Ваш бизнес - От идеи до реализации

Обычно при профессиональной деятельности на человека воздействует комплекс факторов адаптогенных факторов, специфика, интенсивность и продолжительность которых определяются содержание профессиональной деятельности и условиями среды, в которых эта деятельность осуществляется. Стадии адаптации к профессии наступает после завершения профессионального образования, когда молодые специалисты приступают к самостоятельной трудовой деятельности. Кардинально изменяется профессиональная ситуация развития: новый разновозрастной коллектив, другая система производственных отношений, новые социально - профессиональные ценности, иная социальная роль и принципиально новый вид ведущей деятельности.

Производственная адаптация при поступлении молодого специалиста на работу включает все аспекты приспособления специалистов к работе в новой организации и при служебно-профессиональных перемещениях внутри организации: технические, биологические, социальные. Типы адаптации можно разделить по функциональному назначению:

Профессиональная адаптация - приспособление работника к выполняемой работе; освоение профессии, ее специфики, приобретение профессиональных навыков, достаточных для качественного выполнения обязанностей, развитие устойчивого положительного отношения к своей профессии;

Психофизиологическая адаптация - процесс усвоения совокупности всех условий, необходимых для работника в процессе трудовой деятельности, приспособление на уровне организма к условиям труда и режиму работы, налаживание обычного уровня трудоспособности;

Социально-психологическая адаптация - включение начинающего работника в сложившуюся систему взаимоотношений коллектива с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентирами;

Организационно-административная адаптация - приспособление к сложившейся структуре предприятия, особенностям организационного механизма управления, месту своего подразделения и должности в общей системе целей. Идет привыкание сотрудника к новой корпоративной культуре, стилю руководства, усвоение ценностей организации и ее целей;

Экономическая адаптация - привыкание к определенному уровню заработка и социального обеспечения, ознакомление с экономическим механизмом управления организации, с системой стимулов и мотивации, с условиями оплаты труда;

Санитарно -гигиеническая адаптация - приспособление к распорядку работы, условиям труда, новым требованиям трудовой, производственной и технологической дисциплины Михайлова Т.В., Особенности адаптации молодых специалистов //Бизнес в России и за рубежом №5, 2009.

Сам процесс вхождения в трудовую деятельность является для ряда выпускников вузов новым и не совпадающим с их априорной оценкой как характера трудового процесса, так и ожиданий, связанных со своим местом и ролью в этом процессе.

Процесс профессиональной адаптации молодых специалистов развивается нормально, если устанавливается соответствие между подсистемами следующих характеристик: комплекс требований, предъявляемых современным производством к личности специалиста и связанных с его готовностью к профессиональной деятельности (высокий уровень профессиональных знаний, любовь к своей специальности, инициативность, самостоятельность, организованность и другие профессионально значимые качества), и комплекс ожиданий и требований со стороны специалистов к будущему месту работы. Это ожидания, связанные как с самой деятельностью (актуальность, разнообразие, сложность решаемых задач, возможности профессионального роста, актуализации творческих способностей), так и более широкими возможностями работы: общения с коллегами, должностного роста, материальной обеспеченности, улучшения социально - бытовых условий Вертягина Е.А. К проблеме изучения профессиональной адаптации молодых специалистов//Социальная психология 21 века. Сборник статей международного конгресса. - Ярославль, 2002. - С. 48..

Таким образом, при изучении профессиональной адаптации молодых специалистов необходимо придерживаться такой структуры, которая отражала бы основные, наиболее общие её аспекты примерно одного уровня значимости, была чёткой и достаточно простой. В неё входят: 1) адаптация к содержанию конкретного вида профессиональной деятельности - профессиональная адаптация; 2) адаптация к системе взаимоотношений в коллективе - социально-психологическая адаптация; 3) адаптация к комплексу различных, специфически проявляющихся факторов - собственно производственная адаптация. Важно понять, что выделение отдельных видов адаптации имеет элемент условности, реально же они протекают в тесной динамической взаимосвязи.

Анализ мнения молодых специалистов и руководителей ряда компаний относительно основных проблем адаптации озвучен в публикации Т.В. Михайловой Михайлова Т.В., Особенности адаптации молодых специалистов //Бизнес в России и за рубежом №5, 2009. Автор пишет, что и руководители, и молодые специалисты отмечают недостаток профессиональных знаний как основной фактор торможения процесса адаптации. Одним из препятствий эффективной адаптации нового сотрудника на производстве руководители считают несоответствие работы своим представлениям, но молодые специалисты этот фактор ставят только на третье место. Мнения респондентов совпадают в том, что недостаток дополнительных знаний (по юриспруденции, менеджменту) является снижающимфактором в процессе адаптации. И негативные социально-психологические аспекты тоже имеют место при адаптации молодых специалистов к практической деятельности. При этом следует отметить, что руководители придают большее значение влиянию данных факторов на адаптацию, чем сами молодые специалисты. Для успешного приспособления молодых специалистов к новым условиям труда необходимо снижение неблагоприятных воздействий представленных выше факторов, что требует от руководства организации применения специальных адаптационных программ для поддержки новых сотрудников.

Адаптация будущего специалиста к профессиональной деятельности начинается при определённом опыте социальной активности, что представляет собой потенциал адаптированности. Отметим, что термин "адаптированность" отражает определённое качественное состояние личности как результат процесса адаптации, а термин "адаптация" адекватен для обозначения самого процесса взаимодействия личности и среды.

С.Л. Арефьева считает: "Что в силу того, что профессиональная адаптация есть заключительный этап овладения профессией, критерии адаптированности являются одновременно и критериями успешности всего этого процесса". Так критериями для оценки профессиональной адаптированности могут выступить:

отношение к выполняемой работе;

самооценка степени освоения специфики работы;

установка на продолжение работы по специальности в будущем;

оценка руководителем: качества работы, соблюдения сроков выполнения работы, уровня сложности работы, уровня самостоятельности будущего специалиста;

структура деловых качеств;

оценка руководителем перспективности молодого специалиста;

наличие поощрений.

Критериями для оценки уровня социально-психологической адаптированности являются: 1) удовлетворённость местом в системе взаимоотношений; 2) эмоциональное отношение к коллективу; 3) установка на продолжение работы в том же коллективе; 4) оценка руководителем успешности адаптации в коллективе молодого специалиста; 5) активность участия в коллективных мероприятиях, в общественной работе; 6) авторитет в коллективе Вертягина Е.А. К проблеме изучения профессиональной адаптации молодых специалистов//Социальная психология 21 века. Сборник статей международного конгресса. - Ярославль, 2002. - С. 51..

Процесс адаптации как система действий, имеющих адаптивную мотивацию и постепенно развёртывающихся во времени и пространстве, может привести к ликвидации временной дезадаптированности и созданию состояния адаптированной личности. Главным результатом адаптации является "авторство", т.е. особый способ трансформации новых социальных условий, с которыми сталкивается личность, разработка способов решения своих жизненных задач. В контексте проблемы профессионального развития будущего специалиста адаптация означает "не приспособиться и потреблять", а "найти условия и выработать средства для становления и развития личности".

Для молодых специалистов особенно характерны следующие адаптационные проблемы:

труд молодых специалистов в большей мере исполнительский, менее творческий

начиная свою трудовую деятельность с нижних ступеней иерархии, молодые специалисты получают и меньшую заработную плату. Это сказывается на уровне удовлетворения их потребностей

относясь к старшей возрастной группе молодежи, молодые специалисты, с одной стороны, отличаются большой рациональностью поступков и меньшей степенью внушаемости, а с другой - имеют, по сравнению со своими сверстниками, меньший стаж, (опыт) практической работы

молодые специалисты обладают большей мобильностью, передовыми знаниями и профессиональной подготовкой, в результате чего представляют для организации особую ценность

Само наличие таких специфических проблем требует особых подходов как на стадии вхождения молодого специалиста в коллектив, так и в процессе вузовской подготовки.

Решения задач профессиональной адаптации будущих специалистов осуществляется в несколько этапов:

1 этап - усвоение руководителями подразделений и преподавателями цели и специфики, оптимизированной на решение задач социально-профессиональной адаптации будущих специалистов и их конкретизация на основе всестороннего изучения задач, особенностей и социально-профессиональных и адаптационных возможностей учебных дисциплин.

2 этап - выбор критериев и показателей оптимальности решения общих целей профессиональной подготовки и частных целей социально-профессиональной адаптации будущих специалистов.

