Если вы ищете работу дизайнером, в какой-то момент при проведении собеседования или даже до его начала могут быть произнесены волшебные слова «тестовое задание». Лично мне это кажется чем-то очень странным. Могу понять когда речь идет о человеке с абсолютно пустым резюме, но если у вас есть какой-то опыт, портфолио, работодатель его посмотрел, пригласил вас, вы приехали и тратите свое время на то чтобы ответить на все интересующие вопросы, значит у человека с той стороны стола есть исчерпывающая информация для того чтобы принять решение, подходите вы для работы или нет. Достаточно у вас опыта, или нет. Зачем нужно сдавать еще какие-то «экзамены» на профпригодность вдобавок ко всему - не понятно.
Кто-то скажет, работодатель рискует и хочет подстраховаться. Но ведь для этого у него есть помимо всего прочего испытательный срок. Какой риск, если в течении 3х месяцев (а то и больше) вас могут выкинуть с работы без объяснения причин?
Бред состоит еще в том, что задание обычно является финалом, после тщательного изучения резюме и интервью с кандидатом. При этом я ни разу не встречала ситуацию, когда после выполнения задания например снимается или сокращается испытательный срок. Или за отличное его выполнение предлагается более высокая з/п.
Мне кажется, что этот вопрос чаще всего возникает в 2х случаях:
Теперь клинические случаи из личной практики. Если вам попалось что-то подобное - это точно не приведет ни к чему хорошему.
Глава разработки UX в ChooseEnergy.com Майкл Оуэнс обсудил с лучшими дизайнерами мира, как выбрать из всех кандидатов на должность дизайнера самого-самого. Мы публикуем ключевые аспекты дискуссии.
Найти хорошего дизайнера трудно. Очень трудно. Хотя они нужны почти в каждой компании, устоявшихся способов оценить кандидатов не существует. Многие руководители сами обладают большим дизайнерским опытом, но про их менеджерские навыки этого не скажешь.
Недавно главный дизайнер Remind Линдси Миндлер спросила в своей заметке, как нужно создавать команду. На нее посыпались прекрасные советы, в том числе и от очень опытных дизайн-менеджеров. Ей рассказывали, кого именно стоит нанимать и где найти таких специалистов. Дискуссия была отличная, но оставила нерешенным один вопрос:
«Вот мы нашли кучу дизайнеров, претендующих на должность. Как нам теперь выбрать того самого?»
Мы с Джонатаном, моим другом, входим в компанию любителей димсама (китайские легкие закуски), которой управляет Джон Маэда из KPCB. Со временем наши воскресные встречи лидеров дизайнерских коллективов начали переезжать из китайских ресторанов в Slack. Конечно, виртуальный разговор личной встречи не заменит, зато так можно вовлечь в обсуждение гораздо больше специалистов. Раз в неделю мы проводим дискуссии, посвященные карьере в дизайне. Каждую такую встречу ведет новая пара профессионалов. Месяц назад это были мы с Джонатаном Либерманом, главным дизайнером Operator.com, - нам стало интересно обсудить методику найма специалистов в нашей области.
Оценка кандидата-дизайнера опирается на ряд критериев. Похоже, что они делятся на две основные категории: критерии для всех вообще и отдельно - для менеджеров.
Мы раз за разом возвращались к умению выступать, демонстрировать свои достижения, но директор по дизайну в MyFitnessPal Дейв Янг напомнил, что «презентационные навыки важны, но иногда могут ввести в заблуждение».
Это важно, потому что является индикатором того, как человек общается, но не нужно путать с живым общением заученную речь. Чтобы разобраться, способен ли кандидат к импровизации, его можно прерывать вопросами. Умение хорошо преподнести результаты своей деятельности важно для совместной работы в рамках организации.
Мнение Эрики Холл, основателя студии дизайна Mule Design:
«Нужно смотреть, как кандидат представляет работу, как ставит проблему, как видит свою роль в проекте. Это позволяет оценить не только качество решения и дизайнерские навыки, но и личные качества - хорошо ли человек впишется в междисциплинарную команду или он видит себя одиноким волком узкой специализации».
Реплика Питера Чоу, вице-президента Inkling.com:
«Кроме того, будет полезно понаблюдать, как кандидат представляет дизайн группе зрителей, и обратить внимание на рассказ о ходе работы».
