Ваш бизнес - От идеи до реализации

Недавно компания topmba.com, известная организацией мировых турне World MBA Tour, выпуском справочников по МВА: The MBA Career Guide и исследованиями рынка МВА, провела очередной опрос крупнейших работодателей мира International Recruiters Survey 2003. Цель этого масштабного исследования - выявить последние тенденции на рынке бизнес-образования и трудоустройства выпускников МВА. О некоторых из них читайте ниже.

Тенденции

В опросе приняло участие 4000 работодателей - международные корпорации и компании, не ограничивающие поиск высококлассных профессионалов пределами своей страны. Глобализация бизнес-образования и диплома МВА - одна из главных тенденций, выявленных исследованием.

МВА (магистры бизнес-администрирования) становятся востребованными действительно в глобальном масштабе, неважно, находится работодатель в Бомбее или Буэнос-Айресе, Бостоне или Брюсселе. И это расширяет возможности выпускников бизнес-школ, делает их более мобильными.

К примеру, в последнее время число рабочих мест для МВА в Нью-Йорке уменьшилось, зато в Пекине наблюдается настоящий бум на этих специалистов. Наметился рост и в Восточной Европе, Австралии и Индии, странах, которые до недавнего времени были мало заинтересованы в МВА.

Выпускники менее известных школ начинают потихоньку конкурировать с элитой. У них не такие высокие требования к зарплате, а знаний зачастую столько же. Многие компании, особенно не входящие в число международных гигантов, предпочитают выпускников местных сильных школ тем, у кого диплом школы с мировым именем.

Согласно исследованию, в этом году ситуация с приемом на работу выпускников МВА улучшилась по сравнению с предыдущим годом. Это относится к двум сферам: производству и консалтингу. Производственные компании, особенно активно развивающие международную сеть филиалов (к, примеру, Siemens, DaimlerChrysler, BASF), даже создают специальные программы по привлечению лучших МВА. Другой быстрорастущий рынок - IT и телекоммуникационные компании. В финансовом секторе значительных изменений не наблюдается. Однако, по прогнозам рекрутеров, в следующем году ожидается рост во всех

областях. Зарплаты МВА в этом году увеличились на 2%, в целом же за последние семь лет они поднялись на 16,5%. Рост зарплат прогнозируется и дальше, особенно в Северной Америке и Азии.

Строя прогнозы на будущий год относительно судьбы МВА, эксперты полны оптимизма. "Рекрутеры возвращаются в кампусы и планируют взять на работу в 2004 году гораздо больше выпускников МВА, чем в последние годы", - говорит Элисон Эдмондс из Манчестерской бизнес-школы. Ее слова подтверждает Мелисса Карлсон из американской Tuck School of Business: "Мы ожидаем 100-процентное трудоустройство выпускников будущего года".

Эдриан Баррет из международной службы трудоустройства выпускников МВА добавляет: "Все больше небольших компаний берут на работу МВА. Срабатывает цепная реакция: сначала в такую компанию устраивается один МВА, и получив право нанимать новых сотрудников, он привлекает себе подобных".

Принято считать, что обладателя диплома МВА ждет карьера управленца высшего звена, в сферу ответственности которого входит стратегический менеджмент и развитие компании. Тем не менее статистика показывает, что большинство занимается консалтингом и маркетингом. Наименее популярная сфера приложения диплома МВА в последнее время - электронная коммерция.

Чем занимаются выпускники МВА

Консалтинг - 18%

Маркетинг - 14%

Стратегическое планирование - 12%

Консалтинг в области финансов - 10%

Продажи и развитие - 10%

Финансы - 9%

Общий менеджмент - 8%

Операционный менеджмент - 6%

IT/технологии - 5%

Логистика/закупки - 5%

E-коммерция - 3%

Десятка ведущих консалтинговых компаний по найму МВА в 2003 году

Accenture

AT Kearney/EDS

Boston Consulting Group

Booz Allen

Bain & Company

Deloitte Consulting

IBM Consulting

McKinsey & Co

Mercer Management Consulting

Roland Berger

Десятка ведущих банков и финансовых компаний по найму МВА в 2003 году

ABN Amro

American Express

Barclays Capital

Citigroup

Deutsche Bank

GE Capital

Goldman Sachs

JP Morgan Chase

Merrill Lynch

Morgan Stanley

Десятка ведущих производственных компаний по найму МВА в 2003 году

Eli Lilly

Ford

General Electric

General Motors

GlaxoSmithKline

Johnson & Johnson

L"Oreal

Pfizer

Procter & Camble

Unilever

Десятка ведущих компаний в сфере высоких технологий по найму МВА в 2003 году

AOL Time Warner

AT&T

Bertelsmann

British Telecom

IBM

Lucent

Microsoft

Philips

Siemens

Vodafone

Чего хотят работодатели

Исследование показывает, что больше половины работодателей (53%) ищет кандидатов с опытом работы от одного до четырех лет, 38% заинтересовано в специалистах с опытом от 4 до 8 лет. По мнению рекрутеров, именно такие МВА обладают оптимальным сочетанием молодости, энергии, профессионализма и разумных амбиций. Те, у кого профессиональный опыт превышает 8 лет, рассчитывают уже на гораздо большую зарплату, более высокую позицию и более эксклюзивную работу. Но таких кандидатов, а соответственно, и работодателей, немного (9%), так же, как и абсолютных новичков без опыта (5%).

