Ваш бизнес - От идеи до реализации

Родина русской нефти.

До 1861 года нефтяной промысел на Кубани был ограничен «исключительным правом войска на эксплуатацию нефтяных колодцев». Но всё изменилось во второй половине ХIХ века. Первым кто вложил свои деньги в добычу нефти стал отставной полковник А. Н. Новосильцев.

Местом для разработки нефтяных месторождений Новосильцев выбирает Темрюкский уезд. С 1864 года он вместе с поданными Соединённых штатов Америки Шандаром и Грином Клеем начинает разведочные работы на Таманском полуострове у станиц Новотитаровской и Вышестеблиевской, а так же в долине реки Кудако и Псиф. Эти американские инженеры были людьми самого Рокфеллера.

В первом случае два года работ результата не дали, а на них было израсходовано более 200 тысяч рублей. Сумма даже по тем временам не маленькая, причём в своих письмах друзьям Ардалион Николаевич жалуется на то, что американцы плохо работают всячески затягивают процесс, жалуются на то, что условия в России неподходящие.

Это черт знает что, - горестно восклицал горный инженер М. М. Юшкин, - эти янки только и знают, как умышленно тормозить разведку залежей, скрывать результаты своих геологических изысканий, извращать данные лабораторных анализов. Видит бог - это не что иное, как сознательный обман русского общественного мнения...

Об этом же говорил в своих статьях и другой русский горный инженер Гилев: американцы были заинтересованы только в одном - убедить русских в бесплодности новых геологических изысканий на Кубани.

Новосильцев расторгает контракт с американцами и приглашает на работу русских специалистов, делая ставку на долину рек Псиф, Кудако и Псебепс.

3 февраля 1866 года стало замечательным днем. Уполномоченный Новосильцева Владимир Петерс сообщил командиру Адагумского полка: «Уведомляю, что в последнюю поездку мою в урочище Кудако после неимоверных усилий 3-го февраля пробит, был камень, и с необыкновенным шумом открылась струя чистой нефти, дающая без помощи локомобиля и пособий рабочих, посредством одних труб от 1500 до 2000 ведер каждые 24 часа. Довожу об этом до сведения Вашего, для донесения кому следует».

Это был первый в России нефтяной фонтан. Он привлек внимание отечественной прессы, которая с большими подробностями описывала «чудо природы». Газета «Русский инвалид» (№ 59) опубликовала заметку об этом событии. А по дипломатическим каналам поступали запросы о постановке нефтяного дела на Кубани.

В наше время скважина уже не действует, но на её месте в честь тех событий построена стилизованная вышка, в середине которой установлен памятник.
Всё было бы хорошо, если не полное невнимание к столь историческому месту как местных властей, так и наших нефтяных гигантов, обязанных А. Н. Новосильцеву началом развития нефтяной отрасли в России.
Это место даже не включено в перечень достопримечательностей края, не говоря уже о том, чтобы поддержать идею создания мемориально-исторического комплекса.

Вышка выглядит ещё относительно достойно, а вот памятник с "пламенными" надписями на табличках разрушается и буквально рассыпается на глазах.

Использована информация с сайта:
http://kudako.ru/

Впервые в мире в 1803 г. бакинец Гаджи Касымбек Мансурбеков начинает морскую добычу нефти в Биби-Эйбатской бухте из двух колодцев в 18 м и 30 м от берега. Существование первого морского промысла прекратилось в 1825 г., когда сильный шторм на Каспии разрушил колодцы.

В 1834 г. директор бакинских нефтепромыслов Николай Воскобойников (1801-1860 гг.) изобрел особый перегонный снаряд для получения керосина из белой и черной нефти.

В 1837 г. в Балаханах, начал действовать первый на Апшероне и в мире нефтеперегонный завод Николая Воскобойникова (первый аналогичный завод в США будет построен в 1855 г. Самюэлем Кайером). На этом заводе впервые в мире была применена перегонка нефти вместе с водяным паром, а нефть подогревалась с помощью природного газа.

