Су-33 (Т-10К, Су-27К; по кодификации НАТО: Flanker-D ) — советский/российский палубный истребитель четвёртого поколения, разработанный для ВМФ России в ОКБ Сухого под руководством Михаила Петровича Симонова.
Глубокой модификацией истребителя Су-27 стал корабельный самолет Су-27К , опытно-конструкторские работы по которому велись на МЗ им. П.О.Сухого параллельно с проектированием "сухопутного" многоцелевого истребителя Су-27М с начала 80-х гг. В это время в СССР приступили к реализации программы создания тяжелого авианесущего крейсера (ТАВКР) проекта 1143-5, призванного обеспечить противовоздушную оборону корабельных соединений ВМФ в мировом океане.
Наряду с корабельной модификацией истребителя МиГ-29, Су-27К должен был стать первым отечественным боевым самолетом, способным осуществлять взлет с палубы корабля и посадку на нее обычным способом, т.е. с разбегом и пробегом. До этого в составе ВМФ страны не было ни летательных аппаратов подобного типа, ни кораблей, способных их принимать. А на вооружении ВМС ведущих военно-морских держав мира тогда уже находилось более двух десятков авианосцев. США располагали 16 кораблями (в т.ч. шестью атомными), каждый из которых имел на борту по 70-80 летательных аппаратов - штурмовиков А-6Е и А-7Е, истребителей-штурмовиков F/A-18, истребителей F-14, противолодочных самолетов S-3 и самолетов радиолокационного дозора и наведения Е-2С, взлетавших с палубы при помощи паровых катапульт, а также вертолетов различного назначения.
Истребитель Су-33 создан по нормальной аэродинамической схеме с применением переднего горизонтального оперения и имеет интегральную компоновку. Трапецевидное крыло, имеющее развитые наплывы и плавно сопрягающееся с фюзеляжем, образует единый несущий корпус.двухконтурные турбореактивные двигатели с форсажными камерами находятся в разнесенных мотогондолах, что снижает их взаимное влияние. Воздухозаборники двигателей размещены под центропланом. Переднее горизонтальное оперение установлено в наплывах крыла и увеличивает как маневренные характеристики самолёта, так и подъёмную силу планера, что очень важно для палубного истребителя.
Крыло истребителя Су-33 выполнено трапецевидным, стреловидность по передней кромке равна 42,4°, консоли крыла набраны из профилей П44М. Площадь крыла составляет 67,84 м², размах крыла - 14,7 м (при подвесках ракет или оборудования на его законцовках - 14,948 м). Широко применена механизация крыла, она представлена флаперонами площадью 2,4 м², выполняющими функции закрылков и элеронов, двухсекционными закрылками площадью 6,6 м² и трехсекционным поворотным носком площадью 5,4 м². Хвостовое горизонтальное оперение состоит из двух цельноповоротных дифференциально отклоняющихся консолей стабилизатора. Размах заднего горизонтального оперения составляет 9,9 м, площадь равна 12,3 м², профиль стабилизатора - С9С. Переднее горизонтальное оперение также выполнено цельноповоротным. Угол стреловидности ПГО составляет 53,5°, размах консолей составляет 6,43 м, площадь оперения равна 2,99 м². Вертикальное оперение самолёта представляет собой два трапецевидных киля с углом стреловидности по передней кромке 40° и площадью 15,1 м². Кили имеют профиль У3 и установлены без развала, каждый киль оснащен рулем направления с площадью 3,49 м².
Крыло истребителя выполнено складывающимся, что позволяет разместить большее количество самолётов на палубе и в ангарах авианосца. Заднее горизонтальное оперение изначально было выполнено нескладывающимся, ширина самолёта при этом составляла 9 м, что было на 1,2 м больше, чем у конкурента МиГ-29К. С применением складывающегося горизонтального оперения ширина самолёта уменьшилась до 7,4 м, что даже на 0,4 м меньше, чем у МиГ-29К.
Истребитель оснащен регулируемыми воздухозаборниками, что позволяет ему развивать скорость, более чем в 2 раза превышающую скорость звука. Воздухозаборники размещены под наплывами крыла и оснащены защитными решётками, предотвращающими попадание посторонних предметов в двигатель на взлетно-посадочных режимах. Защитные устройства представляют собой перфорированные титановые панели с большим числом отверстий диаметром 2,5 мм. Они работают в автоматическом режиме - опускаются с убиранием шасси и поднимаются с его выпуском.
