Ваш бизнес - От идеи до реализации

Данный проект разработан для детей старшей группы (5-6 лет) МБДОУ «Детский сад № 28» Шатурского муниципального района Московской области. Проект направлен на ознакомление дошкольников с историей возникновения и традициями гжельской росписи, воспитание интереса к народной культуре.

Проект представляет собой цикл мероприятий по духовно-нравственному и эстетическому воспитанию детей в целях воспитания у дошкольников интереса к народному декоративно-прикладному искусству, чувства гордости за свой народ, уважения к его традициям и истории, предполагает привлечение родителей к духовно-нравственному воспитанию детей.

Актуальность Проекта.

В современном мире, когда ритм жизни стремителен и быстротечен, особенно важно уделять время для развития таких душевных качеств, как доброта, радость, творчество. Чтобы ощутить духовную жизнь своего народа, проявить себя в ней творчески, нужно знать и понимать его культуру, созданную многовековой историей страны. Любовь к своей отчизне формируется у ребёнка с самого раннего детства, когда он восприимчив ко всему яркому, новому. Через знакомство с народным декоративно-прикладным искусством, несущим в себе национальные традиции, дошкольник соприкасается с жизнью народа, с тем, чем народ жил в прошлом и живёт в настоящем. Народное декоративно-прикладное искусство развивает образное мышление ребёнка, фантазию, влияет на творческий процесс, формирует нравственно-патриотических чувства подрастающего поколения.

Тема проекта « Нежно-голубое чудо - сказочная Гжель» на сегодняшний день весьма актуальна и ставит перед нами проблемные вопросы :

Как познакомить дошкольников с историей возникновения и традициями гжельской росписи?

Как в доступной форме научить детей выполнять элементы росписи и составлять из них по своему замыслу узоры?

Как повысить уровень компетентности родителей в области народно- прикладных художественных промыслов?

Как вовлечь родителей в активную деятельность по воспитанию духовно-нравственных и эстетических чувств детей?

Цель Проекта:

Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному декоративно-прикладному искусству; формировать и развивать нравственный, духовный и творческий потенциал ребёнка; создать условия для активного использования знаний и опыта детей в их творческой деятельности.

Задачи Проекта:

Познакомить детей с историей возникновения промысла и традициями гжельских мастеров.

Формировать представления детей о богатстве и разнообразии гжельского промысла, особенностях орнамента, цвета, формы.

Формировать практические умения и навыки в составлении гжельских узоров по собственному замыслу, используя элементы гжельской росписи (капелька, листик, цветок, веточка, завиток, спираль, сеточка, прямые и волнистые линии, точки).

Обогащать впечатления детей произведениями современных писателей, поэтов и композиторов по данной тематике.

Прививать эстетический вкус к окружающему миру через ознакомление с предметами народного искусства, средствами выразительности изделий народных умельцев.

Воспитывать патриотизм, уважение к труду народных мастеров и чувство гордости за величие, талант и творческое наследие своего народа.

Привлекать родителей к участию в Проекте.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители воспитанников.

Сроки реализации Проекта: февраль-май 2016 г.

Этапы реализации Проекта:

I -ый этап : подготовительный (организационно-диагностический).

II -ой этап: основной (практический).

III -ий этап: заключительный (итоговый).

Календарный план реализации проекта

Мероприятие

Участники

Срок проведения

Ожидаемый результат, продукт деятельности

I - этап подготовительный (организационно-диагностический)

Анализ воспитательного процесса по данной теме

Воспитатель

1.02.2016 -5.02.2016 г.

Проанализированы программно-методическое, наглядно-методическое обеспечение по данной теме; наличие художественной литературы

Анкетирование родителей

Воспитатель

8.02.2016 - 11.02.2016 г.

Выявлены образовательные инициативы семьи по данному направлению

Интервьюирование детей

Воспитатель

16.02.2016 -19.02.2016 г.

Выявлен уровень знаний воспитанников по теме Проекта

Создание творческой группы воспитателя и родителей с целью составления плана мероприятий Проекта

Воспитатель, родители

до 29.02.2016 г.

Составлен план мероприятий

Организация развивающей предметно-пространственной среды по теме Проекта в группе

Воспитатель, родители, дети

В ходе Проекта

Предметно-пространственная среда оснащена наглядно-дидактическими материалами по теме Проекта

Создание компьютерных презентаций, посвященных декоративно-прикладному искусству Гжели

Воспитатель

В ходе Проекта

Создан наглядно-дидактический материал в виде презентаций

Создание наглядно-дидактических пособий для проведения ООД

Воспитатель

В ходе Проекта

Выполнены наглядно-методические пособия по теме Проекта

Создание материалов для заочного консультирования родителей

Воспитатель

В ходе Проекта

Включение родителей в образовательный процесс по теме Проекта

II - этап практический

Беседа «Синее чудо Гжели»

Воспитатель

Проведена беседа в соответствии с планом, дети получили первоначальное представление о гжельской росписи

Легенды-сказки «Откуда в Гжели синий цвет»;

Стихотворения о Гжели;

Н. Сурьянинова «Синие цветы Гжели»

Воспитатель

14.03.2016 -18.03.2016 г.

Формирование духовно-нравственных представлений у дошкольников

Экскурсии:

В краеведческий музей города;

- «фото-экскурсия в сине-белую сказку Гжели»

Воспитатель, родители

Проведены экскурсии в соответствии с планом, дети получили представления о самобытности гжельской росписи, о производстве изделий

Рассматривание альбомов с изделиями гжельских мастеров

Родители, дети

В ходе Проекта

Рассмотрены альбомы по гжельской росписи

Организованная образовательная деятельность «Нежно-голубое чудо - сказочная Гжель»

Воспитатель

в соответствии с планом ВОР

Проведена ООД в форме занятия

Пополнение мини-музея ДОУ экспонатами гжельской росписи

Родители, дети

В ходе Проекта

Музей пополнен новыми образцами гжельских мастеров

Воспитатель

В ходе Проекта

III - этап заключительный (итоговый)

Выставка детских работ «Сказочная Гжель»

Организована выставка детских работ «Сказочная Гжель».

Обобщение опыта работы по Проекту

Обобщён опыт работы по Проекту

Публикация материалов Проекта на личном сайте

Критерии и показатели эффективности проекта.

  1. Качество воспитательно-образовательных мероприятий:

Увеличение доли воспитанников, вовлечённых в работу по духовно-нравственному и эстетическому воспитанию;

Увеличение доли воспитанников, обогативших знания об истории возникновения и традициях гжельской росписи.

  1. Включение родителей в образовательный процесс:

Увеличение доли семей заинтересованных в духовно-нравственном и эстетическом воспитании детей;

Увеличение доли родителей, удовлетворённых предоставленными услугами.

Ожидаемые результаты проекта.

Расширены и систематизированы знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве Гжели.

Сформированы практические умения и навыки в составлении гжельских узоров по собственному замыслу, используя элементы гжельской росписи.

Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ по духовно-нравственному воспитанию и эстетическому развитию детей.

Обогащение ДОУ исследовательскими проектами и мультимедийными продуктами, посвящёнными декоративно-прикладному искусству Гжели.

Созданы наглядно-дидактические пособия по декоративно-прикладному искусству Гжели.

Организована выставка детских работ «Сказочная Гжель».

Разработана программа дополнительного образования «Русские узоры» (декоративно-прикладное искусство).