Эти навыки упоминались еще чаще. Джеффри Вин, сейчас отвечающий за разработку продуктов Adobe, однажды написал, что «хороший дизайн - это решение проблем». Большинство руководителей дизайнерских команд это вполне осознают, что и показали ответы участников.
Боб Бэксли, главный дизайнер Pinterest, предлагает любопытный прием. Чтобы увидеть, как кандидат разбирает решение на составные части и исследует условия, достаточно задать один вопрос:
«Я готов дать вам одну из двух сверхспособностей. Она останется с вами до конца жизни, и больше ни у кого в мире ее не будет. Умение летать или невидимость - что выберете?»
Оценивая ключевые дизайнерские навыки кандидата, не забудьте убедиться, что он действительно очень хочет попасть на эту работу. Эффективность специалиста - это его интерес плюс профессиональные навыки.
Джонатан Либерман:
«Я не хочу нанимать человека, который пришел за зарплатой. Мне бы хотелось, чтобы кандидату было интересно решать проблемы, над которыми мы работаем. Если энтузиазма нет, человек не станет выкладываться по полной. И это плохо повлияет на всю команду».
Одно из качеств, которое бывает очень трудно оценить на собеседовании - способность брать на себя ответственность, в том числе в условиях работы в команде. Стоит обратить внимание на то, как кандидат описывает личный вклад в проекты, в которых принимал участие.
Линдси Миндлер:
«Полезно время от времени прерывать презентацию вопросами, требующими продуманных и развернутых ответов. Это позволит понять, пропускает ли кандидат какие-то подробности просто потому, что они кажутся ему очевидными, или избегает говорить о какой-то части проекта, в которой недостаточно разбирается».
Боб Бэксли:
«Зачастую в неудачно выбранном решении обвиняют клиента, будучи не в состоянии объяснить его точку зрения и причины, которые привели к такому результату».
Когда речь идет об опытном дизайнере, бывает, что сомнений в его профессиональных навыках нет, и важным критерием оценки становятся рекомендации. Они позволяют узнать другие точки зрения на работу претендента, помимо его собственной.
Дизайнер из Apple Джонни Манзари:
«Когда речь идет о кандидате на должность старшего специалиста, обычно нет оснований для сомнений в необходимых навыках, так что тестовые задания не требуются. Тогда мы сразу переходим к портфолио и рекомендациям.
Взвешивая рекомендации, бывает полезно расспросить рекомендателя о его отношениях с кандидатом, о совместном опыте работы, а также поинтересоваться, как он оценивает перспективу поработать с этим сотрудником в будущем».
При приеме на работу менеджера команды дизайнеров очень важно нанять человека, который будет способен руководить и обеспечивать непрерывный контакт с разработкой или производством. Любая команда нуждается в лидере, и, если ваша достаточно велика, чтобы ей потребовался менеджер, имеет смысл потратить время на оценку лидерских качеств кандидата.
Глава разработки UX в Google Стефан Клоцек:
«Посмотрите, как он работает. Если это менеджер, обратите внимание, как он руководит созданием дизайна: какие вопросы задает, на чем заостряет фокус, знает ли он дело или умеет только руководить другими?»
Итак, критерии оценки кандидата установлены. Каковы же механизмы? В ходе дискуссии мы выявили три основных метода: анализ портфолио, панельное интервью (когда соискателя собеседуют сразу несколько специалистов) и тестовые задания.
Изучая портфолио, важно понимать, что способности дизайнера не полностью характеризуются результатами. Но, увидев эти результаты и выслушав рассказ о том, как они были достигнуты, наниматель может составить представление о том, как кандидат видит проблемы, как организует свой рабочий процесс и чего от него можно ожидать.
Стефан Клоцек:
«Нужно разобраться: какова была роль кандидата в конкретной работе, чем обосновано то или иное решение, чем пришлось пожертвовать, чему проект научил, что бы дизайнер сделал иначе по прошествии времени?»
Почти все считают, что дизайнеру нужно портфолио, даже если он не занимается визуальной стороной проекта. Те, кто придерживается иного мнения, как правило, не говорили об этом прямо. Они, скорее, указывали на недостатки некоторых типов портфолио. Например, многие дизайнеры занимаются разного рода интерактивностью, и тогда портфолио, состоящего из скриншотов, очевидно, недостаточно. Лучше всего попросить кандидата показать живые, рабочие проекты.
