Наталья Черникова
Задачи:
Формировать умение выкладывать на листе картона готовые детали, составлять изображение скворечника на берёзе,
Аккуратно пользоваться кистью, клеем и салфеткой, наклеивать готовые формы,
Воспитывать заботу о птицах.
Предварительная работа: беседа о весне, рассматривание репродукций о весне, наблюдение во время прогулки за птицами, чтение рассказов: Л. Толстой «Птица свила гнездо», «Пришла весна», стихотворения А. Плещеева «Весна»
Для аппликации понадобились: половинка цветного картона, ствол берёзы в виде полоски белого цвета шириной 2,5 см, длиной примерно с высоту основы, 2-е ветки, силуэт скворца из чёрной цветной бумаги, детали для скворечника: крыша в виде треугольника, основа скворечника в виде прямоугольника, леток-вход в скворечник в виде круга, кисть, клеёнка, клей ПВА.
На стволе берёзы и ветках предварительно нарисовали чёрные отметины чёрным фломастером.
Наступила весна. Скворцы вернулись из мест зимовки. А жить им негде. Что делать?
Дети откликнулись на возникшую проблему и решили построить для скворцов скворечники.
Сначала наклеили ствол берёзы, располагая его в середине листа картона.
Затем по очереди приклеили ветки слева и справа.
На одной из веток приклеили основу скворечника.
Затем приклеили крышу. Часто встречаются ошибки: дети приклеивают детали отдельно друг от друга. Необходимо уделить внимание, чтобы крыша была присоединена к основе, а не висела в воздухе.
Приклеили леток, располагая круг в середине основы скворечника.
На другой ветке приклеили силуэт скворца. Работа готова.
Мы построили скворечню
Для веселого скворца,
Мы повесили скворечник
Возле самого крыльца.
Публикации по теме:
Знает птица, где селиться, Если прочь не гонит страх. Пусть гнездиться не боится В рощах наших и садах. Птиц беречь, ребята станем, Обеспечим.
«Домик для скворца». Интегрированное занятие для первой младшей группы «Домик для скворца». Интегрированное занятие для первой младшей группы. Подготовила и провела воспитатель МБДОУ «Д. С. «Теремок» Селезнева.
Прошедшая неделя в нашей группе, прошла под тематическим названием"Перелётные птицы". В течении недели ребята знакомились с природными.
Мастер-класс в технике обрывная аппликация для детского сада с применением техники пластилинография. "Скворцы прилетели"
Ход работы:
Скворцы прилетели
Ждет гостей высокий клен -
Дом на ветке укреплен.
Краской выкрашена крыша,
Есть крылечко для певцов...
В синем небе щебет слышен -
К нам летит семья скворцов.
Мы сегодня встали рано,
Ждали птиц еще вчера.
Ходит по двору охрана,
Гонит кошек со двора.
Мы скворцам руками машем,
Барабаним и поем:
- Поживите в доме нашем!
Хорошо вам будет в нем!
Закрашиваем лист бумаги красками (синим цветом). Для того, чтобы получить эффект неба и заготовка быстрее подсохла, можно после нанесения краски растереть по всей поверхности салфеткой.
Когда решение принято, намазываем обратную сторону птички клеем и приклеиваем на выбранное место. После этого нужно сделать лапки. Скатываем тоненькие колбаски из пластилина и формируем лапки.
МБДОУ детский сад д. Константиноградовка
Задачи.
Образовательные: Учить детей изображать в аппликации предметы, состоящие из нескольких частей; определять форму частей (прямоугольная, круглая, полоска); уточнить знания цветов; продолжать знакомить с правилами наклеивания, выкладывать на бумаге готовые фигуры. Развивать память, мышление, мелкую моторику кистей рук, умение получать удовольствие от результата своей работы.
Воспитательные:
продолжать воспитывать у детей отзывчивость, вызывать желание помогать птицам в любое время года; воспитывать организованность, дисциплинированность, усидчивость, самостоятельность. Воспитывать интерес к птицам, заботливое к ним отношение.
Развивающие:
развивать цветовое восприятие, воображение, внимание, мышление, память, речь.
Методы: словесные, наглядные, практические.
