Ваш бизнес - От идеи до реализации

Зачем Джорджу Соросу цыгане?

Многоцелевой сверхманевренный истребитель Су-35С принят на вооружение российской армии. Об этом сообщили в пресс-службе Министерства промышленности и торговли Российской Федерации . Казалось бы, эта новость сильно запоздала, поскольку истребитель уже давно прописался в частях ВКС. В настоящий момент эксплуатируется уже 60 этих эффективных машин . Более того, Су-35С уже более двух лет воюют в Сирии, нанося ракетно-бомбовые удары по объектам террористической инфраструктуры.

И вот теперь выясняется, что самолет все это время находился «на птичьих правах». Но это не вполне так. Первая серия построенных в Комсомольске-на-Амуре на авиазаводе им. Гагарина проходила этап опытной эксплуатации. Принятие на вооружение военной техники осуществляется после всесторонних испытаний - полигонных, войсковых. В данном случае испытания проводились и в реальных боевых условиях.

Тут есть и еще один момент, внешний. Военная техника, принятая на вооружение, получает зеленую улицу для ее экспортных поставок. Поскольку покупатель получает официальный паспорт приобретаемой техники. То есть все абсолютно четко - на бумаге, а не на словах.

Хотя Су-35С настолько хорош, настолько зарекомендовал себя не только на авиасалонах, но и в реальной боевой обстановке , что заявки на его приобретения начали поступать из-за границы задолго до принятия самолета на вооружение. В ВВС Китая уже осваиваются около десяти этих истребителей. А всего были заказаны 24 машины. 11 самолетов намеревается приобрести Индонезия.

Достоинства Су-35

Итак, в чем же заключаются достоинства Су-35 , который относится к поколению 4++? С формальной точки зрения он совсем немного не дотягивает до истребителя пятого поколения. Лишь по двум требованиям, которые к ним предъявляются. Во-первых, у него отсутствует РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР). Решетка пассивная. Во-вторых, при его создании стелс-технологии применялись по минимуму. Критики пытаются приписать самолету еще один «грех» - якобы он неспособен развивать сверхзвуковую скорость в бесфорсажном режиме. Однако это не так, в этом режиме она равна 1,1 М . Пусть и небольшое превышение, но оно есть. Чего не скажешь об американском истребителе F-35 , чью принадлежность к пятому поколению многие подвергают сомнению. Его бесфорсажная скорость не дотягивает до сверхзвуковой, вопреки рекламной информации, сочиненной компанией-разработчиком.

Самое сильное качество Су-35С - несомненно, сверхманевренность . Этот истребитель способен выполнять такие фигуры высшего пилотажа, которые больше никому не под силу. Например, «блинчик» - разворот на 360 градусов в горизонтальной плоскости без потери скорости и высоты. Когда Су-35С впервые продемонстрировал свои летные возможности на авиасалоне в Ле Бурже, то это была сенсация мирового значения . Самолет немедленно назвали «русским НЛО».

У сверхманевренности две составляющие - двигатель с изменяемым в двух плоскостях вектором тяги и прекрасный планёр. Планёр достался в наследство от Су-27, который конструкторы ОКБ Сухого вылизывали не одно десятилетие, доводя до максимально возможных аэродинамических качеств. Такой преемственности у американских конструкторов не наблюдается, в связи с чем не происходит развития летных качеств истребителей по нарастающей. Прекрасный тому пример - вышеупомянутый F-35, который все никак не доведут до ума . В ответ на критику относительно летных характеристик самолета руководство компании «Локхид Мартин» не устает повторять, что это практически не имеет никакого значения. Поскольку эта машина сильна своей малозаметностью и уникальным радаром. И должна неизменно одерживать победы в воздушных боях благодаря принципу «первый увидел - первый выстрелил».

Проверка компьютерным боем

Такие заявления опровергает и теория, и практика. В конце прошлого десятилетия на базе Хикам ВВС США на Гавайях были проведены «компьютерные маневры», в которых американские истребители F-22, F/A-18 и F-35 сражались против Су-35. Моделировались групповые бои, в которых принимали участие до дюжины самолетов с каждой стороны. Российский самолет неизменно брал верх, хоть иногда его и поражали американские ракеты. Наиболее стойким оказался F-22, его шансы на победу были определены как 0,35−0,36. F/A-18 оказался более слабым самолетом. Присутствовавшие на маневрах представители ВВС Австралии, которые намеревались совершить массовые закупки F-35 , были обескуражены. Вернувшись на родину и пообщавшись с прессой, они изрекли: «F-35 был избит дубинкой, как ребенок ». Однако Пентагон выкрутился, заявив, что в связи со строгой секретностью при составлении моделирующей программы были использованы не все возможности самолета. В результате Австралия начала платить очень серьезные деньги за гнилой товар .

Проигрыш американских невидимок (F-22 и F-35) в групповых боях объясняется тем, что они имеют минимальную эффективную площадь рассеяния лишь во фронтальной плоскости . То есть когда идут с противником лоб в лоб. С боков же, сверху и снизу F-22 и F-35 видны гораздо лучше, и этим пользуются самолеты группы, которые занимают разные эшелоны.

Су-35 vs F-35. "Дядя избивает дубинкой ребенка"

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания» . Все Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех интересующихся…

Сразу многие сетевые СМИ России опубликовали заметки о том, что "летные испытания нового российского истребителя Су-35 показали, что по своим техническим характеристикам самолет превосходит основные зарубежные аналоги, включая французский Rafale, Eurofighter Typhoon, а также американские F-15 Eagle, F-16 Fighting Falcon, F/A-18E/F Super Hornet и F-35 Lightning II."


Эти и им подобные заявления появлялись много-много раз, но, кроме скепсиса, мало что вызывают.
Начнем с того, что "сравнение" произведено некорректно. Су-35, являющийся модификацией семейства Су-27, является по российской классификации "тяжелым истребителем", а по классификации НАТО - "истребителем завоевания превосходства в воздухе". В этом классе истребителей есть F-22 Raptor и семейство истребителей F-15 Eagle. Все остальные, перечисленные истребители относятся по российской классификации к классу "легких" или "средних", а по НАТОвской - к классу истребителей-бомбардировщиков или "многофункциональных" истребителей. Если сравнивать Еврофайтеры, Рафали, F-16 Fighting Falcon и F/A-18E/F Super Hornet, то в российской номенклатуре ВВС они в классе семейства истребителей МиГ-29. А F-35 Lightning II вообще нельзя включать в этот список, поскольку он не только другого класса, но и другого поколения.