Говоря же о профессиональных навыках, работодатели ставят на первое место умение управлять людьми, стратегически мыслить и лидерские качества. Это, по их мнению, гораздо важнее академических, финансовых и IT-знаний. Среди прочих важных составляющих успешного кандидата и будущего управленца - предпринимательство, знание международного рынка и наличие международных связей, способность мыслить и работать в глобальном масштабе.

Чего хотят МВА

Как известно, степень МВА получают не только ради карьеры, но и ради высокого дохода. Всплеск интернет-бизнеса в 1999 году (так называемый dot.com boom) вознес зарплаты МВА до заоблачных высот. Однако обвал этого рынка уже в следующем году и начавшаяся в 2001 году рецессия экономики охладили пыл работодателей, и средний уровень зарплат упал. И только в этом году снова наблюдается небольшой подъем, который, по прогнозам, продлится и в будущем, причем уже к концу 2004 года достигнет докризисной отметки. (см. график 2). Правда, рост зарплат МВА наметился только в США и Азии,

в Европе пока все осталось по-прежнему. В ожидании очередного подъема, эксперты советуют не терять времени и соглашаться на работу, которая, возможно, и не соответствует ожиданиям по зарплате, но может способствовать развитию профессиональных навыков, знаний и связей. Хотя, несмотря на неустойчивость экономики, игра стоит свеч: ведь, по статистике, диплом МВА обеспечивает его обладателю увеличение дохода на 50-100% по сравнению с тем, что он имел раньше.

Средняя зарплата МВА в США и Европе ($)

1996 - 65106

1997 - 66678

1998 - 66563

1999 - 73807

2000 - 78372

2001 - 81680

2002 - 74367

2003 - 75846

Самые высокие зарплаты - в финансовом секторе, здесь же и самые крупные бонусы и компенсации, в результате чего средний общегодовой доход МВА, работающих в этой области, переваливает за $100 тыс. Второе место по финансовой привлекательности на сегодняшний день занимает консалтинг. Однако если учитывать бонусы, то ему почти не уступает высокотехнологичный бизнес (IT, телекоммуникации, телефония).

Общий уровень доходов по секторам ($)

Производство: з/п 69392, бонус 13642

Высокие технологии: з/п 69281, бонус 20656

Консалтинг: з/п 73964, бонус 16143

Финансы: з/п 81144, бонус 26107

Компании, работающие в США и Западной Европе, предлагают примерно одинаковую зарплату выпускникам МВА. Немногим уступают и международные корпорации и инвестиционные банки, расположенные в Азии (правда, главным образом, в крупных финансовых центрах - Гонконге, Токио, Шанхае). Более низкие доходы у МВА в Латинской Америке и Восточной Европе. Это обусловлено рядом причин: нестабильной экономикой, меньшей инвестиционной привлекательностью, неустойчивой валютой, а кроме того, более низкой стоимостью жизни. Последнее, кстати, имеет большое значение при выбор

е места работы. Ведь, безусловно, реальный доход гораздо важнее номинального. А цифры говорят, что, например, в Мексике стоимость жизни на 24% ниже, чем в Штатах. Значит, отмеченная разница в зарплате в 33% не имеет большого значения, потому что уровень жизни мексиканца и американца с МВА примерно одинаковый. В то же время, скажем, Япония на 36% дороже США, при этом японский МВА получает в среднем на 10% меньше, так что его уровень жизни существенно ниже. Если верить цифрам, лучше всех себя чувствует обладатель диплома МВА, живущий и работающий в Восточной Европе. На

пример, стоимость жизни в Венгрии на 55% ниже, чем в США, а зарплата меньше всего на 44%. Подобных цифр по России нет в исследовании. Но если учесть, что Москва - один из самых дорогих городов мира, то вряд ли бы получилась такая же оптимистическая картина, как с Венгрией.

Средняя зарплата МВА по регионам ($)

США - 76953

Западная Европа - 75929

Азия - 70182

Латинская Америка - 51070

Восточная Европа - 49667

Патрик МакДональд

Сергей, выпускник IMD Business School и, по совместительству, студент MBA Consult, дал интервью о том, как поступал и учился в бизнес-школе своей мечты.

– Представьтесь, пожалуйста, и расскажите, какое у вас образование, и чем вы занимались до поступления в бизнес школу?

– Сергей. По первому образованию я инженер-энергетик. До поступления в бизнес школу я работал консультантом в компании большой четверки и начальником отдела МСФО в крупной производственной компании.

Для того, чтобы быть готовым к большей роли в финансовом секторе, мне хотелось расширить свой кругозор, пообщаться с людьми из разных стран, получить глобальное видение различных функций, не только финансов. Для меня МВА - это история в меньшей степени про деньги, в большей степени про знания и кругозор. Ну, и в том числе хотелось поработать за границей после программы. К тому времени я уже 7 лет проработал в России, хотелось после MBA получить европейский опыт. К тому же я хотел работать не в филиале, а в headquarters. После МВА я планировал продолжать работать в industry, не хотел уходить в консалтинг, я также не хотел менять свою функцию, хотел дальше развиваться в финансах. Я выбирал междy несколькими известными европейскими бизнес школами, ездил лично смотрел LBS, Oxford, INSEAD, IMD. Также ходил в MBA Consult на встречи с выпускниками многих школ, ходил на выставки бизнес школ в Москве.

