Ваш бизнес - От идеи до реализации

На протяжении нескольких лет ВМС Франции испытывали большое напряжение, особенно с ростом числа морских театров, где проводятся операции, последний год не стал исключением, приводит статью, опубликованную изданием Vincent Groizeleau.

Фрегат ВМС Франции D 665 Bretagne типа FREMM.


При этом имело место расширение географического присутствия вместе с вводом в строй арктического патрульного корабля L’Astrolabe, что позволило вернуться в Антарктиду впервые за 50 лет.

Подлодки и морская авиация присутствовали на всех фронтах. Так, истребители Dassault Rafale M несмотря на постановку в ремонт атомного авианосца Charles de Gaulle, несколько раз применялись с сухопутных аэродромов на Ближнем Востоке для проведения операций против террористов.

«В боевом составе французского флота насчитывалось 98 надводных кораблей и 10200 моряков, из которых 8874 относятся к членам экипажей. В море одновременно в среднем находилось 33 корабля, то есть, почти треть боевого состава. Силы флота провели в море 104 дня и 131 день отсутствовали в порту (для кораблей морской и океанской зоны). В 2016 года цифры были несколько выше (108 и 135 дней соответственно), что объясняется постановкой в ремонт атомного авианосца, который в 2016 году провел в море 117 дней», – пишет издание.

Самым ходовым кораблем в прошлом году стал фрегат Forbin, который провел в море 158 дней и 198 дней отсутствовал в порту. За ним следуют УДК Mistral (153 и 197 дней) и фрегат ПВО Jean Bart (142 и 187 дней).

Сообщается, что «флот проводил различные операции – от борьбы с терроризмом в Средиземноморье, до перехвата наркотрафика на Антильских островах, Индийском океане и Полинезии; боролся с нелегальной миграцией в Средиземном море, острове Майотт и французской Гвиане, а также боролся с браконьерством в Новой Каледонии и Мозамбиском канале».

В части обновления в 2017 году «ВМС пополнились фрегатом типа FREMM Languedoc, патрульными кораблями типа PLG La Confiance и La Résolue, а также двумя многоцелевыми кораблями Champlain и Bougainville».

Также в прошлом году прошли испытания фрегат типа FREMM Auvergne, арктический патрульный корабль L’Astrolabe и головное судно снабжения La Loire. Эти корабли будут введены в боевой состав уже в 2018 году. «В то же время из боевого состава были выведены фрегат Montcalm, транспортное судно Dumont d’Urville, а также два малых патрульных корабля типа Р400 La Capricieuse и La Gracieuse», – отмечается в публикации.

Арктический патрульный корабль Р800 L’Astrolabe.

Ввод французского атомного авианосца R 91 Charles de Gaulle в сухой док комплекса Les Grands Bassins Vauban арсенала французского судостроительного объединения DCNS в Тулоне для прохождения второго среднего ремонта.

Военно-морские силы Франции, состоящие из флота, авиации ВМС и морской пехоты, предназначены для ведения полномасштабных боевых действий практически на всех океанских и морских ТВД как самостоятельно, так и в составе национальных вооруженных сил, а также во взаимодействии с объединенными ВМС НАТО. Их значение в современных условиях определяется большой площадью (более 11 млн км 2) территориальных вод и экономических зон, требующих охраны, протяженностью морских коммуникаций, обеспечивающих до 70 проц. торговых перевозок страны, высокой эффективностью применения морской мощи для урегулирования кризисов и конфликтов в различных районах мира, более высокой степенью интеграции в структуры НАТО по сравнению с национальными сухопутными войсками и ВВС.

ВМС призваны играть весомую роль в проведении внешнеполитического курса Франции, который направлен на достижение лидирующего положения в Западной Европе и сохранение твердых позиций в международных отношениях. По взглядам военно-политического руководства, только они, обладая универсальностью, высокой мобильностью, автономностью и боевой устойчивостью, в полной мере отвечают требованиям защиты национальных интересов во всех «трех зонах безопасности» - собственная территория, территория союзников в Западной Европе и Средиземноморье, заморские владения и страны, с которыми имеются военные соглашения о сотрудничестве и взаимопомощи.

Основными традиционными задачами ВМС Франции являются: участие в нанесении ракетно-ядерных ударов по важным административным, военно-политическим и экономическим объектам противника (в рамках стратегии «ядерного сдерживания»); оборона метрополии и заморских территорий с морских направлений; защита морских коммуникаций в Средиземном море, на подходах к проливу Ла-Манш и в Бискайском заливе; ведение боевых действий по урегулированию кризисов и конфликтов различной интенсивности самостоятельно или совместно с объединенными ВМС НАТО. В свете осуществляемой военной реформы в число приоритетных выдвигается также задача своевременной стратегической переброски сил и средств. Вместе с тем стратегия «ядерного сдерживания» как элемент национальной военной доктрины поддерживается на уровне необходимой достаточности с дополнением ее концепциями «активного действия» и «предупреждения военных конфликтов», ориентирующимися на угрозы низкого уровня.