Дополнительные материалы:

  1. Беседа «Синее чудо Гжели».
  2. Чтение авторской сказки М. Бобровой «Нежно-голубое чудо».
  3. Чтение легенд-сказок «Откуда в Гжели синий цвет».
  4. Чтение стихотворений о Гжели.
  5. Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (декоративное рисование) в старшей группе. Тема: «Нежно-голубое чудо - сказочная Гжель».
  6. Консультация для родителей «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».
  7. Экскурсия в краеведческий музей города Шатура.
  8. Наглядно-демонстрационный материал.
  9. Проведение «Фото-экскурсии в сине-белую сказку Гжели».
  10. Слушание музыкальных произведений по тематике Проекта (песня «Сказочная Гжель» музыка В. Темнова, стихи О. Левицкого; хореографические композиции В. Корнева «Россия вечная», «Нижегородская скань», «Мотивы Жостова», «Павлово-Посадские узоры»).

Беседа «Синее чудо Гжели».

В одной деревушке с названием Гжель, которая находится недалеко от Москвы, живут мастера, которые делают удивительную посуду с небесными узорами. Они делают её из особой глины, найденной в этих местах, которая при обжиге становится белой.

Откуда же произошло название деревни? В названии этой деревушки слышится слово «жечь». Жители деревни с радостью называют себя гжельцами и говорят, что нигде нет такого синего неба, как у них над крышами домиков, таких чудесных цветов и такой голубой речки. Вот и задумали они сохранить синеву неба на веки вечные, чтобы и в дождь и в туман светилась посуда небесным цветом и напоминала о ласковом лете.

Почему же Гжель так полюбилась людям? Да потому, что сделана она с любовью и в первую очередь за её необыкновенный цвет. Он всегда бело-синий, яркий и прямо какой-то звонкий, как будто колокольчик на морозе звенит «дзинь-дзинь! Дзинь-дзинь!» Далеко слышно колокольчик, далеко видно узор на посуде. То сильнее нажимает художник на кисточку, то слабее, то всем ворсом ведёт узор, то самым кончиком. Будто не художник одной - единственной краской рисует, а дирижёр целым оркестром управляет. Палочка дирижёра помогает рождаться звукам, а кисточка художника - красочным узорам.

Гжельская посуда хороша необыкновенно! Посуда у мастеров выходит белоснежная, а узор на ней одной единственной синей краской. Но узор этот настолько удивительный, что хочется смотреть на него снова и снова.

Гжельская посуда хороша необыкновенно! Слава о ней разлетелась по всей земле и не только у нас в стране, но и в далёких заморских краях. И в туманной Англии, и в солнечной Италии, и в элегантной Франции, и в загадочной Японии многие люди пьют чай из сине-белых чашек, а чай наливают из гжельских чайников. А чашки у мастеров самой различной формы, некоторые в форме коня, льва или рыбы - даже сразу не поймёшь, что это чашка или фигурка.

Узоры на гжельской посуде тоже самые разные. Но самый любимый - чайная роза, которая так и называется «гжельской». Розы тоже не похожи одна на другую. Одни крупные и сочные, другие миниатюрные и изящные, третьи - бутоны, а четвёртые - целые букеты из роз. Самые опытные мастера украшают посуду диковинными птицами, рыбами, неслыханными зверями, а то и сценки из жизни людей изобразят: чаепитие, гуляние, посиделки, хороводы. Кроме роз и другие цветы встречаются - ромашки, колокольчики, маки, тюльпаны, а рядом с ними - птицы, рыбы, деревья и даже целые города.

Делают в Гжели не только посуду, но и другие полезные предметы - часы, подсвечники, шкатулки. И расписывают знаменитыми небесными узорами.

«Нежно-голубое чудо». Авторская сказка М. Бобровой.

История эта случилась в рождественский сочельник. Жила в одной деревне с удивительным названием Гжель бедная женщина. Муж у неё умер, и, чтобы прокормить свою единственную дочь, женщине приходилось горшки глиняные обжигать да на рынке их продавать. Чуть свет, она уж на ногах: печь затопит, за работу берётся. Да и дочка Настенька такая умница уродилась, и пол подметет, и хлеб замесит, и на колодец за водой сбегает. Так вдвоём они и жили, а вдвоём любая работа спорится. Наступила зима, да такая суровая, с ветрами сильными, метелями- завирухами, морозами лютыми. И надобно же было случиться большому несчастью. Заболела Настенька, лежит, с постели встать не может. Какие только доктора не смотрели девочку, а вылечить не смогли. Приближалось Рождество. Снегу намело столько, что сугробы до самых окон доставали, деревья в лесу стояли в белых кружевах, снежинки весело кружились, поблескивая разноцветными искорками. По всему было видно, что природа радовалась наступающему празднику - Рождеству Христову. Только в доме у Настеньки не до праздника, с каждым часом ей становилось все хуже и хуже. Матушка не знала, чем порадовать дочку, как облегчить её страдания. «Настенька, скоро праздник придёт- веселье, радость принесёт. Может, это тебе силы придаст?» - говорит матушка. «Не до праздника мне, матушка, не до веселья. А вот есть у меня заветное желание - хочется мне голубые васильки да колокольчики в руках подержать, на нежную красоту их полюбоваться!» - отвечает Настенька. «Да где ж я тебе среди зимы васильки да колокольчики отыщу? Подожди, придёт весна, появятся и васильки и колокольчики!»

Ничего не ответила Настенька, только грустнее ещё стала. А этот разговор матушки с дочерью услышала звёздочка юная, которая только что на небе зажглась. Стало ей жалко Настеньку. И решила она помочь больной девочке, тем более что, как известно, под Рождество всякие чудеса случаются. Разукрасила звёздочка оконное стекло такими причудливыми узорами, что ни в сказке сказать, ни пером описать! Чего там только не было! И васильки, и колокольчики, и волшебные птицы ягоды клюют. Всю ночь трудилась звёздочка, но так и не успела закончить свою работу: ночь к концу подошла. Тогда обратилась звёздочка за помощью к ясному солнышку: «Солнышко-батюшка, время моё закончилось, не успела я Настенькино желание до конца выполнить... Помоги мне, надели силой волшебные узоры мои сказочные, ты же все можешь!» Солнышко согласилось и осветило своими волшебными лучами узоры дивные, и заиграли они весело! Да и Дед Мороз от Солнышка не отстал: разукрасил узоры чудные в нежно-голубой цвет. Как увидела матушка такое чудо, так руки сами к краскам потянулись...

И расцвели нежно-голубые цветы на кувшинах, и на блюдцах, и на чашках... И радовалась Настенька, глядя на красоту такую сказочную, радовалась несказанно, а радовавшись, постепенно поправлялась. А вскоре и совсем выздоровела. С тех самых пор и занялись жители деревушки изготовлением и росписью посуды, потому, что всем захотелось создавать такую красоту. А посуду, расписанную нежно - голубой краской, ласково называют «Небесно-голубая Гжель». Жители деревушки с радостью называют себя гжельцами и говорят, что нигде нет такого синего неба, как у них над крышами домиков, таких чудесных цветов и такой голубой речки. Вот и задумали они сохранить синеву неба на веки вечные, чтобы и в дождь и в туман светилась посуда небесным цветом и напоминала о ласковом лете.

Легенды-сказки «Откуда в Гжели синий цвет».

Пошли как-то девушки, живущие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя - и небо синее в ней. Показали девушки мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда-то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы - травинки, былинки в поле, цветы на лугу и в саду.

