Ваш бизнес - От идеи до реализации

Разделы: Работа с дошкольниками

Цель: учить детей составлять узор из двух элементов городецкой росписи: бутонов и листьев. Изображать узор в указанной последовательности от центра к краям. Сочетать в окраске бутонов два близких цвета: розовый с красным или голубой с синим. Развивать умения детей в смешивании цвета. Воспитывать чувство отзывчивости, желание помочь.

Материал:

Для воспитателя – 2 образца узора (розовый и голубой) на разделочной доске; выставка – ширма с иллюстрациями работ городецких мастеров; краски, кисточка, картонная заготовка разделочной доски.

Для детей – картонные заготовки разделочных досок; краска гуашь: синяя, красная, белая, зеленая; кисточки.

Ход занятия

Дети садятся за столы. Раздается тук в дверь, заходит Почтальон.

Почтальон: Здравствуйте, ребята, я принес вам заказное письмо. Распишитесь, пожалуйста.

Воспитатель читает детям письмо: “Здравствуйте, дорогие ребята, пишут вам ваши повара. Помогите нам, пожалуйста. Мы много работаем, готовим вам вкусные завтраки и обеды, и многие наши разделочные доски пришли в негодность. А те, что у нас есть, обыкновенные и некрасивые. Мы знаем, что вы хорошо рисуете. Пришлите нам доски расписные, с цветами и узорами. Ваши повара”.

– Ребята давайте поможем нашим поварам, они нас так вкусно кормят. А где же доски? Вот они! /Воспитатель достает заготовки из конверта/. Какими же узорами нам их расписать?

Воспитатель читает стихотворение о городецкой росписи.

Городецкая роспись – как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Дети рассматривают иллюстрации городецких мастеров и отвечают на вопросы: Какие элементы росписи использованы? (бутоны и листья); Какие краски использовали? (зеленая, голубая, красная, розовая, синяя).

– Ребята, а теперь посмотрите, как располагаются элементы росписи на доске. На одном образце доски узор расположен в прямую линию, а на другом загнутой линией. Бутон в центре узора “смотрит” вверх, а два других смотрят в противоположные стороны. Один влево, другой вправо.

Воспитатель показывает, как надо рисовать бутоны, сначала рисует крупные круги, потом на каждом круге рисует маленькие кружки – “глазки”. /Красные – на розовых бутонах, синие – на голубых/. Маленький кружок наполовину заходит на большой круг. Под кружком рисуют дужку. Предлагает двум детям дорисовать глазки и дужки на левом и правом бутонах.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что величина листьев в узоре разная.

– Ребята, как вы думаете, какими приемами следует рисовать крупные листья и какими мелкие? У крупных листьев рисуется контур и закрашивается. А маленькие листочки можно изобразить боковым мазким кисти.

– Посмотрите на ваши краски. Все ли необходимые краски есть на ваших палитрах? Какого цвета не хватает? (розового и голубого). Что же нам делать? Какие краски нужно смешать, чтобы получить розовый цвет? /в белую краску добавить немного красной./. А как получить голубой цвет? /в белую краску добавить немного синей/.

Физкультурная минутка.

Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться,
Три – в ладони три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим.

Дети смешивают краски, что бы получить розовый и голубой цвета.

– Ребята, с какого элемента вы начнете рисовать узор? (С центрального бутона.) Теперь у нас все готово, давайте поможем поварам, исполним их просьбу.

Самостоятельная работа детей.

В процессе работы воспитатель советует детям – пока высыхает краска на больших кругах бутона, изображать листья, а потом уже рисовать “глазки и дужки”. Напоминает детям о том, что городецкие мастера рисуют плотные узоры. Готовые работы выставляются на выставку, где дети сами оценивают и выбирают лучшие работы. Высказывают свое мнение, почему им понравилась именно эта работа.

– Молодцы ребята, все постарались, помогли поварам украсить доски. Они вам очень благодарны.

Рис. 1. Образец доски с красно-розовым элементом росписи, расположен в прямую линию.

Рис. 2. Образец доски с сине-голубым элементом росписи, расположен в загнутую линию.

Рис. 3. Картонная заготовка разделочной доски для детей.

