Ваш бизнес - От идеи до реализации

Особое место в семействе МиГ-29 занимает самолет корабельного базирования, предназначавшийся для решения задач ПВО корабельных соединений, завоевания превосходства в воздухе, поражения надводных и наземных целей высокоточным оружием в любое время суток и в самых неблагоприятных метеоусловиях. Постановление правительства о постройке тяжелого авианесущего крейсера проекта 1145.5 было подписано 7 мая 1982 года. Этим же документом ММЗ имени А.И. Микояна и П.О. Сухого поручили разработку технических предложений по самолетам укороченного взлета и посадки для базирования на крейсере.

Летом 1982 года в Крыму построили экспериментальный комплекс «Нитка» с трамплином Т-1 высотой 5 м, длиной 60 м и шириной 30 м (угол схода 8,5 градусов). Для проведения летных исследований на нем помимо самолета Су-27 (ТЮ-З) привлекли и седьмой летный экземпляр МиГ-29 (№ 918).

Первый взлет с трамплина на МиГ-29 осуществил летчик-испытатель ОКБ А.Г. Фастовец 21 августа 1982 года.

Первые посадки с использованием аэрофинишера «Светлана-2» выполнили в 1983 году на МиГ-27 № 603 летчики-испытатели ЛИИ А.В. Кругов и С.Н. Тресвятский. Летом того же года тормозным гаком оснастили и МиГ-29 №918.

Разработка палубного самолета на основе МиГ-29М началась в соответствии с постановлением правительства, подписанным 30 января 1984 года. Главной задачей, стоявшей перед самолетом, была оборона кораблей ВМФ от воздушного противника в ближней зоне, а второстепенными - борьба с надводными кораблями водоизмещением до 5000 тонн и обеспечение высадки десанта.

Палубный МиГ-29К отличался от своих сухопутных собратьев, в частности, складывающимися консолями крыла, усиленными опорами шасси, отсутствием верхнего входа ВЗУ и тормозным гаком в хвостовой части корпуса. Поскольку машина заметно потяжелела по сравнению с предшественником, а взлет с палубы авианосца происходил с использованием трамплина, то пришлось форсировать двигатели путем введения режима чрезвычайной тяги - 9400 кгс. В этом случае его тяговооруженность в зависимости от взлетного веса менялась от 1,05 до 0,8. Для повышения безопасности в случае катапультирования летчика с палубы авианосца, на которой, как известно, расположен «остров» (надстройка для командного состава), траектория полета кресла (К-36Д-3,5) с летчиком проходит влево с наклоном на угол 30 градусов к вертикали.

В состав вооружения машины, кроме пушки и неуправляемых снарядов, подвешиваемых на девяти узлах, входили ракеты Р-73, К-27Т и К-27Р, а также Х-31А/П и корректируемые авиабомбы.

Первый полет МиГ-29К (изделие «9-31», бортовой № 311) состоялся 23 июля 1988 года, а второго (№ 912) - в октябре 1990 года. В 1988 году летчик-испытатель Т.О. Аубаки-ров начал полеты на летающей лаборатории МиГ-29ЛЛ на наземном тренажере «Нитка». Затем к испытаниям подключились летчики НИИ ВВС В. Кондауров и А. Лавриков.

Спустя полтора года, 1 ноября 1989-го, летчик-испытатель ОКБ Т.О. Аубакиров на МиГ-29 № 311 вслед за Су-27К совершил первую посадку и спустя полтора часа взлетел (разбег 180 м) с палубы тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».

Эксплуатация МиГ-29К (выполнено 13 посадок) с палубы авианесущего крейсера имела свои особенности. Взлет осуществлялся после короткого разбега с трамплина, а посадка - с использованием оптической системы (ОСП) «Луна-3», напоминающей светофор, но в отличие от него с огнями, расположенными горизонтально.

Взлет с трамплина имел свои ограничения по скорости схода с него - не менее 160 км/ч, из-за просадки вниз, и не более 180 км/ч - по обжатию передней стойки шасси, когда приемник воздушного давления (ПВД), расположенный на обтекателе РЛС, мог задеть горку.

