Недавно в качестве упражнения я принял участие в исследовании Affinity Mapping (метод Диаграммы сродства. - Прим. ред. ) с участием добровольцев. Его цель - создать руководство по выживанию для магистерской программы по человеко-компьютерному взаимодействию в Технологическом институте Джорджии. Классифицируя руководящие принципы карьерного роста, я наткнулся на вопрос респондента:
«Чего компании хотят от кандидатов на позицию UX-дизайнера?»
Как только я его увидел, мне показалось, что я задавался ровно тем же вопросом на первом семестре, когда подавал заявки на стажировки по специальности UX-дизайн. Я попытался найти статьи на эту тему, прочитать обсуждения в UX-пабликах и поговорить с профессионалами в области дизайна, но эти усилия почти ничего не прояснили. Пока я напряженно учился, копать глубже в этом вопросе у меня не было времени. И тогда я так и не узнал, какие качества должен демонстрировать кандидат во время собеседования на соответствующую позицию.
Наконец сейчас, на втором курсе магистратуры, я преодолел этот этап неопределенности. Собственный опыт собеседований в нескольких компаниях позволил мне принять определенную позицию в этом вопросе. Я понял, что у каждой компании, где меня интервьюировали, были разные ожидания и разные критерии оценки кандидатов. Факторов, которые имеют значение во время собеседования, немало: команда, которая вас собеседует, потенциальный проект, над которым вы будете работать, ваши навыки, культура компании, позиция, опыт, навыки самого сотрудника, который вас интервьюирует, и прочее. Все эти факторы задают критерий оценки. В этой статье я расскажу то, что узнал из своего опыта собеседований в компаниях Google, Apple и Salesforce.
Информация, которой я делюсь, основана исключительно на моем опыте и моей точке зрения. Конечно, опыт кандидатов может отличаться.
Google уже шестой год подряд считается лучшей компанией для работы по мнению Fortune. Только за прошедший год компания выросла во много раз. Кроме того, у Google есть постоянная практика найма стажеров UX / Interaction Design для самых разных проектов: от Daydream (VR-платформа) до Project Sunroof (анализ потенциала экономии солнечной энергии). Я прошел собеседование и выяснил, что Google ценит следующие характеристики:
UX-дизайн - молодая и динамичная область, которая постоянно ищет новое определение себя. Дизайн-команды из известных компаний и дизайнеры, работающие поодиночке, постоянно вносят вклад в дизайн-сообщество, экспериментируя и стандартизируя новые паттерны. Я думаю, что молодые дизайнеры просто обязаны приложить все усилия, чтобы быть в курсе недавнего бума в нашей индустрии. Из моего опыта могу сказать, что знания, полученные в школе, ориентированы на исследования и ограничиваются курсами. Я нахожу очень полезным еженедельно выделять время специально, чтобы изучать мир дизайна сегодня.
Моя личная подборка полезных ресурсов:
UX-дизайн - это поле, где вы найдете людей с самым разным багажом знаний из смежных дисциплин и не только. Взять к примеру программу, по которой я учусь, - у нас есть студенты с факультетов компьютерных наук, науки о данных, психологии, маркетинга, промышленного дизайна, литературных медиа, анимации, графического дизайна и прочее. Уметь работать в команде и слушать других - способность, которая становится ключевым отличием успешного UX-дизайнера. Я счастлив, что вуз дает возможность работать вместе с талантливыми студентами из самых разных областей - это нельзя упускать. Чем больше вы работаете с людьми с бэкграундом, отличным от вашего, тем больше перспектив вам открывается, и этот путь приводит только к одному результату - вы становитесь круче в UX-дизайне.
Как этого достичь?
Google уделяет большое внимание налаживанию эффективной совместной работы. Проект Google Aristotle занял два года исследований, целью которых было понимание, как устроена идеальная команда. Главный ключ к ее созданию - психологическая безопасность. Члены команды должны чувствовать себя комфортно, высказывая свое мнение. Стоит принять критику как неотъемлемую часть продуктивного дизайн-процесса. Мне нравится вот этот твит от Адама Коннора:
“Критика - основа сотрудничества … Критика - это не навык дизайна. Критика - это важнейший жизненный навык”, -
Адам Коннор, дизайнер в MadPow.