В далёкой стране, где всегда царит лето, у одного купца была жена. В её саду росло много красивых роз разного цвета - и белые, и красные, и розовые. Вот однажды собрался купец за товаром в разные страны. Собирая в дорогу мужа, жена дала ему розу и попросила беречь её: «Она никогда не завянет, потому что я очень люблю тебя!» - сказала она. И купец уехал. Он долго путешествовал и заехал в Россию. А у нас холодная зима. Роза от мороза не завяла, а просто посинела. Когда гжельские мастера увидели эту необычную розу, очень удивились и захотели нарисовать её на своей посуде. Когда купец вернулся домой, он подарил жене красивую расписную посуду с синей розой.

Стихотворения о Гжели.

Сине-белая посуда,

Расскажи-ка, ты откуда?

Видно издали пришла

И цветами расцвела

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми…

Так, что глаз не оторвать,

Ах, какая благодать.

С. Вахрушев.

Здесь рисуют девицы

Белые картинки,

Голубой узор на них,

Словно паутинка.

Эти синие цветы

Мы в узоры заплели.

Синих красок карусель

Называют всюду Гжель!

П. Синявский.

Рядом с осинками в синих косынках

Синие гроздья на синих рябинках

Синие зори и синие птицы -

С этой красою ничто не сравнится

Звонкими волнами кружатся краски,

Чтобы блестели анютины глазки.

Льётся узор под рукой мастерицы,

Чтобы нигде он не мог повториться!

П. Синявский.

Взял мастер в руки кисть

И в синь небес макнул.

Взамен холста взял белизну

Просторов наших русских

И полились узоры, вензеля,

Вдруг зазвенела синяя капель,

С таким же звонким званьем - Гжель!

Сколько сказочных мест у России,

Городов у России не счесть,

Может, где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем есть!

Велика Россия наша

И талантлив наш народ,

Об искусниках-умельцах -

На весь мир молва идёт!

* * * Гжель.

Из глубины веков до наших дней,
Старанием мастеров умелых,
Русь украшает чудо-Гжель
Узором синим в платьях белых.
Весеннее украсят утро
Чудесной гжели нежные букеты,
И лёгким ветерком как будто,
На нас подует жарким летом.
Порой осенней в ярких красках
Природы милого творенья,
К нам гжель приходит снежной сказкой,
Зимы, предвидя приближение.
Ну а зимой, холодной, вьюжной,
Согреет нас огнём камин,
В котором, жаркий пламень дружит

* * * Гжель.

Незатейливый узор из оттенков краски,
Глина белая, фарфор - атрибуты сказки!
Словно детская рука на кусочках глины
Рисовала в три мазка синие картины.
Чашек круглые бока расписав в колечки,
В лепестки и облака - изразцы для печки,
Голубые кружева, кобальтовый иней,
Будто вьюга намела завитушки линий.
Налепила для игры синие фигурки,
Для забавы детворы зайцев и свистульки.
Скрыта в лёгкости мазка тайна чудо - глины.
На Руси живёт века промысел старинный.
Поколенья мастеров бело-синей Гжели -
Чародеи двух цветов, наши Боттичелли!

Далеко до лета, за окном метель,

Но не пугает это жителей посёлка Гжель.

Любы им просторы, укрытые в снега,

Да бескрайность неба цвета василька.

Мастера-умельцы делают посуду:

Чашки и тарелки - настоящим чудом!

На фарфоре белом, как среди снегов

Распустились синие облака цветов.

Словно белый иней их припорошил,

От морозов лютых спрятать поспешил.

Голубая роза расцвела зимой!

Вместе с чашкой розу принесу домой.

В жаркий летний полдень чашку я возьму -

Непременно в зиму сразу попаду!

Почувствую прохладу заснеженных равнин,

Да увижу неба чарующую синь,

И услышу снова, как поёт метель

Вот какое чудо мне подарит Гжель!

Поверить трудно: неужели,

Всего два цвета? Чудеса!

Вот так художники из Гжели

На снег наносят небеса!

Какие розы и пионы

На чашках пишут мастера.

И сине-белые бутоны,

Прекрасны нынче, как вчера!

Л. Куликова.

Чудо с синими цветками,

Голубыми лепестками,

Синими цветочками,

Нежными виточками.

На белом фарфоре,

Как на заснеженном поле,

Из-под белого снежочка,

Растут синие цветочки.

Неужели, неужели,

Вы не слышали о Гжели?

Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых,

Кувшины и кружки -

Быль или небыль?

Изделия рук золотых.

Синяя сказка -

Глазам загляденье,

Словно, весною капель!

Ласка, забота, тепло и терпенье -

Русская, звонкая Гжель!

За столом сидели бабушка и дед,

Пили чай из Гжели часто, много лет.

Чайник, чашки, кружки согревали нас,

Милые зверушки радовали глаз.

Но пришёл с подружкой внук к себе домой.

Ходики с кукушкой, скатерть с бахромой…

Может, и дичают где-то там вдали,

Только в Гжель он чаю для неё налил.

Сколько б ни летели миллионы дней,

Мы без нашей Гжели, словно без корней.

Белизны и сини нежные цветы,

Это всё Россия - мама, папа, ты!

Деревня в Подмосковье прославилась теперь,

Известно всем в народе её названье - Гжель!

Гордятся в Гжели жители небесной синевой,

Не встретите на свете вы красоты такой.

Голубизну небесную, что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашу легко перенесла.

У каждого художника есть свой узор любимый,

И в каждом отражается сторонушка родимая:

Её трава шелковая, её цветы весенние

И мастерство волшебное, достойно восхищения!

Гордятся в Гжели жители

Небесной синевой.

Не встретите на свете вы

Красоты такой!

Голубизну небесную,

Что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашечку

Легко перенесла.

В тихом Подмосковье

Речка Гжелочка бежит.

Вдоль этой речки

Деревенька стоит.

Заросли ивы вдоль речки растут

Умельцы в той деревне живут.

Расписную посуду они мастерят,

Синим по белому чудо творят.

П. Синявский.

Есть в Подмосковье такое местечко:

Белая рощица, синяя речка.

В этой негромкой российской природе

Слышится эхо волшебных мелодий.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра слышней.

Расцветает Гжель васильковая,

Незабудковая Гжель!

Что может быть прекрасней Гжели?

Её фарфоровых изделий

И чайников, и самоваров, кружек,

И блюд, забавнейших игрушек?

Лепных побелок расписных

Горшочков, чашечек чудных?

Своими мы руками

Готовили их сами!

Н. Кутузова.

Кто придумал это слово,

Это слово немудрено?

Жгелью раньше Гжель звалась,

Была пёстрой, а сейчас -

Это чудо синее

На блюдечке раскинуто.

Раз мазок, два мазок,

Завиток и точки…

Расцветут на белой глине

Синие цветочки.

В. Горичева.

В нашей мастерской чистота, уют, покой.

В печке обжигаются, на весь мир прославятся

Гжельские поделки: кошки, мышки, белки…

Под кисточкой волшебной мастериц

Оживают стайки разноцветных птиц.

Машут лепестками волшебные цветы.

Гжельские картины чудесной красоты!

Н. Кутузова.

Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,

Все нарядны и красивы, расписные, все в цветах!

Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,

Сотворили это чудо не за тридевять земель,

Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.

Край фарфорового чуда, а кругом него леса.

Синеглазая посуда, как весною небеса.

Вазы, чайники и блюдца так и светят на столе!

Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!

Сине-голубые розы, листья, птицы.

Увидев вас впервые, каждый удивится!

Чудо на фарфоре - синяя купель.

Это называется просто роспись…Гжель.