До конца лета 1992 года два экземпляра МиГ-29К совершили свыше 80 посадок на палубу крейсера.

МиГ-29К выдержал испытания и рекомендовался для серийного производства, но обстоятельства сложились так, что приоритет отдали самолету Су-27К, первым совершившему посадку на палубу корабля. После этого самолет некоторое время развлекал публику на различных авиашоу и демонстрировался на стоянках. По этой же причине не удалось реализовать проект двухместного учебно-тренировочного варианта МиГ-29КУ.

Для улучшения обзора инструктору на МиГ-29КУ кабины спроектировали раздельными (по аналогии с учебными машинами МиГ-25ПУ/РУ), а кресло в задней кабине должно было устанавливаться с превышением относительно переднего. Поэтому пришлось изменить обводы носовой части и конструкцию несущего корпуса машины. Однако из-за прекращения работ по МиГ-29К рабочее проектирование спарки не проводилось.

Казалось, двум построенным машинам уготована участь музейных экспонатов, но неожиданно на горизонте появился индийский заказ на переделку бывшего авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» в авианосец «Викрамадитья» с трамплином, рассчитанный на 24 самолета. Кстати, с трамплина взлетал не только МиГ-29К, но и обычный сухопутный истребитель. Правда, эти исследования проводились с целью сокращения его разбега в случае повреждения ВПП.

Комплексный контракт на поставку ВМС Индии многофункциональных истребителей корабельного базирования был подписан РСК «МиГ» 20 января 2004 года. Контракт предусматривает поставку 12 одноместных МиГ-29К и 4 двухместных МиГ-29КУБ, обучение летчиков и технического персонала, поставку тренажеров, запасных частей и организацию сервисного обслуживания самолетов. Контрактом предусмотрен и опцион еще на 30 машин со сроком поставки до 2015 года.

Спустя семь лет после прекращения полетов МиГ-29К с авианесущего крейсера самолеты № 311 и № 312 расконсервировали и использовали для работы по индийской программе. Главным конструктором обновленной машины назначили Н.Н. Бунтина.

Задачи, стоящие перед палубным самолетом, остались прежние. Хотя название самолета (в ОКБ он получил обозначение изделие «9-41») сохранилось прежнее, стал он совершенно другим. Прежде всего существенные изменения претерпели его авионика и радиооборудование, включая PJ1C «Жук-МЭ», в значительной степени заимствованные с МиГ-29СМТ. Бортовое радиоэлектронное оборудование МиГ-29К/КУБ построено по принципу открытой архитектуры на основе стандарта MIL-STD-1553B. При этом часть оборудования использована индийского и французского производства.

Применена цифровая электродистанционная система управления самолетом с четырехкратным резервированием.

Одновременно усовершенствовали планер, доведя долю композиционных материалов до 15%, и существенно снизили замет-ность в радиолокационном диапазоне.

По левому борту самолета перед кабиной пилота сохранили модуль системы дозаправки топливом в полете. При этом самолет, используя съемный топливный агрегат дозаправки ПАЗ-1МК, может применяться для дозаправки горючим в полете других МиГ-29К.

В качестве силовой установки использовали двигатель РД-ЗЗМК, созданный на базе РД-33 3-й серии, но тягой на максимале, увеличенной до 5400 кгс, а на режиме полного форсажа - до 9000 кгс. Благодаря накладному баку, а также емкостям в наплыве

центроплана возрос более чем на 16% и запас топлива. Кроме этого объем подфюзе-ляжного бака увеличили до 2150 литров, а под крылом теперь допускается подвеска не двух, а четырех ПТБ.

И еще новшеством, направленным на повышение надежности, стала новая коробка самолетных агрегатов. Теперь в случае отказа одного из генераторов или гидронасосов его функции будет выполнять другой.

Вооружение же исключительно российского производства. Это прежде всего управляемые ракеты класса «воздух - воздух» РВВ-АЕ и Р-73Э, противокорабельные Х-31А и противорадиолокационные Х-31П. В арсенал самолета включены также неуправляемые ракеты и авиабомбы как баллистические, так и корректируемые.