Кстати о спорах про то, что же такое это самое пресловутое "пятое поколение".
Понятно, что в зависимосто от типа истребителя, является ли он истребителем "завоевания превосходства" или истребителем-бомбардировщиком, к его тактико-техническим возможностям и тактике применения предъявляются различные требования. Не весом единым, как говорится.
Тактика применения истребителей завоевания превосходства 4-го поколения требовала подавляющего преимущества в воздушном бою на дальней и средней дистанции за счет лучшего БРЭО (Бортового Радиоэлектронного Оборудования) и ракетного вооружения, преимуществ в ближнем воздушном бою за счет лучшей маневренности, управляемости и пушечного вооружения. Кроме того, к истребителям 4-го поколения предъявлялись повышенные требования по выживаемости, то есть способности переносить серьёзные повреждения в ходе выполнения боевых вылетов.
По таким требованиям создавались в 70-х годах F-15 Eagle.



В 1982 году ВВС Армии Обороны Израиля первыми применили в воздушных боях эти самолеты и поразили весь мир их превосходством. В битве над долиной Бекаа израильские F-15 и F-16, за 3 дня, с 9 по 11 июня, они сбили 76 (по израильским данным) или 68 (по советским данным) сирийских МиГов и Сушек, без единой потери со своей стороны. Один израильский F-15 был поврежден, но вернулся на базу, был отремонтирован и возвращен в строй. Этот самолет получил ракету Р-60 прямо в сопло одного двигателя, но сработала заложенная выживаемость и машина смогла вернуться на свой аэродром.
Также известен случай, когда израильский F-15, в результате столкновения с истребителем Скайхок во время учений, потерял почти полностью правое крыло, но всё-таки смог вернуться на свою базу и совершить посадку. Невероятный самолет!
В то время, когда истребители 4-го поколения только начали "становиться на крыло", в США были достигнуты серьёзные успехи в области создания самолетов по технологиям Стелс - ровно за год до сражения над Бекаа, свой первый полет совершил F-117 Nighthawk. Когда военные теоретики убедились в преимуществах малозаметности, естественным образом родилась идея совместить высочайшие боевые возможности истребителей 4-го поколения с малозаметностью технологии Стелс. Так появилась концепция истребителя 5-го поколения. В мае 1981 года Пентагон обратился к авиастроительным компаниям с запросом по программе Advanced Tactical Fighter (ATF). Через пять лет, в 1986 году в финал конкурса вышли проекты Локхид Мартин YF-22 и Нортроп Груманн YF-23. Оба самолета сочетали развитые возможности F-15 с малозаметностью не хуже, чем у F-117.
Через 4 года, 27 августа 1990 года впервые взлетел Нортроповский YF-23, а месяц спустя и Локхидовский YF-22. Окончательную победу в конкурсе одержал проект Локхида и 7 сентября 1997 года первый летный экземпляр Раптора F-22 совершил свой первый полет.



8 лет испытаний и первые же "пробы" в учениях показали, что тактику применения придется срочно и полностью переосмысливать. Иннерция мышления военных теоретиков привела к "избыточным" возможностям, которым в новой тактике не находилось применения. К таким "избыточным" характеристикам пришлось отнести сверхманевренность.
Малозаметность истребителя завоевания превосходства в воздухе 5-го поколения позволяет ему не вступать в бой на ближних и средних дистанциях с истребителями противника, а появление ракетного вооружения всеракурсного применения вообще сделали маневренность малозначительным фактором. В тоже время, применение управляемого вектора тяги значительно усложнило и конструкцию самолета, и программное обеспечение бортовых компьютеров, плюс сделало самолет значительно дороже.

Тактика применения F-22 заключается в барражировании на очень большой высоте (18-22 км) и на сверхзвуковой скорости (крейсерский сверхзвук) вне радиуса обнаружения воздушными и наземными средствами обнаружения противника. Одновременно, благодаря очень мощному радару с АФАР, который очень трудно обнаружить пассивными средствами радиолокации, а также сетевым возможностям и мощному ракетному вооржению, F-22 способен гарантированно поражать истребители противника, не вступая с ними в боевое соприкосновение. Коротко этак концепция выражается фразой "первым увидел - первым сбил".
Сверхманевренность осталась "не у дел".

Ошибку с сверхманевренностью учли при проектировании второго истребителя 5-го поколения. На этот раз проектировали истребитель-бомбардировщик.
Понятно, что требования к самолету, который больше "заточен" работать против объектов противника на поверхности, чем сбивать истребители противника, должны быть совершенно другими, чем к "истребителю истребителей". Тактика применения иная, требуемые характеристики тоже иные.
Сверхманевренность заменили сферической информационной осведомленностью очень большого радиуса и всеракурсным ракетным вооружением. С этим вопросов не возникает. "Садиться на хвост" такому истребителю столь же смертельно опасно, как и иметь его на своём хвосте.
Но нужен ли этому истребителю крейсерский сверхзвук? Какая скорость ему требуется при выполнения основных задач - поддержки войск и уничтожения систем ПВО противника? Оказывается, что оптимальная скорость не превышает 800-900 км/час. Так его и построили, с крейсерской скоростью 850 км/час.



Назначение малозаметности у F-35 тоже другое. F-22 малозаметен, чтоб с бОльших дистанций сбивать истребители противника, оставаясь невидимым, а F-35 малозаметность, в основном, нужна, чтобы подходить незаметно к системам ПВО всех уровней и уничтожать их, оставаясь незамеченным. Естественно, что F-22 тоже может "работать" по объектам и войскам, а F-35 может успешно уничтожать истребители противника, но каждый из них лучше делает ту работу, для которой он предназначен изначально.Возвращаясь к концепции "истребитель 5-го поколения, снова отмечу, что глупо предъявлять к истребителям разного назначения одинаковые требования. Так крейсерский сверхзвук - это требование к "истребителю истребителей" и соответствует тактике его использования. В тоже самое время эта характеристика абсолютно не требуется для истребителя бомбардировщика 5-го поколения, а значит "требованием к 5-му поколению" являться не может. Сверхманевренность вообще перестала быть требованием к современным самолетам. Это дорого, очень сложно и в условиях применения сферической информационной осведомленности в сочетании с всеракурсными ракетами, не только "излишнее" качество, но и довольно вредное. Нельзя забывать о том, что эти самолеты ещё не беспилотные, а человек - не машина. Воздействие высочайших перегрузок при выполнении "сверх"-маневров резко снижают возможности пилота, если и не приводят к потери сознания и аварии (пример - F-22, разбившийся 25 марта 2009 года, когда опытнейший пилот-испытатель компании Локхид, полковник ВВС в отставке David Paul Cooley потерял сознание при выполнении маневра с перегрузкой свыше 9g на малой высоте).
Сверхманевренность очень зрелищна на всяческих "показах" для широкой публики, но профессионалы-истребители уже давно называют это "трюкачеством". Надо отметить, что в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века американцы тоже отдали дань сверхманевренности. Были разработаны устройства 3-осевого управления вектором тяги двигателей, которые устанавливались на экспериментальные истребители 4-го поколения F-15, F-16 и F/A-18, но они довольно быстро выяснили, что существенного прироста боевых возможностей это не дает, а вот сложность управления и компьютерные программы становятся запредельными.



