* В расчетах используются средние данные по России
Цель проекта – организация уличного фаст-фуда в формате «закусочная на колесах». Торговая марка – «Вагон-ресторан». Предполагается приобретение и оборудование под закусочную автофургона. Место расположения проекта – город Санкт-Петербург. Факторами успеха проекта являются:
рост сегмента уличного фаст-фуда за счет других форматов общественного питания
круглогодичный спрос
высокая емкость рынка за счет особенностей города: туристический поток, большое количество студентов
гибкость формата: возможна быстрая смена дислокации в течение дня с целью наибольшего охвата целевой аудитории
Основные показатели эффективности проекта приведены в Табл. 1.
Таблица 1. Основные показатели эффективности проекта
Рынок общественного питания можно сегментировать следующим образом (по сужению ниши):
общественное питание в целом (кафе, рестораны, столовые, фаст-фуд);
фаст-фуд (кафе, стационарные и нестационарные точки продаж);
уличный фаст-фуд.
В целом, на сегодняшний день, отрасль общественного питания в России находится в достаточно сложном состоянии: по оценкам экспертов, с рынка в 2015 году ушло до 30% крупных игроков. Это связано, в первую очередь, с тяжелой экономической ситуацией и падением платежеспособности населения. Посещаемость кафе и ресторанов снизилась примерно на 30%. Кроме того, негативное влияние на отрасль оказывает рост цен на продукты питания, связанный с западными санкциями и ограничением импорта; отечественные производители не справляются с ростом объемов потребления. Согласно данным Росстата, оборот в сфере общественного питания снизился на 6% в 2015 году. Однако, спад приходится, в первую очередь, на традиционные кафе и рестораны высокого ценового сегмента. На фоне общего падения спроса, некоторые регионы и сегменты рынка общественного питания испытывают подъем. Из регионов эксперты выделяют Тульскую и Воронежскую области, а также республики Мордовию и Хакасию. Что касается сегментов, то даже в кризисных условиях растут фаст-фуд (+10% в 2015 году) и доставка пиццы (+6%).
Из наиболее заметных трендов можно выделить следующие:
ориентация в закупках продуктов питания на отечественных поставщиков;
отказ от необоснованно дорогих («статусных») заведений в пользу более демократичных, но с хорошей кухней;
распространение моноспециализации (например, на мясном гриле, стейках или бургерах)
возрождение интереса к русской кухне или кухне отдельных регионов России;
увеличение доли вегетарианских блюд в меню большинства заведений.
Сегмент уличного фаст-фуда целесообразно рассматривать не уровне географического региона сбыта. На сегодняшний день преобладают стационарные павильоны с уличной едой: пирожки и прочая выпечка, блины с начинками, шаурма, хот-доги. Шаурма, оценочно, занимает первое место по спросу среди всех видов уличного фаст-фуда. Тем не менее, есть и сдерживающие факторы роста спроса: многие потенциальные потребители опасаются приобретать данный вид продуктов по причине неуверенности в происхождении и качестве исходных ингредиентов, а также из-за потенциального отсутствия надлежащих санитарных условий в павильонах при приготовлении продукта.
Проектом предполагается приобретение и оборудование специализированного автофургона (фудтрака), определение наиболее интересных точек сбыта, между которыми фудтрак может перемещаться в течение суток, получение разрешения от Администрации города. Основа меню «Вагон-ресторана» - бургеры. Ценовой сегмент – «средний» и «средний+». К основным конкурентным преимуществам проекта можно отнести:
использование качественных ингредиентов для приготовления бургеров
высокое качество продукции
высокая скорость обслуживания
вежливость и опрятный вид персонала
привлекательный внешний вид фудтрака и оригинальный дизайн, привлекающий внимание
Фудтрак приобретается новым, на базе фургона китайского производства, что позволяет сократить объем инвестиционных затрат (по сравнению с фургонами европейских марок); его оборудование, разработка технологической карты и меню на основании пожеланий инициатора проекта, осуществляется специализированной компанией.
Предполагается дислокация в трех основных точках и одной дополнительной по сезону (белые ночи); время присутствия указано справочно и может изменятся в соответствии с конъюнктурой спроса:
Район Исаакиевского собора (09.00 – 14.00)
Невский проспект, район Спаса-на-Крови (14.00 – 19.00)
Район Мариинского театра (19.00 – 23.00)
Район Дворцового моста (23.00 – 02.00, в сезон белых ночей)
Таблица 2. Инвестиционные затраты по проекту
НАИМЕНОВАНИЕ |
СУММА, руб. |
|
Оборудование |
||
Автофургон |
||
Оборудование |
||
Нематериальные активы |
||
Брендирование фудтрака |
||
Оборотные средства |
||
Закупка сырья |
||
Итого: |
2 100 646 ₽ |
|
Собственные средства: |
1 200 000,00 ₽ |
|
Требуемые заемные средства: |
900 646 ₽ |
|
Ставка: |
18,00% |
|
Срок, мес.: |
Проект предоставляет услуги общественного питания населению и гостям города Санкт-Петербург. Основу меню составляют бургеры, в дополнение к ним предлагаются картофель-фри и напитки. Все ингредиенты, используемые при приготовлении продукции, натуральные и свежие, закупаются у местных поставщиков. К ингредиентам предъявляются жесткие требования по качеству, в обязательном порядке требуется предоставление сертификатов и разрешений поставщиком.
Номенклатура и описание продукции приведены в Табл. 3. Цены реализации приведены в Табл. 4.
