетельства ИНН, протокола о назначении директора;
  • сведения о количестве руководителей и специалистов;
  • копии трудовых договоров, трудовых книжек, дипломов, удостоверений о повышении руководящих работников и специалистов, имеющих высшее или среднее профессиональное образование по профилю заявляемой деятельности;
  • сведения о количестве рабочих с квалификацией не ниже 3 разряда;
  • схему производственной структуры организации;
  • сведения о технических средствах, в том числе привлекаемых на договорной основе;
  • сведения о зданиях, сооружениях, помещениях, используемых для осуществления заявленных видов работ (в том числе временных и вспомогательных);
  • сведения об обеспечении заявленных видов работ нормативно-технической и технологической документацией;
  • сведения о видах строительной деятельности, выполняемые организацией на объектах капитального строительства;
  • сведения о системе контроля качества СМР, строительных материалов конструкций и изделий.

Дополнительно СРО может запрашивать бухгалтерскую и налоговую отчетность, локальные документы об охране труда, сведения о строительной деятельности и профессиональной репутации кандидата, свидетельства об аттестации собственной лаборатории или договора с такой лабораторией и др.

2 .Пройти проверку представленных документов контрольным управлением СРО. Некоторые саморегулируемые организации не ограничиваются только камеральной проверкой (чисто документальной), а устраивают выездную проверку для проверки реальной деятельности кандидата.

3. Оплатить взносы для участия в СРО: вступительный, членский, целевой, а также взнос в компенсационный фонд.

4. Оформить полис страхования гражданской ответственности. Это условие выставляют не все СРО, но без такого полиса размер взноса в компенсационный фонд будет больше.

5. Получить свидетельство о допуске к работам.

Сколько стоит вступление в СРО?

Несмотря на то, что СРО называется некоммерческим партнерством, поддержание ее функционирования обходится недешево. Это сложная структура, объединяющая не только участников, но включающая в себя контрольную, ревизионную и дисциплинарную комиссии; исполнительный и коллегиальный органы управления; третейский суд. Высшим органом управления СРО является общее собрание ее членов. Для финансирования этой деятельности участники партнерства уплачивают при вступлении в организацию взносы: вступительный, членский, целевой.

Размеры этих взносов устанавливаются самой организацией, приведем пример этих сумм одного из некоммерческих партнерств:

  • вступительный взнос - 10 000 рублей;
  • членский годовой взнос - от 55 000 рублей (при доходах участника СРО до 10 млн. рублей) до 150 000 рублей (при доходах более 500 млн. рублей);
  • целевой годовой взнос - 5 000 рублей.

И наконец, взнос в компенсационный фонд, который идет на возмещение ущерба, нанесенного участниками СРО третьим лицам в результате своей профессиональной деятельности. Минимальный размер взноса в компенсационный фонд указан в ст. 55.16 Градостроительного кодекса и составляет:

  • для строителей от 300 000 рублей, а при отсутствии полиса гражданской ответственности от 1 млн. рублей;
  • для проектировщиков и изыскателей от 150 000 рублей, а при отсутствии полиса гражданской ответственности от 500 000 рублей.

Возврат всех внесенных взносов при выходе участника из СРО не производится (ст. 55.7 Градостроительного кодекса и ст.13 закона № 315-Ф3 от 1 декабря 2007), кроме случаев ликвидации некоммерческого партнерства.

Согласно ст. 55.6 (6) Градостроительного кодекса допуск СРО выдается в срок не позднее чем в трехдневный срок после принятия решения, уплаты вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд. Некоторые СРО предлагают различные способы кредитования для своих членов, то есть оплаты взносов в рассрочку.

Нашумевший закон от 24.11.2014 № 359-ФЗ на самом деле никак не регулирует вопрос «отмены рассрочки в СРО», но при этом обязывает саморегулируемую организацию иметь компенсационный фонд соответственно числу его членов. Если при проверке некоммерческого партнерства обнаружится, что компенсационный фонд недостаточен, то СРО может быть лишена своего статуса, а все выданные ею допуски будут признаны недействительными.


С 1 июля 2017 года вступил в силу закон ФЗ-№ 372, который внёс изменения в Градостроительный кодекс и ФЗ-№191. Новые поправки реорганизуют систему саморегулирования в сфере строительства. Все члены СРО до 01.07.2017. должны были определить необходимость своего дальнейшего пребывания в этих некоммерческих организациях.

Ключевые законодательные изменения

Новый законодательный акт обязал предприятия входить только в СРО, которые расположены в том же субъекте РФ. Поэтому, если компания и саморегулируемая организация расположены в различных регионах, фирме, чтобы оставаться участником системы, нужно зарегистрироваться в объединении своего региона.

Закон № 372 определил случаи, когда для осуществления строительной, проектной или изыскательной деятельности не требуется наличие специального допуска. Это исключает необходимость для некоторых юридических и физических лиц быть участниками саморегулируемых организаций, чтобы выполнять хозяйственную деятельность.

Помимо введения регионального принципа, изменены условия вступления в СРО. Теперь, чтобы стать участником этого некоммерческого объединения, фирме необходимо не менее двух сотрудников инженерной должности, которые отвечают установленным требованиям наличия стажа по строительной специальности. Руководитель компании должен иметь высшее профильное образование и опыт работы от 5 лет.

Предприятия до 01.12.2016 должны были предоставить в саморегулируемое объединение одно из следующих уведомлений:

  • о выходе;
  • о сохранении своего участия;
  • о прекращении членства по причине последующего перехода в организацию своего региона.

Если уведомление не подано, то предприятие исключается из списков СРО.

Субъекты хозяйственной деятельности, которым не требуется членство в СРО

Согласно ФЗ-№ 372, быть членом СРО не требуется для следующих субъектов хоз. деятельности:

  • лицам, которые работают на основании договоров подряда, размер обязательства каждого из которых не превышает 3 млн. рублей;
  • государственным и муниципальным учреждениям, которые осуществляют работы по подрядным договорам с органами территориального самоуправления, гос. власти и т. д.;
  • коммерческим организациям с государственной долей собственности более 50%;
  • юр. лицам, созданным по инициативе и при участии публично-правовых организаций;
  • юр. лицам с уставным капиталом, который более, чем на 50% состоит из средств публично-правовых образований.

Физ. лицам, занимающимся строительными, реконструкционными или ремонтными работами индивидуального жилья также не требуется вступать в СРО.

Кому необходимо сохранить участие

Участие в СРО необходимо строительным предприятиям, которые выполняют работы на основании прямых договоров подряда с:

  • застройщиками;
  • тех. заказчиками;
  • лицами, которые имеют разрешение на использование гос. или муниципальной собственности;
  • лицом, которое эксплуатирует здание.

Перечисленным субъектам необходимо сохранить своё членство или перейти в объединение своего региона. Состоять в СРО нужно, если планируется участие компании в государственных или коммерческих тендерах, аукционах, торгах. Фирмам, которые всё время работают на субподряде членство в объединении не понадобится.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш бизнес - От идеи до реализации