– Т.е. 4 школы рассматривали, получается?

– Я в итоге подавал документы только в две школы: в INSEAD и в IMD, они мне показались более подходящими, чтобы продолжить карьеру в industry, и узнать больше о других функциях.

– А посещение кампуса как-то сыграло в выборе?

– Да, после посещения кампуса других школ я понял, что это не мое.

– Почему же все-таки выбрали IMD?

– Я подавал в INSEAD и IMD, приняли меня в обе школы. Далее у меня был долгосрочный план оставаться в Европе, желательно в Швейцарии, т. к. здесь много headquarters глобальных компаний. Плюс Швейцария находится в центре Европы что дает возможность удобно путешествовать. Кроме того, IMD в очень большой степени фокусируется на industry, в консалтинг уходят лишь 15% класса, что заметно ниже чем в других топовых школах. К тому же хотелось быть в таком небольшом комьюнити из 90 студентов, которые друг друга знают действительно лично и всегда будут готовы помочь. Все получают одинаковый доступ ко всему что может дать школа. Индивидуальный подход: тебя лично знают преподаватели, MBA-office, career office. Подход к обучению и поиску работы становится гораздо более таргетированный в такой школе.

– Как происходил процесс поступления?

– У меня довольно длительно проходил процесс подготовки к GMAT. Я проходил курсы здесь, в MBA Consult. Потом долго готовился сам. Проблема была с «вербалкой», с математикой все было в порядке. В итоге я с первого раза сдал на 670. По TOEFL у меня было 109 баллов и для меня он был несравнимо проще.

– С этими баллами вы и подавались?

– Да, подавался с этими результатами.

– Вот вы поступили. Какой была первая неделя в бизнес школе?

– У нас был новый program director. Было понятно, что программа будет очень отличаться от предыдущих лет, что он будет много реформировать, что возвращается более высокая нагрузка. Он считал, что нагрузки стало меньше в последние годы. Конечно, был шок от того, сколько от нас хотят, но я ожидал даже худшего. Т. е. для меня с моим big4 experience это не было таким большим шоком, как для тех, кто пришел из industry. Дальше шло нарастания нагрузки. Январь – было еще нормально, а вот где-то с конца февраля – в начале марта мне уже было тяжело. Хотя кому-то было тяжело с первой недели, кому-то на втором месяце, кому-то на третьем, тем кто пришел из management consulting было тяжело может пару раз за год. Набор нагрузки идет до первых экзаменов, которые в конце апреля. Потом короткий семестр в мае-июне, и в июле экзамены. Там тоже достаточно высокая нагрузка, но уже чуть меньше того, что было в апреле.

Летом проходит discovery expedition. Студенты группами по 30 человек отправляются в небольшое путешествие и встречаются с бизнес-лидерами в разных странах. В моем случае это был Сингапур и Куала-Лумпур. Учитывая, что я не был раньше в Азии, это был очень интересный опыт. В 2015 году студенты ездили в Японию и Китай, Сингапур и Абу-Даби, в Калифорнию и Мексику. Для школы это, конечно непросто, потому что нужно организовать три поездки, три программы. Раньше все 90 студентов ездили в одно место и это было путешествие в развивающуюся страну. Чтобы студенты посмотрели, как живут в бедной стране, несколько раз подряд это была Южная Африка. В плане бизнеса от этого было не так много смысла. Да, люди смотрели, как работает сапожник в Южной Африке, но гораздо интереснее съездить в Сингапур или Калифорнию. Так что я поддерживаю такое изменение в программе.

После discovery expedition начинаются консалтинговые проекты. В ходе этих проектов группа студентов формирует стратегию компании, изучает новые рынки, дает рекомендации по развитию бизнеса, по концентрации на определенных продуктах. Очень интересная практика, которая очень много дала. Особенно для тех, кто не хотел дальше идти в McKinsey или BCG, но хотел бы получить консалтинговый опыт. Группу курирует профессор и все время мотивирует и направляет студентов, основываясь на своем консалтинговом опыте, ведь большинство преподавателей ведут консалтинговые проекты.

Клиенты, как правило, остаются очень довольны, делают офферы студентам участвующим в проекте, а также оставляют стипендии для студентов в стипендиальном фонде. Кстати поступающие в класс-2017 студенты из emerging markets поделят между собой специальную стипендию в 200,000 франков.



– Что можете сказать про инфраструктуру школы?

– Кампус отличный, поддерживается в идеальном состоянии. Вокруг отличная природа, шикарный город с веселой и активной ночной жизнью (по Швейцарским меркам). У каждой study group всегда есть своя удобная большая комната, в которой студенты проводят большую часть времени. Студентам предоставляется допуск в спортзал, куда ходят преподаватели и персонал школы. Рядом находится озеро, до которого 10 минут пешком. Вокруг велодорожки, по которым в этом году катался Джон Керри. И студенты его видели в перерыве его переговоров с Ираном. Ресторан в IMD однозначно самый лучший среди бизнес-школ мира. Все книги, обеды на весь год, discovery expedition уже входят в стоимость программы, ничего дополнительно не нужно оплачивать.

