Ваш бизнес - От идеи до реализации

Евросоюз является крупнейшей торговой площадкой мира, а таможенный союз - его краеугольным камнем. За 2012 год в таможенных органах было зарегистрировано порядка 261 миллиона деклараций (более 8 штук ежесекундно). Общая стоимость товаров, прошедших таможенную очистку товаров достигла 3,5 триллиона евро.

Для поддержания единого рынка в стабильном состоянии безусловно необходимым является установление и развитие адекватных таможенных процедур на границах ЕС. Без этого свободное обращение товаров внутри Сообщества станет невозможным.

Единое таможенное законодательство ЕС регулируют все аспекты торговой политики, устанавливает меры безопасности, регулирует процедуры контроля в сфере охраны здоровья и окружающей среды. Кроме того, оно отвечает за осуществление политики в сфере сельского хозяйства, рыболовства, защиты экономических интересов, а также применение определенных мер внешнеполитического характера.

Таможенный Кодекс Европейского Союза (Union Customs Code, далее по тексту - UCC) был опубликован 10 октября как Регламент (EU) No 952/2013. Его появление стало результатом многолетних усилий ЕС по модернизации таможенных правил. Целью его принятия является упрощение отдельных положений таможенного регулирования, оптимизация структуры регламента, а также обновление некоторых статей с учетом развития электронных систем обмена информацией и соответствующего оборудования. Кроме того, UCC приводит общие критерии для лиц, желающих действовать в качестве таможенных представителей в другом Государстве-члене ЕС, предусматривает право заявления своего мнения при вынесении решения таможенными органами; а также содержит новые положения о централизованной таможенной очистке (в т. ч. возможность подачи таможенных деклараций экономическим оператором в местный таможенный орган, независимо от места ввоза товаров на таможенную территорию).

Регламент вступает в силу на двадцатый день после его опубликования (30 октября 2013 года), однако большинство его статей будет применяться с 1 июня 2016 года.

По своей сути UCC является пересмотренным вариантом Обновленного таможенного кодекса 2008 года (Modernized Customs Code, введенный Регламентом (EC) No 450/2008). Кодекс 2008, в свою очередь, также был направлен на замену более раннего Таможенного Кодекса 1992 года, однако имплементирующие положения (implementing provisions) для него так и не были подготовлены, несмотря на перенос крайнего срока с июня на ноябрь 2013 года. Кроме того, в связи со вступлением в силу Лиссабонского соглашения, предусматривающего изменение системы делегированных и имплементирующих актов, стало очевидно, что Обновленный таможенный кодекс требует пересмотра.

Посредством UCC инициируется столь необходимая реформа, затрагивающая, в том числе, переход таможенных органов на безбумажное, полностью электронное делопроизводство, а также упрощение таможенных процедур для заслуживающих доверие лиц, осуществляющих торговую деятельность (уполномоченных экономических операторов, authorized economic operators, далее по тексту - AEO).

Однако и UCC не может действовать без принятия имплементирующих положений. По информации, предоставленной Комиссией, в настоящее время идет их подготовка, однако итоговый вариант будет представлен не ранее конца 2014 года (а, вероятнее всего, в середине 2015 года). Конечной целью является принятие имплементирующих положений к июню 2016 года, когда наступает срок вступления в силу всех положений Кодекса. До того времени будет продолжать действовать Таможенный Кодекс Сообщества (Регламент (EEC) No 2913/92) и имплементирующие положения к нему (Регламент Комиссии (EEC) No 2454/93).

И хотя основная часть статей UCC вступит в силу только после издания имплементирующих положений, экономическим операторам уже сейчас следует учесть некоторые изменения. Рассмотрим часть из них:

  • Гарантии - UCC предусматривает обязательное требование гарантии для всех субъектов, желающих использовать упрощенные таможенные процедуры. Эта мера оказывает существенное влияние на хозяйствующих субъектов в части движения ликвидности. Размер гарантии покрывает текущие и потенциальные задолженности для обеспечения лучшей финансовой защиты. Однако возможна и условная отмена обязательств по гарантии в отношении компаний, имеющих статус AEO (в сфере таможенных упрощений или во всех сферах), либо компаний, отвечающих критериям для присвоения такого статуса. В связи с этим, обоснованность получения сертификата AEO наконец вышла на уровень, который подразумевает реальные преимущества для экономических операторов ЕС. То есть, что максимальные льготы и упрощения предлагаются именно для аккредитованных компаний, являющихся уполномоченными экономическими операторами.
  • Централизованная таможенная очистка (clearance) - Эта процедура позволяет AEO декларировать товары в электронной форме и уплачивать таможенные пошлины по месту учреждения, независимо от места фактического ввоза или вывоза товаров на границе таможенной территории ЕС. Поскольку для реализации этих положений требуется достаточно сложная IT инфраструктура, и поскольку существуют некоторые затруднения, касающиеся уплаты НДС и акцизов, полноценное введение этой системы планируется на заключительном этапе имплементации положений Кодекса.Также на упрощение процедуры таможенной очистки направлено постепенное внедрение безбумажного делопроизводства в рамках таможни и торговли, осуществляемое на основании электронной таможенной декларации (должно начать действовать не позднее 31 декабря 2020 года).
  • Самостоятельная оценка суммы подлежащих уплате пошлин - Эта процедура предусматривает упрощенные режимы для AEO, позволяющие им фиксировать информацию об импорте/экспорте в своей отчетности вместо составления и подачи полноценных импортных/экспортных деклараций.
  • Санкции - В UCC отдельно не рассматривается право Государств-членов ЕС на установление различных санкций за нарушение требований таможенного законодательства. Следует отметить, что Европейская Комиссия уже объявила о том, что она выдвинет отдельные предложения, касающиеся гармонизации санкций, еще до конца этого года.
  • Решения, касающиеся тарифной информации - Срок действия постановления о юридически обязательной информации о тарифах (binding tariff information rulings - BTIs) был сокращен с шести до трех лет. Таким образом, он был согласован со сроком действия постановления о юридически обязательной информации о происхождении (binding origin information rulings - BOIs). Это косвенно влияет на то, что экономические операторы, полагающиеся на BTIs с целью установления исходных данных по тарифам, должны будут более внимательно отслеживать изменения и вносить их в систему управления данными.
  • Оценка - Два основных вопроса, связанные с оценкой, еще не были должным образом покрыты положениями UCC. Эти вопросы касаются регулирования первой продажи (first sale) и возможности издания новых положений, касающихся роялти (в результате введения более широкого их обложения пошлинами). Имплементирующие положения, как ожидается, внесут окончательную ясность в эти вопросы.
  • Изменения, касающиеся сферы морских перевозок - В 2013 году Комиссар по вопросам налогообложения, таможенного союза, аудита и борьбы с мошенничеством Альгирдас Шемета (Algirdas Semeta) опубликовал стратегию, именуемую «голубым поясом» («Blue Belt»). Она направлена на облегчение таможенной процедуры для судов посредством сокращения бюрократических формальностей, устранения задержек в портах и увеличению конкретности этого сектора. Для судов, перевозящих как товары ЕС, так и зарубежные товары, периодически заходящих в порты на таможенной территории ЕС и вне ее, Комиссия предлагает значительное усовершенствование таможенных процедур посредством системы раздельной маркировки товаров ЕС и зарубежных товаров, к которым не будут применяться упрощения. Для этого планируется создать единую систему электронного декларирования грузов. Детали этот системы будет, опять же, описаны в имплементирующих положениях.