Общее руководство военно-морскими силами осуществляет министр обороны, а непосредственное - начальник штаба ВМС (командующий), административно подчиненный начальнику штаба вооруженных сил. При министерстве обороны имеется высший совет ВМС, который является консультативным органом по вопросам строительства и боевого использования морской авиации и сил флота, назначения на высшие должности и присвоения адмиральских званий. Штаб ВМС в качестве органа оперативного управления занимается разработкой планов ведения войны на море и перспективных программ развития ВМС, организацией оперативной и боевой подготовки, а также тылового обеспечения частей и кораблей, участвует в подготовке проекта бюджета.

В военно-морских силах Франции существуют две формы организации: административная и оперативная. Административно побережье страны разделено на два военно-морских округа - Атлантический, в состав которого входит также Шербурский военно-морской район, и Средиземноморский. По оперативной организации ВМС включают одно стратегическое морское командование и четыре оперативных: на Атлантике, в Средиземном море, в зонах Индийского и Тихого океанов. При этом командующие ВМС на Атлантике и Средиземном море являются одновременно и командующими военно-морскими округами.

Несмотря на выход в 1966 году из военной организации НАТО, Франция продолжает тесно сотрудничать с блоком. Для ведения совместных боевых действий предусмотрена передача французских боевых кораблей в состав ОВМС. Так, в силы реагирования блока могут включаться подразделения французских «сил быстрого развертывания», основным морским компонентом которых является соединение надводных сил на Средиземном море, насчитывающее до 15 боевых кораблей (один-два авианосца, девять эсминцев и фрегатов, четыре десантных корабля) и несколько вспомогательных судов. Остальные компоненты регулярных национальных ВМС передаются в оперативное подчинение главных оборонительных сил, а корабли, находящиеся в резерве и ремонте (или в процессе модернизации), а также дополнительно мобилизованные гражданские суда - в состав сил усиления.

По суммарному водоизмещению флот Франции уступает британскому в 1,25 раза, но превосходит итальянский в 2,5, а германский - в 3,8 раза. В нем представлены все основные классы боевых кораблей, что дает возможность вести весь спектр наступательных и оборонительных операций как в составе ОВМС НАТО, так и самостоятельно, в том числе и на удалении от береговых баз. Этому способствует высокая боевая устойчивость флота в условиях любой военной угрозы, развитая система тылового обеспечения (за счет использования передовых баз и пунктов базирования), наличие свободного выхода в Атлантику и Средиземное море.


Сильные стороны ВМС Франции характеризуются также возможностью нанесения ядерных ударов практически из любых районов Мирового океана, наличием на борту авианосцев тактического ядерного оружия, способностью успешно решать задачи противолодочной и минной войны, возможностью ведения воздушной и морской радиоэлектронной и фотооптической разведки на обширных территориях. К слабым сторонам относятся несколько ограниченные возможности устаревших авианосцев и базирующейся на них авиации, недостаточные возможности по проведению морских десантных операций в условиях активного противодействия противника, отсутствие современных дизельных ПЛ, способных вести эффективные боевые действия в прибрежной зоне и на мелководье.

Анализ продолжительности службы корабельного состава показывает, что 51 боевой корабль (48 проц.) имеет срок службы 15 лет и более (табл. 1). Это определяет необходимость реформы, в рамках которой наряду с плановым сокращением ВМС главное внимание должно уделяться повышению боевых возможностей за счет качественного обновления корабельного состава, и в первую очередь ПЛАРБ и авианосцев. К 2015 году численный и боевой состав ВМС планируется значительно сократить (табл. 2). В результате при уменьшении количества боевых кораблей почти на 26 проц. суммарное водоизмещение флота снизится всего лишь на 5 проц., а ударные и оборонительные возможности кораблей даже возрастут, увеличится боекомплект противокорабельных, зенитных и противолодочных управляемых ракет, а удельный вес современных типов кораблей и самолетов составит: по ПЛАРБ - 100 проц., атомным ПЛ - 66, многоцелевым авианосцам - 100, эсминцам УРО - 66, фрегатам - 50, десантным кораблям - 40, минно-тральным кораблям - 70, боевым самолетам - 95, боевым вертолетам - 100 проц.

Таблица 1

Распределение количества боевых кораблей ВМС Франции по срокам службы

Классы кораблей Годы
До 5 5-10 10 - 15 15 - 20 Свыше 20
ПЛАРБ - - 1 2 2
Атомные ПЛ 2 1 2 - -
Дизельные ПЛ - - - 4 3
Многоцелевые авианосцы - - - - 2
Эсминцы УРО - 2 - - 2
Эсминцы - 3 2 3 2
Фрегаты 8 - 7 10 1
Минно-тральные корабли 1 4 5 - 5
Патрульные корабли - - - - 1
Десантные корабли - 7 2 - 7
десантные вертолетоносцы - - - - 1
- 1 - - -
десантные транспорты-доки - 1 - - 2
танкодесантные корабли - 5 2 - 4

Техническое переоснащение флота и морской авиации в период до 2015 года нацелено на разработку и создание новых проектов боевых кораблей, самолетов и вертолетов, обладающих более высокими боевыми возможностями, вооружение их современными боевыми и техническими средствами. Так, планами модернизации стратегического морского комплекса предусматривается замена существующих пяти ПЛАРБ четырьмя лодками нового поколения типа «Триумфан» (табл. 3), на вооружении которых будет находится по 16 баллистических ракет М-45 (усовершенствованный вариант БРПЛ М-4С). В 2005 - 2010 годах их предполагается перевооружить новыми ракетами М-5. Ввод в боевой состав последней ПЛАРБ этого типа запланирован на 2005 год. В целом боевая эффективность морского компонента стратегических ядерных сил будет повышена примерно в 1,5 раза за счет более мощного ракетного вооружения, установки нового гидроакустического оборудования и снижения шумности.