Рис. 4. Работа детей.

МАДОУ Центр развития ребенка – детский сад №83 «Фея»

КОНСПЕКТ

образовательной деятельности по образовательной области

«Художественно – эстетическое развитие»

в старшей группе на тему «Городецкая роспись»

Подготовила:

Воспитатель первой кв. категории

Щербакова Н.В.

г. Набережные Челны, 2015 г.

Тема: «Городецкая роспись».

Задачи:

Образовательная

Продолжать знакомить детей с городецкой росписью, закреплять умения рисовать элементы росписи,

Упражнять в составлении оттенков путем добавления в белую краску другого цвета.

Развивающая

Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета, ритма. композиции.

Воспитывающая

Воспитывать аккуратность при выполнении задания, интерес к народно – прикладному искусству.

Демонстрационный материал:

Изделия городецких мастеров, образцы элементов росписи.

Раздаточный материал:

Краски гуашь разных цветов, банки с водой, салфетки, палитры, силуэты кухонных досок,

Прямоугольных и круглых панно, кисти № 6, 8.

Интеграция образовательных областей: художественно – эстетическое, речевое, физическое,

Познавательное развитие.

Словарь: роспись, городецкая.

Предварительная работа воспитателя: подбор демонстрационного и раздаточного материала, составление

Конспекта занятия.

Предварительная работа с детьми:

Знакомство с народно – прикладным искусством, рассматривание изделий городецких мастеров, аль –

Бомов по декоративно – прикладному искусству.

Структура занятия: 1. Вводная часть - 2мин.

2. Основная часть - 15 мин.

3. Заключительная часть - 3 мин.

Методические приемы: 1. Сюрпризный момент с куклой Дашей.

2. Рассматривание изделий городецких мастеров.

3. Выделение отдельных элементов росписи.

4. Составление оттенков разного цвета.

5. Д/и «В городецкой мастерской» (самостоятельное творчество детей).

6. Выставка работ.

7. Итог занятия.

Ход образовательной деятельности.

1 часть.

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришла в гости кукла Даша. Бабушка подарила ей красивую шкатулку, но Даша не знает, кто это так ее раскрасил? Давайте рассмотрим шкатулку и постараемся отгадать, что за мастер ее расписывал.

Дети рассматривают шкатулку, определяют, какими цветами она расписана, выделяют отдельные элементы и приходят к выводу, что эту шкатулку изготовили городецкие мастера.

2 часть.

Воспитатель: Правильно ребята, эту шкатулку так красиво расписали городецкие мастера.

Посмотрите на эти предметы и найдите другие изделия городецких мастеров.

(Дети находят предметы с городецкой росписью).

3 часть.

Воспитатель: А как вы догадались, что эти предметы расписали городецкие мастера?

Какие основные элементы городецкой росписи вы знаете?

Назовите основные цвета городецкой росписи.

4часть.

Как получить розовый цвет? А голубой?

(Дети отвечают: нужно смешать красную краску с белой, а для голубого - синюю с белой).

Воспитатель: Кто хочет проделать это у доски?

(Ребенок показывает, как получить оттенок основного цвета. Уточняются и правила мытья кисточки).

5 часть.

Воспитатель: Давайте представим, что все мы находимся в городецкой мастерской, а вы - мастера городецкой росписи. Скажите, кто какой предмет хочет расписать?

(Дети выбирают силуэты разных предметов: поднос, кухонная доска, панно, шкатулка).

Воспитатель: Я предлагаю нарисовать большой цветок, он может быть любого цвета или оттенка какого – либо цвета. Вы – мастера и вам создавать свой цвет.

Вспомните, как мы рисовали большой городецкий цветок. Нарисуйте цветок и листочки около него.

А кукла Даша будет внимательно наблюдать за вами и учиться рисовать городецкие узоры.

6 часть.

Воспитатель: Посмотри, Даша, какие красивые цветы расцвели на всех предметах!

(Даша говорит, что ей очень понравились ваши работы и что теперь она тоже попробует нарисовать какой-нибудь городецкий узор и подарит его своей бабушке на день рождения).

