Ваш бизнес - От идеи до реализации

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В сегодняшней статье речь пойдет о принципах, на которых основывается контрактная система в сфере закупок. Данные принципы отражены в статьях 6-12 44-ФЗ.

И так, контрактная система в сфере закупок основывается на:

— принципе открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок (статья 7 44-ФЗ);
— принципе обеспечения конкуренции (статья 8 44-ФЗ);
— принципе профессионализма заказчиков (статья 9 44-ФЗ);
— принципе стимулирования инноваций (статья 10 44-ФЗ);
— принципе единства контрактной системы в сфере закупок (статья 11 44-ФЗ);
— принципе ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 12 44-ФЗ).

Давайте теперь более подробно рассмотрим с вами каждый из перечисленных принципов.

1. Принцип открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок

Данный принцип заключается в том, что в РФ обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к полной и достоверной информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность указанной информации обеспечивается за счет размещения её в единой информационной системе (ЕИС) – www.zakupki.gov.ru .

2. Принцип обеспечения конкуренции

Данный принцип заключается в том, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок. Т.е. любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами (НПА) о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Запрещено ограничение конкуренции, в частности необоснованное ограничение числа участников закупок.

3. Принцип профессионализма заказчиков

Данный принцип заключается в том, что деятельность заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок осуществляется на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок. Заказчики, специализированные организации должны принимать меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования своих сотрудников.

4. Принцип стимулирования инноваций

Данный принцип заключается в том, что заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции. Критерии же отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.

5. Принцип единства контрактной системы в сфере закупок

Данный принцип заключается в том, что контрактная система в сфере закупок основывается на единых принципах и подходах, предусмотренных настоящим Федеральным законом и позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок. Т.е. такие единые принципы и подходы предусмотрены непосредственно 44-ФЗ, на что и указано в статье 11.

6. Принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок

Данный принцип заключается в том, что все государственные органы, учреждения и юрлица при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд. Должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 2 44-ФЗ.

Вот мы с вами и рассмотрели принципы, на которых основывается контрактная система в сфере закупок. Однако на практике не все так гладко, как это выглядит на бумаге. Те поставщики, которые регулярно участвуют в закупках, об этом знают не понаслышке, а те, кто только планирует начать участвовать в торгах, в скором времени сами в этом убедятся.

На этом все. До встречи в следующих статьях. Желаю вам удачи и новых побед!


«Это хатт знает что! Не боевая станция, а бардак! - мрачно думал тёмный лорд ситхов, привычно не шагая, но почти летя по коридорам Звезды Смерти. - Впрочем, вспоминая бесшабашную юность, со всей ответственностью могу заявить, что порядка в прифронтовом бардаке времён войны клонов было в разы больше, чем здесь!»

Если верить Таркину и старшим офицерам, то ходовые испытания Звезды Смерти прошли успешно. Однако не стоило забывать, что в списке извращений, практикуемых Дартом Вейдером, излишняя доверчивость не значилась. К тому же, и Сила, и многолетний опыт механика в один голос твердили, что между «в штатном режиме» и «отлично» может таиться такая пропасть, в которую поместятся и Звезда Смерти, и Силой забытый Татуин - да ещё на пол-Корусанта место останется.

И буквально с каждым новым шагом опасения тёмного лорда становились всё ближе к тому, чтобы трансформироваться в твёрдую уверенность. Пока он шёл по главным коридорам, - основным артериям огромной станции - всё было в порядке. Разве что среди встречных, при его приближении шустро разбегавшихся к стенам и отдающих честь, практически не было никого в форме технического персонала. Да и дроидов-ремонтников - Вейдер это точно помнил - он не встретил ни одного.

Итак, лорд летел, встречные испуганными кеглями при виде шара разлетались в разные стороны, одни светло-серые панели и переборки сменялись другими - того же жизнеутверждающего и радующего глаз цвета. Эта идиллия продолжалась до того самого момента, пока Вейдер не достиг окрестностей двигательных отсеков. Может, стены здесь и были благородного «флотского» оттенка серого цвета, но заметить это в полутьме - больше половины осветительных панелей не работало - было проблематично.

Суета, постоянное движение, ругань и сигналы дроидов... Здесь царил хаос, насколько глубокий и всеобъемлющий, что Дарт Вейдер «завис». Ситху в нём происходящее нравилось неимоверно, тогда как Вейдер-военный вопил от ярости и ругался на хаттезе. С трудом успокоив внутренний конфликт, заткнув попутно ещё и не вовремя подавшего голос Вейдера-механика, звавшего присоединиться к ремонтным работам, лорд ситхов, единый и неделимый, начал оценивать масштабы произошедшего. Много времени ему на это, естественно, не потребовалось: как и во многих других случаях, узнаваемый костюм и вызывающая ужас маска послужили одновременно и пропуском, и индульгенцией всем его действиям.

