Ваш бизнес - От идеи до реализации

СГОЗ - это совокупный годовой объем закупок, т. е. деньги, которые выделены для закупочной деятельности в текущем году. В эту сумму также входит оплата контрактов, которые заказчик заключил в прошлом году, но выполнение обязательств и оплата по которым предстоит в текущем. Расскажем, для чего нужен этот показатель, что в него включается, а также приведем примеры расчета.

Что включается в совокупный годовой объем закупок

16.06.2017 Минфин в Письме № 24-01-09/37707 уточнил сведения о сроках и определил, что совокупный годовой объем закупок по 44-ФЗ объединяет суммы по контрактам, которые:

  • заключены в прошлых финансовых годах, но оплачиваются в текущем;
  • заключены, исполняются и оплачиваются в текущем финансовом году.

Минфин также разъяснил необходимость включать в СГОЗ денежные средства на оплату контракта при заказе у на сумму не выше 100 000 рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93).

C 01.01.2019 в СГОЗ входят суммы контрактов, которые заключены с единственным поставщиком по п. 25-25.3 ч. 1 ст. 93. Но только если этот контракт подписывается в результате несостоявшейся закупочной процедуры, которая проводилась с преимуществами для СМП и СОНКО по п. 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ.

Если контракт заключен в текущем финансовом году, а исполняться будет в течение нескольких лет, то включается только сумма на выплаты в текущем.

СГОЗ изменяется в течение года. Это влияет на то, какие закупки и в каком объеме нужно проводить. Поэтому рекомендуем узнавать, например раз в квартал, не поменялся ли СГОЗ, или закрепить приказом порядок информирования о корректировках лимитов на закупки.

Какие сведения не включаются

На основании ч. 1 ст. 30 имеется список госзаказов, которые не входят в расчет показателя. Это госзакупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (СМП и СОНКО):

  1. Для обороны и безопасности страны.
  2. По предоставлению кредитов.
  3. В области использования атомной энергии.
  4. У единственного поставщика на основании ч. 1 ст. 93 закона.
  5. При закрытых способах определения поставщика.

Цели СГОЗ

Учитывая совокупный годовой объем закупок, статья 44-ФЗ о контрактной службе (ч. 1 ст. 38) обязывает организатора решить вопрос о в зависимости от суммы всех заказов. Если она выше 100 млн рублей, заказчик обязан организовать службу.

Заказчик использует совокупный объем закупок по 44-ФЗ при расчете:

  1. Минимального количества госзакупок у СМП и СОНКО (ч. 1 ст. 30).
  2. Максимального количества заказов при проведении (ч. 2 ст. 82.1).
  3. Максимального количества заказов у единственного поставщика (п. 4, 5 ч. 1 ст. 93).

СГОЗ также потребуется при составлении:

  1. Плана-графика (п. 2 ч. 3 ст. 21).

Заказчик сможет проводить госзакупки только на основании составленного плана-графика.

Примеры расчета

Если для условного учреждения выделены лимиты бюджетных обязательств на 2019 г. в размере 10 млн руб., то СГОЗ на 2019 г. для этого заказчика составит 10 млн руб., но затем из нее вычтут деньги для проведения оплаты заключенных в 2018 г. и исполненных в 2019 г. контрактов.

Пример расчета минимального годового объема госзакупок у СМП и СОНКО

Если размер СГОЗ — 10 млн рублей., то из него нужно вычесть стоимость госзакупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ (примем за 3 млн руб.), и от полученной суммы посчитать 15 %, т. е.:

(10 000 000 - 3 000 000) × 15 % = 1 050 000 руб.

Пример расчета максимального годового объема госзакупок путем проведения электронного запроса котировок

Эта цифра должна составлять 10 % от величины СГОЗ.

10 000 000 × 10 % = 1 000 000 руб.

При этом годовая сумма заказов, сделанных путем проведения запроса котировок, не должна быть больше 100 млн рублей.

Пример расчета максимального годового объема госзакупок по п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ

По п. 4 ч. 1 ст. 93 он может составлять 5 % от СГОЗ, или 2 млн руб. Если заказчик использует приведенную формулу, то объем не должен превышать 50 млн рублей.

10 000 000 × 5 % = 500 000 руб.

По п. 5 ч. 1 ст. 93 он составит 50 % от СГОЗ. При этом по п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ он не должен превышать 20 млн рублей.

10 000 000 × 50 % = 5 000 000 руб.

Совокупный годовой объем закупок в 223-ФЗ

В СГОЗ по Закону о контрактной системе не предусмотрено включать средства на оплату контрактов по Закону о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (223-ФЗ) либо на основании действовавшего ранее Закона о размещении заказов (94-ФЗ).