Воспитатель: Давайте попрощаемся с куклой Дашей и пригласим ее почаще приходить к нам в гости, тогда мы сможем многому ее научить. Вы согласны со мной? Вот и хорошо.

7 часть.

Воспитатель: Ребята, что вам сегодня понравилось на занятии? В чем вы испытывали затруднения? А что вам удавалось легко?

Я очень рада, что вы все справились с таким трудным заданием: научились рисовать большой городецкий цветок, смешивать краски для получения нового цвета и научили всему этому куклу Дашу.


Описание материала: предлагаю конспект кружкового занятия для детей 10-16 лет по теме «Введение в образовательную программу «Роспись по дереву». Этот конспект направлен на формирование у детей интереса к изучению росписи по дереву и посещению занятий кружка «Роспись по дереву».

Конспект кружкового занятия по теме «Введение в образовательную программу «Роспись по дереву»

Цель : формирование у учащихся интереса к изучению росписи по дереву.

Задачи:

· Обучающие: познакомить учащихся с такими видами росписи как Хохлома, Башкирская роспись, Городец, научить некоторым приемам росписи по дереву.

· Развивающие: развить познавательный, эмоциональный опыт школьников.

· Воспитательные: воспитание общей культуры.

Наглядные пособия: слайды «Пасхальные яйца»; изделия, расписанные хохломской, башкирской, городецкой росписью; плакаты по видам росписи по дереву; эскиз пасхального яйца; педагогический рисунок.

Материалы и приспособления для учащихся : яйцо (белье для росписи ), кисть (колонок №1,2), баночка для воды, гуашь.

План конспекта:

1. Организационная часть

2. Подготовительный момент

3. Основной момент

А) теоретическая часть

Б) практическая часть

В) анализ работ

4. Итог урока.

Ход урока:

1. Организационная часть:

Приветствие.

2. Подготовитеьный момент:

Человек всегда стремится к красоте. Мы стараемся выглядеть красиво и чтобы нас окружали красивые вещи: посуда, мебель, сувениры и т.д.

Многие предметы, необходимые человеку в его повседневной жизни, издревле в богатой лесами России изготавливались из древесины. И причиной развития искусства росписи по дереву было прежде всего желание мастера обогатить предмет, сделать его наглядным, красивым. И в то же время такая посуда долго сохранялась.

3. Основной момент:

А) теоретическая часть: тема нашего занятия «Введение в образовательную программу «Роспись по дереву». Существует немало художественных промыслов, которые славятся росписью деревянных изделий. Мы с вами рассмотрим три из них, которая изучает данная программа: Хохлома, Башкирская роспись, Городец

Всемирную известность приобрело родившееся в Заволжье искусство Хохломской росписи.

(Демонстрация изделий Хохломской росписи).

Названо оно так по имени старинного торгового села Хохлома, куда свозились на продажу выточенные на токарном станке изделия со специфической росписью: чаши, блюда, поставцы и бочата, удобные для хранения в них муки, соли, крупы и других необходимых в хозяйстве продуктов. Искусство Хохломской росписи становится уникальным промыслом благодаря применению при отделке деревянных изделий технике получения золотого цвета без использования драгоценного металла.

Колорит Хохломских изделий - сочетание золота с красным и черным цветом. Строгое, классическое сочетание трех основных цветов изделий мастера умело и тактично дополняют введением коричневого, зеленого, оранжевого, желтого, сохраняя при этом, однако, гармоническую целостность цветовой гаммы.

Популярность Хохломской росписи вызывало и вызывает подражание. Но из всех попыток единственный самостоятельный ход нашли мастера и художники Башкортостана. В башкирском художественном объединении «Агидель» складывается новый вид декоративной росписи, в которой заложена уникальная технология Хохломы. А сам тип росписи отличается от свободного Хохломского письма строгой симметричностью в мотивах напоминавших световую мозаику. Сами формы предметов, украшенных Башкирской росписью, взяты от деревянной посуды имеющей широкое распространение в быту местных жителей и отвечающей национальной культуре башкир.

(Демонстрация изделий Башкирской росписи).