В 1846 г. в Баку на Биби-Эйбате, по предложению члена Главного управления Закавказским краем Василия Семенова (1801-1863 гг.) пробурена первая в мире скважина глубиной 21 м для разведки нефти; то есть, впервые в мире было осуществлено бурение на нефть с положительным результатом. Работа была осуществлена под руководством директора Бакинских нефтяных промыслов, Корпуса горных инженеров майора Алексеева.

В 1847 г. 8-14 июля в своих документах наместник на Кавказе, князь Михаил Воронцов (1782-1856 гг.), официально подтвердил факт окончания бурения первой в мире нефтяной скважины на берегу Каспийского моря (Биби-Эйбат) с положительным результатом.

В 1848 г. в бакинском поселке Балаханы был заложен колодец, давший 110 пудов нефти в сутки.

В 1849 г. промышленник М.Г. Селимханов на склоне горы Биби-Эйбат заложил колодец, из которого добывал 17-18 тыс. пудов нефти в год.

В России официально запрещалось бурение нефтяных скважин до 1869 г. (правительство прислушивалось к выводам иностранных специалистов, доказывающих непригодность и бесперспективность бурения для добычи нефти). К примеру; когда в 1866 г. Закавказское торговое общество ходатайствовало перед правительством о разрешении начать буровые работы, то получило отказ.

В 1869 г. откупщик И.М. Мирзоев пробурил свою первую скважину глубиной 64 м, в Балаханах, но неудачно. В 1871 г., почти на том же месте он пробуривает вторую скважину глубиной 45м, которая оказалась очень результативной: она давала в среднем до 2 тыс. пудов нефти в сутки.

С 1872 г. начинается интенсивное строительство скважин глубиной до 45-50 м, что приводит к почти полному прекращению строительства в бакинском районе новых колодцев.

С отменой откупа в бакинском районе началось усиленное бурение нефтяных скважин. Число их быстро возрастало: в 1872 г. была одна скважина, в 1873 г, - 17, в 1874 г. - 50, в 1875 г. - 65, а в 1876 г. - 101 скважина. Появились мощные фонтаны, показавшие изобилие нефти в Балаханах, Романах, Сабунчах, Забрате, Биби-Эйбате.

Первые скважины бурились вручную вращательным способом. Затем стали применять ударно-штанговое бурение с паровым приводом. При бурении в твердых горных породах использовали балансир, к одному концу которого присоединялся буровой инструмент. Другой конец балансира был соединен с ведущим шкивом посредством кривошипа. Шкив вращался паровой машиной. При бурении глубоких скважин применяли раздвижные штанги, или ножницы. Глубокие скважины крепили обсадными трубами.

Спуск и подъем бурового инструмента и обсадных труб, долбление горной породы, спуск и подъем желонки для извлечения разбуренной породы обеспечивал буровой станок, главный вал которого вращался от паровой машины. От главного вала получал движение цепной барабан, при помощи которого поднимался и опускался буровой инструмент. Балансир приводился в движение шатуном с кривошипом, насаженным на долбежном валу.

Первая установка для вращательного бурения с буровой вышкой высотой 15 м появилась в Баку в 1902 г. Станок ее состоял из трансмиссионного вала и трех шестерен. К одной шестерне передавалось движение от паровой машины единой передачей, от двух других шестерен передавалось движение барабану лебедки и ротору. Глинистый раствор для выноса разбуренной породы подавался к бурильным трубам паровым насосом.

Добыча нефти из буровых скважин производилась с помощью цилиндрических ведер длиной до 6 м. В дне ведра был устроен клапан, открывающийся вверх. Такое ведро, предназначенное для очистки скважин, называлось желонкой, а способ добычи нефти желонкой именовался тартальным.

Первые опыты по применению глубинных насосов для добычи нефти в Баку были сделаны в 1876 г. Но эти насосы быстро засорялись песком, и нефтепромышленники вернулись к привычной желонке. В 70-х гг. 19 в. В.Г. Шухов предложил компрессорный способ добычи нефти из скважин, при котором сжатый воздух использовался для подъема нефти (эрлифт). Этот способ был испытан в Баку в 1897 г. Другой способ подъема нефти из скважин - газлифт - был предложен М.М. Тихвинским в 1914 г. Из всех известных способов добычи нефти главным оставался тартальный. С его помощью в 1913 г. добывали 95 % всей нефти.

