Ваш бизнес - От идеи до реализации

21 мая в Министерстве сельского хозяйства России состоялось селекторное совещание по вопросу координации деятельности и задач, стоящих перед региональными центрами компетенции в сфере сельскохозяйственной кооперации.

В совещании принял участие директор Департамента развития сельских территорий Владимир Свеженец, генеральный директор - председатель правления АО «Корпорация «МСП» Александр Браверман, представители региональных органов управления АПК, АО «Росагролизинг», АО «Россельхозбанк», а также кооперативных союзов и ассоциаций.

Владимир Свеженец сообщил, что Минсельхоз России ведет планомерную работу по развитию сельхозкооперации, регулярно разрабатывает новые механизмы поддержки и стимулирует увеличение средств на эти цели.

Директор департамента напомнил, что сегодня максимальный размер гранта для сельхозкооперативов составляет 70 млн рублей, из них 60% - средства федерального и регионального бюджетов, 40% - собственные средства кооператива.

В 2017 году из федерального бюджета на грантовую поддержку кооперативов было направлено 1,5 млрд рублей. В результате поддержку получили 174 кооператива в 61 регионе, средний размер гранта составил 10,7 млн рублей. (В 2016 году из федерального бюджета было выделено 900 млн рублей; грант получили 164 кооператива в 44 регионах, средний размер господдержки - 7,5 млн рублей).

«Интерес к развитию сельхозкооперации год от года возрастает. Сегодня мы представляем регионам совместный продукт Минсельхоза России, АО «Корпорация «МСП», АО «Росагролизинг», АО «Россельхозбанк», который позволит развивать сельхозкооперацию более эффективно. Задача регионов - детально разобраться в этом и довести информацию до каждого фермера», - сообщил Владимир Свеженец.

Александр Браверман рассказал о комплексе мер поддержки для сельхозкооперативов и фермеров-членов кооперативов.

По его словам, с 2016 года АО «Корпорация МСП» совместно с Минсельхозом России реализуется приоритетный проект «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в части развития сельхозкооперации в регионах России.

В рамках приоритетного проекта «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы АО «Корпорация «МСП» совместно с Минсельхозом России разработаны рекомендации по разработке государственных программ (подпрограмм) развития сельхозкооперации на основе лучших региональных практик. Одновременно в рамках приоритетного проекта проводится работа по определению региональных центров компетенций, с этой целью АО «Корпорация «МСП» разработаны Методические рекомендации по определению положения о центре компетенций в сфере сельхозкооперации.

В настоящее время в регионах определено 36 центров компетенций.

«Центры компетенций в сфере развития сельскохозяйственной кооперации на региональном уровне будут ключевыми объектами инфраструктуры развития этого направления. Их основная задача - информационно-консультационная и методологическая помощь кооперативам и крестьянским (фермерским) хозяйствам, сопровождение их при подготовке бизнес-планов и технико-экономических обоснований, заявок на получение субсидий из федерального и регионального бюджетов, организация и проведение семинаров и сессий; консультирование по использованию сервисов Портала Бизнес-навигатор, разработанного АО «Корпорация «МСП» и многое другое», - сообщил Александр Браверман.

Генеральный директор АО «Корпорация «МСП» рекомендовал регионам ускорить разработку программ и оперативно довести их до непосредственных потребителей.

Предполагается, что центры компетенций обеспечат эффективную (многоуровневую) поддержку и развитие системы сельскохозяйственной кооперации.
Кроме того, центры позволят систематизировать работу по развитию сельхозкооперации, а также будут способствовать увеличению количества субъектов малого и среднего предпринимательства заинтересованных в создании сельскохозяйственных кооперативов.

Представители регионов доложили о готовности центров, а также рассказали о проблемах и преимуществах данного направления.

Развитие сельскохозяйственной кооперации

Третье важное направление, обеспечивающее гармоничное развитие малого бизнеса на селе - это сельскохозяйственная кооперация.

Сущностью кооперации является объединение на основе членства граждан и (или) юридических лиц, с сохранением своей юридической и хозяйственной самостоятельности, в целях ведения производства или оказания услуг в укрупнённых масштабах своими силами и в своих интересах.

Кооперация позволяет своим участникам:

обеспечить конкурентоспособность на рынках товаров и услуг;

существенно повысить уровень доходов и благосостояния как за счет более эффективной деятельности, так и устранения излишних посредников, влияния на ценовые отношения на рынке;

формировать активную поведенческую позицию участников кооперации, которые, являясь собственниками средств производства и произведенной продукции (услуг), имеют большую возможность для самоорганизации и участия в управлении хозяйственной деятельностью;

за счет формирования кооперативных объединений на всех уровнях управления, в том числе на федеральном уровне, отражать интересы своих членов, влиять на аграрную политику государства;

более полно использовать достижения научно-технического прогресса, современных технологий, обеспечить доступ к банковским и иным услугам.

Кооперативная форма позволяет организовать совместную деятельность таким образом, чтобы члены его имели возможность сообща решать имеющиеся проблемы и способствовать удовлетворению насущных потребностей, не теряя при этом своей деловой, экономической и юридической независимости.

Сельская кооперация является важнейшим фактором устойчивого развития сельских территорий, являясь связующим звеном между мерами государственного воздействия на социальное развитие села и самими сельскими жителями с их традициями, умениями и стремлениями. Нельзя упустить также и геополитического значения сельской кооперации, которая должна сыграть свою роль в сохранении населения на сельских территориях и предотвращении запустения отдельных регионов страны.

Кооперативы осуществляют свою деятельность на основе принципов, по которым они воплощают свои ценности в жизнь, определяют поведение членов кооператива при принятии ими управленческих решений. Кооперативные принципы взаимоувязаны: если нарушается один принцип, то снижается и значение других принципов. Поэтому деятельность кооператива должна оцениваться по тому, как он следует в целом всем принципам. Не наличие в наименовании слова «кооператив», а соответствие кооперативным принципам определяет ту или иную организацию как кооператив.

В сельской местности функционируют все формы сельскохозяйственных и потребительских кооперативов, предусмотренные гражданским законодательством.

Таблица 1 - Количество сельскохозяйственных кооперативов и потребительских обществ на селе по состоянию на 1 января 2013 г.

Потенциально социальной базой кооперации в сельской местности являются не только все сельские жители, но и 40 тыс. действующих сельскохозяйственных организаций, а также около 300 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств (включая индивидуальных предпринимателей).