Для организаторов, которые закупают по 223-ФЗ, установлены требования на 2019 г. в отношении СГОЗ (). Стоимость всех заказов у субъектов малого и среднего предпринимательства должна составить не менее 18 % от общей стоимости всех договоров за год, которые заказчики заключили по результатам закупок. При этом сумма всех договоров, которые заключены с субъектами малого и среднего предпринимательства, должна составлять не менее 15 % от суммарной стоимости всех договоров, которые за год заключены по результатам закупок.

Как рассчитать минимальный объем закупок у СМП, СОНО

Расскажем в статье, как рассчитать минимальный объем закупок у СМП, СОНО и приведем пример такого расчета. В соответствии с ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 44-ФЗ) по итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, предусмотренных ч. 4 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе (до ввода единой информационной системы – на официальном сайте (ч. 5 ст. 112 Закона № 44-ФЗ). В такой отчет заказчик включает информацию о заключенных контрактах с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями, а также информацию о несостоявшемся определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с участием субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Расчет минимального объема закупок среди СМП, СОНО рассмотрим на примере заполнения отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства (СМП), социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНО). Порядок подготовки отчета, указанного в ч. 4 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, его размещения в единой информационной системе, форма указанного отчета определяются Правительством Российской Федерации (ч. 4.1. ст. 30 Закона № 44-ФЗ). Постановлением Правительства РФ от 17.03.2015 № 238 утверждены правила подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещения в единой информационной системе (далее – Правила) и требования к заполнению формы отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – Требования) и форма отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – Форма). Согласно пп. "в" п. 2 Требований в позиции 3 Формы указывается совокупный годовой объем закупок, рассчитанный за вычетом закупок, предусмотренных ч. 1.1 Закона № 44-ФЗ, как разница между совокупным годовым объемом закупок заказчика за отчетный год, указанным в пп. "а" п. 2 Требований, и общим объемом финансового обеспечения для оплаты контрактов в отчетном году, указанным в пп. "б" п. 2 Требований (тыс. рублей).
В свою очередь, согласно пп. "а" п. 2 Требований в позиции 1 Формы указывается совокупный годовой объем закупок заказчика за отчетный год, определенный в соответствии с п. 16 ст. 3 Закона № 44-ФЗ, за исключением объема закупок, сведения о которых составляют государственную тайну (тыс. рублей). В данном случае это 237 529, 23 тыс. руб. В соответствии с пп. "б" п. 2 Требований в позиции 2 Формы указывается общий объем финансового обеспечения для оплаты контрактов в отчетном году в рамках осуществления закупок, предусмотренных ч. 1.1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, рассчитанный как сумма значений позиции 2 (тыс. рублей): объем финансового обеспечения для оплаты в отчетном году контрактов, заключаемых на оказание услуг по предоставлению кредитов (тыс. рублей); объем финансового обеспечения для оплаты в отчетном году контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с ч. 1 ст. 93 Закон № 44-ФЗ (тыс. рублей); объем финансового обеспечения для оплаты в отчетном году контрактов, заключаемых на выполнение работ в области использования атомной энергии (тыс. рублей); объем финансового обеспечения для оплаты в отчетном году контрактов, заключаемых по результатам закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (тыс. рублей).
Пример
СГОЗ заказчика за 2015 год составляет - 237 529 228,61 рублей; Сумма контрактов, заключенных в соответствии с ч.1 ст. 93 (пункты 1, 4, 6, 8, 22, 29) - 11 971 821,92 руб.; Сумма контрактов, заключенных на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 - 122 453 574,88 руб. Предположим, что все средства, выделенные на оплату контрактов, будут использованы именно в 2015 году полностью. Если у заказчика осуществлены только в соответствии с ч.1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, то в позиции 2 Формы указывается только общий объем финансового обеспечения для оплаты контрактов в отчетном году в рамках осуществления закупок, предусмотренных ч.1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. В данном случае это: 11 971 821,92 руб. + 122 453 574,88 руб. = 134 425 396, 80 руб. = 134 425,40 тыс. руб. То есть, в позиции 2 Формы должно быть указано: 134 425,40 тыс. руб. В позиции 3 Формы необходимо указать: 103 103,83 тыс. руб. (237 529, 23 тыс. руб. - 134 425,40 тыс. руб.). Заказчик рассчитывает минимальный объем закупок среди СМП, СОНО таким образом: 103 103,83 тыс. руб. * 0,15 = 15 465,57 тыс. руб.

О государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства (СМП) мы рассказывали в нашей . Система нормативно-правового регулирования развития СМП в РФ включает в себя в числе прочего установление особенностей участия малых предприятий в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) при закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, а также особенностей участия СМП в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (п. 5 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ). Такие особенности состоят в том числе в утверждении минимального объема закупок, которые должны производиться исключительно у СМП. Такой объем закупок у СМП устанавливается в процентах от совокупного годового объема закупок (СГОЗ). О том, сколько составляет такой процент и как определяется СГОЗ, расскажем в этом материале.