Для обучения пилотов ВМС построен двухместный корабельный учебно-боевой самолет МиГ-29КУБ (изделие «9-62»), МиГ-29К/КУБ оснашаются современной многоканальной оптико-локационной станцией и системой целеуказания пассивным головкам самонаведения противорадиоло-кационных ракет. Предусмотрена возможность установки на самолете контейнеров с инфракрасной и лазерной прицельной аппаратурой для подсветки наземных целей. Открытая архитектура БРЭО позволяет устанавливать на самолете новое оборудование и вооружение российского и иностранного производства.

Летные испытания отдельных систем и узлов МиГ-29К/КУБ ведутся с 2002 года. Для этого задействовано девять МиГ-29 разных модификаций, на которых в 2002-2006 годы выполнено свыше 700 полетов. В ходе летных испытаний подтвердились расчетные летно-технические данные самолетов. В частности, значительное улучшились взлетно-посадочные характеристики, что особо важно для самолетов корабельного базирования.

Летные испытания предсерийного МиГ-29КУБ начались в январе 2007 года. Но лишь спустя пять месяцев, 25 июня, заместитель генерального директора - генерального конструктора РСК «МиГ» по летной работе - начальник Летно-испытательного центра им. А.В. Федотова Герой России П.Н. Власов выполнил на нем первый полет.

По боевым возможностям, летным и эксплуатационным характеристикам МиГ-29К/КУБ существенно превосходит предшественника, прошедшего испытания на авианесущем крейсере в 1991 году. Более чем в два раза увеличен и летный ресурс МиГ-29К/КУБ, а стоимость летного часа снижена почти в 2,5 раза.

В сентябре 2009 года летчики-испытатели РСК «МиГ» М. Беляев, П. Власов, Н. Ди-ордница и полковник О. Спичка (ГЛИЦ ВВС) проверили МиГ-29К (опытный экземпляр № 941) и МиГ-29КУБ (один из первых серийных - № 672, окрашенный в цвета заказчика) на тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов», находившемся в Баренцевом море.

Первую посадку на борт «Адмирала Кузнецова» выполнил П. Власов на одноместном МиГ-29К, и менее чем через полчаса палубы авианесущего крейсера коснулся колесами МиГ-29КУБ, пилотируемый Н. Ди-ордницей и М. Беляевым.

В начале декабря первая партия из шести МиГ-29К/КУБ поступила в Индию и 19 февраля 2010 года на базе ВМС Ханса в провинции Гоа состоялась торжественная церемония принятия их на вооружение. Палубные истребители до сдачи Индии авианосца «Викрамадитья» будут эксплуатироваться на суше, во вновь созданной 303-й авиаэскадрилье, получившей название «Черные пантеры».

Похоже, машины произвели на индусов хорошее впечатление, и они объявили о намерении приобрести у России еше партию из 29 МиГ-29К.

Успешная модернизация корабельного варианта МиГ-29 и создание его двухместного варианта вновь привлекли внимание командования ВМФ России к этой машине, способной положить конец монополии Су-33.

В январе 2010 года прошло сообщение, что ВМФ РФ планирует в этом году закупить несколько корабельных истребителей МиГ-29К для базирования на авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов». Всего же в ближайшие три-четыре года предполагается приобрести 24 «МиГа», которые дополнят нынешний парк Су-33, срок службы которых истекает в 2015 году, хотя его планируется продлить до 2025 года.

В апреле поступило сообщение, что Во-енно-морской флот России в 2010-2012 годах купит 26 палубных истребителей МиГ-29К, которые будут базироваться на авианосце «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Согласно планам ВМФ, в 2010 году будут куплены два истребителя, а остальные поступят несколькими партиями в 2011 и 2012 годах.

Что касается Индии, то в ходе визита премьер-министра России Владимира Путина в эту страну в марте 2010 года был подписан контракт на закупку 29 МиГ-29К/КУБ с началом поставок в 2012 году.