– Получается, что было много свободного времени?

– Вовсе нет. На самом деле, в IMD с гордостью говорят, что у них в однолетнем курсе MBA столько же аудиторных часов, сколько в Гарварде в двухлетнем курсе. В IMD всегда была очень большая нагрузка, особенно в сравнении со школами в США. Фактически у студентов 7-дневная рабочая неделя весь год.

– Карьерный офис организует презентации компаний, которые проходят в августе, сентябре, октябре. С сентября уже начинаются первые on-campus интервью. Бывают разные форматы. Бывает, что компания приходит, организует презентацию, а заинтересованные студенты ее посещают. Очень часто приходит выпускник, устроившийся в эту компанию, и рассказывает, как у него идут дела. Дальше предлагается заполнить анкету online. И затем проводят следующий тур – интервью. Большинство компаний приезжает интервьюировать на кампус, что очень удобно. Все крупнейшие европейские и американские компании со своими предложениями приходят в IMD. Например, в Siemens CEO program всегда есть несколько студентов от IMD. Samsung Global Strategy Group всегда принимает студентов из IMD. В BCG в Лондоне сейчас работает 4 человека из моего класса, хотя когда BCG приходили интревьюировать, то говорили что в Лондон они точно не берут, а в итоге взяли четверых. Нет каких-то заметных ограничений в плане национальности. Да, многие компании не хотят делать work permit для россиян, но гораздо больше тех, у кого это не вызывает проблем. В 2014 году в классе было 5 студентов из России и 1 украинец, в 2015 году было 3 россиянки. Из этих 9 человек 6 сейчас работают в Швейцарии и Лихтенштейне.



– Если по курсу судить о наших ребятах, как они вообще? Достаточно сильные?

– Да, у наших достаточно хороший уровень, да и вообще класс очень сильный. 90 человек в IMD - это действительно индивидуально отобранные люди. В IMD процесс отбора потенциальных кандидатов двухступенчатый: сначала нужно подготовить application package, в который входят эссе и три рекомендации. Половина потенциальных кандидатов отсеивается на стадии этого пакета. Но если application заинтересовал школу, то потенциального студента позовут на assessment day в Лозанну. Студенты должны показать свои навыки в презентации, в работе над кейсами, в групповой дискуссии, пройти one-to-one интервью с admissions. Школа ищет людей, которые соответствуют ее культуре и имеет возможность выбирать лучших, ведь класс – всего 90 человек.

– В ходе интервью вы в команде показываете свои навыки?

– Да. Один кейс высылается заранее. У студентов есть порядка двух недель, чтобы с ним ознакомиться. Это кейс кандидаты будут разбирать в группе, спорить друг с другом о том какую стратегию выбрать описываемой в кейсе компании.

Кроме того уже в ходе assessment day кандидаты получают второй кейс, который они видят впервые. По нему они готовят небольшую презентацию и показывают другим кандидатам и admissions, защищают свою точку зрения.

– Ну а каково это было для вас? Это же, наверно, стрессовый день: вы попали в атмосферу, когда нужно выложится на 110%.

– Безусловно, это стрессовый момент. Но у меня в субботу была свадьба, а в следующую пятницу я проходил интервью. Я был в хорошем настроении и все прошло как нельзя лучше. Assessment day в IMD был приятным приключением во время свадебного месяца, которое хорошо закончилось, ведь уже через неделю мне сообщили что я принят.

– Но в любом случае, Вы активно готовились к этому собеседованию.

– Да, безусловно. Имеет смысл встретиться с выпускником IMD, чтобы узнать формат собеседования. Да, меняются кейсы, но формат не меняется. Имеет смысл обсудить культуру школы, чтобы понимать, кого школа ищет. Какие качества следует продемонстрировать, а какие попридержать на этом интервью.

– Какие советы можете дать поступающим? На что нужно обратить внимание?

– Они, безусловно, смотрят больше на человека, чем на должность в предыдущей компании или ее размер и известность. Лидерский потенциал и бизнес стиль имеют большое значение. То, как человек общается со своими коллегами в ходе assessment day, насколько уважительно он/она относится к другим. Это не та школа, которая приветствует хождение по головам или жесткий стиль. Тут стиль сотрудничества и совместное решение проблем. Любое давление, которое россияне могли бы показать на интервью, в данной школе не будет воспринято хорошо, нужно быть мягче. Думаю имеет смысл попрактиковаться в презентациях, в рассказе своей карьерной истории, проработать логичный ответ на вопросы: why do you need MBA? Why now? Why IMD?

– Какой процент людей, которые не прошли assessment day?

– Порядка 50%


– Какие у вас отношения с одногруппниками?

– Очень хорошие, ведь класс маленький и ты узнаешь многих достаточно хорошо за год, работая в разных группах. Например, мне нужно сейчас курировать наш бизнес в Таиланде. Мне не были понятны некоторые культурные моменты ведения бизнеса в Таиланде. Я позвонил своему тайскому однокласснику, и он мне помог лучше понять, как работать с нашим менеджментом в этой стране.