Таблица 3. Номенклатура и описание продукции проекта
Наименование |
Описание |
|
Лысый орел |
Классический американский бургер на ржаной булке, с говяжьей котлетой, картофелем и овощами |
|
Престарелый лысый орел |
Увеличенный в 1,5 раза «Лысый орел» |
|
Корова в капкане |
Бургер с говяжьей котлетой и овощами под двумя слоями сыра |
|
Свинка на травке |
Бургер на пшеничной булке с беконом, овощами, моццареллой и травами |
|
Кавказский Арёл |
Бургер на гречишной булке с бараньей котлетой-гриль, под острым соусом с кавказскими травами, овощами и адыгейским сыром |
|
Свинка на печке |
Бургер со свиной котлетой-гриль на ржаной булке с пряным соусом, сыром чеддар |
|
Мама-свинка |
Бургер со свиной котлетой на пшеничной булке с классическим соусом, с добавлением бекона, овощей, картофеля и сыра |
|
Испуганный лосось |
Бургер на пшеничной кунжутной булке с рыбной котлетой, с овощами, белым соусом и травами |
|
Картофель фри «Бацька» |
Малый картофель-фри |
|
Картофель-фри «Его Картофейшество» |
Средний картофель-фри |
|
Картофель-фри «Александр Бульбарожденный» |
Большой картофель-фри |
|
Кофе натуральный |
Натуральный кофе на выбор: капучино, американо, по-венски |
|
Чай натуральный |
Натуральный чай на выбор: черный, зеленый, улун, пуэр |
|
Сезонные напитки |
Напитки по сезону: холодный чай и кофе, мохито б/а, грог б/а, глинтвейн б/а |
|
Газированные напитки |
Сильногазированные прохладительные безалкогольные напитки |
Таблица 4. Переменные затраты и цены реализации
ТОВАР/УСЛУГА |
ЗАТРАТЫ НА ЕД., руб. |
СТОИМОСТЬ ЕДИНИЦЫ, руб . |
||
Лысый орел |
||||
Престарелый лысый орел |
||||
Корова в капкане |
||||
Свинка на травке |
||||
Кавказский Арёл |
||||
Свинка на печке |
||||
Мама-свинка |
||||
Испуганный лосось |
||||
Картофель-фри "Бацька" |
||||
Кофе натуральный |
||||
Чай натуральный |
||||
Сезонные напитки |
||||
Газированные напитки |
Все бургеры подаются в картонных коробках, произведенных на заказ в соответствии со стандартами бренда «Вагон-ресторан». Напитки подаются в картонных теплоизолированных стаканах.
Напитки также исключительно из натуральных ингредиентов: натуральный чай (заваривается во френч-прессе), натуральный кофе (заваривается в профессиональной кофе-машине). Сезонные напитки – безалкогольные, на основе чая и кофе.
Целевая аудитория проекта – мужчины и женщины в возрасте от 15 до 40 лет с доходом среднего уровня и выше; ведущие активный образ жизни, проводящие много времени вне дома; туристы и студенты.
Точки продаж (см. Раздел 2) выбраны с учетом максимального трафика в определенное время суток. Фудтрак передвигается по городу с целью максимального охвата целевой аудитории.
Зарабатывай до
200 000 руб. в месяц, весело проводя время!
Тренд 2020 года. Интеллектуальный бизнес в сфере развлечений. Минимальные вложения. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Обучение под ключ.
Для продвижения бренда используются социальные сети: vk.com, Twitter и Instagram. SMM ведет сам инициатор проекта. Публикуются фотографии бургеров с привлекательными описаниями, рецепты бургеров и закусок для домашнего приготовления, фотографии довольных покупателей с продукцией «Вагон-ресторан» (с их согласия), новости города из непосредственного окружения фудтрака и прочая информация. Используется платное продвижение отдельных постов. Рекламный бюджет – 3 000 рублей в месяц.
Плановый объем продаж приведен в Табл. 5.
Таблица 5. Плановый объем продаж
ТОВАР/УСЛУГА |
СРЕДНИЙ ПЛАНОВЫЙ ОБЪЕМ ПРОДАЖ, ед./мес. |
ЦЕНА ЗА ЕД., руб. |
ВЫРУЧКА, руб. |
ПЕРЕМЕННЫЕ ЗАТРАТЫ, руб. |
|
Лысый орел |
|||||
Престарелый лысый орел |
|||||
Корова в капкане |
|||||
Свинка на травке |
|||||
Кавказский Арёл |
|||||
Свинка на печке |
|||||
Мама-свинка |
|||||
Испуганный лосось |
|||||
Картофель-фри "Бацька" |
|||||
Картофель-фри "Его Картофейшество" |
|||||
Картофель-фри "Александр Бульбарожденный" |
|||||
Кофе натуральный |
|||||
Чай натуральный |
|||||
Сезонные напитки |
|||||
Газированные напитки |
|||||
Итого: |
558 420 |
176 300 |
Основным производственным активом является фудтрак – автомобильный фургон, оснащенный оборудованием для приготовления бургеров, горячих напитков и картофеля-фри. За базу берется новый фургон марки BAW как наиболее доступный по стоимости. Кухонное оборудование – европейских производителей высокого качества. Фудтрак в соответствии с требованиями надзорных органов оснащен проточным водопроводом, канализацией, средствами пожаротушения.
Оснащение фудтрака осуществляет специализированная компания, предлагающая услуги по организации заведений общественного питания «под ключ»: приобретение автомобиля, разработка рекламного оформления, разработка меню, подбор поставщиков, монтаж инженерных сетей и оборудования. Полная стоимость фудтрака с комплексом услуг по оснащению – 2 045 646 рублей. Срок подготовки – 45 календарных дней. В этот же период осуществляется подбор и обучение персонала.