С ростом количества буровых скважин в Баку увеличивалась добыча нефти. В 1872 г. было добыто 23 тыс. т, в 1875 г. - 81 тыс. т, в 1885 г. - 1,9 млн. т, а в 1901 г. - 11,6 млн. т. В 1901 г. Бакинский район давал 95 % общей добычи нефти в России.

Число нефтеперегонных заводов в Баку также возросло, даже жилые дома стали переделывать под заводы. В качестве топлива на заводах применяли нефть, пользуясь самым примитивным способом сжигания - на поду топки. Город покрылся копотью. Жители задыхались в дыму. Администрация города еще в начале 1873 г. принудила заводчиков вынести их «заводы» на соседнюю с городом территорию, в двух верстах от него. Там с лихорадочной быстротой возник Черный город, в котором уже весной 1873г. насчитывалось 80 заводов. В конце 1870-х гг. число небольших нефтеперегонных заводов в бакинском районе дошло уже до 200. К технически совершенным относились заводы Бакинского нефтяного общества и завод И.М. Мирзоева. Передовой техникой был оснащен и завод братьев Нобель.

В 1878 г. фирмой «Бари, Сытенко и Ко» был построен по проекту В.Г. Шухова первый нефтепровод от Бакинских промыслов до Черного города. В 1879 г. завершилось строительство бакинской промысловой железной дороги. В 1907 г. началась перекачка керосина по первому в мире магистральному трубопроводу Баку - Батуми.

Бурение – это процедура разламывания горных пород специальной бурильной техникой. Бурение, как и многие другие технологии, имеет несколько направлений.

Процесс бурения включает в себя разламывание горных пород при помощи бурильной техники, в результате чего получается скважина.

Эти направления зависят от положения горного пласта:

  • вертикальное;
  • наклонно-направленное;
  • горизонтальное.

Процесс прокладывания в земле направленного цилиндрического ствола называют бурением. Впоследствии этот канал называют скважиной. В диаметре она должна быть меньше длины. Устье скважины (начало) располагается на поверхности. Забоем и стволом называют дно и стены скважины соответственно.

Подготовка к процессу

При бурении скважин сначала:

Процесс бурения невозможен без специальной бурильной техники.

  1. На участок бурения подвозят бурильную технику.
  2. Потом начинается процесс бурения. Он заключается в углублении ствола скважины путем промывания его и бурения.
  3. Во избежание обрушения стенок скважин проводят разобщение пластов – работы по укреплению пластов земли. Для этого в пробуренную землю опускают и прокладывают трубы, которые соединяются в колонны. Затем все пространство между трубами и землей цементируют (тампонируют).
  4. Последний этап работ называется освоение скважин. В него входит вскрытие последнего пласта, установка призабойной зоны, а также перфорация и вызов оттока.

Для того чтобы начать бурение сначала, нужно осуществить подготовительные работы.

Сначала оформляют документы, разрешающие вырубку и расчистку лесного массива, но для этого нужно получить согласие лесхоза. При подготовке участка для бурения проводят следующие работы:

Перед тем как начать бурение скважин, необходимо расчистить участок от деревьев.

  • разбивка зон на участки по координатам;
  • вырубка деревьев;
  • планировка;
  • возведение поселка рабочих;
  • подготовка основы для буровой;
  • приготовление и разметка площадки;
  • установка фундаментов под цистерны на ГСМ складе;
  • устройство обволоки склада, приготовление оборудования.

Следующий этап работ – это подготовка вышкомонтажного оборудования. Для этого:

  • производят монтаж техники;
  • монтаж линий;
  • монтаж подвышечных оснований, оснований и блоков;
  • монтаж и подъем вышки;
  • пусконаладочные работы.

Вернуться к оглавлению

Предварительные работы

После того, как буровая машина установлена, прибывает спецкомиссия на проверку оборудования, техники и качества труда.