КОНСПЕКТ

организованной образовательной деятельности

по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (декоративное рисование) с использованием ИКТ

в старшей группе.

Тема: «Нежно-голубое чудо - сказочная Гжель».

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Технологии: информационно-коммуникационная технология, здоровьесберегающая технология.

Цель: формировать интерес детей к декоративно-прикладному искусству Гжели.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с историей и искусством гжельских мастеров.

Формировать практические умения и навыки в составлении узоров по мотивам гжельской росписи.

Упражнять в рисовании бордюров и цветочных узоров, используя тонкие линии и элемент «капелька». Совершенствовать навыки работы с красками (набирать нужное количество краски, лишнюю снимать о край баночки, промывать кисть перед набором другого цвета), закреплять технику рисования концом кисти и всем ворсом. Упражнять в смешивании цветов на палитре для получения нужного оттенка.

Развивающие:

Развивать эстетический вкус и фантазию, творческую самостоятельность.

Воспитательные:

Воспитывать патриотические чувства и интерес к искусству народных мастеров.

Средства: мультимедийный проектор, персональный компьютер, презентация «Нежно-голубое чудо - сказочная Гжель», экран, музыкальная композиция В. Корнева, таблицы с элементами гжельской росписи, образцы украшенных изделий, белые бумажные силуэты гжельских изделий (чайник, чашка, тарелка), гуашь, кисти (белка №№ 2,3,5), баночки с водой, подносы, салфетки, мольберты.

Форма организации : групповая.

Литература: Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада». - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.

Ход ООД.

На экране первый слайд презентации «Нежно-голубое чудо - сказочная Гжель».

Воспитатель: - Здравствуйте ребята. (Обмениваются приветствиями. Дети садятся на стульчики перед экраном).

Наше занятие сегодня я хочу посвятить одному из чудес декоративно-прикладного искусства - гжельской росписи. А откуда она взялась и как появилась, я сейчас вам расскажу.

(слайд 2) Давным-давно в некотором царстве, в нашем государстве среди лесов и полей стояла деревушка Гжель. Славилась она не пирогами и коврами, а поделками местных мастеров. Издавна делали они посуду из белой глины. И недаром название деревни было связано со словом «жечь», ведь изделия из глины обжигали в печи. Однажды собрались местные умельцы и стали думать, как бы им лучше мастерство своё показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали они, думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.

(слайд 3) Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка. Другой увидел на улице бычка, да и вылепил его. Третий мастер слепил сахарницу в виде рыбки сказочной.

(слайд 4) Идут они домой и смотрят, а вокруг красота сказочная разливается: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.

(слайд 5) Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.

Взял мастер в руки кисть

И в синь небес макнул,

Взамен холста взял белизну

Просторов зимних, русских…

И полились узоры, вензеля,

Вспорхнули птицы, зацвели сады…

Вдруг зазвенела синяя капель,

Явилось чудо русской нам зимы,

С таким же звонким званием - Гжель.

Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть её ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нём внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.

(слайд 6) Гжельские мастера - большие фантазёры. Чашки - одни стройные и высокие, другие похожи на маленький бочонок, а иные фигурные, затейливые. И ручки у всех разные.

(слайд 7) При виде гжельских чайников даже глаза разбегаются. Уж очень они хороши!

(слайд 8) На гжельских тарелках во всём великолепии расцветают полевые цветы: ромашки, колокольчики, васильки и, конечно же, роза. Смотришь на цветы и, кажется, что они излучают голубой волшебный свет.

(слайд 9) Фарфоровая маслёнка «Рыба-кит»… на спине кита вылеплен сказочный город с башенками и церквушками.

(слайд 10) Занятно и затейливо сделаны гжельские игрушки: немного смешные, но все такие же красивые.

(слайд 11) Делают в Гжели и часы. Форма у них непростая, причудливая. Снизу доверху они расписаны цветами, а на самой макушке - петушок. Так и кажется, сейчас прокукарекает: «Спать пора!» Вот такую красоту творят народные умельцы Гжели!

(слайд 12) Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь.

Известно всем в народе её название - Гжель.

А теперь давайте немного отдохнём.

Физкультминутка «Посуда»:

Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе)

Очень важный, как начальник. (другая изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки, (приседать, одна рука на поясе)

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца, (кружиться вокруг себя, рисуя руками

Только стукни - разобьются. круг)

Вот серебряные ложки, (потянуться, руки сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос -

Он посуду нам принёс. (сделать большой круг).

Воспитатель: - А сейчас я хочу пригласить вас в сказку и почувствовать себя настоящими гжельскими мастерами. На столах лежат бумажные силуэты гжельских изделий, но только они белые, не раскрашенные. Поможете их расписать?

Дети: - Да, поможем! (проходят и садятся за столы).

Воспитатель: - Давайте посмотрим на основные элементы гжельской росписи. Это бордюры (показывает таблицу с изображением бордюров). Ими украшают края изделий (показывает бордюры на изделиях) . Они могут быть простыми и сложными. Рисуют их тонкими линиями и дугами, украшают точками и капельками. А теперь напомните мне, как можно нарисовать тонкие линии?

Дети: - Тонкие линии нужно рисовать концом кисти.

Воспитатель: - Один из основных элементов - «капелька» (показывает таблицу с изображением цветов и листьев, выполненных из капелек) , такая простая, но сколько разных цветов и листиков можно нарисовать с её помощью (показывает на изделиях цветы и листья). Каким способом можно нарисовать «капельку»?

Дети : - Капелька рисуется способом примакивания ворса кисти к бумаге.

Воспитатель: - Ну, раз вы так хорошо всё знаете, можно приступать к украшению нашей посуды. Выберите себе то изделие, которое больше нравится, подумайте, где будет располагаться бордюр, а где самый большой и красивый цветок. А чтобы работа у вас ладилась, да спорилась, я включу вам музыку. Ведь музыка вдохновляет и располагает к творчеству.

(В процессе самостоятельной деятельности воспитатель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. В конце занятия устраивается выставка. Ребята вывешивают свои работы на мольберты и вместе с воспитателем любуются красотой гжельской росписи).

Воспитатель: - Ребята, сегодня я познакомила вас с искусством гжельских мастеров. Скажите, из какого материала делают посуду? (Её лепят из белой глины). В чём обжигают посуду? (Посуду обжигают в печи). Каким цветом расписывают посуду гжельские мастера? (Сине-голубым цветом по белому фону).

Воспитатель: - А теперь давайте рассмотрим ваши работы, что вы можете сказать о них? (Вместе с ребятами анализируют детские работы).

Воспитатель: - Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,

Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!

Здесь и розы, и ромашки, одуванчик, васильки,

С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.

Сотворили это чудо не из Гжели мастера,

Расписала ту посуду из детсада детвора.

Консультация для родителей

«Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».

Получить в детстве начало

эстетического воспитания - значит

на всю жизнь приобрести чувство

прекрасного, умение понимать и

ценить произведения искусства,

приобщаться к художественному

творчеству.

Н.А. Ветлугина.

Эстетическое воспитание в детском саду - это ежедневная работа во всех видах деятельности ребёнка. Никакая самая прогрессивная методика не в силах сделать человека, умеющего видеть и чувствовать прекрасное.

Решение вопросов эстетического воспитания на занятиях по изобразительной деятельности не приведёт к желаемым результатам. Поэтому необходимо стараться учить детей увидеть прекрасное в природе, слышать музыку, чувствовать в поэзии и в результате передавать увиденное посредством изображения.