Российский палубный истребитель МиГ-29К. Как сообщило Минобороны РФ, "при проведении тренировочных полетов в результате технической неисправности во время захода на посадку за несколько километров до авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов" произошло авиационное происшествие с палубным истребителем МиГ-29К". Летчик катапультировался, доставлен на борт "Адмирала Кузнецова", его здоровью ничего не угрожает.

Осенью 2016 г. самолет МиГ-29К вошел в состав ударной группировки Северного флота, которая 15 октября отправилась в поход в северо-восточную часть Атлантики и Средиземное море. Он дополнил имеющиеся на тяжелом авианесущем крейсере "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" палубные истребители Су-33.

МиГ-29К – российский многоцелевой палубный сверхзвуковой истребитель четвертого поколения, развитие проекта МиГ-29.

Первый в СССР боевой самолет, способный взлетать с палубы корабля и садиться на нее обычным способом – с разбегом и пробегом. Предназначен для решения задач противовоздушной обороны корабельных соединений, завоевания господства в воздухе, поражения надводных и наземных целей в любое время суток и др.

Об истории создания

Разработан в 1980-х гг. коллективом Отдельного конструкторского бюро завода номер 155 (ОКБ им. А.И. Микояна, ныне – АО "Российская самолетостроительная корпорация "МиГ") под руководством главного конструктора Михаила Вальденберга, в дальнейшем значительно модернизирован. Состоит на вооружении Морской авиации ВМФ России и Военно-морских сил Индии. В боевых действиях не участвовал.

Первый полет МиГ-29К состоялся 23 июня 1988 г., машину пилотировал летчик-испытатель ОКБ им. Микояна Токтар Аубакиров. Он же 1 ноября 1989 г. выполнил первую посадку на палубу тяжелого авианесущего крейсера "Тбилиси" (ныне - флагман Северного флота ВМФ РФ "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов") и первый взлет с корабельного трамплина.

В СССР МиГ-29К строился единичными экземплярами на Московском машиностроительном заводе "Знамя Труда" (ныне - производственный комплекс номер 2 АО "РСК "МиГ"). В РФ серийное производство было развернуто в 2000-х гг. на Луховицком машиностроительном заводе (производственный комплекс номер 1 АО "РСК "МиГ") в Московской обл.

Об особенностях конструкции

Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме со складываемым трапециевидным механизированным крылом, двухкилевым вертикальным оперением, двумя двигателями РД-33К (РД33МК "Морская оса" в серийных машинах) в хвостовой части фюзеляжа.

Экипаж – 1 человек (2 человека в учебно-боевой "спарке" МиГ-29КУБ/КУБР).

Палубные истребители от исходного МиГ-29 наземного базирования отличает улучшенная антикоррозийная защита планера, усиленные стойки шасси, улучшенная механизация крыла, наличие системы дозаправки в воздухе и др. Перед запуском серийного производства самолет существенно модернизировался, базой послужил фронтовой истребитель МиГ-29СМТ.

Палубные модификации МиГ-29 могут базироваться на авианесущих кораблях водоизмещением от 28 тыс. т, оборудованных взлетным трамплином и посадочным аэрофинишером и способных принимать самолеты массой более 20 т (в распоряжении ВМФ России один такой корабль - "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов"). Также МиГ-29К могут базироваться на наземных аэродромах.

Летно-технические характеристики серийного варианта МиГ-29К

Длина самолета – 17,3 м. Высота – 4,4 м. Размах крыла – 11,99 м (полный) или 7,80 м (на стоянке авианосца). Практический потолок – 17 500 м. Перегоночная дальность полета – 2 тыс. км, с подвесными топливными баками – 3 тыс. км (2700 км с подвесными баками у МиГ-29КУБ). Максимальная взлетная масса – 24 500 кг. Максимальная скорость на высоте – 2200 км/ч.

Продолжение

О вооружении и оснащении

МиГ-29К вооружен пушкой калибра 30 мм (боезапас 150 снарядов), на 8 узлах подвески может нести до 4500 кг полезной нагрузки – авиационные ракеты "воздух – воздух" и "воздух – поверхность" разных типов, корректируемые авиабомбы.

