Ваш бизнес - От идеи до реализации

Сергей Борисович Трубицын

Легкие крейсера типа «Нюрнберг». 1928-1945 гг.

«Лейпциг» и «Нюрнберг» Неосуществленные проекты

Боевые корабли мира

C-Пб.: Издатель Р. Р. Муниров, 2006. - 64 с.: илл.

Историко-культурный центр АНО «ИСТФЛОТ» Самара 2006 г.

ISBN 5-98830-010-3

Издатель выражает благодарность В. В. Арбузову, Ю. В. Апалькову и Е. Ю. Кобчикову за предоставленные фотографии и материалы

на 1 -й стр. «Нюрнберг»;

на 2-й, 3-й и 4-й стр. «Лейпциг»

Текст: 1-я стр. «Нюрнберг»

Тех. редактор Ю.В. Родионов

Лит. редактор С.В. Смирнова

Корректор В.С. Волкова

Легкий крейсер «Лейпциг»

Проектирование и модернизации

В начале 1930-х гг.флот Веймарской Германии имел 4 легких крейсера, из которых «Эмден», заложенный в декабре 1921 г., был уже морально устаревшим, а три типа «К» - «Кельн», «Карлсруе» и «Кенигсберг» являлись эталоном в мировом судостроении того времени[* С.Б. Трубицын Легкие крейсера Германии. Часть I. БКМ. С-Пб. 2003.]. На них появился целый ряд новинок: три орудийные башни, комбинированная главная энергетическая установка, состоявшая из паровых турбин и дизелей, а при строительстве использовались новые технологии: сварка и облегченные алюминиевые конструкции надстроек.

В 1928 году немецкий конструктор Блешчмидт получил задание на проектирование очередного легкого крейсера для Рейхсмарине. Конструкторы взяли за основу крейсера типа «К», но сделали внутреннюю перекомпоновку: дымоходы котлов свели в одну трубу, а кормовые башни расположили более традиционным способом - в диаметральной плоскости. Так появился новый проект крейсеров, получивший условное обозначение тип «Е».

Технико-тактические элементы проекта нового крейсера были следующими:

Стандартное водоизмещение 6619 т (подругам данным, 6614 т), полное 8382 т (по другим данным, 8427 т.).

Размерения: длина корпуса 177,1 м (наибольшая), 165,8 м (по конструктивной ватерлинии), ширина 16,2 м, осадка 5.69 м (максимальная), 4,88 м (средняя).

Корпус имел продольную систему набора, делился на 16 водонепроницаемых отсеков, двойное дно проходило на 75% его длины. От предшественников новый крейсер унаследовал легкость набора и недостаточную прочность. Одной из причин этого стало то, что надстройка не входила в составляющую общей прочности корпуса, что впоследствии приводило к авариям. Для экономии веса широко использовалась сварка.

Для защиты «Лейпцига» использовали никелевую сталь завода Круппа. Пояс по ватерлинии имел 50 мм, в кормовой части в районе румпельного отделения 25 мм, в носовой части 20-мм (по другим данным, 18 мм) плиты. Бронированная палуба, толщиной 20 мм, имела закругленный 25-мм скос к нижней кромке пояса.

Противоминная защита состояла из 15-мм продольной переборки. Боевая рубка защищалась 100-мм (вертикальные) от 50 до 30 мм (горизонтальные) плитами. Из боевой рубки в центральный пост вела 50-мм наклонная шахта, со скоб-трапом внутри. Марс фок-мачты был забронирован 20-мм (вертикальные), 15-мм (горизонтальные) плитами. Носовой дальномер имел 20-мм вертикальное и горизонтальное бронирование, стабилизированный пост управления огнем 88-мм орудий - 14-мм защиту.

Башни главного калибра имели лобовое бронирование из 80-мм, боковое из 20-мм. тыльной части из 32-мм плит. Барбет башен имел 60-мм броню выше ватерлинии, 32 мм ниже ее. Верхняя палуба в некоторых, наиболее жизненно важных местах, достигала толщины от 20 до 32 мм. Бронирование щитов 88-мм орудий состояло из 12-мм лобовых и 10-мм боковых листов.

Главная энергетическая установка состояла из 6 военно-морских котлов низкого давления (16 атмосфер), размещенных в трех котельных отделениях. Котлы вырабатывали пар для 2 турбин системы Парсонса производства Кильского завода «Германия», работавших через турбо-зубчатый агрегат каждая на свой вал. Кроме того, на корабле имелось 4 дизеля фирмы «MAN», работавших на один (центральный) вал. Всего крейсер имел три винта. Мощность турбин составляла 60000 л.с., дизелей 12400 л.с.

Скорость хода при работе турбин достигала 32 узлов, при работе только дизелей 18 узлов (маршевая скорость), дальность плавания 3780 миль со скоростью 15 узлов, 2980 миль 21 узел и 2220 миль при скорости 32 узла. Запас топлива равнялся 1200 т (нефти) и 310 т мазута (дизельное топливо). «С учетом того, что турбинные и дизельные установки значительно отличались по мощности, на среднем валу крейсера был установлен винт регулируемого шага (ВРШ), позволявший разворачивать лопасти в положение, наиболее эффективное для каждого конкретного режима дизельной установки с учетом скорости корабля. В случае выхода из строя дизельной установки, а также при ходе только под котлотурбинной установкой предусматривалось разворачивать ВРШ во „флюгерное“ положение вдоль оси гребного вала. Это позволяло до минимума снизить сопротивление неработающего винта.

Электроэнергию для многочисленных потребителей вырабатывали 3 турбо-генератора и 1 дизель-генератор мощностью по 180 киловатт каждый - всего 720 киловатт. Напряжение в сети составляло 220 вольт.

На испытаниях „Лейпциг“ во время пробега развил мощность 65585 л.с., 309 оборотов, и достиг скорости 31,9 узла.

Главный калибр артиллерии „Лейпцига“ состоял из 9 150-мм орудий системы SKC-25. Размещены они были так же, как на крейсерах типа „К“, в трех трехорудийных башнях - одна в носовой части, две в корме. В отличие от предшествующей серии, кормовые башни находились в диаметральной плоскости. Каждая из башен весила 137 т (из них бронирование 24,8 т). Углы возвышения орудий достигали 40°, снижения 10». Максимальная дальность стрельбы составляла 25000 м. Для этих орудий имелись фугасные и бронебойные снаряды весом 45,5 кг. Боекомплект включал 1080 снарядов или 120 снарядов на ствол. Во время войны боекомплект увеличивался до 1500 снарядов.

Основу системы управления огнем артиллерии главного калибра составляли три дальномера с базой б метров: один на топе фок-мачты, второй на носовой надстройке, третий на кормовой надстройке.

Первоначально на крейсерах планировалось установить 4 88-мм орудия С25, такие же, какими были вооружены крейсера типа «К». Из-за их неготовности крейсер вооружили 2, а затем 4 одноствольными 88-мм орудиями времен первой мировой войны. В 1936 году па «Лейпциге» все же установили 88-мм орудия системы С32. Первоначально смонтировали две двухствольные, затем добавили еще одну двухствольную установку. Основные характеристики установки и орудий были следующими: угол возвышения 80", угол снижения 10", угол поворота орудий 360°, вес снаряда 9 кг, вес заряда 15 кг, дальность стрельбы 19200 м (по морской цели), 12400 м (по воздушной цели). Боекомплект составлял: 800 снарядов для старых 88-мм, и от 1600 до 2400 снарядов для новых 88-мм орудий.

Малокалиберная зенитная артиллерия включала 8 37-мм орудий системы СЗО (4 двухствольных установки имели угол возвышения 85", снижения 10", дальность стрельбы 8500 м по морской цели, 5800-6800 по воздушной цели) с максимальной скорострельностью 160 выстрелов в минуту на ствол, практической 80 выстрелов. Боекомплект 37-мм снарядов состоял из 9600 выстрелов.

8 20-мм одноствольных орудий имели угол возвышения 85°, снижения 11°, дальность стрельбы 4900 м по морской цели, 3700 м по воздушной цели, максимальную скорострельность 280 выстрелов в минуту на ствол, фактическую 120 выстрелов в минуту.

Первоначально "Лейпциг" вооружили 12 500-мм торпедными аппаратами (4 трехтрубных, по два на борт). После перехода немецкого флота на новый калибр торпедных аппаратов вместо 500-мм установили такое же количество 533-мм торпедных аппарата. Боекомплект состоял из 24 торпед: 12 в аппаратах, 12 около них. Имелась централизованная система управления торпедной стрельбой.В случае необходимости крейсер мог выставить 120 мин заграждения.