Складирование и хранение ингредиентов осуществляется в холодильном шкафу фудтрака в соответствии с требованиями Роспотребнадзора. Объем шкафа позволяет хранить запас продуктов на два-три дня. Ингредиенты закупаются у трех поставщиков, расположенных в Санкт-Петербурге, самовывозом.
Технологические карты также предоставляются поставщиком фудтрака. Приготовление продукции осуществляется в точном соответствии с ними.
Один раз в три дня осуществляется слив жидких отходов производства и легкая чистка емкости их хранения. Чистка производится силами работников проекта.
План производства приведен в Прил. 1 к настоящему бизнес-плану.
Процесс реализации проекта можно разбить на две основные фазы: фазу подготовки и рабочую фазу. В ходе подготовки производится приобретение и оснащение фудтрака, подбор и обучение персонала, регистрация бизнеса и получение разрешений. Подготовительный этап длится 45 календарных дней.
В ходе рабочей фазы непосредственно осуществляется операционная деятельность – торговля в согласованных с Администрацией города местах, а также продвижение в социальных сетях.
Все административно-управленческие функции выполняются инициатором проекта. Для этого он имеет необходимые навыки и знания в сфере предпринимательства, имеет опыт работы в сфере общественного питания. Кроме того, инициатор проекта работает на фудтраке и выполняет функции маркетолога (занимается продвижением). Бухгалтерия передана на аутсорсинг.
Готовые идеи для вашего бизнеса
К работникам предъявляются следующие требования: опыт работы в сфере общественного питания от 1 года, наличие медицинской книжки. График работы сменный, 2/2. Штатное расписание и фонд оплаты труда приведены в Табл. 6.
Таблица 6. Штатное расписание и фонд оплаты труда
Должность |
Оклад, руб. |
Кол-во, чел. |
ФОТ, руб. |
||
Административный |
|||||
Бухгалтер |
|||||
Производственный |
|||||
Оператор фудтрака (повар) |
|||||
Итого: |
62 500,00 ₽ |
||||
Социальные отчисления: |
18 750,00 ₽ |
||||
Итого с отчислениями: |
81 250,00 ₽ |
Финансовый план составлен на пятилетнюю перспективу и учитывает все доходы и затраты проекта (Прил. 2). Также учтен фактор сезонности.
Инвестиционные затраты составляют 2 100 646 руб., из которых основная часть приходится на приобретение фудтрака (Табл. 2). Собственные средства предпринимателя – 1,2 млн. руб. Недостаток средств планируется покрыть с помощью банковского кредита сроком на 3 года со ставкой 18% годовых. Погашение кредита осуществляется аннуитетными платежами, кредитные каникулы – 3 месяца.
Бизнес основанный на ежедневных потребностях людей будет приносить значительный доход даже в условиях экономического кризиса. Продажа продуктов питания и готовой еды стоит на первом месте по рентабельности, а если такой бизнес сделать мобильным, то можно будет оперативно менять месторасположения торговой точки для увеличения продаж. Некоторые предприниматели решают купить фуд-трак для организации такого вида деятельности, но прежде чем это сделать необходимо точно знать о всех нюансах такого бизнеса.
Наша оценка бизнеса:
Стартовые инвестиции - от 700 000 рублей.
Насыщенность рынка - средняя.
Сложность открытия бизнеса - 4/10.
Фуд-трак представляет собой фургон, в котором расположена кухня для приготовления еды. Реализация готовой продукции осуществляется непосредственно с машины. Некоторые модели могут быть выполнены в виде прицепа к автомобилю. Прицеп после отсоединения от тягача стационарно устанавливается на одном месте, но при необходимости может снова быть подсоединён к автомобилю и перевезён на новое место.
В отличие от кафе или ресторана фудтрак может перемещаться на значительные расстояния в течение короткого промежутка времени, поэтому если в одной точке бизнес перестал приносить доход можно "сняться с якоря" и выбрать более подходящее место для торговли. В отличии от стационарного заведения общепита за фуд-трак не нужно будет платить арендную плату, но только в том случае, если фургон приобретается в собственность. Если есть опасения на счёт успешности ведения данного бизнеса в конкретном населённом пункте, то рекомендуется взять в аренду фудтрак на непродолжительный срок и экспериментально определить рентабельность такого бизнеса. Аренда фуд-трака не обойдётся слишком дорого, а в случае неудачи достаточно будет расторгнуть договор, что значительно проще сделать, чем пытаться продать б/у фудтрак, в случае приобретения его в собственность. Одним из бюджетных вариантов обзавестись фургоном для фуд-трака является приобретения б/у дома на колёсах, который можно без особого труда переделать под мобильное кафе. Недорогим вариантом приобретения фуд-трака также является покупка автомобиля "Газель" с установленным фургоном в виде лавки для торговли продуктами.
Недостатками использования фуд-трака являются:
Перечисленные недостатки хотя и являются довольно серьёзными преградами на пути открытия и ведения бизнеса по реализации еды с автомобиля, многих предпринимателей не пугают возможные негативные последствия, в том числе и при получении разрешения на торговлю с колёс.