Бортовое радиоэлектронное оборудование серийного варианта истребителя включает радиолокационную станцию "Жук-МЭ" (обеспечивает сопровождение до десяти воздушных целей, одновременный обстрел ракетами четырех из них), дополнительную систему навигации "Узел", автоматический комплекс контроля и регистрации "Карат". На самолеты устанавливается бортовая система видеорегистрации, автономная система выработки энергии для наземных проверок оборудования без запуска основных двигателей и др.

Об учебно-боевом варианте

Для подготовки пилотов МиГ-29К во второй половине 1980-х гг. разрабатывался проект двухместной машины МиГ-29КУ с раздельными кабинами инструктора и обучаемого летчика, однако в начале 1990-х работы были приостановлены.

В 2000-х гг., после заключения контракта на поставку палубных истребителей ВМС Индии, был создан палубный учебно-боевой истребитель МиГ-29КУБ с общей двухместной кабиной. Его первый полет состоялся 20 января 2007 г., машину пилотировал экипаж в составе Михаила Беляева и Павла Власова.

Где эксплуатируется МиГ-29К

С 2009 г. самолеты поставляются в Индию, заказавшую для базирования на авианосцах INS Vikramaditya ("Викрамадитья") и INS Vikrant ("Викрант") в общей сложности 45 экземпляров МиГ-29К и МиГ-29КУБ (по двум контрактам - от 2004 г. на 16 бортов, на сумму $730 млн, и от 2010 г. на 29 бортов, на сумму $1,2 млрд).

В 2013-2015 гг. Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) поставила Министерству обороны РФ 20 единиц МиГ-29КР и четыре единицы МиГ-20КУБР по контракту от 29 февраля 2012 г.

С 2013 г. несколько машин из числа поставленных проходили опытную эксплуатацию в 279-м корабельном истребительном авиаполку Северного флота ВМФ РФ.

20 марта 2016 г. на аэродроме 859-го Центра боевого применения и переучивания летного состава морской авиации (Ейск, Краснодарский край) начались полеты МиГ-29КР/КУБР из состава воссозданного в январе 2016 г. 100-го отдельного корабельного истребительного авиаполка Северного флота ВМФ РФ.

Аварии и катастрофы МиГ-29К

По данным из открытых источников, до сих пор с самолетами этого типа произошло три аварии, в том числе две авиационные катастрофы, в которых погибли в общей сложности три человека.

  • 23 июня 2011 г. в районе хутора Кабаково Ахтубинского района Астраханской обл. произошла катастрофа при проведении испытательного полета палубного истребителя МиГ-29КУБ (бортовой номер "927 синий") 929-го Государственного летно-испытательного центра ВВС России. Машина столкнулась с землей, выполняя нисходящую полупетлю с высоты 2700 м, при работе двигателей на максимальном режиме. Погиб экипаж - полковники Александр Кружалин и Олег Спичка, сумевшие отвести падающую машину от населенного пункта (в 2012 г. обоим пилотам посмертно присвоено звание Героя России). Среди вероятных причин катастрофы - дефект механизма складывания крыла, из-за которого оно могло сложиться самопроизвольно.
  • 4 июня 2014 г. у побережья индийского штата Гоа палубный истребитель МиГ-29КУБ ВМС Индии совершил жесткую посадку на авианосец INS Vikramaditya ("Викрамадитья"). Самолет на скорости около 300 км/ч пропустил первые два ряда тросов аэрофинишера и зацепился за третий в тот момент, когда пилоты уже готовились к уходу на второй круг. В результате происшествия была повреждена носовая стойка шасси истребителя. Летчики и экипаж корабля не пострадали.
  • 4 декабря 2014 г. в районе д. Чемодурово Воскресенского района Московской обл. упал опытный палубный истребитель МиГ-29КУБ (регистрационный номер "204 черный"), возвращавшийся на аэродром в Жуковском в ходе учебно-тренировочного полета. Летчики-испытатели Сергей Рыбников и Вадим Селиванов катапультировались и были госпитализированы в тяжелом состоянии. 6 декабря Сергей Рыбников скончался в больнице. Предполагаемая причина крушения - отказ техники. Самолет принадлежал разработавшей его корпорации "МиГ".