Многоцелевые ПЛА остаются одним из важнейших компонентов флота, обеспечивающих ведение боевых действий и завоевание господства на море. В начале следующего века они будут играть более весомую роль в решении задач по нанесению ударов по берегу. В настоящее время осуществляется модернизация четырех лодок типа «Рубис» в целях приведения их к стандарту - усовершенствованному варианту типа «Аметист» (будет завершена к 1999 году). Из-за финансовых затруднений командование ВМС отказалось от строительства седьмой и восьмой ПЛА этого проекта. Комплексные мероприятия по уменьшению шумности лодок позволили увеличить пределы максимально малошумной скорости и расширить районы патрулирования за счет повышения поисковой скорости и увеличения дальности действия гидроакустического комплекса.

Таблица 2

Прогнозируемый боевой состав ВМС Франции

Боевой состав Годы
1997 2000 2010 2015
Личный состав, тыс. человек 64 52 45,5 45,5
Флот
Боевые корабли 91 90 72 67
ПЛАРБ 5 5 4 4
Атомные ПЛ 6 6 6 6
Дизельные ПЛ 6 4 - -
Многоцелевые авианосцы 2 1 - -
Атомные многоцелевые авианосцы - 1 2 2
Эсминцы УРО 4 4 5 6
Эсминцы 10 10 6 3
Фрегаты 26 27 19 18
Десантные корабли 16 15 10 8
десантные вертолетоносцы 1 1 - -
десантно-вертолетные корабли-доки 1 2 4 4
десантные транспорты-доки 3 2 1 1
танкодесантные корабли 11 10 5 3
Минно-тральные корабли 15 16 20 20
Патрульные корабли 1 1 - -
Боевые катера 42 39 39 39
Авиация ВМС
Боевые самопеты 91 79 63 63
Боевые вертолеты 52 53 45 45
Самолеты базовой патрульной авиации 28 28 22 22
Морская пехота
Батальоны 1 1 1 1
Роты охраны военно-морских объектов 6 6 6 6

К 2000-м годам намечено завершить разработку проекта ПЛА нового поколения и начать строительство серии из четырех-пяти единиц с вводом головной в боевой состав в 2007 - 2010-м. Новые ПЛА будут иметь большие скорость и глубину погружения, современную гидроакустическую и навигационную аппаратуру. В дальнейшем в ВМС Франции будет насчитываться пять-шесть ПЛА. В перспективе атомные подводные лодки могут быть оснащены управляемыми ракетами большой дальности с подводным стартом типа ASMP (350 км) или ASLP (800 - 1000 км), что позволит повысить их боевые возможности по поражению наземных объектов.

Строительство дизельных ПЛ до 2010 года маловероятно, так как все ресурсы планируется использовать на развитие атомных ПЛ. Таким образом, с выводом из боевого состава к 2010 году лодок типов «Дафне» и «Агоста» этот класс кораблей в ВМС Франции, вероятно, прекратит существование.


Повышение боевых возможностей надводных сил связывается в первую очередь со строительством атомного многоцелевого авианосца «Шарль де Голль» (ввод в строй намечен на 1999 год). Авиакрыло нового корабля будет включать до 40 самолетов и вертолетов, в том числе перспективные истребители-штурмовики «Рафаль-М» и самолеты ДРЛО «Хокай» Е-2С. Принятие решения и размещение заказов на строительство второго корабля этого типа запланированы на 1997 год. Высокие боевые возможности авианосцев позволят обеспечить эффективное воздействие по берегу, оптимальное решение задач борьбы с разнородными силами противника в море и ряд других. Они останутся основным средством завоевания и удержания господства на море, связывая в единое целое действия других группировок флота и обеспечивая их боевую устойчивость. Их роль, по-видимому, возрастет, так как исход вооруженной борьбы на море все в большей степени будет определяться наличием палубной авиации в составе корабельных группировок (наряду с ракетным оружием).

Одним из приоритетных направлений является создание высокоманевренных надводных ракетных сил, основу которых составляют эсминцы и фрегаты УРО, способные обеспечивать противовоздушную, противоракетную и противолодочную оборону корабельных ударных и амфибийно-десантных соединений, а также конвоев, вести эффективные боевые действия на океанских и морских театрах, включая прибрежные (мелководные) районы. Программой развития эсминцев УРО предусматривается модернизация кораблей существующих проектов, а в последующем замена ЭМ УРО типов «Жорж Леги» и «Сюффрен» кораблями типа «Горизонт», разрабатываемыми совместно с Великобританией и Италией. Предусматривается построить для ВМС Франции четыре таких корабля с вводом в строй головного в 2004 году.