Любой труд должен быть оплачен, а после того как оплата поступит на счёт работника из неё в обязательном порядке удерживается определённая сумма на уплату налогов. Подоходный налог на прибыль обязаны выплачивать все ИП или юридического лица. Если для организации мобильного кафе будет использоваться труд наёмных работников, то кроме подоходного налога с их зарплаты, нужно будет осуществлять необходимые выплаты в Пенсионный фонд РФ и ОМС. Все работники фуд-трака также должны иметь действующие медицинские книжки. Кроме налогового обременения официально зарегистрированного бизнеса, потребуется привести оборудование для фуд-трака в надлежащее санитарно-техническое состояние. Если игнорировать санитарные нормы, то бизнес может быть приостановлен соответствующими проверяющими организациями.
Кроме официальной регистрации потребуется правильно установить фудтрак для торговли. Если разместить автомобиль на автостоянке или вдоль дороги, то крупные штрафы за торговлю в неположенном месте составят большую часть статьи расходов такого бизнеса. Основным легальным способом установки фуд-трака, является размещение его на земле предназначенной для ведения торговой деятельности. Наиболее часто для установка фуд-трака для реализации пищевой продукции производится на ярмарках, рынках и во время массовых мероприятий. Во всех перечисленных случаях необходимо правильно оформлять документы на право торговать в определённых местах. Для размещения фуд-трака можно заключить договор аренды с частными предпринимателями и юридическими лицами, но только в том случае, если по документам земельный участок можно использовать для размещения торговых точек.
При наличии желания и минимальных навыков обращения с сварочным аппаратом и другими инструментами для обработки металла можно сделать фуд-трак своими руками. Самым бюджетным вариантом самодельной техники является фуд-трак, который не имеет собственного мотора, а перемещение торговой точки осуществляется способом присоединения его к автомобилю. Такой фудтрак-прицеп отлично справляется со своим предназначением и при правильном изготовлении "самоделку" можно будет зарегистрировать в ГИБДД.
Изготовление фудтрака собственными силами осуществляется в такой последовательности:
Таким образом можно изготовить рабочий образец фудтрака при минимальных финансовых затратах. Сколько стоит фуд-трак изготовленный самостоятельно сложно сказать, но затраченная сумма однозначно будет меньше в десятки раз в сравнении с расходами на приобретение заводской модели.
Открыть фуд-трак по франшизе значительно проще чем самостоятельно начинать этот вид бизнеса с нуля. Несмотря на то, что цена фудтрака в этом случае будет немного выше, за счёт приобретения франшизы и выплачиваемому фирме-франчайзеру проценте с прибыли, при таком виде поддержки бизнеса со стороны более опытных коллег очень сложно не выйти на уверенную и значительную прибыльность бизнеса.
На сегодняшний день франшизы реализуются следующими организациями:
Достоинства работы по франшизе заключается в том, что франчайзер предоставляет готовый бизнес-план фуд-трака, а также юридическую и организационную поддержку.
Если для начала бизнеса недостаточного финансовых средств, то можно попытаться приобрести фудтрак в лизинг. Далеко не все производители автомобилей и прицепов для мобильной торговли предоставляют такую услугу, но если принято решение приобрести фуд-трак на колёсах в кредит, то необходимо прежде всего поинтересоваться у менеджеров, реализующих фуд-траки о возможности арендовать его с возможностью последующего выкупа.
Как открыть фудтрак с нуля в России в основных чертах описано в данной статье. Для того чтобы продавать бургеры на улице необходимо приобрести фут-трак, зарегистрировать предпринимательскую деятельность и заплатить за стоянку кафе на колёсах в местах, где разрешается такая торговля. Затем нужно грамотно составить "меню" и можно приступать к реализации еды и напитков в самых оживлённых местах населённого пункта.
Как сообщил корреспонденту сайт , зампредседателя комитета имущественных отношений (КИО), фуд-траки, которых в городе все больше, не могут размещаться там, там, где хотят их владельцы, но могут участвовать в аукционе на размещение нестационарных торговых объектов (НТО) на общих основаниях, хоть и доказать свое соответствие критериям безопасности производства точке питания на колесах будет сложнее.
Однако конкуренция на торгах не сумасшедшая, и шанс выиграть их есть. «Возможно, когда-нибудь комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка пересмотрит постановление №1045 "О размещении НТО", и фуд-траки, как популярное явление в общепите во всем мире, получат право на заключение договора целевым способом», – добавил Александр Герман.
Фудтрак "Джеки Чан" – мини-вэн, который стоит на частной территории, принадлежащей креативному пространству " Холл " на наб. Обводного канала. Здесь готовят воки и угощают домашним лимонадом и чаем. В меню фуд-трака пять видов лапши: с мраморной говядиной, свининой, курицей, яйцом и помидорами, веганская, а также напитки. "Зачастую в фуд-траках представлены бургеры, мы же хотели сделать нечто принципиально другое и поэтому решили готовить лапшу в китайских воках", – рассказывает Михаил Внебрачных, совладелец "Джеки Чана". Рецепты приготовления китайской кухни появились благодаря экспериментам, книгам и личному поварскому опыту. Инвестиции в «Джеки Чан» составили 550 тыс. рублей собственных средств. Вложенные деньги партнеры собираются окупить до конца сезона.
Михаил Внебрачных и Дмитрий Голубев – студенты технологического факультета Санкт-Петербургского государственного торгово-экономического университета. Идея открыть фуд-трак пришла 2 года назад, когда друзья работали поварами в одном из баров. Сделать это было в разы дешевле, чем открыть ресторан, рассказывает Михаил Внебрачных. За 60 тыс. партнеры купили автомобиль 1978 года выпуска. Его ремонт, покраска и обшивка металлом заново были выполнены в Китае. Оборудование заказывали в интернет-магазинах. Газовые горелки и баллоны, холодильники, воки (традиционные китайские сковороды с круглым дном), технологические столы и т. д. обошлись еще в 100 тыс. рублей.