Материал подготовлен по данным ТАСС-Досье.


КОРАБЕЛЬНЫЕ МНОГОЦЕЛЕВЫЕ ИСТРЕБИТЕЛИ МИГ-29К/МИГ-29КУБ

MARINE MULTI-PURPOSE FIGHTERS MIG-29K/MIG-29KUB

05.01.2018


3 января 2018 года на авиационной базе Ганза в Гоа потерпел аварию корабельный истребитель российского производства МиГ-29К авиации ВМС Индии. Летчик (согласно сообщениям, молодой пилот, проходивший переучивание на данный тип) успешно катапультировался, самолет, видимо, полностью разрушен. По ранним сообщениям, авария произошла при взлете, вследствие чего самолет выкатился за пределы полосы, хотя в целом подробности происшествия пока что неизвестны.
ВМС Индии по двум контрактам 2004 и 2010 годов получили из России с 2009 по 2016 годы суммарно 45 корабельных истребителей МиГ-29К/КУБ (9-41/9-47). Этими самолетами оснащены 300-я и 303-я эскадрильи авиации ВМС Индии,базирующиеся на авиабазе Ганза в Гоа. Произошедший инцидент стал первой потерей самолета МиГ-29К/КУБ в индийской морской авиации.
В России в авариях и катастрофах были потеряны два опытных самолета МиГ-29КУБ (в 2011 и 2014 годах) и один строевой истребитель МиГ-29КР из состава 100-го отдельного корабельного истребительного авиационного полка Морской авиации ВМФ России (в Средиземном море 14 ноября 2016 года). Еще один МиГ-29КР из состава 100-го полка потерпел аварию в начале 2017 года, но подлежит восстановлению.
http://bmpd.livejournal.com

В конце 2015 года Российская самолётостроительная корпорация (РСК)«МиГ», выполнила государственный заказ на поставку 24 самолётов МиГ‑29К/КУБ морской авиации Военно-морского флота (ВМФ). В 2016 году «МиГ» планирует завершить выполнение крупного контракта на поставку аналогичных самолётов Военно-морским силам (ВМС) Индии. Ожидается, что перспективные индийские и российские авианосцы тоже будут оснащены МиГ‑29К/КУБ.

До сих пор в отечественной морской авиации имелось только одно формирование палубной авиации - 279-й отдельный корабельный истребительный авиаполк Северного флота. На его вооружении стоят палубные самолеты Су‑33, а также учебно-тренировочные Су‑25УТГ. Именно этот полк является авиакрылом российского авианосца «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».

С мая по август 2015 года флагман ВМФ России - тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» прошёл ремонт на заводе в Росляково Мурманской области. В октябре корабль приступил к плановым задачам боевой подготовки в Баренцевом море.

Тяжёлый авианесущий крейсер ВМФ России "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов"

В сентябре-октябре 2016 года "Адмирал Кузнецов" войдет в Средиземное море, где возглавит постоянную группировку кораблей ВМФ России. Крейсер будет нести на борту смешанную авиагруппу палубных самолётов Су-33, Су-25УТГ и МиГ-29К. В оставшиеся до начала похода месяцы экипажи самолётов будут оттачивать навыки взлёта и посадки на палубу авианосца на наземных испытательных тренировочных комплексах в Саках и Ейске.

Корабельный МиГ

Одноместный МиГ‑29К и двухместный МиГ‑29КУБ представляют собой многофункциональные истребители поколения 4++, предназначенные для решения задач не только ПВО корабельных соединений, как ранее разработанные в России палубные истребители, но также для завоевания господства в воздухе, поражения надводных и наземных целей управляемым высокоточным оружием днём и ночью в любых погодных условиях.

Корабельные истребители МиГ‑29К/КУБ - базовые самолёты нового унифицированного семейства, в которое также входят истребители МиГ‑29М/М2 и МиГ‑35/МиГ‑35Д.

Стартовым заказчиком МиГ‑29К/КУБ стали ВМС Индии. Они выбрали по итогам конкурса российские «палубники» для комплектования авиакрыла авианосца Vikramaditya, а также перспективного авианосца Vikrant индийской постройки.