Все большее число команд в мире делает критические сессии стандартной практикой в дизайн-процессе. Неоценимо уметь критиковать проекты других людей и переваривать и принимать критические замечания в свой адрес. Стоит попрактиковаться.
Стоит ли говорить, Apple очень избирательны в процессе найма дизайнеров-стажеров. Вы вряд ли найдете вакансии для стажеров на сайте, но это не значит, что Apple их не ищет. По своему опыту могу сказать, что лучший способ войти в систему найма - посещать события кампуса Apple и отдать свое резюме при личной встрече. Именно с помощью таких событий осуществляется упорядоченный процесс рекрутинга. Ниже я описал аспекты, которые команда Apple отметила как самые важные на моем собеседовании:
Команда Apple хотела разузнать все - от того, почему я выбрал дизайн до процента непрозрачности конкретной кнопки. На курсе «Методы исследований» я приобрел твердое убеждение, что:
Хороший дизайн основан на хороших инсайтах
Как мне подготовиться?
У дизайнеров в Apple довольно большая ответственность, потому что они должны всецело контролировать свой проект. Несмотря на еженедельные статусы с другими дизайнерами, вам все равно придется принимать большинство дизайн-решений самостоятельно. Потому на собеседовании важно выяснить, как много времени и сил вы уделяете проблеме, проекту и исследованию прежде, чем остановитесь на конкретном решении. Обязательно расскажите о проведенных в ходе проекта исследованиях. Это покажет, что вы тщательно подходите к поиску решения. Документация процесса тут очень поможет.
В 2017 году компания Salesforce заняла 4-е место в рейтинге Fortune «Лучшее место работы для миллениалов » и 8-е место в общем рейтинге . Я стажировался там этим летом в команде «Customer Experience Tools» в качестве UX-дизайнера и получил потрясающий новый опыт и знания. Вот чего хотели от меня во время собеседования:
UX-команда компании Salesforce сыграла огромную роль в улучшении пользовательского опыта продуктов B2B, которые развивает компания. Удивительно, насколько крутой является эта дизайн-команда в своем сегменте (enterprise). Я большой поклонник дизайн-системы Lightning Design System . Этот инструмент действительно привносит в enterprise-продукты удобство, эстетику и делает их доступными. У Salesforce UX конечно все еще есть ряд аспектов продукта, где у дизайнеров не было шанса замарать руки. Но они постоянно работают над продуктом, расширяя его, и именно по этой причине они ищут дизайнеров, которые рады проявить инициативу в разных проектах. Дизайнеры, которые обладают широкими навыками проектирования для веб-систем, мобильных приложений, визуализации данных и прочее, будут органичным дополнением компании. Здесь действительно есть возможность заниматься проектами разных типов, и это делает вас гибким и многому учит. Меня в Salesforce впечатлила культура компании, и я действительно чувствую себя частью Оханы (каждый сотрудник Salesforce - член семьи, которая связана с другими). Этим летом я встречался со многими дизайн-командами, и я был приятно удивлен той отзывчивости и способности грамотно наставлять, которую я встретил здесь.
Собеседование со старшим дизайнером UX-команды CX Tools - беседа сфокусирована на общих знаниях о дизайне и деталях вашего портфолио. Собеседование с менеджером команды CX Tools - здесь основное внимание уделяется выяснению ваших навыков, чтобы определить вас в конкретную команду и прояснить вашу роль в ней.
Я рассказал про критерии оценок кандидатов на собеседованиях в Google, Apple и Salesforce. Думаю, их можно распространить и на многие другие компании. Но опять же, UX - постоянно меняющееся направление, и потребности самой дисциплины и компаний могут меняться со временем. Так что лучший совет - иметь уверенную базу, следить за тем, что происходит и адаптироваться.
Спасибо за внимание и желаю удачи!
Минувший год выдался довольно насыщенным. Я как оголтелый носился по IT корпорациям в надежде получить кусочек работы. RBK, Mail, AlfaBank, Rambler, Avito. В итоге, трое из пяти предложили оффер, один почему-то отказался и еще один взял небольшую паузу.