На арендуемой у "Люмьер-Холла" площади 8 м2 фуд-трак работает с июля. Участвовать в аукционе на размещение "Джеки Чана" на территории города друзья не стали. «Такие аукционы, как правило, выигрывают крупные компании, нам тягаться пока рано», – поясняет Михаил Внебрачных. Ежемесячная арендная плата составляет 15 тыс. рублей. Электричество предоставляет арендодатель. Обеспечение водоснабжения – одна из ошибок бизнесменов. Купленный автомобиль вмещает в себя всего воды всего 15 л, а для полноценной работы ее необходимо до 100 л в день.
Средний чек в "Джеки Чане" составляет 300 рублей. "От конкурентов нас отличают порции: коробка лапши весит 450 г, из которых 100 г мяса, 150 г лапши, остальное – овощи и соус", – подчеркивает Дмитрий Голубев. Желаемая выручка в день 10 тыс. рублей, нынешняя – 5 тыс.
Петербургские фуд-траки условно можно разделить на две группы. Первая – машины гастроэнтузиастов или постоянных участников гастрономических фестивалей, для которых это основной бизнес. Вторая группа – фуд-траки ресторанов, которые используются их как способ познакомить аудиторию со своей кухней. В Петербурге представителей первой группы около 30. Среди известных фуд-траков гастроэнтузиастов – BroS BurritoS, "Сбудется", Forest Camp, "Белки и углеводы".
По словам Светланы Малышко, совладельца и администратора фуд-трака "Белки и углеводы", из-за отсутствия законодательной базы о фуд-траках бизнес вынужден пока быть сезонным. Установка торгового объекта на улице возможна лишь, если он закреплен за конкретным адресом. Поэтому фуд-траки преимущественно работают в теплое время года, когда проводится много уличных мероприятий, арендуя площадь на частных территориях (как "Джеки Чан") или на фестивалях (как "Белки и углеводы").
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Темы материала
Развитие торговли уличной едой в последние годы набирает значительные обороты. После определённого упадка спроса на стрит-фуд в связи с борьбой государства с ларечной торговлей в 2014-2016 годах наступил период относительной стабильности и этот вид бизнеса начал стремительно развиваться.
Доверие населения возросло в связи с активной рекламой и пропагандой данного вида общепита. Кроме того, сложно переоценить преимущества именно такого приема пищи:
Кроме всего вышеперечисленного, мода на фуд-трак набирает обороты в мировом масштабе, даже на уровне Мишлен. Пример тому — Чан Хон Мен, повар и владелец палатки с уличной едой в Сингапуре, получивший звезду Мишлен. Данное событие произвело фурор в мире общепита, а повар был неожиданно удивлён, и после награждения даже не поднял цену на свои блюда.
Фуд-трак — это оборудованное нестационарное кафе на базе грузового автомобиля, оснащенное полноценной кухней для приготовления определённого набора блюд.
При правильном попадании в нужный формат, мы, несомненно, получим постоянный поток чистой прибыли и возможность расширять бизнес. Можно начать работать по франшизе, благо сейчас данный вариант ведения бизнеса очень распространён, можно раскручивать и реализовывать свой бренд. Решать вам. В любом случае, формат и выбор ассортимента нужно продумать на первоначальном этапе. Одни из самых известных:
Помимо вышеперечисленных видов фуд-траков, есть множество других вариантов — блины, суши, пасты и т.д. Рекомендуем изучить потенциальный регион выбора бизнеса и открыть именно то направление стрит-фуда, которого не хватает.
Выбор транспорта, бывшего в употреблении или нового, несомненно отразится на бюджете бизнеса. Здесь важно учитывать тот момент, что при покупке не нового автомобиля, вы получаете определённый набор скрытых проблем, ведь провести полную диагностику вряд ли получится, и может сработать фактор непредвиденных расходов в самый неподходящий момент. Но, если вы не собираетесь часто менять место дислокации, работая сирого в определённом месте без необходимости постоянного передвижения, можете рискнуть, тем самым изначально значительно сократив статью расходов.
Переоборудование автомобиля лучше доверить профессионалам. Поищите в вашем регионе компании, которые занимаются данным видом услуг. Важно не только учесть внешние параметры и эстетичность фургона, но и соблюсти технические условия — ведь нужно соответствовать всем требованиям определённых инстанций — Роспотребнадзора, пожарной инспекции, соблюсти регламент условий труда и т.д. Если нужные специалисты не найдутся, можно обратиться в СТО, специализирующееся на переоборудовании автобусов, озвучить им определённую задачу и получить результат. Но в таком случае придётся самостоятельно контролировать процесс, который может значительно затянуться.
Этим можно заняться уже на стадии выбора места дислокации. Процесс открытия ИП нетрудоемкий и не займёт много времени и финансов. Гораздо больше моральных сил и средств уйдёт на согласование с органами контроля. Изучите нормы СанПина для уличной еды, требования постоянно меняются, ведь дальнейшие затраты будут связаны напрямую с согласованием с Роспотребнадзором. Получив все необходимые разрешения, вы обеспечите себе качественно спокойное ведение бизнеса в дальнейшем.
Здесь количество затрат напрямую зависит от выбора концепции. Почти все вышеперечисленные варианты нуждаются в покупке именно кухонного оборудования- плит, холодильников, моек. Можно значительно сэкономить на этой статье расходов, купив б/у оборудование. Заведения открываются и закрываются, часто распродают нужный инвентарь по цене ниже рыночной. Учитывайте фактор видимости вашей кухни, ведь, если фуд-трак с панорамными окнами, посетителям будет доступны к обзору все ваши этапы приготовления еды.
