Ваш бизнес - От идеи до реализации

Педагог-психолог МБДОУ ЦРР-детский сад №42 «Родничок» г. Видное Московская область

Тренинг по работе взаимодействия с родителями «Мечты сбываются»

Блок 1. Приветствие

Упражнение «Меня зовут… Я люблю… » (знакомство с участниками тренинга)

Цель : создание положительного эмоционального фона

Педагог-психолог предлагает каждому участнику называть свое имя и продолжить фразу «Я люблю…» (например, «Меня зовут Татьяна, я люблю слушать музыку».)

Упражнение «Поменяйтесь местами» (гармонизация эмоционального настроения)

Цель : сплочение группы, поиск сходств и различий между друг другом

Участники стоят в кругу, каждый из них называет какой-либо признак, после чего все те, кто обладает названным признаком, меняются местами (например, «Поменяйтесь местами те, кто проснулся сегодня с хорошим настроением».)

Блок 2. Основная часть

Упражнение «Картина мира» (воссоздание внутренних желаний)

Цель : способствование более полному осознанию своих желаний и возможностей, постановке личностных и профессиональных целей, повышению самооценки.

Оборудование : листы бумаги, газеты, картинки, журналы, ножницы, клей, карандаши, фломастеры и др.

Педагог-психолог: «Сегодня наш тренинг не будет направлен на детско-родительские отношения. Мы будем работать исключительно для себя. В каждом из нас развиваются множество ролей и масок. Попадая в Какую-либо ситуацию, мы «одеваем» разные маски и играем разные роли. В психологии есть такие понятия, как «Я-родитель», «Я-взрослый» и «Я-ребенок». Если проводить параллель между сложившимися ситуациями и этой теорией, то получается, что мы ведем себя либо, как взрослый, когда надо; либо, как родитель, когда можно; либо, как ребенок, когда хочу. Именно поэтому я предлагаю Вам выступить сегодня в роли ребенка и захотеть то, чего хочется. Перед Вами листы бумаги, приготовленные журналы и газеты, инструменты. Задание заключается в том, чтобы вы воссоздали с помощью всего этого картину ваших желаний, то, чего Вы хотите достичь. Прошу приступить к выполнению!»

Обсуждение.

Упражнение «Творческая жизнь» (перенос рассмотрения проблем креативности из плоскости специально смоделированных ситуаций в область бытовых, каждодневных жизненных реалий)

Участники, объединившись в подгруппы по 5-6 человек, получают задание: сформулировать перечень рекомендаций, которые позволят «сделать жизнь более творческой», и записать их. Формулируемые рекомендации должны быть реальными для всех участников или хотя бы для большинства из них (т.е. не подразумевать наличие каких-либо редко встречающихся способностей, слишком крупных материальных затрат и т.д.).

Обсуждение.

Примечание: в завершении тренинга каждому участнику раздаются буклеты с рекомендациями, составленными специалистами по психологии креативности.

Блок 3. Релаксация

Упражнение «7 свечей»

Примечание: свет гаснет, зажигаются огни на елке.

Участники рассаживаются туда и так, где и как им удобно и комфортно.

Тренинговые упражнения для работы с родителями и учащимися

Особое место в моей педагогической деятельности занимает родительский тренинг. Тренинг проводится с группой родителей на родительском собрании. Тренинги будут результативны, если все родители станут в них активно участвовать и регулярно посещать. Чтобы тренинг имел конечный положительный результат, он должен включить в себя 5-8 занятий. В ходе тренинговых занятий с большим интересом родители выполняют такие задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминание о детстве», «фильм о моей семье». Такие задания позволяют по-новому взглянуть на взаимоотношения в своей семье, на собственную авторитетность в глазах ребёнка.

Вашему вниманию мне хочется предложить несколько игровых упражнений, которые направлены на формирование родительского коллектива. Их можно использовать на первом родительском собрании, а можно на нескольких встречах с родителями.

Приветствие.