Эрика Холл:
«Когда речь идет о создании интерактивных продуктов и сервисов, обычное портфолио почти бессмысленно. Это все равно что давать „Оскар“ за отдельные кадры из фильма».
В последнее время портфолио высокого уровня начали смещаться в сторону анализа практических примеров, а не просто набора работ. Как правило, в этом случае рассказывается о процессе, путях решения задачи и том, с какими трудностями пришлось столкнуться.
Обычно это ключевой этап найма, и часто именно по его итогам принимается решение. Организовать такое интервью как следует довольно сложно, и это важнейшая задача для менеджера по персоналу.
Состав панели тоже нужно подбирать с умом. Некоторые дизайн-менеджеры выступают за собственную панель для каждой должности, на которую ищется специалист, другие - сторонники универсального подхода. Помните, что в этом деле важна последовательность. Менять состав панели от кандидата к кандидату - плохая идея.
Джонатан Либерман:
«Я собираю один и тот же состав панели для каждой открытой вакансии. Мне нужно, чтобы все, кто оценивает кандидата, вели себя обдуманно и согласованно. Для дизайнеров, которые не участвуют в панели (а наша команда разрослась до 10 человек), есть „скамейка запасных“ - они ведут кандидата на обед. Таким образом они тоже встречаются с ним и ощущают себя частью процесса, хоть и не присутствуют непосредственно на интервью».
В Choose Energy я составил несколько панелей для разных типов вакансий. Одни члены нашей команды входят в несколько панелей, другие только в одну. Важно сделать так, чтобы люди, принимающее непосредственное участие в оценке кандидата, могли внести ощутимый вклад в эту оценку. Совместная работа - это не только про создание продукта, но и про процесс найма.
Впрочем, будьте осторожны и не переусердствуйте в ходе панельного интервью. Стефан Клоцек заметил, что очень часто, когда проходишь несколько последовательных интервью, «тебе задают одни и те же вопросы или раз за разом гоняют по портфолио».
Другие ссылаются на усталость кандидата на последующих интервью. В целом все сходятся на том, что 30 минут для одного интервью слишком мало, а час - слишком долго. Моя панель для окончательного личного собеседования длится четыре часа с разбивкой на четыре 45-минутных интервью.
Итак, что же нанимающий менеджер обсуждает с кандидатом на интервью? В разных компаниях этот набор несколько отличается, но его можно свести к четырем важным аспектам:
Чаще всего на интервью спрашивают про долгосрочные карьерные цели и цели на конкретно той должности, на которую кандидат претендует.
Боб Бэксли:
«Давайте представим, что через три года мы снова в этой комнате, и вы говорите, что уходите. Вы увольняетесь, приходите домой и пишете список из 3−5 пунктов, чтобы описать свой опыт на этой работе для профиля в LinkedIn - что вы сделали и чему научились. Что это будет за список?»
Дэйв Янг:
«Что бы вы хотели видеть в профиле своего фитнес-трекера через два года?»
Джонатан Либерман:
«Какие три главных урока вы вынесете из работы в компании X?»
По интервью трудно понять, хорошо ли кандидат работает с другими людьми. Что-то можно вынести из описаний предыдущего опыта совместной работы и разрешения конфликтов. Многие в ходе панельного интервью устраивают сессии с несколькими претендентами - как раз для того, чтобы больше узнать про эти качества кандидата.
Боб Бэксли:
«На прежней работе мы выбирали интересный сайт или приложение, с которым никто из нас прежде не имел дела, и вместе с кандидатом обсуждали и критиковали этот проект. Это хороший способ понять культурные особенности, „химию“ взаимодействия и динамику в группе без бесконечных тестов».
Полезно бывает задавать вопросы о сложных аспектах дизайна. Так можно оценить подход кандидата к проблеме - в особенности, если вопрос касается задач, которые ему придется решать в этой должности. Некоторые интервьюеры любят на собеседовании давать кандидату небольшие задания, чтобы оценить их дизайнерское мышление и заодно понять, как человек работает в стрессовой ситуации.