Необходимость рекламной кампании на сегодняшний день уже даже не обсуждается. Самым правильным вариантом будет начать ее сразу после определения концепции и бренда вашего стрит-фуда. После определения целевой аудитории можно начать подогревать интерес, к примеру, в соцсетях. Тогда на момент открытия вы получите определённое количество посетителей, интересующихся именно вашей продукцией. А в дальнейшем, восторженные отзывы, к примеру, фото в Инстаграм, сделают своё дело. Правильный и практически бесплатный канал рекламной кампании.
Естественно, если место дислокации фуд-трака суперпроходимое, необходимость трат на рекламу ограничится лишь яркой вывеской с ассортиментом, очередь клиентов вам обеспечена.
Напрямую зависит от выбора концепции. К примеру, если вы открываете кофейню с десертами, необходимо искать профессионального бариста, а при выборе формата «суши» — сушиста с опытом работы.
Можете дать объявление в местную газету, на сайты подбора персонала, а можете обратиться в рекрутинговые агенства. Переведите собеседование в электронный формат, просите выслать фото и резюме, а с лучшими кандидатами встречайтесь лично. Так вы сэкономите своё время.
Обращайте внимание на внешний вид, и, в первую очередь, на опрятность. Ведь фуд-трак подразумевает полную прозрачность процесса приготовления еды. Важно, чтобы повар был в головном уборе, в перчатках, и процесс выполнения заказа вызывал у посетителя только положительные эмоции и подогревал аппетит.
В зависимости от концепции стрит-фуда меню может быть разнообразным, а может ограничиваться несколькими позициями. В любом случае, стоит уделить максимальное внимание этому процессу, который состоит из нескольких этапов:
По нормам СанПина посуда в уличных фургонах общественного питания должна быть одноразовой, поэтому стоит учесть эту статью расходов в постоянные. Правильным подходом будет заложить стоимость посуды в цену блюд, тем самым обеспечив постоянное покрытие цены за счёт покупателя. В идеале заказать брендированную тару, тем самым обеспечив дополнительную рекламу своей продукции.
Не стоит забывать и о наличии формы для персонала. Фартуки, головные уборы, одноразовые перчатки для приготовления пищи — все это тянет на себя часть вашего бюджета и нуждается в обязательном просчете.
Важный, постоянный этап, значение которого трудно недооценить. Не важно, самостоятельно вы будете это делать, или наймёте профессионала. Конечно, во втором случае уменьшится чистая прибыль за счёт расходов на заработную плату. Что нужно учесть:
Резюмируем вышеперечисленное на примере кейса открытия фуд-трака Внимание! Ниже будет приведён теоретический пример, цифры приблизительные, данный текст не является бизнес-планом.
Кейс — открытие фуд-трака — пиццерии в курортном городе юга РФ.
Итого на момент открытия фуд-трака — пиццерии потрачено: стоимость аренды (плюс залоговый месяц) — 100000 р.,транспорт и переоборудование -650000 рублей, оборудование + инвентарь — 329300 рублей, тара-98000 р., остальные расходы, включая оплату агенства SMM — 95000 рублей. Общая сумма всех вышеперечисленнных расходов — около 1 млн. 300 000 рублей.
Естественно, вышеперечисленные цифры очень приблизительны, для точных расчетов лучшим вариантом будет составить грамотный бизнес-план, просчитать средний чек и период окупаемости вложений.
Надо понимать, что стрит-фуд является одним из наиболее перспективных направлений бизнеса в настоящее время, так как в современном обществе наблюдается стойкая тенденция к упрощению требований к приемам пищи. Несмотря на активную пропаганду ЗОЖ, мода на фуд-траки с каждым годом все больше пропагандируется, особенно среди молодёжи. При правильно продуманной концепции и выборе места, соблюдении всех необходимых требований успешного ведения бизнеса, однажды рискнув, вы можете обеспечить себе безбедное существование и стабильно процветающий бизнес!
С уважением,
Сухорослова Ольга.
Лева наглый, а Толян все время добавляет «йоу». Мы ни разу не виделись, общаемся только по СМС и телефону. Но как мои будущие сообщники они мне уже нравятся. Как мои потенциальные сокамерники - тоже ничего. Нас вряд ли посадят, но думать о завтрашней вылазке как о проделке уровня Бэнкси или арт-группы «Война» приятно. Хотя мы собираемся всего лишь продавать бургеры из фудтрака, по московским меркам наши планы находятся вне закона.
В Москве завести фудтрак и работать в нем, соблюдая закон, - это как завести кота и тут же его кастрировать. То есть лишить главного. А в случае с фудтраком главное - возможность свободно перемещаться, без привязки к конкретному месту и следуя за своей аудиторией по городу. Утром напоить горожанина кофе у метро, днем накормить обедом у торгового центра, вечером - подхватить на шумной улице. У нас это так не работает. И все же количество фургонов увеличивается: против 6 машин на прошлогоднем «Маркете городской еды» - 20 участников на «Фестивале фудтраков», который в этом году в Москве провели впервые (организаторы говорят, заявок было 50). Это значит, что владельцы фургонов смирились с тем, что их дорогие кухни со сверкающими боками и ревущими двигателями - не более чем палатки на колесах. Но не все.