Наибольшую активность в кооперации проявляют крестьянские (фермерские) хозяйства и более 2 млн. товарных хозяйств населения. Однако, в условиях присоединения к ВТО, ужесточения конкуренции на мировых рынках продовольствия и в целях сохранения социальной стабильности на селе и экономического роста сельскохозяйственной отрасли России важно вовлечение в кооперативные отношения всех жителей села, фермеров и сельскохозяйственных организаций.

Современная сельскохозяйственная кооперация включает в себя:

1. Все виды сельскохозяйственных кооперативов первого и последующих уровней (производственные и потребительские).

2. Специализированные ассоциации (союзы) сельскохозяйственных кооперативов.

3. Ревизионные союзы сельскохозяйственных кооперативов, куда обязаны входить все сельскохозяйственные кооперативы и их специализированные союзы.

4. Саморегулируемые организации ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов.

Организации потребительской кооперации - потребительские общества, союзы потребительских обществ, а также учреждения, хозяйственные общества и иные юридические лица, учредителями которых являются потребительские общества и их союзы.

Потребительское общество - это добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов в соответствии с Законом РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союза) в Российской Федерации».

Потребительские общества объединены в региональные союзы потребительских обществ (в отдельных регионах существует также районный уровень) потребительские союзы. Потребительские общества и их союзы располагают материально-технической базой, предназначенной для осуществления заготовительной и перерабатывающей деятельности, торговли, социального и бытового обслуживания сельского населения. Однако имеющаяся база нуждается в модернизации.

Организации потребительской кооперации системы Центросоюза Российской Федерации осуществляют свою деятельность, в основном, в сельской местности, и выполняют задачи:

обеспечения сельского населения продовольственными и непродовольственными товарами жизненной необходимости;

поддержки личных подсобных хозяйств и расширении их возможностей в сбыте сельскохозяйственной продукции;

содействия сельскохозяйственной и несельскохозяйственной занятости селян, получении ими дополнительных доходов.

В зону деятельности потребительской кооперации входят 89 тысяч сельских населенных пунктов, в том числе 54 тысячи поселений с численностью жителей менее 100 человек.

Совокупный доход организаций, входящих в систему Центросоюза Российской Федерации в 2012 году составил 246 млрд. руб.

Приоритетным направлением деятельности организаций потребительской кооперации является закупка сельскохозяйственной продукции произведенной в личных подсобных хозяйствах населения, и крестьянских (фермерских) хозяйствах, и её переработка на кооперативных предприятиях. Объемы этой деятельности возросли за последние пять лет с 30 до 45 млрд. руб. Из 30 тыс. магазинов потребительской кооперации, действующих в сельской местности, в 17 тыс. открыты приемозаготовительные пункты, осуществляющие закупку у населения различной сельскохозяйственной и дикорастущей продукции. Кроме того, закупку производят универсальные приемозаготовительные пункты, пункты приема молока. Для хранения заготовленной продукции имеются овоще - , картофеле - , фруктохранилища, склады-холодильники. В целом ряде регионов кооперативными организациями закупается в хозяйствах населения от 10 до 20 процентов товарных ресурсов мяса и молока, от 12 до 30 процентов картофеля и овощей.

Постоянными сдатчиками сельскохозяйственной и дикорастущей продукции, лекарственного сырья являются 1,5 млн. человек, которые, по существу, обеспечены работой и постоянным заработком. За сданную сельскохозяйственную продукцию гражданами в 2012 году получено более 22 млрд. руб.

Потребительская кооперация всегда была и остается социально-ориентированной системой: кооператоры работают с самой малозащищенной и имеющей низкие доходы группой сельского населения, содержат убыточные магазины и предприятия, которые в значительном количестве населенных пунктов, являются селообразующими.

Еще одной важной социальной миссией организаций потребительской кооперации является доставка товаров первой необходимости в труднодоступные и малочисленные сельские населенные пункты, которая для кооперативных организаций также является убыточной.

Кооперация представляет собой устойчивую и самовоспроизводящуюся систему. Но в настоящее время большинство сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельских жителей не располагают достаточными свободными средствами, которые позволили бы в исторически короткий период создать ее материальную базу. Поэтому первоначальное формирование кооперативов, как правило, затруднительно без поддержки со стороны государства.

В настоящее время для всех видов кооперативов фактически предоставляется только одна мера поддержки в форме возмещения части затрат по уплате процентов по кредитам и займам Организации потребительской кооперации могут получить данный вид поддержки только в отношении краткосрочных кредитов (займов), привлеченных для закупки сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки.. Но эта мера из-за отсутствия необходимой залоговой базы и затруднительного доступа к государственным фондам поддержки предпринимательства востребована только незначительным количеством кооперативов и решающего влияния на темпы кооперативного развития не оказывает. Мерами поддержки, предусмотренными законодательством для сельскохозяйственных товаропроизводителей, сельскохозяйственные потребительские кооперативы и организации потребительской кооперации воспользоваться не могут, поскольку не осуществляют непосредственного производства сельскохозяйственной продукции. При действующей системе поддержки кооперации рост числа членов и экономического потенциала потребительских кооперативов растянется на десятилетия.

Целью государственной финансово-экономической поддержки в области кооперации на селе должно стать создание условий для качественного развития общенациональной системы сельской кооперации, обеспечения и расширения доступности финансово-кредитных и материально-технических ресурсов, гарантии сбыта и спроса на произведенную продукцию, стимулирования экономической активности сельского населения, способствующей росту занятости и увеличению его доходов.

В 2013 г. предлагается разработать ведомственную целевую программу Минсельхоза России развития кооперации на сельских территориях, направленную на значительное расширение сети сельской кооперации.

Данная программа предполагает решение следующих задач:

создание механизмов стимулирования объединения сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельских жителей в кооперативы, а сельскохозяйственных кооперативов в общую многоуровневую систему сельскохозяйственной кооперации;

развитие действующих кооперативов и их объединений (включая укрепление их материально-технической базы, увеличение собственных и привлечённых средств, повышение финансовой устойчивости);

построение эффективной системы государственного регулирования многоуровневой сельскохозяйственной кооперации, опираясь на унифицированные стандарты деятельности кооперативов и последующим развитием системы саморегулирования;

создание качественного механизма взаимодействия государственных органов власти, банковского сектора, страхового сектора, сектора консалтинговых услуг и сельской кооперации.

Финансирование предлагаемых мероприятий осуществляется в рамках мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717, через перераспределение объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете для реализации указанной программы. Ведомственная целевая программа Минсельхоза России развития кооперации на сельских территориях станет составной частью указанной Государственной программы.