3 этап - комплексная диагностика обученности, обучаемости, психофизиологических возможностей, профессиональной пригодности и профессиональной направленности, социализированности абитуриентов.

4 этап - выбор комплекса форм, методов, средств, наиболее эффективно решающих задачи социализации, адаптации и контроля (целевая программа социально-профессиональной адаптации и развития системы самостоятельной работы студентов).

5 этап - обеспечение оптимальных организационно-педагогических условий для реализации целевой программы.

6 этап - анализ решения задачи в соответствии с избранными ранее критериями оптимальности: положительная динамика психофизического состояния будущих специалистов, сохранение и развитие благоприятной эмоциональной атмосферы в студенческих группах, доброжелательных отношений с преподавателями, оптимальный уровень профессионального самоопределения, учебная и социальная успешность студентов, диагностичность и прогностичность получаемой информации о ходе и результатах социально-профессиональной адаптации.

Для успешной адаптации молодых специалистов необходимо учитывать следующие факторы:

соответствие работы полученной в вузе специальности

возможность разнообразить труд специалиста, сделать его более привлекательным; создание условий для внутриорганизационной мобильности и профессионального продвижения

внедрение научной организации труда на рабочем месте

микроклимат в коллективе

социально-бытовое обеспечение

организация свободного времени.

Профессиональная адаптация будущих специалистов социально-культурной сферы - поэтапный процесс формирования, развития и саморазвития профессиональных знаний, умений и навыков, личностных качеств будущих специалистов, профессионального самоопределения в постоянно меняющихся условиях социума; подготовки выхода на рынок труда в ходе освоения профессиональной деятельности.

Социально - педагогические условия развития профессиональной адаптации будущих специалистов социально - культурной сферы, представлены в модели, включают: дополнительное образование, участие в деятельности центра студенческих инициатив (акции, фестивали, социальные проекты).

По мнению автора настоящей работы, важнейшей составляющей профессиональной адаптации в культурной сфере является организация акций в сфере культуры: концертов, выставок, конкурсов, фестивалей, смотров. Умение организовать мероприятие и привлечь к нему интерес целевой аудитории является не только критерием профессионализма, но и говорит о высоком коммуникационном потенциале работника. Навыки и умения контактировать с людьми - особая черта, необходимая многим работникам социально- культурной сферы.

Аннотация

Анализируется проблема, связанная с появлением у студентов-психологов трудностей, возникающих в связи с овладением профессией, общением с однокурсниками, педагогами, - то есть, тех трудностей, которые связаны с жизнедеятельностью молодого человека в новом коллективе учебного заведения. Рассматривается вопрос сложности профессиональной адаптации в связи с включением личности в новую социальную среду, формированием новых отношений, освоением новых социальных ролей, самовосприятием учащихся, восприятием социального окружения, травмирующими воздействиями внешней среды. Обсуждаются особенности включения учащихся в социальный и предметный контекст осваиваемой в обучении профессиональной деятельности , перестройки поведения в этом контексте. Обобщаются социально-психологические факторы профессиональной адаптации будущих психологов.

Ключевые слова

Профессиональная адаптация, самовосприятие учащихся, восприятие социального окружения, социально-психологические факторы профессиональной адаптации.

Выбор конкретного варианта получения профессии влечет за собой естественное появление перед учащимися новых трудностей, связанных с обучением в вузе, овладением профессией, общением с однокурсниками, педагогами, то есть появление всех тех трудностей, которые связаны с жизнедеятельностью молодого человека в новом коллективе учебного заведения.

Переход молодежи в новую среду связан с появлением ряда общих психолого-педагогических проблем: проблема успеваемости учащихся, сохранности контингента в группах, дисциплина и поведение учащихся, неудовлетворение учащихся выбором профессии и т. д.


Анализируя теоретические положения, можно сделать вывод, что процесс адаптации – это первая фаза социализации индивида. Профессиональная адаптация осуществляется путем систематического выполнения постоянно усложняющихся задач с разной степенью проблемности. Сложность протекания профессиональной адаптации связана в основном с ломкой выработанного стереотипа и зависит в наибольшей степени от психологической готовности к новым условиям деятельности, личностных качеств учащихся, сплоченности коллективов, в которых они находятся.

Профессиональная адаптация включает ознакомление, в процессе чего учащийся получает полную информацию об элементах профессиональной деятельности. Затем переход к самостоятельной деятельности, полная профессиональная самостоятельность, которая характеризуется высокоэффективным, творческим трудом.

Таким образом, приходим к выводу, что адаптация - это не просто приспособление, а сложный процесс, направленный на включение личности в социальную среду и отношения, на освоение людьми новых социальных ролей, формирование мотивационной сферы, восприятие учащимися себя, своего окружения, на снятие травмирующего воздействия внешней среды. Причем человек не просто включается в новую среду, он изменяется сам в этой среде (перестраивается система поведения и деятельность), изменяется в свою очередь и среда, в результате чего между ними устанавливаются отношения адаптированности.

Решение проблемы успешной адаптации учащихся первого года обучения позволили бы повысить качественную сторону успеваемости учащихся, уменьшить отсев, снизить пропуски занятий без уважительных причин, поднять их уровень общественной активности и т. д

предложила вариант модели выпускника, которая представляет собой интегрированное обобщение качеств личности учащегося, значимых для формирования работника современного типа (табл.1).

Таблица 1

Качества личности воспитанника

Критерии уровня сформированности

качества

Профессионализм

Наличие профессиональных знаний и умений, профессиональная мобильность, навыки быстрой адаптации к условиям производства.

Социальная зрелость

Дисциплинированность, ответственность, самостоятельность, организованность, инициативность, эвристический характер мышления, социальная мобильность.

Общая и нравственно-правовая культура

Знание основ мировой культуры, справедливость, милосердие, законопослушность, честность, отзывчивость, совестливость.

В последнее время имеет место вытеснение ряда традиционных и, что особенно важно, массовых профессий, происходят качественные сдвиги в самом содержании квалификации. Складывается новый тип квалификации специалистов, включающий в себя такие черты, как широкий профиль, законченное высшее образование , динамизм и другие. Новый тип квалификации работников требует и новой концепции профессионального образования . Эта концепция соответственно предполагает: а) тесную связь профессионального образования с полной общеобразовательной подготовкой, включая и психолого-социальную подготовку; б) расширение профиля специальной подготовки; в) развитие способностей не только к получению определенной квалификации, но и к постоянному обновлению знаний. Таким образом преследуется цель: готовить учащихся к трудовой жизни вообще, не привязывать ученика к одной профессии, формировать работника нового типа, с хорошо развитыми коммуникативными, организаторскими склонностями, умеющего работать в команде и передавать профессиональный опыт другим.


Проблема адаптации студентов к учебному процессу и профессии в целом связана также и с тем, что обучение в учебных заведениях год от года становится насыщеннее и сложнее, учебные занятия многообразные. Сложность объясняется все более высокими требованиями предъявляемыми к специалисту не только в сфере профессиональной деятельности, но и в сфере социально-экономической. Современному специалисту необходимы разносторонние знания и способности. А это значит, что резко возрастает объем работы для учащихся, увеличиваются требования, но при этом не увеличивается время обучения. Работа учащихся происходит в иных социально-бытовых условиях, отличающихся от школы, и при этом состояние учебно-материальной базы играет ведущую роль. Нехватка площадей побуждает руководителей проводить учебные занятия дневного отделения в две смены. Во многих учебных заведениях отсутствует нормальная организация общественного питания учащихся.

Кроме того, учащиеся переходят в новую для себя среду; новизна условий обусловлена не только особенностями форм и требований режима учебного заведения, но и разрывом приобретенных годами связей со школой, с классным коллективом сверстников, с учителями, которые их учили и воспитывали, хорошо знали их и учитывали индивидуально-психологические особенности каждого.

Существенную особенность данного периода составляло то, что в последние годы практиками и исследователями замечено снижение интереса к обучению у значительной части юношей. Последствия падения учебных интересов в первую очередь проявляются в ходе вступительных экзаменов, а затем уже на отношении к учебе в вузах.