Таблица 3

Кораблестроительная программа ВМС Франции

Классы и наименования строящихся кораблей Количество (всего в серии) Годы
начала строительства спуска на воду ввода в боевой состав
ПЛАРБ типа «Триумфам»:
S617
S618
2
(4)
1992
1993
1996
1998
1998
2001
Атомные многоцелевые авианосцы типа «Шарль де Голль»:
R91 «Шарль де Голль»
1
(2)
1989 1994 1999
Фрегаты типа «Лафайет»:
F712 «Курбет»
F713 «Жоргибери»
F714 «Гепрат»
3
(5)
1993
1995
1997
1996
1997
1999
1997
1998
2000
Десантно-вертолетные корабли-доки типа «Фудр»:
L9012 «Сирокко»
1
(3)
1995 1997 1998

Работы по дальнейшему обновлению корабельного состава осуществляются и за счет принятия на вооружение новых фрегатов типов «Лафайет» и «Флореаль». В 1994 году введен в строй последний из шести кораблей «Флореаль», а строительство серии из пяти ФР типа «Лафайет» намечено завершить к 2001 году. Основным их предназначением станет контроль за морской акваторией, в основном на заморских территориях (охрана экономических зон), причем ФР типа «Лафайет» могут действовать в районах с более высокой степенью угрозы и, обладая совершенным оружием и средствами самообороны, решать более широкий круг задач при урегулировании военных конфликтов. В 2005 - 2015 годах ожидается поступление серии из четырех - шести перспективных фрегатов, при постройке которых наряду с сохранением преимуществ ФР «Лафайет» основной упор будет сделан на повышение их возможностей для эффективных действий в составе сил охранения авианосных и десантных соединений флота.


Создание системы противоракетной обороны морского базирования считается особенно актуальным для Средиземноморья, и Франция имеет наибольший потенциал среди европейских государств в плане расширения задач национальных ВМС в области ПРО и ПВО. Участие страны в американской программе создания противоракетной обороны на ТВД предполагает в перспективе расширение возможностей систем ПВО кораблей УРО вплоть до противодействия баллистическим ракетам.

Основной программой совершенствования амфибийно-десантных сил является достройка к 2006 году серии из четырех десантно-вертолетных кораблей-доков типа «Фудр», которые заменят корабли типа «Ураган» (рис. 6) и смогут принять на борт до 500 десантников, десять десантных катеров водоизмещением до 400 т и четыре вертолета «Супер Пума». За счет этих кораблей возможности ВМС Франции по проведению морских десантных операций существенно возрастут.

В рамках развития минно-тральных сил намечается построить базовые тральщики - искатели мин по двум новым проектам. Они будут оснащены подводными аппаратами, входящими в корабельную систему поиска и уничтожения мин, и полным набором различных тралов. Строительство морских тральщиков катамаранного типа «Нарвик» прекращено, что объясняется их высокой стоимостью и существенным техническим риском. Решение об отказе от программы мотивируется также снижением актуальности ведения борьбы с минами в глубоководных районах.


Важность программ развития авиации ВМС обусловливается тем, что данный компонент является практически единственным средством нанесения ракетно-бомбовых ударов с моря по объектам, расположенным в тактической глубине обороны противника, и способен эффективно решать весь комплекс задач, характерных для региональных конфликтов. Намечено обновить состав авианосной и базовой авиации.

Командование ВМС планирует принять на вооружение палубный многоцелевой самолет «Рафаль-М», который заменит истребители «Крусейдер» и истребители-бомбардировщики «Супер Этандар». «Рафаль-М» будут оснащаться управляемыми ракетами ASMP или модифицированными вариантами, а в перспективе - ASLP. Согласно планам, новые самолеты начнут поступать на вооружение с 2002 года, а всего намечено закупить 60 единиц. Кроме того, «Рафаль-М» в соответствующем снаряжении сможет заменить самолет-разведчик «Этандар-4Р». Палубные противолодочные самолеты «Ализе» к концу 90-х годов также будут сняты с вооружения, после чего функции палубной авиации ПЛО будут выполнять только вертолеты.

В 1997 году завершится переоснащение самолетного парка базовой патрульной авиации более совершенными самолетами «Атлантик»Мк2. Всего в боевом составе намечено иметь 22 самолета этого типа. Совершенствование вертолетного парка связана с поступлением к 2005 году 45 вертолетов NH-90, разрабатываемых совместно с Германией, Италией и Нидерландами, для замены вертолетов «Линкс» и «Супер Фрелон». NH-90 будет незначительно уступать вертолету «Линкс» в скорости, но в 2 раза превосходить его по массе боевой нагрузки и радиусу патрулирования. 15 вертолетов этого типа будут использоваться в транспортно-десантном варианте, а 30 - в варианте ПЛО. С 1994 года на вооружение авиации ВМС начали поступать вертолеты «Пантер» при одновременном выводе из боевого состава вертолетов «Алуэтт» и «Дофин» (всего будет закуплено 15 единиц).

Реализация всех этих программ позволит к 2015 году решить задачу создания более компактного и мобильного флота, способного эффективно решать практически любые задачи как в составе ОВМС НАТО, так и при самостоятельном ведении боевых действий без каких-либо географических или функциональных ограничений.