Реальность сильно отличалась от той идиллической картины с радужными шааками, которую рисовали перед ним старшие офицеры станции. Да, гиперпереход прошёл в штатном режиме - вот только вышли они из него с отклонением почти в треть парсека. Мало того, за какие-то миллисекунды до входа в гиперпространство первый двигатель пошёл вразнос и отключился, кашляя дымом и искря разрядами. Второй же двигатель они потеряли уже в гиперпространстве, и ремонту он не подлежал совершенно: не выдержав двойной нагрузки, движок попросту взорвался.

Проще говоря, в гипер Звезда Смерти могла уйти хоть сейчас - но вот двигаться в обычном пространстве была совершенно не способна.

Наблюдая за тем, как его по широкой дуге объезжают даже туповатые и лишённые инстинкта самосохранения дроиды-уборщики, Вейдер вдруг понял, что его присутствие в этом месте, мягко говоря, неуместно. Помочь он не мог (хотя, если честно, очень хотелось), мотивировать здесь никого не требовалось: все и так работали не на страх, а на совесть. Поэтому Вейдер, ни к кому не обращаясь, потребовал в пространство позвать к нему руководящего ремонтными работами. После появления пред ясны окуляры капитана инженерных войск, старшего офицера ремонтной бригады тёмный лорд наделил оного практически адмиральскими полномочиями, разрешая использовать практически любые ресурсы станции (в рамках компетенции, конечно!), после чего удалился.


Кем вам приходится нападавший? - вот честное слово, Вейдеру нравился этот человек, ответственностью и работоспособностью напоминавший его самого. Тёмный лорд даже постарался, чтобы его голос звучал помягче. Впрочем, вокабулятор шлема старания Вейдера не передал, а сам допрашиваемый интонации не уловил.

Вейдер кивнул. Если речь шла не о клонах, то родственные связи или преемственность поколений среди среднего и старшего офицерского состава одного и того же корабля, мягко говоря, не приветствовались. Но станция с её полным экипажем более полутора миллионов человек - дело другое, члены одной семьи вполне могли попасть в один экипаж и без протекции, используя только свои собственные таланты.

Чем вы с родственником занимались перед нападением? Что вообще могло заставить его напасть на меня?

Мой лорд, это какая-то ошибка! Он не нападал!.. Конец ремонта... Риана, тви’лечка... - капитан смешался, но быстро взял себя в руки и начал объяснять уже более внятно. - Лорд Вейдер, нам с Тримусом обоим было что отмечать: у меня только что закончились ремонт и восстановление ходовой, он же завершил проверку и настройку основного калибра, оставалась только окончательная доводка и калибровка. Он замечательный специалист, только благодаря его гениальному умению устранять погрешности настройку удалось закончить так быстро! Тримус пригласил в кафе на уровне старшего офицерского состава тви’лекку Риану Бао из медкорпуса...

Вы так и не ответили, почему ваш родственник напал на меня.

Но... нападения не было, мой лорд! Последние несколько дней с освещением многих жилых уровней происходит что-то странное: осветители мерцают, часто перегорают, выключаются и включаются когда им вздумается... А Тримус... он был так рад предстоящей встрече, так предвкушал её, что почти не смотрел по сторонам! Он просто не успел отреагировать, мой лорд!

Вейдер кивнул. Он и сам уже понял, что как такового нападения не было, во всем виноваты его скорость передвижения и невнимательность нападавшего. То есть, если называть вещи своими именами, пострадавшего.

Ничего с вашим братом страшного не произошло, подобные травмы позвоночника успешно лечатся, ему даже не понадобится протезирование. Отдыхайте.

«А я тем временем разберусь в этой мутной истории с осветителями. Больно уж сильный душок от неё, не удивлюсь, если без саботажа или растраты дело не обошлось».


Л-л-ло-ло-лорд Вейдер! - то ли после допроса «под химией», то ли от страха перед Вейдером (а, скорее всего, по обеим причинам одновременно) интендант сильно заикался и обильно потел. Вейдер поморщился под маской, но промолчал: как бы не было ему противно это блеяние, но любое вмешательство могло лишь ухудшить ситуацию. - Л-л-лорд Вейдер, в случившемся нет вины н-нашей службы...