Материал: альбомного листа, бумажные фигуры (прямоугольник (стенка), прямоугольник (полочка), круг (окошко), полоска (крыша), клей, салфетки.
Активизация словаря: перелётные, скворец, скворечник, прямоугольник.
Организация. Группа детей сидят за столами полукругом. На протяжении всего занятия звучит лёгкая мелодия: журчание ручья и пение птиц.
Предварительная работа: Наблюдения на прогулке, рассматривание скворечника, уточнение его частей.
Ход непосредственно образовательной деятельности .
Дети сидят полукругом, звучит журчание ручья и пение птиц, воспитатель загадывает загадку:
Светает рано по утрам
Проталины и тут и там
Ручей шумит как водопад
Скворцы к скворечнику летят
Звенят под крышами капели
Медведь с еловой встал постели
Всех солнышко теплом ласкает
Кто это время года знает? (Весна.)
Воспитатель:
Молодцы, догадались. Да, это время года весна. Вы внимательно прослушали загадку и выделили основные признаки весны, отличающие её от зимы, лета и осени. Многие птицы возвращаются к нам весной: ласточки, утки, грачи и скворцы (слова сопровождаются показом картинок с изображением соответствующих птиц). Птицы строят гнёзда и выращивают птенцов. А вот скворец не строит гнезда. Где же живет скворец?
Воспитатель:
Скворец не строит гнезда, он к скворечнику летит. А кто делает для скворцов домик? (Человек. Выслушиваются 1-2 индивидуальных ответа, воспитатель обобщает.) Когда мы с вами прогуливались вокруг детского сада, а также когда вы гуляли со своими родителями, то наблюдали на деревьях небольшие деревянные домики . Это скворечники.
Воспитатель
: Ребята (воспитатель обращает внимание детей на изображение скворца, сидящего на ветке - вывешивается в самом начале занятия как фоновый рисунок для занятия), посмотрите, наш скворец всё сидит на веточке дерева - не нашёл пока себе домик. Хотите наклеить домик для скворца? Тогда внимательно слушайте и смотрите, как это сделать.
Воспитатель (говорит с показом):
Давайте ещё раз выделим основные части скворечника и то, какой они формы: сам домик - квадратной формы, крыша - может быть прямой или треугольной, лаз (леток), с помощью которого скворец, как через дверь, проникает в свой домик, а снизу у домика - длинная, узкая дощечка - рейка, чтобы прикрепить скворечник к дереву.
Воспитатель:
ВОПРОСЫ К ДЕТЯМ:
1.Из какой геом. фигуры мы построим скворечник?
2.Какого цвета квадрат?
3.Из какой геом. фигуры построим крышу?
4.Какого цвета треугольник?
5.Как они расположены?
6.На какую геом. фигуру похож вход в скворечник?
7.Где мы наклеим жердочку?
ПОКАЗ расположения частей на фланелеграфе. Смотрите, ребята, сначала я беру квадрат и кладу его вниз листа посередине. Какую геом. фигуру я взяла? Потом беру треугольник и кладу его на квадрат. Смотрите, крыша у меня наклеена прямо на скворечник, точно посередине, чтобы не упала. Какую геом. фигуру я взяла? Потом наклеиваю круг, вход в скворечник. Какого цвета круг я положила? А потом наклеиваю жердочку, точно под входом, вот так. Куда я наклеиваю жердочку? Вот какой скворечник получился, прямо дворец!
ЗАКРЕПЛЕНИЕ: А теперь составьте у себя на листах скворечник без клея. Клеить ничего пока не надо. Получился у вас скворечник? Какую геом. фигуру мы положили внизу? Какую, наверх? Покажите мне, пожалуйста, как вы будете держать кисточку? Клея будем набирать совсем чуть-чуть, чтобы аккуратно приклеивать части.
Воспитатель:
Настала пора отдохнуть. Вставайте возле своих мест.
Физкультминутка
(малой подвижности)
Раз и два - (Делают два хлопка)
Звенят капели - (Дважды ударяют указательным пальцем одной руки по ладони другой).
Три - четыре - (Делают два хлопка)
Мы запели - (2 раза прижимают ладони к груди).
Пять и шесть - (Делают два хлопка).
Летят скворцы, к нам летят гонцы весны - (Взмахивают перекрещенными кистями рук).