Экипаж включал 850 человек, из них 26 офицеров. Численность экипажа постоянно росла и вскоре составила 858 человек, из них 30 офицеров. Если "Лейпциг" исполнял обязанности флагманского корабля, то добавлялось 26 человек, из них 6 офицеров.

Весовые нагрузки крейсера "Лейпциг" распределялись следующим образом: корпус (включен вес бронирования башен) 255 т, бронирование 774 т, главные энергетические установки 1637 т, вспомогательные механизмы 394 т, вооружение (включены приборы управления огнем и боезапас) 903 т, оборудование с запасными частями, экипаж со снаряжением 481 т, топливо, вода для котлов, смазочное масло 1681 т. Проектное водоизмещение крейсера равнялось 8427 т.

Легкий крейсер "Лейпциг" (Поперечное сечение с указанием бронирования в районе мидель-шпангоута)


Легкий крейсер "Лейпциг" (Общее расположение турбинных и дизельного отсеков)


Первой крупной модернизацией стала замена в 1934 году торпедных аппаратов. В 1936 году заменили 88-мм орудия и установили систему управления зенитным огнем, основой ее был центральный автомат стрельбы SC-1. В это время Германия избавилась от ограничений Версальского договора и начала усиленно создавать военную авиацию, поэтому "Лейпциг" получил и авиационное вооружение. Оно состояло из катапульты и крана в районе трубы для подъема самолетов. Сначала на крейсере базировались биплан "НебОС". В 1938 году на "Лейпциге" прошел испытание американский гидросамолет "Yiot Korsair".

Прошло целых 6 лет, в течение которых военно-морские теоретики, адмиралы и инженеры Германии безуспешно пытались договориться о том, какой именно корабль нужен флоту. В частности, предлагалось увеличить водоизмещение до 8000 т, поскольку версальские ограничения были отброшены, не меняя остальных боевых характеристик. Это позволяло создать более прочный и мореходный корпус, обеспечить приличную защиту погребов и артиллерии, усилить зенитки и, возможно, несколько увеличить скорость. В результате будущий корабль более или менее сравнивался с зарубежными аналогами. Однако командование Кригсмарине явно склонялось в сторону тяжелых крейсеров, на разработку которых было обращено основное внимание. Итогом таких скачков и колебаний явилось то, что когда в 1936 г постройка шестого легкого крейсера была утверждена, флот остался вообще без какого-либо проекта. Пришлось спешно переработать чертежи Лейпциг , но все основные дефекты, перекочевавшие от серии к Лейпциг , перешли по наследству и к новому кораблю. Результат удивительный, поскольку имелось достаточно времени и возможностей, чтобы изменить ситуацию, а главное - уже не существовало никаких ограничений, заставивших в свое время создать небольшой 6000-тонный корабль.

Нельзя сказать, что проектанты не пытались ничего сделать. Крейсер "Нюрнберг" безусловно был самым совершенным среди своих "двоюродных братьев". Его корпус несколько удлинили, одновременно увеличив ширину. Лишние 100 т водоизмещения в значительной мере пошли именно на усиление корпуса. Улучшилось внутреннее расположение; отсеки перестали быть столь тесными и неудобными, однако при этом емкость топливных цистерн, а следовательно, и дальность, уменьшились.

Бронирование в общих чертах повторяло Лейпциг . По традиции немцы уделяли возможно большее внимание бронированию артиллерийских установок, хотя сделать многое на столь небольшом корабле не представлялось возможным. Башни "Нюрнберг" были усилены в лобовой части до 80-мм, но стенки и передняя наклонная плита имели толщину всего 20-мм, а задняя стенка и задняя наклонная плита были соответственно 35- и 32-мм. В результате усиления бронирования вес каждой башни возрос на 10 т и составлял 147 т. В общем, защита несколько улучшилась по сравнению с предшественниками, но оставалась по-прежнему недостаточной, что обуславливалось размерами крейсера.

Отличалось от предшественников и расположение погребов боезапаса. На последнем 9-орудийном крейсере заряды и снаряды хранились в комбинированных хранилищах (всего 10, из них 3 обслуживали носовую башню). Снаряды и заключенные в латунные гильзы заряды вручную передавались через специальные камеры во вращающуюся часть башни. Эти камеры представляли собой двойные вертикальные цилиндры, в которые помещали внизу - заряд, а вверху - снаряд, и обеспечивали полную непроницаемость для огня. Расположение погребов оказалось отнюдь не идеальным: часть их располагались на удалении от рабочего отделения, и боезапас приходилось перетаскивать через помещения, расположенные ближе к барбету, затрудняя и замедляя работу. В остальном вооружение практически не изменилось по сравнению с Лейпциг .

Машинная установка в общих чертах также осталась прежней.

В общем можно сказать, что последний из построенных немецких легких крейсеров практически повторял созданный 5 годами раньше Лейпциг . Несмотря на возросшее на 1000 т водоизмещение, он сохранял основные пороки предшественника, прежде всего - недостаточную прочность корпуса. Более того, перегруженный корабль имел наихудшую из всей серии мореходность, являясь ярким примером того, как "улучшения" первоначального проекта часто приводят в конце концов к прямо противоположному результату.

Вошедший в строй 2 ноября 1935 г под командой капитана цур зее Шмундта новейший легкий крейсер ждала быстрая карьера. С 9 апреля следующего года только что завершивший испытания корабль стал флагманом Разведывательных сил - на нем поднял свой флаг контр-адмирал Бем. Тут же начался его первый зарубежный поход.

19 августа 1936 первый поход в Испанию. 24 1937 апреля началась "вторая серия" испанского похода, куда крейсер вновь пошел под флагом контр-адмирала Бема. Все еще не полностью боеготовый корабль по сути дела служил временным флагманом. После очередной передачи командования силами в Испании контр-адмиралу Фишелю, "Нюрнберг" вернулся в Киль 19 мая. В Германии корабль ждали многочисленные маневры и упражнения.

Одно из первых боевых заданий едва не стало для "Нюрнберг" последним. Подробности операции и подробное описание атаки британской подводной лодки "Сэмон" утром 13 декабря приведены в описании истории Лейпциг . Британский торпедный залп, выпущенный с широким растворением, поразил не только этот крейсер, но и шедший головным "Нюрнберг". Как только прозвучал взрыв попадания в Лейпциг , на флагмане заметили следы двух торпед, направляющихся прямо в борт. Корабль резко отвернул вправо и лег на курс, параллельный торпедам. Пытаясь увернуться от ближайшей из них, "Нюрнберг" вновь резко повернул, на этот раз влево, однако маневрирующий на большой скорости корабль еще не вышел из предыдущего поворота, и практически не отозвался на перекладку руля. В 11:27 торпеда поразила его в носовую оконечность. Нижняя часть корпуса под ватерлинией оказалась начисто оторванной, и два носовых отсека мгновенно заполнились водой. От взрыва пострадало 16 членов экипажа. Машины остались в действии, но лохмотья бывшей носовой оконечности несколько затрудняло маневрирование и снижала скорость, которую пришлось сократить до 18 узлов из соображений безопасности передних водонепроницаемых перегородок, принимавших теперь на себя весь напор воды. От удара вышло из строя оборудование управления огнем. Хотя крейсер сохранил способность передвигаться, его боевая ценность была близка к нулю. Спустя всего минуту после попадания Льютенс уже сообщил командованию группы "Запад" о происшествии, и запросил поддержки. К полудню аварийные партии локализовали затопления, и, убедившись в надежности передних переборок, командир флагмана капитан цур зее Отто Клюбер получил возможность управлять своим кораблем - весьма своевременно. Примерно в 12:14 спереди по курсу показались 2 британских бомбардировщика, которые несмотря на зенитный огонь довольно точно сбросили 4 бомбы, упавшие всего в 15-20 м от резко повернувшего влево "Нюрнберг". Ударом сильно тряхнуло кормовую часть; в корпус начала поступать вода. К счастью, повреждения оказались незначительными и на состоянии корабля практически не сказались.

В 14:30 подошли вернувшиеся с постановки эсминцы. Не будучи уверенным в безопасности своих поврежденных кораблей, Льютенс приказал "Нюрнберг" отходить на восток максимально возможным ходом. Флагманский крейсер эскортировал эсминец "Кюнне". Удача сопутствовала немцам: оба корабля прибыли в устье Эльбы утром 14-го декабря, благополучно избежав атак британских подводных лодок.

Хотя в отличие от практически переставшего быть полноценным крейсером Лейпциг "Нюрнберг" удалось довольно быстро отремонтировать (крейсер вновь вошел в строй в конце весны 1940 г), его дальнейшая боевая карьера тоже практически подошла к концу.

"Нюрнберг" не смог принять участие в захвате Дании и Норвегии (Операция "Везерюбунг"). Короткое время с июня по июль он базировался в норвежских водах, но активных выходов не совершал.