Целесообразно разработать следующие новые инструменты реализации Государственной программы в части развития кооперации на селе:

возмещение части расходов на уплату процентов по долгосрочным инвестиционным кредитам и займам, привлечённым организациями потребительской кооперации, оказывающими сельскому населению не менее 70 процентов услуг, для развития современной материально-технической базы для хранения, транспортировки, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки. Оценочный уровень поддержки 1 млрд. руб. в год из федерального бюджета и не менее 0,5 млрд. руб. - из региональных бюджетов;

поддержка направлений развития сельской кооперации в рамках мероприятий экономически значимых региональных программ по развитию сельской кооперации, отобранных и софинансируемых на федеральном уровне;

предоставление сельскохозяйственным кооперативам и организациям потребительской кооперации, оказывающей не менее 70% услуг сельскому населению, всех видов грантов и субсидий на развитие современной материально-технической базы, в том числе мощностей по хранению, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, приобретение специализированного автотранспорта; организацию логистических центров, снабженческих пунктов, кооперативных рынков, мощностей по строительству и обслуживанию членов кооперативов, формирование фондов финансовой взаимопомощи;

возмещение части расходов на уплату процентов по краткосрочным и долгосрочным кредитам и займам, привлечённым сельскохозяйственными потребительскими кредитными кооперативами;

возмещение сельскохозяйственным кооперативам и организациям потребительской кооперации, оказывающей не менее 70% услуг сельскому населению, части расходов на уплату первоначального взноса по договорам лизинга оборудования, транспорта, сельскохозяйственной и специализированной техники, скота и иных производственных фондов в размере не более 35% от стоимости объектов лизинга;

приоритетное предоставление грантов на поддержку местных инициатив В рамках мероприятий разрабатываемого проекта федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 гг. и на период до 2020 года». по проектам по развитию сельской кооперации, отобранные на конкурсной основе в субъектах Российской Федерации.

На региональном и местном уровнях необходимо предусмотреть:

разработку системы дополнительных к федеральным мероприятий регионального уровня в рамках региональных экономически значимых программ развития кооперации на селе;

разработку на период с 2013 года региональных программ, содержащих мероприятия по развитию кооперации на селе, в том числе на условиях софинансирования средств из федерального и регионального бюджетов на их реализацию;

разработку на период с 2013 года мероприятий по стимулированию развития кооперативов для консолидации местных сельских сообществ в решении вопросов благоустройства населенных пунктов и улучшения природной и социальной среды обитания, участия в разработке планов их перспективного развития и формирования благоприятного социально-психологического климата на селе;

выделение строительных площадок и разработку проектно-сметной документации для строительства и развития кооперативных рынков с участием финансирования бюджетов субъектов Российской Федерации, агентств регионального развития, заинтересованных сельских кооперативов и их ассоциаций (союзов).

В 2014-2015 г., когда будет создана система контроля и надзора, определен государственный регулятор деятельности сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов, целесообразно разработать дополнительные инструменты поддержки сельских кооперативов и их социальной базы, осуществить докапитализацию институтов развития сельской кооперации, провести меры по укреплению инфраструктуры ее развития на национальном и региональных уровнях.

Участие ОАО «Россельхозбанк», ОАО «Сбербанк России» и других кредитных организаций, страховых компаний в развитии системы сельской кредитной кооперации заключается в привлечении сельской кооперации в качестве агентов банков. Задача сельской кредитной кооперации стать проводником действующих финансовых услуг и направить максимум усилий на расширение их спектра, обеспечив для своих членов принцип одного окна.Взаимодействие банков и страховых организаций с сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами предполагается реализовать в следующих основных формах:

участие банков или иных инвесторов в деятельности сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов в статусе ассоциированных членов;

кредитование сельскохозяйственных кредитных и потребительских кооперативов как на развитие инфраструктуры их деятельности, так и на пополнение фондов финансовой взаимопомощи;

рефинансирование заемного портфеля сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов (выдача банком кредитов, обеспеченных залогом прав требования по договорам займов с пайщикам);

использование поручительства аккредитованных в банке кредитных кооперативов второго уровня в качестве обеспечения по кредитам, предоставляемым их членам-кооперативам первого уровня;

участие страховых организаций в формировании фондов финансовой взаимопомощи после уточнения нормативной базы в части направлений размещения собственных средств и средств страховых резервов.

Реализация данных мер будет способствовать созданию широкой, многоуровневой и устойчивой сети кооперативов в сельской местности. В перспективе система сельской кредитной потребительской кооперации должна стать на финансовом рынке равноправным участником.

10 и 11 ноября в Москве состоялся IV Всероссийский съезд сельскохозяйственных кооперативов, который обсудил современное состояние, проблемы и перспективы в этом движении. В форуме участвовали фермеры, руководители Минсельхоза РФ, региональных аграрных ведомств, депутаты Госдумы и члены Совета Федерации, ученые.

Большой актовый зал Минсельхоза гудел многоголосьем 500 делегатов и гостей из 73 регионов. Первый заместитель министра сельского хозяйства РФ Джамбулат Хатуов зачитал участникам приветствие главы ведомства А. Ткачева (был в командировке): «Развитие сельскохозяйственной кооперации является стратегическим направлением деятельности Минсельхоза России… Организации сельскохозяйственной кооперации должны стать надежными партнерами для малых форм хозяйствования, обеспечивая гарантированный сбыт произведенной фермерами продукции и укрепляя продовольственную безопасность страны».

Джамбулат Хатуов: инструмент обеспечения продбезопасности

В системе кооперации накопилось немало проблем, среди которых несовершенство законодательной базы, а также недостаточность финансовых и кредитных ресурсов. Автор строк помнит первый съезд в Питере при министре Федорове. С тех пор капитальных изменений нет. Разве руководители ведомства поменялись кардинально.

Энергичный первый замминистра Джамбулат Хатуов напомнил истину, что для системного развития кооперации необходимо наладить тесное взаимодействие региональных органов власти и кооперативной общественности. Создана специальная рабочая группа по совершенствованию законодательства в области кооперации.

По итогам 2015-2016 гг. гранты на строительство, реконструкцию производственных помещений, приобретение техники и оборудования, уплату части взноса по договорам лизинга получили 238 кооперативов, в регионы направлено 1,3 млрд рублей. В 2017-2020 годах поддержку сельхозкооперативов планируется увеличить до 1,5 млрд рублей ежегодно. До регионов доведены планы-задания по созданию в 2016-2017 годах не менее 1500 сельхозкооперативов с учётом региональной специфики.

Другим важным условием развития кооперации Джамбулат Хатуов назвал образовательную, информационную и идеологическую поддержку: «Необходимо рассказывать населению о преимуществах и возможностях кооперативов, о мерах поддержки, тиражировать лучшие практики». Он высказался за необходимость проведения обучающих семинаров, создания позитивного образа кооперации на селе.