Истребители Су-33 оснащаются двумя двухконтурными турбореактивными двигателями с форсажными камерами АЛ-31Ф серии 3 производства НПО «Сатурн». От базового двигателя АЛ-31Ф их отличает повышенная до 12800 кгс тяга. ФГУП ММПП «Салют», занимающееся разработкой и модернизаций авиационных двигателей, на своем официальном сайте в разделе модернизированного двигателя АЛ-31Ф-М1 использует фотографию хвостовой части Су-33, что может говорить о применении этих двигателей на данном истребителе. Двигатели АЛ-31Ф-М1 являются дальнейшим развитием двигателя АЛ-31Ф, имея при этом тягу 13500 кгс, что на 1000 кгс больше, чем у базового АЛ-31Ф и на 700 кгс больше, чем у АЛ-31Ф серии 3. Также новый двигатель обладает увеличенным межремонтным ресурсом и сниженным расходом топлива.
При сохранении всех достоинств базового истребителя Су-27, палубный истребитель Су-33 обладает рядом особенностей, среди которых:
В ходе рабочего проектирования конструкция Су-27 потерпела ряд значительных изменений, наиболее значимым стало применение переднего горизонтального оперения, что было вызвано необходимостью обеспечения продольной статической неустойчивости самолёта, который с ростом массы БРЛС почти на 200 кг и смещением центра масс мог стать статически устойчивым. В результате испытаний Т-10-24 с передним горизонтальным оперением выяснилось, что с его применением значительно растет подъёмная сила планера, после чего было решено использовать ПГО как неотъемлемый элемент конструкции всех будущих модификаций истребителя Су-27.
Совместно с началом строительства авианосцев в Советском Союзе в 80-х годах приступили к разработке самолёта палубной авиации в ОКБ Сухого под руководством главного конструктора Михаила Симонова. На первых образцах установили и опробовали работу ПГО на взлёте и посадке, проверили в действии тормозной гак.
Сохранив все преимущества базового самолёта , экспериментальный прототип под индексом Т-10К-1 собрали в 1986 году и в августе 1987 года лётчик-испытатель В.Г. Пугачёв совершил ознакомительный полёт.
Взлёт Су 33
Через шесть месяцев собрали второй экземпляр, оснастив его складывающейся конструкцией крыла и таким же горизонтальным оперением. Этот экземпляр морозным декабрьским днём 22-го числа 1987 года совершил пробный вылет и уже под обозначением, как палубный истребитель приступил к дальнейшим полётам.
Спустя семь дней после входа в строй авианесущего крейсера «Тбилиси»(сейчас это «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»), пилот В. Пугачёв выполнил облёт радиолокационных средств и пролёт над кораблём на высоте 30 метров. До 31 октября 1989 года имитировал посадку, касаясь палубы и первого ноября, впервые за историю отечественной авиации, была произведена посадка машины обычной схемы на палубу ТАКР «Тбилиси».
Производство серийных самолётов началось в 1989 году и первая машина серии опробована в небе лётчиком-испытателем И. Вотинцевым 17 февраля 1990 года. Последовавший спад экономики и разрушение союзного государства привели к сокращению производства самолётов палубной авиации и выпуск ограничился 26 машинами.
За основу для взята традиционная аэродинамическая схема с интегральной компоновкой, отличающаяся применением ПГО. Складывающееся крыло в виде трапеции плавно сливается с корпусом самолёта, образуя единую несущую конструкцию. Размещённое в местах сопряжения крыла и корпуса ПГО повышает коэффициент подъёмной силы и улучшает маневренные возможности, что играет немаловажную роль для самолёта палубной авиации.
Экономичные двигатели АЛ-31Ф-М1 с большим межремонтным ресурсом и тягой в 13500 кгс разнесены по обе стороны фюзеляжа, чтобы избежать эффекта взаимовлияния. Силовые установки оснащены регулируемыми воздушными заборниками, позволяющими развивать скорость, превосходящую скорость звука в два раза. На машинах, прошедших модернизацию, в кабине пилота стоят вместо аналоговых приборов ЖК-дисплеи, отображающие информацию о полёте и состоянии самолёта.
Су 33 в бою
Начиная с 2002 года все направлялись на ремонт и модернизацию. По имеющимся данным, в Комсомольске на Амуре уже 19 машин прошли данный процесс (из них две повторно). Нормативы ремонта и модернизации не нарушаются, оставшиеся самолёты также должны быть модернизированы и вернуться в строй.
В небольшом видеоролике, размещённом в СМИ, видно как самолёт снижается над палубой ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» и не касаясь её вновь взмывает в небо. Неискушённому зрителю кажется, что самолёт неудачно заходит на посадку и едва не упав, вновь с трудом набирает высоту. На деле, лётчики таким образом отрабатывают маневр ухода на второй круг с высоты выравнивания – это обязательное тренировочное упражнение из курса боевой подготовки.