И вообще в течение года мы активно помогали друг другу, не только в подготовке кейсов и проектов. Делились своими связями в интересующих компаниях, делились опытом работы в них, пониманием различных индустрий, проводили друг с другом тестовые интервью. Это, пожалуй, самое ценное приобретение за год. Безусловно, занятия очень нужны, важны и хороши. Есть блистательные преподаватели. Но опыт, полученный от одноклассников имеет большое значение. Чем хорош IMD, так это тем, что средний возраст и средний work experience на МВА программе самый высокий в Европе и мире – это 31 год и 7 лет соответственно. И это был еще один из факторов, который склонил мой выбор в пользу IMD. Я предпочитаю учиться с более опытными коллегами. Например, если говорить о финансах, то у нас в классе было три финансовых директора, т. е. они пришли учиться с этой позиции, хотя всем троим было слегка за 30.

– Вы, в принципе, довольны IMD также на все 110%?


Расскажите, пожалуйста, подробнее о профессорах.

– В IMD очень сильные профессора, мне особенно понравились преподаватели Entrepreneurship и Finance. Entrepreneurship ведет Benoit Leleux. Он становился профессором entrepreneurship тогда, когда entrepreneurship еще не было наукой, изучаемой в бизнес школе. Он начал этим заниматься порядка 20 лет назад в единственной школе США, которая тогда фокусировалась на предпринимательстве. Он сам участвовал в становлении многих предпринимателей как инвестор. Он рассказывает о всех стадиях роста startup"а, о venture capital, private equity. У него потрясающие кейсы, которые неоднократно выигрывали конкурсы. Он очень интересно ведет занятия, поcещение каждой лекции - это захватывающие 4 часа, выносишь очень много. Он проходит весь цикл от создания компании где-нибудь в гараже до превращения в небольшую корпорацию. Он инвестировал во многие бизнесы своих студентов. Те, кто хотят запустить свой стартап, могут рассчитывать на его поддержку и его network, конечно если проект стоящий.

Другой классный профессор – Nuno Fernandes, он ведет finance. У Нуно очень интересные и непростые кейсы, даже если уже имеешь немалый опыт в финансах. Он сотрудничает с крупнейшими нефтяными компаниями мира, каждый год он приглашает финансового директора Shell выступить перед студентами.

Также каждый год в IMD приезжает выступить CEO Nestle. Приезжают различные спикеры, которых приглашают профессора, в частности у нас был глава Novartis Pharmaceuticals. В IMD ежегодно проводится CEO roundtable. Перед нами выступали CEO многочисленных компаний, например CEO Kone, который рассказал как эта финская лифтостроительная компания, будучи мелким региональным игроком за относительно небольшой период времени стала одним из глобальных лидеров в этом бизнесе.

IMD - это школа, которая фокусируется на executive education. И большая часть IMD alumni – это как раз выпускники небольших программ, которые идут от 1-2 недель до месяца, так называемые open programs. На этих программах учатся топ-менеджеры крупнейших корпораций мира, члены советов директоров, и есть возможность встретиться с ними прямо на кампусе во время курса. Некоторые компании, которые приходят поучить своих сотрудников, желают пообщаться со студентами и потенциально предложить работу. Выпускники школы IMD очень преданы своей Alma Mater. Успешный выпускник IMD в силу того, что студентов на программе гораздо меньше, в состоянии пообщаться с теми 3-5 студентами которые к нему обращаются за год, в отличие от школ, в которых большие классы и он/она получает десятки писем от студентов текущего года.

Сейчас в IMD есть программа mentorship. Она помогает обратиться к выпускникам, которые закончили школу 10-15 лет назад, так выпускники помогают нынешним студентам определиться с их карьерным развитием.

IMD примечательна тем, что может проводить такие курсы, какие сложно сделать в большой школе. Например, есть курс Crisis Management, который проводит несколько бывших британских журналистов из ВВС. Они показывают в течение трех дней, как реагировать в кризисной ситуации на медиа, как не потерять свою репутацию и сохранить управление в компании. Это бесценный опыт, после которого будет проще, когда наступит кризисная ситуация.

В программу входит проведение увлекательных симуляций развития компании, когда группы соревнуются друг с другом в условиях меняющегося рынка. Проходят Integrative Exercises, в ходе которых в течение 2-3 дней студенты работают над какой-то проблемой в группе. Большинство кейсов решаются в течение 4-часового класса, а Integrative Exercises – это более крупные кейсы, с различными аспектами, и студенты работают над этим проектом непрерывно в течение 2-3 дней. Например, часть студентов – это команды, которые продают компанию. Другая часть – это те, кто покупают. Они сначала должны сделать valuation а потом провести друг с другом переговоры и закрыть сделку.

Кроме того, IMD каждый год проводит конкурс стартапов в Швейцарии. И отбирает 15 стартапов которым студенты помогают подняться на ноги, консультируя их в течении 4 месяцев. Что интересно, спустя 15 лет после того, как Benoit Leleux начал проводить этот конкурс, обнаружилось что из 10 крупнейших стартапов Швейцарии последних лет, 6 – это те, кому помогли студенты IMD.

И нужно понимать что через IMD проходят всего 15 стартапов в год. И этот курс идет параллельно с самой жесткой частью программы. Но тот вклад, которые делают студенты в старт этой компании, оказывает очень существенное влияние на ее будущее.