Испытания F-15 ACTIVE (с управляемым вектором тяги и ПГО) ВВС завершили ещё в 1991 году, передав самолет НАСА для их исследовательских работ. Дальнейшего развития тема управляемого векторя тяги в США не получила. Вернемся к новейшему истребителю НПО Сухой Су-35, с которого я начал эту статью. Су-35 является модификацией истребителя Су-27 и его наследника Су-30МКИ, который поставляется для ВВС Индии. По сути, кроме некоторого эволюционного развития некоторых систем БРЭО и (обещанных) новых двигателей (двигатели Су-30МКИ с управляемым вектором тяги на поверку оказались безобразно плохими), эта машина ничем новым не отличается. Всё тоже направление на развитие характеристик маневренности, от которых Западная школа самолетостроения отказалась ещё 10-12 лет назад. Пару лет назад индусы принимали участие в учениях Красный Флаг, которые проводятся в США и прилетали на своих Су-30МКИ. Несмотря на бравурные рапорты индийской прессы, в интернет просочилась видеозапись разбора учений, который проводил инструктор-полковник ВВС США. Не знаю, сработает ли, но попробую поставить видео:

Американцы оказались сильно разочарованы этой Сушкой. Указывалось на отвратительное качество двигателей, крайне низкая надежность, очень слабые программы бортовых компьютеров, управляющих полетом. Очень быстро пилоты американских F-15 разработали тактические приемы, которые заставляли индийских пилотов маневрировать с использованием управления вектора тяги, что приводило к резкому снижению скорости и "просадкой" Су-30МКИ на хвост. В результате, в ходе учебных ближних боёв все Су-30 оказались условно сбиты, не нанеся урона условному противнику. Много хлопот доставили двигатели Сушек организаторам учений. Для взлета с одной ВПП Сушкам требовался интервал не менее 4 минут. В противном случае двигатели могли выйти из строя или мог возникнуть "помпаж". Ценой больших усилий американцам удалось добиться сокращение интервала взлетов до 2 минут, но и это неприемлимо, если в воздух должны подняться сотни машин. К концу 3 дня полетов ВСЕ двигатели вышли из строя и требовали замены, а транспорт с сменными движками опаздывал. Когда, наконец, двигатели прибыли, оказалось, что их замена займет несколько дней (на F-15 норматив времени работ по замене двигателя - 8 часов для бригады техников из 3 человек. Кстати, на F-22 этот норматив всего 4 часа и для 2 человек). Много нареканий вызвала гидравлика механизма уборки шасси - постоянные протечки, лужи, доливы жидкостей при обслуживании и т.д. В результате массовых поломок, индусы отказались от продолжения участия в учениях. Хочется думать, что на Су-35 в значительной степени смогли избавиться от этих болезней.

Далее, в российских СМИ пишут, что радар Су-35 может обнаружить цель на дистанции около 400 километров. При этом не говорят о том каковы характеристики этой "цели". Это, видимо, в рассчете на лохов из ура-патриотической публики. Во всем мире давным давно принято указывать дальность действия радара в отношении целей по группам ЭПР: менее 1 кв.м; 1-5 кв.м.; 5-10 кв.м. и более 10 кв.м. Иначе эти цифры бессмысленны. Так радар Раптора с АФАР - AN/APG-77 доказал свою способность обнаруживать, идентифицировать и сопровождать цель с ЭПР до 1 кв.м. на расстоянии до 150 морских миль (270 км). Этот радар готовятся модифицировать для увеличения дальнодействия по ЭПР менее 1 кв.м. до дистанции 250 морских миль (450 километров). Повторяю, это всё в отношении цели с ЭПР до 1 кв.м. Чтоб было понятней, ЭПР Су-30 в фронтальной проекции свыше 12 метров, а наиболее "вылизанный" из российских истребителей МиГ-35 имеет фронтальную ЭПР около 5 метров.
Соответственно, Рапотр, согласно официальным сообщениям Локхида и компании, проводившей тестирование по заказу Пентагона, имеет фронтальную ЭПР 0,0001 кв.м. - примерно ЭПР металлической бусинки. Удивляет, конечно товарисч Погосян, который "афтаритетно" заявил, что ЭПР Раптора 0,5 кв.м., хотя откуда он это взял - можно только догадываться. Скорее всего он так решил, посовещавшись с товарисчем Сурковым. Интересно, конечно, было бы узнать реальные, а не бумажные, данные радара, который ставится на Су-35 и интересно, какого типа этот радар. Если это не АФАР, то это уже будет не радар, а "радиомаяк сбей меня" - слишком велика мощность излучения, слишком легко его обнаружить пассивными сенсорами. Надеюсь, что это всё-таки давно обещанный АФАР-радар, хотя тот, что заявляли, имеет меньше 1000 трасмиттеров-приемников против 1800 у американского радара. Пока официально заявляли, что радар на Су-35 ставится уже известный Ирбис-Е (устанавливается на индийские Су-30МКИ. Ирбис - радар с пассифной фазированной решеткой (ПФАР), его характеристики известны более-менее точно, 350-400 км. дальнодействия он имеет по целям с ЭПР около 5 кв.м. С уменьшением ЭПР его дальность резко падает и цель с ЭПР менее 0,5 кв.м. он ни фига не видит дальше 30-40 км. при самых благоприятных условиях. F/A-18 Super Hornet с ЭПР около 0,25 кв.м он, возможно, засечет километрах на 90-100, но... не поздновато ли будет? Американцы ведь давно малозаметностью увлеклись... Даже старенькие В-1В имеют фронтальную ЭПР меньше 1 кв.м. Несколько месяцев назад как раз было интервью главкома ВВС, в котором он сетовал на "отставание" по БРЭО именно Су-35.

Заметьте, что американцы не стремятся сколько-нибудь улучшить маневренные характеристики своих истребителей. Нет - они снижают радиозаметность, они снижают тепловую заметность, они совершенствуют и так уже очень сильное БРЭО.
У нового Игла ЭПР резко снижена - по заявлениям изготовителя, фронтальная ЭПР примерно такая же, как у F-35 (-35 dB, 0.0015 кв.м.?). Вооружение упрятано во внутренние объёмы, на самолет ставится новейший радар с АФАР APG-82(V)1.

