Ваш бизнес - От идеи до реализации

Деятельность по стандартизации осуществляется в соответствии с ФЗ «О техническом регулировании».

Стандартизация — деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Стандартизация в России осуществляется в целях:

  • повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;
  • обеспечения научно-технического прогресса;
  • технической и информационной совместимости;
  • взаимозаменяемости продукции;
  • повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг;
  • рационального использования ресурсов;
  • повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных.

К документам в области стандартизации относятся:

  • национальные стандарты;
  • правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;
  • применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
  • стандарты организаций.

Национальный орган Российской Федерации по стандартизации :

  • утверждает национальные стандарты;
  • принимает программу разработки национальных стандартов;
  • организует экспертизу проектов национальных стандартов;
  • обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и научно-техническому прогрессу;
  • осуществляет учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам;
  • создает технические комитеты по стандартизации и координирует их деятельность;
  • организует опубликование национальных стандартов и их распространение;
  • участвует в соответствии с уставами международных организаций в разработке международных стандартов и обеспечивает учет интересов Российской Федерации при их принятии;
  • утверждает изображение знака соответствия национальным стандартам;
  • представляет Российскую Федерацию в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации.

Разработчиком национального стандарта может быть любое лицо. Уведомление о разработке национального стандарта направляется в национальный орган по стандартизации и публикуется в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме и в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию. Разработчик национального стандарта должен обеспечить доступность проекта национального стандарта всем заинтересованным лицам для ознакомления.

Разработчик дорабатывает проект национального стандарта с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, проводит публичное обсуждение проекта национального стандарта и составляет перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания данных замечаний и результатов их обсуждения. Срок публичного обсуждения проекта стандарта не может быть менее двух месяцев.

Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта должно быть опубликовано в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования. Проект национального стандарта передается разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта. С учетом результатов экспертизы технический комитет готовит мотивированное заключение об утверждении или отклонении проекта национального стандарта.

Национальный орган по стандартизации на основании документов, представленных техническим комитетом по стандартизации, принимает решение об утверждении или отклонении национального стандарта. Уведомление об утверждении национального стандарта подлежит опубликованию в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования.

В соответствии с Законом "О стандартизации" в РФ действует Государственная система стандартизации. Методологические вопросы ее организации и функционирования изложены в комплексе государственных основополагающих стандартов "Государственная система стандартизации Российской Федерации", новая редакция которого принята в 1993 г. и введена в действие с 1 апреля 1994 г. Данный комплекс включает следующие документы:

ГОСТ Ρ 1.0-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения";

ГОСТ Ρ 1.2-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки Государственных стандартов";

ГОСТ Ρ 1.4-93 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения";

ГОСТ Ρ 1.5-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов";

ПР 50.1.001-93 "Правила согласования и утверждения технических условий". Принятая в Российской Федерации система стандартизации обеспечивает и поддерживает в актуальном состоянии единый технический язык, унифицированные ряды важнейших технических характеристик продукции, систему строительных норм и правил; типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий для общего машиностроения и строительства; систему классификации технико-экономической информации, достоверные справочные данные о свойствах материалов и веществ .

В условиях рыночных отношений стандартизация выполняет три функции: экономическую, социальную и коммуникативную.

Экономическая функция позволяет заинтересованным сторонам получить достоверную информацию о продукции, причем в четкой и удобной форме. При заключении договора (контракта) ссылка на стандарт заменяет описание сведений о товаре и обязывает поставщика выполнять указанные требования и подтверждать их; в области инноваций анализ международных и прогрессивных национальных стандартов позволяет узнать и систематизировать сведения о техническом уровне продукции, современных методах испытаний, технологических процессах, а также (что немаловажно) исключить дублирование; стандартизация методов испытаний позволяет получить сопоставимые характеристики продуктов, что играет большую роль в оценке уровня конкурентоспособности товара (в данном случае технической конкурентоспособности); стандартизация технологических процессов, с одной стороны, способствует совершенствованию качества продукции, а с другой - повышению эффективности управления производством.