Тогда, быть может, вы объясните всё происходящее? Должен же я что-то ответить Императору на вопрос, почему количество раненых и травмированных на Звезде Смерти неуклонно растет, несмотря на полное отсутствие боевых действий! - терпения хватило ненадолго.

З-за-акупки, мой лорд! Последние два года государственными заказами занимался генерал Морадмин Баст, но с тех пор, как он стал личным помощникам гранд-моффа Таркина, эта обязанность перешла к высшему генералу Тагге, - слегка приободренный тем, что Вейдер не придушил его на месте, а соизволил выслушать, интендант потихоньку приходил в себя и даже стал меньше заикаться. - Где-то за полтора месяца до официального старта Звезды Смерти мы провели последнюю серию закупок всего необходимого. Однако из-за многочисленных ошибок в спецификациях того же пищевого концентрата поступило десять тонн, а не десять контейнеров по десять тонн, а закупленные осветительные элементы отказались гражданскими, а не с цоколем установленного флотского образца. Мы даже успели сделать дозакупку! Правда, поставщик при этом сменился: победителем стала какая-то новая компания, кажется, «Тепаси-ГРУП» , но тут уж ничего не изменишь, торги есть торги... Тем более, все документы у них в порядке были.

Вейдер кивнул безопаснику, ведшему допрос, поднялся и вышел из кабинета. Уже через несколько суток должно было состояться совещание высшего офицерского состава станции, до этого момента следовало выяснить всю подноготную компании. И найти виновного.


Завистники и злопыхатели долго потом обвиняли Дарта Вейдера в том, что рассинхронизация и последовавший за ней облом систем основного калибра были его личной «заслугой». Самые наглые из них даже заявляли, что Вейдер, мечтая сохранить свое имя в веках, пытался выжечь вышедшими из-под контроля суперлазерами на Альдераане свои инициалы, но доказательств, естественно, не было. Ещё бы: ведь у «украшавшей» ныне один из национальных парков планеты «дорн» не хватало нижней чёрточки, а «вев» была настолько корявой, что больше напоминала «лет»...


1) Учитывая, что Кассио Тагге является одним из высших офицеров Звезды Смерти, принадлежащая его семье «Тагге Компани» не могла принять участие в закупке. А вот названная в честь родной планеты семьи Тагге «Тепаси-ГРУП» - вполне могла. Тем более что среди её директоров и учредителей официально не было никого из Тагге.

В XXI в. публичность является одним из обязательных принципов государственного управления. Развитие СМИ и Интернета качественно изменили пространство публичной коммуникации, расширили возможность участия общества в управлении, дали импульс к новым формам взаимодействия органов власти и населения.

Публичность существовала и раньше - люди узнавали новую информацию, например, на рыночных площадях, и обсуждали ее между собой. Затем появились газеты, расширив границы публичности как поля обмена информацией до национального уровня. Сейчас речь идет о формировании единого всемирного информационного пространства, на котором событие, произошедшее в одной стране, моментально становится достоянием всего человечества.

В большинстве словарей понятие «публичность» рассматривается как синоним терминов «гласность» или «общеизвестность». Для научного понимания данного феномена этого явно недостаточно. Ю. Хабермас - один из самых авторитетных социологов - дает следующую формулировку: «Публичность образует сферу коллективности, ассоциативное пространство, в котором по разным признакам группируются члены общества, коллективизируются взгляды, эмоции, возникают и функционируют политические партии, общественные организации, творческие или иные союзы <...> характер публичности, ее облик определяется интенсивностью ассоциативной жизни общества, ее организованностью, демократической открытостью самого общества. Минимальная в авторитарных и тоталитарных политических системах публичность выразительнее, многообразнее, ярче в демократических странах» .

Публичность - это проявление национальной культуры, воплощающееся в навыке коллективно обсуждать и принимать решения по вопросам общественной значимости. Она, таким образом, характеризует укорененность демократии в сознании людей, что реализуется в том числе через создание системы институтов общественного контроля за работой правительства.

За рубежом термин «публичный» заменяет понятие «общественный», что отражает специфику межличностных отношений. Его применение предполагает наделение граждан как жителей страны и плательщиков налогов не только обязанностями, но и правами, включая использование национального богатства и инфраструктуры. Как современное наполнение феномена публичность следует рассматривать право и обязанность людей участвовать в управлении: принимать участие в выборах, становится экспертами по решению отдельных проблем в рамках своих знаний и возможностей.

Публичность - сложный и многообразный по формам проявления феномен, выражающий открытость отношений между правительством и населением по поводу проблем развития и качества управления в стране, вытекающий из общей заинтересованности в порядке и развитии. Его проявления различны: прозрачность информации, простота и понятность изложения законодательных актов любого уровня, обязательность общественных слушаний, публикация итогов экспертиз и т.д.