Закупки для государственных и муниципальных нужд: участие малых предприятий

При проведении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчики обязаны производить закупки у малых предприятий, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее 15% СГОЗ (ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

А как определяется СГОЗ? СГОЗ - это утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в т.ч. для оплаты контрактов, заключенных до начала финансового года и подлежащих оплате в данном финансовом году.

Необходимо учитывать, что при определении объема закупок в расчет СГОЗ не включаются закупки (ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ):

  • для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  • услуг по предоставлению кредитов;
  • у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (к примеру, у субъектов естественных монополий);
  • работ в области использования атомной энергии;
  • при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

СМП и поставки товаров отдельным видам юрлиц

Что касается поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг отдельным видам юрлиц, то такие закупки регулируются Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ . Речь идет об участии в закупках с СМП государственных корпораций и госкомпаний, публично-правовых компаний, субъектов естественных монополий, автономных учреждений, хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50%, государственных и муниципальных унитарных предприятий при определенных условиях и т.д. Особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в таких закупках утверждены Постановлением Правительства от 11.12.2014 № 1352 .

В общем случае годовой объем закупок у СМП устанавливается в размере не менее 18% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок.

А если участниками торгов являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, то совокупный годовой стоимостной объем договоров, заключенных заказчиками с СМП, должен составлять не менее 15% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок (п. 5 Положения , утв. Постановлением Правительства от 11.12.2014 № 1352).

Как и при расчете СГОЗ, при закупках для государственных и муниципальных нужд при определении совокупного годового стоимостного объема договоров в соответствии с п. 7 Положения , утв. Постановлением Правительства от 11.12.2014 № 1352, не учитываются, в частности:

  • закупки для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  • закупки в области использования атомной энергии;
  • закупки, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях»;
  • закупки, которые осуществляются за пределами территории РФ и предметом которых является поставка товаров, выполнение (оказание) работ (услуг) за пределами территории РФ;
  • закупки, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте договора;
  • закупки услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению и газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), а также по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения;
  • закупки, предметом которых является аренда или приобретение в собственность объектов недвижимого имущества;
  • закупки результатов интеллектуальной деятельности у поставщика (исполнителя, подрядчика), обладающего исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности;
  • закупки услуг в области воздушных перевозок и авиационных работ;
  • закупки услуг образовательных организаций (за исключением услуг образовательных организаций, созданных в организационно-правовой форме потребительских кооперативов).

Определить объем закупок - это значит найти оптимальный размер заказа (ОРЗ), т. е. тот уровень, при котором достигается максимальное использование складских помещений, минимизируются издержки хранения запасов, оптимизируются условия повторных заказов. Все эти факторы тесно связаны между собой. ОРЗ можно рассчитать по формуле

ОРЗ=(2*V*P)/(C*S)

где: V - годовой объем потребления;

Р - стоимость одного заказа (административные расходы, оплата труда

персонала);

С - стоимость единицы продукции из заказанной партии;

S - издержки хранения единицы продукции на складе.

Продукция А: высокая стоимость - небольшой объем хранения

Продукция В: средняя стоимость - средний объем хранения

Продукция С: низкая стоимость - большой объем хранения

Допустим, фирма использует 1000 единиц продукции за год (V) по 5000 руб. каждая (С). Делопроизводство, телефонные переговоры, содержание персонала в пересчете на один заказ составляют 20 000 руб. (Р). Хранение на складе одной единицы продукции обойдется в 500 руб. (5). Тогда:

ОРЗ=(2*1000*20000)/(5000*500)=16

Оптимальный заказ в данном случае составит 16 единиц. В течение года придется сделать 62,5 таких заказов (1000/16), то есть каждые 5-6 дней один заказ из 16 единиц – это оптимально при данных условиях.

Поскольку при хранении на складе капитал фирмы омертвляется, необходимо вести учет закупкам и вести анализ запасов по правилу АВС.

Продукция А наиболее ценная, на которую приходится примерно 75-80% общей стоимости запасов на складе, но составляет лишь 10-20% общего количества находящейся на нем продукции.

Продукция В средняя по стоимости (примерно 10-15% стоимости запасов), но в количественном отношении составляет 30-40% хранимой продукции.

Продукция С самая дешевая (примерно 5-10% стоимости запасов) и самая массовая (40-50% общего объема хранения).

На основе учета запасов можно построить кривую анализа АВС (рис. 7).

Доля продукции в общей

стоимости продукции

и хранения, %

Продукция В

Продукция С

Продукция А

Продукция А : высокая стоимость – небольшой объем хранения

Продукция В : средняя стоимость – средний объем хранения

Продукция С: низкая стоимость – большой объем хранения

Количество единиц на складе (% общего объема хранения)

Рис. 7. Кривая анализа АВС

Учет запасов и кривая анализа АВС позволяют сделать важные выводы:

Продукция А должна находиться под строгим контролем. Необходимы регулярный учет и, возможно, частые корректировки в планах его использования. Продукция этой группы – основная в вашем бизнесе.