Cудя по всему, Су-35 должен бы был позиционироваться соперником именно этой машине, но, похоже, не потянет. Eagle увидит Сушку значительно раньше и шансов ей вряд ли оставит. Так по каким-же таким характеристикам новейший Су-35 кого-то там превзошел?

(C=серийный) – многоцелевой истребитель почти-пятого поколения (т.н. поколение 4++). До желанного 5-го не хватает малозаметности: ЭПР=0,7м 2 (у F-22 показатель эффективной площади рассеивания = 0,1 м 2 , а во фронтальной проекции и вовсе 0,001 м 2).

Отличие Су-35 от зарубежных аналогов – двигатель с вектором тяги, отклоняемым горизонтально и вертикально. Это значит, что Су-35 может рулить двигателем в любую сторону и быстро менять направление, а также:

  • «встать на хвост» («кобра Пугачёва»), чтобы резко сбросить скорость и обмануть ракету;
  • сделать мёртвую петлю малого радиуса («чакра Фролова», радиус – длина самолёта), чтобы зайти в хвост противнику;
  • горизонтально крутиться, как юла, почти не теряя скорости («блин», он же «сухой лист»), чтобы мигом собрать информацию на 360 о вокруг.

Реальная оценка боя СУ 35 против F 22

Реального боя, даже учебного, у F-22 «Раптор» против Су-35 никогда не было. Зато были 2 условных столкновения истребителей, лестные для нашего самолёта:

  • В июле 2008 Австралия выбирала, какие истребители купить у США. На американской базе на Гавайях смоделировали 20 воздушных боёв Су-35 против F-22 «Raptor» (а также других «эфок»: F/A-18 и F-35). В результате австралийцы отказались закупать «эфки»: авиапарк США победил только 1 раз. Детали не раскрываются, победу Су-35 объяснили сверхманёвренностью;
  • В декабре 2017 F-22 «Раптор» и Су-35 встретились в Сирии. По данным российского Минобороны, F-22 мешал Су-25 планово уничтожать террористов, по американским данным, это наш самолёт нарушил их воздушное пространство (хотя откуда у них своё воздушное пространство в Сирии?). Су-35 пришёл на помощь соотечественнику, «Раптор» тут же покинул зону видимости.

«Cушки» будто специально созданы для противостояния «Рапторам». В Сирии Су-35 защитил собрата Су-25 от F-22. А Су-27 однажды защитил самолёт Сергея Шойгу – опять-таки от «Раптора»!

Мнения экспертов «Business Insider» и «National Interest» сходятся по поводу 3 преимуществ Су-35 над их истребителями 5-го поколения (F-22 и F-35):

  • сверхманёвренность;
  • системы радиоэлектронной борьбы (РЭБ, иными словами – антирадарам и антиракетам) – блокировка GPS, лазерные и тепловые помехи для самонаводящихся ракет;
  • боевая нагрузка (12 ракет «воздух-воздух» дальностью 20-300 км), которая запускается даже на сверхзвуке (что придаёт дополнительную мощность).

Военный эксперт портала «Defense Industry Daily» Билл Свитман также отмечает сверхманёвренность. Ракеты «воздух-воздух» моделируют, где будет цель через 1-2 сек., а фигуры вроде «кобры» или «блина» не укладываются в алгоритмы. У Ф22 к тому же нет боковых датчиков (РЛС бокового обзора). Если цель резко уходит вбок (90 о и больше), «Раптору» придётся тоже менять курс и «вести» ракету, иначе она потеряет целеуказание (до финального участка оно поступает от истребителя).

Сравнение характеристик СУ 35 и F 22

F-22 «Raptor» делает ставку на незаметность и дальний бой: быстрее обнаружить противника (150 км против 90 км) и быстрее выпустить ракету (дальность самой совершенной AIM-120D Scorpion – 180 км). Су-35 хорош для ближнего боя (догфайта). Если он переживёт дальнюю атаку (а шансы довольно высокие) и увидит противника на радаре, у F22 будут серьёзные проблемы.

Принципиально важные сравнительные технические характеристики – в следующей таблице:

F-22 Су-35
Характеристики 5-го поколения
ЭПР 0,001-0,1 м 2 0,7-2 м 2
Радиолокационная станция AN/APG-77 с активной фазированной антенной решёткой. Дальность обнаружения:

Су-35 – 150 км

Воздушных целей с ЭПР=1м 2 – 225 км

«Ирбис» с пассивной фазированной антенной решёткой. Дальность обнаружения:

«Раптора» (целей с ЭПР=0,01 м 2) — 90 км

Воздушных целей с ЭПР=3 м 2 – 150-400 км

Оптика в инфракрасном спектре Нет (ночью не отследит полёт других истребителей) ОЛС-35 (оптико-локационная система) с тепло- и телевизионными каналами
Система инфракрасного обнаружения и сопровождения цели нет IRST (инфракрасная система пассивного сканирования – не выдаёт себя, т.к. не излучает волны) встроена в ОЛС-35, дальность – 80 км, 4 цели одновременно.
Предупреждение о пуске ракеты да да
Сверхзвук без форсажа Да (крейсерская скорость — 1960 км/ч, или 1,82 Маха) Да (крейсерская скорость – 1350 км/ч, или 1,1 Маха)
Габариты и лётные характеристики
Максимальная скорость на форсаже 2,25 Маха (2410 км/ч) 2,25 Маха (2410 км/ч)
Боевой радиус 760 км 1600 км
Перегоночная дальность (без подвесных топливных баков и дозаправки) 3220 км 3600 км
Максимальная высота 20 км 20 км
Размер 19х14х5 м 22х15х6 м
Масса Пустого — 19,7 т

Взлётная – 38 т

Топлива – 8,2 т

Пустого – 19 т

Взлётная – 34,5 т

Топлива – 11,5 т

Вооружение
Максимум ракет «воздух-воздух» 6 внутри + 2 снаружи 6 внутри + 8 снаружи
3,5 т 8 т
Оружие дальнего боя AIM-120 в разных модификациях с инфракрасным и радиолокационным самонаведением, дальность – 50-180 км Р-27 в разных модификациях с инфракрасным или радиолокационным самонаведением, дальность – 50-110 км

K-77M с радиолокационным самонаведением, дальность — 190 км

Р-37 с радиолокационным самонаведением, дальность — 300 км

Оружие ближнего боя Новая AIM-9 с матричной инфракрасной головкой самонаведения и управляемым вектором тяги. Дальность – 18 км Р-73М с двухдиапазонной инфракрасной головкой самонаведения и аэрогазодинамическим управлением. Дальность – 20 км
Авиапушка Барабанный 20-мм Вулкан М612А 30-мм ГШ-30-1
Сколько и за сколько
стоимость 140 млн. долларов 50 млн. долларов
Количество на вооружении (на 2019 год) 180+ 50
Опыт использования С 2005 С 2014

F 35 против СУ 35

F-35 «Lightning II» (Молния) – невидимые истребители-бомбардировщики 5-го поколения в 3 вариантах:

  • наземные (CTOL) F-35A, идут на экспорт союзникам НАТО ;
  • с вертикальным взлётом и посадкой(STOVL) F-35B;
  • палубные (CV) F-35C.