С началом войны против СССР действия сосредоточенных в Балтийском море сил, активизировались. В сентябре они пытались блокировать Финский залив от казавшегося возможным выхода советских надводных сил, причем "Нюрнберг" вместе с Кёльн входили в состав северной группы, предназначенной непосредственно для боя с силами прорыва.

11 ноября 1942 г (после ремонта) "Нюрнберг" отправился в Норвегию. 2 декабря он прибыл в Нарвик - очень не вовремя. Вскоре произошел злосчастный "новогодний бой", после которого немецкий надводный флот окончательно стал угрозой только потенциальной. Самый современный из легких крейсеров Германии ни разу не вышел в боевой поход в течение полугода. Вынужденное безделье в маленьких северных портах сильно сказалось на боевом духе команды, и возвращение в Киль 3 мая 1943 г было воспринято как избавление. Не сделавший ни одного выстрела по противнику, "Нюрнберг" тем не менее требовал профилактического ремонта, который был осуществлен на верфи ВМФ Военно-морской флот в Вильгельмсхафене. К концу года крейсер вновь приступил к учебной службе на Балтике. Там же он провел практически весь следующий, 1944 г, не участвуя ни в чем, кроме небольших тренировочных выходов вдоль побережья. Несомненно, его судьба оказалась бы подобной судьбе оставшихся на Балтийском море германских кораблей, если бы не последовавший в конце декабря приказ сменить Эмдем в качестве минного заградителя для обороны Датских проливов. 3 января 1945 г "Нюрнберг" покинул Свинемюнде и через 4 дня прибыл в Осло. Здесь его наконец-таки ждала активная служба. На крейсере поднял флаг контр-адмирал Крейш, и корабль совершил несколько выходов для постановки мин. Однако быстро выяснилось, что его боеспособность осталась исключительно низкой, поскольку основу экипажа составляли постоянно меняющиеся ученики морских школ. Поступил приказ как можно скорее довести крейсер "до кондиции" и вновь направить в Балтийское море. 27 января он прибыл в столицу Дании. Однако к непрекращающейся нехватке личного состава прибавился недостаток топлива, и "Нюрнберг" простоял до конца войны в Копенгагене, практически не выходя из порта.

Это спасло новейший легкий крейсер Германии: столица Дании не подвергалась ожесточенным воздушным налетам, погубившим крупные боевые корабли, оставшиеся в германских портах. Теперь его ждал плен.

После общей капитуляции к борту "Нюрнберг" отшвартовался английский крейсер ПВО Противо-воздушная оборона "Дидо", офицеры которого изъяли большинство технической и служебной документации. 22 мая командование британских ВМФ Военно-морской флот в Копенгагене приказало поднять флаг, свидетельствующий о сдаче, хотя немецкая команда осталась на борту. Опасаясь, что немецкие корабли могут повторить удавшийся в первую мировую войну в Скапа-флоу "трюк" с самозатоплением, англичане решили увести лучшие из них под более сильную охрану в Германию. 24 мая "Нюрнберг" и тяжелый крейсер Принц Ойген под конвоем британского тяжелого крейсера "Девоншир", крейсера ПВО Противо-воздушная оборона "Дидо" и двух эсминцев отправились в Вильгельмсхафен. Там и решилась окончательная судьба "Нюрнберга". В соответствии с разделом остатков германского флота наиболее крупный из находившихся наплаву боевых кораблей противника, которые было разрешено оставить на службе, достался Советскому Союзу. Англичане решили "от греха подальше" поставить его в сухой док, опасаясь актов саботажа.

Процедура распределения трофеев была обставлена как настоящая боевая операция. Поскольку практически все германские порты находились в зоне оккупации Британии, ответственность за передачу немецких кораблей союзникам, названную операцией "Сильвер", несли англичане, подошедшие к ней крайне серьезно. В сентябре был составлен план технической подготовки судов к переходу, а 4 декабря последовал приказ под грифом "Строго секретно", регламентирующий процедуру перехода "русской" части германского флота под контроль советских моряков. Хотя на "Нюрнберг" по- прежнему оставалось свыше 200 немецких моряков, там уже находились британские караулы, которым был отдано указание в случае необходимости открывать огонь, причем в приказе адмирала Бэрроу говорилось, что "если начнете стрелять, то стреляйте на поражение!". Появление советского экипажа англичане провели хитрым образом. За 4 дня до Рождества 1945 г немецкую команду посадили на грузовики и на двое суток вывезли из Вильгельмсхафена. По завершении "прогулки" на трапе их уже встретили советские моряки. Последний германский командир, капитан цур зее Гисслер, получил две письменные гарантии - от британцев и от советского командования, о том, что после доставки крейсера в СССР все люди будут возвращены в Германию "если будет установлено, что не совершено ни единого акта диверсии". 1 января 1946 г состоялась передача крейсера, а 2 января "Нюрнберг", на котором поднял флаг вице-адмирал Ралль, в сопровождении радиоуправляемого корабля-цели "Гессен", его миноносца управления "Блиц", эсминца "Z-15" и миноносцев "Т-33" и "Т-107", взял курс на Лиепаю. Отряд сопровождали британские эскортные корабли "Хэмблдон" и "Холдернесс", а на борту "Нюрнберг" продолжал оставаться английский караул.

5 января отряд подошел к Либаве. По воспоминаниям немецких участников перехода, Ралль отдал приказ бросить якорь на внешнем рейде, несмотря на сильное волнение. Якорная цепь оборвалась, и крейсер оказался рядом с непротраленным минным заграждением в наступающих сумерках. Немецкий историк К.Беккер утверждает, что Гисслер и германская команда чуть ли не спасли "Нюрнберг", всю ночь управляясь по радару, показаниям которого не доверяли советские моряки. Наутро подошел буксир, но из-за продолжавшегося волнения буксирные концы все время рвались. Тогда якобы Гисслер самостоятельно провел крейсер через узкий проход, удостоившись от адмирала комплимента: "С этим маневром не справился бы ни один русский офицер". Советские источники этой истории не подтверждают. Во всяком случае, никаких претензий к германской команде не имелось, и она вскоре отправилась на родину на плавбазе "Отто Вюнше".

Так закончилась служба последнего германского легкого крейсера в немецком ВМФ Военно-морской флот . По прибытии в Советский Союз относительно новый корабль, находившийся в неплохом техническом состоянии, был введен в состав действующих сил. 13 февраля 1946 г он получил название "Адмирал Макаров" и с 15 февраля был включен в состав Северо-Балтийского (8-го) флота. Некоторое время бывший германец даже нес флаг командующего этим флотом, вице-адмирала В.Ф.Зозули. 7 ноября 1947 г он вместе с другими морскими трофеями принял участие в традиционном параде на Неве.

Стратегия использования германских флотских трофеев в советском флоте предусматривала минимальные работы и полноценное применение кораблей до исчерпания ресурсов энергетической установки, после чего предполагалось ставить их на прикол или сдавать на слом. В 1948-1950 гг была осуществлена соответствующая модернизация "Нюрнберг", в ходе которой вся легкую зенитную артиллерию и торпедные аппараты заменили на советские образцы. Замене подверглось также радиолокационное оборудование; чтобы разместить антенны вновь устанавливаемых РЛС Радио-локационная станция , пришлось усилить заднюю мачту, замененную треногой. Модернизированный крейсер совершил еще несколько учебных походов, но вместе с выработкой срока службы котлов и турбин подходила к концу и его активная служба. Выведенный из состава боевого флота и переклассифицированный в учебное судно 21 февраля 1957 г, он пробыл в этом качестве еще 2 года, после чего в феврале 1959 г был окончательно исключен из состава ВМФ Военно-морской флот и списан для разборки. 13 марта 1957 г с "Макарова" сняли экипаж, а позже вместо разборочных работ перевели в Кронштадт в качестве плавучей казармы. С бывшего "Нюрнберг" начали постепенно снимать вооружение и оборудование. Процесс затянулся на несколько лет, и только весной 1960 г он был сдан на слом. Место окончательного "успокоения" последнего крейсера Кригсмарине не вполне ясно: наиболее достоверной представляется версия о том, что его "ободранный" в Ленинграде корпус перевели в Калининград, где окончательно разобрали в 1967-1968 гг.

В книге освещена история проектирования, строительства и боевой службы последних германских легких крейсеров времен второй мировой войны - «Лейпцига» и «Нюрнберга».

Детально описываются морские операции и сражения второй мировой войны, в которых участвовали эти корабли, а также неосуществленные проекты легких крейсеров, разрабатывавшиеся в Германии перед второй мировой войной.

Для широкого круга читателей, интересующихся военной историей и историей судостроения.