Перед первым собеседованием я, как и большинство других соискателей, любил почитывать рецепты счастья. Списки вопросов и рекомендаций для успешного прохождения собеседований.
Как оказалось, на практике они не имеют ничего общего с реальностью и по большому счету, представляли из себя высер псевдо-специалистов. Поэтому сейчас я решил составить свой список полезных рекомендаций, на основе полученного опыта.
Специалисту средней руки и профессионалу не стоит переживать понапрасну. Работодатель заинтересован в вас не меньше, чем вы в нем. Старайтесь вести себя естественно и непринужденно. Вы ведь не на экзамене.
Мне помогала расслабиться следующая мысль: Ежедневно HR-у приходится отсеивать сотни дол%ое@ов в поисках нужного кандидата. Если меня пригласили на собеседование - это хороший знак.
Не нужно идти наобум. Не позволяйте застать себя врасплох. Хорошая подготовка накануне - 90% успеха на собеседовании. Вот список вопросов, которые, так или иначе, были заданы на ВСЕХ собеседованиях.
Банально, но факт. Это первый вопрос на всех собеседованиях без исключения. На самом деле работодателю глубоко насрать. Вопрос задается для того, чтобы начать с вами беседу. Правильным ответом на него будет краткий рассказ о полученном ранее опыте.
Например: Меня зовут Антон. Я работаю UI дизайнером уже 3 года. Начинал в компании «Tashir Media», в которой проработал … и так далее.
Вопрос может касаться как последнего, так и всех предыдущих мест работы. Нужно заранее продумать ответ в стиле: хотел денег и славы, а рисовал баннеры.
Например: … около 6 месяцев, но принял решение уйти, так-как всегда тяготел к интерфейсам, а по факту рисовал баннеры.
Не стоит выделять самый худший. В целом, на собеседовании стоит избегать негатива. Я обычно говорю, что все проекты хороши и выделяю какой-то один.
Например: Все работы в портфолио, на мой взгляд, по своему хороши, но если выделять один - это будет Росавтобанк. Он был первым самостоятельным проектом такого уровня и в результате слаженной работы, выиграл премию рунета в 2012 году, заняв 3 место в категории «Лучший банковский сайт».
Кстати, стоит выбирать тот проект, в котором вы принимали максимальное участие. Потому что на очереди следующий вопрос.
Я заметил, что HR-ы и даже Арт-директора в IT корпорациях слабо представляют процесс разработки сайта в какой-нибудь студии. Поэтому они ждут, что вы принимали максимальное участие в этом проекте, начиная от формирования ТЗ и заканчивая отрисовкой элементов.
На практике же, такого быть не могло. Поэтому стоит немного приукрасить, чтобы не испортить мнение собеседника о вас. Я считаю соотношение 30/70 идеальным, где 30 - процент выдуманной информации, а 70 - правдивой.
Например: Дизайн сайта безнадежно устарел, и перед нашей командой была непростая задача предложить современное и гибкое решение, в рамках продуктовых ограничений.
В паре с аналитиком нам удалось такое решение найти. Мы разработали 32 интерактивных прототипа, которые успешно согласовали уже на следующий день. Далее наступил этап отрисовки, с которым так же не возникло никаких проблем.
В ответе на данный вопрос работодатель хочет услышать лютый пи#де$ о том, как согласование цвета кнопки переросло в потасовку между вами и генеральным директором. Я бы не стал ничего подобного рассказывать, даже если это имело место быть. Любой подобный вопрос следует увести из негативной зоны в пассивную и оставить собеседнику исключительно положительные, или нейтральные эмоции.
Например: К счастью я не могу припомнить ничего подобного. Были какие-то рабочие моменты, которые удавалось решать на этапе обсуждений. Мне повезло работать с исключительно профессиональными людьми, поэтому в любом споре всегда удавалось находить компромисс.
Приукрашивать и сочинять тут точно не стоит. Я всегда отрыто признаю отсутствие данного опыта.
Например: Я больше специализируюсь на веб-интерфейсах, но если представится возможность, я с радостью возьмусь и за мобильную разработку.