Модификации отличаются габаритами (палубный самый большой, но всё же меньше Су-35) и лётными характеристиками, однако назначение всех трёх – обстрелять землю после того, как воздух расчистят тяжёлые истребители (например «Рапторы» F-22). Ракеты воздух-воздух (до 180 км дальности) и 25-мм авиапушка у «Молнии Второй» есть (у F-35B и С – в отдельном подвесном контейнере), но это оружие не основное.

Ближнего боя в воздухе F-35 будет избегать всеми силами:

  • Сама концепция «невидимки» предполагает дальний бой (первый увидел – первый послал ракету);
  • В задачи бомбардировщика не входит сражаться со сверхманёвренными истребителями.

По количеству вооружения и скоростным параметрам он тоже не рассчитан на догфайт. Внутренних подвесок — 4, внешних – 6, но они сильно снижают стеллс (ЭПР предположительно 0,005 м2*). А ставка сделана всё-таки на невидимость, а не на сверхманёвренность или суперскорость:

  • лететь на сверхзвуке (1,2 Маха) без форсажа F-35 может только 150-240 км (по разным данным) – у двигателя небольшая производительность;
  • крейсерская скорость – 850 км/ч;
  • максимальная скорость – 1,6 Маха (1930 км/ч);
  • дальность – 2500 км;
  • высота – 18 км.

Если сравнивать бомбардировщик с истребителем, все вышеперечисленные характеристики проигрывают Су-35. А вот что у «Молнии» выше всяких похвал – так это радиолокационная станция AN/APG-81 с активной фазированной антенной решёткой:

  • обзор — 360о;
  • дальность обнаружения целей с ЭПР=1м2 – 250-400 км;
  • ночная навигация;
  • всеракурсная пассивная инфракрасная камера (не излучает волны, а только поглощает, не выдавая себя).

С её помощью F-35 вовремя заметит Су-35 и сориентируется в ситуации, оставаясь невидимым. Если успеет, закончит боевую задачу и улетит, пока цел. Если наготове ракета, сблизится до 180 км и попробует сбить противника, а сам попробует увеличить расстояние (вдруг ракета не достигнет цели…). И при любом раскладе будет избегать сближения – по оценкам австралийских экспертов, вероятность победы в схватке с Су-35 – 28%.

Еврофайтер тайфун против СУ 35

Еврофайтер Тайфун (EF2000) – добротный европейский истребитель поколения 4+. Как и Су-35,он не дотягивает до 5-го поколения из-за высокой заметности (ЭПР=1м2), зато уже обзавёлся активной ФАР (фазированной антенной решёткой).

Кстати, АФАР есть и у французского истребителя «Рафаль». Против Су-35 он тоже никогда не сражался в реальных условиях, но Индия чуть было не купила его вместо нашего Су-30МКИ. К счастью, инцидент закончился в нашу пользу.

Внешне «Еврофайтер» на 6 м короче и на 4 м уже по сравнению с Су-35. Различия в габаритах дают разность массы (11 т против 19 т на Су-35) и скороподъёмности (315 м/с vs 280 м/с соответственно). При этом боевая нагрузка у них почти идентичная: 8 т у Су35 против «Еврофайтера» с 7,5 т. Узлов подвески у EF-2000 целых 13 – на 1 больше, чем у Су-35. Максимальная (2,25 Маха) и крейсерская (1,2 – 1,1 Маха) скорости истребителей примерно равны, как и потолочная высота (19,8 против 20 т), так что ракеты, выпущенные на сверхзвуке, будут лететь с колоссальной энергией.

Дальность обнаружения целей у Су-35 немного выше - 400 км против 300 км для целей с ЭПР=3 м2. Также у Су-35 есть система предупреждения о пуске ракет. Оба истребителя управляют двигателями всеракурсно, но преимущество в манёвренности – у Су-35. Боевой радиус EF-2000 c полной загрузкой ракетами «воздух-воздух» и 1 ПТБ — 1300 км. Су-35 в аналогичных условиях охватывает 1800 км.

«Еврофайтер» может похвастать ракетой «Метеор» (дальность – 100 км) с активным радиолокационным наведением. Целеуказание возможно в пассивном режиме – от ИК-комплекса или по источнику излучения, одурачить её очень непросто.

Обозреватель «National Interest» Дейв Мажумдар и эксперт Королевского объединённого института оборонных исследований Джастин Бронк дают положительную оценку Су-35: он хорош в постановке помех и радиоэлектронной борьбе. «Ирбис-Э» позволяет перехватывать высокоточные стелс-ракеты, а баллистические ракеты уничтожать как на маршевом, так и на завершающем этапах.

Преимущество пассивной радиоразведки они оставляют за «Тайфуном», отмечая превосходство европейских систем распространения информации MIDS и Link 16. «Тайфуну» же они отдают и первенство по части взаимодействия лётчика и самолёта, удобства кабины пилота и интерфейса.

Преимущество опыта и численности – на стороне западного истребителя. С 2003 года «Еврофайтеров» произведено уже почти 600 экземпляров (для авиации стран Европы, Омана и Саудовской Аравии). Су-35 увидел свет в 2014, к середине 2019 только 70 самолётов имеются в России и ещё 14 — в Китае.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

На фоне нарастающей напряженности между Турцией и Соединенными Штатами по ряду критических вопросов, среди которых конфликт интересов в Сирии и развитие военного сотрудничества с Россией, в Вашингтоне настояли на отмене сделки по продаже истребителей F-35A Анкаре. Решение о приобретении С-400 вместо западных аналогов стало причиной, по которой США начали угрожать Турции экономическими санкциями. Угроза отмены поставок F-35 стала еще одним инструментом, призванным заставить турецкие власти отказаться от приобретения российских систем ПВО.

Кроме того, Израиль заявил, что приобретение новых американских истребителей-невидимок Анкарой сведет на нет преимущество израильских ВВС в случае конфликта между странами. Израиль обратился к США с просьбой отказать турецким военным в новейшем программном обеспечении для F-35, если сделка все же состоится, чтобы обеспечить израильтянам преимущество.