Все участники приветствуют по кругу друг друга в разных вариантах:

    Сказать дружно друг другу “Привет!;

    Стукнуться кулачками;

    Потереться спинками;

    Обнимаемся.

Упражнение помогает участникам познакомиться и быстрее запомнить имена друг друга. Участники тренинга сидят в общем кругу. Первый участник представляется и называет что-то, что он любит. Данное существительное должно начинаться с той же буквы, что и имя этого участника. Например, участник по имени Антон может сказать: «Меня зовут Антон, и я люблю апельсины».Второй участник повторяет то, что сказал первый, и добавляет информацию о себе. Например: «Это Антон, который любит апельсины, а я Татьяна и я люблю танцы».

Бумажные салфетки

Упражнение помогает участникам тренинга познакомиться, а так же создает в группе веселую позитивную атмосферу. Участникам тренинга передаётся по кругу пачка бумажных салфеток со словами: «На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток». После того как все участники взяли салфетки, им предлагается рассказать столько самых счастливых событий из жизни их семьи, сколько у них в руках салфеток.

Как мы похожи!

Упражнение помогает участникам лучше узнать друг друга. Нужно разделиться на две группы. Каждая группа пусть составит список того, что объединяет ее членов. В этом списке можно написать, например: “У каждого из нас есть сестра…”, “У каждого из нас есть мягкая игрушка…”, “Любимый цвет каждого из нас – красный…”. Нельзя писать общечеловеческие сведения, такие как «у меня две ноги». Можно указать, например, год рождения, место учебы, хобби, семейное положение и т.д. У вас есть 8 минут. Победит та группа, которая найдет и запишет наибольшее количество общих черт.

"Мне кажется, в детстве ты был(а)…"

Участники бросают мяч друг другу со словами: "Мне кажется, в детстве ты был(а)…". В ответ каждый может согласиться или опровергнуть высказывание. Второй вариант: "Я думаю, в детстве ты мечтал(а)…". Здесь участники тренинга могут сами о себе говорить, о чем они мечтали в детстве или какими были тогда. Это упражнение способствует погружению членов группы в детское эго-состояние.

Рисуем герб семьи”

Участники должны создать герб своей семьи. Герб надо красиво оформить. Для подсказки я использовала фрагмент заранее снятого фильма «Моя семья – глазами ребёнка» (см. видео приложение)

Игра «Чудесный мешочек»

У меня в руках мешочек, на дне которого находятся самые разнообразные чувства позитивные и негативные, которые может испытывать человек. После того как ваш ребёнок переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили всё ваше существование. Опустите руку в мешочек и возьмите «чувство», которое вас переполняет более всего вот уже длительный период времени, назовите его. Родители называют чувства, которые они болезненно переживают. Такое задание позволяет выявить проблемы и трудности, возникающие в семье, и обсудить эти проблемы в ходе рассмотрения темы собрания.

Игра «Паутинка»

Кто желает побыть в роли ребенка? (желательно, папа) Вот наш ребенок. Одной из форм родительского внимания, заботы и любви являются ограничения и запреты. Сегодня, каждый предъявляемый запрет, мы переведем в физический и покажем на нашем ребенке. Мы будем в прямом смысле связывать его обязательствами и запретами. Я приготовила красные ленты. Давайте назовем, что обычно запрещают ребенку (родители называют запреты, а учитель обвязывает «ребенка» лентами)

Упражнение “Плодородный сад”.

На доске плакат, на котором нарисовано дерево. Участникам раздаются яблоки (зелёные – положительные эмоции и красные – отрицательные эмоции), на которых все пишут ответ на вопрос: Что вы думаете о прошедшей нашей встрече?

Затем развешиваются яблоки на дереве с комментарием того, что понравилось или не понравилось участникам тренинга и пожеланиями на будущее.

Спасибо вам за внимание и участие в сегодняшней нашей встрече.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Бескоровайная Л. С., Перекатьева О. В. «Настольная книга учителя начальных классов». Изд. 3-е – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. – 352с. (Серия «Школа радости».)

    Дереклеева Н. И. «Родительские собрания в 1-11 классах». – М.: Вербум-М, 2001. – 80с.