Старший лейтенант А. Стасов

«Зарубежное военное обозрение» №6 1997

В настоящее время ВМС Франции насчитывают приблизительно 38 000 человек регулярного состава и около 10 000 резервистов. В состав ВМС входят: 98 боевых кораблей и вспомогательных судов, примерно 80 малых вспомогательных плавсредств, 181 самолет и вертолет. ВМС состоят из: надводного флота — сил морских операций (Force D’Action Navale), подводных сил (Forces Sous-marines), морской авиации (Aeronavale) и морской пехоты (Fusiliers Marins), включающей также спецназ ВМС (Commandos de Marine). В оперативном отношении ВМС подчиняется морская жандармерия (Gendarmerie maritime) — составная часть национальной жандармерии, выполняющая функции береговой охраны. Главные военно-морские базы: Брест, Иль-Лонг и Шербур на Атлантическом побережье, Тулон — на Средиземноморском. Девиз ВМС — «Honneur, patrie, valeur, discipline» («Честь, родина, отвага, дисциплина»).

ПОДВОДНЫЕ СИЛЫ

Подводные силы включают в себя четыре атомные подлодки типа «Триумфан» и шесть многоцелевых атомных субмарин типа «Рюби». ПЛАРБ типа Триумфан вступили в строй в период с 1997 по 2010 год. Каждая из них несет баллистических ракет M4S с дальностью стрельбы 6000 км. В ближайшей перспективе их заменят ракетами М51 с дальностью стрельбы более 10 000 км. АПЛ типа «Рюби» — одна из самых маленьких субмарин в своем классе в мире. Первая субмарина этого типа вступила в строй в 1983 году, а последняя — в 1993-м.

По состоянию на середину 2013 ВМС Франции насчитывали:

  • 4 ПЛАРБ,
  • 6 ПЛА,
  • 1 атомный авианосец,
  • 11 фрегатов,
  • 11 легких фрегатов,
  • 9 корветов,
  • 18 тральщиков,
  • 3 универсальных десантных корабля,
  • 1 десантный корабль-док,
  • 2 танкодесантных корабля,
  • 14 патрульных кораблей,
  • 4 универсальных транспорта снабжения,
  • 5 судов спецназначения,
  • 5 гидрографических судов,
  • 11 буксиров,
  • 12 учебных судов.

АВИАНОСЕЦ И КРУПНЫЕ НАДВОДНЫЕ КОРАБЛИ

В настоящее время Франция — вторая страна в мире, после США, обладающая технологией строительства атомных авианосцев. Единственный французский корабль этого класса — Шарль де Голль — вошел в боевой состав в 2001 году. От постройки второго авианосца по финансовым соображениям пришлось отказаться.

Недавно французский флот пополнился тремя современными универсальными десантными кораблями: «Мистраль», «Тоннер» (оба вступили в строй в 2006-м) и «Диксмюд» (2012). Помимо переброски войск и грузов они могут выполнять функции кораблей управления, вертолетоносцев и другие задачи. Десантный транспорт-док «Сирокко» в ближайшее время будет выведен из состава флота и продан за границу. В состав ВМС входят и два небольших танкодесантных корабля типа «Батрал».

ФРЕГАТЫ

Основу эскортных сил ВМС составляют 11 фрегатов (близких по размеру и задачам к эсминцам) и 11 легких фрегатов. Наиболее многочисленная группа фрегатов состоит из шести противолодочных кораблей постройки 1980-х годов типа «Жорж Леги». Их дополняют два корабля типа «Кассар» — модифицированные «Жорж Леги» с зональным ракетным комплексом ПВО «Тартар».

В 2008-2009 годах ВМС пополнились двумя крупными фрегатами типа «Горизонт»: «Форбэн» и «Шевалье Поль», оборудованными современным ЗРК PAAMS с ракетами «Астер». Для замены кораблей типов «Жорж Леги» и «Кассар» по совместному франко-итальянскому проекту осуществляется строительство многоцелевых фрегатов типа FREMM (фр. Fregate multi-mission) и «Горизонт». Головной фрегат типа FREMM — «Аквитания» — вошел в строй 8 ноябре 2012 года. ВМС Франции получат восемь таких фрегатов (шесть — противолодочных и два — ПВО).

Легкие фрегаты представлены пятью многоцелевыми эскортными кораблями типа «Лафайет» (постройки 1996-2011 годов) и шестью кораблями типа «Флореаль» (построены в начале 1990-х годов по стандартам гражданского судостроения и с сокращенным составом вооружения). Их главная задача — патрулирование акваторий, прилегающих к заморским департаментам Франции.

Морская авиация ВМС Франции насчитывает около 6800 человек личного состава. В нее входят четыре флотилии палубной авиации (три флотилии истребителей-бомбардировщиков «Рафаль» и «Супер Этандар» и одна — самолетов ДРЛО «Хокай»), пять флотилий патрульных самолетов («Атлантики 2, «Фалкон» 50/200 и «Ксингу»), шесть флотилий палубных вертолетов («Линкс», NH90, ЕС225, «Дофин» и «Пантер»), а также четыре эскадрильи вспомогательной авиации. Основные базы: Ландивизьо, Ланн-Бигуэ, Ланвеок, Иер.

ПАТРУЛЬНЫЕ И МИННО-ТРАЛЬНЫЕ СИЛЫ

ВМС располагают девятью корветами (по французской классификации — авизо) типа «Д’Эстьен д’Орв», которые постепенно выводят из боевого состава, и 14 патрульными кораблями различных типов. Среди тральщиков наиболее многочисленны искатели мин типа «Эриданя (11 единиц).