С давних пор дошкольная педагогика признаёт огромное воспитательное значение народного искусства. Через близкое и родное творчество своих земляков детям легче понять и творчество других народов, получить первоначальное эстетическое воспитание.

Начинать работать по приобщению детей дошкольного возраста к народному искусству, можно обратиться к народному промыслу. Декоративно-прикладное искусство по своему происхождению - искусство народное. И кому, как не детям близки и понятны многие работы народных мастеров декоративной росписи, будь то дымковские глиняные игрушки, хохломские стульчики и ложки, загорские матрёшки и т. п. Малыши воспринимают их глубже и полнее, чем большие полотна живописи и скульптуру, и это очень помогает в формировании художественного вкуса детей и руководстве их художественной деятельностью.

Перед началом работы нужно изучить материалы, касающиеся истории той или иной росписи, уточнить методы и приёмы, используемые при ознакомлении детей дошкольного возраста с этим промыслом.

Практический материал можно сделать самостоятельно. Это плоскостные и объёмные изделия, а самое главное - нарисовать основные элементы росписи в порядке их усложнения.

Детям нужно рассказать, что даже самый сложный узор состоит из простейших элементов: круг, дуга, точки, горошины, прямая и волнистая линия, листик, цветок, завиток и т.д. Вначале следует показать, как нарисовать несложный узор, а затем предложить детям сделать это самим. Постепенно дети должны усвоить элементы росписи.

Знакомя детей с изделиями, надо представить каждую вещь ярко, эмоционально, используя различные сравнения, эпитеты. Всё это вызовет у дошкольников интерес к народному искусству, чувство радости от встречи с прекрасным.

Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, реалистическое в образах, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа.

Ознакомление с народным декоративно-прикладным искусством оказывает большое влияние на дошкольников: способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, развивает детское творчество и формирует эстетический вкус, воспитывает любовь к родному краю.

Очень точно об этом сказал В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончащие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движения необходимы для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие рук с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

Экскурсия в краеведческий музей города Шатура.

Выставка детских рисунков «Сказочная Гжель».

Наглядно-демонстрационный материал.

Используемая литература:

  1. Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду. Практическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006. - 74 с.;
  2. Боброва М. А. Небесная лазурь: М. А. Боброва// авторская сказка/ Дошкольное воспитание. - СПб.: 2006, № 2.- 20 с.;
  3. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. От рождения до школы: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.;
  4. Вохринцева С.Н. Гжель: познавательная и обучающая книжка-раскраска для детей дошкольного возраста/ С. Н.Вохринцева/ - Е.: Издательство Страна фантазий, 2005. - 8 с.;
  5. Гжель. Керамика 18-19 веков. Керамика 20 века. - М.: ПЛАНЕТА, 1982. - 178 с.;
  6. Лыкова И. А. Небесная гжель: альбом для детского художественного творчества детей 3-7лет: наглядно-методическое пособие для педагогов и родителей / И. А. Лыкова.- М.: Издательский дом Карапуз, 2008. - 10 с.;
  7. Нина Степановна Сурьянинова. Синие цветы гжели. - М.: Малыш, 1986. - 14 с. цв. ил.;
  8. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада». - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009;
  9. Чижкова, Т.Н. Дорофеева, А.Н, Гжель: наглядно-дидактическое пособие для детей 3-7лет / Т. Н. Чижкова, А. Н. Дорофеева. - М.: Мозаика-Синтез, 2003. - 10 с.;
  10. Ю. Г. Дорожин. Сказочная Гжель. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009, 18 с.

«Сказочная Гжель»

Конспект занятия для старшей группы детского сада.

Программное содержание:

  • Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам и желание создавать своими руками коллективную работу - гжельский сервиз.
  • Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами на примере гжельской керамики.
  • Учить оформлять объемную плоскость элементами узора гжельской росписи, выполняя работу в технике «пластилинография».
  • Закреплять представления детей о народных промыслах: Филимоново, Дымково, Городец, Хохлома.
  • Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на объемной плоскости.
  • Развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству, способствовать развитию эстетического вкуса, формированию прекрасного.
  • Развивать речь детей, мелкую моторику рук.


Оборудование:

слайдовая презентация «Сказочная Гжель», изделия народных промыслов, белый кукольный сервиз, пластилин синего цвета, салфетки, доски. ТСО.

Аудиозапись песни «Незабудковая Гжель» муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского.

Предварительная работа:

Знакомство с гжельским промыслом. Лепка детьми пластилиновых шариков к занятию.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать?

Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев. А каких умельцев, вы сейчас расскажете сами.

Сегодня рано утром почтальон принес посылку. Здесь написан адрес: Россия, г. Мичуринск, детский сад №26 «Колосок», детям группы №4.

Посмотрите, какая она необычная? (на посылке наклеены предметы разных промыслов).

Кто же нам ее прислал и что в ней? (дети высказывают свои предположения)

Откроем посылку? Посмотрите, здесь много разных предметов. Давайте их достанем и рассмотрим.

Воспитатель:

Вот игрушки. Какие они веселые, яркие, нарядные.

Как хороша - эта девица-душа:

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво.

Барышня так красива!

А вот индюк нарядный,
Весь такой он складный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

Воспитатель: Откуда нам их прислали?

Воспитатель: Из чего делают дымковские мастера свои игрушки?

Воспитатель: А вот это изделие есть у ваших мам. Это разделочная доска.

Отгадайте загадку:

Славится по всей России

Своей росписью, творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя.

Чудо-птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Разноцветные узоры тонко вывела рука!

Чудо-птицы там порхают,

И кувшинки расцветают!

Будто в сказку нас зовя!

Воспитатель: Вот ложки расписные деревянные (стучит в ложки).

Воспитатель: Как называется эта роспись?

Воспитатель: Послушайте стихотворение и найдите предметы, о которых в нем говорится.

Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых,

Кувшины и кружки -

Быль или небыль?

Изделия рук золотых!

Да! Это синяя сказка -

Глазам загляденье,

Словно весною капель!

Ласка, забота, тепло и терпенье -

Русская звонкая Гжель!

(дети находят в посылке предметы Гжели)

Воспитатель: Скажите, дома у вас есть изделия с такими синими узорами?

Ответы детей:

Воспитатель: Дети, мы отправляемся в путешествие к народным умельцам в сине-голубую сказку. Почему она так называется? Сейчас вы поймете сами.

Расскажу вам сказку.

Так вот. В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, стоит деревенька Гжель.(слайд №2) Давным-давно жили там смелые да умелые веселые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство свое показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из нее разную посуду и расписывать ее синей краской различных оттенков. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек.

Стал каждый мастер свое умение показывать. (слайд №3) Один мастер слепил чайники: носик в виде головки курочки, а на крышке - петушок красуется.

При виде гжельских чайников глаза разбегаются. Уж очень они хороши! (слайд№4)

А этот совсем необычный, невиданный! Его словно составили из двух чайников.(слайд №5)

Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Услышал он сказку про кита, да сделал масленку.(слайд №6) На спине кита вылеплен сказочный город с башенками и церквушками. Добрый молодец на коне скачет, за ним собачка бежит. Над головой кита - фонтан с завитушками, а глаза рыбы - точно роза.

Третий мастер полюбовался красотой такой, а сам еще лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.(слайд№7)

Гжельские мастера большие фантазеры. Одни чашки у них стройные и высокие, другие похожи на маленький бочонок, а иные - фигурные, затейливые. И ручки у всех разные.(слайд №8)

Лепили гжельские мастера животных и птиц. (слайд №9) Занятно сделан петух с пышным хвостом, мышка-норушка, гордый конь и задира кошка.(слайд №10) Никому не страшен такой лев. Он немножко смешной. Грива-то его как роза!