Разделы этой страницы:

16 июня 1933 года (по другим данным, 16 марта 1933 года) заводу "Дойче Верке" в Киле заказали крейсер, который получил условное название "Kreuzer F" или "Ersatz Nymphe". Корабль заложили 4 ноября 1933 года, церемония крещения и спуска была проведена 8 декабря 1934 года - крейсер получил название "Нюрнберг". Он унаследовал имя от крейсера кайзеровского флота, погибшего в бою у Фолклендских островов. На торжествах с речью выступил обербургомнстр Вилли Лебел, крестной матерью стала фрау Вальбург Лефельдт, дочь командира погибшего "Нюрнберга". На церемонии также присутствовала вдова командира фрау Алиса фон Шонберг. Церемония прошла в двадцатую годовщину боя у Фолклендских островов.

2 ноября 1935 года корабль вошел в состав флота, па нем сначала подняли флаг уже несуществующей Веймарской республики, но уже через пять дней, 7 ноября, на нем подняли военно-морской флаг Третьего Рейха.

С ноября по апрель 1936 года крейсер проходил испытания в Балтийском море, изредка возвращаясь на завод для устранения обнаруженных недостатков. После завершения испытаний, 9 апреля 1936 г. он становится флагманским кораблем Разведывательных сил флота и на нем поднял флаг контр-адмирал Бэм. С 14 апреля по 8 мая прошло первое атлантическое плавание "Нюрнберга". Крейсер посетил Санта-Круз, Лиссабон, затем прошел курс боевой подготовки. С августа по октябрь корабль находился в испанских водах, оказывая помощь мятежникам генерала Франко. В ноябре-декабре состоялся второй поход в испанские воды. 19 ноября "Нюрнберг" попал в шторм, на нем появились трещины в корпусе и на верхней палубе. По возвращении в Германию корабль прошел ремонт с исправлением повреждений и затем короткий курс боевой подготовки. В апреле-мае 1937 года совершил третий поход в испанские воды.



"Нюрнберг" перед и во время парада. 22 августа 1936 г.



"Нюрнберг" на якоре. На корабль при помощи стрелы поднимают гидросамолет

Вернувшись в Германию, "Нюрнберг" занимался боевой подготовкой как индивидуально, так и в составе соединения. В июле-августе совершил очередной, четвертый поход в испанские воды. Обратный переход в Германию прошел в составе эскадры: с броненосным кораблем "Адмирал граф Шпее" и 4-й флотилией миноносцев. По возвращении в родные воды эскадра приняла участие в осенних маневрах, где самой яркой страницей стала флотская торпедная стрельба. С 29 сентября по 20 ноября "Нюрнберг" прошел текущий ремонт на "Дойче Верке" в Киле. В декабре состоялась серия учебных торпедных стрельб.

Первые два месяца нового 1938 года крейсер выполнял различные торпедные и артиллерийские стрельбы, а в марте принимал участие в маневрах Разведывательных сил, в апреле-июне прошел ремонт на верфи-строителе и после выхода из ремонта короткий курс боевой подготовки. С 29 июня по 7 июля состоялся учебный поход в норвежские воды, после его окончания крейсер возвратился на Балтику, где затем провел торпедные стрельбы, а в августе артиллерийские стрельбы.

22 августа крейсер, как и весь немецкий флот, принимал участие в параде, посвященном спуску на воду тяжелого крейсера "Принц Ойген". После парада прошли показательные маневры. После завершения торжеств "Нюрнберг" вернулся к обычной службе: в конце сентября участие в больших осенних маневрах, с 12 по 20 ноября до кование в Киле, в декабре серия артиллерийских стрельб. 8 декабря "Нюрнберг" принимал участие в церемонии спуска авианосца "Граф Цеппелин".

В январе 1939 года крейсер проходил индивидуальную боевую подготовку. 14 февраля крейсер участвовал в спуске на воду линкора "Бисмарк" и затем после завершения торжеств встал в текущий ремонт в Киле. Уже в марте "Нюрнберг" участвует в "бескровной" агрессии против Мемеля. 1 апреля состоялись очередные торжества, на этот раз посвященные спуску на воду линкора "Тирпиц". Со 2 по 4 мая крейсер совершил серию пробегов на мерной линии у Пиллау, с 6 по 10 мая состоялся визит в шведский порт Гетеборг, с 10 по 14 мая обход норвежских фиордов. В июне "Нюрнберг" провел серию артиллерийских стрельб по морским и воздушным целям и принял участие в маневрах флота, 1 июля находился в Бремене и принимал участие в торжествах, посвященных спуску тяжелого крейсера "Лютцов", в июле участвовал в эскадренной стрельбе, в первой половине августа - торпедных стрельбах, в середине августа началась мобилизация немецкого флота, а в двадцатых числах блокада польского побережья.





Вид с фок-мачты на дальномеры и левый шкафут "Нюрнберга" (три фото вверху). На якоре. 1938 г.

После того, как три польских эсминца ушли в Англию, командование немецкого флота приняло решение перевести крейсера "Лейпциг" и "Нюрнберг" в Северное море, и 1 сентября о™ проследовали Кильским каналом.

В начале войны одной из основных задач немецкого флота стала постановка системы минных заграждений "Вествалл". В ночь с 3 на 4 сентября "Нюрнберг" в составе соединения ("Лейпциг", минный заградитель "Грилле" и 6-я флотилия миноносцев) принимал участие в постановке одного из фрагментов этого заграждения. В ночь с 5 на 6 сентября прошла аналогичная операция: в немецкое соединение входили крейсера "Нюрнберг", "Лейпциг", эсминцы "Георг Тиле", "Фридрих Инн", "Эрих Штейнбринк", "Фридрих Экольдт" и три миноносца. Весь сентябрь и начало октября крейсер выполнял различные задачи.

6 октября 1939 года во время одного из выходов в море, вместе с миноносцем "Фальк", "Нюрнберг" был атакован британской подводной лодкой "Сивульф". Торпеды прошли мимо цели. Вероятно, после этого выхода крейсер покидает Северное море и уходит на Балтику, затем с середины октября до начала ноября проходит ремонт в Киле.

21 октября должность командующего Разведывательными силами занял контр-адмирал Гюнтер Лютьенс. В качестве флагмана он выбрал "Нюрнберг". Но фактически его флаг на корабле был поднят 9 ноября. После завершения работ корабль возвращается в район боевых действий, и первым заданием крейсера стала встреча немецких эсминцев, ставивших мины у английского побережья. Первая операция подобного рода была проведена в ночь с 12 на 13 ноября, в операции принимали участие крейсера "Нюрнберг", "Кенигсберг" и миноносцы из 6-й флотилии. Все прошло’благополучно. Вторая операция состоялась в ночь с 17 на 18 ноября, на этот раз, кроме "Нюрнберга", в море вышли "Кенигсберг" и несколько иной состав миноносцев из той же 6-й флотилии.

При возвращении на "Нюрнберге" произошла авария механизмов. Скорость хода упала до 25 узлов. После короткого ремонта крейсер вновь возвращается в состав флота. Вечером 12 декабря "Нюрнберг" выводит в море соединение - "Лейпциг" и "Кельн".

13 декабря 1939 года "Нюрнберг" и "Лейпциг" были торпедированы английской подводной лодкой "Сэлмон". Первым торпеду получил "Лейпциг" (11 ч 25 мин). Затем сигнальщики флагмана увидели следы еще двух торпед. Маневр уклонения удался частично - мимо цели прошла лишь одна торпеда. В 11 ч 27 мин вторая торпеда поразила "Нюрнберг".

Взрыв прогремел в носовой части, часть носа ниже ватерлинии оторвало, и вода очень быстро затопила носовые отсеки. Потери экипажа оказались незначительны, всего 16 раненых. Энергетическая установка не пострадала. В 11 ч 28 мин Г. Лютьенс отправил радиограмму командованию группы ВМФ "Вест": "Торпедированы "Лейпциг" и "Нюрнберг". В это же время были обнаружены следы еще трех торпед, немецким морякам повезло, они прошли мимо цели. За кормой кому-то из экипажа померещился перископ, и из кормовой башни произвели несколько выстрелов.









"Нюрнберг" в Норвежских водах. 1941-1942 гг.

По сравнению с "Лейпцигом" повреждения флагмана были незначительны. Поступление воды быстро прекратили, но из-за разрушения в носовой части ухудшилась маневренность корабля, скорость упала до 18 узлов. Из-за сотрясения возникли неполадки в системе управления артиллерийским огнем. В 12 ч на мостик из поста энергетики и живучести доложили о завершении работ по подкреплению переборок. В 12 ч 10 мин | "Нюрнберг" атаковали два британских самолета, после чего Г. Лютьенс решил разделить свое соединение на две части. Каждому крейсеру были приданы эсминцы. "Нюрнбергу" достался "Кюнне", и утром 14 декабря они без дальнейших приключений добрались до своих берегов, и затем поврежденный крейсер проследовал Кильским каналом па верфь-строитель, которая приступила к ремонтным работам.