Однако есть и другая сторона стандартного технологического процесса: возможность сравнительной оценки конкурентоспособности предприятия на перспективу Постоянное применение только стандартизованных технологий не может обеспечить технологический прорыв, а стало быть, и передовые позиции на мировом рынке.

Социальная функция стандартизации заключается в том, что необходимо стремиться включать в стандарты и достигать в производстве такие показатели качества объекта стандартизации, которые содействуют здравоохранению, санитарно-гигиеническим нормам, безопасности в использовании и возможности экологичной утилизации продукта.

Коммуникативная функция связана с достижением взаимопонимания в обществе через обмен информацией. Для этого нужны стандартизованные термины, трактовки понятий, символы, единые правила делопроизводства и т.п.

2.3. Органы и службы по стандартизации

Является стандартизация продукции .

Стандарт в переводе с английского - это норма, мерило, образец. Главная задача стандартизации - создание системы нормативно-технической документации (НТД), определяющей прогрессивные требования к продукции, изготовляемой как для нужд народного хозяйства, населения, обороны страны, так и для экспорта, а также контроль за правильностью использования этой документации.

Действующая система стандартизации продукции позволяет разрабатывать и поддерживать в актуальном состоянии:

  • единый технический язык;
  • унифицированные ряды важнейших технических характеристик продукции (допуски и посадки, напряжения, частоты и др.);
  • типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий общемашиностроительного применения (подшипники, крепеж, режущий инструмент и др.);
  • систему классификаторов технико-экономической информации;
  • достоверные справочные данные о свойствах материалов и веществ.

Стандартизация базируется на ряде принципов:

  • повторяемость - определяет круг объектов, к которым применимы вещи, процессы, отношения, обладающие одним общим свойством - повторяемостью либо во времени, либо в пространстве;
  • вариантность - создание рационального многообразия - обеспечивает минимум рациональных разновидностей стандартных элементов, входящих в стандартизуемый объект;
  • системность - определяет стандарт как элемент системы и приводит к созданию систем стандартов, связанных между собой внутренней сущностью конкретных объектов стандартизации;
  • взаимозаменяемость - применительно к технике предусматривает сборку или замену одинаковых деталей, изготовленных в разное время и в различных точках пространства.

Государственная система стандартизации

В настоящее время сформировалась государственная система стандартизации Российской Федерации (ГСС), которая регламентирует процессы построения, изложения и распространения стандартов в Российской Федерации. ГСС включает 5 основополагающих стандартов:

  • ГОСТ Р 1.0-92. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения;
  • ГОСТ Р 1.2-92. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов;
  • ГОСТ Р 1.3-92. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок согласования, утверждения и регистрации технических условий;
  • ГОСТ Р 1.4-92. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты предприятия. Общие положения;
  • ГОСТ Р 1.5-92. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.

Государственные стандарты Российской Федерации включают:

  • обязательные требования к качеству продукции, работ и услуг, обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества, охрану окружающей среды, обязательные требования техники безопасности и производственной санитарии;
  • обязательные требования по совместимости и взаимозаменяемости продукции;
  • обязательные методы контроля, требований к качеству продукции, работ и услуг, обеспечивающих их безопасность для жизни, здоровья людей и имущества, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость продукции;
  • параметрические ряды и типовое конструирование изделий;
  • основные потребительские и эксплуатационные свойства продукции, требования к упаковке, маркировке, транспортированию и хранению, а также утилизации продукции;
  • положения, обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции и оказании услуг, правила оформления технической документации, допуски и посадки, общие правила обеспечения качества продукции, сохранность и рациональное использование всех видов ресурсов, термины, определения и обозначения, метрологические и другие общетехнические правила и нормы.

В Российской Федерации нормативные документы по стандартизации подразделяются на следующие категории:

  • государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ РФ);
  • отраслевые стандарты (ОСТ);
  • технические условия (ТУ);
  • стандарты предприятий и объединений предприятий (союзов, ассоциаций, концернов, акционерных обществ, межотраслевых, региональных и других объединений (СТП);
  • стандарты научно-технических обществ и инженерных (союзов, ассоциаций и других общественных объединений) (СТО).