Как видно, обучение учащихся по своей структуре есть сложная, насыщенная, взаимообусловленная и динамичная учебно-профессиональная и практическая деятельность, формирующая нравственное и профессиональное лицо специалиста. Управление таким сложным учебным процессом существенно отличается от схемы управления процессом в общеобразовательной школе. Отсутствие навыков и умений самостоятельной работы в умственном труде порождает у учащихся лень, неусидчивость, переключение на другие занятия. Леность особенно сказывается в подготовке к семинарским, практическим, лабораторным занятиям. Таким образом, неумение самостоятельно и напряженно учиться с применением своих способностей существенно усугубляет начальный этап периода адаптации учащихся.

Все вышеперечисленные факторы влияют на организацию учебно-воспитательной деятельности педагогических коллективов с первокурсниками. Главная трудность этого периода состоит еще в том, что во многих коллективах по-прежнему остаются старыми взгляды и установки преподавателей на учащихся и на методику их обучения. Среди преподавателей, к сожалению, еще нет единства взаимопонимания и действий по отношению к учащимся. Данное противоречие во многом сказывалось и продолжает оказывать влияние на успешность их обучения.

Профессиональное становление личности включает в себя три этапа: а)формирование профессиональных намерений; б) профессиональное обучение; в)самостоятельная профессиональная деятельность на предприятии.

Результаты исследований по данной проблеме свидетельствовали о необходимости разработки новой модели профессиональной адаптации, более соответствующей современному периоду и отвечающей поставленной в нашем исследовании цели.

В исследовании профессиональная адаптация рассматривается как комплекс психолого-педагогических и социальных условий, направленных на позитивную социально-профессиональную адаптацию учащихся.

Анализ процесса профессионального самоопределения школьников показывает, что в общеобразовательной школе у учащихся сначала формируются некоторые идеальные представления о своей будущей профессии, которые впоследствии (10-11 классы) сменяются вполне реальными. Отсутствие интереса к своей будущей профессии – это результат, в том числе, и недостаточной профориентационной работы. В связи с тем, что конкурс при поступлении во многие образовательные учреждения невысокий, поступают в них и те учащиеся, которые неважно успевали в школе, часто не имеющие четкого представления о специфике профессии, которую пришли получать в учебное заведение. Поэтому в ряде случаев можно наблюдать отсутствие мотивов и интереса к учебным дисциплинам . Первокурсник, избравший профессию психолога, неожиданно для себя сталкивается с необходимостью получать всестороннее образование. Студенты, относясь ко многим, даже специальным учебным предметам, как к не имеющим отношения к их будущей деятельности, все свои силы вкладывают в «основные», по их мнению, предметы. Вследствие этого возникают задолженности по другим предметам, неудовлетворительные знания, проблемы в адаптации.

Важно вырабатывать мотивы выбора профессии психолога, сформировать умения и навыки самообразования, научить учащихся приемам самостоятельной работы, анализу своих достижений, творческому освоению изученного материала.

Работа с учащимися, испытывающими настолько глубокие психологические трудности в учебе, овладении профессией, в общении, что это порождает у них негативные личностные изменения, которые обозначаются понятием «неадаптация», составляет именно такую сложную проблему, разрешение которой невозможно без содержательной системной соорганизациии всех участников образовательного процесса: педагогов, психологов, администрации и самих учащихся.

В основе профессиональной адаптации лежат следующие общие принципы:

Фиксировать внимание окружающих на малейшем успехе и достижении;

Не сравнивать учащихся друг с другом, а сравнивать только с самим собой, помогая увидеть собственные успехи;

Оценивать не личность, а лишь приемлемое или неприемлемое поведение;

Обеспечивать учащемуся внимание, подчеркивающее его индивидуальность, персональную значимость для окружающих.

Координатором и организатором процесса профессиональной адаптации учащихся выступает администрация учебного заведения. Цель руководства - создание образа жизни, который бы позволил учащемуся управлять своими действиями и поступками, закреплять нравственное поведение.

Одним из направлений профессиональной адаптации является работа непосредственно с неадаптировавшимися учащимися. Задачи данного направления:

а) добиться у учащихся овладения глубокими и прочными знаниями, выработать у них современное психологическое мышление, сформировать творческое отношение к труду, профессиональное мастерство; б) формировать качества личности, отвечающие требованиям психолога-профессионала в современных условиях; в) формировать профессиональную направленность учащихся как обязательное условие успешной социальной профадаптации; г) формировать сознательную учебно-трудовую дисциплину; д) формировать у неадаптированных учащихся готовность преодолевать любые возможные трудности профессиональной деятельности, социально-профессиональной адаптации; е) развивать и совершенствовать ценностные ориентации.

Одним из условий эффективной социально-профессиональ­ной адаптации неадаптированных учащихся является организа­ция и включение их в профессиональную деятельность, причем в процессе теоретического обучения показать учащимся связь ме­жду изучаемой ими теорией и практической деятельностью в их будущей профессии.

Таким образом, социально-профессиональная адаптация учащихся к новой учебной деятельности будет проходить быстрее при выполнении педагогами и административными работниками определенных ориентаций: 1) благожелательное и требовательное отношение к учащимся; 2) четкая постановка цели любого учебного и практического задания; 3) объективная оценка результатов работы учащихся; 4) учет индивидуальных особенностей учащихся при выполнении задания.

В процессе обучения одной из важнейших задач является воспитание у будущих психологов устойчивого интереса к профессии, развитие целеустремленности как волевого качества, как способности подчинить близкие цели далеким, мобилизация всех сил на их осуществление. Задача процесса профессиональной адаптации заключается в снятии у неадаптированных учащихся состояния тревожности, замена его чувством уверенности в своих силах. Главную роль в решении этой задачи играют организация здорового ученического коллектива, обеспечение правильных, гуманных, доверительных отношений как между учащимися, так и между учащимися и педагогами. Доброжелательность преподавателя находит непосредственное отражение в доброжелательности самих учащихся во взаимоотношениях друг с другом. Поэтому именно с этого необходимо начинать формирование коллективных отношений: отношений взаимной ответственности; взаимной требовательности; товарищеского сотрудничества; взаимопомощи .

Отличительной чертой неадаптированных учащихся является отсутствие навыков самоанализа, самооценивания. С учетом этих факторов работа педагогического коллектива с неадаптированными учащимися по их адаптации должна быть направлена на разрушение негативных установок, стереотипов поведения и развитие позитивных. Этому способствует: индивидуальная работа, студсоветы на правовую и нравственную тематику, круглые столы , диспуты, проведение социально-психологических тренингов.

Таким образом, реализация успешной модели профессиональной адаптации учащихся к условиям обучения будет эффективна при следующих психолого-педагогических условиях, если:

Сформировать профессиональную заинтересованность у учащихся с учетом их возрастных, типологических и индивидуально-психологических особенностей; сформировать устойчивую мотивацию к профессиональному обучению с учетом интеллектуальных возможностей учащихся и профессиональных способностей к выбранной деятельности;

Поддерживать условия для создания благоприятного микроклимата в группе, организации и включении учащихся в различные виды деятельности (профессиональную, общественно-полезную, творческую и т. д.);

Проводить социально-психологические тренинги, направленные на расширение психологической компетентности;

Осуществлять целенаправленную подготовку педагогического коллектива к работе по обеспечению социально-профессиональной адаптации учащихся.

УДК 368.4:378

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ

Н.Е. Мажар, Е.В. Нехорошева

В статье рассматриваются проблемы профессиональной адаптации как процесса и результата становления индивида, разрешения противоречий между индивидом и его социальным окружением, становления компетентности как интегральной способности решать конкретные проблемы; определяются эффективные критерии и показатели, отражающие соответствие профессионально-личностного развития требованиям профессии.

Ключевые слова: профессиональная адаптация, целостный подход, компетентность, профессиональноличностное развитие, адаптационная компетентность, ценностно-смысловые ориентиры, регулятивные умения.

Совершенствование подготовки специалистов социальной работы с учетом изменяющейся и усложняющейся социально-экономической, демографической и социокультурной ситуации, несомненно, является одной из актуальных проблем теории и методики высшего профессионального образования.

Термин «адаптация», как известно, имеет универсальное значение, отражая всеобщее свойство живой материи приспосабливаться к изменению окружающей среды. В зависимости от уровня взаимодействия человека со средой рассматриваются различные виды адаптации: физиологическая, психологическая и социальная.