    Дереклеева Н. И. «Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы». М.: Вако, 2003. – 240с.

    Саляхова Л. И. «Родительские собрания. Сценарии, рекомендации, материалы для проведения. 1-4 классы». – М.: Глобус, 2007. – 315с. – (Классное руководство).

    revolution.allbest.ru

    vsekonkursy.ru/

Тренинг для родителей

Знакомство

Цели . Знакомство участников друг с другом и с групповой формой работы. Выяснение ожиданий и опасений родителей. Общая ориентация в проблемах родителей.

Упражнение 1.

(7 мин)

Ведущий знакомит участников с целями и задачами тренинга. Обговариваются условия и режим работы, вводятся правила групповой работы. Ведущий рассказывает, в какой форме будут проходить занятия и каким основным темам они будут посвящены. Он также

раскрывает участникам философию, на которой строятся отношения и взаимодействие с детьми - признание личности ребенка и стремление к сотрудничеству.

Упражнение 2.

«Знакомство»

(5 мин)

Процедура знакомства: участники представляются и высказывают свои опасения и ожидания в предстоящей работе.

Упражнение3.

«Поменяйтесь местами те, кто…»

(7 мин)

Ведущий предлагает встать и поменяться местами по какому-то признаку.

Упражнение 4.

(10 мин)

Ведущий предлагает группе работу в малых группах по 3-4 человека Задачей участников будет истолкование смысла предложенных пословиц, касающихся отношений в семье (Приложение 1). Каждой подгруппе ведущий предлагает для рассмотрения три-четыре пословицы. В заключение работы над пословицами группы дают варианты толкования пословиц, поясняют, что имели в виду наши

предки и насколько это актуально в наше время. Ведущему важно искать пути для создания атмосферы групповой сплоченности и подчеркивать возможность использования своего и чужого опыта для решения проблем воспитания.

Упражнение 5.

Домашнее задание

(7 мин)

Ведущий говорит о важности понимания себя самого и понимания своего ребенка, предлагает родителям ответить на ряд вопросов.

Следует обратить внимание на важность выполнения домашних заданий, так как их обсуждение всегда происходит на последующих занятиях. Отвечая на вопросы, родители заполняют таблицу, где отвечают за себя и за ребенка.

Вопрос

Ответ родителя

Ответ за ребенка

Вот примерный перечень вопросов для детей раннего возраста и их родителей.

  1. Какая у меня любимая игрушка?
  2. Чем я люблю заниматься?
  3. Я не люблю, когда…
  4. Что я больше всего люблю есть?
  5. Мои отрицательные привычки?
  6. Что у меня получается делать?
  7. Что у меня не получается делать? И т.д.

Задача данного упражнения активизировать родителей, «сосредоточить» их на своих детях.

Заключение. (3 минуты)

Все участники садятся в круг. Ведущий предлагает каждому по очереди рассказать о своих впечатлениях от встречи.

Вопросы для самоанализа:

Что понравилось?

Что не понравилось?

Что было интересно?

Что было не интересно?

О чем хотелось еще узнать?

Если участники затрудняются ответить или стесняются, им предлагается заполнить анонимный отзыв.

Ведущий: «Мы сегодня хорошо поработали, давайте похлопаем друг другу и поблагодарим за сегодняшнюю встречу».

Список использованной литературы:

  1. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - СПб.: Речь,2005

Игра - тренинг: "Рады познакомиться"

Педагог-психолог:

В.С. Азанова

г. Нытва март 2017

Цель: определение общих задач воспитания, стоящих перед родителями и педагогами в настоящее время.

Задачи:

    Познакомить родителей и педагогов друг с другом.

    Создать благоприятную атмосферу в группе и сплотить участников.

    Установить доброжелательные отношения между участниками игры.

    Способствовать обобщению опыта семейного воспитания.

Участники: родители вновь прибывших детей и педагоги

Ведущий: педагог-психолог МАДОУ 13

Время проведения: март 2017

Продолжительность: 1 час

I. Вводная часть

1. Приветствие участников.