Два Су 33 в возвуздухе
Широкая известность палубного истребителя подтверждается таким курьёзным фактом, что прозвище получил от комментатора Андрея Блохина популярный российский хоккеист Сушинский по совпадению игрового номера и первых букв его фамилии.
В 1988 году 28 сентября из-за выхода из строя гидравлической системы, опытный образец с бортовым номером 37 на околозвуковой скорости и высоте 2 тыс. метров стал неуправляемым. Лётчик-испытатель Н. Садовников катапультировался и остался жив.
При выполнения полётного задания полковником Тимуром Акапидзе 11 июля 1997 года произошло самопроизвольное отключение электродистанционной системы управления, лётчик не растерялся и успешно катапультировался.
Сложные погодные условия 17 июня 1996 года не дали продолжить тренировочный полёт лётчику В. Кузьменко, он не успел катапультироваться и погиб.
С бортовым номером 73 потерян 11 мая 2000 года из-за неисправности в системе управления. Пилотировавший машину полковник В. Кретов немедленно катапультировался и в 50 км от базы удачно приземлился.
На авиашоу в честь дня морской авиации 17 июля 2001 года, лётчик-испытатель Т. Акапидзе выполнил сложный показательный пилотаж, после которого внезапно упал и загорелся.
Пилота срочно эвакуировали, но по дороге от сильных ранений он скончался
При выполнении посадки на ТАКР «Адмирал Кузнецов» 5 сентября 2005 года произошёл обрыв аэрофинишёра, с номером 82 проскочил посадочную палубу и нырнул в воду. Пилотировавший машину подполковник Ю. Корнеев, не растерявшись, успел катапультироваться.
Су-33 (заводской шифр Т-10К; ранее известный как Су-27К; по кодификации НАТО: Flanker-D) - советский/российский палубный истребитель четвёртого поколения, разработанный для ВМФ России в ОКБ Сухого под руководством Михаила Петровича Симонова.
Палубный истребитель Су-33 предназначен для противовоздушной обороны корабельного авианосного соединения, обеспечения действий других видов авиации ВМФ, ведения воздушной разведки. Создан на базе истребителя Су-27. Су-33 - первый отечественный корабельный истребитель горизонтального взлета и посадки. В настоящее время это единственный самолет данного типа, имеющийся на вооружении ВМФ России. В 1973 году ОКБ П.О.Сухого предложило для перспективного многоцелевого авианосца, создававшегося по проекту 1160, семейство палубных самолетов «Буран», выполненное на основе истребителя Су-27.
В том же 1983 году в ОКБ им. П.О.Сухого приступили к оценкам возможности использования истребителя Су-27 с палубы авианосца (тогда же был заложен и первый корабль пр. 1143.5). Полномасштабные работы по созданию специализированной палубной модификации Су-27 (Т-10К) развернулись через год под руководством главного конструктора К.Марбашева. Общее руководство программой осуществлял генеральный конструктор М.П. Симонов. Эскизный проект Т-10К был защищен в 1984 году.
Первый полет опытного самолета корабельного базирования Т10-К1, состоялся 17 августа 1987 г. Машину пилотировал летчик-испытатель В.Г.Пугачев. В том же году был построен второй прототип, Т10К-2. 1 ноября 1989 года этот истребитель, впервые в истории русского флота, выполнил горизонтальную посадку с использованием аэрофинишера на палубу корабля - тяжелого авианесущего крейсера «Тбилиси». В этом историческом полете самолет пилотировал летчик-испытатсль В.Г.Пугачев, а 21 ноября он впервые посадил Т10-2 на палубу крейсера в ночных условиях. В декабре 1991 г. ТАВКР, уже переименованный в «Адмирал Флота Советского Союзе Кузнецов», совершил переход из Севастополя в Североморск, вступив в состав Северного флота России. К кораблю был приписан истребительный авиаполк ВМФ, получивший на вооружение 24 истребителя Су-27К первой серии. В октябре 1994 года Государственные испытания самолета были завершены и он под обозначением Су-33 был принят на вооружение.
Т-10К-1 в воздухе
Конструкция основных элементов планера корабельного истребителя по сравнению с самолетом наземного базирования усилена. Высота килей несколько уменьшена. Консоли крыла и горизонтальное оперение выполнены складывающимися (посредством гидравлического привода, повоpот осуществляется нa угол 135°), что значительно уменьшает габариты самолета при стоянке на палубе или в ангаре. Для этой же цели носовой радиопрозрачный обтекатель и законцовка центральной балки при стоянке могут откидываться вверх.