Среди других изменений следует отметить, необходимость получения разрешения для функционирования сооружений временного хранения. Также предусматривается объединение процедуры переработки на таможенной территории ЕС и переработки под таможенным контролем. Условное освобождение от уплаты пошлин в рамках переработки на таможенной территории ЕС упраздняется.

Применение всех этих мер по заявлениям Комиссии должно предоставить экономическим операторам больше юридической определенности и сделать таможенные процедуры более четкими и ясными, в том числе, и для самих таможенных органов ЕС. UCC также заполняет отдельные пробелы в законодательстве, отмеченные некоторыми Государствами-членами ЕС. По прочим вопросам следует подождать новых предложений Комиссии, первые из которых мы должны увидеть уже в текущем году.

Комиссар Альгирдас Шемета приветствовал принятие Парламентом положительного решения при принятии UCC. «Таможенный Союз - это история успеха ЕС. Более 40 лет он защищает наших граждан и представителей бизнеса, содействует постоянному росту объемов торговли», - отметил он.

«Таможенный Кодекс Европейского Союза, принятый Европейским Парламентом обеспечит продолжение продуктивной работы таможни и даже сделает ее еще более эффективной, менее затратной и лучше отвечающей вызовам современной экономики», - добавил господин Шемета.

По мнению экспертов, новый кодекс UCC, появление которого несколько раз откладывалось, в целом отвечает ожиданиям в ЕС. Однако окончательные выводы о его положительных сторонах и возможных недостатках можно будет сделать только после опубликования Комиссией имплементирующих положений (

28 февраля 1990 года Комиссия ЕС предоставила на рассмотрение проект Таможенного кодекса ЕС, 12 октября 1992 года Регламентом Совета №2913/92 Таможенный кодекс был принят и уже с 1 января 1994 года вступил в силу. Прежде чем таможенный кодекс вступил в силу был принят Регламент №2454/93

«О применении Таможенного кодекса», или как его ещё по другому называют, Имплементационный кодекс. Имплементационный кодекс утверждал порядок вступления в действие, а также применение норм Таможенного кодекса Европейского союза.

Таможенный кодекс ЕС своим появлением обязан государствам-членам, так как на тот момент в национальных таможенных кодексах и уставах отпала нужда и требовался таможенный кодекс, который и будет интегрирован в государствах-членах ЕС.

Таможенный кодекс позволил отказаться от громадного количества различных директив и постановлений, которые несли в себе инструкции по вопросам таможенного контроля. Таможенный кодек явился одной директивой и инструкцией, ведь проводимое формирование общего рынка и требовало сведение воедино всех инструкций. Таможенный кодекс обязателен и имеет юридическую силу во всех государствах-членах, за исключением правил, которые имеют оговорку в Договорах о присоединении.

Хоть ТК ЕС и Имплементационный кодек смоги заменить огромное количество директив и регламентов, но два регламента они заменить все же не смогли, это Регламент №2658/87 «О общем таможенном тарифе ЕС» и Регламент №918/83 «О системе освобождения от уплаты таможенных пошлин».

Правовыми основами для принятия Таможенного кодекса ЕС является Договор «О ЕЭС», а точнее его статьи 26, 95, 133 и 135.

Таможенный кодекс ЕС, как и любой другой нормативный акт требует реформ и изменений, последний раз такие реформы затрагивали Таможенный кодекс ЕС в 2005 году, они затронули систему управления рисками, уполномоченных экономических операторов и т.д.

Неумолимое совершенствование таможенных технологий, а также непрекращающийся рост международной торговли заставил Комиссию ЕС кардинально изменить существующий Таможенный кодекс, дабы соответствовать реалиям данного времени. Вследствие чего, Европейским парламентом было вынесено решение о разработке Модернизированного таможенного кодекса.

Первый проект МТК представили на рассмотрение 10 декабря 2003 года, но проект получился сырым и был отправлен на доработку. Спустя почти год 11 ноября 2004 года, учтя и исправив все замечания проект был представлен ещё раз, но его постигла судьба первого проекта, он был отправлен на доработку и лишь 18 июня 2007 года окончательный проект модернизированного таможенного кодекса был одобрен и направлен в Европейский парламент. 23 апреля 2008 года Европейский парламент принял Регламент №450/2008 «Об утверждении Таможенного кодекса сообщества (обновленной версии Таможенного кодекса)».

Преамбула Модернизированного таможенного кодекса говорит о необходимости отразить в таможенном законодательстве новые задачи таможенных органах, новые роли и современную экономическую ситуацию.

По своей структуре МТК абсолютно идентичен со старым ТК, он так же состоит из девяти частей в которую входят главы и разделы, а также 188 статей, которые являются базовыми элементами.

Модернизированный Таможенный кодекс состоит из правовых норм, которые можно разделить на несколько групп:

общие положения;

положения, относящиеся к таможенному контролю и регулированию в сфере таможенного оформления;

положения, относящиеся к тарифному регулированию и сфере исчисления и уплаты таможенных пошлин.

В первую группу мы отнесем положения частей l, Vlll и lX Модернизированного Таможенного кодекса.

Часть l состоит из трех глав:

Впервой главе говорится о целях и задачах принятия МТК, также перечислены все таможенные территории ЕС. В данной главе особо выделяется ст. 4, в которой представлены 33 понятия и определения;

во второй главе части l обозначены права и обязанности лиц при взаимодействии с таможенными органами. Вопросы, рассматриваемые в данной главе, касаются осуществления лицами таможенных операций и предоставления в таможенные органы информации. Вторая глава устанавливает штрафные санкции за нарушение таможенного законодательства, а также регламентирует процедуру обжалования действий таможенных органов;

третья глава части l касается вопросов конвертации волюты и исчисления сроков.

В часть Vlll МТК говорится о товарах, вывозимых с таможенной территории Сообщества.

Данная часть состоит из трех глав:

первая глава указывает обязательства по подаче предварительной декларации, меры, устанавливающие определенные сведения, а также устанавливает таможенный контроль и формальности при экспорте;

глава вторая полностью посвящена экспорту и реэкспорту;

третья глава указывает на условия, при которых возможно освобождение от уплаты вывозных таможенных пошлин.

В данную группу так же входят нормы части lX, которая содержит перечень нормативно правовых актов ЕС, которые утратили силу с принятием ТК, нормы о Комитете по Таможенному кодексу, нормы о вступлении в силу Модернизированного Таможенного кодекса, а также корреляционные таблицы, в которых дается сравнение ТК и МТК.

Относящиеся ко второй группе нормы от таможенном оформлении и таможенном контроле в системе таможенного регулирования делают данную группу ключевой. К данной группе относятся положения частей lV-Vll.

Часть lV в которой освещаются вопросы, касающиеся прибытия товаров на таможенную территорию ЕС, делится на две главы: первая глава утверждает порядок предоставления ввозной краткой декларации, определяет круг лиц, ответственных за данное предоставление, а также порядок внесения дополнений и изменений в данную декларацию;

вторая глава полностью посвящена прибытию товаров на таможенную территорию ЕС. В данной главе также освещаются вопросы касающиеся предъявления товаров таможенным органам их выгрузка и досмотр. Кроме того, данная глава содержит положение о формальностях, совершаемых после предъявления товаров, а также о товарах, помещаемых под процедуру транзита. Часть V отражает общие правила о таможенном статусе, помещении товаров под таможенный режим, подтверждение, выпуске и распоряжении

товарами. Данная часть состоит из четырех глав:

первая глава касается таможенного статуса товаров;

вторая глава говорит о помещении товаров под таможенный режим;

глава третья регламентирует проверку и выпуск товаров;

глава четвертая устанавливает нормы касающиеся распоряжения товарами.