Делегаты подчеркивали, что перспективным направлением развития сельскохозяйственных кооперативов является объединение их с перерабатывающими предприятиями, выстраивание агрологистической цепочки и вовлечение кооперативов в работу с оптово-распределительными центрами (ОРЦ), создание и развитие экспортно-ориентированных кооперативов.

По предварительным данным сельхозпереписи 2016 года в России насчитывается около 36 тыс. сельхозорганизаций, 175 тыс. КФХ, 18,2 млн ЛПХ. Эти товаропроизводители составляют сегодня основу агропромышленного комплекса и являются потенциалом развития кооперации.

Директор Департамента развития сельских территорий Владимир Свеженец сообщил: с 2017 года предельная сумма гранта на КФХ будет увеличена до 3 млн рублей для производства КРС мясного и молочного направления. Грантовую поддержку планируется оказать в 60 регионах России.

Пленарное заседание прошло под председательством президента АККОР Владимира Плотникова. Делегатов вживую приветствовал первый заместитель председателя аграрного Комитета Совета Федерации Сергей Лисовский.

Вячеслав Телегин: кооперация носит очаговый характер

Председатель Совета АККОР Вячеслав Телегин сразу взял быка за рога и честно вскрыл болевые точки:

– Что сегодня тормозит объединение крестьян в кооперативы? Прежде всего то, что участие в кооперативе не сокращает, а только увеличивает число проблем, которых и без того выше крыши. Это и двойное налогообложение, и дополнительные административные барьеры, в частности, двойное сертифицирование продукции. Это и проблемы с кредитами. Мы имеем примеры, когда учредителям СХПК отказывают в кредитах именно за то, что они – учредители.

Есть проблемы и финансового плана. Среднее фермерское хозяйство в прошлом году получило доход порядка 3 млн рублей. Из этих денег на кооператив фермер может выделить в лучшем случае несколько сотен тысяч. Это подтверждается и реальной практикой получения гранта на развитие кооператива.

Согласно требованиям, в СХПК может объединиться не менее 10 хозяйств. Средний размер гранта на СХПК составляет 8 млн рублей. Примерная доля собственных средств – 40% или 3-4 млн рублей. Что в расчете на одно хозяйство составляет порядка 300 тысяч рублей. Это является для большинства фермеров непосильным вкладом.

Мы считаем исключительно важным оказание сельхозкооперативам грантовой поддержки. Но, несмотря на то, что ее объемы увеличиваются и растет количество регионов-участников программы, кооперация на селе по-прежнему носит очаговый характер.

Правительство, Минсельхоз должны наращивать свое непосредственное участие в этом процессе. Государственную поддержку сельхозкооперации необходимо усиливать, ведь большая часть кооперативов, целые направления по-прежнему ее не имеют. Скажем, сегодня на нее не могут рассчитывать те из них, кто занят подработкой, переработкой, хранением, фасовкой и реализацией зерновых и зернобобовых культур, подсолнечника, кормовых и технических культур, сахарной свеклы, кооперативы по совместному использованию техники и др.

Почему мы считаем необходимым поддерживать все виды кооперации? Прежде всего потому, что они взаимодополняют друг друга, помогают друг другу развиваться. К примеру, у нас в приоритетах молочная и мясная кооперация. Но без надежной кормовой базы не будет роста производства, — «молоко у коровы на языке». А кооперативы, производящие корма, — не получают господдержки. В то же время по молочной кооперации заложен целевой показатель 10% ежегодного прироста сбыта и переработки молока.

Сама жизнь требует изменить правила выделения господдержки кооперативам: во-первых, изменить соотношение средств гранта. Сегодня средства федерального и регионального бюджетов в нем составляют 60%, а собственные средства крестьян 40%. Ситуация требует перейти к формуле 80 на 20%; во-вторых, увеличить сроки освоения гранта до 24 месяцев, так как есть высокотехнологичные цеха, требующие значительного времени для строительства и запуска; в-третьих, разрешить направлять средства гранта на подключение кооперативных объектов к инженерной инфраструктуре, уплату первоначального взноса по договорам лизинга, на строительство, реконструкцию или модернизацию подъездных путей к кооперативным объектам и т.д.

Предлагаем также разработать дополнительные меры господдержки, стимулирующие развитие кооперации, в виде субсидий из расчета на 1 тонну мяса и молока, закупаемого у членов кооператива – КФХ и ЛПХ для переработки в кооперативных цехах, производствах.

Учитывая низкий уровень информированности и знаний сельских предпринимателей, крестьян о кооперации и ее преимуществах, высока востребованность информационно-консультационных центров. К сожалению, это важное направление также не имеет господдержки. И это – просчёт.

В последние годы в наш оборот входит понятие «опорный фермер». К нему тяготеют малые подворья. Они получают от опорного фермера помощь техникой, транспортом, сеном, зерном. Он дает работу соседям-односельчанам, расширяет производство. Стихийная, теневая, начальная кооперация решает текущие проблемы, помогает выживать крестьянству. И ключевая задача — поддержать на старте эти ростки кооперации, обеспечить их развитие, переход в новое качество.

Особо следует сказать о сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах. Потому что для любого кооператива, в том числе для тех, кто получил грант, для всех МФХ главный вопрос — где брать деньги на текущие нужды, на развитие. Ситуация – сверхкритическая. Если в 2011 году МФХ – а это КФХ, ЛПХ, СХПК – было выдано субсидированных кредитов 63,4 млрд рублей, то в 2015 – 4,7 млрд. В 13 раз меньше. Соответственно, доля МФХ в общем объеме за этот период сократилась с 13,5% до 0,6% — в 22,5 раза.

В 2015 году на компенсации процентных ставок планировалось в Госпрограмме выделить 4,8 млрд рублей, а реально выплачено субсидий 130 млн, в том числе кооперативам только 56 млн. На какие цели и кому пошли остальные средства?! Добавим к этому, что банки сворачивают филиальную сеть. Только за три последних года она сократилась с 42 до 35 тысяч.

Ситуация для МФХ становится все хуже. И главная надежда на ее спасение связана с развитием сельскохозяйственной потребительской кредитной кооперации. Требуем включить кредитную кооперацию в Госпрограмму и обеспечить ее достойным финансовым ресурсом. Иначе крестьянин останется вообще без средств на поддержание и развитие своих хозяйств и кооперативов.