недавно турецкие СМИ сообщили , что Анкара может приобрести российские истребители пятого поколения Су-57 вместо американских F-35. Отмена поставок американских самолетов может привести к тому, что в случае конфликта Израиль, Греция и другие потенциальные противники Турции столкнутся с гораздо более опасным воздушным флотом, чем могли бы в случае приобретения Анкарой F-35.

Оба самолета являются истребителями пятого поколения, однако у них много различий, пишет Military Watch . Так, F-35 был разработан в качестве более легкого и менее дорогостоящего дополнения к снятому с производства многоцелевому истребителю F-22 Raptor, экспорт которого был запрещен еще в 1997 году.

Су-57, напротив, был спроектирован в качестве тяжелого истребителя, предназначенного, как и F-22, для завоевания превосходства в воздухе и, в том числе, для сражений с американскими "Рапторами". Как и F-22, Су-57 гораздо лучше приспособлен к ведению воздушного боя, чем F-35. Среди его основных преимуществ можно отметить маневренность, более высокую скорость и максимальную высоту полета, превосходное вооружение. По всем этим параметрам российский самолет опережает F-35.

Сегодня военно-воздушные силы Турции располагают значительным парком легких истребителей, состоящим примерно из 250 F-16 и 40 F-5. И все же их возможности ВВС по обеспечению превосходства в воздухе оставляют желать лучшего, так устаревшие F-4E Phantom третьего поколения остаются их единственными тяжелыми истребителями. Покупка F-35 обеспечила бы турецких военных значительно более современными легкими истребителями, чем F-16 и F-5. Однако Су-57 является более подходящим вариантом для завоевания превосходства в воздухе. И именно поэтому он может стать идеальным выбором для Турции. Кроме того, широкий выбор ракет и бомб позволяет Су-57 выполнять задачи по поддержке с воздуха. Самолет можно оснастить сверхзвуковыми ракетами, которые значительно превосходят дозвуковые боеприпасы "воздух-поверхность", используемые F-35. Ударные возможности тяжелого истребителя в сочетании с его высокой живучестью могут сделать его очень ценным активом на Ближнем Востоке.

Итак, если США так и не поставят Анкаре F-35, Турция не только укрепит свои связи с Москвой, но и получит значительно более тяжелые самолеты для своих ВВС. Кроме того, приобретение Су-57 может оказаться первым шагом на пути вовлечения РФ в программу создания турецкого истребителя пятого поколения, что также серьезно ударит по интересам Соединенных Штатов.

Су-35 против F-35: Кто победит?

Су-35 и другие современные "Фланкеры" - это очень боеспособные самолеты. Американские истребители четвертого поколения уже не обладают теми неоспоримыми техническими преимуществами, какие были у них в прошлом. Соединенные Штаты должны вкладывать деньги в истребители следующего поколения, чтобы как можно скорее заменить действующий парк авиации

Российский истребитель Су-35 явно произвел фурор в военных средствах массовой информации Запада - и не без причины.

Несмотря на мощные санкции и на слабость экономики, которая определенно видела и лучшие времена, Москва продолжает одну за другой создавать новые боевые системы, такие как танки, подводные лодки, платформы для ядерного оружия и так далее.

Конечно, многие образцы этой техники были запланированы и сконструированы еще до введения санкций, но Россия прилагает большие усилия в рамках модернизации своих вооруженных сил, и особенно ВВС, отказываясь от старых советских систем. Наглядным примером таких усилий является Су-35.

Как же выглядит Су-35 в сравнении с лучшими американскими самолетами? Каковы его шансы в борьбе с ВВС США, которые определенно являются лучшими в мире? Например, как поведет себя Су-35 в боевой обстановке, когда ему будет противостоять истребитель F-35 компании Lockheed Martin? И как покажет себя новый российский самолет, столкнувшись с более старыми американскими машинами, такими как F-15 или F-16?

Новости по теме

Такие сценарии важны, причем не только в контексте противостояния России - НАТО или ситуации на Ближнем Востоке. Сейчас, когда Россия собирается поставлять Су-35 в Китай, эти сравнения обретают еще большее значение. В мире есть много мест, где могут пересечься пути этих смертоносных машин, а посему сравнения такого рода весьма актуальны.

Ниже приводится подборка из трех статей, написанных в прошлом году редактором The National Interest по военной тематике Дейвом Маджумдаром. В них эти вопросы рассматриваются глубоко и подробно, и мы объединили эти статьи в одну, чтобы доставить удовольствие читателям. Итак, да начнутся дебаты.

Единый ударный истребитель F-35 компании Lockheed Martin должен стать основой парка тактических истребителей Пентагона. Однако далеко не каждая страна в мире может позволить себе применение дорогих истребителей пятого поколения.

Даже Россия и Китай вряд ли будут пытаться создать целый авиационный парк из таких истребителей. Вместо этого в обозримом будущем основой их тактической авиации будут различные варианты истребителя Су-27, разработанного ОКБ Сухого и предназначенного для завоевания превосходства в воздухе. Самый эффективный самолет из семейства "Фланкеров" (Flanker - так в НАТО называют серию образцов самолетов Су - прим. пер.) Су-35, обладающий серьезно усовершенствованной электроникой, двигателями и корпусом. В ближайшие годы эта версия российского истребителя, скорее всего, получит большое распространение в мире.


Фото из открытых источников

Для противодействия различным вариантам "Фланкеров" ВВС США, морской пехоте и (в меньшей степени) ВМС США придется полагаться на различные модификации F-35, хотя для достижения превосходства в воздухе он никогда не предназначался. F-35 был и остается ударным самолетом с расширенными возможностями по защите от истребителей противника, хотя Пентагон и рекламирует его как многоцелевой истребитель.

Как поведет себя четверка F-35, столкнувшись с четверкой Су-35? Скорее всего, она изменит курс и вызовет F-22 ("Раптор") и F-15С, в задачи которых входит установление и поддержание превосходства в воздухе, а сама радостно полетит дальше к назначенным целям.

Однако, как показывает история, на войне не всегда получается выбрать оптимальное решение. Даже если F-35 придется обходиться собственными силами, у них будут неплохие шансы справиться с Су-35 - просто для этого им потребуется правильно разыграть свои карты. Летчикам F-35 нужно будет умело использовать сильные стороны своих истребителей, такие как малозаметность, бортовые приборы обнаружения и хитрую тактику - и не позволять противнику воспользоваться их недостатками. А это значит, что им при помощи малозаметности и приборов обнаружения нужно будет вести бой за пределами видимости, избегая более близкого контакта, при котором они станут уязвимыми.