Питер Чоу:
«Задание представляет собой предложение придумать новый продукт с нуля, на доске. Отношения к работе нашей компании задача не имеет. Я даю им описание потребителя/заказчика и играю его роль, если возникают вопросы. Удобно использовать одну и ту же задачу с разными кандидатами - появляется основа для сравнения. Я попросил всех наших интервьюеров придумать собственные вопросы - с той же целью. Я стараюсь сделать это приятным упражнением, мне нравится видеть людей, увлеченных задачей».
Глава разработки UX CloudPhysics Удай Гаджендар:
«Здесь тоже бывает важно прерывать работу вопросами, в том числе подразумевающими довольно развернутые ответы. При обсуждении результатов я часто отбрасываю естественные ограничения и сложные ситуации, чтобы посмотреть, как человек реагирует и адаптируется в реальном времени, что очень важно в стартапе».
Как уже упоминалось, многие участники любят давать дизайнерские задачи в ходе панельного интервью, но стоит отметить, что сама концепция тестовых заданий стала предметом горячих споров.
Дейв Янг:
«Интересно смотреть, как люди закапываются в проблему, составляют представление об ограничениях, бизнес-задачах, критериях успеха, контексте, пользовательских сценариях, начинают понимать пользователя».
Джонатан Либерман:
«Это хороший материал, на котором не только интервьюер может оценить кандидата, но и кандидат - команду, в которой ему предстоит работать».
С другой стороны, некоторые считают, что такие тесты могут быть вредны или не соответствуют корпоративной культуре их компании.
Стефан Клоцек:
«Талантливого специалиста с хорошим портфолио при текущем состоянии рынка может отпугнуть необходимость делать тестовое задание».
Эрика Холл:
«Мы никогда не используем тестовые задания по дизайну. Это не сочетается со стилем нашей работы, при котором решение задачи предваряют глубокие исследования».
Майк Дэвидсон:
«Один человек рассказал мне, как получил автоматическую рассылку с формулировкой „Пожалуйста, выполните наше тестовое задание. Если результат нас удовлетворит, мы рассмотрим ваше портфолио“. Это звучит обидно. А еще бывает, что вас просят поработать над собственным продуктом компании. В общем, тесты не обязательны, но если они нужны для выбора кандидата, отдайте предпочтение тем, что не относятся к вашему продукту. Впрочем, мы в Twitter их не используем».
- Нужно ли давать тестовое задание?
Стоит помнить, что от того, какое решение вы примете, зависит мнение кандидата о вашей компании. Одни наниматели думают, что это хорошо, поскольку отсеивает недостаточно мотивированных кандидатов, другие - что так можно упустить отличного специалиста. Как я отметил в ходе обсуждения, хотя встречаются кандидаты, действительно желающие попасть именно в вашу компанию, чаще всего при прочих равных они пойдут по пути наименьшего сопротивления.
Дизайнер в BetterWorks Рэндалл Хом:
«Это такой способ спросить: „Вы очень хотите здесь работать?“»
Дизайнер Fitbit Аналия Ибаргоен:
«Однажды мне очень нравилась вакансия, и я боялась, что если не сделаю тестовое задание, то покажусь недостаточно заинтересованной, но в какой-то момент я засомневалась в их методах работы, и у меня не было времени, так что решила вообще его не делать».
- Каким должно быть тестовое задание?
Если вы все же думаете, что тестовое задание необходимо, нужно определиться, каким оно будет. В интернете можно найти множество хороших заданий на креативность, но очень мало - для проверки таких дизайнерских способностей, как навыки проектирования. Работа дизайнера может включать в себя весьма широкий спектр задач. Так что сначала нужно определиться, какого рода ТЗ вам нужно.
Некоторые считают, что ТЗ должно быть как можно ближе к реальной работе, и даже составляют задания на основе собственных кейсов.
Удай Гаджендар:
«Мы выбираем один из наших собственных кейсов, потому что ищем человека для решения реальных проблем, а не каких-то фантазий и задач других рынков. Кроме того, кандидату тоже полезно понимать, с чем ему предстоит столкнуться, - так зачем вводить его в заблуждение».