Ведущий. Добрый вечер, уважаемые родители и сотрудники! Спасибо за то, что вы нашли время и пришли на нашу встречу.

Цели нашей работы следующие:

– определить общие задачи воспитания, стоящие перед родителями и педагогами в настоящее время;

– ответить на вопрос: “Каковы должны быть отношения между родителями и педагогами?”.

Участникам предлагается встать в общий круг.

2. Упражнение “Давайте познакомимся”

Участники по очереди представляются, передают друг другу массажный мяч по кругу.

3. Упражнение “Слово – ассоциация”

Цель: проведение небольшойразминки, поможет настроиться на совместную работу.

Ведущий предлагает подобрать к слову “мороженое” слово – ассоциацию (например, “жара”). Далее к “жаре” – “море”.

Ведущий начинает игру, произнося слово “семья” , рядом стоящий участник берет массажный мяч и проговаривает свое слово – ассоциацию. Упражнение проводится по кругу.

Рефлексия: Какое чувство вы испытываете?

4. Упражнение “Сочинение коллективного рассказа”

Цель: установление доброжелательных отношений, чувства коллективизма.

Ведущим предлагает составить коллективныйрассказ: «Ребенок в моей жизни» по кругу. Каждый участник должен добавить по 1 слову.

Рефлексия: Сложно было подобрать слова?

5. Принятие правил тренинга.

Ведущий знакомит участников с правилами тренинга.

-Умейте слушать друг друга.

-Говорите, по существу.

-Сохраняйте конфиденциальность.

-Правило “стоп”.

Каждый говорит за себя, от своего имени.

II. Основная часть

6.Упражнение: “Семья и детский сад”

Цель: активизация понятий семейного воспитания. Обобщение опыта семейного воспитания.

Задание: продолжить фразу: “Семья и детский сад -…”.

пример: “Семья и детский сад – два берега одной реки”. Работа в подгруппах на листочках бумаги.

Задание: “Наши общие задачи”

Ведущийпредлагает участникам объединиться на 2 группы /родители и педагоги/ и ответить на вопрос “На что необходимо обращать первостепенное внимание в семье и в детском саду?”

Группы подходят к планшету с вариантами ответов на данный вопрос. Каждый участник должен выбрать пять вариантов ответов, и сделать отметку на том листке, которое будет совпадать с его точкой зрения:

Соблюдение режима дня.

Рациональное и калорийное питание.

Полноценный сон.

Достаточное пребывание на свежем воздухе.

Благоприятная психологическая атмосфера.

Наличие спортивных площадок, физкультурного оборудования. Закаливающие процедуры.

Создание зоны ближайшего развития для преодоления недостатков интеллектуального, речевого, эмоционального, социального развития с опорой на содержание программы детского сада с учетом психологического возраста.

Проблемы семьи и детского сада.

Эффективные способы наказания и поощрения.

Регулярное выполнение домашних заданий.

Развитие позитивных межличностных отношений со сверстниками, родителями и сотрудниками детского сада.

Внимательное отношение к проблемам ребенка, его успехам и неудачам.

Использование активных форм проведения досуга.

Обобщение опыта семейного воспитания.

Привитие культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания.

Нравственное воспитание.

Эстетическое развитие.

Одна из групп представляет список. Участник последовательно зачитывает каждый пункт. В том случае, если у второй группы есть схожий тезис, то он записывается /приклеивается на планшете “Наши общие задачи”. Подсчет количества ответов по каждому предложенному варианту. Ранжирование ответов. Фиксирование на стене ответов в порядке убывания.

Работа в подгруппах 10 минут.

После составления списка общих задач, предстоит разобраться с одинарными запросами /запрос вписывается в список совместных задач или обсуждается, почему он не может быть общим/.

7. Заполнение анкеты “Мое представление о хорошем ребенке /педагоге, родителе/”. (Приложение 1 )

Ведущий предлагает родителям и педагогам заполнить анкету “Мое представление о хорошем ребенке /педагоге, родителе/”, выбирая по 5 основных значимых качеств ребенка /педагога, родителя/.