Ремонт завершился 29 апреля 1940 года. С 14 по 19 июня "Нюрнберг" вместе с эсминцем "Эрих Штейнбрипк" и тральщиками из состава 2-й флотилии находились в охранении транспорта "Леванте", с горными стрелками на борту, приняв участие в операции с кодовым названием "Норд". Переход конвоя из Киля в Дротхейм прошел без происшествий.

25 июля 1940 года крейсер становится флагманским кораблем соединения. В него вошли эсминцы "Ганс Лоди", "Фридрих Инн", "Пауль Якоби", "Карл Галстер". Целью операции стало обеспечение перехода поврежденного линкора "Гнейзенау" в Германию на ремонт. Первый день перехода был без каких-либо происшествий, 26-го произошла встреча с миноносцами. Вскоре один из них, "Лухс", гибнет от таинственного подводного взрыва. 28 июля конвои прибыл в порт назначения.

Конец 1940 года прошел для "Нюрнберга" в рутинной службе. В ночь с 4 на 5 декабря "Нюрнберг" и " Кельн" вышли в море на минную постановку в проливах Каттегат и Скагеррак, но из-за плохой погоды предстоящую операцию "Франкфурт" отменили.

Повреждения германского легкого крейсера "Нюрнберг" 13 декабря 1939 г.

(Из книги И.М. Короткина Боевые повреждения надводных кораблей. Судпромгиз. 1960.)

13 декабря 1939 г. крейсер, шедший со скоростью 24 узла, был торпедирован английской подводной лодкой. Центр взрыва торпеды пришелся в правый борт в носовой части корабля (отсек XVI) в районе 163 шп на 3 м ниже ватерлинии. Состояние моря в момент торпедирования 3-4 балла. В результате взрыва корабль получил следующие повреждения.

По корпусу. Носовая оконечность корабля была разрушена до 156 шп. (8 м от центра взрыва) при этом верхние 2-3 пояса носовой оконечности борта вместе с якорными клюзами остались целыми. Ширстрек на протяжении от 49 до 118 шп. (70 м) в 9 местах имел разрывы по сварным швам и целому металлу. Такие же разрывы на большом протяжении образовались в нижележащих поясьях борта. Кроме того, было отмечено много разрывов по сварке в скуловом, киле.

Верхняя палуба получила много, разрывов длиной до 3 м (преимущественно поперечных) на протяжении от 40 до 118 шп. (более 75 м). Оказались разорванными многие продольные подпалубные связи. Короткие разрывы получило второе дно в районе отсеков V и VI (помещения электростанции и дизель-моторов). Отмечено появление большого числа трещин в надстройке корабля, в частности, по вертикальным ее стенкам. Было повреждено и частично вышло из строя оборудование в надстройках, затоплены носовые отсеки XV и XVI по высоте до нижней палубы и по длине до 150 шп. Несмотря на затопление носовых отсеков, корабль почти не имел дифферента. Общая прочность корабля в результате разрушений пострадала настолько, что кораблю угрожала опасность перелома.

По механизмам и электрооборудованию. Главные механизмы не пострадали, но линии валов были нарушены сотрясением. Отмечены отдельные повреждения вспомагательных механизмов, дизелей, распределительных щитов и электрокабелей. Прожекторы сорвало со своих фундаментов.

По вооружению. Башни главного калибра № 1 и 3 получили различные повреждения и вышли на 10 часов из строя. От повреждений бронированного кабеля частично вышло из строя управление одной зенитной установкой, которое было введено в действие спустя 4 часа после повреждения.



Легкий крейсер "Нюрнберг"

Корабль остался на плаву и мог самостоятельно отправиться в базу для выполнения ремонта, который длился несколько месяцев.

Выводы. Попадание 1 торпеды (340 кг взрывчатого вещества типа ТГА) в носовую часть крейсера "Нюрнберг" привело к значительным повреждениям, ослаблению общей прочности корпуса и выходу корабля из строя на несколько месяцев.

2. Объем полученных кораблем повреждений был значительным и включал разрушение носовой оконечности (без отрыва ее) и затопление части носовых помещений, отдельные повреждения вспомогательных механизмов, электрооборудования и вооружения вследствие ударных сотрясений. Необходимо отметить, что бронирование носовой оконечности ограничило объем разрушения корпуса в этом районе и, возможно, способствовало тому, что нос корабля не был оторван полностью. На опыте повреждений этого корабля немцами был сделан вывод о необходимости усиления общей прочности корпуса крейсера, особенно за счет его верхних связей.

3. Действия личного состава в борьбе за живучесть корабля в основном заключались в восстановлении вышедшего из строя вооружения.





Легкий крейсер "Нюрнберг"



7 февраля 1941 года "Нюрнберг", вместе с тремя оставшимися в строю крейсерами, становится фактически учебным кораблем. До сентября крейсер выполнял свои новые обязанности. 8 сентября командование немецкого флота отдало приказ о формировании "Балтийского флота". "Нюрнберг" вошел в состав "Северной групы и с 25 сентября по 1 октября крейсировал у Аландских островов сначала с линейными силами, потом с эсминцами 8-й флотилии. 29 сентября крейсер столкнулся с танкером "Ригель", получив незначительные повреждения.

В конце 1941 года А. Гитлер объявил Норвегию "Зоной судьбы" и приказал перевести туда основные силы немецкого флота. "Нюрнберг" вошел в их число, но исполнение приказа затянулось. С января по август 1942 года крейсер находится у заводской стенки, проходя капитальный ремонт, во время которого произвели замену турбин и усилили зенитное вооружение. После завершения работ "Нюрнберг" прошел испытания, затем курс боевой подготовки и с 11 ноября по 2 декабря перешел в Норвегию, на замену уходящего в Германию на капитальный ремонт "Адмирала Шеера". Крейсер не принимал участие в боевых действиях. После "Новогоднего боя" А. Гитлер приказал вывести из состава флота все тяжелые корабли, которые все же удалось отстоять новому главкому ВМФ К. Деницу. Что касается "Нюрнберга", то его вернули в учебные крейсера.

7 марта 1943 года крейсер находился у Нарвика в бухте Богем. Дул сильный ветер, и корабль снесло на сеть противоторпедного заграждения. В сети запутались винты, подоспевшие тральщики и буксир оттащили корабль, и позднее водолазы приступили к их очистке. В мае 1943 года "Нюрнберг" вернули в Германию. Во время перехода у Ставангера его атаковали два британских торпедных катера, но безрезультатно. Оставшийся путь прошел без происшествий. После прибытия в Германию крейсер зачислили в отряд учебных кораблей. В этом качестве он прослужил до конца 1944 года. 30 марта 1944 года на корабле в лазарете произошел первый пожар, а 13 июня 1944 года второй (возгорание кабелей в 3 отсеке). Оба пожара были быстро потушены.





"Нюрнберг" в годы второй мировой войны

12 октября "Нюрнберг" в составе соединения проводил маневры восточнее острова Борнхольм, где немецкие корабли были обнаружены советской подводной лодкой "Лембит" (капитан 3 ранга А.М. Матиясевич). Так как они выполняли различные маневры, и к тому же на большой скорости, попытки выхода в атаку не увенчались успехом, и А.М. Матиясевичу пришлось лишь наблюдать ход учений в перископ. На "Нюрнберге" о присутствии советской подводной лодки так ничего и не было известно. По свидетельству А.М. Матиясевича, беседовавшего с командиром крейсера капитаном 1 ранга Г. Гисслером после войны, сигнальщики все же обнаружили перископ, но их докладам не поверили.



Легкий крейсер "Нюрнберг" . 1939 г.

(Продольный разрез, вид сверху и наружные виды надстроек после модернизаций)

Легкий крейсер "Нюрнберг"

(камуфляжная окраска корабля в различные периоды службы)











28 октября в центральной части Балтийского моря проводили учения "Адмирал Шеер", "Лютцов", "Адмирал Хиппер", 6-я флотилия эсминцев и 2 миноносца. Но из-за сильного шторма программу учений сократили, и корабли вернулись в базу. Позднее "Нюрнбергу" не пришлось принимать участие в обстрелах наступавших частей Советской Армии. 3 января 1945 года крейсер выходит в море из Свинемюнде на минную постановку в водах Южной Норвегии. В операции принимали участие минные заградители "Линц" й "Эльзасе". Ход операции был омрачен гибелью минного заградителя "Эльзасе" 5 (по другим данным, 6) января на немецких минах у датского побережья. После завершения операции крейсер находился в Осло-Фиорде.