Джонатан Либерман:
«Мне нравится, когда тестовое задание продолжает что-то, над чем вы уже работали. Это позволяет кандидату отвлечься от своих идей и прийти к лучшему решению, а также дает возможность „восстановиться“, если в процессе он занервничал».
Однако с этим согласны не все. Некоторые дизайнеры считают, что тестовое задание, связанное с нанимающей компанией, может быть истолковано как «бесплатная работа», и, даже если кандидат не будет нанят, его идеи, вольно или невольно, могут быть использованы интервьюером. Чтобы исключить этот аспект, многие (включая меня) придерживаются правила, что тестовое задание не должно быть связано с будущей работой кандидата.
Линдси Миндлер:
«Мы даем кандидату доску, маркер и проблему, которая не имеет отношения к нашим задачам и при этом имеет более одного решения».
Боб Бэксли:
«На прежней работе мы устраивали сессии совместной работы, в ходе которых выбирали интересный сайт или приложение, с которым никто из нас не работал».
Джонни Манзари:
«При составлении тестовых заданий мы соблюдаем два правила. Во-первых, оно должно быть небольшим и четко очерченным, чтобы его можно было сделать за несколько часов. Во-вторых, оно не должно быть связано с нашей интеллектуальной собственностью - не хотелось бы, чтобы люди думали, будто мы пытаемся получить результат их работы бесплатно».
- Что проверяет тестовое задание?
Ответ будет зависеть от вакансии, для которой оно предназначено. Нанимая специалиста для визуального дизайна, можно очертить контуры воображаемого продукта и попросить сделать эскиз. Если речь идет о проектировании взаимодействия, возможно, стоит придумать интернет-магазин с заведомо плохой конверсией и попросить ее улучшить. Информационному дизайнеру - предоставить таблицы с данными и сформулировать тезисы, которые нужно сопроводить визуальным представлением.
Пусть формат задания соответствует ежедневным обязанностям в должности, на которую открыта вакансия, но также стоит одновременно попробовать понять границы возможного для кандидата. Это не должна быть простая задача. Лучше сделать так, чтобы времени на нее было в обрез и после нескольких ошибок планирования завершить задачу в срок было нельзя. И совершенно не законченное задание, и законченное гораздо раньше срока могут многое рассказать о претенденте; стоит также обратить внимание, какую именно часть задачи дизайнер предпочел решить в условиях ограниченного времени.
- Каковы должны быть критерии оценки?
Менеджеру по дизайну придется нанимать сотрудников не один раз, и даже чтобы выбрать одного человека, нужно просмотреть множество кандидатов. От многих менеджеров поступил совет использовать стандартные критерии для всех, чтобы претендентов можно было адекватно сравнивать.
Питер Чоу:
«Одинаковое задание для всех кандидатов позволяет сопоставить ход их мыслей и подход к проблеме. Я понял, что полезно задавать всем одни и те же вопросы и смотреть, как отличаются ответы. Иногда, по прошествии времени, я анализирую, насколько хорошо дизайнеры справляются с трудностями, и обычно оказывается, что я довольно точно смог оценить их способности».
Джонатан Либерман:
«Стандартные критерии оценки чрезвычайно важны, так как помогают установить единую точку отсчета».
На необходимость стандартных критериев указали многие из участников дискуссии. Такой подход позволяет сравнивать кандидатов, а также помогает предсказать их эффективность на рабочем месте. Вы можете давать претендентам тестовое задание или просто задавать вопросы, но пусть это будут одинаковые вопросы, пусть процесс будет единым для всех кандидатов - в таком случае принять взвешенное решение окажется проще.
Недавно в качестве упражнения я принял участие в исследовании Affinity Mapping (метод Диаграммы сродства. - Прим. ред. ) с участием добровольцев. Его цель - создать руководство по выживанию для магистерской программы по человеко-компьютерному взаимодействию в Технологическом институте Джорджии. Классифицируя руководящие принципы карьерного роста, я наткнулся на вопрос респондента:
«Чего компании хотят от кандидатов на позицию UX-дизайнера?»
Как только я его увидел, мне показалось, что я задавался ровно тем же вопросом на первом семестре, когда подавал заявки на стажировки по специальности UX-дизайн. Я попытался найти статьи на эту тему, прочитать обсуждения в UX-пабликах и поговорить с профессионалами в области дизайна, но эти усилия почти ничего не прояснили. Пока я напряженно учился, копать глубже в этом вопросе у меня не было времени. И тогда я так и не узнал, какие качества должен демонстрировать кандидат во время собеседования на соответствующую позицию.