Все началось, когда в редакцию просочился слух о нелегально торгующем в центре города фудтраке. Через пару часов впечатление было такое, как будто мы вышли на полицейскую частоту. Его видели там, там, а еще вот там. «Он белый». «Он красный». «В нем продают бургеры». «Там кормят веганов». Показания не сходятся, но поиски продолжаются. Через три дня мне по почте приходит номер: «Контактное лицо - Толян». Моя задача - позвонить и напроситься на нелегальный выезд с этим фудтраком. Что говорить? Как войти в доверие? Я волнуюсь - никогда раньше не вела переговоры с преступниками. Звоню. Объясняю. В ответ слышу:
Медкнижка-то есть?
Э-э-э. Есть.
Все началось в 1992 году, когда президент России Борис Ельцин подписал указ «О свободе торговли» и тем самым разрешил кому угодно продавать что угодно и где угодно. Под запрет попали только проезжие части, станции метро и территории, прилегающие к зданиям государственных органов власти и управления. В Москву полетели самолеты китайских игрушек. В те годы Лубянская площадь напоминала платформу Марк. Да и все остальные площади тоже. Пытаясь умерить пыл предпринимательства, который не на шутку разгорелся после семидесяти лет советской власти, правила торговли начали понемногу ужесточать. С тех пор у нас концептуально нагруженное законодательство в области уличной торговли и богатый опыт обхода всех возможных ограничений. Так, стоило властям запретить палатки, все киоски встали на кирпичи, к которым приложили колеса-болванки. Как только запретили нестационарные формы, всем прицепам колеса, наоборот, открутили.
Фудтраки тоже подстраиваются под современные реалии, но уже не физически, а юридически: сегодня им удается существовать максимально легальным образом, пользуясь неоднозначными формулировками закона: они участвуют в маркетах, выступают как кейтеринг, арендуют частные территории - а больше всего полюбили фудтраки торговые центры. Например, «Мега», которая обновляет свои фудкорты и приглашает участвовать в этом фургоны с едой. Самые знаменитые среди организаторов полулегальной торговли в Москве - двое французов , которые несколько лет назад держали недалеко от метро «Улица 1905 года» мобильную блинную: пекли и раздавали блины за пожертвования, чтобы никто не придрался к отсутствию медкнижки, разрешения на торговлю и всех остальных документов, которых у Джонатана и Венсана не было. В итоге они все-таки побывали в участке, но скоро после этого по личному приглашению Сергея Капкова стали раздавать свои блины в саду «Эрмитаж».
Лева - владелец фудтрака - родился в Магадане и прежде, чем заняться едой тут, в Москве, успел поработать в Штатах в ресторане, где бургеры подают за 15 секунд. Его основная обязанность заключалась в том, чтобы заворачивать приготовленный фастфуд и класть его в пакет. Недавно Лева оставил бизнес, связанный с фотографией, и купил фургон, чтобы сделать из него автомобиль для путешествий и сперва уехать в Карелию на пару месяцев. Сам фудтрак - минивэн 1996 года, которому фактически подарили вторую жизнь. «Он пережил лобовое столкновение, замену коробки передач и двигателя. Когда его я регистрировал в ГАИ, меня спросили: «Зачем тебе это, чувак?»
Планы изменились. Появился партнер, который дал денег на переоборудование машины: время было нестабильное - и он решил вложиться рублем. Peugeot Boxer в фудтрак переоборудовали в Белоруссии. «Сам автомобиль стоил около полумиллиона, работы - намного дороже. Самое сложное - укрепить кузов, после того как в фудтраке проделают окна, то есть, по сути, удалят важные элементы несущей конструкции. Механики называют процедуру добавления ребер жесткости «костоправ». В Белоруссии, как и на Украине, торговля с фудтраков разрешена, они там их штампуют десятками, поэтому знают, как это все круто сделать. Два месяца назад мы начали работать - выезжать на фестивали и частные мероприятия. Мы зарегистрировали ИП, у нас появились склад, кухня, наемные рабочие, закупки, отчетность, документация. Появился шеф-повар Дима, который работает в Lavkalavka на Остоженке и ставит всю кухню. Это на самом деле большой труд: чтобы поторговать четыре часа, нужно потратить десять-двенадцать часов на подготовку».
Если у вас есть бизнес, связанный с фудтраком, то зачем выезжать в город и торговать нелегально? С чего это вдруг? Кто-нибудь из вас говорит «Поехали в центр!» - и вы просто так, ради развлечения едете?
Да, так и происходит. Иногда еще после мероприятий у нас остаются продукты, и мы едем их допродавать. А иногда в пятницу вечером или в выходные мы выезжаем в город для собственного удовольствия. Дважды были на Покровке, потом стояли на Чистых прудах. Когда мы продавали на Покровке, с нами был один наш пессимистичный знакомый, который включил секундомер и каждые полчаса, которые нам удавалось продержаться, выкрикивал что-то типа: «Три-и-идцать мину-у-ут!» В итоге мы там простояли довольно долго, но в какой-то момент подошел дэпээсник и говорит: «Здравствуйте, кто здесь главный? Пойдемте». Я ему такой: «Может, сэндвич?» А он мне: «Не-не, пойдем-пойдем». И меня начали по-хорошему убеждать уехать, чтобы не искать приключений на свою жопу. Денег не взяли. Колу и сэндвич я им сам дал. И сказал: «Хорошо, давайте я проеду с вами». Мне было просто интересно, что они на это скажут. И мне кажется, они просто не знали, что сказать. Они свою задачу выполнили и довольны, а брать какого-то чувака с фудтраком и куда-то его везти…»
Что касается альтернативных вариантов, подойдет саньлуньчэ, трехколесный велосипед-повозка. Распространен в Шанхае, где его используют для заработка мигранты, которые не тянут дорогую аренду помещений. Они продают с саньлуньчэ уличную еду, а в случае, если ими заинтересуется полиция, имеют возможность быстро укатить за угол. Эту идею подхватил австрийский проект Dong Dong. Две девушки построили свой собственный саньлуньчэ, чтобы продавать в нем китайскую еду, - как оммаж всем эмигрантам. Мобильность они используют не для того, чтобы убежать от полиции, а чтобы занимать даже самые узкие тротуары и другие труднодоступные на автомобиле места в городе. Примеры нужно брать и со Стамбула, где уличная еда - лендмарк, а опыт в этой области огромен. Там среди прочего часто встречаются стеклянные лотки-домики на колесах: что-то среднее между фудтраком и киоском. Из них обычно продают национальное блюдо пилав - рис с распаренным фундуком, но можно продавать и традиционную русскую кашу. И не забывайте про УАЗ-452, который в народе называют «батон», - уже одно это выдает в нем настоящий фудтрак советского автопрома. Так что в кузов - духовку, на бок - вывеску «Монастырская выпечка», и никто не посмеет усомниться в праведности ваших намерений.