В первую очередь предлагаем предоставить Фонду развития сельскохозяйственной кредитной кооперации долгосрочный целевой беспроцентный государственный займ на развитие кредитных кооперативов в размере 2 млрд рублей сроком на 20 лет с погашением равными долями после пяти лет освоения.

Несправедливо и рискованно растворять в «единой субсидии» сектор МФХ, включая сельхозкооперацию. Предлагаем Правительству РФ, Минсельхозу РФ и Госдуме предусмотреть в проекте закона «О федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» выделение отдельной строкой мероприятия по поддержке МФХ на селе, в том числе кооперативов, в соответствии с Госпрограммой.

В статье 123.1. Гражданском кодексе необходимо исключить сельскохозяйственные потребительские кооперативы из организаций, которые не распределяют полученную прибыль между участниками, и закрепить порядок распределения доходов между членами СХПК, который предусмотрен законом «О сельскохозяйственной кооперации…

Дмитрий Зубов: мы не конкуренты – мы партнеры

На пленарном заседании выступил новый председатель Совета Центросоюза Дмитрий Зубов:

– Коллеги! Я приветствую вас от всех кооператоров России! Почему я сказал коллеги, потому что считаю, что кооперативное движение всеобщее. Став председателем Центросоюза, я понял, что нам не надо строить Министерство кооперации. Есть Министерство промышленности и торговли, другие ведомства. А надо помочь кооператорам и создать условия, при которых кооперативное движение начнет развиваться.

Мы не конкуренты, мы партнеры. Мы с вами органично дополняем друг друга — идеальная ситуация. Сельхозкооперативы – должны произвести как можно больше. Потребительские – закупить, переработать, продать и, еще лучше: заранее сообщить вам, сколько купили бы у вас сырья и по какой цене. Нам нужен Информационно-методический центр, который сможет обобщить передовой опыт. В чем наша совместная деятельность – кооперативы всякие нужны, кооперативы всякие важны.

В нашей программе следующие основные направления развития. Первое. Разработка нормативной базы. Она должна быть простой и удобной для кооператора. Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко поддержала нас, создается рабочая группа по совершенствованию законодательства о потребительской кооперации. Второе. Наша цель – финансовая устойчивость кооперативов. Мы на форуме в Сочи подписали Соглашение со Сбербанком. В нем много прописанных программ. Мы должны учить наших людей правильно оформлять документы и брать деньги.

Парадоксальная ситуация на сегодня: всем нам не хватает денег, но существует банковская система, которая все больше и больше увеличивает депозиты – это когда банкам некуда размещать деньги, и они под малый процент отдают в ЦБ. Значит, мы не готовим проекты. В чем наше сильное отличие: потребительская кооперация сегодня – это около 40 тысяч магазинов, это огромная товарно-реализационная сеть. Но к нашему стыду, многие торговые заведения арендуют помещения или представляют из себя мелкие лавочки. Сейчас работаем над тем, чтобы магазины объединить в единую сеть, чтобы гарантированно забирать у местных производителей продукцию, выстроить с ними партнерские отношения.

Исторически так сложилось, что потребительская кооперация сегодня имеет инфраструктуру в каждом областном, районом центре. Я предлагаю вам активнее взаимодействовать с нашими отделениями потребкооперации – нам делить нечего, мы все в одной системе. Минсельхоз вышел с инициативой в Правительство, чтобы мы нормативно закрепили эту форму кооперативного движения, имели четкость, ответственность. Мы открыты к сотрудничеству и работе.

Наталья Чернецова: новая структура Госпрограммы поможет МФХ

Выступления директора Департамента экономики и господдержки АПК Минсельхоза РФ Натальи Чернецовой ждали как манны небесной. И это понятно. За сухими цифрами доклада делегаты выстраивали свою дальнейшую жизнь, отношения с банками, с чиновниками. Она поведала:

– Федеральным бюджетом на 2016 год на развитие МФХ предусмотрено 10,2 млрд рублей. Сельзтоваропроизводителям перечислены на счета федеральных казначейств в субъектах 9,8 млрд, в том числе: на субсидирование процентных ставок по кредитам – 1,7 млрд, начинающим фермерам – 3,8 млрд, семейным животноводческим фермам – 3,4 млрд и на развитие материально-технической базы сельхозкооперативов – 845 млн (скудно, конечно, но и эти деньги регионы зажали – Авт.). Размер использования федеральных денег равен 99,8%, а региональная часть хромает. В основном это касается возмещения части процентной ставки по заемным ресурсам, привлеченным МФХ. Из региональной части до сельхозкооперативов, КФХ и ЛПХ доведено всего…58%.

Это одна из причин, которая повлекла за собой необходимость пересмотра Госпрограммы, структура которой вызывала критику на всех уровнях. В первую очередь, за невозможность оперативного реагирования на изменения, которые происходили на уровне регионов в течение года. Действующее бюджетное законодательство ограничивало перераспределение средств между направлениями господдержки, как того требовала жизнь, подчеркнула докладчик. Для того, чтобы повысить качество управления деньгами, были приняты решения, которые легли в основу новой структуры Госпрограммы. Сегодня в структуру Госпрограммы входят пять подпрограмм и две федеральные программы. Удалось отстоять целевые программы по устойчивому развитию сельских территорий и мелиорации.

Единая субсидия, о которой много говорят, включала 27 мер поддержки. Для того, чтобы не было соблазна обидеть МФХ, заметила директор, разработаны правила предоставления субсидий, проект которых находится в правительстве. Мы предусмотрели увеличение гранта для начинающих фермеров с 1,5 до 3 млн рублей, семейных животноводческих ферм – с 21,6 до 30 млн.

Есть еще новшество. С 2017 года намечено ввести механизм льготного кредитования. Будут прекращены расходы товаропроизводителя на обслуживание кредитов в два раза. Сейчас он, получая кредит в банке, приходит в органы АПК. Там его могут не принять, ссылаясь на отсутствие денег, и он находится в постоянном режиме ожидания: возьмут у него заявку на возмещение процентной ставки или нет. А льготный механизм кредитования предполагает, что заемщик приходит в банк, берет кредит под 5%. Дальше вступают в силу взаимоотношения между федеральным органом исполнительной власти и банком, в который перечисляются субсидии в размере 10% (ключевая ставка ЦБ на данный момент). Новшество позволяет сократить время оформления документов.

И самое важное, чтобы обеспечить доступ МФХ к заемным ресурсам, мы предусмотрели в правилах необходимость предоставления 20% субсидий на кредиты, полученные МФХ, подчеркнула Н. Чернецова. Это облегчит равный доступ к заемным ресурсам как крупным заемщикам, так и мелким. Для работы определены 10 системно значимых банков, потом их будет больше.