В отличие от Су-27 консоли цельноповоротного основного rоpизонтального оперения могут отклоняться на всех скоростях полета только совместно (на угол - 7°/+70°). По сравнению с Су-27 на корабельном самолете усилено шасси. Основные опоры оснащены колесами уменьшенного диаметра (1030 х 350 мм), носовая опора имеет два колеса (620 х 180 мм) и может поворачиваться на угон ±60°, что обеспечивает повышенную маневренность самолета на палубе. Давление в пневматике по сравнению с Су-27 повышено. В кабине самолета установлено усовершенствованное катапультное кресло К-36К, спинка которого наклонена на угол 30°, что позволяет летчику легче выдерживать перегрузки при ведении маневренного воздушного боя.
Силовая установка. Два ТРДДФ АЛ-31Ф(2 х 12500 кгс) или АЛ-31К(2 х 13300 кгс). Су-33 может оснащаться подвесными топливными баками. Убирающаяся в нерабочем положении Г-образная штанга дозаправки топливом в полете расположена в передней части фюзеляжа, слева от кабины летчика. Роль самолета-заправщика может выполнять другой истребитель Су-33 с подвесным контейнером (способен передать в воздухе до 6000 кг топлива).
Пилотажно-навигационный комплекс ПНК-10К включает систему автоматического управления с автоматом тяги двигателей, обеспечивающую полет с коррекцией координат oт систем спутниковой навигации и дальней радионавигации, возвращение к кораблю и заход на посадку в автоматическом режиме с использованием корабельной системы «Резистор-К-42» (посадка возможна при метеоминимуме 30х400 м, а также полностью автоматический заход на посадочную полосу вплоть до касания).
В кабине летчика вместо стандартного для Су-27 индикатора прямой видимости (ИПВ) установлен многофункциональный индикатор на ЭЛТ, на который может быть выведена навигационная, тактическая и прицельная информация, а также информация о состоянии бортовых систем самолета.
Кабина оборудована пилотажно-навигационными приборами, позволяющими выполнять боевую задачу днем и ночью в любых метеоусловиях, а также системой отображения информации на фоне лобового стекла. Катапультируемое кресло К-36 обеспечивает спасение экипажа на любых высотах и скоростях, в том числе и при их нулевых значениях. Пилот самолета имеет противоперегрузочный костюм ППК-15, позволяющий ему эффективно работать при перегрузках до 10ц. На самолете применена нашлемная система целеуказания типа НСЦ-1. Эта система осуществляет захват головками самонаведения ракет цели, на которую направлен визир, закрепленный на шлеме пилота. Летчики, пилотировавшие Су-33, положительно отзываются о его пилотажных и взлетно-посадочных характеристиках. Самолет не имеет аналогов среди зарубежных машин и значительно превосходит истребители Р-14 и Р-18 - основные палубные истребители ВМФ и корпуса морской пехоты США.
Су-33 - самый дальнобойный и мощный в мире истребитель корабельного базирования.
Производят его в Комсомольске-на-Амуре, где до 2015 года уже выпущено более 2000 самолетов брэнда «Сухой». В 2015 году этот палубный истребитель намерен сохранять позиции по зарубежным поставкам. В России он признан как один из приоритетных направлений развития морской палубной авиации в 2015 году.
Кабина Су-33
Су-33УБ
(заводской шифр Т-12УБ; ранее был известен как Су-27КУБ) - двухместный (кресла в ряд) учебно-боевой палубный истребитель четвёртого поколения с передним горизонтальным оперением (ПГО), созданный на основе палубного истребителя Су-33.
Одной из главных особенностей самолёта Су-33УБ является нестандартное для учебно-боевых машин расположение экипажа - бок о бок, благодаря чему улучшилось взаимодействие лётчиков во время полёта и обеспечился лучший обзор вперед-вниз, чем у традиционных учебно-боевых самолётов, что очень важно для посадки на палубу авианосца. Вход в кабину осуществляется через нишу в передней стойке шасси.
Памятник Су-33, открытый в Комсомольске-на-Амуре на территории авиационного завода.
Су-33 (заводской шифр Т-10К; ранее известный как Су-27К; по кодификации НАТО: Flanker-D) - советский/российский палубный истребитель четвёртого поколения, разработанный для ВМФ России в ОКБ Сухого под руководством Михаила Петровича Симонова.