В зависимости от объекта стандартизации, его специфики и содержания разрабатываемых к нему требований стандарты подразделяются на следующие виды:

  • стандарты основополагающие;
  • стандарты на продукцию, услуги;
  • стандарты на процессы;
  • стандарты на методы контроля, испытаний, измерений, анализа.

Система стандартизации и ее цели

Стандартизация включает в себя деятельность в сфере установки правил производства и характеристик продукции для того, чтобы добровольно и многократно использовать их.

Замечание 1

Система стандартизации сконцентрирована на том, чтобы достичь эффективности в области обращения и выпуска продукции с целью роста конкурентоспособности. Концепцию развития национальной системы стандартизации нашей страны разработал национальный орган РФ по стандартизации.

Разработка данной концепции характеризуется требованием актуализации предыдущей редакции концепции национальной системы стандартизации нашей страны на период до 2010 года.

Актуализацию концепции проводили через осмысление и фиксацию новых задач и целей, которые были сформированы национальной системой стандартизации в сфере:

  • потребностей в интенсификации экономического развития государства,
  • технико-технологической модернизации,
  • совершенствования качественной составляющей жизни общества,
  • охраны окружающей среды,
  • формирования процессов интеграции,
  • образования Таможенного союза,
  • расширения деятельности внешнеэкономического характера и активации процессов, которые концентрируют вступление Российской Федерации в ВТО.

Основные цели системы стандартизации:

  • содействовать социальному и экономическому развитию государства,
  • содействовать интеграции государства в международную экономику и мировые системы стандартизации в качестве равноправного партнера,
  • улучшать качество жизни общества,
  • обеспечивать оборону государства и его безопасность,
  • осуществить техническое перевооружение в промышленности,
  • повысить качество продукции, оказания услуг и выполнения работ с целью роста конкурентоспособности товаров отечественного производства.

Принципы системы стандартизации

В соответствии с принципами стандартизации и использования документов стандартизация должна осуществляться добровольно. Обязательное применение документов в области стандартизации предусмотрено по отношению к объектам, которые обеспечивают комплексную системную стандартизацию, преемственную деятельность в области стандартизации.

Существует несколько принципов системы стандартизации, в частности она призвана:

  • обеспечить соответствие общих характеристик, принципов и правил, которые установлены в документации национальной системы стандартизации к сегодняшнему уровню развития техники, технологии и науки,
  • обеспечить соответствие передового отечественного и иностранного опыта,
  • содействовать открытости в разработке документации национальной системы стандартизации,
  • обеспечивать участие в разработке определённой информации для всех заинтересованных лиц,
  • достичь согласия в области разработки национальных стандартов,
  • установить в документах по стандартизации требований, которые способны обеспечить возможность контролировать объекты,
  • унифицировать разработку и ведение, актуализацию и утверждение, отмену и изменение, публикацию и использование документов в области стандартизации,
  • обеспечить документы по стандартизации техническим регламентом, который действует на территории Российской Федерации,
  • обеспечить непротиворечивое соответствие национальных стандартов друг другу,
  • сформировать доступную информацию о документах в области стандартизации при учете ограничений, которые установлены нормативными правовыми актами РФ.

Документы системы стандартизации включают в себя: документы национальной системы стандартизации, Общероссийский классификатор, стандарты предприятий, включая ТЭУ (технические условия), различные виды документации по стандартизации, устанавливающие обязательные требования по отношению к объектам стандартизации.

Система стандартизации Российской Федерации

Система стандартизации в нашей стране включает в себя совокупность организационных, правовых, технических и экономических мероприятий, которые осуществляются под контролем национального органа стандартизации и концентрируются на формировании и использовании нормативных документов в сфере стандартизации.

Система стандартизации в нашей стране призвана защитить потребителей государства.