Анкеты обрабатываются, по группам вывешиваются данные опроса.

Экспресс-опрос /метод активного обучения/

Следите ли вы за статьями в журналах, программами радио и телевидения, посвященным вопросам воспитания? Читаете ли вы книги на эту тему?

– если “да”, то хлопните в ладоши;

– если “нет”, то топните ногою.

Единодушны ли вы с супругой/супругом в вопросах воспитания ребенка?

– если “да”, то помашите рукой;

– если “нет”, то дотроньтесь до кончика носа.

Кого Вы считаете ответственным за воспитание ребенка?

– если “семью”, то улыбнитесь;

– если “окружение, среда, социум”, то вытяните руку вперед.

Вывод:

3. Знакомство с памяткой “Что значит сотрудничать?”. Вручение памятки участникам тренинга. ()

9. Упражнение “Дирижер”.

Звучит музыка, несколько приглушенная. Можно выбрать классическую пьесу.

Все участника тренинга встают в большой круг.

Ведущий. Представьте себе, что вы – композитор, создавший эту музыку. Дирежируя, вы можете закрыть глаза и услышать мелодию по-новому. Начинайте двигать кистями рук. Отлично. Теперь двигайте и локтями. Позвольте музыке струиться через ваше тело, почувствуйте гордость оттого, что вы сочинили такую удивительную музыку. А теперь откройте глаза и аплодисментами поблагодарите воображаемый оркестр.

В заключение участники по желанию высказываются.

Ведущий. Каждый из вас – дирижер детских душ. Пусть ваш оркестр вызывает у вас лишь чувство гордости.

10. Предсказание К. Джибран.

Ваши дети – это не Ваши дети:
Они сыновья и дочери самой жизни.
Они пришли посредством Вас, но не от Вас.
И хотя они с Вами, принадлежат они не Вам.
Вы можете дать им свою любовь, но не Ваши мысли.
Вы можете дать кров их телам, но не их душам,
Потому что их души живут в завтрашнем доме,
Который Вы не можете посетить даже в ваших мечтах.
Вы можете стремиться быть такими, как они,
Но не стремиться сделать их такими, как Вы,
Потому что жизнь не движется назад
И не задерживается во вчерашнем дне.

III. Заключительная часть.

1. Клятва педагогов и родителей.

Звучат фанфары.

Клятва педагогов

/зачитывает старший воспитатель – Н.А.Городилова/

Уважаемые участники отметьте в названии бланка, кем вы являетесь: педагогом или родителем.

Вам нужно “стрельнуть” в мишень четыре раза – по одному в каждый сектор, делая метку /точку, плюс и т.д./. Метка должна соответствовать вашей оценке результатов состоявшегося взаимодействия. Оценка осуществляется по 10 – бальной шкале.

По мнению экспертов, знакомство с родителями — одно из важных испытаний в жизни пары, которое может как загубить отношения, так и, наоборот, еще больше сблизить влюбленных. Ведь каким бы чудесным человеком ни был ваш избранник, на первых порах родные чаще всего будут относиться к нему с недоверием. Один неверный жест, неудачная шутка — и вот уже близкие мысленно ставят на вашем партнере крест, а вы оказываетесь между двух огней. Вспомните мучения героя комедии «Знакомство с Факерами», которому «посчастливилось» попасть в семью бывшего агента ЦРУ.

«Пары, в которых кто-то один не принят родителями, редко бывают счастливы и друг с другом. В таких семьях появляются недомолвки, тайны, чувство вины и другие разрушительные для отношений вещи», — считает клинический психолог Алиса Галац.

Плюс к тому, у таких «смотрин» есть и еще одна важная задача: они, как лакмусовая бумажка, показывают истинное отношение любимого к вам — то, насколько он общителен, уверен в себе и склонен к компромиссам. «Именно за родительским столом у вас появляется чудесная возможность отстраниться от отношений и взглянуть на любимого со стороны», — добавляет Алиса Галац. Это, впрочем, не стоит расценивать как сигнал поскорее бросить любимого «на растерзание» своим родным, в конце концов, у вас же нет цели поскорее закончить эти отношения?