Говорят делегаты съезда

Председатель Ассоциации фермеров и крестьянских подворий Татарстана Камияр Байтемиров: в Республике создано 11 кооперативов. К примеру, сельскохозяйственный снабженческо-сбытовой перерабатывающий потребительский кооператив «Индейка» работает с фермерскими и личными подсобными хозяйствами, имеет полный цикл – от вывода птенцов до реализации мяса индейки. Поголовье птиц составляет от 90 до 100 тысяч. Планируется, что в 2017 году объем реализации мяса индейки составит 3600 тонн, а к 2010 году возрастет до 7200 тонн. По расчетам ежегодная выручка составит 630 млн.рублей и более. Продукция высокого качества реализуется в Татарстане, Белоруссии, Новосибирске.

Одна из самых острых – нерешенный земельный вопрос. Надо создать комиссию, чтобы работать с Госдумой по изменению законодательства. Необходимо скорректировать схему софинансирования сельхозкооперативов: 60% должны составить средства федерального бюджета, 20% — регионального, 20% -сельскохозяйственного потребительского кооператива.

Варвара Баишева, председатель сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператива второго уровня «Саха Кредит»: в Республике работают 78 кооперативов, из которых 56 объединены в региональную двухуровневую систему во главе с сельскохозяйственным потребительским кредитным кооперативом «Саха Кредит». Система «Саха Кредит» через СКПК первого уровня оказывает финансовые услуги более чем 16 тысячам пайщиков в 26 улусах республики. Благодаря господдержке Республика Саха (Якутия) сейчас занимает 3 место в стране по количеству действующих кооперативов.

Председатель снабженческо-сбытового кооператива «Колос» Николаевского района Волгоградской области Айгуль Рушанова: для развития сельхозкооперации необходимо решить земельный вопрос. Ведь без земли нет развития, а получить ее можно только через конкурс. Необходимо установить арендную плату в размере уровня земельного налога или с применением минимальных коэффициентов расчета арендной платы, при этом зафиксировать ее на момент заключения договора на весь период аренды.

– Выступления были по делу, острые и конкретные. Надо выбрать рациональный путь движения, потребкооперативам и сельхозкооперативам консолидироваться. Мы звенья одной цепи, между нами не должно быть конкуренции. Очень важно вместе работать над единым законодательством по кооперации, позволяющим людям объединяться в кооперативы и работать на село, на обеспечение продовольственной безопасности России. Работая в своей сфере, должны стать партнерами. Тогда дело пойдет. Производители – производят, и не должны ломать голову, как продать сделанное. Потребкооперация сохранит, переработает и реализует продукцию. Вот этот паровозик пустить. Мы – братья по крови!

В заключение. По словам Джамбулата Хатуова, кураторами кооперации будут сразу три заместителя министра с/х РФ, а развитие кооперации перенести на уровень Национального приоритетного проекта.

В приветствии главы аграрного ведомства РФ А. Ткачева съезду говорится: «На сегодняшний день пора переходить к обсуждению конкретных мер, направленных на решение стоящих перед сельхозкооперативами вопросов». Было бы вернее: переходить не к обсуждению, а к делам.

Наша справка : По данным Росстата на 1 января 2016 года в России числится 8313 сельскохозяйственных производственных кооперативов (СПК), 6293 сельскохозяйственных потребительских кооператива (СПоК), работающих из которых – 3491 (55%). В структуре кооперативов наибольшую долю занимают снабженческо-сбытовые, кредитные и перерабатывающие кооперативы.

На снимках: во время съезда

Воронежские фермеры бросают землю - устали работать "вопреки". Между тем они производят в общей сложности половину региональной сельхозпродукции и способны на большее.

Земледельцы без земли

В нашем районе за несколько лет развалилась четверть фермерских хозяйств, такая же картина и у соседей. Сил нет терпеть такую нервотрепку: дали тебе землю на срок до 11 месяцев, вот и гадай - продлят договор или нет. И если нет, то все труды впустую. Многие из-за этого сами уходят с земли… - с болью говорит верхнемамонский фермер Сергей Соловьев.

Ему вторит Владимир Брежнев из Эртильского района:

За пять лет у нас из 127 фермерских хозяйств уцелело менее 75. А сейчас заканчивается срок аренды у тех, кто ее когда-то взял на десять лет. Лишь немногие получали на 25 или на 49. Срок выйдет - договор переоформят на год. Какой тогда смысл в землю вкладывать, удобрения вносить?

Решение о переходе к столь невыгодным условиям аренды несколько лет назад приняла облдума.

Даже с управлением аграрной политики не посоветовались! - возмущается председатель региональной ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельхозкооперативов "Нива" Анна Рождественская. - В итоге землю предпочитают отдавать крупным инвесторам. Половина районных глав напрямую давит на фермеров: ты, мол, долго еще тут будешь работать, а то, может, помочь уйти?

Впрочем, в этом году помогать особенно и не надо: арендная плата в ряде районов выросла вдвое, а кое-где и впятеро. Одни фермеры платят 150 рублей с гектара, другие - 500-600, третьи вообще - 907. Максимальной разумной ставкой они считают 300 рублей с гектара.

В облправительстве этот вопрос с подачи аграриев подняли совсем недавно. Как сообщил руководитель департамента имущественных и земельных отношений Максим Увайдов, идет анализ ситуации:

Нужно проследить, как формируются арендные ставки в разных районах, откуда такой разбег цен. Возможно, есть и объективные причины. Что касается сроков аренды земель сельхозназначения, то заключать договоры на 11 месяцев неправильно. Чтобы у фермеров была заинтересованность в работе, надо давать землю лет на 25. Но для этого придется менять нормативную базу. И на региональном уровне решить можно не все.

Кризис доверия

Краткосрочная аренда опасна еще и тем, что не позволяет фермерам брать кредиты и технику в лизинг. Ведь когда сроки займа и лизинга превышают срок аренды, землю нельзя заложить в банке для получения денег. Нередко все имущество хозяйства (скот, мало-мальски приличная техника) уже заложено. А развиваться на собственные средства крайне сложно.

Лизинг доступен 10-15 процентам фермеров, кредит - лишь пяти. Сумма займа сократилась в четыре разаС января воронежские фермеры взяли вдвое меньше кредитов по сравнению с прошлым годом. Сумма займа сократилась почти в четыре раза. По словам Анны Рождественской, кредиты доступны лишь 5 процентам фермеров, лизинг - 10-15.