Тупой вопрос. Я не знаю почему его задают, но его задают. На самом деле, я не смогу даже сказать, что будет на следующий день. А им на 5 лет вперед планы подавай.
При ответе на этот вопрос не бойтесь фантазировать. Хорошее соотношение 70/30. Где 70 - это игра воображения, а 30 - попытка не спалиться:)
Например: Я думаю 5 лет - довольно обширный промежуток времени, учитывая скорость современной жизни. Но если немного пофантазировать, я хочу развиваться в сторону руководящей должности. Думаю, это логичное продолжение карьеры любого дизайнера.
Кроме стопроцентных вопросов, бывают побочные и дополнительные. Побочные - вопросы, которые прямиком вытекают из ваших ответов. Например, если вы скажите: Я стараюсь развиваться, читаю книги и бла бла бла, вас наверняка спросят, какие книги вы прочитали за последнее время и чему они вас научили.
Дополнительные вопросы зависят исключительно от фантазии HR. Их сложно предугадать, но отвечать все равно придется. У меня были такие: Кем работают ваши родители? Где вы берете книги для саморазвития? Почему вы откликнулись на нашу вакансию? И так далее.
Кстати. Не надейтесь на единичное собеседование. Их будет не меньше 2 точно. Обычно 3-4. Сначала с HR, потом с Артдиром, потом с HR и Артдиром, потом с начальником отдела.
Помните, важный этап подготовки к собеседованию с работодателем - составление для него правильных вопросов. Работодателя тоже стоит выбирать с умом. Далеко не всегда громкий бренд - залог стабильности и благополучия. HR-ам я задаю стандартные вопросы в стиле: Белая ли в компании ЗП? Будет ли у меня соцпакет? Как обстоят дела с обедами? Как индексируется ЗП? Какие перспективы меня ожидают?
С Арт-директором все немного сложнее. Как правило, это ваш будущий руководитель и собеседование - отличный шанс заглянуть ему в душу. У него я обычно спрашиваю: Сколько дизайнеров в команде? Не будет ли проблем с рабочим местом? Как обстоят дела с переработками?
Кроме того есть один очень полезный и важный вопрос: Как вы считаете, лучше сделать часть проекта и запустить, дорабатывая его в процессе, или лучше вылизать проект до победного конца? Это позволит узнать стиль работы и понять, что от вас будут ждать.
Как сказал один приятель, брюки - для клерков. Это да. Но в трениках идти на собеседование я бы не стал. Стоит потратить некоторую сумму на брюки и рубашку. Возможно, вам больше не придется их одевать, но правильное впечатление создать обязательно нужно.
Хорошая одежда говорит о вас как о взрослом, серьезном человеке. Для получения хороших условий - это критически важно.
Дизайнер – это человек с развитым чувством вкуса, стиля, красоты, знанием основ маркетинга, психологии потребителя, знанием различных графических редакторов и оставлять свои идеи на бумаге.
Так как сейчас дизайнер может специализироваться совершенно на разных сферах (графика, ландшафт, интерьер, полиграфия и т.д.) – требования к ним на собеседованиях могут быть совершенно разными.
От основ, которые определяют хорошего дизайнера, никуда не деться, и мы все же можем дать вам несколько советов, как пройти собеседование дизайнера.
Даже если вы считаете себя безупречным специалистом, не следует идти на собеседование наобум. Лучше купите себе презентабельную одежду и постарайтесь выглядеть максимально хорошо. Подумайте, что хорошего вы можете сказать , как о специалисте.
Вторая часть успешного собеседования дизайнера – это наличие портфолио. Вы и сами понимаете, что в вашей отрасли, работодателю лучше показать плоды ваших умений, нежели рассказывать о них.
Выберите лучшие работы, составьте грамотное портфолио и уверенно протяните его менеджеру по подбору персонала.
Вам могут задать самые стандартные вопросы, по типу: “Почему ушли с последнего места работы?” или “Какие цели вы ставите перед собой на ближайшие 2 года?”.
Но для работодателя важнее узнать о ваших навыках, поэтому могут спросить:
Работодателю вы можете задать такие вопросы:
Если вы пройдете первый этап собеседования, вас могут попросить выполнить тестовое задание. Например, UI/UX-дизайнера могут попросить сделать верхнее меню сайта понятным, простым и привлекательным.