Относящаяся ко второй группе глава первая части Vl модернизированного таможенного кодекса ЕС, раскрывает нормы о выпуске товаров для свободного обращения.

Часть Vll имеет очень большое значение, ведь она посвящена специальным таможенным процедурам, к которым согласно Модернизированному Таможенному кодексу ЕС относится транзит (внешний, внутренний и коммунитарный), хранение, особое использование и переработка (внутренняя и внешняя).

В третью группу входят положения частей ll и ll Модернизированного Таможенного кодекса ЕС, а также глава втора части Vl.

Часть ll говорит о тарифном регулировании и разделяется на три главы:

первая глава характеризует Таможенный тариф Европейского сообщества и тарифную классификацию товаров. Данная глава определила основные структурные элементы Таможенного тарифа ЕС, в которые вошли комбинированная номенклатура товаров, ставки таможенных пошли, тарифные преференции;

вторая глава содержит положения, которые определяют страну происхождения товара для таможенных целей. Выделено преференциальное и не преференциальное происхождение товаров;

третья глава касается определения стоимости товаров для таможенных целей. Данная глава дает определение таможенной стоимости товаров, раскрывает основные принципы, на которых основывается определение таможенной стоимости, а также предоставлены методы определения таможенной стоимости.

Часть lll, относящаяся к третьей группе говорит о таможенной задолженности и обеспечение, данная часть состоит из четырех глав:

глава первая говорит о возникновение таможенной задолженности;

глава вторая говорит об обеспечение уплаты потенциальной или существенно таможенной задолженности;

глава третья касается возврата и уплаты ввозных и вывозных таможенных пошлин;

глава четвертая говорит о погашении таможенной задолженности.

Глава вторая части Vl Модернизированного Таможенного кодекса говорит о случаях освобождения от уплаты импортных пошлин обратно ввезённым товарам и продукции морского промысла.

Принципиальные изменения Модернизированного Таможенного кодекса от Таможенного кодекса выделяются в следующем:

таможенные декларации и сопроводительные документы подаются только в электронном виде;

обмен информации между таможенными органами осуществляется только в электронной форме;

введена концепция «Централизованного оформления», теперь уполномоченный таможенный оператор имеет возможность декларировать и уплачивать пошлины в электронной форме по месту своего нахождения и независимо от того, через какое государство-член ЕС ему предстоит перемещать товар;

введение концепции «Одного окна» и «Одной остановки».

В современных реалиях МТК ЕС не перестал совершенствоваться, и новая редакция Модернизированного Таможенного кодекса вступила в силу с 01.02.2016 года. Основная часть кодекса осталась прежней.

Основные ключевые изменения следующие:

уполномоченным экономическим операторам предоставляются расширенные преференции;

срок хранения таможенных документов для целей таможенной проверки увеличен с трех до десяти лет;

с 01.05.2016 года все типы деклараций будут подаваться только в электронном виде через систему EDI;

для доказательства ввоза или вывоза товара для налоговой инспекции нужно иметь декларацию только в электронном виде в формате XML.

Кодекс объединим порядка 75 регламентов, которые были приняты с 1968 по 1992 года, так же он был направлен на достижение ясности и единообразия в толковании положений права ЕС, затрагивающую вопросы торговли с третьими странами.

доктор юридических наук, профессор кафедры международного права Российского университета дружбы народов

Аннотация:

В настоящей статье автор анализирует организационно-правовые основы функционирования таможенного союза ЕС и модернизированный таможенный кодекс ЕС. С момента создания Европейского экономического сообщества в 1957г. таможенный союз стал основной целью ближайшего развития интеграционного процесса, поскольку без таможенного союза было невозможно сформировать общий рынок, создание которого было на тот момент основной задачей Европейского экономического сообщества. Таможенный союз ЕС формировался постепенно по мере углубления интеграции, поэтому все сложности развития европейского интеграционного процесса наложили свой отпечаток и на процесс формирования таможенного союза. В процессе исследования автор отмечает, что вопросы, связанные с механизмом принятия решений в сфере таможенного сотрудничества, определяются в актах первичного права ЕС, поскольку порядок обычной законодательной процедуры детально прописан в Договоре о функционировании Европейского Союза. Автор также отмечает, что особое положение среди норм Модернизированного таможенного кодекса ЕС занимают нормы, направленные на регулирование таможенного долга и гарантий. Положения нового Таможенного кодекса (раздел 3 Модернизированного таможенного кодекса ЕС) охватывают следующие этапы реализации свободы передвижения товаров на территории Европейского Союза. В заключении автор отмечает, что все вопросы, связанные с таможенной политикой Европейского Союза, регламентированы в учредительных договорах, а нормы Таможенного кодекса ЕС лишь детализируют положения учредительных договоров. Автор также делает вывод о том, что применение Модернизированного таможенного кодекса Европейского Союза вне контекста учредительных договоров Европейского Союза невозможно.

Ключевые слова:

таможенный союз, модернизированный таможенный кодекс, общий таможенный тариф, таможенная территория, правое регулирование, право, Европейский Союз.

Сегодня таможенный союз ЕС является основой, на базе которой реализуются четыре свободы внутреннего рынка Европейского Союза – свобода передвижения, лиц, товаров, услуг и капиталов.

Таким образом, таможенный союз в ЕС - это основной элемент интеграции в экономической сфере, составляющий основу функционирования единого внутреннего рынка Европейского Союза.

Таможенный союз ЕС является тарифным сообществом, в котором установлен единый таможенный тариф, и в котором гармонизированы все налоги и сборы, взимаемые с импорта.

Рассмотрим этапы формирования таможенного союза ЕС, которые непосредственно связаны с постепенным углублением интеграции в рамках Европейского Союза.

Основной составляющей частью Таможенного союза является Общий таможенный тариф ЕС.

Общий таможенный тариф ЕС впервые был введен в 1958г. Он был закреплен в размере среднего арифметического пошлин, которые действовали в то время, и действовал на основе номенклатуры, закрепленной Брюссельской конвенцией 1950 г. «О номенклатуре для классификации товаров в таможенных тарифах».

Следовательно, формально таможенный союз в рамках Европейских сообществ был сформирован к концу 1960-х годов, когда поэтапно были отменены все внутренние тарифные преграды для передвижения товаров и введен Общий таможенный тариф.

Уже с 1975г. доходы от Общего таможенного тарифа поступают Европейскому экономическому сообществу, а не его государствам-членам.

Общий таможенный тариф также используется ЕС для предоставления помощи развивающимся странам.

В 1987 году Европейское экономическое сообщество как единый субъект международного права ратифицировало Международную конвенцию о гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС). Она вступила в силу на территории Европейского экономического сообщества в 1988г. в форме совмещенной номенклатуры.

Совмещенная номенклатура включала:

· Номенклатуру гармонизированной системы описания и кодирования товаров;

· Субпозиции к этой номенклатуре;

· Предварительные положения, т.е. дополнительные секции, примечания к субпозициям.