Делают в Гжели и часы. (слайд №11) Форма у них непростая, причудливая. Расписаны они снизу доверху цветами, а на самую макушку петушок забрался. Так и кажется, сейчас прокукарекает: «Спать пора!»

У каждого художника есть свой узор любимый, и в каждом отражается сторонушка родимая.(слайд №12) Её трава шелковая, её цветы весенние и мастерство волшебное достойное восхищения.(слайд №13)

Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал. Своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получилась роспись.(слайд №14)

Воспитатель: Понравилась вам сине-голубая сказка?

Ответы детей:

Беседа по сказке.

Воспитатель:

О каком промысле эта сказка?

Из чего гжельские мастера делают свои изделия?

Каким узором украшают мастера свои изделия?

Какие изделия делали мастера из глины?

Воспитатель : Давайте отдохнем.

Физкультминутка «Цветы»

Наши синие цветки распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши синие цветки закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головой качают.

Воспитатель: Дети, в группе открылась выставка «Сказочная Гжель», приглашаю вас ее посетить. Рассмотрим изделия гжельских мастеров, полюбуемся на это голубое чудо.

(Рассматривание изделий народного промысла)

Для чего нужны гжельские изделия?

Почему Гжель называют сине-голубой?

Воспитатель: Есть на выставке и необычный чайный сервиз. Поглядите на него, всего один чайник украшен гжельским цветком. Дети, пришло время стать вам народными умельцами и украсить этот сервиз гжельским узором. Только мастера свою посуду расписывали красками, а вы это сделаете необычным способом - при помощи пластилина. Сегодня нам пригодятся наши пластилиновые шарики. С их помощью мы сделаем гжельский узор на посуде.

Дидактическое упражнение «Чудесный мешочек»

Воспитатель : Сейчас вы выберете посуду, которую будете украшать. В «чудесном мешочке» спрятаны карточки, на которых нарисована посуда. Каждый из вас достанет карточку и выберет предмет из сервиза, который будет соответствовать рисунку.

(Дети выбирают посуду и садятся за столы)

Воспитатель: Узор на всех предметах сервиза должен быть одинаковым. Рассмотрим узор на чайнике.

Какими узорами украшен чайник? (цветком и бордюром из точек).

Где расположен цветок? (В середине, на одной стороне посуды).

Из каких элементов состоит цветок? (Серединка и лепестки).

На что похожи лепестки цветка? (На капельку).

Капелька - один из любимых элементов мастеров Гжели.

Этапы выполнения работы.

  • Серединка цветка . Взять шарик и прижать (расплющить) его в центре изделия.
  • Лепестки-капельки. Из шарика делаем овальную форму, раскатывая его прямыми движениями пальцев рук. Затем с одной стороны прищипываем по кругу. Получилась капелька. Эту капельку размещаем на посуде и расплющиваем.

Воспитатель: Дети. Как надо располагать лепестки-капельки вокруг серединки, чтобы получился красивый цветок?

  • Бордюр. Расплющить шарики по краю посуды, располагая их равномерно.

Воспитатель: Дети, с чего вы начнете работу?

Поможет вам в работе песня «Незабудковая Гжель».

(Звучит аудиозапись песни «Незабудковая Гжель»)

В конце занятия дети выставляют свои работы на столе, покрытом белой скатертью.

Воспитатель : Вы все расписали по одному предмету, а вместе получился красивый, нарядный сервиз. Нравится он вам? У русских людей есть поговорка «Умелец да рукоделец себе и людям радость приносит». Она о вас. Своей работой вы подарили радость себе и окружающим людям.

О каком промысле мы сегодня беседовали?

Ответы детей:

Воспитатель: О Гжели послушайте стихотворение. (Стихотворение читает ребенок)

Сине-голубые

Розы, листья, птицы,

Увидев нас впервые,

Каждый удивится.

Чудо на фарфоре

Синяя капель.

Это называется

Просто роспись Гжель.

Конспект занятия по изобразительной деятельностис детьми
старшей логопедической группы

Волшебная гжель

Белякова Ирина Алексеевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №39
компенсирующего вида Санкт-Петербурга

Пояснительная записка:

Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка.

Ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного.

Народное искусство имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью.

Мною разработана серия занятий и игр, объединенных общим сюжетом «Волшебная гжель».

В средней группе дети получают первоначальные представления о народном промысле Гжели, учатся видеть самобытность и красоту изделий. Рассматривают на выставке различные изделия народных промыслов, учатся находить среди них предметы - гжели.

В старшей группе дети знакомятся с гжельской росписью, с историей возникновения народных промыслов Гжели.

В подготовительной к школе группе детей учим различать гжель по особенностям росписи, цвета красок, знакомим с технологиями изготовления изделий, с преемственностью в работе мастеров прошлого и настоящего, приобщаем к посильному участию в создании образцов произведений декоративно-прикладного искусства.

Так реализуется связь с другими видами деятельности: познавательной, игровой, продуктивной, художественно-речевой (театрализованные утренники, праздники и развлечения).

Представленный конспект построен в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям)

Принцип непрерывности (занятие построено на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей)

Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес)

Принцип психологической комфортности.

Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Развитие основ детской художественной культуры через декоративно-прикладное творчество.

Задачи:

Образовательные:

Дать понятие декоративно-прикладного искусства.

Продолжить знакомить с народным промыслом Гжели:

ü учить видеть самобытность и красоту изделий,

ü учить выполнять узор из растительных элементов по краям каймы, составлять узор на различных формах

ü развивать чувство цвета, ритма.

Коррекционные:

Развитие мелкой моторики.

Развитие творческого воображения.

Развитие речевой активности.

Развитие внимания.

Воспитательные:

Воспитывать чувство прекрасного, умение ценить красоту окружающих предметов

Воспитывать самостоятельность, аккуратность, инициативность

Вызывать положительные эмоции, радость от своей работы.

Предварительная работа:

Знакомство с промыслом Гжели

Рассматривание книг, открыток, альбомов, посуды, игрушек, небольших скульптур.

Материал и оборудование:

Гжельская керамика, иллюстрации с гжельскими скульптурами, части морфологической дорожки, относящейся к гжельской и другим промыслам, образцы элементов гжельской росписи. Игра «Собери посуду» (осколки гжельской разбитой посуды). Гуашь синяя, белая, палитра, кисти, салфетки, вода, силуэтные заготовки посуды из белой бумаги.

1. Вводная часть.

В: Ребята, давайте поздороваемся, улыбнемся друг другу и начнем наше занятие!

2. Основная часть «Волшебная гжель»:

В: Ребята, отгадайте загадку:

Сине-белая посуда, расскажи-ка, ты откуда?

Видно издали пришла и цветами расцвела:

Голубыми, синими, нежными, красивыми!

Ответы детей: Гжельская роспись

В: Рассказ детям о гжельском народном промысле.

В: Небесно-голубое чудо - волшебная гжель, так называли на Руси удивительно красивую керамику из белоснежной глины. Это посуда, игрушки, статуэтки, сувениры.

Гжель - это поселок недалеко от Москвы, где гжельские мастера лепят из глины белого цвета посуда, разные предметы и расписывают их в ручную, используя голубой цвет в различных узорах. Узоры составляют из различных цветов, сеточек, бордюров, капелек, акцент на использование двух цветов: белый фон и голубой или синий узор, и различные оттенки. Называли такие изделия - ГЖЕЛЬЮ.