Анализ профессиональной адаптации как разновидности социальной является традиционным для психолого-педагогической науки. Этот процесс неразрывно связан с профессиональным становлением специалиста. В литературе широко представлены исследования дидактических (С.В. Гринько, С.А. Рунова, Т.В. Солодилова), социально-психологических (Т.И. Каткова), социальных (В.К. Будаева), индивидуально-личностных (Х.Р. Кадырова, Б.П. Невзоров, Н.А. Щербакова), социально-профессиональных (В.А. Сластенин), социально-педагогических (В.А. Плешаков, Н.А. Шепилова) аспектов профессиональной адаптации, однако её научная сущность и содержание применительно к практике подготовки социальных работников остаются не раскрытыми.

Специфика настоящего этапа развития социального образования вызывает необходимость критического пересмотра традиционных подходов к профессиональной подготовке социальных работников, усиления ее практико-ориентированных компонентов, расширения перечня и содержания компетенций будущих специалистов. Поэтому актуальность выбранного аспекта исследования обусловлена комплексом противоречий между объективной потребностью общества и государства в специалистах социальной работы, обладающих компетентностью в решении профессиональных задач, актуализированных дезадаптационными тенденциями в жизнедеятельности клиентов социозащитных учреждений, и готовностью к эффективному преодолению собственных трудных ситуаций в профессиональной деятельности, и недостаточной разработанностью в педагогической науке теоретических и методических основ упреждения трудностей профессиональной адаптации будущих социальных работников и её педагогического сопровождения.

Позиция авторов основывается на идее, выдвинутой Виталием Александровичем Сласте-ниным об «опережающей адаптации» выпускника вуза. При отсутствии упреждающей подготовки выпускник зачастую теряется при первом же столкновении с неприятием его деловой инициативы; он оказывается не готов к тому, чтобы занять продуктивную позицию в конфликтных ситуациях, точно расшифровать для себя мотивы поведения клиентов, их социального окружения, пожилых коллег, администрации и т.п. Наивно-благодушные ожидания, с которыми вчерашний студент входит в сложную структуру внутригрупповых отношений, нередко оборачиваются унылым скептицизмом и социальной пассивностью. Упреждающая профессиональная адаптация является важной составляющей профессиональной подготовки специалиста социальной работы, а её эффективность будет значительно выше при реализации в образовательной практике соответствующих педагогических условий.

В общественном сознании практически отсутствует представление о социальной работе как интересной творческой, а, самое главное, общественно значимой и востребованной профессии, где межличностные отношения выступают как атрибут профессиональных отношений между социальным работником и человеком, нуждающимся в помощи. Сферу практической социальной работы, зачастую, представляют специалисты, не имеющие соответствующего образования, плохо

представляющие не только содержание и технологию социальной работы, но и ее цели и ценности. Ими проецируются официальные, безличные отношения между оказывающими помощь и её получателем. Все это создает значительные трудности профессиональной идентификации и, соответственно, адаптации молодых специалистов и студентов.

Отечественная модель социальной работы носит односторонний характер, содержание которой ограничивается материальной помощью населению. Отношения между представителями государства, защищающего своих граждан, и гражданами, нуждающимися в защите, носят патерналистский бюрократический характер. Это связано с небольшим периодом времени развития практики социальной работы и подготовки специалистов для этой сферы, а также отечественной спецификой ее институционального становления.

Термин «профессиональная адаптация» наследует дефинитивную неоднозначность родового понятия «социальная адаптация», потому как само определение понятия «адаптация» представляет собой сложную философско-методологическую проблему. Социальную адаптацию определяет ряд ключевых терминов: «взаимодействие», «вживание», «усвоение», «включение», «приспособление», «формирование». Наиболее часто используется типовое определение социальной адаптации как «взаимодействия личности и социальной среды» с указанием особенностей этого взаимодействия.

Так, например, социальную адаптацию в широком смысле трактуют как вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в процессе чего происходит согласование взаимных требований (И.А. Милославова); адаптация есть процесс и результат становления индивида социальным существом (А.В. Мудрик); сложный целостный процесс разрешения противоречий между индивидом и его социальным окружением (А.В. Лешина). Во всех определениях подчеркивается сложность, целостность, динамичность, непрерывность и активность человека в процессе адаптивного взаимодействия с социальной средой, в т.ч. и с профессиональной. Профессиональная адаптация представляет собой процесс вхождения молодого человека в профессиональную деятельность, приспособление к системе производства, трудовому коллективу, условиям труда, особенностям специальности (В.А. Сластенин), сложный динамичный процесс полного освоения профессии и овладения мастерством на основе совокупности ранее добытых и постоянно пополняемых знаний, умений и навыков (А.Г. Мороз), на этапе профессионального обучения проявляется в овладении обучающимися актуально значимыми в области определенной профессиональной деятельности знаниями, практическими умениями и навыками, социальнокоммуникативными компетенциями; личностно-индивидуальными характеристиками, обеспечивающими успех в достижении выпускником вуза соответствия требованиям конкретной трудовой деятельности (Х.Р. Кадырова).

Общемировая тенденция движения к новому качеству высшего образования основана на комплексном, междисциплинарном и интегральном характере требований к уровню подготовленности выпускников вузов для выполнения как профессиональных, так и социальных ролей в разнообразных контекстах. Это нашло отражение в динамичном становлении компетентностного подхода к подготовке социальных работников.

Так, компетентность понимается как некая интегральная способность решать возникающие в различных сферах жизни конкретные проблемы (А.Л. Андреев), сложный синтез когнитивного, предметно-практического и личностного опыта (В.А. Болотов, В.В. Сериков), интегральная характеристика, определяющая способность специалиста решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей (В.А. Козырев, А.П. Тряпицына), субъективированная форма профессионализма (Е.И. Артамонова). В п.3.3 Кодекса этики социального педагога и социального работника "Союза социальных педагогов и социальных работников России" прямо указано, что компетентность является ценностью социальной работы и обеспечивает принадлежность социального работника к профессиональной группе.

Анализ определений позволяет выделить важные для нашего исследования положения: основу любой компетентности составляет деятельность, профессиональные компетентности формируются и проявляются в профессиональной деятельности; компетентность обнаруживается исключительно в органическом единстве с ценностями специалиста; компетентность как продукт обучения не является его прямым следствием, а скорее следствием личностного роста индивида; структура компетентности интегрирует когнитивные, операциональные и эмоциональноценностный составляющие образования; компетентность рассматривается как элемент механизма

самоорганизации субъекта, адаптации в динамичной, непредсказуемой профессиональной среде.

Таким образом, опора на компетентностный подход в профессиональной адаптации максимально реализует идеологический контекст профессии «социальная работа» и обеспечивает соответствие профессионально-личностного развития будущего специалиста требованиям профессии в следующих аспектах:

Деятельностном, т.к. этот процесс обеспечивает, с одной стороны, готовность студента к продуктивному решению проблемы адаптации в психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работе; с другой, позволяет решать задачи преодоления собственных адаптационных затруднений как на этапе профессиональной подготовки, так и в самостоятельной профессиональной деятельности;

Ценностном, т.к. наряду с планами профессионального будущего (характеристики труда, материальное благосостояние, возможность карьерного роста) в этом процессе формируется гуманистическая направленность личности и профессиональная мотивация;

Регулятивном, т.к. адаптация к профессии рассматривается как результат активности личности в целях достижения оптимального соотношения взаимных ожиданий человека как субъекта труда и профессиональной среды.

Приобретаемые в процессе обучения нормативные способы деятельности социального работника включают аналитические, диагностические, прогностические, организаторские, действенно-практические умения и навыки. Тем не менее, практическую социальную работу невозможно свести к нормативному варианту. Практика социальной работы характеризуется высокой степенью непредсказуемости и противоречивости, специалист-практик всегда вынужден принимать решения и действовать в неопределенной ситуации. Возникает необходимость поиска в дополнительных средств и способов разрешения нестандартных задач.

На основе опыта решения стандартных задач и субъектного опыта формируется компе-тентностный опыт. Адаптационный компетентностный опыт - это целенаправленный процесс успешного (неуспешного) выполнения адаптационной деятельности при решении профессиональной задачи, предметом которой является преобразование трудной жизненной ситуации клиента (адаптивной ситуации), а результатом деятельности является не только применение уже известных умений и навыков и соответствующих знаний (репродуктивная деятельность), но и освоение нового набора (системы) умений и знаний (творческая деятельность). Содержание приобретенного компетентностного опыта составляют изменившиеся взгляды и установки, формирующееся критическое отношение к выполняемым профессиональным преобразованиям. В итоге опытная компонента в модели адаптационной компетентности обладает объективным содержанием, зависящим от результатов деятельности студента в ходе преобразования им внешнего мира и самого себя. Другими словами, в формировании компетентностного опыта решаются как непосредственные задачи профессионального обучения, так и задачи собственной профессиональной адаптации будущего социального работника. Приобретенный в собственной деятельности личностный адаптационный опыт определяет высокую степень профессиональной адаптации.