20 января 2004 года Индия заключила контракт на $730 млн. на разработку и поставку 16 палубных истребителей (12 МиГ‑29К и 4 МиГ‑29КУБ). Это соглашение было успешно выполнено в 2011 году. Но ещё до этого, 12 марта 2010 года, стороны подписали второй контракт на сумму $1,2 млрд. на поставку до конца 2016 года ещё 29 МиГ‑29К. Вторым эксплуатантом самолёта стал российский флот: в феврале 2012 года был заключен контракт на поставку морской авиации ВМФ России 20 МиГ‑29К и 4 МиГ‑29КУБ до конца 2015 года.

Модель авианосца Проект 23000 "Шторм"

Первая публичная демонстрация обновленного для российского флота МиГ‑29К состоялась в июне 2015 года в Кубинке на форуме «Армия‑2015». На том же форуме была показана модель перспективного российского авианосца «Шторм».

По сообщениям Невского проектно-конструкторского бюро, разработавшего проект, «авиагруппа “Шторма” будет состоять из палубных истребителей МиГ‑29К, а также ПАК ФА Т‑50 и самолётов дальнего радиолокационного обнаружения».

Пилоты о МиГ‑29К/КУБ

Лётчики, испытывавшие МиГ‑29К/КУБ, высоко оценили его характеристики. Они предпочитают говорить о МиГ‑29К/КУБ не как о варианте МиГ‑29, а как о совершенно новом самолёте.

«Создан современный многофункциональный самолёт с качественно новыми боевыми возможностями, - рассказывает заслуженный лётчик-испытатель Российской Федерации, Герой Российской Федерации, генеральный директор Лётно-исследовательского института им. М. М. Громова Павел Власов. - Возросла полезная нагрузка. Расширилась номенклатура вооружений. Это, конечно, привело к росту массы.

Однако комплекс новых решений, таких как щитки Крюгера, новая конструкция закрылков, современная дистанционная система управления, позволили нивелировать негативные факторы и существенно улучшить условия пилотирования для лётчика». По словам Власова, улучшились эксплуатационные характеристики самолёта. Усовершенствован интерфейс «лётчик - самолёт», который стал более дружественным. Существенно расширилась информационная поддержка экипажа. Повышение точностных характеристик навигационного оборудования обеспечило новые возможности, например заход на посадку по спутниковым системам. Новые решения облегчили работу на этапе лётных испытаний, обеспечили их ритмичность.

«На посадке компактный МиГ‑29К с цифровой электродистанционной системой управления ведёт себя динамичнее, чем Су‑33 с аналоговой, - рассказывает Заслуженный лётчик-испытатель РФ, Герой Российской Федерации, лётчик-испытатель РСК “МиГ” Николай Диордица. - И на взлёте тоже, за счёт лучшей тяговооруженности. На МиГ‑29К/КУБ легче выдержать направление разбега на взлёте, самолёт сходит с трамплина с достаточными запасами по управляемости».

Индийский вариант

На сегодня самым большим парком корабельных МиГов располагают ВМС Индии. По словам генерального директора РСК «МиГ» Сергея Короткова, в 2016 году в Индию будет поставлено шесть палубных истребителей МиГ‑29К. Таким образом, будет завершено выполнение контракта 2010 года.

К этому моменту в Индии будет 45 МиГ‑29К/КУБ. Они будут сведены в три эскадрильи, две из которых будут дислоцироваться на авианосцах Vikramaditya и Vikrant, а третья использоваться для обучения лётчиков на суше. Первое из этих подразделений - 303-я эскадрилья Black Panthers («Чёрные пантеры») - было сформировано в мае 2013 года на авиабазе ВМС Индии Hansa (штат Гоа). Эскадрилья имеет на вооружении 12 МиГ‑29К и 4 МиГ‑29КУБ (все поставлены в рамках первого контракта от 2004 года). Она включена в состав авиагруппы авианосца Vikramaditya, входящего в состав Западного флота Индии. Этот корабль, построенный Россией на основе авианесущего крейсера «Адмирал флота Советского Союза Горшков», имеет полное водоизмещение 45,5 тыс. тонн и способен нести до 24 самолётов класса МиГ‑29К.