Продукция В требует обычного контроля, налаженного учета и непрерывного внимания. Обычно это постоянно используемые вспомогательные материалы.

Продукция С нуждается в периодической проверке уровня запаса. К ней относятся инструменты, несложное оборудование, запасные части.

Зная все это, можно составить оптимальный заказ. Однако заказ, составленный на основе анализа АВС, будет действительно оптимальным, если не изменится спрос на продукцию вашей фирмы, останутся без изменений цены, тенденции, а также если производство не подвержено воздействию фактора сезонности. Если спрос потребителей колеблется, то следует воспользоваться методом сглаживания таких колебаний. Сглаживание достигается сравнением фактического потребления в предшествующем периоде и прогнозными значениями, рассчитанными для этого же периода.

Термин «СГОЗ» можно встретить в Федеральном законе №-44. Сотрудники организаций обязаны знать, что это такое и как рассчитать определяемую им сумму.

В статье 3 закона №-44 говорится о том, что совокупный годовой объем закупок — это общий объем финансовых денежных средств, предназначенный для осуществления покупок в соответствии с настоящим законом. Что включается в СГОЗ по ?

В СГОЗ по 44-ФЗ включается :

  • Оплата контрактов, которые были заключены до начала нового финансового периода;
  • Оплата контрактов, заключенные в действующем финансовом периоде.

Как рассчитать СГОЗ по ФЗ-44?

Согласно закону правильный расчет СГОЗ подразумевает определение лимитов закупки у малых предпринимателей и некоммерческой организации. Управляющий предварительно подсчитывает полный объем покупок. Затем вычитывает из суммы те факторы, которые согласно закону при расчете СГОЗ не учитываются.

Подробная инструкция расчета СГОЗ по закону :

  1. Рассчитывается совокупный объем закупок для определенной компании за один год.
  2. Вычитается сумма на оплату товаров по кредитам, обороне, атомной энергии, закрытым закупкам и единственному поставщику.
  3. Из полученной суммы вычитается 15 процентов. Сумма округляется в большую сторону из-за высокой вероятности снижения стоимости в период проведения аукциона.

Формула совокупного годового объема закупок согласно закону : СГОЗ = П + Т + С

П — Контракты, которые были заключены в прошлом году и подлежат оплате.

Т — Контракты, которые были заключены в настоящем году, полностью исполнены и подлежат оплате.

С — контракты, заключенные в текущем финансовом году и действуют в дальнейшем на несколько финансовых лет вперед.

Пример расчета :

Годовой объем приобретения товаров компании «Дак» — 5 миллион рублей. Часть закупок относится к оплате коммунальных услуг, интернета или телефонной связи. К примеру, сумма для оплаты подобных услуг — 1 миллион рублей. Еще 2 миллиона — это небольшие товары стоимостью от 100 до 400 тысяч рублей.

Итоговая сумма 5 миллионов рублей — 1 миллион рублей — 2 миллиона рублей = 2 млн руб. Около 15 процентов из этой суммы должны составлять закупки для СОНКО и СМП. Это около 300 тысяч рублей.

На эти денежные средства компания «Дак» заключает контракт с СОНКО и СМП. Сотрудники организации могут увеличить размер закупок. В законодательстве нет ограничения по этому поводу. При этом уменьшать объем приобретения товаров запрещается. Бывают ситуации, когда в процессе проведения аукциона подается только одна заявка. В этом случае сделка заключается с единственным поставщиком.

Особенности расчета СГОЗ для бюджетного учреждения

В соответствии с законом при расчете СГОЗ для бюджетного учреждения учитываются следующие особенности :

  • Бюджетные учреждения производят закупки за счет субсидий, которые предоставляются бюджетной системой Российской Федерации. Требования по проведению приобретенных товаров устанавливаются настоящим Федеральным законом. Исключением считаются ситуации, которые описываются в части 2 и 3 настоящего ФЗ;
  • Бюджетные учреждения производят закупки при наличии правового документа, который был принят в соответствии с частью 3 статьи 2 ФЗ-223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Скачать ФЗ-44

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, которые связаны с обеспечением муниципальных и государственных нужд. Основные цели ФЗ-44:

  • Повышение результативности;
  • Эффективности;
  • Осуществление работ, товаров и услуг;
  • Обеспечение прозрачности и гласности подобных приобретенных товаров;
  • Предотвращение коррупционных действий и иных злоупотреблений в области закупок.

Чтобы ознакомиться с настоящими законодательными положениями, скачайте последнюю редакцию закона по .

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш бизнес - От идеи до реализации