Необходимость в рефлексии как средстве когнитивного освоения ситуации взаимодействия возникает в асимметричных ситуациях (обучение, руководство), в ситуациях конфликта, групповой дискуссии, в проблемных эпизодах социальной жизни, когда действия человека не регулируются социальными клише, и он сам вынужден конструировать свое поведение. Интеллектуальная рефлексия направлена на осмысление субъектом движения в содержании проблемной ситуации, на организацию действий, преобразующих элементы этого содержания, межличностная -на самоорганизацию своей деятельности через осмысление личности и деятельности партнера по совместной деятельности, личностная - на самоорганизацию через осмысление себя и своей мыслительной деятельности в целом как способа осуществления своего «Я». Один из главных внутренних регуляторов профессиональной деятельности, детерминантой развития профессиональной деятельности специалиста выступает его самооценка (В.А. Сластенин). Это критическая позиция социального работника по отношению к тому, чем он обладает, это не констатация имеющегося потенциала, а именно его оценка с точки зрения ценностей социальной работы. Положительное и профессионально результативное самооценивание выступает мотивом саморегуляции поведения и актуализируется на всех этапах осуществления поведенческого акта, участвует в механизмах регуляции поведения от уровня конкретной ситуации деятельности до уровня длительной реализации идейных замыслов. Тем самым формируется регуляторный опыт.

Таким образом, адаптационная компетентность социального работника представляет собой интегральную характеристику будущего специалиста социальной сферы, которая определяет его

умение решать адаптационные проблемы и связанные с ними профессиональные задачи в реальных ситуациях учебной и профессиональной деятельности с использованием соответствующих знаний, профессиональных ценностей и личного опыта адаптации. Профессиональная адаптация есть достижение соответствия профессионально-личностного развития будущего специалиста требованиям профессии посредством формирования его адаптационной компетентности, профессионально-ценностных ориентаций и развития регулятивных умений.

Однако следует пояснить взаимосвязь используемых нами понятий. Адаптационная компетентность актуализирует понятие адаптационного опыта, который целенаправленно формируется в решении адаптационной задачи в нетипичных (нестандартных) ситуациях. Для преобразования, разрешения трудной (адаптивной) ситуации студент использует соответствующие знания, нормативные способы деятельности, подвергает их критическому переосмыслению, формирует новый набор (систему) умений и знаний. Таким образом, опытная компонента адаптационной компетентности обладает объективным содержанием, зависящим от результатов деятельности самого студента. Приобретенный в собственной деятельности личностный адаптационный опыт определяет высокую степень профессиональной адаптации. Таким образом, используя в нашем исследовании понятие «адаптационная компетентность» мы подчеркиваем интегральный характер адаптационных приобретений, с одной стороны, и опираемся на собственную активность будущего специалиста по достижению этих приобретений, с другой.

Адаптация рассматривается в соотнесенности деятельности будущих специалистов с объективными параметрами профессии «социальная работа» и объективно характеризуется профессиональными образованиями интегративного характера: адаптационная компетентность, профессиональная направленность, профессионально-важные качества, обеспечивающие высокий уровень саморегуляции - соответствующих когнитивному, операциональному, мотивационному и регулятивному критериям.

Профессиональная направленность - мотивационный критерий - характеризует направленность на профессию. Показатели: соответствие структуры жизненных ценностей профессиональным ценностям, гуманистическая направленность личности, готовность к выбору активной адаптационной стратегии, ценностное отношение к личностному адаптационному опыту.

Адаптационная компетентность - когнитивный критерий - указывает на уровень знаний студентом теорий адаптации в области психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, методов и технологий регулирования адаптационного процесса, коррелирующих этой деятельности ценностей. Показатели: уровень знаний о проблеме социальной адаптации: сущность, технология, ценности; степень осознания себя адаптирующимся субъектом и собственных адаптационных затруднений.

Адаптационная компетентность - операциональный критерий - передает динамический аспект реализации компетентности. Показатели: количество альтернатив/правильных решений в ситуации выбора; адекватность восприятия и анализа ситуации; устойчивый навык технологиза-ции деятельности, отраженный в количестве и качестве выполненных процедур; активный поиск дополнительных ресурсов в ситуации затруднений; присутствие ценностей профессии в виде выработанных поведенческих реакций в профессионально значимых ситуациях.

Профессионально-важные качества, обеспечивающие высокий уровень саморегуляции -регулятивный критерий - отражают степень развития саморегуляции поведения и позволяют спрогнозировать поведение в адаптивной ситуации. Показатели: способность к построению целесообразной деятельности и её оценке; качества, отражающие личностно-стилевые и динамические характеристики саморегуляции; стрессоустойчивость в процессе решения профессиональной задачи; личностный адаптивный потенциал.

Итак, целевая установка профессиональной адаптации специалиста социальной работы в процессе его профессиональной подготовки напрямую зависит от образовательного подхода, реализуемого в учебном заведении. В качестве оптимального нами установлен компетентностный подход как максимально соответствующий целям и задачам профессиональной социальной работы и репрезентирующий её фундаментальные ценности. В этой связи, профессиональная адаптация осуществляется в направлении формирования адаптационной компетентности, усвоения ценностно-смысловых ориентиров и развития регулятивных умений, объективно отраженных в мотивационном, когнитивном, операциональном и регулятивном критериях.

The paper considers the problem of occupational adaptation as a process and a result of formation of the individual, resolving the contradictions between the individual and his social environment, the establishment of competence as

an integral ability to solve specific problems, are determined by effective criteria and indicators that reflect compliance with professional and personal development requirements of the profession.

The key words: professional adaptation, a holistic approach, competence, professional personal development, adaptive competence, value conceptual guidance, regulatory skills.

Н.Е. Мажар, - доктор педагогических наук, профессор Смоленский гуманитарный университет

Е.В. Нехорошева - Смоленский гуманитарный университет

Контрольная работа

Специфика социальной, профессиональной и психологической адаптации молодых специалистов

1. Методологические аспекты социальной и профессиональной адаптации молодых специалистов

Специфика психологической адаптации молодых специалистов

Проблема профессионального самоопределения молодежи в условиях модернизации системы образования

Литература

1. Методологические аспекты социальной и профессиональной адаптации молодых специалистов

Современная Беларусь имеет высокий интеллектуальный потенциал инновационного развития. Но потенциал - это еще не ресурс. Для того чтобы интеллектуальный потенциал стал ресурсом развития белорусского общества, усилил его конкурентные преимущества, к которым в первую очередь относятся - наука, образование, необходимы конкретные действия государства, направленные на создание условий для формирования нового качества человеческого капитала. Динамизм глубоких социально-экономических преобразований всех сфер общества вызывает к жизни ряд новых социальных проблем, связанных с профессиональным становлением и функционированием молодых специалистов. Анализ данных ряда социологических исследований и оценки экспертных групп показывает, что существует противоречие между реальным уровнем профессиональной подготовленности значительной части молодых специалистов (выпускников вузов) и требованиями, предъявляемыми к ним современным рынком труда. Соответственно приобретает особую актуальность изучение различных аспектов и факторов успешной и эффективной социально-профессиональной адаптации молодых специалистов.

Анализ степени разработанности проблемы социально-профессиональной адаптации показывает, что современная общая теория процесса социально-профессиональной адаптации достаточно широко разработана. Причем превалируют психологические и педагогические исследования этой проблемы.

Профессиональную адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и профессиональной среды в ходе осуществления молодым специалистом профессиональной деятельности. Профессиональная среда включает в себя объект и предмет труда, средства труда, цели и профессиональные задачи, условия труда и социальную среду. Адаптивность как способность человека к адаптации связывается с согласованием целей и результатов профессиональной деятельности.