Параллельно с введением совмещенной номенклатуры была создана информационная база данных (ТАРИК) – интегрированный тариф ЕС. ТАРИК создана для того, чтобы показывать особые положения, применяемые к товарам каждого кода Совмещенной номенклатуры.

Что касается, таможенных пошлин, то вопрос о том, какой тариф взимать с товаров и взимать ли вообще, решается на основе концепции происхождения товаров.

Концепция происхождения товара была сформулирована в регламенте Совета №802/68. Эта концепция также была важна для того, чтобы предотвратить подделку товаров, обусловленную неправильным указанием страны-производителя товара как целиком, так и товаров, закупленных в государстве, где они были произведены после существенной переработки сырья и полуфабрикатов, происходящих из других стран.

Для товаров, экспортируемых из ЕС, Европейская комиссия приняла образцовый сертификат происхождения: «Сделано в ЕС».

Вопросы определения страны происхождения товара были детализованы в Таможенном Кодексе ЕС (1).

Но, поскольку Европейский Союз – это интеграционное сообщество, в нем невозможен кодифицированный закон. Поэтому Кодекс – это условное название правового акта, принятого в форме регламента.

Применение Кодекса вне контекста указанного регламента невозможно .

Таким образом, поскольку в интеграционном сообществе кодифицированный закон невозможен, «кодекс» - это условное название для сборника норм регламентов.

Перечисленные выше меры позволили ЕС вести единую таможенную политику, необходимую для создания внутреннего рынка, а также облегчили ведение Союзом общей торговой политики.

Таможенный союз ЕС имеет как внутренние, так и внешние аспекты. Устранение препятствий в торговле между государствами-членами невозможно без общей внешней таможенной политики.

Таможенный союз дополняется свободой передвижения лиц, услуг и капиталов.

Поэтому таможенная территория ЕС – это все территории, где действует право ЕС.

Процесс отмены таможенной процедуры на границах между государствами-членами ЕЭС начался в 1968г.

Для сбора статистической информации после 1 января 1993г. был создан Интрастат (INTRASTAT) – информационная система, позволяющая получать статистическую информацию об обмене товарами между государствами-членами напрямую от предприятий.

В ЕС на основе положений учредительных договоров вопросы таможенного регулирования перешли в сферу исключительной компетенции Союза (ст. 3 Договора о функционировании Европейского Союза). В указанной статье таможенный союз занимает первое место, т.к. он является основным достижением европейской интеграции на пути к созданию и функционированию единого внутреннего рынка, а также экономического и валютного союза.

Однако не следует полагать, что если регулирование Таможенного союза относится к исключительной компетенции Союза, то государства-члены утрачивают свою суверенную компетенцию в этой сфере.

Несмотря на то, что сфера таможенного и внешнеторгового регулирования относится к исключительной компетенции Союза, государства-члены могут издавать собственные нормативно-правовые акты в этой сфере в случае установления ими запретов и ограничений импорта и экспорта товаров.

Вне компетенции Союза в сфере таможенного союза ЕС остается система и структура национальных таможенных органов, правовой статус их служащих, ответственность за преступления и нарушения в таможенной сфере и т.д.

Поэтому, когда какая-либо область сотрудничества передается в исключительную компетенцию Союза, это не означает централизации власти.

Институты Союза издают только акты вторичного права. Поэтому даже Таможенный кодекс ЕС создан в виде регламента, причем регламента Совета. А Совет ЕС является межправительственным органом.

Современное определение таможенного союза как режима экономической интеграции можно найти в положениях ГАТТ.

Согласно п. «а» параграфа 8 статьи 24 ГАТТ под таможенным союзом понимается замена двух или нескольких территорий одной таможенной территорией следующим образом:

1. Пошлины и иные ограничительные меры регулирования торговли отменяются в отношении практически всей торговли между составляющими территориями таможенного союза, или, по меньшей мере, - в отношении практически всей торговли товарами, происходящими из этих территорий.

2. Те же пошлины и иные меры регулирования торговли применяются каждым членом таможенного союза по отношению к торговле с территориями, не входящими в союз.

В современном праве Европейского Союза таможенное регулирование основывается на целом комплексе норм и правил Европейского Союза, которые составляют так называемое таможенное право Европейского Союза.

Рассмотрим те нормы, которые формируют таможенное право Европейского Союза:

В соответствии с уже упоминавшейся ст. 3 Договора о функционировании Европейского Союза, таможенный союз относится к одной из шести сфер исключительной компетенции Европейского Союза.

Специальные положения о таможенном союзе ЕС содержатся в разделе 2 Договора о функционировании Европейского Союза («Свободное передвижение товаров»).

Ст. 28 Договора о функционировании Европейского Союза устанавливает, что «Союз включает в себя таможенный союз, который распространяется на весь товарооборот и предполагает запрещение между государствами-членами таможенных пошлин на импорт и экспорт и любых равнозначных сборов, а также принятие Общего таможенного тарифа в их отношениях с третьими странами».

Таким образом, таможенный союз, согласно источникам права ЕС в действующей сегодня Лиссабонской редакции включает:

Запрещение между государствами-членами Европейского Союза таможенных пошлин на импорт и экспорт или равнозначные сборы, включая пошлины налогового характера и любые сборы, равнозначные им (ст. 30 Договора о функционировании Европейского Союза).

Распространение Общего таможенного тарифа на отношения государств-членов Европейского Союза с третьими странами (ст. 31 Договора о функционировании Европейского Союза).

Товарооборот в Европейском Союзе составляет продукция, местом происхождения которой являются, во-первых, государства-члены ЕС, во-вторых, продукция из третьих стран, находящаяся в свободном обращении в государствах-членах ЕС (ст. 28 Договора о функционировании Европейского Союза).

Находящейся в свободном обращении в любом из государств-членов Европейского Союза признается продукция из третьих стран, в отношении которой в государстве-члене ЕС были выполнены импортные формальности, взысканы подлежащие уплате таможенные пошлины и равнозначные им сборы, и применительно к которой не проводился полный или частичный возврат указанных пошлин и сборов (ст. 29 Договора о функционировании Европейского Союза).

Следует отметить, что сформулированное выше правило представляет собой основной принцип таможенного союза в ЕС.

В учредительных договорах Европейского Союза определены также критерии реализации Европейской комиссией ее полномочий по осуществлению таможенно-тарифного регулирования. К таким критериям относятся:

· необходимость развивать торговлю между государствами-членами и третьими странами;

· развитие условий конкуренции внутри Европейского Союза в целях возрастания конкурентоспособности предприятий;

· потребность в снабжении Союза сырьем и полуфабрикатами с одновременным соблюдение условия о том, чтобы между государствами-членами Европейского Союза не искажались условия конкуренции в отношении конечной продукции;

· необходимость избегать серьезных нарушений в хозяйственной жизни государств-членов Европейского Союза, а также обеспечивать рациональное развитие производства и рост потребления на территории Европейского Союза.

Перечисленные выше критерии закреплены в ст. 32 Договора о функционировании Европейского Союза.

Полномочия Европейского Союза по регулированию таможенного союза ЕС закреплены в ст. 33 Договора о функционировании Европейского Союза). Согласно этой статье Европейский парламент и Совет ЕС, постановляя в соответствии с обычной законодательной процедурой, принимают меры по усилению таможенного сотрудничества государств-членов друг с другом и с Европейской комиссией. Однако указанные меры осуществляются только в рамках сферы применения договоров.