Когда бурильная установка готова, начинаются работы по приготовлению к бурению. Как только буровая машина установлена и возведение сооружений закончено, буровую проверяет спецкомиссия. Мастер бригады бурения, принимая комиссию, вместе с ней следит за качеством работ, проверяет технику и исполнение охраны труда.

Например, светильники по способу исполнения должны быть во взрывобезопасном кожухе, по шахте должно быть распределено аварийное освещение на 12 V. Все замечания производимые комиссией должны быть учтены до начала работ по бурению.

До того как начать буровые работы, техника оснащается соответствующим оборудованием: шурфом под квадрат, буровыми трубами, долотом, приспособлениями малой механизации, обсадными трубами под кондуктор, контрольно-измерительными приборами, водой и т. д.

На буровой должны быть домики для жилья, беседка, столовая, баня для сушки вещей, лаборатория для анализа растворов, инвентарь для тушения пожаров, вспомогательный и рабочий инструмент, плакаты по технике безопасности, аптечки и медикаменты, склад для бурильного оборудования, вода.

После того как вышка для бурения была установлена, начинается ряд работ по переоснастке талевой системы, в процессе чего осуществляется установка оборудования и апробирование средств малой механизации. Технология забуривания начинается с установки мачты. Ее направления должно быть установлено точно по центру оси вышки.

После центровки вышки производится бурение под направление. Это опускание трубы для упрочнения скважин и заливка ее верхнего конца, который должен по направлению совпадать с желобом, цементом. После того, как направление в процессе бурения скважин было установлено, еще раз проверяют центровку между осями ротора и вышки.

В центре скважины производят бурение под шурф для квадрата и в процессе обсаживают трубой. Бурение шурфа скважины исполняется турбобуром, который во избежание слишком быстрого вращения удерживается пеньковым канатом. Одним концом он крепится к ноге вышки, а второй удерживается в руках через блочок.

Вернуться к оглавлению

Завершение

После подготовительных работ, за 2 дня до пуска буровой, организуется конференция, где участвует вся администрация (главный инженер, технолог, главный геолог и т. д.). На конференции обсуждают:

Схема строения геологических пород на месте обнаружения нефти: 1 – глины, 2 – песчаники водонасыщенные, 3 – нефтяная залежь.

  • строение скважины;
  • строение пород в месте геологического разреза;
  • осложнения, которые могут возникнуть в процессе бурения и т. д;
  • затем рассматривают нормативную карту;
  • обсуждаются работы по безаварийной и скоростной проводке.

Процесс бурения может быть начат при оформлении следующих документов:

  • геолого-технического наряда;
  • разрешения о вводе буровой в действие;
  • нормативной карты;
  • вахтового журнала;
  • журнала по буровым растворам;
  • журнала ведения охраны труда;
  • учета работы дизелей.

На буровой могут применяться следующие виды механизмов и материалов:

  • цементирование оборудования;
  • плакаты с надписями о безопасности и об охране труда;
  • каротажное оборудование;
  • питьевая вода и техническая;
  • вертолетная площадка;
  • цементные растворы и буровые;
  • химические реагенты;
  • обсадные трубы и бурильные.

Бурение скважин – метод вырубания горной породы при котором образуется шахта. Такие шахты (скважины) испытывают на наличие нефти и газа. Для этого производят перфорацию ствола скважины для провоцирования притока нефти или газа из продуктивного горизонта. Затем производится демонтаж бурильной техники и всех вышек. На скважине устанавливается пломба с указанием названия и срока бурения. После этого мусор уничтожается, все амбары зарываются, а металлолом утилизируется.

Обычно вначале максимальный диаметр скважин не превышает 900 мм. В конце он редко когда достигает 165 мм. Процесс бурения представляет собой несколько процессов, в ходе которых происходит строительство ствола скважины:

  • процесс углубления дна скважин посредством раскрашивания горных пород буровым инструментом;
  • удаление разломанной породы их шахты скважины;
  • крепление ствола скважин;
  • проведение геолого-геофизических работ по исследованию породы разлома и обнаружению продуктивных горизонтов;
  • спуск и цементирование глубины.