Профессиональная адаптация - процесс непрерывный, постоянно активизирующийся в изменяющихся условиях социальной и профессиональной среды. Большинство исследователей считает, что процесс адаптации включает в себя два аспекта - это, собственно, профессиональная адаптация и социально-психологическая. Профессиональная адаптация выражается в определенном уровне овладения профессиональными навыками и умениями, в формировании профессионально необходимых качеств личности, в развитии устойчивого положительного отношения работника к своей профессии. Социально-психологическая адаптация заключается в освоении социально-психологических особенностей трудового коллектива, вхождений в сложившуюся в нем систему отношений, позитивном взаимодействии с его членами

Большинством авторов профессиональная адаптация рассматривается как процесс и как результат. При рассмотрении профессиональной адаптации как процесса выделяют его временные характеристики, стадии адаптации, рассматривают их протяженность. В рамках этого направления происходит выявление основных элементов адаптационного процесса, связанных в единую логическую и временную последовательность. В процессе адаптации к профессиональной деятельности человек проходит ряд этапов: первичная адаптация, период стабилизации, возможная дезадаптация, вторичная адаптация, возрастное снижение адаптационных возможностей.

Известный российский психолог А.А. Реан к двум традиционным аспектам рассмотрения адаптации (как процесс и как результат) добавляет еще один: адаптация есть нечто такое, что организм или популяция вырабатывают у себя, чем они обладают в потенциале для успешного существования в условиях, которые изменяются в будущем. Эта концептуальная посылка позволила А.А. Реану рассматривать адаптацию не только как процесс и результат, но и как основание для формирования новообразований социально-профессиональных качеств . Выделение формируемых при адаптации новообразований человека (как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности) позволяет полнее рассмотреть адаптационный процесс в его развитии. Как отмечает С.А. Дружилов, развитие на любом уровне - это всегда порождение существенно нового .

Исследователи при рассмотрении процесса социально-профессиональной адаптации особо подчеркивают роль социального взаимодействия и личностного адаптационного ресурса. Соответственно этому выделяют два типа адаптационного процесса, характеризующихся, соответственно: 1) преобладанием пассивного, конформного принятия ценностных ориентаций; 2) с преобладанием активного воздействия человека на профессионально-социальную среду. В этой связи ряд исследователей считают, что адаптационный процесс протекает по типу активного поиска в социальном и профессиональном пространстве новой профессиональной среды, для которой адаптивный потенциал данного человека является достаточным. Последнее обстоятельство является принципиально важным, ибо каждый человек обладает своим индивидуальным ресурсом профессионального развития, который может обеспечивать адаптацию и развитие его профессионализма в одних условиях, но не может обеспечить его адаптацию в других условиях. Профессиональное развитие человека не ограничивается (и принципиально не может быть ограничено) развитием внутри одной, изначально выбранной профессии. По ряду причин человек может почувствовать ограничения в своем профессиональном развитии в рамках данной профессии. Отсюда следует, что сознательный уход из профессии целесообразно рассматривать как результат осознания кризисной ситуации, невозможность самореализации в профессии, необходимость изменения личностной и профессиональной перспективы.

Процесс профессиональной адаптации молодых специалистов развивается нормально, если устанавливается соответствие между подсистемами следующих характеристик: комплекс требований, предъявляемых современным обществом к личности специалиста и связанных с его готовностью к профессиональной деятельности (высокий уровень профессиональных знаний, любовь к своей специальности, инициативность, самостоятельность, организованность и другие профессионально значимые качества), и комплекс ожиданий и требований со стороны специалистов к будущему месту работы. Это ожидания, связанные как с самой деятельностью (актуальность, разнообразие, сложность решаемых задач, возможности профессионального роста, актуализации творческих способностей), так и более широкими возможностями работы: общения с коллегами, перспективы должностного роста, материальной обеспеченности, улучшения социально-бытовых условий.

Таким образом, при всех различиях во взглядах на сущность и критерии процесса социально-профессиональной адаптации, исследователи сходятся на том, что для успешной адаптации необходимо создать молодому специалисту достаточно комфортные условия на рабочем месте, необходимо провести оценку его психологических качеств, уровня его профессиональной подготовки, уровня притязаний и соответствие уровня притязаний его творческому потенциалу. То есть необходимо создавать механизмы адаптации и механизмы подготовки молодых специалистов к работе в реальных коллективах с их проблемами и традициями.

2. Специфика психологической адаптации молодых специалистов

Быстрое включение молодых специалистов в деятельность организации имеет большое значение, поскольку от степени, сроков и результатов адаптации в определенной мере зависит эффективность всей их последующей деятельности, стабильность, уровень активности, состояние трудовой дисциплины, процесс формирования личности. Так важно, чтобы с самых первых дней работы молодой специалист осознал свою причастность к общему делу, органично вошел в корпоративную культуру организации, почувствовал себя комфортно .

Под адаптацией понимается управляемый процесс приспособления нового работника к организационной культуре организации, к своему первичному коллективу, к требованиям, предъявляемым к нему компанией и к своему рабочему месту .

Профессиональная адаптация заключается в активном освоении приемов и способов осуществления профессиональной деятельности, приобретении необходимых навыков на рабочем месте.

Психофизиологическая адаптация заключается в приспособлении организма работника как единого целого к условиям трудовой деятельности, в результате чего уменьшается утомляемость работника, результативность и время такой адаптации во многом зависит от физиологии и психологии человека, его здоровья и условий труда .

Социально-психологическая адаптация - процесс включения субъекта в новый коллектив, овладения личностью своей ролью при вхождении в новую социальную ситуацию. По своим результатам социально-психологическая адаптация бывает позитивной и негативной, по механизму осуществления - добровольной и принудительной .

В процессе адаптации молодой специалист проходит стадии ознакомления, приспособления, ассимиляции и идентификации.

На стадии ознакомления происходит освоение индивидом норм, ценностей, установок, представлений, стереотипов организации. Продолжительность стадии ознакомления составляет один месяц. За этот период можно продемонстрировать свои возможности.

На стадии приспособления происходит постепенное привыкание, усвоение стереотипов поведения. Продолжительность - до одного года. В течение этого периода достигается совместимость с коллегами.

Стадия ассимиляции предусматривает полное приспособление к среде. Происходит постепенная интеграция работника в организацию.

На стадии идентификации работник отождествляет личные цели с целями коллектива .

Процесс адаптации молодых специалистов включает следующие этапы:

Первый этап. Служба управления персоналом информирует о коллективе в целом, о будущей работе. Более подробные сведения он получает от руководителя подразделения, группы при знакомстве с будущим местом работы и формально принимается в коллектив. Посредниками в вопросах установления правильных деловых отношений должны быть руководители.

Второй этап. Расширяется круг знакомых, выбранных по общности интересов, с которыми устанавливаются нормальные деловые взаимоотношения. Приход на работу воспринимается положительно, т.к. коллектив в основном приятен. В конфликтных ситуациях молодой специалист себя еще не проявил, поэтому он «хорош» для коллектива.

Третий этап. Молодой специалист быстро улавливает общее настроение, сам настроен благожелательно по отношению к коллективу. Положительное, с точки зрения коллектива, поведение в нескольких конфликтных ситуациях приводит к тому, что с ним считаются, он приобретает авторитет.

Четвертый этап. Молодой специалист принимает участие в общественной жизни, нововведениях предлагает новые идеи. У него проявляется определенный творческий накал в работе, способствующий дальнейшему продвижению.

Пятый этап. Все успехи и неудачи коллектива воспринимает как личные. Часто выступает на собраниях коллектива, где отстаивает свою точку зрения. С его мнением начинают считаться.

Шестой этап. Демонстрирует хорошую работу по специальности. Проявляет уравновешенность и здравый смысл при разборе конкретных производственных ситуаций. Его выдвигают на ответственные должности.

К числу основных факторов, влияющих на адаптацию молодых специалистов, относятся: соответствие работы полученной в вузе специальности; возможность разнообразить труд специалиста, сделать его более привлекательным; создание условий для внутриорганизационной мобильности, творческого созидания и профессионального продвижения; внедрение научной организации труда на рабочем месте; взаимоотношения в организации по горизонтали и вертикали; микроклимат в коллективе; социально-бытовое обеспечение; организация свободного времени.

Комплексный подход к организации работы с молодыми специалистами, а также планирование ее на перспективу являются основой успешной их адаптации, способствуют росту трудовой активности, повышению квалификации и профессионального мастерства .

Если социально-психологическая адаптация проходит успешно, то это говорит о том, что молодой специалист нашел свое место в коллективе, стал его органической частью, удовлетворен межличностными и деловыми отношениями с коллегами по работе, освоил ценности и групповые нормы поведения в нем, а также усвоил основные ценностей корпоративной культуры.