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Одной из главных программ обновления корабельного состава ВМС Франции обозначена постройка новых многоцелевых атомных ПЛ типа «Барракуда», которые заменят АПЛ типа «Рюби». Головная лодка «Сюффрен» заложена в 2007 году.

В 2009 и 2011 годах началось строительство еще двух субмарин. Всего в серии их должно быть шесть. Ввод в строй с 2017 года — по одной подлодке каждые 2 года. Продолжается строительство фрегатов типа FREMM. Помимо головной «Аквитании» уже строятся «Нормандия», «Прованс», «Лангедок» и «Овернь».

В XVII веке испытывал постепенный упадок, и уступал британскому флоту, хотя продолжал борьбу за господство на море . Все больше прибегал к набеговой тактике и приватирству . Тогда наряду с адмиралами выдвинулись такие корсары , как Дюге-Труэн .

Ядерные силы

Командная структура

Главное командование ВМС Франции , Париж

  • Командование Атлантической зоны , Брест

  • Командование зоны Ла-Манш и Северного моря , Шербур

  • Командование Тихоокеанской зоны



  • Командование зоны Индийского океана

Организация

  • Надводные силы
  • Подводные силы
  • Силы морских фузилеров и морских диверсантов-десантников

Пункты базирования

ВМБ на острове Реюньон

Боевой состав

Бортовой номер

Наименование

В составе флота

Состояние

Примечания

Авианосцы

Флагман флота

Фрегаты

Противолодочный фрегат типа F67

La Motte-Picquet

Latouche-Tréville

Корвет типа A69

Lieutenant de vaisseau Le Hénaff

Корвет типа A69

Lieutenant de vaisseau Lavallée

Корвет типа A69

Commandant l’Herminier

Корвет типа A69

Premier maître l’Her

Корвет типа A69

Commandant Blaison

Корвет типа A69

Enseigne de vaisseau Jacoubet

Корвет типа A69

Commandant Ducuing

Корвет типа A69

Commandant Birot

Корвет типа A69

Commandant Bouan

Сторожевые корабли

Сторожевые корабли типа Albatros

Сторожевые корабли типа Lapérouse

Сторожевые корабли типа OPV 54

Сторожевые корабли типа OPV 54

Разоружен

Сторожевые корабли типа L’Audacieuse

Сторожевые корабли типа L’Audacieuse

Сторожевые корабли типа L’Audacieuse

Сторожевые корабли типа L’Audacieuse

Сторожевые корабли типа L’Audacieuse

Сторожевые корабли типа L’Audacieuse

Сторожевые корабли типа L’Audacieuse

Сторожевые корабли типа L’Audacieuse

Сторожевые корабли типа Espadon 50

Сторожевые корабли типа Athos

Сторожевые корабли типа Athos

Десантные корабли

Десантные корабли типа Foudre

Десантные корабли типа Foudre

Подводные лодки

В 1980 году французское правительство приняло решение о строительстве двух новых атомных авианосцев, но построен был только « Шарль де Голль». Он имеет оригинальный силуэт а его «остров» создан по технологии «стэлс». Постройка этого боевого корабля, по различным источникам, обошлась от 3 до 10 миллиардов долларов, что, естественно и приостановило дальнейшие планы на строительство еще одного. Поэтому это пока единственный атомный авианосец и полное его название CVN « Charles de Gaulle», который находится на вооружении ВМС Франции. Он был построен на военно-морской верфи «Brest» в городе Brittany, а первое его название было «Ришелье», но с изменением руководства страны, название флагмана тоже поменялось.

Боевой корабль вступил в строй в сентябре 2000 года. После спуска на воду новый корабльсразу претерпел изменения: полетная палуба была увеличена на четыре метра для обеспечения более безопасных полетов.

В 2001 году самый большой авианосец ВМС Франции принимал активное участие в учениях в Средиземном море с другими боевыми кораблями французского флота.

После их окончания в декабре 2001 года он отправился в район Персидского залива, где участвовал в операции «

Несокрушимая свобода». Только в июле 2002 года боевой корабль вернулся в порт приписки Тулон.

В сентябре 2007 года атомный авианосец « Charles de Gaulle» снова стал на ремонт, который включал в себя обслуживание энергетической установки и установку новейшей системы управления на основе спутниковой связи.

На авианосцемогут одновременно находиться до 40 самолетов типа «Rafale M», дальность полета которых до 3940 километров или « Super Etendard» - с дальностью полета до 1682 километра, а также трех самолетов дальней разведки типа «Hawkege».

В ангаре надводного корабляесть место для 23 самолетов и двух вертолетов, остальные можно разместить на палубе.

самолет типа «Rafale M»


самолет дальней разведки «Hawkege»


вертолет «Panther»


вертолет «Dauphin»


Взлетно-посадочная полоса расположена под углом 8,5 градусов относительно судна - это позволяет создать необходимую подъемную силу при взлете.