Семь и восемь - (Делают два хлопка).
Песни льются - (Вытягивают руки вперед).
Девять - десять - (Делают два хлопка).
Все смеются - (Поднимают руки вверх).
Дети садятся на свои места.
Воспитатель:
Молодцы. Теперь настало время наклеить для нашего скворца домик. Приступайте к работе. (Дети наклеивают изображение под фоновую музыку).
Детям предлагается лист бумаги с нарисованным коричневым карандашом деревом. Дети выкладывают скворечник из прямоугольника (корпус скворечника), полоски (крыша), круга (леток) и полоски (насест). Воспитатель просит сделать аккуратный ровный скворечник, ведь в плохом домике птицы не захотят поселиться. Только после этого к каждому готовому скворечнику прилетает скворец (оригами-скворец), которого дети наклеивают на жердочку.
По ходу работы детей воспитатель оказывает индивидуальную помощь.
После окончания аппликации.
Воспитатель: (Воспитатель с воспитанниками прикрепляют готовые скворечники к дереву в группе.)
Мы скворечник смастерили
И к дереву прикрепили.
Мы ждём перелётных гостей
Скворцы! Прилетайте скорей!
Замечательные скворечники у вас получились. А вы, ребята, как думаете, красивые вы домики наклеили? (Да.) А почему? (Потому что старались.) Я думаю, наш скворец не только выберет себе дом, но и своим друзьям расскажет о ваших домиках, где они смогут все поселиться.
Татьяна Будникова
Конспект НОД по аппликации в старшей группе «Скворечник»
Цель занятия :научить создавать композицию из отдельных деталей. Задачи :уточнить и расширить знания детей о сезонных весенних изменениях в живой и неживой природе. Учить создавать сюжетную композицию;развивать память,воображение,обогащать словарь детей;закреплять умение вырезать из цветной бумаги разные формы;воспитывать внимание,аккуратность при работе с ножницами. Оборудование :картинки с изображением скворца и скворечника; плотный картон,квадрат 3*3см,вход; два квадрата из цветной бумаги 6*6см, стена и крыша; вырезанный скворец из бумаги; зелёная цветная бумага, для листьев; коричневая цветная бумага, для веточки; ножницы,клей ПВА,кисти для клея,тряпочки,клеёнки-подкладки,салфетки для рук. Предварительная работа: Разучивание заклички: Весна! Весна красна! Тепло солнышко! Приди скорей, Согрей детей. Приди к нам с радостью!С великой милостью! С льном высоким! С корнем глубоким! С хлебом богатым (Наблюдение за скворцами во время прогулки.) Ход занятия. Организационная часть : В: Ребята,отгадайте загадку: Снег чернеет на полянке, С каждым днём теплей погода. Время класть в кладовку санки. Это,что за время года?В: Ребята,по каким признакам мы можем заметить приход весны? Как вы думаете,почему в народе часто говорят " весна-красна"(потому что весна красивая) Чем она красива (появляются трава,листья на деревьях,начинается цветение растений,прилетают птицы и поют свои песни,солнце ярче светит и пригревает,день становится длиннее) С приходом весны возвращаются наши пернатые друзья. Кто это? Самыми первыми прилетают скворцы. Откуда они прилетают? А зачем скворцы улетали в тёплые края? А кто из вас,ребята,знает какая первая забота у птиц весной? Приготовить гнездо для откладывания яиц и высиживания птенцов. Скворцы не вьют гнезда,как некоторые другие птицы. Они предпочитают селиться в дуплах деревьев или в специальных домиках,построенных для них людьми. Как называются эти домики (скворечники) Посмотрите на изображение скворечника. (показ картинки) Из каких частей состоит скворечник (из домика с крышей и входа) Круглый вход называется - леток,потому что птицы в него влетают. А вот эта жердочка под летком называется - насест. От слова "сесть", ведь на него садится птица. Скворцы возвращаются к своим прежним домикам. Натаскивают в него пёрышки,сухую траву,листочки,подготавливая домик к появлению яиц и птенцов. Физкультурная минутка : Вот на ветках,скворцы! Не кричи! Чёрные сидят скворцы Разместились в дупле, Распушили пёрышки, Греются на солнышке, Головой вертят, Полететь хотят. Кыш! Кыш! Улетели! Полетели,прилетели И опять все в дупло сели. Практическая часть. В: Ребята,давайте попробуем сегодня создать весеннюю композицию - изобразим веточку со скворечником и скворцом. 1) Веточка. Из коричневой цветной бумаги вырежем веточку и наклеим её на картон. Из зелёной цветной бумаги вырезаем листики,наклеиваем на веточку. 2) Скворечник. Для скворечника нужно взять один большой квадрат,сложить его по диагонали и разрезать по линии диагонали на два треугольника (один треугольник станет крышей,второй - не пригодится) Возьмём квадрат поменьше и срежем у него углы,чтобы получился круг (это леток). Возьмём большой квадрат - стенка скворечника и наклеим у веточки. 3) Скворец. Берём вырезанную заранее фигурку скворца и доклеиваем композицию. Рефлексия: Что вам понравилось сегодня на занятии? На каких этапах занятия вы почувствовали трудности? Что вы хотели бы сделать по-другому? А сейчас я предлагаю вам оформить выставку работ и убрать свои рабочие места.