На МКАД - нереальное количество постов ДПС. Я думаю о том, что никто из них и не предполагает, что мы везем заготовок на 120 бургеров и разве что не на Тверской собираемся их продавать. Кругом реют праздничные триколоры. Я представляю, что и над нами реет флаг, очевидно, что пиратский. Но даже если бы флаг у нас и был, он бы едва заметно колыхался - мы едем ужасно медленно. «Ты не имеешь права двигаться на фудтраке со скоростью потока, ты всегда будешь медленнее него», - говорит Лева, - он неманевренный и в повороты должен входить на 40 км/ч. Быстрее никак. Иначе по салону летают двадцатипятикилограммовый гриль, мармиты, титаны и бойлеры. Даже ножи отскакивают от магнитов. И конечно, дверцы холодильника должны быть зафиксированы».
На месте нас встречает Толя - бывший журналист и пиарщик, который занимается развитием фудтрака, - он сегодня на гриле. Встречают и те, кто прочитал о наших перемещениях в фейсбуке. Минуты уходят на то, чтобы уговорить перепарковать «ягуар» с идеально подходящего нам места у окна, протянуть провод к фудтраку, включить электричество, прикрепить кабельную капу, организовать рабочее пространство внутри фудтрака, расставить заготовки, замешать соус. Торжественный момент - то, как в семь часов вечера мы открыли окно фудтрака, - последнее, что я отчетливо помню до половины первого ночи. Я стою на сборке: булка снизу, соус-свекла-огурцы, салат-помидор-капуста, лук-котлета, снова соус, булка сверху, упаковать, отдать. Тем вечером мы приготовили и продали около ста бургеров. Приходили друзья, иностранцы заглядывали с вопросом, как часто мы тут бываем. Кто-то спросил, есть ли у нас лицензия, а я, похолодев от ужаса, спросила: «Какая?» «Отличный ответ!» Так продолжалось весь вечер. Приходили из бара напротив - «Все твои друзья», сначала негодовали и говорили что-то про отнятую аудиторию, потом вроде внутренне с нами примирились и заказали бургер. Мы подпрыгивали под Дэвида Боуи так, что фудтрак скакал на месте. Малый Гнездниковский в тот вечер гудел и напоминал Никольскую улицу начала 2000‑х и Козицкий переулок в Будапеште. Но иногда кто-то кричал: «Полиция!» - и становилось тревожно. Что было бы, если бы нас тут поймали? Фудтрак - это дыра в законодательстве. Я знаю, что юристы готовят для «Вагона еды» шпаргалку: что отвечать в случае, если у полиции возникнут вопросы. Уверена, что с тех пор, как было принято 26‑е постановление о размещении нестационарных торговых объектов, многие владельцы фудтраков держат подобные листки наготове. Постановление не содержит прямого запрета на осуществление нестационарной торговли с колес. Зато и акта, который бы ее регулировал, не существует. Но мы-то существуем - странно.
Половина первого ночи. Закрываем фудтрак. Не по просьбе полиции, а потому что закончились все котлеты. Пять с половиной часов нелегальной торговли под боком у Кремля прошли незаметно для правоохранительных органов. На углу здания реет флаг «С Днем Победы!». Действительно, думаю я, это победа, и, собираясь прощаться со всеми, говорю:
Всегда бы так!
А ты знаешь, - отвечает Лева, - я, вообще-то, против легализации фудтраков. Представляешь, какие это будут толпы? Как много места в городе займут все эти машины? Ужас! И ведь все передерутся между собой. А какое будет качество еды? Нет, нам это совсем не нужно.
Неужасное проявление фестивального мейнстрима: мастер-классы, лотки и стенды со всякой снедью, кулинарные битвы, музыка. Среди участников - масса звезд, включая Мухина, Зотова, Березуцкого (Сергея). За вход просят символические 300 р., билет лучше купить заранее, чтобы не стоять в очереди. Подробнее: msk.odaeda.me
«Ламбада» - это маркет одежды, но пищевая секция здесь настолько обширная, что может спорить числом (и качеством) с иными фуд-фестивалями. Помимо регулярных участников (No Crepe, «Даблби», Williamsburg/Ferma, Pho, «Едим стоя» - всего под 30) там будут люди из киоска Foody, который стационарно размещен в «ЭМА», и паровые баны из магазинчика «Точка/Калашный, 9». Подробнее -