По глубине скважины бывают следующих типов:

  • мелкая – глубиной 1500 м;
  • средняя – глубиной до 4500 м;
  • глубокая – 6000 м;
  • сверхглубокая – свыше 6000 м.

Процесс бурения – это разламывание горных пород буровыми долотами. Разломанные части этой породы вычищают потоком промывочного (жидкого) раствора. Глубина скважин увеличивается в процессе разрушения забоя по всей площади.

Вернуться к оглавлению

Возникающие осложнения

Обвал стенок скважины может произойти вследствие неустойчивой структуры породы.

При процессе бурения скважины могут возникнуть некоторые осложнения. Это могут быть:

  • обвалы стен шахты;
  • поглощения промывочной жидкости;
  • аварии;
  • неточное просверливание ствола скважин и т. д.

Обвалы могут возникнуть вследствие неустойчивой структуры породы. Их признаком могут служить;

  • повышенное давление;
  • слишком сильная вязкость промывочной жидкости;
  • слишком большое количество обломков при промывке шахты.

Поглощение промывочного раствора происходит из-за того, что раствор, залитый в шахту, полностью засасывается пластом. Обычно это происходит тогда, когда пласты имеют пористую структуру или большую проницаемость.

Бурение – это процесс, при котором вращающийся снаряд доводят до забоя, а потом поднимают снова. При этом скважины просверливаются до коренных пород, врезаясь на 0,5-1,5 м. После этого в устье опускается труба для предотвращения размыва и для того, чтобы промывочная жидкость, выходя из скважины, попадала в желоб.

Частота вращения бурового снаряда и шпинделя зависит от физических свойств горных пород, диаметра и вида буровой коронки. Скоростью вращения управляет регулятор подачи, создающий нужную нагрузку на коронку. При этом он создает определенное давление на резцы снаряда и стенки забоя.

Прежде чем начать бурение скважины нужно составить ее проектный чертеж, где указаны:

  • физические свойства пород: их твердость, устойчивость и водонасыщенность;
  • глубина и наклон скважины;
  • конечный диаметр скважины, на который влияет твердость пород;
  • способы бурения.

Составление проекта скважин начинается с выбора ее глубины, диаметра по окончании бурения, углов забуривания, структуры.

Глубина картировочных скважин зависит от геологического анализа с последующим его картированием.

В Бакинском регионе находилось много больших месторождений с относительнолегко извлекаемыми запасами, но транспортировка нефти до рынков сбыта былаитрудной и дорогой. Братья Нобель и семейство Ротшильдов сыграли ключевую роль в развитии нефтяной промышленности в Баку, бывшего в то время частью Российской империи. Промышленность стремительно развивалась, и на рубеже веков на долю России приходилось более 30% мировой нефтедобычи. Компания Шелл Транспорт и Трейдинг, которая позже стала частью Роял Датч/Шелл, начала свой бизнес с перевозок нефти, добываемой Ротшильдами, в Западную Европу. Во второй половине девятнадцатого века нефтяные месторождения стали находить и в других частях страны.

В России первые скважины были пробурены на Кубани в 1864 г. и в 1866 г. одна из них дала нефтяной фонтан с дебитом более 190 т в сутки. Тогда добыча нефти велась в основном монополиями, зависевшими от иностранного капитала. В начале 20 века Россия занимала первое место по добычи нефти. В

1901-1913 г.г. страна добывала приблизительно 11 млн. тонн нефти. Сильный спад произошел во время Гражданской войны. К 1928 году добыча нефти была снова доведена до 11,6 млн. тонн. В первые годы советской власти основными районами нефтедобычи были Бакинский и Северного Кавказа (Грозный, Майкоп).

Добыча нефти посредством скважин начала широко применяться с 60-х г. 19 века. Вначале наряду с открытыми фонтанами и сбором нефти в вырытые рядом со скважинами земляные амбары добыча нефти осуществлялась также с помощью цилиндрических ведер с клапаном в днище. Из механизированных способов эксплуатации впервые в 1865 в США была внедрена глубоконасосная эксплуатация, которую в 1874 г применили на нефтепромыслах в Грузии, в 1876 в Баку.