Наконец сейчас, на втором курсе магистратуры, я преодолел этот этап неопределенности. Собственный опыт собеседований в нескольких компаниях позволил мне принять определенную позицию в этом вопросе. Я понял, что у каждой компании, где меня интервьюировали, были разные ожидания и разные критерии оценки кандидатов. Факторов, которые имеют значение во время собеседования, немало: команда, которая вас собеседует, потенциальный проект, над которым вы будете работать, ваши навыки, культура компании, позиция, опыт, навыки самого сотрудника, который вас интервьюирует, и прочее. Все эти факторы задают критерий оценки. В этой статье я расскажу то, что узнал из своего опыта собеседований в компаниях Google, Apple и Salesforce.
Информация, которой я делюсь, основана исключительно на моем опыте и моей точке зрения. Конечно, опыт кандидатов может отличаться.
Google уже шестой год подряд считается лучшей компанией для работы по мнению Fortune. Только за прошедший год компания выросла во много раз. Кроме того, у Google есть постоянная практика найма стажеров UX / Interaction Design для самых разных проектов: от Daydream (VR-платформа) до Project Sunroof (анализ потенциала экономии солнечной энергии). Я прошел собеседование и выяснил, что Google ценит следующие характеристики:
UX-дизайн - молодая и динамичная область, которая постоянно ищет новое определение себя. Дизайн-команды из известных компаний и дизайнеры, работающие поодиночке, постоянно вносят вклад в дизайн-сообщество, экспериментируя и стандартизируя новые паттерны. Я думаю, что молодые дизайнеры просто обязаны приложить все усилия, чтобы быть в курсе недавнего бума в нашей индустрии. Из моего опыта могу сказать, что знания, полученные в школе, ориентированы на исследования и ограничиваются курсами. Я нахожу очень полезным еженедельно выделять время специально, чтобы изучать мир дизайна сегодня.
Моя личная подборка полезных ресурсов:
UX-дизайн - это поле, где вы найдете людей с самым разным багажом знаний из смежных дисциплин и не только. Взять к примеру программу, по которой я учусь, - у нас есть студенты с факультетов компьютерных наук, науки о данных, психологии, маркетинга, промышленного дизайна, литературных медиа, анимации, графического дизайна и прочее. Уметь работать в команде и слушать других - способность, которая становится ключевым отличием успешного UX-дизайнера. Я счастлив, что вуз дает возможность работать вместе с талантливыми студентами из самых разных областей - это нельзя упускать. Чем больше вы работаете с людьми с бэкграундом, отличным от вашего, тем больше перспектив вам открывается, и этот путь приводит только к одному результату - вы становитесь круче в UX-дизайне.
Как этого достичь?
Google уделяет большое внимание налаживанию эффективной совместной работы. Проект Google Aristotle занял два года исследований, целью которых было понимание, как устроена идеальная команда. Главный ключ к ее созданию - психологическая безопасность. Члены команды должны чувствовать себя комфортно, высказывая свое мнение. Стоит принять критику как неотъемлемую часть продуктивного дизайн-процесса. Мне нравится вот этот твит от Адама Коннора:
“Критика - основа сотрудничества … Критика - это не навык дизайна. Критика - это важнейший жизненный навык”, -
Адам Коннор, дизайнер в MadPow.
Все большее число команд в мире делает критические сессии стандартной практикой в дизайн-процессе. Неоценимо уметь критиковать проекты других людей и переваривать и принимать критические замечания в свой адрес. Стоит попрактиковаться.
Стоит ли говорить, Apple очень избирательны в процессе найма дизайнеров-стажеров. Вы вряд ли найдете вакансии для стажеров на сайте, но это не значит, что Apple их не ищет. По своему опыту могу сказать, что лучший способ войти в систему найма - посещать события кампуса Apple и отдать свое резюме при личной встрече. Именно с помощью таких событий осуществляется упорядоченный процесс рекрутинга. Ниже я описал аспекты, которые команда Apple отметила как самые важные на моем собеседовании:
Команда Apple хотела разузнать все - от того, почему я выбрал дизайн до процента непрозрачности конкретной кнопки. На курсе «Методы исследований» я приобрел твердое убеждение, что:
Хороший дизайн основан на хороших инсайтах
Как мне подготовиться?