3. Проблема профессионального самоопределения молодежи в условиях модернизации системы образования

социальный адаптация молодежь психологический

Специалистов со средним специальным образованием готовили в 1990 году 147 учреждений образования, в которых обучались 143,7 тысяч человек. За последующие двадцать лет количество учебных заведений этого уровня значительно возросло и в 2009 году составило 211 средних специальных учебных заведений (в их числе 12 частных). Количество учащихся в них достигло 166,6 тысяч человек .

В сфере профессионально-технического образования наблюдался обратный процесс. Если профессиональная подготовка квалифицированных рабочих в 1990 году велась в 225 профессионально-технических учреждениях образования, в которых в то время насчитывалось 141,1 тыс. учащихся, то к 2009 году число ПТУ несколько сократилось - до 223 учреждений, а количество обучающихся в них - до 105,7 тысяч человек .

Предпринятые инновации в сфере образования объективно способствовали расширению доступа к высшему образованию широких слоев белорусской молодежи, увеличивая набор в учебные заведения и попутно снижая порог требований к уровню знаний, предъявляемых конкурсным отбором при поступлении. Это способствовало зачислению в вузы лиц, сильно отличающихся по качеству своей общеобразовательной подготовки, что впоследствии не могло не сказаться и на качестве выпускаемых специалистов.

Повышение эффективности управления инновационными процессами и таким экономическим ресурсом, как молодежная рабочая сила, требует изучения процесса профессионального самоопределения белорусской молодежи, ее профессиональной социализации. Профессиональное самоопределение молодежи по своей сути является процессом выбора молодыми людьми вида будущей профессиональной деятельности. Этот процесс включает в себя такие этапы, как выбор профессионального учебного заведения; собственно обучение профессии (специальности), усвоение индивидом профессиональных знаний, умений и навыков; последующее воспроизводство этих знаний в деятельности, усвоение ролевого поведения представителя профессиональной группы; принятие и интериоризацию профессиональных норм и ценностей, обеспечивающих интеграцию индивида с определенным профессиональным слоем общества.

На процесс выбора профессии оказывает влияние ряд факторов: политических, экономических, социально-психологических. Огромное влияние на выбор профессии оказывает престижность профессии, потребность в специалистах в той или иной сфере народного хозяйства, масштабы безработицы, профессиональная конъюнктура на рынке труда (включая его региональную специфику), влияние семьи и семейных профессиональных традиций, доступность определенного уровня образования (уровень индивидуальной подготовки, возможность семьи оплатить обучение) и пр.

Интересные эмпирические данные были получены в ходе социологического исследования 2009 года среди выпускников учебных заведений, обеспечивающих получение профессионального образования. Исследование «Трудовое самоопределение молодежи: интересы, социально-профессиональные ориентации, стратегии трудоустройства» было выполнено при поддержке БРФФИ (грант Г07-321) под руководством - О.Г. Лукашовой. Опрос проводился среди студентов выпускных курсов 14 учреждений профессионального образования. Объем выборки составил 500 респондентов.

Опираясь эти данные, можно сделать вывод, что в молодежной среде высок уровень случайного выбора профессии. Молодые люди на начальной стадии выбора опираются на идеальные представления о будущей профессии и работе, а не на знание их основных характеристик. Так стремление молодых людей к самоутверждению зачастую проявляется через выбор престижной профессии, без учета реальной ситуации на рынке труда. Практика показывает, что профессиональный выбор является не всегда глубоко продуманным решением, принятым в соответствии с внутренними потребностями и интересами личности, а также не всегда основан на оценке реальных способностей индивида к тому или иному виду деятельности.

Исследование мотивов выбора профессии показывает, что лишь четверть студентов и учащихся (25,4%) связывает выбор профессии и соответствующего учебного заведения со своим призванием, то есть со склонностью к определенному виду деятельности. Призвание, рассматриваемое как дело жизни, назначение человека предполагает высокую самоотдачу, ответственность, инициативность, созидательный, творческий подход к работе, преданность избранной профессии. Если среди студентов вузов мотивировали свой выбор призванием к определенной профессии менее трети респондентов (31,5%), то в других образовательных группах этот мотив выбора проявляется еще реже. Подобное положение объясняется, прежде всего, особенностями ценностного выбора современной молодежи. Ценности познания, творчества, самореализации, самосовершенствования, содержания труда смещены к периферии ценностного поля современной молодежи. В его ядре располагаются такие ценности, как семья, друзья, здоровье, материальная обеспеченность.

Отмечают, что случайно выбрали учебное заведение и профессию 16,6% респондентов. И если среди выпускников вузов указывают на случайность выбора лишь 7,4% студентов, то учащиеся колледжей и ПТУ отмечают эту позицию гораздо чаще (по 21,2%).

Реальная оценка уровня собственных знаний, повлияла на профессиональный выбор 15,1% респондентов (выбирали то учебное заведение и ту специальность, куда могли пройти по конкурсу). Такая инновация в системе образования, как переход к централизованному тестированию, нивелировала привязку абитуриента к определенному учебному заведению (факультету, специальности), которые существовали при приеме вступительных экзаменов самим учебным заведением. Абитуриенты получили возможность подавать документы о результатах тестирования в любой вуз (факультет, специальность), подходящий по профилю сданных экзаменов, отслеживая по интернету количество поданных заявлений о приеме. Практика работы приемных комиссий показывает, что в завершающие часы приема документов начинается их ажиотажный перенос абитуриентами из одного учебного заведения в другое.

Для 6,7% респондентов процесс выбора будущей профессии осуществлялся под влиянием родителей. Отметили, что при выборе места учебы учитывали возможность своего последующего трудоустройства по специальности, обеспеченную личными социальными связями 7,2% учащихся. В условиях трансформирующегося белорусского общества на рынке труда произошел сдвиг в сторону расширения применения социальных ресурсов при поиске работы. Использование личных связей («социальных сетей» - родителей, родственников, знакомых, друзей) при трудоустройстве приобретает все более масштабный характер. По данным исследования 44,3% выпускников рассчитывают задействовать именно этот канал трудоустройства после получения диплома.

Исследование показало, что к концу обучения в учебном заведении, лишь 37,8% молодых людей полностью удовлетворены выбором профессии, в то время как 41,7% расценивают его как ошибочный, не удовлетворяющий их профессиональным интересам.

Полученные в исследовании результаты могут быть использованы в практике управления социальными процессами, корректировки молодежной политики в сфере занятости на республиканском и региональном уровне, рационализации структуры подготовки специалистов в системе учреждений профессионального образования. А также для выработки механизмов влияния со стороны органов образования и других субъектов социализации на процессы выбора молодежью профессий, социально значимых и востребованных на рынке труда республики.

Литература

1.Статистический ежегодник Республики Беларусь. - Минск, 2010.

2.Андреева, И. Вопросы адаптации, или Как помочь сотруднику и организации приспособиться друг к другу // Кадровая служба. - 2008. - № 4. - С. 100-105.

3.Маусов, Н.К. Адаптация персонала в организации / Маусов Н.К., Ламскова О.М. // Управление персоналом. - 2004. - № 13. - С. 26-30.

4.Управление организацией / М.В. Петрович [и др.]; под науч. ред. М.В. Петровича. - Минск, 2008.

5.Дикая Л.Г. Психология адаптации и социальная среда. Современные подходы, проблемы, перспективы / Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. - М., 2007.

6.Реан А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. - М., 2006.

Похожие работы на - Специфика социальной, профессиональной и психологической адаптации молодых специалистов

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Алексеевский Александр Александрович

аспирант СГА, г. Москва, РФ E-mail: [email protected]

СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ: ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ, КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ

Аннотация

В статье рассмотрены этапы социально-профессиональной адаптации молодых специалистов к новым условиям в их жизнедеятельности, а также выделены основные факторы, критерии и показатели успешности адаптации применительно к каждому из этих этапов.

Ключевые слова

молодые специалисты, социально-профессиональная адаптация и ее этапы, факторы, критерии и

показатели адаптации.