Палубный истребитель Су-33 предназначен для противовоздушной обороны корабельного авианосного соединения, обеспечения действий других видов авиации ВМФ, ведения воздушной разведки. Создан на базе истребителя Су-27. Су-33 - первый отечественный корабельный истребитель горизонтального взлета и посадки. В настоящее время это единственный самолет данного типа, имеющийся на вооружении ВМФ России. В 1973 году ОКБ П.О.Сухого предложило для перспективного многоцелевого авианосца, создававшегося по проекту 1160, семейство палубных самолетов «Буран», выполненное на основе истребителя Су-27.
В том же 1983 году в ОКБ им. П.О.Сухого приступили к оценкам возможности использования истребителя Су-27 с палубы авианосца (тогда же был заложен и первый корабль пр. 1143.5). Полномасштабные работы по созданию специализированной палубной модификации Су-27 (Т-10К) развернулись через год под руководством главного конструктора К.Марбашева. Общее руководство программой осуществлял генеральный конструктор М.П. Симонов. Эскизный проект Т-10К был защищен в 1984 году.
Первый полет опытного самолета корабельного базирования Т10-К1, состоялся 17 августа 1987 г. Машину пилотировал летчик-испытатель В.Г.Пугачев. В том же году был построен второй прототип, Т10К-2. 1 ноября 1989 года этот истребитель, впервые в истории русского флота, выполнил горизонтальную посадку с использованием аэрофинишера на палубу корабля - тяжелого авианесущего крейсера «Тбилиси». В этом историческом полете самолет пилотировал летчик-испытатсль В.Г.Пугачев, а 21 ноября он впервые посадил Т10-2 на палубу крейсера в ночных условиях. В декабре 1991 г. ТАВКР, уже переименованный в «Адмирал Флота Советского Союзе Кузнецов», совершил переход из Севастополя в Североморск, вступив в состав Северного флота России. К кораблю был приписан истребительный авиаполк ВМФ, получивший на вооружение 24 истребителя Су-27К первой серии. В октябре 1994 года Государственные испытания самолета были завершены и он под обозначением Су-33 был принят на вооружение.
Т-10К-1 в воздухе
Конструкция основных элементов планера корабельного истребителя по сравнению с самолетом наземного базирования усилена. Высота килей несколько уменьшена. Консоли крыла и горизонтальное оперение выполнены складывающимися (посредством гидравлического привода, повоpот осуществляется нa угол 135°), что значительно уменьшает габариты самолета при стоянке на палубе или в ангаре. Для этой же цели носовой радиопрозрачный обтекатель и законцовка центральной балки при стоянке могут откидываться вверх.
В отличие от Су-27 консоли цельноповоротного основного rоpизонтального оперения могут отклоняться на всех скоростях полета только совместно (на угол - 7°/+70°). По сравнению с Су-27 на корабельном самолете усилено шасси. Основные опоры оснащены колесами уменьшенного диаметра (1030 х 350 мм), носовая опора имеет два колеса (620 х 180 мм) и может поворачиваться на угон ±60°, что обеспечивает повышенную маневренность самолета на палубе. Давление в пневматике по сравнению с Су-27 повышено. В кабине самолета установлено усовершенствованное катапультное кресло К-36К, спинка которого наклонена на угол 30°, что позволяет летчику легче выдерживать перегрузки при ведении маневренного воздушного боя.
Силовая установка. Два ТРДДФ АЛ-31Ф(2 х 12500 кгс) или АЛ-31К(2 х 13300 кгс). Су-33 может оснащаться подвесными топливными баками. Убирающаяся в нерабочем положении Г-образная штанга дозаправки топливом в полете расположена в передней части фюзеляжа, слева от кабины летчика. Роль самолета-заправщика может выполнять другой истребитель Су-33 с подвесным контейнером (способен передать в воздухе до 6000 кг топлива).
Пилотажно-навигационный комплекс ПНК-10К включает систему автоматического управления с автоматом тяги двигателей, обеспечивающую полет с коррекцией координат oт систем спутниковой навигации и дальней радионавигации, возвращение к кораблю и заход на посадку в автоматическом режиме с использованием корабельной системы «Резистор-К-42» (посадка возможна при метеоминимуме 30х400 м, а также полностью автоматический заход на посадочную полосу вплоть до касания).
В кабине летчика вместо стандартного для Су-27 индикатора прямой видимости (ИПВ) установлен многофункциональный индикатор на ЭЛТ, на который может быть выведена навигационная, тактическая и прицельная информация, а также информация о состоянии бортовых систем самолета.