После короткого перерыва, 13-14 января 1945 года прошла очередная операция по постановке оборонительного минного заграждения "Титус-1". В операции принимали участие крейсер "Нюрнберг" (флаг командующего эсминцами контр-адмирал Л. Крайша), минный заградитель "Линц", эсминцы "Теодор Ридель", "Фридрих Инн", миноносцы "Т-19", "Т-20" и 7 катеров-тральщиков из состава 8-й флотилии. Операция была успешной, несмотря на противодействие британской авиации. В немецком соединении потерь не было.

27 января крейсер прибывает в Копенгаген - война для него закончилась - в Германии катастрофически не хватало нефти, и экипажу вполне боеспособного крейсера в качестве зрителей пришлось безучастно наблюдать агонию Германии. Последним эпизодом войны стало отражение 5 мая попытки членов датского движения сопротивления уничтожить корабль с использованием взрывающегося катера. Нападение отбили огнем зенитных автоматов. Потери экипажа при этом составили 4 человека.



Легкий крейсер "Нюрнберг". 1944 г. (наружный вид и вид сверху)



Легкий крейсер "Нюрнберг". 1945 г. (наружный вид)

8 мая Германия капитулировала перед западными союзниками, 9 мая перед . Жизнь на немецких кораблях, оказавшихся в Копенгагене, шла прежним чередом. Вечером 9 мая в аэропорту Копенгагена высадилась рота 13 парашютного батальона 6-й британской воздушно-десантной дивизии, затем появились и английские моряки. К ним примкнул военный корреспондент Вудворд, который стал свидетелем следующей исторической сцены: "Потрепанный "Фольксваген" с большим белым флагом проехался вокруг Конгренс-Нютров, главной площади Копенгагена и подрулил к отелю "Д’Англетер", где намеревалась расположиться британская администрация.

В машине сидели два мертвенно-бледных германских морских офицера в потертых кожаных пальто и помятых фуражках. Золотые нашивки потускнели. В машине также находились матрос-шофер и мрачная женщина в форменной блузе женского вспомогательного корпуса.







Легкий крейсер "Нюрнберг" в мае 1945 г. (два фото вверху) и с миноносцем Т 33 на рейде Вильгельмсгафена в конце 1945 г.

Женщина выбралась из машины и направилась к единственному человеку в британском мундире, которого немцам удалось увидеть. Это был военный корреспондент, и по счастливому совпадению, автор этой книги. Он стоял у дверей отеля и беседовал с портье. Женщина сказала, цто прибыла вместе с двумя офицерами, уполномоченными оформлять сдачу германских кораблей, находящихся в порту." (Тулейе Т. Вудвард Д. Сумерки морских богов, стр. 476- 477). Немецкие офицеры были отправлены находившимся в шоковом состоянии портье и корреспондентом в комнату администрации, где находились британские морские офицеры.

Вскоре "Нюрнберг" и все остальные находящиеся в порту корабли номинально перешли под британский контроль. С крейсера выгрузили боезапас и 24-26 мая его под охранением британских крейсеров "Девоншир" и "Дидо" перевели в Копенгаген, а затем в Вильгельмсгафен. В Вильгельмсгафене "Нюрнберг" ждал решения своей участи.

Летом 1945 года бывшие союзники делили остатки немецкого флота. "Нюрнберг" вошел в советскую долю. Как только об этом стало известно англичанам, которые не забыли самозатопления немецкого флота в Скапа-Флоу, они сразу же приняли меры. В воскресенье 16 декабря 1945 года была проведена операция "Силвер" - морская пехота заняла корабли, передаваемые СССР, немецкие экипажи перевели в лагеря для военнопленных, крейсер во избежание "случайностей" поставили в док.

5 (по другим данным, 19) ноября корабль был зачислен в списки советского военно-морского флота. В Кронштадте начато формирование "спецкоманды" для приемки "Нюрнберга", в нее вошли 309 человек, из них 21 офицер. Первым советским командиром был назначен капитан 2 ранга С.С. Ворков, в 1941-1944 годах командовавший гвардейским черноморским эсминцем "Сообразительный".

В декабре 1945 года советские моряки прибыли в Вильгельмсгафен и приступили к приемке крейсера. Официальная церемония передачи была проведена 2 января 1946 года. На "Нюрнберге" подняли флаг вице-адмирала Ю.Ф. Ралля, и переданные корабли ушли в Лиепаю, куда прибыли 5 января. Там уже находилась подводная лодка "Лембит". Тогда-то и состоялась беседа командиров крейсера и подлодки. Позднее в своих мемуарах А.М. Матиясевич очень хорошо отозвался о Гисслере.

Официальный акт о передаче крейсера был подписан, немецкий экипаж перевели на плавбазу и отправили в западную зону оккупации.

Завершая историю "Нюрнберга", следует отметить, что его последний командир - Гисслер основал общество ветеранов "Шарнхорста" и "Нюрнберга". Сейчас это единственная активно действующая ветеранская организация Кригсмарине.

13 февраля крейсер переименовали в "Адмирал Макаров" и 15 февраля 1946 года его зачислили в состав Северо-Балтийского флота с главной базой в Таллине. После того, как экипаж освоил корабль, началась рутинная служба. Каждый год "Адмирал Макаров" приходил в Ленинград на майские и ноябрьские праздники. В это время конструкторы ЦКБ-17 разрабатывали проект модернизации крейсера. Работы провели в 1949-1951 годах.

С крейсера сняли почти все легкое зенитное вооружение. Остались только 2 счетверенных 20-мм автомата. На борту появились К) двухствольных 37-мм автоматов модели В-11. Немецкое радиоэлектронное вооружение было дополнено советской радиолокационной станцией управления огнем "Редан-2". Позднее все радиолокационные станции заменили отечественными аналогами.

Летом крейсер занимался боевой подготовкой, а зимой становился к заводской стенке.

В сентябре 1951 года "Адмирал Макаров" становится "киноактером", он снимался в фильме "Незабываемый 1919", изображая британский крейсер "Диомид". 13 октября 1954 года (по другим данным, 24 декабря 1955 года) корабль переклассифицировали в учебный крейсер и перевели в состав Кронштадтской военно-морской крепости. Летом 1957 года прошел большой поход с курсантами по Балтике и Северному морю.

27 м&рта 1956 г. приняли решение о переводе корабля на Север. При этом планировали использовать его в испытаниях ядерного оружия на Новой Земле. 28 августа 1958 г. это решение отменили, 20 февраля 1959 года "Адмирал Макаров" исключили из списков флота, передали Отделу Фондового Имущества для разборки на металл. По некоторым данным, разборка крейсера затянулась, и до конца 1960-х годов он использовался в качестве плавказармы в Кронштадте.







Легкий крейсер "Адмирал Макаров". Конец 1940-х - начало 1950-х гг.

Легкий крейсер "Нюрнберг"

Проектирование и модернизации

После выдачи заказа на постройку "Лейпцига" в строительстве легких крейсеров наступила почти пятилетняя пауза. Она была вызвана проходившими дискуссиями о том, какие крейсера нужны Германии. Обсуждалось вооружение крейсеров, их водоизмещение. Дискуссия закончилась решением строить тяжелые "Вашингтонские" крейсера. Поэтому кардинально-новый проект легкого крейсера не разрабатывался. Ограничились улучшенным "Лейпцигом". При этом проектное водоизмещение нового крейсера увеличили на J00 т, и оно достигло 8000 т.

Этим достигалась лучшая прочность корпуса, усиливались бронирование башен, погребов боезапаса, зенитная артиллерия и увеличилась скорость хода.

Но этого не хватило на увеличение вместимости топливных цистерн.

Основные технические решения повторяли "Лейпциг", но шестой немецкий легкий крейсер был чуть длиннее и шире своего предшественника. Проект крейсера разработал конструктор Блечшмидт.

Тактико-технические элементы шестого легкого крейсера Веймарской республики были следующими:

Стандартное водоизмещение: 7150 т, нормальное 8060 т, полное 9040 т (по другим данным, 7091 т стандартное, 9115 т полное).

Легкий крейсер "Нюрнберг" (Продольный разрез, планы палуб и поперечное сечение в районе миделя)

Легкий крейсер "Нюрнберг"

(Продольный разрез и поперечные сечения с указанием бронирования)

Длина корпуса 181,3 м (наибольшая), 170 м (по конструктивной ватерлинии), ширина 16,4 м, осадка 4,76 м (при нормальном водоизмещении), 5,79 м (при водоизмещении в полном грузу). Корпус был аналогичен корпусу "Лейпцига", имел 16 отсеков, двойное дно на 83% от длины корабля и более усиленную конструкцию.