– Глобально планы не поменялись – хочется стать финансовым директором и я надеюсь что моя компания найдет пути для моего развития в этом направлении. Я очень доволен своим новым местом работы.


– С точки зрения семьи, есть ли какие-то преимущества парам? Студенты часто интересуются.

– Да, это очень интересный момент. Есть только две страны, где партнер МВА студента получает рабочую визу – это Швейцария и Англия. Не нужно недооценивать этот момент. Если у студента его супруг или супруга также являются профессионалами и хотели бы продолжить свою карьеру, ему/ей не нужно делать work permit, достаточно просто найти работу. В случае моей жены, она смогла найти работу еще до нашего отъезда в Швейцарию. И как только были готовы все документы, она могла приступать к работе. Такое возможно только в Англии и Швейцарии. Это нужно учитывать: вы теряете свой доход, платите за обучение и проживание в этих странах, и возможность сохранить хотя бы одну зарплату – это очень хорошее подспорье.

Для тех партнеров, у кого есть дети, школа наняла специального координатора, которая занимается только ими, организует для них мероприятия, помогает решить бытовые проблемы. Партнеры часто могут посещать какие-то мероприятия IMD, проводимые для МВА’ев. Это не только какие-то вечеринки, но и networking event’ы.

– Жилье вы искали сами?

– Жилье школа помогает найти, ведь в Швейцарии это непросто, особенно в Лозанне. Студент выбирает одну из доступных квартир, вносит депозит, заселяется и обязуется освободить в конце года для следующего класса. Школа организует этот процесс с помощью агентства. У школы есть жесткий критерий, где могут находиться квартиры от агентства - в пешей доступности, в 10-15 мин от школы. Это очень комфортно.

Кэролайн Циммерман вместе со степенью MBA в бизнес-школе INSEAD приобрела обычный набор преимуществ: понимание основ бизнеса и широкую сеть связей. Однако один навык программой не предлагался – программирование на языке Python.

Python – один из важнейших инструментов в работе Циммерман (она руководит анализом и обработкой данных в музыкальной компании BMG). Однако отсутствие технических навыков не помешало ей поступить на должность, потому что в INSEAD она научилась правильному отношению к проблемам – не бояться их. И Циммерман сама выучила Python на онлайн-курсах.

Желание научиться чему-то новому, чего ты не знаешь, в технологическом секторе ценится выше обширных знаний, говорит Циммерман.

Способность решать сложные проблемы – один из пяти самых востребованных работодателями навыков выпускников MBA, показало проведенное FT исследование 2018 FT MBA Skills Gap Survey. В исследовании приняли участие более 70 крупнейших работодателей мира.

Данные FT показывают, что работодатели стремятся нанимать выпускников, обладающих нужными социально-психологическими качествами (soft skills), такими как умение работать в команде и находить общий язык с самыми разными людьми (в числе самых важных их назвали 64 и 54% респондентов FT соответственно).

Программы MBA традиционно дают различные профессиональные знания и рабочие навыки (hard skills), и, по словам работодателей, кандидатов с нужными профессиональными навыками (например, владеющих бухгалтерским учетом, знающих маркетинг, экономику, программирование или иностранные языки) найти легче.

Сьюзен Сэндлер Бреннан, помощник декана Sloan School of Management в MIT, говорит, что полезные социально-психологические качества помогут их обладателям защитить свои рабочие места в эпоху автоматизации. Однако на стадии найма сотрудника такие качества сложнее оценить, чем то же владение бухучетом. Сейчас компании все чаще применяют предварительное онлайн-тестирование кандидатов, это значит, что до стадии собеседования доходят только соискатели с необходимыми профессиональными знаниями и опытом. Способность строить, поддерживать и расширять связи может быть очень ценна для работодателя, но без необходимых технических навыков выпускника на собеседование не пригласят, говорит Сэндлер Бреннан.

Ведущие работодатели все чаще стали выражать скепсис в отношении бизнес-школ как канала подготовки сотрудников с необходимыми навыками – как социально-психологическими качествами, так и профессиональными знаниями.

Самые важные навыки для работодателей

1) Способность работать в команде 2) Способность работать с самыми разными людьми 3) Способность решать сложные проблемы 4) Способность строить, поддерживать и расширять связи с людьми 5) Тайм-менеджмент и способность определять приоритеты

«Мы ждем от кандидатов профессионального опыта, умения управлять командой и координировать работу с клиентами», – говорит Анна Перчас, партнер KPMG UK. Консалтинговая компания ищет кандидатов с опытом работы по профилю, с лидерскими качествами и увлеченных работой. Однако в KPMG UK обнаружили, что таких кандидатов можно найти не только в бизнес-школах, но и в других компаниях, особенно в технологическом секторе. «Мы не занимаемся привлечением выпускников MBA и даже не следим, сколько наших сотрудников имеют такую степень», – рассказала Перчас.

Работодатели из всех отраслей признались, что труднее всего найти аналитиков больших данных. 13% респондентов FT заявили, что нанять таких специалистов невозможно.

Кандидаты на должности в KPMG, связанные с кибербезопасностью или анализом данных, должны хорошо разбираться в языках программирования, таких как Python и R, и средствах визуализации данных, например Tableau.