На уровне актов вторичного права Европейского Союза таможенно-тарифное регулирование регламентировано регламентами ЕС. Неким сборником положений регламентов, создающих правовое поле функционирования таможенного союза в Европейском Союзе является Модернизированный таможенный кодекс Европейского Союза, утвержденный регламентом (ЕС) – Европейского парламента и Совета №450/2008 .

Модернизированный кодекс был принят в рамках не прекращающейся работы по усовершенствованию таможенного союза ЕС, начатой Европейской комиссией в девяностых годах двадцатого века.

Таким образом, новый Модернизированный кодекс пришел на смену кодексу Европейского сообщества 1992 года.

Новый регламент №450/2008 содержит преамбулу, 188 статей, объединенных в девять разделов.

Если говорить о новеллах регламента №450/2008, то принципиальная новизна так называемого Модернизированного таможенного кодекса Европейского Союза состоит в том, что он создает общую электронную систему таможенного регулирования между государствами-членами Европейского Союза.

Таким образом, Модернизированный таможенный кодекс Европейского Союза создает принципиально новую систему таможенного регулирования между государствами-членами ЕС, переводя таможенный союз на принципиально новые правовые основы.

Модернизированный таможенный кодекс Европейского Союза по своей внутренней структуре схож с прежним Таможенным кодексом ЕС, который был принят в 1992 году.

Новый модельный таможенный кодекс Европейского Союза содержит наряду с общими положениями относительно пределов применения таможенного законодательства специальные положения, которые направлены на регулирование важнейших институтов, формирующих Таможенный союз ЕС.

Так, Модернизированный таможенный кодекс содержит положения об Общем таможенном тарифе, устанавливает основания применения ввозных и вывозных таможенных пошлин, регулирует вопросы определения места происхождения товаров, а также вопросы таможенной стоимости.

Таким образом, Модернизированный таможенный кодекс Европейского Союза включает в себя специальные вопросы, которые первоначально были согласованы государствами-членами ЕС в учредительных договорах.

И сегодня важнейшие положения, формирующие таможенный союз ЕС, содержатся в учредительных договорах Европейского Союза.

Так, часть третья Договора о функционировании Европейского Союза содержит следующие разделы: «Свобода передвижения товаров», «Таможенный союз», «Таможенное сотрудничество», «Запрещение количественных ограничений между государствами-членами».

В частности, в ст.33 Договора о функционировании Европейского Союза сказано, что Европейский парламент и Совет, постановляя в соответствии с обычной законодательной процедурой, принимают меры по усилению таможенного сотрудничества государств-членов.

Таким образом, вопросы, связанные с механизмом принятия решений в сфере таможенного сотрудничества, определяются в актах первичного права ЕС, поскольку порядок обычной законодательной процедуры детально прописан в Договоре о функционировании Европейского Союза. В актах первичного права Европейского Союза определяется также таможенная политика Европейского Союза в целом, а Модернизированный таможенный кодекс ЕС лишь конкретизирует нормы учредительных договоров Европейского Союза.

Особое положение среди норм Модернизированного таможенного кодекса ЕС занимают нормы, направленные на регулирование таможенного долга и гарантий. Положения нового Таможенного кодекса (раздел 3 Модернизированного таможенного кодекса ЕС) охватывают следующие этапы реализации свободы передвижения товаров на территории Европейского Союза:

· поступление товаров на таможенную территорию ЕС;

· таможенный статус товаров;

· помещение товаров под соответствующую таможенную процедуру;

· реализацию товаров в свободном обращении;

· порядок освобождения товаров от таможенных пошлин;

· условия освобождения товаров от таможенных пошлин.

Статус специального Комитета Таможенного кодекса определяется в разделе 9 Модернизированного таможенного кодекса. Однако, как указывалось выше, все вопросы, связанные с таможенной политикой Европейского Союза, регламентированы в учредительных договорах, а нормы Таможенного кодекса ЕС лишь детализируют положения учредительных договоров.

Таким образом, применение Модернизированного таможенного кодекса Европейского Союза вне контекста учредительных договоров Европейского Союза невозможно.

ПРИМЕЧАНИЕ

(1) С 2013 года Модернизированный таможенный кодекс Европейского Союза, утвержденный регламентом (ЕС) – Европейского парламента и Совета №450/2008 заменил действующий ранее Таможенный кодекс ЕС.

ЛИТЕРАТУРА:

Regulation (EC) №450/2008 of the European Parliament and of the Council laying down the Community Customs Code (Modernised Customs Code) // OJ 2008 L 145\1.

Заголовок En:

European Union Customs Union And The Upgraded Customs Code Of The European Union

Аннотация En:

In the present article author analyzes the institutional framework of the Customs Union of the EU and the modernized Customs Code of the EU. Since the establishment of the European Economic Community in 1957 the Customs Union became the main aim of proximal development of the integration process, because without the customs union was not possible to form a common market, establishment of which was at that time the main task of the European Economic Community. The EU Customs Union formed gradually with the deepening integration, so all the difficulties of the European integration process have left their imprint on the formation of the customs union. In the study author notes that issues related to the decision-making mechanism in the field of customs cooperation defined in acts of primary EU law, because the order of the ordinary legislative procedure prescribed in detail in the Treaty on the Functioning of the European Union. Author also notes that the special position among the rules to modernize the EU Customs Code occupies rules aimed at regulating the customs debt and guarantees. The provisions of the new Customs Code (Section 3 of the modernized Customs Code EU) cover the following stages of the free movement of goods within the European Union. In conclusion, author notes that all matters relating to customs policy of the European Union are regulated in the founding treaties and the rules of the Customs Code only detail the provisions of the EU founding treaties. Author also concludes that the application of the modernized Customs Code of the European Union outside the context of the founding treaties of the European Union is impossible.

Ключевые слова En:

Customs Union, upgraded customs code, blanket customs tariff, customs territory, legal regulation, law, European Union.

28 февраля 1990 г. Комиссия ЕС представила проект Таможенного кодекса (ТК). В сопровождающем проект разъяснительном меморандуме предложение Комиссии описывалось как «самый далеко идущий проект консолидации правовых норм, когда-либо предпринятый в сфере права Сообщества» . ТК был принят 12 октября 1992 г. Регламентом Совета 2913/92 и вступил в силу 1 января 1994 г., 2 июля 1993 г. был принят Регламент Комиссии № 2454/93 (так называемый Имплементационный кодекс, или Регламент о применении Таможенного кодекса), устанавливающий порядок вступления в действие и применения норм Таможенного кодекса ЕС [ 13].

Основное значение появления нормативного акта такого уровня, как ТК, состоит в том, что теперь для государств - членов ЕС перестала существовать потребность в национальных таможенных кодексах и уставах.

До издания ТК инструкции по вопросам таможенного контроля распространялись при помощи огромного количества директив и постановлений. Принятие ТК, помимо всего прочего, имело своей целью сведение воедино этих инструкций ввиду потребностей проводимого формирования общего рынка . Авторы ТК пошли дальше - ими было предпринято все возможное, чтобы сделать содержание таможенного права Сообществ более связным, восполнить и устранить имевшиеся пробелы.