В 1886 г В.Г. Шухов предложил компрессорную добычу нефти, которая былиспытана в Баку в 1897г.

Более совершенный способ подъема нефти из скважины - газлифт - предложил в 1914 г М.М. Тихвинский.

Нефть искали везде, где она была однажды замечена: на реке Терек на Северном Кавказе, на реке Ухте в Пустоозерском уезде. По заданию Петра I были организованы разведки нефти на севере - в бассейне рек Печоры и Ухты. Больше всего нефтяные источники простирались на Бакинской земле. К 1730 году в Баку были уже сооружены нефтяные промыслы, которые давали по тем временам много нефти. Служивший на Кавказе майор артиллерии И. Гербер описал Бакинские нефтяные промыслы, рассказал о применении добываемой нефти. «Нефть черпаетца из колодезей, которые имеютца полдни езды от Баки в каменистом месте, из которых некоторые колодеза черного и некоторые белаго нефту выбивают: сия нефть развозитца во многих персицких провинциях, где сбыватели окою вместо свечей и масла в лампадах употребляют… У нефтяных колодцев в близости имеется место, где непрестанно земля горит… жгут в оном огне много извести. Работники… в своих избах выроют ямку глубиною полфута, во оную ямку поставят тросник, потом зажженной огонь над верхном конце тросника держат, отчего от земли идущий нефтяной дух зажетца и горит как свеча… и сим оне всех своих изб освещают».

Драгоценная жидкость была предметом весьма оживленной торговли с Персией, через русских купцов вывозилась в Западную Европу. Использовалась нефть и как лечебное средство. Первыми потребителями были пастухи. Они лечили овец и верблюдов от чесотки, смазывая больные места нефтью, собранной в местах ее естественного выхода на поверхность земли. Использовали также в качестве смазки трущихся предметов.

В 1735 г. доктор Н. Лерхе в своем отчете о поездке на Апшеронский полуостров пишет: «… в Балаханы было 52 нефтяных кладезя глубиной в 20 саженей, из коих некоторые сильно бьют и ежегодно доставляют 500 батманов нефти…» (1 батман 8,5 кг).

Академик С.Г. Гмелин изучал в Баку методы сооружения нефтяных колодцев, впервые высказал идею о возможности бурения на газ и использования его как топлива. Описывая колодцы, он отмечает, что глубина нефтяных колодцев в Балаханах в ту пору достигала 40-50 м, а диаметр или сторона квадрата сечения колодца 0,7-1,0 м.

В 1803 г. Бакинский купец Касымбек соорудил два нефтяных колодца в море на расстоянии 18 и 30 м от берега Биби-Эйбата. Колодцы были защищены от воды срубом из плотно сколоченных досок. Нефть добывали из них много лет. В 1825 г. во время шторма колодцы были разбиты и затоплены.

К моменту присоединения Бакинского ханства к России в 1806 г. в районе Баку насчитывалось около 120 колодцев, из которых ежегодно добывали около 200 тыс. пудов нефти.

В 1871 г. началось бурение скважины в районе Баку. В Балаханах на участке А. Мирзоева было завершено бурение скважины ручным ударным способом при помощи деревянных штанг глубиной 64м. Эта скважина явилась начальной вехой развития нефтяной промышленности Апшеронского полуострова.

Во время пробного тартания произошел выброс газа и воды. Внезапное выделение газов, подземный гул, столб песка и воды, вставший над скважиной, были приписаны действию нечистой силы. По приказу бурового мастера скважину быстро забросали камнями и песком, водрузили поблизости крест. В этом году начинает эксплуатироваться первая продуктивная нефтяная скважина глубиной 45 м. Ее дебит составил около 2000 пудов в сутки (колодцы давали в сотни раз меньше нефти, чем скважины) 1872 год явился годом полного прекращения строительства нефтяных колодцев в Бакинском районе и перехода на бурение нефтяных скважин.