В конце XX в. под воздействием формирования открытых правительств и внедрения административных реформ тенденции к публичности усилились. Большинство стран разработали новые законы (например, «Основные принципы для обеспечения информационного равенства» 1), усилив ими действие Всеобщей декларации прав человека (ООН) и статей своих национальных конституций.

Механизмы конкретной реализации принципа публичности в странах несколько различаются, но основные технологии общие: 1) кодификация законов и внутриправительственных актов; 2) уточнение в них механизма обновления норм и кодов; 3) обязательная публикация кодов и норм; 4) регистры административного обслуживания;

5) контроль ясности изложения; 6) наличие руководства по доступности изложения. Динамика внедрения названных технологий в практику государственного управления стран ОЭСР (OECD - Organization of Economic Cooperation and Development) приведена в табл. 2.1.

Таблица 2.1

Практики обеспечения доступности правительственных документов (число стран, использующих соответствующие нормы) 2

В последующих отчетах ОЭСР этот ракурс анализа не приводится, главный акцент исследователей в настоящее время делается на механизме участия общественности в работе над законодательными актами (табл. 2.2).

Подход к публичным пространствам как к атрибуту демократии предполагает их замер, т.е. оценивание объема, степени активности населения, выявление и оценку обоснованности действующих ограничений. Нуждаются в особом изучении новые явления и практики, такие как появление электронных носителей (заменителей) СМИ или е-форматов печатной и визуальной информации.

Доля законов, которые проходят процедуру общественного обсуждения

Направления оценивания

Все законы

Большинство

Вообще нет

Открытость текстов на специальных сайтах правительства

Австралия,

Чехия, Эстония, Финляндия, Израиль, Литва, Португалия, Словакия, Швеция, Великобритания (Северная Ирландия и Уэльс)

Венгрия, Италия, Словения, Чили, Турция, Германия, Великобритания (Северная Ирландия)

Ирландия,

Бельгия, Дания,

Исландия,

Люксембург,

Нидерланды,

Норвегия,

Великобритания

(Шотландия)

Наличие информации о «дорожной карте» принятия законов

Австралия, Чехия, Эстония, Финляндия, Израиль, Литва, Нидерланды, Португалия, Россия Турция, Северная Ирландия, Шотландия

Италия, Франция, Ирландия, Словения, Чехия, Англия и Уэльс

Словакия,

Бельгия, Дания, Финляндия, Венгрия, Исландия, Люксембург, Норвегия, Швеция

Дополнительные возможности для учета мелких замечаний

Австралия,

Чехия, Эстония, Финляндия, Израиль, Литва, Португалия, Словакия, Швеция, Великобритания (Северная Ирландия и Уэльс).

Ирландия,

Германия,

Бельгия, Дания, Венгрия, Исландия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Россия, Словакия, Словения, Испания, Турция, Шотландия.

С целью мониторинга ситуации на местах (по странам) OECD проводит опрос экспертов, позволяющий реально оценить степень внедрения технологий открытости. Выявлены страны-лидеры, внедрившие большинство технологий (Канада, США, Корея, Финляндия, Чехия, Швейцария, Австралия, Турция, Польша, Дания, Германия). Хуже всего дела в данной области обстоят в Люксембурге и Нидерландах. В табл. 2.3 приведены данные интегрированной оценки открытости правительств. Индекс открытости (И) рассчитан как агрегированный показатель, характеризующий проявления открытости и удобности использования информации для населения стран ОЭСР. Россия в исследовании не участвовала.

Индекс открытости, полезности, информационной обеспеченности населения по данным мониторинга, представленного правительствами

стран (2014) 1

Финляндия

Словакия

Великобритания

Австралия

Ирландия

Новая Зеландия

Португалия

Германия

Словакия

Норвегия

Итак, публичность - важнейшая современная характеристика глубины демократии, ее укорененности в национальной культуре страны. Она проявляется как в многообразии форм активности населения в управлении - участие в выборах и референдумах, активность сетевой коммуникации (Интернет) и многое другое - так и в степени открытости правительства: его готовности к диалогу с населением, включая создание условий для участия людей в выработке законодательных актов, а также организация многообразной системы институтов социального контроля.

  • Habermas J. L’ espace public. Paris: Payot, 1978.
  • Под таким названием зафиксирован законодательный акт, рекомендуемый ООНдля принятия всеми государствами.
  • Governance at Glance. OECD, 2012. P. 40.
  • Governance at Glance. OECD, 2012. P. 183.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш бизнес - От идеи до реализации