Кабина оборудована пилотажно-навигационными приборами, позволяющими выполнять боевую задачу днем и ночью в любых метеоусловиях, а также системой отображения информации на фоне лобового стекла. Катапультируемое кресло К-36 обеспечивает спасение экипажа на любых высотах и скоростях, в том числе и при их нулевых значениях. Пилот самолета имеет противоперегрузочный костюм ППК-15, позволяющий ему эффективно работать при перегрузках до 10ц. На самолете применена нашлемная система целеуказания типа НСЦ-1. Эта система осуществляет захват головками самонаведения ракет цели, на которую направлен визир, закрепленный на шлеме пилота. Летчики, пилотировавшие Су-33, положительно отзываются о его пилотажных и взлетно-посадочных характеристиках. Самолет не имеет аналогов среди зарубежных машин и значительно превосходит истребители Р-14 и Р-18 - основные палубные истребители ВМФ и корпуса морской пехоты США.
Су-33 - самый дальнобойный и мощный в мире истребитель корабельного базирования.
Производят его в Комсомольске-на-Амуре, где до 2015 года уже выпущено более 2000 самолетов брэнда «Сухой». В 2015 году этот палубный истребитель намерен сохранять позиции по зарубежным поставкам. В России он признан как один из приоритетных направлений развития морской палубной авиации в 2015 году.
Кабина Су-33
Су-33УБ
(заводской шифр Т-12УБ; ранее был известен как Су-27КУБ) - двухместный (кресла в ряд) учебно-боевой палубный истребитель четвёртого поколения с передним горизонтальным оперением (ПГО), созданный на основе палубного истребителя Су-33.
Одной из главных особенностей самолёта Су-33УБ является нестандартное для учебно-боевых машин расположение экипажа - бок о бок, благодаря чему улучшилось взаимодействие лётчиков во время полёта и обеспечился лучший обзор вперед-вниз, чем у традиционных учебно-боевых самолётов, что очень важно для посадки на палубу авианосца. Вход в кабину осуществляется через нишу в передней стойке шасси.
Памятник Су-33, открытый в Комсомольске-на-Амуре на территории авиационного завода.
В нашей сентябрьской публикации, касающейся вопросов отставания 279-го истребительного авиационного полка, базирующегося на тяжёлом авианесущем ракетном крейсере «Адмирал Кузнецов», от французской и американской палубной авиации, мы подробно рассмотрели все сильные и слабые стороны данного авиакрыла: сильные заключаются в отличных конструктивных ЛТХ палубных истребителей Су-33 и МиГ-29К, которые на голову превосходят западные «Супер Хорнеты» и «Рафали» благодаря возможностям сверхманевренного боя, слабые – значительное отставание в области БРЭО данных боевых (на «Сушке» до сих пор установлена устаревшая БРЛС с антенной решёткой Кассегренна, дальность обнаружения цели типа истребитель с ЭПР 3 м 2 – 110 км, на МиГ-29К – БРЛС «Жук-М» с аналогичной дальностью обнаружения).
Но РЛС истребителя МиГ-29К имеет преимущество над Н001 Су-33,- она имеет режим «воздух-земля-корабль», а поэтому МиГ-29К – истребитель многоцелевой, способный выполнять подавление ПВО и противокорабельные операции, круг задач Су-33 ограничивается завоеванием господства в воздухе на большом удалении, причём в дальнем воздушном бою он находится на техническом уровне истребителя-перехватчика Су-27. Поставки этой машины в 279-й ИАП также затягиваются, не говоря уже о более современном МиГ-29КУБ. Командование морской авиацией ВМФ России очень долго определялось с будущим составом авиаполка, казалось, Су-33 будет полностью списан со счетов, но 20 марта 2015 года РИА Новости сообщили радостную информацию.
Командующий морской авиацией Игорь Кожин заявил о начале программы модернизации Су-33, после чего они будут переданы в распоряжение 279-го ИАП и продолжат службу на авианосце «Адмирал Кузнецов» до 2025 года. Также было отмечено, что Су-33 сформируют дальний рубеж ПВО АУГ ВМФ, а МиГ-29К – средний, ближний же обеспечат корабельные ЗРК («Кинжал», «Оса-МА», «Кортик»).
Су-33 – боевая машина славного семейства Су-27, а поэтому модернизационный задел у него практически неограниченный. У ОКБ «Сухого» и авиастроительной корпорации «Иркут» есть большой опыт по усовершенствованию данного семейства истребителей. Одним из примеров может послужить и китайский проект палубного J-15S. Это двухместная модификации Су-33, разработанная на основе советских чертежей и документов, а также планера Т-10К, которые были куплены в Украине в 2001 году, до уровня готовности первую одноместную модификацию J-15 удалось довести лишь через 9 лет, специалисты «Шеньян» долго осваивали механизацию складывающегося крыла. На данном этапе J-15S имеет перспективное бортовое РЭО, современную БРЛС, а за счёт ввода в состав экипажа оператора систем и интеграции тактической связи от Су-30МКК, палубный истребитель J -15 S получил возможности мини-ДРЛО и воздушного командного пункта.