Здравствуй, читатель. Я очень внимательно отношусь к дорожным знакам и указателям, а потому, не могла не заметить на трассе в районе села Киевского (Крымский район Краснодарского края) недавно появившийся информационный знак с коричневым фоном "Бабушка-вышка 3,5 км". Как можно проехать мимо, если знак указывает на туристический объект? Желая увидеть достопримечательность, сворачиваем с трассы к селу. Указатель на трассе - хорошо, но еще бы и на развилках грунтовых дорог что-нибудь предусмотреть. Не буду описывать все наши поиски местной достопримечательности, но 2,5 км превратились в 10))) Судя по тому, что на одной из развилок (4!) нам встретился еще один информационный указатель, мы достигли цели нашего путешествия. На окраине села Киевского мы увидели вышку.






Пройдя по некогда асфальтированной дороге, мы оказались у буровой вышки и обелиска, которые были установлены в честь 100-летия со дня бурения первой скважины. Вблизи вышки до сих пор есть скважины, из которых выходит природный газ. Вот одна из них

Оказывается, первую российскую нефтяную скважину пробурили в 1864 год у не на тюменском Севере, не на бакинских или грозненских промыслах, а в долине реки Кудако. Краснодарского края.

Историческая справка. Первым, кто занялся промышленной добычей нефти на Кубани и вообще в России, был отставной инженер-полковник Ардальон Николаевич Новосильцев. Выйдя в отставку после армейской службы, он получил приличный пенсион, взял банковскую ссуду и занялся делом, пригласив в качестве консультантов американских инженеров, работавших с самим Рокфеллером.

Два года разведочных буровых работ на Таманском полуострове съели уйму денег (более 200 тыс. рублей, сумма по тем временам весьма приличная), однако ожидаемых положительных результатов не принесли. Тогда Новосильцев перенес поиски ближе к Екатеринодару, в долины рек Кудако, Псебес и Псиф. Именно здесь им впервые был применен способ механического ударного бурения с креплением скважин металлическими обсадными трубами, что стало считаться техническим переворотом не только в российской, но и в мировой нефтяной промышленности.

И вот в 1864 году в урочище Кудако (название этой реки от адыгейского «Кудэкъо» так и переводится: «кудэ» - нефть, «къо» - долина) наконец забила струя чистой нефти, дающая, как сказано в донесении Новосильцева в Петербург, «без помощи локомобиля и пособий рабочих, посредством одних труб, от 1500 до 2000 ведер каждые двадцать четыре часа».

Первый в России нефтяной фонтан привлек внимание отечественной прессы, которая с восторгом описывала «чудо природы на Кубани». Еще бы, ведь до этого нефть в государстве добывалась в основном колодезным методом. А по дипломатическим каналам из разных государств стали один за одним поступать запросы о возможности постановки нефтяного дела на юге России, как сказали бы сейчас, инвестиционные предложения…

Рассчитывая в будущем на большие прибыли, Новосильцев решил построить в 1866 году большой и хорошо оборудованный нефтеочистительный завод, для чего обратился в Кубанское казачье войско и взял дополнительную большую ссуду в войсковой казне. Однако бизнес-проект его по ряду причин потерпел неудачу: расходы на строительство завода не оправдали доходы, главным образом потому, что большая часть нефти терялась бесполезно в связи с плохим устройством промыслов. При разливах рек масса нефти уносилась водой, загрязняя окружающую местность. На переработку нефть перевозилась в бочках гужевым транспортом, который в распутицу несколько месяцев в году просто не мог передвигаться. А войсковое управление меж тем требовало погасить ссуду. 31 мая 1871 года Новосильцева объявили несостоятельным должником и лишили возможности распоряжаться средствами и делами. Так нефтяной первооткрыватель, оказавшись к концу жизненного пути неплатежеспособным кредитором, умер в нищете. Но слава богу, что не в забвении…


"Под руководством коммунистической партии на Кубани создана мощная нефтяная промышленность"

"Памятник сооружен Кубанскими нефтяниками в ознаменование рождения отечественной нефтяной промышленности и открыт 16 февраля 1958 года"

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш бизнес - От идеи до реализации