Если вы ищете работу дизайнером, в какой-то момент при проведении собеседования или даже до его начала могут быть произнесены волшебные слова «тестовое задание». Лично мне это кажется чем-то очень странным. Могу понять когда речь идет о человеке с абсолютно пустым резюме, но если у вас есть какой-то опыт, портфолио, работодатель его посмотрел, пригласил вас, вы приехали и тратите свое время на то чтобы ответить на все интересующие вопросы, значит у человека с той стороны стола есть исчерпывающая информация для того чтобы принять решение, подходите вы для работы или нет. Достаточно у вас опыта, или нет. Зачем нужно сдавать еще какие-то «экзамены» на профпригодность вдобавок ко всему - не понятно.
Кто-то скажет, работодатель рискует и хочет подстраховаться. Но ведь для этого у него есть помимо всего прочего испытательный срок. Какой риск, если в течении 3х месяцев (а то и больше) вас могут выкинуть с работы без объяснения причин?
Бред состоит еще в том, что задание обычно является финалом, после тщательного изучения резюме и интервью с кандидатом. При этом я ни разу не встречала ситуацию, когда после выполнения задания например снимается или сокращается испытательный срок. Или за отличное его выполнение предлагается более высокая з/п.
Мне кажется, что этот вопрос чаще всего возникает в 2х случаях:
Теперь клинические случаи из личной практики. Если вам попалось что-то подобное - это точно не приведет ни к чему хорошему.
UI/UX дизайнер - проводник пользователя для достижения цели на сайте или в приложении. Дизайнер подталкивает пользователя к выбору в пользу товара или услуги в интернет. Вам нравится сайт, вам удобно им пользоваться, почему бы не открыть ещё одну страницу? UI/UX выступает условным менеджером по продажам.
Компании смотрят на стиль работ кандидата, есть ли у дизайнера эмпатия к пользователю, сможет ли он разделить ценности компании и донести их до целевой аудитории? Как и в случае с разработчиками, UI/UX дизайнер должен разбираться в предметной области, иначе не сможет предлагать качественные решения.
UI/UX дизайнеров делят на тех, кто работает только с вебом или только с мобильными приложениями, и универсалов, для которых по плечу оба направления. К сожалению, часто дизайнеры, у которых большой опыт в вебе и незначительный опыт в мобайле, не понимают разницы между дизайном для веб и мобильных клиентов, между дизайном для iOS и Android приложений.
Например, UI/UХ дизайнер мобильных приложений должен понимать, чем отличаются iOS 11 от 10 или 9, как использовать новые возможности ОС в проектировании клиентского опыта в мобильных приложениях и планшетах. Да, когда мы говорим про мобайл, то подразумеваем не только телефоны, но и планшеты.
Делать красивый и функциональный дизайн мобильных приложений и планшета сложно. Уместить большой объем данных на маленький экран - задача непростая. Сделать это понятным, решить проблемы пользователя - практически нерешаемые задачи. Однако, на рынке есть те кандидаты, которым это удается!
Главное для кандидата в стартап - это огонь в глазах (потому что зарплата на первых парах будет, скорее всего, ниже,нежели в крупных компаниях), заинтересованность в проекте (потому что все участвуют в обсуждении идей, каждое мнение важно, нужно чтобы оно было).
Дизайнеров очень часто спрашивают про то, как они справлялись с нелегкими ситуациями в проектной деятельности, про отношения с командой и построение процесса работы. Собеседование дизайнера - это, скорее, возможность познакомиться и понять, вольется ли человек в команду, потому что уровень и умения понятны из портфолио. И меня никто никогда не спрашивал про высшее образование.
Кирилл Власов, дизайнер интерфейсов в команде Mos.ru
На что стоит обращать внимание при собеседовании UI/UX дизайнера?
Рекомендация напоследок: даже если вам очень нравится портфолио кандидата, не поленитесь взять рекомендацию у его предыдущих коллег. Это поможет вам убедиться, что кандидат способен эффективно трудиться не только в одиночку, но и в команде.