Новости по теме

В отличие от "Раптора", который с самого начала разрабатывался преимущественно для воздушного боя, F-35 для этого не предназначен. В F-22 сочетается малозаметная конструкция, большая предельная высота полета и сверхзвуковая крейсерская скорость (более 1,8 Маха). Между тем, F-35 едва достигает 1,6 Маха на полном форсаже. Кроме того, F-22 обладает отличной маневренностью в бою в пределах прямой видимости. Он превосходит соперников по угловой скорости разворота, радиусу, углу атаки и ускорению на всех высотах.

Четверка "Рапторов", летящая на сверхзвуковой скорости в разреженной атмосфере на высоте более 15,2 км, по сути дела сама может выбирать, где и когда ей сражаться; а четверка сравнительно медленных F-35, летящих ниже, может столкнуться с необходимостью вступить в бой с превосходящими ее по характеристикам самолетами противника (если летчики будут недостаточно осторожными).

Более того, скорость F-35 и высота, которую он набирает, не позволяют ему придавать своим ракетам AIM-120 такую же энергию, как при запуске с F-22. Соответственно, при пуске с F-35 дальность ракет будет меньше. Кроме того, F-35 не может нести на борту такое же количество ракет "воздух-воздух", что создает проблемы, так как средства радиоэлектронного подавления с цифровым запоминанием высоких частот вполне способны нарушить работу системы наведения AIM-120.

В воздушном бою F-35 не обладает маневренностью "Раптора" - и даже F-16 или F/ A-18. Если ему придется вступить в бой на малой дистанции, спасти самолет сможет только превосходство пилота над противником в опыте и навыках. Далее, F-35 с характеристиками малозаметности оснащается только внутренним вооружением и не может нести ракеты AIM-9X, которые способны поражать цели со смещением от линии визирования. Если же оружейные отсеки F-35 когда-то будут приспособлены под AIM-9X, истребителю придется пожертвовать ракетами AIM-120, которые лучше подходят для его основных задач. Таким образом, пилот F-35 должен любой ценой избегать ближнего боя.

Маловероятно, что командующий воздушными силами объединенной группировки войск поставит перед F-35 задачу по завоеванию господства в воздухе, если у него будут другие варианты. Однако, так как "Рапторов" у США мало, а F-15C становится все меньше, вполне возможно, что командование будет вынуждено идти на такие меры, применяя F-35 для завоевания превосходства в воздухе. Впрочем, в любом случае в большинстве регионов мира главной угрозой для американской авиации остаются современные комплексы ПВО, а не самолеты противника.

Истребитель F-15C Eagle компании Boeing находится на вооружении военно-воздушных сил США вот уже почти 40 лет и, судя по всему, будет использоваться еще в течение нескольких десятилетий. За эти годы мощный F-15 неоднократно модернизировался с учетом растущих угроз; но обладает ли почтенный Eagle теми качествами, которые необходимы для завоевания господства в небе?

Новости по теме

Ответ будет такой: да, несомненно. Наверное, F-15 уже не молод, однако он по-прежнему остается одним из лучших истребителей завоевания превосходства в воздухе. Единственным действующим самолетом, превосходящим F-15 по большинству показателей, является производимый компанией Lockheed Martin F-22 Raptor. Другие машины обладают преимуществами в некоторых аспектах, однако F-15C в целом сохраняет свою конкурентоспособность, что бы ни говорили по этому поводу представители отделов по привлечению клиентуры из различных компаний-конкурентов.


Американский истребитель F-15E Strike Eagle на авиабазе Инджирлик, Турция Reuters

Пожалуй, самую серьезную угрозу для F-15 представляет российский истребитель Су-35. Хотя сегодня в стадии разработки находятся и другие, более современные самолеты, они, скорее всего, будут слишком дороги для массового производства. Истребитель Су-35 не является самой распространенной потенциальной угрозой, однако весьма велики шансы на то, что их количество будет быстро расти. По имеющимся данным, Индонезия решила закупить самолеты Су-35, и, кроме того, нам известно, что вопрос о его приобретении обсуждают китайцы.

Су-35 - это действительно опасная боевая машина, и по многим параметрам российский самолет не уступает самым последним версиям F-15 или даже превосходит их. С точки зрения чисто кинематических возможностей, Су-35 немного проигрывает в максимальной скорости F-15, однако он превосходит его по ускорению, что достигается благодаря его мощным спаренным двигателям (изделие 117С компании "Сатурн"), каждый из которых создает тягу в 14500 килограммов. Кроме того, когда этот самолет имеет относительно небольшую нагрузку, он способен сохранять сверхзвуковую скорость, не прибегая к использованию форсажных камер.

Хотя великолепные показатели ускорения до сверхзвуковой скорости на больших высотах являются огромным преимуществом, истребитель F-15C тоже далеко не увалень - и в результате это превосходство российского самолета не будет решающим. Однако на низких скоростях Су-35 имеет непреодолимое преимущество. Он обладает управляемым в трех измерениях вектором тяги и невероятной маневренностью на малых скоростях. Однако использование нашлемных систем отображения и прицеливания, а также ракет с большими углами целеуказания, таких как AIM-9X и российской Р-73 при близком визуальном контакте чаще всего будет приводить к ситуации "обоюдного уничтожения", что подтверждают многие пилоты. Вместе с тем, немало будет зависеть от умений летчика и, если честно, от удачи.

На больших дальностях F-15C и F-15E сохраняют превосходство над Су-35, что объясняется наличием у них РЛС и антенных решеток с автоматическим электронным сканированием. Радары Raytheon APG-63 (v) 3 и APG-82 (v)1, устанавливаемые на F-15C и F-15E, все еще значительно превосходят по своим возможностям "тихомировскую" радиолокационную станцию с пассивной фазированной антенной решеткой "Ирбис-Е", которыми оснащаются Су-35. Российский истребитель пока имеет незначительное преимущество в области пассивных датчиков, поскольку обладает встроенной инфракрасной системой поиска и сопровождения, однако самолеты F-15 получат весьма совершенную систему поиска и сопровождения уже в ближайшем будущем, что сведет на нет преимущества российского "Фланкера".

В чем Су-35, судя по всему, удерживает превосходство, так это в средствах радиоэлектронной борьбы. Су-35С может похвастаться мощной системой радиоэлектронного подавления с технологией цифрового запоминания, которая способна сбить с курса американскую ракету AIM-120 AMRAAM. Хотя эти американские ракеты в конечном итоге, скорее всего, смогут преодолеть защиту российского самолета, для уничтожения цели потребуется больше ракет, чем рассчитывали конструкторы. Кроме того, Су-35 несет на борту огромный арсенал ракет "воздух-воздух", тогда как F-15 оснащен устаревшей оборонительной электроникой. Военно-воздушные силы США прекрасно осознают эти проблемы, и именно поэтому так много внимания уделяется проекту модернизации системы пассивно-активного предупреждения и выживания (EPAWSS) для F-15, на которую предполагается потратить 7,6 миллиарда долларов.