Современное состояние российского общества характеризуется особым динамизмом и сложностью развертывающихся в нем процессов. Реформирование социальной системы и связанное с ним разрушение комплекса прежних структур, составляющих основу жизнедеятельности общества, распад традиционного образа жизни, норм и ценностей предшествующей системы, кризис идентификации актуализировали проблему адаптации и на практике доказали, что главной ее особенностью на современном этапе является вынужденный характер адаптационных процессов. Последние десятилетия со всей убедительностью показали, что решить проблему глобального адаптивного кризиса в нашей стране можно лишь путем отказа от этатистски-направленной стратегии социальной адаптации предшествующей эпохи, и выработке новой, гуманистической и личностно-ориентированной.

Как известно важнейшей составляющей существования современного человека является его профессиональная деятельность. Следствием успешности складывания карьеры в профессии выступает не только удовлетворенность человека своей жизнью, но и его всестороннее развитие. Первостепенное значение для профессионального становления и развития личности имеют начальные годы работы, представляющие собой своеобразный «испытательный срок», предопределяющий не только ее статус в социальной и профессиональной сферах, но и успешность дальнейшей профессиональной карьеры.

Процесс первичной производственной адаптации представляет собой сложное явление, в котором выделяют физиологическую, профессиональную и социальную формы. Две последние из них несмотря на то, что имеют собственные сферы приложения, тесно связаны между собой и имеют многочисленные точки пересечения.

Под профессиональной адаптацией, как правило, понимают процесс приобщения личности к трудовой деятельности в рамках выбранной профессии путем включения ее в производственную деятельность. Однако адаптация никоим образом не может быть сведена лишь к овладению специальностью: она предусматривает также приспособление молодого специалиста и к новой для него социальной среде путем «вхождения» в организационную культуру организации, под которой понимается совокупность ценностей, обычаев, традиций и норм, воплощенных в различных сторонах ее деятельности. Кроме того, как отмечают психологи, становление человека как профессионала напрямую связано с его развитием как личности: с одной стороны, индивидуальные характеристики человека (установки, потребности, интересы, уровень притязаний, особенности интеллекта и др.) оказывают значительное влияние на выбор профессии и ход профессиональной адаптации (они могут как способствовать формированию профессионального мастерства, так и препятствовать профессиональному становлению), с другой - профессиональная деятельность оказывает обратное влияние (позитивное или негативное) на развитие личности.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_

Исследования проблем социально-профессиональной адаптации, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных ученых (К.А. Абульхановой-Славской, Г.А. Балла, Ф.Б. Березина, А.Н. Жмырикова, В.П. Казначеева, А.А. Налчаджяна, А.А. Реан, Г. Селье, А.В. Филиппова и др.) показывают, что начальный период «вхождения в профессию» характеризуется повышенной напряженностью. Поэтому необходимым условием успешности процессов становления, закрепления и развития молодого человека в качестве специалиста и личности, которая проходит новый этап социализации, является построение программы адаптации внутри организации, учитывающей как особенности молодых специалистов, так и всю совокупность условий, оказывающих благоприятное воздействие на темп, уровень, стабильность и результат адаптационного процесса .

Как и всякий процесс адаптация, под которой традиционно понимают процесс взаимного приспособления работника и организации, в основе которого лежит постепенное «вхождение» работника в новые профессиональные и социально-экономические условия труда внутри организации , обладает определенной продолжительностью, а значит имеет свои начало и окончание. И если в отношении начала адаптации не возникает никаких вопросов, то определение момента ее окончания весьма проблематично: ввиду динамизма изменений факторов внешней среды трудовой деятельности и изменения самого человека процесс адаптации в настоящее время становится непрерывным процессом, являясь единственно возможным способом существования в этих условиях . Вместе с тем (имея в виду тенденцию последнего десятилетия принятия на работу по специальности студентов старших курсов) можно выделить четыре этапа адаптации молодого специалиста в организации, а также соответствующие им факторы влияния, критерии оценки и показатели эффективности адаптации.

На первом этапе, который относится ко времени завершения студентами учебы в вузе, факторами влияния выступают социокультурная среда учебного заведения, нацеленная на усвоение основ профессиональной культуры, и внешняя профессиональная среда, являющаяся мотиватором интереса будущих специалистов к конкретной сфере трудовой деятельности. В качестве важнейшего критерия оценки адаптации здесь может выступать наличие или отсутствие когнитивного диссонанса в понимании того, что стремится получить молодой специалист в процессе своей последующей трудовой деятельности и его реальными возможностями для осуществления поставленных целей. Индикатором успешной адаптации выпускников вузов к профессиональной среде является количественный показатель молодых специалистов, устроившихся работать по специальности;

На втором этапе (первый год работы в организации) осуществляются общая ориентация и вступление в должность. В это время происходит первичное «вхождение» молодого специалиста в организационную культуру организации, под влиянием которой происходит самоактуализация в профессии, а также знакомство с деятельностью организации, усвоение существующих в ней норм и ценностей, а также изменение собственного поведения в соответствии с определенными ожиданиями данной среды. Показателями положительной адаптации на данном этапе являются принятие молодым специалистом культурных норм и ценностей организации, восприятия себя как части коллектива, принятие социальной роли, соответствующей его статусу, а также формирование установок, способствующих дальнейшей социальной адаптации. . Оценкой эффективности адаптации выступает степень удовлетворенности сотрудником системой мотивации, условиями труда и отношениями с коллегами.

На третьем этапе, относящемуся ко второму году работы молодого специалиста, осуществляется действенная ориентация: происходит завершение начального периода адаптации, свидетельством чего выступает появление защитных поведенческих реакций для устранения конфликтов, возникающих в процессе трудовой деятельности. Данный этап характеризуется ростом профессионального мастерства молодого специалиста и увеличением его опыта взаимодействия в коллективе. Под влиянием внешних и внутренних факторов, которые оказывают влияние на формирование представлений о профессиональной карьере, возможностях личностного развития в организации, происходит принятие окончательного решения о включении в профессию и коллектив организации. Важнейшими показателями адаптации молодого специалиста служат проявление инициативы, творческий вклад в работу, а также наличие внутренней мотивации к дальнейшему карьерному росту.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_

Четвертый этап (третий год работы в организации) характеризуется свободным владением профессией (компетентность и мастерство), а также отождествлением личных целей молодого специалиста с целями организации.

Основной интегральной характеристикой личности молодого специалиста становится система профессионального взаимодействия, которая включает в себя мотивационную сферу (нацеленность на профессиональную трудовую деятельность), сферу целеполагания (систему представлений о содержании и результатах трудовой деятельности) и сферу профессиональных притязаний (жизненные стратегии и профессиональные планы) .

Список использованной литературы:

1. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие / Е.В. Маслов. - М.: ИНФРА-М, Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. - 312 с.

2. Управление персоналом организации: Учебник, 4-е изд., доп. и перераб. / под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 695 с.

3. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие / В.Д. Шадриков. -М.: Издательская корпорация «Логос», 2006. - 320 с.

4. Шибутани Т. Социальная психология / Т. Шибутани / пер. с англ. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 544 с.

© А.А. Алексеевский, 2015

УДК 316.354.2

Карицкая Ирина Михайловна

канд. социол. наук, доцент НГУЭУ г. Новосибирск, РФ E-mail: [email protected]

ПАРТНЕРСКО-КОНКУРЕНТСКИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ ТУРИЗМА

Аннотация

Статья посвящена описанию некоторых аспектов партнерско-конкурентских взаимодействий в профессиональной сфере туризма. Профессиональное пространство туризма территориально безгранично; как социальная система имеет сложную структуру; рынки туристских услуг - локальны и специфичны.

Ключевые слова

Профессиональная сфера туризма, социально-профессиональная компетентность, конкуренция,

коммуникации.

Особенности профессионального пространства сферы туризма заданы не только социальной направленностью рекреационных потребностей, но, в том числе, спецификой конкуренции на туристском рынке. Рынку туристских организаций присущи как общие, так и специфические характеристики. Уточним некоторые из них, на наш взгляд, характерные для сферы туризма, применяя некоторые аспекты, предложенные С.Н. Дияновой .

Целью предоставления туристских услуг является прямое удовлетворение рекреационных и некоторых иных потребностей субъекта . Условия функционирования организаций профессиональной сферы туризма и способы предоставления услуг также обусловлены потребностями субъекта, которые, в свою очередь, зависят от характера и состояния территории его проживания, охватываемой конкретным локальным рынком.

Рынок туристских услуг особенно остро реагирует на изменения социальной среды. Любая дестабилизация ситуации в экономике, политике, природные катаклизмы моментально отражаются на

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш бизнес - От идеи до реализации