Циммерман говорит, что недостаток технических дисциплин в программе MBA не повлиял на ее удовлетворенность курсом, приобретенные знания и опыт и без того оказались ценными, но ей кажется, что бизнес-школы не уделяют техническим навыкам достаточно внимания, тогда как многие их выпускники идут работать именно в технологический сектор.

Генеральный директор Graduate Management Admission Council (организация, администрирующая вступительные экзамены в бизнес-школы) Сангит Чуфла говорит, что бизнес-школы стараются добавлять в программы технические дисциплины и этот процесс идет достаточно быстро.

Тем не менее треть технологических компаний, опрошенных FT, заявили, что им труднее всего найти выпускников MBA, владеющих навыками программирования.

Пять навыков, которые работодателям труднее всего найти

1) Способность влиять на других 2) Стратегическое мышление 3) Энергичность и стойкость 4) Умение анализировать большие данные 5) Способность решать сложные проблемы

Почти половина участников исследования признались, что им трудно находить выпускников бизнес-школ с нужными им навыками и качествами и что с каждым годом трудности усугубляются.

Чуфла рекомендует бизнес-школам действовать в двух направлениях: определять кандидатов с нужным работодателям потенциалом и заставлять студентов в процессе обучения решать непривычные задачи и взаимодействовать с непохожими на них людьми. Все это поможет им в работе.

Выпускники MBA в целом согласны с работодателями, что подходящие социально-психологические качества важнее всего, показал опрос FT. Однако они совершенно иначе оценивают свои сильные стороны, нежели работодатели. Выпускники элитных бизнес-школ чаще всего называли своими самыми сильными качествами энергичность и стойкость, а также умение решать сложные проблемы. Рекрутеры же говорят, что именно эти качества им труднее всего найти у кандидатов из бизнес-школ. Сэндлер Бреннан признает, что выпускники MBA переоценивают свои возможности.

Перевела Надежда Беличенко

Каждый выпускник бизнес-школы мечтает о том, чтобы как можно скорее устроиться на престижную, ответственную и высокооплачиваемую работу. Но каковы его реальные шансы на успех? Статистика трудоустройства выпускников является важнейшим показателем успешности программы MBA. Хорошая должность в надежной компании с достойной оплатой труда и большими перспективами роста – это и есть та самая цель, которая оправдывает далеко не маленькие средства, финансовые и временные, вложенные слушателем программы в собственное обучение.

Как составляются рейтинги

Здесь надо отметить один существенный нюанс. Если показатели той или иной школы в рейтинге неожиданно ухудшаются – это еще не повод паниковать. В ряде случаев это может свидетельствовать о том, что многие выпускники данного учебного заведения пытаются запустить собственные стартапы или идут работать в некоммерческие организации. Соответственно, если вы мечтаете о создании собственного инновационного бизнеса, возможно, вам следует обратить внимание именно на такую школу, в которой создана наиболее благоприятная среда для стартапов – а не на ту, чьи студенты подписывают выгодные контракты с крупными корпорациями.

Бизнес-школы – лидеры

Судя по статистике выпуска 2014 года, четыре бизнес-школы в США могут похвастаться тем, что 98% их бывших учеников приступили к работе через три месяца после окончания учебы: это Chicago Booth, Goizueta, Tuck и Wharton. Goizueta уже третий год подряд стабильно выдает этот показатель, являясь, таким образом, мировым рекордсменом по количеству учеников, успешно трудоустроенных через 90 дней после выпуска. Однако если смотреть на статистику трудоустройства на момент получения диплома, то международным лидером будет Tuck с 91%.

Любопытно, что школы отличаются и по готовности своих выпускников принять предложения о работе. Например, в Chicago Booth 98% обладателей диплома были в течение трех месяцев приглашены занять должность в той или иной компании, и 97% ответили согласием. В Columbia Business School предложения получили 97% бывших учеников, но приняли их только 91%.

На наивысший уровень дохода может рассчитывать соискатель, который обладает не только набором соответствующих навыков, но и внушительным опытом работы и впечатляющим портфолио с проектами, реализованными до поступления на MBA. Некоторые выпускники вправе ожидать стартовый оклад в $300 тыс. – именно такая цифра значится в контракте нескольких специалистов, в прошлом году покинувших Stanford, Wharton и Harvard и занимающихся инвестиционно-банковской деятельностью, частным акционерным и венчурным капиталом.

В последние годы все больше специалистов мечтают о работе с частным акционерным капиталом, так как за это предлагают весьма солидное вознаграждение. Однако спрос на выпускников MBA в этой сфере относительно невелик по сравнению с тем, что имеет место в консалтинге, банковском деле или работе с высокими технологиями. Рекрутеры набирают молодых профессионалов в очень ограниченном кругу престижных учебных заведений, и за место под солнцем в перспективной отрасли предстоит как следует побороться. В 2014 году выпускники Stanford, начавшие работать с частным акционерным капиталом, получали медианный оклад $170 тыс. – это рекордный уровень зарплаты для выпускника программы MBA за все времена. Сверх оклада эти специалисты получали стартовый медианный бонус в размере $40 тыс., а общая сумма компенсаций, выдаваемых им за год, составляла $175 тыс. в среднем и $300 тыс. в своем максимальном выражении.