У дизайнеров в Apple довольно большая ответственность, потому что они должны всецело контролировать свой проект. Несмотря на еженедельные статусы с другими дизайнерами, вам все равно придется принимать большинство дизайн-решений самостоятельно. Потому на собеседовании важно выяснить, как много времени и сил вы уделяете проблеме, проекту и исследованию прежде, чем остановитесь на конкретном решении. Обязательно расскажите о проведенных в ходе проекта исследованиях. Это покажет, что вы тщательно подходите к поиску решения. Документация процесса тут очень поможет.
В 2017 году компания Salesforce заняла 4-е место в рейтинге Fortune «Лучшее место работы для миллениалов » и 8-е место в общем рейтинге . Я стажировался там этим летом в команде «Customer Experience Tools» в качестве UX-дизайнера и получил потрясающий новый опыт и знания. Вот чего хотели от меня во время собеседования:
UX-команда компании Salesforce сыграла огромную роль в улучшении пользовательского опыта продуктов B2B, которые развивает компания. Удивительно, насколько крутой является эта дизайн-команда в своем сегменте (enterprise). Я большой поклонник дизайн-системы Lightning Design System . Этот инструмент действительно привносит в enterprise-продукты удобство, эстетику и делает их доступными. У Salesforce UX конечно все еще есть ряд аспектов продукта, где у дизайнеров не было шанса замарать руки. Но они постоянно работают над продуктом, расширяя его, и именно по этой причине они ищут дизайнеров, которые рады проявить инициативу в разных проектах. Дизайнеры, которые обладают широкими навыками проектирования для веб-систем, мобильных приложений, визуализации данных и прочее, будут органичным дополнением компании. Здесь действительно есть возможность заниматься проектами разных типов, и это делает вас гибким и многому учит. Меня в Salesforce впечатлила культура компании, и я действительно чувствую себя частью Оханы (каждый сотрудник Salesforce - член семьи, которая связана с другими). Этим летом я встречался со многими дизайн-командами, и я был приятно удивлен той отзывчивости и способности грамотно наставлять, которую я встретил здесь.
Собеседование со старшим дизайнером UX-команды CX Tools - беседа сфокусирована на общих знаниях о дизайне и деталях вашего портфолио. Собеседование с менеджером команды CX Tools - здесь основное внимание уделяется выяснению ваших навыков, чтобы определить вас в конкретную команду и прояснить вашу роль в ней.
Я рассказал про критерии оценок кандидатов на собеседованиях в Google, Apple и Salesforce. Думаю, их можно распространить и на многие другие компании. Но опять же, UX - постоянно меняющееся направление, и потребности самой дисциплины и компаний могут меняться со временем. Так что лучший совет - иметь уверенную базу, следить за тем, что происходит и адаптироваться.
Спасибо за внимание и желаю удачи!
Дизайнеры, как правило, приходят на собеседование со своими работами.
По портфолио можно задавать такие вопросы:
Есть дизайнеры, которые просто «рисуют картинки», а есть те, которые более глубоко разбираются в продукте и потребностях пользователей.
Чтобы понять, к какому типу относится кандидат, на собеседовании можно спросить:
1. Расскажите, как должен в идеале идти процесс дизайна — от начала и до конца.
Если кандидат начинает сразу рассказывать, как он открывает фотошоп, то это просто «рисователь» картинок.
Если же кандидат начинает с того, что нужно:
В этом случае, перед вами более серьезный специалист.
2. Еще один вопрос, позволяющий оценить общее понимание может быть такой: у кого лучше дизайн — apple или samsung?
Нужно смотреть, как кандидат размышляет. В том числе, нужно обращать внимание на то, какие «фишки» выделяет дизайнер, на чем он делает акцент.
Это будет означать, что именно эти аспекты для него важны в дизайне.
Совет: в случае с приемом на работу дизайнера — также очень важно позвонить предыдущему работодателю и узнать, нет ли «подводных камней».
Такие вопросы, как:
Поскольку дизайнеры — это творческие люди — для них будет важен гибкий график