Давайте познакомимся с еще одним видом росписи - Городец. Городецкая роспись первоначально возникла в городе Городец Нижегородской губернии. Это по преимуществу фантастические цветы. Птицы, кони, выполненные масляными красками и украшающие детскую мебель, прялки, посуду, кухонные доски, разного рода сувениры.

Городецкая роспись - яркая, лаконичная, ее отличают свободные мазки с белой и черной графической обводкой и характерный рисунок - растения, животные, разнообразные жанровые сценки. Как правило, все элементы узоров городецких мастеров выполнены красными, розовыми, синими, голубыми, зелеными и черными красками на ярко - желтом фоне. Городецкие узоры пользуются особой популярностью, потому что они прекрасно передают все разнообразие русского орнамента.

(Демонстрация изделий Городецкой росписи).

Б) практическая часть

Сейчас мы попробуем расписать с вами сувенир - пасхальное яйцо Хохломской росписью.

Во многих странах весной отмечают Пасху. Пасхальные традиции и обряды различаются у отдельных народов, но всем известен обычай дарить друг другу крашенные яйца. Яйцо в этом древнейшем обычае - не случайный предмет. Ведь пасха - это праздник торжества жизни, поборовший смерть, а яйцо есть символ вечно возрождающейся жизни. «Все начинается с яйца» - говорили древние римляне». «Христос воскрес» -говорят христиане. И хотя теперь этот праздник выглядит по-новому, красивые расписные яйца остаются его главным символом. У многих народов крашение яиц превратилось в художественный промысел. В нем используют обычно не настоящие яйца, а сделанные из различного материала. По специальным заказам искуснейшими мастерами создавались настоящие произведения искусства.

(Показ слайдов.)

Сейчас на доске на рисунке я вам буду показывать как превратить наше яйцо в красивое изделие - сувенир. Для этого нам понадобятся кисть и гуашь. Давайте вспомним, как правильно работать с кисточками и красками: никаких лишних и резких движений кисточкой, с красками работать аккуратно.

Приступаем к расписыванию яйца. Нам дано яйцо с выполненным подмалевком. Наша задача выполнить самый красивый этап в росписи «оживка» и «травка». (Показываю на доске, дети выполняют роспись на своих работах). Во время работы делаем небольшой перерыв для выполнения физкультминутки.

Городецкая роспись.

ЦЕЛИ УРОКА: познакомить с техникой

ВИД УРОКА: творческий практикум. Городецкая роспись . с историей и особенностями этого искусства; расширять знания детей о видах декоративно-прикладного искусства;

ЗАДАЧИ УРОКА:

Образовательная:

научить учащихся определенными методами, принципами и техническими приемами работы;

углубить эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве;

Развивающая:

привить интерес к изучению декоративно-прикладного искусства,

способствовать творческому подходу работе,

развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета,

индивидуальные творческие способности

Воспитательная:

воспитывать любовь к искусству народных мастеров.

воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость, внимание.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Оборудование для учителя:

Раздел “История”.

В российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей, стоял городок Гжель. Давным-давно жили-были там смелые и умные, красивые и умелые мастера. Собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в родной стороне глину чудесную, белую-белую. И решили лепить из нее посуду разную, да такую, какой свет не видывал.

Но не только лепниной украшали гжельские мастера свои изделия, стали расписывать посуду синей краской. Рисовали разные узоры из сеточек, полосочек, цветов.

Вот так и повелось, что каждый из них своим мастерством людей радует, своих детей и внуков разным премудростям учит.

На весь мир прославили они свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.

Очень затейливая, нарядная получилась посуда. Полюбилась она людям, и стали называть ее “нежно-голубое чудо”.

Учитель по своему усмотрению выбирает нужный раздел презентации: история, производство, мастерская, итог. Презентация построена таким образом, что учитель может заходить в любой раздел не зависимо от очередности слайдов.

Раздел “Производство”.