Руководители крепких хозяйств недоумевают: почему банки не согласны выдавать добросовестным клиентам кредиты без залога? Миллионы фермерам, как правило, не нужны: на покупку скота, ГСМ или удобрений хватает двух-трех сотен тысяч рублей. Да и с кредитной историей, как уверяют в ассоциации "Нива", у большинства хозяйств все в порядке. Но банки этим не прельщаются: в АПК высокие риски, в экономике кризис…

Разбились о сбыт

Так или иначе, фермерам удается получать высокие урожаи, надои, привесы… И здесь их подстерегает очередное препятствие: продукцию не получается выгодно реализовать.

К примеру, почти все сахарные заводы в области принадлежат одной компании.

Для крупных производителей у нее одни цены, для мелких - другие - фермер Александр Козлов не понимает, как в этих условиях выполнять наказ губернатора об увеличении производства сахарной свеклы.
Владимир Брежнев тоже двигался в "приоритетном" для региона направлении - выращивал свиней:

Всех перевел в этом году. Было двести голов, самая крупная ферма в районе - а деть некуда. Куда только ни звонил - не берут! Перекупщикам такая партия маловата. На мясокомбинате отказывали - нет бойных цехов! Мол, забивайте сами и привозите. Представляете, какие на ферме санитарные условия?! А выхода нет. Забил свиней - все в крови, мухота… Безобразие!

Фермер сосредоточился на переработке круп - но и там свои барьеры:

Лет семь назад крупы шли на ура. Сейчас - сорок тонн мертвым грузом лежат, мыши это добро жрут… На рынок в райцентре устроиться можно, но там небольшие объемы продаж. А мое хозяйство выпускает не меньше 400 тонн в месяц! Остается только сдавать товар на базу за бесценок. Потому что сетевые магазины завозят все из других регионов. Воронежскую продукцию туда пристроить, считай, невозможно.

В облправительстве сообщили, что готовы устроить фермерам встречу с руководством торговых компаний. Сетевикам предложат установить лимит для местной продукции.

Однако большинство фермеров переработкой не занимаются. А значит, стремятся участвовать в госинтервенциях. Делать это напрямую малым хозяйствам нелегко, приходится прибегать к услугам перекупщиков.

Всем колхозом

Многие проблемы аграриев может снять кооперация. Вместе все проще - и закупить оптом удобрения или семена, и сформировать лот для госзакупок, и наладить переработку. Кооператив может брать кредиты, в том числе те, что субсидируются в рамках нацпроекта "Развитие АПК". А может и сам выдавать пайщикам денежные займы. Процентная ставка при этом чуть выше, чем в банках. Зато и процедура проще: не нужно составлять бизнес-план, собирать кипу документов, подтверждать свою состоятельность. В селе не спрячешься - всем известно, кто чего стоит.

Губернатор Алексей Гордеев поручил главам районов поддержать сельхозкооперативы (СПК). Но - упомянул лишь о том, что объединениям фермеров надо предоставить точки сбыта. А это - не главное. Кооперативы просят у властей иного - залоговой базы для кредитования. Чтобы муниципальное имущество или бюджетные средства, выделенные в специальный фонд, были для банков гарантией возврата денег. Развиваться только за свой счет кооперативы не могут: пайщиков мало, располагают они небольшими суммами.

Вот почему сельхозкооперация в области "буксует" уже который год. В 2005 году здесь был 31 кооператив - в каждом районе. Сегодня их меньше, причем работающих - 5-6. Одним из них руководит Наталья Комова:

Мы начали работать первыми в области, также впервые ассоциированным членом нашего СПК стал банк. Надежд было много… Теперь займы пайщикам выдаем за счет своих средств - это всего 3,5 миллиона рублей. Не кредитуемся - районная администрация не дает залоговой базы. Есть кооператив в Воронеже, куда вошли лучшие фермеры области: собрали приличный паевой фонд, выиграли банковский транш в 10 миллионов. Деньги были вроде бы перечислены, но использовать их не вышло - тоже из-за отсутствия залоговой базы.

В законе о сельхозкооперации сказано, что СПК создаются при поддержке государства. Фермеры часто указывают на это чиновникам. Но позиция последних ясна: давать поручительство за кооператив перед банком боязно, а вдруг не вернут кредит? Аграрии же считают эти опасения во многом надуманными и лишь пожимают плечами: на голом энтузиазме, без заемных средств, хозяйства долго не продержатся. Нельзя же ожидать, что дети нынешних фермеров, глядя на тяготы отцов, с охотой встанут им на замену.

Наталья Комова, глава крестьянского хозяйства:

В большинстве районов фермеры сталкиваются с недопониманием чиновников. И земли нам всегда доставались худшие, и идею с кооперативом запороли на корню. И еще мы все очень озабочены ценовой политикой. Мы не знаем цен на зерно, поэтому не можем нормально планировать ведение своего хозяйства.

Алексей Гордеев, губернатор Воронежской области:

Поддержка сельского хозяйства в 2009 году не сокращена. Разрабатываем ряд новых программ (по мясу и молоку), ставим вопрос о создании семейных молочных ферм. Есть договоренности с двумя банками о продолжении кредитования сельхозпроизводителей. Отмечу, что фермеры как представители малого бизнеса могут рассчитывать на поддержку департамента предпринимательства. Да, цены на продукцию - главная беда. Мы так и не научились регулировать рынок. В странах Евросоюза сельхозпроизводство квотируют, чтобы цены были справедливыми. И то - их фермеры митингуют против низких цен. А нам и до этого пока далеко.

Справка "РГ"

В Воронежской области 3900 фермерских хозяйств. Если учесть личные подсобные хозяйства самих фермеров, то получится, что они обрабатывают почти треть пашни в регионе. Если в целом по всем отраслям экономики малый и средний бизнес производит менее 40 процентов продукции, то в сельском хозяйстве за фермерами - 45,7. По данным областной ассоциации фермеров, их доля в производстве овощей доходит до 95 процентов, мяса - до 65, молока - до 56.

Система сельскохозяйственной кооперации начала формироваться в России еще в дореволюционное время. Первые сельхозтоварищества, деятельность которых регулировалась статьями Гражданского уложения, появились в России после отмены крепостного права и успешно функционировали вплоть до Октябрьской революции.

В первые годы Советской власти государство поддерживало кооперативное движение, законодательно устанавливая различного рода льготы, прежде всего в сфере кредитования. Постановлением Наркомзема РСФСР от 22 февраля 1919 г. был создан Комитет по делам сельскохозяйственной кооперации, оказывающий помощь в организации кооперативов и их деятельности.