Согласно официальному заявлению ВМС Индии, по состоянию на март 2015 года «эскадрилья МиГ‑29К налетала более 2 500 часов и провела успешные испытания всей номенклатуры вооружения самолёта, включая управляемые ракеты классов “воздух-поверхность” и “воздух-воздух”, бомбы, неуправляемые ракеты и пушку». Самолёты взлетали и садились как на наземный аэродром, так и на авианосец. Также в сообщении говорится, что «проходившие испытания самолёты участвовали и в важных учениях ВМС и ВВС Индии».

Летом 2015 года началось формирование второй эскадрильи МиГов на восточном побережье Индостана, на базе Dega (штат Андрха-Прадеш). Однако корабль для этой эскадрильи запаздывает: по официальным сообщениям авианосец Vikrant (известен также как «проект 71»), строящийся Индией, войдёт в строй не ранее декабря 2018 года. Он будет иметь чуть меньшее полное водоизмещение, чем Vikramaditya, - 40 тыс. тонн, но также рассчитан на базирование до 24 самолётов класса МиГ‑29К.

Еще одну эскадрилью МиГ‑29К ВМС Индии планирует развернуть на базе Kadamba (штат Карнатака). Видимо, она будет служить для обучения лётчиков. Вместе с тем, в июне 2015 года в Институте авиационных технологий ВМС Индии в городе Кочи (штат Керала) был введён в эксплуатацию тренажер МиГ‑29К, поставленный РСК «МиГ». «Тренажер позволяет проводить обучение лётного и технического персонала, демонстрируя работу всех систем самолёта и связанного с ними технического обслуживания», - заявил начальник Южного военно-морского командования ВМС Индии вице-адмирал Сунил Ланба (Sunil Lanba).

Для обеспечения эксплуатации МиГов в Индии создается центр по их техобслуживанию. «Помещение построено, мы завозим туда оборудование, обещанное по офсетному контракту, который был заключен на салоне МАКС‑2013. Идёт подготовка индийских специалистов и скоро в этом сервисном центре начнется непосредственный ремонт блоков и агрегатов», - заявил глава корпорации «МиГ» Сергей Коротков.

Кроме того, для расширения возможностей самолёта проводятся испытания, создается новое оборудование. В начале 2015 года, как сообщила индийская пресса, по просьбе ВМС Индии прошла отработка посадки МиГ‑29К на авианосец «Адмирал Кузнецов» с одним работающим двигателем из двух. «МиГ‑29К/КУБ - прекрасный самолёт, оснащенный очень мощными двигателями, - цитирует газета The Hindu неназванного индийского военного. - Чтобы развеять опасения наших пилотов, мы попросили РСК “МиГ” подтвердить возможность посадки МиГ‑29К на одном двигателе».

На авиасалоне МАКС‑2015 впервые был продемонстрирован подвесной агрегат заправки ПАЗ-МК для МиГ‑29К/КУБ, созданный по заказу индийских ВМС. Учитывая ограничения на взлётный вес самолёта, диктуемые длиной полосы авианосца, агрегат ПАЗ-МК позволит дозаправить МиГ‑29К уже в воздухе, тем самым расширив его радиус действия.

Если исходить из полной загрузки обоих авианосцев, то Индии потребуется не менее 48 палубных истребителей и не менее одной эскадрильи для обучения на суше. «Будет ли формироваться авиагруппа на авианосец “проекта 71” из числа законтрактованной и поставленной техники либо будут дополнительные заявки - этот вопрос находится в компетенции индийской стороны», - заявил заместитель генерального директора «Рособоронэкспорта» Игорь Севастьянов.

Вслед за Vikrant Индия планирует к 2025 году ввести в строй новый авианосец Vishal с полным водоизмещением 65 тыс. тонн и с ядерной силовой установкой. Решения по авиакрылу для него пока нет.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш бизнес - От идеи до реализации