Самолет взлетает за счет двух паровых катапульт типа «С-13» с интервалом запуска один самолет в минуту. При посадке летчику помогает корректировочная лазерная система типа « Dallas». На атомном авианосце установлено две системы стабилизации, контролируемые компьютером. Маятник на рельсовом ходу весом 22000 тонн и по два на борт плавниковых стабилизатора. Эти устройства позволяют снизить влияние неблагоприятных погодных условий, а также совершить успешную посадку самолетов с волнением моря до 6 баллов.

К артиллерийскому вооружению на боевом корабле относится восемь установок типа « Nexter» с калибром 20 мм, дальностью до 8 километров и скорострельностью 720 выстрелов в минуту. Противовоздушную оборону авианосцуобеспечивают зенитно-ракетный комплекс « Eurosam» с ракетами типа «Aster» и дальностью действия до 30 километров. Таких пусковых установок на борту восемь по две на каждой стороне морского судна.

Для отслеживания местоположение всех воздушных суден в радиусе до 70 километров, на авианосце имеется новейшая система радиолокации, отображающая цели на дисплей в трехмерном изображении. К радиоэлектронной защите боевого корабляотносятся десять пушек предназначенные для запуска так называемых ракет-ловушек, излучающие различного рода помехи и способные отвлечь ракеты противника уже на расстоянии до 3 километров. Кроме этого корпорация « Euroslat» разработала для авианосца новейшую противоторпедную систему, монтаж которой планируется в 2009 году. На борту действует единая для всех судов и кораблей Франции система распознавания, разработанная фирмой « Sytex», которая обеспечивает обмен необходимыми данными о судах в море.

авианосец ВМС Франции «Charles de Gaulle» с фрегатом «La Fayett



морские маневры французских и американских кораблей


авианосцы «Enterprise» и « Charles de Gaulle»


авианосец «Charles de Gaulle» впорту



Руководство ВМС Франции планирует к 2015 году спустить на воду еще один авианосец, но этот класс кораблей будет в корне отличаться от его предшественника, который на то время будет поставлен на обслуживание.


Технические характеристики авианосца CVN «Charles de Gaulle»:
Длина - 261,5 м;
Ширина - 64 м;
Осадка - 8,5 м;
Водоизмещение - 40600 тонн;
Энергетическая установка- два ядерных реактора с турбинами типа «Rolls Royce »;
Мощность - 76160 л. с.;
Скорость - 27 узлов;
Экипаж - 1150 человек;
Авиация:
Самолетов типа «Rafale M» или «Super Etendard» - до 40;
Вертолетов типа «Panther» и «Dauphin» - по 2;
Летный и технический состав - 550 человек;


французский фрегат «Courbet»

Искусство быть незаметным во все времена было важнейшим условием успешных боевых действий. Самые эффективные удары всегда наносились внезапно. Когда появился радар, возникла необходимость сделать невидимой для него военную технику. Наиболее передовой в этой области считается технология «стелс»(англ. «stealthy» - незаметный, тайный»).

Технология малой заметностивовсе не изобретение двадцать первого века. Она была известна давно и применялась в военном деле в разные истории эпохи. В конце XIX века в армии начали вводить защитную форму цвета хаки.

Сама технология «стелс»на свет появилась незаметно, как и положено настоящей технологии невидимости. Если технике придать определенную форму, то она станет невидимой для радаров. Это открыло новое направление в гонке вооружений и военных технологий. Технология «стелс»имеет различные направления. Все зависит от того, какой путь выбрать. Незаметность обеспечивается применением определенных материалов, покрытий, которыми можно напылять корпус какой-либо техники. А также за счет новых физических принципов - генератора, который создает вокруг себя облако плазмы и делает практически «невидимым» объект в который помещен. Радиолокационную заметность удалось снизить в 100 раз. А пока технология «стелс»стремительно распространяется на все виды военной техники.

корабль выполненный по технологии «стелс»


В последние годы проектирование боевых кораблей ведущих стран ведется только с использованием технологии «стелс». При их постройке применяют многослойный пластик, углеродистые волокна, другие композиты, способные не только поглощать излучения радиолокаторов, но и делать морское судно малозаметным для магнитного инфракрасного обнаружения. Интересно, что первыми строить корабли-невидимки начали не в США, а во Франции.

Новейшие боевые фрегаты типа «La Fayette» будто сошли со страниц фантастической книги. Уже пять единиц боевых кораблей с пониженной радиолокационной заметностью состоят на вооружении ВМС Франции. Первый корабль в серии был спущен на воду в 1988 году «La Fayette» (F710), затем последовали фрегаты «Surcoef» (F711), «Courbet» (F712), «Aconit» (F713), и завершил серию в 2002 году фрегат «Guepratte» (F714).

новейшие боевые фрегаты класса «La Fayette»

фрегат «La Fayette»

фрегат «Courbet»

борт фрегата «Aconit»


вертолет на борту фрегата

под палубой боевого корабля

пуск ракеты

фрегат «La Fayette» и а вианосец «Independance»

фрегат «Surcouf»

Обозначение проекта

«Рюби»

Rubis class

Скорость (надводная)

15 узлов

Скорость (подводная)

25 узлов

Рабочая глубина погружения

45 суток, возможно увеличение до 60 суток

Экипаж

57 человек, в том числе 9 офицеров. 2 смены.

Ширина корпуса наиб.