Если говорить о бонусах, то в 2014 году самая большая в мире годовая компенсация размером $350 тыс. досталась выпускнику Wharton. С учетом основного оклада доход счастливчика за двенадцать месяцев достиг (а, возможно, и превысил) полмиллиона долларов. Согласно расстановке сил на сегодняшний день, за высокими бонусами в дополнение к зарплате следует идти в хедж-фонды: там ежегодная компенсация эффективным сотрудникам достигает $150 тыс. при окладе в $125 тыс.

Наиболее скромные зарплаты обычно предлагают в розничной торговле, здравоохранении, индустрии развлечений и СМИ. Не могут похвастаться феноменальными доходами и обладатели дипломов MBA, трудоустроенные в некоммерческие организации. Особняком стоят те специалисты, что отправляются работать в Азию или другие регионы мира , где в соответствии с местным уровнем жизни их зарплата более чем конкурентоспособна, но в пересчете на долларовый эквивалент кажется скромной. Так, в прошлом году выпускник Kenan-Flagler Business School, уехавший в азиатскую страну с развивающейся экономикой, начал получать всего лишь $23 тыс. Еще три выпускника таких школ, как Columbia, Michigan и Carnegie Mellon, стартовали с оклада в $24 тыс. – и это был рекордно низкий показатель для 2014 года.

Впрочем, следует понимать, что личные доходы – это очень деликатная тема. Большинство благополучно устроившихся выпускников если и предают что-то огласке, то, как правило, уровень зарплаты, но никак не размер бонусов. Некоторые бизнес-школы – в том числе Harvard – не публикуют зарплаты своих бывших учеников даже на условиях полной анонимности, ограничиваясь более абстрактными показателями (например, что 13% их выпускников, работающие с частным акционерным капиталом и левереджированным выкупом, могут рассчитывать на медианный бонус в размере $80 тыс.). Конспирация соблюдается с целью обеспечения приватности специалистов, а также ради того, чтобы у абитуриентов не возникало завышенных ожиданий относительно собственных перспектив.

Газета Financial Times провела опрос среди работодателей о навыках и умениях, которые они хотят видеть у выпускников МВА. В роли респондентов выступило 48 компаний, распределенных по 12 отраслям экономики (финансовая деятельность, ритейл, электронная торговля и прочие). Компании локализированы по всему миру: в пул исследования попали представители из США, Европы, Бразилии, Китая, Нигерии и других стран.

Суть опроса – оценка навыков и умений соискателей с дипломом МВА. Всего представлено 29 таких навыков (soft и hard skills), и компаниям необходимо выбрать наиболее и неимение важные из них. Опрос проводился анонимно.

Наиболее важные навыки

  1. Умение работать с разными людьми («проголосовало» 76% респондентов).
  2. Эффективный тайм-менеджмент (72%).
  3. Понимание влияния цифровых технологий и инноваций на бизнес.

Наиболее значимые для респондентов навыки – это soft skills («мягкие навыки»), тогда как «твердым навыкам», базовым предметным знаниям, была отведена второстепенная роль. При этом компании заявили, что найти выпускника, который способен управлять своим временем, — довольно сложно.

Отсутствие hard skills в первой пятерке, по мнению респондентов, связано со спецификой деятельности конкретных компаний. В узконаправленных отраслях (например, нефть и газ, гражданское строительство, транспорт и энергетика) наличие диплома МВА не является решающим фактором в пользу выбора сотрудника на руководящую должность. Работодатели не уверены, что школы бизнеса дают актуальные для отрасли знания и учат правильным навыкам.

Наименее важные навыки

  • Навыки в сфере маркетинга.
  • Навыки в области статистики.
  • Корпоративная ответственность и менеджмент окружающей среды.
  • Программирование.
  • Узкоспециализированные финансовые знания и умения.

Еще одна причина отнесения «твердых навыков» к менее важным – неуверенность работодателей в том, что тематические исследования в программах МВА подойдут их компаниям. По мнению респондентов, большинство изучаемых в бизнес-школах кейсов основано на примерах крупных американских корпораций. Полученные знания сложно применить к мелким компаниям с собственными традициями и региональными особенностями.

Наиболее сложные навыки для рекрутинга

  1. Использование социальных медиа для увеличения прибыли.
  2. Тренерские или коучинговые навыки, умение обучать других.
  3. Финансовое прогнозирование.
  4. Работа с большими данными (Big data).
  5. Навыки строительства бренда и написания историй о бренде.

Сложности начинаются тогда, когда на управленческую должность ищут кандидата с техническими навыками и опытом. К примеру, менеджер продуктов в ИТ компании должен быть и хорошим управленцем, и знать методологию анализа Big data. Поэтому здесь важен не только диплом МВА, но и квалификация в отрасли.

Наиболее простые навыки для рекрутинга

  1. Навыки в сфере маркетинга.
  2. Проектный менеджмент.
  3. Коммуникативные навыки. Нетворкинг.
  4. Умение решать комплексные проблемы.
  5. Умение работать с разными людьми.

Найти выпускника МВА с практическими навыками по направлению маркетинг или проектный менеджмент проще, так как эти предметы чаще преподаются школах бизнеса.

По материалам исследования ft.com

Написала и перевела Инна Колдун

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Ваш бизнес - От идеи до реализации