Истребитель-бомбардировщик F-35 "Лайтнинг" II Reuters

Настоящая проблема состоит в том, что Су-35 и современные модели F-15 Eagle сопоставимы по своим характеристикам - и именно это вызывает беспокойство у командования военно-воздушных сил США. Американские летчики привыкли к ведению боевых действий в ситуации, когда они обладают огромным техническим превосходством, тогда как в случае с Су-35 такого превосходства нет, а в некотором отношении российский самолет даже превосходит F-15. В целом, при прочих равных условиях даже полностью модернизированному и оснащенному новейшим радаром с активной фазированной антенной решеткой F-15C будет очень трудно в противоборстве с Су-35. Однако подобная ситуация возможна в том случае, если Соединенные Штаты будут вести войну против России или против какой-нибудь другой великой державы - такой как Китай. Но это маловероятно.

Скорее, F-15 может столкнуться с Су-35, состоящим на вооружении у какого-нибудь деспота из третьего мира. Пилоты из такой страны вряд ли будут обладать подготовкой, тактикой и опытом, необходимыми для того, чтобы вести бой против американских летчиков, и поэтому реальных шансов на победу у них не будет. Кроме того, российские истребители, как известно, не отличаются особой надежностью, и если к этому добавить плохо подготовленный технический персонал и отсутствие запасных частей, то какая-нибудь заштатная страна третьего мира не сможет постоянно поддерживать истребитель в работоспособном состоянии. Важно еще и то, что у потенциального противника - если не считать Россию и Китай - скорее всего, не будет системы АВАКС и полноценных наземных комплексов перехвата, что создаст для них дополнительные проблемы.

Вывод таков: если F-15 не придется участвовать в третьей мировой войне, то военно-воздушные силы страны будут использовать его еще в течение двух десятилетий. Возможно, того одностороннего преимущества, к которому привыкли американские летчики, уже не будет, но, тем не менее, потеря превосходства в воздухе Соединенным Штатам пока не грозит.

Самолет компании Lockheed Martin F-16 Fighting Falcon на протяжении многих лет составляет основу ВВС США и их союзников. С годами из легкого истребителя воздушного боя он превратился в мощную многоцелевую машину, выполняющую широкий круг задач, начиная с подавления ПВО противника и кончая борьбой за превосходство в воздухе. "Гадюка", как F-16 называют американские летчики, состоит на вооружении с 1980 года, но этот самолет продолжает совершенствоваться и останется на вооружении в ВВС США и других стран еще несколько десятилетий. Но хотя F-16 остается грозным истребителем, вероятный противник начинает его догонять. Новейшие образцы российских самолетов типа Су-35 во многих отношениях не отстают от F-16 и даже превосходят его.

Су-35 в большей степени является аналогом F-15 Eagle компании Boeing, однако Россия продает по всему миру гораздо больше "Фланкеров", чем самолетов МиГ-29. Надо сказать, что во время крупных учений типа Red Flag или Red Flag Alaska ВВС США в качестве самолетов противника используют копии "Фланкера" (обычно это Су-30МКК), а не МиГ-29. Все дело в том, что у американских летчиков больше всего шансов встретиться в воздухе с этим массивным двухмоторным российским самолетом, а не с каким-то другим.

Су-35 - это не самый распространенный вариант "Фланкера", но самый боеспособный из числа созданных на сегодняшний день. Попав в хорошие руки (подготовленные пилоты, поддержка со стороны наземных операторов или самолетов ДРЛО), Су-35 может создать мощную угрозу любому западному истребителю за исключением F-22 Raptor. Наверное, F-35 тоже покажет себя неплохо - если летчики будут грамотно использовать его характеристики малозаметности, датчики и сетевые возможности. Здесь важнее всего тактика и уровень подготовки.


Су-35 Фото из открытых источников

А как насчет рабочей лошадки F-16? У "Гадюки", в отличие от последней модернизированной версии F-15C, нет массивной РЛС с активной фазированной антенной решеткой, и он обычно не может осуществлять пуск ракет AIM-120 на тех скоростях и высотах, которых достигает Eagle. Но F-15C создавался специально как истребитель завоевания превосходства в воздухе. У большинства состоящих на вооружении F-16 вообще нет АФАРов. Модернизированные F-16E/F Объединенных Арабских Эмиратов имеют АФАР APG-80, обладающую прекрасными возможностями, но таких самолетов очень мало. В американских ВВС F-16 в настоящее время не оснащаются АФАР, что ставит их в чрезвычайно невыгодные условия в сравнении с Су-35 и другими вариантами "Фланкеров".

В ВВС США прекрасно осознают эту проблему. Командование намеревалось модернизировать примерно 300 машин F-16, установив на них в рамках программы CAPES бортовые РЛС с активной фазированной антенной решеткой. Но эту программу отменили из-за секвестра, как называют автоматическое сокращение статей бюджета. Тем не менее, в ВВС знают, что им надо срочно оснащать F-16 новыми РЛС, и чем раньше, тем лучше.

Новости по теме

В это году авиация Национальной гвардии подала срочную заявку, потребовав установить АФАР на своих F-16, которые выполняют задачи по защите страны. Эти РЛС нужны для отслеживания крылатых ракет и прочих маленьких и труднообнаруживаемых целей. В ВВС также знают об этой проблеме, и командование в марте месяце подало запрос на получение информации о новой РЛС для F-16. В том же месяце начальник штаба ВВС генерал Марк Уэлш (Mark Welsh) заявил в комитете по делам вооруженных сил палаты представителей: "Нам нужно разработать план модернизации АФАР для всего парка авиации".

ВВС США в основном не применяют F-16 как истребитель завоевания превосходства в воздухе, и воздушный бой для него является вспомогательной задачей. АФАР нужен этому почтенному самолеты для того, чтобы он не утратил свою актуальность. Имея АФАР, F-16 наверняка выстоит в бою с Су-35 и на большей дальности, хотя это все равно будет трудно.

На меньшей дальности все будет определяться мастерством пилота и характеристиками ракет с непрямой наводкой каждого из самолетов. С появлением таких ракет как Р-73 и AIM-9X воздушный бой на дальности прямой видимости будет неизменно проходить по сценарию взаимно гарантированного уничтожения. Во время учебных вылетов такое случается нередко. Хотя управляемый вектор тяги Су-35 дает ему преимущества на очень низких скоростях (надо помнить, что низкая скорость означает низкое энергетическое состояние), он не является непреодолимой преградой для опытного летчика F-16, который знает, как в полной мере использовать сильные стороны своей машины.

и

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш бизнес - От идеи до реализации