Станок представляет собой гончарный круг с двумя стойками и деревянной рейкой для упора рук. С помощью клюшек-резцов обрабатывается поверхность гипсовой заготовки с которой изготавливается рабочая форма для отливки изделий. Фарфоровые изделия изготавливаются путем литья в гипсовых формах. Шликер (жидкую фарфоровую массу) литейщик заливает в формы. Пористый гипс впитывает влагу, шликер постепенно затвердевает и приобретает очертания формы. Изделия, прошедшие обжиг, живописец расписывает окисью кобальта. Традиционная роспись - выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты, нанесенные быстрыми, сочными мазками кисти. Исполнение росписи вручную позволяет создавать множество вариантов одного и того же декоративного мотива

Раздел “Мастерская”.

Для работы нам понадобится краска синего цвета. Чтобы получить темный оттенок, нужно нажимать на кисть сильнее, чтобы получить светлый - слабее. Узор всегда расположен в центре изделия.

Самое трудное в гжельской росписи - это "мазок с тенями". Особенность заключается в том, что одним движением кисти достигается широкий диапазон перехода цвета от глубоких, темных тонов до очень светлых и легких

В середине мазка нажим кисти становится слабее, мазок сужается и затем переходит в острый кончик.

В целом каждый мазок состоит из различных оттенков синего. Цвет постепенно ослабевает, переходя от тяжелого, почти черного к легкому, светлому, почти белому, сливающемуся с фоном и как бы растворяющемуся в нем.

III. Объяснение нового материала. Если урок первый, то слайды из раздела “Мастерская” используются как объяснение нового материала, учитель также может рисовать элементы сам.

IV. Практическая работа. Во время работы учитель может оказывать минимальную помощь учащимся, не настаивая, на каком либо узоре.

V. Завершение урока.

Как итог используются слайды из раздела “Итог”

1. Как украшали свои изделия гжельские мастера?

Лепниной;

Не украшали;

Раскрашивали разноцветными красками;

2. Какие цвета использовали

Красный и синий;

Синий и белый;

Любые;

3. Где расположен узор?

В середине;

По кругу;

Где хочет художник;

4. С каких элементов начинают писать узор?

С мазков, постепенно переходя от темного цвета к более светлому;

С главного рисунка;

С какого хочет художник;

Подборка слайдов составлена таким образом что, дается вопрос и варианты ответов, учащиеся выбирают правильный.

Учитель или ребенок нажимают на выбранный ответ, если он правильный, то экране появится слово “Отлично”, если нет - “Подумай”. Можно вызвать одного ученика к компьютеру и он сам будет выбирать ответ.

VI. Подведение итогов: выставка детских работ, выбор работ которые наиболее понравились детям.

Оглавление

    Введение……………………………………………………………………3

    Сценарный план урока…………………………………………………….5

Приложение………………………………………………………………………..9

Заключение………………………………………………………………………..10

Литература……………………………………………………………………… ..11

Введение

Особое внимание на уроках изобразительного искусства уделяется народному творчеству, традициям, промыслам. Как и другие направления изобразительного искусства, народное творчество учит ребенка видеть мир во всей его полноте и красоте, любить свой край и беречь родную природу, прививает нравственные ориентиры. Вместе с тем ребенок овладевает такими понятиями, как форма, размер и цвет, а также специфическими художественными навыками. Приобщение к народному искусству на всю жизнь оставляет отпечаток прекрасного в душе человека, учит видеть красоту в окружающих предметах и явлениях. Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Именно традиционные ремесла, к которым приобщается подрастающее поколение, рассказывают о жизни наших предков, об их нравах и обычаях, не дают народу забыть свою историю.

Благодаря народному искусству, у детей улучшается память и мыслительная деятельность, развивается усидчивость, тренируется внимание. Осваивая традиционные промыслы, дети в первую очередь учатся самовыражению. Они ведут диалог с миром, рассказывая в творчестве о своих впечатлениях и переживаниях. В развитии личности это играет огромную роль, обучая человека правильному общению с окружающим миром, направляя его психическую энергию в созидательное русло. Помимо психологического аспекта, народные промыслы обучают многим чисто прикладным навыкам. Занятие традиционными промыслами развивает у детей наблюдательность, образное и пространственное мышление, способствует формированию эстетического восприятия, развивает навыки рисования, лепки, вырезания, плетения. Поскольку большинство народных ремесел предполагают кропотливый труд, изготовление традиционных предметов способствует развитию мелкой моторики.