В: Кто расписывает такими узорами?

Дети : Гжельские мастера.

В: А где живут и работают такие мастера, вы помните?

Дети: в поселке Гжель.

В: Вспомните, из чего делают такую посуду?

Дети: Из глины

В: Правильно, но чтобы посуда стала прочной, ее обжигают в печи при высокой температуре. А как вы думаете, такая посуда может разбиться?

Дети : Может, если ее уронишь или сильно ударишь.

В: Верно. Вот и у меня есть посуда, которую я разбила и остались одни осколочки (показать «разбитую посуду»). Давайте сложим осколки, чтобы посмотреть, что же у меня разбилось.

Дети складывают разрезные картинки.

В: Как называется посуда, которую вы сложили?

Дети : Гжельская

В: Верно, гжельская. Хорошо, что не вся посуда разбилась. Посмотрите, какая красота у меня стоит на столе! (На столе посуда гжель, дети подходят и рассматривают)

АЙ да посуда, что за диво, хороша и та, и та!

Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!

Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, василёк!

С синей сеточкой по краю, глаз не отведешь!

Сотворили это чудо не за тридевять земель

Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель!

Край фарфорового чуда, а кругом него леса

Синеглазая посуда, как весною небеса!

Вазы, чайники и блюдца так и светят на столе!

Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!

Как можно охарактеризовать эту посуду?

Дети: Нарядная, красивая, праздничная.

В: Что делает эту посуду такой?

Дети: роспись

В: Да, бело-синяя роспись. Рассмотрим роспись поближе (обращаем внимание на характерные особенности)

Какой цвет использовали мастера? Где расположен цветок? Посмотрите, одним ли цветом нарисованы лепестки у цветка? Обратите внимание на кайму по краям посуды. А что ещё создают мастера?

Дети: ответы

В : Правильно, молодцы!

Давайте, ребята, немножко отдохнем и сделаем зарядку!

Физкультминутка:

Вот большой стеклянный чайник - надуть живот, одна рука на поясе,

Очень важный, как начальник -другая согнута, как носик

Вот фарфоровые чашки - приседать, одна рука на поясе

Очень хрупкие бедняжки

Вот фарфоровые блюдца - кружатся, рисуя руками круг

Только стукни - разобьются

Вот серебряные ложки - потянуться, руки сомкнуть над головой

Вот пластмассовый поднос,
он посуду вам принес - сделать большой круг.

В : А теперь давайте вспомним все приметы гжельской керамики, чтобы легко рассказать о ней, выложим морфологическую дорожку.

Морфологическая дорожка:

1 карточка - белая глина

2карточка - цвет росписи

3карточка - элементы росписи

4карточка - предметы промысла

Из карточек, на которых изображены различные материалы, цвета, элементы узоров разных росписей, изделия промыслов, дети выбирают и выкладывают дорожку гжельского промысла.

В: А сейчас я предлагаю поиграть вам, ребята, в подмастерьев и расписать посуду. Но для этого нам надо приготовить ваши пальчики.

Сейчас мы с вами сделаем гимнастику для пальчиков.

Пальчиковая гимнастика:

Раз, два, три, четыре - мы посуду перемыли!

Чайник, чашку, ковшик, ложку и большую поварешку!

Мы посуду перемыли, только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился, нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали!

Посмотрите на краски, которые я вам приготовила, все ли необходимые цвета у вас есть?

Д: нет голубой краски.

В: Что мы будем делать? Конечно, смешаем на палитре белую и синюю краски. Отмечаем, что роспись рисуется кистью прямо на заготовке, для этого кисть необходимо держать тремя пальцами перпендикулярно листу. Лист(заготовку) можно вращать для более удобного положения. Показать несколько приемов росписи (капелька, точка, извилистая волна, цвет). Напомнить, что начинать лучше с самых больших элементов узора.

Дети самостоятельно работают. В процессе работы индивидуально оказывается помощь.

3. Заключительная часть. Итог занятия.

В: Молодцы ребята! Вы очень старались, ваша посуда получилась очень красивая, роспись, как у настоящих гжельских мастеров!

Я предлагаю организовать выставку ваших замечательных работ, чтобы ими могли полюбоваться другие ребята и ваши родители!

You have no rights to post comments

Гжель превращает обыкновенную посуду в произведение искусства

Что составляет истинное богатство народа? Конечно, это совершенно не материальные ценности, а традиции, история и народные промыслы. Одним из заглавных видов настоящего прикладного народного искусства русского народа является гжель — особая техника, которая традиционно представляет собой филигранную роспись на глиняных изделиях. Как и многие славянские промыслы, такое искусство рождает ассоциации с доброй сказкой. Сегодня Гжель — не только историческое достояние народа, но и самый масштабный центр по производству керамики.

История искусства гжели

Характерная роспись в стилистике гжель имеет длинную и интересную историю. На самом деле Гжелью именуется живописный и старинный подмосковный район. Искусство зарождалось на этих землях. Все дело в том, что издавна земля в этом регионе была совершенно не плодородной. Сколько бы пахари не трудились, сколь бы труда не вкладывали, щедрого урожая не получали. А все дело в том, что вместо урожайного чернозема в этих местах пролегал пласт высококачественной белой глины. Первооткрывателями богатейшего глиняного месторождения стали аптекари. Именно для алхимических опытов и приготовления лекарственных снадобий использовалась посуда из девственно-белой гжельской глины.

Создание посуды из гжельской глины

Немногим позже наладилось и масштабное гончарное производство, которое насчитывает более четырехсот лет.

Название «гжель» происходит от слова «жечь». Есть версия, что изначально искусство именовалось «жгель», а после, в результате перестановки букв для собственного удовольствия, люди стали называть ее гжелью.

На самом деле, по данным археологических раскопок, еще в начале четырнадцатого столетия в районе реки Гжелки умельцы освоили гончарное ремесло. Это был еще не знаменитый во всем мире гжельский фарфор, но очень практичные и достойного качества гончарные изделия, слава о которых шла по всей округе. Первое упоминание региона датируется далеким 1320 годом.


Часть изделий старинных гжельских мастеров сейчас стала музейными экспонатами

Живописная природа, богатые леса, витиеватые ленты рек, гладь полей вдохновляли народ, живущий в округе на творчество. Издавна местность славилась умельцами, как говорится, на все руки. В районе Гжели изготавливали не только горшки и плошки, но также черепицу, разнообразные изразцы и даже детские игрушки.


Современные мастера создают такие вот оригинальные игрушки-фигурки

К началу восемнадцатого века люди заговорили о керамических изделиях невероятной красоты, расписанных особым способом, доселе невиданным. Так появились первые упоминания о гжели — оригинальном и самобытном художественном искусстве. Постепенно мелкие кустарные артели по производству керамических изделий в русском народном стиле трансформировались в большие предприятия. Неизменно остается главное правило: работа выполняется только вручную.


Появление изысканной гжельской росписи вызвало настоящий фурор
Посуда расписанная гжелью стала появляться в богатых домах

Характерные черты росписи

Многие считают, что русское художественное искусство не наделено лаконичностью и легкостью. Если вы тоже так считаете, тогда вы ничего не знаете о гжели! Сегодня это не только народные орнаменты и узоры, а целое стилистическое направление, которое используется не только в производстве керамики, но также при оформлении интерьера и даже в одежде.

Характерные черты росписи следующие:

  • глазурирование поверхности;
  • снежно-белый фон;
  • узор, выполненный в синих или голубых тонах;
  • сложный растительный орнамент или узор в русском народном стиле;
  • неизменно ручная работа.