Определение 1

Стандартизация в целом представляет собой деятельность по установке правил и характеристик для добровольного использования. Система стандартизации существует для того, чтобы повышать уровень безопасности здоровья и жизни граждан, защищать имущество физических лиц, обеспечивать экологическую безопасность, безопасность жизни растений и животных, а также содействовать требованиям технических регламентов.

С помощью системы стандартизации повышается конкурентоспособность, более рационально используются ресурсы, обеспечивается техническая и информационная совместимость, обеспечивается научно-технический прогресс.

В нашей стране сформирована государственная система стандартизации. С помощью неё объединяется и упорядочивается работа по стандартизации в масштабе всего государства, по всем уровням производства и управления на всех уровнях государственных стандартов.

Принято различать также государственную или национальную стандартизацию, международную стандартизацию.

Государственная стандартизация включает форму развития и проведения стандартизации, которая осуществляется под четким руководством органов государства в соответствии с единым государственным планом стандартизации.

Что касается международной стандартизации, то ее проводят с помощью специальной организации определенных государств или группы стран для обеспечения взаимной торговли, технических, научных и культурных связей.

Система стандартизации включает в себя различные категории и виды стандартов. В соответствии с областью действия принято различать стандарты: международные, региональные, государственные стандарты РФ, стандарты отраслей, стандарты предприятий или организаций.

Система стандартов ТПП России представляет собой совокупность взаимосвязанных документов, применяемых территориальными ТПП, руководящими органами и подразделениями центрального аппарата ТПП России, а также предприятиями и объединениями, входящими в структуру ТПП России в целях наиболее полного и качественного выполнения своих уставных задач.

Основными задачами формирования системы являются:

– обеспечение взаимопонимания и конструктивного взаимодействия между всеми сторонами–участниками работ, относящихся к уставной деятельности ТПП России;

– установление оптимальных требований к важнейшим составляющим процессов различного вида работ (услуг), выполняемых торгово-промышленными палатами, а также их результатам в интересах заказчиков и государства в целом;

– унификация требований к составу и формам представления документов, отражающих результаты экспертизы, контроля качества, количества и комплектности товаров;

– установление требований по обеспечению единства, достоверности и воспроизводимости измерений, осуществляемых в процессе экспертизы, контроля качества, количества и комплектности товаров;

– формирование нормативной базы системы образования и подготовки кадров для предпринимательской деятельности;

– формирование эффективной системы информации (баз данных и знаний) для оперативного предоставления членам ТПП России информации, необходимой для обеспечения предпринимательской деятельности, а также распространения среди населения, субъектов хозяйственной деятельности, органов государственного управления информации о целях, методах и формах работы ТПП России;

– содействие соблюдению законодательства Российской Федерации средствами и методами стандартизации.

Правовой базой стандартизации ТПП России является законодательство Российской Федерации, определяющее взаимоотношения участников предпринимательской деятельности, их права, обязанности и ответственность за качество продукции и услуг.

Система предусматривает разработку нормативных документов ТПП России с учетом принципов, принятых государственной системой стандартизации Российской Федерации и международными организациями по стандартизации при обеспечении необходимой гармонизации и сопоставимости с международными стандартами и стандартами промышленно развитых зарубежных стран.

В нормативных документах ТПП России своевременно проводится замена устаревших положений и требований путем периодического обновления стандартов для обеспечения их соответствия современным достижениям и передовому опыту. В настоящее время в ТПП РФ действует свыше 200 СТО ТПП, их перечень ежегодно пополняется.

В настоящее время в ТПП РФ реализуется проект «Дайджест СТО ТПП РФ» . Формат дайджеста удобен для ознакомления с основными новостями стандартизации ТПП России. Цель создания данного информационного продукта - ознакомление экспертов торгово-промышленных палат, их экспертных организаций с фондом стандартов системы стандартизации «ТПП Эксперт» Торгово-промышленной палаты России. Дайджест содержит информацию об авторах, объеме, области применения и содержании стандартов. Весь информационный материал объединен в тематические группы в соответствии со структурой системы стандартизации «ТПП Эксперт».

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш бизнес - От идеи до реализации