Искусство изготовления деревянных расписных изделий известно с глубокой древности. Традиции росписи живут и развиваются в наше время. Роспись по дереву как один из старинных видов декоративно-прикладного искусства интересна и доступна детям школьного возраста.

Желание познать основы художественного ремесла может определить дальнейшее увлечение ребят, а возможно, окажет влияние на выбор жизненного пути.

Основные приёмы росписи следует выполнять почти автоматически, что требует упорной работы над выработкой твёрдых навыков. Так как многие приёмы выполнения росписей бывают предельно простыми, отшлифованными поколениями народных мастеров, первоначальное их освоение не требует от ребят каких-то усилий. Но дело не только в приёмах росписи. Каждый из них отличается своей спецификой: постановкой руки, особой ритмикой. Знание приёмов помогает проникнуть в неповторимый мир орнамента, осознанному постижению его красоты.

В повседневной работе с детьми необходимо соблюдать очень важный принцип обучения - поддерживать у учащихся радость открытия нового. Тогда у ребят возникает состояние душевной приподнятости, удивления собственным возможностям, чувство гордости за результаты своего труда и труда своих товарищей.

Актуальность.

Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления урочной и внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.

Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».

Занятия росписью по дереву помогают реализоваться личности ребёнка, стимулируют творческое отношение к труду, помогают узнать культуру своего народа и народов мира, воспитывают в детях патриотизм и гордость за свою страну. В настоящее время очень важным для развития современного общества является возрождение духовности. Приобщение детей к миру прекрасного раскрывает в них всё самое лучшее, светлое, доброе.

Ребёнок, создающий своими руками прекрасное, никогда не сможет разрушить тоже прекрасное, но созданное другими. Душа его наполняется восторгом, он учится видеть то, что скрыто от глаз многих, учится уважать традиции, любить и беречь окружающий мир, природу.

Цели и задачи.

Цель проекта: Создать урок направленный на воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области декоративно-прикладного искусства.

Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.

Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

- изучение нормативных документов и законов;

Изучение соответствующей литературы (концепции и авторские программы);

Написание конспекта урока, создание презентации, подбор пособий и иллюстративного материала;

Создание системы оценивания планируемых результатов;

Анализ урока, выводы.

Сценарный план урока изобразительного искусства: “Сказочные узоры Городецкой росписи”.

Цель: ознакомить учеников с произведениями и историей развития Городецкой росписи.

Задачи:

Изучить историю росписи;

Познакомиться с узорами в изделиях мастеров Городца и основными этапами росписи;

На основе изученного материала самостоятельно исполнить работу по мотивам Городецкой росписи.

Планируемые результаты:

предметные: освоить основные характерные элементы народного орнамента и особенности цветового строя; освоить основные приёмы кистевой росписи Городца; создать композицию росписи в традиции Городца.

метапредметные: осознание места и значения современных народных промыслов в современной жизни; умение оценивать искусство городецкой росписи как часть культуры народа; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия в процессе работы.

личностные: воспитание этнической культуры, осознание чувства любви к своей Родине, приобщение к её культуре, осознание своей национальной принадлежности; уважение к культуре других народов; формируется готовность учащихся к обучению и самообразованию; формируется эстетическое чувство и ответственное отношение к учебе.

План урока:

    Организация класса. Мотивация и целеполагание. 5 мин.

    Беседа об истории развития городецкого промысла и основных элементах росписи. 5 мин.

    Практическая работа (выполнение тренинговых упражнений по написанию элементов городецкой декоративной композиции). 10 мин

    Постановка художественной задачи. 2 мин.

    Самостоятельная работа. 15 мин.

    Рефлексия. 3 мин.

    Анализ работ, подведение итогов, выставление оценок. 5 мин.

Оборудование:

Для учителя: Презентация городецкой росписи, методические пособия с показом поэтапного выполнения работы.

Для учащихся: альбом, кисть, баночка, гуашь, ножницы.

Тип урока: урок-практикум.

Ход урока:

1.Организация класса. Мотивация и целеполагание.

Учитель:

Есть на Волге город древний,

Под названьем Городец.