Изделия, украшенные гжелью легко узнаваемы

Сегодня гжель – это сложная роспись в кобальтово-синих тонах на чистом белом фоне. Именно это является главным отличием искусства гжель от других народных техник.


Статуэтка украшенная классической гжелью

Именно ручная работа превозносит каждое изделие в такой технике в ранг народного шедевра. Считается, что найти совершенно одинаковую гжель просто невозможно, поэтому изделие всегда эксклюзивно!


Даже относительно простой рисунок смотрится просто шикарно

Как расписывают гжель

Техника выполнения рисунка достаточно сложная и требует определенного мастерства. К росписи керамического изделия художник приступает сразу после обжига. Древнерусские промыслы многолики и по сей день существует немало тайн и секретов. Первая роспись в стилистике гжели называлась майоликой. Она расписывалась «пятицветкой»: основой являлась белоснежная эмаль, на которую наносился рисунок.


Сувенирная черепаха украшенная русской майоликой
Такая роспись использовалась и в интерьере

Остальные цвета для древнерусской росписи получали из солей: зелень получали из соли меди, желтый оттенок — из соли сурьмы, вишневый цвет давал марганец, а синий — кобальт. Позже от такой техники отошли, ей на смену пришел привычный и сегодня рисунок кобальтово-синего цвета на белом фоне.


Даже двух цветов оказалось достаточно для того, чтобы создавать произведения народного искусства

В современном производстве уникальный узор сначала продумывается, а после уже переносится на само изделие. В давние времена народные умельцы рисовали, как говорится, от души, придумывая орнамент прямо во время работы, ежеминутно дополняя его новыми мотивами и деталями. Для росписи понадобится немного: шпатель, кисти и баночка с окисью кобальта, который и дает тот самый неповторимый синий оттенок.


При создании столь сложной композиции без предварительной прорисовки не обойтись

Интересный факт: сама краска имеет черный цвет, который меняется на синий только в процессе последующего обжига.


До термической обработки изделия с гжелью выглядят совсем невзрачно

Технология следующая: сначала выполняется роспись, после чего изделие окунается в подготовленную глазурь, далее снова обжигается в печи. Почему же тогда каждый рисунок играет всеми оттенками синего? Такой неповторимый эффект получается с применением особых приемов гжельского письма. Ни один мастер гжельской росписи не ищет в работе легкого пути, осваивая и придумывая новые элементы, детали орнамента, мотивы в народном стиле. Именно поэтому каждый узор уникален по своей сути, так как в нем заложена частичка творческой души художника.

История и технология создания гжели

Тематика рисунка

В стародавние времена тематика рисунка в стилистике гжель являлась иллюстрацией истинных чувств, фантазией, мыслями и желаниями художника. Умельцы были людьми творческими, но малограмотными. Именно в рисунке они непроизвольно старались отразить свое мировосприятие, понимание происходящего, наблюдения за городской или деревенской жизнью, необъяснимые природные явления и, наконец, донести до окружающих свои собственные мысли.


Каждое изделие уникально и несет в себе частичку души мастера

Исходя из этого, тематика рисунка в стилистике гжель подразделяется на три основных направления:



Орнаментальная роспись может комбинироваться с растительной
  • Сюжетная роспись. Такой рисунок представляет самые древние народные промыслы, так как именно сюжет наглядно иллюстрировал сцены из жизни народа. Это могли быть зимние катания на санях, ярмарки, изображение природных явлений или времени года.

Владея некоторыми секретами, без которых не могли существовать русские промыслы, можно своими руками расписать стены, посуду и даже одежду, используя технику перенесения рисунка на ткань (батик).


Гжель позволяет создавать поистине прекрасную керамическую плитку Не менее эффектно гжель смотрится и на ткани

Гжель и современная мода

Но не только посудой единой или сувенирами живет гжель в современном мире. Все чаще именитые дизайнеры используют народные мотивы в создании модных коллекций. Благодаря неподдельной художественности, гжель — один из наиболее самобытных и популярных в современной моде мотивов.


Одежда с гжелью будет по вкусу далеко не одним только ценителям этно стиля
В моду входят даже детские наряды с этой колоритной росписью

Почему же, спустя столько лет, такой орнамент не теряет своей актуальности? Во-первых, гжель выполняется в стильной цветовой гамме. Все оттенки лазури, небесно-голубого и сочного синего на нарядном белом фоне — это всегда торжественно и стильно. Такое одновременно простое, строгое и яркое сочетание неизменно настраивает на позитив. Во-вторых, орнамент в исконно русском стиле в последнее время рождает все больший интерес у Запада, подогреваясь признанными в моде отечественными мэтрами.


Сейчас гжель можно встретить даже на таком нехарактерном для русского наряда аксессуаре, как корсет

Настоящей сенсацией стал тот факт, что сам мастер Valentino создал невероятную коллекцию платьев, стилизованных под гжель. Такое платье с оригинальным по своей природе и самобытным принтом не только привнесет в образ ноты хрупкой женственности и волшебного изящества. Дополнив его эксклюзивными аксессуарами ручной работы в этно-стиле, наряд подарит настоящую русскую сказку.

Все без исключения старорусские промыслы отличаются высокой художественностью, символизмом и неподдельной философией этники. Именно поэтому гжель и сегодня не теряет актуальности, а является во всем мире драгоценным символом русской культуры.

От истоков до наших дней...

В наше время под гжелью обычно понимают вид русского народного искусства – расписанные в особом стиле керамические изделия. Особенностью гжельской росписи является использование трёх основных цветов: белого, составляющего фон изделия, синего и голубого, которыми выполняется сам рисунок. Гжельская посуда и другие изделия Гжель хорошо известны не только в России, но и во всём мире.

Немногие знают, что изначально гжелью называлась местность, располагавшаяся на юго-востоке Московской области. Жители сёл и деревень, находившихся в этой местности, были прекрасными мастерами гончарного искусства. И лишь в далёком будущем название местности получил один из самых известных видов народного промысла.

Одной из причин развития именно этого промысла послужила качественная гжельская глина. Ведь, как известно, изначально определённый вид деятельности появляется именно там, где есть материал. Развитие гончарного дела в гжельской местности началось ещё в IV веке до нашей эры. В XIV же веке гжельская земля стала центром керамического производства Руси. Именно там делали керамические изделия для самого Великого князя Ивана Калиты.

Производство расширялось, появлялись новые технологии, также росло и м астерство гончаров. В начале XVIII века был освоен выпуск фарфоровых изделий, а также был получен так называемый «полуфаянс». Именно его мастера расписывали синей краской, которая в последствии стала символом гжельских изделий. Изначально в окраске фарфоровых изделий преобладали модные во все времена золотистые тона.

К сожалению, в конце XIX– начале XX века промышленный кризис в России оказал своё влияние и на народное творчество. Вновь производство керамики было налажено лишь в середине прошлого века. Именно тогда в организованной артели «Вперёд, керамика» был разработан новый дизайн – синяя роспись на белом фоне. Изделия делали из фарфора, а основу краски составлял высокотемпературный кобальт. Именно на основе этой артели было создано объединение «Гжель», на самом деле собравшее лучших мастеров этого искусства. В конце 80-х годов ведущим художникам фабрики была присуждена Государственная премия имени Репина «За достижения в возрождении, становлении и развитии искусства Гжели, в создании современного стиля гжельского фарфора с подглазурной росписью кобальтом».

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш бизнес - От идеи до реализации