22 августа 1924 г. ЦИК и СНК СССР было принято постановление «О сельскохозяйственной кооперации», в котором закреплялись различные ее формы -- товарищества, артели, кооперативы, коммуны. При этом не предусматривалось никакого приоритета, преимущества для отдельных форм кооперации. Однако уже в 1927 г. (16 марта) принимается постановление ЦИК и СНК СССР «О коллективных хозяйствах», в котором колхозы признаются высшей формой кооперации. 1929 г. был объявлен годом великого перелома, а 1930 --годом ликвидации кулачества как класса. Насильственная коллективизация завершилась в 1934 г. По сути, колхозная система была полностью огосударствлена. И хотя 17 февраля 1935г. был принят новый («сталинский») Примерный устав сельскохозяйственной артели, он, по существу, только декларировал кооперативные принципы ведения хозяйства. На практике деятельность колхозов осуществлялась на основе административных принципов хозяйствования.

После февраля 1935 г. съезды колхозников не созывались более 34 лет. Лишь в ноябре 1969 г. состоялся III их съезд, принявший новый Примерный устав, демократический по форме, но не по содержанию. Съезд создал Советы колхозов -- от районного до союзного. Но эти органы были представительными и никакой существенной роли в укреплении колхозов не играли. И вновь съезды колхозников не созывались около 20 лет. IV съезд колхозников был созван в феврале 1988 г., в период подготовки проекта Закона «О кооперации», принятого Верховным Советом СССР 26 мая 1988 г. В законе предусматривались различные направления кооперирования, не только колхозы.

После 1988 г. стали создаваться разнообразные кооперативы, в том числе и в сельском хозяйстве. Курс на рыночную экономику, проведение приватизации и реорганизации сельскохозяйственных предприятий, казалось, открыли широкие возможности для совершенствования кооперативной формы предпринимательства. Однако принятый 25 декабря 1990 г. Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» вообще исключил производственный кооператив из перечня организационно-правовых форм предпринимательства. Колхозы были ориентированы на преобразование в другие организационно-правовые формы, прежде всего в товарищества с ограниченной ответственностью и акционерные общества закрытого типа.

В результате реорганизации сельскохозяйственных предприятий создалось положение, при котором организационно-правовые аспекты колхозов и других сельскохозяйственных кооперативов, сохранивших свою организационно-правовую форму, оказались неопределенными, что создавало значительные трудности в их деятельности.

Гражданский кодекс Российской Федерации, введенный в действие с 1 января 1995 г., восстановил кооперативную форму предпринимательства, необоснованно отвергнутую ранее действовавшим законодательством. Дальнейшее развитие правовые и организационно-экономические основы деятельности сельскохозяйственных кооперативов и их союзов получили в Законе Российской Федерации «О сельскохозяйственной кооперации», принятом Государственной Думой 15 ноября 1995 г.

Собственность кооперативов представляет собой разновидность частной собственности юридических лиц, а кооперативы являются одной из форм предпринимательской деятельности в различных отраслях народного хозяйства и единой системы не образуют, за исключением аграрной сферы, где им придается особое значение и где формируется система сельскохозяйственной кооперации.

Под сельскохозяйственной кооперацией понимают систему различных сельскохозяйственных кооперативов и их союзов (ассоциаций), созданных сельскохозяйственными товаропроизводителями в целях удовлетворения своих экономических и иных потребностей.

Сельскохозяйственный кооператив -- организация, созданная сельскохозяйственными товаропроизводителями на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и других потребностей членов кооператива.

Сельскохозяйственный кооператив должен отвечать следующим требованиям.

Во-первых, кооператив создается только сельскохозяйственными товаропроизводителями, то есть сельскохозяйственными коммерческими организациями (государственными предприятиями, хозяйственными обществами и товариществами, колхозами и др.) и гражданами, в том числе и индивидуальными предпринимателями (крестьянскими хозяйствами, лицами, ведущими индивидуальную предпринимательскую деятельность), занятыми в производстве сельскохозяйственной продукции. При этом по закону сельскохозяйственные товаропроизводители должны производить не менее 50 % сельскохозяйственной продукции в общем объеме товаров (работ, услуг).

Во-вторых, кооператив создается на основе добровольного членства. Это означает не только добровольность вступления в кооператив, но и беспрепятственный выход из него с возвратом пая. Все кооперативы являются организациями, открытыми для вступления, верхний предел членов не установлен. При этом членство должно быть доступным, без каких-либо искусственных ограничений для лиц, которые по закону могут пользоваться услугами кооператива и согласны нести ответственность, связанную с членством. Участники кооператива подразделяются на основных и ассоциированных членов.

Основные члены кооператива -- физические и (или) юридические лица, внесшие паевой взнос в установленном уставом кооператива размере и порядке и принятые в кооператив с правом голоса.

Ассоциированные члены кооператива (своего рода вкладчики) -- физические и (или) юридические лица, внесшие паевой взнос, по которому они получают дивиденды, но не имеют права голоса, за исключением случаев, предусмотренных законом и уставом кооператива, например, если они являются работниками кооператива или внесли в кооператив значительный паевой взнос.

В-третьих, кооператив основывается на объединении имущественных паевых взносов основных и ассоциированных членов в паевой фонд. Взносы могут быть деньгами, земельными участками, земельными долями и имущественными паями либо иным имуществом или имущественными правами, имеющими денежную оценку. Паевой взнос основного члена кооператива может быть обязательным и дополнительным.

Обязательный паевой взнос основного члена кооператива вносится им в обязательном порядке и дает право голоса и участия в деятельности кооператива, на пользование его услугами и льготами и получение полагающихся кооперативных выплат (части прибыли кооператива), распределяемых между его членами пропорционально их личному трудовому участию (либо участию в хозяйственной деятельности кооператива). Размер обязательного пая определяется уставом кооператива.

Дополнительный паевой взнос основного члена кооператива вносится им по желанию сверх установленного обязательного пая и дает право на получение дивидендов в размере и порядке, установленных уставом кооператива.

Ассоциированные члены вносят паи в имущество кооператива в размерах и порядке, установленных уставом, и получают на свои паи, как и основные члены на дополнительные паи, только дивиденды.

В-четвертых, кооперативы всегда являются объединением лиц, а не капиталов; их цель -- не извлечение прибыли, а удовлетворение материальных и иных потребностей своих членов. Отсюда вытекают два основных принципа их функционирования: приоритет интересов членов кооператива и демократизм управления. Первый проявляется в праве членов кооператива на первоочередное обслуживание и распределении прибыли с учетом трудового участия, второй -- в независимости числа голосов от размера внесенного пая, выборности руководящих органов кооператива, принятии наиболее важных решений исключительно на общем собрании, установлении ответственности членов правления и др.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш бизнес - От идеи до реализации