Славится по всей России,

Своей росписью творец.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с замечательной росписью, а название её Городецкая!

Но прежде, чем мы начнём, я попрошу вас сделать подготовительную работу.

Возьмите альбомный лист А4, сложите его пополам по вертикали,в верхнем правом углу сложенного листа отрежьте уголок (показываю) , теперь разверните лист, у нас получилась разделочная доска! Закрасьте её полностью бежевым или песочным цветом, чтобы имитировать цвет дерева и пока вы это делаете, слушайте мой рассказ.

2.Беседа об истории развития городецкого промысла и основных элементах росписи.

Городец - город на берегу Волги в 60 км от Н. Новгорода. Как поселение был основан в 1152 году Юрием Долгоруким и носил название Малый Китеж.

Старинный ремесленный центр по соседству со знаменитой Макарьевской ярмаркой. На километры растягивались ряды, в которых торговля велась на разных языках, тысячи лавок и лавчонок переполнены товарами, привезенными не только со всей России, но и из других стран. Привозили все, что умели делать. По берегу Волги расползался щепной ряд, где продавали сделанные из дерева сани, кадки, корыта, рубели, лапти.

Особой красотой отличались изделия Городца, расписные коромысла, прялки, донца из деревень расположенных по реке Узол: Курцево, Косково, Ахлебаиха.

Городецкая роспись - как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Мастера расписывали лубочные короба, игрушки, посуду, мебель и даже части дома - ставни, двери, ворота. В 19 веке на донцах появились бутоны цветов; розаны, купавы благодаря знаменитому мастеру Лазарю Мельникову. Розаны это стилизованное изображение цветка шиповника, а вот с купавкой связана интересная легенда.

На Руси с 23 на 24 июня праздновали день Ивана Купалы. Люди считали, что в эту ночь расцветает удивительной красоты цветок папоротника, цветок счастья, но живет он мгновение. И если человек успеет дотронуться или сорвать станет счастливым. Так и стали народные мастера изображать купавки на своих работах.

Но не только роспись украшала изделия Городца. В 18 веке деревянную поверхность украшала еще и резьба. Неглубокие, но выразительные прорези, определявшие контуры рисунка. С годами трудоемкую резьбу начала вытеснять роспись масляными красками. Целые живописные мотивы появились на прялках, донцах, игрушках. Самые распространенные сюжеты; дамы и кавалеры, сценки чаепития, наездники, птицы - все эти сюжеты дополняют изображения цветов.

Давайте рассмотрим последовательность выполнения цветов городецкой росписи. Сначала мастер наносит цветовое пятно, затем темным цветом прорисовывает середину - маленький круг и лепестки – дужки. А затем белой краской мастер делает оживку в виде точек, прямых и волнистых линий. Получился - розан.

Цветок купавки- голубого цвета. Снова рисуем кружок- голубым цветом, маленький кружок - серединку синим цветом смещаем к краю, а самый крупный лепесток располагаем напротив серединки цветка. Затем выполняем оживку.

Каким цветом? - Белым.

Давайте посмотрим, как же выполняется изображение коня.

Цвета присущие городецкой росписи голубой и все оттенки синего, розовый и оттенки красного - для цветков, зеленый - листики, черный - кони, черный, синий -птицы, белый - оживка. Несмотря на цветовое многообразие, мастера придерживаются определенных правил; если фон цветка розовый, красный то серединку выполняют темно - красным, бордовым, а если фон голубой, то лепестки прописывают темно-синим или фиолетовым.

Посмотрите этапы изображения городецкой птицы.

Выполнив основные этапы росписи, мастер переходит к оживке произведения, т.е. дополняет роспись, различными элементами которые помогают связать все части росписи в единое целое, сделать композицию законченной.

3.Практическая работа (выполнение тренинговых упражнений по написанию элементов городецкой декоративной композиции).

А сейчас мы с вами научимся изображать основные элементы городецкой росписи так, как это делают народные мастера. Мы познакомились с элементами росписи. Чтобы приблизиться к ее секретам, стать мастером, нужно научиться выполнять каждый элемент по отдельности, будь то розан, купавка, конь, птица или листик.

А как называется ученик мастера?