Средняя осадка (по КВЛ)

Силовая установка

Входит в

Участие в

Морские коммандос являются силами специальных операций ВМС Франции. В составе подразделения около 500 бойцов, большая часть которых расквартирована на северо-западе Франции (Бретань). Учебные центры коммандос расположены по всей стране. Известны под прозвищем Verts («зеленые береты»). Их тренировки являются одними из самых жестких в мире. Они работают под руководством специального морского командования и COS.

История
Морские коммандос были сформированы во время Второй мировой войны в Великобритании по образцу британских коммандос. Принимали участие в высадке в Нормандии.
Франция имеет большие традиции пловцов-коммандос. Жак-Ив Кусто был морским офицером во время Второй мировой войны и приложил значительные усилия для создания подразделений аквалангистов Франции. Дальнейшее развитие боевые пловцы получили в годы Вьетнамской войны.
С 1950 г. коммандос ВМФ Франции базировались на корабле «Ле Малин» и были особо элитным подразделением.
Французские подразделения разведки вместе с боевыми пловцами собрались в центре парашютных операций.
Военно-морские коммандос по традиции носят зеленый берет со значком слева. Они продолжают соблюдать принцип исключительного обучения без компромиссов, работая на тренировках с полной отдачей.

Организация
Коммандос сведены в 6 подразделений, каждое из которых носит имя офицера, командовавшего им в свое время или погибшего в бою:
- Хуберт (борьба с водолазами противника, контртерроризм);
- Жауберт (нападение на море, вытеснение, ближний бой в море);
- Трепель (нападение на море, вытеснение);
- Пенфеньо (разведка, разведывательные операции);
- де Монфор (глубинная разведка и огневая поддержка);
- Кифье (кинологическое подразделение).
Отдельное подразделение специализируется на морской борьбе с терроризмом. Состоит из 30 человек, разделенных на две группы по 15 человек. Это подразделение было основано в 1994 г. Именно его бойцам приписывают арест Момчило Краишника в апреле 2000 года. В составе отрядов аквалангистов и других французских подразделений боевых пловцов есть два типа аквалангистов:
СВС — «специалисты по освобождению» — пловцы, обученные разрушению сооружений и мостов, обеспечению и поддержке действий других подразделений;
NIO — «Пловцы для наступательных действий» — подготовлены для действий в реках и устьях рек, обучены подрыву сооружений и мостов в глубине вражеской территории.


Известные операции

1982—1984 года — Ливан.

10 июля 1985 года— потопление судна Rainbow Warrior в Окленде, Новая Зеландия, с применением магнитных мин.
1987 год— действия в зоне Персидского залива. 5 мая 1988 г. — освобождение заложников в Новой Каледонии.

1991 год— обеспечение эмбарго в Персидском заливе.

Декабрь 1992—1993 г. — Сомали, операция «Возрождение надежды».

1994 год — Руанда, эвакуация иностранных граждан, оказавшихся в зоне гражданской войны.

Март 1997—2000 г. — миссия «Альба» в Албании.

1999 год— операция «Союзная сила» в Югославии.

Июль 2001 г. — обеспечение безопасности на встрече «большой восьмерки» в Генуе, Италия.

Октябрь 2008 г. — Афганистан, операция «Несокрушимая свобода».

Сентябрь 2008 г. — французские морские коммандос освободили двух заложников сомалийских пиратов у берегов Сомали. Погиб один боевик, захватили шестерых.


Отбор и подготовка
Все новобранцы должны быть военнослужащими морской пехоты, прослужившими не менее 9 месяцев. Они должны пройти специальный курс базовой подготовки, считающийся одним из самых сложных в войсках НАТО.
Диверсионная подготовка для морского спецназа проходит в школе «Фюзийер Марин» в Лорьяне. После прохождения курса и успешной сдачи экзаменов новобранцы получают право носить зеленый берет и знак коммандос.
Продолжительность курса 20 недель. Он включает в себя неделю тестирования, 6 недель подготовительного обучения, 4 недели оценки. Фактическая подготовка коммандос длится 7 недель, и 2 недели занимает десантная подготовка. В течение этого периода любая ошибка может мгновенно дисквалифицировать кандидата.
Конечной целью этой подготовки является выявление лиц с достаточным физическим, интеллектуальным и психологическим потенциалом, необходимым для работы в морских коммандос.
Коммандос в подготовке находятся постоянно под напряжением и давлением со стороны инструкторов, не оставляющим времени на передышку. Курсанты постоянно совершают марш-броски на несколько десятков километров с оружием и снаряжением. Марш-броски и преодоление штурмовой полосы сопровождаются стрельбами и обучением специальным дисциплинам, таким как спуск по веревкам и скалолазание, перемещение на лодках, использование взрывчатых веществ и приемов рукопашного боя. Инструктора, как правило, бывшие коммандос. На сон отводится два часа в сутки, подъем проводится взрывом гранаты.


Спецподразделения Франции:
Командование специальных операций COS
Бригада армейского спецназа
I-й парашютно-десантный полк морской пехоты
11-я парашютная бригада специального назначения
Спецназ жандармерии
Группа вмешательства GIGN

Знаки различия ВМС

Адмиралы и офицеры

Сержанты и матросы


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш бизнес - От идеи до реализации