ТК обязателен и обладает прямым действием во всех государствах - членах ЕС, за исключением правил, особо оговоренных в Договорах о присоединении.

ТК и Имплементационный кодекс заменили собой более ста регламентов и директив, ранее действовавших в сфере таможенного регулирования. Тем не менее два наиболее важных регламента из числа ранее принятых в ЕС продолжали действовать. Это Регламент № 2658/87, вводивший Общий таможенный тариф ЕС , и Регламент № 918/83 ,

устанавливающий систему освобождения от у 11латы таможенных пошлин.

Правовой основой принятия ТК являются статьи 26, 95 и 133 Договора о ЕЭС. Так, статья 26 предусматривает, что любое изменение ИЛИ устранение ставок пошлин в Общем таможенном тарифе ус-гл11авливается решением Совета, принимаемым квалифицированным б".ЭС. Суть политики первых членов Сообщества заключалась в том, что вместо многочисленных национальных правовых актов взаимоотношения в таможенной сфере должны регулироваться актами ("ообщества, для чего должна быть проведена обширная работа по гармонизации таможенных правил и принятию соответствующих наднациональных документов. Еще в 1971 г. Комиссия принимает генеральную программу по сближению таможенного законодательства, которая в качестве конечной цели провозглашает консолидации по таможенного права Сообщества.

В соответствии с целями своего создания Таможенный кодекс применяется только в сфере торговых отношений Сообщества с третьими странами. Оборот товаров внутри государств - членов ЕС не и ходит в круг вопросов, регулируемых ТК.

По своей природе ТК не может регулировать все таможенные и торговые меры, применяемые Сообществом в отношении третьих стран. Объединяющий вопросы тарифного регулирования ЕС Общий таможенный тариф вместе с Таможенным кодексом составля-к)г два краеугольных камня таможенного права ЕС, действующего в (птюшении третьих стран. До настоящего момента в ТК несколько раз вносились изменения, последние (в 2005 г.) из которых касались системы управления рисками в таможенной сфере, уполномоченных экономических опе-I >а торов и некоторых других вопросов.

Однако дальнейшее развитие таможенных технологий, рост между народной торговли требовали существенной переработки ТК. В результате было принято решение о разработке проекта Модернизированного таможенного кодекса (МТК). Первый проект был представлен 10 декабря 2003 г., после учета всех замечаний проект еще раз был представлен 11 ноября 2004 г., и окончательный вариант был одобрен Европейской комиссией 18 июня 2007 г. и направлен в Европейский парламент. 23 апреля 2008 г. был принят Регламент № 450/2008, утвердивший МТК .

В преамбуле МТК говорится, что необходимо, чтобы в таможенном законодательстве нашли свое отражение современная экономическая ситуация, а также новые роль и задачи таможенных органов, которые фактически выдвинуты на лидирующую позицию в системе органов, обеспечивающих выполнение задач по ускорению международного товарооборота. Кроме того, эти новые роли и задачи стали катализатором конкурентоспособности стран и компаний ввиду проведения таможенными органами мониторинга и управления процессами в международной торговле. Выполнение этих задач и заложено в положения МТК ЕС.

Говоря о структуре акта, необходимо заметить, что он, как и предыдущий ТК, состоит из девяти частей, включающих в себя более мелкие структурные единицы, из которых базовыми элементами являются 188 статей.

Условно правовые нормы МТК можно разделить на следующие группы: 1)

общие положения; 2)

положения, касающиеся регулирования таможенного оформления и таможенного контроля; 3)

нормы, относящиеся к тарифному регулированию и сфере исчисления и уплаты таможенных платежей.

Остановимся подробнее на каждой группе.

К первой группе можно отнести положения частей I, VIII и IX МТК.

Часть I включает три главы. Первая глава содержит цели и задачи принятия Кодекса, перечень территорий, включенных в состав таможенной территории ЕС.

Однако наиболее важным элементом данной главы является статья 4, в которой даны 33 основных понятия и определения.

Вторая глава части I касается прав и обязанностей лиц при взаимодействии с таможенными органами. В частности, в ней освещены вопросы представительства при осуществлении таможенных опера-1гий, предоставления информации таможенными органами.

Кроме того, в ней отражены вопросы применения штрафных санкций за нарушения таможенного законодательства, процедура обжалования действий таможенных органов, а также содержатся положения о хранении документов и информации.

В третьей главе части I затронуты вопросы конвертации валюты и исчисления сроков.

К данной группе правовых положений МТК можно отнести и нормы части IX «Комитет по Таможенному кодексу и заключительные положения», в котором содержатся перечень нормативных правовых актов ЕС, утративших силу с принятием ТК, нормы о Комитете по ТК, о вступлении в силу МТК и корреляционные таблицы, в которых дается соотношение статей предыдущей редакции ТК и МТК.

Ко второй группе относится большинство статей МТК, что объясняется ключевой ролью норм о таможенном оформлении и таможенном контроле в системе таможенного регулирования. Таким образом, к данной группе относятся положения частей IV-VIII (за исключением главы 2

части VI) Кодекса.

Часть IV посвящена вопросам прибытия товаров на таможенную территорию ЕС и делится на две главы, первая из которых освещает порядок представления ввозной краткой декларации, определяет круг лиц, ответственных за данное представление, а также порядок внесения дополнений и изменений в данную декларацию. Вторая глава части IV делится на четыре раздела и освещает непосредственно прибытие товаров на таможенную территорию ЕС, включая вопросы предъявления товаров таможенным органам, их выгрузки и досмотра. Кроме того, во второй главе части IV содержатся положения о формальностях, совершаемых после предъявления товаров, а также о товарах, помещаемых под процедуру транзита.

В части V отражены нормы о таможенном статусе товаров (глава 1) и помещении товаров под таможенную процедуру, в частности раскрыты вопросы представления стандартных и упрощенных таможенных деклараций. Глава 3 части V посвящена верификации и выпуску товаров, а глава 4 раскрывает вопросы распоряжения товарами.

Ко второй группе относятся также положения главы 1 части VI МТК ЕС, которые говорят о выпуске товаров для свободного обращения.

Большое значение имеет часть VII, посвященная специальным процедурам, к которым согласно МТК ЕС относятся транзит (внешний, внутренний и коммунитарный), хранение, особое использование и переработка (внутренняя и внешняя).

Третья группа норм объединяет положения частей II и III МТК ЕС, а также главы 2 части VI. Статьи, содержащиеся в части НТК, относятся к сфере тарифного регулирования и подразделяются на три главы.

Глава 1 характеризует Таможенный тариф Европейского сообщества и тарифную классификацию товаров. В указанной главе определены основные структурные элементы Таможенного тарифа ЕС, в числе которых комбинированная номенклатура товаров, ставки таможенных пошлин, тарифные преференции, предоставляемые отдельным странам и группам стран в соответствии с международными договорами ЕС, а также некоторые другие элементы.

В главе 2 представлены положения, касающиеся определения страны происхождения товаров для таможенных целей. Выделено преференциальное (в отношении стран и групп стран, с которыми заключены соответствующие международные договоры) и непреференциальное (из всех остальных стран) происхождение товаров.

Чрезвычайно значимой является глава 3 рассматриваемой части МТК, которая посвящена определению стоимости товаров для таможенных целей. В главе дается определение таможенной стоимости товаров, раскрываются основные принципы, на которых должно основываться определение таможенной стоимости, а также приведено содержание методов определения таможенной стоимости.