Наши модернизационные возможности на шаг опережают китайские
Из тактико-технических характеристик Су-33 известно, что при заправке топливных баков на 70% (6500 кг топлива), а также при облегчённом снаряжении подвесок вооружением «воздух-воздух» (в качестве перехватчика, а это около 1 тонны: 2 ракеты Р-27ЭР и 2 х Р-73), взлётная масса составляет 26940 кг. Тяга двух ТРДДФ АЛ-31Ф 3-й серии составляет 12800 кгс на чрезвычайном режиме, значит тяговооружённость самолёта составит 0,95, чего может быть недостаточно для ведения высокоманевренного ближнего боя.
Для увеличения тяговооружённости у нас есть «козырь» в виде более совершенных и мощных двигателей, предназначенных для Су-35С и Т-50 ПАК-ФА. Одним из двигателей считается модификация АЛ-31Ф-М1, тяга каждого составляет 13500 кгс, общая – 27000 кгс, при оснащении данным двигателем тяговооружённость возрастает до 1,0. На страничке разработчика двигателей серии АЛ-31Ф ФГУП ММПП «Салют» уже размещали фото двигателя, установленного в силовом блоке хвостовой части Су-33, т.е. работы в этой области ведутся основательно.
Также существует техническая возможность установки на Су-33 более мощных двигателей АЛ-31Ф-М2/М3, а также АЛ-41Ф1 («Изделие 117С»), суммарная тяга таких «дуэтов» будет 28200, 30600 и 28000 кгс соответственно, т.е. тяговооружённость будет в пределах 1,04 – 1,13 . Данные варианты силовых установок позволят морской «Сушке» стать на шаг ближе к поколению 4++. АЛ-31Ф-М3, оснащённый 3-хступенчатым компрессором низкого давления с более широкими лопатками и степенью повышения давления 4,2, разрабатывается «Салютом» ещё с 2002 года, тягу двигателя удалость довести до 15300 кгс, что практически соответствует 15876 кгс американских ТРДДФ Pratt & Whitney F119-PW-100 , установленных на F-22A “Raptor”.
Китайцы пока не могут приблизится к созданию двигателя подобной мощности, обладающему к тому же нормальным ресурсом работы, их двигатели быстрее изнашиваются за счёт низкого качества литья лопаток турбины методом направленной кристаллизации (НК). Варианты двигателей оснащены отклоняемым вектором тяги, поэтому Су-33 получит все возможности сверхманевренности, которые присущи Су-30СМ и МиГ-29ОВТ.
Второе важное новшество при модернизации Су-33 – обновление радиолокационного комплекса и БРЭО кабины пилота и систем обнаружения и оповещения, включая систему РЭБ.
Палубные истребители-перехватчики используют устаревший радиолокационный прицельный комплекс РЛПК-27 на основе РЛС Н001 «Меч», данный комплекс не может похвастаться высокой помехозащищённостью, дальностью обнаружения современных истребителей 4++ — 5-го поколений на удалении свыше 50-70 км, также без усовершенствования данного комплекса до версии РЛПК-27ВЭ (РЛС Н001ВЭ), Су-33 не способен к применению ракет с АРГСН Р-77 и более современного вооружения класса «воздух-воздух».
Как и у всей линейки «Фланкеров», носовой радиопрозрачный обтекатель Су-33 «Flanker-D» имеет диаметр, подходящий для различных модификаций «Тихомировских» радаров с диаметром антенной решётки 1076 мм, поэтому КУВ может быть усовершенствован установкой наиболее современных бортовых РЛС Н011М «Барс» (антенная решётка 980 мм) и Н035 «Ирбис-Э» (АР 900мм), парадокс, но ни в одном печатном, либо электронном издании не встречалось информации о возможном применении этих комплексов в составе Су-33.