Подмастерья!

Так вот вы пока ученики - подмастерья. Начнем!

Первый элемент-розан.

Какой цвет мы будем использовать для его изображения розана? -Розовый и оттенки красного.

Внимание на доску. (Начинается фронтальная работа.)

Сначала розовым цветом выполняем кружок.

В центре выполняем красным цветом меньший кружок.

Рисуем дужки тем же красным цветом.

Даем работе подсохнуть, в то время когда работа сохнет вы самостоятельно выполните цветок купавки используя таблицу. (Озвучиваю этапы выполнения цветка купавки, используя табличный материал).

Цветок розана подсох, пора выполнить белилами оживку.

Затем выполняем оживку в цветке купавки.

Нам нужно изобразить листки.

Обмакиваем кисть в светло-зеленую краску и ставим отпечаток всей плоскостью кисти (показываю на доске).

Тени и оживку, выполните самостоятельно, используя таблицу.

4. Постановка художественной задачи.

- Мастера из Городца просили вас расписать разделочные доски. Положите перед собой подсохшие заготовки.

Но одно условие поставили перед вами Городецкие умельцы, в центре работы нужно изобразить Городецкого коня (птицу).

5.Самостоятельная работа.

Коня мы с вами выполним вместе.

Какой цвет используем для его изображения?

Черный цвет.

Начнем.

Нарисуем большую каплю острым концом вверх - это шея.

От нижней широкой части проведем острием кисти тонкую линию вправо, приблизительно равную широкой части нашей капли.

На конце линии нарисуем каплю меньшего размера, (внимание на таблицу) острым концом вниз.

Изобразим голову лошади - маленькая капля.

Ножки три меленьких капельки и дужки (внимание на таблицу).

Хвост три мягких мазка.

Вымоем кисть и возьмем красный цвет, выполним гриву и сбрую.

Белым цветом выполним оживку.

Конь готов.

По розанам и купавам

Городецкий скачет конь,

Весь цветами он расписан

До чего ж красивый он.

Коня мы с вами изобразили, а вот цветы по которым скачет ваш конь, вы выполните самостоятельно. (Выполнение работы).

6.Рефлексия.

О каком виде росписи мы с вами сегодня говорили?

Назовите мне основные элементы городецкой росписи?

Какие цвета характерны для городецкой росписи?

7.Анализ работ, подведение итогов, выставление оценок.

Выставка работ на доске.

Посмотрите ребята, какие замечательные работы у нас получились! Теперь мы настоящие Городецкие мастера! И конечно мастерам полагаются оценки. (выставление оценок).

Заключение.

Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Именно традиционные ремесла, к которым приобщается подрастающее поколение, рассказывают о жизни наших предков, об их нравах и обычаях, не дают народу забыть свою историю. Актуальная задача патриотического воспитания во многом реализуется через любовь детей к традиционному искусству. Значение народных традиций велико для воспитания подрастающего поколения. Народное искусство является воплощенным представлением народа о красоте и добре, о богатстве родной земли. Отличительной особенность декоративно-прикладного народного творчества является яркость красок, контрастность рисунка, пристрастие к растительным, животным или геометрическим орнаментам.

Важнейшее в воспитании детей, всегда имеющее непреходящее значение и очень актуальное в современных условиях - это бережное отношение к ценностям, созданным трудом человека и природой.

В народной педагогической практике мы обнаруживаем осознанное и неосознанное стремление, каждую часть, область жизни использовать в воспитательных целях. Традиция жива, пока ее чтут, берегут.

Литература.

    Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: - М.: Просвещение,2012.

    Горский, В.А, Тимофеев А.А, Смирнов Д.В. и др. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ под ред. В. А. Горского. М.- Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).

    Данилюк А.Я., Кондаков А.М. ,Тишков В.А. Стандарты второго поколения Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, 2-е издание, - М.: Просвещение, 2011. – 24 с.

    Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. – 176 с. (Стандарты второго поколения) 5-9 классы.

    Шпикалова,Т.Я. Изобразительное искусство. 5-8 классы. Рабочие программы. Предметная линия учебников.- М. «Просвещение» 2010

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш бизнес - От идеи до реализации