Часть III, также относящаяся к третьей группе, регулирует вопросы, связанные с таможенным долгом. Указаны случаи, при которых возникает таможенный долг при импорте и экспорте товаров, и способы обеспечения уплаты таможенного долга. Кроме того, описывается, как осуществляется взыскание суммы таможенного долга (включая сроки и общий порядок такого взыскания). Отдельная глава посвящена аннулированию таможенного долга.

Глава 2 части VI МТК посвящена случаям освобождения от уплаты импортных пошлин, в частности обратно ввезенным товарам и продукции морского промысла.

Если же говорить о принципиальных новациях МТК по сравнению с предыдущей редакцией

ТК ЕС, то можно выделить следующие: 1)

представление таможенных деклараций и сопроводительных документов в электронной форме в качестве основного механизма. Данное положение является основным краеугольным камнем так называемой «новой электронной таможенной среды», которая вводится МТК; 2)

обеспечение обмена информацией между таможенными органами и иными компетентными органами ЕС в электронной форме. отметим, что система информационного взаимодействия между таможенными и иными компетентными органами стран - участниц ЕС не один год отрабатывалась в отдельных государствах-членах ЕС (например, в Швеции). Затем данный успешный опыт был использован при подготовке МТК; 3)

введение концепции «централизованного оформления», в рамках которой уполномоченные торговые операторы будут иметь возможность декларировать товары и уплачивать таможенные платежи в электронной форме по месту своего нахождения, независимо от того, через какое государство - член ЕС товары были ввезены на таможенную территорию или в каком государстве - члене ЕС они были использованы; 4)

развитие концепций «одного окна» и «одной остановки».

В рамках концепции «одного окна» субъекты хозяйствования будут подавать информацию о товарах только в один орган, даже если она должна быть представлена в несколько компетентных органов. Данное нововведение тесно увязано с системой информационного обмена между таможенными и иными компетентными органами государств - членов ЕС, о которой речь шла выше.

В рамках концепции «одной остановки» контрольные операции, осуществляемые всеми компетентными органами (таможенный, санитарный контроль и др.) в отношении товаров, будут совершаться и одно время и в одном месте.

Еще по теме Глава 4 ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И СТРУКТУРА:

  1. Глава 2 ПРАВО ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И ЕГО СПЕЦИФИКА. МЕСТО ТАМОЖЕННОГО ПРАВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В СИСТЕМЕ ПРАВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
  2. Глава 1 ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ
  3. Анохина О.Г.. Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза, 2011
  4. Глава 12 УБЫТИЕ ТОВАРОВ С ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
  5. Глава 9 ПРИБЫТИЕ ТОВАРОВ НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
  6. Глава 13 ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЛИЦ В СООТВЕТСТВИИ С ТАМОЖЕННЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
  7. Глава 3 Характеристика правовой системы Европейского Союза
  8. Приложение 10. СХЕМА ТАМОЖЕННОГО КОДЕКСА ЕВРОПЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений -

Прежде чем остановиться на основных положениях действующего европейского кодифицированного таможенного акта, необходимо заострить внимание на используемых в нем, а также имеющих для него большое значение понятиях и категориях.

Тарифный союз - объединение государств, имеющих общий таможенный тариф для торговли с третьими странами и устраняющих импортные пошлины во взаимной торговле;

Ассоциация свободной торговли - организация, которая при отсутствии единого внешнего таможенного тарифа у государств-членов, устанавливает порядок необложения импортными пошлинами во взаимной торговле товаров, происходящих из стран-членов Ассоциации;

Таможенный союз - представляет собой тарифный союз с гармонизированной системой правовых норм в области таможенного регулирования, а также в области других видов налогообложения импорта;

Экономический союз - объединение государств, вместе с созданием Таможенного союза обеспечивающее свободу перемещения внутри союза услуг, капиталов и рабочей силы.

Лицо - в понимании Кодекса к лицам относятся: физические лица; юридические лица; в случаях, предусмотренных действующим законодательством, объединение лиц, способное осуществлять юридически значимые действия, но не имеющее статуса юридического лица.

Лицо, домицилированное в Сообществе - а) для физических лиц - любое лицо, постоянно проживающее на территории Сообщества; б) для юридических лиц и объединений - любое, имеющее на территории Сообщества зарегистрированный офис или центральную штаб-квартиру или постоянное деловое учреждение.

Таможенные органы - органы власти, в полномочия которых входит, среди прочего, применение таможенных правил (такое толкование позволяет причислять к таможенным властям иммиграционную службу, пограничные органы и т. п.).

Таможенное учреждение - любое учреждение, в котором могут быть осуществлены все или некоторые формальности, предусмотренные таможенными правилами.

Решение - официальный акт таможенных органов по применению таможенных правил, предусмотренных для определенной ситуации; такой акт создает юридические последствия для одного лица или ряда лиц, непосредственно определенных либо обладающих определенными признаками.

Таможенный статус - принадлежность или отсутствие принадлежности товара к «товарам Сообщества»".

Товары Сообщества:

а) полностью произведенные на таможенной территории Сообщества при соблюдении условий ст. 23 Кодекса (см. ниже) и не включающие в себя товары, импортированные из-за пределов таможенной территории Сообщества;

б) импортированные из стран и территорий, не входящих в состав таможенной территории Сообщества, и выпущенные в свободное обращение в Сообществе;



в) произведенные на таможенной территории Сообщества из товаров, указанных только в пункте 6 либо из сочетания товаров, указанных в пунктах а и б.

Статья 23 Кодекса детализирует понятие товаров, полностью произведенных на таможенной территории Сообщества.

Минеральные продукты, добываемые на территории сообщества;

Плодовые продукты, выращенные на территории сообщества;

Живые животные на территории Сообщества;

Продукты, происходящие от выращенных на территории Сообщества живых животных;

Продукты, произведенные на плавучих рыбоперерабатывающих предприятиях;

Продукты, полученные с морского дна или шельфа за пределами территориальных вод при условии, что добывающая их страна-член Сообщества обладает исключительным правом на разработку данного участка морского дна или шельфа;

Промышленные отходы или мусор, собранные на территории Сообщества для переработки в сырьевые материалы;

Товары, произведенные на территории Сообщества исключительно из продуктов, указанных в предыдущих пунктах, или их производных, на любой стадии производства.

Товары, не имеющие статуса товаров Сообщества - все товары, не удовлетворяющие определению «товаров Сообщества». Кодекс предусматривает также утрату товарами статуса «товаров Сообщества» при их вывозе с таможенной территории Сообщества (за исключением таможенной процедуры внутреннего транзита).

Таможенный долг - обязательство лица уплатить сумму импортной пошлины (таможенный долг по импорту) или экспортной пошлины (таможенный долг по экспорту), соответствующей, согласно действующим нормам Сообщества, импортируемым или экспортируемым товарам. Статья 20 Кодекса уточняет, что суммы таможенных пошлин определяются на основе Единого таможенного тарифа Европейского Сообщества.

Импортные пошлины: таможенные пошлины и сборы, имеющие аналогичную природу, уплачиваемые при импорте товаров; сельскохозяйственные сборы и другие импортные сборы, взимаемые в соответствии с общей сельскохозяйственной квотой либо в силу особых соглашений по некоторым товарам, производимым в результате переработки сельскохозяйственных продуктов.