Основой бронирования был 50-мм пояс по ватерлинии. Он проходил от 19 шп. (чуть в корму за башню "С") до 149 шпангоута в носу. В корму от башни "С" толщина пояса уменьшилась до 35 мм, в носовой оконечности толщина его брони составляла 18 мм. Бронированная палуба имела толщину 20 мм и загнутый скос в нижней части пояса толщиной 25 мм. Носовые и кормовые палубы платформы защищались 10-мм броневыми листами и обеспечивали дополнительную защиту ниже ватерлинии. Боевая рубка имела 100-мм вертикальную броню, 50-мм крышу и 60-мм броневую трубу, которая вела из нее в центральный пост ниже броневой палубы.

Башни главного калибра были защищены аналогично "Лейпцигу", за исключением тыльной части (35 мм) и палубы (пола) башни (20-35 мм). Остальное бронирование было полностью аналогично "Лейпцигу".

Главная энергетическая установка состояла из 6 военно-морских котлов производства кильского завода "Германия верфь". Пар от них поступал к 2 турбинам производства верфи-строителя, работающим каждая на свой бортовой вал. В каждую турбину входили 1 турбина высокого давления и 2 турбины низкого давления и холодильник. Вес каждой турбины составлял 79500 кг., мощность 33000 л.с. Общая мощность механизмов равнялась 66000 л.с., наибольшая скорость хода 32 узла. Запас топлива равнялся 1125 т (нефти).

На испытаниях крейсер показал следующие результаты: мощность механизмов 66075 л.с. и при 290 оборотах винта в минуту достиг скорости 32,2 узла.

Для экономического хода, как и на "Лейпциге", имелись 4 дизеля производства завода "MAN" (7 цилиндровые, 2 двухтактные) общей мощностью 12400 л.с., работавшие через зубчатый агрегат на центральный вал. Запас дизельного топлива равнялся 348 т. Дальность плавания составляла: 3280 миль со скоростью 15 узлов, 2260 21 узел, 1700 27 узлов, 922 29,9 узла.

Корпус "Нюрнберга" на стапеле. Середина 1933 г.

Электроэнергию вырабатывали 4 турбогенератора мощностью 300 киловатт каждый, 2 дизельгенератора мощностью каждый 350 киловатт (общая мощность 1300 киловатт, напряжение в сети 220 вольт). По другим данным, электроэнергию вырабатывали:

Легкий крейсер "Нюрнберг" . 1935 г.

(Наружный вид, вид сверху и наружные виды надстроек после модернизаций)

2 турбогенератора мощностью каждый 350 киловатт и 4 дизельгенератора мощностью по 160 киловатт каждый.

"Нюрнберг" был вооружен 9 150-мм орудиями. Они были той же модели, имели такое же число и тип боезапаса и размещались так же, как на "Лейпциге".

Система управления огнем главного калибра включала главный командо-дальномерный пост, который находился на топе фок-мачты. Он состоял из двух визиров и стереодальномера с базой 6 метров, второй 6-метровый дальномер находился на крыше штурманской рубки, третий 6-метровый дальномер па кормовой надстройке за башней "С", рядом с визирным постом. В глубине корпуса в носовой части под броневой палубой находился центральный артиллерийский пост (ЦАП), в котором вырабатывались данные для стрельбы. В кормовой части находился аналогичный резервный пост.

Универсальная артиллерия состояла из 8 88-мм орудий модели С-32 (боекомплект 3200 снарядов), в четырех двухствольных установках: две у трубы по бортам на палубе надстройки, две аналогичным образом, но ближе к корме.

Система управления огнем включала: командо-дальномерный пост SL-2, в котором находился 3-метровый комбинированный дальномер-высотомер. Данные от SL-2 поступали в центральный пост управления огнем, находившийся внизу на палубе платформы.

Малокалиберная зенитная артиллерия состояла из 8 37-мм автоматов в 4-х двухствольных установках, 4 20-мм одноствольных автоматов. В систему управления их огнем входили переносные дальномеры.

"Нюрнберг" во время спуска на воду 8 декабря 1934 г. (два фото вверху) и на достройке. 1935 г.

Торпедное вооружение состояло из 12 533-мм торпедных труб в 4 трехтрубных аппаратах, установленных побортно с боекомплектом из 24 торпед. В систему управления торпедной стрельбой входили визирные посты на крыльях мостика. Рядом с центральным артиллерийским постом находился и центральный пост управления торпедной стрельбой. На корабле имелись съемные минные рельсы по бортам и на юте. Максимальное количество мин, принимаемых на борт, составляло 150 шт.

В отличие от предшественников, "Нюрнберг" получил авиационное вооружение сразу же после вступления в строй. На нем базировались 2 гидросамолета. Стартовали они с катапульты, поднимались из воды краном. Первоначально на крейсере базировались Не- 60, но со второй половины 1939 года Аг-196.

Радиоэлектронное вооружение было представлено пассивной гидроакустической станцией.

Во время службы численность экипажа постоянно росла. На момент вступления в строй экипаж состоял из 637 человек (из них 25 офицеров). В 1944- 1945 годах экипаж крейсера достигал 935 человек (из них 35 офицеров и 300 курсантов).

Легкий крейсер "Лейпциг"

До войны производились незначительные работы: изменилась лишь форма адмиральского мостика. Летом 1940 года на "Нюрнберге" смонтировали размагничивающую обмотку (MES-Anlage), в 1941 году сняли два задних торпедных аппарата (позднее их установили на линкоре "Шарихорст"). Летом 1941 года на крейсере установили радиолокационную станцию FuMO-21.

Во время большого ремонта с февраля по май 1942 года сняли авиационное вооружение. Его место занял двухствольный 37-мм автомат. В этот же период на крейсере появились два четырехствольных 20-мм зенитных автомата на армейских лафетах. Один автомат находился на крыше башни "В", второй на крыше штурманской рубки. Число одноствольных 20-мм автоматов увеличили до пяти. Один стоял на крыше боевой рубки, два на мостике, два на платформе у трубы.

Следующее усиление зенитного вооружения провели в 1944 году и в то же время модернизировали радиоэлектронное вооружение. На момент капитуляции малокалиберная зенитная артиллерия состояла из 2 40- мм одноствольных, 8 37-мм двухствольных, 29 20-мм (2 четырехствольных, 10 двухствольных и 10 одноствольных установок) орудий. По другим данным, 9 мая 1945 года малокалиберная зенитная артиллерия крейсера была следующей: 6 37-мм (2 двухствольных), 28 20-мм (2 четырехствольных, 10 двухствольных) и 3 73-мм пусковых установки неуправляемых зенитных ракет (73-RAG "Fohn").

Радиоэлектронное вооружение в 1945 г. включало станции обнаружения подводных лодок: 1 FuMO- 25, 1 FuMO-63 "Хохентвил-К" и станции радиоэлектронной разведки FuMB-4 "Суматра" и FuMB-6 "Палау".

Из книги Советские танки в бою. От Т-26 до ИС-2 автора Барятинский Михаил

Легкий танк БТ Колесно-гусеничный танк БТ-2 был разработан в 1931 году специальным КБ ХПЗ под руководством военинженера 2-го ранга М. Н. Тоскина, а затем А. О. Фирсова. В качестве прототипа использовался американский танк М.1940 конструктора Джона Уолтера Кристи. Приказом

Из книги Техника и вооружение 1993 01 автора Журнал «Техника и вооружение»

ЛЕГКИЙ ТАНК Т-26 Серийное производство этой однобашенной машины было организовано в Ленинграде в 1933 г. От своего предшественника (двухбашенного) она отличалась усиленным пушечным вооружением, высотой, массой. Предназначалась для непосредственной поддержки пехоты. Т-26

Из книги Очевидец Нюрнберга автора Зонненфельдт Рихард

Из книги Разведка - это не игра. Мемуары советского резидента Кента. автора Гуревич Анатолий Маркович

Из книги Славянская броня Гитлера автора Барятинский Михаил

ГЛАВА XVII. Нюрнберг. Прага Приближался Нюрнберг. Надо было собирать вещи. На столике в купе у меня лежала только французская книга, которую я вынул из чемодана вскоре после посадки в поезд еще в Брюсселе, так как я рассчитывал ее «читать», не зная еще, какие у меня будут

Из книги Очевидец Нюрнберга автора Зонненфельдт Рихард

ЛЕГКИЙ ТАНК LT vz.35

Из книги Оружие Победы автора Военное дело Коллектив авторов --

ЛЕГКИЙ ТАНК Pz.38 (t) ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ Танк Pz.38 (t) Ausf.S, находящийся в музее Словацкого национального восстания в г. Баньска-Быстрица.23 октября 1937 года в министерстве обороны Чехословакии состоялось совещание с участием представителей министерства, генерального штаба,