Технологическая карта организованной учебной деятельности для старшей группы
Образовательная область: «Творчество»
Раздел: Аппликация
Тема: «Скворечник на березе»
Цель: Учить детей самостоятельно выбирать вариант аппликации, располагать сквореч-
ник на дереве, учитывая его форму, величину. Закреплять приемы разреза по сгибу.
продолжать учить самостоятельно украшать изображение, мелкими деталями, соблюдая
симметрию. Развивать познавательный интерес. Воспитывать аккуратность.
Билингвальный компонент: үйшік – скворечник, қайын – береза, ағаш – дерево,
үй – дом, құс – птица.
Словарная работа: скворечник.
Предварительная работа и подготовка к занятию
- чтение рассказа С. Кобеев « Гнездо птицы»,
Выразительное чтение стих.А. Екимцев «Грачи прилетели», « Журавушка»,
П/ и « Воробьи и вороны», « Птички – раз, птички – два»!
Рисование перелетных птиц,
Загадывание загадок.
Этапы деятельности | Управленческие действия педагога | Деятельность детей |
1 этап: Мотивационно- побудительный | Психогимнастика « Птички» Птички начали спускаться, На поляне все садятся. Предстоит им долгий путь, Надо птичкам отдохнуть. И опять пора в дорогу, Пролететь им надо много. Вот и дом. Ура! Ура! Приземляться им пора. На шесте весит дворец, Во дворце живет ….. Как вы думаете, скворечники строят только для скворцов? Зачем птицам необходимы такие домики? | Проявляют интерес, эмоции, выражают чувства. Выполняют движения согласно тексту. Отгадывают. Предполагают разные варианты, высказываются, решают, что в скворечниках могут жить и другие птицы. |
2 этап: Проблемно - поисковый | Приглашает в творческую мастерскую. Знакомит с образцом аппликации « Скворец на березе». Уточняет форму скворечника, величину, цвет Обращает внимание, что березку можно нарисовать карандашом и красками, а скворечник украсить мелкими деталями и правильно расположить на дереве, закрепляет приемы рисования и нанесение штрихов. Показывает прием разрезания бумаги по сгибу, срезание уголков. Предлагает выбрать практический материал и приступить к самостоятельной работе. Оказывает необходимую помощь. | Рассматривают образец, отмечают его особенности. Закрепляют приемы рисования и аппликации. Делают выбор материала, объясняют его. Обращаются за помощью. |
3 этап: Рефлексивно – корректирующий | Предлагает определить работы в приемной, обращает внимание на неповторимость работ, отмечает наиболее удачные. Включает аудиозапись песни « Летят перелетные птицы» в исполнении И. Кобзона. Выясняет, что детям сегодня больше всего понравилось. | Рассказывают, почему выполнили аппликацию таким образом. Эмоционально воспринимают песню. Делятся впечатлениями. |
Предполагаемый результат:
Воспроизводят: практические способы работы с цветной бумагой, карандашами,
красками, ножницами,
Понимают: как можно расположить скворечник на дереве, учитывая его форму,величину,
Применяют: умения самостоятельно украшать изображение мелкими