Экспортные пошлины:

а) таможенные пошлины и сборы, имеющие аналогичный характер, уплачиваемые при экспорте товаров;

б) сельскохозяйственные сборы и другие экспортные сборы, взимаемые в соответствии с общей сельскохозяйственной политикой либо в силу особых соглашений по некоторым товарам, производимым в результате переработки сельскохозяйственных продуктов.

Должник - лицо, должное оплатить таможенный долг.

Надзор таможенных властей - совокупность действий таможенных властей, проводимых с целью обеспечения реализации таможенных и других применимых к товарам правил.

Контроль таможенных властей - осуществление таможенными властями специальных действий, проводимых с целью обеспечения реализации таможенных и других применимых к товарам правил, а именно: досмотр товаров, проверка наличия и правильности заполнения документов, проверка бухгалтерских счетов и других записей, досмотр транспортных средств, досмотр багажа и личных вещей, подача официальных запросов и др.

Таможенный режим:

1) помещение товара под одну из таможенных процедур;

2) помещение товаров в свободную зону или на свободный склад;

3) реэкспорт товаров из таможенной территории Сообщества;

4) уничтожение товаров;

5) отказ от товаров.

Таможенная процедура:

1) выпуск товара в свободное обращение;

2) транзит товара;

3) помещение товара на таможенный склад;

4) переработка товара внутри таможенной территории;

5) переработка под таможенным контролем;

6) временный ввоз;

7) переработка товара за пределами таможенной территории;

8) экспорт товара,

Таможенная декларация - акт, посредством которого лицо выражает в установленной форме и порядке намерение поместить товары под избранную таможенную процедуру; допускаются различные формы таможенной декларации.

Декларант - лицо, представляющее таможенную декларацию от своего имени, либо лицо, от чьего имени представляется таможенная декларация.

Предъявление товара таможне - уведомление таможенных органов по установленной процедуре о прибытии товаров таможенное учреждение либо в другое назначенное таможенными властями место.

Выпуск товаров - акт таможенных властей, допускающий использование товаров в целях, соответствующих данной таможенной процедуре.

Уполномоченное лицо - лицо, уполномоченное специальным актом на проведение каких-либо действий, связанных с таможенным оформлением.

Действующие положения - действующие нормы законодательства Сообщества и национального законодательства стран-членов.

Кодекс не дает толкования таким широко употребляемым терминам, как «импорт», «экспорт» и «реэкспорт». Представляется, что смысл данных терминов общеизвестен. Так, под импортом понимается ввоз товаров на таможенную территорию; экспорти реэкспорт - вывоз товаров из таможенной территории (о разнице между экспортом и реэкспортом см. Раздел о таможенных режимах и таможенных процедурах).

28 февраля 1990 г. Комиссия Европейских сообществ представила проект Таможенного кодекса Сообщества. Кодекс был принят 12 октября 1992 г. и вступил в силу с 1 января 1994 г. , 2 июля 1993 г. был принят Регламент Комиссии № 2454/93 называемый Кодекс по имплементации, устанавливающий порядок вступления в действие Таможенного кодекса; он был дополнен Регламентом Комиссии от 21 декабря 1994 г. и некоторыми актами 1994 г.

Содержание и общая характеристика Кодекса. В соответствии с целями своего создания Таможенный кодекс применяется только в сфере торговых отношений Сообщества с третьими странами. Оборот товаров внутри стран Сообщества, поскольку учредительные документы и принципы «общего рынка» предполагают их освобождение от таможенного контроля, не входит в круг вопросов, регулируемых Кодексом.

По своей природе Кодекс не может регулировать все таможенные и торговые меры, применяемые Сообществом в отношении третьих стран. Поскольку целью Кодекса является консолидация и систематизация общих правил и процедур таможенного контроля для всех товаров независимо от их природы, меры тарифной политики, предусматривающие различное регулирование для различных товаров, находятся вне сферы применения Кодекса. Объединяющий вопросы тарифного регулирования ЕЭС, интегрированный таможенный тариф Сообщества вместе с Таможенным кодексом составляют два краеугольных камня таможенного права ЕЭС, действующего в отношении торговли с третьими странами.

Кодекс состоит из 9 частей, объединяющих 257 статей Структура правовых норм, содержащихся в Таможенном кодексе, может быть представлена в виде трех основных групп:

1) вводный раздел - части I-III - содержит положения о перемещении товаров через границы Таможенного союза, определение таможенной территории, определение таможенной пошлины и факторов, на основе которых она взимается; таможенный тариф Сообщества, происхождение товаров и их таможенная стоимость;

2) ядро Кодекса - положения части IV «Таможенные режимы», включающие правила применения таможенных процедур по отношению к различным экономическим целям; среди предусмотренных Кодексом процедур центральное место занимает регулирование процедуры выпуска товара в свободное обращение, являющееся приоритетным с точки зрения Римского договора (ст. 10)

3) последняя часть Кодекса - части V-IX - содержит, помимо прочего, правила взимания пошлин, возникновения (либо возврата) таможенного долга; важнейшими с практической точки зрения являются положения о порядке дачи апелляций на действия таможенных органов. Наконец, эта часть Кодекса содержит перечень актов Совета, заменяемых Кодексом.

Каковы же были цели принятия Таможенного кодекса ЕС?

1. Создание единого правового документа, заменяющего множество актов, принятых органами Сообщества в области таможенного регулирования. В общей сложности более двух десятков только актов Совета, введенных в действие в течение 22 лет, было заменено Кодексом.

2. Достижение цельности, ясности и определенности содержания. Простое воспроизведение норм «секторальных» (то есть регулирующих отдельные узкие аспекты) актов по таможенному праву в едином документе не имело бы смысла без разработки нового подхода к систематизации данных норм. Необходимо выделение наиболее значимых, фундаментальных сложений, на базе которых возможно рассмотрение остальных, более узкоспециализированных правил.

Еще на стадии разработки проекта Кодекса Комиссия приняла точку зрения, что Кодекс, закрепляя определенный обязательный перечень, положений, в то же время не должен быть перегружен. Задача Кодекса - воспроизведение правовых норм в понятном, читаемом и логичном виде - не должна вводить к чрезмерному перенасыщению текста. Выполнению данной задачи во многом способствовало разделение правовых норм на две части: собственно Таможенный кодекс и Регламент, устанавливающий порядок вступления Кодекса в действие (уже упоминавшийся Кодекс по имплементации).

Сфера применения Кодекса. Таможенный кодекс с условиями его применения, принятыми как на уровне Сообщества, так и на национальном уровне, формируют таможенные правила Союза. Таможенные правила ЕС применяются:

а) на таможенной территории ЕС;

б) в торговле между Сообществом и третьими странами;

в) к товарам, регулируемым Договором о ЕЭС, Договором о ЕОУС и Договором о Евратоме.

Примечательно, что Кодекс не содержит определения терминов «торговля» и «товары». Обобщая определения содержашиеся в других актах институтов ЕС (в частности, в директиве по НДС), можно предложить следующие дефиниции: «торговля между Сообществом и третьими странами» есть любое перемещение товаров из страны-члена ЕС в страну, не являющуюся членом ЕС, и наоборот; «товары» - все материальное движимое имущество, включая электрический ток газ, тепло, охлаждение и т.п.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш бизнес - От идеи до реализации