Рассказываем, что поможет вам формальную встречу превратить в хорошо проведенное время.

Знакомство с родителями: важные правила

* Рассказывайте родным только о «долгоиграющих» отношениях.

Эксперты сходятся во мнении, что о мимолетных или сомнительных увлечениях семье знать совсем не обязательно, родители вряд ли поймут ваши рассуждения «о друге для секса» или «женатике». А вот если у вас с партнером все серьезно, то примерно через шесть месяцев его можно представить родным, уверена психолог Яна Лейкина. «Если до этого отношения неустойчивы, то через полгода острота конфетно-букетного периода проходит и влюбленные начинают реалистично воспринимать друг друга. В этот период знакомство с родителями — знак того, что вы готовы заявить о себе как о паре», — поясняет специалист.

* Выберите правильное место. Родительский дом или дача — наиболее распространенные и удачные места для представления избранника: это, с одной стороны, снижает уровень тревоги родителей, ведь они на своей территории, а с другой — позволяет мужчине лучше представить ту обстановку и те условия, в которых выросла его любимая. «Даже если пара не собирается жить у родителей девушки, то мужчина все равно сможет примериться к пространству, почувствовать, может ли он найти в нем свое место», — отмечает Яна Лейкина.

Нейтральное место для встречи (кафе, театр, парк) лучше выбрать в том случае, если вы намерены познакомить любимого не только с родителями, но и с другими членами семьи. Кроме того, ресторан подойдет и для знакомства в «сложных случаях» — например, если ваш партнер намного старше, другой национальности или ваша семья вообще не горит желанием с кем-то знакомиться.

В этом случае можно также организовать и «случайную» встречу. «Для этого отлично подойдут разные культурные мероприятия (выставки, ярмарки, спектакли), где гораздо больше пространства для маневров и уровень психологического напряжения не так высок», — отмечает специалист. Помните, что если ваши родители в разводе, то знакомить вашего избранника с ними лучше по отдельности — зачем им дополнительный стресс от встречи еще и друг с другом?

* Подготовьте обе стороны к встрече. Примерно за неделю до знаменательного события начните рассказывать родителям об избраннике. При этом делайте упор на положительные факты. «Здесь можно немного схитрить и, например, сказать маме, что ваш мужчина видел ее фото и сказал, что она красивая. Такая положительная информация создает большую готовность к общению», — замечает Яна Лейкина. Психолог советует также в эти дни уделять близким больше внимания, чтобы они меньше ревновали к избраннику. Мужчине же можно рассказать о принятых в семье традициях, профессиях близких.

Знакомство с родителями: о чем стоит умолчать

По мнению эксперта, не стоит делиться с избранником информацией о хронических заболеваниях родителей, материальных проблемах или семейных конфликтах, но, будем надеяться, вы и не собирались этого делать.

Знакомство с родителями: о чем говорить при встрече

За столом лучше избегать разговоров о политике, религии или чьих-то убеждениях — вам же не нужны горячие споры между дорогими людьми? «Самые беспроигрышные темы для общения — это детство, домашние животные, еда и отпуск», — считает Яна Лейкина.

Знакомство с родителями: чего категорически не стоит делать?

Если вам хочется оставить приятные впечатления от встречи, то не стоит явно демонстрировать свои чувства к избраннику (целоваться, обниматься), злоупотреблять алкоголем или подрывать авторитет родителей. «Например, девушке не стоит громко кричать, чтобы папа перестал пополнять свою рюмку, или обесценивать шутливые замечания мамы. Родители должны чувствовать себя во главе угла», — добавляет Алиса Галац.

Ну, а если все же что-то пойдет не так — папа «упадет лицом в салат» или у любимого вдруг начнется нервная икота — не паникуйте. Отнеситесь к происходящему с юмором, ведь, в конце концов, пережитые вместе казусы сближают.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш бизнес - От идеи до реализации