Из книги 100 великих кораблей автора Кузнецов Никита Анатольевич

Глава 1 Нюрнберг 1945–1946 годов Из парижского аэропорта Ле-Бурже нас повезли на улицу Пресбур, которая пролегает вокруг Триумфальной арки. Мы остановились в роскошном особняке, доме № 7, который должен был стать моим рабочим местом на следующий месяц.Там я стал переводить

Из книги Нюрнбергский набат [Репортаж из прошлого, обращение к будущему] автора Звягинцев Александр Григорьевич

Эпилог Нюрнберг пятьдесят лет спустя Американский еврейский комитет и Академия евангелической церкви (самой крупной христианской конфессии в Германии) пригласил меня выступить с речью в 2002 году в главном соборе Берлина. К моему изумлению, немецкая пресса и

Из книги Нюрнберг: балканский и украинский геноцид. Славянский мир в огне экспансии автора Максимов Анатолий Борисович

Т-60 - легкий танк С первых дней войны возникла настоятельная необходимость иметь легкий танк с вооружением и бронированием более сильным, чем у танка Т-40. Конструкторам в очень сжатые сроки удалось создать на основе Т-40 новый легкий танк Т-60.Ходовая часть осталась

Из книги Легкие крейсера типа «Нюрнберг». 1928-1945 гг. автора Трубицын Сергей Борисович

Легкий крейсер «Эмден» 6 апреля 1906 г. на верфи в Данциге заложили новый легкий (по-немецки – kleine,что значит «малый») для германского флота. Корабль, названный «Эмден» (SMS «Emden»), представлял собой тип так называемого «универсального» крейсера: разведчика при эскадре, лидера

Из книги автора

Почему Нюрнберг? * * *Поначалу никто не думал о том, что место заседаний Международного военного трибунала должно быть символичным. Советская сторона настаивала на проведении суда в Берлине, американцы называли Мюнхен. Выбор Нюрнберга определился тем, что находящийся

Из книги автора

Из книги автора

Придет ли на Украину Нюрнберг? Следственный комитет России возбудил уголовное дело о применении властями Киева запрещенных средств и методов ведения войны на Юго-Востоке Украины. Вспоминается, что во время «балканской бойни» (1999) в Гаагский суд поступили сведения о

Из книги автора

Сергей Борисович Трубицын Легкие крейсера типа «Нюрнберг». 1928-1945 гг. «Лейпциг» и «Нюрнберг» Неосуществленные проекты Боевые корабли мираC-Пб.: Издатель Р. Р. Муниров, 2006. - 64 с.: илл.Историко-культурный центр АНО «ИСТФЛОТ» Самара 2006 г.ISBN 5-98830-010-3Издатель выражает

Из книги автора

Легкий крейсер «Лейпциг»

27 января крейсер прибывает в Копенгаген - война для него закончилась - в Германии катастрофически не хватало нефти, и экипажу вполне боеспособного крейсера в качестве зрителей пришлось безучастно наблюдать агонию Германии. Последним эпизодом войны стало отражение 5 мая попытки членов датского движения сопротивления уничтожить корабль с использованием взрывающегося катера. Нападение отбили огнем зенитных автоматов. Потери экипажа при этом составили 4 человека.

Легкий крейсер "Нюрнберг". 1944 г. (наружный вид и вид сверху)

Легкий крейсер "Нюрнберг". 1945 г. (наружный вид)

8 мая Германия капитулировала перед западными союзниками, 9 мая перед СССР. Жизнь на немецких кораблях, оказавшихся в Копенгагене, шла прежним чередом. Вечером 9 мая в аэропорту Копенгагена высадилась рота 13 парашютного батальона 6-й британской воздушно-десантной дивизии, затем появились и английские моряки. К ним примкнул военный корреспондент Вудворд, который стал свидетелем следующей исторической сцены: "Потрепанный "Фольксваген" с большим белым флагом проехался вокруг Конгренс-Нютров, главной площади Копенгагена и подрулил к отелю "Д’Англетер", где намеревалась расположиться британская администрация.

В машине сидели два мертвенно-бледных германских морских офицера в потертых кожаных пальто и помятых фуражках. Золотые нашивки потускнели. В машине также находились матрос-шофер и мрачная женщина в форменной блузе женского вспомогательного корпуса.

Легкий крейсер "Нюрнберг" в мае 1945 г. (два фото вверху) и с миноносцем Т 33 на рейде Вильгельмсгафена в конце 1945 г.

Женщина выбралась из машины и направилась к единственному человеку в британском мундире, которого немцам удалось увидеть. Это был военный корреспондент, и по счастливому совпадению, автор этой книги. Он стоял у дверей отеля и беседовал с портье. Женщина сказала, цто прибыла вместе с двумя офицерами, уполномоченными оформлять сдачу германских кораблей, находящихся в порту." (Тулейе Т. Вудвард Д. Сумерки морских богов, стр. 476- 477). Немецкие офицеры были отправлены находившимся в шоковом состоянии портье и корреспондентом в комнату администрации, где находились британские морские офицеры.

Вскоре "Нюрнберг" и все остальные находящиеся в порту корабли номинально перешли под британский контроль. С крейсера выгрузили боезапас и 24-26 мая его под охранением британских крейсеров "Девоншир" и "Дидо" перевели в Копенгаген, а затем в Вильгельмсгафен. В Вильгельмсгафене "Нюрнберг" ждал решения своей участи.

Летом 1945 года бывшие союзники делили остатки немецкого флота. "Нюрнберг" вошел в советскую долю. Как только об этом стало известно англичанам, которые не забыли самозатопления немецкого флота в Скапа-Флоу, они сразу же приняли меры. В воскресенье 16 декабря 1945 года была проведена операция "Силвер" - морская пехота заняла корабли, передаваемые СССР, немецкие экипажи перевели в лагеря для военнопленных, крейсер во избежание "случайностей" поставили в док.

5 (по другим данным, 19) ноября корабль был зачислен в списки советского военно-морского флота. В Кронштадте начато формирование "спецкоманды" для приемки "Нюрнберга", в нее вошли 309 человек, из них 21 офицер. Первым советским командиром был назначен капитан 2 ранга С.С. Ворков, в 1941-1944 годах командовавший гвардейским черноморским эсминцем "Сообразительный".

В декабре 1945 года советские моряки прибыли в Вильгельмсгафен и приступили к приемке крейсера. Официальная церемония передачи была проведена 2 января 1946 года. На "Нюрнберге" подняли флаг вице-адмирала Ю.Ф. Ралля, и переданные корабли ушли в Лиепаю, куда прибыли 5 января. Там уже находилась подводная лодка "Лембит". Тогда-то и состоялась беседа командиров крейсера и подлодки. Позднее в своих мемуарах А.М. Матиясевич очень хорошо отозвался о Гисслере.

Официальный акт о передаче крейсера был подписан, немецкий экипаж перевели на плавбазу и отправили в западную зону оккупации.

Завершая историю "Нюрнберга", следует отметить, что его последний командир - Гисслер основал общество ветеранов "Шарнхорста" и "Нюрнберга". Сейчас это единственная активно действующая ветеранская организация Кригсмарине.

13 февраля крейсер переименовали в "Адмирал Макаров" и 15 февраля 1946 года его зачислили в состав Северо-Балтийского флота с главной базой в Таллине. После того, как экипаж освоил корабль, началась рутинная служба. Каждый год "Адмирал Макаров" приходил в Ленинград на майские и ноябрьские праздники. В это время конструкторы ЦКБ-17 разрабатывали проект модернизации крейсера. Работы провели в 1949-1951 годах.

С крейсера сняли почти все легкое зенитное вооружение. Остались только 2 счетверенных 20-мм автомата. На борту появились К) двухствольных 37-мм автоматов модели В-11. Немецкое радиоэлектронное вооружение было дополнено советской радиолокационной станцией управления огнем "Редан-2". Позднее все радиолокационные станции заменили отечественными аналогами.

Летом крейсер занимался боевой подготовкой, а зимой становился к заводской стенке.

В сентябре 1951 года "Адмирал Макаров" становится "киноактером", он снимался в фильме "Незабываемый 1919", изображая британский крейсер "Диомид". 13 октября 1954 года (по другим данным, 24 декабря 1955 года) корабль переклассифицировали в учебный крейсер и перевели в состав Кронштадтской военно-морской крепости. Летом 1957 года прошел большой поход с курсантами по Балтике и Северному морю.

27 м&рта 1956 г. приняли решение о переводе корабля на Север. При этом планировали использовать его в испытаниях ядерного оружия на Новой Земле. 28 августа 1958 г. это решение отменили, 20 февраля 1959 года "Адмирал Макаров" исключили из списков флота, передали Отделу Фондового Имущества для разборки на металл. По некоторым данным, разборка крейсера затянулась, и до конца 1960-х годов он использовался в качестве плавказармы в Кронштадте.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш бизнес - От идеи до реализации