После введения подобных новшеств, некогда устаревший Су-33 сможет не только сравниться с заокеанскими палубными истребителями F/A-18E/F, но и значительно превзойти их в области дальнего воздушного боя, перехвата, а также нанесения ударов по наземным и морским целям. БРЛС «Ирбис-Э» может также частично снять необходимость в палубном самолёте ДРЛО типа Як-44, о котором так часто спорили «гурманы» военно-аналитических форумов, ведь дальность обнаружения станции – 400 км (истребители противника) и 150-220 км (крылатые ракеты). Учитывая, что сейчас у флота только один авианосец, боевой потенциал эскадрильи из 12-14 Су-33 должен быть на уровне многоцелевых истребителей Су-35С, а поэтому очень важной частью планов, озвученных Командованием морской авиации, должна стать доработка пассивных локационных систем самолёта, а также оборудование приборной панели лётчика.
Сейчас кабина пилота представлена одним небольшим монохромным МФИ, стандартным ИЛС, а также нашлемной системой целеуказания, синхронизированной с ОЛС-27К. Оптико-локационная станция имеет достаточные для ведения воздушного боя характеристики(дальность обнаружения в ЗПС – 50, в ППС-15), но возможна и замена на более современную ОЛС-35 с вдвое увеличенными показателями. Бедное индикаторная оснастка кабины должна быть заменена по примеру кабины Су-35С, там в распоряжении лётчика два огромных широкоформатных цветных ЖК МФИ, на которые выводится вся необходимая навигационная и тактическая информация, а также имеется небольшой МФИ под блоком ИЛС и на правой верхней части панели(на последнем выводится авиагоризонт, на первом навигационная информация), следует отметить, что кабина Су-35С исключает наличие механических приборов и оценивается наибольшей «оцифрованностью», как кабины МиГ-35 и Як-130.
Поскольку палубное авиакрыло предусматривает боевые действия на большом удалении от авиабаз и какой-либо помощи с континента, безопасность лётчика и живучесть боевой машины должны быть на высоте, т.е. самолёт должен быть оснащён самыми лучшими системами оповещения. Такие изделия известны нам с 2007 года. Устанавливаются они на многоцелевые фронтовые истребители МиГ-35, это: СОАР – станция обнаружения атакующих ракет в оптическом диапазоне, обнаруживает атакующие ракеты по дымовому следу ракетного двигателя и силуэту, установлено две камеры СОАР – НС-ОАР и ВС-ОАР(нижней и верхней полусферы), система отличается матрицами высокого разрешения, способными обнаружить любую угрозу, от ЗУР ПЗРК до ЗУР комплекса «Patriot» и ракет «воздух-воздух».
Вторая система – СОЛО – станция обнаружения лазерного облучения, необходимая для пеленгации облучения лазерными дальномерами истребителей и ЗРК противника, естественно, в состав оборонительного комплекса улучшенного Су-33 должна входить более совершенная СПО, которая будет сигнализировать об облучении РЛС противника, определять её тип и режим работы(обзор, сопровождение, либо захват). Установленная сейчас на Су-33 СПО-15ЛМ «Берёза» способна лишь выявлять условное направление облучения, степень угрозы и класс, но не имеет возможности точно определять тип облучающей РЛС, точное направление и относительное удаление, на что способна даже устаревшая американская СПО TEWS, установленная на большинство модификаций истребителя F-15.
На вооружении американских АУГ, как известно, состоит и увеличивается авиапарк самолётов РЭБ F/A-18G «Гроулер», которые могут вызывать серьёзные проблемы ведения воздушного боя с авиацией НАТО, особенно на большой дальности, у нас подобных разработок для авиации «Кузнецова» пока не внедрялось, но возможность оснащения обновлённых Су-33 комплексами РЭП «Хибины» вполне реализуема, данный комплекс включает в себя один большой контейнер групповой радиоэлектронной борьбы в составе звена/эскадрильи, подвешиваемый на подфюзеляжные (центральные пилоны), а также 2 контейнера индивидуального РЭП (при одиночных ударных операциях). Способности радиопротиводействия данной системы высоки и не позволяют РЛС противника селекционировать количество истребителей в плотно летящем звене на большом удалении.
В статье был описан самый эффективный, на мой взгляд, метод усовершенствования палубных истребителей-перехватчиков Су-33, но на самом деле существует целый ряд других возможностей по наращиванию потенциала данного самолёта, о которых можно рассуждать и писать бесконечно.
Данный самолёт не мог быть выведен из состава ВМФ России не только из-за его совершенных тактических возможностей, включая боевой радиус на высоте до 1450 км, но и из-за относительной молодости боевых машин : самый старший борт был произведён в 1993 году, самый новый – в 1998. И сколько не ходило слухов о консервации и полной замене Су-33 на МиГовскую серию, история доказала, морской «Фланкер» остаётся на страже дальнего рубежа ВМФ России.
/Евгений Даманцев /